Объект и субъект общественного мнения: Вы точно человек?

Содержание

47. Понятие, субъект и объект, средства и этапы формирования общественного мнения

47. Понятие, субъект и объект, средства и этапы формирования общественного мнения

Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни.

Происхождение этого термина английское. В 1759 г. его впервые употребил в парламентской речи Джон Солберн.

Важнейший фактор при формировании общественного мнения – это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение, или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения предполагает борьбу индивидуальных мнений.

В чем сущность общественного мнения?

Во-первых, это итог мыслительной деятельности людей.

Во-вторых, при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности.

В-третьих, массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, порой, если нет научного фундамента, возникает ошибочное общественное мнение, часто за общественное мнение выдаются предрассудки.

В-четвертых, общественное мнение – побудительная сила людей к практической деятельности.

В-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит нелинейное сложение.

Субъект общественного мнения – народное большинство – обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.

Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение.

Этапы формирования общественного мнения: зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями, кристаллизация общей точки зрения из многих мнений и переход к практическому состоянию. В реальной жизни эти процессы протекают одновременно и имеют качественные скачки и взаимопереходы в развитии индивидуального, группового и общественного мнений.

Практически всегда общественное мнение имело своих лидеров. Наконец сформировался слой идеологов, способных формулировать и обосновывать господство определенного мнения, элиты стран стремились сделать так, чтобы общественное мнение сложилось в их пользу (часто при этом элита действует при помощи пропаганды, цензуры, методов социальной психологии, чтобы способствовать распространению предубеждений).

Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истинны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Общественное мнение

Аннотация: Цель лекции: раскрыть содержание феномена общественного мнения как института гражданского общества, его социальные функции, воздействие на общественное мнение, в том числе в форме манипулирования.

Общественное мнение – это множество суждений, выражающих отношение общества, групп и слоев, личности к социально значимым явлениям. Общественное мнение существует в форме взаимодействия индивидуальных и групповых оценочных суждений в коммуникационном процессе.

Общественное мнение – это не определенный уровень знаний, информированности о социальном явлении, а его оценка — одобрение или осуждение, исходя из целесообразности данного явления с точки зрения интересов общности.

Общественное мнение – это результат отношений между людьми и социальными общностями. Оно существует исключительно в виде коммуникаций. Если нет коммуникаций, есть только сумма индивидуальных знаний и мнений людей, но отсутствует общественное сознание.

Субъектом общественного мнения может быть любая социальная общность от человечества в целом до трудового коллектива и групп общения. Но общественное мнение является сознанием не группового, а массового сознания. Каждая группа имеет свое особое групповое сознание, отличающее ее от других групп. Оно представляет совокупность идей, взглядов, чувств обусловленных особенностями социальной деятельности данной группы. Множество социальных проблем, по которым общество, группа выражают свое мнение, намного шире групповых ценностей. Поэтому при их оценке члены общности выступают не с единым мнением, а самыми различными точками зрения (свойство массового сознания). Единое общественное мнение возникает очень редко, когда интересы большинства членов общности совпадают (внешняя угроза, экологическая катастрофа)

Общественное мнение группы не является специфическим и может совпадать с мнением других общностей (также свойство именно массового сознания). Республика Башкирия и Нижегородская область как различные типы территориально-региональных общностей ориентированы на разные модели государственно-территориального устройства, но по проблемам экологии общественное мнение может иметь общие черты. Признаком массового сознания является и то, что члены общности, оценивая проблему, выступают как самостоятельные субъекты, имеющие собственное мнение. Общественное мнение может быть выявлено только через фиксацию индивидуального мнения. Но общественное мнение не сводится к множеству индивидуальных мнений, а выражает внутригрупповые типы сознания, отношения к данному явлению. Эти типы общественного мнения есть результат взаимодействий между индивидами. Часто индивиды меняют свое мнение в процессе этого взаимодействия вопреки своим установкам и даже интересам.

Субъектом общественного мнения, таким образом, является любая социальная общность, (включая общество в целом), являющаяся массовой или выступающая как массовая в рамках данной проблемы (уфимцы как избиратели, как потребители, а не социально-территориальная группа, отличная от сельской, студенты – не как социальная группа, а как пассажиры общественного транспорта).

Общественное мнение не только форма массового сознания, но и социальный институт: существует как довольно устойчивое образование, выполняющее важные социальные функции. В институте общественного мнения имеется распределение социальных ролей. Так, можно выделить участников и тех, кто не участвует в социальных коммуникациях. Участники общественного мнения занимают разные позиции в коммуникационном процессе: отправитель, посредник, получатель. Так, политическая элита представлена чаще всего позицией отправителя, а избиратели – позицией получателя. В итоге мнение по ключевым вопросам политической жизни формируется самой элитой и в ее интересах.

Известная доля специализации в рамках данного института находит выражение в разделении на производителей (лидеры общественного мнения, референтные группы) и потребителей общественного мнения. Выразителем общественного мнения являются любая общность, отдельный индивид, если их публично высказываемое мнение отражает отношение общности более высокого порядка к данной проблеме. В качестве выразителя первоначально выступали элитарные слои общества, деятели культуры, с XIX века – представители политических партий. В современных условиях с ростом образовательного уровня, политической культуры населения, все большая его часть способна выражать общественное мнение

Социальные группы и слои, лишенные каналов коммуникации, неизбежно превращаются в потребителей общественного мнения. Большинство населения становится потребителем мнения меньшинства, которое находится у руля государственной власти.

Лидерами общественного мнения являются те, кто обладает возможностью не только высказывать мнение но и оказывать реальное воздействие на его формирование и функционирование. Обычно это авторитетные личности, должностные лица, социальные организации. Референтная группа включает ту часть выразителей общественного мнения, влияние которой, в отличие от влияния лидеров мнения имеет в основном опосредованный характер. Это определение значимости проблемы, сбор и анализ информации, выявление предпочтительных позиций. В референтную группу входят люди с достаточно высоким уровнем образования, политически активные, компетентные в социальных проблемах.

Особое место в социальной коммуникации занимают знания и мнения. Знания – это информация об объективных характеристиках окружающего мира. Мнение – это суждения, выражающие эмоциональное отношение к чему-либо, переживание событий и фактов. Если знание ориентировано на выявление истины, то мнение ориентировано на выявление ценности объекта.

Общественное мнение существует и может воздействовать на социальные процессы при условии, что оно выражено, то есть, предано гласности. Мнение высказывается в форме суждений. Оценочное суждение существует в виде оценки явления, осуществляемой по структуре: «хорошо» — «плохо», «за» — «против» с промежуточными оценками между этими полюсами. Аналитическое суждение относится к анализу объекта, его взаимоотношений с другими социальными явлениями (отвечает на вопрос: «почему явление таково?»). Конструктивное суждение является выражением воли субъекта, его активного стремления изменить анализируемую и оцениваемую деятельность («каким образом явление может быть изменено?»).

Социальные интересы человека зависят от его статуса в социальной иерархии общества и его социальных функций. Поэтому знания и мнения людей по отношению к определенному общественному явлению не бывают единодушными. Знания и мнения разных социальных слоев и общностей различаются между собой.

Общественное мнение, как было отмечено выше, имеет коммуникативную природу. В результате социального общения образуются разные типы мнений, связанные с различными социальными интересами. Так, можно выделить мнения большинства и мнения меньшинства. В любом случае общественное мнение зарождается только тогда, когда различные мнения связаны между собой. А эта взаимосвязь возникает тогда, когда люди общаются, обмениваются мнениями, спорят или соглашаются, вырабатывают общую позицию. Иными словами, способом существования общественного мнения является социальная коммуникация. Поэтому тоталитарные режимы во всех странах и во все времена стараются всячески ограничить возможности коммуникации., а СМИ находятся под жестким контролем.

Возможность высказать свое суждение создают основные каналы (средства) формирования и функционирования общественного мнения. Обмен информацией, мнениями происходит в процессе массового общения, которое реализуется, прежде всего, в опосредованной, с использованием средств массовой коммуникации, форме и в межличностном общении. Итак, условием формирования общественного мнения выступает социальная коммуникация в разных формах и видах.

В общественном мнении можно выделить господствующие и подчиненные мнения. Причем мнения большинства могут быть подчиненными, а мнения меньшинства — господствующими. Это зависит от наличия или отсутствия каналов коммуникации у определенных социальных групп и слоев.

Массовая коммуникация представляет процесс распространения социальной информации с помощью технических средств: печать, радио, телевидение, видеозапись, кино. Средства массовой коммуникации позволяют людям устанавливать и поддерживать связь с широкой социальной средой, находящейся далеко за пределами их непосредственного окружения, чувствовать свою сопричастность к процессам, происходящим в обществе. С другой стороны, распространяя стереотипы массовой культуры и поведения, они формируют в значительной мере внешне ориентированный тип личности, некритичность восприятия высказываемых мнений.

СМИ совершенно справедливо называют «четвертой властью». Если исполнительная, законодательная и судебная власть используют силу государственного принуждения, то СМИ могут навязывать большинству позиции меньшинства коммуникационными средствами. Правящий класс обеспечивает через СМИ господство своего группового мнения. Это достигается посредством фильтрации информации: одни события замалчивают, а другие – выпячивают. Другой способ — государственный контроль СМИ, ограничение каналов коммуникации в группах и обществе в целом. Третий способ – пропаганда через СМИ различных мифов и стереотипов, которые соответствуют интересам господствующей элиты.

Межличностное общение как субъективно переживаемые отношения людей благодаря частоте и прочности коммуникативных связей, возможности активного включения каждого в процесс обсуждение и принятия групповых решений обеспечивает более быстрое объединение индивидуальных мнений в доминирующие и авторитет последних. Но межличностное общение может носить и жесткий, авторитарный характер. Особая роль принадлежит неформальному общению. Оно основывается преимущественно на демократических нормах взаимоотношений, добровольности, отказе от навязывания взглядов и оценок, реальной возможности для любого человека стать в определенных условиях лидером общения, мнения. Массовые коммуникации и межличностное общение являются каналами как формирования, так и выражения, функционирования общественного мнения.

Каналом выражения, активного функционирования общественного мнения являются формы прямой демократии (референдум, всенародное обсуждение, выборы, решения митингов, собраний) и представительной демократии (через выборочных представителей).

Общественное мнение может выражаться в ходе специальных социологических исследований (различного рода опросов, наблюдений, анализа документов и т.д.). Первые попытки измерения общественного мнения относятся к первой половине XIX века и связаны с «прогнозами выборов» На первых порах их инициаторами выступали газеты и журналы, которые организовывали «предварительное голосование», то есть неофициальный подсчет голосов избирателей по социально-значимым вопросам и кандидатам на государственные должности. Совершенствование техники опросов общественного мнения во многом обязано также специалистам по маркетингу, рекламе товаров и услуг.

Опросы общественного мнения стали составным элементом демократии и современной системы государственного управления. На Западе существуют многочисленные службы, центры, институты, проводящие регулярное и всестороннее изучение состояния различных слоев населения, дающие ценную информацию по всем актуальным вопросам жизни общества. Одним из пионеров изучения общественного мнения на коммерческой основе стал Джордж Гэллап, создавший в 1935 году Американский институт общественного мнения (Институт Гэллапа). Институт Гэллапа проводит исследования, как по оперативным политическим проблемам, так и многим социальным вопросам. Социологические исследования напоминают конвейер: один опрос следует за другим. Так интервьюирование по национальной выборке занимает пять дней, а окончательные результаты выдаются заказчику через две недели. В настоящее время существует несколько сотен служб, ведущих изучение общественного мнения на коммерческой основе. Наиболее серьезные исследования выполняют учреждения академического типа — институты, центры при крупнейших университетах страны. Старейшей подобной организацией в США является национальный центр по изучению общественного мнения в Чикаго. В условиях, когда массы все активнее воздействуют на политику, американские социологи сосредотачивают свое внимание на изучение следующих тем: способность граждан заниматься политическими делами, причины и мотивы осознания и оценки людьми политических институтов и должностных лиц, место активных граждан в политике. Тематика опросов охватывает не только политику и торговлю, но практически все сферы жизни американского общества. Службы общественного мнения появляются также как составная часть редакционного аппарата СМИ. Так, начиная с 1979 года, телекомпания Си-би-эс совместно с редакцией газеты „Нью-Йорк таймс» проводит интервьюирование по телефону по общенациональной выборке. Результаты опросов широко публикуются, используются для выпуска теленовостей, газетных материалов.

Существует ряд закономерностей, отражающих наиболее устойчивые и существенные связи между основными элементами процесса формирования и функционирования общественного мнения.

Общественное мнение формируется в отношении не всех социальных проблем. Объектом общественного мнения является та часть действительности, которая представляет собой активный общественный интерес, заключает в себе момент дискуссионности, доступа знанию и пониманию общественности. Социальных проблем существует немало, а общественное мнение в определенный промежуток времени формируется по ограниченному кругу явлений, это происходит, когда определенный общественный интерес по объективным причинам или под сознательным воздействием субъективных факторов оказывается в фокусе внимания людей, приобретает высокую степень актуальности.

Общественное мнение всегда складывается по проблемам, еще не решенным, предполагающим различие в суждениях и никогда по проблемам, относительно которых существует бесспорное знание. Многовариантность социальной модернизации общества значительно расширила объект общественного мнения в нашей стране. Из социальных явлений, вызывающих общественный интерес и допускающих многозначность толкований, объектом общественного мнения становятся те, о которых люди располагают достаточной информацией.

В формировании общественного мнения можно выделить два основных этапа: первый – возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания. Наиболее выраженные признаки этой стадии — массовый интерес к объекту мнения, различным (официальным и неофициальным) источникам информации о нем, накопление таковой и стремление выразить сложившееся мнение. Второй этап — обмен мнениями, в процессе которого, из их множества выделяются и кристаллизируются преобладающие, доминирующие мнения, которые начинают овладевать сознанием все большего числа людей. Сложность процесса формирования общественного мнения обусловлена тем, что часто оно связано с преодолением сложившегося мнения по поводу данного объекта. На первом этапе преобладают эмоциональные оценки явления, позже — анализ объекта, социальной ситуации.

Общественное мнение распространяется от лидера мнения одной общности к лидеру мнения другой общности по принципу цепной реакции. К основным социально-психологическим механизмам взаимодействия людей в процессе формирования общественного мнения относятся внушение, убеждение, подражание, психическое заражение, влияние авторитета. Внушение представляет форму психологического воздействия, связанную с ослаблением контроля в отношении воспринимаемых сведений. Оно воздействует, прежде всего, на чувства и предполагает некритичность восприятия информации. Внушение может быть стихийным компонентом повседневного общения и специально организуемым видом коммуникаций. Убеждение как метод воздействия основан на осознанном восприятии передаваемой информации. Для него характерны аргументация, доказывание, обоснование. Подражание представляет осознанное или неосознанное следование примеру: действиям, поступкам, мыслям, чувствам соответствующего эталона.

Общественное мнение по типу очень редко бывает единым (монистическим), обычно состоит из множества мнений (плюралистическое мнение). Оно может быть истинным или ложным, выражать позиции большинства или меньшинства, лидирующим или оппозиционным.

Относительная самостоятельность общественного мнения, активность, способность корректировать содержание социальных процессов выражается в его функциях.

В компетенцию оценочной функции входит выражение отношения к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной действительности, выбор ценностей и норм поведения, деятельности группы. Особенно отчетливо это проявляется в периоды, когда в общественном мнении утверждаются новые идеи, взгляды, представления, которые постепенно расшатывают устаревшие порядки и нормы, пришедшие в противоречие с интересами и логикой развития общества. Однотипная реакция общественного мнения на одни и те же социальные ситуации в течение долгого времени ведет к «кристаллизации» общественного мнения в виде традиций, обычаев, которые затем оказывают активное воздействие на формирование мнений по другим проблемам. Общественное мнение опирается на социальный опыт масс, глубокий анализ социальных явлений. С другой стороны, массовые оценочные суждения не всегда адекватно оценивают многообразную действительность, интересы масс, групп и личности.

Социальные нормы выступают наиболее эффективным регулятором общественных отношений только в том случае, если поддерживаются как силой государства, так и общественным мнением. Поэтому важнейшая обязанность последнего — регуляция социальных взаимодействий личности, групп, социальных институтов.

Консультативная функция находит выражение в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию (например, социальному институту), в которой содержатся определенные способы решения проблемы. Это требует от субъекта общественного мнения определенных способностей: умения анализировать, программировать социальные отношения и процессы.

Контрольная функция заключается в том, что общественное мнение практически всегда по заинтересовавшему вопросу занимает определенную позицию и стремится к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц. Контроль посредством общественного мнения является специфической формой социального контроля, который отличается повседневностью, постоянством, быстротой реагирования на возникающие ситуации, неформальным характером, конкретностью форм проявления. Реализация контрольной функции обеспечивается, во-первых, моральными санкциями, которые бывают достаточно эффективны в силу авторитета субъекта общественного мнения, во-вторых, организованными формами контроля, участием масс в управлении социальными процессами.

Директивная функция связана с тем, что общественное мнение не только может советовать, но и диктовать, предписывать органам социального управления решение по определенной проблеме (решения плебисцитов, референдумов). Пребывание общественного мнения в данной роли обусловлено его высоким престижем, морально-политическим авторитетом и взаимодействием с государственными органами.

С развитием общества, изменением соотношения между государством и общественностью менялась и роль общественного мнения. Наиболее полно на сегодняшний день оно реализует свои функции в рамках политической демократии. Несмотря на большую противоречивость общественного мнения в развитых странах и явно манипулятивный характер воздействия на него, оно стало важным элементом политической жизни, определяя
принимаемые решения на всех уровнях — от муниципального до государственного. В условиях административно-командного социализма общественное мнение существовало не как политический институт, а лишь как совокупность суждений общественности по той
или иной проблеме. В процессе становления российского гражданского общества, общественное мнение превращается в действенный регулятор социальных отношений.

В условиях современного массового общества общественное мнение стало важнейшим социальным фактором, сфера влияния которого распространяется на все основные социальные институты. В политике от общественного мнения зависит авторитет и политическое влияние партий, результаты избирательных процессов. В экономике общественное мнение влияет на уровень рыночного спроса на те или иные товары и услуги. В сфере массовой культуры общественное мнение определяет успех продукции индустрии культуры, спрос на нее.

Роль, которую играет общественное мнение в современном обществе, определяет стремление тех или иных сил воздействовать и контролировать его.

Первый тип воздействия на общественное мнение стихийный. Состояние коммуникаций в обществе; развитие демократии, наличие свободы печати, слова, собраний, качество духовной среды, принятых в обществе норм, ценностей, традиций — все это определяет условия формирования и функционирования общественного мнения. Оптимальные условия функционирования общественного мнения включают, во-первых, возможность получения информации, соответствующей основным требованиям, предъявляемым к социальной информации, то есть быть систематизированной , комплексной, полной,, объективной, оптимальной, оперативной; во-вторых возможность обмениваться мнениями внутри данного общества в целом и значимых ее групп; в-третьих право и реальную возможность публично выражать весь диапазон мнений по данной проблеме.

Нарушение данных условий ведет, как правило, к манипулированию сознанием масс, формировании искаженного общественного мнения, не соответствующего объективной реальности, интересам общности; а также к разрыву официального и неофициального общественного мнения.

Общественное мнение непосредственно соотносится с системой стратификации. Последняя определяет возможных субъектов общественного мнения. Появление новых социальных групп в российском обществе, политических партий, движений, общественных организаций, экологических, национально-культурных и иных объединений ведет к расширению субъекта общественного мнения. Качественные характеристики мнения, позиция в оценке тех или иных явлений в значительной мере объясняются социальным статусом индивидов и групп, которому соответствуют определенные практические интересы, ценностные ориентации, образовательный потенциал, уровень самостоятельного мышления и анализа, установки и стереотипы, социальные чувства и настроения. Исторический субъект общественного мнения меняется, но в качестве субъекта доминирующего мнения в любом обществе выступают группы, владеющие экономической, политической властью, средствами духовного воздействия.

Другой тип воздействия — сознательное формирование путем идеологического, психологического воздействия на массовое сознание. Сознательное воздействие на формирование общественного мнения может носить различный характер: развивающий или манипулирующий. Манипулирование представляет собой систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей в соответствии с целями и интересами воздействующего. Оно связано с отношениями отчуждения, потерей цельности, автономности, самостоятельности личности. Характер влияния зависит от степени совпадения интересов субъекта воздействия и субъекта общественного мнения.

Коммуникативные технологии , основанные на принуждении( директиве) и манипуляции, не способствуют решению задач интеграции общества.. Эти технологии не способствуют достижению согласия и взаимопонимания между участниками коммуникации. Директивная коммуникация: открытое воздействие коммуникатора, навязывающего собственную волю адресату независимо от желаний последнего. Принудительная коммуникация носит характер односторонний, асимметричный и неравноправный. Манипуляция – способ коммуникации, при котором коммуникатор добивается своих целей, используя скрытое воздействие, демонстрируя его как коммуникативное содействие. Сообщения формулируются так, чтобы адресат интерпретировал их в качестве своих собственных интересов.

Приемы манипулирования:

  1. Софистика – выпячивание и преувеличение одних сторон при забвении других.
  2. Попытка представить слова в качестве поступков, дел и поведения ( противоречие реальных действий словесным декларациям).
  3. Распространение иллюзий, слухов, сплетен, полуправды и дезинформации. Сообщение эмоциональных суждений, не подтвержденных объективными фактами.
  4. Дробление, распыление информации. Серьезная, важная для общества информация растворяется в комических трюках, сообщениях о личной жизни поп-звезд. Вместо глубокого анализа социальной проблемы – отрывочные сведения. В результате – непонимание и неосведомленность населения. Потоки пустой информации приводят к информационной перегрузке. Мифы создаются для того, чтобы держать людей в повиновении, поскольку конечная цель манипулирования сознанием – пассивность граждан. Манипуляция становится одним из средств социального контроля, а главным способом манипуляции – контроль над СМИ. Для достижения успеха манипуляция должна остаться незаметной. Люди должны верить в нейтральность государства и основных социальных институтов. В более прогрессивных обществах государство выражает и объединяет общие интересы все слоев и групп общества, что приводит к постепенному устранению манипулятивной модели из процесса коммуникации власти с гражданами.

Большое количество радио- и телеустановок в частных руках, рост числа граждан, умеющих пользоваться электронной техникой и еще большего числа образованных людей, создает для государственных монополистов СМИ трудности , затрудняет осуществление максимального контроля над информационным потоком. Последние четверть века в России общество стремится освободиться от навязанного государством мнения, стремится самостоятельно выработать собственное мнение.

Приемы противодействия манипулированию:

  1. Научное просвещение, систематическое образование, прежде всего в сфере социальных дисциплин.
  2. Распространение фактической, объективной информации.
  3. Гласность и плюрализм мнений. Для того, чтобы ограничить возможности манипуляции общественным мнением, необходимы наиболее полная информированность населения и возможности сосуществования самых разных мнений. Для этого нужны условия : каждая социальная группа должна иметь возможность формировать, выражать и распространять свое отношение к социально значимым проблемам. Поэтому для прогрессивного развития общества необходимо преодолевать государственную монополию на СМИ.

Вместе с тем, надо отметить, что манипулирование – более высокая ступень в коммуникационном процессе. Манипулирование предполагает конкуренцию суждений и оно невозможно в тоталитарных государствах, где действует только директивная модель коммуникации. В условиях тотального подавления масс нет необходимости манипулировать людьми. В условиях массовой социальной мобильности современных обществ осуществляется постоянный приток как в высшие, так и в средние слои общества.. Поэтому манипулируемые превращаются в манипуляторов.

Степень значимости общественного мнения для деятельности социальных институтов и групп определяет основные сферы воздействия на общественное мнение.

Общественное мнение всегда выступало объектом политического воздействия, главным инструментом которого в современном обществе являются средства массовой информации. Они занимаются политическим просвещением и информированием широких слоев населения, и осуществляют своеобразный социальный контроль за политической властью, разоблачают отдельные наиболее вопиющие нарушения законности, коррупции в коридорах власти (Уотергейтский скандал). Однако напряженная политическая борьба в обществе делает телевидение, радио, печать, прежде всего средством манипулирования общественным мнением. Манипулирование достигается, прежде всего, искажением информации о деятельности правящей команды, ее результатах в целях сохранения легитимности власти: о ситуации в стране в целях принятия необходимых власти решений; о политических противниках, их программах и возможностях во имя победы на выборах. Другой вид воздействия на общественное мнение — политическая реклама, создающая известность и нужный политический образ личности, партии.

Общественное мнение является объектом воздействия и комерческо-предпринимательских сил. Его содержание составляет формирование позитивного отношения к тем или иным потребительским товарам и услугам с помощью рекламы. Осуществляясь в групповых целях всевозрастающего производства, это воздействие принимает характер манипулирования: рекламируются товары и услуги низкого качества, в массовое сознание внедряются определенные стандарты, образ жизни, а вместе с ними многие искусственно-создаваемые потребности.

Возможности манипулятивной коммуникации ограниченны. Во-первых, для манипуляции необходимо доверие, а на его основе – согласие адресата ( доверие к коммуникатору). Во-вторых, манипуляция эффективна до тех пор, пока не обнаруживается ориентация коммуникатора на одностороннее воздействие. Ответом становится коммуникативное противодействие или бездействие со стороны реципиента. В целом, рост автономии личности, осознание своих интересов снижают возможности манипуляции.

В духовной жизни общества общественное мнение представляет объект внедрения эстетических, нравственных, религиозных ценностей. Реалии современного общества объясняют преимущественность положения индустрии культуры, „электронной» церкви в качестве духовных регуляторов массового сознания.

Использование общественного мнения в социальных целях предполагает не только воздействие на него, но и точное прогнозирование, изучение. В значительной мере это обеспечивается регулярными опросами, мониторингами общественного мнения.

Массовые оценочные суждения не всегда адекватно оценивают действительность и прогрессивную динамику. Нередко реформы, нововведения, нетрадиционные действия, новые идеи негативно оцениваются общественным мнением. Социальный прогресс инициируют передовые группировки, которые всегда в меньшинстве. Новые нормы и ценности, социальные институты, образцы статусного поведения становятся законными (легитимными) после их утверждения общественным мнением. В процессе социальной динамики «неправильное» превращается в «правильное». Дискуссии и обмен мнениями рождают новую культуру и новый социальный порядок. Поэтому важнейшей функцией общественного мнения выступает личностное, культурное и социальное творчество, которое ведет к утверждению более совершенных форм и технологий социальной жизни.

Краткие итоги:

  1. Общественное мнение существует только в виде отношений между людьми и социальных коммуникаций.
  2. Общественное мнение — это множество суждений, выражающих отношение личности, общностей, слоев и общества в целом к социально значимым явлениям.
  3. Способом существования общественного мнения является социальная коммуникация.
  4. В общественном мнении выделяются господствующие и подчиненные мнения.
  5. Участники общественного мнения занимают позиции отправителя, посредника и получателя, которые характеризуют коммуникационный процесс.
  6. Содержание общественного мнения определяется позициями производителя, выразителя и потребителя мнения.
  7. Согласно модели двухступенчатого потока массовой информации П. Лазарсфельда, общественное мнение передается не от производителя к потребителю непосредственно, а от одного авторитета мнения к посреднику, который в своем социальном кругу является авторитетом.
  8. В период функционирования общественного мнения сами мнения изменяются.
  9. Прогресс в социальной коммуникации проявляется в замене принудительной и манипулятивной моделей на модель диалога – симметричной и равноправной коммуникации.

Набор для практики

Вопросы:

  1. Как связаны между собой общественное мнение и индивидуальное сознание?.
  2. Верно ли, что общественное мнение – это совместное знание?.
  3. Чем отличаются знания от мнений?
  4. Мнения о погоде, НЛО относятся к сфере общественного мнения?
  5. Правильно ли утверждение: «сколько людей, столько и мнений»?
  6. Чем вы можете объяснить отсутствие у человека собственного мнения по социальной проблеме?
  7. Каковы факторы формирования у личности своего мнения?
  8. Что такое групповое мнение?
  9. Почему СМИ называют «четвертой ветвью власти»?
  10. Каковы способы обеспечения господства группового мнения?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:

  1. Социальные группы и слои российского общества в роли коммуникаторов в социальной коммуникации.
  2. Общественное мнение как процесс социокультурной коммуникации
  3. Соотношение знаний и мнений в социальной коммуникации
  4. Диалог между социальными группами в современной России.
  5. Коммуникативная природа и коммуникативные условия общественного мнения.
  6. Участники общественного мнения: социальные роли и позиции
  7. Манипулирование общественным мнением в политической коммуникации.
  8. Социальное и культурное творчество как функция общественного мнения.

Структура общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения

В структуре общественного мнения выделяют:

1. субъект (носитель) – это массовые общности. Субъект отличается от выразителя общественного мнения (тот, кто его выражает)

2. объект – элементы соц. действительности, по поводу которых формируется мнение.

Выделяют несколько форм. Чаще всего в качестве таких форм выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, фило­софия, экология и экономика и т.д. Объектом о.м явля­ются конкретные явления или темы, по которым высказывает­ся или может быть высказана точка зрения индивида, группы или более широкой общественности. Исследование объекта о.м, как считает профессор Б. А. Грушин, следует вести с таких позиций:• анализ общей способности суждения о.м с точки зрения специфики отражения в нем дей­ствительности;• выделение некоторых критериев, прежде всего формаль­ных в силу которых то или иное явление независимо от его конкретного содержания становится объектом обще-ственного мнениясущность и содержание общественного мнения. По этому поводуможно сделать следующие предположения: 1. О.м есть конкрет-ный вывод определенной общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности лю­дей; 2) критериями отбора при формировании о.м служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;3) массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). О.м, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть оши­бочным;4) о.м выступает в качестве специфиче­ской побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность5) о.м представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мне­ний, нивелированных, измененных, образовавших новое каче­ство, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.При решении проблемы субъекта о.м необходимо различать понятия субъект и выразитель о.м. В качестве выразителя могут выступать отдель­ные лица, группы людей. Что касается субъекта о.м, то в данном качестве выступают общество в целом, народ, партия, международная общественность и т.п. О.м не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравствен­ных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер.



Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения

Введение

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.

Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.

Изучение общественного мнения – очень актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Изучение общественного мнения социологическими методами при объективном анализе позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил.

Анализ общественного мнения имеет не только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе.

Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения

 

Общественное мнение – это оценочные суждения большинства членов больших общностей людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности.

Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли в государственной жизни уделено много места в знаменитом трактате «Государь» итальянского мыслителя и государственного деятеля Н. Макиавелли. В XVII–XVIII вв. словами «общественное мнение» обозначалось представление о политическом мнении публики и избирателей, проявляющееся вне парламента в противоположность их гласному обсуждению политических вопросов в парламенте. С конца XVIII в. этот термин стал общепринятым.

В Новое время общественное мнение анализировалось в работах английских философов Т. Гоббса, Ф. Бэкона и Дж. Локка. В работе «Опыт о человеческом разуме» Локк выделил три группы законов, которым должен подчиняться человек в своем поведении: божеские, человеческие и общественного мнения. Он рассматривал общественное мнение как проявление нравственности и считал, что люди при оценке своих поступков обращаются не только к религиозным заповедям, гражданским законам, но и к общественному мнению. Положение Локка об общественном мнении как мере «нравственного» и «безнравственного» позволило в дальнейшем социологам исследовать роль общественного мнения в нравственной жизни, а также обосновать такую специфическую особенность мнения как оценочность. Т. Гоббссчитал, что мнение есть отражение определенных социальных потребностей. Поступки и деятельность людей обусловлены их мнениями, и если эффективно управлять мнениями людей, это приведет к эффективному управлению их деятельностью, что позволит добиться мирного решения социальных проблем. Гегель, подразделив общество на «гражданское общество» и «государство», стремился доказать, что только государство способно решать проблемы, затрагивающие интересы всего общества. Народ наделен субъективным мнением, государство же имеет своим определением объективные, а не субъективные мнения. Общественное мнение есть неорганический способ обнаружения того, что народ хочет и что он думает. То, что, действительно, проявляет себя в государстве, должно, разумеется, действовать органически, и это имеет место в государственном строе, – писал Гегель.

Французский социолог Г. Тард, считал, что общественное мнение творит публика. границы которой весьма расплывчаты, а основная черта публики есть движение мнений, которое она порождает. Тард отмечал, что общественное мнение представляет собой определенную совокупность размышлений и ответов на вопросы современности. Мнение – это статистическая система, управляемая и логикой, и чувствами и разделяемая разным количеством человек от нескольких десятков до нескольких миллионов. Тард писал, что мнение – это мгновенная и более или менее логичная группа суждений, которые отвечая на актуальные вопросы, воспроизводятся во множестве экземпляров у людей одной и той же страны, одного времени и одного общества. Высказанное индивидом суждение распространяется на все общество и становится общим. В.М. Хвостовсвязывает процесс зарождения общественного мнения с интересами классов и социальных групп. Он придавал особое значение роли народа в создании общественного мнения. Так как выражение отношения в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения, Хвостов определяет общественное мнение как отношение, которое общество принимает к какому либо вопросу или событию, причем члены общества сознают свою солидарность в воззрениях по данному вопросу.

Общественное мнение отражает все или почти все стороны жизни общества. Оно включает в свое содержание те же рациональные, волевые и эмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Так, если мнение высказывается по политическим или нравственным вопросам, то оно тем самым включает в себя и политические, и нравственные идеи, т.е. рациональные моменты.

Общественное мнение широко охватывает также сферу чувств, так как оно оценивает поступки людей, одобряет, или осуждает их. Чувства расположения, симпатии или гнева, ненависти всегда присутствуют в общественном мнении.

Ключевыми понятиями феномена «общественное мнение» являются понятия объекта и субъекта. Объектамиобщественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъект общественного мнения – это доминирующее большинство того или иного общества. Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности.

Мнения – это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных сужденийсостоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту. Для выяснения специфики мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. В процессе такого взаимодействия высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений поведения людей. Специфика состоит в том, что в суждениивыражается отношение к чему-либо в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается общественностью. [8]

Мнение зависит не только от знаний, но и от интересов людей, их мировоззрения. Выражение отношения в формах одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения. В общественном мнении всегда выражается определенное отношение людей к решению тех или иных вопросов общественной жизни, к деятельности правительства, политических партий, к отдельным личностям. Как мнению большинства общественному мнению присуще внутреннее единство.

Другим важным признаком общественного мнения является то, что оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам. Важным признаком общественного мнения является не только то, что оно публично высказывается и защищается, но и то, как широко оно распространено.

Общественное мнение как суждение, выражающее обыкновенное сознание людей, не основывается на научных положениях, однако нельзя рассматривать наличие в общественном мнении ложных представлений его специфической чертой.

Мнения весьма подвижны. Особенность их такова, что с изменением условий, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинстве или единодушным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений делает необходимым анализ всей их совокупности.

В процессе социологического изучения общественного мнения фиксируется прежде всего направленность мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. Ставится задача определить не только отношение людей к какой-либо проблеме, но и их суждение о возможных, наиболее эффективных путях решения этой проблемы. Подобные исследования являются необходимым элементом принятия управленческих решений. [7]

 

Структура общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения

В структуре общественного мнения выделяют:

1. субъект (носитель) – это массовые общности. Субъект отличается от выразителя общественного мнения (тот, кто его выражает)

2. объект – элементы соц. действительности, по поводу которых формируется мнение.

Выделяют несколько форм. Чаще всего в качестве таких форм выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, фило­софия, экология и экономика и т.д. Объектом о.м явля­ются конкретные явления или темы, по которым высказывает­ся или может быть высказана точка зрения индивида, группы или более широкой общественности. Исследование объекта о.м, как считает профессор Б. А. Грушин, следует вести с таких позиций:• анализ общей способности суждения о.м с точки зрения специфики отражения в нем дей­ствительности;• выделение некоторых критериев, прежде всего формаль­ных в силу которых то или иное явление независимо от его конкретного содержания становится объектом обще-ственного мнениясущность и содержание общественного мнения. По этому поводуможно сделать следующие предположения: 1. О.м есть конкрет-ный вывод определенной общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности лю­дей; 2) критериями отбора при формировании о.м служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;3) массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). О.м, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть оши­бочным;4) о.м выступает в качестве специфиче­ской побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность5) о.м представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мне­ний, нивелированных, измененных, образовавших новое каче­ство, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.При решении проблемы субъекта о.м необходимо различать понятия субъект и выразитель о.м. В качестве выразителя могут выступать отдель­ные лица, группы людей. Что касается субъекта о.м, то в данном качестве выступают общество в целом, народ, партия, международная общественность и т.п. О.м не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравствен­ных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер.


Формы социальных изменений

Наиболее изученными формами реализации соц. изменений являются: эволюционные, революционные и циклические.

1. Эволюционные соц. изменения — это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных соц. системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные соц. изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате которого изменяется соц. система. Сам же кумулятивный процесс в свою очередь может быть расщеплен на два составляющих его подпроцесса: формирование новых элементов и их отбор. Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они, как правило, приобретают форму соц. реформ. Но это может быть и стихийный процесс (напр., повышения уровня образования населения).

2. Революционные соц. изменения отличаются от эволюционных радикальным образом. Во-первых, это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку соц. объекта. Во-вторых, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, а в-третьих, они опираются на насилие. Соц. революция – центр ожесточенных споров и дискуссий в области социологии и других общественных наук. Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших соц проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым – ускорению преобразований в обществе. Свидетельство тому – ряд соц. революций в Европе, северной Америке и др. Революционные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизни общества, а должны относится лишь отдельным соц. институтам или областям. Нынешнее общество чрезвычайно сложно и революционные изменения могут иметь разрушительные последствия.


3. Циклические соц. изменения – это более сложная форма соц. изменений, т.к. она может включать и эволюционные, и революционные соц. изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Когда мы говорим о цикличных соц. изменениях, то имеем в виду ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Циклические соц. изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (напр., обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций). Особую сложность картине циклических изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности.

 

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — Студопедия

1. Объектом общественного мнения может быть только то явление, событие, факт, который связан с интересами субъекта (и не только в материальной, но и в политической, культурной, со- циальной сферах жизни) и имеет высокую степень актуальности. Интересы могут быть связаны со своими носителями и опосредованно, а не только напрямую. Например, за пределами СССР, затем России таким объектом общественного мнения являлись «права человека», «перестройка». 2. Объектом общественного мнения может быть только то яв- ление, событие, факт, которые допускают многозначность толко- вания и небезусловность оценочных суждений. 3. Объектом общественного мнения может быть то, что ин- формационно доступно субъекту. Характер получаемой информа- ции оказывает влияние на распространенность мнения, его ком- петентность и, в значительной степени, определяет поведение людей. Здесь безусловно огромная роль отводится средствам мас- совой информации.

Общественное мнение — не только заинтересованно ценностное духовное явление. В определенных условиях это значительная материальная сила, например, поведение людей во время выборов. Объект общественного мнения неотделим от своего субъекта. В анализе субъекта общественного мнения мы будем придерживаться точки зрения Гавры Д.П., который считает, что «в качестве субъекта общественного мнения могут выступать общности различного уровня — от населения государства или всей планеты до отдельных поселенческих общностей. При этом ведущим субъектом выступает население, народ в целом» (Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт. СПб., 1995. С. 17). Такой подход наиболее рационален, так как признает наличие многообразия субъектов общественного мнения, определяя в качестве основного субъекта мнение большинства народа.



Социальная общность определяется как «реально существу- ющая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отли- чающаяся относительной целостностью и выступающая самостоя- тельным субъектом исторического и социального действия, пове- дения» (Краткий словарь по социологии. М., 1988. С.209). Социальную общность объединяет общность интересов. Она охватывает все возможные состояния и формы жизни людей. Об- щности бывают разного типа: социально-профессиональные, со- циально-демографические, территориальные, этнонациональные, государственные и т.д. В зависимости от структуры выделяют общности групповые и массовые.

Общественное мнение отражает определенную позицию какой- либо социальной общности, и эта позиция проявляется в поведении людей. Следовательно, общественное мнение не только отражает об- щественные процессы, но и способно оказывать на них суще- ственное воздействие.

Общественное мнение может стать как созидательной, так и разрушительной силой. Оно может оказывать существенное влия- ние на все процессы, происходящие в обществе.

структура, механизмы формирования и формы выражения. Объект и субъект общественного мнения — Мегаобучалка

Словосочетание «общественное мнение» появилось в Англии еще во второй половине XII века. Впервые его употребил английский политический деятель и писатель Джон Солсбери. В XVIII веке это понятие стало широко применяться в других странах[160]. Сила общественного мнения, его активное влияние на деятельность субъектов исторического процесса стали неоспоримы.

Общественное мнение – специфическое проявление массового сознания. Это сложное духовное образование, заключающее в себе суждения, идеи, представления, оценки, и отражающее отношение (скрытое и явное) социальных групп к актуальным событиям, фактам, явлениям и проблемам жизни общества[161]. Общественное мнение отражает интересы, настроения, чувства классов и социальных групп общества в тот или иной исторический отрезок времени. По сути, общественное мнение – показатель того, как отражаются и познаются социальными группами, обществом в целом происходящие социальные процессы.

В современной социологической литературе (зарубежной и отечественной) можно обнаружить множество различных определений общественного мнения. Общественное мнение включает в себя широкий спектр понятий. Во–первых, это установки разума, принимающие утверждения как истинные, или отвергающие их. Во–вторых, это точка зрения, позиция, идеи относительно социальной реальности. В–третьих, общественное мнение рассматривается как ценностное суждение или суждения относительно какого–либо объекта[162].

Исследователи выделяют несколько подходов при определении природы этого общественного феномена. Кратко их можно описать следующим образом:

1) общественное мнение включает в себя не все точки зрения на ту или иную проблему, которые имеют отдельные индивиды, а только те, которые связаны с оценкой ситуации, в отношении которой данная совокупность индивидов выступает как общность;

2) общественное мнение не может быть абстрактным, то есть оно существует по определенному вопросу и возникает в определенной ситуации;

3) общественное мнение всегда публично выражается, доводится до сведения общества или какой–либо социальной группы; в противном случае это будет индивидуальная точка зрения отдельных лиц;

3) общественное мнение появляется тогда, когда оно отражает отношение к проблемам, которые интересуют конкретное общество или конкретную общность людей;

4) общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации об интересующей проблеме. Необходимо помнить, что оно может возникать как на основе информации, отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность;

Общественное мнение сохраняется на протяжении определенного отрезка времени, достаточно определенно, что позволяет рассматривать его как общественный феномен.

Можно дать следующее определение этого феномена.

Общественное мнение – это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом.

Общественное мнение всегда отражает коллективную позицию и возникает по проблемам, представляющим общественный интерес.

По своей сути общественное мнение – это сочетание теоретических представлений, положений «здравого смысла» и даже заблуждений. Оно проявляется сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях. Кроме того, исследователи считают, что общественное мнение – важнейший механизм социального взаимодействия людей, поскольку функционирование любой социальной группы невозможно без выработки общих представлений, суждений об общих делах, без коллективных оценок событий, без определения путей решения насущных проблем.

В структуре общественного мнения выделяют объект и субъект.

Объектом общественного мнения являются конкретные явления, темы, проблемы, по которым высказываются суждения и точки зрения, то есть то, по поводу чего складывается общественное мнение. Таким образом, все многообразие общественной жизни порождает и многообразие человеческих суждений. Общественное мнение по своему содержанию является таким же сложным, как и процессы, происходящие в обществе. Объект общественного мнения охватывает материальное производство и политическую жизнь, состояние экологии и здравоохранения, духовные потребности и социально–психологическое самочувствие людей, и многое другое.

По мнению социолога Б.А. Грушина объект общественного мнения необходимо изучать, обращая внимание, во–первых, на анализ общей способности суждения общественного мнения отражать действительность; во–вторых, выделять критерии, в силу которых явления жизни становятся объектом общественного мнения.

Субъект и выразитель общественного мнения – это люди, которые высказывают суждения или дают оценки той или иной проблеме, возникающей в обществе.

Субъект общественного мнения обладает сложной структурой. Элементы этой структуры – классы, социальные общности, слои и группы общества. Превращение той или иной группы в субъект общественного мнения зависит от значимости обсуждаемой проблемы, ее важности для данной группы.

Разнообразие мнений обусловлено спецификой восприятия происходящих событий, различиями в интересах и социальном опыте людей, что часто приводит к их столкновению, поляризации и согласованию.

Когда появляется общественное мнение? Какие условия оказывают влияние на его появление и функционирование? Важнейшим условием выступают социальные интересы людей. Общественное мнение появляется тогда, когда возникающая в любой сфере общественной жизни (экономической, политической, духовной, социальной) проблема имеет практическое значение и затрагивает интересы людей. Большинство исследователей считает это первым условием появления общественного мнения.

Второе условие связано с наличием дискуссионности, то есть обсуждаемая проблема или вопрос должны носить дискуссионный характер: у социальных групп должны существовать различия в оценках и суждениях.

Субъектные и объектные дополнения

Дополнение непереходного глагола всегда говорит что-то о подлежащем и поэтому называется субъектным дополнением .

  • Алиса — это красивая. (Здесь дополнение красиво кое-что говорит об Алисе.)
  • Она казалась расстроенной.

Главный глагол неполного сказуемого — быть (есть, am, are, was, were).Другие кажутся, появляются, выглядят, становятся, растут, ощущают, поворачивают, пробуют и т. Д.

  • Ночь потемнела.
  • Молоко скисло.
  • Рыба имела ужасный вкус.

Предметное дополнение может быть разных видов. Это может быть прилагательное, существительное, местоимение, причастие, инфинитив, наречие или фраза.

  • Ее брат хороший писатель. (существительное)
  • Маленькая девочка выглядела расстроенной. (прилагательное)
  • Старушка была и говорила сама с собой. (Настоящее причастие)
  • Ему осталось . (до бесконечности)
  • Комаров повсюду. (Наречие)

Комплектация объекта

А теперь изучите следующие предложения:

  • Они сделали Гарри председателем.
  • Президент назначил его губернатором.

В предложении 1 Гарри является объектом переходного глагола made.Но если вы скажете «они сделали Гарри», смысл будет неполным. Помимо объекта Harry нам нужно еще одно слово, чтобы завершить значение глагола made. Слово председатель, завершающее значение предложения, называется дополнением. Поскольку он что-то говорит об объекте, он называется дополнением объекта .

  • Присяжные признали его виновным.
  • Смерть капитана вынудила солдат сдаться.
  • Бедствие повергло их в приступ отчаяния.

.

Целью исследования является … Предмет, объект, предмет, задачи и цель исследования

Подготовительный процесс к любому исследованию научного характера включает несколько этапов. На сегодняшний день существует множество различных рекомендаций и вспомогательных методических материалов. Однако все они относятся не к отсутствию или наличию той или иной стадии, а в большей степени к их последовательности. Общим для всех рекомендаций является определение цели исследования.Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Ключевые элементы

Исследования научного характера, в отличие от традиционных, повседневных знаний, имеют систематическую и целенаправленную направленность. В связи с этим чрезвычайно важно установить объем исследования. Как определенная система координат, объект и цель исследования. Любая работа в области научного познания начинается с создания системы. После прохождения этого этапа тема сформулирована. Цель исследования — конечный результат.Это должен быть результат всей запланированной работы.

Область объекта

Это практическая и научная сфера. В его пределах собственно объект исследования. В школьном курсе этой сфере может соответствовать любая дисциплина. Например, это может быть биология, литература, математика, физика, история и т. Д. Объектом исследования является определенное явление или процесс, порождающий проблему. На это направлена ​​деятельность. Предметом исследования является конкретный участок объекта, в рамках которого ищутся решения.Поскольку этот элемент системы может выступать как событие в целом, его отдельные аспекты, взаимосвязь между любыми компонентами, взаимодействие между одним из них и весь набор взаимосвязей. Границы между этими элементами очень условны. Что может быть объектом исследования в одном случае, в другом — предметная область. Например, научная деятельность направлена ​​на изучение творческих связей русской и французской литературы XIX века. Предметом исследования в этом случае могут быть особенности заимствования.

Задача

Цель исследования, объект исследования связаны с конкретной проблемой, которую необходимо решить. Проблема считается узкой областью исследования. Выбор конкретной темы исследования для многих — довольно сложный этап. Часто выбор падает на сложные или масштабные задачи. В рамках тренировочного исследования они могут стать невыносимыми для полного раскрытия. В таких случаях вполне вероятно, что цель и задачи исследования не будут реализованы до конца.Может быть и другая ситуация. Например, студент по тем или иным причинам выбирает задачу, которая давно всем известна и непонятна лишь узкому кругу начинающих исследователей.

Гипотеза

Вы можете уточнить тему, изучив специальную литературу по проблеме. После этого можно переходить к установлению гипотезы. Считается, что этот этап самый ответственный из всех. Чтобы понять, как его успешно сдать, сначала необходимо уточнить саму концепцию.Гипотеза должна:

  1. Поддаваться проверке.
  2. Соответствуют фактам.
  3. Не противоречите логически.
  4. Содержат предположение.

Как только гипотеза соответствует всем требованиям, можно переходить к следующему этапу.

Цель и задачи исследования

В широком смысле они должны уточнить направления, в которых будет проводиться доказательство гипотезы. Целью исследования является результат, который должен быть получен после завершения исследования.Это может относиться к:

  • описанию нового события, обобщению; №
  • , устанавливающий свойства ранее неизвестных явлений;
  • идентификация общих шаблонов;
  • формирование классификаций и тд.

Существуют различные способы формулирования цели исследования. Для этого используются традиционные штампы научной речи. Например, исследование проблемы может быть проведено с целью:

  • выявить;
  • оправдать;
  • установить;
  • развить;
  • уточнить.

Средства и методы достижения результата

С особой тщательностью нужно подходить к постановке исследовательских задач. Это связано с тем, что описание их решения впоследствии сформирует содержание глав. Их заголовки формируются из формулировок поставленных задач. В целом этот элемент можно определить как выбор средств и способов достижения заданного результата в соответствии с разработанной гипотезой. Целесообразнее формулировать задачи в виде утверждения конкретных действий, которые необходимо предпринять для достижения цели.Перечисление следует строить от простого к сложному, трудоемкому. Их количество будет зависеть от глубины изучения. Когда они установлены, основная цель исследования разбивается на несколько более мелких. Их последовательное достижение позволяет глубже изучить проблему.

Методы

Цель исследования — идеальное видение результата, направляющее деятельность человека. Сформулировав все ключевые элементы системы, необходимо выбрать метод решения проблемы.Методы можно разделить на специальные и общие. К последним относятся математические, эмпирические, теоретические. Выбор метода играет решающую роль в успехе исследования. Правильно подобранный способ решения вопросов гарантирует гарантированное достижение запланированного результата.

Теоретические методы

В некоторых случаях цель исследования — получить результат, который может быть достигнут только экспериментально. В этой ситуации лучше использовать метод моделирования. Он позволяет изучать объекты, прямой доступ к которым затруднен или невозможен.Моделирование предполагает выполнение умственных и практических действий с моделью. Есть еще один метод, позволяющий реализовать цель исследования. Этот прием называется абстракцией. Он состоит в мысленном абстрагировании от всех несущественных аспектов и сосредоточении внимания на одном или нескольких конкретных аспектах предмета. Анализ — еще один эффективный метод. Он предполагает разложение объекта на компоненты. Синтез считается противоположным методом. Этот метод предполагает соединение сформированных деталей в единое целое.С помощью синтеза и анализа можно, например, изучить литературу по выбранной теме научного исследования. Восхождение от абстрактного элемента к конкретному осуществляется в два этапа. На первом объект разбивается на несколько частей и описывается с помощью суждений и понятий. Затем восстанавливается первоначальная целостность.

Эмпирические методы

Они включают:

  1. Сравнение.
  2. Наблюдение.
  3. Эксперимент.

Последний имеет определенные преимущества по сравнению с другими. Эксперимент позволяет не только наблюдать и сравнивать, но и изменять условия исследования, отслеживать динамику.

Математические методы

Цель исследования может быть достигнута:

  1. Stat

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о