Парадигмальная концепция обучения неприемлема для изучения предмета: Парадигмальная концепция обучения — это… Что такое Парадигмальная концепция обучения?

Содержание

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

В.А. Сакалы, преподаватель дисциплин профессионального цикла,

А.С. Бобешко, преподаватель дисциплин профессионального цикла,

М.И. Елагина, преподаватель математики

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский политехнический колледж», Белгород (Россия)

Аннотация: В основе определенной дидактической теории или концепции лежит понимание сущности процесса обучения.

Для оценки дидактической теории или концепции выдвигают следующие критерии: результативность и эффективность обучения, организованного в соответствии с определенной теорией или концепцией. В качестве основных показателей результативности обучения принимают полноту и степень приближения к заданным нормам, определяемым через цели обучения и результаты обучения (в качестве которых могут быть приняты психические изменения, новообразования в личности, качество знаний, способы деятельности, уровень мышления). Эффективность обучения свидетельствует не столько об уровне достижения целей, сколько о трудоемкости, времени и затраченных ресурсах (материальных, экономических, человеческих).

«Знать, что мы знаем то, что мы знаем,

и что мы не знаем того, чего мы не знаем —

это и есть истинное знание».

Конфуций.

В современную эпоху особое значение приобретает задача комплексного воспитания подрастающего поколения. Формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, — необходимое условие здорового современного общества.

Всестороннее воспитание будущих граждан российского общества начинается с самого раннего возраста. Реализация этой ответственной задачи возложена на школы.

Потребности общества и школы, логика развития проблемы, современный уровень психологии и педагогики вызвали необходимость систематического исследования проблемы обучения, чтобы приблизиться к ее объективному решению, обеспечить роль методов в достижении всего многообразия целей обучения, обосновать монистический подход к решению проблемы, учитывающий различные аспекты методов обучения. Самая главная трудность на этом пути состоит в раскрытии наиболее существенного, основного в обучении, обусловливающего проявление многообразия характеристик процесса и возможность руководить им.

Преодоление отмеченных трудностей и достижение целей исследования проблемы возможно только на дидактическом уровне, т. е. на уровне рассмотрения черт и процессов, свойственных любому обучению, независимо от специфики его предметного содержания.

1.Дидактические концепции.

Концепция дидактического энциклопедизма . Сторонники данного направления (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов) считали, что основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. «Энциклопедист» считает, что содержание и глубина понимания определенного фрагмента действительности, события, явления или процесса прямо пропорциональна количеству изученного учебного материала. В этом случае содержание образования перегружено информацией, лавиной, обрушивающейся на обучающегося. Для полного освоения содержания образования требуется поиск интенсивных методов со стороны педагога и большая самостоятельная работа учащихся.

Концепция дидактического формализма . Данное направление характеризуется переоценкой субъективно-процессуальной стороны образования. Его сторонники (Э. Шмидт, А. А. Немейер, И. Песталоцци, А. Дистервег, Я. В. Давид, А. Б. Добровольский) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. «Многознание уму не научает» (Гераклит) — главный принцип сторонников дидактического формализма. По мнению И. Песталоцци, главной целью обучения должно стать акцентирование «правильности мышления учеников, или формальное образование», «учить мыслить, и только, а остальное придет к ним в процессе роста» (Добровольский). По мнению представителей данной школы, математика и классические языки (греческий и латинский) наиболее успешно решают задачи обучения. Поэтому в образовании человека им отдается предпочтение. Слабость данной концепции состоит в том, что невозможно обеспечить развитие интеллекта ученика средствами только инструментальных предметов, без использования других учебных дисциплин.

Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма). Представители данного направления (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) трактуют обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные современной цивилизации. Поэтому приоритет отдается не чтению отдельных предметов, а формированию новых отношений и типов поведения через практические занятия, через «погружение» обучающегося в разные виды деятельности. В соответствии с этим процесс обучения приспосабливали к субъективно-прагматическим запросам учащихся, предоставляя им полную свободу в выборе учебных предметов. При таком подходе нарушается диалектическая взаимосвязь познания и практической деятельности как основы гармоничного развития человека в процессе обучения.

Концепция функционального материализма. В основе концепции (В. Оконь) лежит положение об интегральной связи познания с деятельностью. Поэтому в качестве основного критерия для построения учебных дисциплин представители этого направления видят ряд «ведущих идей», имеющих мировоззренческое значение. Например: идея эволюции в биологии, функциональных зависимостей в математике, классовой борьбы в истории. Слабость данной концепции состоит в том, что при конструировании содержания учебных предметов нельзя ограничиться только ведущими идеями.

Парадигмальная (от греч. paradigma — пример, образец) концепция обучения. Суть этой концепции (Г. Шейерль) состоит в том, что учебный материал следует представлять, во-первых, не систематически, а «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности), акцентируя внимание на типичных фактах и событиях; во-вторых, «экземпляристски» представлять содержания вместо непрерывного изложения всего учебного материала. Целое познается путем скрупулезного и основательного анализа единичного факта, явления или события. Слабость данной концепции состоит в том, что нарушается принцип систематичности представления учебного материала. Поэтому такой подход неприемлем для предметов с линейной структурой материала, например, математики.

Кибернетическая концепция обучения. Представители данного направления (С. И. Архангельский, Е. И. Машбиц) рассматривают обучение как процесс передачи и переработки информации. То есть абсолютизируется роль учебной информации и механизмов ее усвоения, а значит, процесс усвоения знаний. При этом недооценивается значение логико-психологических и индивидуально-личностных особенностей субъектов учебного процесса. Методологической основой данного направления является теория информации и систем, а также кибернетические закономерности передачи информации.

2.Дидактические теории, влияющие на формирование содержания образования.

Содержание образования имеет исторический характер. Оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Не одинаково содержание образования в каждой социальной системе. Изменяется содержание образования под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Основные теории формирования содержания образования сложились еще в конце XVIII — начале XIX в. Они получили название теорий материального и формального содержания образования.

Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение разделяли многие известные педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Г. Спенсер и др.). Своих сторонников эта теория имеет и в настоящее время (возможно, это одна из причин перегрузки учеников излишней информацией).

Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления. Источником знаний, считали они, является разум. Поэтому необходимо прежде всего развивать ум и способности человека. При отборе содержания образования сторонники дидактического формализма руководствовались развивающей ценностью учебных предметов, наиболее существенно представленной в математике и классических языках (особенно древних языках). Эту теорию разделяли такие известные педагоги, как Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.

Обе эти теории в чистом виде критиковал К. Д. Ушинский. По его мнению, школа должна развивать интеллектуальные силы человека, обогащать его знаниями, приучать пользоваться ими. К. Д. Ушинский заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализма, поддерживаемую современными педагогами.

На рубеже XIX и XX вв. появляется теория дидактического прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма) как ответ на неудовлетворенность теориями материального и формального содержания образования. В США ее основы были заложены известным педагогом Дж. Дьюи, в Европе аналогичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнср.

Сторонники этой теории считали, что источник содержания образования заключен не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования должно быть представлено в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий, практических действий по решению поставленных задач. Разнообразные игровые формы обучения, практические занятия, индивидуальная самостоятельная работа активизируют мышление и деятельность учащихся.

Теория дидактического прагматизма оказала существенное влияние на содержание и методы учебной работы в американской школе. Опираясь на эту теорию, ученикам предоставлялась максимальная свобода в отношении выбора учебных предметов, учебно-воспитательная работа приспосабливалась к субъективным запросам учащихся, их интересам.

Практическая реализация этой теории привела к значительному снижению уровня образования в США, за что была подвергнута резкой критике уже в первой половине XX столетия.

Несмотря на то, что теории дидактического материализма, дидактического формализма, дидактического утилитаризма не выдержали проверки временем, они оказали существенное влияние на современные подходы к формированию содержания образования. Известный польский ученый В. Оконь разработал теорию содержания образования пол названием функциональный материализм. Он считает, что необходима такая теория, которая бы обеспечивала как получение знаний учащимися, так и приобретение ими умения пользоваться этими знаниями в своей деятельности, т. с. должна быть интегральная связь между познанием и деятельностью.

В. Оконь считает, что в содержании отдельных предметов должна отражаться их ведущая идея (в биологии — идея эволюции, в математике — идея функциональных зависимостей, в истории — историческая обусловленность и т. д.). То сеть при отборе содержания образования необходимо руководствоваться мировоззренческим подходом.

В процессе обучения следует создавать условия, чтобы учащиеся могли использовать приобретенные знания для решения задач практического характера, направленных на доступные преобразования природной, технической, культурной и общественной действительности.

Эта теория объединяет в себе требования, предъявляемые к образованию обществом, и индивидуальные запросы учащихся.

В 50-е гг. XX столетия была разработана теория операциональной структуризации содержания образования. Появление этой теории связано с внедрением программированного обучения в учебный процесс.

Заключение

Известные дидактические теории аккумулировали богатый практический опыт обучения и раскрывают закономерности, принципы и способы его организации вплоть до описания образовательных технологий и характера взаимодействия учителя и учащихся.

Теория обучения — это самый высокий уровень объяснения и раскрытия основного дидактического отношения «преподавание—учение».

Дидактическая концепция может раскрыть специфику дидактического отношения «преподавание—учение» на уровне определенного подхода, научной идеи, принципа. Это концептуальный поход к организации обучения и конструированию новой дидактической системы. Поскольку главное дидактическое отношение «преподавание—учение» исследуется с позиций разных методологических основ, постольку формируется многообразие дидактических теорий, концепций и моделей.

Рассмотренные теории позволяют сделать вывод, что содержание образования должно иметь познавательную, развивающую и воспитательную ценность.

Список литературы:

1. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 254с.

2. Голуб Б. А. Основы общей дидактики. – М.: Владос, 1999. — 96с.

3. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 186с.

4. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Знание, 1980. – 96с.

5. Марев И. С. Методологические основы дидактики. – М.: Педагогика, 1987. – 221с.

6. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. Шк., 1990. – 381с.

7. Оконь В. Процесс обучения. – М.: Учпедгиз, 1962. – 171с.

8. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 173с.

9. Уман А. И. Учебные задания и процесс обучения. – М.: Педагогика, 1989. – 54с.

10. Хуторский А. В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – 536с.

13.5. Дидактические теории и концепции

В основе определенной дидактической теории или концеп­ции лежит понимание сущности процесса обучения.

Для оценки дидактической теории или концепции выдвигают следующие критерии: результативность и эффективность обучения, организованного в со­ответствии с определенной теорией или концепцией. В качестве основных пока­зателей результативности обучения принимают полноту и степень приближе­ния к заданным нормам, определяемым через цели обучения и результаты обу­чения (в качестве которых могут быть приняты психические изменения, новооб­разования в личности, качество знаний, способы деятельности, уровень мышле­ния). Эффективность обучения свидетельствует не столько об уровне достиже­ния целей, сколько о трудоемкости, времени и затраченных ресурсах (матери­альных, экономических, человеческих).

Концепция дидактического энциклопедизма. Сторонники данного направле­ния (Я.А. Коменский, Дж. Мильтон, И.Б. Баседов) считали, что основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема на­учных знаний и опыта жизнедеятельности. «Энциклопедист» считает, что со­держание и глубина понимания определенного фрагмента действительности, события, явления или процесса прямо пропорциональна количеству изученно­го учебного материала. В этом случае содержание образования перегружено ин­формацией, лавиной, обрушивающейся на обучающегося. Для полного освое­ния содержания образования требуется поиск интенсивных методов со стороны педагога и большая самостоятельная работа учащихся.

Концепция дидактического формализма. Его сторонники (Э. Шмидт, А.А. Немейер, И. Песталоцци, А. Дистервег, Я.В. Давид, А.Б. Добровольский) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. «Многознание уму не научает» (Гераклит) — главный принцип сторонников дидактического формализма. По мнению И. Песталоцци, главной целью обучения должно стать акцентирование «правильности мышле­ния учеников, или формальное образование», «учить мыслить, и только, а ос­тальное придет к ним в процессе роста» (Добровольский). По мнению предста­вителей данной школы, с помощью математики и классических языков (грече­ский и латинский) можно наиболее успешно решать задачи обучения, поэтому в образовании человека этим предметам отдается предпочтение. Слабость данной концепции состоит в том, что невозможно обеспечить развитие интеллекта уче­ника средствами только инструментальных предметов, без использования дру­гих учебных дисциплин.

Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма). Представители данного направления (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) трактуют обучение как не­прерывный процесс «реконструкции опыта» обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды дея­тельности, известные современной цивилизации. Поэтому приоритет отдается не изучению отдельных предметов,  а  формированию  новых  отношений  и  типов  поведения  через

практические занятия, через «погружение» обучающегося в разные виды деятельно­сти. В соответствии с этим процесс обучения приспосабливали к субъективно-прагматическим запросам учащихся, предоставляя им полную свободу в выборе учебных    предметов.    При    таком    подходе

Знать, что мы знаем то, что мы знаем, и что мы не знаем того, чего мы не знаем, — это и есть истинное знание.

Конфуций

нарушается диалектическая взаимосвязь по­знания и практической деятельности как основы гармоничного развития человека в процессе обучения.

Концепция функционального материализма. В основе концепции (В. Оконь) лежит положение об интегральной связи познания с деятельностью. Поэтому в качестве основного критерия для построения учебных дисциплин представите­ли этого направления видят ряд «ведущих идей», имеющих мировоззренческое значение. Например, идея эволюции в биологии, функциональных зависимо­стей в математике, классовой борьбы в истории. Слабость данной концепции со­стоит в том, что при конструировании содержания учебных предметов нельзя ограничиться только ведущими идеями.

Парадигмальная (от греч. paradigma пример, образец) концепция обучения. Суть этой концепции (Г. Шейерль) состоит в том, что учебный материал следу­ет представлять, во-первых, не систематически, а «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности), акцентируя внимание на ти­пичных фактах и событиях; во-вторых, «экземпляристски» представлять содер­жание вместо непрерывного изложения всего учебного материала. Слабость данной концепции состоит в том, что нарушается принцип систематичности представления учебного: материала. Поэтому такой подход неприемлем для предметов с линейной структурой материала, например математики.

Кибернетическая концепция обучения. Представители данного направления (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц) рассматривают обучение как процесс пе­редачи и переработки информации. То есть абсолютизируется роль учебной ин­формации и механизмов ее усвоения, а значит, процесс усвоения знаний. При этом недооценивается значение логико-психологических и индивидуально-лич­ностных особенностей субъектов учебного процесса. Методологической осно­вой данного направления является теория информации и систем, а также кибер­нетические закономерности передачи информации.

Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были зало­жены Дж. Локком и Я.А. Коменским. Данная теория базируется на следующих принципах:

• всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образы важ­ны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобще­ниям;

• основной метод — упражнение.

Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащении созна­ния обучающегося образами и представлениями.

Слабость ассоциативной теории в том, что ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоя­тельного поиска новых знаний.

Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения. Авторы данной теории (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) установили, что воз­можности управления процессом научения значительно повышаются, если уча­щихся проводить через взаимосвязанные этапы:

• предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения;

• формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций;

• формирование действия по внутренней речи;

• переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.

В рамках этой теории успешность обучения определяется созданием со сто­роны учителя и уяснением обучающимся ориентировочной основы новых дей­ствий и тщательным ознакомлением с самой процедурой выполнения действий. По мнению специалистов, эта теория дает хорошие результаты, если обучение действительно начинается с материализованных действий. Поэтому она особен­но результативна при подготовке спортсменов, операторов, музыкантов, водите­лей. Однако обучение не всегда начинается с предметного восприятия, поэтому рамки применения этой теории также ограничены.

Управленческая модель обучения. Авторы данного направления (В.А. Якунин и др.) рассматривают обучение в терминах управления. С этих позиций процесс обучения осуществляется на основе соотнесения дальних, средних и ближних целей (стратегических, тактических, оперативных задач). Раскрывая процесс обучения, выделяются этапы его организации как процесса управления:

• формирование целей;

• формирование информационной основы обучения;

• прогнозирование;

• принятие решения;

• организация исполнения;

• коммуникация;

• контроль и оценка результатов;

• коррекция.

Тенденции развития системы образования и обучения. Сложившуюся в мире систему образования многие называют «поддерживающим обучением». Оно ос­новано на подготовке человека к решению повседневных проблем и предназна­чено в основном для поддержания существующей системы образа жизни и дея­тельности человека.

Однако в мире обозначилась иная тенденция, связанная с переходом на дру­гой тип обучения — «инновационный». Ему присущи две характерные особен­ности. Первая — это обучение предвидению, т.е. ориентация человека не столь­ко в прошлом опыте и настоящем, сколько на далекое будущее. Такое обучение должно подготовить человека к использованию методов прогнозирования, мо­делирования и проектирования в жизни и профессиональной деятельности. От­сюда столь важно развитие воображения, акцентирование внимания на пробле­мы и трудности, ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения. Второй особенностью инновационного обучения является включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне (от локальных и частных до глобальных, с учетом развития мира, культуры и цивилизации).

Дидактические теории и концепции — Студопедия

В основе определенной дидактической теории или концеп­ции лежит понимание сущности процесса обучения.

Для оценки дидактической теории или концепции выдвигают следующие критерии: результативность и эффективность обучения, организованного в со­ответствии с определенной теорией или концепцией. В качестве основных пока­зателей результативности обучения принимают полноту и степень приближе­ния к заданным нормам, определяемым через цели обучения и результаты обу­чения (в качестве которых могут быть приняты психические изменения, новооб­разования в личности, качество знаний, способы деятельности, уровень мышле­ния). Эффективность обучения свидетельствует не столько об уровне достиже­ния целей, сколько о трудоемкости, времени и затраченных ресурсах (матери­альных, экономических, человеческих).

Концепция дидактического энциклопедизма. Сторонники данного направле­ния (Я.А. Коменский, Дж. Мильтон, И.Б. Баседов) считали, что основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема на­учных знаний и опыта жизнедеятельности. «Энциклопедист» считает, что со­держание и глубина понимания определенного фрагмента действительности, события, явления или процесса прямо пропорциональна количеству изученно­го учебного материала. В этом случае содержание образования перегружено ин­формацией, лавиной, обрушивающейся на обучающегося. Для полного освое­ния содержания образования требуется поиск интенсивных методов со стороны педагога и большая самостоятельная работа учащихся.



Концепция дидактического формализма. Его сторонники (Э. Шмидт, А.А. Немейер, И. Песталоцци, А. Дистервег, Я.В. Давид, А.Б. Добровольский) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. «Многознание уму не научает» (Гераклит) — главный принцип сторонников дидактического формализма. По мнению И. Песталоцци, главной целью обучения должно стать акцентирование «правильности мышле­ния учеников, или формальное образование», «учить мыслить, и только, а ос­тальное придет к ним в процессе роста» (Добровольский). По мнению предста­вителей данной школы, с помощью математики и классических языков (грече­ский и латинский) можно наиболее успешно решать задачи обучения, поэтому в образовании человека этим предметам отдается предпочтение. Слабость данной концепции состоит в том, что невозможно обеспечить развитие интеллекта уче­ника средствами только инструментальных предметов, без использования дру­гих учебных дисциплин.


Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма). Представители данного направления (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) трактуют обучение как не­прерывный процесс «реконструкции опыта» обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды дея­тельности, известные современной цивилизации. Поэтому приоритет отдается не изучению отдельных предметов, а формированию новых отношений и типов поведения через

практические занятия, через «погружение» обучающегося в разные виды деятельно­сти. В соответствии с этим процесс обучения приспосабливали к субъективно-прагматическим запросам учащихся, предоставляя им полную свободу в выборе учебных предметов. При таком подходе  
Знать, что мы знаем то, что мы знаем, и что мы не знаем того, чего мы не знаем, — это и есть истинное знание.
Конфуций

нарушается диалектическая взаимосвязь по­знания и практической деятельности как основы гармоничного развития человека в процессе обучения.

Концепция функционального материализма. В основе концепции (В. Оконь) лежит положение об интегральной связи познания с деятельностью. Поэтому в качестве основного критерия для построения учебных дисциплин представите­ли этого направления видят ряд «ведущих идей», имеющих мировоззренческое значение. Например, идея эволюции в биологии, функциональных зависимо­стей в математике, классовой борьбы в истории. Слабость данной концепции со­стоит в том, что при конструировании содержания учебных предметов нельзя ограничиться только ведущими идеями.

Парадигмальная (от греч. paradigma — пример, образец) концепция обучения. Суть этой концепции (Г. Шейерль) состоит в том, что учебный материал следу­ет представлять, во-первых, не систематически, а «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности), акцентируя внимание на ти­пичных фактах и событиях; во-вторых, «экземпляристски» представлять содер­жание вместо непрерывного изложения всего учебного материала. Слабость данной концепции состоит в том, что нарушается принцип систематичности представления учебного: материала. Поэтому такой подход неприемлем для предметов с линейной структурой материала, например математики.

Кибернетическая концепция обучения. Представители данного направления (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц) рассматривают обучение как процесс пе­редачи и переработки информации. То есть абсолютизируется роль учебной ин­формации и механизмов ее усвоения, а значит, процесс усвоения знаний. При этом недооценивается значение логико-психологических и индивидуально-лич­ностных особенностей субъектов учебного процесса. Методологической осно­вой данного направления является теория информации и систем, а также кибер­нетические закономерности передачи информации.

Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были зало­жены Дж. Локком и Я.А. Коменским. Данная теория базируется на следующих принципах:

• всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образы важ­ны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобще­ниям;

• основной метод — упражнение.

Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащении созна­ния обучающегося образами и представлениями.

Слабость ассоциативной теории в том, что ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоя­тельного поиска новых знаний.

Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения. Авторы данной теории (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) установили, что воз­можности управления процессом научения значительно повышаются, если уча­щихся проводить через взаимосвязанные этапы:

• предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения;

• формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций;

• формирование действия по внутренней речи;

• переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.

В рамках этой теории успешность обучения определяется созданием со сто­роны учителя и уяснением обучающимся ориентировочной основы новых дей­ствий и тщательным ознакомлением с самой процедурой выполнения действий. По мнению специалистов, эта теория дает хорошие результаты, если обучение действительно начинается с материализованных действий. Поэтому она особен­но результативна при подготовке спортсменов, операторов, музыкантов, водите­лей. Однако обучение не всегда начинается с предметного восприятия, поэтому рамки применения этой теории также ограничены.

Управленческая модель обучения. Авторы данного направления (В.А. Якунин и др.) рассматривают обучение в терминах управления. С этих позиций процесс обучения осуществляется на основе соотнесения дальних, средних и ближних целей (стратегических, тактических, оперативных задач). Раскрывая процесс обучения, выделяются этапы его организации как процесса управления:

• формирование целей;

• формирование информационной основы обучения;

• прогнозирование;

• принятие решения;

• организация исполнения;

• коммуникация;

• контроль и оценка результатов;

• коррекция.

Тенденции развития системы образования и обучения. Сложившуюся в мире систему образования многие называют «поддерживающим обучением». Оно ос­новано на подготовке человека к решению повседневных проблем и предназна­чено в основном для поддержания существующей системы образа жизни и дея­тельности человека.

Однако в мире обозначилась иная тенденция, связанная с переходом на дру­гой тип обучения — «инновационный». Ему присущи две характерные особен­ности. Первая — это обучение предвидению, т.е. ориентация человека не столь­ко в прошлом опыте и настоящем, сколько на далекое будущее. Такое обучение должно подготовить человека к использованию методов прогнозирования, мо­делирования и проектирования в жизни и профессиональной деятельности. От­сюда столь важно развитие воображения, акцентирование внимания на пробле­мы и трудности, ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения. Второй особенностью инновационного обучения является включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне (от локальных и частных до глобальных, с учетом развития мира, культуры и цивилизации).

Дидактические теории и концепции

Комитет общего и профессионального
образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение
высшего

профессионального образования

Ленинградский государственный университет
имени А.С. Пушкина

Факультет психологии

Реферат

по педагогике

Тема: «Дидактические теории и концепции»

Выполнил: студентка Высоцкая С.Н.

Направление: психологии и социальной
педагогики

Проверил: к. пед. наук, доцент Литвинцева
В.Т.

Санкт-Петербург – 2012 год

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ.

В основе определенной дидактической
теории или концепции лежит понимание
сущности процесса обучения.

Для
оценки дидактической теории или концепции
выдвигают следующие кри­терии:
результативность и эффективность
обучения, организованного в соответ­ствии
с определенной теорией или концепцией.
В качестве основных показателей
результативности обучения прини­мают
полноту и степень приближения к заданным
нормам, определяемым через цели обучения
и результаты обуче­ния (в качестве
которых могут быть приняты психические
изменения, новообразования в личности,
качество зна­ний, способы деятельности,
уровень мышления).

Концепция дидактического энциклопедизма.

Сто­ронники
данного направления (Я. А. Коменский,
Дж. Мильтон, И. Б. Баседов) счи­тали,
что основная цель образования состоит
в передаче обучающимся предельно
большого объема научных знаний и опыта
жизнедеятельности. «Энциклопедист»
считает, что содержание и глубина
понимания определенного фрагмента
действи­тельности, события, явления
или процесса прямо пропорциональна
количеству изученного учебного материала.
В этом случае содержание образования
перегру­жено информацией, лавиной,
обрушивающейся на обучающегося. Для
полного освоения содержания образования
требуется поиск интенсивных методов
со сто­роны педагога и большая
самостоятельная работа учащихся.

Концепция
дидактического формализма.

Данное
направление характеризу­ется
переоценкой субъективно-процессуальной
стороны образования. Его сторон­ники
(Э. Шмидт, А. А. Немейер, И. Песталоцци, А.
Дистервег, Я. В. Давид, А. Б. Добровольский)
рассматривали обучение как средство
развития способнос­тей и познавательных
интересов обучающихся. «Многознание
уму не научает» (Гераклит) — главный
принцип сторонников дидактического
формализма. По мне­нию И. Песталоцци,
главной целью обучения должно стать
акцентирование «пра­вильности мышления
учеников, или формальное образование»,
«учить мыслить, и только, а остальное
придет к ним в процессе роста»
(Добровольский). По мнению представителей
данной школы, математика и классические
языки (греческий и латинский) наиболее
успешно решают задачи обучения. Поэтому
в образовании человека им отдается
предпочтение. Слабость данной концепции
состоит в том, что невозможно обеспечить
развитие интеллекта ученика средствами
только ин­струментальных предметов,
без использования других учебных
дисциплин.

Концепция
дидактического прагматизма (утилитаризма).

Представите­ли данного направления
(Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) трактуют
обучение как непрерывный процесс
«реконструкции опыта» обучающегося.
Для того чтобы овладеть социальным
наследием, человеку необходимо освоить
все виды деятельности, известные
современной цивилизации. Поэтому
приоритет отдается не чтению отдельных
предметов, а формированию новых отношений
и типов поведения через практические
занятия, через «погружение» обучающегося
в разные виды деятельности. В соответствии
с этим процесс обучения приспосабливали
к субъективно-прагматическим запросам
учащихся, предоставляя им полную свободу
в выборе учебных предметов. При таком
подходе нарушается диалектическая
взаимосвязь познания и практической
деятельности как основы гармоничного
развития человека в процессе обучения.

Концепция
функционального материализма.

В
основе концепции (В. Оконь) лежит положение
об интегральной связи познания с
деятельностью. Поэтому в качестве
основного критерия для построения
учебных дисциплин представители этого
направления видят ряд «ведущих идей»,
имеющих мировоззренческое значение.
Например: идея эволюции в биологии,
функциональных зависимостей в математике,
классовой борьбы в истории. Слабость
данной концепции состоит в том, что при
конструировании содержания учебных
предметов нельзя ограничиться только
ведущими идеями.

Парадигмальная
(от греч. paradigma — пример, образец) концепция
обучения.

Суть этой концепции (Г. Шейерль) состоит
в том, что учебный материал следует
представлять, во-первых, не систематически,
а «фокусно» (без соблюдения исторической,
логической последовательности),
акцентируя внимание на типичных фактах
и событиях; во-вторых, «экземпляристски»
представлять содержания вместо
непрерывного изложения всего учебного
материала. Целое познается путем
скрупулезного и основательного анализа
единичного факта, явления или события.
Слабость данной концепции состоит в
том, что нарушается принцип систематичности
представления учебного материала.
Поэтому такой подход неприемлем для
предметов с линейной структурой
материала, например, математики.

Кибернетическая
концепция обучения.

Представители
данного направления (С. И. Архангельский,
Е. И. Машбиц) рассматривают обучение как
процесс передачи и переработки информации.
То есть абсолютизируется роль учебной
информации и механизмов ее усвоения, а
значит, процесс усвоения знаний. При
этом недооценивается значение
логико-психологических и
индивидуально-личностных особенностей
субъектов учебного процесса.
Методологической основой данного
направления является теория информации
и систем, а также кибернетические
закономерности передачи информации.

Ассоциативная
теория обучения.

Ее
методологические основания были заложены
Дж. Локком и Я. А. Коменским. Данная теория
базируется на следующих принципах:


всякое обучение опирается на чувственное
познание: наглядные образцы важны
постольку, поскольку обеспечивают
продвижение сознания к обобщениям;


основной метод — упражнение.

Основная
задача ассоциативного обучения
заключается в обогащения сознания
обучающегося образами и представлениями.

Слабость
ассоциативной теории в том, что ее
средствами не обеспечивается формирование
творческой деятельности, не закладываются
умения самостоятель­ного поиска новых
знаний.

Теория
поэтапного формирования умственных
действий в процессе обуче­ния.

Авторы
данной теории (П. Я. Гальперин, Н. Ф.
Талызина) установили, что возможности
управления процессом научения значительно
повышаются, если учащихся проводить
через взаимосвязанные этапы:


предварительное ознакомление с действием
и условиями его выполнения;


формирование действия с развертыванием
всех входящих в него операций;


формирование действия по внутренней
речи;


переход действия в глубокие свернутые
процессы мышления.

В
рамках этой теории успешность обучения
определяется созданием со сторо­ны
учителя и уяснением обучающимся
ориентировочной основы новых действий
и тщательным ознакомлением с самой
процедурой выполнения действий. По
мне­нию специалистов, эта теория дает
хорошие результаты, если обучение
действи­тельно начинается с
материализованных действий. Поэтому
она особенно резуль­тативна при
подготовке спортсменов, операторов,
музыкантов, водителей. Одна­ко обучение
не всегда начинается с предметного
восприятия, поэтому рамки применения
этой теории также ограничены.

Управленческая
модель обучения.

Авторы данного направления (В. А. Яку­нин
и др.) рассматривают обучение в терминах
управления. С этих позиций про­цесс
обучения осуществляется на основе
соотнесения дальних, средних и ближ­них
целей (стратегических, тактических,
оперативных задач). Раскрывая процесс
обучения, выделяются этапы его организации
как процесса управления:


формирование целей;


формирование информационной основы
обучения;


прогнозирование;


принятие решения;


организация исполнения;


коммуникация;


контроль и оценка результатов;


коррекция.

Тенденции
развития системы образования и обучения.

Сложившуюся в мире систему образования
многие называют «поддерживающим
обучением». Оно основано на
подготовке человека к решению повседневных
проблем и предназна­чено в основном
для поддержания существующей системы
образа жизни и дея­тельности человека.

Однако
в мире обозначилась иная тенденция,
связанная с переходом на другой тип
обучения — «инновационный». Ему присущи
две характерные особенности. Первая —
это обучение предвидению, то есть
ориентация человека не столько в прошлом
опыте и настоящем, сколько на далекое
будущее. Такое обучение долж­но
подготовить человека к использованию
методов прогнозирования, моделирова­ния
и проектирования в жизни и профессиональной
деятельности. Отсюда столь важно развитие
воображения, акцентирование внимания
на проблемы и трудности, ожидающие
человека в будущем, на альтернативные
способы их разрешения. Второй особенностью
инновационного обучения является
включенность обучающегося в сотрудничество
и участие в процесс принятия важных
решений на разном уровне (от локальных
и частных до глобальных с учетом развития
мира, культуры и цивилизации).

Резюме

Известные дидактические теории
аккумулировали богатый практический
опыт обучения и раскрывают закономерности,
принципы и способы его организации
вплоть до описания образовательных
технологий и характера взаимодействия
учителя и учащихся.

Теория обучения — это самый высокий
уровень объяснения и раскрытия основного
дидактического отношения
«преподавание—учение».

Дидактическая концепция может раскрыть
специфику дидактического отношения
«преподавание—учение» на уровне
определенного подхода, научной идеи,
принципа. Это концептуальный поход к
организации обучения и конструированию
новой дидактической системы. Поскольку
главное дидактическое отношение
«преподавание—учение» исследуется с
позиций разных методологических основ,
постольку формируется многообразие
дидактических теорий, концепций и
моделей.

Список литературы.

  1. Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика:
    учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. С.
    105 – 108.

Классификация и характеристика концепций обучения — КиберПедия

 

В зависимости от подходов к пониманию идей, сущности, методов обучения, психологических механизмов формирования знаний, навыков и умений в педагогической науке сложился ряд концепций обучения. Их можно классифицировать по различным основаниям.

По подходам к определению целей и содержания обучения выделяются следующие концепции .

Ассоциативная теория обучения (Дж. Локк и Я. А. Коменский) предполагает опору на чувственное познание и утверждает цель обучения как обогащение сознания обучающегося образами и представлениями. При этом не обеспечивается формирование творческой деятельности. Не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний.

Концепция дидактического энциклопедизма . Сторонники данного направления (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Базедов) считали, что основная цель обучения состоит в передаче воспитанникам предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности, а содержание и глубина понимания определенного фрагмента действительности, явления прямо пропорциональны количеству изученного учебного материала. Однако в этом случае содержание образования перегружено информацией и для ее полного освоения требуется поиск интенсивных методов со стороны педагога и большая самостоятельная работа учащихся.

Концепция дидактического формализма (А. А. Немейер, И. Г. Песталоцци, А. Б. Добровольский, А. Дистервег, Я. Давид) рассматривала обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. По мнению И. Г. Песталоцци, главной целью обучения должно стать акцентирование «правильности мышления учеников, или формальное образование», «учить мыслить, и только, а остальное придет в процессе роста» (А. Б. Добровольский). Сторонники данной концепции полагали, что с помощью математики и классических языков (греческий, латинский) можно наиболее успешно решать задачи обучения. Однако невозможно обеспечить развитие интеллекта ученика средствами только инструментальных предметов, без использования других учебных дисциплин.

Концепция дидактического утилитаризма . Ее представители (Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи) трактуют обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные цивилизации. Поэтому приоритет отдается не изучению отдельных предметов, а формированию новых отношений и типов поведения через практические занятия, через «погружение» в разные виды деятельности. Учащимся предоставляется полная свобода в выборе предметов (приспособление к запросам воспитанника). Однако при этом нарушается взаимосвязь познания и практического опыта как основы развития человека в процессе обучения.


Концепция функционального материализма (В. Оконь). В ее основе лежит положение об интегральной связи познания с деятельностью. В качестве основного критерия для построения учебных курсов рассматривается ряд «ведущих идей», имеющих мировоззренческое значение. Например, идея эволюции в биологии, функциональных зависимостей в математике, классовой борьбы в истории и т. д. Слабость данной концепции состоит в том, что при конструировании содержания учебных предметов нельзя ограничиваться только ведущими идеями.

Парадигмальная (от греч. paradeigma – образец, пример) концепция обучения (Г. Шейерль). Согласно ей, учебный материал следует представлять не систематически, а «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности), акцентируя внимание на типичных фактах и событиях вместо непрерывного изложения всего материала.

Кибернетическая концепция обучения (С. И. Архангельский, Е. Машбиц, В. В. Коритчук). Сторонники концепции рассматривают обучение как процесс передачи и переработки информации. При этом абсолютизируется роль последней и механизмов ее усвоения. Имевшийся ранее недостаток, связанный с недооценкой значения логико-психологических и индивидуально-личностных особенностей субъектов учебного процесса, был впоследствии устранен за счет использования возможностей ПЭВМ по сбору, анализу и учету психологических и индивидуальных качеств обучающихся (В. В. Коритчук).

Концепция личностно-ориентированного обучения и персонализации подготовки . По мнению ее представителей, она дает возможность обучаемому полностью реализовать себя. Для этого создаются индивидуальные планы обучения, индивидуальные программы, определенным образом конструируется учебный материал. Критерием обученности служат не знания, навыки, умения, а качества ума (интеллект). Цель не сформировать личность, а заложить в нее механизмы развития, самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания. Содержанием обучения оказывается все то, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Оно включает:


аксиологический компонент – введение в мир ценностей и оказание помощи в выборе значимых для личности ценностей;

когнитивный компонент – обеспечивает получение знаний о человеке, культуре;

деятельностный компонент – направлен на развитие способов деятельности человека, его творческих способностей;

личностный компонент – обеспечивает самопознание человека, овладение способами саморегуляции.

Управленческая модель обучения (В. А. Якунин и др.) рассматривает его с позиции управления. Сам процесс обучения осуществляется на основе соотнесения дальних, средних и ближних целей (стратегических, тактических, оперативных задач).

Выделяют концепции, основанные на различных методологических подходах к обучению .

Материалистическая концепция. Познание начинается с ощущений, с чувственного ознакомления с материалом. На этом представлении основана теория обучения Я. А. Коменского, она определила и основное положение его дидактики – «золотое правило»: «Если какие-либо предметы можно воспринять сразу несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами». Эта концепция показывает, что отображаемое не зависит от нашего сознания и определяется восхождением от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

Бихевиористская концепция (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер). Поведение здесь понимается как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Соответственно, речь идет о процессе научения, приобретении организмом нового опыта, в основе которого лежит связь «стимул»-«реакция». Это искусство управления стимулами с целью формирования у человека определенных реакций, репертуаров поведения. Их закрепление подчиняется «закону упражнения», т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Используя необходимые стимулы, при умелом применении подкрепления (поощряя одни реакции и подавляя другие) можно добиться желаемого поведения (его модификации). При этом бихеовиористами практически не учитывалась роль сознания, личностных факторов.

Прагматическая концепция (Дж. Дьюи). Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач. Обучение сводится к расширению личного опыта ученика, чтобы он мог лучше приспособиться к среде, обществу. Доминируют следующие принципы: проблемный подход, формирование практических умений при решении определенных проблем, объединение работы с игрой, активизация деятельности обучаемых, их самостоятельной работы по получению знаний и умений.

Концепции обучения подразделяются в зависимости от понимания сущности процесса .

Традиционные концепции (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн). Образование рассматривается традиционалистами как способ передачи молодому поколению культурного наследия человеческой цивилизации. Под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению специального порядка. Доминирующую роль здесь играет преподавание, деятельность педагога. Структура обучения традиционно состоит из четырех ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика обучения состоит в движении от представления материала, через объяснение к пониманию, применению знаний. Концепция подвергается критике за авторитарность, оторванность от потребностей обучающегося, за то, что не способствует развитию мышления, активности и творчества.

Педоцентрическая концепция . В ней главная роль отводится деятельности обучаемого. Предлагается строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов, способностей учеников, стремясь развивать их способности. Это принцип ряда педагогических систем (Ж.-Ж. Руссо, свободного воспитания и пр.), отрицающий систематическое обучение и воспитание детей по заранее разработанным программам, твердому расписанию и предполагающий организацию занятий на основе непосредственно возникающих у воспитанников желаний и интересов. Структура обучения при этом выглядит так: ощущение трудности, формулировка проблемы и сути затруднения, выводы и новая деятельность в соответствии с полученными знаниями. Недостатки концепции: несистематичность обучения, случайный отбор материала, большая трата времени, снижение уровня обучения.

Концепция сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, В. В. Давыдов, Л. В. Занков). Обучение основывается на принципах гуманизма, творческого подхода к развитию личности. Обучение рассматривается как творческое взаимодействие учителя и ученика, обучение без принуждения. Главное видится не только в формировании знаний, но и в общем развитии обучающегося, совершенствовании практических умений. Педагог руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, стимулируя их самостоятельность, активность и творческий поиск. Преподаватель, будучи организатором поискового процесса, вместе с учеником движутся к знаниям.

Тест 10 12 | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов



Баллов: 1
Автором теории поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения является…           
Выберите один ответ.
a. С.И. Архангельский b. В.А. Якунин c. П.Я. Гальперин  d. Я.А. Коменский Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question2
Баллов: 1
  Если у ребенка сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики, то он относится к категории детей … 
Выберите один ответ.
a. с нарушениями слуха b. с задержкой психического развития c. с нарушениями речевого развития  Верно
 Познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд особенностей
Выберите по крайней мере один ответ:
a. зрительное восприятие складывается в практической предметно-манипулятивной деятельности.  b. повышенная истощаемость всех психических процессов  c. нарушение активного произвольного внимания Частично верно
Баллов за ответ: 0.5/1.
Question5
Баллов: 1
 Фундаментом педагогики является…        
Выберите один ответ.
a. философия  b. теософия c. психология Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question6
Баллов: 1
Патологически замедленный темп речи,  как нарушения произносительной стороны речи наблюдается при … 
Выберите один ответ.
a. Брадилалии  b. Дисфонии c. ТахилалииВерно
Баллов за ответ: 1/1.
Question7
Баллов: 1
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников?
Выберите один ответ.
a. Нет b. Да  Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question8
Баллов: 1
Сложный недостаток ‒ совокупность физических и психических недостатков
Выберите один ответ.
a. верно  b. неверно Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question9
Баллов: 1
 Поведение, отклоняющееся от общепринятых нравственных норм, а иногда и правовых, включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные поступки 
Выберите один ответ.
a. Шизоидная психопатия b. Острые аффективные реакции  c. Девиантное поведение Неверно
Баллов за ответ: 0/1.
Question10
Баллов: 1
Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека?  
Выберите один ответ.
a. «да»  b. «нет» Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question11
Баллов: 1
Нарушения умственного развития могут возникнуть по  причине 
Выберите по крайней мере один ответ:
a. наследственных заболеваний и генетических нарушений;  b. интоксикаций c. перенесенных матерью заболеваний, влияющих на плод в период внутриутробного развития;  Частично верно
Баллов за ответ: 0.67/1.
Question12
Баллов: 1
К современной системе специальных образовательных услуг относятся
Выберите по крайней мере один ответ:
a. Медико-педагогический патронаж  b. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ  c. Медико-социальная профилактика  d. Бесплатная методическая литература на протяжении всего периода обучения Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question13
Баллов: 1
Задачами специальной психологии являются:
Выберите по крайней мере

13.5. Дидактические теории и концепции

В основе определенной
дидактической теории или концеп­ции
лежит понимание сущности процесса
обучения.

Для оценки
дидактической теории или концепции
выдвигают следующие критерии:
результативность и эффективность
обучения, организованного в со­ответствии
с определенной теорией или концепцией.
В качестве основных пока­зателей
результативности обучения принимают
полноту и степень приближе­ния к
заданным нормам, определяемым через
цели обучения и результаты обу­чения
(в качестве которых могут быть приняты
психические изменения, новооб­разования
в личности, качество знаний, способы
деятельности, уровень мышле­ния).
Эффективность обучения свидетельствует
не столько об уровне достиже­ния
целей, сколько о трудоемкости, времени
и затраченных ресурсах (матери­альных,
экономических, человеческих).

Концепция
дидактического энциклопедизма.
Сторонники
данного направле­ния (Я.А. Коменский,
Дж. Мильтон, И.Б. Баседов) считали, что
основная цель образования состоит в
передаче обучающимся предельно большого
объема на­учных знаний и опыта
жизнедеятельности. «Энциклопедист»
считает, что со­держание и глубина
понимания определенного фрагмента
действительности, события, явления или
процесса прямо пропорциональна количеству
изученно­го учебного материала. В
этом случае содержание образования
перегружено ин­формацией, лавиной,
обрушивающейся на обучающегося. Для
полного освое­ния содержания образования
требуется поиск интенсивных методов
со стороны педагога и большая
самостоятельная работа учащихся.

Концепция
дидактического формализма.
Его
сторонники (Э. Шмидт, А.А. Немейер, И.
Песталоцци, А. Дистервег, Я.В. Давид, А.Б.
Добровольский) рассматривали обучение
как средство развития способностей и
познавательных интересов обучающихся.
«Многознание уму не научает» (Гераклит)
— главный принцип сторонников
дидактического формализма. По мнению
И. Песталоцци, главной целью обучения
должно стать акцентирование «правильности
мышле­ния учеников, или формальное
образование», «учить мыслить, и только,
а ос­тальное придет к ним в процессе
роста» (Добровольский). По мнению
предста­вителей данной школы, с помощью
математики и классических языков
(грече­ский и латинский) можно наиболее
успешно решать задачи обучения, поэтому
в образовании человека этим предметам
отдается предпочтение. Слабость данной
концепции состоит в том, что невозможно
обеспечить развитие интеллекта уче­ника
средствами только инструментальных
предметов, без использования дру­гих
учебных дисциплин.

Концепция
дидактического прагматизма (утилитаризма).
Представители
данного направления (Дж. Дьюи, Г.
Кершенштейнер) трактуют обучение как
не­прерывный процесс «реконструкции
опыта» обучающегося. Для того чтобы
овладеть социальным наследием, человеку
необходимо освоить все виды дея­тельности,
известные современной цивилизации.
Поэтому приоритет отдается не изучению
отдельных предметов, а формированию
новых отношений и типов поведения
через

практические
занятия, через «погружение» обучающегося
в разные виды деятельно­сти. В
соответствии с этим процесс обучения
приспосабливали к субъективно-прагматическим
запросам учащихся, предоставляя им
полную свободу в выборе учебных
предметов. При таком подходе

Знать, что мы
знаем то, что мы знаем, и что мы не знаем
того, чего мы не знаем, — это и есть
истинное знание.

Конфуций

нарушается
диалектическая взаимосвязь по­знания
и практической деятельности как основы
гармоничного развития человека в
процессе обучения.

Концепция
функционального материализма.
В
основе концепции (В. Оконь) лежит положение
об интегральной связи познания с
деятельностью. Поэтому в качестве
основного критерия для построения
учебных дисциплин представите­ли
этого направления видят ряд «ведущих
идей», имеющих мировоззренческое
значение. Например, идея эволюции в
биологии, функциональных зависимо­стей
в математике, классовой борьбы в истории.
Слабость данной концепции со­стоит
в том, что при конструировании содержания
учебных предметов нельзя ограничиться
только ведущими идеями.

Парадигмальная
(от
греч. paradigma
пример,
образец) концепция
обучения.
Суть
этой концепции (Г. Шейерль) состоит в
том, что учебный материал следу­ет
представлять, во-первых, не систематически,
а «фокусно» (без соблюдения исторической,
логической последовательности),
акцентируя внимание на ти­пичных
фактах и событиях; во-вторых,
«экземпляристски» представлять
содер­жание вместо непрерывного
изложения всего учебного материала.
Слабость данной концепции состоит в
том, что нарушается принцип систематичности
представления учебного: материала.
Поэтому такой подход неприемлем для
предметов с линейной структурой
материала, например математики.

Кибернетическая
концепция обучения.
Представители
данного направления (С.И. Архангельский,
Е.И. Машбиц) рассматривают обучение как
процесс пе­редачи и переработки
информации. То есть абсолютизируется
роль учебной ин­формации и механизмов
ее усвоения, а значит, процесс усвоения
знаний. При этом недооценивается значение
логико-психологических и
индивидуально-лич­ностных особенностей
субъектов учебного процесса.
Методологической осно­вой данного
направления является теория информации
и систем, а также кибер­нетические
закономерности передачи информации.

Ассоциативная
теория обучения.
Ее
методологические основания были
зало­жены Дж. Локком и Я.А. Коменским.
Данная теория базируется на следующих
принципах:

• всякое обучение
опирается на чувственное познание:
наглядные образы важ­ны постольку,
поскольку обеспечивают продвижение
сознания к обобще­ниям;

• основной метод
— упражнение.

Основная задача
ассоциативного обучения заключается
в обогащении созна­ния обучающегося
образами и представлениями.

Слабость ассоциативной
теории в том, что ее средствами не
обеспечивается формирование творческой
деятельности, не закладываются умения
самостоя­тельного поиска новых знаний.

Теория
поэтапного формирования умственных
действий в процессе обучения.
Авторы
данной теории (П.Я. Гальперин, Н.Ф.
Талызина) установили, что воз­можности
управления процессом научения значительно
повышаются, если уча­щихся проводить
через взаимосвязанные этапы:

• предварительное
ознакомление с действием и условиями
его выполнения;

• формирование
действия с развертыванием всех входящих
в него операций;

• формирование
действия по внутренней речи;

• переход действия
в глубокие свернутые процессы мышления.

В рамках этой
теории успешность обучения определяется
созданием со сто­роны учителя и
уяснением обучающимся ориентировочной
основы новых дей­ствий и тщательным
ознакомлением с самой процедурой
выполнения действий. По мнению
специалистов, эта теория дает хорошие
результаты, если обучение действительно
начинается с материализованных действий.
Поэтому она особен­но результативна
при подготовке спортсменов, операторов,
музыкантов, водите­лей. Однако обучение
не всегда начинается с предметного
восприятия, поэтому рамки применения
этой теории также ограничены.

Управленческая
модель обучения.
Авторы
данного направления (В.А. Якунин и др.)
рассматривают обучение в терминах
управления. С этих позиций процесс
обучения осуществляется на основе
соотнесения дальних, средних и ближних
целей (стратегических, тактических,
оперативных задач). Раскрывая процесс
обучения, выделяются этапы его организации
как процесса управления:

• формирование
целей;

• формирование
информационной основы обучения;

• прогнозирование;

• принятие решения;

• организация
исполнения;

• коммуникация;

• контроль и оценка
результатов;

• коррекция.

Тенденции
развития системы образования и обучения.
Сложившуюся
в мире систему образования многие
называют «поддерживающим
обучением».
Оно
ос­новано на подготовке человека к
решению повседневных проблем и
предназна­чено в основном для
поддержания существующей системы образа
жизни и дея­тельности человека.

Однако в мире
обозначилась иная тенденция, связанная
с переходом на дру­гой тип обучения
— «инновационный». Ему присущи две
характерные особен­ности. Первая —
это обучение предвидению, т.е. ориентация
человека не столь­ко в прошлом опыте
и настоящем, сколько на далекое будущее.
Такое обучение должно подготовить
человека к использованию методов
прогнозирования, мо­делирования и
проектирования в жизни и профессиональной
деятельности. От­сюда столь важно
развитие воображения, акцентирование
внимания на пробле­мы и трудности,
ожидающие человека в будущем, на
альтернативные способы их разрешения.
Второй особенностью инновационного
обучения является включенность
обучающегося в сотрудничество и участие
в процессе принятия важных решений на
разном уровне (от локальных и частных
до глобальных, с учетом развития мира,
культуры и цивилизации).

Каковы преимущества междисциплинарного исследования? — OpenLearn

Что такое междисциплинарное обучение?

Silhouette with education icons and symbols in their head.

Copyrighted  image Icon
Авторское право: Kotoffei | Dreamstime.com

Этот тип обучения позволяет студенту учиться, устанавливая связи между идеями и концепциями через различные дисциплинарные границы. Студенты, обучающиеся таким образом, могут применять знания, полученные в одной дисциплине, в другой дисциплине, чтобы углубить учебный опыт.Самый эффективный подход к междисциплинарному обучению позволяет студентам выстраивать свой собственный междисциплинарный путь, выбирая курсы, которые имеют для них смысл. Например, не так сложно найти тему, которая выходит за рамки дисциплинарных границ в литературе, искусстве и истории или науке и математике. Тематическое изучение тем — это один из способов объединить идеи, что приведет к более содержательному обучению. Это может происходить, если учащимся разрешается выбирать свои собственные предметы, а их обучение углубляется, когда они размышляют о связях между тем, что они изучают по разным дисциплинам.

Одним из самых больших препятствий на пути к истинному междисциплинарному обучению в образовательной среде является необходимость сотрудничества преподавателей. Достичь этого может быть сложно, но возможно. Междисциплинарное преподавание и обучение становятся максимальными, когда профессионалы из разных дисциплин работают вместе, чтобы служить общей цели и помогать студентам устанавливать связи между различными дисциплинами или предметными областями. Такое взаимодействие поддерживает конструктивистскую парадигму, которая позволяет создавать новые знания и более глубокое понимание идей, чем дисциплинарное изучение.

Что такое конструктивистская парадигма?

Конструктивизм — это теория о том, как люди учатся. Эта теория предполагает, что люди создают собственное понимание и знание мира через опыт и размышления над этим опытом. Далее предлагается, что когда ученики сталкиваются с чем-то новым, они должны интегрировать это с предыдущими идеями и опытом, соединяя новые знания с чем-то уже известным. Это может означать, что студенты изучают что-то совершенно новое и необычное.Иногда это приводит к тому, что ученик полностью отвергает идеи. Прежде всего, теория предполагает, что мы являемся активными создателями собственных знаний, требуя от студентов задавать вопросы, исследовать и оценивать то, что известно или изучено. Таким образом, учащиеся, участвующие в междисциплинарных исследованиях, создают собственное понимание и знание мира, выбирая учебу.

Что такого полезного в этом виде обучения?

Установление связей между различными концепциями необходимо в междисциплинарном исследовании.Вот еще несколько преимуществ обучения таким образом:

  • Студенты очень мотивированы, поскольку они заинтересованы в изучении тем, которые им интересны. В результате содержание часто основывается на жизненном опыте, давая подлинную цель обучения и связывая ее с контекстом реального мира. Следовательно, обучение становится значимым, целенаправленным и более глубоким, в результате чего у учащегося остается опыт обучения на всю жизнь.
  • Студенты изучают темы более глубоко, потому что они рассматривают множество различных точек зрения, с которых может быть изучена тема.
  • Навыки критического мышления используются и развиваются по мере того, как учащиеся смотрят через дисциплинарные границы, чтобы рассмотреть другие точки зрения, а также начинают сравнивать и противопоставлять концепции по предметным областям.
  • Студенты начинают консолидировать обучение, синтезируя идеи с разных точек зрения и рассматривая альтернативный способ получения знаний.
  • Изучение тем в различных предметных областях мотивирует учащихся к получению новых знаний в разных предметных областях.
  • Развиваются передаваемые навыки критического мышления, синтеза и исследования, которые применимы к будущему обучению.
  • Междисциплинарные знания и применение разных дисциплин могут привести к большему творчеству.
  • Достойные темы исследования могут оказаться в «промежутках» между традиционными дисциплинами.

Заключительные мысли

Междисциплинарное исследование позволяет синтез идей и характеристик многих дисциплин.В то же время он учитывает индивидуальные различия учащихся и помогает развить важные, передаваемые навыки. Эти навыки, такие как критическое мышление, общение и анализ, важны и постоянно развиваются на всех этапах жизни. Образовательные системы лучше всего служат студентам, если они позволяют и поощряют студентов строить свои собственные междисциплинарные пути. Такой подход обязательно разовьет любовь к учебе, зажжет искру энтузиазма и устранит различия в обучении учащихся.

Дополнительная информация

Джонс, К. (2009). Междисциплинарный подход: преимущества, недостатки и будущие преимущества междисциплинарных исследований.

.

5 причин, почему онлайн-обучение — это будущее образования

Концепция традиционного образования радикально изменилась за последние пару лет. Физическое присутствие в классе больше не единственный вариант обучения — по крайней мере, с появлением Интернета и новых технологий. В настоящее время у вас есть доступ к качественному образованию в любое время и в любом месте, если у вас есть доступ к компьютеру. Мы вступаем в новую эру — революцию онлайн-образования.

Нет необходимости сбрасывать со счетов скептицизм в отношении образования через Интернет. Трудно понять идею отказа от обычного класса, особенно если он сталкивается с огромным пространством под названием Интернет.

Более 30 процентов студентов высших учебных заведений в США проходят по крайней мере один дистанционный курс.

Однако этого недостаточно, чтобы уклоняться от этой альтернативы, которая оказалась действительной и полезной для многих студентов.Согласно последнему опросу, проведенному Babson Survey Research Group, более 30 процентов студентов высших учебных заведений в Соединенных Штатах проходят по крайней мере один дистанционный курс. Онлайн-образование — разумный выбор независимо от того, подросток вы или взрослый. Для студента это может быть полезным методом обучения, чтобы отточить свои навыки в сложном предмете или освоить новый навык.

Продолжайте читать, чтобы узнать еще пять причин, по которым вам следует принять участие в онлайн-обучении!

1.Это гибко.

Онлайн-обучение позволяет учителю и ученику устанавливать свой собственный темп обучения, а также есть дополнительная гибкость, позволяющая установить расписание, которое подходит каждому. В результате использование образовательной онлайн-платформы позволяет лучше сбалансировать работу и учебу, поэтому не нужно ни от чего отказываться. Онлайн-обучение учит вас жизненно важным навыкам управления временем, что упрощает поиск хорошего баланса между работой и учебой. Наличие общей программы действий между учеником и учителем также может побудить обе стороны принять новые обязанности и получить больше автономии.

2. Предлагает широкий выбор программ.

В таком огромном и обширном пространстве, как Интернет, есть бесконечные навыки и предметы, которым нужно учить и учиться. Все больше университетов и высших учебных заведений предлагают онлайн-версии своих программ для различных уровней и дисциплин. От музыкальной композиции до квантовой физики есть варианты для каждого типа ученика. Изучение вашей программы в Интернете также является отличным вариантом для получения официального сертификата, диплома или степени, не заходя физически в университетский городок.

3. Доступно.

Онлайн-образование позволяет вам учиться или преподавать из любой точки мира. Это означает, что нет необходимости ездить с одного места на другое или придерживаться жесткого графика. Кроме того, вы не только экономите время, но и деньги, которые можно потратить на другие приоритеты. Виртуальный класс также доступен везде, где есть подключение к Интернету, и хороший способ воспользоваться этим — отправиться в путешествие.Например, если вы учитесь за границей и хотите устроиться на работу, онлайн-образование — отличный выбор. Нет причин отказываться от работы или учебы, исследуя новые и экзотические места.

4. Это дает возможность индивидуального обучения.

Ранее мы упоминали, как гибкость может помочь вам установить собственный темп обучения. Но онлайн-образование также гибко с учетом индивидуальных требований и уровня способностей каждого учащегося.

Онлайн-классы обычно меньше обычных. В большинстве случаев онлайн-платформы для обучения допускают только одного ученика за раз, и почти во всех случаях это позволяет улучшить взаимодействие и обратную связь между вами и вашим преподавателем.

Часто в Интернете есть доступ к очень разнообразным материалам, таким как видео, фотографии и электронные книги, и преподаватели могут также интегрировать другие форматы, такие как форумы или обсуждения, для улучшения своих уроков. И этот дополнительный контент доступен в любой момент из любого места, что предложит вам более динамичное и индивидуальное обучение.

5. Это более экономичное образование, чем традиционное образование.

В отличие от очного обучения, онлайн-обучение более доступно. Также часто существует широкий выбор способов оплаты, позволяющих платить в рассрочку или за класс. Это позволяет лучше управлять бюджетом. Многим из вас также могут предоставляться скидки или стипендии, поэтому цена редко бывает высокой. Вы также можете сэкономить на материалах для поездок на работу и в классе, которые часто доступны бесплатно.Другими словами, денежных вложений меньше, но результаты могут быть лучше других вариантов.

Заключительные мысли

Это всего лишь несколько причин для выбора онлайн-образования, и почему 90 процентов студентов сегодня думают, что онлайн-обучение такое же или лучше, чем традиционное обучение в классе. Каждый студент должен оценить свою уникальную ситуацию и принять решение в соответствии со своими потребностями и целями, и хотя эта альтернатива традиционному образованию не для всех, это все же удобный вариант с практически бесконечными возможностями для иностранных студентов во всем мире.


Об авторе

Джемма Джозеп — менеджер контента для Classgap, онлайн-платформы, цель которой — облегчить общение между учителями и учениками. Она пишет о важности онлайн-обучения, образования и технологий, а также работает с Classgap, чтобы приблизить образование и создать идеальную онлайн-среду для обучения.

.

7 лучших бесплатных онлайн-курсов по искусственному интеллекту и машинному обучению

При всей шумихе вокруг искусственного интеллекта и машинного обучения вы могли подумать, являются ли эти области жизнеспособными для карьеры или смены карьеры. Но прежде чем вы примете такое важное решение, вы можете сначала выяснить, о чем они все.

Здесь мы собрали некоторые из самых популярных и проверенных курсов по этим предметам, которые вы можете пройти бесплатно. Это всего лишь предложения, и вы можете найти много других в сети.

СВЯЗАННЫЕ: 13 БЕСПЛАТНЫХ САЙТОВ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ В МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Как лучше всего изучить искусственный интеллект для новичка?

Как и все в жизни, лучший способ узнать что-либо — это намочить ноги.

Посмотрите несколько TedTalks на YouTube, прочтите несколько сообщений в блогах, найдите форумы и группы на платформах социальных сетей и прочтите несколько книг по этой теме.

Но, в конечном счете, вы должны реалистично относиться к тому, действительно ли предмет вас интересует или нет.Прежде чем вы решите сделать решительный шаг, пройдите несколько бесплатных курсов по этому предмету или, если возможно, платных, и посмотрите, действительно ли это для вас.

Еще один хороший совет — найти человека, который сделал то, что вы собираетесь делать. Выбери их мозг и узнай, как они это сделали, и рекомендуют ли они это или нет.

LinkedIn может быть здесь хорошим началом. Попробуйте связаться с кем-нибудь в поле и начать разговор — кто знает, куда это вас приведет!

Если вы хотите узнать о приключениях новичка от нулевых знаний до мастерства, вы можете прочитать следующую историю о hackernoon.com.

Если вам все еще интересно, ниже мы собрали несколько отличных курсов по ИИ и машинному обучению. Все они бесплатны, но для их выполнения вам могут потребоваться некоторые базовые знания по другим предметам.

Удачи!

artificial intelligence courses Источник: Грег Зебовски / YouTube

Где я могу бесплатно узнать об искусственном интеллекте?

Есть несколько мест, где вы можете узнать об искусственном интеллекте онлайн и бесплатно. Например, многие ведущие технологические университеты мира загрузили контент, который вы можете бесплатно смотреть на таких сайтах, как YouTube.

Вы также можете рассмотреть возможность прохождения некоторых из их бесплатных онлайн-курсов по таким темам.

Но если вы хотите сесть и пройти настоящий курс, вот некоторые из лучших курсов, которые доступны на данный момент.

1. Искусственный интеллект от EdX

EdX славится своими подробными и легкими для понимания курсами. Для наших целей их курс по искусственному интеллекту — отличный бесплатный онлайн-курс.

Следующий раунд начинается в сентябре 2019 года, так что записывайтесь, если вам интересно.

Этот отличный курс охватывает темы приложений ИИ, таких как робототехника и НЛП, алгоритмы машинного обучения (ветвь ИИ), структуры данных, игры и проблемы удовлетворения ограничений.

Курс рассчитан на 12 недель и представляет собой учебник продвинутого уровня Колумбийского университета. Это бесплатно, но вы можете отметить официальный сертификат за несколько сотен долларов.

2. Введение в искусственный интеллект от Audacity

Этот отличный курс от Audacity поможет научить вас некоторым фундаментальным основам искусственного интеллекта.Он является частью их серии по программе Machine Learning Engineer Nanodegree и охватывает множество типичных приложений этой технологии.

Его преподают Себастьян Трун и Питер Норвиг, которые помогут вам разобраться в таких вещах, как байесовские сети, статистика и машинное обучение, а также приложения искусственного интеллекта, такие как НЛП, робототехника и обработка изображений.

ai machine learning free courses Источник: Mike MacKenzie / Flickr

Перед тем, как вы начнете курс, ожидается, что вы получите знания в области линейной алгебры и теории вероятностей.

3. Искусственный интеллект: принципы и методы, Стэнфордский университет

Этот бесплатный курс Стэнфордского университета предлагает слушателям возможность узнать, как ИИ использует математические инструменты для решения сложных задач. К ним относятся такие вещи, как машинный перевод, распознавание речи и лиц, а также автономное вождение.

Полный цикл лекций можно просмотреть в Интернете и охватывает:

  • Концепции машинного обучения
  • Поиск по дереву
  • Динамическое программирование
  • Эвристика
  • Игра в игру
  • Марковские процессы принятия решений
  • Проблемы удовлетворения ограничений
  • Байесовские сети
  • Логика

ai machine learning courses Источник: Mike MacKenzie / Flickr

В курс также входит набор заданий для проверки ваших знаний.Желательно, чтобы у вас были основы программирования, дискретной математики и теории вероятностей, прежде чем углубляться.

4. Искусственный интеллект Udacity для робототехники от Технологического института Джорджии

Еще один курс, предлагаемый Audacity, в этом курсе обсуждается, как роботизированные машины программируются в Стэнфорде. и Google.

Он также является частью курса Deep Learning Nanodegree Foundation, упомянутого ранее.

Курс, который также ведет Себастьян Трун, будет говорить о локализации, фильтрах Калмана и частиц, ПИД-регулировании и SLAM.

Как и в других курсах, указанных выше, вы должны будете иметь основы математических понятий, таких как линейная алгебра и вероятность. Также было бы неплохо, если бы вы знали Python, а опыт программирования действительно помог бы.

Какой лучший онлайн-курс по машинному обучению?

Если вы заинтересованы в изучении машинного обучения, вот некоторые из лучших доступных онлайн-курсов. Этот список был составлен с большим трудом Дэвидом Вентури в freecodecamp.орг.

Их критерии для выбора лучшего курса:

  1. Он должен содержать значительный объем материалов для машинного обучения. В идеале машинное обучение является основной темой. Обратите внимание, что курсы только для глубокого обучения исключены.
  2. Он должен предлагаться по запросу или каждые несколько месяцев.
  3. Это должен быть интерактивный онлайн-курс, поэтому никаких книг или учебных пособий только для чтения . Хотя это жизнеспособные способы обучения, в этом руководстве основное внимание уделяется курсам.Курсы, которые являются строго видео (то есть без викторин, заданий и т. Д.), Также исключаются.

Итак, без лишних слов, вот (по их мнению) лучшие курсы машинного обучения. Доступно еще много курсов, и на сайте freecodecamp.org есть хорошая серия обзоров на многие из них, если вам нужна дополнительная информация.

1. Машинное обучение от Стэнфордского университета через Coursera

Стэнфордский университет славится своим высоким качеством образования, а курс машинного обучения не оставляет проблем.этот курс регулярно получает отличные отзывы и оценки, а его программа — на высоте.

Его преподает Эндрю Нг, который основал Google Brain и был бывшим главным научным сотрудником Baidu. Курс был впервые запущен в 2011 году и охватывает многие, если не все, аспекты рабочего процесса машинного обучения.

Курс бесплатный и требует 5-7 часов работы в неделю. Вы можете получить сертификат в конце за небольшую плату.

artificial intelligence learn for free Источник: O’Reilly Conferences / Flickr

2.Udacity Введение в машинное обучение на Udacity

Еще один замечательный курс по машинному обучению в Интернете, который вы можете изучать бесплатно, предлагает Udacity. Согласно hackerearth.com, он уступает только курсу Стэнфорда, описанному выше.

Курс является частью программы Udacity Data Analyst Nanodegree и рассчитан примерно на 10 недель . Курс научит вас всему, что вам нужно знать для обработки наборов данных с использованием методов машинного обучения.

Его преподают Себастьян Трун и Кэти Мэлоун, и вам нужно знать некоторые основные статистические концепции и Python, прежде чем начать.

3. Обучение на основе данных (вводное машинное обучение) от EdX

Этот курс машинного обучения от EdX — наш третий и последний лучший онлайн-курс для изучения данной темы. Его преподает Ясер С. Абу-Мостафа, профессор электротехники и компьютерных наук Калифорнийского технологического института.

Этот бесплатный курс научит вас основным теоретическим принципам, алгоритмам и приложениям машинного обучения. Для его завершения требуется около 10-20 часов в неделю за 10 недель .

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *