Тест рисунок человека интерпретация: Тест «Рисунок человека» (К.Маховер, Ф.Гудинаф) « Психологические тесты

Тест “Рисунок человека”

Возрастная психология, детская психология, воспитание детей

Toggle it

Child-psy

  • Уроки понимания

    • Когда ваш ребенок сводит вас с ума
      • Когда мы чувствуем собственную беспомощность
      • Хрустальный шарик детства
      • Что знают специалисты о вашем ребенке
      • Когда родительская любовь заходит слишком далеко
      • Кое-кто не хочет, чтобы его обнимали
      • Потребность в приватности
      • Волшебное слово: «Жди!»
      • Как много можно рассказать ребенку
      • Обделены ли заботой и вниманием дети, матери которых работают?
      • Усталость, граничащая с безумием
      • Когда ребенок врет
      • Мама, я боюсь!
      • Если ваш ребенок грозится убежать
      • Когда ребенок все время ноет
      • Когда ребенок невоспитан
      • Дети, подверженные несчастным случаям
      • Правда и выдумки о привычках
      • Не кусайте руку, которая вам протянута
      • Почему дети не спят?
    • Общаться с ребенком — как?
      • Урок первый: Безусловное принятие
      • Урок второй. Помощь родителей. Осторожно!
      • Урок третий. «Давай вместе!»
      • Урок четвертый. «А если не хочет?»
      • Урок пятый. Как слушать ребенка.
      • Урок шестой. Двенадцать против одного или что нам мешает слушать ребенка.
      • Урок седьмой. Чувства родителей.
      • Урок восьмой. Как разрешать конфликты.
      • Урок девятый. А как насчет дисциплины?
      • Урок десятый. «Кувшин» наших эмоций.
      • Можно ли что-то поправить? Как?
    • Капризничает? Значит, развивается!
      • Как новорожденный ощущает свой мир
      • 5-я неделя: мир меняющихся ощущений
      • 8 недель : мир явлений
      • 12-я неделя: мир плавных переходов
      • 19-я неделя: мир событий
      • 26-я неделя: мир взаимосвязей
      • 37-я неделя: мир категорий
      • 46-я неделя: мир последовательностей
      • 55-я неделя: мир задач
      • 64-я неделя, или почти 15 месяцев
      • 75-я неделя, или 17 с небольшим месяцев
    • Продолжаем общаться с ребенком. Так?
      • Ребенок растет
      • Живем вместе
      • Наше общение
    • Важные правила общения с детьми
    • Жила была девочка, похожая на тебя…
      Дорис Бретт
  • Развитие ребенка

    • Развитие речи
      • Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев
      • Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев
      • Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет
      • Развитие речи ребенка от 4 до 6 лет
      • Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет
      • Если ребенок ругается матом
      • Как развивать речь ребенка. От рождения до трех лет.
    • Нормы развития
      • Развитие ребенка от 6 до 9 месяцев.
      • Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев
      • Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев
      • Развитие ребенка от 9 до 12 месяцев
      • Кризис первого года.
      • Как прибавить в росте и вырасти с своих глазах.
    • Как научить ребенка …
      • Как научить ребенка пользоваться туалетом
      • Как научить детей контролировать гнев
      • Как научить ребенка спокойно ложиться спать
      • Как научить ребенка заботиться о зубах
      • Как научить ребенка побороть страх
      • Как научить ребенка не пачкать пеленки
    • Первые шаги
      • Когда ребенок начинает ходить на четвереньках
      • Когда ребенок начинает активно двигаться
      • Когда ребенок делает первые шаги
    • Календарь развития ребенка
      • Календарь развития ребёнка от рождения и до года
      • Календарь развития ребёнка от года до 6 лет
      • Физическое развитие детей до года
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года.
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 1 года до 3 лет
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 3 до 7 лет
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 7 до 17 лет
      • Норма роста и веса для подростков
      • Гормоны роста человека (СТГ и ИФР)
      • Тяжелая кость : сколько на самом деле весил скелет человека
      • Ожирение у детей
    • Психологическая зрелость
    • Гимнастика для малышей
    • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
    • Выявление способностей у детей и их развитие
  • Азбука для родителей

    • Дети нового поколения
      • Дети Индиго. Особенности развития.
      • Невероятные левши: понятия леворукость и левшество
      • Одаренные дети: особенности психического развития
      • Творчество и одаренность
    • Половое воспитание
      • Нагота
      • Представления о поле
      • Половые игры
      • Половая уравновешенность
      • Половой опыт
      • Мастурбация
      • Стереотипы мужественности — женственности у подростков
      • О детской сексуальности и формирование полоролевой ориентации
      • Что, как и когда говорить ребенку о сексе.
      • Сексуальное воспитание: коротко о том, что должен знать ребенок.
      • Об извращенцах, насильниках, преступниках и др. опасностях.
    • Дети и эмоции.
      • Как научить ребенка общаться
      • Покончим с истериками
      • Как победить буку?
      • Миф о тихонях
      • Как преодолеть застенчивость?
      • Почему ребенку трудно со сверстниками
      • Детские чувства
    • Кормление и еда.
      • Искусственное вскармливание
      • Кормление по просьбе ребенка
      • Кормление насильно
      • Расставание с рожком
      • Тошнота и рвота
      • Еда
      • В постель с рожком
    • Семья
      • Первый ребенок
      • Единственный ребенок
      • Второй ребенок
      • Младший и средний ребенок
      • Почему в семье разные дети?
      • Младший ребенок
      • Мать
      • Отец
      • Жизненный цикл семьи: Основные кризисы
      • Приемный ребенок
      • Распад семьи. Развод
      • Соперничество братьев
      • Родители и дети
      • Родительская любовь
      • Смерть близкого человека
      • Средний ребенок
      • Старший ребенок
      • Близнецы
      • Бабушка и дедушка
      • Отчим
      • Мачеха
      • Ребенок без отца
      • Дети развода: потеря любимого
      • Близнецы в детском саду
      • Близнецы идут в школу
      • Близнецы в школе: проблемы обучения
    • Дед Мороз
    • О чем плачет ребенок?
    • Пеленать или не пеленать ?
    • Детский сад: за и против
    • Детские капризы
    • Игрушки
    • Избалованные дети
    • Комплекс вины
    • Контроль за мочевым пузырем
    • «паршивая овца» в семье
    • Отвергнутый ребенок
    • Отпуск
    • Манежик
    • Лечебные игры
    • Левша
    • Летний лагерь
    • Наказание
    • Когда мы говорим «Нельзя!»
    • Наследсвенность
    • Непослушание
    • Неуверенность в себе
    • Музыка
    • Игра.
    • Пассивное сопротивление
    • Плохие сны
    • Подарки
    • Привилегии
    • Пoрицание
    • Подзатыльники
    • Развитие речи
    • Приходящая няня
    • Разочарования
    • Религиозное воспитание
    • Робость
    • Самостоятельность
    • Слезы
    • Соска
    • Детские страхи
    • Тревожное состояние
    • Фантазирование
    • Чрезмерная живость
    • Стремление сломать игрушку
    • Бранные слова
    • Воображение
    • Дружба
    • Дух соперничества
    • Дух противоречия
    • Дисциплина
    • Воровство
    • Агрессивность
    • Домашние животные
    • Детское КУПИ!
    • Рост и вес новорожденных
    • Знакомим ребенка с компьютером
    • Как выбрать очки ребенку? Выбор оправ и линз.
    • Очки или контактные линзы: что выбрать для ребенка?
    • Как выбрать детский лагерь: критерии выбора, важные детали
    • От чего зависит рост ребенка и каким он будет, когда ваш ребенок вырастет.
    • В отпуск с ребенком
    • Дети и деньги
    • НЛП в воспитании ребенка: несколько советов от специалиста по НЛП
    • Когда режутся зубки
    • Я потерялся: для детей и родителей
    • Как рассказать ребенку о сексе
    • Жадность и конфликты на детской площадке
    • Детские ходунки и прыгунки: ЗА и ПРОТИВ
    • Почему дети не любят полезную еду, и обожают фастфуд.
    • Цветовая диагностика детей для определения типов личности.
    • Метод кнута и пряника, или оперантное научение
  • Проблемы развития

    • Детские страхи
      • Боязнь темноты
      • Нарушение сна и ночные кошмары
      • Рисование страхов
      • Метод избавления от страхов с помощь игр
      • Метода анатомирования и манипулирования страхами
      • Устранение страхов с помощью арт-тепарии
      • Беспокойство у младенцев: детские страхи до года
      • Детские страхи в период от 1 года до 3 лет
      • Детские страхи в период от 3 до 5 лет
      • Коррекция детских страхов у детей 5-9 лет
    • Энурез
      • Ночное недержание мочи
      • Методика укрепления мочевого пузыря
      • Энурез. Недержание мочи у детей, подростков и взрослых – причины и лечение.
    • Леворукий ребенок
      • Тесты и методики для определение леворукости
      • Как подготовить леворукого ребенка к школе
      • Проблемы переучивания
      • 10 советов родителям леворукого ребенка
      • Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми
      • Тетрадь для занятий с детьми. Часть 1.
      • Тетрадь для занятий с детьми. Часть 2
      • Тетрадь для занятий с детьми. Часть 3
      • Тетрадь для занятий с детьми. Часть 4
      • Тетрадь для занятий с детьми. Часть 5
      • Тетрадь для занятий с детьми. Часть 6
      • Школьные проблемы левшей
      • Леворукие дети и математика: секреты обучения маленьких левшей

Тест “Рисунок человека” (К.Маховер, Ф.Гудинаф)

Шкалы: представление о себе, коммуникабельность, тревожность, агрессивность, межличностные отношения, образ тела, полоролевая идентичность, патология развития, интеллект

Назначение теста Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального «я», выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.

Описание теста Тест «Рисунок человека» разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Инструкция к тесту Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь».

Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («а какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «любого», «рисуй какого хочешь». На любые выражения сомнений можно сказать: «ты начни, а дальше легче будет…»

В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее, если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.

  • Как он отнесся к заданию?

  • Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?

  • Задавал ли дополнительные вопросы и как много?

  • Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

  • Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?

  • Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?

  • Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы:

  • Кто этот человек?

  • Где он живет?

  • Есть ли у него друзья?

  • Чем он занимается?

  • Добрый он или злой?

  • На кого он смотрит?

  • Кто смотрит на него?

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

  • Знаком тебе этот человек?

  • На кого он похож, кого он напоминает?

  • О ком ты думал, когда рисовал?

  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?

  • Сколько ему лет?

  • Где он находится?

  • Что вокруг него?

  • О чем он думает?

  • Что он чувствует?

  • Чем он занимается?

  • Он тебе нравится?

  • У него есть плохие привычки?

  • У него есть какие-нибудь желания?

  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?

  • Этот человек здоров?

  • Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком – попросить его сочинить историю об этом человеке.

Интерпретация результатов теста

Краткая версия обработки графической информации

Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам:

  1. У человека нарисована голова.

  2. У него две ноги.

  3. Две руки.

  4. Туловище достаточно отделено от головы.

  5. Длина и ширина туловища пропорциональны.

  6. Плечи хорошо прорисованы.

  7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.

  8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.

  9. Шея ясно просматривается.

  10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.

  11. У человека нарисованы глаза.

  12. У него нарисован нос.

  13. Нарисован рот.

  14. Нос и рот имеют нормальные размеры.

  15. Видны ноздри.

  16. Нарисованы волосы.

  17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.

  18. Человек нарисован в одежде.

  19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).

  20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.

  21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.

  22. На руках изображены пальцы.

  23. На каждой руке пять пальцев.

  24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.

  25. Большой палец достаточно хорошо выделен.

  26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.

  27. Прорисован локтевой сустав.

  28. Прорисован коленный сустав.

  29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.

  30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.

  31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.

  32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.

  33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.

  34. На ногах можно различить пятки.

  35. Форма головы правильная.

  36. Форма тела в целом правильная.

  37. Очертания конечностей переданы точно.

  38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.

  39. Уши хорошо различимы.

  40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.

  41. На лице прорисованы ресницы и брови.

  42. Зрачки расположены правильно.

  43. Глаза пропорциональны размерам лица.

  44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.

  45. Четко различимы лоб и подбородок.

  46. Подбородок отделен от нижней губы.

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу один балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

  • 5 лет – 10 очков.

  • 6 лет – 14 очков.

  • 7 лет – 18 очков.

  • 8 лет – 22 очка.

  • 9 лет – 26 очков.

  • 10 лет – 30 очков.

  • 11 лет – 34 очка.

  • 12 лет – 38 очков.

  • 13 лет – 42 очка.

  • 14 лет – свыше 42 очков.

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.

  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.

  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.

  • Нет туловища или туловище в виде палочки.

  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.

  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.

  • Нет ступней.

  • Нет одежды и нет никаких половых признаков.

  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте, прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше. Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает.

Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор – это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Символические значения фигуры человека

Каждая часть изображенной фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

При интерпретации данного теста неприемлемы поспешные заключения. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому не нужно ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Голова, лоб

Олицетворение сферы интеллекта, место локализации «я» ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми.

Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке.

Если у человека непропорционально большая голова – это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. П. Или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы

Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры.

Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо

Символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка.

Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично,упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры.

Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами.

Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо – довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного «я». Не менее тревожный факт – изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок

За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности и т.д.

Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови

Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы.

Аккуратные брови , так же как и аккуратная прическа, – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности.

Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши

Если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно – об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза

Глаза, как известно, – зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое.

Пристальный, пронизывающий взгляд – выражение агрессивности.

Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже – мальчики.

Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами.

Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания.

Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот

Рот – многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер.

Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности.

Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы

Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица.

Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, – признак верной половой идентификации.

Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Нос

Нос – сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль).

Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля. Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности.

Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.

Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Руки, ладони, пальцы

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению – это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.

Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения.

Другая важная характеристика изображения рук – это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки.

Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка.

Для детей старшего возраста отсутствие рук – очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук.

Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам.

Если ребенок рисует длинные руки – это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать.

Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Туловище

Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека.

Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения – внутренняя сила, сильное эго.

Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах.

Если сильный ребенок рисует слабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой.

Если маленький ребенок изображает пупок – это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста – это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя.

В целом округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью.

Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.

Крайне негативный признак – изображение внутренностей тела. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

Ноги

Ноги – символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию.

Если стопы нарисованы в профиль – это признак устойчивости, уверенности в себе.

Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности.

подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой.

Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа.

Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

Маленькие, неустойчивые ступни – довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Гениталии

Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий. Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности.

В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей. Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, – а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), – это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

Расположение и размер рисунка

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.

Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность.

Фигура, смещенная на листе вправо, говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево – означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке.

Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива

Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение – голова в профиль, туловище анфас – усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

Другие особенности изображения

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую).

Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности. Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали

Среди необязательных деталей рисунка – такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы – это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела

Подобные случаи, несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу – явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки

Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей – это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка

Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.

Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Рисунки без людей

Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце

Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.

Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания

Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

Глава 2. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА. «Психологические рисуночные тесты»

 

Возрастные закономерности

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ


Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта, в частности, человеческой фигуры. Их рисунки воспроизводят определенные схемы или графические шаблоны.

тест «Рисунок человека» | Ваш детский психолог

men

В предыдущем посте несколько дней назад я писала о том, как детский рисунок может многое рассказать о состоянии внутреннего мира ребенка и его умственном развитии.

Поскольку дети охотнее включаются во взаимодействие с психологом и с другими взрослыми, если их просят действовать в соответствии с их возможностями и ожиданиями, то используется простое и в то же время очень информативное средство диагностики – детский рисунок.

С его помощью легко установить непринужденный контакт с ребенком, эмоциональную связь и, в случае чего, оказать незаметную поддержку, обыгрывая трудную ситуацию, изложенную на подсознательном уровне на листе бумаги.

Сегодня я расскажу об одном тесте. Называется он “Рисунок человека”.  Применим с 3 лет и старше. Верхний возрастной порог не ограничен.

Суть его: ребенка просят нарисовать человека так, как он умеет, не уточняя, какого именно (дядю, тетю, мальчика, девочку и т.п). Только, если малыш очень маленький (3-4 годика), ему дают инструкцию попроще: “Нарисуй дядю. Постарайся красиво нарисовать.”

Что нужно для этого теста: лист белой бумаги формата А4 (желательно), простой полумягкий (М или 2М) карандаш. Твердый – не рекомендуется, поскольку он может осложнить интерпретацию показателей рисунка (силу нажима, штриховку, пробные касания листа бумаги перед окончательным проведением контуров).

Как нужно ребенку сидеть: по возможности, обеспечьте ему удобное рабочее пространство. Это может быть детский столик и стульчик, подобранный по росту малыша или же адаптированное с учетом его возраста место. Следите за тем, чтобы уровень стола не был слишком высоким или очень низким, так как ребенку в этом случае трудно принять свободное положение тела и он будет напрягаться, чтобы рисовать. Если он сидит на взрослом стуле, и ноги свободно свисают – позаботьтесь о подставке для них. В противном случае, если он будет качать ногами, на рисунке могут появиться неровные линии или лишние штрихи.

Вопросы во время теста: иногда ребенок по ходу выполнения задания комментирует или переспрашивает (“А можно я тут пририсую цветочки?” “Я лучше нарисую собаку”. “А если только лицо — можно?” и т.д). На подобные реплики отвечайте спокойно: “Нарисуй всего человека. Только человека. Рисуй, как тебе хочется”. Если ребенок изобразил что-то другое – похвалите его, и предложите снова нарисовать, но уже человека.

Рисунок готов – что дальше? А дальше расспросите своего ребенка:

  • Кто этот человек? (какого пола, если из рисунка неясно)
  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Где он живет?
  • Что он любит делать?
  • А что не любит?
  • О чем мечтает?

Вопросы эти примерные. В зависимости от возраста ребенка их можно увеличить (для школьников и подростков – предлагается составить небольшой рассказ об изображенном персонаже) или ограничить вышеприведенными (для маленьких).

Как интерпретировать?

Обращайте внимание на все, пусть даже самые незначительные, мелочи (позу ребенка, его сосредоточенность, отвлекаемость, в какой руке держит карандаш, часто ли перекладывает в другую руку). Также, перечень вопросов ниже поможет вам охватить все основные моменты:

Место расположения рисунка относительно всего листа (правее, левее, в центре, вверху, внизу)

Обычно дети помещают изображение в центре. Если оно смещено влево или вправо – это может говорить об его особенностях восприятия, возможной зеркальности (правша или левша). Если рисунок высоко относительно средней линии листа – вероятна высокая самооценка или излишняя самоуверенность. Аналогично низко расположенный рисунок может свидетельствовать о неуверенности ребенка в себе.

Характер выполнения (сила нажима карандаша, четкие линии, уверенные или дрожащие, есть ли штрихи)

Много темных линий, с силой прочерченных, чаще всего говорит о внутренней напряженности ребенка, его страхах или подавленных чувствах. Большое количество мелких штриховок, наносимых на лист перед основными контурами — как признак высокой тревожности и эмоциональной неустойчивости.

Характер расстановки акцентов на отдельных деталях рисунка (есть ли какие фрагменты, особо прорисованные, выделенные или есть незаметные “осторожные” детали)

Здесь смотрите, на что ребенок обращает большее внимание. Например, девочки любят тщательно вырисовывать глазки и реснички, мальчики предпочитают акцент в одежде и дополнительных аксессуарах. Это как степень желаемого выражения своих внешних данных, стремление к демонстративности.

Эмоциональное состояние человека, его степень выражения (улыбка, радость, веселье, печаль, сердитость, взъерошенность волос, агрессивность, оскал зубов (и такое бывает..) )

Думаю, тут понятно. Часто ребенок проецирует свои чувства на рисунок, как явные, так и скрытые. Вы можете удивиться, что у вашего тихони вдруг оказался агрессивный человечек на бумаге. Обратите на это внимание – это может быть сигналом о внутренних переживаниях ребенка, о которых он, возможно, не решается вам поведать. Но будьте тактичны – не спугните доверчивость и серьезно отнеситесь к чувствам своего малыша, как бы они не казались вам несерьезными.

Как человек стоит, как держит руки, не спрятаны ли они за спиной

Здесь ребенок неявно говорит о том, какой он в данный момент в коммуникативном плане: открыт для общения (руки широко раскрыты) или предпочитает замкнутость (руки прижаты к туловищу или спрятаны, ноги не расставлены).

Есть ли дополнительные элементы (одежда, обувь, головной убор и соответствует ли внешний вид описанию, изложенному ребенком после окончания рисования)

Тут интересно выявить представления ребенка о рисунке. Чаще всего он соотносит себя с данным персонажем на листе бумаги или с тем человеком, на которого он хочет/не хочет походить.

***

Когда вы проработаете данный рисунок, ответив подробно на все вспомогательные вопросы по интерпретации, вы сможете:

  • составить общую картину эмоционального состояния ребенка,

  • лучше понять его внутренние чувства,

  • помочь ему в случае настораживающих моментов,

А значит, и наладить теплые отношения, основанные на принципах любви, взаимопонимания и уважения. Скажите, какой родитель не мечтает об этом?!

Если в ходе проведения теста у вас возникли вопросы – задавайте их в комментариях, с удовольствием помогу.

Что еще почитать:

Интерпретация рисунка «Человек»

2.1 Голова – сфера
интеллекта (контроля). Сфера воображения.

2.2 Голова большая
– неосознанное подчёркивание убеждения
о значении мышления в деятельности
человека.

2.3 Голова маленькая
– переживание интеллектуальной
неадекватности.

2.4 Нечёткая голова
– застенчивость, робость.

2.5 Подчёркнутая
шея – потребность в защитном
интеллектуальном контроле.

2. 6 Длинная тонкая
шея – торможение, регрессия.

2.7 Толстая короткая
шея – уступки своим слабостям и желаниям.

2.8 Плечи и их размеры
– признак физической силы или потребности
во власти.

2.9 Плечи чрезмерно
крупные – ощущение большой силы или
чрезмерной озабоченности силой и
властью.

2.10 Плечи мелкие –
ощущение малоценности, ничтожности.

2.11 Плечи слишком
угловатые – признак чрезмерной
осторожности, защиты.

2.12 Плечи покатые
– уныние, отчаяние, чувство вины,
недостаток жизненности.

    1. Плечи
      широкие – сильные телесные импульсы.

Туловище

2.14 Туловище
угловатое или квадратное – мужественность.

2.15 Туловище слишком
крупное – наличие неудовлетворённых,
остро осознаваемых субъектом потребностей.

2.16 Туловище
ненормально маленькое – чувство
унижения, малоценности.

2.17 Лицо подчёркнуто
– сильная озабоченность отношениями
с другими, своим внешним видом.

2.18 Подбородок
слишком подчёркнут – потребность
доминировать.

2.19 Подбородок
слишком крупный – компенсация ощущаемой
слабости и нерешительности.

2.20 Уши слишком
подчёркнуты – возможны слуховые
галлюцинации. Встречается у особо
чувствительных к критике.

2.21 Уши маленькие
– стремление не принимать никакой
критике, заглушить её.

2.22 Глаза закрыты
– сильное стремление избегать неприятных
визуальных воздействий.

2.23 Глаза изображены
как пустые глазницы – значимое стремление
избегать визуальных стимулов. Враждебность.

2.24 Глаза выпучены
– грубость, чёрствость.

2.25 Глаза маленькие
– погружённость в себя.

2.26 Длинные ресницы
– кокетливость, склонность обольщать,
соблазнять, демонстрировать себя.

2.27 Полные губы на
лице мужчины – женственность.

2.28 Рот клоуна –
вынужденная приветливость, неадекватные
чувства.

2.29 Рот впалый –
пассивная зависимость

2.30 Нос широкий,
выдающийся, с горбинкой – презрительные
установки, тенденция мыслить ироническими
социальными стереотипами.

2.31 Ноздри –
примитивная агрессия

2.32 Зубы чётко
нарисованы – агрессивность.

2.33 Лицо неясное,
тусклое – боязливость, застенчивость.

2.34 Выражение лица
подобострастное – незащищённость

2.35 Лицо, похожее
на маску – осторожность, скрытность,
возможны чувства деперсонализации и
отчуждённости.

2. 36 Брови редкие,
короткие – презрение, изощрённость.

2.37 Волосы – признак
мужественности, храбрости, силы.

2.38 Волосы сильно
заштрихованы – тревога, связанная с
воображением.

2.39 Волосы не
заштрихованы – субъектом управляют
враждебные чувства.

Конечности

2.40 Широкие руки –
интенсивное стремление к действию.

2.41 Руки шире у
ладони или у плеча – недостаточный
контроль действий и импульсивности.

2.42 Руки скрещены
на груди – враждебно-мнительная
установка.

2.43 Руки за спиной
– нежелание уступать, идти на компромиссы
(даже с друзьями). Склонность контролировать
проявление агрессивных враждебных
влечений.

2.44 Руки длинные и
мускулистые – субъект нуждается в
физической силе, ловкости, храбрости
как компенсации.

2.45 Руки расслабленные
и гибкие – хорошая приспособляемость
в межперсональных отношениях.

2.46 Руки напряжены
и прижаты к телу – ригидность.

2.47 Руки очень
короткие – отсутствие стремлений.

2.48 Отсутствие рук
– чувство неадекватности при высоком
интеллекте.

2.49 Руки изображены
близко к телу – напряжение.

2.50 Большие руки и
ноги у мужчины – грубость, чёрствость.

2.51 Сужающиеся руки
и ноги – женственность.

2.52 Руки длинные –
желание чего – то достигнуть.

2.53 Руки длинные и
слабые – зависимость, потребность в
опеке.

2.54 Руки, повёрнутые
в стороны – зависимость, желание любви,
привязанности.

2.55 Руки вытянуты
по бокам – трудности в социальных
контактах, страх перед агрессивными
выпадами.

2.56 Рука, как
боксёрская перчатка – вытесненная
агрессия.

2.57 Руки за спиной
или в карманах – чувство вины, неуверенность
в себе.

2.58 Руки большие –
компенсация ощущаемой слабости и вины.

2.59 Руки отсутствуют
в женской фигуре – материнская фигура
воспринимается как нелюбящая, отвергающая,
неподдерживающая.

2.60 Пальцы отделены
(обрублены) – вытесненная агрессия,
замкнутость.

2.61 Большие пальцы
– грубость, чёрствость.

2.62 Пальцев больше
пяти – агрессивность, амбиции.

2.63 Пальцы без
ладоней — грубость, чёрствость, агрессия.

2.64 Пальцев меньше
пяти – зависимость, бессилие.

2.65 Пальцы длинные
– открытая агрессия.

2.66 Пальцы сжаты в
кулаки – бунтарство, протест.

2.67 Кулаки прижаты
к телу – вытесненный протест.

2.68 Кулаки далеко
от тела – открытый протест.

2.69 Пальцы крупные
– враждебность.

2.70 Ноги
непропорционально длинные – сильная
потребность к независимости и стремление
к ней.

2.71 Ноги слишком
короткие – чувство физической или
психологической неловкости.

2.72 Рисунок начат
со ступней ног – боязливость.

2.73 Ступни не
изображены – замкнутость, робость.

2.74 Ноги широко
расставлены – откровенное пренебрежение
(неподчинение, игнорирование или
незащищённость).

2.75 Ноги отсутствуют
– робость, замкнутость.

2.76 Ступни
непропорционально длинные – потребность
безопасности. Потребность демонстрировать
мужественность.

2.77 Ступни
непропорционально мелкие – скованность,
зависимость.

2.78 Лицо изображено
так, что виден затылок – тенденция к
замкнутости.

2.79 Голова в профиль,
тело – анфас – тревога, вызванная
социальным окружением, потребность в
общении.

2.80 Человек
изображённый в беге – желание убежать,
скрыться от кого – либо.

2.81 Человек без
определённых частей тела – указывает
на отвержение, непризнание человека в
целом или его отсутствующих частей.

2.82 Человек в плавном
лёгком шаге – хорошая приспособляемость.

2.83 Человек –
абсолютный профиль – серьёзная
отрешённость, замкнутость и оппозиционные
тенденции.

r — тест дурбина-ватсона (dwtest) интерпретация

Переполнение стека

  1. Товары

  2. Клиенты
  3. Случаи использования
  1. Переполнение стека
    Общественные вопросы и ответы

  2. Команды
    Частные вопросы и ответы для вашей команды

  3. предприятие
    Частные вопросы и ответы для вашего предприятия

  4. работы
    Программирование и связанные с ним возможности технической карьеры

  5. Талант
    Нанять технических талантов

  6. реклама
    Обратитесь к разработчикам по всему миру

,

Практическая интерпретация модели машинного обучения | by Dipanjan (DJ) Sarkar

Не забудьте вызвать функцию shap.initjs () , поскольку для многих графиков из shap требуется JavaScript.

Фактически вы можете получить набор данных дохода от переписи (широко известный как набор данных для взрослых ) из репозитория UCI ML . К счастью, shap предоставляет нам уже очищенную версию этого набора данных, которую мы будем использовать здесь, поскольку целью этой статьи является интерпретация модели.

Просмотр атрибутов данных

Давайте взглянем на основные функции или атрибуты нашего набора данных.

  ((32561, 12), (32561,))  

Функции набора данных переписи

Вскоре мы объясним эти особенности.

Просмотр ярлыков класса

Давайте рассмотрим распределение людей с доходом <= 50 000 долларов США ( Ложь ) и > 50 000 долларов США ( Истинно ), которые являются нашими ярлыками класса, которые мы хотим предсказывать.

  In [6]: Counter (label)   Out [6]: Counter ({0: 24720, 1: 7841})  

Определенно некоторый дисбаланс классов, который ожидается, учитывая, что у нас должно быть меньше людей, имеющих более высокий доход.

Общие сведения о наборе данных о доходах переписи

Давайте теперь взглянем на атрибуты нашего набора данных и поймем их значение и значение.

У нас есть в общей сложности 12 функций, и наша цель — предсказать, будет ли доход человека на больше 50 тысяч долларов ( True ) или на меньше 50 тысяч долларов ( False ) ,Следовательно, мы будем строить и интерпретировать классификационную модель.

Здесь мы преобразуем категориальные столбцы со строковыми значениями в числовые представления. Как правило, модель XGBoost может обрабатывать категориальные данные, изначально являясь древовидной моделью, поэтому здесь мы не будем «горячо» кодировать функции.

Пора построить наши наборы данных для обучения и тестирования, прежде чем мы построим нашу модель классификации.

Для любой модели машинного обучения нам всегда нужны наборы данных train и test .Мы будем строить модель на наборе данных поезда и тестировать производительность на тестовом наборе данных . Мы поддерживаем два набора данных (один с закодированными категориальными значениями, а другой с исходными значениями), поэтому мы можем тренироваться с закодированным набором данных, но использовать исходный набор данных по мере необходимости позже для интерпретации модели.

  ((22792, 12), (9769, 12))  

Наш кодированный набор данных

Мы также поддерживаем наш базовый набор данных с фактическими (не закодированными) значениями в отдельном кадре данных (полезно для интерпретации модели позже).

  ((22792, 12), (9769, 12))  

Наш фактический набор данных

Теперь мы обучим и построим базовую модель классификации повышения на наших обучающих данных, используя популярную структуру XGBoost, оптимизированную библиотеку для повышения распределенного градиента. быть высокоэффективным, гибким и портативным.

  Время стены: 8,16 с  

Здесь мы действуем как обычно, используя обученную модель, чтобы делать прогнозы для тестового набора данных.

  массив ([0, 0, 1, 0, 0, 1, 1, 0, 0, 1])  

Пришло время испытать модель! Давайте оценим, как наша модель работает с ее прогнозами на тестовых данных.Для этого мы используем мой изящный модуль model_evaluation_utils , который внутренне использует scikit-learn , чтобы предоставить нам стандартные метрики оценки модели классификации.

.

Парный выборочный T-тест — статистические решения

Уровень измерения

Парный образец t -тест требует, чтобы данные образца были числовыми и непрерывными, так как он основан на нормальном распределении. Непрерывные данные могут принимать любое значение в пределах диапазона (доход, рост, вес и т. Д.). Противоположностью непрерывным данным являются дискретные данные, которые могут принимать только несколько значений (низкое, среднее, высокое и т. Д.). Иногда дискретные данные могут использоваться для аппроксимации непрерывной шкалы, например, шкалы Лайкерта.

Независимость

Независимость наблюдений обычно не поддается проверке, но ее можно разумно предположить, если процесс сбора данных был случайным без замены. В нашем примере разумно предположить, что участвующие сотрудники независимы друг от друга.

Нормальность

Для проверки предположения о нормальности доступно множество методов, но самый простой — это визуально проверить данные с помощью такого инструмента, как гистограмма (рисунок 1). Реальные данные почти никогда не бывают совершенно нормальными, поэтому это предположение можно считать разумно выполненным, если форма выглядит приблизительно симметричной и колоколообразной.Данные на приведенном ниже примере распределены приблизительно нормально.

Рис. 1. Гистограмма приблизительно нормально распределенной переменной.

Выбросы

Выбросы — это редкие значения, которые появляются далеко от большинства данных. Выбросы могут исказить результаты и потенциально привести к неверным выводам, если их не обработать должным образом. Один из методов борьбы с выбросами — просто удалить их. Однако удаление точек данных может привести к другим типам смещения результатов и потенциально привести к потере важной информации.Если кажется, что выбросы имеют большое влияние на результаты, вместо этого можно использовать непараметрический тест, такой как знаковый ранговый тест Уилкоксона. Выбросы можно определить визуально, используя коробчатую диаграмму (рисунок 2).

Рис. 2. Коробчатые диаграммы переменной без выбросов (слева) и с выбросом (справа).

Процедуру для парного образца t -тест можно свести к четырем этапам. Используемые символы определены ниже:

  • \ (D \ = \ \) Различия между двумя парными образцами
  • \ (d_i \ = \ \) Наблюдение \ (i ^ {th} \) в \ (D \)
  • \ (n \ = \ \) Размер выборки
  • \ (\ overline {d} \ = \ \) Выборочное среднее различий
  • \ (\ hat {\ sigma} \ = \ \) Стандартное отклонение разностей выборки
  • \ (T \ = \) Критическое значение t -распределения с (\ (n \ — \ 1 \)) степенями свободы
  • \ (t \ = \ \) t -статистика ( t -статистика) для парной выборки t -тест
  • \ (p \ = \ \) \ (p \) — значение (значение вероятности) для статистики t .2} {п \ — \ 1}} \)
  • 3. Рассчитайте статистику теста.
  • \ (t \ = \ \ cfrac {\ overline {d} \ — \ 0} {\ hat {\ sigma} / \ sqrt {n}} \)
  • 4. Рассчитайте вероятность наблюдения статистики теста при нулевой гипотезе. Это значение получается путем сравнения t с t -распределением с (\ (n \ — \ 1 \)) степенями свободы. Это можно сделать, просмотрев значение в таблице, например, во многих учебниках по статистике, или с помощью статистического программного обеспечения для получения более точных результатов.
  • \ (p \ = \ 2 \ \ cdot \ Pr (T \> \ | t |) \) (двусторонний)
  • \ (p \ = \ Pr (T \> \ t) \) (верхний хвост)
  • \ (p \ = \ Pr (T \ <\ t) \) (нижний хвост)

определяют, предоставляют ли результаты достаточные доказательства для отклонения нулевой гипотезы в пользу альтернативной гипотезы.

Существует два типа значимости, которые следует учитывать при интерпретации результатов парного теста t : статистическая значимость и практическая значимость.

Статистическая значимость

Статистическая значимость определяется по значению p . Значение p дает вероятность наблюдения результатов теста при нулевой гипотезе. Чем ниже значение p , тем ниже вероятность получения результата, подобного тому, который наблюдался, если нулевая гипотеза верна. Таким образом, низкое значение p указывает на снижение поддержки нулевой гипотезы. Однако возможность того, что нулевая гипотеза верна и что мы просто получили очень редкий результат, никогда не может быть полностью исключена.Значение отсечения для определения статистической значимости в конечном итоге определяется исследователем, но обычно выбирается значение 0,05 или меньше. Это соответствует 5% (или меньше) вероятности получения результата, подобного тому, который наблюдался, если бы нулевая гипотеза была верна.

Практическое значение

Практическое значение зависит от предмета. Нередко, особенно при больших размерах выборки, наблюдается статистически значимый, но не практически значимый результат.В большинстве случаев для того, чтобы сделать значимые выводы, требуются оба типа значимости.

Statistics Solutions может помочь с количественным анализом, помогая разработать методологию и главы с результатами. Предлагаемые нами услуги включают:

План анализа данных

Редактируйте свои исследовательские вопросы и нулевые / альтернативные гипотезы

Напишите план анализа данных; указать конкретные статистические данные, чтобы ответить на вопросы исследования, предположения статистики и обосновать, почему они являются подходящей статистикой; предоставить ссылки

Обоснуйте размер вашей выборки / анализ мощности, предоставьте ссылки

Объясните вам план анализа данных, чтобы вы чувствовали себя комфортно и уверенно.

Два часа дополнительной поддержки у вашего статистика

Раздел количественных результатов (описательная статистика, двумерный и многомерный анализ, моделирование структурных уравнений, анализ траектории, HLM, кластерный анализ)

Чистый и кодовый набор данных

Проведение описательной статистики (т.е., среднее значение, стандартное отклонение, частота и процент, в зависимости от случая)

Проведите анализ для изучения каждого из вопросов вашего исследования

Результаты повторной записи

Предоставить APA 6 -е издание , таблицы и рисунки

Объяснение выводов по главе 4

Постоянная поддержка всей статистики по главам результатов

Пожалуйста, позвоните по номеру 727-442-4290, чтобы запросить расценки на основе специфики вашего исследования, составьте график с использованием календаря на его странице или отправьте электронное письмо Info @ StatisticsSolutions.com

,

% PDF-1.5
%
1305 0 объект
>
endobj

Xref
1305 106
0000000016 00000 н.
0000008826 00000 н.
0000009051 00000 н.
0000009097 00000 н.
0000009230 00000 н.
0000009265 00000 н.
0000009452 00000 н.
0000009551 00000 п.
0000574256 00000 н.
0000574331 00000 п.
0000574413 00000 н.
0000574490 00000 н.
0000574536 00000 н.
0000574632 00000 н.
0000574678 00000 н.
0000574769 00000 н.
0000574815 00000 н.
0000574909 00000 н.
0000574955 00000 н.
0000575101 00000 п.
0000575207 00000 н.
0000575252 00000 н.
0000575346 00000 п.
0000575490 00000 н.
0000575589 00000 н.
0000575634 00000 н.
0000575736 00000 н.
0000575883 00000 н.
0000575984 00000 н.
0000576029 00000 н.
0000576160 00000 н.
0000576266 00000 н.
0000576311 00000 н.
0000576412 00000 н.
0000576457 00000 н.
0000576566 00000 н.
0000576611 00000 н.
0000576715 00000 н.
0000576760 00000 н.
0000576854 00000 н.
0000576898 00000 н.
0000576994 00000 н.
0000577038 00000 н.
0000577133 00000 п.
0000577176 00000 н.
0000577267 00000 н.
0000577310 00000 н.
0000577408 00000 н.
0000577451 00000 н.
0000577547 00000 н.
0000577590 00000 н.
0000577635 00000 п.
0000577760 00000 н.
0000577805 00000 н.
0000577927 00000 н.
0000577972 00000 н.
0000578105 00000 н.
0000578150 00000 н.
0000578284 00000 н.
0000578329 00000 н.
0000578447 00000 н.
0000578492 00000 н.
0000578618 00000 н.
0000578663 00000 н.
0000578779 00000 н.
0000578824 00000 н.
0000578939 00000 н.
0000578984 00000 н.
0000579029 00000 н.
0000579074 00000 н.
0000579195 00000 н.
0000579240 00000 н.
0000579370 00000 н.
0000579415 00000 н.
0000579535 00000 н.
0000579580 00000 н.
0000579702 00000 н.
0000579747 00000 н.
0000579850 00000 н.
0000579895 00000 н.
0000580018 00000 н.
0000580063 00000 н.
0000580196 00000 н.
0000580241 00000 н.
0000580356 00000 н.
0000580401 00000 н.
0000580446 00000 н.
0000580492 00000 н.
0000580612 00000 н.
0000580658 00000 н.
0000580781 00000 п.
0000580827 00000 н.
0000580953 00000 н.
0000580998 00000 н.
0000581118 00000 н.
0000581163 00000 н.
0000581292 00000 н.
0000581337 00000 н.
0000581451 00000 н.
0000581496 00000 н.
0000581617 00000 н.
0000581662 00000 н.
0000581785 00000 н.
0000581830 00000 н.
0000581875 00000 н.
0000002416 00000 н.
прицеп
] >>
startxref
0
%% EOF

1410 0 объект
> поток
x \} XT պ cmPQ # SDX & h «Pt, 8vt $ -4ADdDKSR`JVӴNswkf ރ {? {ߵ6

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *