Представители ассоциативной психологии: Ассоцианизм, ассоциативная психология.

Содержание

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 381

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Е. Е. Соколова

АССОЦИАТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (ас­социа­низм), со­во­куп­ность пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ций и школ 18–19 вв., в ко­то­рых ас­со­циа­ция счи­та­лась глав­ным или да­же един­ст­вен­ным ме­ха­низ­мом ра­бо­ты со­зна­ния. Пред­ста­ви­те­ли А. п. под влия­ни­ем ес­те­ст­во­зна­ния стре­ми­лись к стро­го де­тер­ми­ни­ст­ско­му по­зна­нию пси­хич. яв­ле­ний: они ви­де­ли в ас­со­циа­ции все­об­щий за­кон ра­бо­ты соз­на­ния, столь же стро­гий и про­ве­ряе­мый, как за­кон все­мир­но­го тя­го­те­ния И. Нью­то­на.

Клас­си­че­ская А. п. воз­ник­ла в сер. 18 в. по­сле то­го, как Д. Юм рас­про­стра­нил за­кон ас­со­циа­ции на по­ни­ма­ние всех по­зна­ват. про­цес­сов, при­рав­няв его по зна­че­нию (как прин­цип со­еди­не­ния идей в пси­хич. ми­ре) за­ко­ну при­тя­же­ния ве­щей в ми­ре при­ро­ды. В ра­бо­тах англ. учё­ных Д. Гарт­ли (1749), Т. Бра­у­на (1820), Джейм­са Мил­ля (1829), соз­дав­ших за­кон­чен­ные сис­те­мы А. п., ас­со­циа­ция вы­сту­па­ет объ­яс­нит. прин­ци­пом для всех пси­хич. про­цес­сов – па­мяти, мыш­ле­ния, по­треб­но­стей, во­ли. На­звав свою ас­со­циа­тив­ную кон­цеп­цию «мен­таль­ной ме­ха­ни­кой», Милль под­черк­нул наи­бо­лее ха­рак­тер­ную чер­ту ас­со­циа­тив­ных тео­рий это­го вре­ме­ни: стрем­ле­ние вы­вес­ти все за­ко­ны ду­шев­ной жиз­ни из ме­ха­ни­че­ских по сво­ей су­ти свя­зей (ас­со­циа­ций) не­де­ли­мых эле­мен­тов (ощу­ще­ний или пред­став­ле­ний). Для клас­си­че­ской А. п. все слож­ные пси­хич. яв­ле­ния, вклю­чая дея­тель­ность соз­на­ния, вто­рич­ны и яв­ля­ют­ся про­дук­том ас­со­циа­ции этих эле­мен­тов.

С сер. 19 в. на­чал­ся кри­зис тео­рий клас­си­че­ской А. п. За­кре­п­ля­ет­ся по­ло­же­ние о не­воз­мож­но­сти све­сти «за­ко­ны ду­ха» к ме­ха­нич. за­ко­нам и вы­дви­га­ется тре­бо­ва­ние вве­сти в кон­цеп­ции А. п. прин­цип ак­тив­но­сти субъ­ек­та, Я («мен­таль­ная хи­мия» Джо­на С. Мил­ля, «твор­че­ские ас­со­циа­ции» А. Бэ­на и др.). В. Вундт про­ти­во­пос­тав­ля­ет ас­со­циа­ции ап­пер­цеп­цию как твор­че­ский про­цесс ме­ха­ни­че­ско­му. Г. Спен­сер (1855) пы­та­ет­ся рас­смот­реть ас­со­циа­ции в био­ло­гич. (эво­лю­ци­он­ном) ас­пек­те. Г. Эб­бин­га­уз (1885), Г. Э. Мюл­лер (1911–17) раз­ра­ба­ты­ва­ют экс­пе­ри­мен­таль­ные ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния про­цес­са об­ра­зо­ва­ния ас­со­циа­ций, а так­же их раз­ру­ше­ния.

В пер­вые де­ся­ти­ле­тия 20 в. А. п. как осо­бое на­прав­ле­ние ис­чез­ло под влия­ни­ем со­кру­ши­тель­ной кри­ти­ки со сто­ро­ны вюрц­бург­ской шко­лы, геш­тальт­пси­хо­ло­гии и др. но­вых на­прав­ле­ний пси­хо­ло­гии. Ас­со­циа­ция на­ча­ла рас­смат­ри­вать­ся не как ис­ход­ный ос­но­во­по­ла­гаю­щий прин­цип, а как яв­ле­ние, ко­то­рое са­мо тре­бу­ет объ­яс­не­ния.

Ассоциативная психология — Студопедия

Лекция 5 Развитие предмета психологии в естественнонаучном знании

Для эпохи Просвещения идеалом становится свободная самостоятельная личность, наделенная здравым смыслом. Пребывание в сфере разума, постижения общих идей, открываемых волей смыслов в эпоху Средневековья, сменяется с развитием научного знания на установления общих закономерностей через обобщение наблюдаемых фактов. Апелляция к собственному опыту и рассудку стало одним из критериев, задающий объективность получаемых знаний. Рассуждение, строящееся на априорно заданных посылках, не становится свободным. Оно, как показала история, может превратиться в следование догматом и тем самым человек становится несвободным.

Выход был предложен в применении новых методов, позволяющих объективно, без спекулятивных построений, познать природу. Данные представления определяли новые способы понимания свободы человека – самостоятельно мыслить, апеллируя к собственному опыту и рассудку.

Сам опыт вслед за разделением Декарта сознания и телесности также рассматривался в двух плоскостях: сенсуализм и интроспекционизм. Становление науки и усиление ее позиций привели к развитию сенсуалистического направления. При этом человек был сведен к ощущаемому органу, к вместилищу опытного знания, полученного в результате взаимодействия его с внешним миром.

Новые концепции психического отразили общее направление развития научного знания – естествознания. Одним из направлений, которое отразило общую установку развития эмпирического знания, была ассоциативная психология.



При познании окружающего мира, психических явлений раньше открываются более общие свойства и отношения, имеет «место первичная генерализованность. За этим следует процесс конкретизации, в ходе которого воспроизводится специфика единичного, и лишь потом начинается ход вторичного обобщения, идущий от полноты и целостности индивидуального «лица» данного конкретного объекта к поиску глубинных общих принципов. Такого рода стадиальность – в тех или иных ее модификациях – проявляет себя не только в ходе исторического становления доэмпирического знания о феноменологии отдельных свойств и признаков познаваемого объекта, но и в процессе поиска общих законов данной области действительности, т.е. в развитии собственно теоретических обобщений. Не случайно поэтому в основе одной из самых первых психологических теорий лежит наиболее общий (и именно в силу этого раньше других открывающийся познанию) принцип организации психических процессов – способ их связи друг с другом (Веккер Л.М.).


В связи с этим принцип ассоциации как общий способ связи психических феноменов неслучайно является предметом старейшей из психологических теорий – ассоцианизма.

Идея ассоциации в понимании психического была внесена еще Платоном и развита Аристотелем, который, стремясь объяснить динамику образов-представлений, вводит механизм ассоциации. Согласно Аристотель за каждым из выделенных им разрядов ассоциаций (смежности, сходству, контрасту) скрыты различные движения пневмы в кровеносных сосудах. Данный объяснительный принцип вновь был привлечен для понимания психического лишь в XVI столетии. Ассоциации принимали за один из основных психических феноменов Р.Декарт, Б.Спиноза и Г.Лейбниц. Но все они считали их низшей формой познания и действия по сравнению с высшими формами, к которым относили мышление и волю. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. Томас Гоббс (1588-1679) считал, что в мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем. Соответственно и все психические явления подводились под эти глобальные законы. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. Поскольку движения при ощущении происходит строго механически, то и представления следуют одно за другим в силу связанности движимой материи. Механизм ассоциации положен им в основу всей психической жизни, включая ее высшие проявления — рациональное познание и произвольное действие. Он рассматривал только один закон ассоциации – по смежности. Эта схема легла в основу всей ассоциативной психологии и, по сути, вычеркнула душу из психологии, оставив разум как результат телесных, механических движений в организме.

Дальнейшее развитие идеи выводимости внутренних психических процессов из ощущений, из опыта путем связывания получили в концепции Джона Локка (1632 — 1704). Он обратился к понятию «ассоциация» для объяснения того, как образовываются сложные идеи. Простые представления, идеи различной силы собираются друг с другом с неуловимой быстротой. Представления группируются в известном порядке по трем законам ассоциаций: сходству, смежности и причинности, — и взаимно притягиваются, словно повинуясь силе тяжести, тем самым образуя сложные идеи. Однако Локк рассматривал ассоциации не как основной механизм психической активности. В результате ассоциаций появляются неверные, ненадежные сочетания идей, как случайные и пассивные связи, свойственные в основном психической жизни душевнобольных и лишь отчасти здоровых людей, например, во время сновидений. Тем не менее, Локк стоит у истоков ассоциативной психологии.

Непосредственным последователем Локка был Джордж Беркли (1685—1753) (Рис 9), который полагал, что «существовать (esse) значит быть воспринимаемым (percipe)» и «все имеет существование только в сознании». Пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза – пропадает не только ощущение, но и объект. Таким образом, оп Беркли, нет никаких качеств, кроме непосредственно испытываемых субъектом. Идеи, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют комплексы, иллюзорно принимаемые за объект. Изучая построение зрительных образов из ощущений, он использует ассоциацию как условие возникновения образов восприятия. За счет ассоциации происходит связывание зрительных ощущений и двигательных, мускульных. И если связь часто повторяется, то ассоциация между ними становится привычной, и в самом образе мы уже не можем их разделить.

Развитие ассоциативной психологии уже на феноменологической основе получает у Дейвида Юма (1711 — 1776). Согласно Юму (Рис 10) ассоциации являются не продуктом причиной связи, но мнение о существовании такого рода связи – продукт ассоциации. Способ связи психических элементов абстрагирован и от структуры, в которую они объединяются, и от природы как самих элементов, так и синтезированной из них психической структуры (Веккер Л.М.). Связь дана внутри самих элементов сознания и не требует никакой реальной основы. Она своего рода притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи. В течении ассоциативных процессов, не имеющих реальной причинной связи, исчезали не только объекты восприятия, но и сам человек. Человек представлялся как калейдоскоп лишенных внутренних состояний, каждое из которых являлось причиной самого себя, как «связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении». Никак невозможно уловить свое «Я» как нечто существующее помимо восприятий и никак невозможно подметить ничего, кроме какого-либо восприятия» [Юм Д. Сочинения в 2-х т. М., 1966, т. 1, с.367].

Идею Юма о познании, о его прагматической ценности стали основанием построения позитивизма О.Конта. Смена одного состояния другим легли в основу прагматического и функционального подходов в психологии. В то же время он говорил о различных задачах познания, которые определяют и разные способы получения данных: познание сути и использование знаний. Тем самым наметилось разделение науки на объяснительную и описательную (как они были позже названы В.Дильтеем).

Несмотря на то, что Беркли и Юм пытались рассмотреть ассоциацию как имманентное свойство сознания, верх в понимании природы внутреннего мира человека брала механистическая концепция. Развитие естествознания, науки, в первую очередь механики И.Ньютона, приводило к необходимости выделения закономерностей, установлению единого закона разума.

Давид Гартли (1705-1757) ставит механизм ассоциации как универсальный единый закон разума: «Все объясняется первичными ощущениями и законами ассоциации». В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. В книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749) Гартли обосновал свою ассоциативную теорию, которую рассматривают как первую законченную систему ассоциативной психологии.

По образцу ньютоновской картины природы Гартли представил психический мир человека как продукт работы организма как «вибраторной машины». Предполагалось, что вибрации внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают соответствующие вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно этому в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» этих вибраций — от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Ассоциации устанавливаются между ощущениями, между идеями, между движениями, чувствами. Этим ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон (для ощущений и движений) или ассоциированные вибрации мозгового вещества (для сознаваемых идей и сложных психических образований). Таким образом, ассоциации являются пассивным отражением нервных связей в мозгу. Главными условиями образований ассоциаций являются: смежность во времени или в пространстве и частота повторений их сочетаний. Общие понятия возникают, когда от прочной ассоциации, которая остается в различных условиях неизменной, отпадает все случайное и несущественное. Совокупность этих постоянных связей удерживается как целое, благодаря слову, которое выступает как фактор обобщения.

Механистическая картина мира начала определять и понимание психических явлений. Предложенная Гартли схема соотношения физического и психического рассматривалась многими учеными как научное, строго причинное объяснение психического механизма. Закон ассоциации признавался как универсальный. Ассоциативное направление практически на два века стало основным в понимании психического. Расхождения возникали в понимании того, как работает механизм ассоциаций.

С работ Гартли можно говорить о появлении психологии как самостоятельной области научного исследования. Появляются работы, посвященные чисто психологической проблематике, работы, анализирующие место психологии в системе наук, начинают читаться курсы лекций в университетах.

Джозеф Пристли (1733 — 1804) развивал идеи Гартли и рассматривал ассоциацию ощущений как основание всего содержания и структуры внутренней жизни. Он считал, что достаточно одних внешних чувств, чтобы объяснить все разнообразие психических явлений. Они появляются в результате различных видов или случаев ассоциаций ощущений и идей, по разным законам образованных. Зная эти законы, подобные законам механики, физики, химии, возможно установить объективные способы воздействия на человеческий разум, вывести законы воспитания и обучения.

Развитие ассоциативного направления происходило и в следующем веке. XIX век рассматривается век триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали, воспитания.

При этом тенденция к познанию природы, более глубокому ее пониманию сохраняется, однако вся яснее появляется необходимость новых методов исследования, нового подхода к изучению окружающего мира. Метафизические представления, сохранявшиеся в науке, приходили во все большее противоречие с накопленными фактами, которые не поддавались объяснению в рамках старых теорий. Это привело к формированию устойчивого интереса естествоиспытателей и философов в первой половине XIX в. к проблемам метода исследования природы и другим общим вопросам научного познания. И в качестве таких методов стали рассматриваться методы естественных наук, в первую очередь физики и химии. В связи с этим появляются в рамках данного направления труды, пересматривающие основные положения о предмете и методе ассоциативной психологии. Ассоцианизм в лице Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера соединяется с философией позитивизма. Однако это стало и началом кризиса этой психологической системы.

Расцвет ассоцианизма связан с концепцией внушения Томаса Брауна, умственной механикой Джемса Миля (1773 — 1836) и умственной химией его сына Джона Стюарта Милля (1806 — 1873)

Томас Браун (1778 — 1820), пытаясь понять, почему появляется именно такой, а не другой психический феномен, вводит первичные законы и вторичные законы ассоциации (частота, новизна, длительность, сила первоначального ощущения и др.). Благодаря им отдельные ощущения сливаются в комплексы, где образующие этих комплексов уже не различимы. Для описания этого механизма он вводит понятие «внушение» — нечто вроде внутреннего возникновения явления и побуждение одновременно, то, что поднимается в сознании, есть следствие прежних представлений. Порядок идей тем самым может отличаться от порядка ощущений.

Целью работ Джемса Милля было способствовать наилучшему развитию душевных способностей и сил при воспитании. Следуя Д. Локку, Дж. Милль полагал, что первыми состояниями сознания являются ощущения; производными от них — идеи. Природа сознания такова, что в нем самом уже заложены чувственные данные и ассоциативный механизм их связи. Ассоциации — это не сила и не причина, как она понималась Д. Юмом, а просто способ совпадения или соприкосновения идей: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. «Порядок и связь таковы, каковы порядок и связь ощущений», — Дж.Милль. Они приложимы только к идеям и чувственных данных не затрагивают.

Идеи, будучи вторичными состояниями сознания, представляют собой копии ощущений, отличаясь от последних только тем, что они никогда не появляются раньше ощущений. Из простых идей посредствам ассоциаций образуются сложные идеи. Причем Милль выделял только один закон ассоциации смежность или близость во времени или в пространстве. Результат многообразных соприкосновений (ассоциаций) идей составляет суть психической жизни человека. Доступа к ней, кроме внутреннего наблюдения, нет.

.Прежние концепции психического опирались на механические модели, однако при этом так и не удалось выделить в сложных психических явлениях качества первичных элементов, из которых слагается интегральное психическое образование. Механическая модель не позволила объяснить психическое. Большие успехи химии вселяли в Джона Стюарта Милля надежду найти механизмы психического. Он предложил рассматривать законы сознания по образцу химических процессов, при этом полагая в качестве основного ассоциативный принцип. Исходные явления сознания, ассоциируясь, дают новое психическое состояние, качества которого не имеют подобия среди первичных элементов, из простейших элементов сознания возникают новые, обладающие собственными качествами структуры этого сознания – подобно тому, как из водорода и кислорода возникает совершенно новый продукт – вода. Он выделил новые виды ассоциаций: сходство, смежность, частота и интенсивность. Впоследствии закон интенсивности был заменен законом неразделенности.

В тоже время Джон Стюарт Милль критически анализирует также понимание предмета в ассоциативной психологии. Он различает физическое и то, что принадлежит сознанию: «Когда одно какое-нибудь состояние произведено другим, связывающий их закон я называю законом духа. Когда же непосредственно причиной духовного состояния является какое-либо состояние тела, мы будем иметь закон тела, относящийся к области физических наук» (Милль Д. Ст. Система логики. С. 773). И путем анализа приходит к выводу, что «…не существует самостоятельных (или оригинальных) психических законов — «законов духа» … психология есть просто ветвь физиологии, высшая и наиболее трудная для изучения» (там же, С.773). Обсуждая возможности изучения психических явлений только через собственный опыт, он приходит к мнению, что отдельная и особая наука о духе, предметом которой выступают единообразия последовательности, законы вызывающие одно явление другим.

В это время выходит многотомный «Курс положительной философии» Огюста Конта, в котором он выделяет основные критерии научного знания. Эти критерии базировались на применении наблюдения и эксперимента, логики, с помощью которой происходит обобщение данных фактов и построение законов. Данные идеи были приняты многими учеными и сыграли определенную роль в становлении экспериментальной психологии. Идеи О.Конта поддержал и Дж.Ст.Милль, который предполагал путем экспериментального анализа вычленить «атомы» сознания. Это воззрение существенно повлияло на программу работы первых психологических лабораторий. Дальнейшее развитие ассоциативной психологии связано с различными попытками применить объективные методы для получения фактов психического и его выделения законов.

Принято считать, что последним крупным ассоцианистом был Александр Бэн (1818 — 1903). Однако он своими представлениями о волевом действии, возникающем при избыточной спонтанной энергии в организме, показал, что закон ассоциации не столь универсален. Столкнувшись с дихотомией непроизвольных и произвольных движений, он выдвинул представление о «пробах и ошибках» как особом принципе организации поведения. Между «чисто» рефлекторным и «чисто» произвольным имеется обширный спектр действий, благодаря которому постепенно, шаг за шагом достигается искомая цель. Данному принципу, подчиняется не только внешнедвигательная, но и внутримыслительная активность. Тем самым деятельность сознания сближалась с деятельностью организма. Закономерности, присущие всей органической природе, оказывались также и закономерностями «внутреннего мира». Тем самым он поставил новые задачи, которая ассоциативная психология не могла решить. В связи с чем появляются необходимость привлечения иных моделей для объяснения психического.

С началом XIX в. в научном познании стали складываться принципиально новые установки, все более явно стали обнаруживаться переходы от одного ряда явлений к другому и формироваться, соответствующие представления о единстве и развитии природы. Механическая картина мира «сменялась новым представлением о природе, в основу которого легли принципы сохранения и превращения энергии, детерминизма и атомистики, учение об историческом развитии Земли и органического мира» (Развитие естествознания в России (XVIII — начало XХ века) / Под ред. С.Р. Микулинского, А.П. Юшкевича. М., 1977. – С.140). Эти новые установки определили и развитие идей в ассоциативной психологии.

Ряд новых моментов в ассоциативную психологию вносит Герберт Спенсер (1820 — 1903). В работах Спенсера происходит сближение психологии с учением о биологической эволюции, поэтому его рассматривают как разновидность ассоцианизма на эволюционной основе. Считал, что психические явления можно понять исключительно через анализ развития. Развитие психического рассматривал как частный случай действия обей закономерности: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т. е. характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному. Психическое, по Спенсеру, как и жизнь в целом является приспособлением внутренних отношений к внешним, к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции за счет нарастания ассоциативных связей вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений. Эволюционный подход давал возможность изучить формирование психики, проследить этапы его становления, раскрыть новые психологические закономерности, что создавало условия для появления генетической психологии.

Особое значение заняло новое понимание детерминации психических явлений. Со Спенсером утвердилось понимание связи организма со средой. Он выходит за пределы организма и рассматривает психическое в его отношении к внешней среде. По его мнению, психология должна исследовать природу, происхождение и значение связей между сознанием и внешней средой. Социальная эволюция — часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов — языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др.

Особую роль в развитии идей Спенсера сыграл позитивизм. Многие положения данной концепции он оспаривал, но при этом считал необходимым использовать научный метод для познания, опыт «в широком смысле…знания как продукт накопленного и организованного опыта» (Г.Спенсер Классификация наук. – М., 2001. С.54).

Преобладание интроспекционизма в психологии привело к тому, что Конт отказал психологии в праве считаться настоящей наукой. Однако Спенсер доказывал, что наряду с субъективной психологией должна существовать объективная психология (тем самым, намечая уже пути развития психологии как науки), которая рассматривает поведение как совокупность нервно-мышечных приспособлений (эти положения Спенсера развивали в американской психологии В.Джеймс, психологи-функционалисты, бихевиористы). Как отметил М.И.Сеченов, Спенсер вывел психологию из поля сознания в поле поведения.

Для ассоциативной психологии разложение психически процессов на отдельные, простые элементы (атомы) приводит к необходимости нахождения связующих механизмов, появления сложных явлений и образований. За ассоциативной концепцией стоит несомненная реальность действительно самой универсальной формы взаимосвязи психических явлений и таких главных ее детерминант, как пространственно-временная смежность этих явлений, их частота и сходство. Однако другие факторы организации этой реальности, позволяющие понять структуру психических явлений, их функцию и т.п. не были рассмотрены. На первых этапах развития данного направления эти аспекты не были еще раскрыты, а потом ассоцианизм от них абстрагировался. И как отметил Л.С.Выготский: «от рисунка и материала ткани психических процессов в этой концепции остаются только «ассоциативные нитки». Однако это не те нитки, из которых ткется сама психическая ткань, а лишь те, с помощью которых ее «куски» сшиваются в непрерывное, сплошное полотно психической жизни» (Л.С.Выготский). Таким образом, данная концепция не раскрывала природы психического, не позволяла объяснить появление новых образов, не выводимых из простого сочетания ощущений, особенно это касалось проблемы мышления, привело к тому, что начинают появляться новые проекты изучения психологических явлений. Однако ее положения, детальные описания самого акта ассоциации, законов образования повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, способах заучивания.

Помимо высказанного универсального закона она стояла и на позициях эмпирического получения знаний в силу оснований самой концепции. Только посредством ощущений возникают представления, идеи, мысли и пр., только эмпирия, опыт дает человеку новые знания. Психические явления тем самым превращаются в материал физических объектов. Обращение к опыту выдвигается как основной способ познания психического. «Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека» (Ждан А.Н). При этом данное направление не выходило за пределы сознания, оставалась «чистой психологией сознания» (Э.Гартман), что привело к ее теоретической несостоятельности. Особенно это подчеркнул Джон Стюарт Милль в «Логике», сыгравшей огромную роль в становлении психологии как самостоятельной науки. Доступность психологических явлений эмпирическому изучению выступили для Милля основанием разработки особой «науки об уме». Эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Тем самым Милль намечает пути развития психологии как научной дисциплины. Применяя объективные методы познания к описанию психического как объективного явления, Г.Спенсер заложил новую модель в понимании психического и его изучения, которая определила появление психологии как науки о поведении.

8. Ассоциативная психология. Общая психология

8. Ассоциативная психология

В процессе формирования психологии стал преобладать ассоцианистский подход к восприятию. Ассоциативная психология – одно из основных направлений в психологии XVII–XIX вв. Главным объяснительным принципом психической жизни являлось понятие ассоциации. Данный термин был введен Джоном Локком. Он означает связь, возникающую при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различные виды трактовки ассоциативной психологии были даны Дэвидом Гарт-ли, Джорджем Беркли и Дэвидом Юмом.

В начале XX в. в противовес механистическому ассоциативному подходу к психике и восприятию как ее базовой функции была сформирована школа гештальт-психологии. Понятие гештальта – целостного образа – легло в основу воззрений данной школы. Но концепция этой школы относительно процесса восприятия также оказалась нежизнеспособной, хотя и сыграла большую роль в преодолении механистичности ассоциативного подхода. Гештальтпсихология приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды. Таким образом, согласно воззрениям этой школы сознание не является объективной функцией психики, основанной на адекватном отражении окружающего мира. Восприятие отрывается от внешнего мира, воспринимается как категория субъективного идеализма. Оно лишается какой бы то ни было объективности.

Другой шаг в преодолении ассоцианизма был сделан М. И. Сеченовым. Благодаря нему параллельно с развитием концепции гештальта развивалась рефлекторная концепция психики, которая в настоящий момент принята за основу многими зарубежными психологическими школами. Рефлекторная концепция отражения является компромиссом между механистическим материализмом ассоцианистов и субъективным идеализмом представителей гештальтпсихологии. Согласно ей восприятие не является механическим процессом, но также и не представляет собой процесс, полностью оторванный от объективных реалий мира. Восприятие есть процесс в своем роде творческий. В нем совокупно сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта. В своей книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов предоставил теоретическое обоснование целостности взаимоотношений организма и внешней среды. А в своей работе «Элементы мысли» он написал о процессе восприятия так: «Организм без его внешней среды, поддерживающей существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».

В середине прошлого века в отечественной психологии был сформулирован деятельностный подход к изучению психики. Одним из основных его авторов являлся академик А. Н. Леонтьев. Данный подход характеризуется тем, что каждое психическое явление рассматривается в связи с деятельностью человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Ассоцианизм (ассоциативная психология) | Психологическая энциклопедия 1vc0

Ассоцианизм или ассоциативная психология — одно из основных направлений мировой психологии, объясняющее функционирование психики посредством образования ассоциаций — устойчивых связей между образами явлений. Впервые принцип ассоциации был сформулирован Аристотелем («Образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации»). В XIX в. были исследованы условия образования ассоциаций и их нейрофизиологические, условно-рефлекторные механизмы.

Ассоциативная психология — психологические направления, в которых единицей анализа — психики — признана ассоциация. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:

  1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.
  2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.
  3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Ассоциативная психология — различные по своей научно-идейной сущности психологические направления, использующие понятие ассоциации в качестве главного объяснительного принципа. Идея о том, что существуют закономерные сочетания психических явлений и что эти сочетания имеют определенные телесные предпосылки, зародилась уже у Аристотеля («О душе»). Однако лишь в новое время в связи с распространением материалистической методологии на изучение психической деятельности эта идея становится научной доктриной, положившей начало ассоциативной психологии. Первые попытки наметить такую доктрину содержатся в работах Декарта (его физиологические сочинения), Спинозы и Гоббса. По Гоббсу, порядок, в каком представления сменяют друг друга, отражает последовательность ощущений. Эта последовательность, в свою очередь, детерминирована изменениями в организме, вызванными воздействиями на него физических тел, и поэтому течение всех психических процессов определяется материальными причинами. Гоббс разделил «цепи мыслей» на две категории: причудливые, развёртывающиеся без плана и намерения, и регулируемые определенной целью. Тем самым была выдвинута задача, над которой бились психологи впоследствии: требовалось объяснить на основе понятия об ассоциации закономерный, упорядоченный характер процесса мысли. В отличие от Гоббса, применившего материалистическое представление о необходимой связи явлений ко всей области сознания, Локк назвал новым в философском лексиконе термином «ассоциация идей» только те связи, которые обусловлены случаем или привычкой (Дж. Локк, Опыт о человеческом разуме, 1690, рус. пер. 1898). Локк видел в ассоциации помеху для правильного мышления и считал образование новых сложных идей продуктом рефлексии как особой способности познания. Учению о зависимости порядка и сочетаний психических фактов от материальных причин (эта зависимость понималась первоначально с позиций механистического мировоззрения) идеализм противопоставил концепцию, согласно которой как компоненты ассоциации, так и она сама представляют собой первичные психические феномены, из совокупности которых строится якобы не только вся психическая жизнь, но и внешняя реальность. Такой взгляд, отрицательно влиявший на развитие научного познания психики, защищали Беркли, Юм и их последователи.

Расцвет материалистического направления ассоциативной психологии в 18 веке выразился в продолжившем линию Гоббса учении Гартли, основанном на принципе тесной связи психической деятельности с нервной (последнюю Гартли, в силу ограниченности физиологических знаний, понимал как процесс вибрации). Будучи механистическим материалистом, Гартли не смог правильно разрешить проблему причинной обусловленности психических явлений и придерживался мнения о том, что они соединяются параллельно нервным процессам. Но, в отличие от других сторонников психофизического параллелизм, Гартли признавал первичным – воздействие внешнего мира и производным – связи в сфере психического. Гартли отбросил локковскую рефлексию как самостоятельный источник идей и выводил все стороны психической деятельности, включая абстрактное мышление и волю, из общих законов ассоциации. Важным нововведением явилось включение в ассоциативный процесс (наряду с психическими явлениями) мышечных движений. Теория Гартли оказала значительное влияние не только на психологию, но и на многие другие области знания – этику, эстетику, биологию, логику, педагогику. С пропагандой идей ассоциативной психологии выступили Пристли, Бонне, Эразм Дарвин и др. Благодаря Гартли ассоциативное понимание психики стало синонимом материалистического.

Идеалисты направляют свои усилия на разделение этих понятий и доказательство независимости ассоциативной психологии от материализма. Они отрицают необходимую связь психических явлений с физиологическими и стремятся выхолостить из установленной ассоциативной психологией фактов и зависимостей их детерминистический смысл. В Англии Браун употреблял вместо термина «ассоциация» заимствованный у Беркли термин «суггестия», под которым понималась простая последовательность состояний сознания: одно чувствование вызывает другое, прежде Философский с ним, без того, чтобы была какая-либо необходимость в этой связи (Т. М. Brown, Lectures on the philosophy of the human mind, 1820).

Английский философ-идеалист Гамильтон заменял ассоциацию принципом «рединтеграции» (целое состояние сознания восстанавливается при появлении одного из его компонентов). Своеобразное преломление получила идеалистическая ассоциативная психология в Германии, где Гербарт выдвинул теорию, объяснявшую возникновение и развитие психических процессов «статикой и динамикой» представлений как первичных атомов сознания.

К середине 19 века наиболее видными представителями ассоциативной психологии были Милль и Бэн. Первый, стремясь преодолеть крайний механицизм (психологический «атомизм») ассоциативной психологии своего отца Дж. Милля, предложил концепцию «ментальной химии». Согласно этой концепции образцом для понимания психических явлений должны служить принципы не механики, а химии, показавшей, что при слиянии первичных элементов возникают соединения, обладающие новым качеством. Также и элементарные психические состояния (ощущения), образуя более сложные психические продукты, могут изменяться до неузнаваемости. Бэн, отклонив «ментальную химию», ввел принцип «конструктивной имажинации», согласно которому ум способен создавать новые комбинации образов, отличные от встречавшихся в прежнем опыте (A. Bain, The senses and the intellect, 1855).

С развитием эволюционной теории предпринимались попытки перестроить ассоциативную психологию на основе новых биологических представлений (Спенсер). Но ни Милль, ни Спенсер не смогли вывести ассоциативную психологию из кризиса, так как придерживались ложного интроспекционистского взгляда на сознание и законы, которым оно подчинено. В новой экспериментальной психологии, выделившейся в 70–80-ых годах 19 века в самостоятельную научную дисциплину, по отношению к принципам ассоциативной психологии наметились две линии. Вундт, уделивший много внимания экспериментальному изучению ассоциации, подчинял ее особому синтетическому акту сознания – апперцепции. Другие исследователи (Эббингауз, Гальтон), напротив, видели в ассоциации первичный и универсальный психический факт. В целом идеи ассоциативной психологии, несомненно, способствовали прогрессу опытных исследований в области психологии восприятия, памяти, воображения, мышления. Особенно ценными являлись работы Эббингауза (H. Ebbinghaus, Über die Gedächtnis. Untersuchungen zur experimentellen Psychologie, 1885), показавшие зависимость ассоциаций от числа повторений материала, времени его воспроизведения и т.д. Вместе с тем в ходе экспериментов обнаружилась ограниченность принципов ассоциативной психологии, ставших вскоре объектом критики со стороны различных идеалистических школ (в особенности так называемой гештальтпсихологии). При этом под ударом оказались не только уязвимые стороны ассоциативной психологии (игнорирование системного характера психической деятельности и качественных различий в формах ее проявления и уровнях развития), но и прогрессивные установки ее материалистического крыла, утверждавшего закономерный характер возникновения и связи психических актов и их обусловленность нервными процессами.

Циген, сторонник ассоциативной психологии, взгляды которого подвергнуты критике Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме», придерживаясь махистской методологии, защищал изжившие себя механистические схемы ассоциативной психологии, отбрасывая ее былые достижения. К началу 20 века традиционная ассоциативная психология, пронизанная механицизмом и идеализмом, потерпела крах, но многие ее выводы унаследовал бихевиоризм. Развив материалистическую и детерминистическую трактовку понятия ассоциации, Сеченов и Павлов выдвинули новую систему воззрений на ассоциативный процесс, положенную современной психологией в основу изучения закономерностей психической деятельности.

развитие, представители, зарождение, теория памяти, гештальтпсихология, общая характеристика, суть, основатель

Если нам нужно что-то выучить или запомнить, но материал даётся сложно, то на помощь приходит метод «создания ассоциаций» или ассоциативная психология. В XVIII-XIX веках, ассоцианизм считали главным и единственным механизмом работы сознания.

Ассоциативная психология

Ассоциативная психология история, идеи, факты 

Возникший в XIX веке ассоцианизм развивался выдающимися учёными: Гербертом Спенсером, Томасом Брауном, Джоном Стюартом Миллем, Джемсом Миллем, Александром Бэном и Гербертом Спенсером. Его важной особенностью стало соединение с философией позитивизма, которая утверждала, что «каждая наука — сама себе философия».

Ассоциативная психология — это направление психологии, которое объясняет духовность, эмоциональность и движения человека с помощью ассоциаций, возникающих в процессе. Эта наука образовала ряд школ, теорий, учений и концепций. Специалисты из этой области, считают ассоциации главным элементом, который участвует в работе психики и сознания человека.

Появление и развитие

Возникновение и развитие ассоциативной психологии проходило в несколько этапов. С IV до середины XVIII веков, возникли начальные учения. Аристотель и Платон ещё в античные времена подробно описали принцип её работы. Чтобы лучше понять возникновение эмоций каждой личности, правила ассоцианизма использовал Декарт. Гоббс придерживался их, чтобы приобрести новый опыт и навыки. А Спиноза — хотел с их помощью понять особенность мыслей человека. В это же время, Локк вводит термин «ассоциация».

В середине XVIII-начале XIX века психика человека, полностью определяется ассоциацией.

В XIX и начале XX века наступает кризис в развитии этого учения. Это происходит из-за того, что невозможно найти связь между законами сознания и механики.

С 1900 по 1920 годы ассоциативная психология исчезает, а её идеи занимают место в других направлениях этой науки.

Учёные из этой области пришли к мнению, что ассоциации — это особенный феномен психики, который нуждается в дальнейшем, детальном изучении.

Главные принципы

Основными теориями ассоциативной психологии являются следующие убеждения:

  1. Душа должна восприниматься как сознание.
  2. Главные вещи для душевной жизни — простые элементы, ощущения, эмоции.
  3. Второстепенные – это мысли, чувства, воображение.
  4. Основой принципа ассоциативной теории мышления в психологии служит понятие, что из простых образований складываются сложные.

5. Закрепления приобретённых ассоциаций достигается частотой их повторения.

Ассоциативная психология

Вспомните, когда в последний раз вы вынуждены были что-то учить, запоминать. А, если материал вам сложно давался, то, какие попытки вы предпринимали, что хорошо его усвоить? Многие ответили бы: «Создавал ассоциацию.»

Ассоциативная психология

Ассоцианизм возник, как самостоятельное направление в 18 ст. Оно являет собой направление в психологии, которое занимается объяснением с помощью ассоциации духовной жизни человека, глубоких эмоциональных процессов и движений, что возникают в результате этого.

Яркими представителями и основателями ассоциативной психологии являются Гартли, Юм, Гербарт и Пристли. В 19 столетии их последователями стали Циен, Мюллер, Эббингауз, Джон Ст. Милль.

Эта область психологической науки породила ряд теорий, школ, учений, концепций. Представители данного направления считают ассоциации главным механизмом, что помогает функционировать сознанию и психике человека. В настоящем наиболее известна школа гештальтпсихологии, что была основана на учениях ассоцианизма.

Развитие ассоциативной психологии

В развитии АП сбудет уместно выделить несколько следующих исторических этапов:

  1. 4 век н.э.-средина 18 н.э. В этот этап возникают начальные учения ассоциативной науки. Еще в античности Платон и Аристотель детально описали механизм ее работы. Принципы ассоциации использовали Декарт (для лучшего понимания процессов страстей каждой личности), Гоббс (для приобретения новых навыков и опыта), Спиноза (с целью понять особенность мыслей человека), Беркли (для лучшего восприятия пространства и мировоззрения). В этот период времени Локк внедряет понятие «ассоциация».
  2. Средина 18 – начало 19 ст. Ассоциация определяет психику в целом.
  3. 19 век – начало 20 ст. Период кризиса в развитии направления. Это вызвано невозможностью определить связь между законами сознания и механики.
  4. 1900-1920 гг. Ассоциативное направление в психологии как таковое исчезает. Его идеи разбросаны в различных областях этой науки. Общепризнанным осталось мнение, что ассоциация – особый психический феномен, который необходимо еще детально изучать.

Основные принципы ассоцианизма

  1. Душа воспринимается как сознание.
  2. Основа душевной жизни – простые элементы, ощущения, чувства.
  3. Эти элементы первичны и характеризуются чувственностью. Вторичными есть чувства, мысли и представления.
  4. На основе принципа ассоциации простые складываются в сложные образования.
  5. Закрепление полученных ассоциаций обусловлено частотой их повторений.

 

Зарождение и развитие ассоциативной психологии — Студопедия

Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественно-научную методологию, а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.

Термин «ассоцианизм» был введен Локком, а само понятие использовалось еще Аристотелем, который разработал и первые законы ассоциаций. Затем, уже в Новое время, это понятие вернулось в психологию, однако ассоциации Декарт и Лейбниц трактовали, в отличие от Аристотеля, не столько как механизмы переработки информации, сколько как мешающие истинному пониманию вещей феномены.

Некоторые вопросы ассоциативной психологии разрабатывались в трудах Бонне, Беркли и Юма, однако появление ассоцианизма как психологической школы связано с именем Д. Гартли, построившего на механизме ассоциативной переработки свою психологическую теорию.

Английский философ Д.Беркли (1685-1753) положил в основу своей концепции положения Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий. Отбросив идею о связи ощущений с внешним миром, во главу угла Беркли поставил понятие о внутреннем опыте, став родоначальником крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь. Его формула познания гласила: «Быть значит быть в восприятии», т. е., по Беркли, то, что люди принимают как независимые от сознания вещи, есть не что иное, как комплекс их внутренних ощущений (по терминологии Беркли, «идей»), которые никак не отражают состояние внешнего мира. Пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза — пропадает не только ощущение, но и объект.



Не удивительно поэтому, что Беркли отверг разделение качеств предметов на первичные и вторичные, о чем говорили Демокрит и Локк. Беркли же утверждал, что никаких качеств, кроме непосредственно испытываемых субъектом, не существует. Исходя из этого, все качества, по существу, являются вторичными, т. е. придуманными субъектом, так как качества, реально принадлежащие предметам, не существуют, во всяком случае, они непознаваемы для человека.


Соответственно следует отказаться от предположения о материальных внешних агентах (раздражителях), воздействие которых на органы чувств вызывает ощущения («идеи») и другие психические образования. Идеи соединяются между собой по законам ассоциации, образуя комплексы, иллюзорно принимаемые за материальные физические объекты. За этими комплексами скрыта их истинная причина, каковой, согласно Беркли, является не материальная субстанция (природа), а дух — простая, неделимая активная сущность, которая мыслит, обладает волей и воспринимает идеи, т. е. психические образы.

Отрицая возможность конкретного человека проверить истинность или ложность его знаний, Беркли подчеркивает, что существует все же некоторый критерий истинности в совокупности идей многих людей, в их опыте. Если выдаваемое наукой за законы природы — это непрерывная последовательность идей, то почему все люди видят одно и то же, например лист бумаги белым, а траву — зеленой. Беркли связывал это с предопределенностью, даруемой Богом. Он писал, что в нашем познании ум пассивен, он лишь наблюдает смену феноменов, между которыми нет связи, но существует произвольная активность Бога.

Психологии восприятия Беркли посвятил трактат «Новая теория зрения» (1709). В нем он использовал принцип ассоциации, чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Обращаясь к поверхности сетчатой оболочки глаза, можно понять, как возникает образ двух измерений пространства — вертикального и горизонтального, но необъяснимо восприятие глубины, дистанции, на которую отстоит зримое субъектом. Это восприятие возникает благодаря тому, что к сетчатому изображению присоединяются тактильные ощущения и возникает с помощью ассоциации (Беркли называл ее «суггестией») трехмерный образ. Стало быть, этот образ не является «врожденным», он складывается из опыта человека. С этих же позиций Беркли проанализировал другие компоненты процесса построения зрительного восприятия.

Отношения между осязательными и зрительными ощущениями рассмотрены и в другой работе Беркли — «Принципы человеческого познания» (1710). Он говорит о том, что психические явления связаны между собой не причинными, а символическими знаковыми отношениями. Одно служит знаком другого. Огонь при сближении с ним — не причина боли, а знак, предупреждающий о ней. Одним знаком мы можем предупреждать другие, и этого достаточно, чтобы правильно вести себя. Таким образом, ощущения, если и не дают истинных знаний о внешнем мире, во всяком случае, помогают нам выстраивать поведение, т. е. имеют прагматическую значимость.

Идеи Локка и Беркли получили развитие в работах другого известного английского психолога и философа — Давида Юма (1711-1776). В работах «Трактат о человеческой природе» (1734-1737) и «Исследования о человеческом разумении» (1748) он писал о том, что «ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и он не может… произвести опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами». Поэтому единственным источником познания и являются наши восприятия, на основании которых мы создаем свои суждения о внешнем мире и о себе. Таким образом устраняется противопоставление объекта и субъекта, так как объект — комплекс восприятий, а субъект — процесс восприятия. Разница между этими разными группами восприятий лишь в их комбинациях, но не в происхождении.

Источником знаний являются переживания человека, которые подразделяются им на впечатления и представления (или идеи). С точки зрения Юма, разница между впечатлениями и представлениями не в том, что одни (ощущения) отражают реально существующие предметы, а другие (представления) — воспоминания о них, а только в их силе и отчетливости. Он писал, что «существует разница между болью от чрезмерного жара и… возобновлением этого впечатления в памяти… которое никогда не может достигнуть силы и живости первичного чувства».

При этом простые идеи происходят от простых впечатлений, которым они и соответствуют и которые, как правило, достаточно точно воспроизводят. Но существуют и более сложные идеи, которые не связаны напрямую с опытом. Так, человек может представить себе крылатую лошадь или золотую гору, которых он никогда не видел и не увидит, однако составные части любой, самой сложной, идеи все же происходят из впечатлений. Для доказательства этого положения Юм использует данные не только психологии, но и медицины, говоря о том, что у слепых от рождения людей не существует идеи цвета. Эти же данные используются и в современной психологии, известно о различии в содержании сознания у «нормальных людей» и людей с отклонениями или травмами органов чувств.

Рассуждения о механизмах формирования сложных идей привели Юма к обсуждению роли ассоциаций, которые лежат в основе мышления. Он выделял ассоциации по сходству, контрасту (о чем писал и Беркли), смежности в пространстве и времени, а также по закону причинной связи. Последние стали предметом особенно пристального анализа с его стороны.

Он доказывал, что на основе одного восприятия, без опыта, невозможно составить картины мира и тем более действовать в нем. Так, наблюдая за текущей водой, можно сказать о ее цвете или быстроте течения, но нельзя предположить, что в ней можно утонуть или что по ней можно сплавлять бревна. Ни один объект не проявляет при чувственном восприятии ни причин, его породивших, ни действий, которые он может произвести. Только опыт раскрывает эти связи, и человек, привыкнув наблюдать за явлениями, происходящими в определенной последовательности, начинает думать, что одно явление служит причиной другого. Но любой опыт человека ограничен, поэтому то, что кажется ему причинно-следственной связью, может быть связью случайной. Наше предвидение, основывающееся на привычке и опыте, может быть лишь вероятным, но не истинным.

Отрицая достоверную связь между явлениями, Юм приходил к выводу, что источник этой связи не внешний мир, но сам человек, особенности его психики, которые трансформируют собственные привычные представления в не зависящую от сознания причинную связь. По мнению Юма, не причинная связь лежит в основе ассоциаций, а ассоциация как универсальное свойство психики лежит в основе создания причинной связи, наших суждений. Так ассоциация, как и у Локка, становится причиной заблуждений, свойственных мышлению человека. Однако у Юма это заблуждение не ошибка, но закономерный результат мыслительного процесса, так как других знаний у человека и быть не может.

Важным было и положение Юма об отсутствии не только объекта, но и субъекта. Действительно, если внешний мир — это комплекс впечатлений, которые человек связывает для своего удобства в определенные понятия, то ведь и результаты рефлексии своих мыслей и переживаний связываются в комплекс «Я» по закону той же привычки. Никаких реальных данных о том, что эта связь достоверна, у человека нет: «Вникая в то, что я называю своим «Я», я всегда наталкиваюсь на ту или иную единичную перцепцию — любви или ненависти, страдания или удовольствия. И никогда не могу поймать свое «Я» отдельно от перцепции…» Таким образом, лишь ассоциация по причине и лежит в основе нашего мнения о том, что это «Я» есть. Однако если идти за Юмом по пути последовательного скептицизма, то из утверждения о невозможности доказать, что «Я» есть, еще не следует, что «Я» отсутствует. Поэтому, преодолев крайности позиции Юма, прагматизму и функционализму и удалось впоследствии прийти к определению понятия «Я» и его структуры.

По мнению Юма, опытные, привычные знания помогают человеку в жизни, в реальной деятельности. Именно привычка формирует представления о законах, так как человек, соединяя в определенную систему свои представления, уничтожает хаос восприятий, упорядочивая картину мира. Иными словами, прагматическая ценность познания несомненна, а об истинности и соответствии реальным объектам человеку нет необходимости беспокоиться, тем более что раскрыть эту истину он все равно не может. Таким образом. Юм положил начало той прагматической позиции в психологии, которая в начале XX в. легла в основу прагматизма и функционализма Джеймса. Он также одним из первых заговорил о разнице между описательными (направленными на использование) и объяснительными (направленными на познание сути) науками, относя психологию и философию именно к описательным наукам. Идеи Юма также легли в основу весьма распространенной к XIX в. теории позитивизма, разрабатываемой О. Контом, которая оказала большое влияние на развитие психологии.

Беркли и Юм, разрабатывая законы ассоциаций и связывая их с особенностями психики человека, все же рассматривали эти законы как частный случай своей концепции. Основателем же ассоциативной психологии, которая просуществовала как единственное собственно психологическое направление до начала XX в., по праву считается Д. Гартли(1705-1757). Получив вначале богословское, а затем медицинское образование, Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и позволяла бы управлять его поведением. В качестве такого универсального механизма психической жизни он и выбрал ассоциации.

В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. Вообще понимание человеческого организма, принципов его работы, в том числе и работы нервной системы по аналогии с законами механики, открытыми в то время, было характерной приметой психологии XVIII в. Не избежал этой ошибки и Гартли, который стремился объяснить поведение человека исходя из физических принципов.

Учение об ассоциации Гартли, изложенное им в его книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749), базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. Проанализировав структуру психики человека, Гартли выделил в ней два круга — большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т. е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Таким образом, Гартли, по сути, создал свою, вторую после Декарта в психологии, теорию рефлекса, которая объясняла с помощью законов механики активность человека. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их сокращение и движение тела.

Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе мозга. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы, по его мнению, служат основой памяти человека. Они могут быть более или менее сильными в зависимости от силы и значимости того явления, которое оставило этот след. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы, подчеркивал он, вообще не осознаются. Таким образом, он расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного. Почти через сто лет идеи Гартли о силе следов и ее связи с возможностью их осознания разработал известный психолог Гербарт в своей знаменитой теории о динамике представлений.

Исследуя психику, Гартли пришел к выводу о том, что она состоит из нескольких основных элементов — ощущений, которые являются вибрацией органов чувств, представлений (вибрацией следов в белом веществе в отсутствие реального объекта) и чувств, отражающих силу вибрации. Говоря о развитии психических процессов, он исходил из идеи о том, что в их основе лежат различные ассоциации. При этом ассоциации вторичны и отражают реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Таким образом Гартли объяснял формирование самых сложных психических процессов, в том числе мышления и воли. Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя мышление к процессу образования понятий), а в основе воли — ассоциация слова и движения.

Исходя из идеи о прижизненном формировании психики, Гартли полагал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его будущее определяется материалом для ассоциаций, который ему поставляют окружающие, поэтому только от взрослых зависит, каким вырастет ребенок, как он будет мыслить и поступать. Гартли -один из первых психологов, заговоривших о необходимости для педагогов использовать знание о законах психической жизни в своих обучающих методах. При этом он доказывал, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, более стойкий, а отрицательное чувство, возникающее при определенном рефлексе, помогает его забыванию. Поэтому возможно формирование социально принятых форм поведения, формирование идеального нравственного человека, необходимо только вовремя подкреплять нужные рефлексы или уничтожать вредные. Таким образом, теория идеального человека впервые возникла еще в XVIII в. и была связана прежде всего с механистическим пониманием его психической жизни.

Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии, достаточно сказать, что теория ассоцианизма просуществовала почти два столетия и, хотя неоднократно подвергалась критике, основные ее постулаты, заложенные Гартли, стали основой дальнейшего развития психологии. Не меньшее значение имели и высказанные им догадки о рефлекторной природе поведения, а его взгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессом очень созвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым уже в XX в.

***

Анализ развития психологии в течение XVIII в. показывает, что в этот период начался процесс ее формирования как самостоятельной науки, имеющей свой предмет, отдельный от предмета философии, свои терминологический аппарат и метод исследования. Фактически с возникновения ассоцианизма, т. е. теории Гартли, можно уже говорить о существовании самостоятельной психологии, что доказывается и появлением работ, посвященных чисто психологической проблематике, и анализом ее места в системе наук (например, в работах Канта) и началом чтения курса психологии в учебных заведениях. Поэтому если экспериментальную психологию по праву связывают с именем В. Вундта, то появление психологии как самостоятельной области научного исследования можно отсчитывать от работ Д. Гартли.

Необходимо отметить и то, что в XVIII в. продолжает развиваться своеобразие в подходах к психологической проблематике в разных научных школах (английской, немецкой, французской) при сохранении единства предмета психологии. Возможно, что осознание этих отличий, так же как и развитие гражданского общества, социальные изменения, которые происходили в этот период, привели к появлению принципиально новых взглядов на факторы, определяющие психику, среди которых все большее место начинают занимать культура, социальная и природная среда.

Однако эти новые подходы пока еще не занимали ведущего места в психологии, и теорию ассоцианизма Гартли строил на основе принципов механики. Поэтому с развитием науки, появлением новых данных в физике, биологии, физиологии многие положения Гартли стали стремительно устаревать. Это привело к их пересмотру, новой трактовке законов ассоциаций. В таком виде и предстала теория ассоцианизма в классических работах Д. Милля, Т. Брауна и других ученых первой трети XIX в.

Ассоциация | психология | Britannica

Ассоциация , общий психологический принцип, связанный с явлениями воспоминания или памяти. Первоначально принцип утверждал, что акт вспоминания или припоминания любого прошлого опыта также выдвинет на первый план другие события или переживания, которые стали одним или несколькими конкретными способами связаны с запоминаемым опытом. Со временем применение этого принципа расширилось, чтобы охватить почти все, что могло происходить в душевной жизни, кроме исходных ощущений.В результате ассоцианизм стал теоретической точкой зрения, охватывающей всю психологию.

Подробнее по этой теме

юмор: Узоры ассоциации

Смех или улыбка также могут быть вызваны стимуляциями, которые сами по себе не являются комичными, а являются знаками или символами, заменяющими устоявшиеся …

Понятие «ассоциации идей» было впервые использовано английским философом Джоном Локком в «Эссе о человеческом понимании » (1690).Шотландский философ Дэвид Хьюм утверждал в книге «Трактат о человеческой природе » (1739 г.), что основные формы ассоциации основываются на сходстве, примыкании во времени или месте, а также на основе причины и следствия.

В книге Принципы психологии (1890) американский философ и психолог Уильям Джеймс сместил акцент с ассоциации идей на ассоциацию процессов центральной нервной системы, вызванных перекрывающимися или непосредственно сменяющими друг друга стимулами. В 1903 году русский физиолог Иван П.Павлов предположил, что любое поведение может происходить из исходных и условных рефлексов.

Теории условных рефлексов и многие бихевиористские теории начала 20 века возникли на основе ассоциативной психологии поведения, что означает, что они подвергались той же критике, что и доктрины ассоциации идей. Американский психолог Эдвард Л. Торндайк, например, показал, что простое повторение мало или ничего не делает для установления связи между стимулом и реакцией.Некоторые исследователи заявляли о прямом влиянии знания результатов, в то время как другие, такие как американский психолог Кларк Л. Халл ( Принципы поведения , 1943), представили полный отчет об обучении, основанный на уменьшении потребности, то есть уменьшении силы познания. привод, связывающий стимул и ответ в различных экспериментальных условиях.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Хотя эти мыслители не требовали отказа от ассоциативных принципов, они настаивали на более консервативном применении таких принципов.Однако были некоторые, например гештальт-психологи, которые призывали к полному отказу от ассоцианизма в том, что касается высших психических процессов.

Ассоциативные теории как всеобъемлющие объяснительные принципы в психологии подверглись значительной критике. В настоящее время очень немногие психологи, если таковые вообще имеются, придают этим теориям такой масштаб и силу, на которые они когда-то претендовали. Однако многие согласятся, что ассоциация остается важным и эффективным принципом, который действует во всех случаях обучения посредством накопленного опыта.

.

определение ассоциативной психологии и синонимов ассоциативной психологии (английский)

ассоциативная психология: определение ассоциативной психологии и синонимы ассоциативной психологии (английский)

арабский
болгарский
китайский язык
хорватский
Чешский
датский
нидерландский язык
английский
эстонский
финский
французский язык
Немецкий
греческий
иврит
хинди
венгерский язык
исландский
индонезийский
итальянский
японский язык
корейский язык
Латышский
Литовский
малагасиец
Норвежский
персидский
полировать
португальский
румынский
русский
сербский
словацкий
словенский
испанский
шведский
тайский
турецкий
вьетнамский

арабский
болгарский
китайский язык
хорватский
Чешский
датский
нидерландский язык
английский
эстонский
финский
французский язык
Немецкий
греческий
иврит
хинди
венгерский язык
исландский
индонезийский
итальянский
японский язык
корейский язык
Латышский
Литовский
малагасиец
Норвежский
персидский
полировать
португальский
румынский
русский
сербский
словацкий
словенский
испанский
шведский
тайский
турецкий
вьетнамский

содержание сенсагента

  • определения
  • синонимы
  • антонимы
  • энциклопедия

Решение для веб-мастеров

Александрия

Всплывающее окно с информацией (полное содержание Sensagent), вызываемое двойным щелчком по любому слову на вашей веб-странице.Предоставьте контекстные объяснения и перевод с вашего сайта !

Попробуйте здесь или получите код

SensagentBox

С помощью SensagentBox посетители вашего сайта могут получить доступ к надежной информации на более чем 5 миллионах страниц, предоставленных Sensagent.com. Выберите дизайн, который подходит вашему сайту.

Бизнес-решение

Улучшите содержание своего сайта

Добавьте новый контент на свой сайт из Sensagent by XML.

Сканирует продукты или добавляет

Получите доступ к XML для поиска лучших продуктов.

Индексирование изображений и определение метаданных

Получите доступ к XML, чтобы исправить значение ваших метаданных.

Напишите нам, чтобы описать вашу идею.

Lettris

Lettris — любопытная игра-клон-тетрис, в которой все кубики имеют одинаковую квадратную форму, но разное содержание. На каждом квадрате есть буква. Чтобы квадраты исчезли и сэкономили место для других квадратов, вам нужно собрать английские слова (left, right, up, down) из падающих квадратов.

болт

Boggle дает вам 3 минуты, чтобы найти как можно больше слов (3 буквы и более) в сетке из 16 букв. Вы также можете попробовать сетку из 16 букв. Буквы должны располагаться рядом, и более длинные слова оцениваются лучше. Посмотрите, сможете ли вы попасть в Зал славы сетки!

Английский словарь
Основные ссылки

WordNet предоставляет большинство определений на английском языке.
Английский тезаурус в основном получен из The Integral Dictionary (TID).
English Encyclopedia лицензирована Википедией (GNU).

Перевод

Измените целевой язык, чтобы найти перевод.
Советы: просмотрите семантические поля (см. От идей к словам) на двух языках, чтобы узнать больше.

4932 онлайн посетителей

вычислено за 0,046 с

,

Законы о коммутативном, ассоциативном и распределительном управлении

Вау! Что за слова! Но идеи просты.

Коммутативные законы

«Законы о коммутации» говорят, что мы можем поменять местами номера и все равно получить тот же ответ …

… когда мы добавляем :

Пример:

… или когда мы умножаем :

Пример:

Коммутативные проценты!

Поскольку a × b = b × a, также верно, что a% от b = b% от

Пример: 8% от 50 = 50% от 8, что составляет 4

Почему «коммутативный »…?

Потому что числа могут перемещаться вперед и назад, как пригородный .

Ассоциативные законы

«Законы ассоциации» гласят, что не имеет значения, как мы группируем числа (т.е. которые мы вычисляем в первую очередь) …

… когда мы добавляем :

(a + b) + c = a + (b + c)

… или когда мы умножаем :

(а × б) × в = а × (б × в)

Примеры:

Это: (2 + 4) + 5 = 6 + 5 = 11
Имеет тот же ответ, что и этот: 2 + (4 + 5) = 2 + 9 = 11

Это: (3 × 4) × 5 = 12 900 10 × 5 = 60
Имеет тот же ответ, что и этот: 3 × (4 × 5) = 3 × 20 = 60

Использует:

Иногда проще сложить или умножить в другом порядке:

Что такое 19 + 36 + 4?

19 + 36 + 4 = 19 + (36 + 4)
= 19 + 40 = 59

Или немного переставить:

Что такое 2 × 16 × 5?

2 × 16 × 5 = (2 × 5) 900 10 × 16
= 10 900 10 × 16 = 160

Закон о распределении

«Закон о распределении» — САМЫЙ ЛУЧШИЙ из всех, но требует особого внимания.

Это то, что он позволяет нам делать:

3 лота по (2 + 4) совпадает с 3 лота по 2 плюс 3 лота по 4

Итак, 3 × можно «распределить» по 2 + 4 , в 3 × 2 и 3 × 4

А пишем так:

a × (b + c) = a × b + a × c

Попробуйте сами посчитать:

  • 3 × ( 2 + 4 ) = 3 × 6 = 18
  • 3 × 2 + 3 × 4 = 6 + 12 = 18

В любом случае ответ будет одинаковым.

По-английски можно сказать:

Мы получаем тот же ответ, когда мы:

  • умножение числа на группу чисел, сложенных вместе или
  • сделать каждые умножить отдельно, затем добавить из них

Использует:

Иногда легче разбить сложное умножение:

Пример: что такое 6 × 204?

6 × 204 = 6 × 200 + 6 × 4
= 1200 + 24
= 1224

Или сложить:

Пример: что такое 16 × 6 + 16 × 4?

16 × 6 + 16 × 4 = 16 × (6 + 4)
= 16 × 10
= 160

Мы также можем использовать его при вычитании:

Пример: 26 × 3 — 24 × 3

26 × 3 — 24 × 3 = (26 — 24) × 3
= 2 × 3
= 6

Мы могли бы использовать его и для длинного списка дополнений:

Пример: 6 × 7 + 2 × 7 + 3 × 7 + 5 × 7 + 4 × 7

6 × 7 + 2 × 7 + 3 × 7 + 5 × 7 + 4 × 7
= (6 + 2 + 3 + 5 + 4) × 7
= 20 × 7
= 140

И это Законы., ,

. , , но не заходите слишком далеко!

В соответствии с законом о замене , а не , работает на вычитание или деление:

Пример:

  • 12/3 = 4 , но
  • 3/12 = ¼

Ассоциативный закон делает , а не , работает на вычитание или деление:

Пример:

  • (9 — 4) — 3 = 5 — 3 = 2 , но
  • 9 — (4 — 3) = 9 — 1 = 8

Закон о распределении , а не , работает для подразделения:

Пример:

  • 24 / (4 + 8) = 24/12 = 2 , но
  • 24/4 + 24/8 = 6 + 3 = 9

Сводка

Коммутативные законы: a + b = b + a
a × b = b × a
Ассоциативные законы: (a + b) + c = a + (b + c)
(a × b) × c = a × (b × c)
Распределительное право: а × (Ь + с) = а × Ь + а × с

,

Список книг и статей по ассоциативному обучению (кондиционированию)

Ассоциативное обучение — это тип принципа обучения, основанный на предположении, что идеи и опыт усиливают друг друга и могут быть связаны. Абрамсон (1994) определяет это понятие как форму модификации поведения, включающую ассоциацию двух или более событий, например, между двумя стимулами или между стимулом и реакцией.

Этот тип обучения относится не только к сфере психологии, но также представляет интерес для неврологов.Ассоциативное обучение классифицируется как самая основная форма обучения, а более сложным является когнитивное обучение, которое требует языка и памяти. Например, ассоциативное обучение было выявлено в поведении медоносных пчел. Исследования показали, что пчела расширяет свой хоботок, который представляет собой удлиненный отросток от головы, как рефлекс на стимуляцию усиков.

Психологи разделили ассоциативное обучение на два типа: классическое обусловливание и оперантное обусловливание.Классическое обусловливание — это формирование ассоциации между условным раздражителем и ответом. Впервые он был определен русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936), который был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине за свою влиятельную работу. Его исследования были сосредоточены на условных рефлексах и непроизвольных рефлексах.

Павлов проводил опыты по пищеварению и работе пищеварительных желез. В 20-х годах прошлого века Павлов провел эксперимент с собакой, которую кормили, когда звонил колокол.После повторения схемы несколько раз у собаки началось выделение слюны при звонке колокольчика, даже не получив еды. Павлов называл это явление условной реакцией, то есть собака ассоциировала звонок с едой.

В отличие от классического обусловливания, оперантное обусловливание касается модификации произвольного поведения. В то время как классическая обусловленность определяется предшествующими условиями, среда и последствия формируют оперантную обусловленность. Этот метод был предметом эксперимента выдающегося американского бихевиориста Б.Ф. Скиннер (1904–1990), обучавший крыс и голубей нажимать на рычаг для получения еды в качестве награды. Для проведения своего эксперимента Скиннер разработал так называемый ящик Скиннера, который представляет собой операционную камеру кондиционирования. В эксперименте желаемый результат, то есть нажатие на рычаг, сочетается со стимулом, которым является пищевое вознаграждение.

Абрамсон цитирует два исследования, которые предполагают, что некоторые типы червей могут быть способны изменять свои реакции, чтобы получить подкрепление. Он утверждает, что это свидетельство указывает на аскариды, известной как C.elegans, способны пройти по крайней мере одну форму ассоциативного обучения — классическую обусловленность. Абрамсон считает, что самый большой вопрос заключается в том, как определить, делает ли животное что-то новое, что является признаком ассоциативного обучения.

Ключевые инструменты подкрепления, наказания и уничтожения играют важную роль в оперантной обусловленности. Подкрепление поощряет учащение определенного поведения; наказание снижает частоту его появления, тогда как вымирание описывает случай, когда образец поведения не вызывает никакой реакции и, следовательно, может исчезнуть.Исследования показывают, что ранее подкрепленное поведение может исчезнуть, когда оно больше не вызывает никакого подкрепления.

Ассоциативное обучение можно использовать для изучения и изменения поведения животных. Однако это широко распространенный метод в психологии, педагогике и медицине человека. Считается, что он улучшает производительность визуальной рабочей памяти человека. Некоторые исследователи стремятся расширить роль процесса ассоциативного обучения в борьбе с никотиновой зависимостью. Ассоциативное обучение также широко применяется в клинических условиях.

Этот метод обучения может быть очень эффективным в классе. Теоретики образования изучили роль образования ассоциаций и реакции на стимулы в процессе обучения. В частности, в образовательной практике можно широко использовать оперантное обусловливание. Что касается этого метода, стимулы в классе включают похвалу и неодобрение. Считается, что учащиеся учатся и демонстрируют новое поведение в ответ на последствия, вызываемые этим поведением. Соответствующее поведение часто приобретается из-за желаемого результата.Неприемлемое и нежелательное поведение может быть приобретено по той же причине.

Наказание в классе может включать помещение непослушного ученика в среду без подкрепления, отзыв ранее заработанного подкрепления, а также выговоры. Чтобы наказание было эффективным, оно должно быть четко и конкретно описано. Учителям рекомендуется заранее детализировать желаемое поведение. Кроме того, между учениками и учителем должно быть соглашение относительно ожиданий от поведения ученика.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *