Педагогическое творчество: Педагогическое творчество — Студопедия

Содержание

Педагогическое творчество — Студопедия

Понятие педагогического творчества

Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Именно поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего ей творческого начала.

Творчество– это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерны использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.



Назовем признаки, характеризующие педагогическое творчество как целостный процесс:

• наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

• социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;

• наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

• наличие субъективных (личностных) предпосылок для творчества;

• новизна и оригинальность процесса или результата.

Творческая природа труда педагога

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо ее нельзя назвать творческой.

Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.


Творчество обусловливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный – значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные, пути и способы решения проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента.

Творческой можно считать личность, значимой характеристикой которой является способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Типология творческой личности

Разные авторы приводят различные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, на первый взгляд, очевидное, избегать поверхностных формулировок, умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу.

Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В. И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов.

Теоретик-логик– это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим, широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерны большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.

Теоретик-интуитивистхарактеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей – создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.

Практик (экспериментатор)всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. У людей этого типа всегда большой интерес и способности к практическим делам.

Организаторкак тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличают высокая энергия и коммуникабельность.

Инициаторхарактеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, он быстро остывает или переключается на решение других творческих задач.

Область проявления педагогического творчества

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий:

• временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

• сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

• отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

• атмосфера публичного выступления;

• необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Педагог, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, однако решение специально подобранных задач, направленных на развитие творческого мышления, является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному, решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Творчество педагогическое — это… Что такое Творчество педагогическое?



Творчество педагогическое

   — выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решениий. Т.п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть «веер вариантов».

   (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 145)

   Ч421.421

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2006.

  • Творческая деятельность
  • Театр( для детей и юношества)

Смотреть что такое «Творчество педагогическое» в других словарях:

  • ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — – педагогическая деятельность, отличающаяся своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение (формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью. Творчество педагога может проявляться на разных… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Творчество педагогическое — оригинальное и высокоэффективное решениепедагогом учебно воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения. (1) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестан дартных пед. решений. Т. п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую… …   Педагогический словарь

  • Педагогическое творчество —    см. Творчество педагогическое …   Педагогический терминологический словарь

  • Педагогическое мастерство —    1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки;    2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности.    (Основные понятия и термины системы образования. Тюмень, 2001. С. 31)… …   Педагогический терминологический словарь

  • Педагогическое общение: гибкость — сложное многомерное психическое образование, обусловливающие способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования и вырабатывать или принимать новые,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя — негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1)… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Художественное творчество( детей) —     выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Х.т. составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно родового строя, многие из них… …   Википедия

Педагогическое творчество: понятие и основы

Всем известно, что творчество – это процесс деятельности, в ходе которой создаются новые духовные или материальные ценности. Ещё так нередко называется особое мышление, за счёт коего человек может выйти за пределы традиционного бытия. И в целом творчество – это ещё и процесс вкладывания личностью в то, что он делает, его собственных возможностей и соображений. В общем, по-разному можно растолковать данный термин. Но мы хотим уделить внимание такому понятию, как педагогическое творчество.

педагогическое творчество

Общие положения

В чём заключается задача современного образования? В овладении преподавателями методологией творческого преобразования мира. Почему это так важно? Потому что творчество в данном контексте подразумевает открытие новых знаний, объектов, проблем, а также способов их решения. Впрочем, это ещё не всё, что можно сказать на эту тему.

Профессиональная педагогическая деятельность является процессом постоянного творчества. Но тут есть своя специфика. Творчество преподавателя не имеет цели создать что-то оригинальное, принципиально новое, масштабно ценное. Оно направлено на кое-что более важное и серьёзное – на развитие личности. Безусловно, хороший преподаватель (особенно если он новатор) разрабатывает собственную педагогическую систему. Однако она есть не целью его творчества, а лишь способом достижения лучших в этой деятельности результатов.

Специфика

Педагогическое творчество невозможно, если у человека нет социального и преподавательского опыта (и образования), а также предрасположенности к данной деятельности. Впрочем, обо всём – по порядку.

Специальная подготовка обязательна. Потому что лишь эрудированный педагог с нестандартным мышлением и расширенными рамками может найти оригинальные, «свежие» пути решения проблемы, которая чаще всего связана с обучением учащихся.

В чём сложность? В том, что преподаватель в ходе своей деятельности постоянно решает огромное количество задач – как типичных, так и нестандартных. И не всегда при одних и тех же обстоятельствах. И занимаясь их решением, преподаватель (как и любой другой исследователь) выстраивает свою деятельность в соответствии с положениями эвристического поиска. То есть проводит анализ ситуации, выстраивает предположения касательно результата, учитывая исходные данные, оценивает потенциал имеющихся для достижения цели средств, формулирует задачи. Это нелёгкий труд, требующий творческого подхода и определённых навыков, умений.

профессиональная педагогическая деятельность

Что образует полноценность?

Преподавательская деятельность имеет как количественные, так и качественные характеристики. Педагогическое творчество, педагогический опыт и умения впечатляют только в том случае, если сам специалист относится к своей деятельности соответствующим образом – с заинтересованностью, ответственностью, вдохновением и энтузиазмом. Это важнейшие условия!

Педагогическое рационализаторство, продуктивное обучение, достижение определённых успехов во всей деятельности в целом – всё это и многое другое возможно в том случае, если имеют место быть 5 общепринятых аспектов.

Первое – наличие творческой задачи, интересующей самого преподавателя. Второе – социальная значимость, влияющая на развитие личности. Третье – наличие социальных и материальных предпосылок (иначе говоря – условий), необходимых для творчества. Четвёртое – новизна и оригинальность процесса или же ожидаемого результата. И пятое – наличие субъективных предпосылок для осуществления творчества. Имеются в виду умения преподавателя, его знания, мотивация, увлечённость, желание работать с аудиторией.

Главная сложность

Профессиональная педагогическая деятельность по силам не каждому человеку. Почему? Потому что она предполагает постоянное взаимодействие с другими людьми. С теми, кто на порядок младше (как правило) и требует знаний. С людьми, которых надо обучить, поделиться своими умениями и умственными ресурсами. С людьми, которые не всегда этого хотят. Здесь нужен особый, индивидуальный подход к каждому учащемуся. Всех надо заинтересовать. Или хотя бы большинство.

Вот тут и проявляется педагогическое творчество в полной мере. Преподаватель ставит себя на место учеников, задаёт себе бесчисленное множество вопросов. Что им может быть интересно? Как и чем их завлечь? К какой методике прибегнуть, чтобы подтолкнуть учеников к освоению материала? Какими способами донести до них важность предмета? И так – перед каждым занятием.

Сначала преподаватель формирует свой замысел, вытекающий из ответов на все перечисленные и неупомянутые вопросы (которых ещё больше). Потом прорабатывает его, преобразовывает в идею. Затем «ищет» методы, при помощи которых воплощение замысла будет реальным. Кстати, именно в ходе этих процессов человек приобретает опыт творчества. Конечно, со стороны это может казаться составлением плана на урок. Но все преподаватели (или как минимум большинство) его пишут. Вот только к одним на занятия ходят с удовольствием, испытывая интерес к предмету и к знаниям, а к другим – нет.

 конкурсы для педагогов

Взаимодействие с аудиторией

Его педагогическое творчество подразумевает в первую очередь. От того, какой контакт наладит преподаватель с обучающимися, зависит его успех и признание как специалиста, а также качество полученных знаний школьников/студентов.

На занятия какого педагога интересней ходить? Того, кто взаимодействует с аудиторией, глядит в глаза каждому, и старается сделать урок максимально похожим на продуктивный коллоквиум? Или на занятия «лектора», который сидит за столом и просто читает материал из тетради? Конечно же все выберут первый вариант. И данный случай является ярким проявлением творчества. Поскольку наладить контакт с аудиторией – это искусство.

Но тут не обойтись без творческого потенциала. Формированию которого нередко способствует определенные организация образовательного процесса. Она обязательна, поскольку цель занятий всё-таки заключается в передачи школьникам/студентам знаний и навыков. И вот что эта организация в себя включает:

  • Проблемное обучение.
  • Налаживание междисциплинарных связей.
  • Воспитание позитивного и творческого отношения у учащихся к изучению предмета.
  • Умение определять главное и осмысливать пройденное ранее.
  • Развитие у учащихся способностей и навыков, касающихся синтеза, анализа, классификации и обобщения.
  • Умение давать оценку практическим ситуациям.

И это – лишь основные положения, которые подразумевает педагогическая работа. Некоторые из них стоит отметить отдельным вниманием.

педагогическое творчество педагогический опыт

Проблемное обучение

Это весьма интересная методология, подразумевающая активное взаимодействие педагога с учащимися на почве проблемно-представленного содержания обучения. В чём её суть?

Итак, преподаватель ставит перед школьниками/студентами учебно-проблемную задачу (естественно, после коллективного изучения материала). Так он создаёт для них проблемную ситуацию. Ученикам необходимо проанализировать её, осознать и принять суть, после чего приступить к разрешению проблемы. В ходе данного процесса они как раз и применят полученные в ходе занятий навыки и информацию. Такие практические занятия учат школьников и студентов мыслить, и творчески усваивать знания.

Кстати, альтернативой данной методологии является эвристическое обучение. Оно возникло ещё во времена Древней Греции – его практиковал сам Сократ! Долгое время в основе методики лежал метод проб и ошибок. Впрочем, совершая их, удавалось прийти к истине.

И в данном случае также проявляются основы педагогического творчества. Что должны сделать ученики? Лишь вовлечься в процесс и применить данные преподавателем знания – это не так сложно. А педагогу необходимо спроектировать ту самую учебно-проблемную ситуацию, понятно её сформулировать, да ещё и придать ей особый характер, чтобы заинтересовать аудиторию.

педагогическое рационализаторство

Положения Торренса

Их нельзя не отметить вниманием, рассказывая про творчество в педагогической деятельности. Элис Пол Торренс был известным американским психологом, который разработал основные принципы, её касающиеся. И эти положения о педагогическом творчестве являются весьма показательными. Вот, что именно они в себя включают:

  • Признание и применение возможностей, которые ранее были не признаны или не использованы.
  • Уважение и принятие желания учащегося работать самостоятельно.
  • Умение не мешать творческому процессу школьников/студентов.
  • Способность предоставлять учащимся свободу выбора в области достижения целей и приложения его навыков и сил.
  • Уместное применение индивидуальной учебной программы по отношению к обучающимся с особенными способностями.
  • Создание условий, необходимых для достижения тех или иных целей.
  • Умеренное поощрение и похвала.
  • Исключение любого давления на учащихся.
  • Уважение к каждому.
  • Проявление и приветствие энтузиазма.
  • Создание условий для взаимодействия «сильных» учащихся с менее успевающими.
  • Оказание посильной авторитетной помощи обучающимся – особенно студентам/школьникам с мнением и точкой зрения, отличной от других.

Всё вышеперечисленное имеет огромное значение. Потому что понятие педагогического творчества включает в себя не только особый подход к преподаванию, но ещё воспитание учащихся, и их развитие. Не только всех вместе — ещё и по отдельности. Ведь, по сути, творчество в педагогике проявляется через развитие уникальных способностей обучающихся.

уровни педагогического творчества

Условия для преподавательского совершенствования

Что ж, как уже говорилось ранее, деятельность педагогов сложна, как и их труд. Хотя он, бесспорно, даёт плоды – если преподаватель подходит к своим задачам так, как было описано выше.

Но только для того, чтобы продуктивность не падала, и специалист так же радовал результатами, нужны особые условия развития педагогического творчества. Сюда относятся многие аспекты – как моральные, так и материальные. К последним, естественно, относится стимулирование, премии, достойная затрачиваемых сил, времени и трудов зарплата. Одним словом – проявление благодарности и уважения. В наше время это имеет значение.

Но и остальные условия немаловажны. К ним относится сжатость, так называемая спресованность творчества. Также сопряженность деятельности одного педагога с другими. Важно и наличие времени, необходимого на подготовку. Сюда же относится и отсроченность результата. Это всё направлено на стимулирование преподавателя к осуществлению творческой деятельности.

Кстати, ещё её развитию нередко способствуют публичные выступления и постоянное соотнесение общепринятых педагогических приёмов с нестандартными ситуациями. Но это необходимо тем преподавателям, которые не привыкли проявлять творческий подход.

Уровни

Их также необходимо отметить вниманием. Уровни педагогического творчества имеют место быть, и принято выделять пять основных.

Первый называется информационно-воспроизводящим. Подразумевается применение в решении профессиональных задач опыта, полученного и перенятого от других преподавателем в ходе своей деятельности.

Второй уровень называется адаптивно-прогностическим. Заключается в умении педагога трансформировать известные ему данные и информацию, выбирать методики, способы, методы взаимодействия со школьниками/студентами, и принятие во внимание их специфических личностных особенностей.

Третий уровень известен, как рационализаторский. Преподаватель, соответствующий ему, проявляет свой уникальный опыт, умение решать нестандартные задачи, искать оптимальные решения. И в его деятельности явно наблюдается некая неповторимость и индивидуальность.

Четвёртый уровень называется научно-исследовательским. Заключается в способностях педагога обозначать концептуальную основу личностного поиска и разрабатывать систему деятельности, опираясь на исследования её результатов.

И, наконец, пятый уровень. Известен, как креативно-прогностический. Педагоги, соответствующие ему, умеют выдвигать сверхзадачи и решать их обоснованными, нередко собственно разработанными способами. Это преподаватели высшей категории, которые действительно могут изменить и трансформировать систему образования.

основы педагогического творчества

Конкурсы для педагогов

О них тоже хотелось бы сказать пару слов напоследок. Потому что многие существующие сегодня конкурсы для педагогов несут именно творческий характер. Взять, к примеру, «Новые идеи» и «Методическая система эффективного учителя». Эти конкурсы направлены на внедрение новых, личностно развивающих образовательных технологий, а также представление и популяризацию опыта работников образования. Также имеет место быть и мотивация преподавателей к использованию инноваций в процессе обучения.

А есть конкурс, который так и называется – «Педагогика творчества». Его цель заключается, помимо всего перечисленного, ещё и в стимулировании инновационной деятельности. И направлен он, кроме прочего, на преодоление стереотипов, закреплённых касательно данной профессиональной деятельности.

Кстати, такие конкурсы тоже способствуют творческому развитию и профессиональному росту. И участие в них преподавателей только лишний раз подчёркивает их преданность своему делу и заинтересованность.

Педагогическое творчество: что это такое и из чего состоит

»… Любой педагог — он творец». Трудно не согласиться в этом с министром образования Ольгой Васильевой. Но у меня вопрос: а в чём состоит творчество педагога? Вопрос не праздный. Ответив на него, можно ведь и решение для современной школы найти. А это, согласитесь, та ещё задачка! Стоит попробовать.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Для начала давайте определимся с понятием «творчество». Вот как его толкует «Википедия»:

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

На мой взгляд, это самое толковое определение понятия «творчество». Есть и другие; я не ставил задачу найти все и предлагаю остановиться на этом определении как самом полном, понятном и современном.

Здесь «творчество» удачно определяется через отличие от понятия «производство» за счёт выделения отличительных признаков:

  1. уникальность, новизна результата,
  2. невоспроизводимость результата другими людьми,
  3. отпечаток личности автора в продукте.

Теперь давайте посмотрим, что считается продуктом педагогической деятельности. Обратимся к теоретикам. Цитирую одну из работ: «Продукт педагогической деятельности — формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих… Результат педагогической деятельности — это развитие обучающегося: его личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности».

Мудрено, как всегда у теоретиков, но похоже на правду. Остановимся на этом.

Но сразу очевидно, что такой продукт педагогической работы не имеет отношения к творчеству педагога по всем трём отличительным признакам. Судите сами. Уникальность этого продукта обеспечивается уникальностью самого школьника; воспроизвести этот продукт может любой профессиональный педагог; личность педагога может отпечататься на обучающемся, но это скорее нежелательный минус, поскольку гораздо важнее проявить личность самого ученика.

Автор этого продукта педагогической деятельности — всё окружение ученика и он сам, но не отдельный педагог.

Тогда где же творчество педагога?

Обратимся снова к теоретикам, спросим напрямую. Одни пишут, что «деятельность учителя — всегда творческая деятельность…», и этим ограничиваются как аксиомой. Другие пишут, что педагогическое творчество «заключает в себе определённые элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приёмов учебно-воспитательной работы, их определённой модернизацией. Оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве. Рационализатор не создаёт чего-то принципиально нового, а вносит лишь определённые усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество».

За высший уровень профессиональной деятельности учителя принимается педагогическое новаторство как внесение и реализация новых, прогрессивных идей, принципов и приёмов в процесс обучения и воспитания, которое значительно изменяет и повышает их качество (почти цитата, оттуда же). Там же отмечается, что новаторство — это жизненный подвиг учителя. И что настоящих педагогов-новаторов не так много.

Про подвиг согласен, это единичный продукт. А вот с отсутствием творчества в работе педагога согласиться не могу.

Проанализировав деятельность педагога, я пришёл к выводу: единственное уникальное и неповторимое, что создаёт в своей работе педагог и что несёт в себе его отпечаток, — это его урок. Урок — вот продукт творчества педагога.

Заказчик (общество) выделяет педагогу время на творчество: половину своей трудовой занятости педагог увлечён подготовкой к уроку, творчеством. А вторую половину времени он представляет свой продукт ученикам. Это как в театре: труппа долго-долго репетирует, а потом выступает на радость публике.

Очевидно, что подготовка к уроку отнюдь не означает вспомнить предмет или тему. Это — срежиссировать урок так, чтобы получить максимальную мотивацию у всех обучающихся класса. Будет мотивация — будет работа учащихся, а, значит, будет понимание.

Сравните учителя с репетитором. Последнему не требуется никакого творчества. Отчасти потому, что здесь не ставятся задачи воспитания. Но больше потому, что ученик — всего один. И мотивация уже оплачена

Творчество профессионального педагога, работающего с классом, направлено на то, чтобы сделать единый урок для всех и для каждого ученика в классе. То, что практически невозможно. И это — главная проблема школы.

«Взять» внимание целого класса (если это обычный, «нефильтрованный» класс) невозможно, когда не обладаешь чрезвычайной харизмой. Ни владение предметом, ни знание психологии, ни тем более внешние данные не заменят «высокий авторитет, основанный на умении подчинять других своей воле». Таких людей — единицы. Педагоги-новаторы — среди них. Но потому-то новаторство и не тиражируется, что перенять методику новатора можно, а его харизму — нет. Вот и пытается массовый педагог компенсировать недостаток личной харизмы придумыванием всяких ухищрений.

Но даже педагоги-новаторы не способны научить весь класс. Если вы не согласны, то ответьте на простой вопрос. Был ли в вашей практике случай, когда вы добивались на уроке стопроцентной мотивации и стопроцентного понимания у учеников? Если вдруг «да», то какова стабильность такого вашего результата? Только не надо говорить ставшую уже дежурной фразу «есть необучаемые дети». Это — ложь, призванная скрыть беспомощность применяемых образовательных технологий. Любого ученика, допущенного к школе, можно обучить. Это — моя правда, проверенная на личном опыте.


И вернёмся к педагогическому творчеству.

1. Если урок не срабатывает, каким бы ФГОСовским он ни был, может, следует избавить педагога от необходимости «творчествовать»? Время для непосредственной работы с детьми тогда практически удвоится. Это значит, как вариант, что наполняемость класса можно снизить вдвое.

2. Если отнять у педагога его творчество и снабдить чётко прописанной технологией, может, не потребуется такое количество отчётов и проверок со стороны заказчика, которыми сегодня его обложили? Опять же увеличится время для непосредственной работы педагога с детьми.

3. Если школьники станут полноценными субъектами педагогического процесса, разве это не облегчит нагрузку на педагога? Разве не взорвёт детскую мотивацию к обучению? Разве не превратит их в активных добытчиков знаний вместо пассивных бездельников? Пусть творят ученики. Даже если у них это будет получаться хуже, чем у учителя (поначалу), их в 25 раз больше! Они в любом случае натворят больше, чем педагог. К тому же с большей пользой для себя и абсолютно бесплатно.

4. Если все дети станут мотивированными к учёбе без учительских танцев с бубном, если все они будут достигать понимания и добиваться успеха по любому предмету; если педагог избавится от необходимости ежедневно совершать бесполезный творческий подвиг, если он будет стабильно достигать своих профессиональных целей, разве он не станет счастливым?


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Любить детей не входит в мои профессиональные обязанности»

12 признаков хорошего учителя

Как мы убиваем самостоятельность в своих детях

Статья на тему: Педагогическое творчество и его значение в деятельности педагога

«Педагогическое творчество и его значение в деятельности     педагога».                                                

                                             

Творчество –  это всегда созедание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Считается, что «новизна и преобразование – наиболее существенные характеристики творчества» ( В.И.Загвязинский).

Педагогическое творчество требует от педагога оперативно вызывать творческий процесс у самого себя и у детей как участников деятельности, осуществлять творческий процесс педагогического общения. Творчество педагога это постоянное стремление к более современному, новому. Н.В.Кузьмина отмечает: «Творчество педагога видят в том, что он проектирует личность воспитанника, принимает самостоятельные решения в неожиданных ситуациях, строит учебный процесс в соответствии с особенностями детей. Педагогическая деятельность есть процесс решения бесчисленного ряда педагогических задач подчененных общей конечной цели, формированию личности человека. Профессиональное своеобразие педагогического труда состаит в постоянной модернизации и коррекции»

В.А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: « Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми».

К.Д.Ушинский подчеркивал, что работа педагога более,чем какая-либо другая, нуждается в постоянном воодушевлении.Педагогический труд нетворческим быть не может, т.к. дети неповторимы и любое педагогическое решение должно исходить из этого фактора.

Для описания творческого характера педагогической деятельности Коджаспирова  считает наиболее применимым понятие «созидание». Педагог путем творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности воспитанника, создает условия для развития и самосовер-шенствования неповторимой личности.

В педагогическом творчестве чаще всего присутствует субъективная новизна мыслей, отношений, оценок, чувств возникающих в ходе проектирова-ния.Творчество начинается тогда, когда решение не может быть достигнуто путем логического вывода из имеющихся посылок. Новизна педагогического поиска в своем высшем проявлении – это создание новых педагогических систем, новые идеи, методы, средства. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений. Творчество имеет разные уровни: для одного уровня творчества храктерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход.

На основании изложенного выше, мы приходим к следующим выводам:  Педагогическое творчество – это всегда поиск и нахождение нового. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую деятельность, педагог творец.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Основные понятия и характеристика педагогического творчества

 

XX век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные де­сятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, ос­нованного на передаче свода прошлых образцов, систе­мы, знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овла­дению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.

Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиций философии творчество – это дея­тельность людей, преобразующая природный и соци­альный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности.

В психолого-педагогической науке различают как пси­хологию творчества, так и педагогику творчества. Под пси­хологией творчества понимается область знаний, изуча­ющая созидание человеком нового, оригинального, по­лезного в различных сферах деятельности. В центре внима­ния ученых-психологов – вопросы о структуре творче­ства, путях, ведущих к открытию нового, о познаватель­ной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания, творческой активности.

Педагогика творчества– наука о создании иннова­ционных теорий, систем, технологий учебно-воспитатель­ного процесса. Отличительной чертой педагогики творче­ства являются человечность и гуманизм, направленные на реализацию и самореализацию творческой «Я»-концепции педагога и воспитанника.



Цель педа­гогики творчества – формирование творческой личнос­ти, для которой характерна устойчивая, высокая направленность на творчество. Для творческой личности характерен творческий стиль в од­ном или нескольких видах деятельности, наличие спо­собностей, мотивов, знаний и умений, благодаря кото­рым создается продукт, отличающийся новизной, ори­гинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств лич­ности выявило важную роль воображения, интуиции и импровизации – неосознаваемых компонентов умствен­ной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Важнейшая роль в процессе формиро­вания такой личности принадлежит педагогам.

В современных условиях творческий педагог – это исследователь, обладающим следующими личностными качествами: научным психолого-педагоги­ческим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим ана­лизом, потребностью в профессиональном самовоспита­нии и разумным использованием передового педагоги­ческого опыта. Все эти качества характери­зуют готовность учителя к организации профессиональ­ной творческой деятельности.

Исследователь проблемы творчества Н.М. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой дея­тельности понимает сформированностьу него соответ­ствующих качеств и свойств личности, а именно:

– осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;

– потребности в творческом взаимодействии с уча­щимися;

– наличия знаний, умений, навыков, опыта органи­зации процесса познания, труда, общения как творчес­кой деятельности.

Предполагается также наличие у учителя-воспитате­ля совокупности творческих способностей и исследова­тельских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность, актив­ность, настойчивость, внимание и наблюдательность, ис­кусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитатель­ных ситуаций и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоцио­нально-волевые качества.

Развитие в личности индивидуального прямо пропорционально совершенство­ванию в ней творца. Творческая индивидуальность рас­сматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она включает интеллектуально-творчес­кую инициативу, интеллектуальные способности, широ­ту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склон­ность к творческому сомнению («сомневайся во всем»), способность испытывать внутреннюю созидательную борь­бу, информационный голод, чувство новизны, необыч­ного в проблеме, профессионализм, жажду познания.

Творческая индивидуальность личности учителя осу­ществляется в обогаще­нии человеческой культуры, в совершенствовании окру­жающего мира, преобразовании психолого-педагогичес­кого процесса и личности, в нахождении новых техноло­гий и оригинальных технологических процессов, реали­зации эмоциональной культуры, эмпатии и идентифика­ции, в развитии подсознательной или бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и вооб­ражения, в саморазвитии на основе самоопределения, сво­боды, в самовыражении личности, формировании креа­тивности и индивидуального стиля профессиональной де­ятельности.

Профессиональное творчество педагога охватывает все стороны его деятельности, выработку стратегии и такти­ки преподавательского труда, направленного на решение задач разностороннего и гармонического развития лич­ности обучающихся, включая подготовку различных форм учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое творчество– это деятель­ность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образо­вательном учреждении и формирующая высокоэрудиро­ванного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогичес­кого творчества, как и творчества в целом, являются:

– создание нового или существенное усовершенство­вание известного;

– оригинальность, неповторимость продукта деятель­ности, ее результатов;

– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосо­зидания, то есть творческий человек постоянно работает и над собой, и над созданием нового.

В.И. Андреев выделил разнообразные типы творческих способностей и на их основе – характеристики личности творческого типа. Согласно его типологии, профессия педагога относится к блоку профессий «художник» наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта. Тем самым в профессии педагога подчеркивается аспект собственного творчества, творческого осмысления окружающей действительности. Педагогическая деятельность является сплавом науки и искусства, и оба эти компонента всегда предполагают творчество.

На то, что творческий, исследовательский характер присущ педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариантного педагогического процесса подчеркивается рядом современных педагогов и психологов: Б.С. Гершунским, В.И. Загвязинским, В.А. Кан-Каликом, В.В. Краевским, В.А. Сластениным и др.

П.П. Блонский в работе «Задачи и методы новой народной школы» писал: «В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми… пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя».

О творческом характере педагогической деятельности писал П.Ф. Каптерев: «…деятельность преподавателя есть деятельность сложная, в ней есть элементы и чисто научные, объективные, и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта. Основа деятельности учителя суть научные знания – науки вообще, своего специального предмета, родственных с ним, его методологии, детей. Чем шире и основательнее знания учителя, тем плодотворнее будет его деятельность. Но на этой объективной почве учитель должен явиться художником: должен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его, прилаживая его к различным детям, с различной подготовкой и своеобразными природными свойства. Поэтому истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем».

Похожее суждение высказывал о роли творчества в деятельности учителя А.С. Макаренко: «Сама система средств никогда не может быть мертвой и застывшей нормой, она всегда изменяется и развивается, хотя бы уже потому, что растет и ребенок, входит в новые стадии общественного и личного развития, растет и изменяется и наша страна».

Творчество всегда обозначает появление чего-то нового. В результате творчества возникают: открытие, изобретение и созидание. Открытие – постижение чего-то нового, что существует объективно. Изобретение– качественное преобразование имеющегося так, что возникает нечто новое, что может быть эффективно использовано в практике. Созидание – деятельность, в которой путем творческих усилий и труда дается существование чему-либо, вызывается к жизни что-либо.

К характеристике педагогической деятельности можно отнести появление открытий, но это в сфере воспитания наблюдается редко. Изобретение – более частое явление в педагогическом творчестве, хотя оно редко может быть оценено как абсолютно новое образование. Для характеристики творческого характера педагогической деятельности наиболее адекватно применимо понятие «созидание». Учитель-воспитатель путем действительно творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности.

Приведем пример творческого нестандартного подхода учителя к решению возникающих проблем из опыта Заслуженного Учителя РФ Н.М. Хомутовской. В 5-ом гимназическом классе школы-лаборатории № 1026 г. Москвы, где очень «сильный» состав ребят, учился Стас Ч., сын учителя начальных классов. Ему с трудом давалась математика. Учитель заметила неуважительное отношение одноклассников, их пренебрежительные высказывания в его адрес. Она побеседовала с мальчиком о его увлечениях, узнала, что летом он помогал дедушке работать на комбайне, и даже есть видеозапись его работы. Наталья Михайловна решила показать сильные стороны личности Стаса одноклассникам: все ребята на уроке в классе смотрели видеофильм, а затем писали сочинение-миниатюру «Ай, да Стас!..» Сразу несколько ребят после этого случая взялись помочь Стасу Ч. по математике, а через некоторое время весь класс радовался его первым успехам.

Еще один пример из опыта работы школы-лаборатории № 1026. Уроки-путешествия в сказку характерны для начальной школы. Фрагмент урока математики во 2-м классе, работающем по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, учителя Л.Н. Петровой показывает творческий подход педагога к процессу обучения. Учитель в начале урока говорит ребятам: «Сегодня мы будем не просто заниматься, а отправимся в путешествие по сказке. Сказка – это волшебство, и волшебство начинается. Закройте глаза и считайте про себя до 10…» На этом уроке в гости к ребятам приходит Красная Шапочка – ею нарядилась одна из учениц класса. Красная Шапочка говорит детям: «Я иду к бабушке, несу пирожок и горшочек масла. Путь мой длинный, вот какой (она открывает доску, на доске – «дорога», состоящая из 29 клеточек). Одна клеточка – это мой шаг. Сколько шагов мне надо пройти?» Дети считают клеточки – 29. Красная Шапочка удивляется: «Ой, что это за цифра? (Показывает на цифру 9). Я умею считать только до 6. Учитель предлагает детям помочь Красной Шапочке и посчитать в шестеричной системе. Затем – в четверичной, так как выясняется, что ее бабушка умеет считать только до 4.

На урок приходит маг, предлагая детям заполнить магические квадраты, затем – Пятачок. Пятачок просит ребят помочь ему: «Я иду на день рождения к ослику, несу ему воздушные шары. Посмотрите (вывешивает на доску вырезанные из бумаги воздушные шарики, на которых написаны примеры), ребята, на них что-то написано, а что – я не знаю». Ребята активно работают на уроке, незаметно для себя усваивая учебный материал.

Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: 1) анализ педагогической ситуации (диагноз) → 2) проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) → 3) анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения о достижении искомого результата, → 4) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса → 5) оценка и интерпретация полученных данных → 6) формулирование новых задач.

Критерии педагогического творчества:

– наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

– умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

– способность к самосовершенствованию и самообразованию;

– разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание;

– диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности;

– эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

– способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

– формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

– способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;

– умение видеть «веер вариантов».

Педагогическая импровизация – это действие в ходе педагогического процесса, возникающее в ответ на неожиданную ситуацию, когда сознание и воспроизведение совпадают по времени. Импровизация возможна, если учитель обладает фундаментальными знаниями, быстрой реакцией, развитым воображением и интуицией, способностью к моментальному воссозданию принимаемого решения так, как будто все заранее было предусмотрено и подготовлено. Интуиция –тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо без развернутого логического обоснования. Способность к интуиции формируется на основе знаний, опыта, развитой рефлексии и эмпатии.

В.И. Загвязинский называет следующие специфические особенности педагогического творчества.

Жесткий лимит времени. Учитель принимает решения в ситуациях немедленного реагирования: уроки каждый день, непредвиденные ситуации ежеминутно, ежечасно, общение с детьми постоянно. Учитель может сопоставить свой замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее.

В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя.

Педагогическое творчество – всегда сотворчество с детьми, коллегами.

Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и учащихся творческое воодушевление.

Специфичен предмет педагогического творчества – формирующаяся личность; инструмент – личность учителя, сам процесс – сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров; результат – определенный уровень развития личности воспитуемого.

Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяли три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание.

Методическое творчествосвязано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели. Оно включает в себя конструирование содержания и способов воздействия, адаптацию существующих способов и педагогических систем к особенностям личности и воспитанника, и педагога.

Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, во взаимодействии с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию.

Творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки. Творческое самовоспитание предполагает также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования.

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — это… Что такое ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ?



ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
— выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестан-дартных пед. решений. Т. п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; умение перевести теоретические и методические положения в пед. действия; способность к самосовершенствованию и самообразованию; разработку новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальные сочетания; диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов, к формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть «веер вариантов».

Педагогический словарь. — М.: Академия.
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.
2005.

  • Танцевальная психотерапия
  • Театрализация в обучении

Смотреть что такое «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ» в других словарях:

  • Творчество педагогическое —     выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решениий. Т.п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их …   Педагогический терминологический словарь

  • ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — – педагогическая деятельность, отличающаяся своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение (формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью. Творчество педагога может проявляться на разных… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Творчество педагогическое — оригинальное и высокоэффективное решениепедагогом учебно воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения. (1) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Педагогическое творчество —    см. Творчество педагогическое …   Педагогический терминологический словарь

  • Педагогическое мастерство —    1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки;    2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности.    (Основные понятия и термины системы образования. Тюмень, 2001. С. 31)… …   Педагогический терминологический словарь

  • Педагогическое общение: гибкость — сложное многомерное психическое образование, обусловливающие способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования и вырабатывать или принимать новые,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя — негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1)… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Художественное творчество( детей) —     выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Х.т. составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно родового строя, многие из них… …   Википедия

Подходы к педагогическим инновациям и их значение

Во всем мире существует серьезная проблема инновационных школ, которые слишком часто являются жесткими и старомодными. Мир стремительно меняется. Слишком много студентов не вовлечены и достигают гораздо меньших результатов. В то же время глобальные ожидания от систем образования становятся все более амбициозными. По всем этим причинам школы и системы должны быть готовы выйти за пределы зоны комфорта традиционного и привычного.Инновации необходимы.

Значительные изменения в политике в отношении учебных программ, в свою очередь, свидетельствуют в пользу педагогических инноваций. Стратегии политики в области учебных программ во многих странах способствуют развитию компетенций, а также знаний, в том числе тех, которые часто называют «навыками 21 века». Такие компетенции, как сотрудничество, настойчивость, творчество и инновации, не столько преподаются, сколько являются неотъемлемой частью различных форм преподавания и обучения посредством педагогики. Если необходимо систематически развивать компетенции 21 века, а не оставлять их возникать случайно, то педагогика должна сознательно поощрять их.

Инновации имеют фундаментальное значение и должны распространяться прямо на педагогику, практикуемую в школах и классах по всему миру. Педагогический опыт лежит в основе профессионализма учителей, и поэтому продвижение такого опыта имеет фундаментальное значение. Однако модели педагогической практики чрезвычайно трудно понять на системном уровне (не говоря уже о международном), учитывая отсутствие согласованных определений и огромное количество и динамизм вовлеченных отношений. Однако он настолько важен, что его нельзя оставлять в виде «черного ящика», спрятанного за дверями класса.

Мой бывший коллега по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Алехандро Паниагуа и я недавно затронули эти сложные вопросы в отчете Центра исследований и инноваций в области образования (CERI) ОЭСР: «Учителя как разработчики среды обучения: важность инновационной педагогики ».

Ключевой целью этой работы было выявление конкретных кластеров или семейств инновационных педагогических подходов, при этом не теряться в бесчисленном множестве разнообразных методов обучения.В отчете выделяются шесть подходов, которые лежат в середине теоретического спектра между широкими принципами, такими как инклюзивность или культурная значимость, с одной стороны, и конкретными методами обучения, с другой. Это позволяет сосредоточиться на более конкретной и ориентированной на практику работе, чем рассматривать все подходы вместе, как если бы они были одинаковыми; он также фокусируется непосредственно на самих педагогических методах, а не на том, являются ли они обязательно инновационными (которые будут широко варьироваться в зависимости от контекста).

Шесть кластеров педагогических подходов

Смешанное обучение переосмысливает устоявшиеся распорядки и последовательность работы учащихся и преподавания для улучшения понимания и в значительной степени полагается на цифровые ресурсы. Этот подход направлен на то, чтобы сделать учащихся интересными и последовательными, а также оптимизировать доступ к опыту учителей за счет сокращения рутинных задач. В отчете обсуждаются три основные формы смешивания: перевернутая классная комната, лабораторные модели и смешивание «в классе».

Gamification демонстрирует, как игры могут привлечь интерес учащихся, имея серьезную цель, например, развитие саморегулирования и способность справляться со сложностями и незнакомым. Эти педагогические приемы явно основываются на особенностях игр, таких как быстрая обратная связь, значки и цели, участие и прогрессивный вызов, а также на человеческих элементах повествования и идентичности, сотрудничества и соревнования. В отчете ОЭСР подробно рассматривается пример использования серии «Игра престолов» для преподавания истории.

Вычислительное мышление развивает способ решения проблем, рассматривая проблемы так же, как компьютеры, а затем использует технологии для их решения. Его основные элементы включают логические рассуждения, декомпозицию, алгоритмы, абстракцию и идентификацию шаблонов с использованием таких методов, как приближенные решения, параллельная обработка, проверка модели, отладка и стратегии поиска. Вычислительное мышление рассматривает программирование и кодирование как новые формы грамотности.

Опытное обучение происходит через активный опыт, исследование и размышления.Его четыре основных компонента — это конкретный опыт, который потенциально расширяет существующее понимание, рефлексивное наблюдение, концептуализацию и активное экспериментирование. Руководство и строительные леса играют решающую роль. Педагогики в этом кластере включают обучение на основе запросов, образование в интересах устойчивого развития, обучение на открытом воздухе и служебное обучение.

Воплощенное обучение выходит за рамки чисто когнитивного и информационного приобретения, чтобы подключиться к физическому, художественному, эмоциональному и социальному . Воплощенные педагогики способствуют приобретению знаний через естественные тенденции молодежи к творчеству и самовыражению, а также поощряют развитие любознательности, чувствительности, риска и мышления, используя метафоры и различные точки зрения. В отчете определены три основные формы: физическая культура в школе, интегрированное обучение искусству и создание инструментов и артефактов. Отчет ОЭСР иллюстрирует этот подход на примере обучения геометрии с помощью танца.

Многоязычие и обучение на основе дискуссий направлено на развитие культурной дистанции и критических способностей.Критические грамотности помещают знания в их различные политические, культурные и авторские контексты и деконструируют повествования. Обсуждение в классе, всегда ценное, становится центральным при проверке идей и доминирующего языка. Этот педагогический подход использует жизненный опыт учащихся для создания содержательных занятий в классе, конструктивного критического анализа для дистанцирования от полученных знаний и поощрения учащихся к расширению своего кругозора. Этот подход также зависит от активной поддержки учителей.

Эти кластеры не являются отдельными подходами, и их можно комбинировать по-разному. В самом деле, в нашем отчете ОЭСР мы обсуждаем важность сочетания педагогических методов, которые хорошо работают вместе, а также понимания того, что учителя должны делать, чтобы практиковать мощные и эффективные варианты педагогики.

В целом, инновации в преподавании и обучении становятся все более важными для образования в 21 веке, и это должно распространяться прямо на педагогику, практикуемую в школах и классах.Понимание педагогических инноваций представляет собой огромные проблемы, но представляет собой черный ящик, который необходимо открывать, чтобы добиться прогресса.

.

Педагогический гуманизм и творчество в начальных школах, ориентированных на ИКТ

Авторы

STRÁNSKÁ Zdenka

ПОЛЕДЁВА Ивана

КЕРАТОВА Мартина

Год публикации 2017
Тип Статья в судебном разбирательстве
Конференция Управление ИКТ для глобальной конкурентоспособности и экономического роста в странах с переходной экономикой (ICTM) Международная конференция по управлению ИКТ для обеспечения глобальной конкурентоспособности и экономического роста в странах с формирующимся рынком Вроцлав, Польша, 23-24 октября 2017 г. Название конференции: Инновации для человеческого развития в странах с переходной экономикой Труды
MU Факультет или подразделение

Факультет искусств

Цитата
Поле Психология
Ключевые слова учитель; гуманистическая концепция обучения; педагогическое творчество; ИКТ
Описание В нашем исследовании мы сосредоточили внимание на педагогическом гуманизме и творчестве учителей начальной школы (N = 20) в школах, которые сосредоточены на развитии навыков ИКТ.Контрольную группу составили учителя общеобразовательной начальной школы (N = 21). Исследование проводилось анкетными методами. Хотя между двумя группами не было обнаружено статистически значимых различий в отношении измеряемых переменных, наше исследование показало, что учителя начальной школы в целом предпочитают гуманистическую концепцию обучения и творческий подход в обучении перед традиционным. Исследование выявило сильную связь между гуманистическим подходом и педагогическим творчеством (r = 0.69; п ? 0.00).

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *