Основные положения теории фрейда: Суть теории Зигмунда Фрейда кратко

Содержание

Суть теории Зигмунда Фрейда кратко

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд – ученик знаменитого врача психиатра того времени Жана Мартена Шарко, от которого он и получил свои фундаментальные знания о неврологии. В данной статье речь пойдет о теории Фрейда, где кратко и простым языком описаны основные моменты его концепции.

Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом. Ее звали Анна О.

Тогда и было положено начало развитию всех существующих психотерапевтических методов, начиная бихевиористской теорией поведения и заканчивая самыми современными подходами вроде нейролингвистического программирования и системных расстановок.

Для дальнейшего понимания теории Фрейда нужно сперва раскрыть суть нескольких понятий, лежащих в основе психоанализа.

Содержание статьи:

Фрейдистская теория личности кратко

Фрейд структурировал психику человека на 3 составляющие: Ид, Эго и Суперэго.

Ид – безусловный источник желаний и влечений. По аналогии можно взять любое животное вроде кошки, где всё, что она делает: спит, ест и спаривается – есть результат ее природных инстинктов.

Эго – посредник между животными инстинктами и социальными рамками. Это компонент личности, выражающий и удовлетворяющий потребности Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира.

Суперэго – все социальные рамки, берущие свое начало в родительском воспитании, где даётся понимание, что можно и нельзя делать. Во взрослой жизни суперэго отражается во всех ограничивающих нормах поведения, таких как закон, религия и нравственность.

Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное.

Бессознательное – особые психические силы, лежащие за пределами сознания и определяющие вектор поведения человека.

Сознательное – часть психики, осознаваемая индивидом. Определяет выбор поведения в общественной среде. Однако психика автоматически регулируется принципом удовольствия. При нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Конфликт Ид и Суперэго реализуется при помощи защитных механизмов. Зигмунд Фрейд описал некоторые из них:

  1. Замещение
  2. Компенсация
  3. Вытеснение
  4. Изоляция
  5. Отрицание
  6. Проекция
  7. Сублимация
  8. Рационализация
  9. Регрессия

Кратко разберем самые интересные защитные механизмы, чтобы лучше понимать, что это такое.

Защитные механизмы психики

Проекция – является способом перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой одушевленный или неодушевленный объект. Например, ханжа – человек, скрывающий истинные сексуальные влечения и выискивающий малейшие грязные намерения в действиях окружающих.

Что же касается неодушевленных вещей, то это примеры ситуаций, в которых человек наделяет предметы или явления своими переживаниями. К примеру, грозное небо, тревожная скульптура, вредный алкоголь и т. д.

Кстати, на основе проекций существуют диагностические методики. Например, hand-тест, в где участнику демонстрируются рисунки руки, и он даёт свои ассоциации и чувства от увиденного.

Вытеснение – подавление и выведение из сознательной части психики неприемлемых и угрожающих личности мыслей, образов и воспоминаний. Примером может служить сильное потрясение вроде смерти человека, катастрофы или изменения своего зодиакального знака.

Человек часто не помнит подробностей и ключевых моментов данного события. Несмотря на то, что содержание вытесненного мотива не осознается, эмоциональный компонент продолжает себя проявлять в разных формах.

Определив фундаментальные основы, на которых строится теория Фрейда, мы можем рассмотреть подробнее концепцию психоанализа как направления науки психологии.

Используемые психоанализом техники – это свободные ассоциации, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления и переноса. Все они направлены на работу с бессознательным и выведением неосознаваемых процессов в область сознательного.

Когда это происходит – негативные симптомы исчезают. Например, при приступах страха и неконтролируемой тревоги, человек не осознает их причину и пытается найти рациональное объяснение. В данном примере наряду с вытеснением работает такой защитный механизм психики как рационализация.

Чтобы выявить и определить бессознательные процессы в головном мозге, Фрейд предлагал пациентам говорить на свободную тематику. Как правило, вытесненные процессы проявляют себя в виде невротических симптомов: обмолвки, описки и неловких движений.

Толкование снов по Зигмунду Фрейду

Богатый материал о психических процессах  можно получить из сновидений. Вспомните себя в детстве: вам наверняка снились сны, в которых реализовывались самые сокровенные фантазии. Возможно, они вам снятся и сейчас.

Это Ид, руководствуясь принципом удовольствия, реализует вожделения в такой форме. Мысли в сновидениях проходят обработку, замещаясь образами. Под интерпретацией понимается толкование скрытых процессов и смыслов, не осознаваемых личностью.

Про анализ сопротивления и переноса можно писать отдельную статью, так как это достаточно большая область знаний дисциплины психоанализ. На этом всё, теория Фрейда кратко и простым языком выглядит приблизительно так. Любите науку, читайте ВикиНауку!

Видео на тему теории Фрейда и что такое психоанализ:


Сохраните ссылку на статью, чтобы использовать в спорах!

Основные положения классического психоанализа З.Фрейда и их использование в психоконсультировании

Тема: «Основные положения классического психоанализа З.Фрейда и их использование в психоконсультировании»

Содержание

Введение…………………………………………………………………3 стр.

1. Психодинамическая теория личности как основа психоанализа……………………………………………………………….5 стр.

2. Психосексуальные стадии развития………………………………9 стр.

3. Психоаналитическая терапия……………………………………16 стр.

4. Развитие психоанализа……………………………………………22 стр.

Список использованной литературы………………………………28 стр.

Введение

Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.

В основу теории общего психического развития легла концепция о стадиях детской сексуальности. На её базе Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации.

Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте. Фрейд определял его как переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие одновременно чувства и поведение. Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера.

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах её функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он называл максимально глубокое развитие бессознательных психических процессов и представление их сознанию для интеграции.

Также в числе основателей психоанализа называют двух ближайших учеников Фрейда – Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, которые отошли от психоанализа в силу принципиальных различий и создали свои теории (аналитическая психология и индивидуальная психология соответственно). Дальнейшее развитие психоанализа шло в рамках неопсихоанализа. Особую роль в нём сыграло направление, придающее большее значение социокультуральным факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и формирование невротических симптомов. Среди его представителей – Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх и др.

Психоанализ — Википедия

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1].

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к психо-эмоциональным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[2]).

В качестве метода лечения классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Для обозначения общего теоретического фундамента психоанализа, а также описания подхода к изучению психики на основе данной теории Фрейд использовал термин метапсихология.

Различные теории психоанализа разрабатывались как дальнейшее развитие, расширение или критическое переосмысление первоначально разработанной Фрейдом теории психоанализа (т. н. фрейдизма), преимущественно бывшими коллегами и учениками Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее неофрейдистами, такими как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан и др.

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.

Теория критиковалась и критикуется с различных точек зрения[3][4][5], вплоть до утверждения, что психоанализ является псевдонаукой[6][7][8][9][10][11], однако он довольно часто практикуется в настоящее время. Психоанализ также получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция[12][13]. Он оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.

История

Концепции, родственные психоанализу, существовали до Фрейда, но именно он первым чётко сформулировал психоаналитическую теорию в Вене в конце 1890-х. Фрейд был неврологом, заинтересованным в нахождении эффективного метода лечения пациентов с невротическими и истерическими симптомами. Он пришёл к пониманию существования бессознательных психических процессов, работая консультантом в детской клинике, где наблюдал, что у многих детей-афатиков отсутствуют органические причины их симптомов. Эти наблюдения были описаны Фрейдом в специальной монографии[14]. В конце 1880-х, Фрейд получает стипендию для стажировки у знаменитого невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко в парижской клинике Сальпетриер. В то время Шарко интересовался пациентами, чьи симптомы напоминали общий парез (нейропсихиатрическое расстройство, которое может вызываться сифилисом).

Первая теория Фрейда, рассматривающая истерические симптомы, была представлена в «Исследованиях истерии» (1895), написанных в соавторстве с венским врачом Йозефом Брейером. В ней он утверждал, что в основе истерической симптоматики находятся подавленные воспоминания о неприятных ситуациях, которые практически всегда обладают прямыми или непрямыми сексуальными ассоциациями. Примерно в то же время он пытается создать нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов, которая, однако, осталась незавершенной; ранние наброски этой теории были опубликованы только после его смерти[15].

Международный съезд психоаналитиков, 1911 год. Фрейд и Юнг в центре

Около 1900 года Фрейд пришёл к заключению, что сны имеют символическое значение, и как правило очень индивидуальны. Фрейд формулирует гипотезу, что бессознательное включает в себя или является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием. Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием. Эта теория была опубликована им в 1900 году в монографии «Толкование сновидений». В 7 главе этой книги Фрейд также описывает свою раннюю «топографическую модель», в соответствии с которой неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов, и это вытеснение порождает тревожность.

На раннем этапе становления психоанализа значительную роль в его развитии сыграли личностные характеристики Фрейда и его сподвижников. Положение евреев в Вене, утративших связь со своими корнями, было маргинальным, чем и объясняется их склонность к риску, сопряжённому с профессиональной деятельностью в новой области психоанализа. Кроме того, стимулом для их сплочения вокруг фигуры Фрейда послужила возможность обретения самоидентичности. Часть психоаналитического движения, представленная евреями, была непропорционально большой. Сторонники Фрейда проявляли крайнюю самонадеянность относительно перспектив психоанализа. Сам же Фрейд не терпел никакой критики, требуя полной и безусловной лояльности от своих сторонников. Результатом всего этого стало формирование в психоаналитическом движении своеобразного религиозного культа Фрейда, к которому члены данного движения должны были относиться как к никогда не ошибающемуся Богу. Один из приверженцев Фрейда Макс Граф, впоследствии вышедший из рядов психоаналитиков, выразил это в следующих словах: «Фрейд — как глава церкви — изгнал Адлера; он отлучил его от официальной церкви. В течение ряда лет я пережил полное развитие церковной истории»[16].

В СССР психоанализ пережил период бурного расцвета в начале 20 века. В 1920-х И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт и издал переводы работ Фрейда и Юнга. Однако с середины 1930-х психоанализ в Советском Союзе начинает подвергаться гонениям (как и психология в целом) и практически не развивался вплоть до 1990-х годов. Тем не менее, многие идеи психоанализа вошли в отечественную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).

Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания. Как направление медицины психоанализ активно практикуется. Однако в современной психотерапевтической практике утерял былую гегемонию и популярность (конкурируя, например, с когнитивно-поведенческой терапией). Американская психологическая ассоциация — одно из наиболее влиятельных объединений профессиональных психологов в мире — включает в себя отделение психоанализа [2]. Международная психоаналитическая ассоциация насчитывает около 12000 членов.

Основные понятия и идеи психоанализа

Важнейшие направления психоанализа

  1. Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии — см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
  2. Методы исследования основных мотивов поведения человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.
  3. Метод и методики лечения психических расстройств на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник интерпретации и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

Методы и этапы анализа

Техника работы психоанализа и лечения психических расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

Топографическая модель психического аппарата

  • Сознание — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антагонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности; при нарушении баланса возможностей и желаний (когда желание не принимается обществом или самим индивидом), происходит проскальзывание информации в сознание посредством снов, оговорок и т. п. (то есть через бессознательную сферу).
  • Бессознательное — часть психики, процессы в которой неосознанны и находятся в конфликтных отношениях с сознательными представлениями человека. Фрейд различает бессознательное в описательном смысле слова (которое не является предметом психоанализа), в динамическом смысле — что означает наличие конфликта, в результате которого часть переживаний активно вытесняется из сознания, и в структурном смысле. Последнее означает, что в бессознательном действуют особые законы, управляющие психической активностью — такие как отсутствие времени, неразличение фантазии и реальности, отсутствие принципа противоречия и т. д.
  • Предсознательное — часть психики, бессознательная в описательном смысле слова, но потенциально осознаваемая при направлении на неё внимания. К предсознательному, в частности, относятся свободные ассоциации, используемые в практике психоанализа.

Позднее (в 1923 г.) Фрейд предложил новую, структурную модель психики:

  • Ид («Оно») — область влечений, к которым ко времени создания этой модели Фрейд относил влечение к жизни и влечение к смерти. Ид переняло на себя многие характеристики, ранее относимые к бессознательному (принцип удовольствия, отсутствие времени и пр.), хотя инстанции Эго и Суперэго также в значительной своей части бессознательны.
  • Эго («Я») — инстанция, управляющая поведением и сознательным мышлением, а также отвечающая за действие защитных механизмов.
  • Суперэго («Сверх-Я») — часть Эго, выполняющая функцию самонаблюдения и моральной оценки. Суперэго образуется в результате интроекции образов родителей и их системы ценностей.

В целом структурная модель была шагом вперед в развитии психоаналитической теории, позволив описать более широкий спектр психических расстройств и создать новые инструменты психотерапии. Её значительным достижением стала в частности теория защитных механизмов. Однако, некоторые аспекты ранней теории были потеряны в новой — например, понятие бессознательного было в ней не столь четко определено. Сам Фрейд не завершил работу по пересмотру своей теории и продолжал использовать обе модели достаточно произвольно. В дальнейшем аналитики нового поколения предпринимали различные попытки завершения этой работы. В частности, американские аналитики Дж. Арлоу и Ч. Бреннер предложили систематический пересмотр всех понятий психоанализа в русле структурной модели[17]. С другой стороны, в Британии Р. Фейрберн и М. Кляйн вписали структурную модель в теорию объектных отношений, описывая происхождение фрейдовских инстанций в ранних отношениях ребёнк

фрейд

План:

  1. Зигмунд
    Фрейд , его краткая биография

  2. Введение
    в психоанализ

  3. Основные
    понятия и идеи психоанализа

I.

Краткая
биография Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд
родился в 1856 г. в Австрии.

Еще в школьные
годы Фрейд познакомился с учением
Дарвина, под влиянием которого у него
созрело решение стать ученым-натуралистом.

Фрейд упорно
овладевает знаниями, успешно изучает
языки, планомерно готовит себя к научной
карьере. Но Фрейд был еврей. А в буржуазной
Австрии тех лет еврей мог выбрать только
одну их трех профессий. Он мог быть либо
юристом, либо коммерсантом, либо врачом.
И хотя медицина совершенно не привлекала
Фрейда, он был вынужден в 1873 г. поступить
на медицинский факультет Венского
университета. Позже Фрейд работал в
психиатрической клинике Теодора
Майнерта. В возрасте 29 лет он прошел по
конкурсу на место приват-доцента по
неврологии Венского университета В
возрасте 36 лет он становится профессором
Венского университета. До самой своей
смерти, наступившей в 1939 г., Фрейд
занимался активной научной деятельность,
опубликовав за это время много научных
статей и монографий.

II.

Психоана́лиз
(нем. Psychoanalyse) — психологическая теория,
разработанная в конце XIX — начале XX века
австрийским неврологом Зигмундом
Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный
метод лечения психических расстройств,
основанный на этой теории.
Психоанализ расширялся, критиковался
и развивался в различных направлениях,
преимущественно бывшими коллегами
Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г.
Юнг.

Термин
«психоанализ» был введен 3. Фрейдом
в 1896 году в статье об этиологии неврозов.
До этого он говорил об анализе, об анализе
психики, психологическом анализе и
гипнотическом анализе. Сам 3. Фрейд дает
много определений психоанализа, среди
которых наиболее часто цитируется то,
которое содержится в энциклопедической
статье 1922 года. В ней автор пишет, что
психоанализом называется:
во-первых, способ исследования психических
процессов, иначе недоступных; во-вторых,
метод лечения невротических расстройств,
основанный на этом исследовании; в
третьих, ряд возникших в результате
этого психологических концепций,
постепенно развившихся и складывающихся
в новую научную дисциплину.

Основные
положения психоанализа заключаются в
следующем:

*человеческое
поведение, опыт и познание во многом
определены внутренними и иррациональными
влечениями;

*эти
влечения преимущественно бессознательны;

*попытки
осознания этих влечений приводят к
психологическому сопротивлению в форме
защитных механизмов;

*
индивидуальное развитие определяется
событиями раннего детства;

*конфликты
между осознанным восприятием реальности
и бессознательным (вытесненным) материалом
могут приводить к ментальным нарушениям,
таким как невроз, невротические черты
характера, страх, депрессия, и т. д.;

*освобождение
от влияния бессознательного материала
может быть достигнуто через его осознание
(например, при соответствующей
профессиональной поддержке).

Классический
психоанализ Фрейда
обозначает
специфический тип терапии, при котором
«анализант» (аналитический пациент)
вербализует мысли, включая свободные
ассоциации, фантазии и сны, на основании
чего аналитик пытается сделать заключение
о бессознательных конфликтах, являющихся
причинами симптомов и проблем характера
пациента, и интерпретирует их для
пациента, для нахождения пути разрешения
проблем.

Теория
критиковалась и критикуется с различных
точек зрения, вплоть до утверждения,
что психоанализ является псевдонаукой,
однако он практикуется многочисленными
клиническими психологами и врачами в
настоящее время. Психоанализ также
получил распространение в философии,
гуманитарных науках, литературной и
художественной критике как дискурс,
метод интерпретации и философская
концепция. Он оказал существенное
влияние и на формирование идей сексуальной
революции.

Огромный
прорыв Фрейд совершил в лечении нервных
расстройств. Ранее истерии лечились
массажами и считалось, что они свойственны
только женщинам, имеющим блуждающую
матку. Фрейд же заметил, что зачастую
физические заболевания, вызванные
истерией, не имеют никаких органических
причин, следовательно, эти заболевания
появляются на подсознательном уровне,
более того, гипотеза о том, что
психосоматические заболевания характерны
только для женщин также были оспорены
Фрейдом.

До появления
работ Фрейда в мировой психологии
считалось, что все психические процессы,
происходящие в личности, человек может
осознать сам и полностью проанализировать.
Основное же внимание в изучении человека
уделялось его физиологии.

Фрейд же,
изучая психику человека, опроверг
утверждение о том, что никто не может
понять психический процесс лучше
человека, который испытывает его на
себе. Он утверждал, что многие психические
явления человек не осознает — они
происходят глубоко в психике. Не изучив
эту скрытую область психики невозможно
понять человека. о чтобы выявить нарушения
в психике человека, необходимо полностью
проанализировать и осознать все ее
самые глубокие слои. Основываясь на
своей практике. Фрейд называл сексуальные
и психические травмы, полученные в
детстве — основными причинами появления
психосоматических заболеваний.

Выдвинув
гипотезу о том, что личность всегда
находится в конфликте с обществом и что
поведение людей зависит от психики, а
не от развития социума, Фрейд делает
вывод, что причиной возникновения
психических расстройств является то,
что пациент старается подавить свои
тайные желания, боясь осуждения общества.
Из-за подавления желаний возникают
психофизиологические проблемы. То есть,
для того чтобы полностью излечиться,
человек должен осознать и заново пережить
подавленное влечение. Для выявления
этих влечений Фрейд предлагал использовать
гипноз. Наиболее вытесняемыми влечениями
Фрейд называл эротические желания. Он
говорил о том, что подавленные желания
могут проявляться не только в психических
заболеваниях, но и во всех продуктах
человеческой деятельности — в искусстве,
например.

Позже Фрейд
перестает применять гипноз, так как
этот метод не приносит желаемых
результатов. Вместо этого Фрейд предлагает
метод свободных ассоциаций и толкование
сновидений. Собственно, эти методы и
заложили основу психоанализа. Этот
термин он впервые употребил в 1896 году.

Метод
свободных ассоциаций состоял в том, что
пациент, удобно устроившись на кушетке,
говорил все, что приходило ему в голову,
не стесняясь самых неприличных,
бессмысленных и грубых высказываний,
таким образом освобождались те забытые
желания и ощущения, которые отсекались
сознанием при применении самоанализа,
принятым во время критического мышления.
В последствии Фрейд скажет, что этот
способ работает не всегда.

Вторым
методом психоанализа являлось толкование
сновидений. Фрейд называл сновидения
искаженным образом бессознательных
желаний. То есть сон — это некоторая
зашифрованная информация, проанализировав
которую, можно выявить замещенные
аффекты. Эту теорию он подробно описал
в свой первой работе «толкование
сновидений» в 1900 году.

В дальнейшем
теория психоанализа видоизменялась. К
понятию «либидо» добавились
также термины Эрос — стремление к
жизни и Танатос — стремление к смерти.
Танатос является ведущей страстью и
проявляется в агрессии человека. Также
появились понятия «Ид«, «Эго»
и «Супер-Эго«, которые входили
в состав личности человека.

III.

Техники
(и этапы анализа)

1.Накопление
материала:

* метод свободных ассоциаций (или
«основное правило психоанализа»)

* «Толкование сновидений»

2.Интерпретация
— толкование первоисточников конфликтов

3.Анализ
«сопротивления» и «переноса»

4.Проработка
— заключительный этап (и механизм
перестройки психики при нём)

Топографическая
модель психического аппарата

Сознание —
часть психики, осознаваемая индивидом
— определяет выбор поведения в
общественной среде, однако не всецело,
так как сам выбор поведения может
инициироваться бессознательным. Сознание
и бессознательное антагонистичны, в
бесконечной борьбе бессознательное
всегда побеждает. Психику автоматически
регулирует принцип удовольствия, который
модифицируется в принцип реальности,
при нарушении баланса осуществляется
сброс через бессознательную
сферу[прояснить].

Бессознательное
— психические силы, лежащие за пределами
сознания, но управляющие поведением
человека.

Фрейд
предложил такую структуру психики:

Эго
(«Я»)
та
часть человеческой личности, которая
осознаётся как «Я» и находится в контакте
с окружающим миром посредством восприятия.

Суперэго
(«Сверх-Я») моральные
установки человека
.

Ид
(«Оно») предст. собой
бессознательную часть психики,
совокупность инстинктивных влечений.

Защитные
механизмы

Зигмунд Фрейд
выделил следующие защитные механизмы
психики:

1.Замещение

2.Реактивное
образование

3.Компенсация

4.Вытеснение

5.Отрицание

6.Проекция

7.Сублимация

8.Рационализация

9.Регрессия

Позднее Анна
Фрейд, а за ней и другие психоаналитики,
существенно расширили этот список,
который ныне насчитывает около 30
различных механизмов психологической
защиты.

Структуры
психики и структурные механизмы

Фрейд говорит
о трёх основных механизмах психики,
которые формируют субъекта: «отрицание»
(Verneinung) лежит в основании невротической
личности, «отбрасывание» (Verwerfung) —
психотической и «отказ» (Verleugnung) —
перверсивной.

невроз —
отрицание (Verneinung)

психоз —
отбрасывание (Verwerfung)

перверсия —
отказ (Verleugnung)

Расщепление
сознания

«Понятие
расщепления разрабатывалось Фрейдом
преимущественно в статьях „Фетишизм“
(Fetischismus, 1927), „Расщепление Я в процессе
защиты“ (Die Ichspaltung im Abwehrvorgang, 1938) и в
„Очерке психоанализа“ (Abriss der
Psychoanalyse, 1938) в связи с размышлениями о
психозе и фетишизме.»[17]

Стадии
психосексуального развития

Само развитие
разбито на пять четко ограниченных фаз:

0 — 1.5 года —
Оральная фаза, в личности проявляется
только Ид — желание;

1.5 — 3.5 года
— Анальная фаза, формируется сверх-Я —
социально обусловленные запреты;

3.5 — 6 лет —
Фаллическая фаза, интерес к половой
сфере, её апогей Эдипов комплекс или
комплекс Электры;

6 — 12 лет —
Латентная фаза, сексуальное затишье;

с 12 лет —
Генитальная фаза, или взрослая стадия.

Основные положения Фрейда относительно природы человека — Студопедия

Объединяющая идея этой книги состоит в том, что все теоретики личности придерживаются определенных исходных (основных) положений о природе человека. К тому же эти положения, которые невозможно подтвердить или опровергнуть, помогают устанавливать основные черты различия и сходства между существующими теоретическими направлениями. Теперь, когда мы рассмотрели ключевые концепции психоаналитической теории, проанализируем позицию Фрейда по этим девяти положениям, перечисленным в главе 1. Его позиция по соответствующим положениям выглядит следующим образом (рис. 3-2).

  Сильная Умерен-ная Слабая Средняя Слабая Умерен-ная Сильная  
Свобода             + Детерминизм
Рациональность             + Иррациональность
Холизм +             Элементализм
Конституционализм +             Инвайронментализм
Изменяемость             + Неизменность
Субъективность     +         Объективность
Проактивность   +           Реактивность
Гомеостаз +             Гетеростаз
Познаваемость +             Непознаваемость

Рис. 3-2.Позиция Фрейда по девяти основным положениям относительно природы человека. (Помеченные области обозначают степень предпочтения одного из двух полярных положений.)



Свобода—детерминизм.Фрейд был убежденным биологическим детерминистом (Kline, 1984). Он полагал, что все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются определенным законам и детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальным и агрессивным инстинктами. Это означает, что Фрейд рассматривал людей преимущественно механистически, по его мнению, ими управляют те же самые законы природы, которые применимы к поведению других организмов. Если бы это было не так, психология как строгая наука не могла бы существовать.

В подобной теоретической системе нет места для таких понятий, как свобода выбора, личная ответственность, воля, спонтанность и самоопределение. Фрейд отчетливо понимал, что у человека над всем главенствует иллюзия свободы, но все же он настаивал, что люди в действительности не способны «выбирать» между альтернативными направлениями в поведении и действиях и что их поведение обусловлено неосознаваемыми силами, сути которых они никогда не смогут полностью узнать. Фрейд полагал, что простейшими проявлениями детерминизма являются случаи, когда человек забывает, куда положил ту или иную вещь, забывает хорошо знакомое имя или адрес, а также описки и оговорки (так называемый «парапраксис»). Он интерпретировал подобные явления как признаки присутствия неосознаваемых мотивов.


Рациональность—иррациональность.С точки зрения Фрейда, люди побуждаемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые в значительной степени находятся вне сферы осознания.

Являясь в определенной степени рациональным, эго как компонент структуры личности в конце концов служит средством для реализации требований ид. Единственный реальный проблеск рациональности обнаруживается во фрейдовской концепции психоаналитической терапии как средстве достижения стабильных личностных изменений. Доступ в сферу бессознательной мотивации с помощью психоанализа подготавливает почву для самоконтроля и саморегуляции. Кредо Фрейда — где было ид, там будет эго — выражает его оптимизм в отношении того, что силы разума смогут приручить примитивные и иррациональные побуждения. Несмотря на наличие тезиса о том, что посредством психоанализа можно достичь высокой степени рациональности, теория личности Фрейда прочно цементирована представлениями о важности иррациональных элементов в поведении человека. С позиций этой теории идея о том, что разумный человек держит под контролем ход событий своей жизни — не больше, чем миф.

Холизмэлементализм.Фрейд опирался на холистическое представление о человеке. Он был убежден в том, что понимание человека возможно на основе изучения его как единого целого. Центральным в его теории является описание индивида на языке соотношения ид, эго и суперэго. Поведение человека невозможно понять полностью вне контекста динамического взаимодействия этих трех структур психической жизни. Хотя Фрейд полагал, что данные структуры в конце концов должны быть сведены к более элементарному уровню анализа (возможно, биологическому или неврологическому), сам он никогда не пытался решать эту задачу. Наконец, в построении своей теории он полагался почти исключительно на клинический метод, в котором основной упор делается на целостность личности.

Конституционализм—инвайронментализм.Многие из ранних концепций Фрейда (например, психическая энергия, инстинкты, принцип удовольствия) взяты из области нейроанатомии и нейрофизиологии и развиты далее (Weinstein, 1968). Психоаналитическая теория никогда не меняла своего основного направления, и в целом следует считать, что Фрейд придерживался позиции конституционализма. Как упоминалось ранее, всемогущее ид в его теории составляет врожденную конституциональную основу личностной структуры и развития. Кроме того, Фрейд рассматривал психосексуальное развитие как биологически обусловленный процесс, характерный для любого человека, независимо от культуральных влияний. В свете этих представлений то, чем являются люди, в значительной степени представляет собой результат врожденных, генетически наследуемых факторов.

В вопросах понимания поведения Фрейд, напротив, подчеркивал значение влияния окружения на особенности развития человека в раннем возрасте. Он подчеркивал абсолютное, непреложное влияние родителей в ранние детские годы на последующее развитие личности. Более того, эго развивается и вступает в действие только тогда, когда ид не в состоянии справиться с требованиями среды или окружения, а суперэго является исключительно продуктом социального окружения. Тем не менее, связующее значение факторов окружающей среды все-таки вторично по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.

Изменяемость—неизменность.Возможно, Фрейд больше, чем другие, представленные в этой книге персонологи, был привержен положению неизменности. Вся его теория о развитии человека основана на посылке, что личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Как вы помните, Фрейд описывал индивидуума продвигающимся в процессе развития через ряд самостоятельных психосексуальных стадий. Структура личности взрослого может быть описана в терминах психосексуальной стадии, которой человек достиг или на которой произошла фиксация. Таким образом, структура характера каждого индивидуума формируется в раннем возрасте и остается неизменной в зрелые годы.

Хотя Фрейд был убежден в том, что тип характера человека складывается в раннем детстве, он считал психоаналитическую терапию полезной для тех людей, которые стремятся понять истоки своих настоящих проблем. «Соприкасаясь» со своим прошлым опытом и узнавая о нем нечто новое, эти люди учатся более адекватно справляться с настоящими и будущими проблемами. В то же время Фрейд признавал, что аналитические терапевты имеют дело с личностью и поведенческими моделями, которые повторяются и упрочиваются на протяжении жизни пациентов. Пациенты, избравшие для себя психоанализ, должны не только оставить свои несостоятельные стили поведения, но также выработать новые, что само по себе похоже на освоение новых навыков, таких как игра в теннис или изучение иностранного языка. Достижение этих целей если не невозможно вообще, то чрезвычайно трудно и болезненно, особенно если пациенты, по причинам, которые они сами почти не понимают, сопротивляются на каждом этапе данного пути. При этом они используют то же оружие, что и в детстве, когда сопротивлялись родителям, пытавшимся их социализировать (например, негативизм, доминирование, беспомощность, враждебность и отчаяние). Поэтому даже в аналитической терапии очень мало оптимизма по поводу достижения реальных и устойчивых личностных изменений в зрелости. Для Фрейда наблюдаемые изменения в поведении являются более часто и едва ли не всегда неглубокими модификациями, не затрагивающими глубинной структуры личности.

Субъективность—объективность.Согласно Фрейду, люди живут в субъективном мире чувств, эмоций, ощущений и смыслов. Рассматривая «внутренний мир» индивидуума как важную часть личности, он считал его также и причиной других явлений — объективных состояний типа психических травм, случаев подавления или вытеснения, а также универсальных человеческих побуждений. Таким образом, психоаналитическая теория утверждает, что уникальность индивидуума частично обусловлена внешними реалиями (например, родительскими установками и поведением, отношениями с братьями и сестрами, социальными нормами). Появившись однажды, эти объективные условия упорно продолжают и далее формировать уникальный внутренний мир человека, имеющий для него исключительно субъективный смысл. В заключение надо сказать, что, хотя Фрейд склоняется к субъективности, это положение не является стержневым в его теории.

Проактивность—реактивность.Изучая вопрос о причинности в объяснении человеческого поведения, Б. Ф. Скиннер (Skinner, 1954) заметил, что Фрейд в объяснении причин поведения следовал традиционной модели изучения внутреннего мира человека. Следовательно, только в этом смысле Фрейд может быть понят как теоретик личности, придерживающийся проактивного взгляда на природу человека. Как будет видно из следующих глав, проактивность у Фрейда совершенно не похожа на проактивность сторонников гуманистического или феноменологического направлений. Суть проактивной позиции Фрейда четко отражена в его концепции мотивации: причинность в отношении всех форм поведения заключается в потоке энергии, поступающей от ид и его инстинктов. Люди не выстраивают свое поведение осознанно; скорее психическую энергию генерируют сексуальные и агрессивные инстинкты, что и определяет разнообразие человеческих поступков. Однако индивидуумы не являются проактивными в полном смысле этого слова. Они реактивны в той степени, в какой их инстинкты направляются на внешние объекты, — последние действуют в качестве стимулов окружающей среды, вызывающих то или иное поведение. Например, сексуальные «объекты» в окружении человека инициируют проявление сексуального инстинкта, и это наводит на мысль об оттенке реактивности в теории Фрейда. Взвесив все аргументы, можно сказать, что позиция Фрейда относительно данного исходного положения может быть лучше всего охарактеризована как умеренный уклон в сторону проактивности.

Гомеостазгетеростаз.Фрейд был убежден в том, что все человеческое поведение регулируется стремлением уменьшать возбуждение, вызываемое неприятными напряжениями на уровне организма. Инстинкты ид постоянно требуют внешнего выражения, и люди организуют свое поведение таким образом, чтобы снизить уровень этого напряжения, сформированного энергией инстинктов. Таким образом, индивидуумы, вместо того, чтобы стремиться к напряжению или возбуждению, испытывают желание найти состояние, свободное от всякого напряжения. Данный взгляд Фрейда на мотивацию определенно выражает гомеостатическую позицию. С точки зрения психодинамической теории, человек в основе своей предстает побуждаемым ид «удовлетворителем инстинктов», никогда не ищущим условий, которые могли бы нарушить гомеостатический баланс.

Познаваемость—непознаваемость.Есть много указаний на то, что Фрейд придерживался убеждения о научной познаваемости сущности человека. Например, он настаивал на том, что люди подчиняются тем же самым законам природы, что и любой живой организм. Он также рассматривал людей как биологически детерминированные организмы, глубинная мотивация которых может быть раскрыта с помощью научно обоснованных методов психоанализа. Разумеется, он никогда не рассматривал психоанализ как исчерпывающую теорию личности (Nuttin, 1956): Фрейд трактовал его как часть науки психологии и такую систему понятий, которая может во многом пролить свет на природу человека. Вероятно, благодаря изучению естественных наук, он вынес вместе с полученным образованием и отрицание обоснованности мистицизма, религии и других ненаучных взглядов и верований вместе с убежденностью в том, что разгадка природы человека доступна только научному знанию.

Итак, мы завершили оценку позиции Фрейда по девяти исходным положениям относительно сущности человека. Теперь давайте рассмотрим некоторые эмпирические исследования, толчком для проведения которых послужила теория Фрейда.

теория кратко, методы, направления, современный психоанализ, идеи представители (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг)

Психоанализ — это направление психологии, основанное австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

Психоанализ

Психоанализ кратко

В рамках психоанализа внимание уделяется бессознательным процессам психики и мотивам человека. При этом, в основе лежит конфликт между сознанием и ситуациями, вытесненными в бессознательное.

Главной причиной этого процесса является влияние социума. Человек, как биологический объект, желает получать удовольствие и избегает боли. Но на него действуют правила, установленные в обществе. Они фиксируются в сознании. При этом, желания подвергаются цензуре и, как неугодные, вытесняются в бессознательное. Это происходит со всеми желаниями человека, о которых он не позволяет думать в силу установок или запретов, сформулированных внешней средой.

История психоанализа

В 1885 году Зигмунг Фрейд отправился в клинику психиатра Жана Шарко для изучения гипноза. Там основоположник психоанализа увлекся нейропатологией. Он наблюдал за пациентами с параличом конечностей.

В ходе работы ему удалось выявить, что существуют различия между пациентами. Те, кто страдал истерией, были сильней поражены параличом, чем те, у кого болезнь была связана только с травмами. Дополнительно ученому удалось выяснить, что истерия способствует проблемам в сексуальной сфере.

Мысли об открытиях, сделанных в клинике Шарко, не оставляли Фрейда и после окончания стажировки. Он обратился к работам Йозефа Брейера, который разработал методику лечения пациентов с неврозами через эмоциональную разрядку – катарсис.

Фрейд увидел в применении этой техники возможные перспективы. Поэтому он начал сочетать ее с гипнозом и через год получил первые результаты.

Но и этот метод со временем утратил эффективность. Фрейд начал понимать, что есть пациенты, которые плохо переносят гипноз или оказывают сопротивление при извлечении болезненных воспоминаний.

Ученый решил, что необходимо использовать всю информацию, которой пациент делится с терапевтом. Эта информация, по мнению Фрейда, взаимодействует между собой через структуру связей. Так появился метод свободных ассоциаций.

При совместной работе с Йозефом Брейером Фрейд стал свидетелем нового для него явления. Одна из пациенток переносила болезненные воспоминания в настоящее и проецировала их на ближайшее окружение. Она заявляла, что вынашивает ребенка от Брейера. В реальности это событие осталось в ее памяти болезненным воспоминанием. Это стало основой для создания концепции переноса, тезисе об эдиповом комплексе и детской (инфантильной) сексуальности.

Поздней, после смерти родственника, Фрейд применил свои методы для лечения собственного невроза. В этот период он начал изучать сновидения. После наметившихся успехов, он начал применять этот метод в дальнейшей работе с пациентами.

На основе наблюдений и практических приемов появился классический психоанализ. Его основы Зигмунд Фрейд представил в ряде лекций, выделив их в общий цикл под единым названием «Введение в психоанализ». Книга впервые была опубликована в 1917 году.

Основные положения психоанализа

Психоанализ Фрейда рассматривает психику человека, как сложный и многоступенчатый процесс.

Основы психоанализа можно разделить на несколько теоретических комплексов: трехкомпонентную структуру личности, топографическую модель личности. А также, Фрейд сформулировал механизмы психологической защиты. Ими неосознанно пользуется личность в ситуациях болезненного воздействия на ее психику.

Трехкомпонентная структура личности

  • ОНО или на латинском ид. Через него выражаются инстинкты. ОНО наполнено низшими потребностями и желаниями. За счет этой структуры личность постоянно стремится либо к жизни и любви – эросу, либо к смерти и агрессии – танатосу.
  • Я или эго. Этот компонент заставляет личность действовать по правилам и законам. Но Я еще ориентировано на удовлетворение желаний компонента ОНО.
  • Сверх-Я или суперэго. Наивысшая структура. Она обеспечивает нормы морали и нравственности, располагает к прекрасному.

По мнению Фрейда, на все структуры влияет либидо. Оно заставляет стремиться к желаниям и попыткам удовлетворить их через одну из структур. В психоанализе Фрейд связывает либидо с проявлением сексуальных влечений.

Топографическая модель личности

В этой модели Фрейд представил сознание, как сложное образование. Он предположил, что у человека есть фокус сознания и его периферические области.

  • В сознании находится все то, с чем сию минутно взаимодействует человек. Это и объекты внимания, и информация, необходимая для выполнения деятельности. В сознании содержатся доли Я и Сверх-Я.
  • Предсознательное. То, что вытесняется из сознания по причине ненадобности, но может быть восстановлено при необходимости.
  • В бессознательное вытеснены компоненты, к которым человек давно не обращается, болезненные ситуации и воспоминания. Из бессознательного сложно изъять компоненты без сопротивления. Это, почти всегда, неприятный для личности процесс. Бессознательное содержит ОНО и Сверх-Я. В рамках психоанализа ведется работа с бессознательным.

Механизмы психологической защиты

Основатель психоанализа утверждал, что психика человека, настроенная на удовольствие и проявление агрессии, создает защиту. Это оформляет поведение в приемлемые для общества рамки.

  • Отрицание. Человек на бессознательном уровне отрицает очевидные факты. Например, вред наркотических веществ или разрушительность отношений.
  • Вытеснение помогает избавиться от неприемлемых стимулов. На их место помещаются стимулы, угодные для общества или нравственных установок самого человека. Благовоспитанность, сформированная у ребенка строгими родителями, может ограничивать его в потребности вести себя более раскрепощенно.
  • Проекция появляется, когда человек не может смириться со своими истинными побуждениями, чувствами и желаниями. Он переносит их на тех, кто ими не обладает. Отсюда появляются истории про поступки людей, которых они не совершали.
  • Идентификация обратное явление проекции. В данном случае, человек приписывает себе чужие, но желанные для него, качества. Человек наделяет себя, например, смелостью, не характерной ему.
  • Рационализация. Человек находит для своих действий разумное объяснение. Но, при этом, в основе его поступков лежат причины, болезненно отзывающиеся в его сознании.
  • Включение. Травмирующие стимулы обесцениваются за счет их внесения в систему более сильных стимулов. Например, проблемы в семье становятся менее значимыми на фоне глобальных проблем экономики страны и уровня жизни.
  • Замещение. Один объект воздействия замещается другим, более слабым. Например, человек выплескивает свой гнев на членов семьи вместо начальника, разозлившего его. При этом, начальник выступает фигурой, более сильной по влиянию.
  • Изоляция. Травмирующие стимулы вытесняются в бессознательное. За счет их влияния могут наблюдаться расстройства: деперсонализация и расщепленность личности.
  • Регрессия. При защите наблюдается возврат к предыдущим стадиям развития. Человека возвращается к поведению, которым он пользовался, например, в подростковом периоде.
  • Реактивное образование. Побуждения человека преобразуются в противоположные явления, близкие к тем, что одобряется социальной средой. Например, добрый человек может вести себя озлобленно.
  • Сублимация. Энергия от непозволительных проявлений направляется в другие сферы жизни. Например, потребность в адреналине оценивается обществом неоправданно бессмысленной. Поэтому человек выбирает профессию, связанную с риском. При этом, другие люди будут одобрять такой выбор.

Методы психоанализа

  • Метод свободных ассоциаций. Пациент повествует о событиях своей жизни, высказывая все, что приходит ему в голову в текущий момент. При этом, он должен в своем рассказе добраться до проблемы, не зависимости от того, какое сопротивление оказывает на это его мозг. Фрейд считал, что все ассоциации важны – в них может быть спрятан ключ проблемы.
  • Объяснение сопротивления. Клиент не только рассказывает все, что приходит ему на ум, но и дает оценку сопротивления. При этом, всплывают новые факты, способные повлиять на ситуацию.
  • Анализ сновидений. По мнению Фрейда, сновидения несут важную информацию о жизни человека и его проблемах. Через образы, являющиеся во сне, могут открываться важные стороны внутреннего конфликта.
  • Эмоциональное преувеличение. В ходе терапии, когда клиент понимает причины и недостатки своих действий, его намерения на изменение ситуации оцениваются, как положительная тенденция и получают одобрение от терапевта.
  • Интерпретация. В ходе терапии неясные моменты должны быть разъяснены до понятных и очевидных фактов.

Представители психоанализа

Психоанализ личности быстро стал популярным направлением. Многие психологи стали развивать это направление, расширяя и преобразуя его.

Зигмунд Фрейд - основоположник психоанализа

Зигмунд Фрейд — основоположник психоанализа.

  • Карл Густав Юнг некоторое время был учеником и поклонником работ Фрейда. Основной причиной, послужившей для разлада между учеными, стало расхождение взглядов на действие сексуальных побуждений. Юнг утверждал, что их роль неважная, как об этом говорил его учитель.

После ссоры с Фрейдом, Юнг стал развивать аналитический психоанализ. Он считал, что бессознательное сформировано памятью предков и влиянием общества. В отличие от Фрейда, он минимизировал роль вытесненных стимулов. В процессе создания теории аналитического психоанализа, им было выделено личное бессознательное и коллективное. Последнее предполагает обширные знания о традициях, ценностях и символах веры народа.

Юнгианский психоанализ дополняет психоанализ Фрейда и расширяет его границы до изучения социума.

  • Альфред Адлер, изучая неврозы, выделил идею, что недостатки становятся для человека причиной развития и тревожности. Человек, осознавая свои недостатки, чувствует свою неполноценность. Это формирует в нем постоянное ощущение тревожности за свои умения, способности и возможности. При этом, острая потребность их преодоления позволяет развиваться через поиск новых решений. Из этого возникают социальные интересы и стремления.
  • Эрик Берн изучал Я человека. Он определил, что Я может находиться в трех состояниях.
    • В состоянии «родитель» определяющая тенденция к необходимым действиям. Слово «надо» становится ведущим и указательным.
    • В состоянии «ребенок» главными являются желания. Это состояние беззаботности, хорошего настроения и позитивного взгляда на жизнь.
    • «Взрослый» регулирует два предыдущих состояния, своевременно и в зависимости от ситуации.

Для человека все состояния характерны, как данность. Наличие внутри нас «взрослого», «ребенка» и «родителя» вполне нормально. Ситуация становится проблемной, если одно из состояний возникает не вовремя. Например, в ситуации, требующей принятия ответственности, может включиться «ребенок» с нежеланием это делать.

  • Основателем неофредизма, получившего развитие в Америке, считается Эрик Фромм. Он полагал, что психоанализу не хватает гуманистической тенденции. По его мнению, на человека влияют тенденции экономики, политики, религии. Поэтому, в рамках неофрейдизма, сначала уделяется внимание пониманию, в какой среде живет клиент и от чего зависят его интересы.

Важным постулатом в учении Эрика Фромма является мысль о создании здорового общества. Ученый считал, что через такое общество человек сможет получить полезные связи с природой и окружающими его людьми.

  • Карен Хорни в рамках психоанализа разработала основные стратегии, которые человек использует в поведении. По ее мнению, они способствуют решению конфликта между человеческими желаниями и границами дозволенного.
    • Направленность на социум. Это стратегия взаимодействия людей. Она применяется людьми с уступчивым типом личности. Таким люди настроены на общение и готовы идти на компромисс.
    • Направленность против социума. Стратегия враждебного типа личности. Для них внешний мир выглядит ареной, где идет борьба за лучшее место. Сами они тоже настроены на завоевание лучших позиций.
    • Отказ от взаимодействия с социумом. Такая стратегия важна для обособленного типа личности. В их понимании избегание проблем один из вариантов, который помогает избавиться от любых тревожных стимулов.

Современный психоанализ

Основой психоанализа остается учение Зигмунда Фрейда. Его идеи о бессознательном дают науке большую сферу для изучения.

В XXI веке психоанализ развивается в трех направлениях:

  • Психоаналитическая концепция, на основе которой направление меняет свои границы и наполняется новыми идеями.
  • Прикладной психоанализ, в рамках которого изучаются проявления общества: культуру, ценности и общественные потребности.
  • Клинический психоанализ. Это целый терапевтический метод для работы с клиентами. В рамках терапии клиент размещается на кушетке лежа, а терапевт сидит за изголовьем. При этом, клиент не видит терапевта. Это способствует свободному потоку его мыслей. У него создается впечатление, что он ведет диалог с самим собой. Такая атмосфера позволяет клиенту раскрепоститься.

Создание психоанализа, как направления науки, стало важной вехой в развитии психологии. В рамках этого учения были затронуты особенности психики, которые помогают понять источник и механизм внутренних проблем человека. С развитием психоанализа стало возможным работать не только с той информацией, которую дает клиент, но и достичь глубины его неосознаваемых мыслей.

История современной психоаналитической мысли Стивена А. Митчелла

http: //psychologistcoder.com/2017/12 / …

Когда дело доходит до Фрейда, многие понимают его почти или совсем не понимают. отношение к психотерапии. Когда я упомянул Фрейда некоторым из моих образованных друзей, они насмехаются, закатывают глаза или бормочут что-то о «зависти к пенису». Хотя верно то, что многие идеи Фрейда были отвергнуты или изменены, суть гения Фрейда остается неизменной.Нравится нам это или нет, но мы все еще живем в мире Фрейда. В «Фрейде и за его пределами»

http://psychologistcoder.com/2017/12 / …

Когда дело доходит до Фрейда, многие практически не понимают его или упрощенного понимания его отношения к психотерапии. Когда я упомянул Фрейда некоторым из моих образованных друзей, они насмехаются, закатывают глаза или бормочут что-то о «зависти к пенису». Хотя верно то, что многие идеи Фрейда были отвергнуты или изменены, суть гения Фрейда остается неизменной.Нравится нам это или нет, но мы все еще живем в мире Фрейда. В «Фрейде и не только» покойный Стивен Митчелл и еще живая Маргарет Блэк рассказывают об истории идей Фрейда и о том, как его влияние отразилось на психоаналитике.

Как и во многих стоящих книгах, уроки можно кратко изложить. В работе Митчелла и Блэка «Клинический психоанализ в основном касается людей и их жизненных трудностей, отношений, направленных на более глубокое самопонимание, более богатое чувство личного смысла и большую степень свободы», — таков итог ,

Хотя есть много диалектических споров относительно психоаналитических концепций, Митчелл и Блэк приводят доводы в пользу того, почему психоанализ по-прежнему актуален. Начиная с самого Фрейда, авторы проводят читателя в путешествии от истоков бессознательного и теорий Фрейда через другие теории: эго-психологию, межличностную, клейнианскую, объектные отношения, идентичность и самость, а также современные концепции. К концу книги читатель не только познакомился с траекторией психоаналитического мышления, но также прочитал о современной диалектике теории и техники.

К концу книги я выкристаллизовал некоторый синтез моих взглядов. Я чувствую, что в целом межличностная позиция мне больше всего нравится. Отказавшись от двух наиболее проблемных аспектов фундаментальной теории Фрейда: концептуализации, ориентированной на тело, а также от психоаналитика в качестве эксперта, я обнаружил, что могу одобрительно кивать на многое из того, как представлялся межличностный психоанализ. Люди непоследовательны. Они идиосинкразически разыгрываются как функция, охватывающая окружающую среду, действующих лиц и психофизиологию организма.Это и многое другое объясняет межличностный психоанализ. Мы построены. Наши иллюзии служат нам для выживания в постоянно меняющемся мире. Психотерапевты никогда не могут быть «экспертами», когда сталкиваются с таким огромным объемом информации, который в настоящее время не может синтезировать даже суперкомпьютер.

Большинство противоречий в психоанализе можно воспринимать всерьез только в качестве акцента. Это не природа и питание, внешнее и внутреннее, травма и фантазия. Это природа и воспитание.Внутренний и внешний. Травма и фантазия. Каждый человек является частью взаимно определенной среды. Человек действует на окружающую среду, а окружающая среда действует на человека. Внутреннее и внешнее работают постоянно. Внутри человека находится сеть биологических подсистем, которые, как известно, чрезвычайно сложны, но все еще в значительной степени не изучены.

В результате чрезвычайной сложности окружающей среды и внутренней работы мозга психоаналитик должен полагаться на критически важную информацию, которая необходима для современного психоанализа.Современный психоанализ зависит от переноса и контрпереноса. То, как пациент заставляет терапевта чувствовать себя, следует рассматривать как точку исследования. Также необходимо учитывать, какие защиты и какие истории несет терапевт. Было бы большой натяжкой для того, чтобы считать психоанализ эмпирическим. Герменевтическая концептуализация — единственная альтернатива подходу, который подрывает доверие к нему, провозглашая существование поддающегося количественной оценке и измерению процесса, хотя это определенно не так.

Сейчас я вставляю свои собственные диалектические ответы и предпочел бы, чтобы читатель сам принимал решение.Если вы прочтете книгу, вам будет над чем подумать.

Ян Фелтон
Психолог-кодер

.

Грех, наука и психоанализ Ричарда Вебстера

Есть некоторые аспекты этой книги, которые мне не очень понравились, но ее суть была настолько хорошо сделана и стала необходимым дополнением к литературе Фрейда, что я полностью рекомендую эту книгу.
Эта книга по сути является объяснительной. В нем рассказывается о жизни и академической карьере Фрейда, подробно объясняются истоки и неудачи как его методов работы, так и его теорий. Сначала я надеялся на научные исследования, которые активно опровергают теории, но вам не нужно углубляться в книгу, чтобы понять, что истории и логики достаточно.
У Фрейда и его теорий были очень специфические недостатки, которые как объясняют привлекательность, так и объясняют недостатки.
Фрейд не был хорошим ученым, но в то же время непропорционально доверял своему гению. Это побуждало его не раз публиковать результаты, которых на самом деле не было (лечение зависимости с помощью кокаина, лечение Анны О с помощью разговорной терапии), потому что он верил, что даже если непосредственные доказательства противоречат, он верил, что его собственные теории имеют такую ​​ценность, что они должны быть опубликованы в любом случае.
Имея дело с пациентами и сравнивая свои теории с реальностью, он не применял ничего близкого к научному подходу, который позволил бы ему опровергнуть свою теорию. Вместо этого, благодаря тому, как он построил теорию, она могла интерпретировать все что угодно. Вместо того, чтобы подгонять теории под факты, он подгонял факты под теории, и часто в ущерб своим пациентам.
Фрейд хотел «отпирать каждую дверь одним ключом». Его упрямство в этом отношении привело к тому, что он интерпретировал каждый невроз как имеющий сексуальное происхождение, а затем все психологические трудности как имеющие сексуальное происхождение.Это привело его к защите связей, которые не могли существовать, что сделало его теорию еще более безумной.
У него были «проблемы». Он ревностно защищал свои теории от любой критики, доходя до того, что подвергал остракизму своих последователей всякий раз, когда они действительно начинали мыслить самостоятельно. Это антитеза науки, которая основана на взаимной критике ради уточнения или, в конечном итоге, отбрасывания плохих теорий.
Он не умеет понимать людей. Он заставил их признаться в своих самых темных секретах, связанных с их сексуальными желаниями, а затем был удивлен, когда у этих людей возникла привязанность к нему, а когда он не отвечал даже с малейшей симпатией, они, конечно, реагировали отрицательно.
Его терапия вовсе не была терапией, потому что он пытался вытащить бессознательные желания только для того, чтобы затем критиковать их и заставить пациентов сознательно подавлять их. Он был моралистом, осуждая их. На самом деле он не заботился о своих пациентах, считая их лишь инструментами для построения своих теорий.
Он даже плохо обращался со своими «друзьями», держал их рядом, только если они соглашались с ним, всегда держал их на расстоянии, чтобы сохранить свой авторитет. Он утверждал, что нет необходимости демонизировать категории людей, и все же он использовал свои собственные диагностические ярлыки, чтобы оскорбить своих оппонентов.

По сути, он был плохим врачом, плохим ученым, плохим человеком и плохим теоретиком. Было бы слишком великодушно сказать, что его «переоценили», на самом деле его полностью «недооценили».

Один из основных моментов этой книги — фундаментальное сходство между Фрейдом, психоанализом и иудео-христианскими религиями. Они не объясняют, в чем был неправ Фрейд, а также почему он так привлекателен, как он относился к своим последователям и как он относился к себе и своей теории.

В первых двух частях этой книги проза действительно течет, это почти как чтение романа (с точки зрения того, как она заставляет вас читать).Последний сегмент, отчасти потому, что он полностью отличался от первого, а отчасти потому, что он был гораздо менее информативным и якобы более «заставляющим думать», я нашел в нем в значительной степени ненужным, и он слишком удлиняет и без того большую книгу. В нем почти не упоминается Фрейд, его теории и все остальное, а по существу речь идет о ценности исследования разума со всеми его опасностями и ловушками.

Я действительно считаю, что уменьшенная версия этой книги должна стать обязательной для чтения для всех студентов-психологов.Я также считаю, что это хороший текст для рекомендации людям, которые слишком высоко ценят Фрейда (не подвергая риску свои отношения с ними).

edit: Я пытался, чтобы его прочитал последователь Фрейда, но это не сработало 🙁

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *