1.Психология как наука. Общее представление о предмете изучения психологии. Задачи психологии. Основные разделы психологии как науки.
Само
название предмета в переводе с древнегреч.
— «наука
о душе».
Пси-я
как наука обладает особыми качествами.
Как систему проверенных знаний психологию
знают немногие, в основном только те,
кто ею специально занимается,. Вместе
с тем как система жизненных явлений,
психология знакома каждому человеку.
Она представлена ему в виде собственных
ощущений, образов, представлений, явлений
памяти, мышления, речи, воли, воображения,
интересов, мотивов, потребностей, эмоций,
чувств и многого другого. Основные
психические явления мы непосредственно
можем обнаружить у самих себя и косвенно
наблюдать у других людей.
Предметом
изучения
пс-ии яв-я, прежде всего, психика
человека
и животных, включающая в себя многие
субъективные явления. С помощью одних,
таких, например, как ощущения и восприятие,
внимание и память, воображение, мышление
и речь, человек познает мир. Поэтому их
часто называют познавательными
процессами. Др явления регулируют его
общение с людьми, непосредственно
управляют действиями и поступками. Их
называют психическими свойствами и
состояниями личности (к ним относят
потребности, мотивы, цели, интересы,
волю, чувства и эмоции, склонности и
способности, знания и сознание). Кроме
того, психология изучает человеческое
общение и поведение, их зависимость от
психических явлений и в свою очередь
зависимость формирования и развития
психических явлений от них.
Общение
и деятельность
так-же поэтому составляют предмет
современных психологических исследований.
Основной
задачей психологии как науки является
изучение объективных психологических
закономерностей (психических процессов,
психологических свойств личности и
психологических особенностей деятельности
человека).
Эта
задача разрешается прежде всего общей
психологией,
изучающей самые общие закономерности
психики как свойства мозга, выражающегося
в субъективном отражении объективного
мира.
При
этом психология ставит перед собой
следующие взаимно связанные задачи:
1.
Изучение
качественных (структурных) особенностей
психических процессов,
как отражений объективной действительности.
2.
Анализ становления и развития психических
явлений в связи с обусловленностью
психики объективными условиями жизни
и деятельности человека.
3.
Изучение физиологических механизмов,
лежащих в основе психических процессов,
поскольку без знания механизмов высшей
нервной деятельности нельзя ни правильно
понять существо психических процессов,
ни овладеть практическими средствами
их формирования и развития.
Ряд
отраслей психологии, изучающих
психологические проблемы конкретных
видов челов-кой деятельности.
Общая
психология
исследует индивида, выделяя при этом
два основных направления — психологию
познавательных процессов и психологию
личности. Познавательные процессы
охватывают ощущения, восприятие,
внимание, память, воображение, мышление
и речь. С помощью этих процессов человек
получает и перерабатывает информацию
о мире, они же участвуют в формировании
и преобразовании знаний. Личность
обладает свойствами, которые определяют
дела и поступки человека. Это — эмоции,
способности, диспозиции, установки,
мотивация, темперамент, характер и воля.
Изучение
психологических наук начинается с общей
психологии, так как без достаточно
глубокого знания основных понятий,
вводимых в курсе общей психологии,
невозможно будет разобраться в том
материале, который содержится в
специальных разделах предлагаемого
курса.
Возрастная
психология
– это одна из областей психологии.
Предметами возрастной психологии
являются изучение и формирование
представлений о психическом развитии
детей каждого возрастного этапа и
переходе из одного возраста в другой.
Составляются психологические
характеристики каждого возрастного
этапа развития детей. Каждая возрастная
стадия имеет свои неповторимые
характеристики и внутренние условия
развития. Возрастная психология
занимается изучением динамики процессов
психики.
Разделы
1) детская психология – отрасль
психологической науки, изучающая условия
и движущие силы развития психики детей,
а также закономерности функционирования
ребенка как личности. Она занимается
исследованием деятельности детей,
особенностей этого процесса. Сюда входят
детские игры, овладение трудовыми
навыками, особенности обучения;
2) психология
юности – отрасль психологической науки,
занимающаяся изучением особенностей
детей старшего подросткового возраста,
кризиса этого периода, исследованием
жизненных позиций детей, их стремлений
к самоопределению;
3) психология
зрелого возраста изучает закономерности
механизмов развития человека на ступени
его зрелости и особенно при достижении
им наиболее высокого уровня в этом
развитии, т. е. данный раздел возрастной
психологии занимается изучением
особенностей личности, характерных для
данного периода, а также исследованием
кризисов зрелого возраста;
4) геронтопсихология
– отрасль психологической науки,
изучающая психические явления и процессы,
связанные со старением организма,
выявляющая инволюционные тенденции
притупления и затухания некоторых
психических функций, спад активности,
ослабление психической устойчивости,
исследующая условия личностной
сохранности пожилых людей, психологическую
помощь.
Социальная
психология
–прежде всего, анализирует те
закономерности человеческого поведения
и деятельности, которые обусловлены
фактом включения людей в реальные
социальные группы. По каким законам
развиваются эти процессы, чем
детерминированы их различные формы,
какова их структура, наконец, какое
место они занимают во всей сложной
системе человеческих отношений?
Следующая
отрасль — это психология
управления.
Основным ее предметом является
продуцирование психологических знаний,
применяемых при решении проблем
управленческой деятельности.
Отличительную
особенность психологии управления
составляет то, что ее объектом является
организованная деятельность людей,
объединенных в одну организацию,
подчиняющихся правилам и нормам этой
организации, выполняющих заданную им
совместную работу в соответствии с
экономическими, технологическими,
правовыми, организационными, корпоративными
и целым рядом других требований.
Психодиагностика
—
это отрасль психологической науки и
одновременно важнейшая форма
психологической практики, которая
связана с разработкой и использованием
разнообразных методов распознавания
индивидуальных психологических
особенностей человека.
Психология как научная дисциплина — Студопедия
Вопросы
Тема 1. Предмет, задачи и методы общей психологии
1. Психология как научная дисциплина.
2. Предмет психологии.
3. Задачи психологии.
4. Связь психологии с другими науками.
5. Методология и методы психологического исследования.
В системе наук психология занимает особое место. В дословном переводе психология – это наука о душе (в переводе с греческогоpsyche — душа; logos — учение, наука). Первые представления о душе можно проследить в мифологических и религиозных системах Египта, Индии, Китая. Представление о душе часто связывалось с дыханием (сравните: дух, дыхание, душа) – тем, что уходит со смертью тела. Она нередко представлялось в виде крылатого существа. Так считали и многие древнегреческие мыслители. Один из них Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)написал первый специальный трактат, который так и назвал «О душе»в связи, с чем считается основателем психологии. В отличие от предшественников мыслитель определил душу как сущность живого тела, то есть как то, что позволяет телу существовать как живому (чувствовать, мыслить). Он считал, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест.
Но, что такое душа, существует ли она как реальность, можно ли ее увидеть, зафиксировать и т.д. Ответа на этот вопрос как вы понимаете, нет. Существование души несомненно для одних и условно для других. Скажем так: если душа существует, то непосредственно увидеть, «ухватить», измерить ее невозможно. Невозможно и экспериментировать с ней. Душа эмпирически неуловима. В то же время мы можем наблюдать поведение, слушать и фиксировать речь, анализировать продукты творчества, оценивать успешность деятельности и т.д. – но все это не душа, а психические проявления. Поэтому говоря о психологии как о науке целесообразно говорить о том, что она изучает психические явления (чувства, эмоции, желания, мысли, образы, отношения) и психологические факты (поведение, продукты деятельности, творчество). Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству – это психика. ПСИХИКА – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе этого формировать образы, которые позволяют человеку целесообразно управлять своим поведением и деятельностью. Неслучайно мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам, но в то же и самая малоизученная. Развитие психики человека связано с историческим развитием человечества (филогенезом).
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Обычный человек обладает определенными психологическими знаниями. Каждый из нас может в определенной степени понять другого человека, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть индивидуальные особенности, помочь ему и т. д. Но житейские психологические данные характеризуются конкретностью, ограниченностью ситуаций и задач и лиц, на которые они распространяются. Научная психология, как и любая другая наука, стремится к обобщениям, объективности, точности, рациональности, оперирует строгими научными понятиями, методами.
В литературе часто можно встретить слова «Психология имеет длинную предысторию и короткую историю». И это действительно так. Психология молодая наука, но с длинной историей. Общепризнанно, что психология стала настоящей наукой лишь в конце XIX века. В то же время психологические знания накапливались ни одним поколением ученых и общественных деятелей. Поэтому условно в становлении психологии можно выделить пять этапов:
1 этап (более двух тысяч лет назад).
Развитие психологических знаний связано, прежде всего, с деятельностью древнегреческих мыслителей (Демокрита, Аристотеля, Платона, Гиппократа и др.). Предметом изучения в то время выступала ДУША.
Демокрит утверждал, что душа состоит из атомов. Шарообразные атомы беспокойны и приводят тело в движение. Душа материальна. Со смертью тела умирает и душа, так как атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются.
Аристотель полагал, что существуют: растительная душа (ее свойства – питание и ощущение), животная душа (ощущения, влечения) и разумная душа (мышление).
Платон полагал, что душа бессмертна и не имеет ничего общего с материей. Цель души постижение вечных и неизменных идей. Душа состоит у него из трех частей: ум (его местонахождение – в голове), аффективное, эмоциональное начало (располагается в груди), и вожделения, желания (живут в печени).
2 этап (17 — 19 век).
Данный период связан с развитием естественных наук и философской мысли. В трудах некоторых философов обосновывалась необходимость изучать уже не душу, а СОЗНАНИЕчеловека. Именно оно выступало основным предметом изучения в то время. Ученый и мыслитель Рене Декарт (1596 – 1650) одним из первых указал, что сознание человека неразрывно связано с мышлением. А его фраза «Я мыслю, значит, существую» стала началом научной революции в психологии. На этот период приходится и одно знаменательное событие, которое считается ДАТОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. В 1879 году немецкий ученый Вильгельм Вундт в Лейпциге создал первую в мире психологическую лабораторию, которая стала международным центром экспериментальных исследований психики. Позднее в 1885году, В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
3 этап (начало 20 века).
В это время в психологии начинают занимать ведущие позиции ученые, которые считали, что основная задача психологии — наблюдение за поведением, внешними двигательными реакциями человека. Поэтому, на их взгляд, психология может быть объективной наукой, если ее предметом будет выступать ПОВЕДЕНИЕ человека, а не какие-то внутренние психические факторы (мотивы, способности, характер и т.д.), которые сложно зафиксировать и измерить. Публикация в 1913 году Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (с англ. behaviour – поведение) датирует начало новой эпохи в психологии.
4 этап (сер. — кон. 20 века).
Развитие психологии в это время характеризовалось существованием 2 традиций исследования психологических явлений: западной и советской. Для западной психологии характерно первостепенная направленность на решение ПРИКЛАДНЫХ задач. Наряду с развитием и обновлением классических теорий (психоанализа и бихевиоризма), появились новые направления (когнитивное, гуманистическое и др.). Советская (отечественная) традиция сформировалась на базе философии диалектического материализма. Поэтому для нее характерна соответствующая методологическая основа и наличие многочисленных исследований ТЕОРЕТИЧЕСКОГО плана (культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и др.).
5 этап (кон. 20 в. — настоящее время).
Для современного этапа развития психологии характерно существование разных подходов к изучению психики, превращение психологии в многоотраслевую область знаний, учитывающей запросы практики и стремящейся к интеграции накопленных знаний. При этом происходит взаимообогащение различных направлений, школ, традиций.
Важнейшей тенденцией развития психологической науки в настоящее время является проведение междисциплинарных исследований и осознание, что человека необходимо изучать во всей целостности, с учетом различных уровней его жизнедеятельности (физиологического, психического, социального, духовного). В этом процессе ключевая роль принадлежит психологии, потому как в рамках ее многочисленных отраслей накоплен большой массив информации по самым различным аспектам жизни человека. Успешное выполнение этой роли в будущем зависит от того, насколько различные психологические теории и школы будут конструктивны и открыты для научного диалога, а также от умения сотрудничать с представителями других наук.
ее задачи и место в системе наук — Студопедия
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины. Изменяется понятийный аппарат психологической науки, выдвигаются новые гипотезы и концепции, психология непрерывно обогащается новыми эмпирическими данными.
Так, Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечал, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории» [294, с. 4].
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений.
Многие считают, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей — это и есть теория. Однако следует справедливо заметить, что одним этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Конечная же ее цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникает ряд проблем методологического характера.
Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.
В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой выше книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: т категория отражения;
■ категория деятельности;
■ категория личности;
■ категория общения,
а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое».
Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека в развитии представляет одну из труднейших задач науки.
Как известно, на протяжении многих десятилетий психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т. д.
Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий спектр социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.
Данный учебник достаточно краток, чтобы перечислить и подробно остановиться на всех задачах, поставленных в настоящее время перед психологией общественной практикой (их число огромно, ибо везде, где есть люди, есть и задачи, решение которых связано с учетом «человеческого фактора»). Во всех звеньях системы высшего и среднего специального образования возникают проблемы, адресованные психологии.
Исследование практически всей системы психических явлений от элементарных ощущений и до психических свойств личности, направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.
Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в образовательной системе. В настоящее время такая служба находится на стадии оформления становления и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов. Практически во всех образовательных учреждениях введен для обязательного изучения курс психологии. Должность психолога сегодня введена в штат каждой школы и даже детского сада.
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология.
В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М. Кедровым [194]. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника (см. рис 1.5).
Естественные
ПСИХОЛОГИЯ
Философские Социальные
Рис. 1.5. «Треугольникнаук» Б.М. Кедрова
Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегратором всех (во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек.
Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.
Остановимся подробнее на содержательных характеристиках связи психологии с описанным выше «треугольником наук». Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается человеком, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает, прежде всего, установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.
В то же время, любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает действительно научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они ни были, служат системы временных связей в коре головного мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей, психические явления могут воздействовать на деятельность человека — регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объективной действительности.
Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология призвана вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности с физиологией высшей нервной деятельности.
Как известно, физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» организма со средой. Легко заметить, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные «этажи» нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучающий основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки знания одной лишь физиологии совершенно недостаточно.
Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз с естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. К этому же периоду относится и внедрение в психологию экспериментального метода (Г.Т. Фехнер). Как уже отмечалось выше, естественнонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная теория (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, а также работы крупнейших советских физиологов: Л.А. Орбели, П.К. Анохина, К.М. Быкова, Н.И. Красногорского, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили).
Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи Ч. Дарвина, о чем мы уже говорили во второй главе. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших.
Для психолога совершенно необходимо достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных. Важно понимать, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования между миром насекомых и высших позвоночных. Без знания общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу. При этом необходимо отчетливо осознавать, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.
Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юриспруденцией и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т. д.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в системе общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка.
Сказанное выше делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории.
Современная психологическая наука, изучающая, прежде всего, специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук, в частности исторического материализма, обобщающего основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.
Особого места в рассмотрении данного вопроса заслуживает связь психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д. Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить» [554, с. 359]. Здесь особенно наглядно просматривается практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной оказать эффективную и действенную помощь современному специалисту любого уровня и ранга, а особенно — руководителю.
Именно по этой причине огромное количество популярной психологической литературы, изобилующей в своем большинстве различными рекомендациями и практическими советами, выплеснувшееся на сегодняшний книжный рынок (учитывающий небывалый для российского читателя спрос на такого рода издания), не может заменить фундаментальных базовых знаний по психологии, а тем более претендовать на приоритетную роль в современном «психологическом ликбезе» наших соотечественников.
В развитии всех областей педагогики возникают проблемы, требующие тщательного психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т. д.
В настоящее время перед педагогикой, как и перед всей системой отечественного образования в целом, назрело немало требующих оперативного разрешения проблем. Среди них: чему и как учить современного студента? Что и каким образом отбирать из огромного количества информации, накапливаемой наукой, для конкретного учебного заведения?
Именно психология призвана определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.
Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения, социальных установок и т. д.
Сказанное выше свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке многих наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей (см. рис. 1.5).
При этом необходимо четко понимать и помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования (о чем уже подробно шла речь в предыдущих главах).
В психологии как особой области знания объединяется целый ряд специальных отраслей, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все, тем не менее, относятся к единой области знания. В итоге, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин — человек, его психические процессы, состояния и свойства.
Итак, мы завершили изучение первого раздела нашего учебника, но (пусть это не прозвучит несколько странно) до сих пор не приступили к изучению, непосредственно самой психологии — мы говорили пока лишь о том, что изучает психология, что это за наука, из каких отраслей она состоит, каковы ее связи с другими науками, каковы ее основные направления и методы. Таким образом, это было лишь «введением в психологию», но не сама психология, в полном смысле этого слова.
Этапы развития психологического знания и их основное содержание — Студопедия
1 этап (более 2000 лет назад) – Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. Психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2 этап (XVII век) – Психология как наука о сознании. Возникла в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основной метод изучения – интроспекция. 3 этап (XX век) – Психология как наука о поведении. Задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. 4 этап (современный) – Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.
Основные теории, научные школы и концепции современной психологии.
Бихевиоризм – направление в зарубежной психологии, отрицает сознание как предмет научного исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Фрейдизм (психоанализ) – основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Гештальтпсихология – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX века и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур – гештальтов – первичных по отношению к своим компонентам. Гуманистическая психология. Индивидуальность рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Когнитивная психология – одно из современных направлений исследования в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования. Отечественная психология – Психика рассматривается как субъективное отражение объектного мира, порожденная реальной практической деятельностью человека.
v05n1p13 — Психология как наука
v05n1p13 — Психология как наука
Том. V • 1982
http://www.creationism.org/csshs/v05n1p13.htm
Психология как наука
Пол Д. Акерман
Психология — это дисциплина, которая направлена на научное изучение мыслей и действий человека (а также поведения животных). Чтобы точно понять, что это означает, требуется четкое определение науки. Наука — это чудесное событие в истории человеческой мысли.Он принес удивительные преимущества и чудеса современному миру. Используя науку как инструмент, человек смог раскрыть бесчисленные тайны. В свою очередь, эти открытия в сочетании с отраженными технологическими достижениями позволили в огромной степени господствовать над физическим миром. Это действительно век чудес. В различных областях, таких как медицина, сельское хозяйство, обработка информации, транспорт, средства индивидуального комфорта и энергосберегающие устройства, а также совсем недавно освоение космоса, мы привыкли принимать бесчисленные чудеса, о которых в древние времена даже не мечтали.Что это за инструмент под названием «наука», который позволил такое развитие?
Одним словом, это довольно просто. Глубокие вещи часто бывают. В своей основной форме наука может быть определена как «пристальный и более внимательный взгляд». Авраам Каплан определил это следующим образом:
Научное наблюдение — это целенаправленный поиск, проводимый с осторожностью и предусмотрительностью, в отличие от случайных и в основном пассивных восприятий повседневной жизни. Именно эта преднамеренность и контроль над процессом наблюдения характерны для науки.. . (стр.126).
У этого относительно простого определения есть ряд преимуществ. Во-первых, он охватывает сферу деятельности в таких различных дисциплинах, как химия и астрономия, которые обычно называют научными. Более консервативные определения, которые ограничивают термин «наука» исследованиями, включающими контролируемые манипуляции и эксперименты, этого соответствия не достигают. Например, наблюдательная астрономия обычно рассматривается как наука, но в этой области редко возможны контролируемые эксперименты.Также ясно, что по определению Каплана психологию можно квалифицировать как науку,
Что еще более важно, это определение четко ставит научные усилия в континуум с другими человеческими усилиями. Все мы в разное время внимательно наблюдаем. «Научное» наблюдение — это расширение и систематизация обычного повседневного наблюдения.
Когда наука рассматривается как основанная на «внимательном рассмотрении», некоторые ее характеристики становятся очевидными. Во-первых, есть вещи, для которых научное наблюдение хорошо подходит, а некоторые нет.Можно проиллюстрировать аналогией нормального зрения по сравнению с наблюдением за вещами в мощный телескоп. Телескопический обзор означает вид, предоставленный наукой. Это замечательно для определенных видов работ. Это позволяет нам видеть вещи, которые в противном случае остались бы совершенно незамеченными. Однако есть очевидные ограничения. Телескопическое зрение дополняет и обогащает нормальное зрение, но не заменяет его. Никто не станет предлагать либо уничтожить все телескопы, либо все время ходить в телескопических очках.Так же обстоит дело с наукой и представлением о мире, которое она дает. Ограничения, неопределенности, ловушки, присущие человеку как человеку, по-прежнему безвозвратно и неизбежно присутствуют во всех его исследованиях, включая те, которые мы называем научными. Мудрые человеческие решения, конечно, будут учитывать все относящиеся к делу факты, предоставляемые наукой, но, тем не менее, главным фокусом для лиц, принимающих решения, будет «обычное видение» человека — наука, рассматриваемая таким образом, в действительности не угрожает областям здравого смысла, искусству, религия и др.хотя он может их улучшить, улучшить и даже исправить. В науке нет ничего волшебного. В науке нечему поклоняться.
Ограничения науки
У научного предприятия есть два основных ограничения. Первый связан с ограничениями самой науки. Второй связан с ограничениями людей, которые проводят научные исследования. Сама наука ограничена в том смысле, что требует повторяющихся контролируемых наблюдений. Таким образом, не может быть никаких научных знаний о вещах, которые нельзя наблюдать постоянно и под контролем.Это требование можно было бы назвать «принципом контактного управления». Ученый должен иметь контактный контроль с объектом своего исследования либо в смысле способности манипулировать проявлениями явления, подлежащего изучению, либо в меньшем смысле способности надежно предсказать условия, при которых его можно пассивно наблюдать. Без этого контактного контроля не может быть науки.
Чтобы оценить это ограничение, рассмотрим следующую ситуацию. Предположим, что группа величайших ученых мира отдыхает во время рыбалки в небольшой лодке на озере в Лох-Нессе, Шотландия.Далее предположим, что Лох-Несское чудовище внезапно и неожиданно поднимается из глубины справа рядом с их лодкой и пожирает утренний улов. Мы предположили, что монстр вполне реальный. У ученых нет галлюцинаций. Их рыбы действительно нет.
Тем не менее, в научном смысле монстра не существует, и научное предприятие продолжало бы развиваться так, как будто монстра не существует. Чтобы доказать и изучить существование монстра в научном смысле, необходимо установить контактный контроль.Фактически, научные экспедиции на Лох-Несс всегда были направлены именно на это. Помните, что некоторые экспедиции возвращали то, что выглядело как фотографии монстра. Тем не менее, его существование не будет научно доказано до тех пор, пока у нас не будет не только фотографий, но и достаточно информации, чтобы ученые могли надежно получить дополнительные фотографии, если не всякий раз, когда они захотят, по крайней мере, в предсказуемые времена или интервалы. Когда это можно будет сделать, контактный контроль будет установлен, и ученые смогут по своему желанию участвовать в повторных и контролируемых научных наблюдениях за Лохнесским чудовищем,
Из-за этой потребности в контактном контроле многие области психологии как наука сомнительны.Когда человек в целом становится предметом изучения, возникает реальное сомнение в возможности контактного контроля. Подопытный может маскироваться и показывать только то, что он выбирает. Психологи, конечно, делают все возможное, чтобы обеспечить контактный контроль над субъектом, но никогда нельзя быть уверенным. Во многих областях исследования личности и социальной психологии психолог не может быть уверен, что предмет открыт и откровенен. В прикладных настройках ситуация может быть намного хуже. Преступники, например, могут попытаться «обмануть» психолога, заставив его поверить в очень корыстный взгляд на личность преступника.Недавний драматический пример произошел в Уичито, штат Канзас, где респектабельная женщина средних лет вела полицию в трехлетней охоте на диких гусей в поисках человека, который якобы угрожал ее жизни. Психолог несколько раз осматривал ее и даже гипнотизировал, чтобы создать составной рисунок нападавшего. Оказалось, что нападавшего нет. Женщина использовала полицию, собственного мужа, соседей и друзей более трех лет. К тому же она полностью обманула своего психолога.Если контактный контроль с людьми как личностями невозможен, тогда невозможна наука о лицах как личностях.
Второе фундаментальное ограничение науки связано со склонностью к ошибкам людей, которые ее практикуют. Фактор человеческой ошибки, предвзятости и общей склонности к ошибкам не может быть исключен из научной деятельности. Литература по исследованию психологии изобилует примерами того, как ценности, убеждения, культура и т. Д. Могут влиять на предубеждение и искажать восприятие и суждения человека.Такие свидетельства, конечно же, относятся ко всем людям, включая тех, кто занимается наукой. Фактически, история исследований смещения восприятия может быть прослежена до события 1796 года, когда известный астроном по имени Маскелин обнаружил, что не может достичь соглашения о наблюдениях с научным сотрудником по имени Киннебрук2. Они записывали звездные транзиты для целей калибровка часов, поэтому предельная точность была обязательна. Тем не менее, несмотря на их усилия, систематическое расхождение в полсекунды сохранялось между их наблюдениями.Несчастный мистер Киннебрук потерял работу.
Примерно 20 лет спустя другой астроном по имени Бессель услышал об инциденте Маскелин-Киннебрук и начал расследование, которое установило, что такие расхождения типичны и неизбежны для всех наблюдателей. Г-н Киннебрук был уволен несправедливо. Это различие между наблюдателями стало известно как «личное уравнение», и оно так же важно в истории психологии, как и в истории астрономии.
Современные психологические исследования вышли далеко за рамки узкой направленности «личного уравнения» в установлении широкого диапазона способов, которыми на перцептивные суждения могут влиять личные предубеждения и идиосинкразии.В одном известном эксперименте психолог попросил испытуемых из разных культур носить специальные стереоскопические очки, которые представляли совершенно разные сцены для каждого из их глаз3. Одна картинка была знакома и соответствовала культуре испытуемого, а другая — нет. Что испытуемые сообщили бы о том, что видели? Ответ: Сцена из их собственной культуры. Большинство испытуемых знали о другой картине и могли бы описать ее, если бы дали время, но некоторые даже не сообщили об осознании культурно противоречивой картины.
В другом эксперименте по восприятию Иво Колер попросил испытуемых носить специальные призматические очки, которые искажали зрение таким образом, что прямая линия казалась изогнутой.4 Через некоторое время восприятие испытуемых изменилось так, что изогнутые линии выглядели прямыми. Позже, когда очки были сняты, прямые линии теперь казались изогнутыми в противоположном направлении в течение некоторого времени, пока испытуемые не смогли приспособиться к нормальному зрению. Точно так же у Страттона5, а затем у Снайдера и Пронко6 были испытуемые в очках с перевернутыми линзами, которые заставляли мир казаться перевернутым.После периода адаптации мир стал им казаться нормальным. В исследовании Снайдера и Пронко мужчина носил перевернутые очки невероятные 30 дней. Когда очки наконец были сняты, субъекту пришлось пережить неудобный период адаптации к нормальному зрению точно так же, как он ранее испытал при адаптации к перевернутому миру специальных очков.
Более непосредственно сосредоточившись на самом научном предприятии, Роберт Розенталь провел знаменитую серию экспериментов, в которых было задокументировано влияние предвзятости и ожидания экспериментатора на фактические результаты экспериментов.7 Например, крысы, случайно распределенные по группам, обозначенным как «умные», на самом деле научились бегать по лабиринту быстрее, чем идентичные крысы, обозначенные как «тупые». В других исследованиях задокументировано аналогичное влияние ожиданий на результаты, полученные в исследованиях оценочных заданий с участием людей. Хотя опасность эффекта смещения ожидания, несомненно, выше в социальных науках, чем в естествознании, есть свидетельства того, что проблема существует и там.
Человек стремится увидеть то, что ожидает увидеть.Это вопрос программирования. Действительно, это редкий геоморфолог, который не поделился хорошо известным опытом палеонтолога, который не смог найти окаменелости в не содержащих ископаемые, неморские отложения, пока не распространилась информация о том, что были обнаружены некоторые морские окаменелости. После этого было легко. Таким образом, первоначальное описание проблемы имеет тенденцию определять, какой теории будет следовать и какие наблюдения будут сделаны… 8
Эта жалоба напоминает классический эксперимент с памятью Кармайкла, Хогана и Уолтера, в котором неоднозначным изображениям были присвоены альтернативные ярлыки.9 Позже, когда испытуемых попросили нарисовать простые исходные рисунки стимулов, было обнаружено, что существует тенденция отклонять рисунок в направлении ярлыка, который был с ним связан. Таким образом, фигура, которая была нарисована несколько двусмысленно между четырьмя и семеркой, была перерисована, чтобы больше походить на семерку, если бы она была обозначена как таковая изначально.
Наконец, психологические исследования подтверждают, что давление со стороны сверстников может иметь очень сильное влияние на все виды человеческой деятельности, включая научные исследования.В классических исследованиях Соломона Аша20, а затем Дэвида Кратчфилда1 испытуемым предлагались простые линейные задачи суждения. После ряда простых и очевидных проблем, в которых испытуемый оказался в согласии с предполагаемыми другими судьями, он внезапно столкнулся с удивительной дилеммой. Ответ на задачу линейного суждения снова казался совершенно очевидным, но теперь другие судьи единодушно выбрали неправильную альтернативу. В удивительном проценте случаев (примерно 2/3 всех испытуемых по крайней мере один раз) испытуемые уступили давлению конформизма и согласились с ложным большинством.Случаи фактического искажения доказательств и фальсификации данных за последние годы раскрывались несколько раз. Был, например, знаменитый случай пилтдаунского человека. Пилтдаун — место в Англии, где, как сообщается, был обнаружен череп. Сотни докторских диссертаций и исследований были проведены на этих нескольких костях, якобы являющихся эволюционным «недостающим звеном». Оказалось, что череп был сплошным обманом. Совсем недавно был печальный случай фальсификации данных в работе известного британского психолога Сирила Берта.12 На протяжении многих лет своей блестящей исследовательской карьеры Сирил Берт явно фальсифицировал данные в поддержку широко принятых научных взглядов на наследование интеллекта.
Заключение
Было дано определение науки, простое, верное тому, что на самом деле делают практикующие ученые во всех областях, включая психологию, и скромное или «приземленное». Наука — это, по сути, метод тщательного и систематического наблюдения, с помощью которого человек узнал и совершил по Божьей благодати много чудесных вещей.Наука — это инструмент для человека, а не бог, которому он поклоняется. Использование науки в качестве инструмента также является полностью человеческим делом и как таковое подвержено всем ограничениям и ловушкам, присущим другим человеческим усилиям. Часто допускаются ошибки. Часто совершаются грехи.
Список литературы
1 Каплан А., Проведение исследования Методология поведенческой науки. Сан-Франциско: Чендлер, 1964.
2 Boring, E.G. История экспериментальной психологии, 2-е издание. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 1950, стр.134-138.
3 Баги. J. Межкультурное исследование преобладания восприятия в бинокулярном соперничестве. Журнал аномальной и социальной психологии. 1957, 54, 331-334.
4 Колер И. Эксперимент с очками. Scientific American, 1962, 206, 62–72.
5 Stratton, G.M. Некоторые предварительные эксперименты по зрению без инверсии изображения сетчатки. Психологическое обозрение 1896, 3, 611-617.
6 Снайдер Ф.В. и Пронко Н.Х. Видение с пространственной инверсией. Уичито, Канзас: Университет Уичито Press, 1952.
7 Розенталь, Роберт. Эффекты экспериментатора в поведенческих исследованиях. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crorts, 1966.
8 Гарнер, Х.Ф. Происхождение ландшафтов: синтез геоморфологии. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1974.
9 Кармайкл, 1., Хоган, Х.П., Уолтер, А.А. Экспериментальное исследование влияния языка на воспроизведение визуально воспринимаемых форм. Журнал экспериментальной психологии 1932, 15, 73-86.
10 Asch, S.E. Влияние группового давления на модификации и искажение суждений.В Х. Гетцкоу (ред.), Группы, лидерство и мужчины. Питтсбург: Карнеги, 1951.
11 Кратчфилд, РА. Соответствие и характер. Американский психолог. 1955. 10. 191–198.
12 Камин, Л.Дж. Наука и политика IQ, Нью-Йорк, John Wiley and Sons, 1974.
«Психология как наука»
CSSHS • Creation Social Science & Humanities Society • Ежеквартальный журнал |
.
Заметки по педагогической психологии: сущность, объем и методы
В этой статье мы обсудим: — 1. Значение педагогической психологии 2. Определения педагогической психологии 3. Природа 4. Цели 5. Объем 6. Методы.
Значение педагогической психологии:
Педагогическая психология является одним из разделов психологии, изучающим поведение учащегося по отношению к его образованию. Поскольку специализированная отрасль психологии занимается предложением путей и средств улучшения процесса и продуктов обучения, позволяя учителю эффективно преподавать, а учащимся — эффективно учиться с минимальными усилиями.
Таким образом, он обозначен как услуга образования. Это упростило задачи и повысило эффективность учителя или всех, кто связан с процессом и продуктами образования, снабдив их необходимыми знаниями и навыками, в которых они так нуждаются, так же, как наука и технологии помогли добиться максимальной отдачи за счет минимальные затраты времени и труда в нашей повседневной деятельности.
Определения педагогической психологии:
1.Скиннер:
«Педагогическая психология — это раздел психологии, который занимается преподаванием и обучением».
2. Ворона и ворона:
«Педагогическая психология описывает и объясняет учебный опыт человека от рождения до старости».
3. Пил:
«Педагогическая психология — наука об образовании».
Природа педагогической психологии:
Природа педагогической психологии считается научной, потому что это организованная, систематическая и общепринятая структура, в которой факты постоянно находятся в поисках истины посредством исследований и экспериментов.В своем исследовании использует научные методы, а его результаты подвергаются дальнейшей проверке и модификации.
Следующие пункты дополнительно подтверждают природу педагогической психологии как научной:
1. Законы педагогической психологии универсальны:
Педагогическая психология обладает хорошо организованным, систематизированным и общепринятым массивом фактов, подтвержденных соответствующие психологические законы и принципы.
2.Научные методы:
Педагогическая психология использует научные методы и применяет научный подход к изучению поведения учащегося, например, наблюдение, экспериментирование, клиническое исследование и обобщение и т. Д.
3. Постоянный поиск истины:
Результаты любого исследования в области педагогической психологии могут быть оспорены и изменены или изменены с точки зрения последних объяснений и открытий. Таким образом, результаты любого исследования никогда не принимаются как абсолютные и постоянные.
4. Надежность:
Педагогическая психология не принимает слухи и ничего не принимает как должное. Он подчеркивает, что по сути есть определенные причины, связанные с поведением, и причины этого поведения не связаны со сверхъестественными явлениями.
5. Позитивная наука:
Педагогическая психология — это скорее позитивная наука, чем нормативная.
6. Прикладная наука о поведении:
Педагогическая психология — это прикладная наука о поведении.
7. Развитие позитивной науки:
Педагогическая психология не может претендовать на статус развитой позитивной науки, как другие естественные или прикладные науки. Это считается одной из развивающихся позитивных наук о поведении учащихся.
Цели педагогической психологии:
Общие цели педагогической психологии:
1. Предоставить совокупность фактов и методов, которые могут быть использованы при решении учебных задач.
2. Развивать научный подход и отношение к решению проблем.
3. Тренировать психологическое мышление при образовательных проблемах.
Цели преподавания педагогической психологии:
1. Развить понимание и понимание факторов питания и окружающей среды, которые подчеркивают способность к обучению.
2. Обеспечить основу для понимания природы и принципов обучения и предоставить методы для его улучшения.
3. Понимать и ценить факторы, влияющие на индивидуальные способности к обучению.
4. Обеспечить понимание внешних факторов, таких как учебные пособия, библиотеки, классы, которые в значительной степени находятся под контролем учителя и учреждения.
5. Оценить эффективность обучения.
6. Развивать понимание личности и важности человека с его индивидуальными особенностями.
Сфера педагогической психологии:
Сфера педагогической психологии подскажет нам области применения.Другими словами, это можно назвать предметом педагогической психологии.
Как мы видели во введении, очевидно, что основные области, охватываемые педагогической психологией:
1. Учащийся
2. Процесс обучения
3. Оценка процесса обучения.
1. Ученик:
Когда мы говорим об обучении, центральную роль играет ученик. Процесс обучения зависит от ученика и учителя. Во время обучения он может столкнуться с множеством проблем, которые можно решить, если понять особенности развития и способности ученика.
Педагогическая психология как прикладная отрасль изучает проблемы, с которыми может столкнуться учащийся, и способы их решения, проливает свет на характеристики развития учащегося и индивидуальные различия, такие как интеллект и личность, их отношение и интересы.
Он также пытается объяснить причины этих индивидуальных различий, которые влияют на учащегося и процесс обучения. Педагогическая психология дает нам информацию о том, что такое обучение? Как происходит обучение? Какие характеристики учащегося мешают обучению? и т.п.
2. Процесс обучения:
Педагогическая психология дает знания об обучении, факторах, влияющих на процесс обучения, таких как созревание, мотивация, внимание, интерес и других внутренних и внешних факторах. Не менее важна роль учителя в учебном процессе.
Эффективность обучения зависит не только от ученика, но и от учителя. Педагогическая психология дает нам информацию о том, как сделать процесс обучения интересным, мотивируя учащегося с помощью подкрепления.
Этот раздел психологии также занимается проблемами одаренных, одаренных и отсталых детей, тем самым помогая учителю выработать собственную стратегию повышения эффективности процесса обучения.
3. Оценка учебного процесса:
Некоторые формы оценивания неизбежны в обучении. Также во всех сферах деятельности, когда раньше выносились суждения, оценка играет важную роль. Даже когда мы хотим перейти дорогу, мы решаем, безопасно ли переходить дорогу.Эффективность учебного процесса всегда зависит от оценки, поскольку она дает знание результата, которое помогает учащемуся, а также учителю изменить или исправить себя.
Пособия по педагогической психологии объясняют различные методы оценки, способствующие эффективности процесса обучения. Знание учащегося, приобретение необходимых навыков преподавания и оценивания — вот основные моменты в изучении педагогической психологии.
Но, поскольку процесс обучения динамичен с изменяющимся миром, мы сталкиваемся со сложными проблемами в этой области.Это показывает, что мы не можем ограничивать наше исследование определенной областью. Таким образом, область психологии широко распространена, даже если кажется, что она ограничена определенными областями.
Методы:
Педагогическая психология, как и любая другая наука, использует научные методы при сборе данных об учащемся, процессе обучения и оценке.
1. Получить факты об обучении, а не мнения.
2. Получить хорошую информацию, чтобы ученика можно было направлять.
Педагогическая психология как наука о воспитании занимается проблемами преподавания и обучения и помогает учителю в его задаче по изменению поведения учащихся и всестороннему развитию его личности.
Таким образом, в то время как в психологии объем исследования и сфера деятельности расширены, чтобы охватить поведение всех живых организмов, связанных со всей их жизненной деятельностью в педагогической психологии, объем такого поведенческого исследования ограничен рамками преподавания. , учебные процессы, т.е. изучение поведения учащихся по отношению к их образовательной среде и всестороннее развитие их личности.
Таким образом, предмет педагогической психологии должен быть сосредоточен на процессе преподавания и обучения, чтобы позволить учителю и учащемуся выполнять свою работу как можно лучше. Таким образом, педагогическая психология определенно охватывает темы, которые помогают предлагать принципы и методы выбора опыта обучения, подходящего для каждой стадии развития детства.
Следовательно, он включает изучение поведения учащегося в образовательной среде. Он также включает темы и контент, которые специально предназначены для улучшения процесса и продуктов образования, в основном сосредоточенных на процессе преподавания и обучения.
Таким образом, это исследование включает:
1. Знание учащегося.
2. Предоставление учителю возможности узнать свои сильные стороны, ограничения и приобрести необходимые педагогические навыки.
3.Подбор и организация правильного обучения.
4. Опыт, соответствующий индивидуальным особенностям и этапам развития учащегося.
5. Предложить подходящие методы и приемы для обеспечения желаемого опыта обучения.
6. В создании надлежащей обучающей ситуации.
Методы педагогической психологии:
Педагогическая психология — это научное или систематическое изучение поведения учащегося по отношению к его образовательной среде.Это поведение можно изучить с помощью простого подхода, называемого наблюдением. Однако этот метод наблюдения должен корректироваться в зависимости от условий, в которых должны проводиться наблюдения, процедуры и используемых инструментов.
Ниже приведены различные методы наблюдения в различных ситуациях:
1. Метод интроспекции:
Этот метод является старейшим методом изучения поведения, при котором учащийся должен проводить самонаблюдение, т.е.е. глядя внутрь. Например, когда человек злится, его могут попросить определить, что он чувствовал в этот период гнева, с помощью собственного наблюдения.
Этот метод простой, прямой, дешевый и позволяет выявить поведение человека. Но этот метод недостаточно надежен и может использоваться только взрослыми нормальными людьми. Этот метод требует поддержки других, более надежных методов.
2. Метод наблюдения:
В этом методе поведение учащегося наблюдается в естественных условиях другими людьми.Такое наблюдение будет интерпретировано в соответствии с восприятием наблюдателя. Это помогает узнать поведение, наблюдая за внешним поведением человека.
Например, если человек хмурится, мы можем сказать, что он зол. Но когда мы изучаем поведение в естественных условиях, нам приходится ждать, пока произойдет событие. Этот метод помогает изучать поведение детей. Однако этот метод объяснит только наблюдаемое поведение, субъективность расследования может повлиять на результаты.
3. Экспериментальный метод:
В этом методе поведение наблюдается и регистрируется в контролируемых условиях. Это делается в психологической лаборатории, в классных комнатах или вне классных комнат в определенной физической или социальной среде. Соответственно устанавливаются причинно-следственные связи.
Теории поведения можно разрабатывать. Эти эксперименты требуют создания искусственной среды. Поэтому объем ограничен. Человеческое поведение очень динамично и непредсказуемо.Этот метод также дорог и требует много времени.
4. Метод истории болезни:
Этот метод является одним из этапов, используемых в клиническом методе изучения поведения. Этот метод используется для тех, кто страдает физическими или психическими расстройствами. Для этого история болезни должна быть основана на более раннем опыте человека, который может быть ответственным за настоящее поведение. Информация также собирается от его родителей, семьи, родственников, опекунов, соседей, друзей, учителей и из отчетов о прошлом человека.
Эта информация позволит клиническим психологам поставить диагноз и предложить лечение в случае возникновения каких-либо проблем. Однако этот метод будет успешным только в том случае, если клинический исследователь технически эффективен. Результаты ограничены наблюдаемыми людьми, и результаты не могут быть обобщены.
.
Фундаментальная наука (психология) — Переиздание Википедии // WIKI 2
Некоторые исследования, проводимые в области психологии, являются более «фундаментальными», чем исследования, проводимые в прикладных психологических дисциплинах, и не обязательно имеют прямое применение. Поддисциплины в психологии, которые можно рассматривать как отражающие ориентацию на фундаментальные науки, включают биологическую психологию, когнитивную психологию, нейропсихологию и так далее. Исследования по этим дисциплинам отличаются методологической строгостью.Задача психологии как фундаментальной науки заключается в понимании законов и процессов, лежащих в основе поведения, познания и эмоций. Психология как фундаментальная наука составляет основу прикладной психологии. Прикладная психология, напротив, предполагает применение психологических принципов и теорий, выработанных фундаментальными психологическими науками; эти приложения нацелены на преодоление проблем или содействие благополучию в таких областях, как психическое и физическое здоровье и образование.
Энциклопедия YouTube
1/5
Просмотры:
5 352234
21 942
33 730
2333131
2 127 439
✪ Введение в психологию — ускоренный курс психологии № 1
✪ 1.2 Базовые и прикладные исследования
✪ Лекция по основным психологическим процессам
✪ Психологическое исследование — Ускоренный курс психологии № 2
✪ Химический разум — ускоренный курс психологии № 3
Содержание
Аномальная психология
Аномальная психология — это раздел психологии, изучающий необычные модели поведения, эмоций и мышления, включая те, которые можно понять как представление о психическом расстройстве.Аномальная психология отличается от клинической психологии, прикладной области психологии, которая стремится оценивать, понимать и лечить психологические состояния, которые вредны для человека. Однако область аномальной психологии обеспечивает фон для клинической работы. Психопатология — это термин, используемый в ненормальной психологии, который предполагает основную патологию.
Биологическая психология
Биологическая психология или поведенческая нейробиология — это научное исследование биологических основ поведения и психических процессов.Биологические психологи рассматривают любое поведение как зависящее от нервной системы и изучают нейронную основу поведения. Это подход, используемый в поведенческой нейробиологии, когнитивной нейробиологии и нейропсихологии. Цель нейропсихологии — понять, как структура и функции мозга связаны с конкретными поведенческими и психологическими процессами. Нейропсихология уделяет особое внимание травмам головного мозга, пытаясь понять нормальную психологическую функцию. Когнитивные нейробиологи часто используют инструменты нейровизуализации, которые могут помочь им наблюдать, какие области мозга активны во время выполнения конкретной задачи.
Когнитивная психология
Когнитивная психология включает изучение познания, включая психические процессы, лежащие в основе восприятия, обучения, решения проблем, рассуждения, мышления, памяти, внимания, языка и эмоций. Классическая когнитивная психология разработала модель обработки информации о психических функциях, опираясь на функционализм и экспериментальную психологию.
Когнитивная наука — это междисциплинарное исследовательское предприятие, в котором участвуют когнитивные психологи, когнитивные нейробиологи, искусственный интеллект, лингвисты, специалисты по взаимодействию человека и компьютера, вычислительная нейробиология, логики и социологи.Вычислительные модели иногда используются для моделирования интересующих явлений. Вычислительные модели предоставляют инструмент для изучения функциональной организации ума, тогда как нейробиология больше занимается мозговой деятельностью.
Психология развития
Психология развития занимается развитием человеческого разума и поведения на протяжении всей жизни. Психологи развития стремятся понять, как люди начинают воспринимать, понимать и действовать в мире и как эти процессы меняются с возрастом.Они могут сосредоточиться на интеллектуальном, когнитивном, нервном, социальном или нравственном развитии. Исследователи развития, изучающие детей, используют ряд уникальных исследовательских методов, включая наблюдения в естественных условиях и вовлечение детей непосредственно в экспериментальные задачи. Некоторые экспериментальные задания напоминают специально разработанные игры и занятия, которые доставляют ребенку удовольствие и полезны с научной точки зрения. Психологи, занимающиеся развитием, даже изобрели методы изучения умственных процессов младенцев.Помимо изучения детей, психологи развития также изучают связь старения с психическими процессами.
Экспериментальная психология
Экспериментальная психология представляет собой методологический подход к психологии, а не предмет области содержания. Экспериментальная психология поддается различным областям психологии, включая нейробиологию, психологию развития, ощущения, восприятие, внимание, обучение, память, мышление и язык. Есть даже экспериментальная социальная психология.Психологи-экспериментаторы — это исследователи, которые используют экспериментальные методы, чтобы помочь обнаружить процессы, лежащие в основе поведения и познания.
Эволюционная психология
Цель эволюционной психологии — объяснить психологические черты и процессы, такие как память, восприятие или язык, с точки зрения адаптаций, возникших в эволюционной истории человека. Считается, что черты и процессы являются функциональными продуктами случайных мутаций и естественного отбора. Эволюционные биологи рассматривают физиологические механизмы, такие как сердце, легкие и иммунная система, схожими терминами.Эволюционная психология применяет то же мышление к психологии. Эволюционные психологи придерживаются мнения, что большая часть человеческого поведения является совокупным результатом психологической адаптации, которая эволюционировала для решения проблем в окружающей среде человеческих предков. Например, Стивен Пинкер выдвинул гипотезу о том, что люди унаследовали особые умственные способности к овладению языком, что делает овладение языком почти автоматическим, не наследуя при этом никакой способности читать и писать.
Математическая психология
Математическая психология представляет собой подход к психологическим исследованиям, основанный на математическом моделировании перцептивных, когнитивных и моторных процессов.Математическая психология способствует установлению подобных законом правил, которые относятся к количественным характеристикам стимулов и количественному определению поведения. Поскольку количественная оценка поведения является фундаментальной для математической психологии, измерение является центральной темой математической психологии. Математическая психология тесно связана с психометрической теорией. Однако психометристов в основном беспокоят индивидуальные различия в основном статических, характерных переменных. Напротив, математическая психология занимается моделями процессов в таких областях, как восприятие и познание.Математическая психология принимает непосредственное участие в моделировании данных, полученных из экспериментальных парадигм, что делает его тесно связанным с экспериментальной психологией и когнитивной психологией.
Нейропсихология
Нейропсихология включает изучение структуры и функций мозга, связанных с конкретными психологическими процессами и явным поведением. Нейропсихологические исследования включают исследования людей и животных с поражениями головного мозга. Нейропсихологи также изучали электрическую активность отдельных клеток мозга (или групп клеток) у людей и других приматов.Нейропсихология во многом похожа на нейробиологию, неврологию, когнитивную психологию и когнитивную науку.
Психология личности
Целью психологии личности является исследование устойчивых моделей поведения, мыслей и эмоций у людей. Психологов-личностей особенно интересуют индивидуальные различия. В рамках психологии личности теоретики черт характера пытаются анализировать личность с точки зрения ограниченного числа ключевых психологических черт.Этот тип исследования сильно зависит от статистических методов. Количество предлагаемых признаков менялось; тем не менее, существует определенный консенсус в отношении эмпирически обоснованной теории, известной как модель личности «большой пятерки».
Психофизика
Психофизика — это дисциплина, изучающая отношения между физическими стимулами и их субъективными коррелятами, или восприятием или ощущениями. Психофизика включает в себя набор методов, которые можно использовать при исследовании систем восприятия. Современные приложения психофизики во многом полагаются на анализ идеального наблюдателя и теорию обнаружения сигналов.
Социальная психология
Социальная психология включает изучение социального поведения и психических процессов, относящихся к социальному поведению. Социальная психология занимается тем, как люди думают друг о друге и как они относятся друг к другу. Социальные психологи изучают такие темы, как социальное влияние на индивидуальное поведение (например, соответствие и убеждение), формирование убеждений, отношения и стереотипы. Социальное познание объединяет социальную и когнитивную психологию, чтобы помочь понять, как люди обрабатывают, запоминают и искажают социальную информацию.Исследования групповой динамики имеют отношение к пониманию природы лидерства и коммуникации.
Дополнительные площади
См. Также
Список литературы
Эта страница последний раз была отредактирована 12 декабря 2019 в 14:40
.
Фундаментальные науки (психология)
Некоторые исследования, проводимые в психологии, являются более «фундаментальными», чем исследования, проводимые в прикладных психологических дисциплинах, и не обязательно имеют прямое применение. Поддисциплины в психологии, которые можно рассматривать как отражающие ориентацию на фундаментальные науки, включают биологическую психологию, когнитивную психологию, нейропсихологию и так далее. Исследования по этим дисциплинам отличаются методологической строгостью. Задача психологии как фундаментальной науки заключается в понимании законов и процессов, лежащих в основе поведения, познания и эмоций.Психология как фундаментальная наука составляет основу прикладной психологии. Прикладная психология, напротив, предполагает применение психологических принципов и теорий, выработанных фундаментальными психологическими науками; эти приложения нацелены на преодоление проблем или содействие благополучию в таких областях, как психическое и физическое здоровье и образование.
Аномальная психология
Основная статья: Аномальная психология
Аномальная психология — это раздел психологии, изучающий необычные модели поведения, эмоций и мышления, включая те, которые можно понять как представление о психическом расстройстве.Аномальная психология отличается от клинической психологии, прикладной области психологии, которая стремится оценивать, понимать и лечить психологические состояния, которые вредны для человека. Однако область аномальной психологии обеспечивает фон для клинической работы. Психопатология — это термин, используемый в ненормальной психологии, который предполагает лежащую в основе патологию.
Биологическая психология
Биологическая психология или поведенческая нейробиология — это научное исследование биологических основ поведения и психических процессов.Биологические психологи рассматривают любое поведение как зависящее от нервной системы и изучают нейронную основу поведения. Это подход, используемый в поведенческой нейробиологии, когнитивной нейробиологии и нейропсихологии. Цель нейропсихологии — понять, как структура и функции мозга связаны с конкретными поведенческими и психологическими процессами. Нейропсихология уделяет особое внимание травмам головного мозга, пытаясь понять нормальную психологическую функцию. Когнитивные нейробиологи часто используют инструменты нейровизуализации, которые могут помочь им наблюдать, какие области мозга активны во время выполнения конкретной задачи.
Когнитивная психология
Основная статья: Когнитивная психология
Когнитивная психология включает изучение познания, включая психические процессы, лежащие в основе восприятия, обучения, решения проблем, рассуждения, мышления, памяти, внимания, языка и эмоций. Классическая когнитивная психология разработала модель обработки информации о психических функциях, опираясь на функционализм и экспериментальную психологию.
Когнитивная наука — это междисциплинарное исследовательское предприятие, в котором участвуют когнитивные психологи, когнитивные нейробиологи, искусственный интеллект, лингвисты, специалисты по взаимодействию человека и компьютера, вычислительная нейробиология, логики и социологи.Вычислительные модели иногда используются для моделирования интересующих явлений. Вычислительные модели предоставляют инструмент для изучения функциональной организации ума, тогда как нейробиология больше занимается мозговой деятельностью.
Психология развития
Основная статья: Психология развития
Психология развития занимается развитием человеческого разума и поведения на протяжении всей жизни. Психологи развития стремятся понять, как люди начинают воспринимать, понимать и действовать в мире и как эти процессы меняются с возрастом.Они могут сосредоточиться на интеллектуальном, когнитивном, нервном, социальном или нравственном развитии. Исследователи развития, изучающие детей, используют ряд уникальных исследовательских методов, включая наблюдения в естественных условиях и вовлечение детей непосредственно в экспериментальные задачи. Некоторые экспериментальные задания напоминают специально разработанные игры и занятия, которые доставляют ребенку удовольствие и полезны с научной точки зрения. Психологи, занимающиеся развитием, даже изобрели методы изучения умственных процессов младенцев.Помимо изучения детей, психологи развития также изучают связь старения с психическими процессами.
Экспериментальная психология
Основная статья: Экспериментальная психология
Экспериментальная психология представляет собой методологический подход к психологии, а не предмет области содержания. Экспериментальная психология подходит для различных областей психологии, включая нейробиологию, психологию развития, ощущения, восприятие, внимание, обучение, память, мышление и язык.Есть даже экспериментальная социальная психология. Психологи-экспериментаторы — это исследователи, которые используют экспериментальные методы, чтобы помочь обнаружить процессы, лежащие в основе поведения и познания.
Эволюционная психология
Основная статья: Эволюционная психология
Цель эволюционной психологии — объяснить психологические черты и процессы, такие как память, восприятие или язык, с точки зрения адаптаций, возникших в эволюционной истории человека. Считается, что черты и процессы являются функциональными продуктами случайных мутаций и естественного отбора.Эволюционные биологи рассматривают физиологические механизмы, такие как сердце, легкие и иммунная система, схожими терминами. Эволюционная психология применяет то же мышление к психологии. Психологи-эволюционисты придерживаются мнения, что большая часть человеческого поведения является совокупным результатом психологической адаптации, которая эволюционировала для решения проблем в окружающей среде человеческих предков. Например, Стивен Пинкер выдвинул гипотезу о том, что люди унаследовали особые умственные способности овладения языком, что делает овладение языком почти автоматическим, не наследуя при этом никаких способностей специально для чтения и письма.
Математическая психология
Основная статья: Математическая психология
Математическая психология представляет собой подход к психологическим исследованиям, основанный на математическом моделировании перцептивных, когнитивных и моторных процессов. Математическая психология способствует установлению подобных законом правил, которые относятся к количественным характеристикам стимулов и количественному определению поведения. Поскольку количественная оценка поведения является фундаментальной для математической психологии, измерение является центральной темой математической психологии.Математическая психология тесно связана с психометрической теорией. Однако психометристов в основном беспокоят индивидуальные различия в основном статических, характерных переменных. Напротив, математическая психология занимается моделями процессов в таких областях, как восприятие и познание. Математическая психология принимает непосредственное участие в моделировании данных, полученных из экспериментальных парадигм, что делает его тесно связанным с экспериментальной психологией и когнитивной психологией.
Нейропсихология
Основная статья: Нейропсихология
Нейропсихология включает изучение структуры и функций мозга, связанных с конкретными психологическими процессами и явным поведением.Нейропсихологические исследования включают исследования людей и животных с поражениями головного мозга. Нейропсихологи также изучали электрическую активность отдельных клеток мозга (или групп клеток) у людей и других приматов. Нейропсихология во многом похожа на нейробиологию, неврологию, когнитивную психологию и когнитивную науку.
Психология личности
Основная статья: Психология личности
Целью психологии личности является исследование устойчивых моделей поведения, мыслей и эмоций у людей.Психологов-личностей особенно интересуют индивидуальные различия. В рамках психологии личности теоретики черт характера пытаются анализировать личность с точки зрения ограниченного числа ключевых психологических черт. Этот тип исследования сильно зависит от статистических методов. Количество предлагаемых признаков менялось; тем не менее, существует определенный консенсус в отношении эмпирически обоснованной теории, известной как модель личности «большой пятерки».
Психофизика
Основная статья: Психофизика
Психофизика — это дисциплина, изучающая отношения между физическими стимулами и их субъективными коррелятами, или восприятием или ощущениями.Психофизика включает в себя набор методов, которые можно использовать при исследовании систем восприятия. Современные приложения психофизики во многом полагаются на анализ идеального наблюдателя и теорию обнаружения сигналов.
Социальная психология
Основная статья: Социальная психология (психология)
Социальная психология включает изучение социального поведения и психических процессов, относящихся к социальному поведению. Социальная психология занимается тем, как люди думают друг о друге и как они относятся друг к другу.Социальные психологи изучают такие темы, как социальное влияние на индивидуальное поведение (например, соответствие и убеждение), формирование убеждений, отношения и стереотипы. Социальное познание объединяет социальную и когнитивную психологию, чтобы помочь понять, как люди обрабатывают, запоминают и искажают социальную информацию. Исследования групповой динамики имеют отношение к пониманию природы лидерства и коммуникации.
Дополнительные участки
См. Также
Список литературы
.