Эмоциональное поведение: Вы точно человек?

Содержание

Учимся осознавать свои эмоции и управлять ими

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Некоторые из нас слепо руководствуются своими чувствами. Другие, наоборот, стараются подавить любые неприятные переживания. Это не самые удачные стратегии. А что же нужно делать? Прислушиваться к эмоциям (потому что в них заложена важная информация) и управлять ими (так, чтобы они не противоречили нашим целям и ценностям).

Когда мы осознаем свои эмоции и учитываем их, то принимаем более разумные решения. Если же мы умеем управлять ими, то способны разозлиться или «включить» радость, когда требуется.

О том, как всему этому научиться, рассказывают владельцы тренинговой компании EQuator Сергей Шабанов и Алена Алешина в своей книге «Эмоциональный интеллект. Российская практика». Вот что они пишут.

Ирина Балманжи
«Эмоциональный интеллект. Российская практика»

Зачем учиться управлять своими эмоциями?

Сразу поясним: с точки зрения организма нет «положительных» и «отрицательных» эмоций. Они все для чего-то ему нужны. Например, гнев, страх и печаль могут сигнализировать об опасности или о том, что нас что-то не устраивает в текущей ситуации. Неудовлетворенность заставляет действовать, искать новые пути и новые возможности.

Поэтому подавлять или игнорировать эмоции — плохая идея. В любом случае они несут ценную информацию. Другое дело, что не все умеют ее «считывать» и использовать.

Ирина Балманжи
Вы имеете полное право испытывать весь спектр эмоций — радоваться, бояться, злиться и грустить. Источник

К сожалению, бывает и так, что именно эмоции мешают нам поступать должным образом. Хотел высказать свое мнение — застеснялся и промолчал (здесь сработал страх). Хотел выглядеть сдержанным и спокойным — сорвался и разорался.

Случалось ли с вами нечто подобное? Наверняка. Давайте прямо сейчас выполним небольшое упражнение.

Вспомните моменты, когда вы вели себя не так, как вам бы этого хотелось; что-то помешало вам поступить так, как вы собирались, или по какой-то причине вы запланировали, что будете действовать определенным образом, а почему-то повели себя совсем по-другому.

Опишите кратко ваше желаемое поведение в левом столбце таблицы. В среднем столбце опишите то, как вы действовали в реальности. И в последнем столбце проанализируйте, какие эмоции мотивировали вас на это поведение.

Ирина Балманжи

В каждой из описанных ситуаций вам пригодилось бы умение управлять эмоциями. А чтобы развить эту способность, нужно в первую очередь научиться отслеживать и осознавать свое эмоциональное состояние.

Первый шаг: назвать эмоцию

Для осознания собственных чувств нам нужны слова, некий терминологический аппарат. Давайте посмотрим, какие же бывают эмоции?

Всего существует четыре класса базовых эмоциональных состояний. Это страх, гнев, печаль и радость. Под словом «класс» подразумевается некий спектр эмоций различной степени интенсивности. От 0 до 100%.

Важно понимать, что эмоции есть всегда. Они могут быть сколь угодно слабыми, но «нуля» не бывает. Поэтому мы воспользуемся математическим приемом — обозначением «ноль плюс» (0+).

Ирина Балманжи

А теперь поиграем в «Синонимы». Как называется страх в сильной степени интенсивности? А гнев? О-о-очень сильный гнев. Теперь печаль. Ну и, наконец, радость. «Зашкаливающая», переливающаяся через край радость.

С этой частью все пока просто. Не так уж долго приходится задумываться, и появляются слова. Чаще всего это: ужас, паника, кошмар для класса страха. Ярость, ненависть, бешенство для гнева. Горе, тоска, скорбь для печали. И для радости — восторг, счастье, эйфория.

Давайте заполнять среднюю часть (примерно от 20 до 80% интенсивности эмоции). Здесь уже немного сложнее, хотя слова тоже находятся. Тревога. Злость. Хандра. Удовольствие.

Ну и, наконец, самая первая часть таблицы. В районе 0+. Пожалуй, для радости подошло бы «спокойствие» — некое состояние, когда все актуальные потребности удовлетворены. Малюсенькая, НО — радость! А как быть со страхом? Беспокойство и опасение — это уже 15–20% интенсивности. А меньше 5–10%?..

Да, именно в этом заключается проблема. Слов, которые называли бы страх, гнев или печаль в самом зачаточном состоянии, попросту нет. В итоге наша таблица имеет примерно следующий вид:

Ирина Балманжи

Как же научиться отслеживать и осознавать эмоции низкой интенсивности, если у нас нет слов? Вот несколько способов выйти из положения.

1. На самом деле в русском языке есть инструменты для формирования необходимой нам лексики. Эти инструменты называются суффиксы. Для идентификации эмоций сгодятся «раздражулька», «грустинка», «опасеньице», «кошмарик» и им подобные слова.

2. Можно и так: «Я чувствую эмоцию из 2-го класса примерно на 5–8%» или «Я в 1-й четверти печали».

3. Если не находится одного слова для обозначения эмоционального состояния, то можно использовать словосочетания. Например: «Я чувствую какое-то начинающееся раздражение».

Практика: нарабатываем навык осознания эмоций

Кроме эмоционального словаря нам нужно еще кое-что: привычка планомерно обращать внимание на свои эмоции. Как ее сформировать? Вот вам два задания, которые в этом помогут.

1. Напоминалки. Организуйте систему напоминаний в своем телефоне (не менее двух напоминаний в день). Сделайте это случайным образом. В момент оповещения определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом, запомните их и запишите.

2. Дневник эмоций. Приобретите тетрадь или блокнот. Ежедневно фиксируйте, какие наиболее сильные переживания вам запомнились за прошедший день. Описывая эмоцию, отметьте также, когда она появилась, какие ощущения при этом возникали в теле и о чем вы в тот момент думали.

Эмоциональные «коктейли»

Почему мы говорим лишь о четырех эмоциях? А куда, например, относится интерес? Давайте разбираться.

У нашей психики есть такая функция, которая называется «внимание». Это некое отражение исследовательской активности организма. Что исследуют организмы? Где находится опасность и где — пища. Где можно найти партнера для продолжения рода и более комфортные условия для проживания. Люди ко всему прочему исследуют мироздание, самих себя и смысл всего сущего.

Внимание — это как бы луч невидимого прожектора, который показывает, куда сейчас направлена эта исследовательская активность. И если объект вашего внимания вас радует, тогда вы говорите, что это интересно.

Если вспомнить похожие эмоциональные термины, например «любопытство» и «удивление», то во многих случаях видится еще некоторая доля беспокойства.

Практически любое чувство или сложное эмоциональное состояние можно «разложить» на некий спектр из четырех базовых эмоций и чего-то еще. «Что-то еще» — это какие-то мысли, внимание, телесные ощущения, а также длительность переживания.

Ирина Балманжи

Давайте рассмотрим «чувство вины». Испытывая вину, вы подавлены. Это тягостное, гнетущее состояние, в нем достаточно много эмоций печали и тоски. Согласны? Возможно, также есть какая-то степень страха по поводу того, какие будут последствия. А еще — некоторая степень гнева, причем практически неосознаваемого. Нам плохо, и на уровне организма в этом виноват… тот самый человек, перед которым мы проштрафились.

Ирина Балманжи

Есть чувства, для анализа которых понадобится заполнить всю таблицу с большим количеством комментариев. Попробуйте, например, разложить слово «любовь».

Итак, вы осознали свои эмоции. Что дальше? Тут начинается самое интересное — вы можете ими управлять.

Алгоритм управления эмоциями

Алгоритм управления эмоциями выглядит следующим образом:

1. Осознать свою эмоцию. Например, к вам подходит коллега и в десятый раз просит помочь. Вы понимаете, что злитесь и вот-вот наговорите лишнего.

2. Понять свои цели в текущей ситуации, четко определить, чего вы хотите добиться. Какие цели у вас могут быть в ситуации с коллегой?

  • Сохранить с ней хорошие отношения (тогда вы либо выполняете работу, либо отказываете ей таким образом, чтобы она спокойно пошла к кому-нибудь другому и нисколько не обиделась).
  • Показать себя отзывчивым, доброжелательным человеком, который всегда готов помочь (и тогда вы в десятый раз делаете за нее работу).
  • Отшить ее таким образом, чтобы она к вам больше никогда не подходила (спектр возможных действий широк).

3. Определить, в каком эмоциональном состоянии вы будете максимально эффективны при достижении своей цели.

4. Выбрать способ достичь нужного эмоционального состояния.

5. Достичь необходимого состояния, используя выбранный способ. В самом общем смысле управление эмоциями можно разделить на две подгруппы:

  • Снижение интенсивности «негативной» эмоции и/или переключение ее на другую («негативная» эмоция в нашем с вами значении — та, что мешает эффективно действовать в сложившейся ситуации).
  • Вызывание в себе/усиление «позитивной» эмоции (то есть той, которая поможет действовать максимально эффективно).

А теперь перейдем непосредственно к методам управления эмоциями. Существует огромное количество техник, поэтому мы рассмотрим лишь несколько самых простых и действенных.

Дыхание

Для того чтобы успокоиться, необязательно использовать какие-то специальные дыхательные техники или годы заниматься йогой. Достаточно будет просто несколько раз вдохнуть-выдохнуть.

При этом важно помнить, что на достижение расслабленного состояния влияет именно выдох, а не вдох, как нам часто кажется. Когда нам кто-нибудь говорит: «Дыши», мы начинаем нервно хватать ртом воздух, что ничуть не помогает снять напряжение, наоборот — оказывает ровно противоположный эффект.

Итак, метод предельно прост: делаем глубокий вдох — и медленный-медленный выдох. И еще раз. Потренируйтесь прямо сейчас.

Ирина Балманжи
Привычка концентрироваться на дыхании выручит вас в ситуации, когда эмоции уже зашкаливают. Источник

Дыхание — самая действенная техника по управлению эмоциями. Самая. Ничего лучше просто не существует. Но для того чтобы технология действовала, надо тренироваться заранее, «впрок», тогда в нужный момент ваше тело само придет вам на помощь. Так что тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь!

И еще один момент. Медленный выдох хорошо подходит при управлении страхом или гневом, однако часто необходимо найти в себе силы справиться и с печалью или обидой. В этом случае необходимо, наоборот, делать медленный спокойный вдох, как бы набирая в себя энергии, и быстрый выдох, как бы выбрасывая все лишнее, ненужное. Такое дыхание тонизирует и «встряхивает» организм.

Физическая активность

Эмоции, вызванные чем-то во внешнем мире, запускают в нашем теле реакции, необходимые для движения («бей или беги»). Если мы не делаем ни то, ни другое, выброшенный адреналин и другие гормоны накапливаются в организме, что приводит к повышенной вспыльчивости в дальнейшем и к не самому лучшему самочувствию. Физическая активность позволяет это напряжение «сбросить».

Физическая активность может быть любой, и совсем не обязательно доводить себя до изнеможения. Можно просто быстро походить, сделать небольшую зарядку, подняться пешком по лестнице или несколько раз поприседать.

Есть один нюанс: физическая активность не поможет, если вы продолжите внутренне «накручивать» себя. Иными словами, необходимо привести в порядок не только тело, но и ум.

Громкий крик

Иногда бывает полезно покричать — не на кого-то, а просто громко, в воздух, для снятия мышечного напряжения.

Этот метод хорошо работает для снятия агрессии и в ситуациях, когда хотелось сказать очень много (и все очень невежливо), а не удалось проговорить практически ничего. Такое напряжение «оседает» где-то внутри горла, на связках и ниже, ближе к легким.

Если у вас богатое воображение, можете представить, что где-то там, внутри вас, застряли все невысказанные слова раздражения и обиды. Вот и надо бы их выпустить. Вопрос в том как.

Хорошо, если у вас есть возможность уехать в лес, уйти куда-нибудь вглубь и действительно прокричаться в полный голос. Что кричать? А это как захочется. Некоторые просто кричат: «Аааааа!», кто-то ругается и матерится.

Ирина Балманжи
Выпустите пар с помощью громкого крика. Источник

Если возможности уехать в лес нет, остается найти места, где кричать считается социально приемлемым. Это стадионы, спортивные бары, а также аттракционы. Для некоторых может существовать еще такая альтернатива крику, как пение. Тогда в вашем распоряжении караоке-бары и концерты любимых исполнителей.

Вербализация чувств

Вербализация чувств — старый добрый метод, чаще называемый более простым словом — «выговориться». Это отличный способ снизить интенсивность эмоций.

При этом речь не идет о вербальной агрессии (нахамить, накричать, проявить сарказм). Не стоит путать сообщение о своих эмоциях и их открытое проявление. Одно дело сказать тихим спокойным голосом «Я сейчас несколько раздражен», совсем другое — наорать на собеседника.

Если вам трудно говорить о своих чувствах, то начните хотя бы о них писать (после каждой тяжелой ситуации или в конце дня). Может быть, это будет дневник, а может быть — репортаж, рассказ или даже стихи.

«Метапозиция»

«Метапозиция» — это такое состояние, когда вы смотрите на ситуацию как бы со стороны. Как если бы вы наблюдали за собой и своим собеседником, например, с балкона, то есть отстраненно.

Таким образом вы как бы «выходите из ситуации», оставляя все свои эмоции внутри нее, и имеете возможность посмотреть на происходящее объективно.

Используя «метапозицию», обратите внимание, как двигаются люди в ситуации, которую вы наблюдаете. Какие слова говорят друг другу? Каким тоном разговаривают? Какие используют жесты? Как себя чувствуют сейчас? Задумайтесь: чего может хотеть каждый из них в этот момент? Как бы они могли договориться об этом?

Попробуйте прямо сейчас начать тренировать этот навык. Посмотрите со стороны на человека, который читает статью. В какой позе он сидит? Удобно ли ему? Какие эмоции он сейчас испытывает? О чем думает?

Получилось увидеть себя со стороны? В напряженный момент это несколько сложнее сделать, но попытаться стоит. Отстранившись от ситуации, вы сразу снизите интенсивность испытываемых эмоций.

Схема ABC

Чтобы понять этот метод, нужно знать, что эмоции подразделяют на первичные и вторичные.

  • Первичные эмоции возникают как непосредственная реакция на событие.
  • Вторичные эмоции — это наша реакция на логическую оценку ситуации.

Работа по схеме ABC направлена на управление вторичными эмоциями. Рассмотрим пример из жизни девушки-подростка.

Некоторое время назад девушка познакомилась на дискотеке с молодым человеком. Они сразу понравились друг другу, много танцевали вместе, и на прощание молодой человек попросил у девушки ее телефон. Он очень ей понравился. Однако прошло уже три дня, а молодой человек все еще не позвонил.

Какие в этой ситуации (A) могут возникнуть эмоции ©? Обида, печаль, уныние, тоска… Возможно, даже отчаяние. Кажется, что существует прямая связь между событием и чувствами: «Он не звонит» — «Девушка расстраивается и плачет».

Однако схема недаром называется ABC: между событием и эмоциями есть еще и B — некие мысли, идеи (чаще всего «дурные»).

Какие мысли могут возникать у молодой девушки? Скорее всего, что-то вроде: «Он забыл», «Наверное, у него есть другая», «Я ему не понравилась», «Я ему не интересна».

Вся цепочка выглядит следующим образом: «Он не звонит» (ситуация A) — «Значит, я ему не нравлюсь» (мысли B) — «Я расстраиваюсь и пребываю в унынии» (эмоции C).

А теперь давайте представим, что девушка оценила ситуацию иначе. «Может быть, он сейчас чем-то сильно занят» (эмоции — спокойствие), «Вероятно, он сам побаивается мне позвонить» (спокойствие), «Значит, это не мой случай» (спокойствие и, возможно, легкая грусть), «Может быть, с ним что-то случилось?» (легкое беспокойство).

По сути, эта схема является более структурированным изложением древней мудрости «Не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней». Вам нужно постараться по-другому оценить событие, что, в свою очередь, приведет к другим эмоциям.

Рефрейминг

Рефрейминг заключается в том, что сама ситуация остается прежней, просто мы рассматриваем ее в другом контексте, то есть меняем рамки.

Возьмем, например, временной контекст: вспомните ли вы эту ситуацию через 10 лет? Если да, то как вы будете ее оценивать? Какие эмоции у вас будут возникать?

Или такой контекст: представьте себе, ваш ребенок принес из школы «тройку». Какое у вас к этому отношение? А если это единственная «тройка» в классе за контрольную, за которую все остальные получили «два»?

Многим наверняка знаком и такой способ рефрейминга: подумать о тех, кому хуже. Или вспомнить какую-нибудь самую тяжелую ситуацию, в сравнении с которой то, что происходит сейчас, — просто мелочи жизни.

Ирина Балманжи
Рефрейминг позволяет выйти за рамки собственных стереотипов и взглянуть на ситуацию под другим углом. Источник

Чтобы найти те рамки, в которых ситуация начнет вызывать у нас другие эмоции, нужно сосредоточиться на поиске позитива. Представьте себе, что ваш ребенок подрался со сверстниками во дворе и вернулся с порванным рукавом у куртки. Что в этом хорошего?

Во-первых, хорошо, что не пострадал сам.

Во-вторых, хорошо, что умеет постоять за себя.

В-третьих, хорошо то, что порван только рукав, а не вся куртка.

И ведь это не фантазии, это объективные факты. Чаще мы концентрируемся на неприятном, что и вызывает у нас соответствующие эмоции, но точно так же можно настроить себя замечать хорошее. По сути, рефрейминг позволяет вам увидеть ситуацию такой, какая она есть на самом деле. Ну или максимально близко к тому.

Больше об эмоциях и о том, как ими управлять, читайте в книге «Эмоциональный интеллект. Российская практика»

Обложка поста отсюда

Поведение под влиянием эмоций | Психология на psychology-s.ru

Поведение человека на протяжении дня подобно радуге изменяется от всплесков радости до необоснованной печали. Все его действия и поступки контролируются многими факторами. Это может быть и смена погоды, и специфика ситуации, и просто приятная или не приятная новость. Эти факторы вызывают у человека определенные эмоции, специфического отношения к тому или иному событию. Именно они являются  главным рычагом в формировании поведения.

В зависимости от того, какие эмоции преобладают в данный момент над человеком, поведение может быть адекватным и правильным, а может быть и алогичным для ситуации.

Известный психолог К. Изард предложил в качестве фундаментальных выделить 10 эмоций. Согласно его теории интерес, страх, радость, удивление, гнев, страдание, отвращение, презрение, стыд и смущение имеют определяющее значение в жизни человека, его деятельности и поведении.

Поведение, в свою очередь, имеет огромное значение для человека в плане выживания.  С помощью изменения поведенческих реакций человек избегает опасных ситуаций и приспосабливается к изменчивой внешней среде. К примеру, человек под влиянием эмоции страха не уверен и сильно напряжен. Все его действия сводятся к попыткам уйти от пугающей ситуации. Человек может совершать необдуманные поступки. В большинстве случаев действия совершаются автоматически, бессознательно. Визуально человек кажется напряженным и съежившимся. Зрачки расширяются, а кожа становится бледной. Повышается потоотделение. Отличительной чертой человека в состоянии страха является изменение голоса, связанное с затруднением дыхания.

Удовлетворение интереса является важной потребностью в жизни человека. Благодаря ощущению эмоции интереса человек глубже познает окружающий мир, знакомится с новыми фактами и предметами, извлекая из этого личностную пользу. Мысли и внимание интересующегося человека направлены на предмет познания. Он внимательно смотрит и слышит. Все внутренние силы направлены на процесс осязания и понимания объекта интереса.

Радостный человек интенсивно  жестикулирует, совершает  быстрые и энергичные движения.  Он чувствует себя легко и бодро. Приток крови к мозгу активизирует  умственную деятельность. Человек, который ощущает эмоцию радости, оживленно говорит и быстро соображает. Продуктивность работы значительно увеличивается. При радостных переживаниях повышается температуры тела, глаза блестят,  лице сияет. Усиливается деятельность органов внешней секреции —  появляются слезы, повышается слюноотделение.

Эмоцию удивления распознать проще всего. Она возникает в ответ на любое неожиданное событие или действие. Удивленный человек напряжен, широко открывает глаза, морщит лоб и поднимает брови. Удивление носит кратковременный характер.

Трудно с кем- то спутать человека в гневе. Все его действия и даже выражение лица показывают агрессию. Человек напрягается и становится импульсивным. Его движения становятся более активными, и появляется уверенность в себе. Мышление, память, воображение не функционируют, как положено. Лицо приобретает красноватый оттенок и каменный вид.

Во время переживания страдания человек испытывает физический и душевный дискомфорт, боль или даже муки. Это состояние крайне неприятно для него, о чем говорят внешние проявления в поведении. Двигательная активность снижается, может перерасти в полное отсутствие движений. Мышление и внимание значительно снижены. Человек апатичен и не способен адекватно оценивать ситуацию.

Эмоции отвращения возникают когда человек наблюдает явление или процесс, которое являются неприемлемым и неприятным для него. Нет общепринятых критериев определения гадкого и неприятного. Один человек испытывает отвращение глядя на насекомое или крысу, а у другого такое чувство вызывает определенный продукт питания. Все действия человека, его мимика и жесты направлены на избегание контакта с предметом отвращения. В мимике преобладает сморщивание носа и бровей, опускание уголков рта.

Презрение в своем проявлении сходно с отвращением. Они отличаются лишь объектом неприязни. Так отвращение можно испытывать исключительно к предметам или явлениям, а презрение касается исключительно людей. В дополнение к основным проявлениям, презрение характеризуется наличием сарказма и иронии в словах, а так же демонстрацией превосходства над оппонентом.

Эмоция стыда возникает вследствие собственных действий, которые не отвечают общепринятым стандартам и стереотипам. Человек, испытывающий стыд напряжен, молчалив. Его движения скованные. Лицо краснеет, взгляд теряется и опускается в низ. Мыслительная деятельность мозга активизируется.

Смущение, эмоция сходна своими проявлениями с чувством стыда, только не имеет явного негативного окраса.

В зависимости какой эффект производят эмоции на организм они бывают стеническими и астеническими. Стенические эмоции это сильные чувства, которые приводят все ресурсы организма в состояние мобилизации. Они стимулируют деятельность человека. Астенические эмоции, наоборот, подавляют процессы жизнедеятельности организма.

Следует помнить, что независимо от того, какую эмоцию переживает человек, в организме происходят серьезные физиологические изменения. Значения таких процессов для организма нельзя недооценить и проигнорировать. Долгое воздействие эмоции формирует определенное настроение человека. И если она носит отрицательную окраску, такое воздействие может привести к душевным и физическим расстройствам.

Эмоции имеют генерализованное влияние, при этом каждая из них воздействует по-разному. Человеческое поведение зависит от эмоций, которые активизируют и организуют восприятие, мышление, воображение. Эмоции могут омрачить восприятие мира или раскрасить его яркими красками.

Вам должно быть так-же интересно:

Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека

метки: Человек, Жизнь, Эмоция, Поведение, Меланхолик, Легкий, Заниматься, Флегматик

Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека

Власовец Н.С., Свидрицкая Я.О.,

1 курс,

специальность логистика

Научный руководитель:

доцент, кандидат

психологических наук

Плескачева Н.М.

Каждый день мы сталкиваемся с разными людьми. И в каждом человеке присутствует своя смесь эмоций и чувств. Как узнать, какие человек испытывает эмоции в данную минуту или в данной ситуации, что им движет в настоящий момент? Мимика людей похожа, но вот реакция на разные раздражители индивидуальна у каждого. Все зависит от темперамента и характера человека. Как известно, люди, с которыми мы общаемся, с кем мы живем — все это непосредственно влияет на человека и его кругозор.

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Деление людей на четыре вида темперамента условно: существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента, часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов, «чистые» темпераменты встречаются относительно редко.

Мы предлагаем вам рассмотреть основные типы темперамента и поведение людей в разных ситуациях.

Занимаясь проблемой соотношения темпераментов и социотипов, мы заметили, что темпераменты вносят разнообразие в поведенческие реакции социотипов и накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Различные сочетания темпераментов создают разные виды их взаимодействия.

Душа любого общества, балагуры и весельчаки, легко переживают неудачи и неприятности. Отзывчивы и не чувствуют скованности в общении с новыми людьми. Могут быть выносливы и работоспособны, если дело, которым они занимаются, им интересно. Однако однообразная и кропотливая работа их утомляет и быстро надоедает. Именно это сангвиники. Из писателей к сангвиникам можно отнести Марка Твена, Оноре де Бальзака и Франсуа Рабле.

5 стр., 2216 слов

Опросник структуры темперамента (методика В.М.Русалова)

Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.  Инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и …

Далее по характерным признакам можно определить флегматиков. Их характеризует общая сдержанность, неторопливость, обстоятельность, спокойствие не только в обычных, но и в самых трудных ситуациях. Флегматикам легко сдерживать свои порывы, ибо они придерживаются принципа экономии сил. В общении они ровны и рассудительны. Из писателей к флегматикам можно отнести баснописца Крылова и поэта Дельвига.

Меланхолики считаются людьми застенчивыми и стеснительными, скрытными и малообщительными. Они болезненно чувствительны и легко ранимы, при неудачах склонны уходить в себя и заниматься самобичеванием. Их речь тихая, с просительными и извиняющимися интонациями. Им свойственно искать сочувствия и помощи у окружающих. Они легко переносят одиночество, предпочитая шумным компаниям общение с одним-двумя близкими друзьями. Но благодаря свой высокой чувствительности к окружающей жизни именно меланхолики создают наиболее тонкие и проникновенные произведения искусства. Среди композиторов к меланхоликам можно причислить Чайковского, Шопена, Сибелиуса.

Совершенно противоположный тип людей меланхоликам — холерики.

Холерики в своем поведении часто нетерпеливы, суетливы и вспыльчивы, они обладают резкими, порывистыми движениями и страстной речью со сбивчивыми интонациями. Холерик-отличается быстротой действий и решений, частой сменой настроения, повышенной возбудимостью. Они любят риск и находчивы в споре. Соответственно, поэзия им нравится романтическая и музыка примерно такая же — бурная, энергичная и порывистая. Холерическим темпераментом обладали Бетховен и Лист. Из поэтов — Пушкин и Байрон.

Темперамент, наряду с другими дополнительными признаками типа, оказывает значительное влияние на характер и поведение человека, а также на его отношения с другими. Он является еще одной из причин поведенческих различий у людей одного типа личности.

Эмоции составляют очень важную сторону внутренней жизни человека. Человек в каждый момент времени находится в определенном эмоциональном состоянии, переживает те или иные чувства. Мимика и микромимика у людей всех типов идентична, но то, как проявляется в действиях основные эмоции, резко отличаются. Психологи различают множество эмоций и их оттенков, но основными, базовыми эмоциями являются: гнев, любовь, печаль и радость.

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

Библиотека 5баллов.ru Соглашение об использовании Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях. Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru. …

Гнев, или злость — это, возможно, самая опасная эмоция. Когда вы испытываете гнев, вы, вероятнее всего, умышленно причиняете вред другим людям.

О флегматиках можно сказать, что это люди медлительные и, как правило, находятся в невозмутимом душевном состоянии. Для них выражение собственного гнева — явление из ряда вон выходящее.

Сангвиники, являясь людьми в целом уравновешенными и «отходчивыми», без особого повода гневаться не будут. Даже если сангвиник и проявит свой гнев, он не будет длительным. И когда ситуация разрядится, сангвиник не будет терзать себя самобичеванием и угрызениями совести. Сангвиник склонен в равной степени выражать свой гнев и по отношению к себе и по отношению к окружающему миру, но делает он это совершенно «беззлобно» и быстро отходит после своей гневной вспышки.

Холерики бурно переживают эмоции и легко «взрываются» водопадом чувств. Состояние гнева, является едва ли не естественным и привычным для них состоянием.

Меланхолик переживает гнев чуть менее интенсивно, чем холерик. Но, при этом у холерика гнев выплескивается во внешний мир и направлен на других людей, а у меланхолика, наоборот, гнев устремлен вовнутрь — в себя. Гнев вызывает у меланхолика внутренние угрызения совести.

В повседневной жизни или в чрезвычайных ситуациях человеку приходится преодолевать опасности, угрожающие его жизни, что вызывает страх, т.е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью, сигнал тревоги. Однако следует учитывать, что ответом на страх могут быть необдуманные или бессознательные действия человека, вызванные паникой — проявлением сильной тревоги.

Флегматик уравновешен, реакции на события медленные, спокойные, поэтому страх будет проявляться не так бурно, как у холерика и меланхолика. А вот сангвиник хоть личность и уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой.

8 стр., 3586 слов

Психологическая характеристика холерического темперамента (холерика)

Содержание Введение 1. Темперамент и его типы 2. Психологическая характеристика холерического темперамента (холерика) Заключение Список используемой литературы Приложение Введение Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга. Каждый человек — это уникальная личность со своими достижениями и способами поведения, свойствами интеллекта и способом выражения своих эмоций и чувств. Каждый человек …

Все мы в своей жизни сталкиваемся с таким глубоким чувством, как любовь. темперамент психологический поведение эмоция

Любовь флегматика самая чувственная среди всех типов темперамента. Так флегматики обнажают душу в самом начале отношений, они могут быть обижены отказом или непониманием. В отличие от сангвиников, флегматики не видят ничего забавного в знакомствах. Среди всех четырех типов темпераментов, этот самый романтичный. Он влюбляется чаще и стремится к гармонии. В сравнении с другими типами темперамента холерик влюбляется реже всего. На протяжении всей жизни у холерика бывает всего несколько серьезных отношений. Поэтому, если холерик решил построить отношения с определенным человеком, он так просто своего мнения не изменит, даже если этот человек не совсем то, что он искал. Сангвиник — самый авантюрный тип темперамента. Они видят новые знакомства как приключение и всегда готовы к новым ощущениям. Если коротко, то отношения с сангвиником станут действительно захватывающими. Большинство людей, когда они влюбляются, становятся более страстными и несколько иррациональными. Любовь меланхоликов является более прагматичной и приземленной. Меланхоликам нравится конкретность. Они любят факты и обращают внимания на детали. Окружающим меланхолик может показаться неромантичным. Меланхолики планируют все заранее, и для них важно, когда их отношения двигаются по плану.

Печаль позволяет нам увидеть те проблемы, которые таятся в самих нас. Печаль может быть порождена каким-то особым человеком, но и самими нами, т.е. из-за наших ошибок.

Так как меланхолики все держат в себе, то у них печаль можно спутать с таким свойством как интровертность. Что касается флегматиков, они спокойны и рассудительны во всех отношениях, но они, как и холерики любят жалеть себя. Поэтому печаль может продолжаться долгое время у этих типов темперамента. С холериками же наоборот, открыты для общения, и это позволяет печали быть быстро проходимой. Сангвиник глубоко и сильно переживает печаль, но они настроены оптимистично, поэтому скоро отходят.

Самая яркая эмоция — радость. Радость нам дарит все окружающее. Холерики люди эмоциональные, поэтому принимают все мелочи жизни близко к сердцу. Сангвиники также позволяют себе выражать эмоции, но более спокойно, чем холерики. Меланхолики скрывают свои эмоции, поэтому радуются они внутри себя. Флегматики хоть и трудоголики, но не запрещают своим эмоциям выплыть наружу. Радость приятна каждому человеку любому виду темперамента.

6 стр., 2582 слов

Темперамент, его понятие и типы

Министерство образования и науки российской федерации Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная Педагогическая Академия им. Зайнаб Биишевой» Институт педагогики и психологии Кафедра педагогики и психологии Контрольная работа по методике преподавания психологии на тему: «Темперамент, его понятие и типы» Стерлитамак 2011 …

Проведя исследовании и изучив все аспекты данной темы, мы пришли к выводу: все люди индивидуальны. Пусть мы и не похожи, имеем разные взгляды, по-разному воспринимаем все то, что нас окружает, мы дополняем друг друга. Весь мир завязан на мелочах, и эти мелочи создают целую вселенную, а вселенная в свою очередь сплетена из наших чувств, эмоций, восприятий.

Литература

1. / Электронные учебники (мэси) / 11 — Менеджмент организации / Организационное поведение — Тема 5.

2. Марк Бурно «О характерах людей»

3. Соломон Фридман «Человек. Характер и поведение»

4. Дэвид Майерс «Психология» — с. 544, с. 546, с. 548

Размещено на

6 типов основных эмоций и их влияние на поведение человека — Эмоции

Есть много разных типов эмоций, которые влияют на то, как мы живем и взаимодействуем с другими. Иногда может показаться, что мы управляем этими эмоциями. На выбор, который мы делаем, действия, которые мы предпринимаем, и восприятие, которое у нас есть, все зависит от эмоций, которые мы испытываем в любой данный момент.

Психологи также пытались определить различные типы эмоций, которые испытывают люди. Появилось несколько разных теорий, чтобы классифицировать и объяснить эмоции, которые испытывают люди.

Основные эмоции. В 1970-х годах психолог Пол Экман определил шесть основных эмоций, которые, как он предположил, были универсально испытаны во всех человеческих культурах. Его эмоциями были счастье, грусть, отвращение, страх, удивление и гнев. Позже он расширил свой список основных эмоций, включив в него такие вещи, как гордость, стыд, смущение и волнение.

Сочетание эмоций. Психолог Роберт Плутчик выдвинул «колесо эмоций», которое работало как цветовое колесо. Эмоции могут быть объединены, чтобы сформировать различные чувства, так же как цвета могут быть смешаны, чтобы создать другие оттенки. Согласно этой теории, более основные эмоции действуют как строительные блоки. Более сложные, иногда смешанные эмоции — это смешения этих более простых. Например, основные эмоции, такие как радость и доверие, могут быть объединены, чтобы создать любовь.

Гораздо более недавнее исследование показывает, что есть гораздо больше основных эмоций, чем считалось ранее. В исследовании, опубликованном в Proceedings Национальной академии наук , исследователи определили 27 различных категорий эмоций. Однако, вместо того, чтобы быть совершенно отличными, исследователи обнаружили, что люди испытывают эти эмоции по градиенту.

Давайте подробнее рассмотрим некоторые из основных типов эмоций и рассмотрим влияние, которое они оказывают на поведение человека.

1

Счастье

Из всех различных типов эмоций счастье стремится быть тем, к которому люди стремятся больше всего. Счастье часто определяется как приятное эмоциональное состояние, которое характеризуется чувством удовлетворенности, радости, удовлетворения, удовлетворения и благополучия. Исследования счастья значительно расширились с 1960-х годов в ряде дисциплин, в том числе в области психологии,

Эмоциональное поведение малыша | Социальная сеть работников образования

 Маленький ребенок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и др.

Эмоциональное поведение малыша имеет ряд особенностей:

1.     Эмоции у маленьких детей очень неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами), ребенок еще не умеет их скрывать и контролировать; эмоции возникают спонтанно, и, соответственно, ребенок ведет себя импульсивно.

2.     Малыш эмоционально живет в настоящем, немедленно реагируя на текущие события.

3.     Эмоции ребенка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.

4.     Ребенку пока очень сложно обозначать словами свои переживания.

5.     Эмоции маленького ребенка ярки и часто противоречивы. Особенно это проявляется в ситуации выбора: из двух игрушек после некоторых колебаний он выбирает одну и через 1—2 минуты уже жаждет играть с другой. Сделать выбор ребенку в этом возрасте еще чрезвычайно трудно.

6.     Наиболее яркие эмоциональные переживания случаются у ребенка по поводу удовлетворения непосредственных желаний. Чем больше трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если малыш хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент ребенку необходимо дать возможность выразить свои отрицательные эмоции. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки малыша, случившиеся не к месту и не вовремя. Типичный пример: мама с ребенком входят в автобус, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать и требовать себе отдельное место. Мать спокойно говорит, что, поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребенок от неожиданности резко прекращает «показательные выступления».

7.     Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций — общение со сверстниками. В 2 года ребенок еще насторожен при приближении сверстников, а в 3 года дети могут заражаться эмоциями друг друга: прыгать, визжать, хохотать и пр.

8.     Маленькому ребенку в этом возрасте еще очень трудно адекватно реагировать на эмоции других людей. Общаясь с детьми, ребенок руководствуется только своими желаниями, не учитывая желания другого. Он не может еще проявлять сопереживание и сочувствие. Этому его могут научить только взрослые. Например, ребенок бросает куклу, привлекая внимание мамы своим поведением. «Ей плохо, она плачет», — мать берет на руки игрушку, гладит, жалеет ее. И ребенок переживает те эмоции, которые демонстрирует ему мать (с помощью мимики и интонаций).

9.     Ребенок учится эмоционально реагировать на различные ситуации на примере родителей. Если при малейшей неприятности мать впадает в панику, начинает излишне нервничать, то и ребенок в аналогичных ситуациях будет поступать так же.

10.   Ранний возраст — это время формирования первых привязанностей, симпатий и антипатий. С одним человеком ребенок будет скован и боязлив, с другим — весел и подвижен.

11.   Эмоции в раннем возрасте — показатель не только физического, но и психического здоровья. Депрессивный, печальный либо слишком агрессивный ребенок — тревожный признак для родителей.

12.   Уже в раннем возрасте дети сильно отличаются друг от друга по эмоциональной впечатлительности. Одни более чувствительны к ситуации, другие могут проявлять «эмоциональную тупость». Одни легко выражают свои как отрицательные, так и положительные эмоции в поведении, другие испытывают напряжение, сдерживают свои порывы. Эти индивидуальные особенности связаны с темпераментом ребенка.

«Не хочу спать, а хочу играть»

       «Хочу», «не хочу» — в этих словах кроется весь спектр эмоциональных переживаний ребенка. Эмоции определяют и его поведение, причем «здесь и сейчас», без воспоминаний и прогнозов. Вот почему отдельные сюжеты повторяются ежедневно.

       Почему же ребенок не желает идти спать? Прежде всего, потому, что он эмоционально (но не физиологически) к этому не готов. Данная ситуация воспринимается им как навязанная извне взрослым, как правило в приказном порядке. Ребенок делает вывод: от меня хотят быстрее избавиться. Также маленькие дети, ложась спать, не в состоянии справиться с тем потоком эмоциональных впечатлений, которые накопились за день. Чем впечатлительнее ребенок, тем труднее его уложить спать.

Правила поведения родителей в данной ситуации:

1.     Дайте ребенку возможность закончить игру, предупредив его об укладывании спать.

2.     Настройте ребенка на сон заранее с помощью приятных для него ритуалов (чтение любимых сказок, пение колыбельных или их прослушивание, укладывание игрушечных друзей спать и пр.).

3.     Придерживайтесь режима, укладывая ребенка спать примерно в одно время.

4.     Позвольте ребенку самостоятельно совершить подготовительные ко сну действия (постелить постель, принести новую пижаму и пр.).

5.     Общение перед сном должно быть особенно спокойным и доброжелательным, без спешки.

6.     Прислушивайтесь к просьбам ребенка (оставить свет, любимую игрушку в кровати, открыть дверь и пр.).

7.     Если ребенок без вас не засыпает, побудьте с ним какое-то время, это успокоит его и сократит время засыпания. Постепенно он научится засыпать без взрослых.

«Мама, ты меня обязательно-обязательно забери»

       Обычные слова детей утром в детском саду. Переживания ребенка связаны со страхом разлуки, страхом потерять мать. Специалисты говорят, что биологическая связь ребенка с матерью сохраняется до 9 лет с момента его рождения, а психологическая связь может не прерываться всю жизнь. Чем тревожнее мать, тем сильнее страх разлуки у ребенка.

Облегчить ситуацию поможет следующее поведение матери:

1.     Постарайтесь заранее поиграть в «разлуку». Пусть любимая игрушка будет ребенком, а ребенок — ее мамой. На этой модели можно проиграть все сложные моменты адаптации ребенка к детскому саду. Пусть ситуации будут разные, но заканчиваться они обязаны  хорошо.

2.     Не показывайте своих страхов и опасений по поводу пребывания ребенка в детском саду. Помните: чем спокойнее вы при разлуке, тем здоровее будет ребенок.

3.     Придерживайтесь   каких-либо   выработанных   совместно с ребенком правил (идти в детский сад с любимой игрушкой, посидеть 5 минут, обнявшись в раздевалке и пр.).

4.     Держите свое слово: если обещали забрать ребенка до обеда,  не  нарушайте  обещание, в  противном случае ребенок перестанет вам доверять и его страхи усугубятся.

5.     Обсудите  с  ребенком, чем  будете  заниматься, когда вернетесь за ним, — приятные ожидания улучшают эмоционально тяжелое состояние ребенка.

«Ложечка за маму, ложечка за папу»

       Плохой аппетит может иметь психологические причины, которые следует искать еще в периоде грудного вскармливания малыша. Кормление грудью, как известно, — это не только удовлетворение потребности ребенка в пище, но и способ установления тесного эмоционального контакта матери с ребенком. Если ребенок желанен и любим, проблем с кормлением не возникает. Известны случаи, когда малыш отказывался от груди потому, что мать не ждала его появления.

       Любые стрессы могут негативно повлиять на пищевое поведение ребенка. Развод родителей, разлука с матерью в раннем возрасте (ясли) и др. нередко приводят к резкому снижению у него аппетита. Нежелание ребенка есть может быть вызвано и хроническим стрессом.

       И, наконец, основная причина нарушения аппетита в раннем возрасте — насильственное кормление. Когда родители заставляют ребенка есть, в его организме не вырабатываются необходимые ферменты, и пища не усваивается должным образом. Таким образом, кормление по принципу «ложечка за маму, ложечка за папу» наносит непоправимый вред не только психологическому состоянию ребенка, но и его соматическому здоровью.

       Есть категория детей, которые принципиально отказываются от еды, впервые попав в дошкольное учреждение. Это типичная невротическая реакция ребенка на разлуку с матерью.

Правила для родителей при снижении аппетита у ребенка:

1.     Не заостряйте на данной проблеме внимание, перестаньте ее обсуждать с родственниками и знакомыми при ребенке.

2.     Никогда не заставляйте ребенка есть.

3.     Старайтесь готовить те блюда, которые ребенку нравятся.

4.     Исключите из ежедневного рациона весь пищевой «мусор»: чипсы, кока-кола, чупа-чупсы и пр.

5.     Старайтесь придерживаться определенного режима питания (примерно в одно и то же время).

6.     Пытайтесь создать привлекательную обстановку во время приема пищи (красивая сервировка, наличие новых столовых приборов и пр.).

7.     Исключите спешку и суету во время еды, не торопите ребенка.

8.     Не бойтесь экспериментировать: практически любое блюдо можно разнообразить, добавив в него новые ингредиенты.

9.     И, конечно, если причина плохого аппетита у ребенка кроется в неблагоприятной эмоциональной обстановке, то постарайтесь либо устранить ее, либо смягчить.

«Я боюсь…»

       Страх — базовая эмоция человека. Она позволяет мобилизоваться в трудных жизненных ситуациях, учит быть осторожным и избегать опасностей. Например, страх перед собаками способствует более адекватному, уважительному отношению к животным; страх перед разлукой с родителями учит ценить заботу, управлять своими эмоциями, сопереживать. Однако нередко страх становится таким огромным, что начинает подавлять все другие эмоции человека. Становясь всеобъемлющим, он сковывает, не дает развиваться и двигаться вперед.

       Многие детские страхи вытесняются в бессознательное, охраняя хрупкую психику ребенка от информационных перегрузок. Детям в 2—3 года еще очень сложно отличить реальное от воображаемого. Эта способность ребенка принимать все «за чистую монету» и порождает порой у него множество страхов. Если страх чего-либо беспокоит ребенка от нескольких дней до нескольких недель, не надо особо тревожиться. Если же страх владеет малышом более месяца и, главное, ухудшает его эмоциональное самочувствие, следует обеспокоиться.

       Для начала нужно разобраться, чего и в каком возрасте боится маленький ребенок.

От 1 до 2 лет — громких звуков, разлуки с родителями, незнакомых людей, засыпания, травмы.

От 2 до 2,5 лет — отвержения со стороны родителей, незнакомых сверстников, ночных кошмаров, изменений в окружающей обстановке.

От 2 до 3 лет — больших, угрожающих на вид объектов, незнакомых сверстников, сказочных персонажей, одиночества и темноты.

Как следует себя вести родителям, если страхи преследуют ребенка:

1.     Нельзя игнорировать или высмеивать страхи ребенка, к переживаниям малыша надо отнестись внимательно (если, засыпая, ребенок чувствует себя спокойнее в присутствии мамы, не оставляйте его одного и пр.).

2.     Постарайтесь сами не демонстрировать ребенку свои страхи или явный испуг (дети моментально считывают с лиц взрослых эмоции, которыми тут же и заражаются).

3.     Если ребенок боится чего-то (кого-то) конкретного, можете помочь ему эмоционально отреагировать свой страх вовне и тем самым избавиться от него. Страх можно нарисовать, потом сжечь или смять и выбросить. Можно поиграть в персонажей, которых боится ребенок. Если роль страшного персонажа выполняет взрослый, то обязательно ему следует быть добрым (волк, Баба Яга и др.). Психологи единодушно считают игровой метод самым эффективным.

4.     Старайтесь не провоцировать ситуации, вызывающие страхи у ребенка, но если малыш смог преодолеть свой страх, обязательно похвалите его.

5.     Не перегружайте ребенка новыми впечатлениями — поход в гости, зоопарк и театр в один день планировать не надо.

6.     Будьте готовы спокойно и доброжелательно обсуждать все то, чего боится ребенок, избегайте недосказанности. Как известно, отрицательные эмоции могут возникнуть при дефиците информации.

7.     Приобретите какую-либо «храбрую» игрушку. Пусть малыш знает, что храбрый мишка всегда рядом. Чем чаще ребенок видит образцы смелости, тем увереннее в себе он становится.

8.     Не надо чрезмерно опекать ребенка, все время подчеркивая его беспомощность. Это только способствует возникновению страхов.

9.     Непоследовательность и ложь родителей — плохой союзник в борьбе с детскими страхами.

«Мама, почему он дерется?»

       Слово «агрессия» (от лат. aggression — нападение) — это разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. Агрессивность — черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье.

       Агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и пр.) имеет и положительные стороны: независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и др. К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Маленький ребенок бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками. Жесткая, авторитарная мать, чрезмерно критичная и требовательная и нередко использующая в процессе воспитания телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного.

       Родители, которые уделяют очень мало внимания активному неугомонному ребенку, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности. Во время агрессивных вспышек на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее учить его выплескивать агрессию социально приемлемым способом.

Как можно помочь агрессивному малышу:

1.     Прежде всего, такому ребенку требуется постоянное доброжелательное внимание.

2.     Важно поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка, ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет агрессивности.

3.     Необходимо предложить ребенку приемлемые способы выражения гнева и раздражения: поиграть в игру — кто громче кричит; поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной, стреляя в корабли противника из рогатки и пр.

4.     Чаще рассказывайте ребенку о вашем детстве и трудных ситуациях, как вы справлялись с ними, что переживали, о победах и поражениях.

5.     Говорите ребенку о своих чувствах, желаниях: «Мне неприятно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить», «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе» и пр.

6.     Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой личности ребенка.

7.     Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.

8.     Поскольку агрессивные дети часто страдают мышечными зажимами, напряжены, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые позволяют сбросить мышечное напряжение.

9.     Купите ребенку краски, которыми безвредно рисовать руками. Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.

       Помните, что нельзя загонять гневные чувства внутрь. Ругая ребенка, сдерживая его враждебное поведение, вы ухудшаете его нервно-психическое и соматическое  состояние. Эмоции, загнанные  внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят к неврозу.

эмоциональное поведение ребенка

24 Ноябрь 2015      admin74      Главная страница » Здоровье детей      Просмотров:  
752

Когда взрослые впервые замечают эмоциональное поведение ребенка, перешагнувшего младенческий возраст, в котором многие реакции неустойчивы, спонтанны, рефлекторны? Скорее всего, когда дети становятся дошкольниками.

Эмоциональное поведение ребенка

В этот период активно формируется их эмоциональная сфера, связанная с развитием чувств. Если раньше их мир ограничивался общением с домашними и наблюдением их эмоций, то, отправившись в садик, они сталкиваются с целой палитрой поведенческих проявлений.

Симпатии и антипатии, любопытство, радость, торжество победы, признание, чувство неприятия, недооцененности, обиды и другие ощущения формируют эмоциональное поведение ребенка перед его переходом в школу.

Большинство взрослых понимает, что в целом правильное выражение эмоций, их богатство и, в конечном итоге, эмоциональный интеллект детей зависит от многих факторов.

Прежде всего, от кругозора ребенка. Чем большее количество мест он посетит, познакомившись с культурой и обычаями разных народов, тем ярче будут его эмоции от полученных впечатлений.

С другой стороны, не у всех есть возможность, много путешествовать. И что – это говорит о невозможности влиять на эмоциональное поведение ребенка? Конечно, нет. Эмоции могут развиваться благодаря просмотру  качественного детского кино, прочтения книг, посещения музеев и мест отдыха и т.д.

Просто не стоит искусственно стараться «повысить» настроение детей, ограждая их от любых переживаний. Важно помнить, что чувство сопричастности, сочувствия чужой беде, желания помочь тоже формируют детскую душу.

Эмоции в быту

Важно помнить, что эмоциональное поведение ребенка в дошкольном возрасте не отличается устойчивостью. Сиюминутно прожитое переживание будет забыто очень скоро – дети отходчивы, так что те эмоциональные реакции, которые вы считаете правильными, нужно регулировать и закреплять постоянно. Как это может проявляться?

  • Чаще старайтесь обнять, приласкать ребенка, даже если он уже подрос, а в семье появились братишки или сестренки: эмоция любви, нежности – одна из самых созидательных
  • Некоторые исследования поведения детей показывают, что многие малыши склонны к странной жестокости по отношению к братьям нашим меньшим. Они не осознают кошек и собак как живых существ, которые, как и они, могут испытывать боль, страх, злость.

Вовремя объяснить это детям должны родители. Нужно показать, как домашние питомцы отзывчивы на ласку, чтобы ребенок захотел повторить этот позитивный опыт.

Вряд ли это смогут сделать те взрослые, которые сами на глазах у детей пинают кошку, бьют собаку, разрешают малышам таскать по квартире и тискать котят и хомячков, доводя их до бессознательного состояния. Помните – чувство сопереживания и сострадания тоже закладывается в юном возрасте. Доказано, что эмоциональное поведение ребенка по отношению к другим детям и взрослым  является отражением его отношения к миру вообще

  • Нередко эмоциональная зрелость становится заметной, когда дети высказывают просьбы или пожелания. Психологи говорят, что исследования поведения детей – дошкольников свидетельствуют об их неумении четко формулировать просьбу: капризы, неконструктивное поведение с угрозами в адрес взрослых, нежелание облекать свое высказывание в словесную форму, использование для давления на родителей криков – говорят о низком эмоциональном уровне детей, проявляющемся на бытовом уровне.

Неадекватное поведение ребенка и что с ним делать?

Нередко педагоги и родители буквально за голову хватаются, когда видят неадекватное поведение ребенка в классе, представляющее угрозу стабильности детского коллектива.  Как оно проявляется?

Эмоции таких детей обычно небогаты оттенками и проявляются всегда одинаково: обида (подлинная или мнимая) – агрессия. При этом физически эти дети становятся неуправляемы: кричат, бросаются на одноклассников, взрослых, крушат все, что видят на своем пути. Чаще всего, найти какое-то логическое объяснение этой вспышке трудно. Вот как сами дети объясняют все поведение:

– А чего он обзывается?

– Я не успел стихотворение выучить, а она (учитель) мне «пару» поставила…

– А чего он мне солдатиков не дает поиграть?!

Не случайно неадекватное поведение ребенка так называется: реакция на чье-то действие не сопоставима по экспрессии и силе проявления с событием, ставшим ее причиной.

Причину такого поведения нужно искать вместе со специалистами. Если речь идет о психическом отклонении ребенка, то решается вопрос о его медикаментозном лечении и переводе на домашнее обучение.

Если проблема в неправильно сформированном эмоциональном поведении ребенка, коррекция желательна с участием психолога, так как родители зачастую не могут понять, что причиной такого поведения детей являются неправильные реакции, которые они наблюдают в семье.

    Метки: взрослый, возраст, детский, здоровье детей, неадекватный, отношение, поведение, помнить, причина, проявляться, реакция, ребенок, родитель, становиться, чувство, эмоциональное поведение ребенка, эмоциональный, эмоция     

Значение словосочетания ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Что такое ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ?

ЭМОЦИОНА́ЛЬНЫЙ, —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. Насыщенный эмоциями, выражающий эмоции. Эмоциональная игра. Эмоциональная речь. Эмоциональный жест.

Все значения слова «эмоциональный»

ПОВЕДЕ́НИЕ, -я, ср. 1. Образ жизни, совокупность поступков и действий кого-л. Примерное поведение.

Все значения слова «поведение»


  • Причём для оценки риска (как обоснованного, так и необоснованного) анализ психического состояния субъекта, возможных изменений сознания тесно связан с исследованием внешней ситуации: в частности, скоротечности развития событий, помех выбору оптимального решения в результате, например, эмоционального поведения окружающих, обстановки, мешающей восприятию показаний приборов, требований вышестоящих должностных лиц и пр.


  • У него появляются собственные эмоциональные реакции и формируется эмоциональное поведение.


  • Его чрезмерно эмоциональное поведение в последние десять минут было всего лишь бесплодной попыткой сопротивляться потоку, грозящему круто изменить его привычный образ жизни.

  • (все предложения)

TBI 101: поведенческие и эмоциональные симптомы

Почему поведение и эмоции могут измениться после TBI

В зависимости от того, какая часть или части мозга человека повреждены, человек может испытывать значительные поведенческие и эмоциональные изменения. Например, лобная доля помогает управлять индивидуальностью и импульсивностью. В случае повреждения может не быть «тормозного механизма» для самоконтроля. Человек может обнаружить, что не может контролировать свой гнев или агрессию. Он также может делать неуместные комментарии друзьям или незнакомцам, не осознавая, что они не в цвете.

Или наоборот … чья-то личность может стать приглушенной или казаться бесчувственной. Это называется «плоский аффект».

Некоторые из наиболее распространенных поведенческих и эмоциональных проблем, с которыми могут столкнуться люди с ЧМТ, включают:

«Колебания настроения»

Некоторые люди называют их перепадами настроения, потому что людям, перенесшим ЧМТ, часто бывает трудно контролировать эмоции. Из-за повреждения мозга ЧМТ может изменить то, как люди чувствуют или выражают эмоции. Человек может чувствовать, что он постоянно находится на эмоциональных американских горках: в один момент он полон ликования и волнения, а в следующий — опустошен.Другой человек может испытывать непредсказуемые приступы смеха или плача, которые не имеют ничего общего с тем, как он на самом деле себя чувствует или что происходит вокруг него.

Людям с ЧМТ и их семьям важно понимать, что эти поведенческие и эмоциональные изменения являются результатом черепно-мозговой травмы; они не виноваты в потерпевшем. Тем не менее, решение этих проблем может быть еще более трудным, особенно для семьи и друзей, если человек с травмой головного мозга не осознает тот факт, что он отличается от того, каким он был до травмы.

Что делать

Хорошим началом будет консультация нейропсихолога или поведенческого терапевта. Они могут помочь с такими стратегиями, как научиться глубоко дышать, когда вы чувствуете, что сердитесь или нетерпимы, или хотите перенаправить свои мысли и действия на более позитивный выбор.

При поддержке и терпении люди с ЧМТ могут научиться действовать, чтобы вернуть себе чувство контроля над своим настроением и поведением. Вот несколько практических советов для людей с ЧМТ, которые испытывают эмоциональные взлеты и падения:

  • Расскажите друзьям, семье и коллегам о ваших трудностях с контролем поведения.Заручитесь их помощью и поддержкой. Например, они могут помочь вам лучше понять, что вызывает неадекватное поведение или эмоциональные реакции, и научить вас избегать этих триггеров.
  • Доверяйте друзьям или членам семьи. Если вы поделитесь своими заботами, это поможет снять бремя.
  • Убери свой беспорядок. Если вы поступили ненадлежащим образом, извинитесь.
  • Скажите людям, чтобы они ушли от вас, если у вас случится эмоциональный взрыв. Они смогут поговорить с вами, когда вы успокоитесь.
  • Избегайте людей, мест или ситуаций, которые вызывают неуместную реакцию.
  • Присоединитесь к группе поддержки или найдите коллегу-наставника. Может помочь разговор с другими людьми, которые «были там».
  • Регулярно выполняйте физические упражнения. Это полезно для тела и успокаивает разум.
  • Попробуйте научиться медитировать, чтобы сохранять ясность ума.

.

Расстройство эмоционального поведения (EBD) — инвалидность и образование

Что такое расстройство эмоционального поведения (EBD)?


Определение:

В 1990 году Национальная коалиция по психическому здоровью и специальному образованию, представляющая более тридцати профессиональных и пропагандистских групп, предложила термин «эмоциональное или поведенческое расстройство» (EBD) вместо «эмоционального расстройства» (ED) в федеральном законы и правила.Наиболее общие черты нынешних определений:

  • Поведение, которое достигает крайностей ― не только немного отличается от обычного
  • .

  • Хроническая проблема, которая не исчезает быстро
  • Поведение, неприемлемое из-за социальных или культурных ожиданий

Национальная коалиция по психическому здоровью и специальному образованию определяет EBD как инвалидность, характеризующуюся поведенческими или эмоциональными реакциями в школе, настолько отличными от соответствующих возрастных, культурных или этнических норм, что они отрицательно влияют успеваемость, такая как академические, социальные, профессиональные и личные навыки.

  • Инвалидность — это больше, чем временная ожидаемая реакция на стрессовые события в окружающей среде
  • Постоянно выставляется в двух разных условиях, по крайней мере одна из которых связана со школой
  • Не реагирует на прямое вмешательство в общее образование, или состояние ребенка таково, что вмешательства в общее образование было бы недостаточно

Характеристики:

Чтобы учащийся мог быть идентифицирован как EBD, необходимо рассмотреть 4 ключевые концепции:

  1. Учащийся демонстрирует социальное, эмоциональное или поведенческое функционирование, которое, таким образом, отличается от общепринятого, соответствующего возрасту этнического происхождения. или культурные нормы, согласно которым это отрицательно влияет на успеваемость ребенка, социальные отношения, личную адаптацию, адаптацию в классе, самообслуживание или профессиональные навыки;
  2. Поведение является серьезным, хроническим и частым, встречается в школе и по крайней мере в 1 другой среде, и учащийся демонстрирует по крайней мере 1 из 8 характеристик или моделей поведения, указывающих на EBD;
  3. Группа индивидуальной образовательной программы (IEP) использовала различные источники информации, включая наблюдения, и проанализировала предыдущие, задокументированные вмешательства; и,
  4. Группа IEP не идентифицировала и не отказала в идентификации студента как EBD исключительно на основании другой инвалидности, социальной дезадаптации, признанной правонарушения, отсева, химической зависимости, культурной депривации, семейной нестабильности, подозреваемого жестокого обращения с детьми, социально-экономических обстоятельств или медицинские или психиатрические диагностические заключения.

Также важно отметить, что EBD может сосуществовать с другими заболеваниями. Это включает шизофренические расстройства, аффективные расстройства, тревожные расстройства и другие устойчивые расстройства поведения, когда они отрицательно влияют на успеваемость. В EBD есть два широких, распространенных аспекта внешнего неупорядоченного поведения:

.

Эмоциональное поведение | определение эмоционального поведения Медицинским словарем

эмоция

[e-mo´shun] состояние возбуждения, характеризующееся изменением чувственного тона и физиологическими изменениями поведения. Внешнее проявление эмоции называется аффектом; всепроникающее и устойчивое эмоциональное состояние, настроение. прил., прил. эмоциональн. Физическая форма эмоции может быть внешней и очевидной для окружающих, например, в слезах, смехе, покраснении или в различных выражениях лица.Однако эмоции не всегда отражаются на внешнем виде и действиях, даже если психические изменения происходят. Радость, горе, страх и гнев — примеры эмоций.

e · motion

(ē-mō’shŭn),

Сильное чувство, возбужденное психическое состояние или сильное влечение или беспокойство, которые могут быть направлены на определенный объект и проявляются как в поведении, так и в психологических изменениях. , с сопутствующими проявлениями вегетативной нервной системы.

[Л. e- moveo, с.- motus, выйти, агитировать]

эмоции

(ĭ-mō′shən) n.

1. Психическое состояние, которое возникает спонтанно, а не в результате сознательного усилия и часто сопровождается физиологическими изменениями; чувство: эмоции радости, печали и гнева.

2. Такие психические состояния или качества, которые с ними связаны, особенно в отличие от разума: решение, основанное на эмоциях, а не на логике.

эмоция

Психология Настроение, аффект или чувство любого рода, например гнев, волнение, страх, горе, радость, ненависть, любовь.См. Отрицательные эмоции, Положительные эмоции, Токсичные эмоции.

e · движение

(ē-mō’shŭn)

Сильное чувство, возбужденное психическое состояние или интенсивное состояние влечения или беспокойства, направленное на определенный объект и проявляющееся как в поведении, так и в психологических изменениях с сопутствующей вегетативной нервной системой проявления.

[Л. e- moveo, pp. — motus, для выхода, возбуждения]

эмоция

Любое состояние возбуждения в ответ на внешние события или воспоминания о таких событиях, которые влияют или угрожают повлиять на личное преимущество.Эмоции никогда не бывают чисто умственными, они всегда связаны с телесными изменениями, такими как секреция АДРЕНАЛИНА и кортизола и их последствиями. Лимбическая система и гипоталамус мозга являются посредниками эмоционального выражения и чувств. Внешнее выражение эмоционального содержания известно как «аффект». Подавленные эмоции связаны с психосоматическим заболеванием. Наиболее важными в этом контексте являются гнев, чувство зависимости и страх.

e · движение

(ē-mō’shŭn)

Сильное чувство, возбужденное психическое состояние или сильное влечение или беспокойство, которые могут быть направлены на определенный объект.

[Л. e- moveo, pp. — motus, to go out, agitate]

Пациент обсуждает эмоции

Q. Emotions Мой 68-летний муж перенес операцию по поводу рака легких несколько месяцев назад и после этого получил химиотерапию. К счастью, кажется, что он на правильном пути, но в последнее время он очень эмоциональный. Он говорит, что всегда был таким с момента постановки диагноза, но просто скрывал это. Мы пытаемся об этом говорить, но, кажется, просто не общаемся.Любой совет?

A. Привет,
Те, кто выше меня, уже очень хорошо сформулировали то, что я хотел написать, поэтому я добавлю ссылку на сайт, который я нашел по этой теме:
http://www.cancer.org/docroot/ MBC / MBC_4x_Anxiety.asp? Sitearea = MBC

Берегитесь!

В. Какую роль играют эмоции в жизни человека с аутизмом? Мне просто трудно понять все расстройство аутизма, потому что я очень эмоциональный человек. Меня особенно интересует, как люди с легким аутизмом или синдромом Аспергера могут нормально функционировать, но когда дело доходит до сочувствия, у них возникают такие проблемы.Думаю, мой вопрос в том, как такие люди испытывают эмоции — действительно ли эти люди не могут заботиться о других? Я не хочу показаться невежественным, мне искренне любопытно.

A. У меня синдром Аспергера, и почти все для меня логически проанализировано, и мне трудно понять, какие эмоции связаны с определенными ситуациями и как они проявляются во мне.
Я забочусь о других, я просто не всегда могу поставить себя на их место и почувствовать то, что они чувствуют.

В. Обсуждение ситуации с моим отцом с врачом Мой 82-летний отец страдает слабоумием и в настоящее время живет с нами в моем доме. Последние несколько недель он очень нервничает и иногда кричит на нас. Я хочу отвести его к врачу и посмотреть, сможет ли он получить какую-нибудь помощь, но боюсь, что если я попытаюсь поговорить с врачом на эту тему при моем отце, он обидится.

Что я могу сделать?

Большое спасибо!

А. Ответ выше — хорошее предложение. Я бы добавил к письму небольшое предупреждение о том, как ваш отец отреагирует на обсуждение его поведения, чтобы врач знал, что нужно обсудить это внимательно.

Еще обсуждение эмоций.

эмоционального поведения — это … Что такое эмоциональное поведение?

  • эмоциональное расстройство — ненормальное эмоциональное поведение, эмоциональная болезнь… Современный английский словарь

  • эмоциональное возбуждение — существительное возбуждение сильных эмоций и эмоционального поведения (Freq. 1) • Гиперонимы: ↑ возбуждение • Гипонимы: ↑ гнев, ↑ злость, ↑ возбуждение, ↑ возбуждение, ↑ воспаление, ↑… Полезный английский словарь

  • Эмоциональный труд — это форма эмоциональной регуляции, при которой от работников ожидается, что они будут проявлять определенные эмоции в рамках своей работы и способствовать достижению целей организации.Предполагаемое воздействие этих эмоциональных проявлений — на других, целевых людей, которые могут…… Wikipedia

  • Эмоциональный интеллект — (EI) — это навык или способность в случае модели EI черты, самооценка способности идентифицировать, оценивать и контролировать эмоции себя, других и групп. Были предложены различные модели и определения, способность и…… Wikipedia

  • Эмоциональное заражение — это тенденция улавливать и испытывать эмоции, которые похожи на эмоции других и находятся под их влиянием.Одна из точек зрения, разработанная Джоном Качиоппо относительно основного механизма, заключается в том, что он представляет собой тенденцию автоматически имитировать и синхронизировать лицо…… Википедия

  • Эмоциональное истощение — это хроническое состояние физического и эмоционального истощения, возникающее в результате чрезмерной нагрузки на работу и постоянных хлопот. [Райт, Т.А. Кропанцано Р. (1998). [http://cat.inist.fr/?aModele=afficheN cpsidt = 2310580 Эмоциональное истощение как предиктор…… Википедия

  • Эмоциональные и поведенческие расстройства — Классификация и внешние ресурсы МКБ 10 F90 – F98 МКБ 9… Википедия

  • Модификация поведения — это использование эмпирически продемонстрированных методов изменения поведения для улучшения поведения, таких как изменение индивидуального поведения и реакций на стимулы посредством положительного и отрицательного подкрепления адаптивного поведения и / или уменьшения…… Wikipedia

  • Эмоциональная безопасность — мера устойчивости эмоциональной ситуации человека.Говорят, что человек, подверженный приступам депрессии, вызванным незначительными неудачами, менее эмоционально защищен. Человек, чье общее счастье не очень…… Википедия

  • Эмоциональное насилие над детьми — это третья по частоте встречаемости форма жестокого обращения с детьми (после безнадзорности и физического насилия над детьми), составляющая 17% всех случаев жестокого обращения с детьми. Вероятно, что об эмоциональном насилии над детьми очень мало сообщается, поскольку бывает трудно…… Медицинский словарь

  • Эмоциональная саморегуляция — Эмоциональная саморегуляция, также известная как регулирование эмоций или просто ER, позволяет правильно регулировать свои эмоции.Это сложный процесс, который включает в себя инициирование, ингибирование или модуляцию следующих аспектов функционирования сайта…… Wikipedia

  • ,

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о