Связь педагогики с философией кратко: Связь педагогики с философией — Студопедия

Связь педагогики с философией, психологией, социологией и др. науками.




Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса — одна из центральных для педагогики.

Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.



Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.

Образовательная политика является отражением идеологии различных партий и классов, которую изучает политология. С другой стороны, педагогика разрабатывает механизмы формирования политической культуры личности.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественнонаучными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества в целом входит в качестве составляющей в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение. Поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.

Формы связей педагогики с другими науками разнообразны: применение методов других наук; использование результатов исследований, полученных различными науками; объединение усилий педагогов с представителями других наук; совместная разработка новых понятий

 

 

10. Основные категории педагогики (воспитание, обучение, образование, развитие, формирование).

Воспитание имеет в педагогической науке два смысла.

В широком – это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него определенной системы ценностей; воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования интеллекта, духовных и физических сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности.

В узком смысле воспитание – это систематическое, целенаправленное воздействие на воспитуемых с целью формирования у них определенных, конкретных качеств, взглядов, убеждений, желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.




Воспитание также трактуется еще в более конкретном значении – как решение определенной воспитательной задачи.

Самовоспитание – осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств личности, форм поведения.

Обучение– целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся по передаче и усвоению социального опыта, формированию знаний, навыков и умений. При этом деятельность обучающих называется преподаванием, а деятельность обучающихся – учением.

Обучение в определенном смысле отличается от воспитания степенью организованности – процесс обучения определен более четкими и жесткими рамками (содержательными, временными, технологическими, целевыми и т. п.), характеризуется применением специальных средств обучения.

Образование– процесс и результат освоения определенных обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей; педагогически организованный процесс передачи накопленной людьми культуры и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Самообразование– целенаправленная и целеустремленная работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний.

Развитие– процесс становления, формирования и совершенствования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль.

В более узком смысле развитие понимается как совершенствование интеллектуальных, физических и других качеств личности.

Формирование – это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. Формировать — значит организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество.

Педагогический процесс– специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся (учащихся, обучаемых, воспитанников) в целях решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности. Он представляет собой цепочку отдельных педагогических взаимодействий.

Педагогические взаимодействия– это преднамеренные взаимные контакты педагога с другим человеком, направленные на изменения в поведении, деятельности, сознании, психике, отношениях человека.

Понятие «педагогическое взаимодействие» обозначает самую существенную специфическую черту практической педагогики – ее двусторонний, субъект-субъектный характер.

 

 











Педагогика и философия. Роль философии и педагогики в становлении пед как науки.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали «полигоном» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике,

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.

Наиболее существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. 2. Анализ наиболее общих вопросов познания.3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. 4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. На основе такой структуры философского знания рассмотрим аспекты педагогики. На основе этого дадим характеристику воспитанию и образованию. Они представляют часть материального и идеального бытия; познаваемы, теоретически объяснимы, практически организуемы и управляемы. Философия имеет методологическое значение, т. е. она служит фундаментом теоретического и практического освоения действительности, реальности и разработки построения теории педагогики как науки


Благодаря теоретическим идеям философов, педагогика не стояла на месте, а внедряла в практику философские идеи и взгляды в вопросе воспитания, тем самым развивалась не только философия, но и педагогика, как наука. Именно в XIX в. русская философия задала те научные основы, которые повлияли на педагогов. Разумеется, такое смещение акцентов в педагогике (обучении, воспитании) имеет под собой вполне объективные основания. Характерной особенностью русской философии является то, что она развивается в русле русской культуры. Интеграция философских знаний в педагогику (славянофильство ,«западники») Сущность: признание личностью общечеловеческих, опирающихся на христианскую мораль и нравственность (любовь и уважение к человеку, вера в человека и его духовные силы) ценностей; защита демократических идей, пропагандирующих равенство и братство (свобода личности, народность) народов; осознание необходимости целостного подхода в формировании личности (усовершенствование личности, подъем ее самосознания). Эти идеи проникали в педагогику, стимулировали ее на поиск новых подходов в реализации процессов воспитания и образования. Развитие в русской философии идеи о самобытности образования подготовили почву для возникновения новых идей в педагогике, Философы стремились не только к разработке теоретических положений в воспитании человека, они пытались найти конкретные пути в решении данного вопроса и дать практические рекомендации педагогам по воспитанию подрастающего поколения. Идеи семейного воспитания, взаимоотношения родителей и детей становились центральными как в философской, так и в педагогической мысли. Эти идеи интегрировали из философии в педагогику. Взаимосвязь и взаимопроникновение педагогики и философии находят отражение в общности интереса к культуре – национальной и общечеловеческой, к личности – свободной и творческой, к образованию и воспитанию – как социокультурным феноменам. Педагогика не стояла на месте, а внедряла в практику философские идеи и взгляды в вопросе воспитания,


Психология и педагогика

Педагогика взаимосвязана с психологией. Достаточно привести одно из определений психологии и на ней строить обоснование. «Психология (от греч. душа и учение) – наука о возникновении, развитии и функционировании психики и поведения людей и животных» Все взаимодействия педагога с детьми, учащимися, студентами, преподавателя со взрослыми обучающимися осуществляются на деятельности психики и управляемом поведении с двух сторон. В свете изложенного возникает вопрос: к какой группе наук относится педагогика? Понятно, что не к естественным, точным и техническим. Хотя многое от них вбирает, прежде всего в использовании методов научного исследования. Педагогика – это общественная наука которая подразделяется на гуманитарные и социальные дисциплины. К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, языкознание, искусствознание, культурологию. К социальным наукам относят социологию, политологию, психологию, экономику, антропологию, этнографию, юриспруденцию. При исследовании объекта и предмета изучения педагогика опирается на все названные науки, но больше всего на философию, социологию, психологические дисциплины, культурологию, экономику, юридические науки (правоведение). На обе группы наук педагогика ссылается при выборе методов научного исследования. Триада — философия, педагогика и психология — просуществовала достаточно долгий период, и до сих пор в педагогике можно выделить направления, которые испытывают значительное влияние либо философии, либо психологии. Философское влияние на педагогику — стремление вывести из закономерностей общечеловеческого познания и взаимодействия закономерности обучения и воспитания. Психологическое влияние на педагогику осуществляется через педагогическую психологию, которая исследует процессы личностного становления и усвоения учащимися социального опыта, возможных структур действий и операций, способствующих развитию и формированию необходимых личностных качеств, знаний, умений и навыков. В рамках данного направления развивается концепция индивидуального присвоения опыта, оформленная в виде определенных гипотез научения, лежащих в основе деятельности педагога и учащихся, в процессе исторического развития влияние это усиливалось. Психология оказала влияние на развитие педагогической практики. С другой стороны, влияние психологии на педагогическую науку привело к появлению нового научного направления — педологии, которое пыталось усовершенствовать обучение, воспитание, образование на основе комплексного изучения процессов развития детей. Учитель, воспитатель, преподаватель или любой другой педагог рассматривает педагогические и психологические знания как рядоположенные, он использует их непосредственно.

 

Статья Взаимосвязь философии и педагогики

Взаимосвязь философии и педагогики. Формирование научного гуманистического мировоззрения личности. Религия и школа. Философский анализ одной из педагогических систем.

Философия образования рассматривает, как происходит умственное и нравственное развитие человека в культурной среде и как может (и должна) содействовать этому процессу система образования. При обсуждении возникающих при этом проблем неминуемо приходится обращаться к коренным философским вопросам. Различные философы и философские школы пытаются найти способы понимания и соответственно построения образовательных процессов, они пытаются выявить комплекс идей, которые позволили бы глубже понять и успешнее поддерживать формирование индивидуальной культуры.

У философии и педагогики давние связи, более того, первые педагогические мысли и теории зарождались именно в русле философских концепций – достаточно вспомнить античную историю, средние века или эпоху Возрождения. И наиболее тесная область пересечения этих научных областей получила название философия образования. Попробуем рассмотреть эти понятия и научные дисциплины в их взаимосвязи.

Рассмотрим зарождение и историческое формирование данного понятия как компонента философских подходов к развитию и образованию человека и педагогических концепций прошлого и современности.

 Исторический период с VIII по III века до н.э. К. Ясперс и назвал собственно «осевым временем»[30]. Это — время переворота в области человеческого духа на огромной территории от Греции до Китая, время становления и утверждения религиозных, философских, этических систем. Систематизируется и педагогика, первоначально как составляющая новых типов мышления. В античной цивилизации она проявляется себя в закрытых религиозно-мистических союзах и обществах (орфики, пифагорейцы), но развитие полисной государственности, хозяйственно-торговых связей, присущей языческому миру дух агонального (состязательного) воспитания, неизбежно превращают античную педагогику в открытую и стройную теорию. Греческая философия была первоначально «натурфилософией». Тот же принцип природосообразности, без которого было невозможно первобытное воспитание, приобретает в высокоразвитых Афинах классического периода ясное философско-педагогическое обоснование. Приблизительно со времени Перикла (V в. до н.э.) можно говорить о всеобъемлющем понятии «пайдейя». «По существу, пайдейя означает тот путь (а также руководство этим путем, его педагогическую организацию), которым должен пройти человек, изменяя себя в стремлении к идеалу духовного и физического совершенства (калокагатия) посредством обретения мудрости, мужества, благоразумия, справедливости и других воинских, гражданских, нравственных, интеллектуальных добродетелей (арете)»[31]. «Арете» — образцовое поведение. В педагогическом сознании Платона и Аристотеля человек добродетельный обязательно всесторонне образован.

Ян Амос Коменский по праву считается родоначальником той системы образования, которой мир пользуется уже четвертое столетие. Изменялись формы правления, сходили со сцены политические режимы, умирали сами собой педагогические эксперименты, а школа продолжала и продолжает учить детей в рамках все той же классно-урочной системы, которую великий педагог создавал в XVII веке, руководствуясь тем же принципом природосообразности. На исходе Века Просвещения, который в системе образования продолжал пользоваться средневековым дисциплинарным механизмом образования, отождествляя его с обучением, формируется представление о «наукоучении». В 1794 и 1837 годах в свет выходят два философских сочинения с одинаковым названием «Наукоучение». Первое принадлежит немецкому философу И.Г. Фихте[32], считавшему вслед за И. Кантом, что философия должна быть фундаментом всех наук, ибо раз наука систематична, то она должна исходить из единого основоположения, достоверного само по себе и поэтому обуславливающего достоверность всей системы.

Второе «Наукоучение» создал чешский философ, теолог, математик Б. Больцано[33]. В его труде роль фундамента всех наук принадлежит логике. И Фихте, и Больцано транслируют концепцию «наукоучения» и на формы образования, и на формы научного знания, которое напрямую бы связывалось с задачами преподавания учебных дисциплин. В соответствии со взглядами обоих мыслителей образование чуть ли не насильно вписывалось как сегмент в общий круг научного познания, т.е. волей-неволей становилось философией. Однако, в дальнейшем XIX век оказывается менее щедрым на всеобъемлющие философско-педагогические системы, т.к. вполне естественным путем образование становится частью или государственных институтов, или институтов гражданского общества, которые более озабочены практическими результатами обучения, нежели философскими концепциями образования.

Но и у И.Ф. Гербарта и у Ф.В. Дистервега в Германии, где образовательная система приобретает наиболее завершенную форму, философия — обязательное условие воспитания. Ф.В. Дистервег полагал, что разумно организованное воспитание должно осуществляться на основе трех принципов: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности и тем самым продолжал философско-педагогическую парадигму, идущую от античной пайдейи («Руководство к образованию немецких учителей», 1835)[34]. На принципе природосообразности простроено педагогическое учение К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[35]. Узнать человека — значит узнать его природу, и его место в природе отношений.

 В 1916 г. американский философ и педагог Д. Дьюи подвел итоги своей многолетней педагогической работы в книге «Демократия и образование»[36]. Ценность данной работы Дьюи заключается в том, что он определенно ставит вопрос воспитания, как неразрывную часть социальной жизни, исходящую из нее, черпающую материал из ее практики и направленную на улучшение жизненных форм. На рубеже XIX-XX веков происходит смена философско-педагогических парадигм: принцип природосообразности начинает вытесняться принципами социальности и социализации личности. Наступает время новой методологии: отныне ребенок рассматривается не как творение природы (Бога), а как первоначальная общественная частица, которой предстоит занять свое подобающее место в социально-дифференцированном мире. Необходимость будущей адаптации человека в индустриальном обществе диктовала новый педагогический дискурс.

Вопрос 4. Методологические основы педагогики. Связь педагогики с философией, психологией, социологией и др. науками

Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории. Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке. Под методологией понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки. Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения реальной действительности в сознании человека. Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:

1) воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями его развития. Важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;

2) решающее значение в получении воспитания играет активность самой личности. Личность должна стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуть наилучших результатов.

Без методологических знаний сложно грамотно провести педагогическое или какое-либо другое исследование. Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как:

1) система знаний, т. е. методологические исследования;

2) система научно-исследовательской деятельности, т. е. методологическое обеспечение.

Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками: философией; психологией; социологией.



Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы (проблемы теории познания и ученического познания). Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика.

Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности.


Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания.

Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь: анатомией и физиологией человека; математикой; кибернетикой. Биологические науки рассматриваются как естественно-научная база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова по вопросам нервно-психического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др. Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения. Кибернетика позволила создать в педагогике программированное обучение.

Связь педагогики с другими науками — Студопедия

1. Связь педагогики с философией

2. Связь педагогики с психологией

3. Связь педагогики с анатомией и физиологией

4. Связь педагогики с генетикой, кибернетикой, информатикой

1 . На современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним. Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, в частности, с философией.

Философия является фундаментом педагогики. Те или иные философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении целей воспитания, в постижении сущности человека, законов развития природы и общества и т. п.

Философия воспитания — это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Одна из задач философии воспитания, как ее определяет английский философ А. Брент, состоит в том, чтобы определить критерий и разработать принципы, позволяющие выявить суть предмета и методов воспитания. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению проблем нравственного, эстетического воспитания.

Данные социологии — еще одной области философских знаний о состоянии современного общества — необходимы педагогике для концентрации научных исследований на «болевых» проблемах образования и воспитания.



2 . Особенное значение для педагогики имеет ее связь спсихологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует само развитие психики, а педагогику — эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: в дидактике, например, опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т. д.

Интеграция этих наук привела к возникновению пограничных отраслей — педагогической психологии и психопедагогики.

3. Анатомия и физиология — основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе. Научные знания о высшей нервной деятельности используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и психическим развитием детей. Те же знания являются основополагающими при разработке режима жизни детей, организации различных видов деятельности, исследовании принципов оформления предметно-материальной среды в образовательных учреждениях, особенно тех, которые предназначены для детей раннего и дошкольного возраста.


4.В 60 — 70-е гг. XX столетия педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, какгенетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.

Использованные источники:

Подласый И.П. Педагогика: в 2-х кн. Книга 1. С. 37, 40. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. С. 44 — 46.

Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании

Исключительно большое зна­чение в развитии педагогики имеют ее связи с другими науками. Она развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с филосо­фией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, физиологией человека, этнографией, математикой и другими отраслями знаний.

0 связи педагогики с названными выше науками будет идти речь постоянно при последующем изложении конкретных вопросов вос­питания. Здесь же мы ограничимся некоторыми общими аспектами освещения этой проблемы.

Один из этих аспектов состоит в том, что педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи дру­гих наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и разраба­тывать его теоретические основы. Так, философские идеи, как показа­но выше, выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории, помогая ученым в определении исходных позиций при исследовании педагогических явлений. Такие же методологические функции по отношению к педагогике выполняют этика, эстетика и другие смежные дисциплины. Идеи же других наук служат непосредственной основой для разработки конкретных педагогических проблем. Например, идеи логики и психологии широко используются при разработке закономернос­тей организации познавательной деятельности учащихся в процес­се обучения. Физиологические идеи об условнорефлекторной дея­тельности помогают раскрыть научные основы тех изменений, ко­торые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек поведения.



Таким образом, идеи различных наук о человеке позволяют педаго­гике глубже и всесторонне исследовать закономерности воспитания. На это положение в свое время указывал еще К.Д. Ушинский. В преди­словии к I тому «Педагогической антропологии» он писал: «Если педаго­гика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[14]. Тем самым он обращал внимание на необходимость глубокого изучения в педагогике данных всех антропологических наук, исследующих человека.

Творческая переработка в педагогике идей других наук о воспи­тании человека особенно большое значение имеет в настоящее время, когда человековедение, по справедливому замечанию извест­ного психолога Б.Г. Ананьева, превращается в одну из генеральных проблем современной науки.


«Однако, – отмечал он, – существует и некоторая опасность, тая­щаяся в такой ситуации: поток крайне разнородной научной инфор­мации уже сейчас превышает возможность ее своевременной пере­работки; некоторые из педагогических приложений гипертрофиру­ются и противопоставляются самой педагогике, притязая на собственную теорию воспитания; возрастает дробность подходов к воспи­танию и обучению, обусловленная прогрессирующей дифференциа­цией отдельных наук о человеке. Преодолеть такие тенденции можно лишь путем строгого отбора, организации и интеграции пе­дагогических приложений разных наук в системе самой педагогики, путем последовательного развития ее… философских основ»[15].

Вторым аспектом связи педагогики с другими науками является твор­ческое использование их методов исследования. В частности, расшире­нию методов экспериментального исследования при изучении педа­гогических явлений во многом способствуют такие науки, как пси­хология, социология и др. Математика обогащает педагогику ста­тистическими методами исследования.

Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отме­тить и ее обратного влияния на эти науки. Например, теоретиче­ские идеи о роли воспитательного коллектива в формировании лич­ности, фундаментально разработанные в педагогике (В.А. Лай, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко), оказали и продолжают оказывать воздействие на развитие исследований по данной проблеме в таких науках, как психология, философия, этика, социология, и др.

Необходимо подчеркнуть и следующее. Как ни глубоко проника­ют указанные выше науки в различные аспекты развития и форми­рования личности, ни одна из них всесторонне не раскрывает сущ­ности и закономерностей воспитания в целом, в единстве его теоре­тических и методических основ. Эту сложнейшую проблему решает только педагогика и переводит ее в область практического осущест­вления. Вот почему предметом особой гордости каждого учителя должно служить то, что среди представителей других наук о челове­ке только он один, владеющий педагогическими знаниями и соот­ветствующими методиками, в состоянии действительно воспиты­вать и формировать растущую личность, развивая ее интеллектуаль­но-творческие способности, высокую духовность, мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру.

3. Развитие методов исследования как условие совершенствова­ния педагогической теории

Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и совершенствование методов ее исследования. Надо сказать, что и в этом отношении педагогика имеет значительный прогресс. Было время, когда она разрабатывалась на основе умозрительных философско-социологических построений, а педагогические идеи выступали как результат творческой деятельности отдельных мыслителей. Однако, начиная с XVIII в., в наибольшей мере педагогику стали обогащать те ученые, которые сочетали теоретическую деятельность с практической воспи­тательной работой. Это в особенности относится к таким выдающим­ся педагогам, как Г. Песталоцди, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, и др. В XIX в. начали широко проводиться экспериментальные исследова­ния, способствовавшие дальнейшем)’ углублению теории обучения и воспитания. В конце XIX – начале XX в. довольно широкое распро­странение получила экспериментальная педагогика, видными представи­телями которой были немецкие педагоги В. Лай (1862-1926), Э. Мейман (1862-1915), а также американские педагоги и психоло­ги С. Холл (1846-1924), Э. Торндайк (1874-1949) и др.

В настоящее время педагогические исследования осуществляют­ся с помощью целой системы разнообразных методов. К ним отно­сятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школь­ной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, соци­ологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компе­тентных оценок), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей и др. Попытаемся кратко рассмотреть сущ­ность этих методов.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется практически в процессе любого педагогического исследования, что вполне есте­ственно. Изучение педагогических явлений требует от исследовате­ля их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фак­тического материала, относящегося к педагогической работе. К примеру, ученый присутствует на уроке и замечает, что, когда учи­тель излагает материал интересно, дети сидят тихо и внимательно слушают. Но даже при этом одни ученики ведут себя активно, стре­мятся отвечать на вопросы учителя, дополняют ответы своих това­рищей, сами ставят вопросы, чтобы глубоко вникнуть в содержание урока, и т.д. Другие же отличаются пассивностью, невнимательнос­тью. Когда учитель задает им вопросы, они испытывают затрудне­ния и не в состоянии на них отвечать. Наблюдение этих явлений позволяет исследователю делать выводы о том, что усвоение мате­риала во многом зависит от того, какое внимание проявляют уча­щиеся на уроке, как они относятся к объяснению учителя. Все это создает основу для тех или других теоретических суждений, кото­рые, однако, требуют доказательства и проверки с помощью других методов.

Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученый выясня­ет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. Если, например, взять приведенные выше факты о различ­ном поведении учащихся на уроке, то собственное суждение о причи­нах этих явлений исследователю целесообразно сопоставить с мнени­ем учителя и выяснить, почему в одних и тех же условиях школьники по-разному ведут себя на уроке. Станет понятным, что внимание уча­щихся при восприятии нового материала зависит не только от качест­ва и эмоциональности его изложения учителем, но, очевидно, и от их внутреннего отношения к его изучению, которое в свою очередь может быть связано в данный момент с какими-то негативными пере­живаниями или с неспособностью некоторых учащихся осмысливать то, что объясняет учитель… Все это позволяет более основательно ра­зобраться в изучаемых вопросах и подойти к тем или иным теорети­ческим выводам, установить научную истину.

Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащих­ся. При исследовании многих педагогических явлений большое зна­чение имеет изучение школьной документации и продуктов дея­тельности учащихся. Так, изучая стимулирующую роль оценки зна­ний учащихся на их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения. Знакомство с читательскими формулярами учащихся в школьной библиотеке дает представление о том, как они читают, какие у них интересы в выборе литературы и т.д. Просмотр тетра­дей для домашних работ позволяет исследователю изучить качество и содержание домашних заданий, отношение учащихся к их выпол­нению. Вполне понятно, что все это учитывается при разработке тех или иных вопросов школьного обучения и воспитания.

Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента (от лат. ех-perimentum – проба, опыт) как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или пред­положение находит свое подтверждение на практике, исследова­тель делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный. В чем их сущность?

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале иссле­дования и имеет своей задачей выяснение состояния дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме. Обратимся к примеру. Если изучается вопрос о самоконтроле учащихся за своей учебной работой, то прежде всего нужно установить, в каком состо­янии находится эта проблема. Вот здесь и необходимо провести констатирующий эксперимент. Он осуществляется с помощью раз­личных методик, в частности, проведения бесед с учителями и уча­щимися по вопросам, знают ли они приемы самоконтроля и как эти приемы используются. По этим же вопросам можно провести анке­тирование, наблюдение за процессом подготовки учащихся к уро­кам, проанализировать их оценки по классным журналам и т.д. В итоге исследователь констатирует целый ряд недочетов в осущест­влении учащимися самоконтроля за своей учебной работой, кото­рые мешают успеваемости.

Если исследователь установил, что эта проблема является узким местом в работе школы, он приступает к следующему этапу исследова­ния и проводит созидательно-преобразующий эксперимент. Сущность его заключается в том, что ученый разрабатывает гипотезу исследования, или, иначе говоря, теоретические основы и конкретные методичес­кие меры по решению исследуемой проблемы. Если взять приведен­ный выше пример с улучшением самоконтроля учащихся за своей учебной работой, то исследователь предварительно предусматривает те конкретные меры, которые бы содействовали преодолению недо­статков в осуществлении самоконтроля на практике (разъясняет сущ­ность самоконтроля, знакомит с его приемами и формирует у учащих­ся соответствующие умения и навыки). Иначе говоря, он создает новую психологическую ситуацию с тем, чтобы преобразовать состоя­ние дел в лучшую сторону. Если результаты оказываются эффективны­ми, а гипотеза подтверждается, полученные данные подвергаются дальнейшему теоретическому анализу и делаются необходимые вы­воды о методике организации этой работы в школе.

Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является про­верка полученных выводов и разработанной методики в массовой школьной практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апро­бированной методики в работе других школ и учителей. Если он подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает получен­ные результаты, которые и становятся теоретическим и методичес­ким достоянием педагогики.

Особое место в методике педагогических исследований занимает естественный эксперимент, создателем которого является известный русский психолог А.Ф. Лазурский (1874-1917). Суть его состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления,

стремится создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики рабо­ты лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически (от греч. empirio – опыт), т.е. опытным путем, учителя нередко подходят к важным ме­тодическим улучшениям, которые зачастую не были известны в пе­дагогике и носят инновационный характер. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая осно­ва, они так и останутся достоянием одиночек. Об этом писал еще К.Д. Ушинский. Он отмечал, что для педагогической науки практи­ческий опыт имеет значение лишь тогда, когда из него выводится теоретическая мысль или обобщенное методическое положение. «Передается мысль, выведенная из опыта, – подчеркивал Констан­тин Дмитриевич, – но не самый опыт»[16].

Только теоретическое осмысление инновационного передового опыта учебно-воспитательной работы позволяет включать его в сис­тему педагогической науки. Так было, например, со школьными учебно-производственными бригадами, возникшими в конце 50-х г. в колхозах и совхозах Ставропольского края. Изучение опыта их работы позволило подвести под него психолого-педагогическую ос­нову и сделать его важным средством политехнического обучения и трудового воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Широкую известность приобрела инновационная деятельность таких передовых учителей и руководителей школ, как В.Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Е.Н. Ильин, Н.Н. Палтышев, В.А. Гербутов, и других, про­явивших педагогическое мастерство в совершенствовании обучения и воспитания и стимулировавших развитие педагогической теории.

Социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок). Рассмотренные выше методы исследо­вания при всех их достоинствах обладают одним недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно репрезентативно­го (представительного) характера, так как относятся к небольшому числу школ и учащихся. Между тем нередко возникает необходи­мость провести массовое изучение тех или иных вопросов. Когда, например, нужно выяснить, как используют школьники свободное время, правомерно провести анкету и предложить им ответить на несколько специально разработанных вопросов. Таким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить боль­шое количество учащихся.

Рейтинг (оценивание) – это такой метод исследования, когда ис­пытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности, а также поведение уча­щихся. Близким к нему является метод компетентных оценок. Суть его состоит в том, что оценка поведения, характера и других ка­честв учащихся дается компетентными лицами (учителями, класс­ными руководителями, администрацией школы и т.д.). На основа­нии этой оценки исследователь делает соответствующие выводы.

Методы математической статистики. Они используются для ко­личественного анализа полученного в процессе исследования фак­тического материала. Так, в одной из школ изучалось состояние до­машней учебной работы учащихся по математике. Обнаружилось, что в IV классах количество учащихся, самостоятельно выполняв­ших домашние задания по этому предмету, составляло 80%, в VI – 75%, в VIII – 55%. Возник вопрос: в чем причина этой тенденции? Является ли она следствием усложнения программ по математике или же причины кроются в низком качестве преподавания предме­та в этой школе?

Теоретический анализ педагогических идей. Этот метод позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обу­чения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов ис­следования. Попытаемся показать это на таком примере. Известно, что развитие личности есть процесс целостный и что все ее сторо­ны развиваются и формируются в определенной взаимосвязи. А.С. Макаренко когда-то отметил, что человек не развивается по частям. Из этих положений был сделан тот вывод, что в процессе воспитания нужно заботиться о развитии всех сторон личности. И это правильно. Но было упущено другое. Целостность и всесто­ронность нельзя смешивать с равномерностью развития всех сто­рон личности. Так на основе теоретического анализа был сделан вывод о том, что, хотя процесс воспитания должен направляться на всестороннее развитие учащихся, в каждый отдельно взятый пери­од его осуществления надо выделять отстающие стороны в их раз­витии и концентрировать педагогические усилия на их «подтягива­нии», на «выравнивании» развития личности.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Следует, однако, сказать, что каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон педагогического процесса. Для всестороннего же его изучения применяется вся совокупность рассмотренных мето­дов исследования.

Однако ни в одной науке нет пределов для совершенствования методов исследования. Более того, всякая наука развивается благо­даря внедрению новых методик исследования и модернизации уже устоявшихся методов. Это в полной мере относится и к педагогике. Она непрерывно обновляет свои методы исследования и все глубже проникает в сущность педагогических явлений и процессов. Так, применение социологических методик в педагогических исследова­ниях позволило обратить внимание на существование в ученичес­ком коллективе отдельных замкнутых группировок учащихся, осно­ванных на личных симпатиях и антипатиях, без преодоления кото­рых коллектив не может развиваться.

Указывая на многообразие методов исследования в педагогике, необходимо отметить, что для ее развития важно сопоставление различных точек зрения, развертывание научных дискуссий и идей. Академик В.И. Вернадский, касаясь развития философской науки, предостерегал против создания «тепличных условий» для какого-то одного, официально охраняемого направления мысли, так как это ведет к «замиранию» всякого творчества. «Свободная мысль, – под­черкивал он, – есть основа философского творчества; она не тер­пит и не сносит оков».

К сожалению, в годы сталинского культа и брежневского застоя роль педагогической науки принижалась и сводилась главным обра­зом к комментированию и «обоснованию» руководящих указаний по вопросам работы школы и образования. Это серьезно тормозило ее развитие, сковывало творческую мысль. В настоящее время пред­принимаются большие усилия, чтобы преодолеть догматизм и клановость в педагогической науке, создать необходимые условия для продуктивных и по-настоящему творческих педагогических иссле­дований, открывающих эффективные пути для совершенствования всей системы народного образования и перевода ее на новый каче­ственный уровень, соответствующий современным требованиям на­учно-технического развития и демократизации нашего общества.

4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисцип­лины и расширение границ ее исследования

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет, если можно так выразиться, внутринаучную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот про­цесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педаго­гика» обозначается целая система педагогических наук. К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся:

1. Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспи­тания, образования и обучения.

2. Преддошкольная и дошкольная педагогика.

3. Школьная педагогика.

4. Сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, изучающие воспита­ние глухих, слепых и умственно отсталых детей.

5. Частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.

6. История педагогики.

Вновь складываются такие части педагогики, как школоведение, пе­дагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организа­ций, педагогическая инноватика. Как самостоятельные научные дис­циплины разрабатываются военная педагогика, педагогика высшей школы, педагогика профтехобразования, этнопедагогика и др.

Рассматривая вопрос о дифференциации педагогики, нельзя не обратить внимания на то, что, возникнув как наука о воспитании детей, эта отрасль знания под влиянием общественных потребнос­тей все более расширяет границы своего исследования и охватыва­ет воспитание человека в целом. Поэтому некоторые ученые уже ставят вопрос о необходимости изменения самого названия педаго­гики. Например, Альбин Динер – автор двухтомной работы «Очер­ки философии», изданной в 1964 г. в ФРГ, считает, что традицион­ное название педагогики устарело, стало узким и неполным. Науку о воспитании он предлагает назвать антропогогикой (от греч. antropos – человек, gogos – вести). За рубежом начинают использовать также термин «андрагогика» (от греч. andros – мужчина, gogos – вести). В частности, в 1975 г. в Варшаве вышла книга Л. Турос «Анд­рагогика. Очерк теории просвещения и воспитания взрослых» (Сов. педагогика. – 1977. – № 10. – С. 143-144).

Получат ли данные названия распространение, сказать трудно, но в этих терминологических поисках находит свое убедительное под­тверждение повышение роли и значения педагогики в обществе.

5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая дея­тельность как искусство

Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в. существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспита­нии, второе – относилось к практической воспитательной деятель­ности. Затем эти понятия слились, что давало повод считать педаго­гику и наукой, и искусством. Но правильно ли это? Думается, что не совсем. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта – теоретический и практический. Теорети­ческий аспект воспитания является предметом научно-педагогичес­кого исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Другое дело – практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогичес­кого искусства. Вот почему суждение о том, что педагогика являет­ся и наукой, и искусством, нужно считать некорректным. Указы­вая на эту некорректность, профессор А.И. Пискунов отмечал: «Фактически в самой этой формулировке содержится уже логи­ческая ошибка: наука не может быть одновременно и не наукой»[17]. С семантической точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку о воспитании и практическую воспитатель­ную деятельность как искусство.

Весьма четко разграничивал педагогику как теоретическую науку и практическую деятельность как искусство известный препо­даватель Главного педагогического института в Петербурге А.Г. Ободовский (1796-1852). В изданном в 1835 г. пособии «Руководство к педагогике, или науке воспитания» он писал: «Полное и системати­ческое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, отно­сящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педаго­гикою; употребление же теории воспитания на самом деле составля­ет педагогическое искусство… Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспи­тателем; кто же приводит успешно правила воспитания в исполне­ние, т.е. в самом деле воспитывает, тот есть практический воспита­тель и педагог»[18].

Однако для практической педагогической деятельности сущест­венными являются как отличия, так и те связи, которые существуют между теорией воспитания и воспитательной практикой. Чтобы осуществлять действенное воспитание, учителю, с одной стороны необходимо хорошо знать его теоретические основы, а с другой – в совершенстве владеть педагогическими умениями и навыками. Глу­бокие мысли об этом высказывали многие педагоги.

К.Д. Ушинский отмечал, что для успешной воспитательной дея­тельности нужны не только соответствующие умения и навыки, но и обстоятельные теоретические знания. Подчеркивая это, он писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом легким… Почти все признают, что воспита­ние требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врож­денная способность и уменье, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навы­ка, необходимы еще и специальные знания»[19].

Глубоко обоснованное решение вопроса о соотношении педаго­гического искусства и теоретических знаний в воспитании дал П.П. Блонский. Он отмечал, что для практической воспитательной деятельности одинаково нужны умение, талант и теоретические зна­ния. Умения вырабатываются личным опытом, талант совершенст­вуется в процессе воспитательной практики, теоретические знания формируются в результате глубокого постижения сущности разви­тия и воспитания человека и передаются в виде научных идей. «Лишь идея, а не техника и не талант, – подчеркивал Павел Петро­вич, – может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика»[20].

Такой же точки зрения придерживался А.С. Макаренко. Он считал, что в целях осуществления действенного воспитания не­обходимо у каждого педагога формировать педагогическое мас­терство, в основе которого лежит глубокое овладение теорети­ческими знаниями, вдумчивое и старательное отношение к делу воспитания и творческое усвоение лучших образцов воспитатель­ной деятельности.

Примечательно, что на огромную роль теории в различных сфе­рах человеческой практики указывали многие древние мыслители. Греческий философ Анаксогор говорил, что только из теоретического познания проистекает свобода и плодотворность практической деятель­ности. Сократ же замечал: «Каждый мудр в том, что хорошо знает». Еще большее значение приобретают теоретические знания в насто­ящее время, когда наука и техника вошли во все сферы жизни. Вот почему всестороннее и обстоятельное осмысление предмета педаго­гики и основных теоретических идей, относящихся к воспитанию, имеет огромнейшее значение в подготовке к профессионально-пе­дагогической деятельности.

Литература для самостоятельной работы

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследова­ний. – М., 1982.

Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

Воробьев Г.В. Совершенствование процесса и структуры научного исследования в пе­дагогике / Под ред. П.Р. Атутова. – М., 1985.

Гончаров Н.К. Методология и методы педагогики как науки. – М., 1968.

Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие педагога-иссле­дователя. – Самара, 1994.

Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.Н. Скаткнна, Я.С. Турбовского. – М., 1985.

Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

Сластенин В.А., ПодымоваЛ.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ — Студопедия

Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она тесно взаимодействовала со многими науками, которые и влияли на ее становление и развитие.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире.

От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Эта связь проявляется уже на уровне объекта исследования. Объектом психологического познания выступает психика человека, совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включая закономерности становления личности. Педагогика же исследует закономерности управления становления и развития личности. Воспитание, образование, обучение человека представляют собой не что иное, как целенаправленное развитие психики человека (его эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы). Психология вырабатывает для педагогики и методологию управления развитием психики (например, принцип деятельности). Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов.



Проблема соотношения природных и социальных факторов человека – одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественнол0-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.


Связь педагогики с психологией проявляется уже на уровне объекта исследования. Объектом психологического познания выступает психика человека, совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включая закономерности становления личности. Педагогика же исследует закономерности управления становлением и развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека представляют собой не что иное, как целенаправленное развитие психики человека (его эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы). Психология вырабатывает для педагогики и методологию управления развитием психики (например, принцип деятельности). Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических факторов.

Связь педагогики с медицинойпривела к появлению коррекционной педагогикикак специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена балы необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая, и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Социология дает педагогики не только общетеоретические представления и закономерностях социализации личности, но и проводит прикладные исследования проблем семьи, образования и воспитания.

Связи педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Новые дополнительные возможности для исследования процессов образования и обучения открывают перед педагогикой информатика и кибернетика. Используя их данные, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных процессов (например, дистанционное обучение), совершенствует способы и механизмы управления учебно-воспитательным процессом.

Мы отметили наиболее тесные связи педагогики с гуманитарными и естественными науками. Однако спектр междисциплинарных связей педагогики с другими науками гораздо шире. Педагогика опирается на данные исторических наук, юриспруденции, экологии, широко использует в исследованиях математических методы.

Бесплатные эссе и статьи по философии образования

Философия образования

Термин «философия образования» можно определить двумя разными способами. Согласно одному определению, философия образования проводит фундаментальный философский анализ форм, методов, целей, значения и важности образования. Другое определение термина описывает или анализирует конкретные методы педагогики.

Короче говоря, философия образования исследует, как область образования связана с более широкими социокультурными и философскими контекстами, в которых она находится.

Типы философии образования

Существует три основных типа философии образования — ориентированная на учащихся, ориентированная на учителя и ориентированная на общество.

Прогрессивизм (развитие морального компаса ученика), гуманизм (позволяющий ученику полностью раскрыть свой потенциал) и конструктивизм (использование образования для формирования мировоззрения ученика) — вот три примера философии образования, ориентированной на ученика.

Примеры философии образования, ориентированной на учителя, включают эссенциализм (обучение основным навыкам, необходимым для выживания в обществе) и перенниализм (преподавание великих произведений).

Примеры образования, ориентированного на общество, включают реконструкционизм (использование образования для решения социальных проблем) и бихевиоризм (культивирование социально полезного поведения).

Важность философии образования в педагогике

В педагогике, когда человек или группа придерживаются философии образования, это означает, что у них есть четко определенный набор убеждений, ценностей и мнений относительно образования. Это представляет собой организованную совокупность знаний, теории которых претворяются в жизнь.Философия образования, которой придерживается школа, диктует предметы или темы, а также ценности и убеждения, которым обучаются студенты в рамках основной учебной программы. Эта философия определяет и направляет ее цели и фокус и вдохновляет на планирование образования.

Часто рекомендуется, чтобы философия образования была частью педагогического образования. Это потому, что учителя действуют как наставники, которые помогают своим ученикам научиться думать независимо. Однако это возможно только в том случае, если учителя придерживаются собственной философии обучения, которую они используют, чтобы вдохновлять своих учеников.

Эссе в этом списке исследуют философию образования с разных точек зрения.

.

Философия

Изучение философии в университете — отличный выбор для тех, кто интересуется гуманитарными науками и желает получить наиболее полное образование в области гуманитарных наук. В настоящее время очень популярным становится изучение философии в зарубежных университетах.

Философские исследования в их современном виде очень связаны с такими дисциплинами, как политические исследования, религиоведение, антропология, теология, культурология и другие. Изучение философии дает студентам возможность познакомиться со всеми гуманитарными дисциплинами и получить доступ к огромному количеству идей и вопросов из прошлого и настоящего.

Зачем изучать философию?

Большинство студентов бакалавриата, интересующихся философией, сомневаются в своей будущей карьере. Безусловно, существует стойкий стереотип, что найти работу после получения степени по философии крайне сложно. Тем не менее, изучение философии (особенно в одном из ведущих университетов мира) — отличный первый шаг к вашей будущей карьере. Изучение философии дает вам навыки, которые всегда будут актуальны, независимо от того, какой путь вы выберете.Философия учит вас, как ясно писать, как объяснять сложные идеи, как находить связи между различными идеями или утверждениями. Но что самое главное — философия учит думать, и это умение будет актуально для любой выбранной вами карьеры. Но помимо карьеры в вашей жизни есть гораздо более важная часть — развитие вашей личности. Изучение философии помогает людям осознать себя мыслящими и социальными существами, дает глубокое понимание политической и социальной жизни человечества.

Как подать заявку?

Процесс подачи заявки на изучение философии зависит от уровня ученой степени, выбранного университета и страны, а также многих других критериев. Поскольку большинство программ философии, которые вы можете найти на нашем веб-сайте, преподаются на английском языке, знание языка обязательно. Часто просят предоставить академические справки, рекомендательные письма, заявление о цели, баллы GRE.

Продолжительность программы обычно зависит от выбранного университета и страны.Например, программы магистратуры в Великобритании часто длятся один год, а программа бакалавриата — три года, так как в других странах продолжительность этих программ обычно составляет два и четыре года.

Лучшие университеты, преподающие философию

Согласно рейтингу QS Top Universities Ranking, лучшим университетом, преподающим философию, является Университет Питтсбурга, США. Университет Питтсбурга предлагает несколько различных программ обучения. Студенты также могут выбрать двойную программу и изучать философию и другие выбранные дисциплины.Университет также предлагает различные стипендии для выдающихся студентов, желающих получить степень в области философии.

Список ведущих университетов, преподающих философию, в основном состоит из университетов Великобритании и США: Оксфордский университет, Нью-Йоркский университет, Университет Рутгетса, Гарвардский университет. Все эти университеты оказывают сильную поддержку отличникам и имеют отличную репутацию работодателя.
Если вы хотите изучать философию в России, вам, вероятно, следует выбрать Москву или Санкт-Петербург.Петербургские государственные университеты, так как они предоставляют самые сильные философские программы в России.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *