Гуманистическое мировоззрение: плюсы и минусы, характеристика и примеры
Основы гуманистического мировоззрения начинают формироваться в детском возрасте под влиянием обучения в образовательных учреждениях: детских садах, школах.
Гуманизм является опорой для современных представлений о морали, этике, справедливости и позволяет, не опираясь на страх и веру в сверхъестественное, дать людям понимание того, что жизнь и личность каждого человека очень ценны, что недопустимо убивать и причинять какой-либо другой вред.
О психологии человека по поведению и жествам читайте здесь.
Что это такое?
Все слова, связанные с гуманизмом, имеют в своей основе латинское слово «,homo»,, что переводится как «,человек»,.
Отчасти это связано с общим значением понятия: гуманизм подразумевает, что жизнь, и преимущественно человеческая, является наивысшей ценностью.
Отчасти , с тем фактом, что такие качества, как добросердечность, милосердие, человечность, присущи только людям и относятся к наивысшим человеческим качествам, а также тесно связаны с идеями, которые вложены в понятие «,гуманизм»,.
Гуманизм , определение, обозначающее систему, при которой самым значимым и важным становится человеческая жизнь, комфорт человека, его безопасность, свобода, здоровье и счастье.
Это понятие имеет массу и других, более узких, значений, но основа остается неизменной. Также различные философские течения по-своему трактуют это определение.
Например, для марксизма гуманизм никак не связан с индивидуализмом, и общественный комфорт определяется как более значимый, а комфорт отдельных людей , как менее значимый.
Большая часть развитых стран, так или иначе, относятся к гуманистическим.
Слово «,гуманность», равноценно по своему значению более привычному слову «,человечность», и обозначает такие высшие качества людей, как милосердие, готовность поддержать и помочь, уважение, человеколюбие, стремление выбрать путь ненасилия.
Разные исследователи, общественные и творческие деятели подразумевают под гуманностью что-то свое.
К примеру, Джошем Уолтер считает, что гуманность подразумевает отказ от насилия, готовность не причинять никому боли и дискомфорта в той мере, в какой это реально сделать. Он же придерживается мнения, что гуманность состоит из трех компонентов:
- альтруистические стремления,
- нравственность,
- волевые усилия, позволяющие человеку подавить собственные негативные качества и выбрать путь человечности.
Без них, как он считает, речи о гуманности быть не может.
Соответственно, люди с гуманистическим мировоззрением:
- стремятся отказаться от насилия,
- считают, что человеческая жизнь и счастье являются самым главным,
- в процессе жизни стараются сдерживать собственную эгоистичность и другие негативные качества и выбрать путь, отвечающий их представлениям о человечности и справедливости,
- принимают право других людей жить так, как им хочется, если это никому не вредит,
- придерживаются мнения, что государство должно создавать условия для комфортной, безопасной и счастливой жизни людей,
- осознают, что люди не идеальны и имеют массу недостатков, но верят, что в процессе развития человеческой цивилизации со многими проблемами реально справиться,
- убеждены, что способности человека к творчеству, саморазвитию и адаптации не обладают ограничениями.
Многие гуманисты относят себя к атеистам и отрицают существование сверхъестественных сущностей. Они критично смотрят на реальность и поощряют научный подход.
Несмотря на то, что существуют религиозные формы гуманизма, эта идеология по своей сути к религиозности отношения не имеет.
Как уже упоминалось, основы гуманистического мировоззрения закладываются еще в детском возрасте: ребенку объясняют, что причинение вреда недопустимо, развивают его эмпатию, чтобы он лучше мог понимать окружающих и был готов оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.
Примеры
Убежденность человека в правильности своих слов и действий , основа любого мировоззрения.
Если человек, принимая решение, руководствуется идеями, являющимися частью гуманизма, то его мировоззрение можно считать гуманистическим.
Примеры:
- Оксана , воспитатель. Она убеждена, что каждый ребенок имеет огромную ценность и потенциал, который можно раскрыть, если приложить усилия. Даже в сложных ситуациях она стремится принять решение, которое, как она считает, пойдет на пользу развитию детей и не навредит их психическому здоровью. Также она уверена, что на детей нельзя давить, им нельзя навязывать жесткие идеологические и религиозные установки и что каждый ребенок должен сам делать выбор.
Особенности всех детей, даже тех, которых называют «,трудными»,, она старается принимать и находить подход.
- Василий работает фельдшером на скорой помощи, а его взгляд на работу и больных отличается от взглядов большинства других фельдшеров, которые считают, что ездить к бомжам и валяющимся под лавками алкоголикам , дело неблагодарное и хорошо бы, чтобы к таким людям никто не вызывал. Он старается помочь всем и на всякий случай проводит тщательный осмотр даже тех людей, которые, на первый взгляд, ни в какой помощи не нуждаются, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно. Он придерживается мнения, что каждый человек важен.
- Светлана, мать троих детей, обладает широкими взглядами и имеет четкие жизненные принципы, тесно связанные с гуманностью. Она осознанно отказалась от какого-либо насилия по отношению к детям и считает, что насилие в «,воспитательных целях», недопустимо и неизбежно ведет к развитию психических расстройств. К каждой трудности Светлана подходит с конструктивной точки зрения, а при каждой конфликтной ситуации старается объяснить свою позицию детям и предлагает компромиссы, несмотря на то, что это не всегда бывает легко. Также она старается обучить детей смотреть на реальность критично и опираться на научные исследования при анализе тех или иных ситуаций.
Гуманизм в том или ином виде можно встретить в большинстве художественных произведений: в книгах, фильмах, мультфильмах.
В компьютерных играх с нелинейным сюжетом игроку систематически предлагают сделать моральный выбор в тех или иных ситуациях, исходя из обстоятельств, и лишь ему решать, поступить гуманно или нет.
В известном современном мультфильме «,Головоломка», в основе сюжета лежит мысль о том, что каждая человеческая эмоция важна и полезна, даже та, которая, на первый взгляд, выглядит неприятной и лишней.
Это также имеет прямую связь с идеями гуманизма, с гуманностью.
Современный гуманизм более ориентирован на комфорт и счастье отдельных личностей, на индивидуализм.
Поэтому в художественном контенте все чаще проскальзывают ситуации, в которых персонажи делают выбор в пользу собственных мечтаний, желаний, а не идут на поводу у общества или государства.
Как начать новую жизнь и изменить себя? Советы психологов помогут вам.
Плюсы и минусы
Идеи гуманизма, как уже было упомянуто, трактуются каждой идеологией и философией по-своему, и в рамках каждой из них он может получить свой набор плюсов и минусов. Дадим их характеристику.
Основные плюсы гуманистического мировоззрения:
- осознанный отказ от насилия имеет массу положительных сторон,
Люди, выбравшие путь ненасилия, не смогут нанести серьезный физический и психический вред своим детям, друзьям, возлюбленным, родителям, а жизнь и взаимодействие с такими людьми будут приятными и мирными.
- люди учатся лучше понимать окружающих, их эмпатические способности растут, что облегчает социальное взаимодействие, уменьшает количество конфликтов и упрощает восстановление отношений в случае ссор,
- люди лучше понимают важность взаимопомощи и готовы протянуть руку ближним,
- также они с большим пониманием относятся к собственным потребностям и желаниям, осознавая, что их счастье и благополучие имеют значение, в итоге у них снижается риск развития психических заболеваний, в особенности неврозов, депрессий,
- подрастающее поколение воспитывается в рамках гуманистического подхода, при котором исключается насилие и жестокость и приветствуется конструктивный подход,
- детей обучают и воспитывают так, чтобы и обучение, и воспитание приносило им радость, удовольствие, что усиливает их мотивацию и интерес к обучению,
- потребности и желания детей уважаются, от них не требуют эмоционального и какого-либо другого обслуживания.
Минусы гуманистического мировоззрения:
- Как и любая идея, гуманность изменяется в восприятии разных людей. Каждую идею при желании можно извратить, довести до абсурда, подстроить под собственные желания или просто неправильно понять.
К примеру, ребенок, которого учили ценить окружающих, посильно помогать им, но не объяснили, как защищать собственные границы и как действовать в потенциально опасных ситуациях, может попасть в беду, если захочет кому-то помочь.
Поэтому родителям и воспитателям важно всесторонне рассматривать с детьми подобные вопросы.
- Так как трактовка гуманизма и гуманности неоднозначна, даже внутри сообщества людей, которые считают, что их мировоззрение относится к гуманистическому, могут возникать конфликты, особенно связанные с острыми социальными вопросами, посвященными абортам, эвтаназии, пренатальной диагностике. То, что для одного человека гуманно, для другого , антигуманно.
Особенности и значение воспитания гуманности
Основные особенности воспитания гуманности:
- Одна из основ подобного воспитания , развитие эмпатичности, умения сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место кого-либо другого.
Дети анализируют художественные произведения, воспитатель или учитель могут предложить им представить и описать, как чувствовал себя тот или иной персонаж, почему он поступил так или иначе.
Также используются ролевые игры, опросы («,Как бы ты себя чувствовал, если бы кто-то обидел твоего друга?»,) и другие приемы (например, использование реальных конфликтных ситуаций между детьми).
- Детям объясняют разницу между добром и злом, между тем, что хорошо, и тем, что плохо, в процессе игр, чтения художественных произведений, в различных жизненных ситуациях, и со временем они начинают четко понимать разницу между этими понятиями.
- Упражнения и игры, направленные на развитие гуманности, должны четко соответствовать возрасту и уровню развития детей. Важно как можно чаще возвращаться к темам, связанным с гуманностью, чтобы дети все усвоили должным образом и получили достаточно материала для размышления.
Общество, в котором гуманность является одной из основ, более здоровое, безопасное и гармоничное, поэтому родителям и всем учебным учреждениям важно воспитывать это качество в детях.
Чем больше людей в детском возрасте впитает в себя основы гуманности, тем меньше будет преступлений, агрессии, насилия.
О возрастных кризисах развития личности начиная с рождения вы можете узнать из нашей статьи.
Общие характеристики гуманистического мировоззрения
Гуманизм является следствием естественно присущей человеку гуманности, человечности. Он теснейшим образом связан с тем, что есть Я, человек как человек, его позитивная сущность.
Это не значит, что люди “обречены” на гуманизм. Человеку присущи отрицательные черты. У него есть и нейтральные качества, к которым относятся все физические, нервно-физиологические и познавательные способности, свобода, любовь и другие психо-эмоциональные характеристики. Правда, зачисление последних двух в рубрику нейтральных обычно вызывает возражения, ведь, сколько слов сказано во славу свободы и любви. Но реализм гуманиста в том и состоит, что он понимает негарантированность человечности свободы и любви, их обязательной связи со светлыми сторонами человеческого существа. Сколь ни неприятно нам признавать это, но жизнь демонстрирует бесчисленные проявления свободы как произвола, насилия и злой воли, а любви — как паразитизма и деспотизма, экспансии и притязаний, также как и, к сожалению, совместимости гения и злодейства. Очевидно, что нейтральные человеческие качества сами по себе ни хороши, ни плохи, они становятся таковыми, когда сочетаются, соответственно, с положительными и отрицательными качествами человека. Именно поэтому “нейтральная” область не может образовать какого-то мировоззрения.
Другое дело бесчеловечность. На ее основе формируется нечто противоположное гуманизму, скажем, криминальное или садистское мировоззрение. Оно реально, но его содержание негативно, оно — антипод гуманистического мировоззрения и предстает как его изнанка, как темная и иррациональная тяга к уничтожению и самоуничтожению человека. Нас же интересует не отрицательный, а положительный полюс личности. С этой точки зрения, гуманность — высшее жизнеутверждающее начало в человеке.
Главным признаком фундаментального характера гуманизма является особый характер его связи с личностью. Она решает здесь актуальный, исключительно важный выбор себя в качестве не просто индивидуального Я (что происходит в обычном акте самосознания), а Я человечного, достойного лучшего в себе и равно достойного всем ценностям мира. На этой основе позитивно решаются все иные — философские, религиозные, политические, правовые и другие мировоззренческие вопросы.
Осознание человеком своей собственной человечности, ее ресурсов и возможностей — это решающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня гуманности на уровень гуманизма. Каким бы невероятным это иногда ни казалось, но человечность — неустранимый элемент внутреннего мира любого психически нормального человека. Абсолютно бесчеловечных людей не бывает и быть не может. Но нет и абсолютно, стопроцентно человечных людей. Речь идет о преобладании и борьбе в личности того и другого.
Гуманизм представляет собой определенную сумму общечеловеческих ценностей, обычных (простых) нравственных, правовых и иных норм поведения. Их каталог знаком практически каждому из нас. Он включает в себя такие конкретные проявления человечности, как доброжелательность, сочувствие, сострадание, отзывчивость, благоговение, общительность, участие, чувство справедливости, ответственность, благодарность, терпимость, порядочность, кооперативность, солидарность и др.
Сложнее дело обстоит с характеристиками основ гуманизма как мировоззрения и явления общественной и культурной жизни. В них должна фиксироваться сущность человека, его взаимосвязи с обществом и природой, место и специфика гуманизма по отношению к другим мировоззрениям, социальным практикам и институтам.
По моему разумению, фундаментальными чертами гуманистического мировоззрения являются следующие:
1. Гуманизм — это мировоззрение, в центре которого идея человека как высшей ценности и приоритетной по отношению к себе реальности в ряду всех других материальных и духовных ценностей. Иначе говоря, для гуманиста личность — исходная реальность, приоритетная и безотносительная по отношению к себе и относительная в ряду всех остальных.
2. Гуманисты, следовательно, утверждают равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или еще не известным ему реальностям и существам.
3. Гуманисты допускают возможность генезиса, эволюционного порождения, создания или творения личности, но они отвергают редукцию, т.е. сведение сущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д. Сущность человека — это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует.
4. Гуманизм, таким образом, — это собственно человеческое, светское и мирское мировоззрение, выражающее достоинство личности, ее внешне относительную, но внутренне абсолютную неуклонно прогрессирующую самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицом всех иных реальностей, известных и неизвестных существ окружающей ее действительности.
5. Гуманизм — это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, стоицизм, трагизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение.
8. Гуманизму присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.
7. Гуманизм — это мировоззрение без границ, поскольку предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикальных внутренних трансформаций перед лицом изменений и новых перспектив человека и его мира.
8. Гуманисты признают реальность антигуманного в человеке и стремятся максимальным образом ограничить ее сферу и влияние. Они убеждены в возможность все более успешного и надежного обуздания негативных качеств человеческого существа в ходе поступательного развития мировой цивилизации.
9. Гуманизм рассматривается в качестве принципиально вторичного феномена по отношению к гуманистам — группам или слоям населения, фактически существующим в любом обществе. В этом смысле гуманизм — не более чем самосознание реальных людей, понимающих и стремящихся взять под контроль естественно присущую любой — в том числе и гуманистической — идее тенденцию к тоталитарности и господству.
10. Как социально-духовное явление гуманизм — это стремление людей достигнуть возможно более зрелого самосознания, содержание которого составляют общепринятые гуманистические принципы, и практиковать их во благо всего общества. Гуманизм представляет собой осознание наличной гуманности, т.е. соответствующих качеств, потребностей, ценностей, принципов и норм сознания, психологии и образа жизни реальных слоев любого современного общества.
11. Гуманизм — это больше, чем этическая доктрина, поскольку стремится осознать все области и формы проявления человечности человека в их специфике и единстве. Это значит, что задача гуманизма — интегрировать и культивировать на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, юридические, гражданские, политические, социальные, национальные и транснациональные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.
12. Гуманизм не является и не должен являться идеологией или какой-либо партийно-политической программой, т.е. общественным идейным течением и структурой, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических или иных целей, связанных с господством и властью части людей над остальными членами национального или мирового сообщества. Вместе с тем, задача гуманизма — прояснить и очертить плюрализм общечеловеческих политических ценностей, составляющих общую основу политических доктрин и движений. Тем самым он способен, готов выполнять и выполняет коммуникативно-интегративную, координирующую и согласительную функцию в диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе. Он способен предложить и предлагает всем не тоталитарным и не экстремистским политическим партиям и движениям целостную, открытую и динамичную систему ценностей, способных гуманизировать политические идеологии и политику в целом.
13. Гуманизм не является и не должен являться какой-либо формой религии. Гуманистам чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного, преклонение перед ними и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам. Гуманисты отвергают дух догматизма, фанатизма, мистицизма и антирационализма.
14. Гуманисты скептически относятся к явлениям, которые объявляются паранормальными, экстрасенсорными, оккультными, магическими, спиритическими, ясновидческими, астрологическими, телекинетическими и т.п., и выступают за необходимость независимого и объективного научного критического исследования заявлений о такого рода феноменах.
15. Идеи гуманизма не могут быть использованы для достижения противоположных ему целей. Гуманисты в целом разделяют принципы Всеобщей декларации прав человека.
***
Для гуманистического движения важен и дорог не гуманизм сам по себе, а человек, его объективная человечность. Он, его практический образ жизни приоритетны по отношению к любой, пусть даже и блестяще сформулированной, гуманистической доктрине или программе. В организационном и социальном смысле это означает максимально возможную открытость и демократизм гуманистических движений, обществ и институтов. Для практики гуманистического просвещения это означает максимально цивилизованные и взвешенные формы обсуждения и оценки оппозиционных или противоположных гуманизму точек зрения или идей, что отнюдь не исключает определенности, последовательности, решительности и смелости в воплощении и защите гуманистических ценностей. Особенно корректной должна быть работа по расширению участников движения светского, гражданского гуманизма. Главное здесь — консолидация людей, уже считающих себя гуманистами или способных осознать себя в качестве таковых. Это перспективно, поскольку их действительно много даже в стране с такой сложной исторической судьбой, как Россия.
Речь, таким образом, идет о том, что связано с советом человеку разобраться со своим внутренним миром, навести в нем порядок. Гуманистический призыв — это, в конечном счете, призыв к человеку не принимать что-то извне безразлично, а прежде обрести себя с помощью самого себя и объективных возможностей, это призыв докопаться, увидеть в себе позитивные основы самого себя, своей ценности, свободы, достоинства, самоуважения, самоутверждения, творчества, общения и равноправного сотрудничества с себе подобными и со всеми другими — социальными и природными — не менее дос-тойными и удивительными реальностями.
В. А. Кувакин
Президент Российского гуманистического общества
Гуманистическая психология: что это, плюсы и минусы
В настоящее время в психологии существуют несколько направлений теории личности: бихевиоральное научение, психодинамическая З. Фрейда, аналитическая К. Юнга, гуманистическая психология, индивидуальная А. Адлера, гуманистическая Э. Фромма, социокультурная К. Хорни, феноменологическая К. Роджерса. Рассмотрим, что изучает гуманистическая психология, историю возникновения, основополагающие положения, принципы этого направления, плюсы и минусы.
Что это такое
Как известно, развитие психологической науки началось с психоанализа. Основоположником психоанализа является выдающийся австрийский психолог, психиатр Зигмунд Фрейд. Теория психоанализа давала возможность применять действенный метод психоанализа при лечении психических расстройств. До психоанализа в интеллектуальных психологических кругах было много приверженцев бихевиоризма, изучающего поведенческие реакции человека. Гуманистическая психология появилась в середине XX века в США как новое направление психологии и теоретическая альтернатива психоанализу и бихевиоризму.
Группа ученых под руководством Абрахама Маслоу создала априори новую ветвь психологии. Маслоу выражал неодобрение существующим теориям за недалекое и токсичное мнение о человеке. Он считал, что психология в большей мере имела дело со слабыми местами человека, игнорируя сильные. Персонолог полагал, что необходимо изучать психологию радости, благополучия, психического здоровья, а не только неблагополучия, конфликтов, враждебности, стыда и других характеристик психологического нездоровья.
Абрахам Маслоу
Это направление было названо «третьей силой» в американской психологии. Оно противостояло как бихевиоризму, воспринимающего поведение человека подобно поведению стимул-реакции животных, так и психоанализу, критикуемого за преувеличение значения неосознанных человеческих влечений.
Таким образом, термин гуманистическая психология обозначает течение в современной психологии личности, ориентированное на изучение целостной неповторимой личности человека. Причем личность являет собой прямую возможность для самоактуализации, присущую только человеку.
Гуманистическая психология:
Изучает ценность и смысл личности человека в ее самых высоких проявлениях:
- Развитии.
- Самореализации.
- Психическом здоровье.
- Творчестве.
- Свободе.
- Любви.
- Ответственности.
- Автономии.
- Межличностном общении.
Базируется на следующих положениях:
- Целостность человеческой личности. Единство органического и психического, сознательного и подсознательного, эмоций и мышления.
- Уникальность личности.
- Жизнь протекает в контексте человеческих отношений.
- Присутствует самосознание.
- Наличие выбора, творит свой собственный опыт.
- Обладает свободой, независимостью для реализации свободы и активной волей.
- Самым важным источником информации для человека является субъективный переживаемый опыт.
- Самореализация – обязательная часть человеческой сущности.
- Всегда присутствует креативность.
- Присутствует актуализируемый потенциал.
- В жизни есть ценности, цель и смысл. Человек устремлен в будущее.
- Природа человека добра или нейтральна.
Имеет принципы:
- Целостности.
- Позитивности.
- Развития.
- Активности.
- Акцент на психическом здоровье.
Плюсы
- Признание того, что человек может управлять своей психикой. Применяя гуманистический подход, можно убрать нервозность, улучшить качество жизни человека. При потере смысла жизни человек испытывает фрустрацию, негативные мысли, депрессию. Различные проблемы, неврозы индивидуума приводят к мышечным зажимам, психосоматическим заболеваниям. Применяя логотерапию, клиент-центрированный подход, различные техники психолог или психотерапевт может помочь человеку улучшить психическое и физическое здоровье, изменить качество жизни.
- Направление гуманистической психологии подходит для исследования потенциала личности. Исследовать можно только здоровых, полноценных людей. Способности и творческий потенциал заложен в каждом человеке. В современной психологии существуют различные методы исследования креативности.
- Влияние гуманистического подхода на терапию, образование, здравоохранение, политику и другие сферы. Гуманистическая психология в настоящее время прочно вошла в нашу жизнь, продолжает активно развиваться. На ее основе построено развивающее обучение, которое десятилетиями практикуется в нашей стране. Не одно поколение детей получило образование на принципах этого направления. В медицине давно уже признан факт того, что все болезни от нервов. Современные врачи знают о психосоматических заболеваниях, умеют дифференцировать физические и психологические отклонения, зачастую направляют пациентов к психологу.
- Человеку отводится большая роль в определении состояния психического здоровья. От того, как человек живет, от целостности персоны зависит психическое здоровье. При активном личном выборе пути развития, самореализации, самоактуализации индивидуума, реализации его творческого потенциала уменьшается риск негативных ощущений в психике и в теле. Человеку необходимо понимание своей природы для того, чтобы уметь жить в гармонии с самим собой.
- Подчеркивается важность влияния окружающей среды на опыт человека. Человек познает окружающий мир, приобретает собственный уникальный опыт через призму чувств и эмоций, полученных в процессе жизни, отношений с близким и дальним окружением. Поэтому так важно, в какой социальной среде он находится. Какая окружающая среда, такой и опыт. Развитие личности зависит от условий, в которых человек находится.
- Утверждение достоинства человеческой личности и ответственности человека за свое поведение. Я-концепция у человека формируется с самого раннего детства. Целостный, полноценно сформировавшийся и функционирующий человек способен принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них. Такая личность будет опираться на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и шаблоны.
Минусы
Кроме положительных сторон, выделяют и отрицательные:
- Чрезмерная субъективность. Полагаются только на собственную оценку своего опыта.
- Не существует точного способа оценки исследуемых свойств личности.
- Отрицание порочности природы человека.
- Крайний индивидуализм.
- Пренебрежение рациональным познанием.
Вывод
Применение гуманистических идей делает направление очень популярным. Существует много тренинговых групп как на Западе, так и в нашей стране. При желании можно найти подходящий вариант тренинга или личной терапии вживую или онлайн. Хочется отметить, что главной идеей гуманистической теории личности является то, что человек живет не для удовлетворения биологических потребностей, а для того, чтобы духовно развиваться.
Похожие записи
Критика гуманизма — О пользе бесполезного — ЖЖ
Гуманизм не является в наше время доминирующим типом мировоззрения, однако его значимость и влияние весьма велики. Я замечаю, что большинство людей, озабоченных глобальными мировыми проблемами, как правило, гуманисты. То, что гуманизм обычно не декларируется либо не акцентируется, не меняет сути дела. Напротив, вскрыть неявные базовые предпосылки ценностей и целей ещё нужнее, чем анализировать явные, но вторичнные. В чем ядро гуманистических идей? В жестком разграничении «правильного» и «неправильного» поведения (и мышления тоже), причем «правильное» совмещается с «должным». Гуманизм навязывает предвзятые, догматические ценности, на которых строится всё мировоззрение. Первая из таких ценностей — священность любой жизни и негативность смерти. Вторая — недопустимость страдания, что связано с негативной оценкой страдания, боли, борьбы. Третья — неподвижность, покой — это плохо, прогресс — символ всего позитивного. Возьмите большую часть фантастической литературы, к примеру, и вы увидите, что она пронизана гуманизмом. Вы вправе спросить, почему неприемлем гуманизм? Оснований тому немало, я вкратце изложу некоторые из них.
Прежде всего, гуманизм обманчив. Он покоится на религиозной, христианской, основе, хотя его приверженцы нередко демонстрируют свою независимость от религии, а иногда даже заявляют об атеистическом характере гуманизма. К трансгуманизму это тоже относится. Гуманизм противоречив по своему характеру, поэтому он хорошо подходит для идеологии и для эскапизма, но плохо подходит для выработки реалистического мировоззрения и тем более серьёзных философских теорий. Непоследовательность гуманизма должна критиковаться в первую очередь.
Почему мы должны считать жизнь священной? Это ниоткуда не следует. И следовать не может, если рассуждать строго логично. Если же внимательно рассмотреть, что такое жизнь и смерть, то подобные заявления окажутся полностью ложными. Жизнь — жизнедеятельность организма (живого существа), смерть — прекращение жизнедеятельности или отсутствие жизнедеятельности после такого прекращения. Для кого ценна жизнь? Прежде всего, для самого живущего. Это очевидно, однако такая ценность относительна. И однозначно исчезает после смерти (исчезновения) самого живущего. Следует добавить, что гуманизм сочетает догмат о священности жизни с явным антропоцентризмом. Однако чем жизнь человека ценнее жизни комара, к примеру? Даже когда гуманист признает ценность жизни других живых существ, он, как правило, выстраивает некую иерархию, пирамиду, на верху которой стоит человек, под ним высшие млекопитающие, прежде всего приматы (и домашние животные!). Из мира в целом выделяется ставится полезное и красивое. Часто критерий красоты определяет и выбор наиболее «ценных» животных. Сохранять и беречь нужно не всю живую природу, не дикую среду, а то, что непосредственно нужно или нравится человеку.
Гуманизм обезличивает, навязывает каждому абстрактные принципы. Люди в целом, человечество заслоняют конкретных отдельных людей, даже близких. Чем чувствительнее человек, тем больше он страдает от «несовершенства» мира, тем больше он порабощен утопиями, тем легче впадает в уныние и растерянность. Гуманистами легко манипулировать. Достаточно акцентировать внимание на «слезу ребенка» и можно отвлечь внимание от действительно опасного насилия и принуждения. В гуманистических принципах потому нет ничего полезного, что они оторваны от реальности. Попытка им следовать ведет к утопизму и реформаторству, в результате жизнь становится намного хуже, чем была до этого. Если же количество смертей снижается и люди меньше страдают, то это только временно, в итоге под угрозу попадает жизнь и благоденствие всего вида. Экологические законы в принципе несовместимы с гуманистическими установками. Поэтому любые гуманистические утопии в сфере экологии всегда будут оставаться красивыми сказками и только. Либо мы принимаем законы природы, либо игнорируем их — третьего не дано.
Дуализм остается главной предпосылкой гуманизма. Видеть мир черно-белым приходится неизбежно каждому гуманисту. Ведь если признать, что ценность чего угодно, хотя бы самой жизни, условна и ситуативна, то придется отказаться от всех априорно установленных схем и принципов, от «правильного» и «неправильного». Отказ от гуманизма не ведет к плюрализму. Вне гуманизма вполне можно сохранять и определенность взглядов и целей, и свою природную мягкость и доброжелательность к людям (только не ко всем без разбора!). Гуманистическая редукция не ограничивается дуализмом. Абстракциям придается статус сущностей. Все люди объединяются в некое «человечество». Животные — каждый в свой вид. Вместо реальных групп и популяций, симбиозов, биотопов, то есть природных общностей, в гуманистическом мировоззрении фигурируют предельно обобщенные и отвлеченные категории. Гуманист не понимает, что «человека вообще» (человечества) в которого он верит, не существует.
Как определить гуманиста? Гуманист осуждает любое насилие, причинение вреда без необходимости, любое убийство. Чаще всего гуманист становится адептом закона и государства, поскольку кто-то ведь должен обеспечивать соблюдение гуманистических принципов. Одно только хорошо: это показывает, что сами гуманисты понимают, насколько их идеалы неестественны, а их утопия далека от ральности. Я сейчас говорю не о критике наличной социальной реальности, а о самих основах жизни, о природных законах. Отрицание смерти — иммортализм — есть предел развития гуманистических идеалов. Что весьма характерно, идеал гуманистов перестает быть человеком. С самого начала акцент делался на разум, даже интеллект. «Человек» гуманистов может быть инопланетным гумноидом, киборгом, мутантом и кем угодно ещё, хоть разумным туманом… Наверное, это главное, за что я не люблю гуманизм — он равнодушен к настоящим живым людям, к нам с вами.
Гуманная педагогика: что это, плюсы и минусы
Гуманная, или гуманистическая педагогика – это направление педагогики, в основе которого лежит ориентировка на личность, особенности и интересы ребенка в процессе воспитания. На сегодняшний день это направление является достаточно популярным, потому что сегодня стало известно о важности формирования личности именно в детском периоде.
О направлении
Основатель гуманистического подхода в педагогике – Шалва Амонашвили, который в середине ХХ века стал говорить о том, что главное в воспитании ребенка – любовь к нему и уважение его как личности. В гуманистической педагогике ребенок – сознательный и активный человек, имеющий свои потребности, интересы, особенности и взгляды, которые имеют право на существование. В отличие от других педагогических направлений, гуманистический подход предполагает большую свободу выбора ребенка в рамках образования. Он базируется на трёх главных принципах:
- Понимание. Учитель должен уметь с помощью наблюдения, бесед и игр понять внутренний мир ребенка и его личность.
- Признание. Педагог, после того, как выявил индивидуальные особенности ребенка, должен уметь признать их, а также – считаться с мнением и позицией обучающегося. Это не означает, что педагог не может иметь своего мнения, но он не вправе навязывать его своему подопечному.
- Принятие. Учитель принимает ребенка таким, какой он есть – со всеми особенностями и взглядами, а также умеет сопереживать.
Плюсы гуманистической педагогики
- Развитие личности. Когда в ребенке признают личность, он признает ее и сам в себе. Он отзывается на любовь взрослого, доверяет ему и учится у него хорошему. Он учится уважать себя и других, находить в любом человеке положительные стороны, адекватно воспринимать окружающий мир. Если ребенок с детства чувствует себя любимым и значимым, его личность развивается стабильно и гармонично.
- Формирование ответственности. С ранних лет ребенок чувствует, что он в ответе за свои слова, свой выбор и свои действия. Он знает, что словом можно подбодрить грустного товарища, успокоить плачущего малыша или призвать к ответственности хулигана. Ребенок, воспитанный по гуманистической системой, не нанесет умышленной обиды другу, не выбросит надоевшее домашнее животное и не выбросит мусор посреди улицы.
- Более высокая мотивация. Дети в общеобразовательной школе зачастую не хотят учиться потому, что информация для них – неинтересна. Если же образование учитывает интересы ребенка и идёт от его личности, то мотивация ребенка к обучению повышается: об интересном хочется узнавать больше и больше.
- Высокий уровень развития коммуникативных умений. Ребенок, обучающийся под влиянием гуманистической педагогики, умеет конструктивно высказывать своё мнение и правильно формулировать мысли. Кроме того, он умеет грамотно выстраивать диалог, доказывать свою точку зрения и договариваться.
- Широта и гибкость мышления. Человек, которому с детства разрешают иметь свою точку зрения, а не принимать навязываемую, с детства мыслит более широко, чем его сверстники, воспитывающиеся в других условиях. Кроме того, на спектр его взглядов положительно влияет и то, что учителя и другие педагоги ориентируются не на шаблонные требования к знаниям и умениям, а на интересы самого ребенка.
Минусы гуманистической педагогики
- В некоторых аспектах жизни человек, воспитанный в гуманистической педагогике, может оказаться неготовым к реальной жизни: взрослым не всегда приходится заниматься только тем, что им нравится и интересно. Иногда приходится выполнить работу и служебные необходимости вне зависимости от желания. С другой стороны, такие дети умеют быстро приспособиться к ситуации, поэтому, скорее всего, особенных трудностей у них не возникнет.
- Трудная работа для учителя. В авторитарном подходе всё просто: учитель говорит, дети делают то, что он сказал, педагог идёт по своей заданной и давно прописанной программе, вне зависимости от потребностей детей. В гуманистической педагогике необходимо отталкиваться от интереса детей. Но в классе – 30 человек, у каждого – свои образовательные желания, и чтобы реализовать потребности каждого, учителю приходится изрядно постараться. С другой стороны, талантливый педагог обычно неплохо с этим справляется.
- Отсутствие преемственности отрицательно влияет на личность. Например, если в школе воспитание гуманистическое, и ребенка здесь уважают, прислушиваются к нему, удовлетворяют его интересы, а дома – авторитарные родители, которым больше хочется, чтоб ребенок был «удобным», чем активным и любознательным, то может возникнуть конфликт. В первом варианте, в школе такой обучающийся может начать вести себя деструктивно, так как это место, где он может проявить себя, пусть даже негативно. Во втором – конфликт с родителями: ребенок имеет свою точку зрения, но он не вправе ее высказать. В обратном случае, когда учитель авторитарен, а родители – сторонники гуманной педагогики, также возникает масса трудностей. Важно, чтоб школа и семья действовали сообща.
- Не каждый авторитарный учитель готов перестроиться на гуманистическое направление. Человек, привыкший, что дети безоговорочно его слушаются и выполняют его указания, зачастую психологически не может «спуститься» на уровень ребенка и услышать его.
- Если образовательная организация работает с деструктивными детьми и подростками, то наладить образование в рамках гуманного подхода достаточно трудно: такие дети обычно имеют весьма неприятные взгляды, интересы и привычки, поэтому общаться с ними «на равных» получится не у каждого педагога. Тем не менее, если учителю это удается, то он достигает невероятных результатов: подростки с деструктивным поведением, когда начинают осознавать, что к их мнению и словам прислушиваются, «раскрываются» с лучшей стороны, и начинают развиваться как личности в более правильном русле.
Итог
Гуманистическая педагогика способна творить чудеса: дети, которых любят, слушают и понимают, развиваются гармоничными и творческими личностями. Они способны конструктивно разговаривать, отстаивать своё мнение, а также уважают любого человека, вне зависимости от его личностных особенностей.
Похожие записи
Второе, – это фундаментальный, глубинный характер гуманистического мировоззрения
Человек принимает здесь не просто свою человечность, а самое глубокое и ценное в себе – свое человечное я. Гуманизм обретает глубину именно потому, что связан с самым важным для человека – с его собственным существованием, с его свободой, положительными, жизнеутверждающими способностями, со всем лучшим, что есть или может быть присуще человеку, не закрывающему глаза и на темную сторону своего существа. В отличие от всех других мировоззрений, в центре гуманизма находится человек, носитель этого мировоззрения.
Признаком, говорящим о более основательном характере гуманизма по сравнению с другими типами мировоззрения, является особенно выраженная рефлексивность, сознательность человека гуманистических взглядов, его предельно тесные контакты со своим я, личностным центром мысли и дела. Такое умонастроение можно назвать антропоцентризмом (но не эгоизмом). Этот термин-определение весьма точно рисует ситуацию. Ведь в гуманистическом мировоззрении я совершает исключительно важный выбор самого себя, но не просто «голенького» и бессодержательного (что происходит в любом акте самосознания), а я человечного, достойного высших человеческих ценностей, соразмерного всем ценностям Вселенной. Гуманизм – мировоззрение высокого самосознания, самоконтроля и ответственности личности за свою частную, общественную и космическую (природную или экологическую) жизнь.
Подчеркнем еще раз: все другие мировоззрения (как то религиозное, государственническое, классовое, профессиональное и их разновидности) отнюдь не рассматривают личность в качестве главного объекта своего позитивного интереса.
Третьим признаком гуманизма является его комплексный, интегративный характер.
Дело в том, что осознание и принятие гуманности, себя как человечного я создает особую почву для органического и творческого восприятия многих других мировоззрений или их частей. Гуманизм становится фильтром, через который человек пропускает все содержание своего внутреннего мира, тем самым и очищая его, и наполняя светом человечности. В результате в гуманистическое мировоззрение входят многие философские, этические, естественнонаучные, гражданско-правовые, финансово-экономические, общеполитические, эстетические, экологические, психологические и педагогические идеи.
Четвертым качеством гуманизма является его полифункциональность.
Полифункциональность (многофункциональность) присуща практически всем мировоззрениям. В гуманизме это качество позволяет человеку решать как теоретические (познавательные) проблемы, так и практические (нравственные, гражданско-правовые и др.) вопросы.
Гуманизм выполняет функции метода, ценности и знания: он учит,
– как стать гуманистом,
Или, подробнее —
– как сформировать в себе гуманистическое мировоззрение;
– как сознательно и человечно (гуманистически) относиться к себе, информации и внешнему миру;
– какова шкала, каталог базовых человеческих ценностей и приоритетов.
Он предлагает личности себя как знание, освещенное светом разума, согретое теплом уважения, заботы и любви к человеку и миру.
Сказанное о «географии» внутреннего мира человека и отличительных особенностях гуманистического мировоззрения помогает ответить на вопрос, что такое гуманный человек Homo humanus. Этот ответ оказывается очень простым.
Homo humanus – это личность, обладающая гуманистическим мировоззрением и соблюдающая его самоочевидные нормы в своей жизни, в отношениях с себе подобными, обществом и природой.
Но простота ответа не значит, что гуманистом стать легко. К сожалению, это не так. Нужен разум, добрая воля, ответственность и мужество, чтобы рискнуть сделать гуманистический выбор и вступить на дорогу бесконечного и захватывающего восхождения. Восхождения к вершинам своего собственного духа, человечности и свободы, к вершинам знания, к дальним рубежам природы, окутанным неизвестностью и чреватым невероятными открытиями…
Быть гуманистом нелегко и потому, что гуманизм – это постоянное созидание, творческое отношение к жизни. Гуманистическое творчество предполагает и программу самосовершенствования, и поиск наилучших – демократических, свободных и справедливых форм общежития, и выработку взаимосберегающих, безопасных, равноправных и партнерских отношений со средой обитания.
Но кто сказал, что жизнь легка, беззаботна, безоблачна и невесома?! Что она вообще должна быть такою? Так мог сказать только обманщик или «счастливчик» с атрофированными способностями к самостоятельному самосохранению и выживанию.
Жизнь каждого из нас – это невероятно малая возможность, ставшая удивительной действительностью. Это захватывающее приключение, шанс многое испытать, многое познать, многое сделать. Это шанс стать человеком, испытывающим самоуважение, чувство собственного достоинства. Это шанс уважать и любить человека и мир.
И, добавим, получать от них ответную любовь и признательность, солнечный свет и чистый воздух, прозрачную воду, бесконечное многообразие даров земли и человеческого творчества.
Вопросы для самоконтроля
1. Как понимает гуманизм реальность и самоочевидность человека?
2. Каковы основные типы человеческих качеств?
3. Назовите позитивные человеческие качества.
4. Назовите основные нейтральные человеческие качества? В чем их особенность.
5. Назовите основные негативные качества человека. В чем их специфика?
6. Каково отношение гуманизма к отрицательным чертам человеческого существа?
7. Назовите основные характеристики внутреннего мира человека.
8. Почему так важно для человека выяснить отношения между ним самим и его внутренним миром?
9. Каковы основные типы отношений между человеком и его мировоззрением?
10. Каковы гуманистические рекомендации по гармонизации отношений между человеком и его внутренним миром?
11. Как гуманизм характеризует человеческое я, личность?
12. Каковы основные признаки личного существования?
13. Как определение человека связано с его способностью к саморазвитию и самосозиданию?
14. Как гуманизм понимает самосознание и как оно связано с феноменом человеческого я?
15. Какова внутренняя структура человеческого я?
16. В чем состоят основные принципы отношения человека к своему мировоззрению?
17. Как гуманизм определяет человечность?
18. Какова структура человека как телесно-психического существа?
19. Дайте описание структуры мировоззрения. В чем состоит особенность гуманистического мировоззрения?
20. Что такое полифункциональность гуманизма?
21. Каковы основные характеристики Homo humanus?
Глава третья. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Вынесенные в заголовок слова составляют главную тему всей этой книги. Все, что говорилось выше, было предварительным условием понимания главного: специфики гуманизма как мировоззрения, как общественного явления и как практики людей, воплощающих в культуру и повседневную жизнь принципы и идеалы этого мировоззрения.
Гуманизм никогда не был чистой теорией, игрой ума или просто фантазией. Он всегда объединял людей деятельных и творческих. Сам факт их единства и солидарности делал идеи гуманизма коллективным, социальным мировоззрением. И поскольку речь шла о самом образе их жизни, гуманизм воплощался не только в произведениях литературы и искусства, но и в цивилизованных, нравственных и разумных отношениях между людьми, в экономических, юридических и политических институтах общества, все больше определяющих облик каждой страны и ее граждан.
Основные черты гуманистического мировоззрения
Особенности гуманистического мировоззрения
Несмотря на наличие в гуманизме $XV$ века множества направлений, основу учения поддерживали большинство учёных. Не все были согласны с идеями гражданского гуманизма, лишь часть поддерживала флорентийских неоплатоников, взгляды Валлы или Альберти также разделяли не все гуманисты. Тем не менее гуманизм имел крепкую платформу, основанную на единых для всех принципах гуманизма.
Замечание 1
Отличительной чертой гуманизма стала ориентации на человека. В античной философии центром внимания являлась природно-комическая жизнь, в эпоху Средневековья в центре становится религиозная жизнь, решающая проблему спасения. Возрождение в центр ставит светскую жизнь, включающую деятельность человека для достижения счастья в земном существовании. Философия берёт на себя функцию науки, которая обязана направить человека на поиск своего места в жизни.
Философия гуманизма имеет антропоцентрический характер. В центре всего стоит не Бог, но Человек. Бог есть начало всего сущего на земле, человек – это центр всего мира. Соответственно, общество появляется не по воле Божьей, а в результате деятельности людей. Деятельность и мысли человека не имеют границ, он способен на всё. Мировоззрение человека эпохи возрождения носит ярко проявляющийся гуманистический характер. Человек признаётся свободным существом, который является творцом всего окружающего мира и, самое главное, самого себя. Философы Возрождения верили в Бога, они не могли быть атеистами. Но, отдавая Богу роль творца и мира, и человека, они считали, что Бог наделил человека свободной волей. Таким образом, человек самостоятельно определяет свою судьбу, отвоёвывает место под солнцем, несёт ответственность за результат своих действий.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные черты гуманизма
Гуманизм стал основой мировоззрения эпохи Возрождения. К основным чертам гуманизма обычно относят следующие признаки:
- Возвращается интерес к потребностям человека. Философы-гуманисты интересовались внешним обликом и духовным содержанием человека. Они стремились изучить достижения античных классиков.
- Формируется культ индивидуальности. Важным инструментом воспитания человека признаётся литература.
- Признаётся исключительная роль поэзии. Поэзия воплощала в себе синтез лучших качеств человека, являла собой пример наиболее полной и удачной формой выражения мыслей и чувств.
- Происходит изменение философской системы. Гуманисты отрицают философско-теологическую базу средневековых мыслителей, которая опиралась на учение Аристотеля и его сторонников. Они изучают человека с его речью и действиями, с проявлением его характера и результатами деятельности.
- В центр гуманизма как системы ставится фигура интеллектуала-гуманиста. Он, заявляя о своей индивидуальности и защищая её, старается представить свою идеология, отделив свои взгляды от других философов.
- Принимается универсальность гуманистических ценностей. Гуманисты нарушают сословные границы и представляют учение без классовых интересов. Они заявляют об универсальности выдвинутых ими человеческих ценностей, которые имеют значимый вес для всего образованного человечества.
- Складываются противоречивые отношения с властью. Многие гуманисты опирались на поддержку власть имущих: сеньоров, королей, папских легатов. Неи всегда им удаётся избежать преследований со стороны церкви, поэтому им приходится скрываться, покидать родину или переходить в противоположный лагерь.
Гуманизм и церковь
Замечание 2
Гуманисты предложили совершенно иные условия гармоничного развития общества. Они признавали высокую значимость труда, верили в разум человека и его творческий потенциал, доказывали, что мирская жизнь есть источник наслаждения и счастья каждого человека. Богатство и накопительство оправдывалось полезностью для общества. Гуманисты считали, что лучшая трата капиталов – это траты на образование.
Пантеистическая философия опровергала учение церкви и формировала целостное мировоззрение, ставшее фактором развития всего общества.
12 Важнейшие плюсы и минусы этноцентризма — Vittana.org
Этноцентризм — это оценка другой культуры на основе личных предубеждений, которые происходят из обычаев или стандартов собственной культуры. Это означает, что один человек судит многих других на основе убеждений и обычаев, относящихся к их собственной культуре.
Этноцентризм может включать общее суждение о культуре. Это также может быть конкретное суждение по определенным аспектам культуры, таким как религия, поведение или язык.
Термин был впервые использован Людвигом Гумпловичем в 1883 году. С тех пор несколько человек, в том числе Уильям Сумбер, Роберт Мертон и Франц Боас, продолжили эти первоначальные наблюдения.
Вот плюсы и минусы этноцентризма, которые следует учитывать.
Список плюсов этноцентризма
1. Создает высокий уровень самооценки.
Чтобы кто-то экстраполировал свою культуру на кого-то другого, в первую очередь должна быть любовь к этой культуре.Этноцентризм возникает при высоком уровне самооценки, что может быть полезно в определенных обстоятельствах. Он создает точки соприкосновения, подчеркивая патриотизм, национальную гордость или желание исповедовать любимую религию с другими подобным образом. Когда мы находим общий язык с людьми, это заставляет нас чувствовать себя связанными — как будто мы принадлежим.
2. Этноцентризм создает единство единомышленников.
Большинство людей чувствуют себя комфортно среди людей, которые очень похожи на них самих.Мы чувствуем, что можем быть самими собой, когда нас окружают люди, которые думают или действуют так же, как мы. Это стремление к единству затем возлагается на других людей из других культур или этнических групп с предположением, что будут те же результаты. В конце концов, кто-то обычно чувствует себя вполне удовлетворенным тем, где он находится в жизни, когда его сети усиливают преимущества его взглядов.
3. Позволяет обществу вспомнить прошлые традиции.
Одним из самых уникальных аспектов этноцентризма является то, что он делает упор на прошлые традиции и обычаи.В некотором смысле это перспектива, которая позволяет нам увидеть, каково было жить в прошлом. Показывая новым поколениям, чего можно достичь с помощью разработанных передовых методов, есть возможности сохранить культуру на века, если не дольше.
4. Этноцентризм создал мир, который мы имеем сегодня.
Если честно, у большинства из нас жизнь неплохая. Конечно, у нас бывают хорошие дни, а бывают плохие. Тот факт, что у нас могут быть эти дни, в первую очередь объясняется преимуществами, которые дает этноцентризм.Экспансия на запад в Соединенных Штатах произошла из-за этноцентрической веры в то, что Бог призывает людей распространять христианство от побережья до побережья любыми возможными средствами. Первоначальная колонизация Америки из Европы произошла из-за веры в то, что любые найденные ресурсы принадлежат первооткрывателю.
Список минусов этноцентризма
1. Этноцентризм способствует ложным выводам.
Все в чем-то этноцентричны.То, что каждый из нас считает «нормальным», отражается на других. Нам легче понять обобщения, чем индивидуальные точки зрения, чуждые нашим собственным. Мы используем эти обобщения, чтобы делать выводы о людях, часто довольно быстро. При встрече с незнакомцем может потребоваться всего несколько секунд, чтобы полностью оценить этого человека. К сожалению, без точной информации или точек зрения это означает, что мы часто делаем ложные выводы об этом человеке — и его культуре в целом.
2. Создает раскол внутри общества.
Подумайте о ком-то, кто отличается от вас прямо сейчас. Велика вероятность, что первое, о чем вы подумали, было что-то, что вам не нравится в этом человеке. Когда мы принимаем этноцентризм, мы принимаем негатив. Мы смотрим на то, что предлагает другой человек или культура, и пытаемся разорвать это на части. Это делается потому, что мы хотим, чтобы наш собственный опыт и взгляды были лучше других.
Из-за этого процесса возникают социальные конфликты между различными культурными группами, потому что каждый считает себя «правильным», а все остальные — «неправильным».
3. Этноцентризм может даже разделить семьи.
С 2016 года в США наблюдается общественный эффект под названием «развод Трампа». Это началось с того, что Линн Аронберг, чирлидер из «Майами Дельфинс», и Дэйв Аронберг, адвокат, сослались на политические разногласия при подаче заявления о разводе. В социальных сетях сторонники Линн призывали ее искать дружеских отношений с кем-то еще, кто разделял ее обстоятельства и политические взгляды.
Когда мы закрываем свой разум для различных мнений и точек зрения, мы отказываемся верить, что что-либо, кроме нашей собственной точки зрения, может быть правильным.Когда это происходит в семье, результатом обычно становится разделение, если не разрушение.
4. Это отталкивает людей от культуры.
В течение каждого четырехлетнего избирательного цикла в США сторонники обеих политических партий любят говорить, что они уедут из страны, если другой кандидат победит на выборах. Немногие на самом деле доводят угрозу до конца, но это заявление является признаком действующего этноцентризма. Такое заявление рисует черту на песке. Он говорит, что вы либо «со мной, либо против меня.«Такой ультиматум редко является отправной точкой для эффективных отношений. С таким отношением вы обнаружите, что разнообразие скорее избегает вас, чем обнимает.
5. Этноцентризм ограничивает перспективы.
Допустим, вас наняли на новую работу. По мере того как ваш новый босс проводит вас через ожидаемые обязанности, которые вы будете выполнять, вы замечаете, что ваша команда выполняет одну и ту же работу три раза в разы. «Разве не было бы смысла, если бы мы структурировали политику так, чтобы выполнить эту задачу только один раз, а не трижды?» ты спрашиваешь.
Этноцентризм заставит вашего нового начальника сказать что-то вроде: «Мы всегда так поступали, и это работает. Не будем ничего менять «.
Может быть и обратное. Может быть, с вашей точки зрения проще сделать что-то один раз, но новая команда обнаружила, что тройная проверка их работы на самом деле экономит им деньги в долгосрочной перспективе. Тогда этноцентризм поставит ваши взгляды выше применяемых передовых практик, даже если ваша точка зрения на самом деле не лучшая.
6. Убивает людей.
Сколько раз вы слышали новости о терроризме за последний год? Это заставляет ваше сердце замирать? Изменили ли вы свои личные привычки из-за действий тех, кто создает террор?
Этноцентризм в конечном итоге порождает смерть. Это происходит потому, что люди не видят истины, которую предоставляют другие точки зрения. Это заставляет людей чувствовать, что каждый, кто отличается от других, является неполноценным. В крайних случаях это приводит к действиям, которые заставляют одного человека атаковать другого.
Все ли терроризм или преступления на почве ненависти основаны на этноцентризме? Нет. Некоторые из них являются ответом на реальное или мнимое притеснение. Однако исторически худшее из того, что может создать человечество, основано на идее о том, что одна группа превосходит все остальные.
7. Этноцентризм вызывает изоляцию.
Представьте, что вы посещаете урок всемирной истории в своем любимом университете. Вы достаете учебник и обнаруживаете, что он предлагает исчерпывающий обзор истории Соединенных Штатов.Остальной мир не включен. Одна из величайших неприятностей современного образования состоит в том, что многих детей учат, что их страна — лучшая. Это этноцентризм.
«Соединенные Штаты — величайшая страна в мире». Это этноцентрическое заявление.
Когда эти утверждения сделаны или эти точки зрения включены в системы убеждений, тогда это создает больше изоляции, чем включение. Конечно — единомышленники все равно собираются. Однако со временем эта группа единомышленников становится все меньше и меньше, пока не останется лишь горстка людей.
8. Это ограничивает выбор.
Люди, которые склонны придерживаться этноцентрической точки зрения, склонны включать эту точку зрения во все аспекты своей жизни. Это даже повлияет на их покупательские предпочтения. Вас когда-нибудь критиковали за покупку чего-то китайского? Подобная критика является отражением практикующего этноцентризма.
У такой критики есть, казалось бы, разумные перспективы. Например, местные магазины поддерживают местные предприятия.Зачем поддерживать иностранную экономику вместо вашей местной? В условиях свободной рыночной экономики выбор покупки чего-либо остается личным. Судя по другому, потому что это дифф
.
10 главных плюсов и минусов коммунизма — Зеленый гараж
Коммунизм, определяемый как социально-экономическая система, характеризующаяся отсутствием социальных классов, государства и денег и основанная на общей собственности на средства производства, представляет собой политическое, социальное и экономическое движение и идеологию, направленную на установление общественного порядка. Когда эта форма правления была задумана и разработана, это была скорее школа мысли, которая превратилась в идеологию, которая стала очень важным моментом движения, которое было больше протестом или революцией против тогдашних правящих классов.Затем, в конце концов, он нашел свое место в качестве политической системы, альтернативной традиционным формам правления.
Изначально коммунизм означал единый социальный порядок, в котором нет различий ни на чем. По сути, это позволяет общественности владеть всем — всеми активами и природными ресурсами в стране. Однако движение, которое было начато для борьбы с буржуазией и в пользу пролетариата, со временем эволюционировало и распалось на различные формы. Как видите, сейчас есть диктаторские коммунистические правительства, а есть демократии с процветающими коммунистическими партиями.Как и другие политические системы, у коммунизма есть свои плюсы и минусы. Давайте посмотрим на них.
Список плюсов коммунизма
1. Он может покончить со всеми системами классов.
В коммунистическом правительстве никто не является королевской семьей, и у всех есть равный доступ к здравоохранению, образованию и еде. Ресурсы страны принадлежат государству, которым управляет группа лиц, представляющих всю массу. Как указывалось ранее, все, что там есть, принадлежит всему населению, за исключением личных вещей.По сути, концепция коммунизма гарантирует, что каждый мирно живет своей жизнью, не опасаясь ни правящих элит, ни высшего класса. Проще говоря, эта форма правления обеспечивает благополучие всех людей без благосклонности и страха.
2. Это может резко снизить уровень безработицы.
Когда все члены общества смогут вносить свой вклад и работать, уровень безработицы, естественно, снизится. Это также приведет к снижению преступности, поскольку никого не принуждают к совершению незаконного преступления, чтобы убедиться, что его счета оплачены, а его семья накормлена.Вместо этого он будет иметь душевное спокойствие, которое приходит вместе со знанием того, что всегда будет много возможностей для работы. Что касается крестьян, они больше не будут бояться ухудшения экономического положения, если они будут готовы каждый день ходить на работу и выполнять свои обязанности. В коммунистической стране можно говорить лишь о нескольких социальных пробелах.
3. Обеспечивает граждан все основные потребности.
Коммунистические страны следят за тем, чтобы даже у самых бедных всегда была еда на столе, они получали качественное образование и имели доступ к базовому медицинскому обслуживанию.Что касается занятости, коммунизм обещает всем рабочие места, где они получат доступ к равным возможностям. Система найма и увольнения, распространенная во всем мире, не существует и не может существовать в этой политической системе.
4. Он ставит диктаторов у власти.
Не поймите неправильно, поскольку здесь имеется в виду, что в коммунистической стране, как правило, есть диктаторы, чья воля навязывается гражданам и которые часто считают себя доброжелательными диктаторами, ставящие интересы людей на первое место.Хотя это спорно, так как многие диктаторы живут в роскошных номерах и имеют гораздо гораздо больше в своей жизни, чем большинство населения, важно отметить, что общество имеет все, и больше денег вкладываются в услугах, которые все используют. Следовательно, системы здравоохранения и образования всегда доступны, а это значит, что обычные люди могут получать медицинскую помощь и учиться, когда они в ней нуждаются.
5. Это путь к сильной и безопасной стране.
Потому что все равны и нет социальной дисгармонии, уровень жизни одинаковый.Также. Правительство твердо контролирует ситуацию, а законы и внешняя политика строги, поэтому уровень преступности очень низкий. Коммунистическое правительство думает о населении страны, когда принимаются решения, что не допускает никакой пользы ни для кого.
Список минусов коммунизма
1. Он не проливает света на своих правителей.
Коммунистическая форма правления может поддерживаться при любом политическом сценарии, а диктатура может быть идеологически коммунистической, даже если правительство будет избранным демократическим путем.Обратите внимание на то, что демократически избранные правительства могут иметь определенные основания, поскольку представители общественности участвуют в национальных выборах. В диктаторском сценарии коммунизм не объясняет причину, по которой граждане не выбирают своего лидера, и добродетель, которую правители достигли своего места.
2. Это анти-амбиции.
При коммунистической форме правления у вас мало места для амбиций. Поскольку для всех существует равенство, нельзя ожидать чего-то необычного.Личностный рост или развитие — не то, к чему вы должны стремиться при этой политической системе.
3. Он может подпитывать бедность.
Отсутствие промышленного роста фактически привело бы к возникновению проблемы с занятостью. Культурная, технологическая и социальная эволюция незначительна, а финансовые улучшения также ограничиваются определенным сектором, который поощряется государством.
4. Он может быть таким же коррумпированным, как капитализм.
История доказала, что коммунистические режимы и партии превратились в кружок людей, в котором только влиятельная группа политических лидеров извлекала выгоду из системы, часто заканчивая тем, что они жили в роскошных домах и жили более роскошно, чем обычные граждане.Это иронично, поскольку коммунизм нацелен на то, чтобы у всех была одинаковая жизнь, но тогда лидеры в конечном итоге живут как гонорары.
5. Сдерживает голос народа.
При коммунизме нет свободных СМИ, а правители или правительство вездесущи и всемогущи. Государство вмешивается почти во все, что душит свободу граждан.
Исходя из перечисленных выше плюсов и минусов, можно ли для вас, чтобы в вашей стране была коммунистическая форма правления или нет?
Об авторе
Брэндон Миллер получил B.А. из Техасского университета в Остине. Он опытный писатель, написавший более ста статей, которые прочитали более 500 000 человек. Если у вас есть какие-либо комментарии или сомнения по поводу этого сообщения в блоге, свяжитесь с командой Green Garage здесь.
.
12 За и против теократии — Vittana.org
Теократия — это правительство, в котором религиозный человек, существо или идея являются высшим правителем в своих структурах. Население могло избрать президента, но считалось, что президент должен подчиняться богу. Этот тип структуры имеет тенденцию поддерживать позицию большинства внутри страны и допускать меньшие социальные конфликты внутри этого большинства, потому что все верят в нечто подобное.
Теократия может также создавать разногласия, потому что она напрямую связана с религиозными верованиями.Если кто-то не согласен с тем, что делает правительство, его собственные религиозные идеи или свободы могут быть поставлены под угрозу.
Вот еще плюсы и минусы теократии, которые стоит рассмотреть.
Каковы плюсы теократии?
1. Работает эффективно.
Теократия объединяет людей под одним большим зонтом. Поскольку вера напрямую связана с операциями правительства, меньше задержек в реализации операционной политики. Когда внедряются новые или изменяются текущие политики, редко возникает возможность для обсуждения.Правительство постановляет, что необходимо сделать. Затем религиозные учреждения исполняют этот указ с кафедры, в классе или в другом месте влияния.
2. Оптимизация усилий правоохранительных органов.
В США существует четыре основных уровня управления: местное, окружное, штатное и национальное. У каждого своя форма правоприменения. В общине есть сотрудники полиции. Округа работают с офисами шерифа или Маршалла. Государственные правоохранительные органы также существуют.Правоохранительная организация национального уровня будет похожа на Федеральное бюро расследований в Соединенных Штатах. В США есть десятки государственных агентств национального уровня, в которых работают штатные сотрудники, которые могут произвести арест. Внутри теократии это стало бы централизованной структурой вместо того, чтобы каждая из них была независимой друг от друга.
3. Это форма правления, которая имеет более высокий уровень подчинения обществу.
Возможно, самый большой страх, который испытывают люди, — это неизвестность.Поэтому нет ничего страшнее, чем то, что случится с кем-то после смерти. Надежда, которую предлагает религия в отношении того, что происходит после смерти, может помочь избавиться от этого страха, и именно так в обществе создается согласие в рамках этого типа правительства. Если спасение человека находится под угрозой из-за того, что он не подчинится правительству, верный человек может решить подчиниться, чтобы ограничить свой риск вечного проклятия.
4. Теократия может творить удивительные вещи для нуждающихся.
Если бы теократия в точности следовала указам своих священных книг, она могла бы изменить мир несколькими невероятными способами. Голод можно было искоренить, потому что соседи делились бы с соседями. Каждый мог получить доступ к надлежащему медицинскому обслуживанию. Никто не жил бы в бедности, если бы не сделал этого сознательно. У тех, кто в этом нуждается, будет больше рук помощи.
5. Больше нет необходимости искать компромисс.
Поскольку большинство из них уже находится на одной странице с государственными политиками и процедурами, меньше времени тратится на попытки найти компромисс между идеями.Даже если существует «конфликт» между двумя группами, последнее слово будет за верховным надзором правительства. Люди собирались вместе, молились или поклонялись, и уходили с общей целью.
Каковы недостатки теократии?
1. Группы меньшинств не всегда терпимы в рамках теократии.
Теократия требует соответствия. Можно позволить верить в вариации общих религиозных верований, составляющих основу правительства, но не во что-то совершенно иное.В христианской теократии быть баптистом или католиком можно, но нельзя быть мусульманином.
2. Это правительственная структура, поощряющая раздор.
В теократии, поскольку религиозное существо или бог является главой правительства, среди населения поощряется раздор. Эти религиозные идеи сверхъестественны, даже если человек выдает себя за бога, поэтому становится трудно подвергнуть сомнению идеи, исходящие от такой правительственной структуры.Если вы сомневаетесь в правительстве, вы спрашиваете Бога — и в этой битве верующие в теократии не позволят кому-то победить.
3. Бизнесы могут работать только в том случае, если они следуют одним и тем же религиозным принципам.
Hobby Lobby подала в суд на федеральное правительство за мандат на предоставление страховки, которая включала контроль рождаемости, потому что это противоречило их организационным убеждениям. В теократии возможности подавать иски были бы ограничены. Если бы бизнес не выполнял поручения правительства, его деятельность противоречила бы желаниям высшего руководства, и правительство просто закрыло бы бизнес.
4. У каждого уникального человека своя уникальная вера.
По этой причине согласие либо принудительно, либо невозможно достичь в теократическом обществе. У каждого есть свои причины верить в то, что они делают. Их вера, будь то в Бога, науку или отсутствие сверхъестественного существа, исходит из индивидуализированных точек зрения, исследований и философских поисков. Попытка связать разных людей вместе, даже если они верят в одно и то же религиозное существо, в конечном итоге потерпит крах, потому что не существует «групповой» истины.Есть только «индивидуальная» правда.
5. Теократия изменяет основные религиозные верования.
Возвращаясь к примеру христианской теократии, новозаветная заповедь гласит, что люди должны «любить Бога» и «любить своего ближнего, как самого себя». В них и заключается «сумма закона». Любит ли объявить войну другому народу? Служат ли Богу, если исключить одну группу из сферы здравоохранения? Является ли тестирование на употребление наркотиков чем-то приятным, когда люди голодны и нуждаются в пище, но долгое время не работали?
6.Это эгоистично.
Люди в теократии в первую очередь заботятся о своих интересах. Они хотят работать над своим собственным спасением, прежде чем пытаться помочь кому-то другому достичь успеха. Вот почему эта форма правления часто терпит неудачу. Люди, стоящие на вершине правительства, обладают наибольшей властью для обеспечения своего спасения, поэтому они работают над этим, прежде чем помогать остальным людям.
7. Факты игнорируются, если они не соответствуют священной книге.
Представьте, что дебаты между креационизмом и эволюционизмом велись в теократии.Сможет ли идея эволюции существовать, если бы процесс не был описан в священной книге?
Плюсы и минусы теократии показывают нам, что это идея, которая может показаться способной объединить людей, но обычно она разрывает людей. Это одна из причин, почему Соединенные Штаты были основаны на принципе отделения церкви и государства друг от друга. Религиозные убеждения могут работать с правительством, но они не могут быть эффективными при работе с правительством.
Учетные данные автора сообщения в блоге
Луиза Гейл является автором этого сообщения. Она получила свой
.
12 За и против коммунизма — Vittana.org
Коммунизм — это форма правления, которую первоначально отстаивали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Его цель — уравновесить общество, чтобы каждый работал и получал оплату в зависимости от своих потребностей и способностей. Вся собственность в рамках этой структуры правительства находится в государственной собственности.
Эта общая собственность устранила бы различия между интеллектуальным и ручным трудом, ликвидировала бы разрыв между сельской и городской жизнью и создала бы потенциал для будущего человеческого развития в каждой отрасли, категории или сфере деятельности.Этот потенциальный результат часто рассматривается как главное преимущество коммунизма.
Главный недостаток коммунизма заключается в том, что им легко манипулировать для государственных нужд. В исходной теории Маркс и Энгельс предлагали общую собственность как способ отрицания власти государства. Правительства, которые внедрили структуры, которые были названы коммунизмом, изменили концепцию так, что правительство владеет всей общей собственностью, а не людьми.
Хотя чисто коммунистической структуры правительства никогда не было, мы можем взглянуть на прошлые примеры, чтобы подумать об этих дополнительных плюсах и минусах.
Какие плюсы коммунизма?
1. У всех одинаковый шанс.
Исключая правительственных чиновников для практического применения коммунизма, это теория, в которой каждый должен получить одинаковый шанс построить жизнь для себя. Нет никаких неотъемлемых семейных благ, таких как существующее богатство, которые могли бы дать определенным людям преимущество. Обычные граждане могут стать выдающимися благодаря своим талантам и дарам.
2. Практически все работают.
В настоящей коммунистической структуре вас просят внести свой вклад в общество, насколько это возможно. Это означает, что почти каждый так или иначе работает. Увеличение занятости может привести к снижению уровня преступности, особенно с правительственной структурой, которая гарантирует основы жизни. Ни одна роль не превосходит другую, что укрепляет идею истинного человеческого равенства.
3. Практически все имеют образование.
Поскольку цель состоит в том, чтобы улучшить общество в целом, многие люди отправляются на курсы повышения квалификации, чтобы их навыки могли быть улучшены.Хотя выбор предмета может быть ограничен, и могут применяться другие ограничения, почти каждому в истинном коммунистическом обществе предлагается шанс получить ученую степень.
4. Особое внимание уделяется сельскому хозяйству и обрабатывающей промышленности.
Эти две отраслевые силы, как правило, являются основной движущей силой роста ВВП. Коммунизм фокусируется на этих двух областях, потому что он обеспечивает наибольшие потребности при наименьших ресурсах. Это создает инфраструктуру для этих отраслей и позволяет инновациям продвигаться вперед, потому что для сохранения конкурентоспособности необходимо производить более высокие урожаи и более дешевые продукты.
Каковы минусы коммунизма?
1. Права человека ограничены.
Цель коммунизма — заставить людей работать над общими целями и потребностями. По этой причине люди не могут преследовать свои собственные интересы. Их рабочие задания основаны на том, что требуется сообществу для выживания. Кто-то может быть отличным писателем, сравнивая «за» и «против» предметов, но если сообществу нужен автомеханик для общего блага, то угадайте, что это за писатель? Автомеханик.
2. Несанкционированная оппозиция отсутствует.
В коммунистической структуре есть одна общая структура, которая контролирует послание и повестку дня общества. У них есть абсолютная власть над законом и они могут даже запретить частную собственность на любые капиталистические предметы, такие как валюта или собственность. Этот абсолютный контроль подкрепляется идеей, что разрешается только санкционированное противодействие новым идеям, стратегиям или рабочим заданиям. Если вы не согласны с направлением общества, вас могут посадить в тюрьму или того хуже.
3. Людей держат в неведении.
Дизайн коммунизма кажется оруэлловским при реализации. Единственная партия может контролировать сообщения, которые люди получают в своей стране. Редко бывает, что какой-либо контакт с внешним миром не был предварительно засекречен правительством. Это означает, что население может думать, что они осведомлены о текущих событиях, но на самом деле они намеренно удерживаются в неведении в интересах общества.
4. Насилие, как правило, является единственным вариантом проявления инакомыслия.
Поскольку в коммунизме допускается только санкционированное инакомыслие, люди, которые чувствуют, что их голоса не слышны, склонны прибегать к насилию или насильственной риторике, чтобы выразить свою точку зрения. Возрастают риски терроризма, что усиливает реакцию правительства на угрозы оппозиции. Затем используется тайная полиция и другие формы принуждения для поддержания контроля внутри правительственной структуры.
5. Заработок ограничен.
Существуют определенные ограничения на сумму дохода, которую могут получить люди в рамках этой структуры правительства.Эти жесткие ограничения затрудняют рост инноваций, потому что нет мотивации работать усерднее. Люди знают, что им необходимо достичь определенного уровня продуктивности, чтобы удовлетворить потребности своего сообщества, и у них нет причин выходить за рамки минимума из-за установленных пределов компенсации.
6. Часто приводит к бедности.
Коммунизм может иметь цель поднять настроение всех в обществе, но на самом деле он часто приводит большинство домашних хозяйств к бедности. Государственным чиновникам легко манипулировать структурой, потому что только одно лицо контролирует все в обществе.Один политик может настроить правила и законы так, чтобы его класс людей получал наибольшее вознаграждение, при этом заставляя всех остальных работать практически бесплатно. Коммунизм может удовлетворить потребности, но часто это лишь самое необходимое.
7. Экономия не допускается.
Даже если домохозяйство накопило некоторый уровень богатства, это богатство принадлежит сообществу, а не семье. При истинном коммунизме нет прецедентов для наследования, потому что все принадлежит одной партии, государству или правительству.
8. Занятость может расти, но значимая занятость сокращается.
При коммунизме вы, по сути, работаете, чтобы заработать зарплату, которую никогда не увидите. Вы получаете достаточно, чтобы обеспечить себя, но остальная часть вашей заработной платы и производительности идет на пользу обществу. Многие люди, живущие в рамках этой формы правления, не следуют своим увлечениям, потому что за ними не остается последнее слово в своей карьере. Во многих случаях люди просто оставляют попытки работать и позволяют правительству предоставить им основы.
Плюсы и минусы коммунизма могут быть основаны на утопических идеях, но результаты, как правило, имеют место на примере антиутопических обществ. Это система правления, которая хорошо выглядит на бумаге, потому что она ориентирована на равенство и построение всех одновременно. Это также система, которая испытывает трудности в практическом применении из-за требований, которые партия, государство или правительство предъявляют к своему народу.
Полномочия автора сообщения в блоге
Луиза Гейл является автором этого сообщения.Она получила степень бакалавра искусств. Доктор экономических наук Вашингтонского университета. Помимо того, что Луиза является опытным писателем, она имеет почти десятилетний опыт работы в сфере банковского и финансового права. Если у вас есть предложения, как улучшить этот пост, перейдите сюда, чтобы связаться с нашей командой. .