Ночное приключение диктант 7 класс: 520: Web server is returning an unknown error

Содержание

Диктант по русскому языку 7 класс на закрепление темы» Деепричастный оборот».

ТЕКСТ.

  Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

  И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.

(97 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

  2) Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.

  3) Выполните морфемный разбор двух деепричастий.

ТЕКСТ.

Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.

  Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим.

(По В. Быкову)

(134 слова)

 

  Задания к тексту:

  1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

  2) Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.

ТЕКСТ.

ДЕРЕВО ДЕТСТВА

  В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки, уезжая в конце августа из деревни. Я ужасно переживал, что чегемский виноград только начинал румяниться. Спускаясь из Чегема, мы видели, что по дороге вниз виноград с каждым шагом делается всё чернее и спелее. Когда виноград начинал розоветь на деревьях Чегема, я ходил, задрав голову и вглядываясь в розовеющие гроздья, иногда принимая за почерневшую гроздь винограда прошлогодний пожухлый лист.

  Однажды я всё-таки заметил, что виноград, свисающий с одной из верхних ветвей, почти спелый.

  С большим трудом я добрался до первой ветки. Усевшись на ней верхом, стал соображать, как быть дальше. Гроздья завораживали взгляд: розовые, красные, чёрно-лиловые, уже поспевающие. Но добраться до них всё ещё было нелегко. Надо было пройти до конца ветки и там, ухватившись за виноградную гроздь, подтянуть её к себе.

(По Ф. Искандеру)

(136 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

  2) Подчеркните как члены предложения деепричастные обороты. 

  3) Разберите по членам выделенное предложение.

 

ТЕКСТ.

ПЕТЯ РОСТОВ

  Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и был взят ординарцем к генералу. Со времени своего поступления в действующую армию, где он участвовал в сражении, Петя находился в постоянно счастливом и возбуждённом состоянии. Он был очень счастлив тем, что видел и испытывал в армии, но ему всё казалось, что там, где его нет, совершается самое настоящее героическое.

  В то мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперёд. Он поскакал к мосту. Впереди французы бежали с правой стороны дороги на левую.

  У одной избы столпились казаки, что-то делая. Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что-то. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидел Долохова, кричавшего что-то людям.

  Петя, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы. Послышался залп. Петя скакал на своей лошади, быстро махал обеими руками и всё дальше сбивался с седла в одну сторону. Пуля пробила ему голову.

(По Л.Н. Толстому)

(192 слова)

 

  Задания к тексту:

  1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

  2) Выполните морфологический и морфемный разбор двух причастий из текста диктанта.

ЛЕДОХОД

  Лёд трогается аккуратно каждую весну, но ледоход всегда составляет событие дня. Заслышав крик, вы стремительно бежите к мосту, как будто там совершается убийство или грабёж.

  Свесившись через перила, вы глядите на реку, и вдруг разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на отдалённый гром. Вместо ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки взрыта и взбудоражена. Воды не видно ни капли, а только лёд, лёд, лёд.

  Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова. Кажется, что мост вместе с публикой куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упёршись о бок, долго не пускает мост бежать от неё. Вид у льдин грустный, унылый. Они будто осознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко в страшную Волгу. Там они, насмотревшись ужасов, превратятся в ничто.

(По А.П. Чехову)

(145 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

  2) Подчеркните как члены предложения деепричастные обороты.

  3) Найдите в первом абзаце слово, состоящее из двух корней, и выполните его морфемный разбор.

 

Учебно-методический материал по русскому языку: Диктант по итогу 1 четверти (7 класс) Тема: «Причастный оборот»

Диктант по итогу 1 четверти (7 класс)

Тема: «Причастный оборот»

Осенний лес

(1) Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (2) На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, раскрашенных осенью. (3) Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. (4) Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика4. (5)Тонко просвистит рябчик, прокричат в небе журавли, пролетающие косяком.

(6)Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. (7) Идёшь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. (8) Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. (9)Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. (10) Ещё цветут осенние поздние цветы4. (11) Готовятся к отлёту певчие птицы.(12) Иногда затрещит в лесу дрозд, застучит дятел, сидящий на сухом дереве. (13) Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб, роняющий на землю спелые жёлуди.

(120 слов)

(По Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1 вариант

1. Распространите предложение 4, образовав причастный оборот. Получившееся предложение запишите.

2. Найдите и обозначьте в предложениях 1-5 все причастные обороты

3. Выполните полный синтаксический разбор предложения 5

4. Из предложений 1-5 выпишите все причастия

5. Из предложений 6-13 выпишите все прилагательные

Грамматическое задание

2 вариант

1.Распространите предложение 11, образовав причастный оборот. Получившееся предложение запишите.

2. Найдите и обозначьте в предложениях 6-13 все причастные обороты

3. Выполните полный синтаксический разбор предложения 3

4. Из предложений 6-13 выпишите все причастия

5. Из предложений 1-5 выпишите все прилагательные

Грамматическое задание

1 вариант

1. Распространите предложение 4, образовав причастный оборот. Получившееся предложение запишите.

2. Найдите и обозначьте в предложениях 1-5 все причастные обороты

3. Выполните полный синтаксический разбор предложения 5

4. Из предложений 1-5 выпишите все причастия

5. Из предложений 6-13 выпишите все прилагательные

Грамматическое задание

2 вариант

1.Распространите предложение 11, образовав причастный оборот. Получившееся предложение запишите.

2. Найдите и обозначьте в предложениях 6-13 все причастные обороты

3. Выполните полный синтаксический разбор предложения 3

4. Из предложений 6-13 выпишите все причастия

5. Из предложений 1-5 выпишите все прилагательные

Грамматическое задание

1 вариант

1. Распространите предложение 4, образовав причастный оборот. Получившееся предложение запишите.

2. Найдите и обозначьте в предложениях 1-5 все причастные обороты

3. Выполните полный синтаксический разбор предложения 5

4. Из предложений 1-5 выпишите все причастия

5. Из предложений 6-13 выпишите все прилагательные

Грамматическое задание

2 вариант

1.Распространите предложение 11, образовав причастный оборот. Получившееся предложение запишите.

2. Найдите и обозначьте в предложениях 6-13 все причастные обороты

3. Выполните полный синтаксический разбор предложения 3

4. Из предложений 6-13 выпишите все причастия

5. Из предложений 1-5 выпишите все прилагательные

Грамматическое задание

1 вариант

1. Распространите предложение 4, образовав причастный оборот. Получившееся предложение запишите.

2. Найдите и обозначьте в предложениях 1-5 все причастные обороты

3. Выполните полный синтаксический разбор предложения 5

4. Из предложений 1-5 выпишите все причастия

5. Из предложений 6-13 выпишите все прилагательные

Грамматическое задание

2 вариант

1.Распространите предложение 11, образовав причастный оборот. Получившееся предложение запишите.

2. Найдите и обозначьте в предложениях 6-13 все причастные обороты

3. Выполните полный синтаксический разбор предложения 3

4. Из предложений 6-13 выпишите все причастия

5. Из предложений 1-5 выпишите все прилагательные

5

Методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему: Контрольный диктант

Урок 37 (7 класс)

Тема: Контрольный диктант

Цели:  а) проверить знания, полученные по теме «Причастие»;

б) повторить различные виды разборов;

в) продолжить работу по овладению учащимися орфографическими навыками.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Диктант.

Тропинки

Тропинки — это большие искатели приключений. Это смелость и отвага. Они там, где трудно. Где идут по одному. Где нужен внимательный глаз, чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.

Тропинки — это первопроходцы, это ручейки у большой реки.

Они  хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света, ярко сверкающего.

Тропинки — это детство, где больше искренности, чистоты и доброты.

Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой.

 Их начинают обживать сердитые шмели и любопытные муравьи.  Всё чаще слышен шорох невидимых ящериц. Рядом с тропинкой устраивают гнезда птички.

Лишь ровные полоски распластанного подорожника напоминают о былой жизни когда-то спешащей тропинки.

Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остаётся один, а рядом с ним его верные друзья и внимательные слушатели: радио, настенные часы, кошка да собака.

                                                                                         

        124 слова,   (Ф. Нестеров)

Безударные гласные в корне слова; правописание -чк-, -чн-; одна и две буквы -н-; в суффиксах причастий и прилагательных; не с прилагательными; тире между подлежащим и сказуемым; запятая при однородных чаевая предложения, знаки препинания в сложном предложении.

        Урок 37

        (7 класс)

Грамматические задания.

1. Произведите синтаксический разбор предложений:

      1 вариант — первое предложение

                      (Тропинки — это большие искатели приключений.)

      2 вариант— первое предложение второго абзаца.

        (Тропинки — это первопроходцы, это ручейки у большой реки.)

   2.  Произведите пунктуационный разбор предложений:

    1 вариант — Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой.

    2 вариант —  Они  хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного

                        света, ярко сверкающего.

3. Выпишите из текста причастия, определите их глагольные признаки,

    признаки прилагательных: 

1 вариант— действительные причастия;

2 вариант — страдательные.

……………………………………………………………………………………………………..

*4. Графически объясните (в виде схемы) постановку знаков в последнем предложении.

*5. Выполните словообразовательный разбор существительного   первопроходцы.

………………………………………………………………………………………………………

3. Домашнее задание.

   Повторить сведения о стилях, типах текста.

Методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме: диктанты и тесты 7 класс

 

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение»

Лесной ручей.

Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.

На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.

Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.

Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.

Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.

 


Контрольный диктант №2

по теме «Причастие»

Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты,  каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.

Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.

С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.

В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины.

(По Е. Спагненбергу)


Тест по теме «Причастие»

  1. 1.В каком слове ударение падает на последний слог?

а)Пролит

б)Отнято

в)Взято

г)Заперта

  1. 2.Пишется одна буква н.

а)Ошибка исправле..а

б)Построе..ые дома

в)Избалова..ый ребенок

г)Броше..ый камень

  1. 3.Пишется буква я.

а)Подстрел..нный

б)Просе..нный

в)Промасл..нный

г)Напо..нный

  1. 4.Необходимы запятые.

Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей.

  1. 5.Причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола.

а)Совершенного вида

б)Несовершенного вида

в)Возвратного

  1. 6.Ошибка в объяснении написания выделенных букв.

а)Бечевка –  е в корне слова (бечева)

б)Подожженный – страдательное причастие прошедшего времени

в)Сгущенка –  е под ударением в суффиксе существительного

г)Плащом —  о под ударением в окончании существительного


Контрольный диктант №3

по теме «Деепричастие»

Зазимок

Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.

Сначала падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.

Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.

Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:

— Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!

Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы.

(По А. Рыжову)


Тест по теме «Деепричастие»

  1. 1.Не пишется слитно.

а)Сильно не/доумевая

б)Не/припомнив сюжета

в)Дом не/построен

г)Не/написанное вчера письмо

  1. 2.Правильно построено предложение с деепричастным оборотом.

а)Подойдя к воротам, мне стало страшно.

б)Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

в)Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

г)Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.

  1. 3.Пунктуационная ошибка в предложении.

а)Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.

б)Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

в)Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.

г)Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад.

  1. 4.Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова.

а)Варить, варивший, варившись

б)Положить, положив, положенный

в)Устроить, устроив, устроивший

г)Привезти, привезший, привезенный

  1. 5.Ошибка в определении морфологических признаков.

а)Пробежав – деепричастие, совершенный вид

б)Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида

в)Взлетевший  – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида

г)Испекши – деепричастие, совершенный вид

  1. 6.Ошибка в характеристике текста.

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.

а)Средство связи предложений – однокоренные слова

б)Тип речи – рассуждение

в)Способ связи предложений – параллельный

г)Стиль речи – публицистический

Контрольный диктант №4

по теме «Наречие»

Огоньки

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.

И долго еще мы плыли (дальше) по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, теряясь в бесконечной дали. Огонек все стоял впереди, одновременно близко и далеко.

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.

Но все-таки впереди – огни!

(По В. Короленко)


Тест по теме «Наречие»

  1. 1.Мягкий знак не пишется.

а)Обнаруж..те

б)Навзнич..

в)Сбереч..

г)Горюч..

  1. 2.Дефис не пишется.

а)По..видимому

б)Нежданно..негаданно

в)Кое..что

г)На..лету

  1. 3.Пишется о.

а)Справ..

б)Издавн..

в)Досыт..

г)Затемн..

  1. 4.Пишется одна н.

а)На улице безветре..о.

б)Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.

в)Эта девушка несдержа..а.

г)Все возбужде..о спорили.

  1. 5.Указать прилагательное в сравнительной степени.

а)Стало тише на опушке леса.

б)Все жалобней выл щенок.

в)Брат выше сестры.

г)Они жили дальше от школы.

  1. 6.Найти неверное утверждение:

а)Наречия могут обозначать цель и причину действия.

б)Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.

в)Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.

г)Наречие никогда не выступает в роли определения.


Контрольный диктант №5

по теме «Предлог»

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.

(По И.В. Сорокиной)


Контрольная работа

по теме «Союз»

  1. 1.Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза.

Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная4. Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и3 мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно. (Л.Толстой)

  1. 2.Тест

1. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов

2. Найдите сочинительный союз:

а) чтобы;

б) если;

в) также;

г) потому что;

д) хотя.

3. Найдите подчинительный союз:

а) либо;

б) зато;

в) так как;

г) тоже;

д) или.

4. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

в) интонации.

  1. 3.Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.

За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя. (По К. Булычеву)


Контрольный диктант №7

 по теме «Частица»

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 7 класс

 Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку

7 класс

Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

Шел Васютка по тайге, следил за памятками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За ним пойдут другие люди. Собьют мох, притопчут траву, отпечатают следы — и получится тропинка. Лесные тропинки узкие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем. На самой вершине старой взлохмаченной ели Васютка увидел кедровку.
На мху валялись шишки. В некоторых отверстиях шишек, как пчелки, торчали орехи. Но пробовать их бесполезно. Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка.
Вдруг впереди Васютки что-то захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и увидел большую черную птицу. (116 ел. ) (В. Астафьев. )

Грамматическое задание

1. Сделайте синтаксический разбор предложений. (по вариантам) .
2. Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.
 

Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»

 

Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Когда впервые слушаешь увертюру этой оперы, кипучая, стремительная музыка сразу увлекает. Она начинается энергично, ликующе. Это настроение праздника, в котором участвует множество людей.

Потом появляется мягкая, проникновенная мелодия виолончелей. Мы услышим её в арии Руслана.

На пути Руслана встречаются неожиданные препятствия. Мы узнаём об опасности по таинственным, напряжённым созвучиям, характеризующим в опере Черномора. Потом возникают тихие, таинственные перезвоны колокольчиков. Чередуются необычные, какие-то прозрачные созвучия. Сады Черномора – это заколдованное царство, где всё застыло, подчинилось власти злого колдуна. И снова прежняя колючая мелодия. Шествие Черномора, окружённого свитой покорных рабов, продолжается.

В конце звучит музыка торжествующей радостью. Черномор побежден. В опере прославлено мужество людей, преодолевших насилие и вероломство. (120 слов.)

 

Грамматическое задание

Морфологический разбор одного причастия.

Выпишите 4 слова с разными орфограммами, обозначьте условия их выбора.

Произведите синтаксический разбор предложения (по вариантам)  (I вариант: В опере прославленно мужество…; II вариант: Шествие Черномора…)

    Контрольный диктант №3 по теме «Причастие»

          У моря

          Петька  и  Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем  и  тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
          Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль  и  ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И  ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно — розовыми облачками.
          Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

     

    Грамматическое задание
     

    Разберите предложения по членам:

      1 вариант – Мальчики, утомлённые…

      2 вариант – Их головы спрятались…

      Укажите состав слов:

        1 вариант – колышущегося, пропитанная

        2 вариант – тянувшаяся, плещущееся

        Морфологический разбор одного причастия.

           

          Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие»

          С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ

          В старом парке, который начинается за оградой нашего дома, есть кленовая аллея. Прихотливо извиваясь, заснеженная аллея устремляется за город. Снегири наведываются туда каждый день, их манят зимние деревья, сплошь усыпанные легкими крылатыми семенами.

          Сидят птицы на кленах важно, покойно, не спеша поклевывают золотистые семена. А до чего хороши! Грудь у снегиря алая.

          Спинка голубая, а на голове черный берет. По временам птицы ныряют в снег, купаясь в нем. Потом, не торопясь, похаживают по сверкающему снегу, чертят на нем замысловатые бороздки и следы крестики.

          От слова «снег» птице название дано — «снегирь». И неспроста снегири — первые вестники зимы. (По Л Баркову.) (100 сл.)
           

          Грамматическое задание

           

          Разберите предложения по членам:

            1 вариант – Прихотливо извиваясь…

            2 вариант – По временам птицы ныряют…

            Произведите морфологический разбор и разбор по составу слов:

              1 вариант – купаясь

              2 вариант – не торопясь

               

              Контрольный диктант №5 по теме «Наречие»

              Мальчик брел по тайге, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. У Васютки даже дух захватило — так красива, так широка была его родная река. А раньше она ему казалась обыкновенной и не очень приветливой.

                    От радости Васютка очнулся, и даже несколько смутился, огляделся вокруг. Но никого и нигде не было, и он стал решать, куда идти; вверх или вниз по Енисею.     

                    Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе.

                   Вот в верховьях реки появился дымок. Идет пароход. Долго еще ждать его.

                   Пароход все приближался и приближался.

                   На нем маячили фигурки пассажиров. Васютка заметался на берегу. Кто-то заметил его и помахал рукой.

               

              (В.Астафьев.)

               

              Грамматическое задание

               

              1. Подчеркните наречия как члены предложения.

              2. Сделайте синтаксический разбор предложения:

              1 вариант — 2-е предложение;

              2 вариант — 1 -е предложение.

              3. Разберите два наречия как часть речи.

              4. Озаглавьте текст.

               

              Контрольный диктант №6 по теме «Наречие»

              КАК ХОДИТЬ ПО ЛЕСУ

              Начинающий натуралист шел вдоль поросшей молодым леском лощины. Здесь было еще по-утреннему свежо и пахло листвой и крапивой. Лог завернул влево, а впереди открылась освещенная солнцем поляна. Большой лесной голубь витютень тяжело поднялся с земли и, сверкнув
              белыми сгибами крыла, скрылся за кустами.

              Не многие умеют ходить по лесу. Обычно все двигаются так шумно,
              что мало-мальски осторожные звери и птицы успевают либо затаиться,
              либо убежать.

              Уходя в лес, убегают вглубь дорожки и тропы. Нигде не увидишь
              столько интересных отпечатков, сколько на дорогах. Двигаться по дороге и легче и быстрее, а главное, бесшумнее. Недаром чаще всего встречи с осторожными животными происходят именно на дорогах, а не в тесной глухомани.

              Всем, кто приходит в лес за его дарами, надо правильно вести себя.

               

              Грамматическое задание

              Найдите наречия, укажите, каким членом предложения они являются, обозначьте в них изученные орфограммы.

              Два наречия (на выбор) разберите как часть речи.

                Задание выполняется по вариантам: 1 вариант – первая половина текста, 2 вариант – вторая.

                 

                Контрольный диктант №7 по теме « Предлог. Союз»

                Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки!

                Ученые специально приезжали в суровую Антарктиду, чтобы побольше узнать об этих необычных птицах.

                 Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. Питаются они рыбой, а также кальмарами.

                В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную гибкую торпеду. Иногда пингвин так разгоняется, что вылетает из воды на лед, как будто камешек из рогатки. 

                В полярную ночь мамы-пингвинихи приносят в дом полукилограммовое яйцо, а папы-пингвины вынашивают их в течение двух месяцев. Но мамы тоже проявляют заботу: запасают пищу. Если надо передать драгоценное яйцо пингвинихе, отец быстро выкатывает его на снег, а мать также быстро скрывает его в теплом гнездышке на своем животе.

                (120 слов)

                Грамматическое задание

                Озаглавьте текст.

                Постройте схемы предложений:
                I вариант – «Ученые специально приезжали…»
                II вариант – «В полярную ночь…».

                Произведите морфологический разбор одного предлога и одного союза.

                  Контрольный диктант №8 по теме « Служебные части речи»

                  Слепой пёс.

                  Арктур не был похож ни на одну из собак. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным. У хозяина бывало минутами плохое настроение, часто от него пахло одеколоном – запахом, никогда не встречающимся в природе. Но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но все- таки сдерживался.

                      Мне кажется, что он как-то ощущал свою неполноценность. Я никогда не видел его ни идущим, ни бегущим свободно, спокойно и быстро.

                     Не мог он ничего видеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака. Постепенно он изучил все запахи города и прекрасно ориентировался. А каких только не было запахов! Но,  где бы ни бродил Арктур, не было случая, чтобы он заблудился.

                     Это был удивительный пес.  (127 слов)

                   

                  Грамматическое задание

                   

                  Произведите синтаксический разбор предложения:

                  1 вариант – Чувство его…

                  2 вариант – Постепенно он изучил…

                  В сложном предложении обозначьте грамматические основы.

                  Частицы заключите в прямоугольник, укажите разряд.

                   

                  Итоговый контрольный диктант №9

                  Живые огни.

                  Среди ночи выбрался я из палатки и остановился пораженный: ночь цвела огнями! Огнями всех мыслимых расцветок!
                  Над головой высоко зеленый листок луны, вокруг него – серебряные брызги росинок-созвездий…
                  Тут и там вдруг перечеркивают глубинную черноту неба таинственные капельки падающих метеоритов. Даже чудится, будто, падая, звякают они, расшибаясь о камни ущелий. И когда вспышки далеких пастушьих костров на склонах представляются искрами, высеченными звездой.
                  Над черными копнами кустов мерцают искорки светляков. Точь-в-точь искры над буйным костром, когда в него тычут палкой!
                  Из чащи куста светят глаза непонятные, какие-то неуловимые и неверные. То вдруг нальются розоватым туманом, то вдруг холодно позеленеют, как будто накаляются и остывают. В кустах затаился барханный кот.
                  Праздник ночных огней. Звезды, горящие, как глаза, мерцающие так же, как звезды. (124)
                   

                  Грамматическое задание

                   

                  Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является:

                    1 вариант – Даже чудится…
                    2 вариант – Звёзды, горящие…

                     

                    Сделайте фонетический разбор слов:
                    1 вариант – цвела;
                    2 вариант – кустов.

                    3. Разберите слова по составу:
                    1 вариант – выбрался, пораженный, созвездий;
                    2 вариант – затаился, неуловимые, высоко

                      Диктант по теме «Деепричастие» — русский язык, уроки

                      Конспект урока русского языка в 7 классе

                      Диктант по теме «Деепричастие»

                      Чудесная ночь


                      Просмотр содержимого документа

                      «Диктант по теме «Деепричастие»»

                      Конспект урока русского языка в 7 классе

                      Диктант по теме «Деепричастие»

                      Чудесная ночь

                      В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, успокоившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»

                      Шепот, шорохи, таинственный перезвон – признаки приближающейся прелестной сказки.

                      Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

                      Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом.

                      (121 слово)

                      (По А. Иллюминаторской)

                      ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

                      1. Синтаксический разбор предложений.

                      Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

                      2. Произвести морфемный разбор деепричастия.

                      Устроившись, проснувшись

                      3. Обозначить в тексте вид деепричастий.

                      I вариант:

                      Деепричастия совершенного вида.

                      II вариант:

                      Деепричастие несовершенного вида.

                      Диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Причастие

                      Диктанты по теме: “Причастие”

                      При написании раздела Диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Причастие использовались материалы из книг:

                      • “Диктанты по русскому языку” Е.А. Влодавская К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. “Русский язык. 7 класс”

                      Ниже представлены диктанты на темы:

                      • Причастие, как часть речи
                      • Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
                      • Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
                      • Действительные и страдательные причастия
                      • Краткие и полные страдательные причастия
                      • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего и прошедшего времени
                      • Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
                      • Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
                      • Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных-
                      • Морфологический разбор причастия
                      • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
                      • Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

                      Причастие, как часть речи

                      Зевс Олимпийский – одно из чудес света

                      Величаво восседал Зевс на своём роскошном троне. В правой руке он держал маленькую фигурку крылатой богини Ники, которая, казалось, только что слетела с вершины Олимпа. Левой рукой он опирался на жезл, украшенный фигурой священного орла. На голове Зевса сиял золотой венец из ветвей масличного дерева. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, прекрасное лицо. Через обнажённый торс был перекинут золотой плащ, украшенный изображениями лилий, звёзд и животных. Плащ свободными складками спадал на колени. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаемой по краям золотыми львами. Голова, торс, руки Зевса и фигура Ники были сделаны из слоновой кости.

                      Всё остальное: венец, одежда, сандалии Зевса, священный орёл, венок Ники – из чистейшего золота.

                      (Статья из энциклопедического словаря)

                      Грамматические задания
                      1. Подчеркните записанные в тексте причастия как члены предложения, графически обозначьте в них суффиксы.
                      2. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
                      3. В предложениях 3-5 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово.
                      4. Обозначьте вид выделенных причастий.

                      Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

                      Я проворно встал и подошел к мальчикам. Они все вокруг тлеющего костра. Один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня. Я кивнул ему головой и пошёл вдоль задымившейся реки. Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня на широком лугу, по зазеленевшимся холмам, по длинной дороге, по сверкающим кустам и по реке, синевшей из-под редеющего тумана, полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы. Вдруг мимо меня пронёсся отдохнувший табун.

                      (По И.С. Тургеневу)

                      Грамматические задания
                      1. Укажите род, число, падеж и время причастий.
                      2. Выпишите по одному словосочетанию: а) с главным словом причастием; б) с главным словом существительным.

                      Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

                      Солнце уже выбралось выше леса и ярко блестело на траве. Роса, собирающаяся каплями, обсыхала около болотца. За рекой, свёртывавшаяся в трубку, стояла зелённая рожь. Запоздалый заяц, выскочивший на простор, сел у куста и прислушивался. Весь табун незаметно подвигался в одном направлении. Посередине освещённой солнцем поляны стояла высокая фигура мерина. А вокруг него собирались почтительно обращавшиеся лошади и будто слушали его истории.

                      (По Л. Толстому)

                      Грамматические задания
                      1. Обозначьте причастные обороты.

                      ***

                      Посреди комнаты стоял стол, покрытый оборванной клеёнкой, из-под которой виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашенных табуретов. Последняя стена заставлена шкафами. Из окна была видна стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где просматривался плетённый частокол.Через аллею виднелся синий свод, унизанный ярко мерцавшими серебряными звёздами, создававшими ощущение покоя.

                      На столы поставили по нескольку деревянных крашенных и золочённых мисок с жидкою пшённою кашицей.

                      Грамматические задания
                      1. Обозначьте причастные обороты, определяемое слово возьмите в квадрат.
                      2. Обозначьте орфограммы в суффиксах прилагательных.
                      3. Выделенное предложение первого абзаца разберите по членам предложения.

                      Действительные и страдательные причастия

                      Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, поднимавшие из травы свои белые и ярко-красные головки. По дорожкам росли молодые клены и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только около дома, где стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Дальше за ними сад расчищали сад для сенокоса, и тут уже не парило, и паутина не лезла в рот и в глаза. Уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши.

                      (По А. Чехову)

                      Грамматические задания
                      1. Укажите падеж, число, род причастий. Определите вид глагола, от которого они образованы.
                      2. Обозначьте действительные и страдательные причастия буквами д и с.
                      3. Сделайте словообразовательный разбор слов: расчищали, уцелевшие.
                      4. Выпишите слова с орфограммой – согласной в корне слова и с приставками на -З и -С. Орфограммы обозначьте графически.

                      Охотники на слонов

                      Люди, занимающиеся ловлей слонов, используют для охоты длинные веревки, сплетенные из сырой кожи, затягивающиеся на шее или на ноге животного. Охотники, снабженные таким арканом, расположившиеся вдоль дороги, ведущей к водопою, ждут слонов, возвращающихся по ней. Факелы, зажженные из высушенных листьев, и гремящие барабаны пугают животных. Охотники, наметившие жертву, набрасывают петли на заднюю ногу испуганного животного и привязывают конец к растущему рядом большому дереву. Натянувшаяся веревка рывком опрокидывает ревущее животное. Есть и другой способ ловли, используемый охотниками. Барабанным боем, огнями пылающих факелов, громко кричащие охотники загоняют животных в специально построенные ограждённые и укреплённые места. Приученные к работе слоны становятся прекрасными помощниками человеку.

                      (Из журнала “Вокруг света”)

                      Грамматические задания
                      1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
                      2. Подчеркните в тексте причастия и причастные обороты, укажите вид причастия, обозначьте, действительное оно или страдательное. Обозначьте суффикс.

                      Краткие и полные страдательные причастия

                      Орден “Победа”

                      Орден “Победа” – высший военный орден. Он был учреждён в 1943 году, когда до победы было ещё далеко.

                      Орден представляет собой выпуклую пятиконечную звезду, по краям которой закреплены бриллианты. Круг в середине звезды покрыт голубой эмалью, в центре которого изображена Кремлёвская стена с Мавзолеем и Спасской башней. Эти изображения сделаны из золота, над ними помещена надпись “СССР”, выполненная белой эмалью. Круг с изображениями окаймлён лавровой и дубовой ветвями. В нижней части круга написано белыми эмалевыми буквами “Победа”.

                      Во время Великой Отечественной войны орденом было награждено 19 человек. Орден “Победа” за номером 1 был вручён маршалу Советского Союза Г.К. Жукову.

                      (Из журнала “Вокруг света”)

                      Грамматические задания
                      1. Определите, в каком стиле написан текст, подчеркните элементы этого стиля.
                      2. Подчеркните краткое причастие и прошедшего времени как член предложения.

                      ***

                      К 1830 году деревянные будки, построенные при Петре I, пришли в негодность, и в 1830-1831 годах на их месте были возведены новые каменные, которые и стоят до сих пор. Облик Московских ворот после завершения строительства получился грандиозный и величествен. Верхняя часть колонн украшена лепными щитами и мечами, цветочными гирляндами и кручеными лентами. Как пишет искусствовед В. Курбатов: “Ворота построены в строго военном стиле, как заставы Парижа в конце XVIII века”.Величественное сооружение является украшением города Пушкина и остаётся символом победы и памятником великих событий.

                      (Энциклопедия “Искусство”)

                      Грамматические задания
                      1. Подчеркните краткие причастия и прошедшего времени как члены предложения.
                      2. Обозначьте графически -Н, -НН в суффиксах прилагательных.
                      3. Слово искусствовед разберите по составу.

                      Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего и прошедшего времени

                      Бабье лето

                      Весь день паук ткла в травах. К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок, висящий на длинных крепких растяжках.

                      С рассветом пришла в паутину роса. С восходом установился в паутине луч света, а тонкие, туго натянувшиеся нити засверкали. Покачивавшиеся от ветра, они то светились голубизной, то наливались белым блеском, то летучим багряным инеем. Они сплетались в светящиеся веерные перекрытия, в стрельчатые готические своды, ажурные шпили, аркады! Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все дворцы прошлого одновременно.

                      Это было так удивительно, что сам паук изумленно припал к земле да так и глядел со стороны, пока не ушла роса.

                      (Ю. Куранов)

                      Грамматические задания
                      1. Выделите причастные обороты. Укажите время действительных причастий. Обозначьте суффиксы причастий.

                      Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

                      ***

                      1. Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. (М. Лермонтов) 2. Девушка тихо сидела у окна и сквозь колеблемые ветки смотрела на цветущий сад. 3. В синеватой дали, где последний видимый холм сливался с туманом, ничто не шевелилось. (А. Чехов) 4. За узкой полоской мелкого песка лежала просторная заводь, едва тревожимая ветерком. (М. Семенова) 5. Солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко. (Л. Толстой) 6. Сразу за дачей начинался склон, и сквозь колеблемые ветром вершины деревьев поблескивал на солнце Финский залив. (В. Высоцкий) 7. В мае 1827 года торжественно провожаемый московскими друзьями Пушкин отбыл в Петербург. (В. Кулешов) 8. Бабочки, привлекаемые светом, кружились под потолком. 9. Освещаемое луной лицо этого человека в лохматой шапке и с широко раскрытыми глазами было страшно.

                      Грамматические задания
                      1. Выделите причастные обороты. Над страдательными причастиями укажите время. Суффиксы причастий обозначьте графически.
                      2. Переделайте предложения таким образом, чтобы причастные обороты изменили своё местоположение. Изменилась ли расстановка знаков препинания?

                      Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

                      ***

                      1. Дети избалованы родителями. 2. Ответы были неуверенны. 3. Эти малыши капризны и избалованны. 4. Геологи были ограничены во времени. 5. Прилагательное согласовано с существительным. 6. Его действия вполне оправданы. 7. Движения размеренны. Чашки весов уравновешены. 8. Строительство дома закончено. 9. Спортсмены уверены в победе. 10. Перчатки потеряны. 11. Движения гимнастки точны и уверены. 12. Учителя озабочены качеством знаний учащихся. 13. Многие вопросы в этой книге сложны и запутанны. 14. Средства для ремонта изысканы.

                      Грамматические задания
                      1. Подите чгласную перед Н. Рядом запишите глагол, от которого образовано причастие.

                      ***

                      Освещённая поляна, копчёная колбаса, газированная вода, кофта поглажена, невиданный успех, брошенная собака, исправленный учителем текст, озарённый солнцем, основанное на показаниях, данное обещание, экранизированная повесть, скованные движения, считанные минуты, бракованная деталь, куплено на рынке, выжженная степь, закопчённый на костре, золочённые украшения, крашенный краской забор, запущенная на Марс.

                      Грамматические задания
                      1. Разберите по составу выделенные слова.
                      2. Подчеркните одной чертой причастия с буквами А-Я и двумя чертами – с буквами Е-Ё перед Н-НН.

                      Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

                      ***

                      Мне подарили оловянных солдатиков. Я давно мечтал о них и теперь испытывал неслыханное блаженство.

                      Обрадованный, я горячо поблагодарил своего дядю, который улыбался.

                      Со своим драгоценным сокровищем я уселся в большое кожаное кресло и принялся командовать войском, уже расставленным на шахматной доске.

                      Грамматические задания
                      1. В словах с Н-НН укажите часть речи. В последнем предложении графически объясните знаки препинания и подчеркните грамматическую основу.

                      ***

                      О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.

                      В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей. Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль. Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных.

                      (По И. Соколову-Микитову)

                      Грамматические задания
                      1. Обозначьте орфограммы Н-НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий. Действительные причастия подчеркните.
                      2. Выполните синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.
                      3. Найдите предложение с однородными членами, обозначьте однородные члены буквой О.
                      4. Обозначьте орфограмму “З-С на конце приставок”.

                      Морфологический разбор причастия

                      ***

                      Тёплая августовская ночь. Еле видны тусклые звёзды, мерцающие в облачном небе. Пасмурные зарницы освещают пару ровно бегущих рабочих лошадей. Тележка остановилась против леса, открывающегося при свете зарниц. Всё поле перед ним в сумрачном свете пламени, жадно несущегося в небе.

                      (По И.А. Бунину)

                      Грамматические задания
                      1. Укажите стиль и тип речи текста. Какова роль в нём причастных оборотов?
                      2. Разберите причастие как часть речи.

                      Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

                      ***

                      Фронтовые журналисты расположились в полуразрушенном доме на временное житьё. Это была изба с просторными сенями. Здесь пахло какой-то прелью, валялись запылённые ящики. В единственной комнате с выбитыми стёклами окошек, в которых тёк горячий запах полынных степей, стояло два некрашеных стола, по стенам развешаны были в беспорядке потрёпанные шинели. На подоконнике стоял прикрытый рваной телогрейкой радиоприёмник.

                      (По А. Иванову)

                      Грамматические задания
                      1. Подчеркните причастия и причастные обороты как члены предложения и обозначьте все орфограммы в причастиях.
                      2. Сделайте морфологический разбор слов: (не) просохшая, (не) закрытые.

                      Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

                      ***

                      Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, поражённые яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клёны, одетые в багряную листву. Часто мы видим жёлтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окружённая деревянным выкрашенным забором.

                      Грамматические задания
                      1. Выделите графически суффиксы страдательных причастий и объясните их написание.

                      Навигация по записям

                      Листы для диктовки с картинками




                      Живые листы
                      Рабочие листы, которые слушают.
                      Рабочие листы, которые говорят.
                      Рабочие листы, которые мотивируют студентов.
                      Рабочие листы, которые экономят бумагу, чернила и время.

                      Высококачественные планы уроков ESL — бесплатные образцы — членство в размере 26 долларов США
                      Будь лучшим учителем! Сотни планов уроков в формате PDF.Грамматика, чтение, словарный запас, разговорная речь. Все с подробными заметками для учителя. Требуется нулевое время на подготовку. Также доступны планы уроков по прослушиванию с mp3-файлами. Плюс карточки. Воспользуйтесь преимуществами пятнадцатилетнего опыта ESL. Используйте код купона «ESLPR» при регистрации на скидку!

                      Реклама
                      здесь

                      Рабочие листы по грамматике

                      Рабочие листы со словарным запасом

                      Рабочие листы для прослушивания

                      Разговорные листы

                      Чтение рабочих листов

                      Письменные листы

                      Рабочие листы кино и телевидения

                      Рабочие листы по играм

                      Рабочие листы с песнями

                      Учебные ресурсы

                      Рабочие листы для прослушивания>

                      Картинный диктант

                      Изображение Диктовка
                      Уровень: elementary
                      Возраст: 10-14
                      Скачиваний: 10

                      ИЗОБРАЖЕНИЕ ДИКТОРОВ
                      Уровень: elementary
                      Возраст: 10-14
                      Загрузки: 184

                      Изображение Диктовка комнаты
                      Уровень: elementary
                      Возраст: 10-17
                      Скачиваний: 118

                      Изображение Диктовка
                      Уровень: elementary
                      Возраст: 4-10
                      Скачиваний: 75

                      Картинный диктант — пусть ваши дети рисуют
                      Уровень: elementary
                      Возраст: 7-17
                      Скачиваний: 44

                      картинка диктант
                      Уровень: элементарный
                      Возраст: 8-11
                      Скачиваний: 46

                      .

                      Dragon Anywhere — профессиональное мобильное приложение для диктовки

                      Dragon Anywhere, доступно на Android и iOS

                      Диктуйте документы любой длины, легко редактируйте и настраивайте форматирование, а также быстро делитесь ими в самых популярных облачных сервисах прямо со своего смартфона или планшета iOS или Android.

                      Бесплатная пробная версия на 1 неделю

                      Отменить в любое время.Подписка $ 22,99 / мес начинается после окончания пробного периода.

                      1 месяц

                      Оплата ежемесячно.

                      12 месяцев

                      Скидка 17%. Оплата один раз в год.
                      Лучшее соотношение цены и качества.

                      Для групп

                      Для рабочих групп
                      или предприятия

                      .

                      Добавить комментарий

                      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *