Предмет социальной педагогики: Объект и предмет социальной педагогики

Содержание

Объект и предмет социальной педагогики

Определение 1

Социальная педагогика – это самостоятельная педагогическая наука, занимающаяся изучением закономерностей и перспектив социального воспитания, обучения и развития человека на протяжении всей его жизни, в разнообразных социальных условиях.

Понятие и объект социальной педагогики

Для понимания объекта и предмета социальной педагогики, в первую очередь необходимо рассмотреть ее понятие и содержание.

Согласно взглядам ученых существует три основные точки зрения на социальную педагогику:

  1. Социальная педагогика – это не самостоятельная наука, а междисциплинарная область человеческого знания. То есть, согласно данного подхода, у социальной педагогики нет собственной теоретической основы, как области отражения педагогических явлений. Объекты (социальное обучение и воспитание) представлены исключительно в рамках педагогики.
  2. Социальная педагогика – это прикладная дисциплина, являющаяся областью социальной практики и социальной работы. Согласно данному подходу функции социальной педагогики заключается в опосредованном использовании знаний, которые были ею позаимствованы, из других наук и адаптированы под решение задач социального воспитания и обучения.
  3. Социальная педагогика – это относительно самостоятельная наука и дисциплина, являющаяся одним из основных средств социально-педагогического образования. Согласно данной теории, социальная педагогика имеет собственный объект и предмет изучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

В настоящее время общепризнанной является третья точка зрения.

Объектом социальной педагогики выступает процесс социального воспитания и обучения человека на протяжении всей его жизнедеятельности и социализации в обществе.

Большое значение в объяснении объекта социальной педагогики занимает социум и его педагогический потенциал, который является одним из основных средств социального воспитания и обучения детей и взрослых.

Современные педагоги-ученые отдают приоритет образованию подрастающего поколения, вкладывая в него смысл целенаправленного педагогического процесса социального воспитания и обучения, согласно интересам людей, общества и государства.

Предмет социальной педагогики

Замечание 2

Под предметом социальной педагогики понимают социально-педагогический процесс, включающий в себя социальное воспитание, обучение и развитие, и возникающий в результате взаимодействия человека с социумом и окружающей его действительностью.

В качестве примере, можно рассмотреть такие ситуации: так, экономист, занимается исследованием уровня реальных возможностей «трудовых ресурсов» населения, изучает процесс их подготовки системой образования и вычисляет затраты на их полноценную подготовку.Социолог же, занимается исследованием готовности системы образования, осуществляет качественную социальную адаптацию подрастающего поколения, согласно современному НТП и социальным преобразованиям в обществе.

Задача социального педагога, исходя из предмета социальной педагогики, состоит в изучении педагогических возможностей социума в становлении и развитии личности, а также осуществлении поиска путей эффективного влияния социума на качественные изменения личности.

Таким образом, в качестве предмета социальной педагогики можно считать социальное воспитание, социальное обучение и социальное развитие как единый социально-педагогический процесс, организованный и целенаправленно реализуемый в социуме посредством семьи, специальных социальных институтов, социальных отношениях и т.д., направленный на полноценную и продуктивную социализацию личности.

Задачи социальной педагогики

Изучение задач социальной педагогики, имеет большое значение для понимания ее предмета.

Замечание 3

Содержание социальной педагогики включает в себя: закономерности, сущность, тенденции, перспективы и принципы развития педагогического процесса в результате воздействия на него социума.

Основная цель социальной педагогики заключается в разработке теории и технологии организации социально-педагогического процесса, создание современных и актуальных методов, средств, приемов и форм его реализации.

Таким образом, социальная педагогика направлена на изучение закономерностей социального воспитания, обучения и развития человека на всех этапах его жизнедеятельности и взаимодействия с социумом.
Исходя из предмета социальной педагогики, определяется практическая сфера ее применения и основные задачи:

  1. Обеспечение гармоничного взаимодействия индивида и социума.
  2. Исследование воспитательных и образовательных возможностей социума и самой личности в интересах ее продуктивной социализации.
  3. Изучение методов и форм эффективной реализации педагогического потенциала социума и его влияние на социализацию личности во всех этапах ее становления и развития.
  4. Исследование методов и форм совершенствования педагогического потенциала социума, с целью повышения эффективности его возможностей.
  5. Изучение педагогического влияния на социальные отношения, в процессе развития и социализации человека.
  6. Выделение и описание социально-педагогических основ многообразия видов человеческой деятельности и условий ее эффективной реализации в рамках современного социума.
  7. Развитие теории и практики социально-педагогической деятельности, как одного из важнейших средств реализации потенциала социальной педагогики.
  8. Изменение и адаптация педагогических возможностей социума, с целью создания эффективных условий социализации человека и становления его конкурентоспособности в обществе как личности.
  9. Установление продуктивных связей с другими областями знаний о человеке, реализация их научного потенциала в разнообразных сферах современного общества.
  10. Разработка необходимого социально-педагогического инструментария, направленного на выявления проблем социализации среди детей и взрослых, и оказание им необходимой социальной помощи на всех этапах их жизнедеятельности.

Понятие социальной педагогики, ее предмет, основные категории — Студопедия

Социальная педагогика изучает социальное воспи­тание человека, которое осуществляется на протяже­нии всей его жизни.

Существуют различные определения социальной педагогики. В.Д. Семенов называет ее наукой о воспи­тательных влияниях социальной среды. По мнению X. Мискеса, социальная педагогика – это научная дис­циплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах. С точки зрения А.В. Басова, социальная педагогика – это наука, исследующая вли­яние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реали­зующая эффективную систему мероприятий по опти­мизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды. А.В. Мудрик определяет социальную педагоги­ку как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предпри­ятия, воинские части и др.).

Предметом социальной педагогики является соци­альное воспитание личности, исследование воспита­тельных сил общества и способов их актуализации.

Предложенные подходы к определению социаль­ной педагогики как отрасли знания исходят из того, что в нашем столетии педагогика в целом объективно ста­новится отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что значительное развитие получили такие от­расли знаний о человеке и обществе, как психология (в частности возрастная и социальная), этнология, со­циология и многие другие, данные которых существен­но расширили представления об объективных процес­сах и закономерностях развития человека в социуме. Как справедливо отмечает А.В. Мудрик, социальная пе­дагогика, решая свои специфические задачи, может делать это эффективно, лишь интегрируя данные других отраслей человеко- и обществознания.



Методологическими основами социальной педаго­гики являются философия воспитания, российская философская антропология, современные данные человекознания. Теоретические основы – это цивилизо­ванный и культурологический подходы к социально-педагогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории. Такой подход позволяет в структуре науки выделить ее уро­вень и исследовать вечные проблемы образования людей в разные эпохи и у разных народов во все вре­мена. Метапедагогика позволяет приступить к созда­нию долговременных образовательных стратегий, ухо­дя от педагогических утопий и литературных сочинений на педагогические темы.


Социальная педагогика как отрасль знания обла­дает рядом функций: теоретико-познавательной, при­кладной и гуманистической.

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в совре­менном обществе, описывает и объясняет их, вскрыва­ет их глубинные основания.

Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совер­шенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагоги­ческом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработ­ке целей совершенствования социально-педагогичес­ких процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

К основным категориям социальной педагогики относятся: социальный педагог (подробнее см. 1.1. дан­ного учебника), социализация (см. 4.1. учебника), фак­торы социализации (см. 4.2. учебника), социум, соци­альный институт, социальная роль, защита детства, опека и попечительство, социальная работа, социальная защита, социальная поддержка и т. д. Приведем эти и другие термины, знание которых необходимо социаль­ному педагогу в его практической деятельности.

Социализация – развитие человека на протяже­нии всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства соци­альных норм и культурных ценностей, а также само­развития и самореализации в том обществе, к которо­му он принадлежит.

Факторы социализации – это действующие на человека условия. Социализация происходит во взаи­модействии человека с огромным количеством разно­образных условий, влияющих на его развитие.

Социум – окружение, в котором формируется че­ловек; совокупность различных групп и других объе­динений, организаций, учреждений, движений, со­ставляющих это окружение; среда, влияние которой испытывает человек в процессе своей жизнедеятель­ности; пространство –предметное, культурное, духов­ное,– где он реализует свою активность.

Микросоциум – ближайшее окружение человека: семья, школа, свободное общение по месту жительства, компания; зона непосредственного взаимодействия человека и среды, где осуществляются его повседнев­ная деятельность, отношения и общение.

Социальный институт – исторически сложив­шаяся устойчивая форма организации совместной де­ятельности людей. В курсе изучения социальной пе­дагогики, говоря о факторах социализации личности, в качестве социальных институтов называют семью, школу, детский сад, трудовой коллектив и др.

Институты десоциализации – криминогенные неформальные подростковые группы, преступные группировки, сообщества алкоголиков, спекулянтов, лиц без определенных занятий, а также семьи амораль­ного либо асоциального типа.

Социальная роль – социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позици­ей личности в системе общественных или межличност­ных отношений.

Социальная адаптация – процесс и результат ак­тивного приспособления индивида, слоя, группы к ус­ловиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.

Социальная запущенность – несформированность у ребенка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям.

Педагогическая запущенность – состояние, обус­ловленное недостатками в учебно-воспитательной ра­боте с детьми и подростками в семье, дошкольных уч­реждениях, школе.

Защита детства – система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе раз­работки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законода­тельное регулирование детского труда; совершенство­вание системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреж­дений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимся в соответствую­щей помощи.

Права ребенка – совокупность особых законода­тельных норм и правил, направленных на защиту инте­ресов детей и подростков во всех сферах их жизнеде­ятельности.

Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Юридически пра­вомерным является существование двух форм опекун­ства: в виде опеки и попечительства.

Опека устанавливается над детьми, не достигши­ми возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования; над лицами, признанными по суду недееспособными вследствие психического расстройства.

Попечительство устанавливается над несовершен­нолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения ро­дителей; над дееспособными совершеннолетними граж­данами, которые по состоянию здоровья не могут само­стоятельно защитить свои права и интересы.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда относят также детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о свих детях. Последний вид сиротства называют соци­альным.

Жестокое обращение с детьми – нанесение фи­зического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренеб­режение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.

Социальная работа – специфический вид профес­сиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материально­го уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Области социальной работы. Термин «социальная работа» относится к различным областям профессио­нальной практики и специальной подготовки. Перво­начально такие области были определены в 1920 году: семейное благополучие, защита детства, психиатричес­кая социальная работа, медицинская социальная рабо­та, школьная социальная работа. Впоследствии эти области в некоторой степени изменились, появились новые: промышленная, профессиональная, геронтологическая, сельская, судебная и др.

Социальные работники, специалисты в области социальной работы – выпускники школ социальной работы, применяющие свои знания и умения для соци­ального обслуживания индивидов, семей, групп, организаций, социума в целом. Социальные работники по­могают людям повышать способность решать пробле­мы, обеспечивают взаимодействие между людьми или между человеком и его средой, повышают ответствен­ность организаций за человека, влияют на социальную политику.

Призрение – внимание, участие, сочувствие, ми­лосердие; предоставление кому-либо приюта и пропи­тания. Призрение как социальный институт связыва­ют с началом христианства и строительства церковных зданий и монастырей на Руси, которое получило разви­тие в последующий период. Тесно связано с благотво­рительностью .

Социальная защита – система приоритетов и ме­ханизмов по реализации законодательно закреплен­ных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных ин­ститутов, а также система социальных служб, призван­ных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально при­емлемый уровень жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития.

Социальная поддержка – комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддер­жание достойных условий существования для «сла­бых» социальных групп, отдельных семей, детей, ис­пытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном са­моопределении.

Социальная реабилитация– 1) реализация про­грамм и действий, направленных на вхождение индивида в общество или культурную систему; 2) комплекс медико-психологических, социально-правовых, педаго­гических мер, имеющих целью социально-психологи­ческое возрождение социально дезадаптированного ребенка, восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического и нрав­ственного здоровья, социального статуса.

Социальное консультирование – особая форма оказания социальной помощи путем психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их со­циальных функций, ориентиров, выработки соци­альных норм общения.

Семейное консультирование – психологическое воздействие на семью и ее членов, цель которого – восстановить и оптимизировать ее функционирование, улучшить отношения между ее членами, создать благо­приятные внутрисемейные условия для развития семьи и ее членов.

Семейная терапия – область теоретической и практической деятельности, направленной на нормализацию семейных отношений, изменение дисфункциональных моделей семейного взаимодействия в целях восстановления психологического и психического здо­ровья членов семьи. В отличие от терапии, ориентиро­ванной на индивида, семейная терапия проводится со всей семьей, с ее помощью решаются проблемы всей семьи, а не отдельного члена.

Предмет, объект и функции социальной педагогики





⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 49Следующая ⇒

Социальная педагогика как область науки и сфера педагогической дея­тельности нацелена на преобразование окружающей среды, формирование гуманных, воспитывающих межличностных отношений в различных видах социума.

Объектом социальной педагогики является целостная система социаль­ных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его бли­жайшего окружения.

Некоторые авторы считают, что объектом социальной педагогики явля­ется человек на всем протяжении его жизни, оказание ему помощи в процессе социализации.

Взгляды на определение предмета социальной педагогики различны. Не­которые считают предметом социальной педагогики процесс воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемый как в специальных воспитательных учреждениях, так и вне их. Другие определя­ют предмет социальной педагогики как воспитательное влияние социальной среды. Бочарова В.Г. предметом социальной педагогики называет процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды1.

Рассмотрение личности в социуме, в конкретной социальной ситуации ее развития, деятельности и общения, выделяют социальную педагогику как самостоятельную отрасль педагогического знания, как педагогику от­ношений в социуме.

Существуют различные трактовки категории «социальная педагогика».

Социальная педагогика — это наука о духовной социализации тех, кто по каким-либо причинам «выпал» из системы «нормальных» социальных связей и поэтому сформировал у себя социально не одобряемые качества личности (В. С. Селиванов).

В «Российской педагогической энциклопедии» социальная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая «социальное воспитание всех возрастов и социальных категорий людей, осуществляемое как в соб­ственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией».

Таким образом, социальная педагогика — это отрасль педагогики, иссле­дующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.



Назначение социальной педагогики как науки состоит в том, чтобы:

• заложить основы педагогического мышления у различных субъектов социума;

• сформировать способности и умения принимать в социальной прак­тике наиболее эффективные, педагогически целесообразные решения, адек­ватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привес­ти в движение реальные механизмы развития социальных инициатив;

• полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом для осуществления социальной защиты и повышения качества жизни.

Сущность социальной педагогики заключается в:

• своевременной диагностике социальных проблем личности;

• выявлении и педагогически целесообразном влиянии на взаимоот­ношения людей в социуме;

• формировании социально-ценностных ориентациях личности;

• оказании помощи личности в социализации и др.

Социальная педагогика как наука учитывает следующие закономерности:

• формирование индивида происходит при социально-педагогическом воздействии общественной среды и активности самой личности в процессе саморазвития;

• формирование и потребление социальных услуг обусловливается по­требностями общества, особенностями этноса, преобладающим способом производства, городской или сельской спецификой;

• эффективность работы социального педагога обеспечивается целост­ностью воздействия на объект, реализацией общих интересов объекта и субъекта.

Субъекты социальной педагогики — это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.

Цели и задачи, содержание и средства социальной педагогики различа­ются в зависимости от возраста человека, сферы его деятельности, обстоя­тельств его жизни, физического и умственного состояний, положения об­щества, в котором он живет. Социальная педагогика представляет собой достаточно сложную систему, включающую социально-педагогические сис­темы разного уровня и форм.




Различают уровни социальной педагогики в зависимости от масштабов дея­тельности: социеталъный, социально-средовой и индивидуальный1.

Социеталъный уровень. Объектом изучения является общество как относительно устойчивая общность людей. Реализатором педагогических действий выступает государство, различные политические и общественные организации и движения, заинтересованные в социализации членов обще­ства в определенном направлении. Средством осуществления воспитания выступает идеология как система ценностных ориентации.

Социально-средовой уровень. Объектом выступают социальная сфера общества, микросреда, коллективы людей и т. д. Средства реализации:

культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа и т. п..

Индивидуальный уровень. Объектом социальной педагогики является
отдельный человек на различных стадиях и уровнях социализации, в отно­
шении которого применяются разнообразные социально-педагогические
приемы и средства.

К функциям социальной педагогики относят теоретико-познавательную; прикладную; гуманистическую1.

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная пе­дагогика накапливает знания, синтезирует их, составляет наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, опи­сывает и объясняет имеющиеся данные, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная функция связана с поиском путей, способов, условий эф­фективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-пе­дагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенство­вания социально-педагогических процессов, создающих благоприятные ус­ловия для развития личности и ее самореализации.

Методологическими основами социальной педагогики являются филосо­фия воспитания, современные данные человекознания. Как отрасль знания социальная педагогика представляет собой совокупность следующих разделов:

Философия социального воспитания рассматривает фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы, дает трактовку сущности социального воспитания и его задач; разрабатывает общие подходы к соот­ношению таких понятий, как развитие, социализация и воспитание, опре­деляет ценности и принципы социального воспитания и т. д.

Социология социального воспитания исследует социальное воспитание в процессе социализации, пути и способы использования воспитательного потенциала; нивелирование отрицательного и усиление положительного влияния на развитие человека в процессе социализации, использует дан­ные ряда отраслей социологического знания.

Социально-педагогическая виктимология исследует те категории лю­дей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий со­циализации; в ней определяются направления социальной и педагогиче­ской помощи им.

Теория социального воспитания описывает, объясняет, прогнозирует функционирование социального воспитания, исследует, что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания, как они между собой взаимодействуют, что составляет содер­жание жизнедеятельности воспитательных организаций, какими должны быть содержание и характер индивидуальной помощи человеку.

Психология социального воспитания на основе социально-психологи­ческих характеристик человека и групп выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

Методика социального воспитания отбирает из практики и конструи­рует новые способы целесообразной организации социального воспитания и др.

Центральным разделом социальной педагогики является анализ процес­са социализации, рассмотренный ранее.

Социально-педагогическая деятельность близка к педагогической дея­тельности, однако имеет свою специфику и собственные категории. Рас­смотрим подробнее собственные категории социальной педагогики: соци­ально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обу­чение.











Цель задачи предмет и функции социальной педагогики — Студопедия

Назначение (цель) социальной педагогики — способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).

Предмет социальной педагогики — социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия его реализации. Однако перечисленное недостаточно полно раскрывает содержание предмета социальной педагогики. Поэтому каждый раздел будет его дополнять.

Содержание социальной педагогики определяется ее функциями, каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отражающих ее содержание.

Функции социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним относятся:

1. Познавательная — исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).

2. Научная — изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические явления.



3. Диагностическая (оценочная) — диагностика социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.

4. Прогностическая— определение перспектив (ближайших и длительных во времени) развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека).

5. Объяснительная— описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования.

6. Адаптационная— деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия).

7. Преобразующая — социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание.


8. Коррекционная — направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей.

9. Реабилитационная — направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.

10. Мобилизационная — направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.

11. Профилактическая (защитно-профилактическая) — направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.

12. Образовательная — исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.

13. Управленческая— направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.

Задачи педагогики следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом.

Задачи социальной педагогики:

— осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, »движений, партий, а также учреждений и коллективов;

— исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;

— использование факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении определенных социально-педагогических задач;

— исследование влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.

Задачи социального воспитания:

— исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

— исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

— изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

— изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.

Задачи изучения человека как социальной единицы:

— исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;

— исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;

— выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления и др.

Задачи изучения личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:

— выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;

— исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человека на различных возрастных этапах.

Объект и предмет исследования социальной педагогики. Функции социальной педагогики

Чтобы понять особенности социальной педагогики как на­уки, необходимо разобраться в том, что она должна изучать, вычленить ее собственную область исследования. Для этого в науке существуют понятия объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования той или иной науки высту­пает определенная область реально существующего мира, ре­альной действительности. Предметом же любой науки являе­тся результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерно­сти развития и функционирования изучаемого объекта. Таким образом, объект науки — это фрагмент объективной реально­сти, предмет — результат ее осмысления.

Объект и предмет социальной педагоги­ки необходимо рассматривать в сравнении с педагогикой, из ко­торой выделилась эта новая научная отрасль. Объектом изучения педагогики является ребенок, а предметом исследования — закономерности воспитания и образования ребенка. Тогда объектом изучения социальной педагогики тоже является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности социализации ребенка.

По сравнению с педагогикой ее предмет несколько сужается в том смысле, что в таких сложных, многогранных социальных явлениях, как воспитание и образование, выделяются только те аспекты, которые непосредственно связаны с процессом соци­ализации ребенка. Но в то же время предметом специального изучения социальной педагогики становятся такие процессы и явления, которые традиционно изучаются другой наукой — социологией. Именно эта наука исследует общество и соци­альные отношения в нем, пытается выяснить, как люди взаи­модействуют между собой, почему они объединяются в те или иные группы, как возникают социальные связи и многие дру­гие вопросы социальной жизни общества. Социальная педаго­гика начинает исследовать эти проблемы в несколько ином, отвечающем ее научным задачам ракурсе.

Социальная педагогика как отрасль знания обла­дает рядом функций: теоретико-познавательной, при­кладной и гуманистической. Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в совре­менном обществе, описывает и объясняет их, вскрыва­ет их глубинные основания. Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совер­шенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагоги­ческом и психолого-педагогическом аспектах. Гуманистическая функция выражается в разработ­ке целей совершенствования социально-педагогичес­ких процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации (Ф.А.Мустаева).

Василькова Ю.В.выделяет следующие функции: 1.Изучение ребенка (под­ростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта. 2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время. 3. Анализ состояния социального воспитания в различных со­циальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него. 4.Социальная педагогика призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт. 5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно органи­зовывать свою жизнь и поступки. 6. Социальный педагог занимается координацией и объедине­нием различных специалистов, организаций, решающих пробле­мы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав. 7. Одна из функций социальной педагогики сводится к органи­зации исследований различных проблем социального воспита­ния, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различ­ных педагогических центров.

Таким образом, функции социальной педагогики можно сфор­мулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная.

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (под­ростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их пра­вовую защиту.

Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функ­ции, выполняет педагог.

Предмет социальной педагогики — это… Что такое Предмет социальной педагогики?



Предмет социальной педагогики
социально-педагогическая деятельность, направленная на оптимизацию социального формирования личности человека,решение социально-педагогической проблемы (социально-педагогических проблем) в естественных или специальных условиях среды.

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ.
А.С. Воронин.
2006.

  • Предмет педагогики
  • Предметные комиссии

Смотреть что такое «Предмет социальной педагогики» в других словарях:

  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ — область науки, изучающая историч. развитие образовательной практики и пед. знания в их единстве, а также во взаимосвязи с совр. проблемами образования и пед. наук. Интегрируя данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, истории… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • История педагогики —     область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Интегрируя данные педагогики, социологии,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Специальная педагогика — Специальная педагогика  это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных… …   Википедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Лай, Вильгельм Август — (нем. Wilhelm August Lay; 30 июля 1862 9 мая 1926) немецкий педагог. Лай, Вильгельм Август [[Файл …   Википедия

  • Социальная работа — Социальная работа  профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… …   Википедия

  • НАТОРП —         (Natorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, 17.8.1924, Марбург), нем. философ идеалист. Наряду со своим учителем Когеном глава марбургской школы неокантианства. Кантонское понятие «вещи в себе» трактуется у Н. лишь в качестве «предельного… …   Философская энциклопедия

  • Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Педагогика — (греч. paidagogike)     многозначный термин, обозначающий:    1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования;    2.… …   Педагогический терминологический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. psyche душа и logos учение, наука), наука о законах и механизмах развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, опосредованной субъективным образом внеш. реальности и активным отношением к ней. В течение… …   Российская педагогическая энциклопедия

Объект и предмет исследования социальной педагогики

Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых, объективных знаний и представлений о действительности. Так, философию называют наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; социологию – наукой об обществе как целостной системе; психологию – наукой о закономерностях развития и функционирования психики человека, педагогику – наукой об образовании, воспитании и обучении подрастающего поколения.

Чтобы понять особенности социальной педагогики как науки, необходимо разобраться в том, что она должна изучать, вычленить ее собственную область исследования. Для этого в науке существуют понятия объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования той или иной науки выступает определенная область реально существующего мира, реальной действительности. Предметом же любой науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Таким образом, объект науки – это фрагмент объективной реальности, предмет – результат ее осмысления.

Один и тот же объект может изучаться различными науками. Например, человек выступает объектом изучения биологии, философии, психологии, социологии, педагогики и других наук. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте, в данном случае – в человеке. Так, психология изучает закономерности и механизмы психического развития человека, педагогика – закономерности воспитания и образования личности и т.д. Прежде чем разобраться в объекте и предмете исследования социальной педагогики, обратим внимание на сам термин «социальная педагогика». Как видим, он состоит из двух слов – «педагогика» и «социальная», как бы объединяя их значения. Такое объединение двух понятий не случайно, оно связано с процессами дифференциации и интеграции в науке. По мере роста новых знаний, расширения сферы проникновения научной мысли в реальную жизнь, по мере возникновения новых проблем и потребностей общества наблюдаются тенденции дифференциации и специализации наук, т.е. разделения основной науки на ряд более частных областей, развивающихся самостоятельно. С другой стороны, в решении ряда проблем наблюдается явление интеграции, объединения ряда самостоятельных наук, которые изучают один объект, но с разных точек зрения. Например, на стыке педагогики с различными науками выделились самостоятельные области исследования: с философией – философия образования, с социологией – социология воспитания и социология образования, с психологией – педагогическая психология. Таких примеров можно привести множество.

В педагогической науке процесс дифференциации и специализации за последнее время значительно усилился. Некоторые из специализированных областей уже оформились в самостоятельные научные отрасли педагогики, такие как дошкольная педагогика, педагогика школы, специальная педагогика, профессиональная педагогика, история педагогики и др. К их числу может быть отнесена и социальная педагогика. Тот факт, что социальная педагогика выделилась из педагогики, означает, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются они в определенном, специфическом аспекте. Очевидно, что специфика этой новой области педагогических знаний отражена в слове « социальная ».

Понятием «социальный» (от лат. общий, общественный), как известно, объединяется все то, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения и взаимодействия. В таком случае, если педагогика – это наука о воспитании и образовании подрастающего поколения, т.е. детей и молодежи, то социальная педагогика особо выделяет в процессах воспитания и образования те аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе. Этот процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок) называют социализацией.

Социализация ребенка – процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Поэтому суммарный результат таких целенаправленных и стихийных влияний не всегда предсказуем и не всегда отвечает интересам общества.

По своему устройству общество представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов – исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей. Именно через них и происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения.

Однако роль различных социальных институтов в социализации ребенка не одинакова.

Одни из них оказывают стихийное влияние на ребенка в процессе его развития и социального становления, другие же выполняют функцию целенаправленного воздействия на формирование его личности. К таким социальным институтам, которые можно с полным правом назвать институтами социализации, относятся семья, образование, культура и религия.

Семья является главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Другой социальный институт, имеющий такое же важное значение для успешной социализации ребенка, как и семья, это – образование. Через образование ребенок также приобщается к ценностям, господствующим в данном обществе. Приобретая в процессе образования знания, он не только развивается, но и адаптируется к жизни в обществе.

Культура – это именно тот социальный институт, который вбирает в себя все созданные человечеством материальные и духовные ценности. Говоря о роли культуры в социализации ребенка, мы следуем словам выдающегося ученого, представителя русской религиозной философии Павла Александровича Флоренского (1882-1937), который утверждал, что «культура – это среда, растящая и питающая личность». И в этом смысле трудно переоценить то влияние, которое оказывает на ребенка в процессе его становления и развития культура: литература, музыка, живопись, средства массовой информации и многое другое.

Религия как социальный институт представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих. Вечные нравственные ценности, которые проповедует церковь (любовь и забота о ближнем, честность, терпение и пр.), религиозные праздники и традиции, религиозная музыка и др. могут оказывать большое влияние на усвоение ребенком моральных норм общества, правил поведения в нем. Поэтому для ребенка религия может играть важную роль в процессе его социализации.

Исторически значение различных социальных институтов в социализации ребенка изменяется. На разных этапах развития общества те или иные институты играют то большее, то меньшее значение. Наглядно это можно проиллюстрировать на примере развития нашей страны на протяжении XX века, которое условно разделяется на три этапа: досоветский, советский и постсоветский.

В досоветский период особенно сильное влияние на нравственное становление ребенка и его интеграцию в общество оказывали семья и религия.

На втором этапе возрастает роль образования и культуры. Провозглашение приоритетов общественного воспитания перед семейным переместил центр тяжести воспитания с семьи на школу. Литература, кино, живопись, музыка целенаправленно выполняли социально значимые задачи пропаганды и формирования у детей и молодежи коммунистических идеалов, а такой важный институт социализации, как религия, вследствие репрессирования церкви фактически перестал играть в жизни общества какую-либо существенную роль.

В постсоветский период по-прежнему сохраняется важная роль образования в социализации ребенка. Наряду с этим начинает возрастать значение семьи и религии. Зато значительно изменяется роль культуры, деидеологизация которой привела к тому, что ее воздействие на личность ребенка стало приобретать в большей степени стихийный, спонтанный характер.

Если социальные институты успешно справляются со своими задачами, то процесс социализации ребенка происходит «естественным путем». Однако в этом процессе могут происходить «сбои», причина которых заключена или в самом ребенке, или в социальном институте, который не выполняет задачи целенаправленного влияния на формирование личности. Например, для ребенка слепого и глухого с рождения или с существенными отклонениями в умственном развитии процесс социализации более трудный, чем для здорового ребенка, а ребенок, у которого родители – алкоголики, испытывает негативное влияние с их стороны, что также значительно усложняет процесс его социализации. И в том и другом случае ребенку потребуется специальная помощь.

Итак, вернемся к объекту и предмету социальной педагогики. Их мы будем определять в сравнении с педагогикой, из которой выделилась эта новая научная отрасль. Мы помним, что объектом изучения педагогики является ребенок, а предметом исследования – закономерности воспитания и образования ребенка. Тогда объектом изучения социальной педагогики тоже является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности социализации ребенка.

По сравнению с педагогикой ее предмет несколько сужается в том смысле, что в таких сложных, многогранных социальных явлениях, как воспитание и образование, выделяются только те аспекты, которые непосредственно связаны с процессом социализации ребенка. Но в то же время предметом специального изучения социальной педагогики становятся такие процессы и явления, которые традиционно изучаются другой наукой – социологией. Именно эта наука исследует общество и социальные отношения в нем, пытается выяснить, как люди взаимодействуют между собой, почему они объединяются в те или иные группы, как возникают социальные связи и многие другие вопросы социальной жизни общества. Социальная педагогика начинает исследовать эти проблемы в несколько ином, отвечающем ее научным задачам ракурсе.

Таким образом, социальная педагогика фактически является междисциплинарной областью научных исследований. Она рождается из педагогики, пользуется ее богатейшим историческим наследием, использует педагогические методы и средства, С другой стороны, поскольку явление социализации как часть общества и общественных отношений изучается социологией, социальная педагогика использует и некоторые социологические теории, некоторые методы и средства, используемые в социологии. Но при этом социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства и технологии.

Следует также помнить, что социальная педагогика вбирает в себя и многое из того, что исследуется другими науками о человеке (философией, психологией, медициной и др.).

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Педагогика:

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ, Дидактические идеи Сократа

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знаю

• что является предметом и предметом педагогики;

• основные философско-психологические концепции педагогики;

может

• различать близость и различие двух гуманитарных дисциплин — психологии и педагогики;

собственный

• Навыки рассмотрения педагогических стратегий.

Объектом педагогики является стремление к знаниям и нравственным ценностям человека, а предметом — образование и воспитание людей. Родоначальниками педагогики (от греч. payagogike ; payos — ребенок и ag — ведущий, воспитывающий) признали древнекитайского мыслителя Конфуция и древнегреческого философа Сократа. К педагогической деятельности Конфуций начал в 30 лет, открыв первую частную школу в истории Китая, сосредоточив внимание на четырех дисциплинах: «культура» (письменная классика), «поведение» (этика), преданность (политика) и доверие. (психология).Условия приема и обучения давали всем желающим одинаковые возможности «вне зависимости от рода за минимальную плату — пучок вяленого мяса».

Идеи Сократического обучения

Сократ, пожалуй, первый в истории Европы задумался о том, какие качества украшают человека. Древний философ был ярым проповедником знания. По его мнению, знание — это прежде всего добродетель, зло — невежество. Сократ считал, что человек должен стремиться к новым и новым истинам. Софисты относились к истине иронично.У них была общая цель — озадачить, поразить парадоксом, произвести впечатление. Пусть наивные слушатели восхищаются его умом. А что взять с собой в жизненный путь? Почти ничего. У каждого своя правда. Но как возможна философия, если у каждого свои аргументы и свой исход спора? Сократ со всей яркостью своей гениальной натуры начал искать ответ на этот вопрос. Возможно, существует всемогущий закон, который стоит выше всех личных мнений, критерий, согласно которому следует проверять и направлять глаза каждого.Мыслитель верила в истину и в свое право на критику. Это убеждение нельзя доказать, так как оно является условием всякого доказательства. У кого такой веры нет, в том, что ее можно разбудить, если он научится думать о себе.

Только такой ясности требует Сократ от своих сограждан, и недаром бог, храм которого был украшен надписью «Познай себя». Речь идет о заповеди, которая написана на храме Аполлона в Дельфах.Как зарождаются знания? Человек может направить свою мысль во внешний мир, который привлекает проблеск таинственности. Но его собственный разум может принять другое направление, потому что многие люди понимают проблемы, сосредотачиваясь на собственном опыте, как бы изнутри. В связи с этим нужно познать себя, чтобы открывать для себя другие загадки мира.

Эллинское просвещение быстро привело к тому, что в обществе стали преобладать самые разные мнения. Однако Сократ искал истину как меру, которой должен подчиняться человек.В этом требовании он истинный грек, и в лице Сократа греческая наука в полном самосознании находит принцип, на котором покоится греческое искусство. Но эту меру нужно искать для общего сознания.

Итак, смысл Сократа в том, что он установил идею знания. Софисты признавали только естественный продукт мышления, который формируется у каждого как неизбежное мнение. Для Сократа существует норма, согласно которой определяется ценность этих естественных продуктов мысли.Эту высшую необходимость, открывшуюся в диалогическом стремлении к истине, можно назвать законом разума. В этом смысле Сократ действительно открыл разум. Он был первым, кто заявил, что есть что-то значимое для всех людей, а знания существуют только там, где их признают.

Поиск истин Сократа находился в тесной связи с духовным состоянием его народа. Открытое философом разложение основано на разрушении общего сознания, с которым когда-то каждый чувствовал себя связанным.Истина может существовать только в том случае, если в людях есть что-то универсальное, чему они должны подчиняться, поэтому искать истину можно только тогда, когда люди, несмотря на все различия во мнениях, совместно обращаются к тому, что они все признают. Истина — это совместная мысль, поэтому философия Сократа — это не самоуглубление и медитация, не учение и обучение: это совместный поиск, серьезный разговор. Необходимая форма истины — это диалог. Когда два человека обмениваются взглядами, возникает сила, заставляющая их признать истину, высшую потребность, отличную от той, которая в ходе жизненных обстоятельств привела к мнению каждого из них.Раньше у каждого из них могли быть только те идеи, которые складывались как необходимый продукт всей его жизни; Теперь, пытаясь найти осмысленную идею для обоих, они приходят к выводу, что, помимо непроизвольного появления представлений, существует обязательное правило для всех, которому они должны подчиняться, если хотят найти истину. В этой диалогической философии нормативное законодательство проникает в сознание его участников, подчинение или неповиновение, которое составляет мерило истинности произвольно возникших идей.Любой, кто хочет что-то доказать другому или готов признать, что его доказательства проигрывают, признает норму, которая преобладает в качестве принципа критики над людьми и над естественно необходимым потоком их идей. В ходе совместных поисков люди приходят к тому, что должен признать каждый, кто честно стремится к истине.

Без этой нормы не может быть истины и знания, поэтому для Сократа и его великих последователей, развивших эти мысли, важную роль играет противопоставление мнения знанию.

Педагогическая концепция Сократа состоит в том, что главной жизненной целью человека должно быть его нравственное самосовершенствование: у человека есть разум направить его на создание добра и поиск истины. Сократ — один из основоположников учения о доброй природе человека. Он придавал большое значение природной предрасположенности людей и считал, что их способности проявляются в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него хорошо, и четко понимает, что можно, а что нельзя.«Образование, по мнению Сократа, способно преобразовать человека от отрицательного образа к положительному. Философ считал, что люди, получив образование, становятся прекрасными, полезными фигурами. Оставаясь без образования, они очень плохи и вредны.

В философии Сократа, как в философии Платона, так и в мировоззрении нашего времени воспитание и философия выполняют одну и ту же функцию — они помогают сформировать человека, умеющего не только отличать истину от заблуждения, но и творчески подходить к нему. поставленные перед ним задачи.

,

Взаимосвязь социального развития, социального обучения и социального образования, социального развития и социального воспитания личности

Коэффициент социального развития, социального обучения и социального образования

Основные понятия : социальное развитие, социальная активность личности, социальный рост, социальное образование, социальное образование.

Для понимания сущности социального развития личности очень важен вопрос о соотношении в нем социального обучения и социального воспитания.Именно в процессе социального взаимодействия, в процессе освоения накопленной человечеством культуры формируются важнейшие качества человека — его сознание и самосознание, профессиональные и личностные характеристики.

Социальное развитие и социальное обучение

Проблема соотношения социального развития и социального обучения имеет не только методологическое, но и практическое значение. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Напомним, что под социальным образованием следует понимать не только процесс «передачи» готовых знаний из социальной среды учащемуся, но и широкое взаимодействие между учащимся и учащимся, метод реализации педагогического процесса с целью развития личность через общество, организация усвоения студентами научных знаний и способов деятельности в нем. Это процесс стимулирования и контроля внешней и внутренней активности ученика, в результате которого происходит развитие человеческого, социального опыта.

Под развитием применительно к обучению понимаются два различных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: биологическое, органическое созревание мозга, его анатомические и биологические структуры и умственное (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его развития. уровни, как своего рода умственное созревание.

Особенностью общественного развития является его тесная связь с социальной средой, социализация в этой среде и приобретение тех социальных качеств, которые значимы для полноценного существования в ней.Цели социального развития достигаются через социальное образование, усвоение социального опыта, приобретение актуальных для социализации знаний об обществе, умениях и способностях взаимодействия с его потенциалом, умениях и способностях решать проблемы социализации личности.

В психолого-педагогической науке сформировалось не менее трех точек зрения на соотношение обучения и развития.

Первый, наиболее распространенный, состоит в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых процесса.В этом случае тренировка встроена по мере созревания мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, возникающих в процессе развития. В. Стерн писал, что обучение следует за развитием и адаптируется к нему. А поскольку это так, вам не нужно вмешиваться в процесс психического созревания, не мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока не созреют возможности для тренировок.

Ученые, которые придерживаются точки зрения второй , объединяют обучение и развитие, идентифицируют тот и другой процессы (Джеймс Торндайк).

Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новой позицией: обучение может идти не только после развития, не только на ногу в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше. и вызывая в нем новое образование. Эту важную новую идею выдвинул Выготский. Обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка: — первый уровень фактического развития — доступный уровень подготовленности учащегося, характеризующийся тем, какие задания он может выполнять вполне самостоятельно; Второй, более высокий уровень , который он назвал зоной ближайшего развития, означает, что ребенок не может выполнять самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью.Выготский заметил, что то, что ребенок делает сегодня с помощью взрослого, завтра сделает сам; то, что попало в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Современная социальная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи между социальным обучением и социальным развитием личности: вне образования не может быть полноценного развития личности. Тренинг стимулирует, ведет к развитию, но в то же время полагается на него, но не нарастает чисто механически.

,

Предметная педагогика —

Около

Исследовательская группа предметной педагогики занимается вопросами английского языка, географии, истории, математики, современных иностранных языков, религиозного образования и естественных наук.

Вопросы предметной педагогики, обучения и знаний учителей находятся в центре исследовательской программы группы. Исследовательский интерес, разделяемый членами группы, связан с разработкой, пониманием и оценкой эффективности основанных на исследованиях способов продвижения эффективных педагогических практик в различных предметных областях и на разных уровнях образования (включая педагогическое образование).Эта работа опирается не только на тематические исследования в области образования, но и на исследования в области философии, психологии и социологии.

Члены группы исследуют темы в своих конкретных предметных областях, а также важные темы в предметных областях, используя свой многопрофильный опыт. Например, члены группы опубликовали книгу о том, как учителя рассматривают и используют педагогический потенциал классных заданий для привлечения учеников с дисциплинарными знаниями. Второй отредактированный том, выпущенный членами группы (в сотрудничестве со школьными партнерами), в настоящее время находится в печати и относится к разработке теоретически обоснованных вмешательств в классе для решения проблем практики в различных предметных областях.Новая тема в исследовательской программе группы связана с тем, как теории обучения и связанные с ними педагогические последствия этих теорий могут по-разному или одинаково проявляться на практике в разных дисциплинах.

Предметные области

Английский язык, драма и медиа в образовании

Форум английского языка, драмы и средств массовой информации в образовании объединяет ученых, аспирантов, учителей и специалистов в области искусства, чтобы развивать возможности для исследований, которые также стимулируют образовательную и художественную практику.

Форум основывается на развивающей работе, проведенной за последние одиннадцать лет, с Оксфордским театром Пегас (включая инновационные семинары для учителей и финансируемым Советом по делам искусств проектом «Голоса»), Большим государственным театром и создателем цифровых фильмов Марком Бишопом, а также налаживающимися отношениями с другими частные лица и организации, включая профессиональные ассоциации.

Первым мероприятием Форума стал небольшой международный симпозиум в июле 2011 года, посвященный влиянию идей Выготского на педагогику в области английского языка и драмы.Форум призван предоставить возможность исследователям, практикам и начинающим учителям обсуждать, обсуждать и исследовать как теории, связанные с английской педагогикой, так и соответствующую практику преподавания английского языка в различных образовательных контекстах. Недавние исследовательские семинары включали занятия по преподаванию киноведения на уровне A, школьные инспекции и факультеты английского языка, а также роль грамматики в изучении английского языка в классе. Щелкните поле справа, чтобы получить дополнительную информацию о наших заархивированных и будущих мероприятиях.

В нашем исследовании мы уделяем особое внимание изучению и преподаванию широкого спектра «предметов», связанных с английским языком. Текущие исследовательские проекты с участием участников Форума:

  • Развитие знаний студентов в области фонетики в системе среднего педагогического образования.
  • Грамотность для обучения? Влияние грамотности в политике учебных программ на навыки грамотности учащихся
  • Обучение письму в условиях разнообразия культур.
География в образовании

Группа географического образования развивает знания и практику в преподавании и изучении географии в образовательном контексте, особенно на уровне среднего и высшего образования, и с целью оказания влияния на политику.

Члены группы

— это ученые, аспиранты и практики, участвующие в ряде научно-исследовательских проектов. Мы поддерживаем традицию обучения и исследований для развития оригинального мышления, критических взглядов и новых знаний в области географического образования, сохраняя при этом целостность с природой предмета. Исследование пронизывает развивающую работу с различными группами людей, включая тех, кому мы помогаем стать учителями. Для этого члены группы используют ряд исследовательских парадигм и методов работы.Группа также поддерживает работу GEReCo (UK Geography Education Research Collective), сети GTE (Geography Teacher Education) и Географической ассоциации (профессиональной ассоциации учителей) в проведении семинаров, практикумов и конференций.

История в образовании

Группа исторического образования развивает знания, практику и политику в области преподавания и изучения истории в образовательных контекстах с особым упором на профессиональное обучение учителей истории и способы, которыми политика учебных программ проявляется в различных школьных контекстах.

Члены группы

— это ученые, аспиранты и практики, участвующие в ряде исследовательских и опытно-конструкторских проектов, некоторые из которых пересекаются с работой других исследовательских групп, в частности исследовательских групп по педагогическому образованию и профессиональному обучению, а также по социокультурной теории и теории деятельности.

Мы поддерживаем традицию обучения и исследований для развития оригинального мышления, критических взглядов и новых знаний в историческом образовании, и особенно интересуемся характером взаимосвязей между школьной историей и академической дисциплиной, а также между школьной историей и встречами молодых людей с прошлым. в других контекстах, включая их семьи и местные сообщества.Наш интерес к профессиональному обучению учителей исследует аналогичные связи и часто осуществляется в партнерстве с учителями и наставниками, исследуя и улучшая способы, которыми они используют свои дисциплинарные знания, а также другие источники для развития своей практики. Мы работаем в тесном сотрудничестве с Исторической ассоциацией, поощряя исследователей-практиков (включая студентов PGCE) делиться своей работой в профессиональном журнале Teaching History, , а также являемся со-руководителем ежегодного исследования ассоциации по преподаванию истории в средних школах Англии.Основная цель этого исследования — изучить влияние изменения государственной политики — в отношении мер оценки и подотчетности, а также реформы учебных программ — на способы и способы преподавания истории.

Математическое образование

Исследовательская группа по математическому образованию разрабатывает знания, практику и политику в области преподавания и изучения математики в образовательных контекстах на разных уровнях образования, включая подготовку учителей.

Члены группы

— это академики, научные сотрудники, аспиранты, аспиранты и практики, участвующие в ряде исследовательских и опытно-конструкторских проектов, некоторые из которых частично совпадают с работой других исследовательских групп (в частности, предметной педагогики, обучения и новых технологий). , Педагогическое и профессиональное обучение и исследовательские группы по прикладной лингвистике).

Мы поддерживаем традицию связывания последних международных исследований и практики, сохраняя целостность с характером предмета. Акцент на изучение и преподавание математики пронизывает наши исследования, наше обучение и нашу работу по развитию с различными группами людей, включая тех, кому мы помогаем стать учителями. Чтобы достичь этого, члены группы используют ряд исследовательских методологий, парадигм и способов работы, которые отражают сложность изучения математики как в целом, так и по отдельным темам.

Основные темы, которые мы исследуем, включают, но не ограничиваются, следующие:

  • математическое мышление и рассуждение
  • Задание
  • взаимосвязь между преподаванием и изучением математики
  • Проблемы социальной справедливости в системе математического образования

Математическое мышление и рассуждение:

  • в целом, как математические рассуждения всех учащихся могут быть использованы и развиты в школьной и высшей математике
  • , в частности, как можно развивать алгебраическое, логическое, геометрическое и тригонометрическое мышление, опираясь на исследования об обучении с использованием различных средств массовой информации и новых технологий.Нам также особенно интересно, как студенты развивают свое понимание доказательства.

Составление задания:

  • Какими бы ни были цели учебной программы и методы обучения, задачи лежат в основе математического опыта учащихся
  • мельчайшие детали задач или последовательности задач, а также способы их реализации в классе могут существенно повлиять на возможности обучения учащихся

Связь между преподаванием и изучением математики:

  • как учителя могут использовать то, что известно о математическом обучении учащихся
  • исследует взаимосвязь между взаимодействием в классе и преподаванием и изучением математики
  • как определить важнейшие аспекты эффективной практики преподавания математики
  • , как разработать и внедрить теоретически обоснованные и проверенные эмпирическим путем методы обучения трудным для изучения аспектам математики (например,грамм. доказательство, решение задач, алгебраическое мышление)

Вопросы социальной справедливости в системе математического образования:

  • Мы подходим к исследованиям в области преподавания и обучения с точки зрения повышения квалификации — учимся на основе того, что делают учителя и ученики
  • нас особенно интересуют те, чей математический опыт в школе и университете приводит к низкой успеваемости и / или отрицательному отношению
Естествознание

Специальная группа по научному образованию в рамках исследовательской группы по предметной педагогике разрабатывает знания, практику и политику в области преподавания и изучения естественных наук в образовательных контекстах и ​​уделяет особое внимание профессиональному развитию учителей естественных наук на рабочем месте и до начала работы.

Члены группы

— это ученые, аспиранты и практики, участвующие в ряде исследовательских и опытно-конструкторских проектов, некоторые из которых частично совпадают с работой других исследовательских групп (в частности, предметной педагогики, обучения и новых технологий, педагогического образования и профессионального обучения. , исследовательские группы прикладной лингвистики и социокультурно-деятельностная теория).

В основе нашего исследования лежат три ключевых принципа:

  1. Что проводимое нами исследование может помочь в нашей профессиональной работе в качестве преподавателей естественных наук, но оно также должно способствовать национальным и международным дебатам о том, как мы обучаем учителей естественных наук до и без отрыва от производства.
  2. Что мы работаем везде, где это возможно, в сотрудничестве с другими коллегами внутри организации или за ее пределами.
  3. Что работа соответствует стандартам исследований, признанным как на национальном, так и на международном уровне.

Эти принципы четко отражены в ключевых темах нашего исследования, которые включают следующее: объяснения опытных и начинающих учителей по естествознанию, включая вопросы и проблемы, с которыми ученики сталкиваются, когда английский является дополнительным языком; развитие практики учителей естественных наук при обучении вне их предметной специализации; использование Интернета учителями-стажерами; и давние проблемы с набором и удержанием учителей физики.

,

Этапы общественного развития и их социально-педагогическая характеристика

Этапы общественного развития и их социально-педагогическая характеристика

Само выражение & quot; социальное развитие & quot; как социально-педагогический процесс подразумевает наличие этапов в реализации ресурсов развития личности и развития педагогических возможностей общества.

Социальное развитие личности как социально-педагогический процесс включает пять этапов: 1) вводный этап, включающий первичную адаптацию к социальной среде и знакомство с элементарным социальным опытом, — этап выбора и построения взаимодействия с социальной средой. ; 2) развитие согласия и доверия человека к окружающей действительности — стадия активного развития общества, , отражающая повышенный интерес личности ко всему сообществу индивидов и их деятельности; 3) накопление целевого опыта — этап активного развития личности, — адекватное принятие социального опыта и его использование в собственной деятельности; 4) усвоение социальной роли и социального статуса личности — этап получения социального опыта ; 5) личностное развитие социального поведения, основанное на реализации педагогического потенциала общества в решении задач его социализации, является этапом совершенствования собственного опыта, в том числе позитивных изменений в собственных достижениях и развития собственного образа жизни.

Вводный этап: Социальное развитие личности напрямую связано с выбором, грамотным построением и развитием взаимодействия с окружающим миром и людьми с учетом индивидуальных особенностей человека. На своем образе жизни человек рано или поздно встречается с различными элементами общества: другими индивидами (как мы упоминали ранее, представляющими общество со своими социальными потребностями, социальными способностями и социальными ценностями), социальной деятельностью (результатом которой является обязательно социально значимый продукт), социальные отношения межличностные, межгрупповые, межведомственные и т. д.), социальные учреждения (первичными из которых являются семейные и дополнительные образовательные, медицинские, правовые, социальные оккультурные и другие учреждения и организации, партии и движения). В зависимости от предрасположенности, условий социализации каждый индивид концентрирует свое внимание, свои способности на том или ином элементе общества (одни предпочитают решать свои проблемы через общественную деятельность, другие через установление общественно значимых отношений, третьи ставятся на различные социальные институты или на отдельных личностей и т. д., осознают педагогический потенциал избранного элемента общества на пути социализации в обществе) и делают свой жизненный выбор.

Осознанный выбор — катализатор личного развития. Сам по себе любой выбор — это шаг вперед, назад, влево, вправо и т. Д. Человек делает тысячу шагов каждый день, и если вы посмотрите на социальный и педагогический подход, он каждый день проводит тысячу выборов, исходя из своих социальных потребностей. , социальные способности и социальные ценности. Любой контакт предполагает взаимодействие и следующий выбор дальнейшего пути развития.Одно из основных проявлений общества по отношению к конкретному человеку — его влияние на человека от рождения до старости. Люди, вещи, предметы и события, разновидности социальной активности, типы социально значимых отношений, социальные институты, присутствующие в мире, имеют здесь свое место, независимо от нас, т.е. каждая из них объективно занимает свою нишу и оказывает влияние на человека. И каждый из них способен раскрыть свои педагогические возможности и ресурсы для решения задач социализации, для социального развития личности.Это влияние проникает в отдельного человека через суждения, мнения и убеждения, которые есть у любого человека. Развитие человека как личности сводится к одному: научиться выбирать правильный путь в океане повседневных предложений для реализации жизненно важных личных и социальных задач. На этом пути человек обретает успех, признание, социальный статус, общение, новый опыт, а может и вторую половину и т. Д.

Второй этап : социальное развитие личности как этап развития согласия и доверия человека к окружающей действительности.Каждый индивид не только живет в определенном обществе, но и, выступая в качестве составной части этого общества, постоянно согласовывает свои взгляды, мысли, установки, оценки, действия и, в целом, деятельность с другими элементами общества (индивидами или социальными учреждения). Согласие в социальном развитии позволяет максимально использовать каждый из элементов общества. Чем выше уровень согласия, тем стабильнее процесс общественного развития, тем стабильнее результаты социализации человека.

Социальное развитие личности через согласие — это своего рода мониторинг реализации педагогических возможностей общества в приобретении личности новых социальных качеств.

Социальное развитие и доверие. Итак, мы вплотную подошли к такому понятию, как доверие. Любое общение начинается на коммуникативном уровне с обмена информацией. Характерной чертой современного общения является неадекватное восприятие информации говорящим.Часто, когда люди общаются между собой, за одним или обоими участниками сразу же может последовать, мягко говоря, холодное восприятие информации, которую другой пытается ему донести. Очень часто такая информация способна в корне и в корне изменить свое существование и даже в лучшую сторону. Но, увы, в его личном арсенале не было ни крошки доверия, не то что к окружающему миру, в первую очередь к самому себе. Социальное развитие личности предполагает высокий уровень доверия к поступающей информации о сути и содержании воспринимаемого явления.

Третий этап : социальное развитие личности как накопление целевого опыта. Собственный социальный опыт личности накапливается в результате личного участия во взаимодействии с социальной средой, которая чаще всего оказывает на нее влияние. Обращение к опыту может быть положительным и отрицательным свойством. Социальное развитие личности — это приобретение целенаправленного опыта с учетом индивидуальных особенностей человека.В реальной жизни происходит следующее. Накопленный жизненный опыт стимулирует и побуждает к расширению и изменению граней восприятия непосредственного непосредственного, реального мира, ближайшего общества. Социальное развитие во многом зависит от накопления собственного опыта социализации или собственного социального опыта, в том числе опыта взаимодействия с различными элементами общества, а также с обществом в целом. Например, чем больше людей участвовало в общественной деятельности (в акциях, в волонтерских, волонтерских и других молодежных движениях, в общественной деятельности и т. Д.)), чем более широкий спектр социальных условий он испытывал, чем более широкий социальный опыт он мог изучать, понимать, принимать и руководствоваться в своей повседневной жизни, тем выше уровень его социальных результатов и, следовательно, уровень его социальное развитие.

Четвертый этап: социальное развитие можно рассматривать как этап овладения социальной ролью и социальным статусом человека.

В социальном развитии личности важное место занимают социальные роли, выполняемые человеком в течение определенного времени, а также его социальный статус.Человек выполняет множество разных ролей, и каждый раз ему нужно как-то отличаться, чтобы получить одобрение и признание.

В разных ситуациях человек исполняет разные роли, но в чем-то всегда остается самим собой, то есть ролевое поведение — это своеобразное сочетание ролей и личности исполнителя. Каждая роль накладывает общеизвестный отпечаток на личность, на самосознание человека, поскольку человек мобилизует ресурсы своего тела и психики для выполнения роли.

В зависимости от возраста, пола, происхождения, профессии, семейного положения каждый человек в обществе имеет определенный социальный статус. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.