Пиктограммы методика интерпретация: Методика «Пиктограмма», Лурия А.Р. (опосредованное запоминание)

Интерпретация пиктограммы

1.
Оценка способности найти обобщенный
опосредованный образ.

В
норме даже школьник с образованием 5
классов может найти такой образ: так,
например, для слов «тяжелая работа» он
рисует лопату или молоток, человека с
грузом, для слова «сомнение» – развилку
дорог (куда пойти?) или вопросительный
знак или дверь (войти ли в нее?). Для
интеллектуально неполноценного больного
такая задача трудна. Для слов «тяжелая
работа» он хотел бы нарисовать целую
сценку работы в шахте, но боится, что не
сумеет это выполнить. Для слова «сомнение»
он вообще ничего придумать не может.
При легкой умственной недостаточности
больной оказывается в состоянии
нарисовать что-либо для конкретных
понятий; для слова «болезнь» – кровать;
для слов «вкусный ужин» – стол, тарелки.
Но такие слова, как «справедливость»,
«сомнение», «развитие», остаются
недоступными для опосредования. Такого
рода проявления конкретности мышления,
трудности обобщения наблюдаются при
олигофрении, эпилепсии. В иных случаях
больной справляется с задачей обобщения,
но никак не может ограничить себя
выделением одного какого-либо образа
и рисует их множество.

Так,
например, решая нарисовать к слову
«развитие» растущее растение, он рисует
не один какой-либо росток, а целую серию
постепенно увеличивающихся цветов в
количестве 7-8. К слову «болезнь» он
рисует кровать и больного на подушке,
и пузырек с лекарством, и еще термометр.
Такие множественные ассоциации в
пиктограммах свидетельствуют об
обстоятельности мышления, о склонности
к детализации и наблюдаются обычно у
больных эпилепсией, а также у некоторых
больных, перенесших энцефалит. Эти же
категории больных рисуют излишне
тщательно и медленно, возвращаясь к
прежнему рисунку и подправляя его даже
тогда, когда экспериментатор уже задал
им следующее слово. Такие «возвращения»
и стремление к ненужной тщательности
рисунков также свидетельствуют об
инертности психических процессов.

2. Оценка
адекватности ассоциаций.

Психически
здоровые люди

устанавливают обычно разнообразные,
но содержательные связи. Так, например,
к выражению «веселый праздник» они
могут нарисовать флаг или цветы, или
даже бокал вина; к слову «разлука» –
конверт или паровоз, или руку, размахивающую
платочком; к слову «развитие» – диаграмму
роста или растение, или младенца, или
яйцо, или физкультурника. Все эти и
многие другие связи одинаково хороши,
так как они действительно могут служить
средством припоминания заданного слова.

Больные
же шизофренией
,
для которых характерны структурные
расстройства мышления, часто рисуют
неадекватные образы и строят взаимосвязи,
носящие громоздкий и вычурный характер.
Например, на слово «сомнение» больной
нарисовал речку и объяснил это так:
«Есть романс Глинки „Сомнение”, а
Глинка – это есть Неглинка – речка». В
другом случае для запоминания слов
«вкусный ужин» больной нарисовал
туалетную комнату и в рассуждениях во
время выполнения заданий пришел к этому
так: «Вкусный ужин это значит хорошо
пахнет… запах… нарисую уборную». В
этой ассоциации видна и парадоксальность.
В некоторых случаях выхолощенность и
бессодержательность ассоциации больных
достигают такой степени, что к разным
словам больные рисуют лишь черточки,
галочки.

Если
больные ко всем таким эмоционально
значимым словам подбирают совершенно
нейтральные отвлеченно-общечеловеческие
образы (например, «счастье» — солнце,
«печаль» — плохая погода и т.д.), это можно
оценить как проявление некоторой
эмоциональной отгороженности,
интравертированности или даже холодности.

Примеры
выхолощенных пиктограмм, составленных
больными шизофренией:

На
этих пиктограммах лишь отдельные штрихи
– символы имеют свои обозначения
(спираль, поднимающаяся кверху на правом
рисунке обозначает «счастье», а
спускающаяся вниз рядом – «болезнь»).
В основном же стрелки, галочки, линии,
крестики и кружочки лишены объективного
содержания и даже для самих больных не
служат средством связи и запоминания;
попытки прочитать свою пиктограмму,
т.е. припомнить заданные слова оказываются
безуспешными.

Некоторые
пиктограммы по внешнему виду производят
впечатление простых и конкретных, но
при более тщательном психологическом
анализе обнаруживают признаки глубокой
патологии мышления. На рисунке изображена
пиктограмма больной шизофренией с
вербальным галлюцинозом. Ассоциации
больной носят конкретный, содержательный
характер, но они очень стереотипны как
в содержании, так и в исполнении рисунков.

В
некоторых случаях патология мышления
выявляется не в рисунках, а в объяснениях
больных, поэтому всегда следует очень
тщательно вести протокол исследования.

Пример протокола
пиктограммы с качественными расстройствами
мышления:

Слова

Рисунки

Объяснения
больной

Воспроиз-ведение

Голодный мальчик

Миска

Кушает – если б
он не ел, он не был бы голодным

Голод

Ядовитый вопрос

Не
рисует

Это
когда человек злой? Когда у него нет
ничего?

Справед-ливость

Портфель

Это
когда человек стремится к чему-нибудь,
а когда он опущенный, как пьяница –
значит, какая это справедливость, а
если стремится – ясные мысли, идет с
портфелем, значит справедливость

Развитие

Вишни

Это
человек учится, работает, трудится…
Раз находишься в учреждении, значит
развиваешься…

Фрукты
– смотришь, видишь фрукты, это уже
развитие, чувствуешь вишенки

Разлука

Стол

Стол
– я сижу за столом одна, это разлука,
сидишь одна со своими мыслями, со
своими думами – значит, разлука

Одино-чество

Сомнение

Забор

Сомнение
– это значит незнание… идешь к врачу,
находишься в незнаниях. Человек
валяется под забором, он без всяких
знаний валяется… если бы не было
забора, то он бы знал… забор –
препятствие, незнание, сомнение

Незнание

Тяжелая работа

Голова

Полы
мыть. Крашеные подтер и все, а такие
надо песком мыть – нарисую человека

Тяжелый труд

Счастье

Голова

Скушаешь
что-нибудь хорошенькое –это уже
счастье и конфетку… Вот я к вам пришла
– это уже счастье

Для
эпилепсии и некоторых форм психопатии

свойственна эгоцентричность восприятия
(в норме может быть небольшая доля
личностной реакции, особенно на
эмоционально-значимые слова, однако
при указанных расстройствах она более
выражена). Так, например, больной
эпилепсией говорил: «Теплый ветер» я
вообще запомнить не могу, так как у нас
на севере теплого ветра не бывает;
«вкусный ужин» – для меня на ужин годится
только простокваша; «веселый праздник»
– у меня праздников не бывает;
«справедливость» – со мной поступают
несправедливо» и т.д.

3. Оценка способности
запоминания.

Изначально
методика была создана для исследования
памяти, поэтому представляет интерес
сопоставление результатов исследования
памяти методами «квадрат Лурия» и
пиктограммы. Если больной плохо заучивает
10 слов, но гораздо лучше вспоминает
слова в пиктограмме, это свидетельствует
об органической слабости памяти. Усвоение
нового затруднено, но возможность
содержательно опосредовать, логически
связать материал помогает больному,
поэтому с пиктограммой он справляется
лучше.

Если
же больной легко усваивает 10 слов, но
не может припомнить слова в пиктограмме,
это свидетельствует о том, что
опосредованные связи только мешают ему
припоминать. Такое соотношение наблюдается
у больных шизофренией с расстройством
мышления и сохранностью формальных
способностей усвоения нового.

Пиктограмму следует оценивать в целом,
т.е. по общему характеру выбираемых
больным образов, а не по отдельным
ассоциациям. Так, например, абстрактные
знаки и символы встречаются часто в
пиктограммах совершенно здоровых людей,
однако в этих случаях один или два
абстрактных символа чередуется с
преобладающим большинством
эмоционально-насыщенных, живых и
образных.

Пиктограммы при органических расстройствах





-Много конкретных и индивидуально значимых образов

— Невозможность выбора образов на абстрактные понятия

-Отсутствие геометрических, графических образов

-Стереотипия (однообразные рисунки)

-Обведение, подчеркивание рисунков

-Снижение опосредованного запоминания

-Тщательная прорисовка деталей, возвраты и дорисовки – при эпилепсии (эндогенно-органический симптомокомплекс).

Пиктограммы при шизофрении

— Неадекватные образы (по содержанию) — отдалённая связь, пустая символика, по созвучию, множественный тип выбора

— Стереотипия

— Много метафорических образов, причем это слишком оригинальные образы

— Выхолощенность (пиктограммы представляют собой закорючки, штрихи)

— Употребление букв, иногда вычурное (на понятие «обман» — буква «О». Объяснение испытуемого: «Это не О, это бублик!»).

— Снижение продуктивности и опосредованного запоминания

 

Пиктограммы при психопатиях и неврозах

— нарушений опосредованного запоминания нет

— встречаются индивидуально значимые образы

— возможны шоковые реакции (испытуемый не может нарисовать пиктограмму, отказывается) – из-за личностной значимости того или иного слова

 

Пиктограммы при олигофрении:

— невозможность опосредованного запоминания

— отказы от выполнения («я не могу»)

— стереотипия рисунков

— выхолощенность

 

 

Методика «Исключение понятий»





Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту











ОСНОВЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ ПИКТОГРАММЫ — Студопедия

Интерпретация данных пиктограммы складывается из качественного анализа каждого образа пиктограммы с формализованной оценкой последнего; оценки количественных соотношений образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных для формализации (особые феномены) , в том числе графических особенностей пиктограммы. Заключительный этап — синтез имеющихся данных и формулировка заключения.

Качественный анализ пиктограммы.При качественном анализе образов пиктограммы учитываются содержание рисунка, факторы абстрактности, индивидуальной значимости стандартности и адекватности. Поскольку при качественном анализе необходимо дать однозначную оценку каждого образа, доступную для формализации, каждой категории образов пиктограммы присваиваются краткие буквенные обозначения.

Сводная таблица этих обозначений дается в приложении 2.

Фактор абстрактности.

Конкретные образы (К). Общее качество этой группы образов — их соотнесенность с конкретной ситуацией. Прямое изображение ситуации, связанное с понятием — конкретный фотографический образ (К — Фт), например, воин, идущий с гранатой навстречу танку на понятие «подвиг», влюбленный с букетом цветов под часами на понятие «обман».

К, конкретным образам относится большинство рисунков, содержащих изображение целой человеческой фигуры. Несмотря на относительную экономичность изображения, например, копающий человек на понятие «тяжелая работа», испытуемый, и здесь изображает конкретную ситуацию — человек работает. Все индивидуально-значимые образы также относятся к конкретным, вне зависимости от характера изображения, поскольку в них испытуемый обращается к конкретной ситуации из своего опыта. Так, испытуемая Л. на понятие «обман» рисует куклу, книжку и граммофонную пластинку, поскольку эти предметы она использует «при кормлении ребенка, чтобы обмануть его».



Наконец, часть образов пиктограммы, будучи конкретными, не имеют существенных связей с предложенным понятием, связь «конфабулируется» испытуемым. Наиболее часты такие образы (конкретные конфабуляторные — К — Кф) на понятие «сомнение». Испытуемый С. рисует на данное понятие табуретку. Объяснение: «Я сомневаюсь, из чего сделана эта табуретка — из дерева или из пластмассы».

Атрибутивные образы (Ат). Эти образы выбираются по принципу принадлежности, атрибутивности. Так, на понятие «веселый праздник» изображают флажок, рюмку, карнавальную маску. Здесь уже нет попытки прямо изобразить понятие либо ситуацию, связанную с ним. Большинство атрибутивных образов экономичны в отношении изобразительных средств.


Метафорические образы (М). К этой категории относятся образы, где абстрактная по сути ассоциация выражается опосредованно, через конкретный предмет. В большинстве случаев связь носит метафорический характер, в ее основе может лежать литературный образ. Примерами этих образов служат зачеркнутые часы на понятие «счастье» («счаст­ливые часов не наблюдают»), указательный палец и стрелка вокруг него на понятие «обман» («обвести вокруг пальца»). Метафора может быть создана испытуемым непосредственно в ходе исследования. Так, испытуемая А. на понятие «сомнение» рисует штопор («сомнение, как штопор, ввинчивается в тебя, не дает спокойно жить»).

Геометрические, графические и грамматические символы (ГС). Здесь абстрактной ассоциации соответствует и способ ее выражения — символ, связанный по содержанию с понятием. Часто эти символы отражают пространственные характеристики — направление, симметрия. Подобные символы имеют высокую специфичность для понятия (стрелки, расходящиеся в стороны на понятие «разлука», ось симметрии на понятие «справедливость»). Другие символы отражают лишь эмоциональный компонент понятия — символы валентности (знак «минус» на понятие болезнь, темная штриховка на понятие «обман»).

Символы могут быть общепринятыми, либо реже — продуцируются по ходу исследования. Основой для отнесения образа к категории символов является именно абстрактный тип ассоциации, а не геометрический характер изображения. Так, испытуемый В. на понятие «сомнение» нарисовал круг, разделенный пополам, одна половина которого заштрихована. Объяснение: «Я сомневаюсь, черное это или белое». Данный образ по уровню абстрактности должен быть отнесен к конкретным (конфабуляторным).

Фактор индивидуальной значимости. Оценка образов, взятых из индивидуального опыта испытуемых, представляет значительный интерес. Важен уже сам факт прямого обращения к личному опыту. Именно в индивидуально-значимых образах пиктограммы наиболее непосредственно реализуются проективные элементы метода. В этих образах испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, намерениях. В индивидуально-значимых образах могут проецироваться актуальные переживания больных, в том числе и бредовые идеи, суицидальные тенденции. Индивидуально-значимые образы неоднородны по своему характеру.

Индивидуально-значимые персонифицированные образы (Инд-Пс). К персонифицированным образам следует относить такие, где изображается сам испытуемый, сцена с его участием, часть его тела, реже — изображение других конкретных лиц.

Так, испытуемый К., у которого ампутирована правая нога, на понятие «болезнь» рисует человека без ноги. Больной С. на понятие «обман» рисует портрет врача, обещавшего выписать его и не выполнившего обещания.

Иногда персонифицированные образы имеют четкую кинестетическую окраску (Инд-Кн). Смысл понятия в этом случае передается именно позой, движением человека. Большинство образов, где нарисован человек в движении, лишено индивидуальной значимости, поэтому они не являются истинно кинестетическими. Особенно это касается передачи мимических движений (грустное выражение лица на понятие «печаль» — это атрибутивный образ, лишенный индивидуальной значимости).

Необходимо прямое указание испытуемого на то, что движение связано с его индивидуальным опытом. Как и в тесте Роршаха, испытуемые часто показывают движения, прежде чем начать рисовать, что является признаком принадлежности образа к кинестетическим.

Индивидуально-значимые образы-стимулы (Инд-С). Эти образы не содержат изображения человека. Это изображения объектов, «стимулирующих» у испытуемых воспоминание о конкретной ситуации из их индивидуального опыта, связанной с предложенным понятием.

Так, испытуемый Ш., увлекающийся альпинизмом, на понятие «счастье» рисует горы. Объяснение: «чувство счастья возникает у меня обычно в горах». Испытуемая Н. на понятие «разлука» рисует письмо. Объяснение: «Я в разлуке с родными, но письма мне очень помогают».

Образы, выбранные формально (Ф). К этой группе относятся образы, лишенные индивидуальной значимости.

Содержание рисунка. Перефразируя Г. Роршаха, можно сказать, что рисуют «все возможное, а больные шизофренией и все невозможное». Мы ограничимся перечислением наиболее значимых аналитических категорий.

Сцены с участием человека — Сцу человеческие фигуры — Ч, части (детали) человеческого тела — ЧД, редко встречающиеся в пиктограмме мелкие части человеческого тела (глаза, рот, стопы и т. д.)— Чд, неодушевленные объекты — НО, фауна — Фн, фло­ра — фд, пейзажи — П, архитектура, искусство — И, символы — С.

Фактор частоты выбора. Данный чисто статистический критерий указывает на относительную частоту выбора в протоколах здоровых испытуемых. Учитывая естественное распределение выборов по частоте, целесообразно отнести образ пиктограммы к одной из трех категорий.

Стандартные образы (Ст)— встречающиеся чаще чем в 20 из 100 протоколов.

Оригинальные образы (Ориг) — встречающиеся реже чем в 2 из 100 протоколов.

Повторяющиеся образы занимают промежуточное положение по частоте между стандартными и оригинальными. Буквенного обозначения не имеют.

Подробные сведения о распределении образов по частоте содержатся в приложении 2.

Фактор адекватности. Адекватность образа пиктограммы — сложный качественный фактор, включающий близость образа и понятия по содержанию, умеренную абстрактность, краткость изображения и разъяснения. В то же время следует исходить не только из теоретических предположений, но и из фактически полученных данных — какие образы пиктограммы закономерно выбираются психически здоровыми людьми. Не следует относить к неадекватным образ, относящийся к категории повторяющихся. Адекватные образы обозначаются знаком «плюс», а неадек­ватные— знаком «минус» (Ориг—).

Формализованная оценка образов пиктограммы. На основании качественного анализа образа пиктограммы по всем факторам проводится формализованная оценка. Приводим примеры.

Понятие «победа». Изображен салют. Разъяснение: «Салют бывает в день Победы». Выбор атрибутивный, не имеющий индивидуальной значимости, выбор стандартный, адекватный. Формализованная оценка: Ат Ст+салют. Другой пример (из прото­кола исследования больной, страдающей шизофренией). Понятие «тяжелая работа». Изображен треугольник. Разъяснение: «У нас в отделе тяжелую работу выполняют трое—начальник, его за­меститель и я». Конкретный выбор (несмотря на геометрический характер изображения), индивидуально-значимый, оригинальный, неадекватный. Формализованная оценка: К Инд Ориг — С.

В приложении 2 приводится формализованная оценка всех стандартных и повторяющихся, а также некоторых оригинальных (как адекватных, так и неадекватных) образов на применяемый нами набор понятий. В начале работы с методом эти таблицы могут служить практическим пособием для патопсихолога.

Методика пиктограмм

Методика,
предложенная А. Р. Лурия, направлена на
изучение опосредованного запоминания.
Может проводиться на детях от 10 лет и
старше. Исследования лучше проводить
после какой-либо другой методики на
память (например, «10 слов»), чтобы
школьник не сильно акцентировался на
самой процедуре, а был бы нацелен на
возможность запоминания предлагаемых
слов.

Для
проведения необходимо иметь чистый
листок бумаги, не тетрадный, карандаш
и набор слов, предлагаемых для запоминания.

Инструкция
: “А сейчас я проверю твою память еще
одним способом. Я буду называть тебе
слова и словосочетания, которые тебе
необходимо запомнить. Для того, чтобы
облегчить себе запоминание, на каждое
слово нарисуй себе рисунок, картинку,
все равно какую, но так, чтобы этот
рисунок помог тебе вспомнить нужное
слово. Качество рисунка не имеет никакого
значения, нужно лишь, чтобы он помог
тебе запомнить. Слова и буквы писать
запрещается”.

Слова,
предлагаемые для запоминания, следует
называть в том порядке, в котором они
предлагаются :

1)
Веселый праздник

2)
Тяжелая работа

3)
Вкусный ужин

4)
Болезнь

5)
Печаль

6)
Счастье

7)
Любовь

8)
Развитие

9)
Разлука

10)
Обман

11)
Победа

12)
Подвиг

13)
Вражда

14)Справедливость

15)
Сомнение

16)
Дружба

Инструкция
зачитывается один раз. Повторное
объявление инструкции допускается в
ответ на прямую просьбу ученика.

Порядок
проведения : ученику зачитывается первое
слово, после чего следует пауза, во время
которой школьник должен сделать рисунок,
после того как рисунок закончен,
зачитывается следующее слово. Когда
все слова ученик нарисует, первый этап
исследования завершается. Ученику
предлагается другая деятельность, или
он просто отпускается. Второй этап
исследования проводится через 30-60 минут.

Ученику
предлагается по своим рисункам вспомнить
те слова, которые он обозначил рисунком.

Обработка
и анализ пиктограмм : При обработке
пиктограмм первоначально подсчитывается
количество правильно воспроизведенных
слов.

Далее
следует выяснить каким образом рисунки
помогли ученику при запоминании. Следует
обратить внимание на уровень абстракции
рисунка, на наличие его индивидуальной
значимости (сделал ли ученик рисунок
ситуации или события, которые реально
имели место в жизни ребенка), характер
изображения. При этом следует избегать
внушающего воздействия на школьника.
Следует избегать вопросов типа :”А этот
рисунок имеет отношение к тебе лично?”

У
ребенка не должно возникать впечатления,
что его разъяснениям придается какое-то
особое значение, поэтому нежелательно
на глазах ученика записывать его каждое
слово.

По
данным С. Я. Рубинштейна (1970), если
испытуемый плохо заучивает 10 слов, но
гораздо лучше воспроизводит слова в
пиктограмме, это свидетельствует о
слабой памяти при сохранении возможности
логически связать данный материал.
Обратные соотношения встречаются у
людей с нарушением целенаправленности
мышления, в частности при некоторых
системных органических поражениях
мозга. (В этих случаях опосредованные
связи только мешают запоминанию, вызывают
внешнее торможение).

В
зависимости от того, какой символ
использован школьником для запоминания
слова, можно судить не только об
опосредованном запоминании, но и о
характере ассоциаций. Нормальные
здоровые люди обычно быстро рисуют,
придумывают образы, лаконично и адекватно
символизирующие слово, предложенное
для запоминания. Несмотря на разнообразие
рисунков, рисунки, сделанные здоровыми,
нормально развитыми детьми, как правило
можно “прочитать “ даже не зная
предложенных для запоминания слов.

У
людей с интеллектуальной отсталостью
легкой степени проще находятся образы
для слов с конкретным содержанием
(тяжелая работа, веселый праздник). При
обозначении обратных слов (сомнение,
печаль) такие люди испытывают затруднение.

Рисунки
таких людей отличаются конкретностью,
отсутствием условностей.

Следует
отметить, что у детей присутствие
конкретного содержания будет уменьшаться
с возрастом, т.е. у старших школьников
рисунки будут менее конкретны, чем у
школьников среднего звена.

При
анализе следует учитывать факторы :
абстрактность, индивидуальность,
значимость, стандартность, адекватность.

Абстрактность.

Фактор
абстрактности отражает степень
отнесенности рисунка к конкретной
ситуации (например: воин, идущий с
гранатой на слово “подвиг” будет
говорить о конкретности рисунка)

Все
индивидуально значимые рисунки относятся
к конкретным, вне зависимости от характера
изображения.

Далее
по степени абстракции идут :

1)
атрибутивные рисунки (малая степень) —
рисунок выбирается по принципу
принадлежности (атрибутивности, атрибут).
Так на понятие “веселый праздник”
изображают: рюмку, карнавальную маску
и т.п.

2)
метафорические — связь понятия с рисунком
носит метафорический характер. Например
: зачеркнутые часы на понятие “счастье”
с объяснением “счастливые часов не
наблюдают”.

3)
геометрические, графические символы.
Часто эти символы отражают пространственные
характеристики : направление, симметрия.

К
“абсолютным” следует относить рисунки
метафорического и геометрического
характера.

Индивидуальная
значимость.

В
этом случае важен сам факт прямого
обращения к личному опыту. В этих образах
школьник прямо говорит о своих интересах,
желаниях.

Образы
могут быть переонифицированные и образы
стимулы.

Для
первых характерно изображение самого
школьника, сцен с его участием, реже —
изображение других конкретных лиц.
Пример : нарисован человек на слово
“обман”. Объяснение :”это врач, обещавший
меня выписать и не сдержавший обещание”.

Для
вторых — характерно изображение объектов
“стимулирующих” воспоминание конкретных
ситуаций из личного опыта. Например :
альпинист рисует горы на понятие
“счастье”, объясняя это тем, что “чувство
счастья возникает у меня обычно в горах”.

Частоты
выбора.

Данный
чисто статистический фактор указывает
на относительную частоты выбора в
протоколах нормального среднего
человека. Учитывая естественное
распределение выборов по частоте,
целесообразно отнести образ “пиктограммы”
к одной из 3-х категорий :


стандартные — встречаются чаще чем в 20
из 100 протоколах,


оригинальные — встречаются реже чем в
2-х протоколах из 100,


повторяющиеся — занимают промежуточное
положение по частоте между двумя первыми.

Фактор
адекватности.

Сложный
качественный фактор, включающий
содержание образа, умеренную абстрактность,
краткость изображения и объяснения.

К
неадекватности не следует относить
образ относящийся к категории
“повторяющихся”.

На
основании качественного анализа
пиктограмм проводится формализованная
оценка. Одним из наиболее существенных
при оценке характера пиктограмм является
отношение по фактору “абстрактность”.
Основой нормального результата является
атрибутивные и конкретные образы.

Вторым
показателем является качество и структура
индивидуально значимых образов.
Переонифицированные образы говорят о
конкретности мышления, неспособности
отвлечься от индивидуального опыта.
Индивидуально значимые образы — стимулы
— отражают эгоцентризм, демонстративность.

Третий
показатель — количество адекватных
образов, отражает четкость и реалистичность
пиктограмм, построение ее по принципам,
характерным для большинства здоровых
людей. Этот показатель дополняется
количеством стандартных образов,
говорящем о конкретности мышления.

У
людей с некоторыми отклонениями в
области мышления может снижаться
количество стандартных образов при
отсутствии грубо “неадекватных”
образов. Полное же отсутствие стандартных
образов представляет несомненную
диагностическую ценность. В последнем
случае следует проконсультироваться
со специалистом.

Количество
изображений человеческих фигур —
показатель стереотипизированных
ассоциаций. Диагностическую ценность
имеет лишь чрезмерная выраженность
стереотипии, либо “атипичность”
стереотипии. В последнем случае
стереотипия проявляется в повторении
выхолощенных символов, атипически
мелких деталей человеческой фигуры,
архитектурных сооружений и т.п.

Прямое
повторение одного образа более чем на
два понятия, по данным института
им.Бехтерева, является патологическим
феноменом.

Для
нормальных детей в методике “пиктограмм”
характерно :


способность выбрать образ на подавляющее
большинство понятий,


среди образов выбираемых здоровыми
людьми преобладают атрибутивные и
конкретные, но не имеющие индивидуальной
значимости. Отсутствие геометрических
символов — обычное явление в протоколах
здоровых людей.


высок показатель адекватности,
обязательным является наличие по крайней
мере 2-х или 3-х стандартных образов,


высока продуктивность запоминания,


для здоровых людей характерна “нормальная”
упорядоченность композиции, низкая
вариабельность графических характеристик.
Размеры рисунка таковы, что вся методика
в подавляющем большинстве случаев
умещается на одной стороне тетрадного
листа.

Для
детей со сниженным интеллектом (также
и при ограниченных заболеваниях головного
мозга) при проведении пиктограмм
характерными являются :


не понимания смысла задания,


не возможность выбора образа на
абстрактные понятия,


отсутствие геометрических и грамматических
символов, оригинальных образов,


снижение числа атрибутивных и
метафорических образов (встречаются
лишь самые банальные),


в структуре конкретных образов преобладают
фотографические,


чрезмерно выражена стереотипия, имеются
прямые многократные повторения одного
и того же образа,


как проявление недостаточного понимания
задания — появление “выхолощенных
символов”.

Примерная
оценка и анализ пиктограмм.

Каждое
понятие у испытуемого должно быть
оценено и проанализировано аналогичным
образом, затем оценивается и анализируется
вся методика в целом.

Пиктограмма
здорового человека.

Понятие
“Победа”. Изображен салют. Объяснение
: “Салют бывает в День Победы”.

Оценка
: выбор атрибутивный, не имеющий
индивидуальной значимости, стандартный,
адекватный.

Пример
из пиктограммы человека с функциональными
психическими отклонениями в области
мышления.

Понятие
“Тяжелая работа”. Нарисован треугольник.
Разъяснение : “У нас в отделе тяжелую
работу делают трое : я, начальник и его
заместитель”.

Оценка
: выбор конкретный, не смотря на
геометрический характер, индивидуально
значимый, оригинальный, неадекватный.

КАТАЛОГ
ОБРАЗОВ,

выбираемых
здоровыми испытуемыми на применяемый
набор понятий.

1).
Веселый праздник.

Стандартные
образы : флаги, цветы, воздушные шарики.

Повторяющиеся
образы : салют, елка и елочные украшения,
еда, алкогольные напитки.

Редкие
образы : галстук, здание (театр).

2).
Тяжелая работа.

Стандартные
образы : кирка, молот, лопата.

Повторяющиеся
образы : Сизиф, вкатывающий камень.

3).
Вкусный ужин.

Стандартные
образы : изображение еды.

Повторяющиеся
образы : изображение еды с часами и
другими указателями времени, посуда,
человек за едой.

Редкие
образы : туча, закрывающая солнце.

4).
Болезнь.

Стандартные
образы : человек на постели.

Повторяющиеся
образы : кровать, термометр, шприц,
медикаменты, лицо с мимикой страдания,
надгробие, темное пятно.

Редкие
образы : туча, закрывающая солнце.

5).
Печаль.

Стандартные
образы : лицо с печальной мимикой,
слезами.

Повторяющие
образы : человек в печальной позе, слезы,
надгробие, печальный осенний пейзаж.

Редкие
образы : письмо, папироса, падающая
звезда.

6).
Счастье.

Стандартные
образы : лицо с мимикой радости.

Повторяющиеся
образы : солнце, цветы, ребенок, семья,
обручальные кольца, едущая пара,
автомашина, яхта.

Редкие
образы : книга, облако, горы.

7).
Любовь.

Стандартные
образы : сердце, пронзенное стрелой.

Повторяющиеся
образы : солнце, цветы, обручальные
кольца, ребенок.

Редкие
образы : собака, амур, множество солнц
над морем.

8).
Развитие.

Стандартные
образы отсутствуют.

Повторяющиеся
образы : спираль, график, диаграмма,
развитие растений (бутон, почка), ступени
лестницы, человек с книгой.

Редкие
образы : разветвление дерева, лицо в
очках, квадрат.

9).
Разлука.

Стандартные
образы : отсутствуют.

Повторяющиеся
образы : изображение транспортных
средств, расстающиеся люди, природа
(река, пропасть), стрелки направленные
в разные стороны, расходящиеся корабли.

Редкие
образы : разветвленный мост, развязанный
узел, платок (платком вытирают слезы).

10).
Обман.

Стандартные
образы : отсутствуют.

Повторяющиеся
образы : лиса, карты, деньги, комбинация
из трех пальцев, влюбленный под часами,
беременная женщина, зачеркнутые деньги,
человек с разведенными руками.

Редкие
образы : Двуликий Янус, сжатый кулак (за
обман бьют). Сценка суда, кинжал.

11).
Победа.

Стандартные
образы : флаг, салют.

Повторяющиеся
образы : памятник, звезда, спортивный
пьедестал почета, кубок, судья поднимает
руку боксера, автомобиль «Победа».

Редкие
образы : цветы, голубь, триумфальная
арка, лавровый венок.

12).
Подвиг.

Стандартные
образы : ордена, медали, памятник-обелиск,
солдат, идущий навстречу танку, подвиг
Гастелло, космическая ракета.

Редкие
образы : горящее солнце, Икар, человек
с большими мускулами («подвиг может
совершить только сильный человек»).

13).
Вражда.

Стандартные
образы : отсутствуют.

Повторяющиеся
образы : мечи, направленные друг на
друга, либо скрещенные, преграда между
людьми (река, пропасть), кошка и собака,
кулак. Дерущиеся или сражающиеся.

Редкие
образы : лежащий человек, змея, боксерские
перчатки, сапог, попирающий цветок.

14).
Справедливость.

Стандартные
образы : Фемида, щит и меч, изображение
суда, тюремная решетка, часто книга с
надписью «УК», «Конституция»,
человек, заступающийся за обиженного.

Редкие
образы : пограничный столб, рука,
указывающая на окурок, осколки.

15).
Сомнение.

Стандартные
образы : отсутствуют.

Повторяющиеся
образы : знак «?» или «?!», лица
с мимикой сомнения, ромашка, развилка
дорог.

Редкие
образы : математический символ
неопределенности, телефон (символ
ожидания).

16).
Дружба.

Стандартные
образы : рукопожатие, люди, взявшиеся
за руки.

Повторяющиеся
образы : олимпийские кольца, фестивальный
значок, горы, пила «Дружба».

Редкие
образы : стол (друзья собираются), лампочка
и выключатель (дружба — это взаимодействие).

33 «Пиктограмма». Процедура исследования. Варианты методики по Леонтьеву и Занкову.

Пиктограмма
методика исследования особенностей
мышления, опосредованной памяти,
аффективно-личностной сферы. Может
применяться для исследования детей и
взрослых в групповом и индивид.
обследовании.

Процедура
исследования
:
испытуемому для запоминания предлагается
определенное количество слов или
выражений, при этом для каждого из них
нужно нарисовать любое изображение или
знак, т. е. пиктографически записать ряд
понятий. В качестве стимулов используются
понятия различной степени обобщенности,
и в основном такие, прямое изображение
которых затруднено либо невозможно.
Особенностью инструкции испытуемому
является его ориентация на исследование
только особенностей памяти, а также
запрещение использования любых буквенных
обозначений. После выполнения рисунков
испытуемый должен назвать соответствующие
им понятия или выражения. Одним из
важнейших элементов исследования
является беседа, позволяющая раскрыть
смысл символов, продуцируемых испытуемым.
Время обследования не регламентируется.

При использовании
варианта пиктограммы по А. Н. Леонтьеву
выбор испытуемого был ограничен 30
изображениями, входившими в набор
карточек (при этом в процессе выполнения
заданий число возможных вариантов
уменьшалось), то единственным фактором,
ограничивающим выбор образа в варианте
со свободным рисованием, является
интеллектуально-ассоциативный фонд
личности испытуемого, его аффективные
установки. Таким образом, характер
деятельности испытуемого и возможность
интерпретации рисунка приближают тест
к проективным методикам.
Наиболее
простой прием пиктографического
исследования был предложен Л. В. Занковым.
Испытуемым предлагали запомнить
конкретное слово с помощью определенного
изображения на картинке, путем установления
связи между словом и предъявляемым
изображением. Этот вариант теста нашел
широкое распространение, особенно в
клинических исследованиях детей.

34. Hand-тест и его теоретический конструкт: процедура обследования и интерпретация данных.

Тест
руки Вагнера- проективная м-ка, направл.
на изучение агрессивного отношения.
Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским,
Э. Вагнером.

Цель м-ки.
Предназн. для диагн. агрессивности.
Может исп. для обслед как взрослых, так
и детей.

Теоретический
конструкт.
В
теоретич. обосновании авторы исход.из
положен. о том, что разв. ф-ций руки
связано с развитием ГМ. Велико значение
руки в воспр. пространства, ориент. в
нем, необх. для организации любого
действия. Рука непоср-веннововлеч. во
внешн. акт-ть. Следовательно, предлагая
обслед. в кач-ве визуальных стим.изобр.
руки, выполн. разные действия, м-но
сделать выводы о тенденциях акт-ти
обследуемых.

Стим.
материал сост. из 9 изобр. кистей рук и
одной пустой карточки, при показе
кот.просят представить кисть руки и
опис. ее вообр. действия. Изобр.
показ.последовательно. Обслед. дается
инструкция ответить на вопр. о том,
какое, по его мнен., действие выполн.нарис.
рука (или сказать, что способен выполн.
чел. с такой рукой). Допуск.указ. для
каждой карточки неск. вариантов
действия.Важно во всех возможных случаях
макс.сниж.неопред. ответа, наполнять
смыслом высказ. типа «кто-то, что-то,
кому-то» и т.п. Все ответы фиксир. в
протоколе. Помимо записи ответов
регистрир. положение, в кот.обслед.
держит карточку, а также время с момента
предъявл. стимула до начала ответа.

Ответы разносятся
по 11 катег.: агрессия,
указания, страх, привязанность,
коммуникация, зависимость, эксгибиционизм,
увечность, активная безличность,
пассивная безличность, описание).

В
1вой колонке указ.№карточки. Во 2ой –
дается время первой реакций на карточку
в сек. В 3ей – привод.все ответы испыт.
В 4ой – рез-ты категоризации ответов.
Количественный показатель открытого
агрессив.повед.рассчит. по ф-муле
(агрессия+указания)-(страх+привяз.+коммуник.+завис.).
Для уточнен.мотивов агрес.повед. следует
проанализир. профиль.

Исп. теста руки
Вагнера м. б.продуктивн. не только при
диагн.агрес., но и в некоторых др. случаях.
Для диагн.межл-ных отношен. Для диагн.
кандидатов, выдвиг. на руковод. должности.
Для диагн.агресс.разл. групп преступников,
прогноза открытого агрессивн.повед. в
криминальной психологии при проведении
судебно-психологич.эксп.

Пиктограммы техники игры на перкуссии · Стандартная раскладка музыкального шрифта

U + E7F0
pictStickShot
Stick shot
U + E7F1
pictScrapeCenterToEdge
Очистка от центра к краю
U + E7F2
pictScrapeEdgeToCenter
Очистите от края до центра
U + E7F3
pictScrapeAroundRim
Очистите обод (против часовой стрелки)
U + E7F4
pictOnRim
На ободе
U + E7F5
pictOpenRimShot
Закрытый / римшот
U + E7F6
pictHalfOpen1
Полуоткрытый
U + E7F7
pictHalfOpen2
Полуоткрытый 2 (Weinberg)
U + E7F8
pictOpen
Открыть
U + E7F9
pictDamp1
Влажность
U + E7FA
pictDamp2
Damp 2
U + E7FB
pictDamp3
Damp 3
U + E7FC
pictDamp4
Влажность 4
U + E7FD
pictRimShotOnStem
Обод для ствола
U + E7FE
pictCenter1
Центр (Вайнберг)
U + E7FF
pictCenter2
Центр (Гент)
U + E800
pictCenter3
Центр (Кальтабиано)
U + E801
pictRim1
Обод или кромка (Weinberg)
U + E802
pictRim2
Обод (Гент)
U + E803
pictRim3
Обод (Caltabiano)
U + E804
pictNormalPosition
Нормальное положение (Caltabiano)
U + E805
pictChokeCymbal
Дроссель (Weinberg)
U + E806
pictRightHandSquare
Левая рука (Agostini)
U + E807
pictLeftHandCircle
Правая рука (Agostini)
U + E808
pictSwishStem
Комбинированный swish для штока
U + E809
pictTurnRightStem
Совмещающий поворотный правый шток
U + E80A
pictTurnLeftStem
Комбинированный левый поворот для штока
U + E80B
pictTurnRightLeftStem
Комбинированный поворот влево или вправо для штока
U + E80C
pictCrushStem
Комбинированный толкатель для штока
U + E80D
pictDeadNoteStem
Объединение X для стержня (мертвая нота)
U + E80E
pictScrapeAroundRimClockwise
Очистите обод (по часовой стрелке)

.

Пиктограммы для презентаций PowerPoint

Пиктограмма — это цифра, которая представляет что-то с помощью изображения или иллюстрации. Он также известен как пиктограмма и означает графическое изображение физического объекта.

Пиктограммы часто используются в письменных и графических системах, в которых символы имеют в значительной степени изобразительный вид. Также в презентациях вы можете использовать пиктограммы для создания визуальных презентаций .

Даже если у вас нет изображений для использования, вы можете выполнить поиск в Google и найти несколько бесплатных пиктограмм для использования в ваших презентациях.Сочетая пиктограммы с красивым фоном PowerPoint, вы можете создавать эффективные презентации, чтобы поделиться своим сообщением с аудиторией.

Pictogram PowerPoint

Pictogram PowerPoint

Например, Nounproject имеет множество бесплатных значков и пиктограмм, которые вы можете загрузить и использовать в своих проектах. Эти значки в nounproject очень похожи на значки, используемые в приложениях Android, но вы также можете загрузить изображения, которые будут использоваться в презентациях PowerPoint с пиктограммами.

Важно обратить внимание на информацию о лицензии.Не все изображения, найденные, например, в Google, бесплатны для использования, некоторые могут быть защищены авторским правом, поэтому рекомендуется внимательно просматривать Лицензию для каждого ресурса.

В качестве примера презентации Pictogram вы можете взглянуть на эту аудиовизуальную презентацию в SlideShare. Используя пиктограммы, ведущий добивается отличного визуального представления.

Вы можете скачать бесплатные пиктограммы из Noun Project, а затем использовать наши бесплатные шаблоны PowerPoint для украшения и выделения своих презентаций.

.

какие техники перевода самые эффективные?

Уважаемый Зи, Я постараюсь ответить на ваши вопросы и буду использовать ваши числа, чтобы читатели могли просто выбрать тему, которая их больше всего интересует.

1.)

Я не думаю, что может быть какое-то общее правило, что делать, если динамик действительно быстрый. Есть быстрые ораторы, которые совсем не дублируют чрезвычайно технические презентации — так что ни одно из ваших предложений не сработает, не оказав оратору медвежью услугу.В этом случае есть только одно решение: Мы должны были изучить техническую лексику достаточно хорошо, чтобы следить за скоростью говорящего и как можно меньше опускать.

Если динамик действительно быстрый, и мы чувствуем, что не можем удерживать скорость слишком долго — мы обязательно должны передать микрофон соседу по кабине через более короткие промежутки времени. Иногда лучше поменяться через 15 минут и иметь две смены в часовой презентации, чем продолжать слишком долго, слишком утомляясь и теряя часть речи.

Если говорящий работает быстро, но повторяется или дублируется, мы, безусловно, можем сжать или резюмировать сказанное. Однако я не думаю, что нам следует звучать слишком расслабленно или слишком медленно, чтобы у наших слушателей не сложилось впечатление, что наша интерпретация неполна.

2.)

В зависимости от языка, на котором они говорят, медленные говорящие могут быть огромной проблемой, потому что, например, нам, возможно, придется долго ждать глагола. Мы можем попытаться сделать речь более плавной, мы можем перефразировать часть сказанного, чтобы заполнить некоторые пробелы, , но в таких ситуациях мы не должны говорить намного больше, чем говорящий, иначе наши слушатели могут подумать, что есть что-то выжать с толкованием.

С медленными ораторами предвкушение — очень важный инструмент для устного перевода. Это требует большой практики и более глубоких знаний изучаемой предметной области и / или большего знакомства с докладчиком (которое мы можем получить из видео на YouTube или из чтения предыдущих публикаций, написанных докладчиком).

3.)

Когда вы сталкиваетесь с говорящим с очень сильным акцентом, одна из возможностей — посмотреть на нашего соседа по кабинке и посмотреть, сможет ли он разобрать больше, чем мы. В таких ситуациях иногда лучше, чтобы носитель языка переводил на его / ее язык B, чем наоборот. Обычно мы понимаем акцент или диалект нашего родного языка лучше, чем язык B или C, хотя для носителей языка это может быть очень сложно.

Если это не вариант, нам придется максимально использовать то, что мы понимаем. Иногда мы можем перефразировать то, что читаем в тексте или аннотации, или объяснить то, что мы видим на слайдах, которые показывает докладчик. Мы должны использовать все наши чувства и не закрывать глаза, чтобы получить как можно больше информации, которую мы затем можем превратить в нашу интерпретацию. Если мы ничего не можем понять, боюсь, мы должны объяснить ситуацию нашим слушателям как можно вежливее, не дискредитируя говорящего, и выключить микрофон до тех пор, пока мы не сможем уверенно продолжать.

ответил
13 марта ’13, 20:13

AlmuteL
3.8к ● 10 ● 15 ● 20

.

Эффект превосходства изображения, пиктограммы и культура

Эффект превосходства изображения говорит о том, что изображения запоминаются лучше, чем слова, особенно когда люди случайно подвергаются воздействию информации, а выдержка длится очень ограниченное время. Когда запоминание информации измеряется сразу после воздействия на серию изображений или слов, запоминание картинок и слов примерно равно. Однако, согласно исследованию, цитируемому в Универсальных принципах дизайна, эффект превосходства изображения применяется, когда время после экспонирования превышает 30 секунд.Эффект сильнее всего, когда картинки представляют обычные, конкретные вещи по сравнению с более абстрактными идеями.

«Используйте эффект превосходства изображения для улучшения распознавания и запоминания ключевой информации. Используйте вместе картинки и слова и убедитесь, что они усиливают одну и ту же информацию для оптимального эффекта ».

— Универсальные принципы проектирования (стр.152)

Вы можете увидеть эффект превосходства изображения, широко используемый в маркетинговых коммуникациях, таких как плакаты, рекламные щиты, брошюры, годовые отчеты и т. Д.Эффект также следует учитывать при разработке слайдов (изображений и текста), поддерживающих повествование, хотя этим часто пренебрегают, поскольку большинство людей выбирают маркированные списки. Я уже указывал на эти плакаты в стиле PowerPoint в Японии для Japan Tobacco раньше (и здесь тоже), поскольку они являются хорошим примером пиктограммных изображений и текста, которые выражают ясное и даже эмоциональное (юмористическое) сообщение. Так что насчет силы пиктограмм?

Пиктограммы и идеограммы
Пиктограммы — это изображения, обозначающие слово; они являются иконическими изображениями объекта или идеи.Например, символические знаки — это пиктограммы, измененные для придания нового значения, такие как яркая лампочка («идея») или череп и скрещенные кости («опасность, яд» и т. Д.). Идеограмма — это изображение нерепрезентативной идеи, такой как вездесущий красный кружок с линией, проходящей через него («запрещено, не делать» и т. Д.).

Вы видите такие знаки и символы повсюду, особенно в аэропортах, в международных туристических направлениях и т. Д. Сегодня они используются для создания простых, знаковых изображений, которые могут четко передать сообщение в одно мгновение и в разных культурах.Не все пиктограммы или идеограммы хорошо переводятся, на самом деле они часто зависят от культуры. Например, когда мы на выходных катались на велосипеде по заливу Осака, мы сделали перерыв, чтобы купить свежих бенто и холодного чая для дневного похода. Когда мы вошли в местный супермаркет, я заметил этот знак (внизу). Этот знак меня рассердил, но моя жена подумала, что я сошел с ума из-за того, что нашел в этом что-то странное или забавное.


Курение запрещено. Нет фотографии. Нет….Бомбы?

Когда я впервые увидел этот знак, я сразу получил три сообщения: «Не курить», «Нет изображений» (разумно) и «Нет… бомбы?» Какой? Никаких бомб? Я подумал, что это может быть неправильным, поэтому я прочитал повторяющиеся текстовые сообщения, которые появляются под каждым изображением. Текст под «бомбой» гласит: «Не приносите опасные предметы». «Не курить» и «Запрещать фотографию» — это конкретные идеи и конкретные идеи, а «Нет опасных предметов» — немного более абстрактные или, по крайней мере, не конкретные. Что именно представляет собой «опасный предмет»? И есть ли лучший способ визуально представить идею «Никаких опасных предметов», кроме изображения бомбы с горящим запалом, которая обычно используется в мультфильмах субботнего утра?
Поскольку я в большей степени визуальный человек, мне выделялись изображения, а не изображения плюс текст вместе.Первые два изображения («Не курить» и «Запрещать фотографию») вообще не нуждаются в тексте, чтобы понимать в Японии, они обычны. В случае с «бомбой» это изображение и текст вместе придают ей смысл. Так что, возможно, изображение бомбы по крайней мере помогло обратить внимание на сообщение. Само изображение бомбы тоже может быть непонятным в Японии (хотя, откровенно говоря, никто не замечает эти знаки, отсюда необходимость в двух знаках «Не курить» на одной двери).

Это культура?
Культура, несомненно, играет роль в том, как интерпретируются графические изображения.Моя жена совершенно не разделяла моего увлечения этими пиктограммами. Черная бомба типа пушечного ядра обычно используется в мультфильмах во многих культурах и занимает то же место, что и резиновый цыпленок, как комедийный реквизит (однако, резиновый цыпленок в Японии не считается комедийным реквизитом). Вы даже можете найти картинки с бомбой в различных формах, доступных для загрузки на веб-сайте Microsoft.
Этот конкретный случай не имеет большого значения, но это напоминание о том, что, когда мы собираемся провести презентацию за границей, разумно потратить время на то, чтобы проконсультироваться с нашими коллегами и консультантами в принимающей стране, чтобы узнать, все ли наши сообщения, включая визуальные, понимаются так же, как и мы.В наши дни мир является довольно маленьким, взаимосвязанным местом, но культура людей все еще влияет на интерпретацию графических изображений, поэтому лучше всего посмотреть, хорошо ли наши визуальные эффекты «переводятся». Графика обычно «переводится» легче, чем слова, но это далеко не всегда так. Поскольку понимание визуальных представлений обычно является приобретенным навыком, технические коммуникаторы должны быть особенно осторожными, поскольку уровни визуальной грамотности будут сильно различаться в разных частях мира.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.