Мировосприятие философия: Философские понятия мировоззрения, мироощущения и мировосприятия (стр. 1 из 2)

Содержание

Философские понятия мировоззрения, мироощущения и мировосприятия (стр. 1 из 2)

1. Мировоззре́ние — философское понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целостный типы мировоззрения.

Типы мировоззрения

Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.

Мифологическое

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Религиозное

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Слово мировоззрение не достаточно строго определено как и все, что имеет не достаточно хорошо понимаемую сущность и, соответственно, оно контекстно-зависимо от условий использования, имеет различные варианты бытового уровня понимания. Это заметно по некоторым смысловым расхождениям описания в различных словарях.

М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.

Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.

Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.

Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Есть слово, которое кажется более подходящим с личностной точки зрения: идеология (в словаре Ушакова даже воспринимается как синоним мировоззрения). Идеология — от греч. idea — понятие, представление и logos — слово, понятие, учение. Но и у этого слова есть «политический» оттенок, бытовой уровень, несмотря на то, что греческое происхождение как бы заставляет придерживается изначально заложенного смысла.

Идеология — система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых

— осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также

— содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

Хотя мировоззрение – часть системы личного отношения или системы значимости в данном определении, но нет резкой границы, что вот эта ассоциация является общей, а эта – частной. В этом смысле мировоззрение – довольно условное понятие. Но, вместе с тем, оно удобно описывает особое качество личной классификации всего познанного, в котором это познанное корректируется опытом познания во взаимно непротиворечивую систему личными механизмами адаптации.

Любое познание (в том числе и научное) это – связывание результатов какого-то предполагаемого варианта личного воздействия на действительность — с личной оценкой значимости полученного в реальности результата этого воздействия с помощью механизмов сознания с целью перевода недостаточно отработанного, не уверенного варианта поведения в уверенно отработанный автоматизм.

Логика взаимной непротиворечивости различных предполагаемых вариантов в этой системе сугубо личная, субъективная и может существенно отличаться от идеальной логики (взаимосвязей явлений) объективного мира, формализуемой с помощью науки. Только реальный опыт способен показать соответствие ожидаемого и реально полученного — истину или ложь.

Все последующие обобщения будут основываться на представлениях о механизмах организации адаптивного поведения, чему посвящены материалы О системной нейрофизиологии с базовой системой аксиоматики. Для той части проявлений этих механизмов, которая соответствует понятию «мировоззрение», очень важно понимание — как формируются уверенные поведенческие реакции, что такое вообще уверенность (по шкале от доверия до веры), что такое ощущение ошибочности, сомнение. Кратко напомню, что уже было сказано об этом и обосновано в материалах по двум этим основным ссылкам.

Распознавание любого качества текущего психического состояния определяется специфической структурой локального распознавателя, а формирование любого поведения — фактически — есть обучение и корректировка распознавателей. Так, возникают и специализируются распознаватели ошибок, сомнения, состояния уверенности различного уровня — как результат формирования опыта такого распознавания. Соответственно, возможны неадекватности распознавания, которые в норме в актуальных ситуациях корректируются опытом по результатам вариантов поведения.

Распознавание ошибок происходит, если попытка реализации варианта поведения приносит неожиданный и нежелательный результат, негативно оцениваемый системой значимости, хотя такая оценка и, особенно, ее закрепление — очень индивидуальны и существуют люди, которые продолжают совершать ошибки, несмотря ни на что. Такие люди оказываются особенно склонны к вере, держась за однажды зафиксированные представления (созвучно идеи-фикс). Соответственно, развитие направления ихинтересов основывается больше на субъективной составляющей и меньше корректируется проверяемым в объективной реальности поведением, а исследовательская мотивация занижена. Здесь большой вклад привносит высокая значимость субъективно развиваемых идей.

Если понимать, что мировоззрение является основой личной интерпретации всего воспринимаемого, определяет результат этой интерпретации, фактически определяет направление развития и суть жизненного опыта, то самое важное, на что стоит обратить внимание — оптимальное развитие мировоззрения адекватно объективному миру, т.е. постоянно проверяя свои предположения в реальности, а не сугубо субъективно. Переделывать мировоззрение неизмеримо труднее и означает вычеркнутый из жизни порочный опыт и годы на его приобретение.

Развитие мировоззрения невозможно без достаточно большого интереса к чему-либо из объективной реальности, в том числе психическим процессам и их проявлениям. Чем более разносторонни направления развития интересов, тем более эффективно и целостно будет развиваться мировоззрение. Среди интересов очень нежелательны изолированные от других, обычно это — мистические идеи, паранаучные идеи-фикс, субъективно обусловленные зависимые состояния.

Необходимо придерживаться стратегии разумного скептицизма — как противоположности безусловной веры для того, чтобы в большей мере использовать исследовательский путь, чем авторитарно-догматически или эйфорически мотивированный метод проб и ошибок.

Для развития конкретного направления интересов разумнее всего использовать хорошо выверенный веками исследований, формализованный в виде конкретных рекомендаций научный метод (научную методологию).

Только приобретение практического личного жизненного опыта способно адекватно развивать мировоззрение. Поэтому сведения не должны восприниматься на веру, а подвергаться сомнению, корректно и достаточно безопасно проверяться на личном опыте осваивания этого направления. Лишь нехватка времени и критичность ситуации может быть поводом для пробы опасных в возможных последствиях сведений, и тогда сомнения могут оказаться пагубны[1].

2. Мироощущение (термин этнологии) — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. мироощущуение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Позитивное мироощущение

Проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле.

Негативное мироощущение

Проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение времени — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой к будущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большое количество людей с негативным мироощущением образует антисистему.

Отношение человека к окружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях, чувствах.целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.

3. Мировосприятие как предпосылка миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения.

Об антропологических границах и реликтовом мировосприятии.

Существует трехуровневая структуре человека, включающей сознание, подсознание и бессознательное, современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие, свойственное представителям и древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных источников.

Мировосприятие — это… Что такое Мировосприятие?



Мировосприятие
опыт формирования познания, образов мира, наглядных представлений человека о мире в его единстве с Космосом, Вселенной, Землей, и определения своего места в нем. Это ощущения единства мира, понимание связей и зависимостей в нем и выработка общих представлений о законах его развития. Мировосприятие помогает в формировании мировоззрения и в то же время само от него зависимо. Проявляется оно через отношения человека к действительности – его мысли, чувства и поступки. Мировосприятие изменчиво, по мере познания и накопления личного опыта оно может углубляться, расширяться. Не зря говорят о существовании детского мировосприятия, отличного от юношеского, взрослого и старческого. На каждом из этих возрастных этапов по-своему понимается мироорганизация и миропорядок и по-своему строится индивидуальное мировидение, мироосвоение. Этот сложный процесс мировосприятия и организует школьное образование, ориентируя ребенка в мире, способствуя созданию собственной картины мира и зарождению собственного мировоззрения, объективного миру.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург.
В.С. Безрукова.
2000.

Синонимы:

  • Мировоззренческая культура
  • Миролюбие

Смотреть что такое «Мировосприятие» в других словарях:

  • мировосприятие — мировосприятие …   Орфографический словарь-справочник

  • мировосприятие — мироощущение, миропонимание, менталитет, восприятие Словарь русских синонимов. мировосприятие сущ., кол во синонимов: 5 • восприятие (20) • …   Словарь синонимов

  • МИРОВОСПРИЯТИЕ — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср. (книжн.). То или иное восприятие мира 1, действительности. Детское м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Мировосприятие — ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Мировосприятие — Менталитет (фр. Mentalite) образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов,… …   Википедия

  • мировосприятие — мировоспри ятие, я …   Русский орфографический словарь

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение …   Энциклопедический словарь

  • Мировосприятие — опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений человека …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение …   Словарь многих выражений

  • мировосприятие — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср То же, что мировоззрение. В этой точке начинается расхождение двух мировосприятий: чувственного и идейного, индивидуалистического с его «сегодня» и социалистического с его «завтра»… (А. Н. Т.) …   Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 1220 грн (только Украина)
  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 380 руб
  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 264 руб

Другие книги по запросу «Мировосприятие» >>

Мировосприятие — это… Что такое Мировосприятие?



Мировосприятие
опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений человека.

Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. — Ставрополь: изд-во СтГМА.
Т. Б. Сергеева.
2009.

Синонимы:

  • Мировоззрение
  • Мироощущение

Смотреть что такое «Мировосприятие» в других словарях:

  • мировосприятие — мировосприятие …   Орфографический словарь-справочник

  • мировосприятие — мироощущение, миропонимание, менталитет, восприятие Словарь русских синонимов. мировосприятие сущ., кол во синонимов: 5 • восприятие (20) • …   Словарь синонимов

  • МИРОВОСПРИЯТИЕ — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср. (книжн.). То или иное восприятие мира 1, действительности. Детское м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Мировосприятие — опыт формирования познания, образов мира, наглядных представлений человека о мире в его единстве с Космосом, Вселенной, Землей, и определения своего места в нем. Это ощущения единства мира, понимание связей и зависимостей в нем и выработка общих… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Мировосприятие — ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Мировосприятие — Менталитет (фр. Mentalite) образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов,… …   Википедия

  • мировосприятие — мировоспри ятие, я …   Русский орфографический словарь

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение …   Энциклопедический словарь

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение …   Словарь многих выражений

  • мировосприятие — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср То же, что мировоззрение. В этой точке начинается расхождение двух мировосприятий: чувственного и идейного, индивидуалистического с его «сегодня» и социалистического с его «завтра»… (А. Н. Т.) …   Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 1220 грн (только Украина)
  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 380 руб
  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 264 руб

Другие книги по запросу «Мировосприятие» >>

Мировоззрение как философское понятие. Философия: Конспект лекций

Мировоззрение как философское понятие

Мировоззрение – это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.

В мировоззрении выделяют два уровня – чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень – это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень – это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философское знание. Миф – священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия – это форма общественного сознания, смысл которого заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении о мироустройстве. Религия основана на вере в существование одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (от греч. «любовь к мудрости») – это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существуют жизнь и смерть. Мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Определенный тип мировоззрения обусловливается исторической эпохой, общественным классом, которые подразумевают наличие определенных норм и принципов сознания, стилей мышления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты

2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

— философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

— философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

— философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

— идеалистическим;

— материалистическим.

Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал — это мечта:

— о совершенном обществе, в котором все честно;

— гармонически развитой личности;

— разумных межличностных отношениях;

— нравственном;

— прекрасном;

— реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

— духовное ядро личности;

— основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это… Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ?


        система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М.— это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии, В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром обществ. и индивидуального сознания. Выработка М.— существ. показатель зрелости не только личности, но и определ. социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М.— обществ.-политич. феномен, возникший с появлением человеч. общества.
        М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социальнополитич., филос., религ., нравств., эстетич., науч.-теоретич. ориентацию человека. Существуют три осн. типа М.— житейское (обыденное), философское и религиозное. Все эти типы М. выявляют некрое единство, охватывая определ. круг вопросов, напр. как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеч. общество. Гносеологич. структура М. образуется в результате обобщения естеств.-науч., социально-историч., технич. и филос. знаний.
        Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существуют тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естеств. наук образует естеств.-науч. картину мира (см. Научная картина мира), а общественных — социально-историч. картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.
        Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познават. способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
        Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определ. регулятивнотворч. роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренч. начало.
        Понятие М. соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
        М. может выступить на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредств. условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиц. представлений о мире. Религ. М. даёт фантастич. картину мира и связано с признанием сверхъестеств. мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Филос. М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определ. мерой логич. доказательности.
        М.— это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определ. целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практич. жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к др. людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определ. идеалов.
        В классово антагонистич. обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс (напр., в капиталистич. обществе — рабочий класс, буржуазия, мелкая буржуазия) имеет своё специфич. М. В таком обществе происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией историч. развития, с данными науки и обществ. практики или нет, его М. по своему содержанию, обществ. значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным. Феодально-религ. М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Бурж. М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобурж. анархически-бунтарскими идеями.
        В противоположность бурж. М. коммунистич. М., обобщая достижения науки и обществ. практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революц. движения. Ядро коммунистич. М. составляет марксистско-ленинская философия — диалектич. и историч. материализм. Марксистско-ленинское М.— мощное орудие революц. преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В совр. мире идёт острая борьба двух противоположных М.— коммунистического и буржуазного, в ходе которой растёт влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно науч. положений.
        В социалистич. обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистич. М. составляет сердцевину всей идейновоспитат. работы партии. Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практич. воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политич. явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистич. отношения к труду, коммунистич. нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и интернационализма.
        Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании M., M., 1964; Черноволенко В. Ф., М. и науч. познание, К., 1970; Основы марксистско-ленинской философии, М., 19805; Дpыгин В. И., Науч. М., его предмет и функции, Саратов, 1981; Философия и мировоз-зренч. проблемы совр. науки, М., 1981.

        А. Г. Спиркин.


Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.
1983.

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ — Студопедия

Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

— философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

— философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

— философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

— идеалистическим;

— материалистическим.

Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.



Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал — это мечта:

— о совершенном обществе, в котором все честно;

— гармонически развитой личности;

— разумных межличностных отношениях;

— нравственном;

— прекрасном;

— реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

— духовное ядро личности;

— основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

Истоками философии являются мифология и религия.
«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира, многие мифы посвящены космическим темам, т. к. люди пытались ответить на вопрос о происхождении и устройстве мира, о мировой гармонии, о превращении хаоса в космос, а также любая мифология описывает гибель мира в будущем и его последующее возрождение.
Мифология – это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В древности мифология являлась формой духовной культуры, которая объединяла в себе зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды и искусство. Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач, однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Древнеиндийская философия представлена ведами, в которых глубже просматривается вопрос о происхождении человека. В это время в ведах рассказывается, что Вселенная заполняется человечеством, которому предопределена карма, на весь период существования.
В Древнем Китае была образована философская школа – Даосская. Даосизм – это учение о пути, которое отстаивали в этой школе. Философы считали, что всё находится в пути, в движении, в изменении. Всё непостоянно и конечно. Человек должен следовать установленному порядку, тогда он будет бессмертен.
Особенности мифологии:
1. Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, одушевлялись и очеловечивались: космос и все природные силы.
2. Отсутствует разграничение мира и человека, мысли и эмоции, это было целостное миропонимание.
Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск истины.
Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
В VI веке до нашей эры философия представляла собой новый тип миропонимания, в основе которого лежал разум. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщение, выводы и доказательства стали вытеснять образы и вымыслы, т.е. мифологию. С развитием культуры менялось:
• специфика философии;
• статус (значение) философии;
• связи с наукой, но мировоззренческие проблемы оставались.
Смысл философии включает не только мировоззрение и познание, но и у всех философов всегда была система, которая завершалась этикой.

Философия как мировоззрение

Значение термина «мировоззрение» и его
значение в жизни.

На первый взгляд термин «мировоззрение» предполагает общее
взгляд на мир — и не более того. Но появление
слово не раскрывает полного значения этого комплекса
интеллектуальное явление. Мировоззрение в нашем понимании
система обобщенных взглядов на окружающий мир и
место человека в нем, отношения человека к миру и
самого себя, а также основные позиции, из которых люди исходят
это общая картина мира, их верования,
общественно-политические, нравственные и эстетические идеалы, принципы
которые они знают и оценивают материальные и духовные события.

Хотя он имеет относительно независимое существование в
сфере общественного сознания мировоззрение также функционирует как
что-то индивидуальное. Человек становится личностью, когда он
формирует определенное мировоззрение. Этот процесс формирования указывает на
зрелость не только отдельного человека, но и любого конкретного
социальная группа, социальный класс или его партия. Концепция чего-либо
мировоззрение, которое впервые встретилось у греческих
скептиков, существенно шире по значению, чем понятие
философии, более того, он имеет несколько различных значений.

Мы говорим о философском, социально-политическом,
естественно-научные, художественные, религиозные и даже
мировоззрение обычного человека. И это вполне естественно. Если мы
изобразите различные типы мировоззрения в геометрическом
форме кругов центральное положение следует отвести
круг философского мировоззрения. И этот круг будет
пересекаются со всеми остальными и образуют их ядро. В этом
как мы обнаруживаем, что смысл, который люди и социальные группы придают
Термин «мировоззрение» чрезвычайно разнообразен.Но
несмотря на это разнообразие, в каждом мировоззрении обнаруживается определенная
единство в том смысле, что оно охватывает определенный диапазон
вопросы. Например, какой мир существует вне
нас? Какая связь между духом и материей? какой
это мужчина? Какое его место во всемирной взаимосвязи
явления? Как человек познал реальность? Что хорошо
и зло? Что прекрасного в жизни и в искусстве? Какие законы
руководить развитием общества? Совокупность естественного
науки
формирует естественно-научную картину мира, а
социальные науки дают социально-историческую картину
реальность.Что такое картина мира? Это изображение
как движется материя и как она в форме человека
чувствует, думает и ставит цели. Создание генерала
картина мира — задача всех областей знания,
включая философию. В сжатом виде общие изображения
мира представлены в универсальных энциклопедиях, составленных
на разных исторических этапах отражать интеллектуальную
достижения человечества.

Мировоззрение — это далеко не все взгляды и представления
окружающий мир, то есть это не просто картина
мира в его целостной форме.Ни одной конкретной
науку можно отождествить с мировоззрением, хотя каждый
наука действительно содержит мировоззренческий принцип. Например,
Дарвин открыл законы происхождения видов. это
произвел революцию в биологии и вызвал всеобщее
интерес. Вызвали ли эти законы такой интерес, потому что они
просто биологические законы? Конечно нет. Они разбудили такие
интерес, потому что они помогли нам понять различные
философские вопросы, вопрос о цели жизни
природа, происхождение человека и т. д.Имя Эйнштейна было
бессмертный
его открытие. Но было ли это открытие чисто
физическое, решение какой-то конкретной научной проблемы?
Нет, теория Эйнштейна дала ключ к философской
проблема сущности пространства и времени, их единство с
иметь значение. Почему появились идеи Сеченова о церебральных рефлексах
произвести такой фурор среди интеллигенции? Не потому что они
были просто физиологическими идеями, но поскольку они решали
некоторые философские проблемы взаимоотношений между
сознание и мозг.Мы знаем, какое широкое влияние
принципы кибернетики. Но кибернетики нет
просто конкретная научная теория. Кибернетика, а также
генетика, поднимают глубокие философские проблемы.

Мировоззрение содержит нечто большее, чем научное
Информация. Это важнейший регулирующий принцип всех
жизненно важные отношения между человеком и социальными группами в их
историческое развитие. Своими корнями во всей системе
духовные потребности и интересы человека и общества,
определяется человеческой практикой, всеми накопленными людьми
опыта, мировоззрение, в свою очередь, оказывает огромное
влияние на жизнь общества и личности.

Мировоззрение обычно сравнивают с идеологией, и эти два
понятия иногда рассматриваются как синонимы. Но они пересекаются
а не совпадать. Идеология охватывает эту часть
мировоззрение, ориентированное на социальные, классовые отношения, на
интересы определенных социальных групп и, прежде всего,
явления политической власти.
мировоззрение, с другой стороны, ориентировано на мир как на
в целом по системе «человек-вселенная».

Мировоззрение может существовать на обыденном, бытовом уровне.
генерируется эмпирическими условиями жизни и опыта
передаются из поколения в поколение.Также может быть
научный, интегрирующий достижения современной науки
относительно природы, общества и самого человечества.

Мировоззрение — это не только содержание, но и способ
размышления о реальности, а также о принципах жизни
сам. Важной составляющей мировоззрения является
идеалы, заветные и решающие цели жизни. Персонаж
представления человека о мире, его мировоззрения, способствует
постановка определенных целей, которые в обобщенном виде образуют
широкий план жизни, идеалы, представления о благополучии, добре и
зло, красота и прогресс, которые дают мировоззрение
огромная сила, побуждающая к действию.Знание становится
мировоззрение, когда оно приобретает характер убеждения,
полная и непоколебимая уверенность в правильности определенных
идеи, взгляды, принципы, идеалы, которыми командует
души человека, подчиняют его действиям и управляют его
совести или, другими словами, формировать узы, которые не могут быть
сбежал, не выдав себя, освободил «демонов», которые
человек может победить, только подчиняясь им и действуя в
в соответствии с их подавляющей силой. Мировоззрение
влияет на нормы поведения, отношение человека к своему
работы, другим людям, характер его стремлений в
жизнь, его повседневное существование, вкусы и интересы.Это
своего рода духовная призма, сквозь которую проходит все вокруг нас.
воспринимается, ощущается и трансформируется.

Большинство людей согласятся, что это идеологическое убеждение, что
то есть определенный взгляд на мир, который позволяет человеку
в момент смертельной опасности побороть инстинкт
самосохранение, жертвовать своей жизнью, совершать подвиги
смелости во имя свободы от угнетения, во имя
научных, нравственных, общественно-политических и других принципов и
идеалы. Мировоззрение не существует само по себе, кроме
конкретные исторические личности, социальные группы, классы и
стороны.Так или иначе, отражая определенные
явления действительности выражают свои ценностные ориентации,
их отношение к событиям общественной жизни. Философия тоже
как теоретическое ядро ​​мировоззрения, в основном
отстаивает интересы определенных социальных групп и поэтому имеет классовый и в этом смысле партийный характер. В зависимости от
являются ли социально-политические интересы данного класса
совпадают с объективным течением истории, ее
философские позиции либо прогрессивны, либо
реакционным.Они могут быть оптимистичными или пессимистичными, религиозными.
или атеист, идеалист или материалист, гуманный или
мизантроп. Вся история философского
мышление — это, по сути, борьба различных мировоззрений,
борьба, которая часто бушевала так яростно, что люди
предпочел быть сожженным на костре, брошенным в тюрьму или
приговорен к каторге вместо того, чтобы предавать избранных
причина. Поэтому в корне неверно предполагать, что
философы всегда стояли над земными делами, над
практические и политические интересы людей, интересы классов и партий, накопленные знания просто для
ради знания, изолировали себя, как Диоген в
его
ванна, в уединении учебы от бурных событий
реальной жизни.Философия никоим образом не отделилась,
парящий где-то на синих просторах небес; оно имеет
выполняли определенную общественно-политическую функцию и постоянно
был в центре политических событий. Подлинная философия
полон гражданского мужества и меньше всего может быть обвинен
социальное безразличие. Философия политична в самой своей
суть, в его социальной миссии. Политика, как известно,
ядро всех ассоциаций и разобщений, интеграций и
распад, союзы и конфликты.Наука, искусство,
философия и религия втянуты в водоворот
политическая борьба. Это политический вопрос, можно ли
научные открытия или технические изобретения помогают делу
мира или войны. Это также политический вопрос, какие цели и
действия вдохновлены определенными произведениями искусства, какие чувства
и побуждает их пробудиться. И это тоже политический вопрос
дает ли философия людям научное мировоззрение,
ориентирует ли это их на высокие идеалы и
рациональный и справедливый порядок в обществе.

Гегель иронично заметил, что философия утверждает, что учит
world, но всегда опаздывает. Сам его внешний вид
на исторической сцене с нужным сообщением указывает, что
солнце уже зашло. «Когда философия начинает рисовать
серым на сером, это показывает, что определенная форма жизни
состарившаяся и серая на серой философия не может омолодить
но только понять это; сова Минервы начинает свой полет
только в сборе
сумерки «[1]

Это прекрасная метафора.Но хотя это впечатляет, это действительно
не убедить. Если мы посмотрим в прошлое, мы увидим, что
философия возникла не только как сова, летящая среди
закат отживших форм жизни, но и как жаворонок,
радостно возвещая о весенних наводнениях, которые сметут
основы устаревшего образа жизни, набухание почек
и формы и цвета должны родиться заново. Согласно
древний миф, Минерва,
богиня мудрости, возникшая из
голова Зевса, во всеоружии, со щитом и копьем.это
мифологический образ глубоко символичен: мудрость входит в
мир не почивать на лаврах и пассивно созерцать
существование, равнодушно воспринимающее добро и зло, но чтобы
бороться за правду, за справедливость, за торжество разума в
жизнь и оградить нас от нападений темных сил
зла, неправды и заблуждения. Только реакционная философия,
пропитанная догматизмом, обречена идти за быстро движущимися
жизнь. Прогрессивная философская мысль всегда в
авангард, теоретически обосновав право народа на
низвергните своих угнетателей, чтобы создать высшие формы жизни.Это
обычно появляется как буревестник приближающегося
революционная борьба во всех сферах человеческого существования.

Все общественно-политические движения в истории человечества, начиная с
от самых маленьких к большим переходам от предыдущих форм
социальной жизни в новые общества, были объявлены и
сопровождаются определенными формами философского доказательства,
в форме новых моральных или религиозных принципов, исторического
регулярность или в виде таких принципов, как свобода,
равенство и справедливость.

Сократа приговорили к смерти за то, что он придерживался философских взглядов.
убеждения, которые угрожали политическим принципам
общество, в котором
он жил. Многочисленные попытки Платона дать
практическое выражение
его идеалы государства почти стоили
ему
его жизнь. В эпоху Возрождения феодализм умирал
и родился капитализм. Смерть одной социальной системы и
рождение другого затянулось. Этот сложный процесс
пошел зигзагообразным курсом, сопровождался войнами и
революционные взрывы, потрясшие все общественное здание
пока старая система не была разрушена до основания.Все
эти процессы ярко выразились в напряженной борьбе
между разными философскими взглядами на мир. Вольтер,
Руссо, Дидро и другие пробудили и взбудоражили
снотворное общественно-политическое сознание с их возбуждением
работает. Они воспламенили сердца и умы людей и направили
гнев народа против разложившейся социальной системы. Oни
высек революционные искры из человеческих сердец, приготовил
умы людей для революции и привели к ситуации
что Карл Маркс позже описал следующим образом:
людей надо научить бояться
сам, чтобы дать это
смелость .«[2]
Прежде чем Бисмарк начал объединять Германию железной рукой,
появилась немецкая классическая философия, провозгласившая
конституционная монархия быть высшим воплощением
мировой дух в его поступательном движении.

На протяжении всей своей сознательной жизни Маркс, Энгельс, Ленин и их
единомышленники готовили и воспитывали массы для социалистической
революция организационно, теоретически, а также
философски.

Поэтому философия не может быть безразлична к конкурсу.
между старым и новым в общественной жизни, в политике, науке и
искусство.»Современная философия столь же партийна, как и философия
две тысячи лет
назад «[3]

Некоторые буржуазные философы утверждают, что они представляют
«чистая наука», что на них не влияют земные
страсти и классовая борьба. Это либо обман, либо
самообман, или просто преднамеренный призыв к дезертирству из
поле идеологической битвы. Так называемая деидеологизация
философии на самом деле стремится популяризировать худшую идеологию,
идеология, рожденная тем фактом, что в разделенном на классы обществе
правящие классы, партии, различные группы, а иногда и
банды самозванцев представляют свои эгоистические интересы как
интересы всего общества, народа и изображают
их как единственно разумные и в целом значимые
интересы в существовании.

Некоторые буржуазные идеологи утверждают, что партийная принадлежность
Мировоззрение несовместимо с объективностью, с наукой. Это
правда, партийность не всегда совпадает с
наука. Когда мировоззрение выражает и защищает позицию
и интересы разлагающихся социальных групп, уходящих
с исторической сцены он расходится с правдой жизни,
с его научной оценки в угоду узкопартийному
интересы. С другой стороны, мировоззрение является научным, если оно
действительно отражает и предвосхищает жизнь в ее динамике
развития, выражает позицию и интересы
передовые силы общества, учит честно стремиться
и прямо за правду, за все, что действительно разумно.

Единство партийности и научности
Марксистская философия зиждется на совпадении рабочих
интересы людей с объективным ходом истории. Только
непредвзятое изучение действительности способствует интересам рабочего
людей, позволяет им размещать свои практические и политические
деятельность на прочной научной основе. Обеспокоенность тем, что
Выставки Коммунистической партии Советского Союза к соблюдению
и практическое применение принципа партийности
на самом деле забота о сохранении и развитии
правдивое отношение к жизни.Правда всегда была и будет
революционер. Это отражение жизни в ее движении вперед
развитие.

Основной вопрос философии. Материализм и
идеализм.

Независимо от того, в каком направлении идет мыслитель
«философский путь», он должен пересечь мост, известный как
«основной вопрос философии». Когда он это сделает, он должен,
нравится ему это или нет, решайте с какой стороны реки
философской мысли он останется — материалистом
или идеалистическая сторона.Но он может оказаться в середине потока,
в позиции дуализма, то есть признания двух
равные и независимые вещества в
вселенная — материальная и духовная. Основной вопрос
философия — это отношение мышления к
бытия. Предполагает признание существования
объективная, т.е. независимая от человеческого сознания, реальность
и субъективная, духовная реальность — представления,
мысли, идеи — и определенная связь между
их. Что первично — материя или сознание? Который
который генерирует? Имеет значение на определенном этапе
развитие произвести свой лучший цветок — причина? Или
мировой дух создает материальный мир? Или возможно
они сосуществовали вечно как равные субстанции в своих собственных
правильно и каким-то образом взаимодействуют?

Таков первый аспект основного вопроса о
философии.Второй ее аспект сводится к следующему. Жестяная банка
человек и человечество в целом знают объективные законы
мир силой собственного сознания? Или мир
непознаваемое? При рассмотрении первого аспекта, подразумеваемого в основных
вопрос философии мыслитель неизбежно оказывается
один из двух лагерей, материализм или идеализм (или дуализм), в то время как
при рассмотрении второй стороны вопроса он принимает
стоять либо за фундаментальную возможность
познание мира или в пользу агностицизма, то есть отрицания
об этой возможности.

Почему возникает вопрос об отношении мышления к
существо — на вид очень абстрактное
вопрос — считается основным философским
вопрос? Потому что по природе ответа мы даем, как
из истока большой реки текут не только прямо
противоположные интерпретации всех других философских
проблемы, но и общетеоретические, мировоззренческие
вопросы, поставленные любой наукой, моральными явлениями, стандартами
право и ответственность, явления искусства, политические события,
проблемы образования и так далее.

Мы не можем рассматривать какой-либо философский вопрос, если сначала не
решить основной вопрос философии. Для иллюстрации позвольте нам
возьмем для примера понятие причинности. Материализм
предполагает, что эта концепция отражает цель, т.е.
независимо от человеческого сознания, процесс генерации
одни явления другими. Но Юм, например, отрицал
наличие причинности в природе.
Он считал, что это было
привычка, которая научила людей видеть в определенных явлениях
причины других, например, удар топора и
падение дерева.Мы действительно привыкли видеть
Результат следует за действием, которое его вызывает. Но эта привычка
основанный на постоянном рассмотрении цели
подключение
явления и не возникли сами по себе. Согласно
материалистический принцип, все достоверно проверенные концепции,
категории, утверждения, выводы, законы и теории имеют
существенно объективного характера и не зависят от
прихоть человека. Идеализм же склонен к
рассматривайте их просто как умственные конструкции.Например,
литературовед-материалист, изучающий творчество
Шекспир начинает с выяснения того, какие объективные социальные
условия предопределили характер и вдохновение
драматургия. С другой стороны, идеалисты
склонен приписывать свою работу глубине личности
дух этого гения и игнорировать социальные условия в
которую он жил и писал. Если взять сферу морали, то это
сразу видно, насколько контрастируют решения базовым
вопрос философии может быть.Моральные качества человека
врожденный или данный
Богом, или они созданы жизнью,
воспитание. Применительно к истории основной вопрос
философия проявляется как отношение между социальным существом и
общественное сознание. О том, как интерпретируются эти отношения
зависит ответ на вопрос: от чего зависит мужская
судьба, что ведет историю — идеи, рациональные силы
исторических личностей, или материальное производство, осуществляемое
людьми данного общества и экономических
отношения, которые возникают в результате этого процесса.Следовательно,
основной вопрос философии — это не просто вопрос
отношение между мышлением и бытием в целом, но более
в частности, отношения между социальными
сознание и социальное бытие, то есть объективная
отношения между людьми складываются на основе их
производство материальных благ. Материалист понимающий
основного вопроса философии применительно к истории
выражено полностью и просто: социальное бытие в конечном итоге определяет
общественное сознание и общественное сознание, производно,
оказывает на это существо активное влияние.

Рассмотрение основного вопроса показывает, что при приближении
любой вопрос теории или практики крайне
важно отличать первичное от вторичного,
объективное из субъективного, реальные процессы жизни из
их интерпретация в различных теориях, материальное движение
силы общества от идеальных мотиваций, материальные
интересы людей, социальных групп из их размышлений в
ум. Материализм учит наше мышление видеть в наших
ментальные конструкции в наших художественных, политических и других
идеи и образы, объективное содержание которых определяется
внешний мир, по жизни.С другой стороны, идеализм
гипертрофирует духовное начало, трактует его как
абсолют. В политике, например, такое отношение может иметь
опасные последствия для людей; идеализм иногда
приводит к политическому авантюризму. Это происходит, когда
политик игнорирует объективные законы
истории, волеизъявление масс, существующих экономических
отношения, и пытается силой своей воли навязать
его собственные идеи, противоречащие реальным, законным
течение событий.

Основные направления философской мысли были и остаются
остался материализм и идеализм.Зачем? Потому что есть только
два пути. Либо мы должны принять материальный мир как наш
отправной точкой и вывести из нее сознание и соединить
все духовное с материальным или, с другой стороны,
взяв за отправную точку сознание, мы должны вывести
материальный мир и отделить духовное от
материальные и противопоставляют дух материи. Философы разделены
на два больших лагеря в зависимости от того, как они решили это
основной вопрос. Те, кто полагают, что дух существовал раньше
природы, которые в конечном итоге верят в создание мира
сила духа составляют идеалистический лагерь.Те, кто
признают материю как основной принцип, то есть
сущность всего, что существует, из различных школ
материализма. Материализм понимает мир таким, какой он есть.
на самом деле, не приписывая ему никаких сверхъестественных качеств и
принципы. Объяснение мира из самого мира есть
методологический принцип материализма. Он утверждает, что
связи между идеями в головах людей отражают и
преобразовать связи между явлениями в
Мир.Материя на самом высоком уровне организации — это
«мать» и сознание его духовное
«Ребенок». И так же, как дети не могут появиться в мире
и существуют отдельно от своих родителей или раньше, поэтому сознание
не могло появиться или существовать раньше материи: сознание — это
функция материи и образ того, что существует.

В той степени, в которой люди в своей жизни не могут помочь
учитывая факт объективного существования мира,
поэтому они действуют как материалисты: одни спонтанно, другие
сознательно, на философской основе.Некоторые ученые
иногда отмежевываются от материализма, в то время как
стихийно работает по своим принципам. С другой стороны,
сторонники философски сознательного материализма не
только последовательно отстаивают такое решение основных
вопрос философии, но также обосновать и поддержать его.

Идеализм в целом связан со стремлением поднять
спирта в максимальной степени. Говоря с таким почтением
духовного, идеи, Гегель полагал, что даже
преступная мысль злодея была велика и
восхищались чем все чудеса света.в
идеализм в обычном смысле связан с удаленностью от
земные интересы, постоянное погружение в чистые мысли и
преданность несбыточным мечтам. Такой «практичный
идеализм »противопоставляется« практическому материализму », который
его
противники, желающие принизить это, представляют как жадное желание
за материальные блага, скупость, стяжательство и так далее.

Идеализм делится на две основные формы: объективную и
субъективны. Объективные идеалисты, начиная с
древних и заканчивая современными, признаем
существование реального мира вне человека, но верю, что
мир основан на разуме, что им правят определенные
всемогущие идеи, которыми все руководствуется.Сознание
гипертрофирован, отделен от человека, от материи и обращен
в сверхиндивидуальную, всеобъемлющую реальность. Реальность
считается рациональным, и причина интерпретируется как
субстанция, основа Вселенной. Все вещи и процессы
таким образом одухотворены. Такое представление о сверхчеловеческом и
сверхъестественная духовная сущность, мир разума, мир
воля, абсолютная идея, по сути, является религиозным
понятие. Например, у Гегеля «абсолютная идея»
довольно часто называют просто
бог, безличный, объективный,
логический процесс, а природа и история общества
его управляемое другое существо.Разум — это душа мира. Это
пребывает во вселенной, это ее имманентная сущность.

Это означает, что разум существует в мире сам по себе, помимо
от разумных существ. Вселенная знает, что это такое, и откуда
куда, куда и как движется.

Идеалистический ответ на основной вопрос философии не обязательно
в сущности, причина должна рассматриваться как первичная. Это
характерен только для рационалистического идеализма. Иррационалистические формы
идеализма берут за отправную точку слепую волю,
бессознательное «жизненное побуждение»: все в мире ранено
вверх, как бы запрограммированный, стремящийся к чему-то.

С точки зрения субъективного идеализма только через
недостаточное знание того, что мы воспринимаем мир таким, каким мы его видим
реально существующий мир. Согласно этой концепции,
мир не существует отдельно от нас, помимо нашего чувства
восприятия: существовать — значит существовать в восприятии! И что мы
считать отличным от наших ощущений и существующих
помимо них состоит из разнообразия наших субъективных
чувственность: цвет, звук, формы и другие качества только
ощущения и совокупности таких ощущений образуют вещи.это
подразумевает, что мир, так сказать, соткан из одного и того же
субъективный материал, из которого состоят человеческие сны.

Субъективным идеалистам кажется, что наши усилия по достижению
за пределами сознания бесполезны и поэтому невозможно
признать существование любого внешнего мира, который
независимо от сознания. Это факт, что мы знаем
мир только в том виде, в каком он дан человеку, в той мере, в какой он
отражается в нашем сознании через ощущения.
Но это, конечно, не означает, что мир в отражении
в сознании как-то растворяется в нем, как сахар в
вода.Весь опыт человечества, история науки
и практика показывает, что объекты восприятия продолжают
существуют даже тогда, когда мы их не воспринимаем, т.е. до
восприятие, во время восприятия и после восприятия. Коротко,
их существование не зависит от действия их
восприятие.

Читатель вправе спросить: действительно ли были
философы, придерживающиеся такой странной философии, как
субъективный идеализм, философия, которая на протяжении многих веков
подвергался не только критике, но и саркастической
насмешки? На обычном эмпирическом уровне это, конечно, только
сумасшедшие, и лишь некоторые из них, которые могут отрицать независимость
существование мира.На практике субъективные идеалисты
(Беркли, Фихте, Мах), вероятно, не вели себя так, как будто они
считал, что внешнего мира нет. Эти идеи были
строго зарезервирован для области теоретической мысли.

Следует подчеркнуть, что материализм и идеализм — это два
экстремальные, поляризованные тенденции. Между ними бесконечность
градаций. В работах многих идеалистов можно найти определенные
материалистические положения и, наоборот, все домарксистские
материалисты были идеалистами в интерпретации
явления общественной жизни.Они считали, что мнения правят
история. Один из наиболее убежденных материалистов, Демокрит,
не отрицал существования
боги и демоны, но верили
что они тоже сделаны из атомов. В примитивном
идеализм — мифология — даже
боги состоят из
иметь значение. Они материальны и чувственно осязаемы. История
философии записали многие материалисты, которые даже верили
что мир был создан
Бог. Это были
так называемые деисты. Есть философы, которые, как Аристотель,
колебались между материализмом и идеализмом до такой степени
что часто бывает сложно решить, к какому тренду они должны принадлежать
к.Идеализм нельзя интерпретировать как простую прихоть заблуждения.
философы, хотя некоторые из них были блестящими. Имеет свой (
гносеологические и социальные корни. Дело в том, что познание
мира — сложный и крайне противоречивый, никоим образом
означает простой процесс, который обычно проходит зигзагообразно или
обходным курсом и движется по спирали. Это включает в себя всплески
воображение, холодный здравый смысл, хитрость, сила логики и
различные правдоподобные и неправдоподобные предположения. В этом буйном
поток творческой, исследовательской мысли, начиная сначала в
направление, а затем в другом, иногда натыкаясь на пробел
стены, как весь опыт интеллектуального человека
жизнь свидетельствует, неизбежный риск ошибок и
неправильное толкование.Как метко и лаконично выразился Ленин
это, только тот, кто ничего не делает, не ошибается.

Следовательно, мы должны признать тот факт, что процесс
знание содержит встроенную возможность мысли стать
отделенный от реальности и блуждающий в сфере
фантазии, когда чисто абстрактные предположения принимаются за
вид реальности. Возьмем, например, субъективный идеализм, какой
это его основное эпистемологическое предположение? Вещи, их собственные
нам напрямую передаются связи в виде ощущений и
их субъективные образы понимаются как существующие там, где их
объекты расположены.Это правда? Да, это так. Например,
изображение зеленого листа относится к самому листу, и мы
воспринимать эту «зелень» как принадлежащую листу
так же, как мы воспринимаем «голубизну» неба как
принадлежащий нашему собственному «небосводу». Но любой биофизик
скажет нам, что «зелень» и «голубизна»
просто ощущения, отражающие видимый спектр
электромагнитные колебания определенных частот и
длины волн и что сами по себе волны «не
зеленый »и« не синий ». Материалист разделяет
субъективная форма, в которой объект дан нам, от его
объективный источник, существующий сам по себе.Ошибка
субъективный идеализм состоит в том, что он интерпретирует это
субъективная форма данности объекта как объекта
то есть сводит вещи к ощущениям и
ощущения к вещам.

Объективные идеалисты возвышают человеческую мысль и ее
продукты — концепции, идеи и культура в целом — чтобы
статус абсолютного. Исторически сложившиеся стандарты
морали, закона, правил мышления и языка,
вся духовная жизнь общества возвышается над разумом
индивидуальные, как если бы они были чем-то стабильным и относительно
независимый.Люди испытывают постоянное влияние этого
сверхиндивидуальное существование духа и подчинение его
часто приказывает с не меньшим послушанием, чем, скажем, законы
гравитации. Достаточно вспомнить подавляющее влияние
такие чувства, как стыд, совесть, честь и справедливость.

В древности люди измеряли свои действия по
неписаные правила их предков, которые были сохранены
в памяти и передается из поколения в поколение
поколение. Индивидуальное сознание привыкло к
доминируют определенные надиндивидуальные идеи, социальные
стандарты, сохраненные в человеческой памяти и в виде
«социальная память», на языке.Эта относительная независимость
духовной жизни общества возвысился воображением
во что-то абсолютно независимое, в Разум разведенный
не только от живых и думающих людей, но и от
общества, из материи в целом, так что мышление и его
продукты были возведены в особую духовную сферу,
имманентная сущность мироздания. И это было объективно
идеализм. Его эпистемологические корни уходят глубоко в историю,
когда прогресс познавательной деятельности и проникновение
причина
в сущность вещей запустил процесс формирования
абстрактных понятий.Возникла проблема соотнесения
универсальное и частное, сущность и ее
проявления. Человеку было непросто понять, как
универсальное отражение, например, понятие красоты было
связанных с индивидуальной формой своего существования в данной
физическое лицо. Красивый человек живет и умирает, но идея
красота переживает его и оказывается несокрушимой. Мудрый
человек уходит из этой жизни, но мудрость, как нечто универсальное,
общий для всех мудрецов, которые когда-либо жили, живут или будут жить в
будущее, выживает в системе культуры как нечто
существующий над человеком.Это универсальное, отраженное в
понятия (красота, мудрость, разум, закон и т. д.) пришли в
отождествляться с самой концепцией. Универсальные особенности
в вещах и понятие всеобщего слилось в
сознание, образующее объективно-идеалистический сплав, в
которое универсальное было отделено от его индивидуального
существование, помимо которого оно не могло существовать вообще, и
приобрела статус самостоятельной сущности. Задача
идеализм начинается, когда идея вещи воспринимается не как
отражение вещи, но как нечто вечно существующее
перед вещью, воплощенный в вещи и определяющий
вещь в ее структуре, свойствах и отношениях и
продолжает существовать после разрушения вещи.таким образом
Пифагор думал о числах как о независимых сущностях, управляющих
мир, а Платон рассматривал общие понятия как особые
царство чистой мысли и красоты, породившее мир
видимой реальности. Идея вещи, созданной человеком
предшествует существованию самой вещи. Дело в его
данная форма происходит от цели, намерения ее
творец, скажем, плотник. Большая часть
вещи, которые нас окружают, являются результатом творческих
деятельность, они созданы человеком.Идея
творение стало для человека своеобразной призмой, сквозь которую он
касается всего мира. Эта идея настолько глубоко укоренилась, что он
нелегко отложить это и думать о мире
как нечто не созданное никем и существующее
вечно. Идея вечности существования противоречит
все факты нашей жизни, в которой почти все
создано, можно сказать, на наших глазах. Так что вечный,
нетварное существование мира просто не укладывалось в
головы людей и все еще не вписывается в многие
мышление.Уровень науки был очень низким, и это дало повод
к предположению, что должен быть некий универсальный творец
и господин всего сущего. Эта идея была подкреплена также
тот факт, что так много всего в мире было поразительно гармоничным и
целенаправленный.

Применение принципа рациональности ко всему, в
факт, идеализм. Разум считается духовным центром
Вселенная и ее влияние как то, что делает
мир крутится. Все озарено его вездесущим
лучей.Это ведущая причина. Для объективного идеалиста
Гегель, как и Платон, вся вселенная живая,
мыслящее существо, части которого несут невидимые следы
все.

Таковы эпистемологические и психологические корни
идеализм. Его социальные корни лежат в разделении ментальных
от физического труда и противопоставления первого
во-вторых, а также во внешнем виде эксплуатации. Возникла
социальная элита, у которой возникла идея, что идеи, разум
должны иметь приоритет в жизни общества, в то время как физические
труд следует считать уделом рабов.Эти
тенденции к переоценке интеллектуального принципа в
жизнь распространилась на всю вселенную. Такой подход был
подкрепленный классовыми интересами правящей
элита. Идеалистические предложения переплетаются, а иногда даже
совпадают с религией, побуждающей людей подчиняться.

Идеализм связан с религией и, прямо или косвенно,
дает его теоретическое выражение и обоснование. Над
идеализм там всегда витает идея
Бог. субъективный
идеализм, вынужденный непоследовательно защищать свою
принципов, позволяет объективное существование
Бог.
универсальный разум объективных идеалистов по сути своей
философский псевдоним для
Бог: высший разум зачинает
себя в своих творениях. В то же время это было бы
вульгаризация для отождествления идеализма с
религии. Философский идеализм — это не религия, а
путь к религии через одну из форм комплекса
процесс человеческого познания. Это разные способы существования
осознают мир и формируют к нему отношение.

,

О мировоззрении и философии

  • Ресурс исследования

  • Проводить исследования

    • Искусство и гуманитарные науки
    • Бизнес
    • Инженерная технология
    • Иностранный язык
    • история
    • математический
    • Наука
    • Социальная наука
    Лучшие подкатегории
    • Продвинутая математика
    • Алгебра
    • Базовая математика
    • Исчисление
    • Геометрия
    • Линейная алгебра
    • Предалгебра
    • Предварительный расчет
    • Статистика и вероятность
    • Тригонометрия
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Астрономия
    • Астрофизика
    • Биология
    • Химия
    • Науки о Земле
    • Наука об окружающей среде
    • Науки о здоровье
    • Физика
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Антропология
    • Закон
    • Политология
    • Психология
    • Социология
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Бухгалтерский учет
    • Экономика
    • Финансы
    • Менеджмент
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Аэрокосмическая техника
    • Биоинженерия
    • Химическая инженерия
    • Гражданское строительство
    • Компьютерные науки
    • Электротехника
    • Промышленное проектирование
    • Машиностроение
    • Веб-дизайн
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Архитектура
    • Связь
    • Английский
    • Гендерные исследования
    • Музыка
    • Исполнительское искусство
    • Философия
    • Религиоведение
    • Письмо
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Древняя история
    • Европейская история
    • История США
    • Всемирная история
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Хорватский
    • Чешский
    • Финский
    • Греческий

.

Философских основ христианского мировоззрения

« Философские основы христианского мировоззрения — это книга, которую я чаще всего рекомендую тем, кто желает получить четко написанный, отчетливо христианский обзор ключевых дисциплин философии. Поэтому я рад, что этот том теперь во втором обновленном издании. , написанная двумя влиятельными христианскими философами, чья академическая работа, личная неприкосновенность и теплая дружба на протяжении многих лет оказывали влияние на мою жизнь и писания.»

Пол Копан, профессор, кафедра философии и этики семьи залогодателей Атлантического университета Палм-Бич, автор книги» Маленькая книга для новых философов «, соавтор книги» Введение в библейскую этику «

» Ответы на некоторые из наиболее важных вопросов, касающихся взаимоотношений Между верой и разумом Крейг и Морленд предоставляют серьезному исследователю философии последовательный и аргументированный отчет об интеллектуальных способностях христианской веры. Хотя иногда я не согласен с ними (например,g., о божественной простоте и вневременности), их мастерство философских аргументов впечатляет ».

Фрэнсис Дж. Беквит, профессор философии, Бейлорский университет

« Морленд и Крейг взяли отличный текст и сделали его еще лучше. С момента первоначальной публикации «Философские основы христианского мировоззрения » в 2003 году он поднялся на вершину пирамиды как ресурс для христианских студентов и ученых в разъяснении и защите философской основы христианского мировоззрения.Полнота этого текста ошеломляет, и теперь он стал еще лучше благодаря обновлениям, включая новые главы о дуализме субстанций, новые доказательства аргумента Калама и аргумента тонкой настройки, обновленный раздел о божественной чистоте и совершенно новую главу о искупление. Доступный для нового студента, он также предлагает глубину, необходимую для аспиранта, изучающего философию. Как утверждают сами авторы: «Это не чтение перед сном!» Это потребует тяжелой работы, но окупается, как никакая другая книга по философии, которую я знаю.»

Марк У. Форман, профессор философии, Университет Либерти

» Первое издание книги Морленда и Крейга «Философские основы христианского мировоззрения » было как формационным, так и трансформирующим в моем развитии как молодого академического философа. Их осторожное (и верное) мышление, наряду с их честным (и твердым) участием в самых сильных ученых со всех точек зрения, служит отличным примером и руководством. Дополнительные главы об искуплении и физикалистских и дуалистических концепциях человеческой личности усиливают уже исчерпывающий фолиант. Философские основы христианского мировоззрения отнюдь не легко читать, но этот вызов приносит богатую интеллектуальную награду ».

Тава Дж. Андерсон, директор программы почестей, Баптистский университет Оклахомы

Морленд и Крейг представляют всестороннее введение в философию с христианской точки зрения. И богословски, и философски увлекательны и стимулируют. Более того, книга построена таким образом, что для ее понимания не обязательно требуются предварительные знания в области философии.Я очень рекомендую это.

Селюсьен Л. Джозеф, Христос, Праведность Моя, 1 августа 2008 г.

,

Философское мировоззрение — PHIL 440 Философия религии

Философские предположения и исследования У каждого из нас есть уникальный опыт и представления … Подробнее

Комментарии

  • Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.
  • rMrose •

    очень полезно

Предварительный текст

Бегущая головка: ФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Философские мировоззрения
название
Институциональная принадлежность
Дата

ФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Философские мировоззрения
1.Какое философское мировоззрение наиболее близко соответствует вашей точке зрения и
как вы смотрите на проблемы в мире? Как так?
Философские мировоззрения относятся к базовому набору убеждений, направляющих действия. четыре
существуют различимые философские мировоззрения: постпозитивистские (позитивистские), интерпретативные
(конструктивист), партиципатор (защита) и прагматик. Каждое из этих мировоззрений предлагает
выдающаяся перспектива мира [ЦИТИНА Joh09 \ l 1033]. Однако участие
мировоззрение, которое переплетается с политикой и политической повесткой дня, близко соответствует моему
перспектива мировых проблем.Это благодаря участию и вмешательству мира
проблемы, которые больше всего изменяются. Моя конечная цель — превратить мир в место
где дети, молодежь, взрослые и пожилые люди чувствуют, что их все обнимают. Это через вмешательство
что социальные, политические и экономические проблемы могут быть решены. С этой точки зрения проблемы
такие как неравенство, отчуждение, подавление, господство, угнетение среди других, могут быть
адресованы, чтобы сделать этот мир культурно чувствительным и комфортным местом для жизни.2.

Какие из четырех философских мировоззрений соответствуют качественным
методология?
Философские мировоззрения важны в том, как они влияют на исследования. В соответствии с
Кресвелл (2009), разные философские мировоззрения важны для определения того, какой вид
применяемого метода исследования. В этом случае в центре внимания остаются философские мировоззрения, которые
соответствуют качественной методологии. Среди четырех философских мировоззрений три из них
соответствуют качественной методологии.Конструктивистское мировоззрение обычно рассматривается как
подход к качественному исследованию [ЦИТИНА Joh09 \ l 1033]. Мировоззрение соучастия, которое
на предположениях навязанных законов — это мировоззрение, которое также подходит для качественного исследования. Тем не мение,

ФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

их стремление к правде о мире. Оба мировоззрения опираются на исторические свидетельства
разрабатывать свидетельства об окружающем мире. Безусловно, и христианское мировоззрение, и
философские мировоззрения охватывают осмысленную и целенаправленную жизнь, в которой можно формировать
их убеждения, основанные на последовательном, правдивом и разумном мировоззрении.Последствия этого
Утверждение состоит в том, что ни одно из этих мировоззрений не может быть опровергнуто противоположными взглядами другого.

ФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Ссылки
Кресвелл, Дж. У. (2009). Дизайн исследования: качественные, количественные и смешанные методы
Подходы. , Тысяча островов, Калифорния: Sage Publications.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *