Основы психолингвистики красных: Красных В.В. Основы психолингвистики

Содержание

Красных В.В. Основы психолингвистики

му), с определения ее как научной дисциплины (какие проблемы стоят в центре внимания), рассмотрим основные направления научных исследований, которые ведутся в рамках ПЛ, и определим место самой ПЛ в ряду других наук. Этим вопросам и будет посвящена первая лекция.

Итак, сегодня уже достаточно банально звучит утверждение, что развитие научной мысли в XX веке привело к значительной «гуманизации» исследований и обусловило антропоцентризм в сфере гуманитарных (и не только) дисциплин. «Антропостремительные» (по аналогии с «центростремительными») тенденции в лингвистических изысканиях во многом предопределили изменения в научной парадигме филологии (Н. Д. Арутюнова, В. Н. Телия и др.). XX век ознаменовался особым интересом к человеку, к его внутреннему миру, к его сознанию и подсознанию. Это столетие отмечено сугубо научными исследованиями физиологии и функций мозга, психики и психологии человека, развитием философской мысли через «тернии» экзистенциализма и увлечение восточной философией, искусством и философией постмодернизма, искусством «потока сознания» (с очень сложными переплетениями в виде философских литературных трудов) и, в том числе, увлечением идеями фрейдизма, что называется, «в быту». Возможно, мы имеем дело с неким новым «Возрождением» с его интересом к человеку и с его мировоззрением, в центре которого стоит человек. Однако на новом витке особо притягательной силой обладает не просто homo sapiens как некий индивид, но homo sapiens-личность, носитель сознания, обладающий сложным внутренним миром. Этим в определенной степени объясняется появление «стыковых» и междисциплинарных научных исследований, развитие таких дисциплин, как психолингвистика, когнитивная лингвистика и когнитивная психология, этнопсихолингвистика, все большее распространение получает изучение концептосфе-ры, языковой картины мира, языкового сознания.

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПСИХОЛИНГВИСТИКА?

Во-первых, заметим, что первые случаи употребления этого термина можно найти в немецкой психологической литературе последней четверти XIX века. Однако в активный научный обиход термин вошел в 50-е годы XX века, после двух научных семинаров, которые проводились в США в 1951 и 1953 годах, и после книги

«Psycho-linguistics. A Survey of Theory and Reasearch Problems» (под.

ред. С. E. Osgood & Т. A. Sebeok), которая вышла в свет в 1954 г. Заметим, кстати, что сам термин не сразу завоевал симпатии исследователей. Так, R. Brown писал, что слово «психолингвист» скорее говорит о свихнувшемся полиглоте, чем о психологе,

Красных, Виктория Владимировна — Основы психолингвистики [Текст] : лекционный курс


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.

По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.

Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.

В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.

Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.

Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.

Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

«исследование разработка«~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.

Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Красных, Виктория Владимировна — Основы психолингвистики и теории коммуникации : Лекц. курс


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.

По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.

Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.

В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.

Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.

Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.

Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

«исследование разработка«~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.

Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Красных Виктория Вдладимировна. Основы психолингвистики

А. А. Леонтьев Основы психолингвистики Первый базовый учебник по психолингвистике, написанный основателем этой междисциплинарной области знания у нас в стране. В учебнике представлена история и основные теоретические школы, основные… — @НПФ «Смысл», @ @Психология для студента @электронная книга @ Подробнее… 1997 100 электронная книга
К. Ф. Седов Основы психолингвистики в анекдотах. Учебное пособие Брошюра служит дидактическим материалом к известному учебному пособию «Основы психолингвистики» И. Н. Горелова и К. Ф. Седова. Анекдоты призваны в первую очередь иллюстрировать те или иные… — @Лабиринт, @(формат: 84×108/32, 64 стр.) @ @ @ Подробнее… 1998 132 бумажная книга
Красных Виктория Владимировна Основы психолингвистики. Лекционный курс Настоящая книга представляет собой второе, расширенное издание курса лекций по основам психолингвистики. Данный курс создавался и читается автором на филологическом факультете МГУ как лекционный курс… — @Гнозис, @ @ @ @ Подробнее… 2012 633 бумажная книга
В. В. Красных Основы психолингвистики. Лекционный курс Настоящая книга представляет собой второе, расширенное издание курса лекций по основам психолингвистики. Данный курс создавался и читается автором на филологическом факультете МГУ как лекционный курс… — @Гнозис, @(формат: 84×108/32, 334 стр.) @ @ @ Подробнее… 2012 408 бумажная книга
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. 5-е издание 288 стр. Первый базовый учебник по психолингвистике, написанный основателем этой междисциплинарной области знания у нас в стране. В учебнике представлена история и основные теоретические школы… — @СМЫСЛ, @ @ @ @ Подробнее… 2009 478 бумажная книга
Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций ISBN:5-94244-010-7 — @Неизвестный, @(формат: 70×100/32, 270 стр.) @ @ @ Подробнее… 2001 825 бумажная книга
Основы теории речевой деятельности Коллективная монография представляет собой материалы по проблемам современной психолингвистики. В книге освещаются вопросы общей теории речевой деятельности, принципиальные методы ее изучения с… — @Наука, @ @ @ @ Подробнее… 1974 560 бумажная книга
Л. Ю. Буянова Терминологическая деривация в языке науки. Когнитивность, семиотичность, функциональность. Монография В монографии излагается концепция современного русского терминообразования как когнитивно-семиотической процессуальности. Рассмотрены основы теории терминологической функциональной дериватологии … — @Флинта, Наука, @(формат: 60×88/16, 256 стр.) @ @ @ Подробнее… 2014 280 бумажная книга
С. Ю. Ильина Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием. 5-9 класс В пособии представлены современные направления работы по речевому развитию умственно отсталых школьников, основанные на современных достижениях психологии, лингвистики и психолингвистики. В нем… — @КАРО, @(формат: 60×88/16, 96 стр.) @Коррекционная педагогика @ @ Подробнее… 2006 155 бумажная книга
Буянова Людмила Юрьевна Терминологическая деривация в языке науки. Когнитивность, семиотичность, функциональность В монографии излагается концепция современного русского терминообразования как когнитивно-семиотической процессуальности. Рассмотрены основы теории терминологической функциональной дериватологии … — @Флинта, @ @ @ @ Подробнее… 2016 484 бумажная книга

Основы психолингвистики

И.Н.Горелов
К.Ф. Седов

Илья
Наумович Горелов, Константин Федорович
Седов. Основы психолингвистики. Учебное
пособие. Третье, переработанное и
дополненное издание. — Издательство
«Лабиринт», М., 2001. — 304с.

Редакторы:
И.В.Пешков, Г.Н.Шелогурова

Рекомендовано
в качестве учебного пособия по курсу
«Основы психолингвистики» кафедрой
русского языка факультета коррекционной
педагогики и специальной психологии
Саратовского государственного
педагогического института.

Tретьим
изданием выходит учебное пособие по
курсу «основы психолингвистики»,
выросшее из многолетнего чтения авторами
лекций и веления семинарских занятий
у студентов и старшеклассников. Прибегая
к описанию научных экспериментов,
приводя отрывки из художественной
литературы, используя наблюдения над
повседневным общением людей, авторы
стремились доступно рассказать о сложной
природе взаимодействия языка и сознания,
речи и мышления.

©
И.Н.Горелов,.К.Ф.Седов

©
Издательство «Лабиринт», редактура,
оформление, текст, 2001.

Все
права защищены

ISBN
5-87604-141-6

Оглавление

Вступительная
глава Психолингвистика как научная
дисциплина 3.

Часть
1 Общая психолингвистика 9

Глава
1 Язык в свете психолингвистики 9

§1.
Звук и смысл 9

§2.
Слово в сознании человека 21

§3.
Словообразование в речевой деятельности
27

§4.
Психолингвистический аспект грамматики
32

Глава
2 Способы передачи информации в речевой
деятельности 38

§1.
Текст в речевой деятельности 38

§2.
Невербальные компоненты коммуникации
50

Глава
3 Речь и мышление 59

§1.
Краткая история проблемы 59

§2.
Формирование речевого высказывания 64

§3.
Порождение речи в разных коммуникативных
условиях 71

§4.
Восприятие и понимание речи 77

§5.
Прогнозирование в речевой деятельности
84

§6.
Экспериментальное изучение проблемы
«язык -мышление» 96

Глава
4 Мозг и речь 105

§1.
Структура языка и строение мозга 105

§2.
Речь и функциональная асимметрия мозга
114

Часть
2 Социальная психолингвистика 120 .

Глава
1 Проблемы этнопсихолингвистики 121

§1.
Языковая личность и культура 121

§2.
Способен ли язык влиять на мышление?
128

Глава
2 Психолингвистика межличностного
общения 140

§1.
Статусно-ролевая структура межличностного
общения 140

§2.
Психолингвистическая конфликтология
148

§3.
Языковая личность и речевые жанры 161

Глава
3 Речевая деятельности как творчество
177

§1.
Языковая игра в речевой деятельности
179

§2.
Языковая личность и речевая субкультура
187

Часть
3 Возрастная психолингвистика
(онтолингвистика) 193

Глава
1 Овладение языком как системой 194

§1.
Вопрос о врожденном характере языковой
способности человека. 194

§2.
Дословесный период речевого развития
ребенка 197

§3.
Становление фонетического строя речи
ребенка 203

§4.
Становление лексико-семантической
системы речи ребенка 209

§5.
Детское словотворчество 215

§6.
Становление грамматической системы
речи ребенка 219

Глава
2 Становление языковой личности школьника
227

§1.
Речевое развитие ребенка после
самонаучения языку 227

§2.
Овладение письменной речью и становление
языковой

личности
231

§3.
Становление дискурсивного мышления
языковой личности 235

§4.
Формирование скрытого механизма
внутренней речи в онтогенезе 239

Глава
3 Детская речь в сопоставлении с речью
взрослых 244

Часть
4 Психолингвистика и смежные с ней
области знания 256

Глава
1 Овладение иностранным языком как
психолингвистическая проблема 256

Глава
2 Психолингвистика и проблемы филогенеза
языка 264

Глава
3 Психолингвистика и искусственный
интеллект 274

Заключение
282

Вступительная
глава

Психолингвистика
как научная дисциплина

Школьное
изучение родного или иностранного языка
довольно часто бывает скучным, а так
как все знают, что языки изучает наука
под названием «лингвистика», то некоторым
кажется, что лингвистика — это и есть
нудноватое описание систем склонения
и спряжения в разных языках; такое
впечатление слишком поверхностно и
неверно по существу. Оно похоже как две
капли воды на мнения вроде того, что
«ботаника изучает пестики и тычинки»,
зоология «описывает букашек и таракашек»,
медицина -«кишки и позвонки» и т. д. С
подобными представлениями человеку
лучше и не заниматься наукой вообще.

Мы
адресуем нашу книгу тем, кто понимает
важность и сложность научного знания
и сознательно решил приобщиться к такому
знанию; тем более, что среди научных
объектов мало таких, которые по сложности
и значимости могут сравниться с
человеческими языками и с процессом их
функционирования в обществе — с речевой
деятельностью. Наука, занимающаяся
изучением и описанием особенностей
порождения, понимания, функционирования
и развития речи, называется психолингвистикой.
Может, конечно, возникнуть вопрос, почему
сама лингвистика (т. е. наукa о языке) не
занимается процессом речи, если уж речь
— это «язык в действии»? Легче всего
сказать, что в самом названии
«психолингвистика» вторая часть —
«лингвистика». Следовательно,
психолингвистика — часть лингвистики.
Однако, надо признать, что далеко не все
лингвисты полностью признали ее «своей».
Почему? Потому что, во-первых, лингвистика,
наука достаточно «пожилая», издавна
имеет свои традиции, главная из которых
— сохранение верности своему традиционному
объекту изучения, языку как таковому,
языку как системе. Надо признать, что
этот традиционный объект традиционной
лингвистики далеко не в полной мере
описан. Ясно ведь, что описать человеческий
язык в его нескольких тысячах национальных
и региональных разновидностях — трудная
и долгая работа. Это почетное и нужное
дело будет, конечно, продолжаться и
впредь, тем более, что все языки надо не
просто описать, но и сравнить между
собой, проникнуть в их историю, объяснить
бесконечное разнообразие составляющих
их средств, пути их развития и смешения,
помогая

3

тем
самым — вместе с историей культуры мира
— понять, как развивалось и развивается
человечество.

Во-вторых,
сами лингвисты не лишены самокритики,
полагая, что кроме традиционных для
традиционной лингвистики объектов есть
еще и другие объекты, смежные с прежними
и необходимые для расширения и углубления
самой лингвистики. Так, еще в начале
50-х годов замечательный лингвист Эмиль
Бенвенист писал: «…нельзя ограничиваться
только материальными формами, то есть
нельзя ограничивать всю лингвистику
описанием языковых форм». А в начале
80-х профессор МГУ, известный лингвист
А. Е. Кибрик даже эмоционально выразил
свое отношение к упрямому традиционализму
лингвистики: «Трудно представить себе
более кастовую науку, чем лингвистика.
Лингвисты постоянно от чего-нибудь
отмежевываются. Любимый их способ
уничтожить идейного противника — это
заявить: «Это не лингвистика»».

Тем
временем, психолингвистике скоро будет
пятьдесят лет; родившись, она бурно
развивалась и развивается — вопреки
всевозможным «непризнаниям». Более
того, она развивается в полном соответствии
(а не вопреки, как это утверждалось и
утверждается многими традиционными
лингвистами) с мыслью знаменитого
лингвиста Фердинанда де Соссюра: «Можно
представить себе науку, изучающую жизнь
знаков в рамках жизни общества; такая
наука явилась бы частью социальной
психологии, а следовательно, и общей
психологии… Она должна открыть нам,
что такое знаки (т. е. единицы языка как
знаковой системы — И. Г., К. С.) и какими
законами они управляются… Лингвистика
— только часть этой общей науки; законы,
которые откроет семиология (так Ф. де
Соссюр называл науку, которой еще не
было -И. Г., К. С), будут применимы и к
лингвистике…» И еще: «…если нам впервые
удастся найти место лингвистике среди
других наук, то это только потому, что
мы связали ее с семиологией». И Ф. де
Соссюр показал в своих трудах, как, по
его мнению, следует построить новую
лингвистическую науку, избрав единственным
объектом лингвистики только систему
самого языка — до тех пор, пока не
сформируется наука, названная им
«семиологией» («поскольку, — писал он,
— она еще не существует»). Главное, что
хотелось здесь показать, — с помощью
цитат из работ самого де Соссюра —
заключается в том, что ссылки на его
авторитет абсолютно не могут оправдать
тех традиционалистов от лингвистики,

4

которые
требуют, чтобы «их» науку оставили в
неприкосновенности, оградив от психологии
или социологии.

Однако,
несмотря на косность консерваторов, в
современном языкознании появилось
новое, интенсивно развивающееся
направление, которое получило название
антропоцентрического (или антропологического).
Как явствует из внутренней формы самого
термина (antropos — человек), антропоцентрическая
лингвистика в центр своих интересов
ставит не столько язык (с точки зрения
закономерностей его внутреннего
строения), сколько «человека говорящего»,
т.е. языковую личность; Именно языковая
личность

(т. е. человек в его способности совершать
речевые действия) — стала интегральным
объектом
многочисленных сфер науки о языке,
которые составили различные области
антропоцентрического языковедения. К
их числу можно отнести прагма- и
социолингвистику, лингвистику детской
речи (онтолингвистику) и лингвистику
текста, этнолингвистику и мн. др.

Психолингвистика,
по нашему мнению, составляет ядро
антропоцентрического направления в
лингвистике. При том, что объект
исследования — языковая личность — у
разных дисциплин, составивших
антропологическое языкознание, общий,
каждая из представленных молодых наук
имеет свой предмет изучения. Предметом
психолингвистики выступает языковая
личность, рассматриваемая в
индивидуально-психологическом аспекте
.

Гораздо
охотнее «своей» психолингвистику
считает психология. Правда, в психологии
есть издавна существующая область —
психология речи, объект и предмет которой
в точности совпадают с объектом и
предметом психолингвистики. И к настоящему
времени сложилась традиция отождествления
этих двух дисциплин. Резон в таком
отождествлении есть, однако небольшая
разница в понимании этих терминов все
же существует. Отличия касаются главным
образом ракурса рассмотрения предмета
изучения: психология больше концентрирует
свое внимание на особенностях психических
функций сознания в ходе порождения,
понимания и формирования речи, в то
время как психолингвистика вместе с
этим старается учитывать и способы
выражения (языковые и невербальные)
этих функций в речевой деятельности и
речевом поведении людей.

Психолингвистика
— наука довольно молодая. В нашей стране
и за рубежом она возникла примерно в
одно и то же время; в конце 50-х — начале
60-х годов 20-го века. Книга, которую дер-

5

жит
в руках читатель, посвящена изложению
основ именно отечественно» психолингвистики.
Для знакомства с зарубежной традицией
интересующей нас научной отрасли мы
отсылаем читателей к специальной
литературе, список которой приведен в
конце нашего пособия.

«Отцом»
советской школы психолингвистики стал
Алексей Алексеевич Леонтьев. Созданное
им научное направление базировалось
главным образом на достижениях
отечественной психологии, и прежде
всего, на концептуальных положениях,
разработанных «моцартом психологии»
Львом Семеновичем Выготским и его
учениками и соратниками (А. Р. Лурия, А.
Н. Леонтьевым и др.). В основу психолингвистики
тогда была положена теория деятельности,
потому отечественный вариант
психолингвистики на ранних стадиях ее
формирования стали именовать теорией
речевой деятельности. Теория речевой
деятельности составила фундамент того,
что сейчас называют «школой Выготского»,
или «Московской школой» в психолингвистике.
На первых порах — в 60-е — 70-е годы — она
практически полностью определяла круг
проблем и теоретических достижений в
изучении индивидуально-психических
особенностей языковой личности. Первые
работы отечественных психолингвистов
вызвали огромный интерес ученых, живущих
в самых разных уголках нашей страны.
Результатом этого стал своего рода
психолингвистический «бум», возникший
в 80те годы. Постепенно рамки психолингвистики
стали раздвигаться; в результате она
стала значительно шире теории речевой
деятельности. Наряду со школой Выготского
в отечественной психолингвистике
возникли и иные школы. К числу наиболее
авторитетных исследовательских
группировок можно отнести круг ученых,
развивавших идеи талантливого психолога
и психолингвиста Николая Ивановича
Жинкина. Существование различных «школ»
в отечественной психолингвистике не
мешало, а способствовало и расширению
проблематики этой науки, и углублению
получаемых в ходе исследований
результатов.

Нынешняя
психолингвистика наиболее интенсивно
развивается в направлении социальной
психологии и социолингвистики. Ее
интересы лежат в определении психологических
особенностей взаимосвязи языкового
сознания и социальной деятельности
человека, социального бытия и быта
языковых личностей. И здесь питающей
почвой становятся работы другого яркого
и разносто-

6

роннего
отечественного исследователя — Михаила
Михайловича Бахтина, еще в 20-е годы
пытавшегося обосновать так называемый
«социологический метод» в языкознании.

Расширение
научного пространства привело
психолингвистику к появлению в ее недрах
различных самостоятельных по характеру
решаемых задач областей. Некоторые из
таких сфер (например, фоносемантика)
имеют довольно четкие научные границы;
очертания других внутренних разделов
(патопсихолингвистика, лингвистическая
конфликтология и т.п.) пока еще неотчетливы
и диффузны.

В
настоящее время можно говорить о
закономерности выделения в целостном
пространстве нашей науки общей и частных
психолингвистик.

Общая
психолингвистика

— исследует факты языкового сознания,
которые характерны всем носителям
данного языка вне зависимости от
особенностей их речевой биографии. В
качестве объекта рассмотрения она берет
некий усредненный образ взрослой
здоровой {в физическом и интеллектуальном
отношении) языковой личности, абстрагируясь
от индивидуально-физиологических и
социальных отличий людей.

Частные
психолингвистики

— изучают разные области развития,
функционирования языка в речевом
поведении и деятельности. К настоящему
периоду становления психолингвистики
-как науки в самостоятельные научные
области выделились социальная
психолингвистика и возрастная
психолингвистика (онтолингвистика).

Социальная
психолингвистика

— в своем рассмотрении
индивидуально-психологических
особенностей языковой личности делает
акцент на отличиях в речевом поведении,
деятельности, речемыслительных
проявлениях, которые продиктованы
социально-психологическими особенностями
существования людей.

Возрастная
психолингвистика (онтолингвистика
)
-свои усилия сосредоточила на исследовании
становления языковой личности в
онтогенезе. Иногда ее еще называют
психолингвистикой датской речи.

Находясь
на стыке языковедения и психологии,
психолингвистика активно использует
методы
обеих наук. Так, в ходе анализе конкретных
речевых фактов она широко привлекает
обычные для науки о языке описательные
и сравнительно-описательные подходы.
У психологии психолингвистика берет
способы «добы-

7

чи»
материала для размышления. И это, кстати
сказать, отличает ее от традиционной
«имманентной» лингвистики.

Традиционное
языкознание тяготеет к «кабинетному»
изучению «языковых процессов.
Психолингвистов интересуют явления,
происходящие в «живом» повседневном
общении людей. Потому одним из источников
получения материала для исследования
становится наблюдение
за реальной коммуникацией
.
И здесь глаз и ухо психолингвиста жадно
впитывают все то, что кабинету иного
ученого оставит равнодушным, что
традиционно считается «отрицательным
языковым материалом». Сюда относятся
«неправильные» разговорные конструкции,
разного рода оговорки и «ослышки»,
описки и опечатки, которые делают
носители языка. Интерес психолингвиста
вызовет и нежное «воркование» влюбленных,
и безобразный скандал в магазине, и даже
нечеткая, заплетающаяся речь пьяницы.
А уж речь детей — это для него просто
«золотоносная руда».

Наблюдения
за реальным общением позволяют
рассматривать языковые, проявления в
рамках конкретных коммуникативных
ситуаций, что дает возможность
исследователю изучать не свои представления
о языке, а «живую жизнь языка». Однако
многие проблемы антропоцентрического
направления в языкознании -прежде всего
проблемы соотношения языка и мышления
— не-возможно разрешить, основываясь
только на наблюдениях за речью. Здесь
психолингвистике на помощь приходит
эксперимент. Надо сказать, что эксперимент
— это душа психолингвистического
исследования
.
Именно на основе специальных, часто
остроумных, лабораторных опытов с
различными испытуемыми разработаны
концепции, составляющие теоретический
фундамент психолингвистики. На страницах
нашей книги мы не раз будем давать
описание экспериментов, иногда предлагая
читателям проверить их результаты на
своих родных и близких.

Основы психолингвистики

И.Н.Горелов
К.Ф. Седов

Илья
Наумович Горелов, Константин Федорович
Седов. Основы психолингвистики. Учебное
пособие. Третье, переработанное и
дополненное издание. — Издательство
«Лабиринт», М., 2001. — 304с.

Редакторы:
И.В.Пешков, Г.Н.Шелогурова

Рекомендовано
в качестве учебного пособия по курсу
«Основы психолингвистики» кафедрой
русского языка факультета коррекционной
педагогики и специальной психологии
Саратовского государственного
педагогического института.

Tретьим
изданием выходит учебное пособие по
курсу «основы психолингвистики»,
выросшее из многолетнего чтения авторами
лекций и веления семинарских занятий
у студентов и старшеклассников. Прибегая
к описанию научных экспериментов,
приводя отрывки из художественной
литературы, используя наблюдения над
повседневным общением людей, авторы
стремились доступно рассказать о сложной
природе взаимодействия языка и сознания,
речи и мышления.

©
И.Н.Горелов,.К.Ф.Седов

©
Издательство «Лабиринт», редактура,
оформление, текст, 2001.

Все
права защищены

ISBN
5-87604-141-6

Оглавление

Вступительная
глава Психолингвистика как научная
дисциплина 3.

Часть
1 Общая психолингвистика 9

Глава
1 Язык в свете психолингвистики 9

§1.
Звук и смысл 9

§2.
Слово в сознании человека 21

§3.
Словообразование в речевой деятельности
27

§4.
Психолингвистический аспект грамматики
32

Глава
2 Способы передачи информации в речевой
деятельности 38

§1.
Текст в речевой деятельности 38

§2.
Невербальные компоненты коммуникации
50

Глава
3 Речь и мышление 59

§1.
Краткая история проблемы 59

§2.
Формирование речевого высказывания 64

§3.
Порождение речи в разных коммуникативных
условиях 71

§4.
Восприятие и понимание речи 77

§5.
Прогнозирование в речевой деятельности
84

§6.
Экспериментальное изучение проблемы
«язык -мышление» 96

Глава
4 Мозг и речь 105

§1.
Структура языка и строение мозга 105

§2.
Речь и функциональная асимметрия мозга
114

Часть
2 Социальная психолингвистика 120 .

Глава
1 Проблемы этнопсихолингвистики 121

§1.
Языковая личность и культура 121

§2.
Способен ли язык влиять на мышление?
128

Глава
2 Психолингвистика межличностного
общения 140

§1.
Статусно-ролевая структура межличностного
общения 140

§2.
Психолингвистическая конфликтология
148

§3.
Языковая личность и речевые жанры 161

Глава
3 Речевая деятельности как творчество
177

§1.
Языковая игра в речевой деятельности
179

§2.
Языковая личность и речевая субкультура
187

Часть
3 Возрастная психолингвистика
(онтолингвистика) 193

Глава
1 Овладение языком как системой 194

§1.
Вопрос о врожденном характере языковой
способности человека. 194

§2.
Дословесный период речевого развития
ребенка 197

§3.
Становление фонетического строя речи
ребенка 203

§4.
Становление лексико-семантической
системы речи ребенка 209

§5.
Детское словотворчество 215

§6.
Становление грамматической системы
речи ребенка 219

Глава
2 Становление языковой личности школьника
227

§1.
Речевое развитие ребенка после
самонаучения языку 227

§2.
Овладение письменной речью и становление
языковой

личности
231

§3.
Становление дискурсивного мышления
языковой личности 235

§4.
Формирование скрытого механизма
внутренней речи в онтогенезе 239

Глава
3 Детская речь в сопоставлении с речью
взрослых 244

Часть
4 Психолингвистика и смежные с ней
области знания 256

Глава
1 Овладение иностранным языком как
психолингвистическая проблема 256

Глава
2 Психолингвистика и проблемы филогенеза
языка 264

Глава
3 Психолингвистика и искусственный
интеллект 274

Заключение
282

Вступительная
глава

Психолингвистика
как научная дисциплина

Школьное
изучение родного или иностранного языка
довольно часто бывает скучным, а так
как все знают, что языки изучает наука
под названием «лингвистика», то некоторым
кажется, что лингвистика — это и есть
нудноватое описание систем склонения
и спряжения в разных языках; такое
впечатление слишком поверхностно и
неверно по существу. Оно похоже как две
капли воды на мнения вроде того, что
«ботаника изучает пестики и тычинки»,
зоология «описывает букашек и таракашек»,
медицина -«кишки и позвонки» и т. д. С
подобными представлениями человеку
лучше и не заниматься наукой вообще.

Мы
адресуем нашу книгу тем, кто понимает
важность и сложность научного знания
и сознательно решил приобщиться к такому
знанию; тем более, что среди научных
объектов мало таких, которые по сложности
и значимости могут сравниться с
человеческими языками и с процессом их
функционирования в обществе — с речевой
деятельностью. Наука, занимающаяся
изучением и описанием особенностей
порождения, понимания, функционирования
и развития речи, называется психолингвистикой.
Может, конечно, возникнуть вопрос, почему
сама лингвистика (т. е. наукa о языке) не
занимается процессом речи, если уж речь
— это «язык в действии»? Легче всего
сказать, что в самом названии
«психолингвистика» вторая часть —
«лингвистика». Следовательно,
психолингвистика — часть лингвистики.
Однако, надо признать, что далеко не все
лингвисты полностью признали ее «своей».
Почему? Потому что, во-первых, лингвистика,
наука достаточно «пожилая», издавна
имеет свои традиции, главная из которых
— сохранение верности своему традиционному
объекту изучения, языку как таковому,
языку как системе. Надо признать, что
этот традиционный объект традиционной
лингвистики далеко не в полной мере
описан. Ясно ведь, что описать человеческий
язык в его нескольких тысячах национальных
и региональных разновидностях — трудная
и долгая работа. Это почетное и нужное
дело будет, конечно, продолжаться и
впредь, тем более, что все языки надо не
просто описать, но и сравнить между
собой, проникнуть в их историю, объяснить
бесконечное разнообразие составляющих
их средств, пути их развития и смешения,
помогая

3

тем
самым — вместе с историей культуры мира
— понять, как развивалось и развивается
человечество.

Во-вторых,
сами лингвисты не лишены самокритики,
полагая, что кроме традиционных для
традиционной лингвистики объектов есть
еще и другие объекты, смежные с прежними
и необходимые для расширения и углубления
самой лингвистики. Так, еще в начале
50-х годов замечательный лингвист Эмиль
Бенвенист писал: «…нельзя ограничиваться
только материальными формами, то есть
нельзя ограничивать всю лингвистику
описанием языковых форм». А в начале
80-х профессор МГУ, известный лингвист
А. Е. Кибрик даже эмоционально выразил
свое отношение к упрямому традиционализму
лингвистики: «Трудно представить себе
более кастовую науку, чем лингвистика.
Лингвисты постоянно от чего-нибудь
отмежевываются. Любимый их способ
уничтожить идейного противника — это
заявить: «Это не лингвистика»».

Тем
временем, психолингвистике скоро будет
пятьдесят лет; родившись, она бурно
развивалась и развивается — вопреки
всевозможным «непризнаниям». Более
того, она развивается в полном соответствии
(а не вопреки, как это утверждалось и
утверждается многими традиционными
лингвистами) с мыслью знаменитого
лингвиста Фердинанда де Соссюра: «Можно
представить себе науку, изучающую жизнь
знаков в рамках жизни общества; такая
наука явилась бы частью социальной
психологии, а следовательно, и общей
психологии… Она должна открыть нам,
что такое знаки (т. е. единицы языка как
знаковой системы — И. Г., К. С.) и какими
законами они управляются… Лингвистика
— только часть этой общей науки; законы,
которые откроет семиология (так Ф. де
Соссюр называл науку, которой еще не
было -И. Г., К. С), будут применимы и к
лингвистике…» И еще: «…если нам впервые
удастся найти место лингвистике среди
других наук, то это только потому, что
мы связали ее с семиологией». И Ф. де
Соссюр показал в своих трудах, как, по
его мнению, следует построить новую
лингвистическую науку, избрав единственным
объектом лингвистики только систему
самого языка — до тех пор, пока не
сформируется наука, названная им
«семиологией» («поскольку, — писал он,
— она еще не существует»). Главное, что
хотелось здесь показать, — с помощью
цитат из работ самого де Соссюра —
заключается в том, что ссылки на его
авторитет абсолютно не могут оправдать
тех традиционалистов от лингвистики,

4

которые
требуют, чтобы «их» науку оставили в
неприкосновенности, оградив от психологии
или социологии.

Однако,
несмотря на косность консерваторов, в
современном языкознании появилось
новое, интенсивно развивающееся
направление, которое получило название
антропоцентрического (или антропологического).
Как явствует из внутренней формы самого
термина (antropos — человек), антропоцентрическая
лингвистика в центр своих интересов
ставит не столько язык (с точки зрения
закономерностей его внутреннего
строения), сколько «человека говорящего»,
т.е. языковую личность; Именно языковая
личность

(т. е. человек в его способности совершать
речевые действия) — стала интегральным
объектом
многочисленных сфер науки о языке,
которые составили различные области
антропоцентрического языковедения. К
их числу можно отнести прагма- и
социолингвистику, лингвистику детской
речи (онтолингвистику) и лингвистику
текста, этнолингвистику и мн. др.

Психолингвистика,
по нашему мнению, составляет ядро
антропоцентрического направления в
лингвистике. При том, что объект
исследования — языковая личность — у
разных дисциплин, составивших
антропологическое языкознание, общий,
каждая из представленных молодых наук
имеет свой предмет изучения. Предметом
психолингвистики выступает языковая
личность, рассматриваемая в
индивидуально-психологическом аспекте
.

Гораздо
охотнее «своей» психолингвистику
считает психология. Правда, в психологии
есть издавна существующая область —
психология речи, объект и предмет которой
в точности совпадают с объектом и
предметом психолингвистики. И к настоящему
времени сложилась традиция отождествления
этих двух дисциплин. Резон в таком
отождествлении есть, однако небольшая
разница в понимании этих терминов все
же существует. Отличия касаются главным
образом ракурса рассмотрения предмета
изучения: психология больше концентрирует
свое внимание на особенностях психических
функций сознания в ходе порождения,
понимания и формирования речи, в то
время как психолингвистика вместе с
этим старается учитывать и способы
выражения (языковые и невербальные)
этих функций в речевой деятельности и
речевом поведении людей.

Психолингвистика
— наука довольно молодая. В нашей стране
и за рубежом она возникла примерно в
одно и то же время; в конце 50-х — начале
60-х годов 20-го века. Книга, которую дер-

5

жит
в руках читатель, посвящена изложению
основ именно отечественно» психолингвистики.
Для знакомства с зарубежной традицией
интересующей нас научной отрасли мы
отсылаем читателей к специальной
литературе, список которой приведен в
конце нашего пособия.

«Отцом»
советской школы психолингвистики стал
Алексей Алексеевич Леонтьев. Созданное
им научное направление базировалось
главным образом на достижениях
отечественной психологии, и прежде
всего, на концептуальных положениях,
разработанных «моцартом психологии»
Львом Семеновичем Выготским и его
учениками и соратниками (А. Р. Лурия, А.
Н. Леонтьевым и др.). В основу психолингвистики
тогда была положена теория деятельности,
потому отечественный вариант
психолингвистики на ранних стадиях ее
формирования стали именовать теорией
речевой деятельности. Теория речевой
деятельности составила фундамент того,
что сейчас называют «школой Выготского»,
или «Московской школой» в психолингвистике.
На первых порах — в 60-е — 70-е годы — она
практически полностью определяла круг
проблем и теоретических достижений в
изучении индивидуально-психических
особенностей языковой личности. Первые
работы отечественных психолингвистов
вызвали огромный интерес ученых, живущих
в самых разных уголках нашей страны.
Результатом этого стал своего рода
психолингвистический «бум», возникший
в 80те годы. Постепенно рамки психолингвистики
стали раздвигаться; в результате она
стала значительно шире теории речевой
деятельности. Наряду со школой Выготского
в отечественной психолингвистике
возникли и иные школы. К числу наиболее
авторитетных исследовательских
группировок можно отнести круг ученых,
развивавших идеи талантливого психолога
и психолингвиста Николая Ивановича
Жинкина. Существование различных «школ»
в отечественной психолингвистике не
мешало, а способствовало и расширению
проблематики этой науки, и углублению
получаемых в ходе исследований
результатов.

Нынешняя
психолингвистика наиболее интенсивно
развивается в направлении социальной
психологии и социолингвистики. Ее
интересы лежат в определении психологических
особенностей взаимосвязи языкового
сознания и социальной деятельности
человека, социального бытия и быта
языковых личностей. И здесь питающей
почвой становятся работы другого яркого
и разносто-

6

роннего
отечественного исследователя — Михаила
Михайловича Бахтина, еще в 20-е годы
пытавшегося обосновать так называемый
«социологический метод» в языкознании.

Расширение
научного пространства привело
психолингвистику к появлению в ее недрах
различных самостоятельных по характеру
решаемых задач областей. Некоторые из
таких сфер (например, фоносемантика)
имеют довольно четкие научные границы;
очертания других внутренних разделов
(патопсихолингвистика, лингвистическая
конфликтология и т.п.) пока еще неотчетливы
и диффузны.

В
настоящее время можно говорить о
закономерности выделения в целостном
пространстве нашей науки общей и частных
психолингвистик.

Общая
психолингвистика

— исследует факты языкового сознания,
которые характерны всем носителям
данного языка вне зависимости от
особенностей их речевой биографии. В
качестве объекта рассмотрения она берет
некий усредненный образ взрослой
здоровой {в физическом и интеллектуальном
отношении) языковой личности, абстрагируясь
от индивидуально-физиологических и
социальных отличий людей.

Частные
психолингвистики

— изучают разные области развития,
функционирования языка в речевом
поведении и деятельности. К настоящему
периоду становления психолингвистики
-как науки в самостоятельные научные
области выделились социальная
психолингвистика и возрастная
психолингвистика (онтолингвистика).

Социальная
психолингвистика

— в своем рассмотрении
индивидуально-психологических
особенностей языковой личности делает
акцент на отличиях в речевом поведении,
деятельности, речемыслительных
проявлениях, которые продиктованы
социально-психологическими особенностями
существования людей.

Возрастная
психолингвистика (онтолингвистика
)
-свои усилия сосредоточила на исследовании
становления языковой личности в
онтогенезе. Иногда ее еще называют
психолингвистикой датской речи.

Находясь
на стыке языковедения и психологии,
психолингвистика активно использует
методы
обеих наук. Так, в ходе анализе конкретных
речевых фактов она широко привлекает
обычные для науки о языке описательные
и сравнительно-описательные подходы.
У психологии психолингвистика берет
способы «добы-

7

чи»
материала для размышления. И это, кстати
сказать, отличает ее от традиционной
«имманентной» лингвистики.

Традиционное
языкознание тяготеет к «кабинетному»
изучению «языковых процессов.
Психолингвистов интересуют явления,
происходящие в «живом» повседневном
общении людей. Потому одним из источников
получения материала для исследования
становится наблюдение
за реальной коммуникацией
.
И здесь глаз и ухо психолингвиста жадно
впитывают все то, что кабинету иного
ученого оставит равнодушным, что
традиционно считается «отрицательным
языковым материалом». Сюда относятся
«неправильные» разговорные конструкции,
разного рода оговорки и «ослышки»,
описки и опечатки, которые делают
носители языка. Интерес психолингвиста
вызовет и нежное «воркование» влюбленных,
и безобразный скандал в магазине, и даже
нечеткая, заплетающаяся речь пьяницы.
А уж речь детей — это для него просто
«золотоносная руда».

Наблюдения
за реальным общением позволяют
рассматривать языковые, проявления в
рамках конкретных коммуникативных
ситуаций, что дает возможность
исследователю изучать не свои представления
о языке, а «живую жизнь языка». Однако
многие проблемы антропоцентрического
направления в языкознании -прежде всего
проблемы соотношения языка и мышления
— не-возможно разрешить, основываясь
только на наблюдениях за речью. Здесь
психолингвистике на помощь приходит
эксперимент. Надо сказать, что эксперимент
— это душа психолингвистического
исследования
.
Именно на основе специальных, часто
остроумных, лабораторных опытов с
различными испытуемыми разработаны
концепции, составляющие теоретический
фундамент психолингвистики. На страницах
нашей книги мы не раз будем давать
описание экспериментов, иногда предлагая
читателям проверить их результаты на
своих родных и близких.

Основы психолингвистики

И.Н.Горелов
К.Ф. Седов

Илья
Наумович Горелов, Константин Федорович
Седов. Основы психолингвистики. Учебное
пособие. Третье, переработанное и
дополненное издание. — Издательство
«Лабиринт», М., 2001. — 304с.

Редакторы:
И.В.Пешков, Г.Н.Шелогурова

Рекомендовано
в качестве учебного пособия по курсу
«Основы психолингвистики» кафедрой
русского языка факультета коррекционной
педагогики и специальной психологии
Саратовского государственного
педагогического института.

Tретьим
изданием выходит учебное пособие по
курсу «основы психолингвистики»,
выросшее из многолетнего чтения авторами
лекций и веления семинарских занятий
у студентов и старшеклассников. Прибегая
к описанию научных экспериментов,
приводя отрывки из художественной
литературы, используя наблюдения над
повседневным общением людей, авторы
стремились доступно рассказать о сложной
природе взаимодействия языка и сознания,
речи и мышления.

©
И.Н.Горелов,.К.Ф.Седов

©
Издательство «Лабиринт», редактура,
оформление, текст, 2001.

Все
права защищены

ISBN
5-87604-141-6

Оглавление

Вступительная
глава Психолингвистика как научная
дисциплина 3.

Часть
1 Общая психолингвистика 9

Глава
1 Язык в свете психолингвистики 9

§1.
Звук и смысл 9

§2.
Слово в сознании человека 21

§3.
Словообразование в речевой деятельности
27

§4.
Психолингвистический аспект грамматики
32

Глава
2 Способы передачи информации в речевой
деятельности 38

§1.
Текст в речевой деятельности 38

§2.
Невербальные компоненты коммуникации
50

Глава
3 Речь и мышление 59

§1.
Краткая история проблемы 59

§2.
Формирование речевого высказывания 64

§3.
Порождение речи в разных коммуникативных
условиях 71

§4.
Восприятие и понимание речи 77

§5.
Прогнозирование в речевой деятельности
84

§6.
Экспериментальное изучение проблемы
«язык -мышление» 96

Глава
4 Мозг и речь 105

§1.
Структура языка и строение мозга 105

§2.
Речь и функциональная асимметрия мозга
114

Часть
2 Социальная психолингвистика 120 .

Глава
1 Проблемы этнопсихолингвистики 121

§1.
Языковая личность и культура 121

§2.
Способен ли язык влиять на мышление?
128

Глава
2 Психолингвистика межличностного
общения 140

§1.
Статусно-ролевая структура межличностного
общения 140

§2.
Психолингвистическая конфликтология
148

§3.
Языковая личность и речевые жанры 161

Глава
3 Речевая деятельности как творчество
177

§1.
Языковая игра в речевой деятельности
179

§2.
Языковая личность и речевая субкультура
187

Часть
3 Возрастная психолингвистика
(онтолингвистика) 193

Глава
1 Овладение языком как системой 194

§1.
Вопрос о врожденном характере языковой
способности человека. 194

§2.
Дословесный период речевого развития
ребенка 197

§3.
Становление фонетического строя речи
ребенка 203

§4.
Становление лексико-семантической
системы речи ребенка 209

§5.
Детское словотворчество 215

§6.
Становление грамматической системы
речи ребенка 219

Глава
2 Становление языковой личности школьника
227

§1.
Речевое развитие ребенка после
самонаучения языку 227

§2.
Овладение письменной речью и становление
языковой

личности
231

§3.
Становление дискурсивного мышления
языковой личности 235

§4.
Формирование скрытого механизма
внутренней речи в онтогенезе 239

Глава
3 Детская речь в сопоставлении с речью
взрослых 244

Часть
4 Психолингвистика и смежные с ней
области знания 256

Глава
1 Овладение иностранным языком как
психолингвистическая проблема 256

Глава
2 Психолингвистика и проблемы филогенеза
языка 264

Глава
3 Психолингвистика и искусственный
интеллект 274

Заключение
282

Вступительная
глава

Психолингвистика
как научная дисциплина

Школьное
изучение родного или иностранного языка
довольно часто бывает скучным, а так
как все знают, что языки изучает наука
под названием «лингвистика», то некоторым
кажется, что лингвистика — это и есть
нудноватое описание систем склонения
и спряжения в разных языках; такое
впечатление слишком поверхностно и
неверно по существу. Оно похоже как две
капли воды на мнения вроде того, что
«ботаника изучает пестики и тычинки»,
зоология «описывает букашек и таракашек»,
медицина -«кишки и позвонки» и т. д. С
подобными представлениями человеку
лучше и не заниматься наукой вообще.

Мы
адресуем нашу книгу тем, кто понимает
важность и сложность научного знания
и сознательно решил приобщиться к такому
знанию; тем более, что среди научных
объектов мало таких, которые по сложности
и значимости могут сравниться с
человеческими языками и с процессом их
функционирования в обществе — с речевой
деятельностью. Наука, занимающаяся
изучением и описанием особенностей
порождения, понимания, функционирования
и развития речи, называется психолингвистикой.
Может, конечно, возникнуть вопрос, почему
сама лингвистика (т. е. наукa о языке) не
занимается процессом речи, если уж речь
— это «язык в действии»? Легче всего
сказать, что в самом названии
«психолингвистика» вторая часть —
«лингвистика». Следовательно,
психолингвистика — часть лингвистики.
Однако, надо признать, что далеко не все
лингвисты полностью признали ее «своей».
Почему? Потому что, во-первых, лингвистика,
наука достаточно «пожилая», издавна
имеет свои традиции, главная из которых
— сохранение верности своему традиционному
объекту изучения, языку как таковому,
языку как системе. Надо признать, что
этот традиционный объект традиционной
лингвистики далеко не в полной мере
описан. Ясно ведь, что описать человеческий
язык в его нескольких тысячах национальных
и региональных разновидностях — трудная
и долгая работа. Это почетное и нужное
дело будет, конечно, продолжаться и
впредь, тем более, что все языки надо не
просто описать, но и сравнить между
собой, проникнуть в их историю, объяснить
бесконечное разнообразие составляющих
их средств, пути их развития и смешения,
помогая

3

тем
самым — вместе с историей культуры мира
— понять, как развивалось и развивается
человечество.

Во-вторых,
сами лингвисты не лишены самокритики,
полагая, что кроме традиционных для
традиционной лингвистики объектов есть
еще и другие объекты, смежные с прежними
и необходимые для расширения и углубления
самой лингвистики. Так, еще в начале
50-х годов замечательный лингвист Эмиль
Бенвенист писал: «…нельзя ограничиваться
только материальными формами, то есть
нельзя ограничивать всю лингвистику
описанием языковых форм». А в начале
80-х профессор МГУ, известный лингвист
А. Е. Кибрик даже эмоционально выразил
свое отношение к упрямому традиционализму
лингвистики: «Трудно представить себе
более кастовую науку, чем лингвистика.
Лингвисты постоянно от чего-нибудь
отмежевываются. Любимый их способ
уничтожить идейного противника — это
заявить: «Это не лингвистика»».

Тем
временем, психолингвистике скоро будет
пятьдесят лет; родившись, она бурно
развивалась и развивается — вопреки
всевозможным «непризнаниям». Более
того, она развивается в полном соответствии
(а не вопреки, как это утверждалось и
утверждается многими традиционными
лингвистами) с мыслью знаменитого
лингвиста Фердинанда де Соссюра: «Можно
представить себе науку, изучающую жизнь
знаков в рамках жизни общества; такая
наука явилась бы частью социальной
психологии, а следовательно, и общей
психологии… Она должна открыть нам,
что такое знаки (т. е. единицы языка как
знаковой системы — И. Г., К. С.) и какими
законами они управляются… Лингвистика
— только часть этой общей науки; законы,
которые откроет семиология (так Ф. де
Соссюр называл науку, которой еще не
было -И. Г., К. С), будут применимы и к
лингвистике…» И еще: «…если нам впервые
удастся найти место лингвистике среди
других наук, то это только потому, что
мы связали ее с семиологией». И Ф. де
Соссюр показал в своих трудах, как, по
его мнению, следует построить новую
лингвистическую науку, избрав единственным
объектом лингвистики только систему
самого языка — до тех пор, пока не
сформируется наука, названная им
«семиологией» («поскольку, — писал он,
— она еще не существует»). Главное, что
хотелось здесь показать, — с помощью
цитат из работ самого де Соссюра —
заключается в том, что ссылки на его
авторитет абсолютно не могут оправдать
тех традиционалистов от лингвистики,

4

которые
требуют, чтобы «их» науку оставили в
неприкосновенности, оградив от психологии
или социологии.

Однако,
несмотря на косность консерваторов, в
современном языкознании появилось
новое, интенсивно развивающееся
направление, которое получило название
антропоцентрического (или антропологического).
Как явствует из внутренней формы самого
термина (antropos — человек), антропоцентрическая
лингвистика в центр своих интересов
ставит не столько язык (с точки зрения
закономерностей его внутреннего
строения), сколько «человека говорящего»,
т.е. языковую личность; Именно языковая
личность

(т. е. человек в его способности совершать
речевые действия) — стала интегральным
объектом
многочисленных сфер науки о языке,
которые составили различные области
антропоцентрического языковедения. К
их числу можно отнести прагма- и
социолингвистику, лингвистику детской
речи (онтолингвистику) и лингвистику
текста, этнолингвистику и мн. др.

Психолингвистика,
по нашему мнению, составляет ядро
антропоцентрического направления в
лингвистике. При том, что объект
исследования — языковая личность — у
разных дисциплин, составивших
антропологическое языкознание, общий,
каждая из представленных молодых наук
имеет свой предмет изучения. Предметом
психолингвистики выступает языковая
личность, рассматриваемая в
индивидуально-психологическом аспекте
.

Гораздо
охотнее «своей» психолингвистику
считает психология. Правда, в психологии
есть издавна существующая область —
психология речи, объект и предмет которой
в точности совпадают с объектом и
предметом психолингвистики. И к настоящему
времени сложилась традиция отождествления
этих двух дисциплин. Резон в таком
отождествлении есть, однако небольшая
разница в понимании этих терминов все
же существует. Отличия касаются главным
образом ракурса рассмотрения предмета
изучения: психология больше концентрирует
свое внимание на особенностях психических
функций сознания в ходе порождения,
понимания и формирования речи, в то
время как психолингвистика вместе с
этим старается учитывать и способы
выражения (языковые и невербальные)
этих функций в речевой деятельности и
речевом поведении людей.

Психолингвистика
— наука довольно молодая. В нашей стране
и за рубежом она возникла примерно в
одно и то же время; в конце 50-х — начале
60-х годов 20-го века. Книга, которую дер-

5

жит
в руках читатель, посвящена изложению
основ именно отечественно» психолингвистики.
Для знакомства с зарубежной традицией
интересующей нас научной отрасли мы
отсылаем читателей к специальной
литературе, список которой приведен в
конце нашего пособия.

«Отцом»
советской школы психолингвистики стал
Алексей Алексеевич Леонтьев. Созданное
им научное направление базировалось
главным образом на достижениях
отечественной психологии, и прежде
всего, на концептуальных положениях,
разработанных «моцартом психологии»
Львом Семеновичем Выготским и его
учениками и соратниками (А. Р. Лурия, А.
Н. Леонтьевым и др.). В основу психолингвистики
тогда была положена теория деятельности,
потому отечественный вариант
психолингвистики на ранних стадиях ее
формирования стали именовать теорией
речевой деятельности. Теория речевой
деятельности составила фундамент того,
что сейчас называют «школой Выготского»,
или «Московской школой» в психолингвистике.
На первых порах — в 60-е — 70-е годы — она
практически полностью определяла круг
проблем и теоретических достижений в
изучении индивидуально-психических
особенностей языковой личности. Первые
работы отечественных психолингвистов
вызвали огромный интерес ученых, живущих
в самых разных уголках нашей страны.
Результатом этого стал своего рода
психолингвистический «бум», возникший
в 80те годы. Постепенно рамки психолингвистики
стали раздвигаться; в результате она
стала значительно шире теории речевой
деятельности. Наряду со школой Выготского
в отечественной психолингвистике
возникли и иные школы. К числу наиболее
авторитетных исследовательских
группировок можно отнести круг ученых,
развивавших идеи талантливого психолога
и психолингвиста Николая Ивановича
Жинкина. Существование различных «школ»
в отечественной психолингвистике не
мешало, а способствовало и расширению
проблематики этой науки, и углублению
получаемых в ходе исследований
результатов.

Нынешняя
психолингвистика наиболее интенсивно
развивается в направлении социальной
психологии и социолингвистики. Ее
интересы лежат в определении психологических
особенностей взаимосвязи языкового
сознания и социальной деятельности
человека, социального бытия и быта
языковых личностей. И здесь питающей
почвой становятся работы другого яркого
и разносто-

6

роннего
отечественного исследователя — Михаила
Михайловича Бахтина, еще в 20-е годы
пытавшегося обосновать так называемый
«социологический метод» в языкознании.

Расширение
научного пространства привело
психолингвистику к появлению в ее недрах
различных самостоятельных по характеру
решаемых задач областей. Некоторые из
таких сфер (например, фоносемантика)
имеют довольно четкие научные границы;
очертания других внутренних разделов
(патопсихолингвистика, лингвистическая
конфликтология и т.п.) пока еще неотчетливы
и диффузны.

В
настоящее время можно говорить о
закономерности выделения в целостном
пространстве нашей науки общей и частных
психолингвистик.

Общая
психолингвистика

— исследует факты языкового сознания,
которые характерны всем носителям
данного языка вне зависимости от
особенностей их речевой биографии. В
качестве объекта рассмотрения она берет
некий усредненный образ взрослой
здоровой {в физическом и интеллектуальном
отношении) языковой личности, абстрагируясь
от индивидуально-физиологических и
социальных отличий людей.

Частные
психолингвистики

— изучают разные области развития,
функционирования языка в речевом
поведении и деятельности. К настоящему
периоду становления психолингвистики
-как науки в самостоятельные научные
области выделились социальная
психолингвистика и возрастная
психолингвистика (онтолингвистика).

Социальная
психолингвистика

— в своем рассмотрении
индивидуально-психологических
особенностей языковой личности делает
акцент на отличиях в речевом поведении,
деятельности, речемыслительных
проявлениях, которые продиктованы
социально-психологическими особенностями
существования людей.

Возрастная
психолингвистика (онтолингвистика
)
-свои усилия сосредоточила на исследовании
становления языковой личности в
онтогенезе. Иногда ее еще называют
психолингвистикой датской речи.

Находясь
на стыке языковедения и психологии,
психолингвистика активно использует
методы
обеих наук. Так, в ходе анализе конкретных
речевых фактов она широко привлекает
обычные для науки о языке описательные
и сравнительно-описательные подходы.
У психологии психолингвистика берет
способы «добы-

7

чи»
материала для размышления. И это, кстати
сказать, отличает ее от традиционной
«имманентной» лингвистики.

Традиционное
языкознание тяготеет к «кабинетному»
изучению «языковых процессов.
Психолингвистов интересуют явления,
происходящие в «живом» повседневном
общении людей. Потому одним из источников
получения материала для исследования
становится наблюдение
за реальной коммуникацией
.
И здесь глаз и ухо психолингвиста жадно
впитывают все то, что кабинету иного
ученого оставит равнодушным, что
традиционно считается «отрицательным
языковым материалом». Сюда относятся
«неправильные» разговорные конструкции,
разного рода оговорки и «ослышки»,
описки и опечатки, которые делают
носители языка. Интерес психолингвиста
вызовет и нежное «воркование» влюбленных,
и безобразный скандал в магазине, и даже
нечеткая, заплетающаяся речь пьяницы.
А уж речь детей — это для него просто
«золотоносная руда».

Наблюдения
за реальным общением позволяют
рассматривать языковые, проявления в
рамках конкретных коммуникативных
ситуаций, что дает возможность
исследователю изучать не свои представления
о языке, а «живую жизнь языка». Однако
многие проблемы антропоцентрического
направления в языкознании -прежде всего
проблемы соотношения языка и мышления
— не-возможно разрешить, основываясь
только на наблюдениях за речью. Здесь
психолингвистике на помощь приходит
эксперимент. Надо сказать, что эксперимент
— это душа психолингвистического
исследования
.
Именно на основе специальных, часто
остроумных, лабораторных опытов с
различными испытуемыми разработаны
концепции, составляющие теоретический
фундамент психолингвистики. На страницах
нашей книги мы не раз будем давать
описание экспериментов, иногда предлагая
читателям проверить их результаты на
своих родных и близких.

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ISSN 2309-1797; е-ISSN 2415-3397

Заголовок: ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Периодичность : каждые полгода ( апрель и ноябрь)

Опубликован с 2008 года

Издатель и учредитель: Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды

Сотрудники:

Главный редактор: Калмыкова Лариса Александровна

Проблематика: теоретических и прикладных аспектов психолингвистики.См. Больше Цели и сфера действия .

Языки рукописи : украинский, английский, русский (смешанные языки).

Целевая аудитория: ученых (лингвистов-психологов, лингвистов, филологов, нейролингвистов, тренеров, философов, исследователей социальных коммуникаций, этнических психологов, психиатров, психоаналитиков, юристов, психоконсультантов и др.) И практиков в различных сферах деятельности общества, где психолингвистика (образование, журналистика, СМИ, право, политика, психотерапия, кибернетика, реклама, медицина и др.)) может быть использован.

Свидетельство от гос. регистрация из печать носитель: Серия КВ 24128-13968 Р (05.07.2019).

Психолингвистика поддерживает параллельное архивирование. Все номера хранятся в Национальной библиотеке Украины.

Заявление об открытом доступе: Journal of Psycholinguistics обеспечивает немедленный открытый доступ к своему содержанию, исходя из принципа, согласно которому предоставление исследований в свободный доступ для общественности способствует более широкому глобальному обмену знаниями.Полнотекстовый доступ к научным статьям журнала представлен на официальном сайте в разделе Архив .

Все отмеченные ответы соответствуют правилам Комитета по этике в публикациях — Комитета по этике публикаций (COPE), Будапештской инициативы открытого доступа (BOAI) и Берлинской декларации об открытом доступе к знаниям в области естественных и гуманитарных наук.

Условия лицензии: авторов сохраняют авторские права и предоставляют журналу право первой публикации с работой, одновременно лицензированной по лицензии Creative Commons Attribution License International CC-BY , которая позволяет другим делиться работой с подтверждением авторства и инициалами публикация в этом журнале.

Редакционная коллегия журнала приняла меры для обеспечения высоких этических и профессиональных стандартов на основе Принципов прозрачности и передовой практики в научных публикациях . См. Более подробную информацию Заявление об этике публикаций и злоупотреблении служебным положением .

,

Психолингвистика Томаса Сковела

В первые месяцы плач считается вегетативным стимулом по отношению к ядовитым стимулам как первичный рефлекс, на этой стадии плач считается культовым. однако вдох и выдох во время культового периода плача имеют решающее значение для успешного речевого общения человека с противником на протяжении всей остальной жизни детей. после этого и в последующие месяцы развития детей их плач становится более символичным, проявляя более сложные внутренние переживания и потребности, такие как внимание..etc, а не выражение физической потребности или дискомфорта!
, а затем после продолжительного общения с опекуном дети в возрасте 2 месяцев начали ворковать (издавая тихие звуки) и лепетать в возрасте 6 месяцев (издавая некоторые гласные и константы)! но до сих пор приобретение не является сегментарным феноменом, это означает, что они скорее не производят звуков на своем родном языке, они могут издавать любые звуки! На поздней стадии бурления 8 месяцев младенцы, кажется, издают ритмы и звуки своего родного языка! затем дети начинают выражать свое первое слово, используя идиоморфизм, они начинают говорить на своем родном языке, изобретая новые слова (например,..кака за еду)! и они начинают говорить эгоцентрической речью, это означает, что они начинают изучать вещи вокруг себя, вещи, которые привлекают их внимание, и не более того!
после этого они начинают строить предложение, сначала они используют одно слово в качестве скелетного предложения, и это называется голофрастической стадией, но они проходят разные стадии грамматического развития сначала с двумя словами, а затем с другими, но это развитие языка не только зависит от воспитания и обучения, когда дети начинают инструктировать предложения, которые они не делают, они случайным образом меняют положение, например (поворотные элементы), как правило, используются сначала или, наконец, они даже могут создавать новые слова, о которых никогда не слышали, их грамматические правила просты и элегантны, но не ложны, и маленькие дети редко повторяют одно и то же слово дважды при построении своих маленьких предложений по контрасту с шимпанзе, которые, кажется, выражают ограниченные высказывания случайным образом и повторно, даже когда подвергаются интенсивному обучению! это только один из весов доказательств врожденности языка (Ноам Хомский)! Хомский утверждал, что точно так же, как люди обладают своего рода генетической способностью стоять и ходить, они также обладают универсальной грамматикой !!!

.
но как создаются язык и речь?
известно, что процесс создания языка — это линейная последовательность четырех последовательных этапов:
1 / концептуализация = подбирание концепций для того, что мы хотим сказать!
эта стадия связана с ментальной абстракцией, поэтому психолингвистика продолжила записывать интересный менталистический анализ. его теория состоит в том, что примитивные лингвистические концепции формируются как два параллельных и параллельных способа мышления. это (синтаксическое мышление), производящее последовательность слов, о которой мы обычно думаем, когда говорим о том, как возникает язык! и (образное мышление), которое создает более целостный и визуальный способ общения!
2 / формулировка 🙁 сформулируйте мысль в лингвистическом плане)!
в психолингвистике изучает речевые ошибки как окно для процесса формулировки, лингвисты делят звуки на гласные и константы и подкатегоризируют каждую из них на различные фонетические группы, и производство речи следует фонетической классификации от нормального разговора до ошибок, мы делаем речевые ошибки в пределах и в рамках определенная языковая структура, как если бы мы намеренно спланировали наши листы так, чтобы они соответствовали соответствующему языковому слоту! поэтому для формулирования своих идей вы ограничены всеми фонологическими, лексическими и грамматическими схемами языка !!!

Я перестану портить книгу, и если вы хотите знать всю историю и до сих пор интересуетесь, то эта книга будет хорошим выбором !!!

.

Отраслей лингвистики Психолингвистика — скачать онлайн видео на ppt

Презентация на тему: «Отрасли лингвистики, психолингвистики» — стенограмма:

1

Отрасли языкознания Психолингвистика

Branches Of linguistics Psycholinguistics

2

Психолингвистика — это отрасль обучения, которая объединяет дисциплины психологии и лингвистики.Он касается взаимоотношений между человеческим разумом и языком, поскольку он исследует процессы, происходящие в мозгу при создании и восприятии письменного и устного дискурса. Основное внимание уделяется тому, как язык изучается, хранится и иногда теряется.

Psycholinguistics Is a branch of study which combines the disciplines of psychology and linguistics.

3

Психолингвистика Как отдельная отрасль науки возникла в конце 1950-х и 1960-х годах в результате Хомской революции.Цель психолингвистики: выяснить структуру и процесс языка, которые лежат в основе способности человека говорить и понимать

Psycholinguistics As a separate branch of study emerged in the late 1950s and 1960s as a result of Chomskyan revolution.

4

Психолингвистика отвечает на следующие вопросы людей о языке:
1- как возник язык? 2- как дети его приобретают? 3- почему это меняется? 4- как мы можем преподавать и изучать языки, которые не являются нашими родными языками? 5- Как люди используют свои языки?

5

• Приобретение языка
Три основных процесса, исследуемых в психолингвистике: • Понимание языка • Производство языка • Приобретение языка

6

Понимание: имеет дело с тем, что человек делает, когда слушает речь и понимает ее, а также когда хранит и запоминает.

7

Производство: человек говорит то, что говорит ..
Это та часть языка, которая занимается вопросом, как и почему человек говорит то, что он говорит ..

8

Приобретение языка:
Приобретение языка — это процесс, с помощью которого люди приобретают способность воспринимать, производить и использовать слова для понимания и общения.Овладение языком, процесс изучения родного или второго языка. Приобретение родных языков изучается в первую очередь психологами развития и психолингвистами. Хотя то, как дети учатся говорить, не совсем понятно, большинство объяснений включает в себя как наблюдение, что дети копируют то, что они слышат, так и вывод о том, что люди обладают природной способностью понимать грамматику.

9

Процесс, посредством которого дети свободно владеют своим языком
, является одновременно поведенческим и рационалистическим, но в чем разница между ними ???????

10

— Язык — результат опыта
Поведенческий рационализм — Язык — результат опыта — Язык — это процесс реакции на стимул — Язык — это обусловленное поведение — Дети изучают язык путем имитации — Изучение языка основано на практике — Изучение языка является механическим — Язык возникает из определенного состояния — Язык — это врожденный процесс — Язык — это не поведение, как другие — Дети изучают язык с помощью приложения — Язык — это основа правил — Язык является аналитическим, порождающим и творческим

11

Афазия. Внезапная или постепенная потеря речи из-за возраста или инсульта.Итак, это неспособность говорить, воспринимать или обрабатывать язык. Все мы можем испытывать афазию, когда не можем вспомнить конкретное слово или когда говорим «положи это в холодильник», имея в виду духовку. Такие оговорки — обычное дело, и их делают все, кто владеет языком, когда они устали, напряжены или стареют.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *