Пороги ощущений в психологии: Пороги ощущений — Студопедия

Содержание

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный
и дифференциальный (или порог чувствительности к различению).

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения.

Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Верхний порог ограничивает чувствительность с большей стороны, причем до определенного предела, выше которого возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений.

С учетом изложенного отметим, что, чем больше величина стимула, тем выше вероятность его обнаружения. По мнению психологов (А.А.Крылов с соавт. и др.), в околопороговой области эта вероятность подчиняется нормальному закону распределения. На рис.12 приведен график зависимости вероятности обнаружения от величины стимула в околопороговой области.

       Рис. 12. Зависимость вероятности обнаружения

                     от величины стимула  в околопороговой

области.

По оси абсцисс отложены значения используемых стимулов, а по оси ординат – соответствующие вероятности

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Чтобы оценить величину абсолютного порога, необходимо задать требуемую вероятность положительных ответов испытуемых. Чаще всего используют 50- и 75 %-ные пороги, т.е. значения стимулов, при которых испытуемые его обнаруживают в 50 % или 75 % случаев соответственно.

Пороги ощущений индивидуальны для  каждого человека и изменяются на протяжении его жизни.

      Ощущения, кроме величины абсолютного порога, также характеризуются порогом к различению, который называется дифференциальным порогом.

Дифференциальный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.

Например, если положить на руку груз весом 100 граммов, а затем прибавить к этому весу еще один грамм, то этой прибавки человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов. Немецкий психофизик Э. Г. Вебер, изучая ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними,  мы воспринимаем не различия между объектами, а отношения различия к величине сравниваемых объектов. Так, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма, чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов, для того чтобы почувствовать разницу, необходимо добавить шесть граммов.

Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину. Например, относительный порог различения яркости света равен 1/100, громкости звука – 1/10, вкусовых воздействий – 1/5.

Указанные закономерности являются психофизиологическими зависимостями. Они были открыты в первой половине XIX в. французским физиком П. Бугером, затем подтверждены и уточнены немецким психофизиком Э. Г. Вебером и получили название закона Бугера Вебера.

Закон Бугера – Вебера гласит: дифференциальный порог ощущения для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину.

Сама же постоянная величина получила название константы Вебера.

Значение  константы  Вебера  для  различных  органов  чувств приведены в таблице 2.

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность)  и дифференциальные пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности.

Таблица 2

Значение  константы  Вебера  для  различных  органов  чувств







Ощущения

Значение константы

Изменение высоты звука

0,003

Изменение яркости света

0,017

Изменение давления на поверхности кожи

0,140

Изменение веса предмета

0,020

Изменение громкости звука

0,100

Наряду с этим различаются оперативные пороги ощущений – величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигает максимума. Эта величина на порядок больше, чем величина порога различения, и применяется в различных практических расчетах.

Основной психофизический закон

Опираясь на положение о равенстве минимальных различий между ощущениями и соотношением Вебера, немецкий ученый Г. Т. Фехнер вывел психофизическую закономерность, которая получила именование основной психофизический закон. На основании этого закона сила ощущения пропорциональна логарифму величины действующего раздражителя:

R = C (lg S – lg So),

где: R – интенсивность ощущения; С – константа, связанная с соотношением Вебера; S
– интенсивность действующего стимула;
So – абсолютный  порог.

Примерно через сто лет после этого американский ученый С. Стивенс выдвинул идею возможности непосредственной количественной оценки человеком своих ощущений. Он уточнил основной психофизический закон и установил, что зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет не логарифмический, а степенной характер, и вывел следующую формулу:

R = C (S – So) 2.

Позднее были предложены другие уточнения основного психофизического закона, в частности отечественным психологом Ю. М. Забродиным, который ввел дополнительную константу, учитывающую условия наблюдения и задачи, стоящие перед субъектом.

Понятие и основные характеристики

сенсорного ряда

Диапазон наших ощущений образует сенсорный ряд. Несмотря на то, что абсолютный и дифференциальный пороги представляют собой явно различные характеристики, за этими понятиями стоит общий принцип или одно и то же допущение.

Данное допущение состоит в следующем. Предполагается, что сенсорный ряд дискретен (т. е. прерывен).  Это означает: до определенных пределов ощущение есть, а потом пропадает.

Представление, что наша сенсорная система устроена по пороговому, прерывистому принципу, получило название концепции дискретности сенсорного ряда, а ее автором является Г. Т. Фехнер. Причем эта точка зрения распространяется как на абсолютный, так и на дифференцированный пороги.

Психофизики, воодушевленные идеей «абсолютного слуха», или точкой исчезновения ощущений, провели сотни экспериментов, чтобы определить пороги чувствительности. Они с удивлением установили, что порог как бы плавает. Иными словами, даже для очень слабых раздражителей существует некоторая вероятность их обнаружения, а для относительно сильных –  возможна вероятность их необнаружения.

Зависимость вероятности обнаружения (различения) стимулов от их интенсивности получила название психометрической функции.

Если сенсорная система работает по дискретному принципу, психометрическая функция будет выглядеть следующим образом. До определенного уровня интенсивности стимула вероятность обнаружения равна нулю, потом – единице (рис. 13).

В последующем, основываясь на результатах психофизических исследований, И. Мюллер предложил идею о непрерывности сенсорного ряда. Ее суть состоит в том, что не существует порога как такового: любой стимул в принципе может вызвать ощущения. Реальная психометрическая функция в этом случае показана нарис.14.

Теория непрерывности объясняет причину необнаружения некоторых слабых сигналов. Она состоит в том, что на возможность обнаружения стимула влияет не только его физическая интенсивность, но и расположенность сенсорной системы к ощущению. Данная расположенность зависит от множества случайных, плохо контролируемых факторов: усталость человека, степень его внимательности, мотивации, опыта и т.п.




Рис. 13. Идеальная

 психометрическая функция

(допущение о дискретности)

Рис. 14. Реальная

психометрическая функция

(допущение о непрерывности)

При этом одни факторы благоприятно действуют на способность наблюдателя к обнаружению сигнала (например, большой опыт), а другие – неблагоприятно (например, усталость). Соответственно, неблагоприятные факторы уменьшают способность к обнаружению, а благоприятные – увеличивают. Отсюда нет оснований говорить о существовании какой-то особой точки на оси ощущений, где они прерываются, исчезают. Сенсорный ряд непрерывен, и если бы мы могли создать идеальные условия наблюдения, то сенсорная система восприняла бы насколько угодно малый сигнал.

Психометрическая кривая может быть получена для различных органов чувств и всех видов ощущений, причем для каждого вида ощущений существуют свои пороги.

Со времени научной дискуссии, проходившей между  Г. Т. Фехнером  и И. Мюллером, прошло уже более ста лет, но проблема дискретности – непрерывности сенсорного ряда до сих пор находится в поле зрения психологов. Исходные психофизические идеи вдохновили многих исследователей и позволили им создать массу психофизических концепций, интересных как для теории, так и  полезных в практическом плане.

Современные концепции порогов чувствительности характеризуются двумя особенностями. Первая из них состоит в том, что различение и обнаружение трактуется как процесс, неотъемлемой частью которого является неопределенность и случайность. Вторая – в том, что все глубже исследуются механизмы несенсорного порядка, в широком смысле – механизмы принятия решений, которые «приходят на помощь» сенсорной системе и позволяют различным способом решать сенсорные задачи.

Адаптация

Чувствительность анализатора нестабильна и изменяется в зависимости от различных условий. Например, находясь в помещении с какими-то запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи, т. к. чувствительность анализатора постепенно понижается. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией.

В зрительном анализаторе различают адаптации темновую
и световую. Например, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно чувствительность анализатора повышается. Приведенный пример касается темновой адаптации. Если темновая адаптация связана с повышением чувствительности, то световая
адаптация связана с понижением световой чувствительности.

Разные анализаторы имеют различную скорость и диапазон адаптации. Более быстро адаптируют обонятельные и тактильные анализаторы.

Выделяют следующие основные виды адаптации:

o   притупление чувствительности под действием сильного раздражителя;

o   притупление чувствительности под действием монотонного раздражителя;

o   обострение чувствительности под действием слабого раздражителя.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Пороги чувствительности в психологии

Чувствительность и пороги

Определение 1

Порог чувствительности – это субъективная реакция человека на воздействие травмирующих факторов, вызывающих боль.

Каждый человек имеет свой порог чувствительности, который формируется на генетическом уровне. Например, кто-то из людей не в состоянии терпеть головную боль, и тем более, работать, а другие, наоборот, погружаются в работу, чтобы отвлечься от этой боли.

Рисунок 1. Пороги чувствительности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если понимать от чего зависит порог чувствительности, то его можно изменить существующими для этого способами.

Как правило, неприятные ощущения человек может терпеть до определенного момента – этим моментом является болевой порог.

Одинаковых болевых порогов не бывает, потому что на данный показатель оказывает влияние множество факторов. В самой невыгодной ситуации находится человек с низким порогом чувствительности, даже простейшие процедуры, например, забор крови, становятся для него настоящим испытанием, и приносит нестерпимую боль.

Готовые работы на аналогичную тему

Люди с низким порогом чувствительности должны предупреждать медиков заранее, если готовится какая-либо травмирующая операция, во избежание психологической травмы. Низкий порог чувствительности повседневную жизнь человека достаточно сильно осложняет.

Организм человека при высоком болевом пороге проще переносит стрессовые ситуации. Специалисты доказали, что на болевой порог чувствительности влияние оказывает психотип человека.

Организм становится более активным и склонным к экстремальным ситуациям, если уровень страха перед физическим воздействием отсутствует.

У мужчин и женщин чувствительность к боли различна. Обезболивающее действие на мужской организм оказывает тестостерон и в результате он легче выносит полученные травмы.

Специалисты считают, что уровень тестостерона в критических ситуациях резко возрастает и это заставляет мужчину забыть об опасности и боли.

Порог чувствительности женщины ниже мужского уровня, а самый низкий уровень приходится на критические дни женщины. В утренний период женский организм более уязвим к травмирующим воздействиям извне. Более чувствительная женская нервная система способствует тому, что женщина быстрее поддается страху и панике, в результате чего происходит снижение порога чувствительности на психологическом уровне.

Природа устроила так, что в критические моменты жизни происходит гормональный всплеск, действующий как обезболивающее средство. Это очень важно, уровень эстрогена, например, при родах становится выше всех допустимых норм и порог болевой чувствительности повышается значительно, что помогает женщине выжить.

Большое влияние на болевой порог оказывают заболевания нервной системы, острые и хронические воспалительные процессы в организме.

Кроме этого, усталость, стресс, переутомление, индивидуальные физиологические особенности организма человека, являются психологическим настроем на стрессовую ситуацию.

Однако надо сказать, что значительная часть этих факторов вполне может корректироваться, а симптомы заболеваний либо полностью устраняются, либо сводятся к минимуму. В ходе терапии психологическое состояние можно изменить. Полезным будут и витамины.

Пороги различения

Способность иметь ощущения является чувствительностью, которая бывает абсолютной чувствительностью и чувствительностью к различению.

Способность различать слабые раздражения – это абсолютная чувствительность, а чувствительность к различению – это способность ощущать слабые различия между раздражениями.

Ощущения вызываются не всякими раздражениями. Например, человек не может ощущать прикосновения падающих на лицо пылинок или не может слышать тиканье ручных часов с другого конца комнаты. Для возникновения ощущения сила раздражения должна достичь определенной величины. Данная величина раздражения будет минимальная, и давать будет едва заметное ощущение – вот она и будет называться абсолютным порогом ощущения.

Ощущения не возникают, если величина раздражения лежит ниже порога. Чем больше абсолютная чувствительность к данным раздражителям, тем меньше величина порога ощущения.

Органы чувств человека имеют очень большую абсолютную чувствительность. Глаз человека, например, при благоприятных условиях может ощущать лучистую энергию, равную нескольким квантам.

Очень высокую чувствительность имеет обоняние – человек способен ощутить запах в литре воздуха одной стомиллионной доли миллиграмма искусственного мускуса.

Для того чтобы определить чувствительность к различению пользуются величиной порога различения.

Порог различения – это минимальное различие между раздражениями при едва заметном различении ощущений. Например, груз весом 100 г лежит на руке, к нему прибавили ещё 1 г – такую прибавку человек не ощущает. Для того чтобы это ощущение стало заметным к 100 г надо прибавить не менее 4-х г.

Порог различения силы света приблизительно составляет 1/100 – это значит, что при силе света в 100 свечей увеличение освещенности будет заметным при добавлении 1 свечи.

Чтобы получить заметное усиление звука, при пороге различения его силы в среднем 1/10, необходимо к хору в 100 человек прибавить не менее 10 певцов.

Ни абсолютная чувствительность, ни чувствительность к различению не относятся к постоянным величинам, их изменение зависит от разных условий, среди которых наиболее важными являются следующие:

  • влияние раздражителей, действующих на органы чувств;
  • влияние других одновременных ощущений;
  • условия жизни и требования, предъявляемые той деятельностью, которой человек занимается.

Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущений зависит как от силы раздражителя, так и от раздражений, которые воздействуют на другие органы чувств в данный момент. Под влиянием раздражения других органов чувств происходит изменение чувствительности анализатора – данное изменение получило название взаимодействие ощущений.

Проведенные исследования говорят о том, что ни один орган чувств без влияния на функционирование других органов, работать не может. Например, такое раздражение как свист может обострить работу зрительного ощущения.Чувствительность зрительного ощущения к световым раздражителям может повыситься. Повысить и понизить световую и слуховую чувствительность могут и некоторые запахи.

Закономерность этого явления заключается в том, что слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные их понижают при их взаимодействии.

Замечание 1

Повышение чувствительности, происходящее в результате взаимодействия анализаторов, называется сенсибилизацией.

По типу сенсибилизации А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности – для первой стороны отмечается длительный постоянный характер, зависящий от устойчивых изменений в организме. Вторая сторона носит временный характер и зависит от экстренных физиологических и психологических воздействий на состояние субъекта.

Проведенные исследования показывают, что с возрастом острота чувствительности органов чувств нарастает и к 30 годам достигает своего максимума, а затем начинает постепенно снижаться.

Свое проявление взаимодействие ощущений находит в таком явлении как синестезия – это нейрологический феномен, когда раздражение в одной сенсорной системе автоматически непроизвольно откликается в другой сенсорной системе.

Ощущения классифицируются, и более распространенной является классификация по модальности ощущений. На основании этой классификации ощущения разделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вестибулярные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные.

По известной классификации Ч. Шеррингтона выделяют такие виды ощущений:

  • экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенных снаружи;
  • проприоцептивные, расположенные в мышцах, суставных сумках, сухожилиях;
  • интероцептивные, возникающие в организме при отражении обменных процессов с помощью специализированных рецепторов.

Замечание 2

Таким образом, анализаторы – это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы. Они принимают и анализируют информацию о тех явлениях, которые происходят снаружи и внутри организма.

Пороги чувствительности в психологии или ощущений

Фото 1978Психологи давно доказали, что не каждый раздражитель может вызывать ощущения. Чтобы понимать почему одни раздражающие факторы вызывает ответную реакцию, а другие нет, нужно знать, что такое пороги чувствительности в психологии.

В чем разница между ощущениями и чувствительностью?

Чтобы понимать разницу в этих понятиях, нужно знать виды ощущений и чувствительность, их особенности.

Ощущения

Это психический процесс, который заключается в том, что человек отражает отдельные свойства предметов, явлений. Он имеет рефлекторный характер, проявляются активно.

Понятие и свойства

Свойства:

  1. Интенсивность. Это сила влияния на человека.
  2. Отличие по качеству. Оно позволяет распределять их по приоритетности.
  3. Продолжительность. Подразумевает время действия на человека.
  4. Пространственная локализация. Эмоции возникают через некоторое время после воздействия.
Классификация

Фото 1979Данный психический процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Зависимо от органов чувств:

  • осязательные;
  • вкусовые;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • зрительные.

По расположению рецепторов:

  • экстероцептивные — расположены на поверхности кожи;
  • интероцептивные — находятся внутри, сигнализируют об изменениях в организме;
  • пропреоцитивные — расположены в связках, мышечных волокнах.

Зависимо от типа контакта:

  • контактные — органические, вкусовые, кожные;
  • дистантные — зрительные, слуховые.

В отдельную группу выделяются вибрации. Они развиты у слепых людей.

Чувствительность

Чувствительность — способность организма запоминать воздействие и автоматически на него реагировать.

Понятие и свойства

Понятие имеет несколько трактовок:

  1. Общая способность живого организма к восприятию.
  2. Повышенная готовность к аффективным реакциям.

В психофизике чувствительность отождествляют с величиной, которая обратно пропорциональна возникающим эмоциям.

Виды

Фото 1980Разновидности:

  1. Абсолютная — возможность определять слабые стимуляторы.
  2. Дифференциальная — возможность ощущать различия между влиянием разных раздражающих факторов.

Понятие порога чувствительности

Порог чувствительности — минимальная энергия стимула, с помощью которой его можно обнаружить. Классификация зависимо от проявления:

  1. Абсолютный — если сила влияния стимулятора ниже минимума, он не вызовет чувств.
  2. Нижний абсолютный — действие начинают вызывать слабые эмоции.
  3. Верхний абсолютный — чувствительность может полностью исчезать или превращаться в чувство боли.
  4. Разностный — действие раздражителя на организм минимально.
  5. Относительный — соотношение величины постоянного раздражителя к величине дифференциального порога.

Величина изменяется зависимо от возраста человека, длительности влияния стимулятора, состояния рецепторов.

История открытия и изучения

Огромный вклад в изучение, открытие порогов, их связь с ощущениями сделали два немецких ученых:

  1. Э. Г. Вебер. Ученый исследовал выраженность отдельных чувств при изменении интенсивности воздействия. Он доказал, что между ними нет зависимости.
  2. Г. Т. Фехнер. Он измерял выраженность чувств в зависимости от действия различных стимуляторов по отдельности. Ученый описал доказанную Вебером закономерность с помощью математической формулы.

Благодаря наработкам этих ученых исследования продолжились.

Факторы влияния

Фото 1981На пороги ощущений в психологии влияет разные факторы:

  • возраст человека;
  • сохранность чувств;
  • наличие психических, физических заболеваний.

Например, некоторые имеют низкий болевой порок и могут не ощущать моментов, когда получают синяки или порезы.

Методы изучения

Методы исследования:

  1. Метод границ. Исследователь воздействует на подопытных разными раздражителями, постепенно снижая интенсивность. Подопытный должен ответить, когда он перестанет чувствовать воздействие извне. Так определяются границы восприятия.
  2. Метод постоянных раздражителей. На подопытного оказывается воздействие различными стимулами в широком диапазоне. Подопытный должен отвечать, что он чувствует, в какие моменты.
  3. Метод средний ошибки. Это процедура для уравнивания стимулов. Интенсивность воздействия на организм медленно возводится до ощутимого уровня.

Методики чаще применяются комплексно, чтобы получить больше точной информации.

Адаптация

Адаптация — привыкание организма к влиянию определенных раздражителей. Виды:

  1. Полная потеря ощущений, из-за длительного, интенсивного влияния раздражителей.
  2. Притупление чувств из-за сильного воздействия внешних стимуляторов.
  3. Повышение восприимчивости из-за слабого воздействия неприятных факторов.

В психологии выделяется несколько порогов, на каждом из которых человек испытывает разные ощущения от влияния внешних стимуляторов. При их изучении нужно учитывать ряд факторов, которые влияют на проявления чувств, чтобы понимать, что будет в аналогичных ситуациях в будущем.

Пороги ощущений — Студопедия

Легко видеть, что не каждый объективно воздействующий раздражитель вызывает у нас ощущение. Насколько громким должен быть звук, чтобы его услышать? Насколько сильным должно быть прикосновение, чтобы его почувствовать? Насколько ярким должен быть свет, чтобы его увидеть? Измерением ощущений занимается специальная отрасль психологии – психофизика. Одним из свойств ощущений являются пороги ощущений (англ. thresholds of sensations).

Абсолютный (нижний) порог ощущений (англ. absolute threshold) – минимальная интенсивность раздражителя, при которой возникает соответствующее ощущение (Кордуэлл М.. 2000).Значение нижнего порога ощущений отвечает на вопросы такого типа:

— Какова должна быть громкость звука, чтобы человек мог его услышать?

— Какой силы должно быть прикосновение, чтобы его почувствовать?

— Насколько ярким должен быть свет, чтобы его увидеть?

Сигналы, интенсивность которых меньше нижнего порога чувствительности, человеком не ощущаются.

Наши анализаторы обладают разной чувствительностью. Чувствительность зрительного и слухового анализаторов очень высока. Мы способны видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии 18,5 км. Для возникновения ощущения прикосновения необходимо в 100-10 000 000 раз больше энергии, чем при зрительном и слуховом ощущении.

В таблице указаны нижние пороги для разных ощущений.

Ощущение Нижний порог
Зрение Пламя свечи на расстоянии 18,6 км
Слух Звук ручных часов в тишине на расстоянии 6,3 м
Вкус Чайная ложка сахара в 7,5л воды
Запах Капля духов в воздухе, который заполняет квартиру из 3-х комнат
 
Прикосновение Крыло пчелы, которое упало на спину с высоты 1м

Абсолютный (верхний) порог ощущений – максимальная интенсивность раздражителя, при которой ощущение часто переходит в боль. Значение верхнего порога ощущений отвечает на вопросы:



— При какой громкости звука человек начинает ощущать не звук, а боль?

— При какой яркости света человек ощущает не свет, а боль?

Разница между абсолютным нижним и абсолютным верхним порогом ощущений называется диапазоном чувствительности.

Наша способность различать ощущения ограничена. Например, похожие звуки в незнакомом языке показаться одинаковыми, хотя на самом деле они отличаются. Вы отличаете звуки «б» и «п» в русском языке? Вы различите на вкус, сколько в стакане чая кусков сахара – один или два? Чемодан станет для вас тяжелее, если положить в него ещё одну рубашку? Станет для вас темнее в зале, если там выключат 1 лампочку из 100? А из 50? 10? 5? На эти вопросы отвечает значение дифференциального порога ощущений (порога различения) (англ. relative difference threshold). Это минимальное различие в свойствах двух раздражителей, при котором возникают отличные друг от друга ощущения.


Например, для силы звука это минимальное различие будет – 1/10, силы света – 1/100 и т.д. Другими словами, когда из 10 певцов перестанет петь один – вы услышите разницу громкости звука. Когда 100 лампочек вы выключите одну, то увидите изменение яркости света.

Один и тот же раздражитель мы может заметить или нет. Это часто зависит от того, какое значение этот раздражитель имеет для человека. Например, для каждого человека является важным звук его имени. Мы можем услышать свое имя и обернуться, если случайно кто-то скажет его в толпе. При этом на другие слова незнакомых людей мы не обращали внимание. Женщина может крепко спать и не реагировать на разные звуки. Но она как мать просыпается от самого небольшого движения ее маленького ребенка.

§11. Чувствительность и пороги. Психология. Учебник для средней школы.

§11. Чувствительность и пороги

Чувствительностью, как мы знаем, называется способность иметь ощущения. Следует различать: абсолютную чувствительность и чувствительность к различению. Под абсолютной чувствительностью разумеется способность ощущать слабые раздражения, а под чувствительностью к различению — способность ощущать слабые различия между раздражениями.

Не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на нашу кожу пылинок, не слышим с другого конца комнаты тиканья карманных или ручных часов. Для того чтобы возникло ощущение, нужно, чтобы сила раздражения достигла некоторой определённой величины. Эта минимальная величина раздражения, дающая едва заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражения, величина которых лежит ниже порога, не дают ощущения.

Чем меньше величина порога ощущения, тем больше абсолютная чувствительность к данным раздражителям. Если один человек впервые ощущает прикосновение при давлении 3 г на 1 мм2 поверхности кожи, а другому необходимо для этого 6 г на 1 мм2, то это значит, что порог тактильных ощущений у второго вдвое больше, а абсолютная чувствительность вдвое меньше, чем у первого.

Абсолютная чувствительность наших органов чувств чрезвычайно велика. По отношению к зрению, например, С. И. Вавилов экспериментально показал, что при наиболее благоприятных условиях глаз способен ощущать лучистую энергию, равную всего нескольким квантам. Если предположить полную прозрачность атмосферы, то мы могли бы увидеть с расстояния в 1 километр источник света, равный тысячным долям свечи. Ни один физический прибор не имеет такой чувствительности к свету. Необычайно высока и чувствительность нашего обоняния, обнаруживающего присутствие в воздухе таких количеств вещества, которые не могут быть открыты никакими методами химического анализа. Достаточно, например, наличия одной стомиллионной доли миллиграмма искусственного мускуса в литре воздуха, чтобы мы могли ощутить запах.

Что касается чувствительности к различению, то для характеристики её пользуются величиной порога различения.

Если мы положим на руку груз в 100 г и затем прибавим к нему ещё 1 г, то этой прибавки ни один человек ощутить не может. Чтобы заметить увеличение ощущения, нужно к грузу в 100 г прибавить не менее 3—4 г. То минимальное различие между раздражениями, которое даёт едва заметное различие ощущений, называется порогом различения.

Порог различения силы света равен приблизительно 1/100. Это значит, что при силе света в 100 свечей увеличение освещённости может быть замечено при добавлении 1 свечи.

Порог различения силы звука равен в среднем 1/10. Значит, к хору в 100 человек надо прибавить не менее 10 певцов, чтобы получить едва заметное усиление звука.

Пороги различения хорошо объясняются данными, установленными И. П. Павловым, относительно нервных процессов, протекающих в корковой части анализатора. В силу иррадиации возбуждения по коре действие какого-нибудь определённого раздражителя вначале не отличается от действия других, сходных с ним раздражителей. Постепенно возрастающая способность к различению ощущений (дифференцировка, по Павлову) объясняется концентрацией процесса возбуждения в корковой части анализатора; в основании дифференцировки лежит тормозной процесс — «заглушение сначала широко возбуждённого мозгового конца анализатора, исключая его мельчайшую часть, отвечающую данному условному раздражителю». Такое торможение, содействующее различению сходных раздражителей, было названо И. П. Павловым дифференцировочным торможением. Таким образом, повышение чувствительности к различению есть не что иное, как ограничение процесса иррадиации развивающимся в соседних участках процессом торможения.

Как абсолютная чувствительность, так и чувствительность к различению не являются величиной постоянной. Они меняются в зависимости от разных условий. Наиболее важны следующие три причины изменения чувствительности. Во-первых, чувствительность изменяется под влиянием действующих на органы чувств раздражителей. Во-вторых, она может изменяться под влиянием других одновременных ощущений. В-третьих, наконец, она меняется в зависимости от условий жизни и в первую очередь от требований, предъявляемых той деятельностью, которой человек занимается. Теперь мы подробнее рассмотрим действие каждой из этих причин.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ — что такое в Большом психологическом словаре

Смотреть что такое ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ в других словарях:

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

основные характеристики любого анализатора. Различают абсолютный, дифференциальный (или различительный) и оперативный П. о. Абсолютный нижний порог — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о.— максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Разность между верхним и нижним абсолютными порогами определяет рабочий диапазон анализатора. Однако его чувствительность внутри этого диапазона не одинакова: она наибольшая в средней части диапазона и уменьшается по его краям. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении длины алфавита кода (см. Кодирование), выборе параметров сигналов той или иной модальности, адресованных оператору, и в других случаях. Дифференциальный П. о.— минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о.— наименьшая величина различия между сигналами, при которой скорость и точность различия достигают максимума. Измерение абсолютных и дифференциальных П. о. привели в настоящее время к представлению о существовании более или менее широкой «пороговой зоны», внутри которой вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех рассмотренных П. о. меняются в процессе адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов — от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя П. о. обратно пропорциональны показателю соответствующего вида чувствительности. Понятие П. о. имеет место по отношению к различным анализаторам (зрительным, слуховым и др.) и различным характеристикам (энергетическим, пространственным, временным) сигналов, воспринимаемых ими. Поэтому в частных случаях может идти речь об энергетических, пространственных и временных П. о. различных анализаторов. Напр., острота слуха характеризует нижний абсолютный энергетический порог слухового анализатора, слепящая яркость — верхний абсолютный порог зрительного анализатора, критическая частота мельканий определяется временным дифференциальным порогом зрительного анализатора и т. п…. смотреть

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

Пороги ощущений — качественные показатели чувствительности анализатора — . Выделяют абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный — и оперативный пороги — ощущений…. смотреть

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

Категория. Качественные показатели чувствительности анализатора.
Виды:
— абсолютный порог (верхний и нижний),
— дифференциальный порог,
— оперативный порог. … смотреть

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

Категория.
Качественные показатели чувствительности анализатора.
Виды:
• абсолютный порог (верхний и нижний),
• дифференциальный порог,
• оперативный порог…. смотреть

Ощущения, виды и пороги ощущений — Мегаобучалка

Раздел II. Психические процессы

Тема 2.1. Ощущение и восприятие (2 часа)

Цель: сформировать представления об ощущении и восприятии как психических процессах, обосновать их значимость для развития человека.

Задачи:

1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания о психических процессах человека;

2. Формировать мировоззренческие позиции при освоении знаний о когнитивной сфере человека;

3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к познанию закономерностей развития собственной когнитивной сферы.

Вопросы:

1. Ощущения, виды и пороги ощущений.

2. Закономерности ощущений: чувствительность, адаптация, синестезия, взаимодействие и контрастность. Количественно-качественный переход от ощущений к восприятию.

3. Восприятие, его виды.

4. Особенности восприятия: целостность, константность, содержательность, категориальность (обобщенность).

5. Понятие иллюзии и экстрасенсорного восприятия.

 

Ощущения, виды и пороги ощущений.

Ощущения – процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств их виды:

· по модальностям: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные

Все ощущения классифицируются в соответствии с классификацией рецепторов, предложенной знаменитым английским физиологом Шеррингтоном. Все рецепторы он предложил разделить на три группы: дистантные и контактные экстерорецепторы, располагающиеся на поверхности тела и реагирующие на воздействия со стороны внешней среды; интерорецепторы, реагирующие на изменения во внутренних органах; и проприорецепторы, заложенные в мышцах и связках.

Ощущения разделены на:

экстероцептивные – внешние,

интероцептивные – внутренние,

проприоцептивные – кожно-суставные.

Физиологической основой ощущения является рефлекторное кольцо. Так работают все анализаторы, в пространстве которых формируются психические образы.

Анализатор состоит из рецептора, афферентных и эфферентных волокон и соответствующего участка центральной нервной системы. Только деятельность анализатора как единого целого приводит к формированию первичного психического образа – ощущения, причем в каждом анализаторе формируется специфический по своему качеству (модальности) образ: свет, звук, вкус, запах, прикосновение, тепло или холод, тяжесть, вибрация и ряд других.

Ощущение возникает только в результате изменений, происходящих в рецепторах под влиянием различных форм движениялибо самих органов чувств, либо окружающей среды.

Субъективное «представление» о пространстве возникает уже на уровне ощущений. В пространстве каждого анализатора формируется так называемое сенсорное поле, которое имеет свои собственные пространственные характеристики. Если мы наденем очки с матовыми стеклами, дающими только рассеянный свет, мы получим зрительное сенсорное поле, которое уже обладает определенной структурой: любой объект, попавший в это поле, будет располагаться в нем вверху или внизу, справа или слева, приобретая таким образом некоторые координаты. Все охватываемое слухом пространство образует сенсорное поле слуха, имеющее те же характеристики, к которым, однако, добавляется еще одна – «впереди – сзади».

С переживанием интенсивностивоздействий связаны такие характеристики ощущения, как чувствительностьи пороги чувствительности.

Под чувствительностью понимают способность давать ощущение вообще. Под порогами чувствительности понимают такие выраженные в физических величинах значения интенсивности воздействий, пересечение которых приводит либо к возникновению, либо к исчезновению адекватных ощущений.

Под абсолютным нижнимпорогом чувствительности понимают минимальную силу воздействия на рецепторы, при которой возникает ощущение. Между нижним порогом чувствительности и чувствительностью имеется обратно пропорциональная зависимость: чем выше порог, тем меньше чувствительность и наоборот.

При пересечении верхнего абсолютногопорога чувствительности ощущение перестает быть адекватным и возникает чувство боли: болезненно яркий свет, болезненно громкий звук и другие болезненные ощущения (гиперестезия).

Чрезмерные воздействия на органы чувств могут вызвать не только боль, но и шок с потерей сознания или временной дезориентацией. На этом факте основано действие, например, звукового шокера. При изменении интенсивности раздражения интенсивность ощущения изменяется не сразу.

Минимальная величина, на которую нужно изменить воздействия, чтобы человек ощутил эти изменения (яркости, громкости, силы прикосновения, более соленого или менее соленого и т.д.), называется разностным порогомчувствительности.

Абсолютные пороги чувствительности у человека чрезвычайно низкие и, следовательно, чувствительность органов чувств очень высока. Например, чувствительность зрения такова, что в абсолютной темноте человек может увидеть пламя свечи на расстоянии приблизительно 27 км. Слуховая чувствительность у человека настолько высока, что ощущение звука возникает уже при смещении барабанной перепонки на 10-10 см — это значит, что человек в принципе может услышать тиканье наручных часов на расстоянии 6 м. Вкус вещества человек может почувствовать при растворении все­го 25 г этого вещества в 1100 л воды. Чтобы почувствовать запах, достаточно 0,001 г ароматического вещества на шестикомнатную квартиру.

 

Сенсорные пороги

Нервная система получает информацию через множество органов чувств (например, глаз, ухо или нос) и преобразует информацию в нейронные процессы с помощью процедуры, называемой ощущением . (Используя аналогию с компьютером, ощущения можно сравнить с вводом компьютера.) Каждая сенсорная система следует схожим принципам преобразования физического стимула в психологический опыт.

Рецепторы для каждой сенсорной системы ограничены количеством стимуляции, необходимой для того, чтобы вызвать ощущение, и величиной изменения стимула, которое может быть обнаружено.В области психологии, называемой психофизика , изучаются отношения между физическими стимулами и психологическим опытом. Один из методов изучения таких взаимосвязей называется методом постоянных стимулов , в котором стимулы различной интенсивности предъявляются испытуемому в случайном порядке. Результаты используются для определения абсолютного порога — минимальной интенсивности, обнаруживаемой субъектом в 50% случаев. (У вашей собаки, например, абсолютный порог звука намного ниже, чем у вас, и она слышит машину на подъездной дорожке до того, как вы услышите стук в дверь.)

Порог различия — минимальное (физическое) различие между атрибутами стимула, которое может быть обнаружено в 50% случаев, — также вызывает озабоченность. Порог разницы также называется просто заметной разницей (JND). Эрнст Вебер, известный ранний исследователь, заметил, что независимо от их величины два стимула должны различаться в постоянной пропорции, чтобы их различие можно было обнаружить. Его наблюдения сформулированы в виде закона Вебера , который гласит, что «просто заметная разница» — это постоянная часть интенсивности уже присутствующего стимула.(Если в комнате тихо, вы можете услышать слабый стук в дверь. Но если ваш проигрыватель компакт-дисков гудит, вам потребуется громкий хлопок в дверь, чтобы вы его услышали.) Если вы подверглись воздействию раздражителя, который не слышит звук. t изменяется с течением времени, происходит сенсорная адаптация , и вы становитесь менее чувствительными к стимулу. Например, если вам нужно заниматься в комнате с постоянным шумом на улице, вы, как правило, со временем адаптируетесь к этому шуму, и он станет менее оскорбительным.

Обнаружение сигнала. Факторы, отличные от величины стимула, также влияют на сенсорное распознавание. Когда распознавание, то есть обнаружение стимула (сигнала), должно выполняться на фоне шума, процедура называется обнаружением сигнала . Теория обнаружения сигналов учитывает тот факт, что люди принимают решения, поскольку они проводят сенсорное распознавание. Когда они пытаются отделить изменение сигнала от фона, они могут догадываться, иметь предубеждения в своих суждениях или терять бдительность во время процесса оценки.Знание теории обнаружения сигналов полезно во многих ситуациях — например, если кто-то учил людей точно обнаруживать небольшие точки на экранах радаров в диспетчерской вышке. Другой аспект сенсорного восприятия, подсознательное восприятие (восприятие без осознания), вызывает интерес в последние годы. Однако данные о существовании этого явления до сих пор противоречивы.

,

Абсолютные пороги чувствительности и сенсорного восприятия

Процесс ощущения включает передачу информации в мозг сенсорными рецепторами, такими как нос, глаза, уши, рот и кожа. Ощущение и восприятие связаны между собой, но считаются отдельными процессами. В случае ощущений сенсорные рецепторы играют ключевую роль в передаче входных данных в мозг, преобразовывая эти входные данные в нервные импульсы. Восприятие — это процесс, посредством которого мозг в свете прошлого опыта, памяти и обучения выбирает и интерпретирует ощущения.Восприятие одних и тех же органов чувств будет варьироваться от человека к человеку из-за различий в индивидуальной памяти, обучении, ожиданиях и эмоциях.

Чувства

У людей пять основных органов чувств, таких как зрение, обоняние, вкус, слух и осязание. Помимо этих пяти чувств, современные ученые в равной степени признали важность двух других чувств, вестибулярных органов чувств и кинестезии. Кинестезия связана с осознанием тела, тогда как вестибулярные чувства помогают нам обнаруживать гравитацию, линейное или вращательное ускорение (например, ускорение или замедление на прямой или извилистой дороге).В некотором смысле и кинестезия, и вестибулярные чувства помогают нам в балансе.

В процессе ощущения сенсорные рецепторы помогают преобразовывать энергию в нервные импульсы. Нервные импульсы, достигая коры больших полушарий головного мозга, действуют как маленькие микропроцессоры, в результате которых происходит процесс ощущения и восприятия.

Сенсорный абсолютный порог

Порог устанавливает или устанавливает минимальный уровень для любого события. В психофизике или нейробиологии сенсорный порог может быть разных типов.

  1. Порог распознавания : Это минимальный уровень или предел порога, в пределах которого стимул может быть не только обнаружен, но также может быть распознан.
  2. Дифференциальный порог : Это тот уровень порога, при котором различие, обнаруживаемое в стимуле, может быть легко распознано или воспринято.
  3. Терминальный порог : Пороговое значение, при превышении которого стимул больше не распознается или не воспринимается.
  4. Абсолютный порог сенсорного воздействия : это наименьший определяемый предел сенсорного стимула. Его также можно описать как самую низкую интенсивность, при которой стимул может быть распознан или обнаружен. Примером объяснения абсолютного порогового значения может служить испытание запаха, при котором аромат испускается в атмосферу. Абсолютным порогом в этом случае будет наименьший возможный аромат, которого будет достаточно для того, чтобы субъект распознал или обнаружил запах.

Факторы, влияющие на абсолютный порог

Различные факторы влияют на сенсорный абсолютный порог стимула сенсорная адаптация и индивидуальные ожидания или мотивация (когнитивные процессы).

Сенсорная адаптация : Сенсорная адаптация имеет место, когда сенсорные рецепторы больше не могут воспринимать раздражитель из-за постоянного контакта наших органов чувств со стимулом. Например, если вы окунете палец в миску, наполненную теплой водой, через некоторое время вы больше не сможете ощущать столько тепла, поскольку ваши чувства адаптировались к стимулу. Сенсорная адаптация может происходить с любым из наших органов чувств, как с порогами. Это также называется нейронной адаптацией и может быть объяснено как постепенное снижение или снижение сенсорной реакции из-за многократного воздействия определенного стимула в течение определенного периода времени.Это изменение может быть как положительным, так и отрицательным и не обязательно подразумевает полное игнорирование стимула. Еще один пример для объяснения процесса сенсорной адаптации: мы больше не чувствуем одежду, когда одеваемся, или забываем звуки телевизора или радио, сосредоточившись на какой-то неотложной или важной работе.

Сенсибилизация : С другой стороны, процесс сенсибилизации можно описать как постепенное усиление поведенческой реакции в течение определенного периода времени из-за регулярного воздействия данного стимула.В отличие от процесса сенсорной адаптации, при котором воздействие данного стимула требуется в большом объеме для получения правильного ответа или изменения поведения, которое должно произойти, в случае сенсибилизации стимул требуется в небольшом количестве для того, чтобы вызвать ответ. или значительное изменение поведения.

Когнитивные процессы : мотивация или ожидание человека в равной степени играет решающую роль в том, может ли стимул быть распознан или воспринят на минимальном пороговом уровне.

Сенсорная адаптация и сенсибилизация — неотъемлемый аспект жизни и личности. Ежедневно в нашей жизни мы сталкиваемся со многими видами стимулов, некоторые из которых распознаются и воспринимаются, а некоторые мы постепенно забываем или игнорируем, которые могут включать в себя определенные звуки, запахи или изображения.

Пороги сенсорной разницы

Просто заметная разница — это минимально возможное изменение сенсорного стимула, необходимое человеку для распознавания того, что изменение произошло.Это наименьшая заметная разница между начальным и второстепенным уровнем стимула. Он также известен как дифференциальный порог или разностная характеристика. Дифференциальный порог был впервые объяснен экспериментальным психологом и физиологом Эрнстом Вебером, а затем концепция была расширена Густавом Фехнером. JND относится к различным органам чувств, таким как слух, обоняние, зрение, вкус и осязание. Его также можно применять к различным ситуациям или вещам, таким как шум, яркость, вес, сладость, давление и т. Д.

Не менее важно не рассматривать «Просто заметную разницу» и «Абсолютный порог» как аналогичные понятия. Дифференциальный порог объясняет заметную разницу в воздействии стимула, в то время как абсолютный порог фокусируется на самом маленьком обнаруживаемом стимуле. Абсолютным порогом звука будет наименьшая громкость звука, которую человек сможет обнаружить. С другой стороны, просто заметной разницей будет изменение громкости звука, которое человек сможет обнаружить или распознать.

Авторство / ссылки — Об авторе (ах)


Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно.Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

.

5.1 Ощущение против восприятия — вводная психология

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Различать ощущения и восприятие
  • Опишите понятия абсолютного порога и порога разности
  • Обсудите роли, которые внимание, мотивация и сенсорная адаптация играют в восприятии.

СЕНСАЦИЯ

Что значит «что-то чувствовать»? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы стимулов.Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в форме потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как преобразование . Трансдукция представляет собой первый шаг к восприятию и представляет собой процесс трансляции, при котором разные типы клеток реагируют на стимулы, создавая сигнал, обрабатываемый центральной нервной системой, в результате чего мы воспринимаем то, что мы воспринимаем как ощущения.Ощущения позволяют организмам чувствовать лицо и чувствовать запах дыма при пожаре.

Восприятие, с другой стороны, требует систематизации и понимания поступающей сенсационной информации. Чтобы ощущения были полезными, мы должны сначала добавить значение тем ощущениям, которые создают наше восприятие этих ощущений. Ощущения позволяют нам видеть красную горелку, но восприятие влечет за собой понимание и представление характеристики горячего. Кроме того, ощущение будет слышать громкий пронзительный тон, а восприятие — это классификация и понимание этих звуков как пожарной тревоги.В этой главе ощущения и восприятия будут обсуждаться как отдельные события, тогда как на самом деле ощущения и восприятия можно более точно представить как происходящие на продолжении, где границы между концом ощущения и началом восприятия более плавные.

Вы, вероятно, знали с начальной школы, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкусовые ощущения) и осязание (соматосенсорное восприятие).Оказывается, понятие пяти чувств крайне упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о балансе (вестибулярное чувство), положении тела и движениях (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция), и каждая из этих сенсорных систем имеет разные рецепторы, настроенные на преобразование разные раздражители. Система зрения поглощает свет с помощью рецепторов в виде стержней и колбочек, расположенных в задней части глаз, звук передается через крошечные волоски, такие как рецепторы, известные как реснички внутри внутреннего уха, запах и вкус большую часть времени работают вместе, поглощая химические вещества, содержащиеся в частицах в воздухе. и пища через химически чувствительные реснички в носовой полости и скопления химических рецепторов на языке.Прикосновение особенно интересно, потому что оно состоит из ответов множества различных типов рецепторов, обнаруженных в коже, которые посылают сигналы в центральную нервную систему в ответ на температуру, давление, вибрацию и разрушение кожи, например, растяжение и разрыв.

Свободные нервные окончания, встроенные в кожу, которые позволяют людям воспринимать различные различия в нашем непосредственном окружении. Взято из Пинеля, 2009.

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим стимулам может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать для того, чтобы стимул обнаруживался в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — спросить, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все равно будет обнаружен в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть поразительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007).В спокойных условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Galanter, 1962). Кроме того, одну чайную ложку сахара можно попробовать в двух галлонах воды, и человеческая обонятельная система может уловить запах одной капли духов в шестикомнатной квартире.

Мы также можем получать сообщения, представленные ниже порога сознательного осознания, — это называется подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог.Сообщение ниже этого порога считается подсознательным: сообщение обрабатывается, но мы не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи для воздействия на поведение потребителей. Исследования показали, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее за пределами осведомленности. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям как зомби; фактически скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 1980; Rensink, 2004; Nelson, 2008; Radel, Sarrazin, Legrain, & Gobancé, 2009; Loersch, Durso, & Petty, 2013) ,Исследования, направленные на то, чтобы побудить кинозрителей покупать больше попкорна, и снижение привычки к курению, продемонстрировали незначительный или нулевой успех, а также предположили, что подсознательные сообщения в основном неэффективны для формирования определенного поведения (Karremans, Stroebe & Claus, 2006). Однако исследования нейровизуализации продемонстрировали явную нервную активность, связанную с обработкой подсознательных стимулов (Koudier & Dehaene, 2007). Кроме того, Krosnick, Betz, Jussim & Lynn (1992) обнаружили, что участники, которым в течение нескольких миллисекунд (подсознательная прайминг) представляли изображения мертвых тел или ведер со змеями, с большей вероятностью оценили нейтральный образ женщины с нейтральным выражением лица. как более непривлекательные по сравнению с участниками, которым были показаны более приятные изображения (котята и свадебные пары).Это демонстрирует, что , хотя мы можем не осознавать предъявляемые нам стимулы, мы обрабатываем их на нейронном уровне, , а также что, хотя подсознательная прайминг обычно недостаточно сильна, чтобы вызвать нежелательные покупки, она может влиять на наше восприятие вещей. мы сталкиваемся с окружающей средой после подсознательного прайминга.

Абсолютные пороги обычно измеряются в невероятно контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними.Это известно как просто заметная разница (JND, кратко упомянутая в вышеупомянутом исследовании, сравнивающем восприятие цвета китайскими и голландскими участниками) или порог различия. В отличие от абсолютного порога, разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы член аудитории получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорался ее экран, велика вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре.Однако, если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто заметил бы. Яркость сотового телефона не изменяется, но его способность обнаруживать изменение освещенности сильно различается в двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога разности в 1830-х годах, и она стала известна как закон Вебера.

Закон Веберса : Каждое из различных чувств имеет свои собственные постоянные отношения, определяющие пороговые значения разницы.

Идеи Вебера о разностных порогах повлияли на концепции теории обнаружения сигналов, согласно которым наша способность обнаруживать стимул зависит от сенсорных факторов (таких как интенсивность стимула или наличие других обрабатываемых стимулов), а также от нашего психологического состояния (вы сонливы, потому что вы не ложились спать накануне вечером). Инженеры по человеческому фактору, которые проектируют пульты управления для самолетов и автомобилей, постоянно используют теорию обнаружения сигналов, чтобы оценивать ситуации, с которыми могут столкнуться пилоты или водители, например, трудности с видением и интерпретацией органов управления в очень яркие дни.

ВОСПРИЯТИЕ

« Хотя восприятие строится из ощущений, не все ощущения приводят к восприятию ».

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя обработку как снизу вверх, так и сверху вниз.Обработка снизу вверх относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорных входов, стимулов из окружающей среды. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей, связанных со стимулами, которые мы испытываем. Это называется обработкой сверху вниз.

Один из способов подумать об этом понятии состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы зашли на кухню и почувствовали запах печеных булочек с корицей, ощущение — это рецепторы запаха, улавливающие запах корицы, но восприятие может быть таким: «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла. когда семья собралась на праздники.«Ощущение — это сигнал любого из наших шести чувств. Восприятие — это реакция мозга на эти сигналы. Когда мы видим, как наш профессор говорит в передней части комнаты, мы чувствуем исходящие от него зрительные и слуховые сигналы, и мы понимаем, что он читает лекцию о нашем классе психологии.

Хотя наше восприятие строится на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле, мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение продолжительных периодов времени.Это называется сенсорной адаптацией. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату вы можете услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушаете, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканья. Часы все еще идут, и эта информация все еще влияет на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущения и восприятие тесно связаны, они разные.Кроме того, если вы войдете в темный кинотеатр после того, как побывали на улице в ясный день, вы заметите, что сначала его очень трудно увидеть. Через пару минут вы испытываете так называемую адаптацию к темноте, которая обычно занимает около 8 минут для колбочек (острота зрения и цвет) и около 30 минут для адаптации колбочек в сетчатке (свет, темнота, глубина и расстояние) ( Hecht & Mendelbaum, 1938; Klaver, Wolfs, Vingerling, Hoffman, & de Jong, 1998). Если вам интересно, почему нужно так много времени, чтобы адаптироваться к темноте, чтобы изменить чувствительность палочек и колбочек, они должны сначала претерпеть сложное химическое изменение, связанное с молекулами белка, которое не происходит немедленно.Теперь, когда вы адаптировались к темноте театра, вы пережили марафон, наблюдая за всем сериалом «Властелин колец», и вы выходите из театра примерно через десять часов после входа в театр, вы можете испытать процесс световой адаптации. , за исключением того, что на улице еще светло. Во время световой адаптации зрачки сужаются, чтобы уменьшить количество света, попадающего на сетчатку, и чувствительность к свету снижается как для палочек, так и для колбочек, что обычно занимает менее 10 минут (Ludel, 1978).Так почему же процесс повышения чувствительности к свету для адаптации к темноте более сложен, чем снижение чувствительности для адаптации к свету? Карузо (2007) предположил, что в адаптации к темноте задействован более постепенный процесс из-за тенденции людей в ходе эволюции медленно приспосабливаться к темноте по мере того, как солнце садится за горизонт.

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается, а не то, что воспринимается.Представьте, что вы на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы участвуете в интересном разговоре с другом и отключаете весь фоновый шум. Если кто-то прервет вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не сможете ответить на этот вопрос.

Убедитесь сами, как работает слепота по невнимательности , проверив этот тест выборочного внимания, проведенный Саймонсом и Шабри (1999).

Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание при определении нашего восприятия окружающей среды, произошла в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Шабри (1999).В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди в черно-белых тонах передают баскетбольные мячи. Участников попросили подсчитать, сколько раз команда в белом передавала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек в костюме черной гориллы. Можно подумать, что гориллу кто-то заметит, верно? Почти половина людей, которые смотрели видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что он был хорошо виден в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили прочую визуальную информацию.Неспособность заметить что-то полностью видимое из-за недостатка внимания называется слепотой по невнимательности. В более поздних работах оценивалась слепота невнимания, связанная с использованием мобильных телефонов. Hyman, Boss, Wise, McKenzie & Caggiano (2010) классифицировали участников в зависимости от того, шли ли они во время разговора по мобильному телефону, слушали MP3-плеер, гуляли без электроники или ходили в паре. Участники не знали, что, пока они гуляют по площади, прямо перед ними проезжает клоун на велосипеде.Когда студенты вышли за пределы площади, их остановили и спросили, заметили ли они клоуна на одноколесном велосипеде, который ехал перед ними. Было обнаружено, что пользователи сотовых телефонов ходят медленнее, чаще меняют направление, меньше обращают внимание на окружающих, а также чаще всего сообщают, что не замечают клоуна на велосипеде. Дэвид Стрейер и Фрэнк Дрюс дополнительно исследовали использование сотового телефона в серии симуляторов вождения и обнаружили, что даже когда участники смотрели прямо на объекты в среде вождения, у них с меньшей вероятностью сохранялась прочная память об этих объектах, если они разговаривали на сотовый телефон.Этот паттерн был получен для объектов, имеющих как высокую, так и низкую значимость для их безопасности вождения, что предполагает слабый значимый когнитивный анализ объектов в среде вождения за пределами ограниченного фокуса внимания при поддержании разговора по мобильному телефону. Кроме того, разговоры в автомобиле не мешали вождению в такой степени, как разговоры по мобильному телефону, как предполагают Страйер и Дрюс, водители могут лучше синхронизировать требования к обработке при вождении с разговорами в автомобиле по сравнению с разговорами по мобильному телефону.В целом очевидно, что направление нашего внимания может иногда приводить к серьезным нарушениям другой информации, и, похоже, сотовые телефоны могут оказывать особенно сильное влияние на обработку информации при выполнении других задач.

В эксперименте, аналогичном описанному выше, исследователи проверили слепоту невнимания, попросив участников наблюдать за изображениями, движущимися по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться на белых или черных объектах, не обращая внимания на другой цвет.Когда красный крест проходил по экрану, около трети испытуемых не замечали его (рисунок ниже) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

A photograph shows a person staring at a screen that displays one red cross toward the left side and numerous black and white shapes all over.

Почти треть участников исследования не заметили, что на экране появился красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (Кредит: Кори Занкер)

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали действительно важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживаете, что это не так? Если это так, то вы узнали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум.Этот мотивационный аспект ожидания в разговоре также может быть причиной такой сильной невнимательной слепоты в отношении использования сотового телефона. Способность идентифицировать стимул, когда он встроен в отвлекающий фон, называется теорией обнаружения сигналов .

Теория обнаружения сигналов: Теория, объясняющая, как различные факторы влияют на нашу способность обнаруживать слабые сигналы в окружающей среде.

Теория обнаружения сигналов также объясняет, почему мать просыпается от тихого шепота ребенка, а не от других звуков, которые слышны во время сна.Это также относится к связи авиадиспетчеров, панелям управления пилотов и водителей, как обсуждалось ранее, и даже к мониторингу важной информации о пациенте, пока хирург выполняет операцию. В случае авиадиспетчеров диспетчеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (всплесков), которые появляются на экране радара, и следовать за этими самолетами, когда они движутся по небу. Фактически, первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолета (Swets, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные бинокулярного зрения в критические периоды развития, испытывают трудности с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в рамках данного культурного контекста может оказывать сильное влияние на восприятие. Например, Маршал Сегалл, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (1963) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур были более склонны испытывать определенные типы визуальных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот.Одной из таких иллюзий, которую с большей вероятностью испытали жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера (рисунок ниже): линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

Two vertical lines are shown on the left in (a). They each have V–shaped brackets on their ends, but one line has the brackets angled toward its center, and the other has the brackets angled away from its center. The lines are the same length, but the second line appears longer due to the orientation of the brackets on its endpoints. To the right of these lines is a two-dimensional drawing of walls meeting at 90-degree angles. Within this drawing are 2 lines which are the same length, but appear different lengths. Because one line is bordering a window on a wall that has the appearance of being farther away from the perspective of the viewer, it appears shorter than the other line which marks the 90 degree angle where the facing wall appears closer to the viewer’s perspective point.

В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя и идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа длиннее, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) При применении к трехмерному изображению линия справа снова может казаться длиннее, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии соответствовали различиям в типах экологических особенностей, с которыми люди регулярно сталкиваются в данном культурном контексте. У людей в западных культурах, например, есть контекст восприятия зданий с прямыми линиями, которые в исследовании Сегалла называли миром плотников (Segall et al., 1966). Напротив, люди из определенных незападных культур с непредсказуемым взглядом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 1999). Культурные факторы влияют не только на видение. Действительно, исследования показали, что способность распознавать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998). Что касается цветового восприятия в разных культурах, исследования показали, что производные цветовые термины для коричневых, оранжевых и розовых оттенков действительно зависят от культурных различий (Zollinger, 1988).

Дети, охарактеризованные как искатели острых ощущений, с большей вероятностью будут демонстрировать вкусовые предпочтения к интенсивным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что предполагает, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие.Кроме того, люди, которые придерживаются положительного отношения к пище с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценит продукты, помеченные как продукты с пониженным содержанием жира, как более вкусные, чем люди, которые менее положительно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 1994).

РЕЗЮМЕ

Ощущение возникает, когда сенсорные рецепторы обнаруживают сенсорные стимулы. Восприятие включает организацию, интерпретацию и сознательный опыт этих ощущений. Все сенсорные системы имеют как абсолютные, так и разностные пороги, которые относятся к минимальному количеству энергии стимула или минимальному количеству разницы в энергии стимула, которое необходимо обнаруживать примерно в 50% случаев соответственно.Сенсорная адаптация, избирательное внимание и теория обнаружения сигналов могут помочь объяснить, что воспринимается, а что нет. Кроме того, на наше восприятие влияет ряд факторов, включая убеждения, ценности, предрассудки, культуру и жизненный опыт.

Артикул:

Текст Психологии Openstax Кэтрин Дампер, W

.

Диапазоны и пороги чувствительности

Диапазоны и пороги чувствительности

Все воздействия на органы чувств различаются интенсивностью потоков энергии, продолжительностью их действия, частотой колебаний и, соответственно, длиной волны (волны воздействий). Эти свойства воздействий определяют характеристики (атрибуты) ощущений: интенсивность или сила переживаний (в зрении — яркость, в слухе — громкость, в тактильном ощущении — сила давления и т. Д.). Продолжительность воздействий определяет продолжительность субъективных переживаний: от вспышек света или звуковых щелчков до непрерывного ощущения света или звука. Частота колебаний (соответственно длина волны) энергетических потоков определяет дополнительные качества ощущений (в зрении — цвет, в слухе — высоту звуков) или особые ощущения (ультрафиолетовая чувствительность, ультразвук, тепловая чувствительность), тем самым определяя диапазон чувствительности определенного модальность (нижний и верхний предел). Таким образом, видимый спектр излучения находится в диапазоне примерно от 370 до 780 нанометров (нм) длины электромагнитных волн.Излучение с длиной волны менее 370 нм соответствует ультрафиолетовой чувствительности (у ряда насекомых), а выше 780 нм — инфракрасной чувствительности. В слуховой чувствительности человека диапазон слышимых вибраций составляет от 20 до 20 000 в секунду. Волны с частотой менее 20 колебаний в секунду воспринимаются нами как вибрация, и мы не воспринимаем колебания выше 20000 тысяч в секунду, хотя многие животные воспринимают ультразвук (собака, например), а некоторые (летучие мыши, дельфины) ) сами генерируют ультразвуковые волны для объемного сканирования поля действия.

Ощущение — это результат работы прежде всего органов чувств (рецепторов), но не только их, и не только всего анализатора, но и предмета восприятия в целом. В отличие от чувств, возникающих как трансформация следов воздействия на рецепторы, ощущение как простой образ конструируется субъектом.

Органы чувств, как первичные инструменты для создания ощущений, имеют свои собственные характеристики и характеристики работы, которые в конечном итоге влияют на ощущения (они накладывают свои ограничения и искажения).Это, прежде всего, разрешающая сила чувств. Мы говорили о частотном диапазоне органов чувств. Но есть также диапазон интенсивности воздействия раздражителей на рецепторы, порождающий ощущения, называемый диапазоном пороговой чувствительности. По нашему опыту мы знаем, что более интенсивная стимуляция дает более сильные ощущения (яркость света, громкость звука, сладость или горечь вкуса и т. Д.). В экспериментальных исследованиях было показано, что очень слабые раздражители не вызывают ощущений, а очень сильные раздражители не вызывают адекватного субъективного переживания, но чаще возникают боли в органах чувств, т.е.е. ощущения имеют свои границы в зависимости от интенсивности раздражителей. Эти границы называются верхними и нижними порогами чувствительности (часто добавляются «абсолютные пороги», чтобы отделить их от пороговых значений для различения силы стимулов одной модальности).

Нижний абсолютный порог чувствительности — это минимальная интенсивность стимула, при которой респондент впервые реагирует на стимул (включая ощущение определенной модальности — испытуемый замечает стимул).

Верхний абсолютный порог — это максимальная интенсивность стимула, после которой, вместо того, чтобы ощущать его модальность, испытуемый почти всегда испытывает ощущение боли в органах чувств. Перед этой границей человек видит яркий свет, слышит громкий звук, испытывает сильное давление или жар, а после границы — боль в глазах, в ушах, в месте давления на кожу тела и т. Д.

Разделение порогов ощущений как одна из характеристик разрешающей способности органов чувств является частью проблемы соотнесения физических параметров воздействий (называемых стимулами или стимулами) и субъективных переживаний.Эта проблема также проявляется в форме вопроса о тех минимальных изменениях стимулов в интенсивности, в частоте волновых колебаний, в удаленности стимулов друг от друга (острота зрения), в насыщении определенного воздуха, воды или молекулы пищи и т. д., которые мы замечаем. Чувствительность к этим изменениям силы раздражителей называется разностным дифференциалом или дифференциалом. (Обратите внимание, что чувствительность обратно пропорциональна порогу ощущений — чем выше порог, тем ниже чувствительность.)

>

Порог различения — это минимальное изменение (уменьшение или увеличение) стимула по некоторому параметру (интенсивность, частота, расположение в пространстве), которое впервые замечается субъектом или на которое он как-то реагирует. Это особая чувствительность, от которой часто зависит успех деятельности, когда необходимо точно определить важную характеристику стимула (например, высоту звука, извлекаемого музыкантом с помощью инструмента или издаваемого певцом. , видите трещину в детали машины, изменение интенсивности свечения нагретого тела или экрана устройства,).

Основанием для разделения абсолютных и разностных пороговых значений являются особенности физиологических процессов различных органов чувств, анализаторов и организма в целом, что позволяет объективно измерять пороги в соответствии с изменениями поведения или физиологическими процессами, без привязки к отчетам испытуемых об их субъективных ощущениях. >

Зависимость порогов от состояний организма или отдельного анализатора определяет их изменчивость (в сторону уменьшения или увеличения), а также предполагает, что действующий стимул вызывает не сразу необходимый ответ (физиологический, поведенческий или субъективный, в виде ощущения) , но с небольшим отставанием по времени.Время, прошедшее с момента появления раздражителя (света, звука, боли, вкуса) до появления физиологической реакции (нервных импульсов от рецептора), двигательной реакции или субъективного ощущения, называется латентным периодом, который необходим. вызвать реакцию на удар. У каждого анализатора есть свое минимальное время этого периода, но в целом оно зависит от величины, которая действует на рецептор энергии, поэтому чем короче стимул, тем больше должна быть его интенсивность. Причем минимальное время отклика каждого анализатора зависит от его связи с возможной опасностью: таким образом, боль составляет около 320 мс, по тактильным ощущениям — 130 мс, а по вкусу — 50 мс (боль терпима, а ядовитое вещество нельзя. проглотить!).Это означает, что потребности живых существ выходят за рамки возможностей анализаторов. Напомним еще раз высказывание А. Н. Леонтьева: «От жизни к мозгу, и никогда от мозга к жизни».

Исследования взаимосвязи физических параметров раздражителей и субъективных переживаний позволили немецкому психологу, основоположнику психофизиологии и психофизики Г. Фехнеру решить проблему измерения чувственно ненаблюдаемых психических явлений.Хотя это измерение было не прямым (ни в одной из своих единиц), а в терминах физического мира (интенсивности раздражителя), но это было реальным измерением ощущений. А самым большим достижением Г. Фехнера было то, что он ввел понятие единицы (кванта) ощущений. По его мнению, при изменении интенсивности раздражителя ощущение меняется не постепенно, а скачкообразно и всегда на одну и ту же величину (рис. 17.1). В этом случае отношение увеличения интенсивности стимула (Δ I ), вызывающего ощущение изменения стимула, остается постоянным по отношению к исходной интенсивности стимула (I) : (по крайней мере, в определенном диапазон интенсивности раздражителей), что было показано в более ранних работах П.Бугера и Э. Вебера (закон Бугера-Вебера). Это отношение приращения интенсивности стимула к его начальному значению было названо относительным дифференциальным порогом.

Рис. 17.1. Прирост силы ощущения как функция роста интенсивности стимула по отношению к соотношению (относительное соотношение)

В результате вначале Г. Фехнер, а затем С. Стивенс предложили формулы математической зависимости величины ощущений от интенсивности раздражителей: логарифмические по Г.Fechner (R

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *