Мировоззренческая функция
Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших.
В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.
Мировоззрение по своей форме может быть:
— мифологическим
— религиозным
— философским.
Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное.
Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.
Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.
Мироощущение мировосприятие и миропонимание
В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.
Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.
В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.
Миропониманиескладывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.
Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность.
Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.
Мироощущение и миропонимание — Философия
В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
«Коэффициент интеллектуальности» мировоззрений различен. Неодинакова также степень их эмоциональной насыщенности. Но так или иначе, мировоззрения включают в себя оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрений не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции.
Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета, тревоги, напряжения и многие другие. Среди мировоззренческих эмоций есть окрашенные в «мрачные» тона тревоги, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться, переживать, болеть за своих близких, за свою страну, народ, будущее человечества, за жизнь на Земле, за судьбы культуры. Вместе с тем людям присущ также целый спектр «светлых» эмоций: ощущения радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.
Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или же мрачным, пессимистическим; эгоистическим или же полным душевной щедрости, заботы о других; счастливым или несчастным и т. д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или безнадежно больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыда, укоров совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. В мировоззрении того или иного времени находят выражение типовые, преобладающие настроения, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил.
Эмоциональный мир человека определяет прежде всего его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении, в том числе в мировоззрении философском. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,— это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» . Мировоззрение — сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.
Разум и чувства входят в ткань мировоззрения не обособленно, а во взаимосплетении, кроме того, они сочетаются с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Включаясь в мировоззрение, различные его составляющие (знания, ценности, программы действий) приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение, позицию человека (группы людей), окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений — так велика их побудительная сила — люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.
Новый облик в целостном составе мировоззрения получают знания. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они в тенденции становятся больше, чем просто знанием, превращаются в познавательные убеждения — в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды — ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе — всего мирового сообщества.
Важное условие (и показатель) переплавки взглядов в убеждения — возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной, познавательной несомненности (или очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.
Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение — обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентации, срастание с ней — без внутренней критичности, собственного анализа — называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность — скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.
Итак, мировоззрение — сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления. В мировоззрении реально различимы — по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов — также повседневно-практический и теоретический пласты, уровни.
491
Мироощущение, миропонимание, мировоззрение человека
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
- Мироощущение и миропонимание у всех разные – люди разные
- Главное отличие людей между собой: разность мироощущения и миропонимания
- Мироощущение и миропонимание, как рефлексия сознания человека
- Миропонимание – знания о мире и о себе в нём, и не только
- Миропонимание и мироощущение зависят и от самого человека
- Связи элементов миропонимания у человека
- Миропонимание, мировоззрение, мироощущение, их взаимосвязь
- Человек обречён видеть и понимать мир, как человек
- Мироощущение – чувствование человеком жизни, как таковой
- Мироощущение, миропонимание, мировоззрение, их кризисы и развитие
- Отчего зависит мироощущение человека
- Развитие миропонимания, мировоззрения, вслед за мироощущением
- Кризисы мироощущения
- Причины кризисов мироощущения
- Ещё статьи по этой теме
Мироощущение и миропонимание у всех разные – люди разные
Мироощущение, миропонимание и мировоззрение имеют, пожалуй, важнейшее значение в жизни каждого человека. Несмотря на философское звучание и пугающее неизвестностью содержание этих понятий.
Ибо от того, каким он, человек, ощущает и понимает мир и себя в нём, зависит качество его жизни – её восприятие, чувствование и интеллектуальная и бытийная своеобразность жизни этого человека.
Более того, мироощущение, миропонимание и мировоззрение играют важнейшую роль в социализации людей – в их совместном житии-бытии.
Ибо люди просто-таки вынуждены предполагать, что имеют, если не одинаковое мироощущение и миропонимание, то похожее: Все мы люди.
Между тем, как далее показывает развитие их индивидуальных и групповых отношений, это вовсе не так. Все люди имеют разное мироощущение и миропонимание: Все судят со своих колоколен.
И лишь нахождение людей в общей среде обитания и общая биологическая и социальная принадлежность, делают их мироощущения и миропонимания настолько похожими, чтобы они могли находить хоть какой-то общий язык совместного бытия.
Каждый человек может легко убедиться в этом. Достаточно вспомнить, что, чем более углубляются межличностные или групповые отношения людей, тем более они начинают видеть, насколько они, люди, разные.
Сейчас, кстати, к месту и не к месту, стало модным констатировать на всех уровнях и формах отношений и общений: Все мы разные.
Главное отличие людей между собой: разность мироощущения и миропонимания
НО, если проанализировать, в чём эта разность, то тут и выяснится, что люди разные, как раз, потому что по-разному и понимают и ощущают окружающий их мир.
По большому счёту, все недоразумения людей, вплоть до агрессивности в их отношениях, и возникают на почве разницы мироощущений и миропонимания участников отношений.
Извините: «Твоя моя не понимает», — это не только языковое, вербальное непонимание одного человека другим человеком. А, прежде всего, непонимание из-за разницы, часто великой, в понимании мира, себя, и ощущений мира и себя в нём.
Как говорится: Сытый, голодного не понимает, — и не только от разной наполненности живота, как вы прекрасно понимаете.
Мироощущение и миропонимание, как рефлексия сознания человека
Чтобы далее рассуждать о мироощущении и миропонимании, нужно разобраться в содержимом этих понятий. А что они собой обозначают – какова система их образования и развития.
Очевидно, что миропонимание, как система, содержит в себе два структурообразующих элемента:
— Мир, как таковой, и человек, который его понимает, тем или иным образом, – правильно или неправильно – соответствующим его действительности или нет.
Миропонимание – знания о мире и о себе в нём, и не только
1. Мир, как реальность, доступная человеку в двух ипостасях:
1) Мир, как прямая, доступная человеку информация через его органы ощущений – непосредственный контакт с миром, данный ему в его ощущениях.
Иначе говоря, эта та информация, которую он получает от мира как животное: видит, слышит, осязает, обаняет, и вкушает — ощущает на вкус.
Плюс к тому, информация от внутренних и внешних рецепторов организма, которые существенно дополняют чувственное восприятие мира.
Болевые, приятные, информационные ощущения внутри организма и на теле, и прочие, которые мы постоянно получаем от своих многочисленных различных рецепторов, расположенных в организме и на его поверхности.
Собственно, без них, мы бы вообще не смогли ни ощущать-чувствовать, ни понимать своё тело, в полной мере. Как и его окружающие сущности и процессы между ними.
Согласитесь, человек, который испытывает, например, болевое ощущение, видит и понимает мир совершенно по-другому, чем человек, который, например, прокачен половыми гормонами, и находится в любовной горячке.
2) Знания о мире – вторая ипостась мира человека – духовно-культурное наследие социума, в виде знаний о мире. В форме различных образов и на различных носителях.
Например: научные знания в виде учебников; литература, в виде художественных образов; архитектура, живопись, скульптура, в виде предметно-осязаемых знаний. И так далее и тому подобное.
Обращаю ваше внимание, что знания о мире, притом и прямые, «живые», непосредственные, и косвенные, опосредованные в культуре социума, могут быть как истинными, так и ложными.
Притом, естественно, как и абсолютно ложными, так и с той или иной частью истины. А это, как вы понимаете, напрямую отражается на качестве миропонимания не только социума, но и каждого отдельного человека.
Вывод: Миропонимание человека напрямую зависит от качества и количества той информации, которую он имеет о мире и о себе в нём.
Миропонимание и мироощущение зависят и от самого человека
2. Естественно, второй элемент системы миропонимания человека, — это сам человек.
Когда говорят, что люди разные, это вообще-то непререкаемая истина, потому что невозможно найти биологически идентичных людей, даже среди однояйцевых близнецов.
Отражается ли это на разнице миропонимания людьми и на самом этом миропонимании? Конечно, ибо:
1. Нервные системы людей, включая мозг, разные, притом по всем параметрам своего функционирования.
2. Органы ощущений у всех работают по-разному, в самых разных диапазонах и сочетаниях. Каждый человек, чисто физически ощущает: видит, слышит, обоняет, осязает, вкушает мир, по-своему.
3. Сам организм, его параметры и функционирование его систем, неизбежно сказывается на миропонимании и мироощущении человека.
Ясно, что, например, женщина видит мир по-своему, ребёнок по-своему, старик и инвалид видят и ощущают мир, тоже своеобразно.
И не только в силу своего социального положения, знаний и опыта жизни, но и в связи со своей биологической оболочкой.
Вывод: Миропонимание человека – то, как он видит и отображает-знает в своём сознании мир и себя в нём, у каждого человека индивидуально.
Часто бывает, что миропонимание одного человека разительно отличается от миропонимания другого, до степени «люди с разных планет».
Связи элементов миропонимания у человека
Очевидно, что связи элементов миропонимания человека отражаются простой функцией:
— чем более будут увеличиваться качественно и количественно знания человека о мире, тем более будет развиваться его сознание – тем более качественным, широким и глубоким будет миропонимание человека.
И наоборот: чем более миропонимание будет соответствовать реалиям мира, тем более развитым должно быть сознание, отражающее его.
Всё, как видите, завязано на качественном и количественном развитии сознания:
чем более оно будет способно отражать в себе мир, как таковой, в связке со знаниями о самом носителе сознания – человеке, тем миропонимание этого человека будет более действительным и истинным.
Миропонимание, мировоззрение, мироощущение, их взаимосвязь
Миропонимание человека неотрывно от его мировоззрения. Почему?
Потому что мы, даже на бытовом уровне, привыкли уже понимать под мировоззрением совокупность представлений человека о мире и о себе в нём. И определяем, поэтому, мировоззрение, на удивление правильно.
То есть, большинство людей понимает под мировоззрением человека его субъективный мир в его сознании – субъективный мир, как отражение объективного мира.
Мировоззрение, помимо чисто физического отражения мира, присущего всем высокоразвитым животным:
— в представлениях, в образах, на основе памяти;
— воображения и непосредственного восприятия объектов мира, в виде синтезированной и одновременно дискретной – частями, картинки мира,
имеет, ещё, чисто человеческие свойства разума.
Это оценочная составляющая мировоззрения.
То есть, в отличие от прочего животного мира, нам известного, человек не только имеет картинку мира у себя в мозгу, НО и оценивает её, в целом и отдельные её элементы, согласно своих социально-индивидуальных идеалов.
Иначе говоря, человек не только имеет представление о том, какой мир есть, НО и о том, а КАКОЙ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ, исходя из его идеалов – представлений, что такое хорошо и что такое плохо.
Человек обречён видеть и понимать мир, как человек
Миропонимание и мировоззрение человека, в принципе, понятия одного содержания.
В особенности, если учитывать, что: даже самый прагматичный человек НЕ СПОСОБЕН понимать мир не как человек – не как субъект, наделённый духовностью.
Ибо духовность человека — это и есть его видение мира по-человечески. А не как, например, видит его видеокамера, или, даже, другой, не имеющей духовности представитель животного мира.
То есть, помимо понимания мира – интеллектуального его осмысления? в той или иной степени достоверности, отражённого в мировоззрении человека, человек имеет ещё и мироощущение.
Мироощущение – это, собственно, отношение человека к миру – чувствование себя в нём тем или иным образом. На бытовом уровне, мы привыкли называть своё мироощущение настроением.
Мироощущение – чувствование человеком жизни, как таковой
Мироощущение, на мой взгляд, эта такое синтезированное ощущение человеком мира и себя в нём, которое есть здесь и сейчас.
Конечно, оно имеет отношение и связи с миропониманием и мировоззрением человека, и зависит от того, каков сам этот человек.
НО, оно и обладает некоей автономией от них.
Ибо, извините, когда человеку «хреново», то ему пофиг, как он понимает этот мир и как вообще к нему относится.
Его мироощущение: Мне плохо в нём, в этом мире, – и это — самое главное сейчас для человека.
То есть, мы должны понимать, что мироощущение, по своей природе, — это, прежде всего, чувственно-эмоциональное восприятие мира и отношение к нему.
Что первично: мироощущение или миропонимание, мировоззрение? Конечно, мироощущение. Ибо, схема познания мира у человека, даже если он кабинетный учёный, одна:
— «живые» ощущения от окружающего мира;
— чувства, как синтезированные, совокупные, «прочувствованные» ощущения;
— интеллектуальная, мыслительная активность, как попытка понять окружающий, и воображаемый мир.
Мироощущение, миропонимание, мировоззрение, их кризисы и развитие
Мы должны понять, что наше мироощущение от жизни: чувствование мира и себя в нём здесь и сейчас – наше настроение – это наша первичная рефлексия на жизнь.
Ибо мироощущение – возникает от прямого и «живого» контакта с миром вокруг человека, как чувственно-эмоциональная реакция на него. Как только утром мы, извините, «продрали глаза», так вот оно, мироощущение, и наступает.
Какое оно? Это зависит от многого, но, в основном, от этого:
Отчего зависит мироощущение человека
1. В основе мироощущения человека, как я говорил выше, лежит его миропонимание и его мировоззрение, как продукт этого миропонимания.
Это и понятно: какая картинка мира находится в сознании, так он, изначально, и будет ощущаться.
2. Само состояние человека, как комплексное самоощущение себя.
Очевидно, что физическое здоровье, жизненный тонус, состояние нервной системы, напрямую отражаются на текущем мироощущении человека.
3. Разлад мечты, желаемого с действительностью.
То, каким хочет человек видеть мир, и то, каковым он ему представляется, тоже, очевидно, — фактор его мироощущения.
То есть, мы имеем, здесь, конфликт между тем, каким человек хотел бы иметь, если не весь мир, то хотя бы жизненно важные его части, и тем, что он имеет.
Например, жену не устраивает муж. Понятно, что её мироощущения будут соответствующими, в особенности, если этот муж и отношения с ним сильно значимы для неё.
Развитие миропонимания, мировоззрения, вслед за мироощущением
Естественно, миропонимание, мировоззрение, вслед за мироощущением или как следствие ТАКОГО мироощущения, находятся в динамике быстрого или медленного развития.
Собственно – это и есть процесс духовного развития человека.
Или духовной деградации человека, если это развитие происходит, как движение к истокам – от достигнутого в позитивном созидательном развитии, к его деструктуризации и примитивизации.
Понятно, что это развитие, как процесс, имеет не только свои взлёты и падения, открытия истин и пребывание в иллюзиях и заблуждениях, но и имеет свои кризисы.
Кризисы мироощущения
Кризисы, здесь, как раз, наступают тогда, когда, противоречия между субъективным миропониманием и мироощущением человека и объективным миром, достигают своего пика.
То есть, духовный кризис наступает, когда субъективный мир в сознании человека, не может или не хочет примиряться с миром вне человека.
Наступает острейшее противостояние, в виде:
— осознаваемых или неосознаваемых депрессий;
— чувственно-эмоциональных переживаний;
— «каши в голове», метаний человека по жизни, переоценок взглядов на мир и морально-нравственных ценностей.
Ну, и, конечно, это зачастую сопровождается различными изменениями в жизни человека, от коренных, судьбоносных, до «перестановки мебели в доме».
Пока, наконец, не будут найдены новые фундаменты миропонимания, и мозаика мировоззрения опять не сложится в более-менее гармоничную картинку.
И как следствие или как причина этого, мироощущение человека не станет находиться в некой гармонии с миром.
Почему «как следствие или как причина»?
Потому что и новое мироощущение может вызвать изменение в миропонимании.
Так и изменения в миропонимании, в результате внутренней, чувственно-интеллектуальной деятельности человека, может изменить его отношение-чувствование мира – его мироощущение.
Никто из людей не проходит мимо таких кризисов мироощущения, как переход из детства во взрослую жизнь, как кризис среднего возраста, как переход к старости.
Об этих кризисах миропонимания и мироотношения, в том числе и в мироощущениях, можно почитать вот здесь:
Почему ребёнок не слушается? Кризис семилетних
Подростковый период – бунт против воспитателей и примирение с собой
Кризис среднего возраста у мужчин, у женщин. Что делать?
Старость. Когда наступает старость? Как мы относимся старости?
Причины кризисов мироощущения
Это возрастные, в основном, кризисы мироощущений и миропонимания, которые вызываются развитием человека и изменениями его социальных статусов.
Кризисы мироощущений и миропонимания, бывают и вневозрастные, а как следствие изменений и развития и самой жизни человека и его самого, как субъекта этой жизни.
Как правило, эти кризисы совпадают с теми или иными событиями, которые являются высшей точкой этого этапа духовного развития человека, — переломом в миропонимании и мироощущении.
Например: разводы, начало семейной жизни, переломные моменты в семейной жизни, когда проходит влюблённость, а любви нет, гибель или смерть близких людей, и тому подобное.
Например, недавно консультировал женщину, у которой наступил острейший затяжной кризис мироощущения и миропонимания, в связи с её внутренним развитием в качестве жены.
А как вы понимаете свои мироощущения и какую связь усматриваете между ними и своим миропониманием и мировоззрением?
Ещё статьи по этой теме
Два мироощущения — два мира. Кто ты в этом мире — свой или чужой?
Как нужно жить? Жить целенаправленно и для главного
Как улучшить свою жизнь – как сделать жизнь лучше?
Как изменить жизнь к лучшему? Надо учиться жить и действовать
Как жить нормально? Разум и чувственность в жизни человека
Вещи в жизни человека. Люди и вещи. Хаос, порядок и гармония
Философия составляет
теоретическую основу мировоззрения,
или его теоретическое ядро. В целом
мировоззрение можно было бы определить
следующим образом: это обобщенная
система взглядов человека (и общества)
на мир в целом, на свое собственное место
в нем, понимание и оценка человеком
смысла своей жизни и деятельности, судеб
человечества; совокупность обобщенных
научных, философских, социально-политических,
правовых, нравственных, религиозных,
эстетических ценностных ориентации,
верований, убеждений и идеалов людей.
В мировоззрении находит свое завершение
целостность духовности человека.
Итоговое определение соотношения
философии и мировоззрения можно было
бы сформулировать так: философия- это
система основополагающих идей в составе
мировоззрения человека и общества. В
самом общем виде и с известной долей
условности все типы мировоззрений можно
разделить на социально-исторические и
экзистенциально-личностные.
Социально-исторические
типы формируются на различных этапах
развития человечества и отличаются
прежде всего способом, каким мировоззрение
становится доступным людям в различные
исторические эпохи. Важнейшими
социально-историческими типами
мировоззрения являются: архаический,
мифологический, религиозный и философский.
Они отличаются не просто разной
постановкой мировоззренческих проблем,
но и принципиально различными способами
их решения. Экзистенциально-личностные
типы мировоззрения формируются на
различных стадиях духовного становления
человека и различаются, главным образом,
тем способом, каким индивид усваивает
себе мировоззренческие достижения
человечества и сам продуцирует их.
Мироощущение – это
то, как человек ощущает себя в событиях
своей жизни; как он среди разных
обстоятельств и людей чувствует себя,
мыслит, действует. Мироощущение человека
четко прослеживается в его настроениях
и поступках. Мировосприятие – общее
видение мира и отношение к нему. Как
правило, имеется в виду восприятие
внешнего мира через призму внутреннего
мира, с помощью своей внутренней картины
жизни. Миропонимание это описание
языковыми средствами тех образов
(совокупность образов – мировоззрение
), которые существуют в психике индивида.
Образ и описание этого образа вместе
составляют понятие. Совокупность понятий
и составляет миропонимание субъекта.
2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, наука.
Мировоззрение —
система взглядов, принципов , ценностей,
идеалов и убеждений, определяющих как
отношение к действительности, общее
понимание мира так и жизненной позиции
программы деятельности людей. Существуют
3 мировозрения: мифологическое(вымышленное
и реальное взаимосвязано, не понятно
что есть что),религиозное(вера в высшую
справедливость в творца, мир реальный
и мир вымышленный, появилась при
письменности), философское(наука о
наиболее общих законов развития природы,
общества и мышления. ВСЁ должно быть
доказано, не принимает на веру ничего,3
раздела: онтология (уч о бытие) гносеология
(учение по познание) и логика. Элементы
( структура) мир-я : потребности, интересы,
знания, ценности, идеалы.
Мифологическое
мировоззрение основано на
эмоционально-образном и фантастическом
отношении к миру. В мифе эмоциональный
компонент мировоззрения превалирует
над разумными объяснениями. Мифология
вырастает прежде всего из страха человека
перед неизвестным и непонятным- явлениями
природы, болезнью, смертью. Поскольку
у человечества еще не было достаточно
опыта для понимания истинных причин
многих явлений, они объяснялись при
помощи фантастических предположений,
без учета причинно-следственных связей.
Религиозное
мировоззрение основано на вере в
сверхъестественные силы. Религии, в
отличие от более гибкого мифа, свойственны
жёсткий догматизм и хорошо разработанная
система моральных заповедей. Религия
распространяет и поддерживает образцы
с её точки зрения правильного, нравственного
поведения. Велико значение религии и в
сплочении людей, однако здесь ее роль
двойственна: объединяя людей одной
конфессии, она зачастую разделяет людей
разных верований.
Философское
мировоззрение определяется как
системно-теоретическое. Характерными
чертами философского мировоззрения
являются логичность и последовательность,
системность, высокая степень обобщения.
Основным отличием философского
мировоззрения от мифологии является
высокая роль разума: если миф опирается
на эмоции и чувства, то философия- прежде
всего на логику и доказательность. От
религии философия отличается допустимостью
свободомыслия: можно остаться философом,
критикуя любые авторитетные идеи, в то
время как в религии это невозможно.
Научное мировоззрение
основано на стремлении к построению
наиболее объективной картины мира.
Последние несколько столетий наука все
дальше отходила от «туманной» философии
в попытке достичь точного знания. Однако
в итоге она далеко отошла и от человека
с его потребностями: результатом научной
деятельности является не только полезная
продукция, но и оружие массового
поражения, непредсказуемые биотехнологии,
приемы манипулирования массами и т.д.
Внутренний мир человека глубок, многогранен и сложен. У каждого из нас со временем формируется целый комплекс убеждений, установок и представлений. В этой статье я расскажу о мировоззрении людей, опишу, что это такое, каково определение понятия, его основные типы (в таблице), объясню, почему это явление нуждается в изучении.
Объяснение термина
Нам предстоит разговор о сложном, но фундаментальном аспекте сознания. Для этого сначала выявим, что представляет собой самосознание в целом. Оно может принадлежать как конкретному индивиду, так и всему обществу (например, народу), а также состоит из нескольких уровней:
- Элементарный (первичные представления о себе, связанные с оценкой окружающих).
- Глубинный (более осознанное понимание своей роли в социуме).
- Сложнейший.
На третьей, самой сложной ступени расположилось мировоззрение человека – это совокупность знаний, убеждений и представлений о себе, обществе и мире в целом. С его помощью личность осознает себя частью материальной и духовной действительности посредством обобщенного отношения к ней. Оно отражает саму сущность индивида, его идеи, взгляды, мысли, ценности, предпочтения, влияющие на поведение. Существует также понятие «мировоззренческая зрелость», увидеть которую можно по поступкам, действиям людей.
Структура
Мировидение включает в себя комплекс различных характеристик духовной жизни личности, формирующихся посредством познания и понимания мира. Мироощущение очерчивает эмоционально-психологические вопросы на уровне эмоций, чувств, настроений.
Миропонимание определяет познавательно-интеллектуальную сферу. Как таковые внутренние установки, воззрения возникли в процессе перехода человечества к родовой общине – первой устойчивой форме общественной организации. Это был большой скачок в развитии.
Компоненты мировидения
Существует множество видов знаний, которые накапливает человек в процессе изучения мироздания. Житейский опыт позволяет адаптироваться к жизни в обществе, ориентироваться в ней, научный – анализировать факты более высокого ранга.
Взаимодействие с окружающим пространством сопровождается эмоциональным откликом. Мы не просто смотрим на творения природы, составляя о них сухое фактологическое представление, мы любуемся и даже восхищаемся ими.
Еще одним важным аспектом мировоззрения являются нормы и ценности. Порой они даже выступают вразрез со здравым смыслом: ради защиты близкого человека, ребенка, многие готовы пожертвовать собой. Люди действуют, опираясь не столько на эмоции или логику, сколько на собственные убеждения и установки.
Поступки определяют практический уровень мировоззренческой структуры. Открыто выразить свое отношение к миру можно лишь с помощью конкретных действий. Итак, мировидение состоит из четырех основных компонентов: эмоционального, деятельностного, познавательного и ценностного. Все они взаимосвязаны и образуют внутреннюю целостность личности.
Какие типы выделяет наука
В рамках исторического подхода существует три основных вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, определяющих поведение людей. Мифологичность предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности превалировал над рациональным (его человечеству попросту не хватало) и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Невозможность грамотно выстроить причинно-следственные связи порождала необходимость объяснять природные и социальные явления, обращаясь к фантастике.
Когда первобытность как принцип построения жизни отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы «правильного» и «неправильного», «хорошего» и «плохого», «дозволенного» и «недопустимого». Теперь глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) искали свое разрешение в вере в сверхъестественное.
Позже возникает философия, призванная структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план выходят разум, последовательность мысли, логика, аргументация. Все три типа проявляются и в современной действительности. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования, взаимоотношениям.
Все основные виды мировоззрения и их характеристика в таблице
Название | Характерные черты |
Мифологический |
|
Религиозный |
|
Философский |
|
Обыденный |
|
Научный |
|
Гуманистический |
|
Психолог Дарья Милай
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Научное мировоззрение
В отличие от всех других типов этот основывается на объективных знаниях о природе и человеке. Это своеобразный высший этап развития философской мысли, но с меньшей обобщенностью и с большей точностью.Такой способ видения мира опирается исключительно на достижения науки и человеческого познания, которые позволяют составить объективное изображение действительности, объяснить сущность личности и ее роли в становлении и развитии существующей реальности.Достоинства:
- опора на новейшие открытия;
- связь с реальной сутью вещей;
- практическая направленность, непосредственное влияние на деятельность людей.
Недостатки:
- безразличие к смыслам и духовной сфере;
- интересы человека, стремление улучшить его положение не играют большой роли.
Религиозное мировоззрение
Делит мир на два полюса: «этот» и «тот». Вводит такие понятия, как дух, вера, бог и не требует доказательной базы или критического анализа. Устанавливает постулаты, отвечающие на глубинные вопросы, тревожащие личность: что есть добро, а что – зло, какова концепция сотворения Вселенной. Религиозность предполагает выполнение строгих правил поведения, которые преподносятся носителями того или иного учения, как истинно верные.Религия играет колоссальную, хоть и спорную, роль в современности. Она неразрывно связана с общечеловеческой культурой, ориентирована на решение духовных проблем. В то же время она вступает в конфликт с другими типами мировидения.
Мифологическое мировоззрение
Формировалось на таком историческом этапе, когда человечество постепенно отделяла себя от природы и противопоставляла ей. Возникали различные культы, пантеоны. Непростые явления социальной жизни находили свое отражение в мифах: подобно людям боги и герои устраивали войны, конкурировали между собой.Свойства мифологии:
- наделение природы человеческими чертами;
- взаимодействие реального с фантастическим;
- отсутствие логического анализа и рефлексии;
- практическая направленность на решение бытовых задач;
- сюжеты однотипны и поверхностны.
Архаический подтип
Это древняя форма представлений человека о себе, жизни и взаимодействии с природой. Для него характерно сосуществование реальности и фантазии. Оба этих понятия объединились однажды в различных вариациях верований: тотемизме, анимизме, фетишизме. Точно так же в рамках этого мировидения не существует деления на «Я» и мир. Все вокруг имеет жизненную энергию и требует к себе определенного отношения (ритуалов, поклонения).
Какие бывают мировоззрения у людей: философское направление
Существует огромное количество знаний и идей, касающихся роли и места человеческой культуры, личности в мироздании, а также вопросов жизни и смерти в целом. Переосмыслить все имеющиеся представления о действительности и выделить наиболее значимые для обсуждения темы взялась философия.В процессе исторического развития возникало (и появляется до сих пор) множество различных школ, многие из которых идейно конфликтуют между собой. Философы высшими ценностями считают самопознанию, поиск истины, самоактуализацию. Отличия от религии и мифа:
- основывается на рациональном знании, а не на вере;
- главенствующую роль играет рефлексия;
- наличие целостности, системы;
- четкие понятия и категории.
Обыденное мировоззрение
Опирается на житейский опыт и формируется стихийно, в процессе взаимодействия личности с различными сферами и проявлениями жизни.Установки, сформированные повседневным мышлением, автономны и самодостаточны. Часто они сопровождаются исключительно ассоциативным способом восприятия, который основывается на знаниях и практике предков или окружающих. Причем новая информация в рамках этого мировидения имеет возможность интегрироваться и применяться в различных сферах деятельности.Немаловажную роль играют интуиция, эмоции и чувства, инстинкты. Также взгляды и убеждения воспринимаются в связи с ценностными ориентирами, нормами поведения, существующими в общественной системе.
Какое бывает мировоззрение у человека: экспоненциально-личностное представление
Согласно этой концепции образ мысли формируется по ходу взросления индивида. Когда от пассивного, зависимого состояния он переходит к подростковой рефлексии, кризису. Тогда и далее он ощущает на себе весь вес общественного и культурного влияния. Так, фундамент мировосприятия складывается из многих мировоззренческих типов: вера переплетается с мифом, философией, обыденным образом мысли и наукой в различных пропорциях.
Догматизм
Часто мировидение складывается посредством догматического способа восприятия. Он предполагает некритическое, но осознаваемое следование установленным извне правилам, нормам, законам.
Рефлекторность
Другой «стиль» приверженности тем или иным идеям, догматам – подсознательное, неосознаваемое стремление к ним. В этом случае (в отличие от догмы) разум уже не включен в аналитическую деятельность и рефлексию, поэтому подчинение определенным принципам и предписаниям происходит импульсивно, рефлекторно.
Задайте вопрос
Какой может быть роль мировоззрения в жизни человека
- Является основой целостности личности, которая предполагает наличие четкой системы ценностей, идеалов.
- Структурирует окружающее пространство, делая его знакомым, более понятным и безопасным.
- Подсказывает те или иные пути достижения целей.
- Его отсутствие делает жизнь хаотичной, а психику дисбалансной, полной противоречивых установок, что приводит к неразрешимым внутренним конфликтам.
Бывает состояние, когда старое мировидение разрушается (например, приходит разочарование в религиозных принципах), а новое на его месте еще не сформировывается. Такой этап называют мировоззренческим кризисом. В этот момент крайне важно как можно скорее вернуть личность к целостности, иначе на место здоровых форм мировоззрения придут различные заблуждения и суррогаты: алкогольные и наркотические вещества, сектантство и так далее. С мировидением связано также понятие «менталитет», которое означает определенный склад ума, совокупность психических свойств и особенностей поведения. Он отражает характер целой группы людей (например, нации), представляя собой внутренний мир личности, пропущенный через призму исторического опыта.
Как поменять свои убеждения.
Для начала я разложу эту форму мышления на два уровня:
- чувственный (эмпирический) – включает в себя мироощущение, мировосприятие, миропереживание;
- понятийный (теоретический) – миропонимание.
Проще всего повернуть образ мысли в другую сторону, работая со второй ступенью, так как она связана с интеллектуальным, логическим восприятием. Для этого нужно влиять непосредственно на интеллект, формируя новые установки. Я рекомендую пошаговую инструкцию к изменению своих убеждений:
- Выделите для себя немного времени и хорошо все обдумайте, признайтесь себе в своей убежденности, в той области, которая вас не устраивает, и запишите ее в блокнот. Из созданного списка постарайтесь выбрать те, которые мешают вам и приводят к конфликту между вашими целями и желаниями («Постоянно все заболевают»; «Я часто подхватываю вирус»; «У меня очень слабый иммунитет»; «Когда я болею, меня все любят»; «При болезни я отдыхаю и набираюсь сил»; «Повышенное внимание и заботу получают больные люди»).
- Вы сами должны решить вашу жизненную трудность, так как она находится не снаружи, а глубоко внутри. Если вы поменяете свои негативные убеждения на позитивные на подсознании – вы измените свою действительность.
- Почувствуйте свою силу и то, на что вы способны. Вспомните какую-нибудь отрицательную мысль и замените её на противоположную, попробуйте 3 недели каждое утро повторять её буквально 2-3 минуты.
- Не старайтесь сразу же поменять всю свою убедительность, не перегружая себя, делайте это постепенно. Как только вы изменили 2-4 мысли – подождите некоторое время, пусть они приживутся и зафиксируются в сознании.
Правильный выбор цели, согласно типу мировоззрения
Выявите, какой вид мировидения у вас преобладает. На что вы в первую очередь опираетесь, говоря о добре и зле, сотворении мира, роли в нем человека?
- Аргументируйте свою позицию.
- Наблюдайте. Изучайте действительность, анализируйте, размышляйте, учитесь составлять грамотные умозаключения. Экспериментируйте. Систематизируйте информацию, фиксируя ее. Таким образом, вы поймете, какой путь вам наиболее близок.
- Займитесь самоанализом. Поймите, какую роль вы играете в обществе, определитесь со своими желаниями.
- Рефлексируйте. Задавайте себе глубокие вопросы и ищите на них объективные, логически доказуемые ответы.
- Отодвиньте личный опыт на второй план. Не следуйте сформировавшимся в психике стереотипам, парадигмам. Не проецируйте частный случай на общие представления о мире.
- Следуйте правилу присутствия. Осознайте, что прошлого и будущего нет. Существует только настоящий момент. Живите и чувствуйте «здесь и сейчас», только так понимание реальности не будет искажаться.
- Откажитесь от привязанностей. Базисной и фундаментальной воспринимайте собственную личность. Вы не должны соответствовать чужим представлениям и ожиданиям.
- Исследуйте различные подходы: науку, философию, искусство, работу обыденного мышления. Ищите ответы не только внутри себя, но и в разных источниках.
- Развивайте аналитические способности. Логика поможет отделить истинное от ложного.
Заключение
Наладить диалог с собой и окружающим пространством вы можете, записавшись на мою индивидуальную консультацию. А перед этим обязательно закрепите знания, посмотрев видеоролик о том, что такое мировоззрение и какие его типы есть.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Записаться на консультацию
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Skype, Viber.
Записаться на консультацию
Лекция 1
%PDF-1.5
%
2 0 obj
>
/Metadata 5 0 R
/StructTreeRoot 6 0 R
>>
endobj
5 0 obj
>
stream
2014-10-03T11:21:59+03:00
2014-10-10T15:27:01+03:00
Microsoft® Word 2010
Microsoft® Word 2010
application/pdf
endstream
endobj
22 0 obj
>
stream
xɎ>;:VHI@@Aan`%R\T)$00X,k_ۻ?~|p{?/n?~ۏ|?v||Y]a?.O]iXe^a_x%>}wɯpoE_4hJ7O:B0na~qӨq1w_75}l7J_ԴaoA-`V?~n 4DX~ڄb
ӔOr? 7# f=l7~mF$4zȜs3oFc`6;)y`hĒּ:Ú83XƾnX|Ky=Z:1]jv*Kj6ڴ?0F$`>&hqծNS0|LL
~»QPK@OxOB)E&HO #0
K)xY)DyX=Ak)RM6Ն.Sb:ܚFA’8۲v o2`Lf C&»E@osR8^VvVF0QUBոN# /`=Vp){
.{@HwF0*ӫРG-m7DE
Обществознание. Теория. Мировоззрение. |
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.
Структура мировоззрения:
- знания,
- духовные ценности,
- принципы,
- идеалы,
- убеждения.
Формы мировоззрения.
- Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.
- Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.
- Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.
Пути формирования мировоззрения:
- стихийный,
- осознанный.
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:
- окружение человека, социальная среда;
- социальные условия и государственное устройство.
Формы мировоззрения.
- Обыденное мировоззрение. Формируется в повседневной жизни, основано на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы.
- Религиозное мировоззрение. В его основе – вера в сверхъестественное, в Бога. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни.
- Мифологическое мировоззрение. Основано на вере в мифы, в которых неосознанно подменяется реальность вымышленным содержанием. Основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира.
- Научное мировоззрение. В его основе – научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой. Основано на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека.
- Философское мировоззрение. Основано на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
- Атеистическое мировоззрение. Основано на полном отрицании возможности существование бога, любых мистических и потусторонних сил.
В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.
Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:
- оптимистическое,
- пессимистическое.
Гуманистическое мировоззрение — признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.
Человеконенавистническое мировоззрение — основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.
Революционное — в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.
Консервативное – основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.
Уровни мировоззрения:
- обыденно — практическое (или повседневное) мировоззрение – складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира; источники – чувства и эмоции;
- рациональное (или теоретическое) – возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата; источники – разум и рассудок.
Роль мировоззрения в жизни человека.
- даёт ориентиры и цели в жизни,
- показывает методы познания и деятельности,
- формирует истинные ценности жизни и культуры.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Что такое мировоззрение?
Аборт. Эвтаназия. Порнография. Однополый брак. Права трансгендеров. Эмбриональные исследования. Генетическое улучшение. Христиане, изучающие культурный ландшафт на Западе, ясно понимают, что дела идут в разрушительном направлении. Хотя большинство верующих могут легко определить симптомы упадка, немногие считают себя компетентными в диагностике и устранении коренных причин. За этими событиями стоит множество сложных факторов, но одним бесценным инструментом для лучшего понимания и взаимодействия с нашей культурой является концепция мировоззрения.Социологические землетрясения и моральные трещины, которые мы наблюдаем в наши дни, во многом связаны с тем, что мы могли бы назвать «тектоникой культурной плиты»: сдвигами в основных мировоззрениях и столкновениями между ними.
Что такое мировоззрение? Как следует из самого слова, мировоззрение — это общий взгляд на мир. Это не физический взгляд на мир, а скорее философский взгляд, всеобъемлющий взгляд на все, что существует и имеет для нас значение.
Мировоззрение человека отражает его основные убеждения и предположения о вселенной, в которой он обитает.Это отражает то, как он ответил бы на все «большие вопросы» человеческого существования: фундаментальные вопросы о том, кто и что мы, откуда мы пришли, почему мы здесь, куда (если где-то) мы направляемся, значение и цель жизни, характер загробной жизни и то, что считается хорошей жизнью здесь и сейчас. Мало кто задумывается над этими вопросами всерьез, и у немногих все еще есть твердые ответы на такие вопросы, но мировоззрение человека, по крайней мере, склонит его к определенным видам ответов и отдалит их от других.
Мировоззрения формируют и информируют нас о мире вокруг нас. Как очки с цветными линзами, они влияют на то, что мы видим и как мы это видим. В зависимости от «цвета» линз, некоторые вещи могут быть видны легче или, наоборот, они могут быть подчеркнуты или искажены — в действительности, некоторые вещи могут вообще не быть видны.
Мировоззрения также во многом определяют мнения людей по вопросам этики и политики. То, что человек думает об аборте, эвтаназии, однополых отношениях, экологической этике, экономической политике, государственном образовании и т. Д., Будет зависеть от его основного мировоззрения больше всего на свете.
Таким образом, мировоззрения играют центральную и определяющую роль в нашей жизни. Они формируют то, во что мы верим и во что мы хотим верить, как мы интерпретируем наш опыт, как мы ведем себя в ответ на этот опыт и как мы относимся к другим. Наши мысли и наши действия обусловлены нашими мировоззрениями.
Мировоззрения действуют как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества. Редко у двух людей будет совершенно одинаковое мировоззрение, но они могут иметь одинаковый базовый тип мировоззрения.Более того, в любом обществе определенные типы мировоззрения будут представлены более заметно, чем другие, и, следовательно, будут оказывать большее влияние на культуру этого общества. Начиная с четвертого века в западной цивилизации преобладает христианское мировоззрение, хотя существуют отдельные люди и группы, которые оспаривают это. Но в последние пару веков, по причинам от технологических до богословских, христианское мировоззрение утратило свое господство, и конкурирующие мировоззрения стали гораздо более заметными.Эти нехристианские мировоззрения включают в себя:
- Натурализм: Бога нет; люди просто высокоразвитые животные; Вселенная — это закрытая физическая система.
- Постмодернизм: нет объективных истин и моральных норм; «Реальность» в конечном итоге является социальной конструкцией человека.
- Пантеизм: Бог — это совокупность реальности; таким образом, мы все божественны по своей природе.
- Плюрализм: разные мировые религии представляют одинаково правильные взгляды на конечную реальность; Есть много путей к спасению.
- Ислам: есть только один Бог, и у него нет сына; Бог открыл Свою волю для всех людей через Своего последнего пророка Мухаммеда и Его вечное слово Коран.
- Моралистический терапевтический деизм: Бог просто хочет, чтобы мы были счастливы и добры к другим людям; Он вмешивается в наши дела только тогда, когда мы призываем Его помочь нам.
Каждое из этих мировоззрений имеет глубокие последствия для того, как люди думают о себе, какое поведение они считают правильным или неправильным, и как они ориентируют свою жизнь.Поэтому крайне важно, чтобы христиане могли быть невежественными на мировоззренческом уровне. Христиане должны понимать не только, что значит иметь библейское мировоззрение, но также и почему они должны твердо придерживаться этого мировоззрения и применять его ко всей жизни. Они должны быть в состоянии определить основные нехристианские мировоззрения, которые борются за доминирование в нашем обществе, понять, в чем они коренным образом отличаются от христианского мировоззрения, и обосновать, что только христианское мировоззрение истинно, хорошо и прекрасный.
Сложнее, чем когда-либо. Но мы не должны разочаровываться, потому что возможности и ресурсы, доступные нам, сейчас также больше, чем когда-либо. В последние полвека или около того произошел замечательный ренессанс в христианской философии и апологетике, большая часть которой была сосредоточена на развитии и защите библейского мировоззрения. Все, что Бог призывает Своих людей делать, Он дает им возможность делать (см. Еф. 4: 11-12; Евр. 13: 20-21). Проблема не в том, что церковь недостаточно оснащена, а в том, что ей еще предстоит в полной мере использовать то, что Христос предоставил ей.
Эта публикация была впервые опубликована в журнале Tablet37 .
,
Мировоззрение | Журнал Outlook India
ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
кола сатьяграха
С приближением лета мусульман приглашают побеждать жару в стиле сатьяграхи. Попробуйте Qibla Cola в Великобритании, Мекку-Колу во Франции и Западной Азии, Zum Zum Cola в Иране и вокруг. Это новые символы исламского протеста против американского господства. Если бы Ганди мог использовать соль против британцев, кола — это то, что нужно использовать против американцев.
Наличие колы не является большой проблемой, однако скрытые кока-кола и пепси могут быть.Эксперты предлагают широкий выбор: просто попробуй один, и он может делать колу, а не войну.
Qibla Cola производится в Йоркшире компанией, основанной в Дерби группой мусульманских профессионалов. «Мы продали полмиллиона бутылок с момента нашего запуска в феврале», — сказал Абдул-Хамид Ибрагим из Qibla Cola. То есть двухлитровые бутылки по цене 99 пенсов. В настоящее время производится еще 500 мл бутылок для экспорта в Западную Азию. Мекка-кола уже продается в Палестине, а Zum Zum Cola — в Саудовской Аравии.
Три компании производят разные колы, «но у нас хорошие отношения и мы время от времени нуждаемся друг в друге», — говорит Ибрагим. Колы распространяются через сеть торговых точек, принадлежащих мусульманам. «Люди очень взволнованы мнением о поддержке внешней политики США», — говорит Ибрагим. «Таким образом, мы предоставляем альтернативу. Десять процентов прибыли пойдут в благотворительные организации третьего мира».
ВАШИНГТОН, США
Моральное Возмущение
«Действительно ли одеринт дум метант (латынь означает, что они ненавидят так долго, как они боятся) действительно стал нашим девизом?», — спросил Джон Брэди Кислинг, верный солдат американской дипломатии, в своем письме об отставке госсекретарю Колину Пауэллу.Цитируя Калигулу, он провел параллель с США Буша. Он даже осмелился предположить, что лояльность Пауэлла президенту «заходит слишком далеко» в поддержке этой политики войны любой ценой. США разбазаривают международную легитимность, самое «мощное оружие страны как в нападении, так и в защите». К Кислингу присоединился еще один американский дипломат Джон Х. Браун, который ушел в отставку 10 марта, заявив, что «игнорирование взглядами Буша в других странах порождает антиамериканское столетие». Хотя дипломаты «лгут» за свою страну, здесь явно есть черта.
НЬЮ-ЙОРК, США
Swing Six 6
Помимо издевательств и покупки союзников, США шпионят за делегатами ООН, чтобы получить разведданные для Белого дома. Записка 31 января от Агентства национальной безопасности попросила сотрудников собрать «всю гамму информации, которая могла бы дать политикам США преимущество в достижении результатов, благоприятных для целей США, или предотвратить неожиданности». НСБ приблизились к Пакистану, Гвинее, Камеруну, Анголе, Мексике и Чили — «качающейся шестерке», которая считает свои вращающиеся места в Совете Безопасности проклятием.Остальные остерегаются: в меморандуме содержится просьба к персоналу обращать внимание на всех делегатов ООН на все «полезное», связанное с дискуссиями в Совете Безопасности.
NEW DELHI
Конец Эры
Медленно гаснет свет индийской гражданской службы: недавний случай смерти ветерана-дипломата Самара Сена. Присоединившись к работе в 1937 году, он с апломбом вел себя на многих постах, которые он занимал. Он был постоянным представителем Индии в ООН во время войны 71-го, а затем стал верховным комиссаром Дакки.Был штурм его к концу его пребывания в должности; Сен отказался эвакуироваться в Индию, завоевав бангладешские сердца.
.
Мировоззрение | Журнал Outlook India
БАГДАД, Ирак
певчая птица в бегах
Одна из самых трогательных ироний войны в Ираке — судьба Марзи, известной иранской певицы, последовавшей за настоящим культом. Она перестала выступать в знак протеста против культурных ограничений иранского правительства, предпочитая жить в деревне недалеко от Тегерана и петь, как она однажды сказала, «только для бегущих облаков, птиц и рек». После 15 лет молчания она покинула свою страну в 1994 году и присоединилась к моджахедам-и-халку, иранской группе сопротивления, базирующейся в Ираке.Во время войны на лагерь Халька было совершено нападение, и, хотя Марзейх удалось бежать, ее в последний раз видели на иракско-иорданской границе, она стояла под открытым небом со связкой иранских диссидентов и надеялась быть допущенной в Иорданию.
ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Труд потерянной любви
Депутат-лейборист Джордж Галлоуэй был лицом британской антивоенной кампании. Война окончена, и теперь The Daily Telegraph собрала документы, свидетельствующие о том, что Галлоуэй отнимал у правительства Ирака 375 000 фунтов стерлингов в год.Так была ли его кампания мотивирована? Многие приветствовали угрозу Галлоуэя подать в суд на газету. «Независимый » написал «»: «Хаос, последовавший за падением иракского режима, дал плодородную почву для любых сомнительных действий, в том числе — без сомнения, спецслужб». У правительства могло быть две причины дискредитировать Галлоуэя — порочить антивоенное движение и удержать его от вопроса о ОМУ, причине войны.
ВАШИНГТОН, США
Коалиция не желающих
Вечер с Белого Могола -ый превратился в тонкий танец в Вашингтоне о сегодняшних строителях империи.Поскольку автор Уильям Далримпл восхищал своих слушателей трогательными историями любви и тоски во времена, когда британские торговцы превратились в имперских импровизаторов в Индии, он не удержался, сославшись на параллели с американской интервенцией в Ираке. Пол Вулфовиц, который, как сообщается, хочет поставить арабские страны в демократическое русло, сегодня лорд Бентинк? Доброкачественно и поглощено в новой колонии? Те, кто говорит о столкновении цивилизаций, предупредил Дэлримпл, должны также помнить о культурном переходе, вхождении в другую землю и о многих плодах, которые может принести такой союз.Остроумный и помятый, но в отличной форме, остроумный автор сказал элегантной аудитории, что британцы, как правило, были более скромными, прежде чем индустриализация и военные победы сделали их замкнутыми.
ВАШИНГТОН, США
Граффитист Уолл Стрит
Индийцы в Америке в основном известны своими навыками в области ИТ. Но Гита Ананд сломал этот стереотип, получив Пулитцеровскую премию 2003 года за разъяснительную журналистику. Репортер на The Wall Street Journal , Гита делится Пулитцером с сотрудниками WSJ для серии о корпоративной Америке.
Только второй индиец, получивший эту награду — первым был Гобинд Бехари Лал, репортер Universal Service , в 1937 году — Ананд, 36 лет, извергает: «Я очень взволнован, потому что большая группа из нас внесла свой вклад в истории побед Мне очень повезло, потому что ты можешь всю жизнь писать хорошие истории и никогда не выигрывать большие награды ».
Из 10 историй, включенных в список победителей, одна была исключительно Анандом; другой она в соавторстве с Рэндаллом Смитом. В ее статье «История и наука: в прошлом Ваксала» указывалось, что Сэм Ваксал, главный исполнительный директор ImClone, биотехнологической компании, был вынужден уйти из четырех учреждений за вводящую в заблуждение научную работу.Ваксалу пришлось уйти из ImClone после обвинений в инсайдерской торговле. В другой истории Ананд и Смит исследовали сомнительную тактику аналитиков и инвесторов, чтобы получить преимущество в биотехнологических акциях.
Ананд — это еще не все мозги. В 1982 году эта девушка из Мумбаи стала чемпионкой Индии по плаванию. В том же году она представляла Индию на Азиатских играх в Нью-Дели, а затем на Играх Содружества в Брисбене. Планы на будущее? «Я хочу продолжать делать то, что делаю сейчас, писать подробные статьи и рассказывать о расследованиях», — говорит она.
Ашиш Кумар Сен
.
Мировоззрение | Журнал Outlook India
БАГДАД, ИРАК
Багдадский Blogger
Его читатели обеспокоены. Мы не слышали о Саламе Пахсе (мир на арабском и латыни), интернет-иконке резного онлайн-дневника событий в Багдаде за последние шесть месяцев. Он ничего не опубликовал с 24 марта, когда говорил о трудностях входа в Ирак в военное время. Его дневник под названием «Где Раид?» В мельчайших, а порой и с юмористическими подробностями записывает жизнь среднего иракца, забаррикадировавшегося в его доме.Он считает часы с момента взлета B-52 и ждет бомбы — шесть часов до Багдада. О, они опоздали сегодня, говорит он. Интернет-пользователи задаются вопросом, если он на самом деле. Теорий заговора предостаточно — он агент Моссада или Саддама? Его ответ: «Я ничья пропагандистская уловка. Ну, кроме моей собственной». Вы можете проверить себя на www.dear_raed.blogspot.com, чтобы убедиться.
ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Биохимия любви
Санджай Сури
Профессор Вилаянур Рамачандран может наконец получить ответ на этот самый хитрый вопрос: откуда я знаю, что ты меня любишь? Просто распечатайте карту своего мозга.Возможно, это еще не скоро приведет к дальнейшему развитию Фриссона, но рожденный в Мадрасе Рамачандран, ныне директор Центра мозга и познания в Университете Калифорнии, говорит, что мы находимся на пороге революции в открытии работы мозга. Рамачандран получил медицинское образование и получил степень доктора медицины в Медицинском колледже Стэнли в Ченнае, одном из ведущих медицинских учреждений штата Тамил Наду, а затем степень доктора философии в Тринити-колледже Кембриджского университета.
Любовь, конечно, только часть, хотя интересная часть исследований профессора Рамачандрана.И не та часть, которую он хочет анализировать. Даже если вы можете объяснить любовь движением нейронов, это не уменьшает опыт. И это весь опыт того, что он изучает; абстрактная мысль и собственно сознание.
Рамачандран является автором знаменитой книги « Призраки в мозге», которая была переведена на восемь языков и стала основой двухсерийной серии документов на 4-м канале в Великобритании. Newsweek назвал его членом «Клуба Века» «из ста самых выдающихся людей, которые будут смотреть в следующем столетии».Потому что он может просто показать нам, как мы наблюдаем за всем.
Рамачандран начинает с рассмотрения общения и языка, а затем сравнений и метафор как основы абстрактного мышления. Это чувство не является загадкой, оно возникает из-за определенной функции мозга. Это та функция, которую он пытается получить. Без сомнения, его возможные ответы также ответят на вопрос, что заставило его сделать это.
МИР БАНКА
Мигрирующий Форекс
Деньги, отправляемые домой трудящимися-мигрантами, стали основным источником средств для развивающихся стран, почти столь же важным, как и fdi, заменяя дорогостоящие и рискованные долги, говорится в ежегодном докладе Всемирного банка о финансировании глобального развития за 2002 год.В прошлом году Индия получила самые высокие среди этих стран денежные переводы — 10 миллиардов долларов (местные оценки предполагают до 14 миллиардов долларов) по сравнению с 1,2 миллиардами долларов в Китае. Меккой всех направлений является США, за которыми следует Саудовская Аравия. Но это явление миграции и денежных переводов может оказаться под давлением из-за растущей войны в Ираке.
ВАШИНГТОН, США
Измерение Президента
Любимая игра в Пентагоне: где Саддам? С тех пор, как начались бомбардировки, ходят слухи, что президент Ирака получил удар.Его сообщения по государственному телевидению отклоняются американскими генералами как заранее записанные уловки, чтобы сплотить осажденные войска. Пентагон говорит, что с начала войны не было поддающейся проверке нынешней внешности / картины Саддама. И они знают, потому что каждое изображение «измерено» — длина между его ушами, завеса челюсти, голос, даже пятна на шторах.