Основные источники психологических знаний: Источники психологического знания

Содержание

Источники психологического знания

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь не только научные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» очень часто встречаются в обыденной жизни и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, два важных типа психологических знанийжитейскую и практическую психологии, которые от научной отличаются методами получения знания и критериями его истинности, а также особенностями построения и обоснования своих положений.

Житейская психология — это психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния другого человека.

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: «В тихом омуте черти водятся», «Мягко стелет, да жестко спать», «Пуганая ворона и куста боится», «Хвалу, честь и славу и дурак любит», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Повторение — мать учения». Богатый психологический опыт накоплен в сказках.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в конкретных, хоть и типичных ситуациях. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении.

Практическая психология. Ее главная цель — психологическая помощь людям. Практическая психология — отчасти искусство, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу.

Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определенную практическую ценность. Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличие от научной.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что становится основой формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им.

Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека. Поэтому психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии. В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие его коллеги. В практической психологии личность психолога — неотъемлемая часть метода.

Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно излагать материал на основе примеров из своего профессионального опыта. Поэтому многие популярные книги по психологии написаны психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, отдельных случаев из профессиональной практики привлекает внимание читателей.

Глава 1. Виды психологических знаний










ТОП 10:










Стр 1 из 21Следующая ⇒

Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово «психология» появилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово «психология», расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает «учение о душе» или «наука о душе» — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение). И в житейской психологии, и в искусстве чаще используется слово «душа», слово «психология» употребляется реже. И, наоборот, в науке понятие «душа» теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие «психика».

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний:

1) житейская психология,

2) искусство,

3) научная психология,

4) практическая психология,

5) парапсихология.

 

Житейская психология

В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова «психология», «психолог», «психологический», не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек — хороший психолог», — говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психология «, — говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он просто псих», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.



Главный критерий истинности знаний житейской психологии — признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

 

Психологические знания в искусстве

Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833-1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии.




Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это делают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отраженные в литературе, представляют большую ценность. Поэтому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).

Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

В строгом смысле слова психолог — это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

 

Научная психология

Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.

 

Практическая психология

Четвертый источник психологических знаний — практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.

 

Парапсихология

Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкретности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзотерического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин, 1995).

На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживающей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995,с.170-172).

Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Трансперсональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области.

Итак, виды психологических знаний достаточно многообразны. Многообразно и употребление слова «психолог».

Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами.

Кроме того, знание житейской психологии, использование психологических знаний, отраженных в произведениях искусства, а также в парапсихологии может обогатить профессиональный опыт психолога.

 

Литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996. Т. 1,гл. 2иЗ.

2. Гиттельсон Б. Парапсихология — это просто. М.: Агентство «ФАИР», 1997.

3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

4. Дружинин В.Н. Личность и гороскоп // Психологический журнал. 1995. Т.16, № 3. С. 44-52.

5. Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1992. № 3. С. 3-12.

6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания (1995) // Психология профессионала: Сб. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 246-250.

7. Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Психологический журнал. 1995. Т.16, №1. С. 170-172.

8. Рицль М. Парапсихология: Факты и мнения. Львов: Инициатива; Киев: Ника-центр, Вист-С, 1999.

 

9. Сироткина И.Е. Литература и психология: из истории гуманитарного подхода // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 75-85.

10. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. С. 121-127.

11. Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20-30.

 











СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ





⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 9Следующая ⇒

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

  1. житейская психология,
  2. научная психология,
  3. практическая психология,
  4. искусство,
  5. иррациональная психология.

Житейская психология

Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни, называются «житейской психологией». Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях.

Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер.

Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Научная психология

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни.

В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.



Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Использование эмпирического и логического способов доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических процессов. Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.

Практическая психология

Ее главная цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии).




Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов.

Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются.

Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека.

Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы.

Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний.

Психологические знания в искусстве

Психологические знания обнаруживаются в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, в театре и кино. В них зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, конечно, художественной литературе.

Психологические знания в искусстве носят образный характер. Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер.

Психологические знания в искусстве фрагментарны.

Эмоциональность — еще одна типичная черта психологических знаний в искусстве.

Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — принятие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем.

Иррациональная психология

Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. К иррациональной психологии относятся также эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога, нумерология, хиромантия и т.п.).

Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны эзотерике. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.

Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности — вера и опыт переживания соответствующих состояний.

Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и применимыми в любых обстоятельствах. Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения.

* * *

Каждый из рассмотренных типов психологических знаний характеризуется своими особенностями, достоинствами и недостатками. Каждый оправдан, полезен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве. Однако взаимная подмена жанров может вводить людей в заблуждение относительно адекватных форм и способов познания. Следствием таких «жанровых оползней» становится полная путаница людей в том, кто такой психолог и что такое психология.

 

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.











1.1.6. Структура и источники психологических знаний.

Люди,
изучающие психологию профессионально
или для использования в другой
профессиональной сфере, черпают знания,
в основном, из специальной литературы.
Но особенность психологии состоит в
том, что исследования – далеко не
единственный источник психологических
знаний.

Каждый
человек, в процессе общения с другими
людьми, приобретает некоторый опыт
житейской психологии. У отдельных людей
может накопиться большой запас житейской
психологической мудрости. Такие знания
конкретны, практичны и достаточно
просты, но они всегда фрагментарны и не
полностью осознаны, область их применения
ограничена, поскольку ограничен любой,
даже самый богатый жизненный опыт
отдельного человека.

Источником
психологических знаний могут быть
произведения искусства. Крупные писатели,
художники и актеры достигали больших
высот в описании и изображении внутреннего
мира и поведения людей. Знания, которые
можно почерпнуть из произведений
искусства, образны, эмоциональны и
конкретны. Но они фрагментарны и
субъективны, поскольку отражают взгляд
на мир и людей конкретного человека,
пусть даже и гениального.

В
последнее время многие профессиональные
психологи допускают использование
опыта так называемой «эзотерической»
(скрытой, тайной) психологии или
парапсихологии. В рамках этого направления
делаются попытки изучения таких явлений
как телепатия, ясновидение, телекинез
и т.п. Независимо от конечного результата,
эти эксперименты могут дополнить
сведения о психическом мире человека.
Мистические философские подходы к
психике человека используются в некоторых
видах психотерапии.

Таким образом, источники психологических
знаний не ограничиваются академическими
курсами. Знания, почерпнутые из житейского
опыта и произведений искусства, могут
быть весьма полезны. Но для того, чтобы
заниматься психологией профессионально
или свободно применять психологические
знания в других областях (экономике,
технике, педагогике, медицине, торговле
и т.д.) необходимо особое изучение
психологии как науки. Только полученные
таким образом систематические знания
могут быть полезны в самых разных, даже
далеких от личного опыта, ситуациях для
понимания себя и других людей.

Как
уже было сказано выше психика – сложное
целостное образование, однако, можно
выделить ряд психических процессов и
состояний, различающихся по содержанию
и по своей роли в построении внутреннего
мира человека и в регуляции поведения:

  • познавательные
    процессы – с их помощью человек познает
    мир, строит образы объектов, формулирует
    понятия, суждения, умозаключения; к ним
    относятся: ощущения, восприятие, память,
    внимание, воображение, мышление, речь;

  • эмоциональные
    явления – переживания отношений к тем
    или иным предметам и событиям; к ним
    относятся: чувства, страсти, настроения,
    тревожность, стрессы, аффекты и т.п.

  • мотивационные
    и волевые явления обеспечивают регуляцию
    деятельности человека, его воздействия
    на окружающий мир и на себя; к ним
    относятся: мотивация, интерес, воля,
    саморегуляция и т.п.

  • психические
    состояния активизируют или тормозят
    протекание психических процессов,
    могут придавать им особый качественный
    оттенок; к ним относятся: усталость,
    напряженность, внимательность или
    рассеянность, вдохновение и т.п.

  • индивидуальные
    психические свойства придают своеобразие
    личности каждого человека; к ним
    относятся: темперамент, характер,
    способности, самооценка и многие другие
    свойства;

  • особые
    психические явления характеризуют
    включенность человека в межличностные
    отношения; к ним относятся: внушаемость,
    конформность, конфликтность, симпатии
    и т.п.

Все
психические явления могут в большей
или меньшей степени осознаваться
человеком или протекать бессознательно.

Приведенное
деление психических процессов на группы
не абсолют, разные авторы могут включать
одно и то же явление в разные группы,
например, внимание может быть рассмотрено
и как познавательный процесс, и как
состояние. В естественном потоке жизни
человека психика едина и выделение
отдельных явлений нужно лишь для ее
лучшего понимания и удобства описания.

Три источника и три составные части психологического знания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. №3. С. 3-18.

Философско-методологические проблемы

ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

А.В. ЮРЕВИЧ

Юревич Андрей Владиславович — заместитель директора Института психологии РАН, доктор психологических наук. Автор 8 монографий и 162 научных статей, посвященных актуальным проблемам психологии и науковедения. Член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Науковедение», ряда российских и международных научных организаций.

Контакты: [email protected]

Резюме

В статье рассматриваются три основные области психологического познания, к числу которых автор относит психологические исследования (исследовательскую психологию), психологическую практику (практическую психологию) и обыденную психологию. По мнению автора, несмотря на традицию считать только первую область психологического познания собственно научной, в современной — постнеклассической — науке две другие области тоже выглядят вполне легитимными источниками научного знания, способными многим обогатить научную психологию.

Психологическое исследование

1. Научное знание основано на твердых эмпирических фактах.

2. Теории выводятся из фактов (и следовательно, вторичны по отношению к ним).

3. Наука развивается посредством постепенного накопления фактов.

4. Поскольку факты формируют основания нашего знания, они независимы от теорий и имеют самостоятельное значение.

5. Теории (или гипотезы) логически выводятся из фактов посредством рациональной индукции.

6. Теории (или гипотезы) принимаются или отвергаются исключительно на основе их способности выдержать проверку экспериментом (Weimer, 1976).

Приведенную систему утверждений можно использовать в качестве теста на выявление общей методологической позиции исследователя, относя полностью согласных с нею к радикальным позитивистам, полностью не согласных — к радикальным постмодернистам, согласных лишь частично — к представителям «умеренных» методологических ориента-ций. А суммировавший эти утверждения У. Веймер назвал их «мифами о науке», подчеркнув, что они имеют мало общего с тем, как осуществляется реальное научное познание (там же).

Тем не менее именно данная, описанная У. Веймером в качестве «мифической» траектория научного познания в целом ряде научных дисциплин, в том числе и в психологии, считается нормативной и закреплена в стандартной структуре диссертаций, научных статей и т. п. В соответствии с воплощенным в ней образом науки ученый, представляющий собой некий беспристрастный и обезличенный «автомат по «вычерпыванию знания из фактов»» (Eiduson, 1962), выводит из теорий гипотезы, проверяет их в эмпирических исследованиях и, обобщая результаты, строит новые теории и т. д. Согласно традиционному — позитивистскому — представлению о науке, бывает или, по крайней мере, должно быть только так, а все, что не вписывается в

данную траекторию познания, следует элиминировать из науки как «неправильное» или, что еще хуже, как «субъективное». Согласно новому взгляду на науку, утвердившемуся благодаря работам Т. Куна, П. Фейе-рабенда, У. Селларса, М. Полани и др., так вообще не бывает, поскольку факты всегда «теоретически нагружены», т. е. устанавливаются и интерпретируются на основе соответствующих теорий, теории принимаются и отвергаются не под давлением фактов, а под влиянием совсем других обстоятельств, а соответствующий образ научного познания — не что иное, как набор мифов о нем. Согласно третьей, более умеренной позиции, так бывает, но бывает и по-другому, универсализированная позитивизмом траектория приращения научного знания возможна, но возможны и другие, не похожие на нее траектории.

И действительно, даже на фоне постмодернистских и прочих современных представлений о постнеклас-сической науке, сделавших ее позитивистский образ по меньшей мере старомодным, не соответствующим новым, да и старым реалиям, все же трудно отрицать, что ученые ставят эксперименты и проводят другие эмпирические исследования, при всей своей предвзятости и приверженности определенным теориям проверяют их опытом, полученные результаты далеко не всегда интерпретируют так, как им хочется, нередко строят обобщения, опираясь именно на эмпирические данные, а не на что-то другое, и т. д. Возможно, позитивистский образ научного познания все же не следует списывать в тираж как полностью ошибочный или как сыгравший

важную роль только на определенном этапе развития науки, в современной же науке выглядящий как архаизм, а противоположный ему — постмодернистский — образ не следует считать безоговорочно победившим. И приращение психологического знания тем способом, который зафиксирован в описанных выше «мифах» о науке не так уж «мифично», а представляет собой один из реальных путей его развития. (Иначе всех психологов-эмпириков пришлось бы объявить либо слабоумными, не ведающими истинного смысла того, что они делают, либо шарлатанами, умышленно искажающими этот смысл.)

Однако и в случае признания универсализированной позитивизмом траектории научного познания, с одной стороны, и лишения ее того универсализированного смысла, который был вложен в нее позитивизмом,— с другой, она тоже нуждается в существенном расширении. «Ученый — это не видеокамера и не магнитофон» (Maslow, 1966, p. 122). Каждому исследователю свойственно индивидуальное «личное уравнение», определяющее его возможности как наблюдателя (Порус, 1990 ). «Реальность лежит за пределами наблюдаемого и поэтому скорее выводится, чем воспринимается» (Maslow, 1966, p. 74). Развитие технологии экспериментирования сопровождается возрастанием количества интерпрета-тивных звеньев, что равнозначно возрастанию его субъективной опо-средованности (Pinch, 1985). Любой познавательный акт в качестве своей основы, помимо формализованного знания, науки требует неформализу-емого «личностного знания» (Порус,

1990). Научное исследование — это «наведение мостов между зримым и воображаемым» (Е1ёи;зоп, 1962, р. 134), и т. п.

Все это, в отличие от постмодернистского образа науки, не разрушает традиционного — позитивистского — образа научного познания, однако, сохраняя воплощенную в нем познавательную траекторию — от фактов к теориям, смягчает, расширяет и в значительной мере «психологизирует» его, примиряя «объективное и беспристрастное» познание с выражением психологических особенностей познающего субъекта (см.: Юре-вич, 2001б). И в нынешних условиях, отмеченных расширением влияния постмодернистской методологии, это, наверное, единственно возможный вариант «спасения» позитивистского образа науки, позволяющий не выплеснуть с водой и ребенка: сохранить здравое содержание этого образа, одновременно преодолев его искусственную линейность и излишний ригоризм, «примирив» его с не вписывающейся в него реальностью.

Уместно и, видимо, весьма своевременно и обратное действие — дополнение постмодернистского образа науки элементами традиционной позитивистской логики, которое в таком случае выглядит не как его позитивистское ограничение, а как расширение. Излюбленное постмодернистами высказывание А. Эйнштейна: «Именно теория определяет результаты наблюдения» (цит. по: МаЬопеу, 1976, р. 16) — можно трактовать следующим образом: не только теория определяет результаты наблюдения. А в известном высказывании П. Фейерабенда: «Теория, выдвигаемая ученым, зависит не только

от фактов, имеющихся в его распоряжении, но и от традиции, представителем которой он является, от математического аппарата, которым случайно владеет, от его вкусов, его эстетических взглядов, от мнения его друзей и других элементов, которые существуют не в фактах, а в мышлении теоретика и, следовательно, носят субъективный характер» (Фейерабенд, с. 54) — можно уловить и признание того, что от фактов она все же зависит.

В результате представляется, что «примирительная» позиция, объединяющая традиционный — позитивистский — и современный — постмодернистский — взгляды на науку, полезна для каждого из них, позволяя сохранить их здравые стороны и при этом преодолеть содержащиеся в них крайности. А универсализированная позитивизмом траектория научного познания при ее соответствующем расширении и «психологизации» выглядит его не вымышленной, а реальной траекторией, но при этом не единственно возможной траекторией, а одной из них.

Психологическая практика

Вторая базовая траектория психологического познания проложена так называемой практической психологией. Формально практическая или прикладная психология — это психологическая практика, имеющая такое же отношение к психологии как науке, какое инженерная практика имеет к физике. Однако в действительности психологическая практика — это «больше, чем практика», она представляет собой достаточно самостоятельную область психологического познания.

Любопытно, что самостоятельности и (в значительной мере) самодостаточности этой области, как правило, придается негативный смысл, и подобная самодостаточность обычно отмечается в связи с разобщенностью, а то и «схизисом» (Василюк, 1996) исследовательской (или академической) и практической психологии. Так, Р. Ван дер Влейст пишет о том, что исследовательская и практическая психология фактически представляют собой две разные науки, использующие разные «языки», разные «единицы» анализа и различные «логики» его построения (Vleist Van der, 1982). А Ф.Е. Василюк акцентирует их социальную разобщенность в виде размежевания соответствующих сообществ: «Психологическая практика и психологическая наука живут параллельной жизнью как две субличности диссоциированной личности: у них нет взаимного интереса, разные авторитеты (уверен, что больше половины психологов-практиков затруднились бы назвать фамилии директоров академических институтов, а директора, в свою очередь, вряд ли информированы о «звездах» психологической практики), разные системы образования и экономического существования в социуме, непересекающиеся круги общения с западными коллегами» (Василюк, 1996, с. 26).

Любопытно и то, что, когда на фоне разобщенности академической и практической психологии даются характеристики каждой из них — дабы показать, в чем они расходятся, практическая психология обычно выглядит «лучше» академической, а вина за их несостыковку возлагается на психологию академическую, по мнению ее «обвинителей», слишком

консервативную и неразворотливую для того, чтобы производить применимое на практике знание. Причем в последнее время наметилась тенденция отмерять современность, прогрессивность и прочие позитивные, а равно и противоположные им негативные характеристики двух областей психологии от их вовлеченности в культуру постмодернизма и освоения соответствующей методологии. И в этом плане практическая психология тоже выглядит «лучше» академической.

Д. Полкинхорн, например, выделяет такие общие черты постмодернизма и психологической практики, как нефундаментальность, фрагментарность, конструктивизм, понимание знания как динамичного, социально конструируемого и зависимого от контекста, неопрагматизм, подчеркивая, что психологи-практики охотнее применяют постмодернистскую методологию, чем академические психологи, но признавая при этом, что существуют и «близкие к практике» психологи-исследователи, которые тоже преуспели в освоении и распространении этой методологии (Ро1кшЬогпе, 1994). Л. Сасс улавливает в современной психологической, особенно в психоаналитической, практике такие постмодернистские черты, как релятивизм, скептицизм, вымышленность, акцентируя их в качестве ее ключевых отличий от академической психологии (8а88, 1994). К. Герген отмечает, что, в отличие от академической психологии, современная психологическая практика эволюциионирует в русле постмодернистской мысли, имеет дело с развивающейся индивидуальностью человека и сосредоточивается на контек-

стуальных смыслах человеческой деятельности (Gergen, 1994). В результате теоретическое знание академической психологии часто вступает в конфликт с эмпирическим знанием современности, психологическая практика предпочитает теоретическому знанию гетерогенные и качественные знания повседневной жизни, приобретающие достоверность в личном опыте (там же), а практическая психология представляет собой достаточно самостоятельную область психологического познания и психологической науки (следовательно, противопоставление практической психологии исследовательской психологии логически некорректно), которая не ждет, пока академическая наука снабдит ее необходимым знанием, а это знание самостоятельно добывает. «Практика — это не только трансформация психического содержания, но и процесс самопознания, познания группы, других людей, познание психопрактического процесса, новых реальностей, т. е. в ней наличествует исследовательский компонент» (Кариц-кий, 2003, с. 143). И симптоматично, что она осуществляет собственную методологическую рефлексию и строит собственную рефлексивную методологию (там же), что характерно для различных областей научного познания и знаменует их вступление в фазу зрелости.

Познавательный, знание-сози-дающий потенциал практической психологии связан не только с дефицитом академического знания, которое может быть использовано на практике. Психолог-практик не только заполняет «белые пятна» в структуре академического знания и создает новое психологическое знание не

только потому, что ему не хватает знания, производимого академической психологией1. Очевидно, сказываются не только дефицит существующего знания, но и неизбежно творческий характер самой практической психологии, имеющий, как минимум, три слагаемых. Во-первых, случаи, с которыми имеет дело практический психолог, всегда индивидуальны, обобщенного знания, которым он обладает, всегда недостаточно для решения стоящим перед ним уникальных проблем, и они не могут быть решены путем проекции общих алгоритмов. В результате всегда приходится адаптировать обобщенное знание и соответствующие алгоритмы к индивидуальным случаям, что неизбежно оборачивается созданием нового знания. Во-вторых, психолог-практик не только конкретизирует и модифицирует общее, но и делает обратное — обобщает индивидуальное, формулируя свой личный опыт в общезначимых терминах, а иногда и в виде общих закономерностей. И это тоже порождает новое знание. В-третьих, любая ситуация взаимодействия психолога-практика с его клиентом уникальна вследствие не только того, что уникален клиент, но и того, что уникален сам психолог, а также ситуация его взаимодействия с клиентом, что неизбежно порождает новое знание об этом взаимодействии.

Знание, вырабатываемое практической психологией, имеет ряд сущест-

венных отличий от знания, которое принято ассоциировать с академической психологией и на котором лежит печать традиций, заложенных в эпоху создания первых психологических лабораторий.

Исходной точкой его выработки служит анализ конкретных ситуаций (соотносимый с тем, что в академической психологии принято называть case studies), а объект познания для практического психолога — индивидуальный клиент или группа, в то время как типовой объект академической психологии — выборка, в которой индивидуальные особенности входящих в нее индивидов, как правило, растворены. Как отмечает Р. Браун, «в социальных науках, как и вообще в науке, индивидуальные действия представляют интерес только как представители некоторого класса действий» (Brown, 1963, p. 73). Разумеется, «объекты», с которыми имеет дело практический психолог, не только индивидуализированы для него, но и вос

Типы психологических знаний и профессиональное занятие психологией

Вопросы к экзамену

Психология как наука и практика. Предмет психологии. Психические явления, изучаемые психологией. Психические процессы, состояния, свойства.

Психология (рsyche – душа, logos – понятие, учение) — наука о психике и психических явлениях.

Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.
Предмет психологиименялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

 

 

Источники и основные типы психологических знаний. Особенности и отличия каждого типа.


Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

1. житейская психология,

2. научная психология,

3. практическая психология,

Ее главная цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются индивидуальностьчеловека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии).

Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов.

Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются.

Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека.

Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы.

Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний.



4. искусство,

Психологические знания обнаруживаются в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, в театре и кино. В них зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, конечно, художественной литературе.

Психологические знания в искусстве носят образный характер. Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер.

Психологические знания в искусстве фрагментарны.

Эмоциональность — еще одна типичная черта психологических знаний в искусстве.

Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — принятие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем.

5. иррациональная психология.

Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. К иррациональной психологии относятся также эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога,нумерология, хиромантия и т.п.).

Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны эзотерике. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.

Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности — вера и опыт переживания соответствующих состояний.

Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и применимыми в любых обстоятельствах. Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения.

Типы психологических знаний и профессиональное занятие психологией.

Типы психологических знаний (см. 2 вопрос)

Профессиональное занятие психологией (см. 4 вопрос)

Источники научного психологического знания

Научное
психологическое знание – это знание
детерминистическое, «т.е. такое,
которое ищет закономерную причинную
обусловленность явлений взаимодействием
материальных факторов…». Исходя из
этого, следует, что утверждение
детерминистического подхода, состоящего
в выявлении причин и закономерного
характера изучаемых явлений, их
логического доказательства и опытного
обоснования является главным критерием,
отделяющим научные взгляды на психику
от иных представлений, возникающих в
этой области.

Есть
две разных области психологического
знания — научная и житейская, обыденная
психология. Если научная психология
возникла сравнительно недавно, то
житейское психологическое знание всегда
было включено в различные виды человеческой
практики. Для того чтобы дать общую
характеристику психологии как специальной
научной дисциплины, ее удобно сравнить
с житейской психологией, показать их
различия и взаимосвязи.

Основные
отличия житейских психологических
знаний от научных:

1.
Житейские психологические знания
конкретны; они приурочены к конкретным
ситуациям, конкретным людям, конкретным
задачам. Научная же психология, как и
всякая наука, стремится к обобщениям.
Для этого она использует научные понятия.
Отработка понятий — одна из важнейших
функций науки. В научных понятиях
отражаются наиболее существенные
свойства предметов и явлений, общие
связи и соотношения. Научные понятия
четко определяются, соотносятся друг
с другом, связываются в законы. Нужно
отметить одну особенность научных
психологических понятий: они часто
совладают с житейскими по своей внешней
форме (выражаются теми же словами).
Однако внутреннее содержание, значения
этих слов, как правило, различны. Житейские
термины обычно более расплывчаты и
многозначны.

2.
Житейские психологические знания носят
интуитивный характер. Это связано с
особым способом их получения: они
приобретаются путем практических проб
и ошибок. В отличие от этого научные
психологические знания рациональны,
вполне осознанны. Обычный путь состоит
в выдвижении словесно формулируемых
гипотез и проверке логически вытекающих
из них следствий.

3.
Отличие состоит в способах передачи
знаний и даже в самой возможности их
передачи. В сфере практической психологии
такая возможность весьма ограничена.
Это непосредственно вытекает из двух
предыдущих особенностей житейского
психологического опыта — ею конкретного
и интуитивного характера.

4.
Отличие состоит в методах, получения
знаний в сферах житейской и научной
психологии. В житейской психологии мы
вынуждены ограничиваться наблюдениями
и размышлениями. В научной психологии
к этим методам добавляется эксперимент.
Суть экспериментального метода состоит
в том, что исследователь не ждет стечения
обстоятельств, в результате которого
возникает интересующее его явление, а
вызывает это явление сам, создавая
соответствующие условия. Затем он
целенаправленно варьирует эти условия,
чтобы выявить закономерности, которым
данное явление подчиняется. С введением
в психологию экспериментального метода
психология оформилась в самостоятельную
науку.

5.
Преимущество научной психологии состоит
в том, что она располагает обширным,
разнообразным и подчас уникальным
фактическим материалом, недоступным
во всем своем объеме ни одному носителю
житейской психологии. Материал этот
накапливается и осмысливается, в том
числе в специальных отраслях психологической
науки, таких, как возрастная психология,
педагогическая психология, пато- и
нейропсихология, психология труда и
инженерная психология, социальная
психология и др.

Связь
научной психологии с практикой
характеризуется точностью постановки
прикладных задач и методов их решения.

По
сравнению с житейской психологией,
научная представляет собой специальную
дисциплину, обладающую понятийным и
методическим аппаратом для изучения
психической жизни человека, законов ее
организации и развития.

Психологические знания в искусстве — Методика преподавания психологии

Психологические знания в искусстве

Источником психологических знаний также является искусство: произведения художественной литературы, визуального и музыкального искусства, театра и кино. Они зафиксировали огромное количество человеческих жизней и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создавала жизнь или творческая фантазия писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Такие ситуации сложно, а иногда и невозможно воспроизвести в рамках научной психологии.

Приоритет в образе человека в искусстве, конечно же, принадлежит художественной литературе. Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) считал, что хорошие психологи — это писатели, историки, актеры. Он считал, что психология должна уметь ловить в сети своих описаний то, что содержится в произведениях поэтов и писателей.

Многие писатели рассматриваются философами (Лев Н. Толстой, Г. Гессе), социологами (О. де Бальзак, Э. Золя) или психологами (Ф. М. Достоевский, Ф. Кафка) за особые акценты в их творчестве., Во всех случаях понимание человеческой психологии в произведении искусства достигается через художественное изображение человеческой жизни.

Психологические знания в искусстве носят образный характер. Художественный образ — это особый способ целостного изображения человека. Он выражает ценности, мысли, идеи, отношения, эмоции, действия в конкретно-чувственной форме. Писатели, поэты, актеры, художники отражают характерные особенности внутреннего мира (психологии) людей в сюжетах, образах, действиях героев. «Какой художник и какой психолог!» — Жорж Санд говорил о Льве Толстом.При этом она имела в виду его умение передать в произведениях искусства тонкие движения человеческой души. Создавая психологические образы, писатели опираются на свои наблюдения, размышления, воображение, а также на опыт повседневной психологии. Образы становятся яркими и убедительными моделями для описания психологии человека (например, Обломов в одноименном романе И. А. Гончарова). В этом ценность таких художественных образов как иллюстраций в преподавании психологии.

Живописные, графические работы художников также отразили внутренний мир человека.Леонардо да Винчи, например, придавал большое значение «божественной науке живописи». Создаваемые с его помощью продукты образны, логичны и практичны. Живопись, по его мнению, должна быть не натуралистическим копированием непосредственно видимого, а исследованием мира с целью воссоздания его картины. Картина внутреннего покоя человека отражена в картине. И здесь важно не только то, «что» изображено, а то, как отображается. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках.Разного рода образы, созданные в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей.

Психологические знания в искусстве носят описательный характер. Они не стремятся объяснить (в отличие от науки), а только отражают, причем в форме, доступной для непосредственного опыта. В связи с этим в преподавании психологии они могут носить лишь вспомогательный иллюстративный характер.

Психологические знания в искусстве фрагментарны. Они не претендуют на систематичность описания душевной жизни людей.Однако эти фрагменты имеют особое значение и убедительность. Часто это значимые поступки или поворотные моменты в жизни человека, наиболее ярко и ярко проявляющие особенности его характера. Именно поэтому многие психологи и педагоги в своей профессиональной деятельности обращаются к произведениям искусства. Почти все литературные описания персонажей исходят из психологического предположения, что каждый персонаж имеет определенные особенности, характерные для него, и что эти черты могут быть показаны через описание характерных эпизодов жизни.Эти описания представлены в эмоционально окрашенной форме.

Эмоциональность — характерная черта психологического познания в искусстве. В произведениях искусства описаны особые, эмоционально насыщенные моменты жизни и переживания героев. Целостный и прямой образ эмоциональной жизни человека лучше всего достигается в искусстве. Без эмоций искусства не существует. Любая работа предназначена не для рационального изучения или практического использования, а для сопереживания. Читатель живет произведением искусства: созерцает, продвигает, сопереживает герою.Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — принятие и узнавание образов читателем, зрителем, слушателем. Если последние обнаруживаются в произведении искусства, так или иначе отражая типичные черты внутреннего мира человека, то психологическое знание можно считать достоверным. «Никто и никогда не требовал от авторов доказывать, что герои« Гамлета »,« Дон Кихота »,« Анны Карениной »правдивы и достоверны … Они способны внушать доверие». Успех писателя измеряется реакцией читателей.Успех психолога измеряется более строгими критериями, чем энтузиазм читателя.

Психологические знания в искусстве имеют большую ценность. Для многих людей картины, художественная литература, театральные постановки и фильмы — это главный способ познания внутреннего мира человека. Мы всегда должны помнить об этом золотом фонде и максимально использовать его для повышения профессиональной компетенции учителей психологии. Многие выдающиеся психологи обращались к примерам из литературы для иллюстрации, а иногда и для развития своих теоретических идей.Особую роль в изучении личности играет искусство. Одна из статей американского психолога Гордона Олпорта (1897-1967) называлась: «Человек: проблема науки или искусства?». Г. Олпорт считал, что психологи могут многому научиться у мастеров художественной литературы. Это касается техник тонкого психологического наблюдения и описания, понимания конкретного человека в его целостности, интереса к индивидуальности. Паук всегда имеет дело с общим, искусство — с частным, с индивидуальным.Дополнение психологических знаний, содержащихся в науке и искусстве, безусловно, полезно. Хорошую рекомендацию по методике преподавания и изучения психологии даст в этом отношении Олпорт: «Если вы изучаете психологию, прочтите много-много романов и драм персонажей и читайте биографии. Если вы не студент, изучающий психологию, прочтите их. , но также будет интересоваться работами по психологии.

тематических картинок

,

Психология

Science of Psychology

Наука психология приносит пользу обществу и улучшает нашу жизнь. Психологи исследуют взаимосвязь между функцией мозга и поведением, а также окружающей средой и поведением, применяя то, что они узнают, для улучшения нашего понимания и улучшения окружающего мира.

В науку

Любопытство — часть человеческой натуры.Один из первых вопросов, который дети учатся задавать, — «почему?» Став взрослыми, мы продолжаем удивляться. Используя эмпирические методы, психологи применяют это универсальное любопытство для сбора и интерпретации данных исследований, чтобы лучше понять и решить некоторые из наиболее сложных проблем общества.

Трудно, если не невозможно, представить себе такую ​​грань жизни, в которую не вовлечена психология. Психологи используют научный метод — формулируют вопрос, предлагают теорию и затем проводят строгие лабораторные или полевые эксперименты для проверки гипотезы.Психологи применяют понимание, полученное в ходе исследований, для создания научно обоснованных стратегий, которые решают проблемы и улучшают жизнь.

В результате психологическая наука открывает новые и лучшие способы существования и процветания людей в сложном мире.

Наука в действии

Психология — разнообразная область. Психологи проводят фундаментальные и прикладные исследования, служат консультантами сообществ и организаций, диагностируют и лечат людей, а также обучают будущих психологов и тех, кто будет изучать другие дисциплины.Они проверяют интеллект и личность.

Многие психологи работают поставщиками медицинских услуг. Они оценивают поведенческие и психические функции и благополучие. Другие психологи изучают, как люди относятся друг к другу и к машинам, и работают над улучшением этих отношений.

Применение психологических исследований может снизить экономическое бремя болезней для правительства и общества, поскольку люди узнают, как делать ch

.

Почему специализация в области психологии?

Что такое психология?

« Психология — это изучение разума и поведения. Дисциплина охватывает все
человеческий опыт — от функций мозга до действий народов, от
развитие ребенка для ухода за престарелыми. Во всех мыслимых условиях от научных
исследовательские центры по охране психического здоровья
.»(Американская психологическая ассоциация)

Dr. Hahn teaching

Что такое психологическая наука?

Психологическая наука — это использование научного метода для создания, проверки и улучшения
гипотезы, касающиеся поведения, а также факторов и процессов, лежащих в основе поведения.
Некоторые ученые-психологи используют науку для углубления базовых психологических знаний.
а некоторые применяют психологические принципы для анализа, улучшения или измерения поведения.лежащий в основе
как фундаментальные, так и прикладные исследования психологической науки являются фундаментальной опорой
о научном подходе.

Почему специальность психологическая наука?

Студенты, изучающие психологию, развивают множество навыков, которые помогут им в их будущей карьере. Потому что психология
наука о поведении, студенты-психологи много узнают о работе
эффективно с другими людьми, но они также учатся мыслить логически и рационально.

Dr. Wichman

Некоторые профессии в области психологии требуют ученых степеней. Важный шаг к получению
ученая степень дает глубокие и широкие познания в области психологии. Если вы посмотрите
Изучив содержание предметного теста GRE Psychology, вы увидите, что степень бакалавра психологических наук WKU даст вам необходимую подготовку для успешной сдачи GRE.

Специализация в области психологии может подготовить вас к поступлению в аспирантуру, но эти навыки могут
также поможет вам добиться успеха в работе.Понимание того, как люди обычно ведут себя
а факторы, влияющие на поведение, являются активом на большинстве рабочих мест. Другие навыки, которые
студенты бакалавриата в области психологических наук развивают навыки критического мышления,
эффективно работать в различных организациях, а также использовать и интерпретировать данные.
У APA есть отличная статья об интересных карьерах в психологической науке.

Источник

Американская психологическая ассоциация (веб-сайт).http://www.apa.org/careers/resources/guides/careers.aspx

,

Психологическое образование в работе психолога-педагога

Психологическое образование в работе педагога-психолога

Психологическое образование — деятельность психолога, направленная на повышение психологической грамотности клиентов (в нашем случае: участников образовательной среды), а в пределе — психологической культуры общества.

В психологической литературе описаны уровни психологической культуры личности, сообщества.Б.С. Гершунский, исследуя философские проблемы ментальности в образовании, предлагает следующее структурно-содержательное соотношение понятий «культура» и «компетентность»: первый уровень — грамотность, где представлены предметные знания; компетентность — умение применять знания, культура — ценностно-смысловой уровень образования (см. рисунок 2.2). Точно так же можно представить иерархию явлений психологической культуры в динамике ее развития. Психологическая грамотность — знание психологических явлений и закономерностей субъективной психологической реальности человека, обеспечение адекватного поведения и взаимодействия; следующий уровень — психологическая компетентность — неотъемлемая характеристика личности, проявляющаяся в умении эффективно использовать психологические знания при решении жизненных проблем; и, наконец, уровень психологической культуры — ценностно-смысловой уровень жизни.

Феномен компетентности в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как включающий несколько структурных компонентов:

— готовность проявить это свойство в деятельности, поведении человека

— знание средств, методов, программ выполнения действий, решения типовых и творческих задач, реализации правил и норм поведения;

— опыт реализации знаний, т.е. умений, навыков;

— ценностно-смысловое отношение к содержанию деятельности, ее личностной значимости;

— эмоционально-волевая регуляция деятельности.

При определении компетентности как цели обучения рекомендуется исходить из модели: компетентный — означает: я хочу (мотивационная готовность), я знаю, как (знания) я могу (умение, умение, опыт), могу оценить правильность решения, творчески изменить образ действий в соответствии с ситуацией (блок личностных качеств).

Разница между грамотностью и компетентностью заключается в разном уровне успешности поведения. Знания без ресурсов опыта эффективности, личностные качества остаются только на уровне осознанности, не влияют на активность испытуемого.Такие же уровни генезиса психологической культуры были выявлены в исследованиях В.В. Семикина. Основным критерием психологической компетентности В.В. Семикин предлагает рассматривать эффективность и успешность социального взаимодействия.

Рис. 2.2. Иерархия уровней психологической культуры

«Высший уровень развития психологической культуры он определяет как« зрелую психологическую культуру, которая служит универсальным психологическим механизмом саморегуляции человека в различных формах социального взаимодействия, обеспечивая как эффективное, так и безопасное, и гуманное взаимодействие ». с людьми.»

Невозможно рассказать обо всех потенциальных психологических проявлениях Человека, его взаимодействии с окружающими, невозможно передать в обучении все навыки, необходимые для успешного выполнения жизненных задач, но базовый уровень ценностного отношения к себе, мир и другой позволит открыть, создать эффективный способ поведения в каждой конкретной жизненной ситуации. Следовательно, психологическая культура — это конечная цель психолого-педагогического образования, а также цель саморазвития личности.Когда мы пытаемся определить главный критерий психологически культурного человека, мы переходим на уровень духовных ценностей и личностной зрелости. Это состояние также должно быть аттрактором развития Человека в индивидуальной и культурной реальности существования.

Задача психологического воспитания — помочь людям, неспециалистам в области психологии, в понимании возможных психологических причин трудностей в решении жизненных задач: в понимании особенностей психологической реальности межличностных отношений, самоотношения ; причины неуспеваемости, трудности в отношениях между детьми и родителями, способы справиться со стрессом или мотивация для достижения целей.В.Я. Ляудис определяет теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизни как цель преподавания психологии.

Таким образом, психологическое воспитание осуществляется психологом методами обучения психологическим знаниям. Важно понимать, что специфика психологических знаний такова:

— профессиональные психологические термины описывают явления, которые имеют собственную нотацию на обыденном языке;

— эти знания легко проверяются на себе, на своем жизненном опыте;

— требует достаточного уровня личной рефлексии;

— признает высокую степень уникальности индивидуального человеческого опыта.

В процессе обучения будущие психологи осваивают профессиональную терминологию для общения в профессиональной среде. Каждый термин обозначается значащими знаками — такой язык помогает лучше понять, что именно имеет в виду человек, называющий этот термин.

Клиент жалуется, что не может отказать коллегам — в понимании разных профессиональных психологов это может относиться к отсутствию навыков напористости или заниженной самооценке; или ограничивающие убеждения.В каждом случае выбор профессионального термина, описывающего ситуацию, повлечет за собой определенную методологию: теоретические концепции, результаты эмпирических исследований, предлагаемые методы коррекционно-развивающей работы. За любым понятием и научным термином стоит целая «скрепка» научной информации. Поэтому для профессионального общения психологов крайне верно сказать: «как назовете лодку, так она поплывет».

Таким образом, в процессе профессионального развития психолог сначала учится выявлять феномены жизненного опыта человека на профессиональном научном языке, а затем, в практике психологического образования, наоборот: он должен переводить с научного языка. на язык обыденного сознания, на язык клиента.>

В качестве примера хочу привести шуточный пример: на моих сценках психологи перевели текст народной песни на профессиональный язык, и вот что получилось.

Текст народной песни

Психологический текст

Эх, калина цветет в поле у ​​ручья.

Я влюбился в молодого человека.

Парень влюбился в свою беду:

Не могу открыть, не могу подобрать слов.

Мой разум увядает, исчезает:

Я влюбился в сложную тему.

Я не найду слова для своего признания,

В плане смысла отпадет.

Он живет, ничего не зная об этом,

Что о нем думает девушка.

У ручья с водопада Калина цвет,

И любовь к девушке никуда не делась, нет.

Он такой пастор, без дурных манер.

Как я вижу — тряпка скачет.

Мой объект влечения, посочувствуйте мне:

Я разочарован по вашей вине.

И любовь девушки крепнет с каждым днем.

Как я могу решить об этом рассказать?

Я иду, не решаясь произнести слова.

Милый мой, хорошо, угадай сам

Мы не с вами за мою беду:

Чуть ниже среднего IQ.

И, по словам Келли, мы тоже не родственники:

Вы не включили меня в свою личную конструкцию

Психологические знания легко проверяются на себе, на своем жизненном опыте. Следовательно, важным признаком просветления является следующее: психолог должен овладеть феноменологией жизненного опыта, который возникает в процессе личного отражения опыта переживания трудных ситуаций и рефлексивного анализа опыта окружающих людей и клиентов.Когда, описывая научную психологическую закономерность, психолог иллюстрирует это феноменологией переживания, признаваемой каждым человеком и жизненными ситуациями, то возникает ситуация узнавания себя в психологическом знании. Если для человека — адресата психологического просвещения такой возможности нет, то психологическое знание не признается, не понимается и не принимается. На хорошие психологические тексты, написанные профессиональными психологами, люди отвечают словами: «Это как будто обо мне написано!» или здесь обо мне!

Примером качественного художественного текста, описывающего феноменологию переживания, могут служить рассказы Евгения Гришковца: «… Впереди было два с половиной года. Но они казались бесконечными. Я чувствовал, что это все к лучшему. И даже не корабль, а служба … И все это … Все это … Жизнь, наполненная каким-то d

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.