Мировоззрение. Философия как мировоззрение — Студопедия
Философия, будучи онтологией, гносеологией и т.д. является, вместе с тем, одним из видов мировоззрения. Что такое мировоззрение? В философской литературе можно встретиться с различными определениями понятия мировоззрения. Мы предлагаем следующее определение этого понятия. Мировоззрение есть совокупность самых общих принципов и оснований, которыми руководствуются люди в своей практической и теоретической деятельности.
Необходимо иметь в виду, что формирование мировоззрения представляет собойчрезвычайно сложный процесс, в котором участвует множество разных факторов. В истории социальной мысли предпринимались попытки свести этот процесс исключительно к классовым моментам. Конечно, классовая принадлежность оказывает существенное, а в некоторых случаях и определяющее влияние на формирование мировоззренческих взглядов, но было бы неправильно абсолютизировать его. На выработку мировоззрения сильное влияние оказывают, например, национальный, религиозный, возрастной, географический и другие факторы.
Несмотря на широкое употребление этого понятия в философии и науке, его истинное значение остается предметом жарких теоретических споров. Не вдаваясь в существо и, тем более, в детали этих споров, заметим лишь, что мировоззрение рассматривается то как некая самостоятельная форма общественного сознания, наряду, скажем, с политическим, правовым, религиозным, философским сознанием, то просто отождествляется с какой-либо формой общественного сознания или с общественным сознанием в целом. Например, говорят о политическом, юридическом, религиозном, научном, философском мировоззрении или о мировоззрении целых обществ, наций, классов, исторических эпох, стадий, формаций и т.д., сводя его к некоторому концентрированному выражению общественного сознания в целом.
Отождествление мировоззрения с той или иной формой общественного сознания, как и общественного сознания в целом, на наш взгляд, просто неправомерно. Оно стирает различия между неодинаковыми по своему значению понятиями. Можно ли, скажем, поставить знак равенства между религией и мировоззрением? Безусловно, религия в силу своей специфики несет на себе мировоззренческие функции, но она не сводится к мировоззрению. Мировоззрению, например, не свойственны религиозные таинства и обряды, составляющие наиболее существенную сторону религии. Своеобразно объясняя мир, то есть выполняя некоторые мировоззренческие функции, религия вовсе не сводится к этому объяснению или, лучше сказать, представлению о мире. Религия исходит из веры, а не из объяснения.
В сложной структуре мировоззрения довольно явственно просматриваются два этажа, обусловленные соответствующими ступенями познавательной деятельности человека: чувственно-созерцательный (миросозерцание) и понятийный, или умопостигаемый (миропонимание). Миросозерцание и миропонимание в своей совокупности и составляют мировоззрение. Миросозерцание есть самое первое и непосредственное (т.е. без посредства специально предпринимаемых размышлений и умозаключений) отражение окружающего мира с помощью различных органов чувств. В качестве своих составляющих оно включает в себя мироощущение, мировосприятие и миропредставление.
В общем и целом окружающий мир ощущается людьми более или менее схоже, что и подтверждается многочисленными физиологическими и психологическими опытами, проведенными в различное время и среди различных народов. Но те же опыты показали, что мироощущение и мировосприятие людей, даже находящихся в одинаковы условиях, существенно различаются, а амплитуда этих различий иногда достигает значительных колебаний. Это различие обусловлено физиологическими, расовыми, национальными, природными, половыми, возрастными, классовыми, культурными и многими другими особенностями. Немалую роль в этом играют и генетические характеристики человека, его «предрасположенность» к специфическому восприятию мира. Одни и те же картины мира вызывают у различных людей неодинаковые, а иногда и прямо противоположные чувства и ассоциации. Одни от созерцания этих картин приходят в необычайный восторг, другие же, наоборот, впадают в глубокую печаль, ими овладевают необъяснимые чувства уныния или страха. Особенно остро воспринимают и ощущают внешний мир, его беспредельность, вечность, необычность красок, звуков, запахов и т.п. люди по природе впечатлительные, так называемые художественные натуры. Если «лирик» созерцает, скажем, звездное ночное небо с удивлением и трепетом, то «физик», глядя в небо, может быть равнодушным и совершенно спокойным.
Отдельные фрагменты ощущений и восприятия окружающего мира, полученные в различное время, надолго, а иногда и на всю жизнь, запечатлеваются в памяти человека и с помощью воображения определенным образом объединяются, синтезируются в некоторый целостный образ, в комплексное представление о мире в целом, в том числе и невидимой его части, а иногда и вообще о несуществующем сказочном мире, мире чудес и всевозможных таинств.
Представление о мире, возникающее у человека под влиянием непосредственного созерцания лишь отдельных «видимых» и «слышимых» его частей дополняется и достраивается с помощью фантазии и воображения и в таком целостном виде оказывает обратное влияние на мироощущение и мировосприятие, формируя их в «заданном ключе». В миропредставлении наряду с подлинными реалиями окружающего мира всегда присутствует элемент несуществующего, нереального, гипотетического.
Миросозерцание органически возводит человека на более высокую ступень мировоззрения, на теоретический и объяснительный уровень, уровень миропонимания. Если миросозерцание основывается на чувствах, то миропонимание опирается на разум. Добытый на основе органов чувств миросозерцательный материал перерабатывается затем с помощью понятий и умозаключений в некоторую умозрительную конструкцию, как бы просвечивается разумом, очищается от несущественных моментов, индивидуальных модификаций, становится более общим.
Результат этой переработки и будет составлять основу миропонимания. Сам процесс такой переработки испытывает сильнейшее влияние со стороны господствующих в данное время и в данном народе религиозных и философских взглядов, что, в конечном счете, определяет уровень мировоззрения каждого отдельного человека. В выработке мировоззренческих установок, разумеется, принимают участие и все другие формы общественного сознания: политическая идеология, правосознание, моральные принципы и нормы. Не меньшее воздействие этот процесс испытывает со стороны наук и жизненного опыта народа.
Известное воздействие на характер миропонимания оказывает принадлежность субъекта к тому или иному классу. Выработанные идеологами определенные мировоззренческие стереотипы и классовые идеологические клише вызывают и своеобразное отношение представителя того или иного класса к миру в целом.
Несмотря на огромное разнообразие мировоззренческих установок, обусловленных многообразием субъектов мировоззрения (отдельных личностей, профессиональных групп, классов, наций и народов, различных общественных систем и т.д.) в данную историческую эпоху господствующими оказываются некоторые общие для всех мировоззренческие принципы и формы выражения самого мировоззрения. Даже самое беглое обращение к истории мировоззренческих взглядов, которых придерживалось человечество в ходе своего развития, показывает, что происходит смена мировоззренческих форм и установок через относительно продолжительный исторический промежуток времени.
В истории мировоззренческих взглядов более или менее четко прослеживаются по крайней мере три господствующих формы мировоззрения, обусловленные определенными историческими условиями, характером и уровнем знаний о мире, спецификой хозяйственной деятельности и образом жизни: мифологическая, религиозная и философско-научная.
Первым (по времени возникновения) является мифологическое мировоззрение. Преобладающую роль в нем играют мироощущения, чувственные представления о явлениях природы и общественной жизни. Собственно говоря, сам миф есть ни что иное, как особый вид мироощущения, отображения мира с помощью чувственных форм познания и, в первую очередь, представления. Древние мифы — это продукты народной фантазии, занимательные сказания, в которых наряду с вымыслом содержатся зачатки научных знаний, нравственные и религиозные представления о мире. Миф, часто в художественной форме, рассказывает о происхождении и сущности мира, гармонии и хаосе в природе, космосе и человеке, прошлом и будущем общественной жизни. С помощью мифа делается попытка объяснить мировые явления, указать на причину их происхождения, хотя подобное объяснение вряд ли можно отнести к причинному объяснению, поскольку в нем отсутствует рациональный, причинно-следственный анализ мировых событий и процессов. Указание на причину здесь условно и вспомогательно. Оно связано с особым приемом олицетворения происходящих событий, с попыткой успокоить чувства и разум древнего человека хотя и вымышленным, но понятным, благодаря образности и наглядности, путем. В мифе причина отождествляется со следствием: тот, кто производит явления, сам является этим явлением. Например, по греческой мифологии громом управляет отец богов и людей Зевс. Вместе с тем Зевс олицетворяет и сами эти небесные явления — гром и молнию. Афина — это не только богиня неба, покровительница наук и мудрости, но и самое небо и мудрость в виде живого и реального существа. Мифология объясняла мир, вернее, рассказывала о мире («миф» — в переводе с греческого означает «рассказ»), используя живые образы богов и людей, их естественные желания и стремления, понятные всякому.
Другим видом мировоззрения является религия. Религия и миф тесным образом переплетены: элементы иносказательности, олицетворения, образности, характерные для мифологии, органически вплетены в религиозную структуру мировоззрения, и, наоборот, чисто религиозные компоненты входят в содержание мифа. Но религия и миф — не одно и то же, а религиозное мировоззрение существенно отличается от мировоззрения мифологического. Больше того, в иных случаях религиозное мировоззрение может быть враждебно мифологии, исключающим и высмеивающим всякое мифологическое объяснение мироздания, человека и человечества. Почти во всех развитых религиозных системах попытки объяснить мир с помощью мифа расценивались как примитивное и грубое вторжение в сферу таинственного и сверхъестественного, а склонность отдельных верующих к языческим представлениям о мире объявляется тяжким грехом.
Чем же отличается религиозное мировоззрение от мифологического? Мифология есть такой вид мировоззрения, в котором ведущую роль играют не верхние этажи мировоззрения — миропонятия и миросуждения, не понятийно-логическое, а чувственно-волевое мироощущение и мировосприятие. «В мифе чувства преобладают над интеллектом, эмоции — над мыслью, волевые импульсы — над познанием»[1]. Что касается религиозного мировоззрения, то оно, сохраняя чувственные, эмоциональные моменты, присущие мифу, опирается не столько на чувства, как таковые, а руководствуется достаточно подробно разработанной рациональной системой со множеством специальных понятий весьма отвлеченного, абстрактного порядка. Например, Бог в христианской религии наделяется целым рядом отвлеченных атрибутов (вездесущность, абсолютность, бесконечность во времени и пространстве, неделимость и т.д.), понимание которых требует большого умственного напряжения и связано со множеством рациональных операций, логических силлогизмов и тончайших выводов, построенных с помощью специальных приемов.
Мифология как вид мировоззрения для объяснения — рассказа о мировых явлениях и процессах, космических событиях и их последствиях прибегает к олицетворению, отождествляя причину со следствием, естественный мир со сверхъестественным. Религия же выступает решительной противницей всякого олицетворения для объяснения мировых событий, она не обращается к образам героев-богатырей, фантастических животных и птиц, как это делает мифология, а объясняет их божественным промыслом.
Для религии образы выступают, в лучшем случае, как некие символы, за которыми скрывается непознаваемая, сверхъестественная реальность.
Особой формой мировоззрения является философское мировоззрение. Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, сознательно выделяет мировоззренческие вопросы, соответствующим образом их формулирует и пытается ответить на них с помощью специально разработанных понятий (категорий), принципов и теоретических положений, подкрепляя их логической аргументацией, опираясь на всю сумму имеющихся знаний о мире, жизненную практику и опыт. Если мифология в своих представлениях о мире главный упор делает на образно-чувственное познание окружающего мира и самого человека, если религия для понимания мира опирается главным образом на веру, то философия пользуется исключительно методами теоретизирования, она представляет собой систему теоретических взглядов на мир, человека, общество. Философское мировоззрение — сугубо теоретическое. В этом отношении философия ничем не отличается от других чисто теоретических наук: как и любая другая, она оперирует специальными понятиями, выдвигает гипотезы, формулирует теоретические постулаты и принципы, стремится к теоретическим обобщениям, высказывает прогнозы.
Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, возникает не стихийно, не путем спонтанного, непредсказуемого процесса, а сознательно, как специально разрабатываемое учение о мире, критическое его осмысление в рамках строго логического теоретизирования. Оно не есть порождение народной фантазии или массовой веры в наличие сверхъестественной силы и божественных эманации, а является плодом размышлений отдельных любителей мудрости — философов.
Далее, для теоретического осмысления мира философия разрабатывает и использует специальные методы, с помощью которых стремится раскрыть тайны мироздания и внутреннего мира человека, ищет рациональные пути отыскания истины, то есть соответствия человеческих знаний реальной действительности. Любые философские построения, так или иначе, направлены к правильному, истинному пониманию указанных проблем. Можно говорить об ошибочности или ложности тех или других философских взглядов, находить в них теоретические ошибки или даже нелепости, но нельзя подозревать авторов философских новаций в стремлении сознательно извратить или исказить истину, умышленно строить ложную философскую теорию.
К числу особенностей философского мировоззрения следует отнести и стремление подвергнуть критическому анализу возможность и способность человеческого разума адекватно отобразить окружающий мир. Ни религия, ни мифология такой задачи перед собой не ставят. Философия же пытается выяснить природу человеческого познания, определить структуру и способность познавательных форм, с помощью которых приобретаются знания о мире, а также способы проверки его достоверности. Этот теоретико-познавательный аспект философского мировоззрения не поддается ни образно-мифологическому, ни религиозному освещению, а только может быть подвергнут анализу с помощью чисто философских приемов.
Перемена мировоззренческих установок и активная деятельность по их практическому воплощению в жизнь непосредственным образом сказывается на течении индивидуальной и общественной жизни людей. В обществе всегда существует возможность появления внешне привлекательных, но ложных в своей основе мировоззренческих принципов, способных свернуть исторический процесс, процесс созидания жизни с его естественного пути. Таким образом, даже ложное мировоззрение обладает потенциальной возможностью преобразовывать жизнь, заводить ее в тупиковые ситуации.
Разумеется, подразделение мировоззрения на мифологическое, религиозное и философское носит условный, относительный характер. Это делается, с одной стороны, для более глубокого понимания мировоззрения, а с другой, чтобы выделить господствующую при данных обстоятельствах форму мировоззрения как преобладающую тенденцию в эволюции мировоззренческих взглядов. В реальной же действительности не бывает чисто философского, религиозного или мифологического мировоззрения. Даже у самых передовых людей, получивших философское или религиозное образование и воспитание, нет чисто философского или чисто религиозного мировоззрения.
Мировоззрение есть процесс, протекающий с различной скоростью и в различных формах. В течение жизни одного человека нередко происходит неоднократная смена мировоззренческих установок. На характер мировоззрения влияют многие факторы, в том числе и возрастные особенности. В детстве, например, преобладает мифологическое миросозерцание, в зрелом возрасте — рациональные мировоззренческие установки, в старости часто происходит переосмысление основополагающих принципов, появляется склонность к религиозному объяснению смысла жизни и бытия. То же самое можно сказать о мировоззрении наций, классов, больших и малых социальных групп и общества в целом. Исторические примеры свидетельствуют, что в считанные годы и даже месяцы и дни полностью сменялась мировоззренческая картина, наступал мировоззренческий перелом, переоценка мировоззренческих ценностей у большинства членов общества. Конечно, смена мировоззрения подготавливается заранее, постепенно; процессы, приводящие к смене, могут идти подспудно, незаметно, подтачивая старые мировоззренческие устои и возводя основание, на котором возникает новое мировоззрение.
Особенности философского мировоззрения — Студопедия
Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения.
Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.
Философское мировоззрение шире, чем научное т.к. научное строится на основе данных частных наук и опирается на разум, фил. мировоззрение еще и на ощущения. Оно отражает мир через понятия и категории.
Особенности:
— это рациональное объяснение действительности
— философия имеет понятийно-категориальный аппарат
— философия носит системный характер
— философия носит рефлексивный характер
— философия носит ценностный характер
— философия носит оценочный характер
— философия требует определенного уровня интеллекта
Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная.
Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.
Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «Человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.
Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого.
Также, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских учений – в основном и главном – такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.
Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.
Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и уровни мировоззрения
Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама жизнь людей в обществе носит исторический характер. Вслед за изменением всех составляющих общественно-исторического процесса изменяется мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей. Мировоззрение — это сложное, интегральное образование, в котором принципиально важна связь его компонентов.
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
1. Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными (военными), повседневно- практическими.
2. Ценности — это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими понятиями, как «значимость», «полезность» или «вредность». Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения -что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными. Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д. Вредность — это наше негативное отношение к какому-то явлению.
3. Эмоции — это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».
4. Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.
5. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть — так велика их побудительная сила. Убеждения — это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.
6. Вера — это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.
7. Сомнение — критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям. Сомнение — обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.
Таким образом, мировоззрение — это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.
В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.
1. Обыденное мировоззрение — это совокупность взглядов, основанных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие слои общества, имеет очень важное значение, оно является реально «работающим» мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.
2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профессиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности и т.д. Это может быть мировоззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.
Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому — огромное влияние творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.
3. Высший уровень мировоззрения — теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других видов мировоззрения философия не только является творцом мировоззрения, но и профессионально занимается анализом мировоззрения, подвергает его критическому осмыслению.
76 Вопрос: Переходные формы мировоззрения.
Переходные процессы
как в обществе так и в мировоззрении
происходят посредством переходных форм
(в нашем случае, переходных мировоззренческих
форм), которые возникают в самом процессе
перехода, и отмирают с его завершением.
Переходные формы имеют двойственную
природу — включают в свое единство
элементы старого и нового качества.
Через переходные формы происходит
адаптация к новым условиям, это мосты
к более прогрессивной системе,
обеспечивающие преемственность со
старой системой. Этим объясняется
одновременное существование в эпоху
Эллинизма и Возрождения большого
количества школ и мыслителей, с уникальными
и не похожими друг на друга учениями.
Это обнаруживает
множество вариантов развития мировоззрения
и разрешения ситуации перехода. Существует
теоретическая возможность реализации
каждого из появившегося учения в новом
мировоззрении.
77 Вопрос: Диалектика необходимого и случайного переходных типов мировоззрения.
Диалектика необходимого
и случайного проявляется в переходный
период таким образом, что приходиться
говорить о вариантах выхода обществ их
переходного периода, а не о какой-то
определенной схеме завершения переходного
периода, и установлении господства
какого-то определенного мировоззрения.
На исход конкурентной борьбы переходных
форм, форм старого мировоззрения влияют
множество факторов. Все выше перечисленные
проблемы можно объединить в одну –
проблему вариантов выхода общества из
переходного периода.
Проблема вариантов
выхода общества из переходного периода
делится на две части. Первая подпроблема
— что именно общество при переходе из
одного стабильного состояния в другое
сохраняет в себе (это присутствует в
переходном периоде как элемент старого).
Вторая — чем может кончиться для общества
переходный период. Многовариантность
развития присуща всему историческому
процессу. Но ее источником является
переходный период. Здесь возникающие
«вспышки взрывной эволюции» рождают
все видовое разнообразие мира. Среди
возникших видов мировоззрения и
философских учений есть главные
разновидности и побочные. В дальнейшем
видовое разнообразие оскудевает,
оставшиеся не многие виды продолжает
эволюцию.
Первая подпроблема
— это проблема «удержания» или социальной
преемственности. Сохраняются остатки
старого в новом, но не все, а лишь
определенные, некоторые признаки и
свойства. Само повторение идет в новых,
неповторимых условиях. Преемственность
суть реализация закона отрицания
отрицания, переходный период переносит
в новое качество все положительное,
жизнеспособное.
Таким образом, в
развитии осуществляется связь между
различными историческими типами
мировоззрения. Приобретенное ранее не
отбрасывается на более высоких ступенях,
а усваивается ими.
78 Вопрос: Роль субъективного фактора в обеспечении переходных мировоззренческих процессов.
Роль субъективного
фактора в обеспечении переходных
процессов — одно из важных обстоятельств,
влияющих на решение второй подпроблемы,
указанной выше. Под субъективным фактором
здесь понимается деятельность людей.
Противоречия из абстрактного нечто
получают свою конкретизацию в деятельности
людей. То есть, переходные процессы
являются общественным последствием
деятельности людей, и через эту
деятельность становятся обязательными
и необходимыми (закономерными). Но и
сама деятельность людей противоречива,
в мотивах, в результатах и пр.. Необходимость
общественных изменений проявляется не
в чистом виде, она испытывает на себе
многообразие человеческой активности.
Люди в своей деятельности опираются на
разные стороны реальности, выбирают
направление, характер, форму деятельности,
способ осмысления и пр.. В тотальной
противоречивости переходного периода
повышается роль случайности и субъективного
фактора. Этим объясняется и мировоззренческое,
философское многообразие переходных
типов мировоззрения. И существование
«веера» возможностей для выхода каждой
переходной формы из переходного периода
в качестве основы нового мировоззрения.
11 загадочных оптических иллюзий и как они работают
Оптические иллюзии забавляли и разочаровывали людей на протяжении десятилетий. Хотя оптические иллюзии часто рассматриваются как источник удовольствия, они могут многое рассказать нам о нашем зрении и нервных системах.
Ниже представлены некоторые из самых загадочных оптических иллюзий всех времен и объясняется, как они обманывают ваш разум.
1. Иллюзия Эббингауза: все дело в контексте
Эта иллюзия, также известная как круги Титченера, проверяет ваше восприятие размера.Хотя эта иллюзия была открыта и названа в честь Германа Эббингауза, наиболее распространенное изображение этой иллюзии было создано Эдвардом Б. Титченером.
На изображении Титченера два круга равного размера. Один круг окружен кольцом из больших кругов, а другой круг окружен кольцом из меньших кругов. Хотя оба центральных круга имеют одинаковый размер, один кажется меньше другого с добавлением дополнительных кругов.
Считается, что причина этого несоответствия кроется в том, как мы воспринимаем размер.Исследования показали, что наше восприятие размера зависит от контекста. Изменяя контекст, в котором показаны оба круга, меняется наше восприятие их относительных размеров.
Источник: AlexWorth91 / Wikimedia Commons
2. Сиреневый преследователь: остаточное изображение и исчезновение Трокслера
Этот цикл изображений, широко известный как иллюзия Пак-Мэна, заставлял людей ломать голову с 2005 года. Создан Джереми Хинтоном, иллюзия состоит из двенадцати точек, обычно сиреневого или пурпурного цвета.Точки размещены на сером фоне с черным крестом в центре. Одна точка исчезает на долю секунды, а затем снова появляется, действие, которое повторяется по часовой стрелке для всех точек.
Зрителям приказывают смотреть на крест в середине кольца, и в этот момент они наблюдают за двумя происходящими событиями: во-первых, зеленая точка появляется в отсутствие исчезнувшей точки. Во-вторых, зеленая точка постепенно стирает оставшиеся сиреневые точки, пока все, что остается, не превращается в зеленую точку, движущуюся по цепи.
Объяснение этой иллюзии поистине увлекательно. Зеленая точка появляется благодаря эффекту, известному как остаточное изображение. Палочки и колбочки в наших глазах адаптируются к исчезновению сиреневых точек через несколько секунд и устают. В отсутствие лиловой точки наши глаза сталкиваются с конусами, которые обрабатывают цвета на противоположном конце спектра; в данном случае зеленый.
Окончательное исчезновение всех лиловых точек происходит благодаря феномену, известному как увядание Трокслера.Поскольку сиреневые точки появляются только в нашем периферийном зрении, их движения недостаточно значительны, чтобы задействовать новые нейроны нашей зрительной системы, и, таким образом, кажется, полностью исчезают.
Источник: TotoBaggins / Wikimedia Commons
3. Иллюзия движения: видеть движение там, где его нет
Оптические иллюзии, создающие иллюзию движения, являются одними из самых распространенных и популярных. Вы можете быть удивлены простотой объяснения этих иллюзий.
Иллюзии движения обычно работают, представляя узор, состоящий из высококонтрастных цветов или тонов. Эти противоположные аспекты запускают разные нейронные сигналы одновременно, что приводит к эффекту обнаружения движения, когда фактически движения нет.
Источник: Fiestoforo / Wikimedia Commons
4. Вращающийся танцор: управляйте танцором своим разумом
Одна иллюзия, которая постоянно распространяется в Интернете, — это вращающаяся танцовщица. Вращающийся танцор изображает силуэт танцора, вращающегося на одном месте.Однако, движение танцора по часовой стрелке или против часовой стрелки, очевидно, может быть изменено зрителем по желанию.
Эта иллюзия была создана в 2003 году Нобуюки Каяхара и с тех пор вызывает недоумение людей в сети. Ключ к иллюзии в отсутствии визуальных подсказок относительно глубины, а также в неоднозначности анатомии танцора. Эта визуальная неоднозначность известна как мультистабильное восприятие. Тело танцора и окружающая среда слишком неоднозначны для восприятия нашей визуальной системой, поэтому мы в конечном итоге воспринимаем изображение в чередующихся, конфликтующих состояниях.
Источник: Нобуюки Кайахара / Wikimedia Commons
5. Вертикально-горизонтальная иллюзия: удивительно простая головоломка
Вертикально-горизонтальная иллюзия — одна из самых визуально простых оптических иллюзий, с которыми вы, вероятно, столкнетесь. Он имеет горизонтальную линию, разделенную пополам вертикальной линией. Хотя большинство зрителей воспринимают вертикальную линию как более длинную, на самом деле они одинаковой длины.
Хотя точная причина этого явления неизвестна, было высказано предположение, что расположение вертикальной линии запускает наше восприятие глубины, заставляя нас воспринимать вертикальную линию как находящуюся дальше от нас, чем горизонтальную линию, и, следовательно, более длинную. ,
Источник: S-kay / Wikimedia Commons
6. Треугольник Канижи: иллюзорные контуры и восприятие глубины
Треугольник Канижи — известный пример иллюзорных контуров. Иллюзорные контуры относятся к воспринимаемому присутствию края или контура, когда их нет. Такое восприятие создается наличием отдельных форм и краев, расположенных таким образом, чтобы предполагать наличие определенного контура.
В случае с Треугольником Каниджи три так называемых «конфигурации Пакмана» и три открытых угла создают иллюзию белого треугольника.В этих иллюзиях иллюзорная форма обычно выглядит ярче и ближе к зрителю.
Это потому, что конфигурации Pac-Man запускают наше восприятие глубины, заставляя наши визуальные системы воспринимать конфигурации и дальше и, таким образом, темнее, чем треугольник. С помощью этих воспринимаемых сигналов глубины создается иллюзия близкого и яркого треугольника.
Источник: Fibonacci / Wikimedia Commons
7. Ваза Рубина: организация фигуры-фона и назначение граней
Разработанная Эдгаром Рубиным в 1915 году иллюзия вазы Рубина — одна из самых известных оптических иллюзий в мире.На изображении изображено то, что можно воспринимать как декоративную вазу, или как две грани в боковом профиле, обращенные друг к другу.
Ключ к этой иллюзии объясняется принципом организации фигуры на фоне. Это то, что позволяет нам воспринимать объекты как фигуры и как фон. Однако в иллюзии «Вазы Рубина» фигура меняется со сдвигом перспективы.
При просмотре черной области в качестве фона ваза становится фигурой. В свою очередь, если рассматривать белую область в качестве фона, лица становятся фигурой.
Источник: Brocken Inaglory / Wikimedia Commons
8. Иллюзия утки и кролика: неоднозначные изображения и видение среднего уровня
Это изображение впервые появилось в 1892 году и с тех пор вызывает недоумение и забавляет людей. Головоломка с уткой или кроликом основана на принципах нашего восприятия неоднозначных изображений и на процессах зрения среднего уровня.
Зрение среднего уровня — это точка, в которой наш мозг группирует визуальную информацию на основе своей способности находить края изображения.Однако в случае неоднозначных изображений эти края нечеткие, и мы можем воспринимать два противоположных изображения в одном изображении. По этой причине мы можем видеть либо кролика, либо утку, в зависимости от того, на каком изображении мы хотим сосредоточиться.
Источник: Public Domain / Wikimedia Commons
9. Иллюзия Мюллера-Лайера : какая линия длиннее?
Вы почти наверняка сталкивались с этой оптической иллюзией в прошлом. Эта серия линий, разработанная Францем Карлом Мюллер-Лайером в 1889 году, является одной из самых узнаваемых иллюзий, когда-либо созданных.
Обычно зрителю представлены три горизонтальные линии, каждая из которых имеет различную конфигурацию наконечников стрелок. Хотя линии кажутся разной длины, все они равны.
Исследования показали, что эта иллюзия наиболее эффективна среди западного населения, которое привыкло к «плотным» окружениям, где прямые линии и прямые углы обычны. Это могло бы объяснить, как работает иллюзия.
Тот, кто знаком с пересекающимися линиями в своей повседневной жизни, автоматически зарегистрирует стрелки, направленные внутрь, как представляющие объект, который находится ближе, в то время как стрелки, указывающие наружу, предполагают, что объект находится дальше.Имея это в виду, объект, появляющийся дальше, также будет казаться длиннее.
Источник: Fibonacci / Wikimedia Commons
10. Иллюзия шашечной тени: ваши глаза обманывают вас
Иллюзия шашечной тени, разработанная в 1995 году Эдвардом Х. Адельсоном, заставит вас усомниться в собственном видении. На изображении изображена шахматная доска и объект, лежащий на ней, отбрасывающий тень. Два квадрата на доске обозначены буквами A и B. Хотя A и B кажутся разными тонами, на самом деле они идентичны.
Иллюзия действует, используя наше восприятие постоянства света. Постоянство света — это то, что позволяет нам различать темные объекты при ярком освещении и светлые объекты при слабом освещении. В Checker Shadow Illusion мы узнаем, что A — темный объект, а B — светлый объект в тени. Однако, поскольку мы различаем квадраты через наше восприятие постоянства света, мы не можем воспринимать их такими, какие они есть на самом деле — как имеющие точно такой же цвет.
Источник: Эдвард Х. Адельсон / Wikimedia Commons
11. Невозможный трезубец: рисунки, которые обманывают ваш мозг
Невозможный трезубец восходит к 1964 году и является одним из самых известных примеров иллюзии невозможного объекта. Изображение изображает то, что на первый взгляд кажется трехзубым предметом, зубцы которого происходят только из двух источников.
Это загадочное изображение заставляет ваш мозг воспринимать двухмерный рисунок как трехмерный объект.Невозможная природа объекта становится ясной только после изучения изображения, поскольку мозг пытается представить себе его как трехмерный объект, который может существовать в естественном мире.
Источник: AnonMoos / Wikimedia Commons .
Технология — это Некоторые люди мобильный Большинство людей Интернет Интернет Разное социальное Искусственный человек имеют Большой Использование Некоторые люди Некоторые люди » |
.