Диалектика как наука и метод познания. Основные принципы диалектики, их методологическое значение.
I.
Диалектика — это наука о наиболее общих
закономерных связях, о становлении и
развитии бытия и познания, и основанный
на этом учении метод мышления и познания.
(Диалектический метод мышления). Его
сущность в том, что на использовании
объективных законов диалектики
вырабатывается субъективный метод
познания окружающей действительности.
Быть материалистом
— значит брать мир таким, каков он есть.
А мир диалектичен. Диалектика есть
аналог природы. Ее содержание как науки
соответствует (или адекватно) содержанию
бытия. В мышлении и его содержании мы
отражаем то, что имеет место быть в
реальной действительности, т.е содержание,
которое диалектично. Мышление истинно
тогда, когда оно отражает действительность
адекватно. Следовательно, правильное
мышление должно отражать бытие
диалектично, т.к последнее само
диалектично. Однако диалектика мышления
отражает Д бытие с большей или меньшей
точностью, адекватностью. Диалектическая
логика — наука о закономерностях
правильного мышления. З-ны диалектики
распростр не только на развитие действ-ти,
но и на раз-тие сознания. Это одни и те
же з-ны. Логика мышления должна
соответствует логике бытия — это
диалектика, следовательно диалектика
и логика не могут быть оторваны друг от
друга, они едины и неразрывны, причем
наше сознание содержит не только логику,
но и теорию познания, т.е науку о
закономерностях познавательного
процесса. Этот познавательный процесс
может быть эффективным, если он
развертывается в соответствии с з-нами
диалектики — это з-ны и теории познания.
Содержание их едино.
Диалектика, как и
всякая другая наука, изучающая явления
и процессы действивтельности имеет
свою структуру:
**Принципы.
**Категории.
**Законы.
Основные принципы
диалектики:
1. Все в мире
находится в движ, всему присущи изменения,
причем движение идет от низшего к
высшему, от простого к сложному. Главная
линия этих изменений — раз-тие.( изменение
не только кол-венное, но и кач-венное.
2. Все в мире находится во взаимосвязи,
нет такого явления, к-рое было бы абсол
независимым от других. Вещи, предметы,
явления взаимно обусл друг друга, при
этом связи всегда обнаруживаются. 3.
Движение детерминируется внутренней
противоречивостью вещей и предметов.
Главный источник движения- внутр
противор.
Диалектический характер процесса познания. Чувственное и рациональное познание, их формы. Представления как основа творчества, фантастики, мистики.
Теория познания,
как и любая область науки, может рассуждать
диалектически, то есть не предполагать,
а разбирать как от незнания мы переходим
к знаниям, от неполного и неточного
знания к более полному и точному.
В процессе познания
достаточно четко просматриваются две
стороны — чувственное отражение и
рациональное познание. Поскольку
исходным в познании выступает чувственное
отражение, постольку до последнего
времени эти стороны обычно обозначали
как ступени познания, хотя это и неточно,
поскольку чувственное в ряде моментов
пронизывается рациональным и наоборот.
Что же касается ступеней или, точнее,
уровней познания, то это скорее
эмпирический и теоретический уровни.
Здесь же следует
подчеркнуть, что процесс познания, как
правило, имеет своим исходным моментом
отражение действительности с помощью
органов чувств человека. Именно через
органы чувств мы получаем всю первичную
информацию о предметах и явлениях
внешнего мира.
Органы чувств
человека — продукты не только истории
природы, но и всемирной истории. В
становлении и развитии органов чувств
человека важнейшую роль на протяжении
всей истории человечества играла и
продолжает играть до сих пор общественная
практика. Так, сталевары в процессе
варки стали обретают способность
различать десятки оттенков красного
цвета, ювелиры могут видеть тончайшие
различия драгоценных камней, дегустаторы
чая — улавливать незаметные для простых
смертных особенности во вкусовых
характеристиках разных сортов чая, в
чем участвуют, естественно, не только
чувства, но и мысль.
Чувственное
отражение — низшая ступень познания,
поверхностная ступень знания на уровне
отражения явления. Чувственное отражение
выступает в трех основных формах — в
виде ощущений,
восприятий и представлений.
Что из себя представляет каждая из этих
форм?
Ощущения
— это чувственные образы отдельных
свойств предметов (простейшие образы).
Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем
вкусовые, осязательные ощущения и т.д.,
т.е. отдельные свойства.
Ощущения, как
отмечал Л.Фейербах, это субъективный
образ объективного мира. Этот образ
объективен по содержанию, он адекватно
отражает свойства объекта, но субъективен
по форме, зависит от особенностей
физиологии органов чувств человека,
физиологии его высшей нервной деятельности,
и даже, как показано выше, от его жизненного
опыта. Но это именно образ, а не просто
знак, не символ, не иероглиф, как утверждал
Гельмгольц. Нетрудно заметить, что
Гельмгольц, объявляя ощущение всего
лишь символами, лишает их познавательной
ценности, т.к. они ничего не сообщают
нам о свойствах предметов, которые лишь
символизируют. По сути дела это позиция
кантианская: ощущения ничего не говорят
о вещах, и последние остаются для нас
вещами в себе.
Иное дело, если
ощущения являются образами, тогда они
не могут не иметь известного сходства
с отражаемыми свойствами, тогда они
могут и должны выступать и выступают
исходной клеточкой познавательного
процесса. Вместе с тем, отвергая
одностороннюю абсолютизацию знаковой,
символической природы ощущений, отстаивая
тезис о том, что ощущения — это прежде
всего образы свойств вещей, следует
признать, что ощущения имеют и характер
знаков, но таких, которые несут в своем
содержании объективную информацию об
объектах, выступают в роли знаков-образов,
а точнее обладают и образной, и знаковой
сторонами. Но ощущения — это действительно
лишь исходная клеточка познавательного
процесса. Более сложной и высокой формой
чувственного отражения является
восприятие
— целостный чувственный образ объекта,
совокупность ощущений, непосредственно
воздействующего на органы чувств,
отражающих различные стороны, свойства
этого объекта. Здесь уже, как правило,
вступает в дело мысль, обозначающая
воспринимаемый объект.
Наконец, высшей
формой чувственного отражения является
представление
— воспроизводимое
по памяти образное знание о непосредственно
не воспринимаемых нами объектах. В
представлении уже вступает в дело
абстрагирующая способность нашего
сознания, в нем отсечены несущественные
детали (образ предметов, процессов,
явлений, которые в настоящее время перед
субъектом нет, но который он наблюдал
когда-то раньше или с помощью речи). При
этом на уровне представлений обнаруживает
себя такая способность нашего сознания,
имеющая громадное значение в процессе
творчества, каковой является воображение
— способность соединять чувственный
материал иначе, не так, как он соединен
в действительности. Представление стоит
как бы на рубеже, на перепутье между
чувственным отражением и абстрактным
мышлением. Оно еще идет непосредственно
от чувственного материала и строится
на нем, но в представлении уже присутствует
и абстрагирование от всего второстепенного,
мало значимого и т.д.
Чувственное
отражение — необходимая ступень познания,
непосредственно связывающая сознание
с внешним миром. Завершая характеристику
чувственного отражения действительности,
укажем основные моменты, характеризующие
его роль и место в познавательном
процессе. Прежде всего органы чувств —
это единственный канал, который
непосредственно связывает человека с
внешним миром, и без органов чувств
человек не способен ни к познанию, ни к
мышлению. Они дают тот минимум первичной
информации, который необходим и достаточен
для познания того или иного объекта.
Представление в отличие от ощущений и
восприятий не обладают конкретностью,
а имеют обобщающий характер. Рациональное
познание в конечном счете базируется
на том материале, который дают нам органы
чувств. Наконец, регулирование предметной
деятельности обеспечивается прежде
всего с помощью чувственных образов.
Эту характеристику можно дополнить и
тем, что к числу достоинств чувственного
отражения относится и его образность,
а также непосредственная данность его
образов и их яркость. Но чувственное
отражение и ограниченно — оно отражает
лишь единичное, индивидуальное и не
дает само и не может дать знания общего,
оно дает информацию о непосредственно
данном, о видимом, слышимом, но не дает
знания о том, что скрыто за тем и другим,
оно останавливается на внешнем, на
явлениях, но само не может дать знания
о внутреннем, о сущности.
Однако потребности
практики как раз и диктуют необходимость
выявления за единичным — общего, за
внешним — внутреннего, за явлением —
сущности и т.д. Практика, таким образом,
требует перехода, скачка от чувства к
мысли, от чувственного отражения к
абстрактному мышлению или рациональному
познанию, которое преодолевает отмеченные
выше ограниченности чувственного
отражения.
Вместе с тем
автономность двух сторон познания лишь
относительна: чувствуя, ощущая, мы уже
теоретизируем, размышляем, и, мысля, не
отрываемся начисто от чувственных
образов, опираемся на них. И все-таки
что же мы понимаем под мышлением?
Мышление
— это активное, целенаправленное,
опосредованное, обобщенное и абстрагирующее
отражение существенных свойств и
отношений внешнего мира, а вместе с тем
и процесс созидания новых идей. Это
именно активное, целенаправленное
отражение, что определяется связью
мышления и познания в целом с практикой,
с его устремленностью к истине. Вместе
с тем это отражение опосредованное в
отличие от чувственного отражения,
поскольку оно опосредуется чувственностью,
ее образами. Мышление обобщает, схватывает
общее в объектах, и потому оно связано
с абстрагированием, отвлечением от
второстепенного в объектах. А само
отыскание общего диктуется практикой,
которая не должна всякий раз открывать
Америку, а нуждается в общих правилах,
в знании законов и т.д. Наконец, мышление
за внешним вскрывает внутреннее, за
явлениями — сущность, существенные
свойства и отношения вещей, поскольку
без этого немыслима ни практическая
деятельность, ни приобретение по-настоящему
глубокого знания об объекте.
А теперь обратимся
к характеристике основных форм мышления
— понятие, суждение и умозаключение.
Понятие
— это такая форма мышления, в которой
отражаются общие и существенные свойства,
связи и отношения предметов и явлений
(мысль, представление). Понятия обозначаются
словом или группой слов. Различают
обыденные и научные понятия. Понятия —
это и итог работы мысли, и одновременно
средства мышления. Но мы оперируем не
отдельными понятиями, а понятиями в их
связи друг с другом, отражающей в конечном
счете связь вещей. Иными словами, о вещах
мы судим.
Суждение
— форма мысли, в которой посредством
связи понятий нечто утверждается либо
отрицается о предмете мысли (мысль,
которая на основе понятий что-либо
утверждает или отрицает). Суждение, как
правило, выражается в форме предложения.
При этом связь понятий в суждении должна
соответствовать связи вещей.
Наконец, умозаключение
— форма движения мысли, при которой из
одного или нескольких суждений, называемых
посылками, выводится новое суждение,
называемое заключением или следствием
(мысль, на основе одних суждений выводит
другие суждения, логика ). Умозаключения
делятся на два основных класса —
индуктивные, представляющие собой
выведение общего положения из ряда
частных фактов, и дедуктивные, при
которых из некоторого общего положения
выводятся частные, менее общие. Мы не
затрагиваем здесь роли интуиции в
познавательном процессе, поскольку об
этом пойдет речь дальше, когда мы перейдем
к проблемам творчества.
Итак, познавательный
процесс включает в себя две стороны —
чувственное отражение и рациональное
познание. Эти стороны диалектически
взаимосвязаны. Чувственное познание
дает лишь исходный материал для работы
мышления, и без этой работы мысли не
может быть и речи о получении полного
знания о предмете. В свою очередь и
рациональное познание, будучи шагом
вперед в познании предмета, само по
себе, без опоры на чувственность
существовать не может, т.к. оказывается
лишенным почвы, в качестве которой
выступают данные чувственные отражения.
История философии
свидетельствует о том, что имеются две
крайности в оценке соотношения
чувственного и рационального отражения
в процессе познания — сенсуализм и
рационализм.
Сенсуализм (от лат.
— чувство)
(Д.Локк, Кондильяк и др.) абсолютизирует
роль чувственного отражения, отстаивая
тезис: нет ничего в разуме, чего не было
бы в чувствах. Сильная сторона сенсуализма
— в подчеркивании роли чувственного
познания как важнейшего источника
первичной информации. Слабая — в переоценке
чувственного знания, в попытке свести
весь процесс познания к различным
комбинациям чувственных данных, принизить
и свести на нет роль мышления. В итоге
сенсуализм всегда пасовал перед вопросом
о природе общих понятий, перед
математическими истинами и т.д.
Эти слабости
сенсуализма активно использовал
рационализм (от лат.
— разум)
(Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц), принижавший
в свою очередь роль чувственного знания
и отводивший решающее место разуму,
оторванному от чувственного отражения.
Если сенсуализм в своей односторонности
останавливает познание на полпути, на
чисто опытных данных, то рационализм
отрывает разум от его питательной почвы,
от эмпирических фактов и тем лишает
познание той базы, на которой единственно
может строиться успешная работа
познающего мир разума.
Таким
образом, лишь в единстве чувственного
отражения и рационального познания,
эмпирического и теоретического познания
— реальный путь к постижению истины.
Диалектический метод философии Г Гегеля. Принципы диалектики. Философия история. Цель и смысл исторического процесса. Положение индивида в гегелевской философии
Диалектический метод философии Гегеля.
В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом. Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии.
Принципы диалектики.
Характеризуя форму самодвижения понятий, Гегель сформулировал положение о диалектическом отрицании, развитии через отрицание отрицания. Каждое положение — тезис порождает свое отрицание -антитезис, результатом которого является синтез, удерживающий и сохраняющий в себе некоторые черты отрицаемого старого.
Отсюда Гегель сделал вывод о том, что движение идет от низших форм к высшим, т. е. поступательно, но в этом поступательном движении имеет место цикличность, как бы возврат к старому, но на новой высшей основе.
Однако Гегель непоследователен в проведении своих диалектических принципов.
Диалектический метод исходит из всеобщности и необходимости развития во всех сферах, а его философская система требует оборвать развитие с достижением абсолютной идеей высшей стадии развития.
Диалектический метод Гегеля основан на всеобщности противоречий, а система же, обрывая развитие, требует установления непротиворечивого абсолютно истинного состояния.
Диалектический метод предполагает преобразование существующей действительности, а система, напротив, ее оправдывает. Из-за своей противоречивости философия Гегеля давала простор для различных политических выводов.
Три закона диалектики (суть истории развития).
1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание — нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта — воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода — лед. Смолотить зерно — голое отрицание, посадить зерно — диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.
3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития — единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество — различие — противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются.
Философия истории. Цель и смысл исторического процесса.
История – сфера закономерности. Законы здесь реализуются посредством сознательной деятельности людей. Тем не менее возможность периодизации истории по отдельным эпохам показывает, что в истории властвует неличная закономерность.
История является «развитием духа во времени», имеется в виду «мировой дух». История имеет свою цель – развитие свободы, свободы гражданина в «»гражданском» обществе. «Свобода является сама в себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа». Поскольку реализация свободы заключает в себе и то, что дух сам осознает себя свободным, история является также и «прогрессом в осознании свободы».
Когда «дух эпохи» поймет сам себя, то форма исторически завершится. Понимание значит преодоление до сих пор существующей формы духа и тем самым исходной точки нового «духа эпоха». «ДЭ» — «единая определенная сущность, единый определенный характер, который проникает через все стороны жизни». Развитие мирового духа может обойтись без практического участия людей. Чел активность – единственное адекватное средство, посредством которого история реализует свою внутреннюю наиболее желаемую цель. Исторический прогресс невозможнее без упорного труда и борьбы. Однако сам дух не может ни работать, ни воевать и поэтому позволяет действовать за себя человеку.
Объективацией свободы в истории является государство. Оно – «предмет, в котором свобода обретает и переживает свою объективность…». Тем самым образуется единство истории и государства. Народы, которые не образовали гос-ва, не принадлежать истории.
Свобода реализуется постепенно, в следовании исторических эпох, каждую из которых представляет «народных дух», т.е. народ, который в данную эпоху стал по причине своего характера наиважнейшим в истор смысле.
1.Ниже всех – Древний Китай, Индия и Персия. Эти общества не способны прийти к полному осознанию самих себя, своей свободы. Индии вид является безвольным органом гос власти, там нет места для развития его индивидуальности.
2.Греческий мир. Античный полис – единство индивида и общины. Здесь уже не существует слепой подчиненности индивида общности. Индивид внутренне отождествляется с нравственными обычаями и познает в них свою волю.
3.Германский мир, охватывающий христианские народы Западной Европы. Доводит внутреннюю цель истории до полной действительности. Это происходит потому, что история западноевропейских народов опирается на принцип христианства, который провозглашает, что человек является в смысле бытия свободным, что все равны через свою свободу.
Общий вывод философии состоит в признании разумности мира. Однако разумен, истинен не результат развития сам по себе, а само развитие, включающее в себя и своей результат.
Г. фил. проникнута глубоким противоречием. Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явл. абс. дух, а целью — самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават. ступеней, завершится последней ступенью — самопознание, реализацией которого явл. сама фил. Гегеля. Т.о., противор. методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противор. у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл. источником дальнейшего развития. Нет диалектики материи — нет ее развития во времени. Так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.
Положение индивида в гегелевской философии
По Гегелю, индивид в первоначальном, детском природном состоянии, подчинен слепому инстинкту, животным страстям и тому эгоизму, который составляет отличительную черту животной жизни. Но, по мере развития разума, субъект признает в других индивидах равных себе, т. е. духовные существа. Он признает, что разум и свобода (дух) не есть лишь его исключительное свойство, но что он существует, в разных степенях, во всей совокупности индивидов его рода. Он признает духовность себе подобных и преклоняется перед ней, как перед законом, который он должен уважать. Так как дух, который он находит вне себя, есть синоним разума и свободы, то, преклоняясь пред разумом и себе подобными, он преклоняется перед их свободой. Индивид сознает себя свободным; ибо сознавать себя духом значит сознавать себя свободным. Но он сознает, что подобный ему, являясь таким же субъективным духом, свободен, как и он. Лишь только индивид обретает способность мыслить, он тотчас понимает, что его индивидуальная свобода ограничена свободой ему подобных.
Неограниченная свобода, полагает Гегель, принадлежит лишь совокупности различных существ, роду, человеку вообще. Индивиду принадлежит лишь более или менее значительная часть общей свободы, свобода относительная. Слова дух и свобода – синонимы, однако нельзя сказать того же о выражениях субъективный дух и абсолютная свобода. Свобода есть общее всем благо; поэтому индивид не может претендовать на исключительное обладание ею, не входя в противоречие с самой природой вещей. Факт свободы подобного мне индивида становится законом, уздой, ограничением моей собственной свободы. Свобода всех есть закон, исходящий из духовности всех. Эту всеобщую силу, стоящую над субъектом, Гегель называет объективным духом. Начало процесса развития объективного духа Гегель рассматривает в философии права.
37. Диалектика как теория развития и как метод познания.
Диалектика
как теория развития.
Гегель
установил,
что истина представляется не в виде
собранных готовых догматических
положений, истина
заключается в самом процессе познания,
в длительном историческом развитии
науки, поднимающейся с низших ступеней
на всё более высокие, но никогда не
достигающей такой точки, от которой,
найдя абстрактную истину, не должна
созерцать сложа руки. Все общественные
порядки, сменяющие друг друга в ходе
истории, представляют собой лишь
приходящие ступени бесконечного развития
человека от низшей ступени к высшей.
Каждая ступень необходима и имеет свое
оправдание для того времени и для тех
условий, которым она обязана своим
происхождением. Для диалектической
философии нет ничего раз и навсегда
установленного.
Диалектика
как учение о единстве противоположностей.
«Диалектика
— есть учение о том, как могут быть и
бывают тождественными противоположности,-при
каких условиях они бывают тождественны
,превращаясь друг в друга-почему ум
человека не должен брать эти
противоположности, — за мёртвое-застывшие,
а за живое-условные, подвижные,
превращающиеся одна в другую.»
Диалектика
как метод познания.
По этому поводу К.
Маркс писал:
«Мой диалектический метод по своей
основе не только отличен от гегелевского,
но является его прямой противоположностью.
Для Гегеля
процесс мышления, который он превращает
даже под именем идеи в самостоятельный
объект, есть демиург действительного,
которое составляет лишь его внешнее
появление. У меня же наоборот идеальное
есть ничто иное, как материальное,
пересаженное в человеческую голову и
преобразованное в ней.
Гегелевская
диалектика является основной формой
всякой диалектики, но лишь, после
освобождения её от её мистической формы,
а это-то как раз и отличает от неё мой
метод.»
Идея
как предмет философии впервые был
рассмотрен Платоном. Идея
у Платона есть то изначальное целое,
что при всём многообразии отдельных
вещей делает их такими, а не иными;
есть всеобщее, являющееся основой всех
отдельных вещей. Быть сущностью вещей
и общим многим вещам, быть существенным
в них как бы их прообразом-таково свойство
идеи. Критика
Аристотеля идеи Платона:-«идеи
Платона как самостоятельные сущности,
отделённые от чувственно воспринимаемых
вещей, не объясняют ни бытия идей, ни
познания вещей». Идеи
являются началом, объединяющим
разрозненные факты в единое целое, в
систему, они обеспечивают дальнейшее
движение познания, находят тенденцию
вывода знания из тупикового или кризисного
состояния. Идея рождается из действительности
в процессе предметно-практической
деятельности, общения и рефлексии,
изменяющих эту действительность.
Идея,
в отличие от материи, есть конкретно-условное
воспроизведение реальности в процессе
её дальнейшего развёртывания, проект
будущего развития действительности.
1)Метафизика.
Философское учение о сверхчувственных
принципах бытия. Она представляет собой
философский метод, рассматривающий
явления в их неизменности, вне системы,
в независимости друг от друга, отрицающий
внутренние противоречия как источник
их развития.
2)Догматизм
— возникает
на основе метафизики. Он как метод
предполагает метафизически одностороннее,
схематическое, окостеневшее мышление,
оперирующее догмами. Слепая вера в
авторитеты, защита устаревших положений
составляют суть догматизма. В рабочем
движении догматизм приводит к вульгаризации
марксизма, оппортунизму, политическому
авантюризму.
3)Софистика
— учение,
основанное на преднамеренном нарушении
законов логики, путем приложения
различных уловок, выдумки, головоломки,
мнимых доказательств. Софистика
добивается кажущейся обоснованности
субъективным путём, используя
недостаточность логического и
семантического анализа.
4)Эклектика
— как метод
предполагает механическое соединение
разнородных, часто противоположных
принципов, взглядов, теорий, элементов.
Например, материи и сознания, бытия и
жизни.
Общим
между категориями и законами является
то, что и те, и другие отражают всеобщие
законы бытия, всеобщие стороны и связи.
Взаимопроникновение противоположностей,
взаимопереход количества и качества,
повторение пройденного на новой основе,
отражаемые в основных законах диалектики,
так же универсальны, как отношение,
причина и следствие, необходимое и
случайное, форма и содержание, выражаемые
в соответствующих категориях.
Диалектика как теория развития и как метод познания — Студопедия
Диалектика как теория развития. Гегельустановил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой, найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки. Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
Диалектика как учение о единстве противоположностей. «Диалектика — есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности,-при каких условиях они бывают тождественны ,превращаясь друг в друга-почему ум человека не должен брать эти противоположности, — за мёртвое-застывшие, а за живое-условные, подвижные, превращающиеся одна в другую.»
Диалектика как метод познания. По этому поводу К. Маркс писал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее появление. У меня же наоборот идеальное есть ничто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.
Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь, после освобождения её от её мистической формы, а это-то как раз и отличает от неё мой метод.»
Идея как предмет философии впервые был рассмотрен Платоном.Идея у Платона есть то изначальное целое, что при всём многообразии отдельных вещей делает их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей. Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть существенным в них как бы их прообразом-таково свойство идеи. Критика Аристотеля идеи Платона:-«идеи Платона как самостоятельные сущности, отделённые от чувственно воспринимаемых вещей, не объясняют ни бытия идей, ни познания вещей». Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты в единое целое,в систему, они обеспечивают дальнейшее движение познания, находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного состояния. Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность.
Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего развёртывания, проект будущего развития действительности.
1)Метафизика. Философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Она представляет собой философский метод, рассматривающий явления в их неизменности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития.
2)Догматизм — возникает на основе метафизики. Он как метод предполагает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма. В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму, политическому авантюризму.
3)Софистика— учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых доказательств. Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя недостаточность логического и семантического анализа.
4)Эклектика— как метод предполагает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи и сознания, бытия и жизни.
Общим между категориями и законами является то, что и те, и другие отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи. Взаимопроникновение противоположностей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях.
Лекция № 59. Диалектика. Структура диалектики. Философия: конспект лекций
Лекция № 59. Диалектика. Структура диалектики
Диалектика (от греч. dialektike – «искусство вести беседу») – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.
Диалектика включает принципы, законы и категории.
Материализм утверждал принцип как основополагающее суждение о бытии (объяснение мира у древних мыслителей посредством идеи о стихиях, первоначалах природы). Идеализм отталкивался от принципа мышления.
Принципы отражают фундаментальные основы бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом:
1) выступают как начала познания;
2) обусловливают характер познания;
3) лежат в основе законов и категорий диалектики;
4) придают знанию системность и целостность;
5) в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию.
Наиболее авторитетны два принципа диалектики: связи и развития.
Принципы конкретизируются в законах диалектики. Благодаря Архимеду, Н. Копернику, Г. Галилею, Р. Декарту, Б. Спинозе идея законообразности мира становится стержнем мировоззрения и научного познания. Все движение протекает по разумным законам диалектики.
Закон – это понятие, выражающее внутренне устойчивые, существенные, общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору.
Законы диалектики универсальны, фиксируют отношения и связи между явлениями как мира в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Существуют три закона диалектики – единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания.
Диалектические закономерности осмысливались как категориальные связи. В категориях принципы диалектики еще более детализированы.
Законы и категории диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемым фундаментальными науками. Материалистическая диалектика есть общая теория движения, изменения, развития, связей, обобщающая специальные теории движения, изменения, развития, связей, созданных в физике, биологии, геологии, химии, астрофизике, социологии и ряде других наук.
В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике как о науке о всеобщей связи. Это положение устойчиво благодаря относительно постоянной структуре предметов и бытия в целом и требует системного подхода к их изучению.
Оба определения диалектики выражают сущность принципов диалектики. Связь включает в себя развитие, а развитие – связь. В своей нераздельности развитие и связь отражают реальное двуединство бытия, единство противоположностей природы, общества и мышления, устойчивости и изменчивости, системности и поступательности. Бесконечность бытия есть его развертывание вширь и движение вглубь.
Диалектика (от греч. dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Уже античная философия акцентировала внимание на изменчивости всего существующего. Действительность понималась как процесс перехода всякого свойства в противоположное ( Гераклит, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика». Первоначально этим термином обозначалось искусство диалога и спора. Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное.
Тем не менее он обосновывал диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только так, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является по Платону искусством диалектики.
Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального общества – в схоластике – диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Н. Ку-занский и Дж. Бруно. В Новое время, несмотря на засилье метафизики, Р. Декарт и Б. Спиноза (первый – в своей космогонии, второй – в учении о субстанции как о самопричине), дают образцы диалектического мышления. В XVIII в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. В теории познания И. Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». И. Фихте развивает «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Вершиной в развитии домарксистской диалектики была идеалистическая диалектика Гегеля. Диалектика есть согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость».
Зрелое научное понимание диалектики создано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике сочетаются законы развития как бытия, так и познания, так как они тождественны по своему содержанию и отличаются только по форме. Материалистическая диалектика не только онтологическое, но и гносеологическое учение, логика, рассматривающая мышление и познание одинаково в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них как тенденция заложено то, чем они станут.
Главной категорией материалистической диалектики является противоречие. В учении о противоречиях она раскрывает движущую силу и источник всякого развития. В нем содержится ключ к остальным категориям и принципам диалектического развития. К развитию путем перехода количественных изменений в качественные, к перерыву постепенности, отрицание исходного момента развития и отрицание этого отрицания, повторение на высшем уровне некоторых сторон первоначального состояния.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
23. Диалектика как учение о развитии и метод познания действительности.
Диалектика –
признанная в современной философии
теория развития всего сущего и основанный
на ней философский метод. Диалектика
теоретически отражает развитие материи,
духа, сознания, познания и других аспектов
действительности через законы диалектики,
категории, принципы. Главная проблема
диалектики – что такое развитие? развитие
– общее свойство и главнейший признак
материи: изменение материальных и
идеальных объектов, причем не простое
изменение, а изменение как саморазвитие,
результатом которого является переход
на более высокую ступень организации.
Развитие – высшая форма движения.
Движение – основа развития. Законы
диалектики охватывают все сферы
окружающей действительности; раскрывают
глубинные основы движения и развития
– их источник, механизм перехода от
старого к новому, связи старого и нового.
Категории диалектики – наиболее общие
понятия, которыми оперирует философия
для раскрытия сути диалектических
проблем. Категории диалектики отражают
всеобщие и существенные связи, стороны
объективной реальности. Категории есть
продукты познавательной и практической
деятельности человека. Основные категории
диалектики: единичное, особенное,
всеобщее; причина и следствие; необходимость
и случайность; возможность и
действительность; сущность и явление;
структура, форма и содержание. Основными
принципами диалектики являются: принцип
всеобщей связи; принцип развития; принцип
системности; принцип причинности;
принцип историзма.
25. Основные законы диалектики.
Выделяются три
базовых закона диалектики:
1. Закон единства
и борьбы противоположностей. Все сущее
состоит из противоположных начал,
которые, будучи едиными по своей природе,
находятся в борьбе и противоречат друг
другу (например: день и ночь, горячее и
холодное и т.д.). Единство и борьба
противоположных начал – внутренний
источник движения и развития всего
сущего. Закон единства и взаимодействия
противоположностей является законом
не только бытия, но и познания. Познание
есть активное взаимодействие объекта
и субъекта на основе практики. Сам
познавательные процесс есть единство
противоположностей: чувственного и
логического, абстрактного и конкретного,
теории и практики.
2. Закон взаимного
перехода количественных изменений в
качественные изменения раскрывает
общий механизм развития. Сущность этого
закона состоит в том, что изменение
качества (специфики, природы) данной
вещи, т.е. переход от старого качества
к новому, совершается тогда, когда
накопление количественных изменений
достигает определенной границы.
Содержание закона раскрывается в системе
взаимосвязанных категорий «качество»,
«количество», «мера», «скачок». Качество
– категория для выражения специфики
вещи, тождественная бытию определенность,
стабильная система определенных
характеристик и связей предмета.
Количество – исчисляемые параметры
предмета или явления. Мера – единство
количества и качества. Мера выступает
как интервал количественных изменений,
в пределах которого вещь сохраняет свою
качественную определенность. Выход за
пределы меры приводит к изменению
качества вещи, к превращению количественных
изменений в качественные. При определенных
количественных изменениях обязательно
меняется качество. Качество не может
меняться бесконечно. Наступает момент,
когда изменение качества приводит к
изменению меры – к коренной трансформации
сущности предмета. Такие моменты получили
название «узлов», а сам переход в иное
состояние понимается в философии как
«скачок».
3. Закон отрицания
отрицания. Новое всегда отрицает старое
и занимает его место, но постепенно уже
само превращается из нового в старое и
отрицается все более новым. Согласно
этому закону, развитие есть процесс,
складывающийся из определенных циклов.
Категория «отрицание» отражает
определенный этап развития, отличающий
превращение объекта в нечто иное,
определенным образом связанное с
отрицаемым объектом. отрицание является
содержательным процессом и означает
не просто уничтожение старого явления,
но и возникновение нового, находящегося
в определенной связи с отрицаемым.
Включение в состав новой вещи некоторых
«положительных» элементов отрицаемого
качества в переработанном виде называется
«снятием». Для снятия характерны три
взаимосвязанных аспекта: преодоление,
сохранение и подъем на новую, более
высокую ступень.
1. Понятие диалектики. Диалектика как учение о развитии.
Диалектика
раскрывает космический закон бесконечного
развития, преобразования и взаимосвязи
всего сущего.
Родоначальником
диалектики считается древнегреческий
философ Гераклит.
«Все течет,
все изменяется»,
–
писал он. «В
мире нет неподвижного: холодное –
теплеет, теплое охлаждается, влажное
высыхает… Возникновение и исчезновение,
жизнь и смерть, рождение и гибель, бытие
и небытие – связаны между собой, они
связывают, обусловливают друг друга».
Причем, переход явления из одного
состояния в другое совершается через
борьбу противоположностей. Взгляды
древнегреческих философов (Гераклит,
Сократ, Платон)
имели характер ценных, стихийных
диалектических догадок. Само понятие
диалектики
впервые применил древнегреческий
мыслитель Сократ.
«Диалектикой»
он именовал метод нахождения истины в
диалоге путем столкновения противоположных
суждений и обнаружения противоречий в
мышлении.
В схоластической
философии средневековья диалектика
преиму-щественно трактовалась, как
умение изощренно логически рассуждать
в спорах.
Наиболее стройной
теорией диалектики является идеалистическое
учение Гегеля.
Ведущим началом развития Гегель
признавал принцип противоречия,
он сформулировал главные законы развития
и основные категории диалектики. Как
объективный
идеалист Гегель
видит основу диалектики исключительно
в противоречиях
углубляющегося в самопознание абсолютного
духа, демиурга.
Новое качество
теория диалектики приобретает в философии
марксизма. Маркс и Энгельс выработали
материалистическое понимание диалектики.
Диалектика
предстаёт как «наука
о всеобщей связи», «наука о всеобщих
законах движения и развития природы,
человеческого общества и мышления».
В современной
западноевропейской философии
воспроизводятся различные модификации
иного понимания диалектики. Каждая из
них акцентирует и абсолютизирует
какое-то реальное качество бытия и
сознания человека в его проекции на всю
окружающую действительность. Такова,
например, экзистенциалистическая версия
диалектики. Ее приверженцы (С.Къеркегор,
Ж.-П.Сартр
и др.) в понимании диалектики исходят
из субъективности
человека. Диалектика рассматривается
ими как атрибут
только человеческого бытия
и трактуется преимущественно в духе
погружения
одинокого индивида в область личного
сознания.
Погружение индивида в личные переживания
связанные с пограничными ситуациями,
которые вызывают страдание, чувство
вины, ожидание смерти, страх и
характеризуются сложной динамикой
чувств, мыслей, действий. Т.о. экзистенциализм
ограничивает диалектику только личностным
существованием или узко интерпретируемой
человеческой практикой.
Неотомисты
(последователи учения религиозного
философа Фомы
Аквинского) Ж. Маритен, Э. Жильсон
и др. видят диалектику в сосуществовании
Бога и природы с момента акта творения
мира .
В подобных концепциях
содержатся ценные размышления над
реальными проблемами диалектики бытия
и познания хотя, в общем, такого рода
трактовки диалектики узки и односторонни.
Современная
материалистическая философия под
диалектикой
понимает
философское
учение о развитии и взаимодействии
противоположностей.
Понятие «развитие»
предполагает
направленные,
качественные, необратимые изменения
сложных системных объектов.
В зависимости от направленности и
характера (качества) развитие разделяют
на две группы.
К первой группе
относятся: прогресс, регресс, одноплоскостное
и цикличное развитие. Прогресс
– вид
развития, при котором наблюдается
переход от низших, малоорганизованных
форм к высшим, высокоорга-низованным
формам.
Регресс
– вид развития, при котором наблюдается
переход от высших, высокоорганизованных
форм к низшим, малоорганизованным
формам.
Одноплоскостное
развитие
осуществляется
в пределах одного уровня или плоскости.
Переход системы в более организованное
или малоорганизованное состояние не
наблюдается.
Цикличное
развитие
осуществляется по замкнутому циклу, в
котором могут быть фазы прогресса и
регресса. Однако система возвращается
в исходное состояние – в нулевую точку
цикла.
Ко второй группе
относятся
эволюция и революция.
Эволюция
– вид развития, который предполагает
плавное, постепенное изменение системы
в сторону совершенствования.
Революционный
вид развития предполагает резкое,
быстрое, скачкообразное качественное
изменение системы.
Диалектика
исходит
из того, что всё в мире находится во
взаимной связи, в нем нет ничего в готовом
виде, все предметы и явления беспрерывно
изменяются, переходят из одного состояния
в другое, возникают и исчезают, развиваются.
Причем, развитие происходит как бы по
разворачивающейся спирали, каждый виток
которой повторяет предыдущий на более
высоком уровне развития. Один из
крупнейших представителей немецкой
философии XIX
в. Ф.Энгельс
писал: «Для
диалектической философии нет раз
навсегда установленного, безусловного…
На всем и во всем видит она печать
неизбежного падения, и ничто не может
устоять перед ней».
Причём, под развитием
здесь понимается непрерывный
процесс возникновения и уничтожения,
бесконечного восхождения от низшего к
высшему.
Таким образом, мир, представляет собой
бесконечный процесс движения, обновления,
отмирания старого и возникновения
нового. Источником развития согласно
диалектике, является борьба
внутренних противоположностей, присущих
самим предметам и явлениям.
Диалектика
выступает как метод
познания.
Метод –
это система правил и приемов, выработанных
для познания и практики. Определенный
метод в значительной степени обусловлен
природой явлений и предметов, которые
исследуются. Поэтому каждая область
знания и сфера практики применяет свои
специфические методы: одни методы в
физике, другие в истории, третьи в
медицине и т.д. Например, чтобы определить
химический состав какого-либо вещества
необходимо применить метод химического
анализа; в физике этот метод применить
уже нельзя.
Наряду с конкретными
методами существуют всеобщие методы
познания и преобразования мира. К таким
методам познания относится диалектика.
Она возникла в результате обобщения
достижений различных наук и практики
человечества. В отличие от методов
познания конкретных наук, диалектика
дает ключ к пониманию не отдельных
областей действительности, а всех сфер
природы, общества и мышления, к пониманию
мира в целом.
Диалектика выступает
как метод познания лишь по отношению к
самой философии. По отношению к другим
наукам она является методологией.
МЕТОДОЛОГИЯ – это наука о методах. Если
естественные науки изучают саму
действительность, то философия изучает
процесс познания этой действительности.
Таким образом, философия учит познавать,
показывает, какими методами можно
познать действительность.
Противоположным
диалектическому является матафизический
метод познания. Метафизический
метод познания, который исходит из того,
что все предметы и явления материального
мира существуют независимо друг от
друга, не связаны друг с другом; развитие
происходит по замкнутому кругу, повторяя
ранее уже пройденное. Метафизика признает
механическое движение, а также простое
увеличение и уменьшение чего-либо.
Итак,
диалектика основана на нескольких
фундаментальных идеях:
– Все в природе,
обществе, мышлении подлежит непрерывным
изменениям и развитию.
– Явления и
процессы неизбежно обладают полярностью
и противоречивостью.
– Существует
всеобщая связь и взаимовлияние вещей
друг на друга.
Познание и практика
Единство познания и практики.
Основная форма, в которой проявляется человеческая жизнь, — это
деятельность — чувственно объективная, практическая и
интеллектуальный, теоретический. Человек — существо активное, а не
пассивный наблюдатель на «пиршестве» жизни. Он влияет
вещи вокруг него, придает им формы и свойства
необходимо для удовлетворения исторически сложившихся социальных и личных
необходимо. Человек не просто населяет природу, он также
меняет это.Было потрачено неизмеримое количество человеческого труда.
затрачено на его преобразование. Люди осушили болота,
возводил плотины, строил заводы и создавал чрезвычайно сложные
орудия труда.
Человечество превращает богатства природы в то, чем
культурно-исторической жизни общества. На сколько
столетия сделали вспышку молнии в ночи причиной
разрушения и устрашить воображение человека, заставляя его
падать ниц на землю при каждом ударе молнии! Но человек
победил и дисциплинировал электричество, заставив его служить
интересы общества.Послушно вспыхивает молния
лаборатории, освещает улицы и дома, устанавливает станки
и поезда в движении.
По мере развития общества его труд оказывает все большее влияние на
изменяя окружающую среду, наделяя ее новыми свойствами,
забирайте его все дальше и дальше от его девственного состояния.
Практика материальна, чувственно объективна, целеустремленна
деятельность, направленная на
овладеть и преобразовать природное и социальное
объекты и составляющие универсальную основу, мотив
сила развития человеческого общества и
знание.Практика многогранна и разнообразна.
уровни. Под практикой мы понимаем все формы чувственно объективного
Человеческая активность. Но основные формы человеческого практического
деятельность — это производство материальных благ, труда и
также революционная активность масс с целью
изменения общественных отношений, их участие в
общественно-политическая жизнь, классовая борьба и социальная
революции. Чувственно объективная научная деятельность
вовлечение в процесс использования инструментов и оборудования
наблюдения и эксперимента — это тоже форма практики.
Как основной способ человеческого социального существования решающая форма
самореализации человека в мире практика представляет собой сложный
и целостная система. Он включает, прежде всего, такие элементы, как
потребность, цель и целенаправленная деятельность в виде отдельных
действия, а также объект, на котором эта деятельность
целевые, средства, с помощью которых достигается цель и,
наконец, результат деятельности.
Социальная практика образует единство с познавательной деятельностью, с
теория. Это источник научного познания, его мотив
силы, она дает познанию необходимый фактический материал для
обобщение и теоретическая обработка.Люди начали не
от размышлений о мире, но от деятельности, усвоения
объекты внешнего мира посредством
практика. Сила открытий людей сначала зависела от
насколько они действовали на практике и сами были
под влиянием внешнего мира. Суть вещей была
раскрывается через формы и способы человеческого практического
деятельность. Очень познавательные способности человека сформированы и
развился в реальном процессе социальной практики, которая
определили структуру, содержание и направленность человеческого
мысль.На ранних этапах человеческого развития процесс
познания воспроизведены приемы практических действий
непосредственно, что затем послужило основой для логического
операции. Познание возникло и развивалось, потому что оно обеспечивало
выживание общества и
стала жизненно важной общественной ценностью. Народный практический
производственная деятельность явилась фундаментом для появления
естественные науки. Например, необходимость пересечь моря
возникла астрономия, геометрия возникла из потребностей
сельское хозяйство, медицина от нужд здоровья и так далее.
В конечном итоге именно практика предопределяет
выбор объектов научного исследования. Жизненные потребности
общества и отдельных людей направляют исследовательскую деятельность. производство
выступает в качестве основного потребителя результатов научных исследований.
познание и поставщик технических средств для этого,
инструменты и оборудование, без которых исследования
практически невозможно.
Следовательно, практика не только стимулирует познание, но и
создает условия для этого.Успех в
наука зависит не только от таланта ученого,
интеллекта и воображения, но о существовании
необходимое оборудование. Развитие технологий
предоставил науке мощные средства экспериментального исследования
вплоть до компьютеров, синхрофазотронов и космоса
судов. Электромагнитные и внутриатомные процессы стали
цели исследования только тогда, когда общество достигло высокого уровня
производства, которые предоставили науке средства для
исследуя эти явления.
Все более смелое практическое применение естественного и
социальные науки создали механизм обратной связи между
науки и практики, что стало решающим фактором в
выбор множества основных каналов исследования. Например,
разработка спутников и космических кораблей как новых средств
астрономические наблюдения не только улучшили исследования
солнечной системы на ведущее место среди проблем
астрономия; он также заложил основу новой науки,
экспериментальная астрономия, имеющая много общего с
геофизика.Астрономы приобрели способность
«прикоснуться» к окрестностям Солнца и наблюдать за различными
потоки частиц, которые он отправляет в окружающее пространство.
Научное знание имеет практическое значение, только если оно
реализовано в жизни. Практика — это арена, где знания
демонстрирует свою силу. Конечная цель познания — не
знания сами по себе, но практическое преобразование
реальность, чтобы удовлетворить материальные и духовные
необходимо. Практическая реализация идей, их преобразование
в объективный мир — это процесс
объективации.Знания объективированы не только в
языковые формы, но и в материальной культуре. Это также
значительный практический смысл. С практической деятельности
подразумевает осознание, интеллектуальный принцип является одним из его
основные компоненты. Любая теория, разделяющая материал и
духовная деятельность чужда диалектическому материализму.
Эти два образуют единство. Знания существуют только в головах людей;
это там и только там, к лучшему или худшему, что
познание происходит, тогда как все, что становится реальностью
это практика.Практическая деятельность осуществляется с помощью
материальный означает и создает материальные продукты, тогда как
духовная, интеллектуальная деятельность оперирует образами,
концепции и генерирует мысли и идеи. Процесс
Практическое влияние на мир материально и идеально.
Теория и практика образуют единство, в котором практика имеет
изначально решающая роль.
Однако мы знаем, что практическое преобразующее отношение человека к
объективная реальность невозможна без точного отражения
объекты, их свойства и отношения.Теория отнюдь не
ограничивается простым обобщением практики, которая
уже состоялось. Он творчески работает над эмпирическими
материал и тем самым открывает новые перспективы развития
практики. В отношении практики теория играет
программирование, интеллектуально-просветительская роль. практика
предшествует теории. Это становится особенно ясно, как только мы
поднять вопрос о происхождении знания. это
знаменательно, что на языке племен, у которых есть только
недавно вышедшие из племенной системы вещи обозначены
теми же словами, что и человеческие действия.На самых ранних стадиях
развитие науки, когда эмпирическое мышление человека было
делая свои первые робкие шаги, знания действительно формировались
в основном на основе обобщения прямых практических
операции с объектами. На уровне научной мысли,
однако этот способ накопления знаний не может быть основным
один, хотя он может применяться на определенных этапах
исследовательская работа. Здесь есть колоссальный рост возможности
и необходимость мысленного, теоретического использования идеальных моделей
вещи, их свойства и отношения без прямого
прибегают к практике.По мере того как мысль становится более сложной,
наука развивается, связь между познанием и практикой
становится все более опосредованным, и человеческий прогресс делает это
посредничество все более сложное и многоступенчатое. В то время как практика
раньше шли впереди теории сейчас, напротив, теория
стремится все больше и больше предвосхищать практику и освещать ее
путь вперед. Знания, кажется, обретают форму над практикой и
находит свое воплощение и подтверждение на практике. Это
открыл много возможностей для теоретической мысли сломать
вне рамок прямого опыта и сделал возможным
очень долгосрочное видение практики в будущем.Цепи
посредничество между теорией и практикой стало длиннее и
дольше, и первая ссылка может быть через столетие
с последнего. Паттерны взаимодействия с объектами встречаются
в механике Архимеда, Леонардо да Винчи и Галилея
были напрямую спроектированы на производстве
ситуации своего времени, но этого, конечно, нельзя сказать о
теории относительности или квантовой механики, для
пример.
Внутренняя логика развития
познание.
Под этим мы подразумеваем стимулы, которые появляются в реальном процессе.
познания, когда одно открытие ведет к другому и
развитие одной науки способствует энергичному развитию другой
сферы.Это также видно по влиянию некоторых идей.
на других — методы одной науки, на других, одних умов
на других.
Общество обязано знать о мире больше, чем оно может
использовать в данный момент. Наука должна напоминать айсберг. это
видимый пик всегда должен быть меньше части, скрытой под
вода. Утилитарные возражения против чистой теории могут быть
со скидкой. Теория обычно приносит не немедленную пользу, а
духовная ценность, которая рано или поздно приобретет прямую
полезность.Когда, например, мы говорим об общем
физическая картина мира или общая теория поля, или
происхождение материи, науке не нужно извиняться за
быть слишком абстрактным. Не все движения теоретического
мысль должна быть оправдана немедленной отдачей. Для
Например, тысячи ученых в сотнях лабораторий
во всем мире исследуют поведение, свойства и
взаимодействия элементарных частиц, которые еще не
использовались на практике. Экспериментаторы и теоретики
делать неожиданные открытия, проводить гениальные эксперименты
мнений, выдвигая смелые гипотезы, споря друг с другом в
поиск закономерностей строения и движения
иметь значение.
Познание сил природы и общества обязательно
рано или поздно последует практическое освоение
эти силы. Не бывает бесполезного
открытие. Нет ничего практичнее настоящего
теория. Когда люди спрашивают о возможных практических
применение любого нового открытия, вспоминается фарадеевский
ответьте на вопрос о практическом значении
электромагнитная индукция, которая
он обнаружил. Как можно
сказать,
он ответил, каким мужчиной вырастет мальчик?
Никто не может предсказать конечный результат любого научного
открытие.История науки говорит нам, что были
много случаев, когда открытие становится краеугольным камнем целого
отрасль техники.
Научные исследования проходят в несколько этапов, некоторые из которых
для насущных нужд практики (решение сегодняшних
тактические задачи), а другие нацелены на
более далекие перспективы. Это верхние этажи
научное исследование. Они ориентированы на решение стратегических
проблемы, раскрывающие все более широкие возможности для
практика будущего, внесение фундаментальных изменений в
существующая практика.
Узкий практицизм может быть вреден для науки, особенно ее
фундаментальные теоретические кафедры. Это ограничивает научные
мысль, ограничивая ее пределами объекта исследования,
которые важны только для исторически преходящих форм
практики и, таким образом, сокращает диапазон и содержание
исследовательская деятельность. И наоборот, когда научная мысль не
скованный такими ограничениями, он способен открывать
свойства и отношения объекта, которые в перспективе предлагают
возможность его гораздо более разнообразного практического использования.
После создания своей логической основы научная теория приобретает
способность к саморазвитию и воспроизведению свойств
и отношения вещей, которые еще не входят в сферу
практики и чувственного познания, или это будет только в
будущее. Развитие науки в любой данный период
зависит от мыслительного материала, унаследованного от прошлых родов
решений, из теоретических проблем, которые уже были
заявил. Научное развитие имеет относительную независимость
благодаря необходимости, основанной на потребностях познания
себя, систематизировать знания, разбить его ветви
в различные взаимодействующие дисциплины, благодаря необходимости
интеллектуальное общение и свободный обмен мнениями.Много
открытия не были напрямую вызваны практикой, а только
позже стал источником новой практики, т. е. открытия
рентгеновских лучей, радиоактивности и так далее. Общая теория
теория относительности возникла не благодаря неизвестным до сих пор
эксперименты, пролившие новый свет на сущность гравитации,
но с помощью чисто теоретического анализа системы
знания, которые уже сложились в физике.
предсказанные экспериментальные доказательства появились лишь на более позднем этапе.
Открытия возникают частично в результате решения
внутренние противоречия в самой научной теории, и
появляются до того, как практический спрос на них осознанно
оценили.Иногда новая потребность возникает под влиянием
того или иного открытия или изобретения. Но довольно часто
все наоборот. Несмотря на интенсивные практические потребности
общество, наука не может дать ответ и потребность
остается неудовлетворенным. На каждом этапе развития
общественная практика связана с уровнем теории, который
была достигнута, какой бы плохой она ни была.
Идеальные стимулы к знаниям.
Что толкает людей в джунгли неизведанного?
Поиск знаний не зависит от практики.это
результат внутреннего стремления ума искать истину.
ученый изучает природу не только потому, что его исследования дают
полезные результаты, но еще и потому, что они приносят ему удовлетворение.
Материальные стимулы играют немаловажную роль
в развитии науки; но моральные стимулы, идеальные
стимулы, играют еще большую роль. Такие стимулы включают
желание облегчить людям труд, просветить,
реорганизовать общественные отношения в интересах общества, доставлять удовольствие
в процессе творчества, завоевания славы и так далее.
осознание своего долга перед обществом и желание служить
интересы человечества стимулировали творческую деятельность
многие ученые. Работа Маркса о Капитале
представляет собой впечатляющий пример. В одном из
его письма
он написал: «… ну почему я тебе не ответил?
Потому что я постоянно парил на краю
могила. Следовательно, мне пришлось использовать каждые
момент, когда я смог работать, чтобы закончить свою книгу,
которому я пожертвовал здоровьем, счастьем и семьей.я
верю, что мне не нужно ничего добавлять к этому объяснению. я
смейтесь над так называемыми «практичными»
мужчины с их мудростью. Если
кто выбрал быть волом, можно было, конечно, повернуться спиной
о страданиях человечества и заботиться о своих
кожа. Но я действительно должен был считать себя
непрактично, , если бы я отключился без
полностью заканчиваю свою книгу, по крайней мере, в
рукопись «[1]
Ученый действительно может увлечься приключениями
исследуя неизвестное. Радость ему от творчества доставляет,
в случае успеха он видит самые глубоко скрытые
перед ним открываются секреты мира.Он видит
раскрыты тайны происхождения Вселенной. Он видит его
собственный разум, обнаруживая цель и порядок там, где это было раньше
он не мог воспринимать ничего, кроме хаоса. Это чувство
можно описать как философское наслаждение. И эти
стимулы к творчеству действительно играют огромную роль; но это
было бы неправильно их абсолютизировать.
Идеальные стимулы не являются движущей силой, они
производное. Они имеют объективную основу и выражают реальную
потребности общества. Даже гениальный ученый — дитя
его возраст, потребности которого в конечном итоге определяют характер его
виды деятельности.Но в ходе исторической истории человечества
познание развития становится относительно независимой потребностью,
ненасытная жажда знаний, любопытство, которое
к совершенно бескорыстному интересу к творчеству.
Знание начинается с чуда. Тот, кто не удивлен
что-либо обнаруживает только факт, что он потерял способность
мыслить творчески. Для настоящего исследователя открытие
что-то удивительное — всегда радостное событие и свежий
стимул к работе. Самое замечательное то, что мы
способны испытать тайну неизвестного.Правда
ученого непреодолимо привлекает чистая красота
логической научной теории, благодаря удивительной изобретательности
экспериментальные техники и решения для дразнить
загадки природы, общества и самой мысли. «Даже
самый беспристрастный ученый в то же время человек
бытия; он хотел бы быть прав, чтобы увидеть его интуицию
подтверждено; он хотел бы сделать себе имя, быть
успех. Такие надежды являются поводом для его работы, как и
жажда
знания «[2]
Всепоглощающее стремление к знаниям — одна из мыслящих
самые сокровенные потребности человека.Это как демон, он набрасывается на
ученого и заставляет его прилагать отчаянные усилия в поисках
истины. Под влиянием этого демона люди накапливают знания
и создавать произведения искусства, совершенно не заботясь о практических
цели и соображения. Большинство из нас читали биографии
таких искателей истины и знают, какой обычно была их судьба. В
отстаивая истину, они рисковали своей репутацией, они были
преследовали, обвиняли в шарлатанстве. Многие умерли в нищете. Это
верно было сказано, что он не может стать апостолом истины
которому не хватает смелости быть его мучеником.
История науки изобилует духом бескорыстия.
квестинг. Пионеры науки! Для них поиск истины
было смыслом всей их сознательной жизни. Они сделали нас
мудрее и просвещеннее. Они были мучениками во имя
человечество, распятое ради нас, чтобы мы могли подняться
немного выше. Мы должны помнить о них с благодарностью.
,
Этот веб-сайт был создан для использования |
Познание относится к умственной деятельности, включая мышление, запоминание, обучение и использование
язык. Применяя когнитивный подход к обучению и преподаванию, мы фокусируемся на
понимание информации и концепций.Если мы сможем понять связи
между концепциями, разбить информацию и перестроить с помощью логических связей, тогда наши
Предоставление материала и понимание возрастут.
Когда мы осознаем эти умственные действия, отслеживаем их и контролируем наше обучение.
процессов это называется метапознанием
Другие психологические подходы сосредоточены на различных компонентах человеческой деятельности.
Бихевиористы сосредотачиваются на изучении и анализе объективно наблюдаемых и
поддающиеся количественной оценке поведенческие события.Сторонники гумантистского подхода сосредотачиваются на
индивид по отношению к собственному окружению. Человеческое благополучие, ценности и достоинство
являются основными компонентами этой теории.
Мыслительные процессы веками изучались философами. Однако
психологическое исследование познания — относительно новая область исследования, берущая свое начало в
1950-х годов. Изучение метапознания еще новее, большая часть работ в этой области возникла
в 1970-х гг.
Отказ от подхода бихевиористов в чистом виде «стимул-реакция», когнитивная психология.
многое черпает у гештальтистов, которые
понимание и определить его как «внезапное восприятие отношений между элементами
проблемная ситуация.»(LeFrancois, 1972). Когнитивные теории рассматривают обучение как процесс
признания. Учащийся воспринимает новые отношения среди частей проблемы.
Ученые, внесшие значительный вклад в развитие когнитивной психологии
включая Джерома Брунера, который разработал учебную
теория, основанная на категоризации, и Дэвид Осубель,
кто пытался объяснить осмысленное вербальное обучение как феномен сознания, скорее
чем поведения.
Когнитивная теория утверждает, что то, как человек думает, в значительной степени определяет то, что он чувствует, и
ведет себя.Это относится и включает все формы знания, включая память,
психолингвистика, мышление, понимание, мотивация и восприятие.
Память является важным компонентом этого
теория. Большая часть изучаемого в школе материала зависит от запоминания
декларативное или фактическое знание. В последнее время были предприняты попытки разработать методы
обучение, основанное на содержательной интеграции материала и владении
процедурные знания. Мышление , которое меняется от ситуации к ситуации, будет
сильно влияют на поведение людей в той или иной ситуации. Понимание языка, или психолингвистика , является важным для нашего
понимание печати и устное усвоение знаний. Понимание и восприятие позволит людям
интерпретировать информацию. Наконец, общая мотивация ученика будет
определить, насколько эффективно информация сохраняется или обрабатывается.
Согласно Кейт МакГилли (1996), студенты не учатся в полной мере из-за
к тому, что чаще всего на уроках используются механические процедуры запоминания.
В связи с обострением конкуренции в рабочей силе и повышением требований к рабочим местам студенты
нужно быть более подготовленным к высшему образованию и рынку труда с развивающимися навыками
из когнитивной теории. Эти навыки, включая учебу, социальные навыки, проблемы
навыки решения и организационные навыки, чтобы назвать несколько, следует обучать и интегрировать в
учебный план.
Эта веб-страница была первоначально создана Кристин Рейнс, Мишель Пронти и Дик Тейлор.
в 1996 году.
,
Диалектика абстрактного и конкретного Эвальда Ильенкова
Советская психология: диалектика абстрактного и конкретного Эвальда Ильенкова
Эвальд Ильенков 1960
Диалектика абстрактного и конкретного
у Маркса Капитал
Написано: 1960;
Источник: Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса;
Издательство: Progress Publishers, 1982;
Перевод: английский перевод 1982 Сергей Кузяков;
Расшифровано: Энди Бланден; Разметка
HTML: Энди Бланден.
Глава 1: Диалектическая и метафизическая концепция бетона
Понятие абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике
Из истории понятий абстрактного и конкретного
Определение конкретного у Маркса
Об отношении понятия к понятию
Понятие человека и Некоторые выводы из анализа
Конкретное и диалектика всеобщего и индивидуального
Конкретное единство как единство противоположностей
Глава 2 — Единство абстрактного и конкретного как закон мысли
Абстрактное как выражение конкретного
Диалектическая и эклектико-эмпирическая концепция всестороннего рассмотрения
Спиральный характер развития реальности и ее теоретическое отражение
Научная абстракция (концепция) и практика
Глава 3 — Восхождение от абстрактного к конкретному
О постановке вопроса
Концепция конкретного Гегеля
Взгляд Маркса на развитие научного познания
Материалистическое обоснование восхождения от абстрактного к конкретному у Маркса
Адам Смит, Давид Рикардо, Локк и Спиноза о политической экономии
Дедукция и проблема историзма
Глава 4 — Логическое развитие и конкретный историзм
О разнице между логическим и историческим методами исследования
Логическое развитие как выражение конкретного историзма в исследовании
Абстрактный и конкретный историзм
Глава 5 — Метод восхождения от абстрактного к конкретному в «Капитале» Маркса
Конкретная полнота абстракции и анализа как условие теоретического синтеза
Противоречие как условие развития науки
Противоречия трудовой теории стоимости и их диалектическое разрешение у Маркса
Констракция как принцип развития теории
«Если бы я начал с населения, это было бы хаотическое представление о целом, и затем, посредством дальнейшего определения, я бы аналитически продвигался к все более простым концепциям, от воображаемого бетона к все более тонким абстракциям, пока Я пришел к самым простым определениям.Оттуда путешествие нужно было бы проследить, пока я снова не достигну населения, но на этот раз не как хаотическое представление о целом, а как богатую совокупность многих определений и отношений ». Маркс
Глоссарий Ссылки:
Абстракция и бетон |
Диалектика |
Единство противоположностей |
Противоречие
Дополнительная литература:
Обзор критики политической экономии, Энгельс 1859 г. |
Метод политической экономии, Маркс 1857 г. |
Глава первая «Капитала», Маркс 1867 г. |
Послесловие ко второму немецкому изданию «Капитала», Маркс, 1873 г. |
Grundrisse Маркса и логика Гегеля, Хироши Учида |
Маркс на пороге тысячелетия, Кирилл Смит |
Капитал Маркса — философия и политическая экономия, Джефф Пиллинг |
Теория отчуждения Маркса, Иштван Месарош |
Логика капитала Маркса, Тони Смит
,