Мифология как тип мировоззрения: Мифология как исторический тип мировоззрения. Концепции А. Ф. Лосева и К. Леви-Стросса

Содержание

Мифология как тип мировоззрения — МегаЛекции


 

Слово «миф» происходит от древнегреческого понятия «mythos», что дословно переводится как – слово, предание.

Мифология – фантастическое отражение реальности, бессознательно художественная переработка природы и общества народной фантазией.

В рамках мифологии вырабатывались определённые знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их существования, формах общения и т.д.

О происхождении и сущности мифологии учёные высказывают различные мнения:

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф в его живой первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Таким образом, задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку знание или объяснение. Миф служит для формирования неких общественных установок (чего можно делать, а на какие деяния наложено табу), для санкционирования определённого типа поведения и верований.

А. В. Гулыга утверждал: «миф – это модель не столько мира, сколько поведения, его чисто иллюзорный регулятор».

А. Ф. Лосев подчёркивал, что «миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен…Он – не выдумка, а…необходимая категория сознания и бытия… Это реально, вещественно и чувственно творимая действительность».

М. И. Стеблин-Каменский считал, что «миф – одновременно созданная фантазия и познанная реальность, вымысел и правда. Ведь миф – не просто образы, возникшие в сознании отдельного, индивидуального ума, а образы, закреплённые в слове и ставшие достоянием целого общества».

А. Б. Венгеров в своём исследовании выявляет назидательную логику мифологических сюжетов, которая укладывается в схему «если – то – иначе», указывая алгоритм поведения в жизненных ситуациях и санкцию за альтернативный поступок.

Характерные черты мифологического мировоззрения:


синкретичность (слитность, нерасчленённость). В нём всё находится в единстве: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа;

антропоморфность – в мифе человек не выделяет себя из мира, природы и более того он очеловечивает их, объясняя происхождение и существование всего, что его окружает по аналогии с самим собой;

зооморфизм – синтез природного (животного) и человеческого (появляются человеко-звери, например, сфинкс, кентавр и др., а также животные, соединяющие в себе несколько зверей – химера, пегас и др.), истоки которого идут из тотемизма;

генетизм – принцип, согласно которому объяснение природных и явлений, а также мира в целом сводится к рассказу об их происхождении и творении, т.е. повествованию о том, кто кого породил;

миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (рассказ о настоящем и будущем).

Виды мифов: космогонические – рассказывают о превращении Хаоса в Космос и о его заселении; теогонические – повествуют о появлении богов; антропогонические – рассказывают о сотворении и жизни рода человеческого.

 

JJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJ

Наиболее известной и изученной сегодня является греческая мифология.

Впервые древнегреческие мифы были записаны в VIII –VII вв. до н.э.

Большое влияние на развитие и становление древнегреческой и мировой культуры оказали произведения Гомера, Гесиода, Орфея.

Гомер считается автором двух поэм – «Илиады» и «Одиссеи», посвящённых троянской войне. До сих пор ведутся споры – жил ли на самом деле Гомер, или же он – личность легендарная.

Космической родоначальницей Вселенной, по мнению Гомера, была сверхъестественная супружеская пара – бог Океан и богиня Тефия (Тефида) (дочь Урана и Геи). Океан представляет собой некую глубоководную реку, из которой проистекают все реки, моря, и все источники, и глубокие колодцы. Океан опоясывает Землю (Гею) и от его брака с её дочерью Тефией происходят все боги, вся Вселенная.

В поэмах Гомера мы находим основные идеи олимпийской религии – официальной религии древних греков. Название этой религии происходит от названия горы Олимп, на которой и обитали боги. Гомеровские боги полностью человекообразны (антропоморфны), хотя некоторые из них могут превращаться в животных. Они телесны, их можно ранить, но, тем не менее, они обладают вечной молодостью и бессмертием.

Гесиод – личность историческая. Жил в Биотии, в деревне Аскра (неподалёку от г. Фивы). Он автор двух поэм – «Труды и дни» и «Теогония». Первая в большей степени посвящена морально-этическим вопросам, её основное содержание – наставления Гесиода своему непутёвому брату Персу. Вторая поэма «Теогония» повествует о происхождении богов.

В основе мифотворчества Гесиода лежит идея о четырёх мифических первоначалах, из которых происходят впоследствии и все боги, и весь мир: Хаос, Гея, Эрос, Тартар. Они возникли как бы сами по себе.

Хаос – это бесконечная бездна, бесформенное первичное состояние мира. От него ведут своё начало Эреб (Мрак) и Ньюкта / Никта (Ночь). От Ночи и Мрака произошли вечный свет Эфир и радостный светлый день Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга день и ночь.

Гея (Земля) родила Урана (Небо) в браке, с которым она впоследствии породила титанов, циклопов, гекатонхайеров (сторуких). От титанов Кроноса и Реи родился главный бог Олимпа – Зевс.

Эрос (Любовь) – это «всевластная мировая сила, способная «расслабить» члены и богов, и людей».

Тартар – своеобразный аид для богов, туманный и ужасный, ибо «его страшится даже сам Зевс». «Тартар столько далёкий от ада, как светлое небо от дола».

Гесиода считают первым систематизатором известных ко времени его жизни древнегреческих мифов.

Орфей в отличие от Гесиода – личность абсолютно легендарная.

С именем Орфея связывают многие сочинения, и в том числе так называемые «орфические теогонии» – оригинальные версии родословия богов.

В основе орфизма лежит тайный, закрытый культ бога Диониса, значительно отличающийся и даже противостоящий олимпийской религии, в том числе и традиционному пониманию роли олимпийского Диониса. Культ этот справлялся через оргиатические мистерии, посвящённые богу Дионису. Стоит отметить, что именно эти мистерии послужили источником древнегреческой трагедии, ставшей, в свою очередь, началом искусства.

В своей исходной форме это было религиозное общенародное действо, воспроизводившее мифологическую историю убийства древнего бога Загрея (ипостась Зевса) и его последующего воскрешения в новом качестве – в образе священного козла. Эта древняя трагедия состоит из трёх актов:

Акт 1: «Убийство бога».

Акт 2: «Рыдания о боге».

Акт 3: «Воскрешение бога».

Важнейшая функция этой грозной мистерии, её благая цель – тот примиряющий человека с самим собой, «очищающий» душу эффект, – катарсис – который достигается путём предельного напряжения и реального воспроизведения прямо противоположных, страшных и разрушительных сил.

С учением орфиков связана и ещё одна важная идея – идея метемпсихоза, т.е. переселения душ.

В орфической теогонии представлена своя, отличающаяся от всех других версия происхождения богов и мира.

Первоначалами мира здесь считаются некие триады. Сначала, по мнению орфиков, были вода и ил, который затвердел в землю. Третье начало появляется из первых двух, из воды и земли. Это существо (земноводное) – Змей (Дракон) с тремя головами. Посредине у него лик бога, а по бокам головы льва и быка, за плечами – крылья, а имя ему Хронос (Время), он же Геракл. Следующая неразделимая триада – Это Хронос, по обеим сторонам которого располагаются Ананке (Необходимость) и Адрастея (Протяжённость) – бестелесная, распростёртая по всему космосу и касающаяся его границ. От этой троицы рождается тройное потомство: влажный Эфир, безграничный Хаос, и мглистый мрак Эреб. В них – эфире, мраке и хаосе Хронос рождает яйцо. Так появляется следующая троица: во-первых, Хронос, Во-вторых, яйцо, как продолжение всех предыдущих триад и самого Хроноса, в-третьих, заключённая в яйце двоица (белок и желток) – мужское и женское начало, от которых и происходят все боги мужского и женского пола.

В некоторых орфических теогониях говорится о всемирном яйце, из которого вылупляется некий сияющий бог Фанес, содержащий в себе зачатки всех богов.

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии

Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально-аффективное восприятие среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д. Традиционный миф — не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью и личной заинтересованностью. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, аффективен, жизнен. И даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом — оживлением всего, анимизмом — одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками. Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть, — которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии. В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта. Однако генетическая связь мифологии, религии и философии продолжается и в функциональной связи этих систем знаний. Все они выступают как способы освоения мира как целостности, рассматривают наиболее общие проблемы происхождения и устройства мира, взаимоотношений мира и человека, роли человека и смысла его жизни, т.е. являются средствами формирования и одновременно формами мировоззрения. Нельзя исключить и будущего их синкретизма. Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (VI-V вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах — в Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Вавилоне. Первоначально философские системы разных стран существенно отличались друг от друга. Так, восточная философия рассматривала преимущественно гуманистические проблемы; египетская философия большое внимание уделяла исследованию здоровья; греческая — поиску первоначала и проблемам познания. Постепенно проблематика философии унифицировалась, что, разумеется, не повлекло за собой единство взглядов на одни и те же проблемы, но позволило очертить объект и предмет этой системы знаний, ее предметное поле.





3. Религия как форма мировоззрения.

Религия — такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний — земной, естественный — сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание характеризующее его внутренне состояние. Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов. Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они продукт исторического развития общества. Религия и философия общественно — исторические формы мировоззрения, решающие сходные мировые задачи и воздействия на сознание, поведение людей. Философский мыслящие люди составляют малую часть в общем числе глубоко верующих людей. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, поискам веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума.

Религиозное мировоззрение — это широкое обобщение понятие для значительного числа различных систем миропонимания, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффектное взаимодействие двух мировоззренческих уровней — обыденного и теоретического. Условие прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обыденного создания, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровней знаний, их потребностям. Религиозное решение мировоззренчиских проблем, благодаря своей образно-наглядной форме, аналогичной художественно — поэтической, оказывается вполне доступным для усвоения на этом уровне создания.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически — культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культурных действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного создания. На уровне теоретического создания совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом.

В содержании различных религиозных мировоззрения имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей, например, иудаизме, христианстве, исламе — это идеи: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования.

Философское мировоззрение, в отличии от мифологического и религиозного, развивается на уровне теоретического создания. Как и религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в многочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и общественными науками; подобно наукам, представляет теоретический уровень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень Финогентов В.Н. Религиозный ренессанс или философия гуманизма? Мировоззрений выбор современной культуры. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 204с.. Если обратить внимание к истории человечества, то нетрудно увидеть, что между различными видами религиозного мировоззрения и их последователями возникали различные отношения — от лояльного до открыто враждебного, нетерпимого.

Религия, в своей развитой форме, как на Западе, так и на Востоке предлагает свои ответы на мировоззренческие вопросы людей в новых исторических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали удовлетворять массового человека. В сознании людей происходят глубокие перемены. У человека сформировалась способность к критическому взгляду на окружающую жизнь, способность к рефлексии и самоанализу. Религия как исторически новый тип мировоззрения не могла опираться на принцип прозрачности.

Для того, чтобы истины религии могли быть убедительными, требовался существенно иной способ их обоснования. На смену прозрачности мифа приходит принцип веры. Вера есть уверенность в том, на что уповаешь, убеждение в том, чего не видел. Предмет веры не самоочевиден, но сам акт веры делает его таковым.

Вера выступает как психологический механизм приведения в соответствие религиозного мировоззрения и окружающей действительности. Истины религии не нуждаются ни в эмпирическом, ни в логическом обосновании, ибо по определению они даны свыше.

Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии.

Предмет философии и основные аспекты философского знания.

Философия – особая форма духовной деятельности, цель которой – построение предельно общей картины мира и определение места человека в нем.

И.Кант: «Что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться?»

Структура философского знания:

1. Диалектика – Ядро философии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

2. Гносеология – теория познания, исследующая проблемы возможности и способы постижения истины (наука о том, как человек познает мир и самого себя)

3. Антропология («антропос» — человек) – учение о человеке, его смертности, бессмертии, смысле и назначении жизни.

4. Аксиология – наука о ценностях, т.е. о явлениях, значимых для человека

5. Оитология  – наука о бытии, его происхождении, структуре и закономерностях развития.

6. Этика – наука, исследующая проблемы морали, блага, добра и зла.

7. Эстетика – наука о прекрасном, о сущности красоты и гармонии.

8. Историософия – наука, изучающая движущие силы, цель и направление исторического процесса.

9. Социальная философия – Наука, исследующая структуру общества и взаимоотношения его элементов.

10. История философии – История развития философской мысли

Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология выступает как система умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания действительности. Гносеология — важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеология исходит из признания объективности внешнего мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеология либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть “комплексы ощущений”, либо в принципе отрицает возможность познания мира. Аксеология — раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразуя окружающий мир, люди создают материальные и духовные ценности. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христианская мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью — спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, государство и социальная справедливость.


 



 

Мировоззрение, знание, вера.

Мировоззрение – система взглядов на мир, представлений о нем, его содержание,

личностная картина мира. Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на духовные потребности людей, реализация которых приводит к пониманию глубинных взаимоотношений разумного человека с мирозданием. Результатом духовного освоения людьми многогранной реальности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом мировоззрения, т. е. её носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы, классы и общество в целом. Следовательно, мировоззрение – это вместе с тем и жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В нём в обобщенном виде представлены познавательные, ценностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся в сложном единстве и формируются благодаря напряжённой духовно-практической работе, которая помогает получить целостность человеческого опыта.

Уровни мировоззрения: 1. Жизненно-практический (здравый смысл, объединенное знание) Содержание: симпатии, антипатии, предубеждения, предрассудки. Формирование: стихийно, под влиянием ближайшего окружения, традиций, национальной культуры, СМИ и личного жизненного опыта. 2. Теоретический Содержание: знания, полученные в результате образования и самообразования. Формирование: целенаправленное или планомерное. Когда говорят о философском знании, то имеют в виду не то знание, которое приобретается в процессе научного познания. Научное знание — результат познания реального мира, мира как объекта познания. Философское знание — результат внутрифилософских потоков информации, идущих от одного философа к другому. Если я прочитал сочинения Платона и понял их, то получил знание об учении Платона, о его идеях, взглядах и т. п. Сумма философских знаний — это прежде всего знание основных философских учений-идей прошлого и настоящего. Философское знание похоже на научное знание в том смысле, что оно, как и научное знание, более или менее адекватно, соответственно отображает предмет, в нашем случае — учение, идеи, мысли другого философа (других философов). В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, который возник после мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения. Мифология — исторически самый ранний тип развития. Религиозная форма мировоззрения основана на мифологическом мировоззрении с его развитым представлением о комплексе богов. В отличие от мифологии, религия акцентирует воображение и фантазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в Бога, в возможность человека прожить установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить свое бессмертие. Главная черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное.

 

 

Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии.

Мировоззрение – система взглядов на мир, представлений о нем, его содержание,

личностная картина мира. В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, который возник после мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения. Мифология — исторически самый ранний тип развития. Основные черты: 1. Отсутствие четких граней между миром естественным и сверхъестественным 2. Олицетворение природных стихий и социальных явлений в образы Богов 3. Конкретное образное мышление 4. Опора на веру 5. Целостность мировоззрения (гармоническое единство, зачатки научного знания, религиозной веры, основ права, морали и эстетических взглядов). Уже первобытные люди пытались понять окружающий мир и себя. Миф (сказание) — это исторически первая форма духового приобщения человека к природе. Через эту ступень прошли все народы, и мифотворчество каждого из них имеет сходные черты. Древние люди объясняли собы­тия, объединяя их фантастическими логическими связями, которые они вы­думывали за недостатком знаний о реальных причинах. Мифотворчество — это как бы своеобразная «тренировка» логического мышления, необходимого для грядущего более серьёзного познания. На базе мифологического сознания возникает религия — вторая, более высокая ступень освоения мира. Отличие религиоз­ного сознания в том, что оно подходит к миру уже дифференцированно, делит его на посюсторонний — видимый, осязаемый и потусторонний — невиди­мый и неощущаемый. Кроме того, религиозное сознание вводит Между при­родой и людьми третий элемент — божества, которые влияют на природу и человека, и перед которыми возникает чувство зависимости и страха. Таким образом, картина мира представлялась более сложной, нежели в мифах. Дол­гие века религиозное сознание было языческим (вера во многих богов, олице­творяющих различные природные стихии). И лишь с появлением иудаизма, а затем и христианства, совершился переход к монотеизму (вера в единого Бо­га). Главная черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное. Итак, философия, если подходить исторически, стала третьей ступенью в познании мира. Почему же воз­никла необходимость в новом подходе к познанию действительности, и в чём эта новизна, собственно, состояла? Причины смены мифологического мировоззрения научно-философским: 1. Переход от присваивающего характера к производящему 2. Накопление такой информации об окружающем мире, которая требует особых способов ее сбора и обработки 3.Усложнение социальной структуры и интенсификация межкультурных контактов. Основные черты нового мировоззрения: 1. Опора на разум, критическое восприятие информации, принцип верификации (требование доказательства) 2. Абстрактное мышление, оперирование предельно общими категориями (материя, сознание, пространство, время и т.д.) 3. Наличие ценностного компонента

Мифология как исторический тип мировоззрения.

От
мифологии к философии
.

План:

1.
Мифология как исторический тип
мировоззрения

2.
От мифологии к философии

3.
Индийская философия

1. Мифология как исторический тип мировоззрения

Ранней
формой познания является мифологическое
и религиозное познание.

Мифология
есть результат духовной потребности,
объяснить мир и разобраться в явлениях
природы. Человек в форме мифов пытается
дать ответ на такие глобальные вопросы
как происхождение и устройство
мировоздания в целом, возникновению
наиболее важных явлений природы, животных
и людей. Значительную часть мифологии
составляли космологические мифы,
посвященные устройству природы. В месте
с тем большое внимание в мифах уделялось
различным стадиям жизни людей: рождению,
воспитанию, смерти. Особое место занимают
мифы о достижениях людей: добывании
огня, развитии землевладения, ремесел,
приручении диких животных. В мифологии
происходила метафорическое сопоставление
природы и социально-культурных явлений:
очеловечивание природы, одушевление
фрагментов космоса. Попытки объяснения
сводились к рассказам о происхождении
и творении. Как начальное форма
мировоззрения, мифология выражала не
только наивные формы объяснения природы,
но и нравственное и эстетическое
отношение к миру. Мифологическое мышление
оперирует конкретным и персональным.
Мифология в своем возникновении была
наивной философией и наукой или, как
многие философы утверждают вне научной
формой познания. Мифы утверждали лично
и социально принятую в данном обществе
значимую систему ценностей, которая
поддерживала и санкционировала
соответствующие нормы поведения,
взаимоотношения людей и их отношения
к миру. Мифологическое мировоззрение
выражалось не только в повествованиях,
но и в действиях: обрядах, танцах.

Задача
мифа не состоит в том, чтобы дать человеку
какие-то знания или объяснения. Миф
служит для оправдания определенных
общественных установок. Для санкционирования
определенного типа верований и поведения.
В период господства мифологического
мышления не возникла потребность в
получении специальных знаний.

Мифологическому
мышлению характерно: неотчетливое
разделение субъекта и объекта, предмета
и знака, вещи и слога, пространственных
и временных отношений, происхождения
и сущности, безразличие к противоречию.
То есть, мифологическое сознание
складывается как единая форма сознания,
нерасчлененная на отдельные виды.

Мифологическое
сознание —

наиболее
ранняя форма духовной культуры
человечества, объединяющая
зачатки знаний, верований, политических
взглядов, разных видов искусства и
философского осмысления.

Предпосылками
мифологической логики служило
неспособность человека выделить себя
из окружающей среды.

В
мифологическом сознании человек, социум
и природа представляют собой единое и
неразрывное целое. Миф
совмещает в себе 2 аспекта:

Таким
образом, с помощью мифов прошлое связано
с будущим, и это обеспечивало духовную
связь с поколением. Содержание мифа
представлялось первобытному человеку
в высшей степени реальным, заслуживающим
абсолютного доверия.

Мифология
играла огромную роль в жизни людей на
ранних стадиях их развития. Мифы
утверждали принятую в данном обществе
систему ценностей, поддерживали
определенные нормы поведения. Они были
важными стабилизаторами общественной
жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая
роль мифологии.
Но главное значение, мифов состоит в
том, что они устанавливали гармонию
между миром и человеком.

Изначально
складывались представления о душе.
Древнейшая философия не расчленяет
картину мира: природа, человек, божества
в ней слиты. Этот процесс шел через
персонифицирование, олицетворение в
образах богов, перед которыми человек
испытывал чувство удивления, бессилия
и преклонения. Вместе с тем
реальная жизнь людей тесно переплеталась
с обитающими на Олимпе образами богов.
Им приписывались даже человеческие
пороки. Боги мыслились не только
могущественными, но и капризными,
зловредными, преисполненными мстительности.

Для
мифологической сознания характерной
чертой является единство духа и души.
Для мифологической трактовки понятий
характерно нерасчлененное понимание
духа и души, причем предельно широкое,
обобщенное. Именно в мифологической
трактовке душа — «пневма», «энтелехия»
(суть бытия живого). При мифологическом
восприятии мира человек, его внутренний
мир определяются и зависят от внешнего
— макрокосма. Человек воспринимается
как мельчайшая частица Вселенной.
Мифологическое мышление как особая
ступень общественного сознания
самовыражается в первобытных формах
религии: фетишизме, тотемизме, анимизме,
первобытной магии.

Мифология как исторический тип мировоззрения — Студопедия

На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Миф в переводе с греческого “рассказ, предание, слово”. Мифологией называется собрание мифов, а также наука о мифах, их изучение, уяснения их места в составе культуры народов мира.

Мифология есть результат духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооружившись наукой и философией мысль родового человека рвалась к постижению сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Реальная жизнь тесно переплеталась с жизнью богов. Им приписывались человеческие пороки.

Человека изначально сопровождали и будут сопровождать мифы: они ему имманентны (пребывают внутри) по самой его сущности. (Удивительное явление – мифологический атеизм!)

Мифология являла образно-художественный способ объяснения или, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам.

В мифологии происходило очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Мифология вненаучная форма познания. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах.



Мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства: сказки, легенды, предания. Никакая философия и наука и жизнь вообще не властны разрушить мифы: они не уязвимы и бессмертны.

 Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера “Илиада” и “Одиссея”. Философские воззрения Гомера находятся на почве мифологии. Уму принадлежит изречение: “Мы все – вода и Земля”. ОН не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такой вопрос выдвинул Гесиод (7 в. до н.э.) – крестьянский поэт, автор знаменитых трудов “Трудов и дней” и “Теогонии”. Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии олимпийских богов.


“Родословная богов” начинается так: вначале был Хаос. Из него родилась Земля (Гея). Вместе с Землей рождаются Эрос и Эреб – начало мрака и Ночь как самоопределившийся мрак. От брака Эреба и Ночи рождается Эфир как свет вообще и День как определенный свет. Гея рождает Небо – видимый небесный свод, а также горы и морскую пучину. – такова “Теогиния”, т.е. происхождение мира. После чего начинается родословная богов: от брака Геи и Урана, т.е. Земли и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны – гиганты, олицетворяющие различные космические силы. От одного из таких титанов – Кроноса – берет начало новое поколение богов: сын Кроноса – Зевс в борьбе за власть отсекает у отца “мужское достоинство”, которое падает в море, поднимая сильную волну, и из морской пены появляется богиня любви – Афродита. Богиня справедливости Дике и Необходимость есть начало всякого земного рождения, она взяла к себе в помощники Амура и родила его первым из всех богов. После романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными женщинами, рождающие героев, о которых повествует Гомер.

 

Много мифов разных стран посвящено космическим темам. Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

Наряду с интересом к происхождению мира много внимания уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей — добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах.

 

У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования: в более позднем литературном изложении они представлены в древнегреческой «Илиаде», индийской «Рамаяне», карело-финской «Калевале» и других.

 

Воплощенные в мифах представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиции и непрерывность культуры. Например, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводившие природные циклы.

 

Миф — наиболее ранняя форма духовной культуры человечества — объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь, развитие. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.

 

Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы

В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и «человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. Человеческая мысль проведет эти различия позже. В мифологии же все слитно, не расчленено. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

Мифами наполнены мировые религии — христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.

 

 

Мифология как исторический тип мировоззрения. — КиберПедия

Мифология как исторический тип мировоззрения.

Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально-аффективное восприятие среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д. Традиционный миф — не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью и личной заинтересованностью. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, аффективен, жизнен. И даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом — оживлением всего, анимизмом — одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками.

Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл.

По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть, — которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.


В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта. Однако генетическая связь мифологии, религии и философии продолжается и в функциональной связи этих систем знаний. Все они выступают как способы освоения мира как целостности, рассматривают наиболее общие проблемы происхождения и устройства мира, взаимоотношений мира и человека, роли человека и смысла его жизни, т.е. являются средствами формирования и одновременно формами мировоззрения. Нельзя исключить и будущего их синкретизма.

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (VI-V вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах — в Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Вавилоне. Первоначально философские системы разных стран существенно отличались друг от друга. Так, восточная философия рассматривала преимущественно гуманистические проблемы; египетская философия большое внимание уделяла исследованию здоровья; греческая — поиску первоначала и проблемам познания. Постепенно проблематика философии унифицировалась, что, разумеется, не повлекло за собой единство взглядов на одни и те же проблемы, но позволило очертить объект и предмет этой системы знаний, ее предметное поле.

 

Основные особенности и этапы развития античной философии.

Философия Сократа.

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи лудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, отсюду вступал в философские споры.


Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его фактике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался а отказе от претензий на обладание достоверным знанием. Сократ применял повивальное искусство, именуемое мэйевтикой — искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии — восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Сократ твердил, что он знает только то, что он ничего не знает.

Сократ акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению!

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее — это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

Духовной культуры.

В Библии содержатся асе принципы, которым необходимо следовать, чтобы быть приспособленным к этой жизни и к жизни вечной.

Ценность изучения Библии состоит не только в возможности ее исследования и обобщения. Необходимо еще умственное напряжение, чтобы уяснить пройденные темы. Ум, занятый только повседневной суетой, — это карликовый и ослабленный ум. Если человек не тренирует свои мыслительные способности, чтобы понять грандиозные и далеко идущие истины, то он спустя некоторое время перестанет прогрессировать. Ничто не может быть большей гарантией от умственной деградации и стимулом к развитию, чем изучение Библии. Как средство развития мышления Библия является более эффективной, чем любая другая книга или все книги вместе взятые. Величие и обширность ее тем, облагораживающая простота ее изречений, красота ее образов оживляют и возвышают мысли, как ничто другое. Никакое другое учение не может дать столько мыслительной энергии, сколько дает изучение изумительных истин Божественного откровения. Разум, соприкасающийся с мыслями Вечносущего, не может не расширяться и не укрепляться.

Еще большее влияние оказывает сила Библии на развитие нашей духовной природы. Человек, сотворенный для общения с Богом, может обрести настоящую жизнь и гармоничное развитие только в общении с Ним. Созданный для того, чтобы найти в Боге высшую радость, он ни в чем другом не может найти того, что могло бы успокоить страстные желания его сердца, удовлетворить голод и жажду души. Тот, кто искренно и прилежно изучает Слово Божье, стремясь понять его истины, тот соприкасается с его Автором, и для него не существуют более, если он сам того не захочет, ограничения для дальнейшего развития.

На ее страницах можно найти историю глубокой древности, рассказы о благородной жизни, принципы правления государством, семейные вопросы — то, чего человеческая мудрость самостоятельно никогда бы не достигла. В Библии заключена самая глубокая философия, таится приятнейшая и величественнейшая поэзия. Библейские писания по ценности неизмеримо выше произведений любого автора, с какой бы стороны они ни изучались, но когда мы рассматриваем Библию в свете вечности, она приобретает бесконечно широкое значение и безгранично великую ценность, и тогда каждая тема приобретает новое значение. В самых простейших утверждениях Библии заложены принципы такие же высокие и вечные, как небеса.

Центральной темой Библии, вокруг которой сгруппированы другие, является план искупления, восстановление в человеческой душе Божьего образа.

Наш разум и душевные качества формируются , в зависимости от того, что их питает, и мы вправе определить, чем питать свою душу. Каждый выбирает темы, которые интересны ему и займут его мысли, которые, в конечном счете, сформируют характер.

Мифология как исторический тип мировоззрения.

Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально-аффективное восприятие среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д. Традиционный миф — не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью и личной заинтересованностью. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, аффективен, жизнен. И даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом — оживлением всего, анимизмом — одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками.

Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл.

По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть, — которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.

В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта. Однако генетическая связь мифологии, религии и философии продолжается и в функциональной связи этих систем знаний. Все они выступают как способы освоения мира как целостности, рассматривают наиболее общие проблемы происхождения и устройства мира, взаимоотношений мира и человека, роли человека и смысла его жизни, т.е. являются средствами формирования и одновременно формами мировоззрения. Нельзя исключить и будущего их синкретизма.

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (VI-V вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах — в Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Вавилоне. Первоначально философские системы разных стран существенно отличались друг от друга. Так, восточная философия рассматривала преимущественно гуманистические проблемы; египетская философия большое внимание уделяла исследованию здоровья; греческая — поиску первоначала и проблемам познания. Постепенно проблематика философии унифицировалась, что, разумеется, не повлекло за собой единство взглядов на одни и те же проблемы, но позволило очертить объект и предмет этой системы знаний, ее предметное поле.

 

Мифология как исторический тип мировоззрения.

От
мифологии к философии
.

План:

1.
Мифология как исторический тип
мировоззрения

2.
От мифологии к философии

3.
Индийская философия

1. Мифология как исторический тип мировоззрения

Ранней
формой познания является мифологическое
и религиозное познание.

Мифология
есть результат духовной потребности,
объяснить мир и разобраться в явлениях
природы. Человек в форме мифов пытается
дать ответ на такие глобальные вопросы
как происхождение и устройство
мировоздания в целом, возникновению
наиболее важных явлений природы, животных
и людей. Значительную часть мифологии
составляли космологические мифы,
посвященные устройству природы. В месте
с тем большое внимание в мифах уделялось
различным стадиям жизни людей: рождению,
воспитанию, смерти. Особое место занимают
мифы о достижениях людей: добывании
огня, развитии землевладения, ремесел,
приручении диких животных. В мифологии
происходила метафорическое сопоставление
природы и социально-культурных явлений:
очеловечивание природы, одушевление
фрагментов космоса. Попытки объяснения
сводились к рассказам о происхождении
и творении. Как начальное форма
мировоззрения, мифология выражала не
только наивные формы объяснения природы,
но и нравственное и эстетическое
отношение к миру. Мифологическое мышление
оперирует конкретным и персональным.
Мифология в своем возникновении была
наивной философией и наукой или, как
многие философы утверждают вне научной
формой познания. Мифы утверждали лично
и социально принятую в данном обществе
значимую систему ценностей, которая
поддерживала и санкционировала
соответствующие нормы поведения,
взаимоотношения людей и их отношения
к миру. Мифологическое мировоззрение
выражалось не только в повествованиях,
но и в действиях: обрядах, танцах.

Задача
мифа не состоит в том, чтобы дать человеку
какие-то знания или объяснения. Миф
служит для оправдания определенных
общественных установок. Для санкционирования
определенного типа верований и поведения.
В период господства мифологического
мышления не возникла потребность в
получении специальных знаний.

Мифологическому
мышлению характерно: неотчетливое
разделение субъекта и объекта, предмета
и знака, вещи и слога, пространственных
и временных отношений, происхождения
и сущности, безразличие к противоречию.
То есть, мифологическое сознание
складывается как единая форма сознания,
нерасчлененная на отдельные виды.

Мифологическое
сознание —

наиболее
ранняя форма духовной культуры
человечества, объединяющая
зачатки знаний, верований, политических
взглядов, разных видов искусства и
философского осмысления.

Предпосылками
мифологической логики служило
неспособность человека выделить себя
из окружающей среды.

В
мифологическом сознании человек, социум
и природа представляют собой единое и
неразрывное целое. Миф
совмещает в себе 2 аспекта:

Таким
образом, с помощью мифов прошлое связано
с будущим, и это обеспечивало духовную
связь с поколением. Содержание мифа
представлялось первобытному человеку
в высшей степени реальным, заслуживающим
абсолютного доверия.

Мифология
играла огромную роль в жизни людей на
ранних стадиях их развития. Мифы
утверждали принятую в данном обществе
систему ценностей, поддерживали
определенные нормы поведения. Они были
важными стабилизаторами общественной
жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая
роль мифологии.
Но главное значение, мифов состоит в
том, что они устанавливали гармонию
между миром и человеком.

Изначально
складывались представления о душе.
Древнейшая философия не расчленяет
картину мира: природа, человек, божества
в ней слиты. Этот процесс шел через
персонифицирование, олицетворение в
образах богов, перед которыми человек
испытывал чувство удивления, бессилия
и преклонения. Вместе с тем
реальная жизнь людей тесно переплеталась
с обитающими на Олимпе образами богов.
Им приписывались даже человеческие
пороки. Боги мыслились не только
могущественными, но и капризными,
зловредными, преисполненными мстительности.

Для
мифологической сознания характерной
чертой является единство духа и души.
Для мифологической трактовки понятий
характерно нерасчлененное понимание
духа и души, причем предельно широкое,
обобщенное. Именно в мифологической
трактовке душа — «пневма», «энтелехия»
(суть бытия живого). При мифологическом
восприятии мира человек, его внутренний
мир определяются и зависят от внешнего
— макрокосма. Человек воспринимается
как мельчайшая частица Вселенной.
Мифологическое мышление как особая
ступень общественного сознания
самовыражается в первобытных формах
религии: фетишизме, тотемизме, анимизме,
первобытной магии.

Типы мифологии

Мифология относится к набору легенд, историй или верований, особенно тех, которые иллюстрируют религиозные или культурные традиции. Мифические рассказы обычно обращаются к происхождению людей или культуры или объясняют события. Во многих случаях мифы строятся вокруг жизней богов и богинь. Если в этом участвовали люди, они обычно были крупнее жизни и обладали огромным героическим мастерством.

Хотя мы, возможно, и выяснили большинство природных явлений тысячи лет назад, это не так.Почему реки высохли? Почему здоровые посевы внезапно погибли? Практически во всех цивилизациях именно тогда начали возникать мифы о творении и природе, и некоторые из природных явлений Земли объяснялись так, чтобы люди того времени понимали их.

Сегодня мы можем узнать о наших предках, изучая мифологию. Мы открываем их через мифы о творении, мифы о животных, мифы о героях и многое другое. Как много категорий мифов, так и их символические значения. Давайте посмотрим на некоторые типы мифологии.

Мифология животных

В древних сказках животным часто давали особые способности. Иногда они общались между богами и их людьми. Иногда их символика призвана вдохновить людей на большие свершения.

Вот несколько примеров:

  • Как медведь потерял хвост — это индейская сказка о коварном лисе и тщеславном медведе, которые любили хвастаться своим длинным хвостом. Однажды зимним днем ​​Фокс сказал Медведю ловить рыбу в замерзшей части пруда, опустив хвост в воду.После этого Медведь заснул, и вода вокруг его хвоста замерзла. Когда Фокс разбудил его, Медведь вскочил, и большая часть его хвоста оторвалась.

  • Легенда о фениксе существует во многих культурах, включая греческую, египетскую и индийскую мифологию. Обычно феникс изображают в виде яркого орла или похожей птицы и ассоциируют с восходящим солнцем. После долгой жизни, когда феникс чувствует, что его время подходит к концу, он строит погребальный костер. Когда старый феникс сгорает, появляется новый.

  • В мифологии австралийских аборигенов, Кенгуру получает мешочек рассказывает историю о доброй мамочке-кенгуру, которая спасла своего сына и заблудшего вомбата от охотников. После испытания вомбат сказал маме-кенгуру, что он отец всех созданий и хочет вознаградить ее за доброту. Он сказал ей положить немного коры себе на живот. И вот, мешочек появился. Теперь у нее был способ уберечь своего сына Джоуи.

  • В скандинавской мифологии Хугинн и Мунин — пара воронов, которые служат Одину и даже считаются его продолжением.Они летают по миру и рассказывают ему все, что видят, советуют ему и сопровождают в битву.

  • Легенда индейцев Сенеки также попыталась объяснить, почему у бурундуков есть полосы. Однажды медведь похвастался бурундуку, что он может все. Бурундук спросил его, может ли он остановить восход солнца. После того, как медведь попытался и потерпел неудачу, бурундук посмеялся над ним. В гневе медведь придавил бурундука одной лапой. Бурундуку удалось вырваться, но с новым набором полос, сделанных когтями медведя.

Мифология сотворения

Мифы о сотворении не обязательно возникали, поэтому цивилизации могли предоставить подробные отчеты о своей истории. Их использовали как средство понимания их текущего состояния. Как они туда попали? С чего все это началось?

Во многих отношениях древним цивилизациям было легче поверить в то, что мир был создан невидимыми богами или существами, чем столкнуться с рядом неизвестных вопросов.

Вот несколько примеров:

  • Пуэбло считали, что они начали жизнь под землей и были ведомы духом, чтобы подняться через дыру в Землю.Оказавшись там, они нашли подходящую землю, где боги научили их заниматься сельским хозяйством, строить дома и создавать сообщества.

  • Инуиты считали, что первыми были гиганты. У двух гигантов родился ребенок по имени Седна, который стал настолько большим, что уже не мог ее кормить. Из-за этого они бросили ее в океан, отрубив ей пальцы, когда она пыталась зацепиться за байдарку. Каждый палец стал морским существом. Седна стал могущественным духом, который контролировал море и его животных.

  • В филиппинском мифе Дети Лимоконов, Лимоконы были могущественными птицами, которые могли говорить.На берегу реки Майо они отложили два яйца. Эти яйца стали первыми мужчиной и женщиной, которые поженились и родили много детей.

  • На юге Нигерии экои верили, что вначале было два бога: Обасси Осо небесный и Обасси Нси земли. Осоу создал первых мужчину и женщину. Нси научил их выживать. Когда они умерли, Нси спустил их на землю.

  • В скандинавской мифологии Один, отец всех богов, и его братья Вили и Ве убили первого великана Имира и создали мир из его тела и первых людей из стволов деревьев.

  • В мифологии Папаго Перворожденные явились в мир, когда это была только тьма и вода, и завершили создание мира. После того, как он подготовил землю, был создан I’itoi (старший брат), затем Койот и канюк, и вместе они закончили мир, его людей и существ.

Смерть или мифология подземного мира

Как древние люди справлялись с разрушением, смертью и умиранием? Идея загробной жизни может помочь рационализировать иногда жестокие жизненные события, и жизнь внезапно прерывается.Мифы по всему миру содержат «подземный мир», который может быть хорошим или плохим, из которого вернулись немногие счастливчики, что символизирует не только смерть, но и возрождение.

Вот несколько примеров:

  • В скандинавской мифологии Бальдр был невосприимчив к вреду, поэтому боги развлекались, бросая в него вещи. Однажды обманщик Локи дал слепому богу Ходру омелу, чтобы тот бросил в Бальдра — единственное, что могло причинить ему вред — и он умер. Бальдр мог вернуться из смерти, если бы все в мире плакали по нему.Только великанша Тёкк, на самом деле переодетый Локи, отказалась проливать слезы, поэтому Бальдру пришлось остаться в подземном мире.

  • В ацтекской мифологии Кецалькоатль создал человечество в его нынешнем воплощении, «Пятое Солнце», отправившись в Миктлан, подземный мир, и используя свою кровь, чтобы дать новую жизнь костям тех, кто жил в предыдущие эпохи. .

  • В египетской мифологии Маат была богиней, которая решала, кто войдет в подземный мир. Когда люди умирали, их сердца находились на одной грани шкалы.На другой стороне чаши весов было перо истины Маат. Если их сердце было тяжелее пера, их отправляли на «вторую смерть».

  • Аид был правителем греческого подземного мира. Аид редко покидал свое королевство, но не хотел править в одиночку, поэтому он похитил Персефону, чтобы стать его королевой. Обезумевшая ее мать Деметра, богиня земледелия, позволила урожаю умереть, пока не вмешался Зевс. Персефоне суждено было проводить шесть месяцев в году с Аидом и шесть месяцев с Деметрой.

Мифология героев

Мифы о героях, пожалуй, самые занимательные из всех форм мифологии. Они не обязательно объясняют какие-либо природные явления или важные жизненные события. Однако они могут демонстрировать замечательные человеческие качества, такие как доблесть или нравственность.

В этих сказках перед героем поручается высокое задание. Боги часто вмешивались, чтобы помочь герою или вмешаться, и, таким образом, родился миф.

Вот несколько примеров:

  • Самым известным героем, вероятно, является Геракл (Геракл по-гречески).Чтобы заплатить за преступление, он должен был выполнить ряд героических заданий. Он также помог олимпийцам одержать победу в битве с гигантами. Он был последним смертным сыном Зевса, но также единственным смертным, ставшим богом после смерти.

  • Ахиллес тоже был греческим героем. Он был сыном царя и нимфы. Когда он родился, его мать хотела, чтобы он был бессмертным, поэтому окунула его в реку Стикс. Однако она держала его за пятку, по ошибке оставив эту часть его тела уязвимой.Ахиллес продолжал командовать легионами людей во время Троянской войны. Он умер, когда отравленная стрела попала в ту часть его тела, которая оставалась смертной.

  • Карна был величайшим индуистским воином из когда-либо известных. Его боевые искусства были действительно эпическими, и он покорил весь мир. Он в одиночку провел военную кампанию, победив всех королей в мире.

  • Беовульф был скандинавским героем, увековеченным в средневековой поэме, храбрым воином, сражавшимся и победившим монстров, терроризировавших Данию и Швецию.Он не только изображал моральные добродетели, но и прожил жизнь, полную приключений.

  • Персей — еще один центральный персонаж греческой мифологии. Его считали величайшим греческим героем, так как в эпическом путешествии он убил Медузу и спас Андромеду от морского чудовища.

Размышляя о мире

Действительно, жизнь смущает каждое поколение. Один из элементов человеческого состояния, который никогда не меняется, — это наши поиски знаний. Мы хотим знать, как мы сюда попали, какова наша цель и как все работает вокруг нас.

Хотя мы не можем объяснить все, мы, безусловно, прошли долгий путь с тех времен, когда нужно было умилостивить разгневанных богов. Тем не менее, мифология служила важной цели для наших предков. Это помогло им понять мир, в котором они жили. Мы все можем понять это. И сегодня мифология продолжает выполнять важную функцию. Это помогает нам лучше понять богатую культуру и традиции наших предков-новаторов.

Типы мифологии.

греческой мифологии | Боги, рассказы и история

Греческая мифология , свод рассказов о богах, героях и ритуалах древних греков. То, что мифы содержали значительный элемент вымысла, признавали более критически настроенные греки, такие как философ Платон в V – IV веках до нашей эры. В целом, однако, в народном благочестии греков мифы рассматривались как правдивые. Греческая мифология впоследствии оказала большое влияние на искусство и литературу западной цивилизации, которая стала наследницей большей части греческой культуры.

Электра и Орест убивают Эгиста в присутствии своей матери, Клитемнестры; деталь греческой вазы, V век до нашей эры. The Mansell Collection / Art Resource, Нью-Йорк

Популярные вопросы

Кто является одним из основных персонажей греческой мифологии?

Греческий миф принимает множество форм, от религиозных мифов о происхождении до народных сказок и легенд о героях. Что касается богов, греческий пантеон состоит из 12 божеств, которые, как говорят, обитали на горе Олимп: Зевс, Гера, Афродита, Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Деметра, Дионис, Гефест, Гермес и Посейдон.(В этот список иногда также входят Аид или Гестия). Другие важные фигуры греческого мифа включают героев Одиссея, Орфея и Геракла; Титаны; и девять муз.

Какие основные произведения в греческой мифологии?

Одними из самых важных и известных произведений греческой мифологии являются эпические поэмы Гомера: Илиада и Одиссея . В них описаны многие характеристики олимпийских богов и выдающихся героев. Наиболее полным и наиболее важным источником мифов о происхождении богов является Теогония Гесиода , которая также включает народные сказки и этиологические мифы.Гесиод также написал « произведений» и «Дни », эпическую поэму о сельском хозяйстве, которая включает элементы мифа.

Когда зародилась греческая мифология?

Трудно сказать, когда зародилась греческая мифология, поскольку считается, что она возникла из многовековых устных традиций. Вероятно, что греческие мифы произошли от историй, рассказанных в минойской цивилизации Крита, которая процветала примерно с 3000 по 1100 год до нашей эры.

Хотя люди всех стран, эпох и этапов цивилизации разработали мифы, которые объясняют существование и действие природных явлений, рассказывают о деяниях богов или героев или пытаются оправдать социальные или политические институты, мифы греков имеют оставались непревзойденными в западном мире как источники творческих и привлекательных идей.Поэты и художники с древних времен до наших дней черпали вдохновение в греческой мифологии и открыли для себя современную значимость и актуальность классических мифологических тем.

Орест Орест очищается Аполлоном после его оправдания судом Ареопага, деталь греческой вазы V века до нашей эры; в Лувре Alinari / Art Resource, Нью-Йорк

Источники мифов: литературные и археологические

Греческий историк 5-го века до нашей эры Геродот заметил, что Гомер и Гесиод передали олимпийским богам их знакомые характеристики.Сегодня мало кто воспримет это буквально. В первой книге Илиады , сын Зевса и Летона (Аполлон, строка 9) так же мгновенно узнаваем для греческого читателя по его отчеству, как и сыновья Атрея (Агамемнон и Менелай, строка 16). В обоих случаях ожидается, что аудитория знает мифы, предшествовавшие их литературному воспроизведению. Мало что известно, чтобы предположить, что греки относились к Гомеру или к любому другому источнику греческих мифов как к простому развлечению, в то время как есть выдающиеся греки от Пиндара до поздней Стоа, для которых мифы, и те, что от Гомера в частности, настолько серьезны, что оправдать боудлеризацию или аллегоризацию.

Гомер Гомер, копия утраченного бюста II века из Байи, Италия. © Бывшая коллекция Таунли

Наиболее полным и наиболее важным источником мифов о происхождении богов является Теогония Гесиода ( ок. 700 до н. Э.). Вышеупомянутые сложные генеалогии сопровождаются сказками и этиологическими мифами. В « Работах» и «Днях » рассказывается о некоторых из них в контексте календаря фермера и обширной дискуссии на тему правосудия, адресованной, возможно, вымышленному брату Гесиода Персесу.Ортодоксальная точка зрения трактует эти два стихотворения как совершенно разные по теме и рассматривает «Работы » и «Дни » как теодицею (естественное богословие). Однако можно рассматривать эти два стихотворения как диптих, каждая часть которого зависит от другой. Теогония декларирует личности и союзы богов, в то время как Работы и Дни дают советы о том, как лучше всего добиться успеха в опасном мире, а Гесиод настаивает на том, что самый надежный, хотя и отнюдь не надежный способ — это будь справедливым.

Гесиод, деталь мозаики Монна, III век; в Рейнском государственном музее, Трир, Гер. Предоставлено Rheinisches Landesmuseum, Трир, Германия.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Произведения другой литературы

Фрагментарные постгомеровские эпосы разной даты и авторства заполнили пробелы в описаниях Троянской войны, записанных в Илиаде и Одиссее ; Так называемые гомеровские гимны (более короткие сохранившиеся стихотворения) являются источником нескольких важных религиозных мифов.Многие лирические поэты сохранили различные мифы, но оды Пиндара Фиванского (процветавшего в VI – V веках до нашей эры) особенно богаты мифами и легендами. Произведения трех трагиков — Эсхила, Софокла и Еврипида, относящиеся к V в. До н. Э., — примечательны разнообразием сохраняемых ими традиций.

Троянская война Ахиллес убивает Пентесилею во время Троянской войны, интерьер чердакской чаши, ок. 460 до н.э .; в Музее древностей, Мюнхен. Коллекция Мэнселла / Художественный ресурс, Нью-Йорк

В эллинистические времена (323–30 гг. До н. Э.) Каллимах, поэт и ученый из Александрии III века до н. Э., Записал много малоизвестных мифов; его современник, мифограф Эухемерус, предположил, что боги изначально были людьми, и эта точка зрения известна как эвгемеризм.Аполлоний Родосский, еще один ученый III в. До н. Э., Сохранил наиболее полное описание аргонавтов в поисках золотого руна.

В период Римской империи, География Страбона (I век до н.э.), Библиотека псевдо-Аполлодора (приписывается ученому II века нашей эры), антикварные труды греческого биографа Плутарха и труды Павсания, историка II в. н. э., а также «Латинские родословные » Гигина, мифографа II в. н. э., предоставили ценные источники на латыни для поздней греческой мифологии.

Археологические открытия

Открытие микенской цивилизации немецким археологом-любителем XIX века Генрихом Шлиманом и открытие минойской цивилизации на Крите (от которой в конечном итоге произошла микенская цивилизация) сэром Артуром Эвансом, английским археологом XX века, имеют важное значение. к пониманию 21-го века развития мифов и ритуалов в греческом мире. Такие открытия пролили свет на аспекты минойской культуры примерно с 2200 по 1450 год до нашей эры и микенской культуры примерно с 1600 по 1200 год до нашей эры; за этими эпохами последовали Темные века, которые длились примерно до 800 г. до н. э.К сожалению, свидетельства о мифах и ритуалах на микенских и минойских памятниках полностью монументальны, потому что линейное письмо B (древняя форма греческого языка, найденная как на Крите, так и в Греции) в основном использовалось для записи инвентаризаций.

Геометрические узоры на керамике VIII века до н. Э. Изображают сцены из Троянского цикла, а также приключения Геракла. Однако крайняя формальность стиля затрудняет идентификацию, и нет никаких письменных свидетельств, сопровождающих дизайн, чтобы помочь ученым в идентификации и интерпретации.В последующих архаических ( ок. 750– ок. 500 до н. Э.), Классическом ( ок. 480–323 до н. Э.) И эллинистических периодах гомеровские и различные другие мифологические сцены, кажется, дополняют существующие литературные свидетельства.

Геракл сражается с амазонками Геракл сражается с амазонками, фрагмент спирального кратера, приписываемого Евфронию, ок. 500 лет до н.э .; в Археологическом музее, Ареццо, Италия. Alinari / Art Resource, Нью-Йорк .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *