способы и средства для улучшения работоспособности
Нам хочется быть бодрыми и активными всегда, но в жизни так не бывает. Личные трудности, сбои в привычном режиме дня, да и просто накопившаяся усталость могут серьезно подорвать работоспособность. Конечно, лучше всего ее восстанавливает отдых, но, если до отпуска еще далеко, а ударно трудиться нужно здесь и сейчас, в дело вступают другие способы. Подробнее о них расскажем в статье.
Надо значит надо: когда необходимо увеличение работоспособности
Кто бы что ни говорил, каждый день стопроцентно выкладываться на работе невозможно. Однако существуют периоды, когда вопрос о том, как повысить работоспособность мозга, стоит особенно остро. В первую очередь это дедлайны. Можно сколько угодно читать книги по тайм-менеджменту и смотреть мотивирующие ролики, но на деле сроки сдачи квартального отчета или проекта все равно подкрадываются незаметно. Внедрение новых технологий на производстве тоже заставляет понервничать. Сильнее всего это касается возрастных сотрудников, ведь, как известно, с годами способность мозга усваивать информацию снижается. Дополнительно напрягают извилины и различные курсы повышения квалификации, учебные семинары и тренинги. Особенно если усвоить новые знания нужно в сжатые сроки и при этом не пустить на самотек основную работу.
Коронавирус тоже внес свою лепту в данную проблему: переходить из привычного рабочего кабинета в новый, пусть и домашний офис было легко не каждому. Тут и отвлекающие факторы в виде любимых питомцев и отсутствия рядом начальства, и программы видеосвязи, которые, опять же, пришлось оперативно осваивать. По данным РБК, вынужденная «удаленка» на самоизоляции устроила только 22% опрошенных, одним из главных минусов дистанционной работы респонденты назвали как раз снижение производительности[1].
Есть и сезонные периоды общего спада активности организма. Обычно они приходятся на осень и зиму — здесь сказывается и дефицит витаминов, и короткий световой день. О личных переживаниях мы уже упоминали: сложно сконцентрироваться на выполнении рабочих задач, когда голова забита семейными неурядицами. Перечисленные выше ситуации в основном касаются людей среднего и старшего возраста.
Как увеличить работоспособность? Первое, что приходит на ум, — кофе. Однако этот способ дает лишь кратковременный эффект, а регулярное употребление подобного стимулятора может негативно отразиться на здоровье. Кофеин действительно улучшает реакцию, но в больших дозах он может вызвать тревожность, бессонницу, тахикардию и проблемы с пищеварением.
Одним словом, кофе можно использовать как экстренную «палочку-выручалочку», но постоянно пить его для повышения работоспособности не стоит. Не говоря уже о том, что многим категориям людей такой напиток противопоказан в принципе. Это беременные и кормящие женщины, люди с проблемами с сердцем и давлением, а также лица, обладающие повышенной нервозностью. К счастью, существуют другие средства повышения работоспособности.
Способы повышения работоспособности и умственной активности
Методы повышения трудоспособности можно разделить на фармакологические и немедикаментозные. Расскажем об основных способах и их особенностях.
Рассмотрим подробнее «домашние» пути повышения работоспособности.
- Режим сна и отдыха, режим дня. Их нужно выстроить и соблюдать даже при удаленной работе — тогда она будет существенно более эффективной. Желательно ложиться и вставать примерно в одно и то же время, при этом лучше, чтобы на сон оставалось около восьми часов. По вечерам не стоит принимать горячую ванную и смотреть остросюжетные фильмы или сериалы — это негативно скажется на качестве ночного отдыха.
- Физическая нагрузка. Это может быть и простая десятиминутная зарядка, и несколько физкультминуток в течение дня, и пешие прогулки, и подъем по лестнице пешком (разумеется, по возможности). Даже умеренная физическая активность помогает улучшить работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Все это способствует повышению работоспособности организма.
- Продукты. Для улучшения работоспособности в рацион следует добавить больше простых и сложных углеводов и дополнить их белками и минералами. А вот с жирной пищей стоит быть осторожней — на ее переваривание организм тратит много сил. На повышение работоспособности мозга хорошо влияют овсянка, мюсли, сухофрукты, яйца, мед, овощи, натуральные йогурты, фасоль и орехи. Для улучшения обмена веществ стоит также пить больше воды.
- Травяные настои и чай. При употреблении настоев важно соблюдать их правильную дозировку. Лучшими травами для повышения умственной работоспособности являются женьшень, элеутерококк, эхинацея, зверобой и китайский лимонник. Вопреки расхожему мнению, черный и зеленый чаи бодрят одинаково и содержат похожий на кофеин элемент — теин. Поэтому с их употреблением также не стоит сильно усердствовать.
Как увеличить работоспособность мозга с помощью фармацевтических средств? Существует несколько видов препаратов для повышения работоспособности.
- Витаминно-минеральные комплексы. Обычно в них входят витамины C, A, D, группы B, медь, йод, магний, калий, железо и хром. Если понижение работоспособности вызвано недостатком данных витаминов и веществ, а не стрессом или сменой рабочего ритма, то прием ВМК может поспособствовать улучшению самочувствия.
- БАД. С такими средствами для повышения умственной работоспособности стоит быть аккуратнее. Дело в том, что БАДы не проходят клинических исследований, а значит, их производители в принципе не могут дать покупателям гарантию обещанного эффекта. Это и есть главное отличие биологически активных добавок от лекарственных препаратов.
- Лекарственные средства. Не стоит думать, что все таблетки для улучшения настроения и работоспособности — это некие сильнодействующие препараты, которые показаны людям с определенным диагнозом. Действительно, в данной категории есть рецептурные средства, которые временно ускоряют работу мозга, но после них голове, да и всему организму нужен отдых. Побочных эффектов у таких лекарств тоже немало. Но, к счастью, на рынке есть и более щадящие препараты для улучшения работы мозга. Они улучшают мозговую деятельность, стимулируют память, повышают способность к обучаемости и устойчивость мозга к различным повреждающим факторам. При этом не стоит думать, что они очень дорогие — цена некоторых ноотропных средств доступная и выгодно отличается от тех же БАДов.
С одной стороны, снижение работоспособности — это не смертельная проблема. Но смысла игнорировать подобное состояние тоже нет, тем более когда существует столько методов повышения работоспособности. Какой выбрать — каждый решает сам, но в любом случае перед терапией лучше проконсультироваться с врачом.
*** Материал не является публичной офертой. Информация о ценах приведена для ознакомления и актуальна на сентябрь 2020 года.
Как повысить работоспособность
Современный человек часто живет в интенсивном ритме. Обычно это приводит к хронической усталости и снижению работоспособности. Иногда не то, что выполнять работу, но даже вставать с постели по утрам крайне тяжело. Настроение на нуле, а эффективность труда существенно падает. Голова отказывается «варить», а мышцы наливаются тяжестью. Зная, как повысить работоспособность и умственную активность, вы сможете вовремя принять меры и эффективно решить проблему.
Причины снижения работоспособности
Возможности человека, в частности его работоспособность, зависит от правильной и слаженной работы всех органов и систем. Привести к сбоям в организме могут различные факторы. Хроническую физическую усталость и низкую эффективность работы мозга могут вызвать такие причины:
- Неправильное питание. Недостаток полезных веществ, в частности витаминов, минералов и белков, нарушает протекание естественных биологических процессов.
- Отсутствие отдыха и чрезмерные нагрузки. При постоянном физическом труде в мышцах выделяется большое количество молочной кислоты, которая вызывает слабость и другие симптомы усталости. Отдых нужен и для мозга.
- Недостаток кислорода. При кислородном голодании мозга существенно снижается умственная активность, а также ухудшается общее самочувствие.
- Вредные привычки. Курение, употребление алкоголя и другие вредные привычки оказывают негативное влияние на работу мозга.
- Стрессы и депрессия. Нервные потрясения обычно выбивают человека из привычной колеи. Депрессия и уныние сопровождаются отсутствием желания что-либо делать.
- Недосыпание. Во время сна организм восстанавливает потраченные за день силы, а при недосыпании просто не может это сделать.
Если работать совсем не хочется, нужно устранить причину этого явления. К тому же улучшение умственной работоспособности возможно только при комплексном подходе к решению проблемы.
Интересный факт! И хотя мозг занимает всего 2% от размеров всего тела, он потребляет около 20% кислорода и 17% энергии.
Препараты для повышения работоспособности
Различные препараты давно используются для восстановления сил и реабилитации человека. Отдельные группы лекарств способны помочь избавиться от хронической усталости и повысить работоспособность. Улучшить активность мозга и эффективность его работы могут лекарства, которые относятся к группе ноотропов. Принцип их действия заключается в том, что они стимулируют передачу нервных импульсов, а также метаболизм. В процессе их действия у нервных клеток вырабатывается устойчивость к негативным факторам воздействия. К этой группе лекарств относятся:
Кем быть? » Простые советы по повышению работоспособности
Простые советы по повышению работоспособности
Окружающий мир полон стрессовых факторов и легко может разрушить нашу энергию и работоспособность. Чтобы этого не произошло очень важно вовремя задать себе вопрос о том, как повысить эффективность своей деятельности, тем самым впоследствии оказать самому себе неоценимую услугу в процессе решения различных проблем.
Задумываясь над тем, как повысить свою работоспособность, мы постоянно черпаем энергию из разных источников, таких как еда, люди, книги, фильмы. Но вместо того, чтобы получать ее безвозмездно, мы часто берем ее «в кредит», употребляя неограниченное количество кофе, сигарет, алкоголя, различных энергетических напитков. И через некоторое время расплачиваемся своим физическим и психическим здоровьем. А ведь можно развить в себе здоровые привычки, которые за счет правильного образа жизни в настоящем будут давать нам энергию и повышенную работоспособность, не воруя все это у будущего.
Если вы мечтаете просыпаться каждый день полным энергии, позитивно настроенным на предстоящую учебу или работу, с уверенностью, что вам все по плечу, а после обеда вместо обычного утомления ощущать прилив свежих сил, и в конце рабочего дня быть по-прежнему бодрым для общения с родными и друзьями, то вопрос «как повысить эффективность и работоспособность» является для вас актуальным. Поэтому давайте рассмотрим основные рекомендации, которые помогут вам этого добиться.
25 простых советов по повышению работоспособности
- Организуйте порядок на рабочем месте. Для начала оцените мебель своего рабочего пространства. Подходит ли вам кресло? Исправен ли стол? Достаточно ли освещения? Комфортна ли температура воздуха? Попробуйте что-то поменять на своем рабочем месте. Например, переставить стол или шкаф. Очень бодрит и активизирует мозговую деятельность желтый цвет. Экспериментируйте с окружающей обстановкой, чтобы создать те условия, которые будут максимально подходить именно вам и помогут повысить работоспособность. Поставьте на свой рабочий стол или повесьте на стену, на которую падает ваш взгляд, какой-либо предмет желтого цвета (оттенка, тона). Изредка отвлекайтесь от рабочего процесса и просто созерцайте его.
Рабочее пространство должно быть ухожено. Разбросанные в беспорядке бумаги, папки не помогут повысить работоспособность, а скорее наоборот, внесут долю сумбура в ваш рабочий процесс. К тому же поиск нужных вещей происходит гораздо быстрее, когда все аккуратно разложено по своим местам. Неиспользуемые предметы уберите со стола, аккуратно сложите в ящик, тумбочки, на полки, т.п. По мере надобности доставайте необходимое. В любом случае, вы убедитесь, что больше половины убранного вами так и не перекочует обратно на стол. Пересортируйте документы, бумаги по степени важности и востребованности в течение дня, разложите их так, чтобы вам было удобно находить нужную бумагу в нужный момент. После этого присядьте за чистый стол, выпейте воды, вдохните и принимайтесь за работу.
- Определите свое продуктивное время. У всех оно индивидуальное, кто-то намного эффективнее работает в утреннее время, а кто-то наоборот – в вечернее. Определите, в какие часы вы более активны и в это время работайте с самыми приоритетными задачами.
- Наладьте устойчивый режим дня. Правильный режим дня – это полноценный сон, легкое утреннее пробуждение, энергичное дневное бодрствование, вечерний отдых и вновь ночной сон. Стабильный суточный ритм, основанный на естественных циклах всего живого на земле, является самым главным условием высокой работоспособности.
- Соблюдайте режим сна. Полноценный сон играет ключевую роль в повышении работоспособности. Здесь важен индивидуальный подход. Кому-то достаточно семи часов сна, но есть люди, которым требуется больше времени для восстановления работоспособности. Нужно исключать недосып и его противоположную составляющую. Поэтому ложитесь спать не позже 22:00. Слишком поздний отход ко сну не повышает умственную и физическую активность, а понижает ее. Как минимум за два часа до сна не смотрите и не читайте ничего агрессивного. Посмотрев перед сном что-то неприятное, вы лишите себя спокойного отдыха и на следующий день будете разбиты, от чего ваша работоспособность значительно снизится.
- Уделяйте внимание правильному питанию. Как бы странно это не звучало, но совет сбалансировать питание очень действенен на практике. Никогда не переедайте. Если вы уже не раз это делали, то, скорее всего, обращали внимание, что после переедания силы начинают покидать организм и наступает сонливость, которая отнюдь не поможет повысить работоспособность. Тяжелые перекусы – не лучший способ повысить свою эффективность. На переваривание больших количеств жирной и жареной пищи уходит много энергии. Поэтому важно изучить основы здорового питания и применять эти знания на практике, ведь еда – это ваша энергия.
- Регулярно проветривайте рабочее помещение. Позаботьтесь о свежем воздухе в рабочем помещении, поэтому часто и регулярно проветривайте его, ведь недостаток кислорода заметно сказывается на степени работоспособности, резко понижая ее.
- Во время работы исключайте отвлекающие факторы. Проанализируйте свой рабочий день. Что раздражает вас, нервирует, отвлекает от работы? Возможно это уведомления, приходящие на электронную почту, пустые разговоры с друзьями. Громкий сигнал телефона, раздающийся в самый неподходящий момент, может раздражать, отвлекать и говорить про повышение работоспособности в этом случае не приходится.
Если заметили, что часто переключаете внимание на отвлекающие от работы факторы, подумайте, что можно сделать, чтобы это происходило как можно реже. Например, возьмите за правило – во время работы никаких социальных сетей, которые могут отвлекать вас. Отключайте звук в телефоне и выходите из электронной почты. Работайте как минимум по 60-90 минут прежде, чем отвлекаться. Труд в таком режиме принесет гораздо больше результатов, чем работа с постоянным прерыванием.
- Нейтрализуйте шум. В шумной атмосфере намного сложнее работать. Чтобы повысить работоспособность, если есть возможность, находите способы создавать спокойную атмосферу.
- Планируйте и записывайте все свои важные дела. Если записал – значит выполнил. Составление плана на день, организованный тайм-менеджмент, запись заданий, которые необходимо выполнить, помогут повысить работоспособность. Правильная расстановка приоритетов возможна, если задания записаны, и можно наглядно оценить предстоящий объем работы. План можно составлять на месяц, неделю, день, но важно не приступать к следующему заданию, не окончив выполнять предыдущее. Не помешает детализация, к примеру, указание времени, которое наиболее подходит для тех или иных дел.
- Периодически меняйте деятельность. Например, первые два часа вы готовите реферат, потом отдыхаете, потом занимаетесь фотографиями к реферату, потом проверяете электронную почту, потом опять занимаетесь рефератом и т.п. Обязательно давайте себе передышку. Во время отдыха совершите небольшую прогулку, займитесь медитацией или сделайте несколько упражнений. Это один из лучших способов повысить свою работоспособность, ведь нашему мозгу намного легче работается, когда он периодически переключается.
- Ставьте цели. Даже самые нереальные. Ведь без цели, нет желания двигаться. Поэтому, чтобы был прогресс, займитесь целепологанием. Но при этом не забывайте наслаждаться самим процессом достижения цели. То есть, получить результат – это хорошо, но дорога к нему – намного лучше.
- Мотивируйте себя. Посмотрите видео любого человека, который вас вдохновляет. После этого прилив повышенной работоспособности придет сам собой, ведь ничто не вдохновляет так, как личный пример из жизни другого человека. Прочтите несколько страниц книг по личностному или духовному развитию. Все это в совокупности подарит вам мотивационный толчок для дальнейших действий.
- Исключите из жизни праздное времяпрепровождение (пустые передачи, сплетни и обсуждение вещей, которые не дают дополнительной ценности вашей жизни). У вас есть выбор: можно 15 минут проболтать с друзьями или вместо этого прочитать главу книги по личностному развитию. Что даст вам больший толчок к развитию? Помните, что «те, кто читает книги, управляют теми, кто смотрит телевизор».
- Заведите список того, что нужно перестать делать. И перестаньте это делать. Вы высвободите огромное количество времени и энергии для более важных дел.
- Составьте список важных задач, которые помогут вам выйти на новый уровень развития, но на которые чаще всего не хватает времени. Список важных задач будет повышать вашу умственную и физическую активность, ведь он вдохновит вас на новые свершения.
- Давайте организму физическую нагрузку. Повышение работоспособности маловероятно в условиях хронической гиподинамии. Малоподвижность суставов, отсутствие нормальных нагрузок на мышцы, фиксированная поза в течение долгих часов – все это, конечно же, отрицательно сказывается на бодрости и энергичности. Поэтому старайтесь менять положение за столом чаще. Лишний раз встать, пройтись, поменять позу – пойдет на пользу, поможет избежать сонливости и малоподвижности. Время от времени устраивайте небольшую разминку. Это великолепный способ оживить затекшие мышцы и суставы. Особо следует обратить внимание на разминку мышц шеи, кистей рук, а также стоп. Именно эти части нашего тела имеют максимальное количество механорецепторов, воздействие на которые стимулирует работу мозга.
Обязательно делайте утреннюю зарядку. Она стимулирует организм и дает энергию. Многие специалисты рекомендуют занятия спортом 2-3 раза в неделю. Возможно, для поддержания физической формы этого и достаточно, но для повышения энергии и личной эффективности необходимо давать себе физическую нагрузку каждый день. Вы же не едите только три раза в неделю. А спорт – это такой же важный источник энергии, как и пища. Поэтому старайтесь заниматься спортом не менее 30 минут в день. Именно физическая нагрузка поможет вам увеличить вашу эффективность и работоспособность в разы.
- Гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь находиться как минимум 15 минут в день на свежем воздухе и на солнце. Сделайте регулярные прогулки своим ежедневным обязательным пунктом для выполнения. Желательно в природных местах, далеких от шума.
- Делайте водные процедуры. После тяжелого рабочего дня примите душ или полежите в ванне. Контакт с водой поможет нейтрализовать усталость и негативную энергию.
- Уделяйте время другим сферам жизни. Не забывайте о личной жизни, о своих увлечениях, хобби. На все это у вас должно быть выделено достаточно времени.
- Мыслите позитивно. Энергия теряется от отрицательных мыслей и эмоций. Сводите их к минимуму. Используйте методы по управлению своими переживаниями. Обязательно какое-то время находитесь в тишине. Используйте техники медитации, аутотренинги. Своевременно переключайтесь с негативных эмоций на положительные. Таким образом, вы сохраните энергию на более важные дела.
- Концентрируйтесь на положительных событиях. Постоянно обращайте внимание на то, что положительно складывается в течение дня. Чаще всего люди фокусируются на том, что идет не так, а направляя внимание на положительные аспекты, мы перепрограммируем себя и начинаем видеть целостную картину дня более объективно и позитивно.
- Используйте дыхательные техники для расслабления. Несколько раз в день делайте недлительные дыхательные упражнения, с глубоким выдохом и вдохом, фокусируясь на дыхании. Это поможет вам постоянно ощущать приток энергии, а значит, и повышать вашу эффективность.
- Ищите свой путь. В жизни очень важно найти себя и делать именно то, что приносит вам счастье и помогает другим людям. Если человек идет ложной дорогой, он теряет смысл и энергию. Поэтому занимайтесь тем, что вам нравится, и не гонитесь за общепринятыми стереотипами. Потому что то, что подходит одному человеку – другому будет полностью мешать, тем самым «съедая» рабочие ресурсы и возможности.
- Соревнуйтесь с самим собой. В таком важном деле как повышение работоспособности нужно использовать все шансы и возможности. Если относиться к рабочему процессу как к соревнованиям, то обязательно возникнет соблазн побить свои собственные рекорды.
- Регулярно поощряйте себя за успехи. Поощряйте себя за качественно и вовремя выполненную работу. Ведь только вы сами лучше всех знаете, что вам нравится. В качестве поощрения могут выступать сладости, покупки, походы в кино или ресторан, в общем, все то, что интересует именно вас и гарантирует вам поднятие настроения после работы, особенно после удачно завершенного дела.
Если вы постоянно чувствуете упадок сил, начните постепенно внедрять в свою жизнь наши советы по повышению работоспособности, и со временем вы почувствуете себя совсем другим человеком – энергичным, наполненным положительной энергией и более эффективным. Но, помните, что жизнь – это не спринт, а длительный марафон, поэтому лучше день за днем вводить в жизнь новые привычки, чем попытаться все сделать сразу и быстро «перегореть». Последовательность и постоянство – вот секрет самых успешных и эффективных людей нашего времени.
Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
психолог
Повышение работоспособности человека. — Безопасность жизнедеятельности
Повышение работоспособности человека является одним из важных факторов рационализации трудовой деятельности.
Эффективность трудовой деятельности во многом определяется уровнем работоспособности человека. Исследованием этого вопроса занимались многие ученые.
Под работоспособностью понимают способность человека выполнять работу в течение определенного времени при сохранении количественных и качественных показателей. Высокой работоспособности способствует рациональный режим труда и отдыха.
Физиологические и психологические основы труда исследовали авторы пособия «Психофизиология труда» В. Г. Ткачук и В. Е. Хапко. Согласно этим исследованиям необходимость чередования труда и отдыха является одной из физиологических особенностей человека. Режимы труда и отдыха базируются на научном основе с учетом физиологических закономерностей приспособления организма человека к условиям трудовой деятельности, а также особенностей конкретного производственного процесса. Эти закономерности представляют собой проявления изменений работоспособности. Изменения работоспособности в течение рабочей смены, суток, недели и т.д., отражающих связь организма человека с условиями и характером трудовой деятельности, является исходной базой для построения рациональных режимов труда и отдыха в эти промежутки времени.
Физиолого-гигиенические вопросы, несмотря на их прямую связь с работоспособностью, производительностью труда, является важной социальной проблемой. Поэтому борьба с усталостью и перенапряжением должно осуществляться комплексно, включая технические, организационные, гигиенические и психофизиологические мероприятия. Основными из них являются: широкая механизация и автоматизация производственных операций; организация рационального режима труда и отдыха; оптимизация санитарно-гигиенических условий труда, совершенствование рабочих движений и рабочей позы, оборудование рационального рабочего места и оборудования с учетом антропофизиологичних особенностей организма; правильное, рациональное производственное обучения, ослабление неблагоприятного воздействия монотонности, меры по предотвращению гиподинамии формирование добросовестного отношения к труду в трудовых коллективах (осознание полезности труда, благоприятный психологический микроклимат, широкая гласность, материальная заинтересованность, соревнования и т.д.) эстетическое оформление рабочего места организация и проведение профотбора и профориентации .
Работоспособность организма — это способность к психофизиологической действия. Она может состоять из превращение одного вида энергии в другой, осуществляет определенная функциональная единица (нервная клетка, мышцы и т.д.). Работоспособность создается движущими силами организма — процессом возбуждения и энергетическими веществами, обеспечивающие этот процесс. Наконец, работоспособность определяет количественную сторону преобразований, осуществляемых человек над предметами, явлениями, понятиями и др.., Т.е. определяет количество специфического, что является результатом его профессиональной деятельности.
В организме человека энергетических веществ очень много. Но существенная особенность деятельности человеческого организма заключается в том, что именно непрерывное использование энергетических веществ определенное пределами. Это ограничение И. П. Павлов называл «пределом работоспособности«. Изучая деятельность больших полушарий мозга, ученый установил, что при непрерывной работе одни и те же корковые клетки могут беспрепятственно использовать только определенное количество энергетических веществ. Это количество энергетических веществ является величиной, единицей работоспособности, мобилизации которой для определенной трудовой деятельности организм не препятствует.
Типы нервной системы — другой важный фактор, определяющий единицу работоспособности конкретного человека. В индивидуальных свойств организма принадлежит сила нервной системы, т.е. единица работоспособности. Это свойство является важнейшей составляющей типа нервной системы. Слабый тип имеет сравнительно небольшую работоспособность. Сильные типы, наоборот, характеризуются повышенным уровнем работоспособности.
Остановимся на начальной работоспособности. На самом деле работники, начиная работу, могут иметь неодинаковую работоспособность. Кроме здоровья, рационального питания важным фактором, влияющим на уровень начальной работоспособности, является мотивация.
Речь идет о совокупности материальных и моральных стимулов, на основе которых человек во время трудовой деятельности ставит перед собой конкретные цели, которые соответствуют профессии. При соблюдении этих условий у исполнителя работы появляется высокая заинтересованность в осуществлении цели его производственной деятельности, вследствие чего исполнитель начинает работать, имея максимальный начальный уровень заинтересованности.
Кроме мотивации на начальную работоспособность влияет возраст, а также другие факторы. Важное значение имеет соотношение труда и отдыха, т.е. продолжительность работы, которой в предыдущий момент был занят организм, и продолжительность его следующего отдыха.
Основным фактором, вызывающим усталость, есть напряженная деятельность (нагрузки). Кроме абсолютной единицы нагрузка на ступень развития утомления влияет также ряд факторов, среди которых необходимо отметить следующие:
статический или динамический характер нагрузки;
интенсивность нагрузки, т.е. ее распределение во времени;
постоянный и ритмический характер нагрузки.
Статическое физическая нагрузка при прочих равных условиях приводит к развитию большей усталости, чем динамическое, причем субъективное ощущение усталости в этом случае имеет особенно ощутимы проявления.
Время наступления ощущение усталости и ее черты зависят от степени интенсивности нагрузки: при увеличении интенсивности нагрузки утомление наступает раньше, при уменьшении — время наступления утомления не изменяется (в последнем случае производительность труда существенно снижается, что невыгодно). Существует определенная оптимальная интенсивность нагрузки, в условиях которой усталость развивается медленнее.
Кроме единицы нагрузки существует ряд дополнительных факторов, способствующих развитию утомления. Сами по себе они не приводят к развитию утомления, однако, совпадая с действием основного фактора, способствуют преждевременному и четко очерченном наступлению усталости. Эти факторы можно разделить на четыре большие группы:
1) микроклимат;
2) использование техники;
3) нарушение режима труда и отдыха;
4) эмоциональные факторы.
К первой группе относятся такие факторы: пониженное содержание кислорода в воздухе, которым человек дышит, повышенное содержание углекислого газа, высокая температура среды, повышенная влажность, изменения барометрического давления и др..
Среди факторов, относящихся ко второй группе, следует назвать следующие: изменение состава воздуха — загрязненность его различными газами (например, продуктами неполного сгорания топлива), действие механических сил, что приводит к вибрации, ускорения влияния электромагнитных колебаний, шумов и ультразвука, изменения освещения , неудобство рабочих поз и т.д..
К третьей группе относятся факторы, связанные с нарушениями режима труда и отдыха: недостаточно времени для восстановления сил после утомления, неправильное использование перерывов между работой, непродуманное планирование режима труда и отдыха.
На развитие утомления существенно влияют эмоциональные факторы: время ощущение человеком усталости, ее общего и специального физического развития и др..
Среди видов утомления следует выделить такой специфический вид утомления, возникающего при отсутствии деятельности. Такое довольно часто встречается в современном производстве среди специалистов, деятельность которых связана с приемом информации, поступающей нерегулярно и неожиданно, то есть работают в режиме ожидания. Этот вид усталости занимает промежуточное место между физическим и общей умственной усталостью. Чувство усталости у этих специалистов частично обусловлено статической рабочей позой, хотя в основном определяется развитием сенсорного напряжения.
Исследования доказывают, что на тяжесть труда особенно влияет комплекс производственных факторов: шум, загрязненность, температура и др..
Кроме того, влияние на человека этих факторов не рассматривается отдельно. Например, шум выше нормы влияет на человека иногда слабее, чем шум в допустимой норме с повышенной температурой.
Сейчас большинство физиологов труда связывают тяжесть труда с усталостью. При преобладающем нагрузке на мышечную систему говорят о тяжести физического труда, когда преобладает работа с нагрузкой высших отделов центральной нервной системы — о тяжести умственного труда.
Такое разделение достаточно условно, так как при физической и умственной усталости всегда возникают функциональные изменения в общей звене — в деятельности центральной нервной системы и прежде всего в высшей нервной деятельности человека.
Функциональные изменения в организме человека могут быть вызваны:
санитарно-гигиеническими условиями;
большим физическим или умственным нагрузкам;
низкой или высокой температурой среды;
отсутствием двигательной активности при нервно-эмоциональном напряжении или значительной физической нагрузке при «информационном голодании» и другие.
Совместная работа требует рационализации при разделении труда по времени — по часам суток, дням недели и более длительными промежутками времени.
В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного вида, а соответственно и функциональное состояние организма изменяются. Поддержание работоспособности на оптимальном уровне — основная цель рационального режима труда и отдыха.
Режим труда и отдыха — это установленные для каждого вида работ порядок чередования времени работы и отдыха и их продолжительность.
Для определения рациональных режимов труда и отдыха необходимо учитывать такие принципы их разработки:
удовлетворение потребностей производства;
обеспечение наибольшей работоспособности человека;
совпадение общественных и личных интересов.
Первый принцип заключается в том, что при установке оптимального режима труда и отдыха необходимо определить параметры, способствующие лучшему использованию производственных фондов и обеспечат эффективное развитие производства. Режимы труда и отдыха построены для рационального производственного режима, с тем чтобы обеспечить нормальное прохождение технологического процесса, выполнение заданных объемов производства, качественное и своевременное проведение планово-профилактического ремонта и осмотра оборудования при сокращении его простоя в рабочее время.
Согласно второму принципу строить режимы труда и отдыха нужно с учетом уровня работоспособности человека и объективной потребности организма в отдыхе в определенные периоды деятельности. Итак, учитывая физиологические возможности человека и законодательство по охране труда, следует разработать такой порядок чередования времени труда и отдыха и определить такую ??их длительность, чтобы обеспечить наивысшее работоспособность и производительность труда.
Третий принцип предполагает, что режим труда и отдыха должен учитывать и обеспечивать определенной степени удовлетворения личных интересов работников и отдельных категорий работающих (женщин, молодежи, обучающихся).
Таким образом, при определении оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью которого является полное и всестороннее оценивание его оптимизации по учету личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.
Следует отметить, что научно обоснованным режимом труда и отдыха на предприятии считается такой, что обеспечивает одновременно сохранение повышенной работоспособности и производительности труда сотрудников и создание благоприятных условий для всестороннего развития человека.
Физиологические основы построения режимов труда и отдыха побуждают к решению таких вопросов: когда должны начинаться перерыва, их количество, продолжительность; какой смысл кроется, собственно, в самом отдыха.
Динамика работоспособности человека — это научная основа для разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологи установили, что работоспособность — величина переменная, связанная с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. В разные промежутки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а работоспособность человека и производительность труда в течение суток испытывает некоторых колебаний. Соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности наблюдается с 8 до 20 часов.
Работоспособность снижается в вечерние и ночные часы. Особенно неблагоприятный период с 1 до 4 часов ночи.
Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазовым развитием. Различают следующие фазы:
Фаза нарастающей работоспособности. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. Зависимости от характера деятельности и личных качеств человека эта фаза длится от нескольких минут до 1,5-2 часов.
Фаза устойчивой высокой работоспособности характеризуется тем, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние совпадает с высокими трудовыми показателями (повышение добычи, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, уменьшение ошибочных действий). Зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение двух и более часов.
Фаза развития утомления и связанное с этим снижение работоспособности длится от нескольких минут до нескольких часов и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей трудовой деятельности.
Динамика работоспособности в течение рабочей смены графически представляет собой ломаную линию, растет в первые часы работы, затем находится на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Приведенные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза нарастающей работоспособности проходит быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и длительнее, чем до обеда. Во второй половине рабочей смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается стремительнее через более глубокую усталость.
Для динамики работоспособности человека в течение суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В разное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень наблюдается в утренние часы и днем: с 8 до 12 часов и с 14 до 17 часов. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью. Днем понижение работоспособности, как правило, наблюдается в период с 12 до 14 часов, в ночное время — с 3 до 4 часов.
При составлении недельных режимов труда и отдыха следует учитывать, что работоспособность человека не является стабильным показателем течение недели, а претерпевает определенные изменения. В первые дни недели работоспособность постепенно возрастает в связи с постепенным вхождением в рабочий процесс. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая в последний день рабочей недели. Зависимости от характера и степени тяжести труда колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими.
Знание закономерностей изменения недельной работоспособности поможет решать ряд практических вопросов. Характер кривой недельной работоспособности является обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней.
При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями (суббота и воскресенье) характер изменения работоспособности сохраняется. Однако в связи с двухдневным перерывом в работе могут происходить некоторые нарушения динамического стереотипа и период привыкания может быть продолжительным.
В годовом цикле, как правило, высокий уровень работоспособности наблюдается в середине зимы, а самый низкий — в жаркое время летом.
Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха, поскольку ежедневный и недельный отдых не предотвращают накопление усталости полной мере. Ежегодный отпуск предусмотрена законодательством, ее продолжительность устанавливается в зависимости от тяжести труда, но не может быть менее 14 календарных дней. Отпуск продолжительностью до 24 дней целесообразно использовать единовременно, а при более длительного отдыха — в два этапа.
Согласно природных суточных ритмов физиологических процессов, происходящих должно осуществляться также порядок чередования смен: утренняя, вечерняя, ночная.
Однако на некоторых предприятиях, широко использующих труд женщин, хорошо зарекомендовал себя обратный порядок чередования, что позволяет повысить дневной отдых после ночной смены: бригада из ночной смены заступает на работу в вечернюю, затем в утреннюю смену.
Разрабатывать новые режимы труда и отдыха или совершенствовать существующие следует исходя из особенностей изменения работоспособности. Если во время работы наблюдаться периоды наивысшей работоспособности, работник сможет выполнить максимум работ при минимальных затратах энергии и минимальной утомляемости.
При рационализации суточных режимов труда и отдыха эффективность порой зависит и от того, насколько правильно учтены ритмы суточных физиологических процессов человека, т.е. при определении оптимального режима труда и отдыха необходимо установить такие их параметры, способствующие наибольшей эффективности производства.
Опыт и результаты применения различных типов режимов графика рабочего времени как в нашей стране, так и за рубежом свидетельствуют о большой их эффективность и социально-экономическую целесообразность.
Для корректировки режимов труда, применяются чаще, необходимо четко определить динамику развития производственной усталости, а также (если это возможно) степень ее развития в отдельные моменты рабочего времени.
Существует много методов, позволяющих исследовать изменения работоспособности и усталости по состоянию физиологических функций.
В распространенных методов физиологических исследований непосредственно в условиях производства относятся:
1. Динамометрия. Исследование максимальной силы с помощью специальных динамометров.
2. Устойчивость к статическим усилиям.
3. Частота ударов пульса, зарегистрированная в условиях производства или пальпаторно, или с помощью приборов, является одним из важных показателей дееспособности сердечно-сосудистой системы.
4. Артериальное давление. Характеризуя преимущественно состояние сердечно-сосудистой системы и работу сердца, артериальное давление находится в тесной связи с центральным нервным аппаратом, что позволяет за его динамикой свидетельствовать о состоянии организма в целом. Регистрируют артериальное давление с помощью таких приборов, как тонометры, механокардиографы и др..
Актуальность восстановления психофизической работоспособности можно рассматривать в двух основных направлениях: экономическая отдача и повышения качества жизни работника.
Условия работы предполагают влияние различных неблагоприятных факторов: шум, вибрация, перепады температур, физические и нервно-психические перегрузки, граничащих со стрессами, связанные с ответственностью за выполняемую работу.
Долгосрочное влияние этих факторов на организм человека ухудшает состояние здоровья и приводит к возникновению различных заболеваний, отрицательно сказывается на выполнении работниками служебных обязанностей и снижает качество жизни.
Предлагаемая система психопрофилактики и реабилитации строится исходя из особенностей профессиональной деятельности, и основывается на принципах: индивидуальности, партнерства, единства психосоциальных и биологических методов воздействия, схидчастости и нормализации.
Схема реабилитации (восстановления) работоспособности состоит из четырех этапов:
Первый этап, психофизиологическая диагностика, предполагает изучение психических реакций, обусловленных спецификой труда работника.
При первичном обследовании измеряются такие психофизиологические характеристики, как сенсомоторная активность, латентный период простой слухо-моторной реакции (ЛП ПСМР), латентный период простой зрительно-моторной реакции (ЛП ПЗМР), латентный период зрительно-моторной реакции выбора (ЛП ЗМРВ) координационная функция (статический и динамический тремор) концентрация и устойчивость внимания; диагностируется уровень расхождения между реальным и идеальным «Я», осуществляется оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения делается вывод о преимуществе той или иной симптоматики и о степени влияния ее на профессионально значимые качества, что и определяет сроки пребывания на реабилитации.
Критерием оценки состояния пациентов служила международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ), раздел F 43 «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации», в котором выделяют следующие диагностические рубрики:
F 43.
0 — «Острая реакция на стресс»
F 43.1 — «Посттравматический расстройство»
F 43.2 — «Расстройство адаптации».
Второй этап, восстановительной терапии, заключается в усилении различных компенсаторных механизмов и восстановлении нарушенных у работника физиологических функций. На этом этапе большое значение приобретают различные методы физиотерапии и ЛФК.
Третий этап реабилитации, восстановления индивидуальной и общественной значимости работника, обновления гармоничных отношений с окружающей действительностью.
С этой целью предлагаются использовать методы психокоррекции: поведенческую психотерапию, лично-ориентированную терапию, гештальт-терапию, НЛП, Ериксоновський гипноз, АО, гипнотерапию и другие. Эти методы коррекции позволяют осуществлять следующие программы:
1. Суггестивная программа направлена на симптоматическое разрешение, прежде всего путем суггестии и рационального пересмотра сложной производственной ситуации.
2. Кризисная программа имеет более специфическое значение. Это краткосрочная психоаналитическая ориентированная (динамическая) терапия, направленная как на осознание внутриличностных (кризисных) проблем, так и на поиск путей решения напряженных межличностных отношений.
3. Лично-ориентированная программа имеет целью выявление и осознание внутришньособистисного конфликта, выяснение возможных подходов к оценке иерархии ценностей путем психологической защиты в конкретной психотравмирующей ситуации.
4. Гештальт-программа направлена ??на снятие блокировок она стимулирует процесс развития человека, реализации его возможностей и направленность за счет создания внутренней точки опоры и оптимизации процессов саморегуляции.
5. Нейро — лингвистическое программа заключается в проигрывании психотравмирующих событий прошлого, их эмоциональном реагировании, фиксации позитивных переживаний в настоящем и закреплении полученного опыта путем вибудовання к будущему с последующей экологической проверкой.
6. Программа аутотренинга способствует овладению навыками саморегуляции не только в разных эмоционально значимых ситуациях, а прежде всего в конкретных производственных условиях.
Четвертый этап (заключительный) — закрепление достигнутых изменений и контрольная психофизиологическая диагностика.
Таким образом, такой подход к реабилитации, способствует более раннему восстановлению трудоспособности, улучшению психофизиологических показателей и устранению имеющейся симптоматики, снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности и предупреждения преждевременного выхода из активной производственной сферы в наиболее трудоспособном возрасте.
Исследованием эффективности памяти в связи с мотивацией профессиональной деятельности занимались многие как зарубежных, так и отечественных ученых (А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, Т. Д. Среда, С. П. Бочарова, Г. В . Репкина, П. Б. Невельского, Дж. Миллер, Дж. Сперлинг, А. Ц. Пуни). Эта проблема является весьма актуальной и перспективной, как в плане раскрытия общих закономерностей профессиональной памяти в связи с мотивацией деятельности, так и в плане разработки более эффективных методов развития памяти профессионала.
Профессиональная память людей всегда развивается в связи с интересами к определенным видам деятельности, целеустремленностью и эмоциональными переживаниями, которые сопровождают получение значимых для личности результатов деятельности. Известно, что память — это саморегулирующаяся система, которая обладает высокой избирательностью. Элементы мотивации хранятся в долговременной памяти и направляют кратковременную память на фиксацию определенной (важной) информации в соответствующих условиях деятельности.
В российской психологии концепция развития памяти в связи с профессиональной деятельности получили особое развитие. Исследования таких ученых, как А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова показали, что протекание различных психических процессов, в том числе и мнемичних механизмов памяти, существенно зависит от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов и целей, средств осуществления. Мотивы рассматривались в неразрывной связи со структурой человеческой деятельности. Соответственно понятия мотив определялось как то, что побуждает и направляет человеческую деятельность. В. Г. Леонтьев говорит о мотиве, как о системном средство организации активности человека.
Некоторые ученые пришли к выводу, что высокая положительным мотивация может играть роль фактора, компенсирующего в случае недостаточно высоких здаибностей.
Ведущим системообразующим фактором в системе человеческой памяти является мотивационна направленность деятельности. При этом важнейшим определяющим фактором продуктивность памяти в любой конкретной деятельности является исходный уровень ее ориентации на будущее .. Те же действия будут вызывать различные характеристики памяти в зависимости от целевого содержания и ориентации относительно представленного.
Анализ отечественной и зарубежной литературы на тему взаимосвязи мотивации, структуры деятельности и эффективности функционирования мнемических процессов позволяет сделать следующие выводы:
· Мотив — это решающий фактор при выборе профессии.
· Успешность профессиональной деятельности личности определяется эффективностью функционирования мнемичниих процессов, потому что память сохраняет приобретенный опыт и обеспечивает возможность его дальнейшего использования.
Память — это саморегулирующаяся система, обладает высокой избирательностью, которая связана с мотивационными установками личности.
· Мотивация личности, включает интересы, потребности и жизненные цели субъекта, является важнейшей движущей силой, необходимым фактором эффективности памяти профессионала.
Существует много факторов, которые вли-вают на производительность труда.
Основные факторы влияния на производительность труда — организация рабочего места режим напряжения и отдыха при работе окраски стен помещения отношение к труду
Они формируют общий настрой на работу и облегчают или ус-кладнюють появление трудовых усилий.
Разрабатывая критерии профессиографической оценки (описание характери-стик труда) степени нервного напряжения в процессе труда, полезное туються характеристиками, которые отражают напряжения сенсорного аппарата, высших нервных центров, обеспечивающих функции внимания, мышления, регуляции движений. На сегодня составлены специальные таблицы классификации труда по степени нервно-эмоционального напряжения, в основу которых положены следующие показатели:
интеллектуальное и эмоциональное нагрузки;
продолжительность сосредоточенного наблюдения;
количество объектов одновременного наблюдения, является производственно-важными;
количество сигналов в час;
темп;
нас активных действий;
необходимость самостоятельного поиска повреждений;
монотонность труда;
напряжения зрения;
точность выполнения работы;
изменчивость;
режим труда и отдыха.
Степень трудоспособности определяется также типом нервной системы. Сильный тип имеет наибольшую работоспособность, слабый — незначительную.
Пра-это способность зависит от таких факторов, как возраст, здоровье человека, пол, навыки в работе, санитарно-гигиенические условия и т.д.. Определенной степени на нее влияют и мотивация, и моральные и материальные стимулы.
Продлить устойчивую работоспособность можно за счет
оптимального уровня напряжения психофизиологических функций,
комфортными условиями работы,
правильным сочетанием режимов труда и отдыха,
про-ведением физкультурных пауз и эмоциональной разгрузки,
ис-пользованием специальных психофармакологических средств или тонизирующих напитков,
специальным информированием человека о результатах ее деятельности,
надзором и контролем за ее работой.
Комфортные условия обеспе-пеку, кроме высокой работоспособности, хорошее самочувствие, при этом не возникают опасные напряжения компенсаторных систем организма, здоровья человека не ухудшается долгое время.
Известно, что на работоспособность, производительность труда, на жизнедеятельность в целом влияет отдых. Отдых может быть двух типов — актив-ный и пассивный.
Активный отдых — это, например, занятия спортом, ту-ристични поездки, походы в лес, поездки, плавание в бассейне и т.д.. Именно активный отдых способствует повышению работоспособности, улучшению психического состояния личности, настроения.
Пассивный отдых — просмотр кинофильмов, слушание музыки, сидя, лежа, чтение книг и т.д.. Особым, но обязательным, видом такого отдыха является сон.
Известно, что беспокойные ночи, неприятные сновидения с переживанием ужасов, опасностей, страха, когда жизнь словно висит на волоске, а силы нет чтобы дать отпор — все это негативно сказывается на состоянии, а соответственно на активности ее жизнедеятельности.
На работоспособность человека влияют и времени года. Например, сни-жение работоспособности наблюдается весной, особенно у работников с нервно-эмоциональным перенапряжением.
Повышение работоспособности. Как повысить работоспособность
Ритм современной жизни насколько быстр, что именно это и становится причиной многих проблем со здоровьем. Люди все чаще жалуются:
- на стрессы и постоянную усталость;
- расстройства и недомогания;
- недосыпание и изнеможение;
- раздражительность и агрессивность;
- рассеянность и потерю внимания;
- утрату работоспособности и эффективности.
О том, как бороться с некоторыми из этих недугов, мы уже говорили на сайте todid.ru и читатель сможет найти соответствующие статьи через Карту сайта. В рамках же данной темы рассмотрим последний пункт – утрату работоспособности, попытаемся отыскать решения данной конкретной проблемы.
В самых общих чертах для восстановления работоспособности можно посоветовать: крепкий и глубокий восьмичасовой регулярный сон, здоровое питание, отказ от вредных привычек, массажные процедуры, распорядок дня, сочетание периодов работы и отдыха. Если эти процедуры не вернут умственного и морального равновесия, то физические силы восстановят гарантировано.
Повышение работоспособности: общие принципы
Если после работы вы ощущаете усталость – все в порядке, это нормально. А вот просыпаться с чувством бессилия, в инертном состоянии – это уже плохо, особенно, когда впереди ожидает полный трудовой день. Как работать, если уже утром вы обессилены и измождены?
Повышение работоспособности основывается на четком распорядке дня. Без соблюдения режима добиться высокой эффективности попросту не получится, и вы всегда будете выпадать из жизненного ритма хаотичного дня.
Стабильность расписания – вот главный рецепт от усталости, который можно дополнить здоровым питанием и хорошим сном. При этом важно ложиться спать не позднее 24:00, и если с этим вы испытываете какие-то сложности, отладьте режим своего дня! Лучше отойти ко сну, скажем, в 23:00, но раньше проснуться, чем засидеться после полуночи и вскочить за 10 минут до выхода на работу.
Касательно здоровой пищи стоит отметить лишь одно: ее не должно быть много. Желательно даже поделить порции, уменьшить их, но увеличить частоту питания. В еде также стоит отдать предпочтение здоровым, желательно домашним продуктам, исключив из рациона любые вещи, могущие содержать пищевые добавки, искусственные компоненты, красители.
Повышение работоспособности: полезные советы
Для того чтобы ваш организм получал заряд бодрости и энергии, все время оставался в тонусе, вы могли бы использовать нижеследующие приемы:
1. Занятие спортом (любым активным).
2. Борьба с вредными привычками.
3. Пешие прогулки по свежему воздуху.
4. Витаминизация, витаминная диета.
5. Регулярные перерывы в работе. По 10 минут отдыха на каждые 2 часа будет достаточно. Кстати, в это время совсем не обязательно бездельничать. Нужно менять занятия:
- умственные на физические;
- а физические на умственные.
Повышение работоспособности мозга
Отдельное место в нашей статье занимает работа с мозгом. Ведь физическая усталость – не единственный вид измождения, из-за которого человек теряет работоспособность. Моральная, умственная, мозговая усталость (аналогично физической) выводит из строя активную личность. Но с данным недугом также можно бороться с помощью:
1. Умственных тренировок (в Интернете их сотни и тысячи).
2. Чтения полезных книг, заставляющих думать, требующих умственной деятельности.
3. Перемен в обычных вещах. Старайтесь хоть изредка изменять привычные действия: пишите другой рукой, ходите задом наперед, думайте как ребенок, задавайте прочие задачки своему пытливому уму, шокируйте его.
4. Возвращения к школьной программе обучения. Просто открывайте любой учебник из школы и вспоминайте.
5. Изучения новых языков, песен, стихов, анекдотов, мудрых афоризмов.
6. Написания статей на произвольные темы. Главное – задействовать ваше творческое начало, которое подключит к работе мозги.
В завершение статьи нужно отметить, что для повышения работоспособности и борьбы с усталостью энергетические напитки и препараты не годятся. Такие вещи могут активизировать скрытые резервы, но только изредка, в крайних случаях. По большому счету прием таких средств только истощает организм, не наполняя его фактической энергией.
Да и вообще – мгновенного поднятия работоспособности просто не существует. Процедура эта планомерна и растянута по времени. Основы ее – здоровый отдых и активность, распределенные по графику дневного распорядка. А все прочее – это только временный самообман, который не может решить задачи.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Том I, Раздел 4
4 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
{A} Описание обозначений см. В разделе «Ускорение».
Режимы.
Этот раздел содержит следующие темы:
4.1 Введение
4.2 Видение
4.3 Слуховая система
4.4 Обоняние и вкус
4.5 Вестибулярная система
4.6 Кинестезия
4.7 Время реакции
4.8 Двигательные навыки (координация)
4.9 Прочность
4.10 Рабочая нагрузка
4.11 Последствия отмены кондиционирования
См.
видеоклипы
связанный с этим разделом.
4.1 ВВЕДЕНИЕ
{A}
Пользователь должен иметь в виду, что многое еще неизвестно в целом,
долгосрочное влияние различных космических сред на рабочие характеристики.Приведенные здесь данные основаны на прошлом опыте работы с высокопроизводительными
самолетов и относительно ограниченный опыт, особенно в отношении
на длительное пребывание на орбите с прошлыми космическими программами. Много информации
в этой главе была получена из данных одного g, к которым
из указанных выше источников. Хотя не идеально
или для этой главы собраны полные данные, это лучшая информация
в этой области, о существовании которых известно в настоящее время.
Эта глава основана на предположении, что проектировщики и разработчики миссий
будет работать лучше, если они будут знакомы с возможностями
люди, для которых они проектируют. Когда люди уходят в космос, их
возможности производительности могут существенно измениться. Цель
эта глава предназначена для документирования этих изменений.
Обширные данные о возможностях человека в рамках
Условия 1-G (Земля) сюда не входят.Этот материал покрыт
в других источниках (см.
4, 19,
143, а особенно 336).
4.2 ВИДЕНИЕ
{A}
4.2.1 Введение
{A}
В этом разделе обсуждаются аспекты визуального исполнения, которые
вероятно, будет изменен космическим путешествием. Для получения более общей информации
по зрению см. ссылки в
Пункт 4.1.
4.2.2 Рекомендации по проектированию Vision
{A}
Факторы, связанные с космосом, которые могут повлиять на зрительное восприятие, перечислены ниже.
а. Ускорение — влияние ускорения на зрение зависит от
направление вектора силы.
(см. Параграф 5.3,
Ускорение, для получения дополнительной информации о влиянии ускорения.)
1. + Gz ускорение (глазные яблоки вниз) приводит к затемнению зрения с последующим
из-за туннельного зрения потеря зрения, которая начинается на периферии и постепенно
сужается, пока не останется только желтое (центральное) зрение.Это следует
полным затемнением с последующей потерей сознания.
2. + Gx ускорение (глазные яблоки) приводит к потере периферического зрения.
Обычно это происходит при чуть более 4G (в зависимости от скорости начала
1-G в секунду). Полная потеря зрения зависит от человека.
и с физической подготовкой, подготовкой и опытом.
3. -Gz-ускорение (глаза вверх) приводит к ухудшению зрения, покраснению
(красное зрение), увеличение времени адаптации глаз и
нечеткость или двоение зрения.
4. При воздействии ускорения -Gx (глаза вывернуты) члены экипажа
испытывают визуальные симптомы, связанные с ускорением -Gz (см. 3 »
выше).
5. Время визуальной реакции можно определить как интервал между
возникновение раздражителя и инициирование реакции члена экипажа.
Этот интервал обычно удлиняется за счет повышения уровня G.
6. Визуальное отслеживание умеренно ухудшается из-за повышенного уровня G.
г. Вибрация — если вибрация достаточно сильная, визуальные характеристики
будет деградировать. Степень тяжести зависит от частоты и амплитуды
вибрации вместе с резонансной частотой части тела
участвует. К сожалению, периоды, когда вибрация наиболее высока
(например, при взлете и приземлении) также, как правило, случаются моменты, когда
видение важно. Дисплеи, которые необходимо читать в прогнозируемые периоды
с высокой вибрацией следует проектировать соответственно.Техники дизайна
должны включать отображаемые символы, которые достаточно
большой, чтобы его можно было воспринимать даже при размытом и достаточном освещении
чтобы избежать скотопического зрения, которое приводит к более низкому критическому слиянию мерцания
Частота.
(См. Пункт 5.5.2.3, Human
Реакция на вибрацию и ссылка
19. Для получения дополнительной информации.)
г. Свет в космосе — различия в светопропускании и отражении
в пространстве приводят к некоторым значительным различиям в доступных перцептивных
сигналы в космической среде по сравнению с земной атмосферой.
1. Рассеяние света — Атмосферное рассеяние света не существует в космосе.
из-за отсутствия твердых частиц и газообразных материалов. Таким образом, воздушная перспектива
реплики отсутствуют. Увеличивается контраст между фигурой и фоном и появляются тени
темнее и четче. Потеря этих сигналов вместе с другими
экологические последствия, обсуждаемые ниже, могут ухудшить восприятие
форма объекта, расстояние, местоположение и относительное движение.
2. Диапазон яркости (контраст) — Отмечена внекорабельная среда.
более широким диапазоном интенсивности света, чем обычно встречается на Земле.
Чтобы переключить взгляд с более яркой сцены на значительно более тусклую, потребуется
пора глазам адаптироваться к более низкому уровню освещенности. Например, проблемы
возникают во время миссий в открытый космос, когда члены экипажа переходят от работы на солнечном свете к
работа в тени.
На рисунке 4.2.2-1, требования ко времени адаптации
показаны для перехода взгляда от более яркого к более тусклому окружению.
Для сравнения на рисунке 4.2.2-2 указано
значения яркости для некоторых типичных зрительных стимулов.
Рисунок 4.2.2-1 Темный
Пороги адаптации
Ссылка: 338, с. 187;
НАСА-STD-3000
Рисунок 4.2.2-2 Яркость
Значения типичных зрительных стимулов
Пример | Шкала яркости (миллиламберты) | Эффект |
---|---|---|
Поверхность Солнца в полдень | 10 9 | Повреждение |
10 8 | ||
10 7 | Фототоп | |
Вольфрамовая нить | 10 6 | |
10 5 | ||
Белая бумага при солнечном свете | 10 4 | |
10 3 | ||
10 2 | ||
Комфортное чтение | 10 | |
1 | Смешанный | |
10 -1 | Scotopic | |
Белая бумага при лунном свете | 10 -2 | |
10 -3 | ||
Белая книга в свете звезд | 10 -4 | |
10 -5 | ||
Абсолютный порог | 10 -6 |
Ссылка: 337, с.26;
НАСА-STD-3000 194
г. Отсутствие других сигналов земли:
1. Отсутствие фиксированной вертикальной ориентации — Распознавание знакомых
объекты, лица и области (например, рабочая станция) плохие при просмотре с
ориентация существенно отличается от установленной вертикали.
Зритель должен быть ориентирован примерно на 45 градусов от этого
вертикально, чтобы воспринимать окружающую среду относительно нормально.Этот факт свидетельствует о создании локальной вертикали для каждого
жилая и рабочая зона в космическом модуле.
2. Отсутствие фиксированного горизонта и сопровождающих его переднего и заднего планов.
можно ожидать, что реплики ухудшат восприятие объекта в открытом космосе
форма, расстояние, местоположение и относительное движение.
3. Отсутствие фиксированного положения солнца над головой и его влияние на тень.
Ожидается, что реплики будут иметь такой же эффект, как и в пункте 2 (выше).
e. Световые вспышки — Сообщалось о восприятии световых вспышек.
многими членами экипажа в периоды темноты в определенных орбитальных точках.
Считается, что причиной являются космические лучи и / или излучение тяжелых частиц.
прохождение головы или глаз и запуск нейронной реакции, которая приводит
в этих представлениях.
ф. Возможные недостатки — хотя зрительное восприятие в космосе в норме
во многих отношениях есть сообщения о различных изменениях зрения (некоторые
из них противоречивы), которые указывают на сложные последствия
вышеуказанные факторы.К ним относятся советские сообщения об изменении восприятия
цвета и снижение контрастной чувствительности, а также, казалось бы,
противоречивый отчет, свидетельствующий об улучшении остроты зрения на удаленные объекты.
Некоторые астронавты США отметили снижение остроты зрения из-за
нет видимого изменения остроты зрения, в то время как некоторые члены экипажа, носящие
очки на Земле обнаружили, что они больше зависят от них в космосе.
Очевидно, что необходимы дополнительные исследования, прежде чем мы сможем сказать больше об этих
последствия.
4.3 АУДИТОРИЯ
СИСТЕМА
{A}
4.3.1 Введение
{A}
Нет свидетельств того, что слуховые функции человека изменяются в пространстве.
Однако есть несколько факторов (например, влияние шума), которые
следует учитывать при проектировании космической среды обитания.
(Требования к допустимым уровням шума описаны в
Пункт 5.4.3, Акустический дизайн
Требования.)
4.3.2 Рекомендации по проектированию звуковой системы
{A}
4.3.2.1 Слуховой отклик
{A}
На рисунке 4.3.2.1-1 показаны слуховые реакции человека.
как функция частоты.
Рисунок 4.3.2.1-1 Человек
Слуховой отклик как функция частоты
|
Артикул: 335;
НАСА-STD-3000 195
(См. Параграф 5.4.3.2, Уровень шума
Пределы, для дополнительной информации.)
г. Связь — даже низкий уровень шума может мешать общению.
(см. Параграф 5.4.3.2, Шумовое воздействие
Пределы, для дополнительной информации.)
г. Сложность задачи — шум может отрицательно повлиять на производительность,
эффекты больше для более сложных вопросов.
e. Прерывистый шум — Прерывистый шум имеет более неблагоприятные последствия
чем установившийся шум.
ф. Побочные эффекты — Общие эффекты шумной среды включают:
утомляемость, отвлекаемость, нарушение сна, раздражение и агрессивность
поведение.
(См. Параграф 5.4.3.2, Уровень шума
Пределы, для дополнительной информации.)
г. Психологические факторы — уровень раздражения, вызываемого шумом.
зависит от ряда факторов. Чувствительность сильно различается у разных людей.
1. Люди обычно менее чувствительны к шуму, влияющему на их самочувствие.
2. Люди более чувствительны к непредсказуемому шуму.
3.Люди более чувствительны к шуму, в котором они считают ненужным.
4. Люди, наиболее чувствительные к шуму, все больше беспокоятся.
поскольку шум сохраняется, тогда как уровень раздражения менее чувствительных
людей остается неизменным с течением времени.
5. Воспринимаемая абразивность некоторых звуков субъективна и варьируется.
значительно среди людей (например, рассмотрите потенциальный конфликт
между любителями оперы и рок-музыки).
ч. Давление в кабине — Пониженное давление в кабине вызывает уменьшение шума
передача инфекции. Это означает, что члены экипажа должны говорить громче, чтобы
слышны, что потенциально может привести к охриплости некоторых членов экипажа.
Проблема становится более заметной по мере того, как расстояние между людьми
увеличивается.
(См. Параграф 5.4, Акустика,
для дополнительной информации.)
4.3.2.2 Соображения по поводу шума
{A}
Шум может иметь множество неблагоприятных последствий для человека, и его следует учитывать
при проектировании среды обитания человека. Соображения включают:
а. Сильный шум — Сильный шум может вызвать временную или постоянную боль.
потеря слуха. Неблагоприятные эффекты чистых тонов проявляются на уровне примерно
На 10 дБ ниже, чем для широкополосного шума.
г. Длительное воздействие — длительное воздействие громкого шума
времени может вызвать необратимую потерю слуха.Степень воздействия, которая
приведет к повреждению, зависит от интенсивности и индивидуальной восприимчивости.
4.4 ОФАКЦИЯ
И ВКУС
{A}
4.4.1 Введение
{A}
В космосе могут происходить изменения наших обоняний и вкусов. Эти
изменения описаны ниже.
4.4.2 Обоняние и дизайн вкуса
{A}
4.4.2.1 Обоняние
{A}
Представлены аспекты обоняния (запаха), которые могут повлиять на дизайн.
ниже.
а. Сниженная чувствительность — часто возникают проблемы с
заложенность носа при жизни в условиях микрогравитации.
г. Побочные эффекты — неприятные запахи были связаны с рядом
медицинских симптомов, включая тошноту, заложенность носовых пазух, головные боли и
кашляющий.Такие запахи также способствуют общему раздражению.
г. Запахи в условиях микрогравитации — потому что твердые частицы не оседают
в невесомости проблемы с запахом в космической среде обитания могут
быть более суровым, чем в аналогичных земных условиях. Тираж и
фильтрация повлияет на масштаб проблемы.
г. Визуальные подсказки и запахи — реакция на запахи может быть усилена
наличие визуальных подсказок.Эта повышенная отзывчивость применяется к
приятные и неприятные запахи и это то, что дизайнер может
потенциально найти хорошее применение.
4.4.2.2 Вкус
{O}
Обычно в условиях микрогравитации вкусовые ощущения ухудшаются.
Вероятно, это вызвано смещением жидкостей тела вверх и сопутствующим
заложенность носа. Отчеты показывают, что еда признана адекватной.
приправленный перед полетом, был безвкусным в космосе.Учитывая важное
роль, которую еда, вероятно, будет играть в поддержании морального духа на большом пространстве
миссий, следует обратить внимание на эту проблему.
.
Проблема увеличения энергии человека
Перейти к основному содержанию
Вселенная Теслы: поиски разгадки загадки Николы Теслы
Основная навигация
- Никола Тесла
Показать / скрыть подссылки
- Хронология Tesla
- Цитаты Тесла
- Документы Tesla
- Книги Тесла
- Патенты Tesla
- Статьи о Tesla
- Изображения Tesla
- Достопримечательности Tesla
- Письма Тесла
- Фильмы и телевидение Tesla
- Tesla People
- Лекции Tesla
- Около
- Построить
Показать / скрыть подссылки
- Галереи
- Планы
- Информационный бюллетень TCBA
- Участвовать
Показать / скрыть подссылки
- Аренда катушки Тесла
- Пистолет Тесла
- Аренда костюма Фарадея
- Ремонт катушки Тесла
- Магазин
Показать / скрыть подссылки
- Футболки Tesla
- Аксессуары Tesla
- Плакаты Tesla
- Крышки Тесла
- /
.
без названия
% PDF-1.6
%
476 0 объект
>
endobj
470 0 объект
>
endobj
471 0 объект
> поток
2008-03-12T14: 29: 27-05: 002008-06-25T16: 30: 14-04: 002008-06-25T16: 30: 14-04: 00 Приложение Acrobat Distiller 8.1.0 (Windows) / pdf
uuid: 44271564-62a0-4b73-8a5c-0f44a6b1a5eduid: a949e928-ffc7-4b77-ad34-a939d6dbe087
конечный поток
endobj
477 0 объект
> / Кодировка >>>>>
endobj
455 0 объект
>
endobj
436 0 объект
>
endobj
437 0 объект
>
endobj
438 0 объект
>
endobj
439 0 объект
>
endobj
440 0 объект
>
endobj
441 0 объект
>
endobj
442 0 объект
>
endobj
443 0 объект
>
endobj
444 0 объект
>
endobj
445 0 объект
>
endobj
446 0 объект
>
endobj
22 0 объект
> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / ExtGState >>> / Type / Page >>
endobj
457 0 объект
>
endobj
23 0 объект
> поток
ЧАС
0Ewŗ8ҡi QRZIr \ Y2KGæi; qwCK`oXFBnaz2-) aM3EȹV! HN @ VG ~ p
0
.
Эксцентрическая изометрия | Лучший способ тренировки силы: Часть 1 — Продвинутая человеческая работоспособность Официальный сайт
Эксцентрическая изометрия (ЭИ) ни в коем случае не является новой техникой тренировки. Многие пауэрлифтеры, олимпийские атлеты, бодибилдеры и силовые тренеры уже много лет выступают за нечто подобное. Фактически, если вы возьмете за привычку искать в Интернете качественную информацию о тренировках, вы, вероятно, видели, как многие авторы продвигали идею выполнения чего-то похожего на эксцентрическую изометрию.
Если он по-прежнему не звонит, более распространенные термины, которые вы можете узнать, включают повторения с паузой, такие как приседания с паузой, изо-удержания, изометрические упражнения, эксцентрические квазиизометрики, экстремальные изометрии, изо-экстремумы и многие другие описания, которые отражают тот же общий принцип. По сути, они просто иллюстрируют идею выполнения эксцентрической или отрицательной фазы подъема контролируемым образом и удержания растянутого положения в течение заданного времени перед завершением фактической фазы подъема / части концентрической фазы движения.
Применяя почти все возможные стратегии тренировок как со своими спортсменами, так и со мной в течение более 13 лет, я могу честно сказать, что не нашел ничего более эффективного, чем EI для увеличения силы, производительности, мышечной массы и мышечной функции. Прежде чем я перейду к практическому применению эксцентрической изометрии, я собираюсь на время напасть на вас «научным ботаником», так что будьте осторожны. Если вы не занимаетесь наукой о тренировках с отягощениями, вы можете пропустить этот раздел и перейти к «Практическому применению».
4 причины для выполнения эксцентрической изометрии
Силовые тренеры часто приводят многочисленные причины того, почему повторения с паузой так полезны, например, «учит вас держаться подальше от забоя / лунки», «устраняет технические проблемы» , «Сводит к минимуму вклад рефлекса растяжения», «дает уверенность в нижнем положении», «устраняет чрезмерный импульс» и «сводит к минимуму свойства эластичности мышцы». Хотя все это верно, существуют более глубокие научные объяснения того, почему эксцентрическая изометрия так эффективна.
Причина № 1: Повышенная возможность постактивации
.