Нарисуй человека тест маховер: Методика «Нарисуй человека» Маховер — Psylab.info

Содержание

Тест “Нарисуй человека”. Процедура тестирования.

Главная страница » Детский рисунок » Тест “Нарисуй человека”. Процедура тестирования.

Тест «Нарисуй человека» самостоятельно практически не используется, только в комплексе с другими рисуночными тестами. Применяется в качестве начального теста.

В этой статье мы узнаем, как правильно проводить тестирование.

Возраст обследуемого: любой, начиная от 3-х лет.

Цель тестирования:

  • определение уровня умственного развития (для дошкольного и младшего школьного возраста)
  • выявление индивидуальных особенностей личности (начиная со старшего дошкольного возраста)

Для того, чтобы провести тест «Нарисуй человека», нужны:

  • лист белой бумаги формата А4
  • простой карандаш с маркировкой М или 2М (В или 2В)

Для ребенка дошкольного возраста тестирование должно быть строго индивидуальным! Для других возрастных категорий допускается групповое (хотя и нежелательно).

Инструкция для ребенка (что мы ему говорим):

«Нарисуй человека (если ребенок маленький, можно сказать «дядю») – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше».

Если ребенок задает уточняющие вопросы («Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А в какой одежде?» и тому подобные вопросы), то ему говорят: «Рисуй, как хочешь».

Если вопрос противоречит инструкции, то ее повторяют. Например, если ребенок спросил,  можно ли  нарисовать только лицо или не рисовать ножки, или нарисовать вообще не человека, а, например, робота, нужно сказать: «Нет, сегодня нарисуй мне всего человека, полностью».

Процедура тестирования:

Лист бумаги перед ребенком кладут вертикально.

Рассказывают, что ему нужно нарисовать.

Наблюдают за ходом рисования и записывают свои наблюдения, а также вопросы, которые может задавать ребенок, и ваши ответы, либо комментарии ребенка по ходу рисования. Сами не комментируйте.

Время рисования не ограничивается.

Когда рисунок готов, проводят обсуждение с ребенком, если что-то непонятно (например, какого пола человек) или необычно. Также можно поинтересоваться, сколько лет нарисованному человеку, какой у него характер, чем он занимается, что любит, что не любит, о чем мечтает и т.д.

Рассмотрим теперь ситуации, которые могут возникнуть в ходе проведения теста «Нарисуй человека»:

 

1. Нарушение инструкции.

Если ребенок во время выполнения задания нарушает инструкцию (например, рисует человека не в полный рост), но при этом не задает вопросов, то не делайте ему замечаний и не напоминайте об инструкции до окончания работы.

Когда рисунок будет закончен, полностью  воспроизведите инструкцию: «А теперь все-таки нарисуй человека….»

2. Небрежное отношение к рисуночному тесту «Нарисуй человека».

Ребенок может выполнить рисунок в виде схемы («палочковый человечек») или в виде карикатуры. В таком случае нужно попросить нарисовать еще раз, повторив инструкцию.

3. Отказ от рисования.

Бывает, что ребенок отказывается рисовать, объясняя тем, что не умеет.

Что нужно делать в случае отказа ребенка от рисования, читайте здесь.

Рисуночный тест «Нарисуй человека» для взрослых проводится так же, как и для детей.

Только вместо обсуждения рисунка можно попросить взрослого или подростка написать небольшой рассказ об изображенном человеке.

Также для взрослых и подростков полезно будет провести тест «Нарисуй человека» в соответствии с процедурой, разработанной К. Маховер.

Дается чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человека другого пола» (то есть противоположного нарисованному ранее).

Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.

Этот второй тест обычно не проводят среди дошкольников и младших школьников, так как он не дает существенной дополнительной информации. Но если нужно выявить отношение маленького ребенка к сексуальной сфере, тест проводят.

Также тест «Нарисуй человека» по К. Маховер среди дошкольников и младших школьников проводят и в том случае, если ребенок нарисовал девочку в юбке, из-за которой не видно, как ноги соединяются с туловищем.

С уважением, Наталия.

Предъявление.

«НАРИСУЙ
ЧЕЛОВЕКА»
ТЕСТ

(Draw-A-Person
Test, DAP)

Обзор

       Проективная методика
исследования личности. Разработана К.
Маховер
в 1948 г. на основе
теста Ф.
Гудинаф
, предназначенного
для определения уровня интеллектуального
развития детей и подростков с помощью
выполненного ими рисунка мужчины (см.
Гудинаф
“Нарисуй человека” тест
).
Данную методику можно использовать для
обследования как взрослых, так и детей,
допускается групповое обследование.

Обследуемому предлагают карандашом на
чистом листе бумаги нарисовать человека.
После выполнения рисунка ему дают
задание нарисовать человека противоположного
пола. Заключительный этап обследования
— опрос. К. Маховер составлены специальные
перечни вопросов о нарисованных фигурах.
Эти вопросы касаются возраста, образования,
семейного положения, привычек и т. д.

При интерпретации полученных данных
автор исходит из идеи о том, что рисунок
является выражением “Я” обследуемого.
Значительное внимание уделяется анализу
разнообразных деталей рисунка, прежде
всего особенностям изображения основных
частей тела, которые зачастую оценивают
в соответствии с психоаналитической
символикой. Изучение валидности методики
западными психологами привело к
противоречивым результатам в силу
умозрительности предлагаемых автором
интерпретаций. Имеются данные о том,
что общие субъективные оценки более
валидны и надежны, нежели оценки по
отдельным деталям рисунка.

В России методика первоначально
применялась в клинико-психологических
исследованиях. Анализировались
преимущественно формальные аспекты
рисунков, напр. размер фигуры, ее
расположение на листе бумаги, степень
законченности рисунка и т. п. (Ю. С.
Савенко, 1970). Полученные при обследовании
пациента результаты соотносились с
клинической картиной заболевания,
обогащая и уточняя представление о
больном. Начиная с 90-х годов сфера
использования теста существенно
расширяется, выполнено немало исследований
в возрастной и педагогической психологии.

Инструкция

Процедура тестирования.

Экономичность метода.

В среднем для рисования двух фигур
требуется от 10 до 20 минут. Если фиксируются
ассоциации по поводу нарисованного,
следует добавить еще от 10 до 20 минут.
Оборудование состоит только из бумаги
и карандаша. Метод может быть использован
в группах, если испытуемые работают не
слишком близко друг к другу. Поэтому
это подходящая методика для выявления
проблем в сфере образования, промышленности
или терапии. Приблизительное время,
которое требуется автору (К.Маховер)
для поверхностной интерпретации,
набрасывания приблизительных характеристик
— от 10 до 15 минут. Это не сопоставлялось
с показателями других специалистов.
Целостное и системное описание личности
требует больше времени, но значительная
экономия энергии и времени достигается
при непосредственной работе «от
продукта», по сравнению с поиском
символических значений. В дальнейшем
может оказаться необходимым разработать
некую систему количественного подсчета
для целей обучения, но к настоящему
времени выяснилось, что для интерпретации
более» плодотворна работа непосредственно
с рисунком.

В настоящее время после нескольких
модификаций методика предъявления
теста состоит в том, чтобы просто
попросить испытуемого «нарисовать
человека». Испытуемому дается бумага,
предпочтительно стандартного формата
(А4) и карандаш средней твердости с
резинкой. Наблюдение за процессом
рисования осуществляется настолько
ненавязчиво, насколько это возможно.
Идентифицирующие сведения, предварительные
вопросы к испытуемому, приблизительное
время, последовательность изображения
частей рисунка и спонтанные комментарии
фиксируются на другом листе: Отмечается
также, фигура какого пола была нарисована
первой. Когда один рисунок закончен,
испытуемому чистой стороной предъявляется
лист, на котором были сделаны заметки
экспериментатора по первому рисунку,
и дается инструкция нарисовать фигуру
другого пола, т.е. соответственно «теперь
нарисуйте мужчину» или «теперь
нарисуйте женщину». Инструкции
нарисовать «особу женского пола»
или «особу мужского пола» довольно
часто использовались, чтобы предотвратить
какое-либо специфическое определение
фигуры, которую требовалось нарисовать,
поскольку субъект может захотеть
нарисовать девочку или мальчика, а не
взрослых мужчину или женщину. При работе
с очень маленькими детьми лучше предложить
им «нарисовать кого-нибудь». Фраза,
которая предоставляет наибольшую
свободу для проекции, до сих пор еще не
определена. Если изображение головы
предлагается как законченный рисунок
человека, обычно следует убедить
испытуемого завершить рисунок. Всегда,
когда это возможно, должны быть получены
оба рисунка, но если есть время только
для одного, предпочтительно, чтобы
испытуемый рисовал человека своего
пола. Сопротивление рисованию, которое
становится меньше по мере того, как
экспериментатор становится более
опытным и искушенным, может быть легко
преодолено за счет уверения .испытуемого,
что задание представляет чисто
экспериментальный интерес и не имеет
никакого отношения к умению рисовать.
Испытуемому говорят: «Это не имеет
никакого отношения к вашим художественным
способностям. Мне интересно знать, как
вы попытаетесь изобразить человека».
Если испытуемый пропускает существенную
часть тела, можно, предварительно это
отметив, настаивать, чтобы он все же
нарисовал эту часть тела, с тем чтобы
увидеть, будет ли учтена подсказка, а
также понять, почему он сопротивлялся
рисованию этой части тела.

 

Пост-рисуночные ассоциации.

Хотя ассоциации имеют лишь дополнительное
значение для интерпретации, они важны
для понимания смыслов и специфических
проблем, содержащихся в рисунке.
Использование ассоциаций также
предоставляет прекрасную возможность
для сопутствующего непрямого интервью.

Большинство испытуемых обращает мало
внимания на графическую модель, высказывая
ассоциации по нарисованной фигуре. Они
быстро переключаются на свои собственные
дефекты, компенсации и грезы. Персонализация
часто представлена не очень осознанно
и в тонко замаскированных формах.
Реальное использование местоимения
«Я» может включаться в речь
испытуемого бессознательно. Используется
довольно шаблонный набор вопросов,
направленный на выявление отношения
субъекта к себе самому и к другим. Эти
вопросы напечатаны на листе, который
используется для замечаний экспериментатора.
Испытуемому дается инструкция: «Давайте
сочиним рассказ об этом человеке, как
будто это персонаж романа или пьесы».
Если испытуемый сопротивляется,
экспериментатор может подтолкнуть его
с помощью вопросов: «Сколько ему
примерно лет?», «Похож ли он на
женатого человека?» Таким образом,
испытуемому может помочь заинтересованное
участие экспериментатора, пока он не
обратится непосредственно к фигуре.
Некоторые из вопросов таковы:

«Сколько лет нарисованному вами
человеку?», «Чем он занимается?»,
«Женат ли он?», «Какое образование
он получил?», «Умный ли он человек?»
«Привлекателен ли он?», «Силен
ли он?», «Какую часть его тела вы
считаете лучшей? Почему?», «Какую
часть его тела вы считаете худшей?
Почему?», «Нервный ли он?» «Что
заставляет его сердиться?», «Каковы
его самые худшие привычки?», «Каковы
его основные желания?». Включаются
короткие серии вопросов, касающиеся
социальных и сексуальных установок
субъекта. Затем испытуемого спрашивают,
напоминает ли ему нарисованный человек
кого-то конкретного,
и хотел бы он сам быть похожим на
нарисованного человека, или хотел бы
он жениться (выйти замуж) за человека
такого типа. Далее его просят определить,
какие из сделанных им утверждений могут
относиться к нему самому равно как и к
нарисованному человеку?

В тех случаях, когда ассоциации
используются в диагностических или
терапевтических целях, они могут быть
распространены на специфичные для
индивида проблемы.

Испытуемого также просят дать пояснения
по тем чертам, которые обозначены неявно.
Информация, которые дают такие ассоциации,
представляет огромную клиническую
ценность.

 

Ассоциативный рисуночный тест — Psylab.info

Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики

Описание методики

Ассоциативный рисуночный тест (сокр. АРТ) — проективная тестовая методика, направленная на диагностику личности и её системы отношений в соответствии с основными принципами Л. Франка. Разработана во ВНИИ МВД Ю.Н. Кудряховым и В.П. Голубевым.

Теоретические основы

В основе проективного исследования личности лежат три основных принципа (Л. Франк, 1948):

  1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.
  2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
  3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности.

Разработка и валидизация

Ассоциативный рисуночный тест разработан на основе таких проективных психодиагностических методик, как Тест Вартегга, Теста Маховер «Нарисуй человека», Теста срисовывания Прюдомо и Методики «Несуществующее животное»‎.

Критериальная валидность

Критериальная валидность АРТа осуществлялась методом контрастных групп. Использовались следующие группы испытуемых:

  1. Сотрудники учреждений УИН Минюста России по Орловской области (331 человек):
    офицеры, состоящие в «группе риска», имеющие взыскания
    офицеры, уволенные на 1 году службы
    офицеры, все остальные
    сержантский состав, состоящие в «группе риска», имеющие взыскания
    сержантский состав, уволенные на 1 году службы
    сержантский состав, все остальные
  2. Осужденные исправительных колоний, а также спецконтингент СИЗО-1 УИН Минюста России по Орловской области (1093 человека):
    состоящие на профилактическом учете (кроме склонных к самоубийству), имеющие взыскания (165 человек)
    состоящие на профилактическом учете, как склонные к самоубийству, испытывающие трудности в адаптации (140 человек)
    бывшие в отпуске с выездом за пределы учреждения, пользующиеся правом передвижения без конвоя (144 человека)
    состоящие в активе, имеющие относительно положительную направленность (198 человек)
    имеющие психические аномалии (150 человек)
    все остальные, так называемое «болото» (296 человек)

Конструктивная валидность

В ходе проверки конструктивной валидности теста APT была выявлена устойчивая тенденция положительной связи результатов тестирования с результатами других личностных методик: MMPI, Айзенк (для взрослых) и Шмишек, Айзенк (для несовершеннолетних). Так, например, связь параметров АРТа со шкалами MMPI в женской колонии составляет 75-80%. Подобные результаты были получены при совмещении полученных данных психодиагностики и в других учреждениях УИН Минюста России по Орловской области.
Учитывая специфику проективных методик и трудности их валидизации, можно признать тест APT удовлетворительно прошедшим проверку на конструктивную валидность.

Надежность теста

Ретестовая надежность определялась путем сравнения результатов тестирования, полученных в психологической лаборатории СИЗО-1, с данными психодиагностики тех же людей (сотрудников и осужденных) в колониях УИН по Орловской области по прибытию их для прохождения службы или отбывания наказания соответственно. Так, сравнение результатов теста APT несовершеннолетних в СИЗО, в карантине ВК, а также при предоставлении им различных льгот в ВК, позволяет проследить динамические характеристики личностных способностей данных осужденных. Здесь также можно отметить, что корреляция по методике APT в данном случае составляет 90-95%. Ни один психометрический тест (Шмишека, Айзенка и другие) не имеет такой высокой корреляции. Результаты по тесту Айзенка, например, для несовершеннолетних в СИЗО-1 и карантине ВК совпадают лишь на 30%.

Внутренняя структура

Стимульный материал к методике состоит из восьми прямоугольников размером 6х8 см, в шести из которых вписан стимульный материал.

В первом прямоугольнике нарисована точка в правом верхнем углу
Во втором и четвёртом прямоугольниках стимульного рисунка нет
В третьем прямоугольнике нарисован прямоугольник
В пятом прямоугольнике в левом верхнем углу нарисовано солнце, а в правом верхнем — луна
В шестом прямоугольнике в левом нижнем углу нарисован берег, внизу — вода, на берегу — дерево без листвы
В седьмом прямоугольнике нарисована наклонённая фигура
В восьмом прямоугольнике нарисованы две горизонтальных и две вертикальных дуги, наклонённых друг к другу

Процедура проведения

В первом прямоугольнике предлагается нарисовать все, что захочется.
Во втором прямоугольнике — нарисовать крокодила.
В третьем прямоугольнике — нарисовать слона в прямоугольнике.
В четвертом прямоугольнике — поставить свою подпись.
В пятом прямоугольнике — нарисовать все, что угодно.
В шестом прямоугольнике — дорисовать рисунок по собственному усмотрению.
В седьмом прямоугольнике — также нарисовать все, что угодно.
В восьмом прямоугольнике — дорисовать рисунок.

Обследуемому указывается, что в каждом прямоугольнике желательно использовать в своих рисунках исходный стимульный материал. Последовательность заполнения прямоугольников и время не регламентируются. Все рисунки должны быть сделаны только карандашом, чтобы не нарушить характер графической линии. Лист бумаги для бланка следует брать не глянцевый и желательно белого цвета.

Когда обследуемый закончит работу с тестом, необходимо подробно опросить его по каждому из рисунков, например, по таким вопросам как: что изображено на рисунке, какие события происходят, что им предшествовало, что будет потом, какие мысли и чувства имеются у каждого из изображенных персонажей. Если изображен одушевленный предмет, то надо попросить подробнейшим образом охарактеризовать его (мысли, чувства, желания, стремления, надежды, проблемы и т.д.). Если же изображен неодушевленный предмет, нужно попросить подробно описать и его. Например, если обследуемый изобразил дом, следует выяснить, какой это дом, давно ли он построен, живет ли кто-нибудь в нем, если живет, то какие мысли, чувства проблемы беспокоят этих людей, чем они сейчас занимаются, чем они будут заниматься потом. Если же никто не живет в доме, то необходимо выяснить — почему, жил ли кто-нибудь в этом доме раньше, в связи с чем эти люди теперь не живут там, будет ли в этом доме жить кто-нибудь в будущем и т.п.

Интерпретация

Общие принципы

При опросе обследуемого и интерпретации результатов необходимо исходить из того, что он свои проблемы, мысли, чувства и т.д. проецирует в той или иной форме (прямой или опосредованной) на персонажи или ситуации, изображенные им на рисунках. Результаты, полученные с помощью методики, целесообразно оценивать в контексте данных психодиагностической беседы, в ходе которой можно проверить гипотезы, возникающие в результате тестирования. В любом случае оценка рисунка только по формальным признакам, без соотнесения его с описанием, не может дать достоверные результаты. При этом все восемь рисунков методики необходимо анализировать как одно целое. Гипотеза, выдвинутая по одному рисунку, должна найти подтверждение и в других рисунках.

При интерпретации показателей теста целесообразно исходить в первую очередь из общих закономерностей анализа рисунков. Прежде всего надо обратить внимание на характер линий. По этому показателю можно оценить энергетический уровень обследуемого, тревожность, имеющиеся аффекты. Например, если линия рисунка имеет сильный нажим, жирно прорисована, то это говорит о наличии высокой тревоги.

Сильный нажим также может свидетельствовать и о склонности к энергичным действиям, уверенности в себе. Ровный, умеренный по силе нажим может свидетельствовать об уравновешенности, самообладании, обдуманности действии, способности к глубоким привязанностям.
Слабая линия, множественность, слабых штрихов неровность линий свидетельствуют о низком энергетическом уровне и наличии невротических расстройств. Неровный характер линий, слабый нажим свидетельствует также об импульсивности, порывистости, впечатлительности неуравновешенности вспыльчивости, способности расстраиваться из-за пустяков. Уровень работоспособности такой личности может изменяться, приспосабливаясь к различным условиям жизни, работоспособность тестируемого может в критические моменты достигать наивысшего напряжения, сменяясь периодами полного или почти полного бездействия. Очень слабая, неровная линия свидетельствует о неуверенности в себе, склонности к постоянным колебаниям, неспособности решиться на что-либо определенное. Возможно наличие страхов и опасений, часто не имеющих под собой реальной почвы.

Большое значение при анализе рисунка имеет и такой его показатель, как конкретность или абстрактность. Больные с органическим поражением мозга, как правило, не могут выполнить элементарное задание или же рисуют чрезвычайно непропорциональные части изображаемого предмета. Если же рисунки удивляют своим условно-символическим характером (например, вместо слона в прямоугольнике изображается что-то большое и неоформленное, не имеющее никакого сходства с этим животным или же сюжет дается с помощью графических символических линий (стрелка, пунктиры) то, как показывают исследования, это обычно встречается у больных шизофренией или у шизоидных психопатов и свидетельствует о парадоксальности и выхолощенности мышления. Необходимо подчеркнуть, что окончательный вывод можно сделать только на основании психиатрического обследования, данные же теста могут служить в таких случаях лишь исходным материалом для построения клинической гипотезы. Ориентировочное значение рисуночных тестов в аспекте выявления психических аномалий имеет, на наш взгляд, большое значение для исследований личности преступников, поскольку, как показали исследования, лиц с психическими аномалиями среди них относительно много.

Иногда рисунки носят эгоцентрический характер, что проявляется в оценке нарисованного полностью через призму своих личных вкусов и желаний. Например, обследуемый говорит, что крокодила он не нарисует, потому что он ему не нравится. Или же в рисунках прослеживается чрезмерно личное участие в каждой изображаемой ситуации («я стою на берегу реки», «я смотрю на звезду», «так я провожу время ночью, а так днем», и т.п.). Такая эгоцентричность восприятия наиболее часто встречается у истероидных психопатов, иногда у эпилептиков. Но в последнем случае в рисунках обязательно находят проявление такие их черты, как склонность к детализации и обстоятельность мышления. Рисунки эпилептиков отличаются обычно чрезмерным количеством ненужных деталей, излишней тщательностью и замедленностью исполнения.

При анализе рисунков следует обращать внимание на характер работы обследуемого с первоначальным тестовым материалом. Здесь возможны следующие две крайние позиции. В первом случае обследуемый активно «работает» с исходным стимульным материалом: изменяет, продолжает, перечеркивает и т.п. Во втором случае он совершенно «не работает» с предложенными тестовыми стимулами, никак не соотносит свои рисунки с ними. Естественно, что встречается и множество отношений промежуточного типа. В первом рассматриваемом варианте активная позиция при работе с тестовым материалом может рассматриваться как аналог активного поведения в реальной жизни, с максимальным привнесением своей личности в элементы окружающего мира, в общение и любые иные формы социального взаимодействия. Вторая позиция свидетельствует о пассивном отношении к окружающему миру, погруженности в свой внутренний мир и личные переживания. Если встречается эмоциональное подчеркивание тех или иных деталей рисунков или их пропуск, то при опросе необходимо подробнейшим образом выяснить эти причины. Успешная интерпретация теста возможна только при оценке и анализе всех его восьми рисунков как
единого целого. Информация, полученная по каждому из рисунков, должна быть объединена в единую целостную и непротиворечивую психологическую характеристику человека.

Анализ интерпретаций по отдельным рисункам APT

Первая позиция

В первой позиции теста выявляются особенности ориентации индивида в среде и, в частности, то, в какой степени он учитывает элементы окружающего его мира в своем поведении (имеется в виду не только внешняя деятельность, но и внутренняя, психологическая, т. е. поведение в широком смысле). Это надо знать изучая, например, личность насильственного преступника или лица, совершившего неосторожное правонарушение. Полученные данные могут использоваться и при криминологическом прогнозировании. При интерпретации рисунка в первой позиции нужно исходить из того, что она представляет собой модель пространства, а точка в ней является элементом этого пространства. Возможны следующие основные варианты интерпретации первой позиции.

Обследуемый может, например, не заметить точку и нарисовать что-то, никак не связанное с ней.
В другом случае он замечает точку, но в своем рисунке ее не использует.
В третьем варианте точка используется в рисунке, но как абсолютно самостоятельный элемент.
В четвертом — используется непосредственно в рисунке, но не несет центральной смысловой нагрузки.
В пятом — как смысловой центр рисунка.

Если точка является смысловым центром рисунка (сердцевина цветка, центр мишени, солнце и т.п.), то это означает, что человек в максимальной степени стремится учесть элементы среды. Он активно стремится к полноценной ориентировке, пропуская окружающий мир через свои представления и понятия. По мере уменьшения смысловой центральной нагрузки точки изменяется и характер ориентировки. Противоположное значение имеет рисунок, когда обследуемый даже не замечает точки, что очень часто встречается у насильственных преступников. Это является прямым аналогом соответствующего поведения в реальности. Такой человек часто не замечает то, что его окружает, не учитывает в своем поведении многие элементы среды, его поведение может протекать как бы вне ситуации. Естественно, что все остальные варианты, занимают промежуточные места по своему значению и их следует интерпретировать исходя из предложенной биполярной смысловой шкалы ориентировки.

Обследуемый также может превратить точку в центральный смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее через подзорную трубу). Такой тип рисунка встречается часто у лиц с психастеническими чертами характера. Они тщательнейшим образом стремятся учесть каждый элемент окружающего мира, но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но чисто созерцательной и пассивной ориентировке.
В другом варианте обследуемый может, как бы «замаскировать» точку (например, нарисовать массу снежинок, капель дождя, звезды и т.п. в виде точек). Такие рисунки обычно встречаются у людей, которые стремятся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение. Для них не бывает ненужной информации, «мелочей», поэтому они собирают об окружающих любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальном взаимодействии.

Вторая позиция

Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций, что очень важно для криминологического исследования. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительности. При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает). О наличии агрессии будут также свидетельствовать заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила. Тщательное вырисовывание крокодила, по сравнению с другими рисунками, так же свидетельствует о наличии актуальной агрессии. Глаза в этом рисунке имеют информативное значение и их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности в поиске проявления агрессии со стороны окружающих.

Хвост символизирует наличие такой черты как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявлена эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т.п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается, когда она по тем или иным причинам не может быть открыто реализована.
Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивным (открытая пасть, множество зубов и т.п.), а в словесной характеристике обследуемый описывает его как доброго, мягкого ленивого. Подобное встречается у людей, которые декларируют свое доброжелательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии. Такое впечатление иногда производят осужденные за насильственные преступления. У многих насильственных преступников рисунок крокодила может не иметь прямых символов агрессии, что, очевидно, можно проинтерпретировать как отсутствие у них актуальной агрессии как черты личности. Правда, у таких лиц в рисунках крокодила бывают тщательно вырисованы глаза (широко открытые и зачерненные), что может свидетельствовать о наличии такой черты, как чрезмерная чувствительность в сфере межличностных отношений.

Третья позиция

В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм. Бесспорно такая информация имеет значение для прогнозирования поведения осужденного в исправительном учреждении.

Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению установленных норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действие этих норм. Естественно, что пренебрежение этим ограничением, несмотря на инструкцию, которая также является моделью императивного действия норм, свидетельствует о неспособности или нежелании человека придерживаться в своем поведении нормативных предписаний. Изучение преступников с помощью методики APT позволило предположить, что в этой позиции выявляется тенденция к нарушению не каких-то конкретных видов норм (правовых, нравственных и т.д.), а скорее психологическая непереносимость любых внешних ограничений поведения, формальных и неформальных. Чаще всего рисунок слона выходит за рамки прямоугольника у осужденных, которые, находясь в местах лишения свободы, являются злостными и активными нарушителями режима содержания.

Поскольку слона большинство людей представляют как животного не одинокое, а живущее в группе, поэтому автором теста именно он был выбран в качестве стимульного материала для опосредованного выявления особенностей поведения, человека в группе. Кроме того имеет значение и тот факт, что для европейцев слон является достаточно нейтральным понятием, не вызывающим личностных эмоций или ассоциаций, связанных с прошлым опытом взаимодействия, в отличие, например, от лошади, коровы и других стадных животных. Таким образом, рисунок слона является прямым аналогом поведения человека в группе. Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуются бивни, слон находится в угрожающей позе.

Значение такой детали как уши — прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами, слон как бы прислушивается. По другим деталям определяется, предпринимает ли обследуемый какие-либо действия для завоевания признания окружающих. Поднятый хобот — стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза — интерпретируются так же, как в рисунке крокодила. Ресницы -признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у мужчин, — то свидетельствуют о наличии «женских» манер поведения). Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооценку. Поднятый хвост положительная оценка себя, своих действий в группе, опущенный вниз – недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе.

Большое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминированию в группе. Незначительные размеры рисунка — отсутствие тенденции к доминированию, заниженная оценка своего социального статуса. Чаще слон изображается сбоку, но встречаются и другие варианты он нарисован в анфас или сзади. Вид сбоку не имеет особой информативной нагрузки. Изображение его в анфас интерпретируется как эгоцентризм в социальных взаимодействиях, изображение сзади — пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов.

Особый интерес вызывают рисунки, когда слон изображается в границах прямоугольника, но из самого прямоугольника делается картина, фотография, литография и т. п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как нечто неизменное, застывшее, привычное. При социальном взаимодействии они пассивны не стремятся к изменению своей социально-психологической позиции, при этом их поведение стереотипно, его составляют одни и те же формы. Достаточно часто такие рисунки встречаются и у лиц, которых не принимает социальная группа или же они сами обычно не совсем обоснованно считают, что группа их не принимает. Но в любом случае поведение такого рода лиц будет состоять из определенных социальных штампов, являющихся защитными реакциями. Наиболее типично подобное поведение наблюдается у шизоидных личностей, которые стремятся к психологической изоляции от социальной среды. Такое поведение характерно для многих осужденных, плохо адаптированных к условиям содержания в исправительных учреждениях. Их поведение в группе лишено естественности, они замкнуты и стараются избегать любых обязательств и ответственности. Осужденные, отбывающие наказание в ИК, часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым отражая в своих рисунках невозможность желаемого социального поведения, проблемы отрыва от привычного окружения, социальную изоляцию.

Четвёртая позиция

Четвертая позиции теста предназначена для выявления особенностей общения. Люди придерживающиеся формализованного и регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре прямоугольника. Если подпись расположена в верхней части прямоугольника, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный, а иногда и социально-психологический статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине прямоугольника. Наличие в подписи начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению. Чрезмерное увеличение длинны подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию имеет аналогичное значение и встречается у людей, страдающих от недостатка социального признания. Например, у лиц, которые совершили преступления по мотивам преодоления дистанции с референтной группой. Подпись может служить также и предметом для графологического анализа почерка.

Пятая позиция

В пятой позиции теста выявляются особенности субъективного восприятия и оценки действительности. Поскольку пятая позиция содержит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней отличается моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных ситуаций. Здесь возможны несколько основных вариантов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых полностью определяется полярными оценками (хорошее — плохое, доброе — злое, светлое — темное и т.д.), и в их рисунках также присутствует такое деление, особенно часто это встречается у преступников, совершивших убийство. Они, например, как правило, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции, по принципу день-ночь или аналогичному. Противоположный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда можно на небе увидеть одновременно и солнце и луну. Такие люди обладают гибкой системой оценок, стремятся однозначно определить ситуацию (хорошее — плохое), их не смущает имеющееся противоречие и они воспринимают жизнь такой, какая она существует в реальности, независимо от их субъективного отношения.

В этой позиции встречаются также рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходное противоречие как бы не замечается. Такой рисунок, как показали наши исследования, встречается у людей с несформированным подходом к реальности, пассивных и не стремящихся к пониманию и осмыслению того, что происходит вокруг них.

Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиций собственных потребностей и желаний находит проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного стимульного материала. Например, рисуется дом, в котором с утра до вечера, происходят какие-либо события или рисуется собственное времяпрепровождение (например, «днем я загораю под солнцем», «вечером иду насвидание»).

При анализе рисунков по пятой позиции необходимо также учитывать что в них могут быть спроецированы личные проблемы обследуемого, его желания и стремления. В этом случае интерпретация помимо основного значения позиции (подход к оценке реальности) может также выявлять наличие конкретной актуальной ситуации, ее субъективное значение для обследуемого.

Шестая позиция

Шестая позиция теста направлена на выявление актуальной личной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противоположного пола. Понятно, что информация такого рода важна для понимания половых преступлений или иных насильственных действий, имеющих сексуальный подтекст. В этой позиции исходный стимульный материал выражает собой как бы две противоположные стихии: максимальную стабильность (земля, берег) и максимальную нестабильность (вода, море, река). Поэтому вода символизирует собой, как правило, эмоционально-чувственный аспект отношений, постоянно меняющийся во времени и по степени интенсивности, а берег олицетворяет стабильность, определенность, ограниченность, что можно условно соотнести со стабильностью семейных отношений. Как стимульный материал — дерево, растущее на берегу, направлено на выявление наличия тенденций бытового оформления взаимоотношений. Эти условные значения являются исходными для интерпретации рисунков по шестой позиции. Но особое значение здесь имеет описание рисунка обследуемым. Как показал наш опыт, в рисунках этой позиции, особенно в их описании, действительно отражаются проблемы и особенности взаимоотношений с лицами противоположного пола. Ниже приводится интерпретация наиболее часто встречающихся элементов рисунка.

Иногда обследуемый воспринимает изображение воды как твердую почву (поле, песок, пашня). Обычно это связано с отсутствием эмоционально-чувственного опыта взаимоотношений либо с крайней неудовлетворенностью ими. Изображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы, которая решается тем или иным способом в зависимости от направления движения судна. Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений, если от берега — то это имеет противоположный смысл. Очевидно, корабль приобретает такое значение потому, что это единственное средство передвижения в такой нестабильной стихии как вода. И поэтому, если возникает необходимость в смене эмоционально-чувственного аспекта отношений (в сторону стабильности или, наоборот, нестабильности и неустойчивости, а также в случае нереализованного стремления в этой сфере), то в рисунке это можно передать с помощью корабля или какого-либо другого судна, поскольку исходным стимульным материалом является вода. В случае отсутствия проблем и трудностей в эмоционально-чувственном аспекте отношений у обследуемого возникает необходимость в смене личной ситуации. Корабль или какие-либо другие плавающие суда не рисуются и актуальная ситуация полностью передается в описании рисунка.

Такие дополнительные детали рисунка как листва на дереве, кустарник на берегу и т.п. встречаются у людей, придающих большое значение бытовому оформлению личных отношений. О напряженности влечений в сфере отношений с противоположным полом у мужчин, например, свидетельствуют рисунки с агрессивными проявлениями (самолет, пикирующий на цель, пиратский или военный корабль и т.п.). Показательно, что такие рисунки чаще всего встречаются у лиц, длительное время находящихся в условиях изоляции от общества. Большое информативное значение имеет рисунок человека в этой позиции. Обследуемый при описании часто наделяет его своими проблемами, чертами и желаниями.

Седьмая позиция

Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации, что, как и предыдущие данные, имеет большое криминологическое и пенитенциарное значение. Наклоненная фигура, являющаяся здесь стимульным материалом, уже в силу своего пространственного положения символизирует неустойчивость. В рисунках могут проявляться следующие варианты поведения. Люди, выбирающие для разрешения неустойчивой ситуаций агрессивный путь, идущие на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который её спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений. Например, в нашем исследовании такой тип рисунка встречался у лиц, совершивших насильственное, преступление на семейно — бытовой почве.

Если же человек конфликтен и агрессивен и в бытовой и в социальной сферах, то в рисунках это проявляется следующим образом: рисуется несколько аналогичных наклоненных фигур, одна из которых поддерживается аналогичной наклоненной фигурой. Такие рисунки можно проинтерпретировать как стремление к разрешению конфликта путем его обострения. Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры. Например, они могут нарисовать подпорку или человека, поддерживающего фигуру, пририсовать корневую систему и т. д. Люди обнаруживающие стремление к рациональному разрешению неустойчивой ситуации, обычно рядом с наклоненной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле. Иногда из наклоненной фигуры делается, например, ракета или стая журавлей, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем вытеснения ее из своего сознания. О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свидетельствуют рисунки типа: «грибы под елкой» и т. д. Иногда такие рисунки встречаются у инфантильных личностей, не способных к восприятию ситуации как неустойчивой или конфликтной для себя.

Встречаются так же рисунки, когда стабилизация наклоненной фигуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед мороз несет ёлку») или несет ее в руках или иным способом. Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»). Иногда в рисунках проявляются парадоксальные и необычные реакции на неустойчивую ситуацию. Например, наклоненная фигура превращается в елку и всячески украшается или же она поджигается, или рисуется человек, собирающий с нее плоды.
Первый вариант рисунка может встречаться у людей, которые получают своеобразное эмоциональное удовлетворение от нахождения в конфликтной неустойчивой ситуации. Во втором варианте человек разрешает конфликтные ситуации путем полного выхода из них, психологически уничтожая источник конфликта. И в последнем случае рисунок символизирует собой использование конфликтной неустойчивой ситуации для получения тех или иных эмоциональных или материальных выгод. Все эти три варианта рисунка часто встречаются у различных категорий преступников, особенно у корыстных и корыстно-насильственных, что позволяет предположить, что так называемый «корыстный мотив» играет далеко не основную роль в тезисе этого вида преступлений.

Восьмая позиция

В восьмой позиции исходный тестовый материал стимулирует обследуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек или лицо человека, необходимо попросить обследуемого как можно более полно охарактеризовать его, рассказать о проблемах этого человека, чертах характера, привычках, склонностях и т. д. Выражение лица человека является характеристикой типа личности обследуемого.

Как показывает наш опыт, в этой позиции теста часто встречаются и рисунки животных или неодушевленных предметов. Такие рисунки так же являются прямой характеристикой личности обследуемого и требуют тщательного дополнительного опроса. Например, могут быть нарисованы: кукла, снеговик, сказочный герой и т.п. Во всех этих случаях правильно построенный опрос обследуемого приведет к тому, что он наделит своими чертами и проблемами нарисованный им персонаж. Также большое информативное значение может иметь и сам характер изображенного предмета. Например, снеговика в восьмой позиции рисуют чаще всего люди, отличающиеся мягкостью, пассивностью, женственностью. Куклы рисуют инфантильные личности с неустойчивым представлением о себе. Каким бы парадоксальным ни был рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рассматривать как представление обследуемого о себе, причем не обязательно осознанное. Иногда имеют место случаи, когда обследуемый проецирует в своем рисунке только наиболее актуальную личную проблему, что выясняется в процессе беседы.

Практическая значимость

Методику APT наиболее целесообразно использовать для исследования конкретного индивида, а не социальных групп, с целью получения о нем информации, позволяющей вскрыть некоторые его характерологические особенности, а главное — личные проблемы.
Тест является ориентировочным и как единственный метод исследования применяться не может, так как его валидность полностью определяется опытом исследователя и его навыками интерпретации рисунков. Поэтому при проведении научных исследований с применением данного теста необходимо иметь дополнительную информацию о личности, полученную путем применения других психодиагностических методик.

Особая ценность методики заключается в том, что она дает возможность получения достаточно полной информации о тех аспектах личности и жизни человека, которые он, как правило, скрывает от окружающих. Методика проста в употреблении, позволяет в относительно короткий промежуток времени (10-15 минут) составить представление о характере человека и его актуальной жизненной ситуации. Методика достаточно надежна, поскольку инструкция и исходный стимульный материал не вызывают у обследуемого никаких опасений и реакций «ухода».

С помощью методики APT можно выявить следующие свойства личности и поведения:

  • специфику ориентировки в окружающей среде
  • агрессию
  • особенности поведения и общения в группе
  • особенности восприятия и оценки неоднозначных жизненных ситуаций
  • актуальные проблемы в сфере взаимоотношений с лицами противоположного пола
  • наиболее типичные формы поведения в конфликтной ситуации
  • качественные характеристики представления человека о самом себе

Стимульный материал

Бланк методики

Протокол тестирования

См. также

Методика «Дом-Дерево-Человек»

Методика «Несуществующее животное»

Методика «Круги» Вартегга

Методика «Квадраты» Вартегга

Методика «Нарисуй человека» Маховер

Тест срисовывания Прюдомо

Второй этап развития рисуночных тестов. Часть 2.

Главная страница » Психология рисунка » Второй этап развития рисуночных тестов. Часть 2.

Рисуночные тесты оценки личностных особенностей.

Рисунок дерева.

В продолжение прошлой статьи надо сказать, что Джон Бак, разработавший рисуночную методику  “Дом-дерево-человек”, выделил в нем и субтест “Дерево”. В инструкции к этому субтесту предлагалось нарисовать любое дерево.

После этого испытуемому нужно было ответить на вопросы по рисунку дерева, “возвращающие» его в реальность. Например, о виде дерева, его возрасте, пространственном расположении по отношению в автору рисунка (выше, ниже его или на одном с ним уровне).

Далее задавались вопросы для оживления ассоциаций (например, на кого дерево похоже: на мужчину или на женщину, и почему) и на предмет  выявления пережитых потрясений (например, живое ли дерево, есть ли у него мертвая часть и почему).

После этого испытуемому предлагалось выполнить рисунок  дерева, используя 8 цветных карандашей, а затем снова ответить на вопросы.

К рисунку дерева исследователи будут еще не раз возвращаться. А пока и другие рисуночные тесты продолжают свое развитие.

Рисуночные тесты оценки личностных особенностей.

Нарисуй человека.

Женщина 54-х лет первым изобразила мужчину.

Как вы помните, рисуночный тест «Нарисуй человека» разработала Ф. Гудинаф, и это был тест для оценки интеллектуального развития ребенка.  Но американский психолог  Карен Маховер (Karen  Machover) посчитала, что этот рисуночный тест «способен на большее», чем просто измерять уровень интеллекта. Основываясь на своём богатом клиническом опыте по анализу рисунков детей,  К. Маховер стала использовать этот рисуночный тест для оценки личностных особенностей.  В ее обработке тест «Нарисуй человека» стал называться Draw-A-Person Test (сокращенно – DAP). Тогда как у Ф. Гудинаф он имел название «Draw A Man Test».  В переводе с английского языка Man – мужчина, человек, Person – человек. В отличие от теста Ф. Гудинаф, рисуночный тест Маховер не имеет возрастных ограничений.

К. Маховер выделила ряд признаков интерпретации рисунка человеческой фигуры, касающиеся не уровня развития интеллекта, а личностных особенностей человека, и обобщила их в своем труде «Проекция личности в рисунке человеческой фигуры: метод исследования личности». Книга была опубликована в 1949 году, а на русском языке она была издана только в 1996 году и называлась «Проективный рисунок человека». В ней тест «Нарисуй человека» предстал уже не как интеллектуальный, а как проективный рисуночный тест. Большинству  практических психологов именно в этой модификации он и знаком.

Второй рисунок — женщина.

Процедура рисуночного тестирования по К. Маховер заключается в следующем. Обследуемому предлагают карандашом нарисовать человека. По завершении  рисунка дают новое задание – нарисовать человека противоположного пола. Когда все рисунки выполнены, испытуемого  просят рассказать историю по рисункам в свободной форме или ответить  на вопросы из специального перечня, составленного К. Маховер,  относительно изображённых фигур: о возрасте, образовании, семейном положении, целях, взглядах на семью и жизнь, привычках.

При обработке рисунка человека особое внимание уделяется анализу разнообразных деталей. В первую очередь – особенностям изображения основных частей тела (головы, конечностей, туловища), которые имеют психоаналитическую символику.  При интерпретации  этого рисуночного теста К. Маховер исходит из идеи о том, что рисунок – это выражение обследуемым своего “Я”.

И снова рисунок дерева.

Исследователи продолжают изучать и анализировать уже существующие рисуночные тесты.

В том же 1949 году опубликовал результаты своей исследовательской работы К. Кох.  Он сопоставлял и комбинировал различные признаки рисунка дерева, а затем подвергал их тщательному анализу. В результате возник рисуночный тест «Дерево».

Рисуночный тест «Дерево» по К. Коху предполагал проведение теста для работы с детьми и включал в себя три этапа в процедуре тестирования:

  • черно-белый рисунок карандашом
  • пострисуночный опрос
  • цветной рисунок восковыми мелками

Интерпретацию результатов К. Кох проводил с позиции психоанализа.  Большое значение он придавал символизации признаков изображения дерева.  Учитывалась манера исполнения рисунка дерева, пропорции и рассказ о переживаниях по отношению к рисунку.

Вообще, рисунку дерева уделяли внимание многие исследователи еще до К. Коха. Об Э. Жюккерте, считавшем, что рисунок дерева может многое рассказать о внутреннем мире человека, и Ж. Шлибе, я упоминала. Кроме них, рисунок дерева как психометрический инструмент использовал Э. Хушер.

После Ж. Шлибе проводил свои исследования в изобразительной деятельности  и П. Бур. Он  давал задание нарисовать 4 рисунка в такой последовательности:

♥ Сначала нарисовать дерево.

♥ Второй рисунок – повторить первое задание.

♥ Затем нарисовать лес.

Карельский лес — родина моей мамы 🙂

♥ Четвертый рисунок – представить себя деревом и нарисовать, как оно выглядит, т.е. идентифицировать себя с каким-либо деревом.

П. Бур считал, что в первом рисунке дерева отражается позиция испытуемого по отношению к экспериментатору, во втором – по отношению к себе, в третьем – просматривается связь с другими людьми, в четвертом  – отражается личностная идентификация (кем человек себя чувствует в этом мире).

Автором еще одной интерпретации рисуночного теста “Дерево” является французский  ученый Рене Стор, который также проводил исследования рисунков дерева.

Он считал, что для изображения дерева  нужно, прежде всего, вспомнить его схему. Исходя из этого, Р. Стор классифицировал рисунки деревьев по следующим схемам:

  • моторные (это рисунки людей, находящихся под влиянием схемы (ствол, крона) и склонных к абстракции)
  • имажинарные (изображения дерева, заимствованные, например, из литературы;  авторы таких рисунков обладают  фантазией и отличаются оригинальностью самовыражения)
  • эстетические или интеллектуальные (авторы рисунков хорошо владеют средствами изображения, умеют передавать настроение)

Таким образом, рисуночный тест “Дерево” приобрел довольно широкое распространение.

Но второй этап развития рисуночных тестов на этом еще не завершился.

С уважением, Наталия.

Тема 28 Проективная методика к. Маховера «Нарисуй человека».

Маховера тест “нарисуй человека”
(Machover, 1948) — популярный проективный тест,
в котором испытуемому предлагают
нарисовать человека и составить по
этому рисунку рассказ. Анализируются
как рисунок, так и рассказ. Разработан
для работы с детьми старше 2 лет при
изучении самооценки и представлений о
собственном теле.

В этом тесте испытуемый получает карандаш
и бумагу с заданием нарисовать человека.
После того как испытуемый заканчивает
рисунок, его просят нарисовать человека
противоположного пола. Пока индивид
рисует, экспериментатор отмечает его
реплики, последовательность, в которой
рисуются различные части, и другие
подробности процесса рисования. За
рисованием может последовать беседа,
в которой испытуемого просят придумать
рассказ о каждом из нарисованных людей,
«как если бы он был персонажем пьесы
или романа». Испытуемому задается
серия вопросов о возрасте, типе
образования, профессии, семье и других
фактах из жизни изображаемых персонажей.
Имеются данные, что общие субъективные
оценки более надежны и валидны, чем
оценки по конкретным деталям рисунков.
Однако общие изобразительные качества
рисунка по большей части отражают
индивидуальные различия в способности
к рисованию, чем во многом объясняется
вариативность подобных общих оценок.

Тест «Рисунок человека» разработан
К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф.
Гудинаф с целью определения индивидуальных
особенностей личности.

Назначение теста

Рисунок человека наделяют различными
значениями. Некоторые считают изображение
человеческой фигуры проекцией образа
тела, другие отражением я-концепции.
Его принимают за проекцию отношений
ребёнка к значимой личности из его
окружения, проекцию образа его идеального
«я», выражение привычных действий.
Он может быть выражением того, как
человек воспринимает внешние
обстоятельства, как он относится вообще
к жизни и обществу или сочетанием
перечисленного.

Инструкция к тесту

Процедура теста состоит из того, что
ребёнку дают простой карандаш средней
мягкости и стандартный чистый лист
бумаги формата А4 (210 х 297 мм.) И просят
создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста,
человека, какого хочешь».

Если ребёнок отказывается, надо
постараться его убедить. На всевозможные
вопросы, которые, как правило, носят
уточняющий характер («а какого
человека?»), следует отвечать уклончиво,
например: «любого», «рисуй какого
хочешь». На любые выражения сомнений
можно сказать: «ты начни, а дальше
легче будет…»

В ответ на вашу просьбу ребёнок не
обязательно создаст полноценный рисунок
человека. Он может нарисовать человека
частично, нечто вроде бюста или в виде
карикатуры, мультипликационного героя,
абстрактного изображения. В принципе
любой рисунок может предоставить важную
информацию о ребёнке, тем не менее, если
рисунок не удовлетворяет требованиям,
ребёнка просят взять другой лист бумаги
и нарисовать человека ещё раз, теперь
в полный рост, целиком: с головой,
туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока
не будет получен удовлетворительный
рисунок фигуры человека. Все вопросы и
реплики ребенка в процессе рисования,
особенности его поведения, а также такие
манипуляции, как стирание элементов
рисунка и дополнения, вы должны
фиксировать. То же самое касается времени
рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в
процессе работы над рисунком, дадут
немаловажную информацию о его особенностях.

Как он отнесся к заданию?

Выражал ли он сопротивление или резкий
отказ?

Задавал ли дополнительные вопросы и
как много?

Выражал ли острую потребность в дальнейших
указаниях?

Если да, то каким образом: заявлял об
этом прямо или это выражалось в его
движениях и поведении?

Может быть ребенок смело приступил к
выполнению задания и ничем не выражал
сомнений в своих способностях?

Или его сомнения и неуверенность
отражались во всем, что он делал и
говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи
для размышлений: может быть, ребенок
чувствует себя незащищённым, он тревожен,
беспокоен, не уверен в себе, сомнителен,
подозрителен, высокомерен, проявляет
негативизм, чрезвычайно критичен,
враждебно настроен, напряжен, спокоен,
доверчив, любопытен, смущен, насторожен,
импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите
ребенка, все ли он нарисовал, а затем
переходите к беседе, которая строится
на основании рисунка и его особенностей.
В процессе беседы вы можете прояснить
все неясные моменты рисунка, а через
отношения, чувства и переживания, которые
ребенок выражает во время беседы, вы
может получить уникальную информацию
относительно его эмоционального,
психологического состояния.

Беседа может включать вопросы:

Кто этот человек?

Где он живет?

Есть ли у него друзья?

Чем он занимается?

Добрый он или злой?

На кого он смотрит?

Кто смотрит на него?

Другие вопросы, которые следует задать
ребенку, дабы получить от него максимум
информации:

Знаком тебе этот человек?

На кого он похож, кого он напоминает?

О ком ты думал, когда рисовал?

Что делает нарисованный человек, чем
он в данный момент занят?

Сколько ему лет?

Где он находится?

Что вокруг него?

О чем он думает?

Что он чувствует?

Чем он занимается?

Он тебе нравится?

У него есть плохие привычки?

У него есть какие-нибудь желания?

Что тебе приходит в голову, когда ты
смотришь на этого нарисованного человека?

Этот человек здоров?

Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете
попросить его разъяснить или
прокомментировать имеющиеся на рисунке
неясные детали, сомнительные или нечеткие
места. Спросите также, какая часть тела,
по его мнению, получилась лучше всего
и почему, а какая часть самая неудачная,
почему.

Другой вариант беседы с ребенком –
попросить его сочинить историю об этом
че

Тест FIGURA HUMANA de Karen MACHOVER

-El test de la figura humana de K.

Machover (TFHM), o «Proyeccin de la personalidad en el

dibujo de la figura humana «, es un test grfico en el

que se le pide al sujeto que dibuje una figura humana

Complete.

Concretamente se

le dice: «Dibuje una persona». Luego, si dibuja un

hombre, se le pide que dibuje una mujer, y наоборот.Si

no hay tiempo para que haga dos dibujos se le pide que

dibuje una persona de su propio sexo

El Objetivo es el de analizar

особые аспекты персонализации суджето en

relacin a su autoconcepto, su imgen corporal y su

estado emocional актуально.

La idea que subyace a los dibujos

де ла фигура человека пара ла валорацин де ла

personalidad es que cuando un sujeto dibuja a una

persona est haciendo una proyeccin de s mismo.

As, cuando a un Individualse le

pide que dibuje una persona completeta, este no se escapa

а лос импульсос, ансиедадес, конфликты и компенсации

caractersticos de ese Individual. De alguna manera, la

figura dibujada es la persona, y la hoja correde al

medioambiente en que dicha persona se desenvuelve.

Interpretacin del Dibujo de la

Фигура Humana:

Интерпретация DFH se

Compone de dos tipos de anlisis:

1- Anlisis Estructural:

Тамао

Colocacin del dibujo en la hoja

Постура «Поза»

Movimiento

Лнеа-дель-Суэло,

Trazo o Lnea

Симетра

Transparencia

Сомбредо

Rectificaciones

Borraduras

Секуэнсия

2

Анлисис дель Контенидо:

La Cabeza

Ла Кара

Ла Бока

Лос

Лабиос

La Quijada

Los Ojos

Лас-Орехас

La Frente

Лас Сехас

Эль-Пело

La Nariz

Ла-Барба и Эль-Биготе

Эль-Куэльо

La Nuez de Adn

Los Brazos

Лас-Манос

Лос-Дедос-де-ла-Мано

Лас-Пьернас

Los Pies

Лос-Дедос-дель-Пие

Эль Тронко

Лос-Сенос

Лос-Хомброс

Лас-Кадерас и лас-Нальгас,

Ла-Лнеа-де-ла-Синтура,

La Vestimenta

Otros Objetos

Indicadores Emocionales

Presentamos tambin una serie de Tests para el

Autoaprendizaje de la Interpretacin del Test de

Мачовер:

Тесты Autoevaluacin de la Prueba de F.Х. Мачовер

Библиография:

Хуан А. Портуондо: «La Figura Humana. Test Proyectivo de Karen»

Мачовер ». Редакция Biblioteca Nueva

Дж. М. Сид и С. Урбано: «Персональные конфликты в

dibujo «. Delta Publicaciones

М.А. Миротти: «Знакомство с проектами».

Редакция Brujas

.

Анализ «История проективного тестирования

Анализ

Карен Мачовер дает подробное объяснение того, что каждый аспект рисунка человека может сказать об его личности в своей книге Проекция личности на рисунке человека. Вот краткое изложение некоторых характеристик и их возможный анализ. То, как лечить каждую часть тела, имеет разное значение. Другие характеристики, такие как одежда и прочие характеристики, включены в полный анализ, но не здесь.Это те, которые считаются наиболее важными в анализе.

Голова : Голова является центром интеллектуальной силы, социального баланса и контроля над импульсами. Непропорциональная голова предполагает, что у субъекта проблемы в одной из этих областей. Непропорциональная голова также может быть нарисована человеком с повреждением мозга, сильными головными болями или другой чувствительностью головы.

  • Большая голова: параноик, нарциссизм, интеллектуально праведный или тщеславный; все, что связано с большим эго
  • Время: человек, которые нарисовали его последними, демонстрируют нарушения в межличностных отношениях
  • Шея: Так как шея часто представляет собой связь между головой и телом, недооценка может означать чувство разрыва между этими двумя вещами и может указывать на шизофрению.Однако недооценка может также указывать на чувство физической неполноценности.

Лицо :

  • Пропуск : отсутствие черт лица — выражение избегания социальных проблем
  • Глаза: раскрывает внутренние образы себя
  1. Акцент: подозрительно относится к внешнему миру (параноик)
  2. Деталь: занимается социальными функциями; Мужчина, который рисует ресницы, демонстрирует гомосексуальные наклонности
  3. Глаза закрыты / нет ученика : люди, которые хотят отгородиться от мира или эмоционально незрелые
  4. Пронзительный взгляд: параноидальный шизофреник
  • Бровь : акцент на хорошем или плохом уходе (обрезка густых бровей соответственно)
  • Нос: сексуальный символ; акцент указывает на сексуальные трудности, половую незрелость, неполноценность или другую сексуальную недостаточность.
  • Подбородок: , если он не включен, это может быть способом компенсации слабости, нерешительности или страха ответственности; его можно интерпретировать как сильное стремление к социальной силе и доминированию
  • Губы: Девочки, которые рисуют губы бантом купидона, считаются рано развившимися в сексуальном плане. Пухлые губы у мужчин символизируют нарциссизм. Люди, которые рисуют что-то во рту (например, зубочисткой), указывают на оральные эротические тенденции.
  • Рот: наиболее часто искаженный у людей с сексуальными трудностями
  1. Чрезмерный акцент : подчеркивание важности еды, нецензурной лексики и истерики
  2. Зубы : признак агрессии
  3. Closed Mouth : закрытие рта от чего-то, желание что-то удержать, особенно гомосексуальный опыт
  4. Широкий оскал: получить разрешение

Волосы: Растрепанные волосы могут означать ощущение бессмертия, в то время как более волнистые и гламурные волосы могут означать, что человек сексуально незрел.

Элементы контакта (ноги, ступни, руки, кисти): Движение элементов контакта является важным элементом. Предполагается, что количество движений черт лица уменьшается с возрастом и, как считается, отражает степень контакта человека с внешним миром.

  • Руки и кисти: представляют развитие эго и социальную адаптацию (руки — наиболее часто опускаемые черты)
  1. Опущено: представляет собой полный уход из окружающей среды (шизофреник).Если самец опускает руки женщины, он отвергнут своей матерью и не принят женщинами. Если человек опускает руки, считается, что он не доверяет социальному контексту
  2. Затенение: слишком сильно заштрихованные руки могут указывать на чувство вины в отношении агрессивных импульсов
  3. Размещение (руки): вытянутых рук представляют собой хорошие отношения с окружающей средой и / или спонтанность. Если они «потрачены впустую», человек может плохо воспринимать физическую реальность.
  4. Расположение (руки): за спиной может означать стремление к гламуру для девочек, в кармане может указывать на уход из общества или чувство вины по поводу мастурбации.
  • Пальцы: пальцы особенно важны из-за их связи с личностью человека и в основном используются для обозначения уровней агрессии. Если они чрезмерно преувеличены, они могут быть индикаторами вины. Их длина может указывать на уровень агрессии: слишком долго и человек чрезмерно агрессивен, слишком короткий — сдержан.
  • Ноги и ступни: интерпретируются как предметы, которые поддерживают и уравновешивают тело, а также его движения. Тот, кто находится в сильной депрессии и не заинтересован в движении, может либо сидеть, либо даже опускать ступни или ноги. Однако человек, страдающий сексуальным беспокойством, также может отказаться показывать что-либо ниже талии. Люди, которые недооценивают ноги, могут бояться что-то показать, и это может указывать на гомосексуальную панику. Чрезмерно подчеркнутая ступня может указывать на компенсацию сексуальной неадекватности.
  • Пальцы: часто не изображаются на рисунках из-за обуви, но если они есть, то это признак агрессии. Если женщина показывает накрашенные ногти на ногах, это может означать повышенную женскую агрессию.

(Эмили Саутерс)

Артикул:

Machover, К. (1949). Проекция личности: на рисунке человеческая фигура . Спрингфилд, Иллинойс: Издатель Чарльза С. Томаса.

.

Test de Machover — Gestion.Org

test figura humana

El test de la figura humana , o Test de Machover, es una prueba gráfica, который представляет собой ciertos rasgos для диагностики, mejor la personalidad en los процессе de selección de personal (también en ot en адултос комо эн ниньос). Это тест, который используется для оценки всего личного персонажа. Por medio de la figura humana, en la que se basa este test proyectivo, la personalidad es capaz de proyectar una gran cantidad de rasgos Mongativos для правильного диагноза человека.Para los entrevistados es muy sencillo realizar este test, por su fácil aplicación, aunque para los reclutadores la convertación debe ser realizada con profesionalidad y cuidado. ¿Qué se necesita? Se Requiere papel blanco sin rayas, lápiz y goma de borrar para hacer la prueba. ¿Qué se hace? Se pide al entrevistado que dibuje a una persona, y después se le siguen dando Instrucciones para que dibuje. Si la persona no ha dibujado cierta parte del cuerpo, se le ha de decir que debe hacerlo, y si se resiste hay que preguntar por qué.Hay que dejar bien clro que no se valoran las Capacidades artísticas o de dibujo de la persona sino otros aspectos.Antes del test se han de solicitar datos, y mientras se realiza se pueden ir haciendo observaciones (como tiempo aproximado) en una hoja. Аспектос валорар. А ля хора де интерпретар, hay que tener en cuenta la figura realizada, su tamaño, la posición y el tema del dibujo, analizando diversos aspectos de cada una de estas cuestiones. Cada una de las partes del cuerpo humano, así como la selección del dibujo, lo que se hace y no se hace, son importantes para hacer una correa interpación en la entrevista.El test de machover es un test proyectivo económico y fácil de implementationar en la empresa que se puede utilizar como complemento de otras pruebas de selección, aunque no como único elemento a la hora de valorar a unposible trabajador. Sobre todo — это идеальное пара явное поведение, которое не требует выражения de forma oral o que se encuentran en el subconsciente, porque se asocian diversas percepciones y emociones con el propio cuerpo.

Test de Machover en selección de personal

  • ¿Es efectivo? Sí, se pueden conocer аспектos interesantes sobre la persona.
  • ¿Возможно ли? Si se sabe hacer bien la translations sí. Es efectivo y fiable, aunque también hay que saber cómo utilizarlo.
  • ¿Vale como prueba única en selección? Нет, рекомендуется использовать combinarlo con otras pruebas.
  • ¿Sirve para confirmar lo que ya sabía o sospechaba? Нет, sirve para conocer datos, no para intentar demostrar reviewses que ya se tenían. Si se empieza con prejuicios es mejor que lo haga otra persona.
  • ¿Deben hacerlo profesionales? Es lo más рекомендуется.

Otros test proyectivos a tener en cuenta:

.

PPT — Тест рисования фигур Презентация PowerPoint, скачать бесплатно

  • Тест рисования фигур Природа и история методов FD

  • МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ • Методы рисования рисунков основаны на показателях производительности, при которых обследуемые люди рисуют рисунки людей или предметов. • Использование рисунков фигур в оценке личности основано на предположении, что то, как люди подходят к этой задаче, и то, как они рисуют фигуры, отражают некоторые из их основных предрасположенностей и забот, а также их отношения к себе и другим людям.• Это предположение проистекает из широко признанной степени, в которой работы творческих художников имеют тенденцию отражать их настроения и личные интересы.

  • Часто используемые оценки

  • Эффективность с молодыми людьми

  • Эффективность в школьных условиях

  • Структурные данные на рисунках состоят из объективных характеристик людей.• Основные структурные особенности рисунков включают качество линий (толстые или легкие, непрерывные или прерывистые), размер фигур (большие или маленькие), расположение рисунков на странице (в центре, вверху, внизу, сбоку) и любой акцент или упущение основных частей (например, человек с непропорционально маленькой головой или большими ушами, человек без рук и ног, дом с крошечной дверью, дерево без ветвей, семья без отца).

  • Тематические образы появляются в оценке рисования фигур, когда человек просят рассказать о том, что они нарисовали.• Поведенческие данные в тестах рисования фигур состоят из того, как люди подходят к своей задаче и как они взаимодействуют с экзаменатором. • Поведение и комментарии во время теста, вероятно, будут отражать аспекты индивидуального стиля решения проблем, его сдачи теста и межличностного отношения.

  • Исторически сложилось так, что никто не знает, когда впервые было высказано предположение, что то, что люди предпочитают рисовать и как они рисуют, может пролить свет на особенности их личности. • Формальное применение рисунков фигур в психологической оценке началось с Флоренс Гуденаф. наставничество Льюиса Термана (публикация Шкалы интеллекта Стэнфорд-Бине, 1916)

  • Гуденаф заинтересовался дополнением шкалы Стэнфорд-Бине невербальным показателем интеллектуальной зрелости молодых людей. • Она пришла к выводу, что количество точных деталей они включают в свой рисунок человеческую фигуру, которая может обеспечить такую ​​меру. Преследование Гуденаф этой веры привело ее к разработке теста «Нарисуй человека», который был опубликован в 1926 году. -A-Man, расширив систему оценки Гуденаф и увеличив образец стандартизации для теста, и он предложил • Следует попросить детей нарисовать не только мужчину, но и женщину, и свое изображение.

  • Вскоре после того, как тест «Нарисуй человека» стал использоваться, психологи начали рассматривать возможность того, что рисунки детских фигур могут выявить различия между ними в их личностных характеристиках, а также в их интеллектуальной зрелости. • Однако только в 1949 году Карен Мачовер, в то время старший психолог психиатрической больницы округа Кингс в Нью-Йорке, опубликовала первый формальный метод оценки личности с помощью задачи рисования фигуры, которую она назвала тестом «Нарисуй человека»

    .

  • Machover рекомендовал использовать DAP с людьми любого возраста, не только с детьми, и получать рисунки как мужских, так и женских фигур.• (Machover, 1951) она разработала представление о том, что структурные особенности человеческих фигур, которые рисуют люди, скорее всего, отражают лежащие в их основе отношения и опасения, а также многие их личностные черты.

  • Опыт: рисунок маленьких фигур может указывать на низкую самооценку или робость, тогда как рисунок больших фигур может быть признаком уверенности в себе или величия. • Размещение фигур вверху страницы может отражать высокий уровень стремления и стремления к достижению, предположила она, тогда как размещение фигур внизу страницы может указывать на неуверенность и чувство неполноценности.

  • Мачовер также сформулировал многочисленные гипотезы, касающиеся специфического значения различных особенностей рисования головы, глаз, носа, ушей, волос, рта, шеи и других частей тела и того, как одеты фигуры. • Также включите процедуру опроса, в которой испытуемых просят «придумать рассказ об этом человеке, как если бы он был персонажем пьесы или романа» (Machover, 1951, стр. 345).

  • Вопросы касаются таких вопросов, как возраст, образование, род занятий и амбиции фигур; как фигуры относятся к себе, своей семье и друзьям; и какое отношение эти люди имеют к школе, сексу и браку.

  • Проективное использование (Klepsch & Logie, 1982) • Как мера личности: получить информацию об уникальности ящика, и он видит себя • Как показатель себя по отношению к другим: когда дети втягиваются в себя определенная группа, их проецируют свое видение себя по отношению к другим в группе • В качестве меры групповых ценностей: исследуйте различные культурные и расовые группы в рисовании • В качестве меры отношения: пусть дети рисуют конкретных людей, раскрывают их чувства по поводу эти конкретные (профессиональные) люди, опытный врач, медсестры, учителя

  • Непроективное использование • Может использоваться для измерения уровня развития или интеллектуальной зрелости ребенка • В детском исследовании (1900-1915) два важных вывода: порядок развития в рисунках детей постоянно; и дети с более низкими способностями, как правило, рисуют некачественные рисунки • Используя тест DAM Гуденафа-Харриса, различные исследователи обнаружили, что с возрастом детей растут и детали на их рисунках. 1948) HTP • Koppitz (1968) HFD • Dunleavy, Hanson, & Szasz (1981) обнаружили, что балльная система Коппица полезна для выявления детей детского сада, которые не были готовы к школе. • Харрис рассматривает HFD как меру интеллектуальной или концептуальной зрелости; способность воспринимать / различать сходства и различия, абстрагироваться / классифицировать объекты в соответствии с сходствами и различиями, а также обобщать / относить различающий объект к правильному классу

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *