Предмет и задачи дифференциальной психологии
Дифференциальная психология — (от лат. differentia — различие) — это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.
Предметом дифференциальной психологии (ДП) являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий. По определению основателя дифференциальной психологии В. Штерна — это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях.
Дифференциальная психология имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий (рис. 1).
Задачи дифференциальной психологии:
- Изучение источников вариабельности измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий.
- Анализ группового распределения признаков. Данная задача пересекается с таким разделом ДП, как область групповых различий. В рамках данной задачи изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку — половому, возрастному, расово-этническому и др.
- Изучение особенностей образования типов в различных типологиях. С указанной задачей связана область ДП, изучающая типовые различия (тип — симптомокомплекс, устойчивое сочетание определенных признаков) на основании анализа отдельных типологий (более подробно — см. тема 8). В качестве примера здесь можно привести одну из древнейших типологий — типологию темперамента, основанную на преобладании в организме определенной жидкости (крови, слизи, желчи, черной желчи), и типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), выделяемые в данной типологии.
Место дифференциальной психологии среди других научных дисциплин:
1. ДП изучает индивидуальную специфику протекания познавательных психических процессов, эмоций, способностей, интеллекта и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в тесном пересечении с общей психологией.
2. ДП изучает возрастную специфику познавательных процессов, стилей реагирования, исследует индивидуальную вариативность соотношений психологического, социального, биологического, календарного возрастов, имеющиеся периодизации психического развития и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в связи с возрастной психологией.
3. Говоря об индивидуальной вариативности свойств нервной системы, межполушарной асимметрии, темперамента и т.д., ДП находит свои взаимосвязи с психофизиологией.
4. ДП изучает индивидуальную вариативность, обусловленную социальным статусом субъекта, принадлежностью его к определенной социоэкономической группе, и в данной области своего изучения находится в связи с социальной психологией.
5. Говоря о различных подходах к пониманию «нормы» и отклонении от нее, девиациях развития, акцентуациях характера, ДП образует связи с медицинской психологией.
6. ДП исследует индивидуальные особенности, обусловленные этнокультурной принадлежностью субъекта. Данная область ДП находится в пересечении с этнопсихологией.
Можно проследить связи ДП с рядом других психологических дисциплин. Необходимо только отметить, что в ДП основной акцент делается не только на выявлении, констатации определенных особенностей субъекта, но и на факторах, причинах и последствиях, которые связаны с данными особенностями.
Дифференциальная психология | Блог 4brain
Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Такой подход существенно отличается от других: часто в современной психологии пытаются выделить общие психологические процессы, которые характерны у всех людей.
Например, при оценке эффективности новой терапии средняя эффективность терапии в одной группе лечения может сравниваться со средней эффективностью плацебо (или известной терапии) в контрольной группе. В этом контексте различия между людьми в их реакции на экспериментальные и контрольные манипуляции фактически рассматриваются как ошибки, а не как интересные явления для изучения.
Индивидуальные различия важны, когда мы хотим объяснить, как разные люди ведут себя. В любом исследовании существует значительная вариация между ними: скорость реакции, предпочтения, ценности и связанное со здоровьем поведение – вот лишь несколько примеров. Индивидуальные различия в таких факторах, как личность, интеллект, память или физические факторы (такие как рост, пол, возраст и другие параметры) могут быть использованы для понимания этого источника дисперсии.
Основателем дифференциальной психологии считается Уильям Штерн, который ввел само понятие, а также, что интересно, термин «коэффициент интеллекта». Разумеется, эта отрасль не была его чистейшим изобретением, ведь ее следы можно обнаружить еще в античности. Например, в «Государстве» Платона подчеркивалась важность разделения труда в соответствии с наклонностями и способностями людей. Но более ранние исследования были несистематическими и не связанными друг с другом.
Область исследований
Исследование индивидуальных различий обычно включает в себя изучение:
- личности;
- мотивации;
- интеллекта;
- способностей;
- коэффициент интеллекта;
- интересов;
- ценностей;
- самоэффективности;
- чувства собственного достоинства.
Задачи дифференциальной психологии
Задачи дифференциальной психологии направлены в основном на:
- Разработку теоретической базы психодиагностики.
- Определение закономерностей и принципов возникновения различий между людьми.
- Изучение особенностей их проявления.
- Анализ особенностей образования типов в различных топологиях. В качестве примера можно привести типологию темперамента.
- Изучение особенностей вариабельности измеряемых признаков.
- Анализ группового распределение признаков.
Задачи и проблемы, решение которых может быть найдено усилиями дифференциальной психологии, определяют прикладной уклон этой науки, который в наше время ощущается особенно сильно.
Результаты, полученные при помощи дифференциальной психологии, с успехом применяются в криминалистике, психотерапии, образовании, судебной практике, отборе персонала и для профориентации.
Методы дифференциальной психологии
Методы, который применяются в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп:
- общенаучные;
- психогенетические;
- исторические;
- психологические.
Рассмотрим их по отдельности.
Общенаучные методы
К общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это описательный исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения человека.
Преимущества наблюдения:
- Отражает контекст жизни субъекта.
- Человек воспринимается как целостная личность.
- Собираются факты естественного поведения человека.
Недостатки наблюдения:
- Фиксация результатов в описательной форме.
- Отсутствие возможности повторного наблюдения с точно такими же психологическими параметрами (к тому же человек будет себя вести как ему захочется, а не как того хотят исследователи).
- Слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями (невозможность их каким-либо образом разъединить).
Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт получения научных знаний. Выполняется целенаправленное вмешательство в жизнедеятельность человека.
В отличии от наблюдения, эксперимент можно повторять многократно, а данные однозначны и однотипны. Главным недостатком является исчезновение естественности процесса и отсутствие целостной картины личности человека.
Если говорить о лабораторных экспериментах, то вышеозвученные недостатки остаются. Однако естественный эксперимент максимально приближен к условиям обычной деятельности человека. В этом случае он может даже и не знать, что над ним проводится опыт.
Существует также моделирование, которое пытается воссоздать фиктивную психологическую реальность. Наличие преимуществ или недостатков определяется мастерством исполнения.
Психогенетические методы
Если общенаучные методы используются в психологии в целом, то психогенетические – конкретно в дифференциальной психологии. Данная группа методов нацелена на выделение факторов среды и наследственности. Существует генеалогический и близнецовый методы.
Генеалогический – это метод для исследования семей и родословных (придуман Ф. Гальтоном и описан в книге «Наследственный гений»). Основное положение: если признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Исследователь составляет генеалогическое древо. Предположительно, по мене уменьшения степени родства должно проявляться меньше сходства.
Близнецовый метод: среди близнецов выделяют дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно) и монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами). В данном случае исследуются психологические особенности членов близнецовой пары, позволяющие определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.
Исторические методы
Исторические методы применяются для изучения биографии выдающихся личностей, которые внесли существенный вклад в развитие культуры и науки. Но иногда объектами становятся и вполне обычные люди.
Среди этих методов выделяют дневниковый, биографический и автобиографический.
Дневниковый посвящен изучению жизни конкретного человека и содержит описание его поведения и развития.
Биографический применяют, когда используют биографию выдающейся личности. Если психолог заинтересован в оценке психологических особенностей человека, он проводит психографию.
Автобиографический основан на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте человека. В современном виде с его информационными технологиями появилась возможности использовать видео- и аудиоматериалы.
Психологические методы
Частные случаи применения этих методов – самонаблюдение и самооценка, которые непосредственно открывают объект изучения.
Самонаблюдение заключается в наблюдении собственных психических процессов. Преимущество всего одно, зато ключевое: человек может познать себя лучше, чем других людей. А вот недостаток – это субъективизм, необъективность.
Самооценка отражает более стабильные психические особенности. Недостаток метода в том, что человек может стыдиться раскрывать свои качества или поверхностно судить о них. Однако эти минусы можно скрасить анонимностью (в этом случае может также применяться анкетирование).
Абсолютно идеального способа познания личности не существует, поэтому главная задача психологов – комбинировать их, учитывая достоинства и недостатки каждого.
Книги
Таково краткое описание дифференциальной психологии как науки. Поскольку тема достаточно сложная и объемная, одной прочитанной статьи будет явно недостаточно. Вот список книг, с помощью которых вы можете изучить ее более детально.
- «Дифференциальная психология» Софья Нартова-Бочавер.
- «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» Анна Анастази.
- «Дифференциальная психология и психодиагностика» Константин Гуревич.
- «Дифференциальная психология: учебное пособие» Валерий Машков.
- «Дифференциальная психология» Александр Либин.
- «Дифференциальная психология и ее методические основы» Уильям Штерн.
- «Невротические стили» Дэвид Шапиро.
Начать рекомендуем именно с книги основателя дифференциальной психологии Уильяма Штерна, которая актуальна и по сей день.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Предмет дифференциальной психологии — Студопедия
Классификация методов дифференциальной психологии
Методы дифференциальной психологии
Направления дифференциально-психологических исследований
Понятие психологической нормы
Этапы развития дифференциальной психологии
Предмет дифференциальной психологии
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Лекция 1
· Общенаучные методы
· Психогенетические методы
· Исторические методы (методы анализа документов)
· Собственно психологические методы
· Каналы получения информации об индивидуальности
· Приемы и способы научной классификации
Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.
Индивидуализация есть свойство всего живого.
Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице.
Человек предстает в первую очередь как индивидуальность.
В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем.
До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.
Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы
· установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека,
· разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.
Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся.
Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Отличия:
отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных).
Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания.
Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития.
Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой.
Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.
В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).
Предмет и методы дифференциальной психологии — Студопедия
Наиболее общим содержанием предмета дифференциальной психологии являются различия между людьми и группами людей. Однако это слишком общее определение. Поэтому психологи посчитали целесообразным раскрыть содержание предмета дифференциальной психологии в конкретных задачах, решаемых исследователями индивидуальных различий. Можно назвать четыре таких задачи:
1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека, изучение их структуры.
2. Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность).
3. Изучение различий между группами людей.
4. Выявление факторов, лежащих в основе индивидуально-психологических различий.
Становление дифференциальной психологии неразрывно связано с разработкой измерительных процедур. Из всего арсенала психодиагностических методов наибольшую ценность для научного описания личности представляют психологические тесты, включающие в себя опросники, проективные методы и объективные методы. Именно психологические тесты и составляют основной измерительный инструментарии дифференциальной психологии. Выбор метода конкретного дифференциально-психологического исследования целиком определяется задачами, на решение которых оно направлено. Одной из отличительных особенностей тестов является количественная оценка измеряемого признака, что дает возможность использовать статистические методы при анализе полученных данных.
· Дифференциальная психология – наука о психологических различиях между людьми и группами людей.
Развитие статистических методов в немалой степени обусловило прогресс дифференциальной психологии. Уже в первых массовых исследованиях психологических характеристик было обнаружено, что частота встречаемости показателя (например, время реакции) повышается, если он близок к среднему значению по выборке. Эта закономерность получила название «частотное распределение». Графически частотное распределение можно представить, если по горизонтальной оси откладывать величину изучаемого признака в диапазонах, а по вертикальной — количество людей, попадающих в каждый диапазон выраженности признака (рис. 17-2).
Кривая линия на рисунке является апроксимацией данного частотного распределения и называется кривой нормального распределения. Нормальное распределение описывается двумя основными статистическими характеристиками — средним значением и дисперсией.
Предположим, при измерении количества ошибок у шести испытуемых были получены показатели, представленные в первом столбце табл. 17.1. Среднее значение вычисляется как частное от деления суммы всех значений на количество испытуемых (x/6). В нашем примере среднее значение равно 5. Вычитая среднее значение из значения признака, мы получим индивидуальные отклонения от среднего (d). Дисперсия (ss2) определяется как среднее арифметическое квадратов отклонений (в нашем примере d2/6).
Помимо этих двух показателей в дифференциальной психологии часто используется стандартное отклонение (ss), вычисляемое как квадратный корень из дисперсии.
Рассмотренные статистические показатели используются для описания распределения одной характеристики, однако перед исследователем часто встает вопрос о соотношении между несколькими переменными. Для этих целей учеником Гальтона К. Спирменом был разработан специальный показатель — коэффициент корреляции (r). Величина этого показателя изменяется в пределах от -1 до 1, и связь между характеристиками увеличивается при удалении значения коэффициента от 0.
Таблица 17.1
это что такое, изучает и основы в наше время
Дифференциальная психология личности — направление психологии, которое изучает воздействие окружающих факторов на поведение людей. Дополнительно это направление находит разные различия между индивидами, последствия появления этих различий. Множество данных позволяет сравнивать поведение личностей между собой, выделять моменты которые влияют на характер, поступки.
Что изучает данное направление?
Дифференциальная психология — один из разделов психологической науки. Он изучает индивидуальные различия отдельных личностей, особенности их поведения. Принцип изучения заключается в том, что исследователи ищут причины, по которым изменяется поведение людей под воздействием окружающих факторов.
История развития отрасли
Перед изучением этого раздела психологической науки, желательно узнать, кто ввел термин дифференциальная психология. Впервые это понятие придумал психолог Уильям Стерн (1871–1938 года). В 1900 году ученый выпустил книгу, которая называлась «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии».
Огромный вклад в развитие науки внес Фрэнсис Гальтон, который был родственником Чарльза Дарвина. После него развитию направления поспособствовал его ученик Карл Пирсон. Он сделал значительный вклад в область статистики.
В период с 1960 по 1970 года возник бихевиоризм, который повлиял на разложение дифференциальной психологии. Два автора — Джон Фуллер и Боб Томпсон выпустили статью под названием «Поведенческая генетика». В ней они описали открытия в области генетики. Тем самым авторы объяснили полигенные передачи, мутации.
Кто внес вклад в изучение науки?
На территории бывшего СССР проблемами это й науки занималась и занимаются по сей день, школа Теплова-Небылицына. Ее основными представителями в СССР являлись — Е. А. Климов, К. М. Гуревич, Б. М. Теплов, В. С. Мерлин, Э. А. Голубева, В. Д. Небылицын.
Какие аспекты изучает данное направление?
Существует несколько аспектов, которые изучает эта наука:
- ценности;
- интеллект;
- личность;
- мотивация;
- самоэффективность;
- интересы;
- коэффициент интеллекта;
- чувство собственного достоинства.
Какие задачи стоят перед последователями направления?
Любое направление психологической науки ставит перед собой ряд задач, по которым проводятся различные исследования. К целям дифференциальной психологии относятся:
- Анализ группового распределения признаков.
- Изучение особенностей характеров, их проявления.
- Разработка теоретической базы психодиагностики.
- Выделение индивидуальных различий.
- Объяснение изменений поведения.
- Определение различий между людьми, причин их возникновения.
Полученные результаты после проведения исследований помогают работать криминалистам, судьям, преподавателям, руководителям при наборе персонала.
Методы исследования
Существует несколько методов, которые применяют специалисты, занимающиеся развитием дифференциальной психологии.
Стандартные методы
Общенаучные методы делятся на две большие группы:
- Наблюдение — метод описания, суть которого заключается в том, чтоб наблюдать и регистрировать поведение субъекта.
- Эксперимент — опыт, который проводится для получения научных знаний. При этом проверяющие вмешиваются в жизнь наблюдаемого объекта.
У первого метода есть ряд сильных, слабых сторон. Преимущества:
- Восприятие человека, как целостной личности.
- Показывает контекст жизни индивида.
- Наблюдение помогает собрать множество фактов о естественном поведении личности.
Недостатки:
- Невозможность разделить попутные явления с сопутствующим им фактам.
- Результаты записываются вручную, как описание увиденного.
- Нет возможность повторить идентичное наблюдение, чтобы удостовериться в выбранных моментах.
У эксперимента есть один существенный плюс — его можно проводить сколько угодно раз, разрешая спорные моменты, но невозможно увидеть целостную картину личности.
К отдельному методу можно отнести моделирование. Его принцип заключается в том, что специалисты пытаются всевозможными способами воссоздать реальную ситуацию для проведения эксперимента. Результат зависит от того, насколько точно воспроизводится ситуация.
Психогенетические тесты
Специалисты выделяют две большие группы психогенных методов исследования:
- Близнецовые — близнецы бывают дизиготными, монозиготными. Психологи исследуют представителей близнецовых пар, чтобы узнать какие различия появляются между ними под воздействием генетики, окружающих факторов.
- Генеалогические — методы изучения отдельных семей по их родословным. Для изучения, исследователям необходимо составить точное генеалогическое древо.
Изучение исторических данных
Такие методы используются для изучения жизни выдающихся личностей или обычных людей. Применяется три способа исследования:
- Дневниковый — исследователь изучает отдельную личность, описывает этапы развития, поведение субъекта.
- Автобиографический — изучение людей по аудио, видеоматериалам.
- Биографический — метод, при котором изучается биография известных людей.
Психологические исследования
Сюда относится два популярных метода:
- Самооценка — пациент самостоятельно объясняет свои психические особенности, попытаться описать свое поведение. Рассказать о себе в подробностях может не каждый субъект. Многие скрывают некоторые моменты из-за стыдливости.
- Самонаблюдение — индивид самостоятельно наблюдает за своим поведением, делает выводы по его изменению.
Чтобы изучать каждого человека по отдельности, идеального метода нет. Психологу необходимо комбинировать их зависимо от ситуации, особенностей характера личности.
Связь с другими науками
Развитие дифференциальной психологии связано с другими направлениями психологической науки:
- Психофизиологией.
- Социологией.
- Психологией семьи.
- Общей, возрастной, социальной и семейной психологией.
- Психиатрией.
- Педагогикой
- Психоконсультированием.
- Психодиагностикой.
Дифференциальная психология изучает различия отдельных личностей, их поведения. На их возникновение влияют факторы окружающей среды, воспитание, мнение других людей, генетика.
Полезное видео
В видео глубоко раскрыто понятие дифференциальной психологии.
Лекция 1 дифференциальная психология как наука
16
Предмет
дифференциальной психологииЭтапы
развития дифференциальной психологииПонятие
психологической нормыНаправления
дифференциально-психологических
исследованийМетоды
дифференциальной психологииКлассификация
методов дифференциальной психологии
Общенаучные
методыПсихогенетические
методыИсторические
методы (методы анализа документов)Собственно
психологические методыКаналы
получения информации об индивидуальностиПриемы
и способы научной классификации
Предмет
дифференциальной психологии
Дифференциальная
психология – отрасль науки, изучающая
индивидуальные различия психики
индивидов и групп людей, а также природу,
источники и последствия этих различий.
Это наука о закономерностях психического
варьирования.
Индивидуализация
есть свойство всего живого.
Индивидуальные
различия психики присущи не только
людям, но и всему животному миру, причем
нередко внутривидовые различия
превосходят межвидовые. Так, например,
самая умная крыса может в одной и той
же ситуации научения действовать
эффективнее, чем самая глупая обезьяна,
стоящая выше крысы на эволюционной
лестнице.
Человек
предстает в первую очередь как
индивидуальность.
В
каждом человеке есть то, что является
общим для всех людей, то, что роднит его
с некоторыми из них, и то, что присуще
только ему одному.
В
повседневной жизни мы часто сталкиваемся
с явлениями индивидуальных различий,
осуществляя житейскую психодиагностику
людей, с которыми взаимодействуем.
До
недавних пор психология, подобно каждой
молодой науке, стремилась к выявлению
общих закономерностей психического, к
разработке проблем с общих позиций. И
в поисках общего, как правило, утрачивалось
своеобразие индивидуального. Однако
каждый исследователь сталкивался с
индивидуальными вариациями психического,
которые сначала рассматривались как
источник ошибок наблюдения, а затем из
этого источника ошибок стала возникать
проблема вариативности психических
проявлений человека. И сама логика
развития науки привела к выделению
дифференциально-психологического
аспекта.
Задачи
дифференциальной психологии
состоят в том, чтобы
установить
закономерности возникновения и
проявления индивидуальных различий в
психике человека,разработать
теоретические основы психодиагностических
исследований и психокоррекционных
программ.
Сегодня
это область знания, максимально
развернутая на запросы практики и потому
очень быстро развивающаяся.
Дифференциальная
психология имеет области пересечения
с различными другими отраслями
психологического знания. Отличия:
отличается
от общей
психологии
тем, что последняя сосредоточивается
на изучении общих закономерностей
психики (включая психику животных).
Сравнительная
психология
(когда-то этот термин использовали как
синоним дифференциальной психологии,
являющийся буквальным переводом слова)
в настоящее время изучает особенности
психики живых существ, находящихся на
разных ступенях эволюционной лестницы.
Она чаще использует знания зоопсихологии,
занимается проблемами антропогенеза
и становления человеческого сознания.
Возрастная
психология
изучает особенности человека сквозь
призму закономерностей, присущих
возрастной стадии его развития.
Социальная
психология
рассматривает особенности, приобретаемые
человеком в силу его принадлежности к
некоторой социальной группе, большой
или малой.
Наконец,
дифференциальная
психофизиология
анализирует индивидуальные особенности
психики человека с точки зрения их
обусловленности свойствами нервной
системы.
В
настоящее время дифференциальная
психология
изучает индивидные, предметно-содержательные
и духовно-мировоззренческие качества
индивидуальности, особенности
самосознания, стилевых характеристик
личности и осуществления различных
видов деятельности (профессиональной,
учебной, общения и др.).
Этапы
развития дифференциальной психологии
В
своем развитии психология, как и все
остальные научные дисциплины, прошла
(точнее, находится в процессе прохождения)
через три этапа: донаучного знания,
естественнонаучной парадигмы познания
и гуманитарной парадигмы.
Термин
«Дифференциальная психология» ввел
немецкий психолог В.Штерн
в своей работе «Психология индивидуальных
различий», опубликованной в 1900 году. В
течение некоторого времени в качестве
синонимов использовались понятия:
характерология
(И.Банзен, Е.Люка), которая сегодня
относится к области знания о характере;
этология
(Дж.Ст.Милль), в настоящее время изучающая
науку о поведении; индивидуальная
психология
(А.Бине, Э.Крепелин), сегодня обозначающая
адлерианское направление психоанализа;
специальная
психология
(Г.Хейманс), обозначающая также медицинскую
психологию.
Первыми
крупными представителями нового научного
направления были А.Бине, Дж.Кеттелл,
Ф.Гальтон, В.Штерн, в России – А.Ф.Лазурский.
Основным методом исследования вначале
были индивидуальные и групповые тесты,
тесты различий умственных способностей,
а позже – проективные методики для
измерения установок и эмоциональных
реакций (1, 2, 5).
Психология
индивидуальных различий всегда испытывала
влияние практики – педагогики, медицины,
психологии труда. А ее оформление в
отдельную науку стало возможным благодаря
следующим предпосылкам.
1.
Внедрение
в психологию экспериментального метода.
Важнейшим событием здесь оказалось
открытие В. Вундтом первой
экспериментально-психологической
лаборатории в 1879 году, где он начал в
экспериментальных условиях изучение
психических процессов, в частности
апперцепции. Очень быстро вслед за тем
подобные лаборатории стали открываться
и в других странах Европы и Америки. Не
менее важным для развития позитивистской
психологии стало выведение основного
психофизического закона Фехнера –
Вебера (Е = const
In
R,
где Empfindung
– величина ощущения, а Reiz
– величина раздражителя), благодаря
чему «светлая» и «теневая» стороны
жизни оказались связанными между собой
достаточно простой алгебраической
зависимостью. Этот научный факт –
выразительная иллюстрация неисповедимости
научных путей, потому что Фехнер, по
своим убеждениям «махровый идеалист»,
как писали о нем в доперестроечные
времена, меньше всего стремился укрепить
своими изысканиями позиции материализма.
Впрочем,
освободив психологию от комплекса
неполноценности в связи с признанием
себя наукой, экспериментальный метод,
по мнению известной современной
исследовательницы А.Анастази, несколько
затормозил развитие интереса к единичным
явлениям психики, которые активно
изучались на донаучном этапе.
2.
Следующей предпосылкой превращения
дифференциальной психологии в полноценную
науку явилось использование
методов статистического анализа.
Каждое психическое качество, любая
особенность психики может быть рассмотрена
как точка на континууме, выражающем
изменение этой черты от минимума к
максимуму. Почти каждый раз, когда
рассматриваемое качество является
результатом действия многих переменных,
получается кривая нормального
распределения, то есть малых (субнормальных)
и больших (супернормальных) значений
обычно меньше, чем значений средней
величины (нормальных).
Необходимо
отметить, однако, что не все закономерности
подвержены закону нормального
распределения; поэтому всегда необходимо
убедиться, что изучаемое явление
описывается именно нормальным
распределением.
Статистические
методы – это приемы прикладной математики,
используемые психологией для повышения
объективности и достоверности получаемых
данных, для обработки экспериментальных
результатов. Идея корреляционного
анализа родилась из попыток Ф.Гальтона
исследовать закономерности наследования
детьми психологических и физических
признаков своих родителей. Им было
разработано несколько вариантов
факторного анализа для изучения
интеллектуальных способностей, ряд
методов был предложен специально для
проверки вновь создаваемых тестов.
Сейчас
выделяют несколько направлений
использования статистических методов
в психологии: а) описательная статистика,
включающая группировку, классификацию,
графическое представление данных; б)
теория статистического вывода,
используемая для предсказания результата
по данным обследования выборок; в) теория
планирования экспериментов, служащая
для обнаружения и проверки причинных
связей между переменными.
Чтобы
использовать методы статистического
анализа, нужно быть уверенным в
нормальности распределения изучаемого
качества; но даже и при этом условии
существует вероятность того, что
полученные результаты окажутся
случайными. Эта вероятность называется
«уровнем значимости».
3.
Третьей предпосылкой оформления
дифференциальной психологии в подлинно
научное знание явилось использование
данных психогенетики.
Наиболее информативным явился близнецовый
метод в его вариантах. В последнее время
используют также и генетический анализ.
Понятие
психологической нормы
Основным
потребителем дифференциально-психологических
знаний является психодиагностика. В
психологии индивидуальных различий
рождаются понятия, для измерения которых
затем создаются или подбираются методики.
Здесь же возникает представление о
способах оценки и интерпретации
полученных результатов. В связи с этим
очень важным является понятие
психологической нормы, очень неоднородное
по своему содержанию, на которое оказывают
влияние по меньшей мере четыре фактора.
1.
Норма – статистическое понятие.
Нормальным признается то, чего много,
что относится к середине распределения.
А «хвостовые» его части, соответственно,
указывают на область низких («субнормальных»)
или высоких («супернормальных») значений.
Для оценки качества мы должны соотнести
показатель человека с другими и таким
образом определить его место на кривой
нормального распределения. Очевидно,
что приставки «суб» и «супер» не дают
этической или прагматической оценки
качества (ведь если у человека
«супернормальный» показатель
агрессивности, едва ли это хорошо для
окружающих и для него самого).
Нормы
не абсолютны, они развиваются и получаются
эмпирически для данной группы (возрастной,
социальной и других). Так, например, на
протяжении последних лет показатель
маскулинности по опроснику MMPI
у девушек устойчиво повышен; однако это
говорит не о том, что они поголовно ведут
себя как юноши, а о необходимости
пересмотра устаревших норм.
2.
Нормы обусловлены социальными
стереотипами.
Если поведение человека не соответствует
общепринятому в данном обществе, оно
воспринимается как отклоняющееся.
Например, в российской культуре не
принято класть ноги на стол, а в
американской это никем не осуждается.
3.
Нормы ассоциируются с психическим
здоровьем. Ненормальным
может считаться то, что требует обращения
к клиницисту. Необходимо отметить,
однако, что и в психиатрии оценочный
подход дискутируется, а в качестве
наиболее существенных указаний на
отклонение от нормы принимается нарушение
продуктивности деятельности и способности
к саморегуляции. Так, например, когда
пожилой человек, осознавая слабость
своей памяти, использует вспомогательные
средства (записную книжку, раскладывание
необходимых предметов в поле зрения),
то это поведение соответствует норме,
а если он, относясь к себе некритически,
отказывается от необходимости
«протезировать» свое жизненное
пространство, то это приводит в конечном
счете к неспособности решать поставленные
задачи и свидетельствует о нарушении
психического здоровья.
4.
Представление
о нормах определяется ожиданиями,
собственным необобщенным опытом и
другими субъективными переменными. Пр:
если первый ребенок в семье начал
говорить в возрасте полутора лет, то
второй, который к двум годам еще не
научился свободно изъясняться,
воспринимается как наделенный признаками
отставания.
Нормы
– это не застывшее явление, они постоянно
обновляются и изменяются. Обязательно
должны регулярно пересматриваться и
стандарты психодиагностических методик.
Направления
дифференциально-психологических
исследований
В.Штерн
выделил четыре направления функционирования
психологии индивидуальных различий,
которые продолжают развиваться и
обогащаться.
Так,
если изучать, насколько
вариативным оказывается рассматриваемое
качество,
насколько велик размах его значений в
данной выборке, мы проводим исследование
первого направления.
Если
интересно выявить, с
какими еще качествами одновременно
проявляется интересующий нас признак,
мы проводим второй
тип исследование.
При этом мы ни в первом, ни во втором
случаях не задаемся вопросами генезиса
и прогноза данного качества, мы
ограничиваемся одномоментным срезом.
Если
же мы подходим
к индивидуальности как к целостному
явлению,
нам необходимо соблюдать исторический
подход, открывать причины и основные
моменты развития интересующего нас
качества – третий
тип.
если
пытаемся раскрыть многоуровневость
и многофакторность индивидуальности
– мы не знаем, что и с чем может проявляться
одновременно, и должны обеспечить себе
возможность применения типологического
подхода – четвертый
тип
Итак,
к настоящему времени психология
индивидуальных различий сохранила свою
неоднородность, что, среди прочего,
проявляется в преобладании
частнопсихологических теорий. Так,
например, теория интеллектуальных
способностей практически ничем не
связана с эволюционной теорией пола, а
теории темперамента никак не соотносятся
с теориями черт личности. Поэтому
основная тенденция современной
дифференциальной психологии – это
интеграция частных, разнородных знаний
в единую теорию индивидуальности.
Тема 1. Предмет и задачи дифференциальной психологии.
87
Предметная область
дифференциальной психологии. Задачи
дифференциальной психологии. Место
дифференциальной психологии в системе
психологического знания. Методологические
подходы дифференциальной психологии.
Направления развития современной
дифференциальной психологии.
Дифференциальная психофизиология как
часть дифференциальной психологии.
Предмет,
задачи и место дифференциальной
психологии в системе наук
В самом общем виде
можно определить дифференциальную (от
лат. differentia
– различие) психологию как отрасль
психологии, изучающую индивидуальные
и групповые психологические различия
людей.
Заметна тенденция
ставить знак равенства между
дифференциальной психологией и
психологией индивидуальных различий.
Сам термин «дифференциальная
психология» был введен В. Штерном в
1900 году. Он один из первых ученых собрал
современные ему представления о различиях
между людьми и опубликовал работу «О
психологии индивидуальных различий:
сущность, задачи и методы дифференциальной
психологии». В. Штерн считал, что
исследования должны быть направлены
не на различия между индивидуальностями,
а на отдельные «личностные особенности»,
по которым отличаются люди.
Дифференциальная
психология занимает одно из ведущих
мест в области психологических знаний.
Она связана с общей психологией, с
возрастной, педагогической, социальной.
С психодиагностикой, с психоконсультированием,
с вопросами психотерапии, с психологией
семьи, с социологией, философией,
психофизиологией. Как самостоятельная
наука сложилась недавно.
Дифференциальная
психология – это раздел психологической
науки, который изучает психологические
различия, а также типологические различия
психологических проявлений у представителей
различных социальных, классовых,
этнических, возрастных и других групп.
Дифференциальная
психология систематизирует индивидуальные
различия и разные методы их диагностики.
Количественно оценивает индивидуальные
различия в разных сферах.
Дифференциальная
психология имеет 2
задачи:
выделение индивидуальных различий и
объяснение их происхождения.
Дифференциальная
психология как теоретическая наука
До недавнего
времени научная психология ориентировалась
только на разработку проблем с общих
позиций. В исследованиях обращались к
основополагающим элементам, из которых
строится вся психическая жизнь, и к
общим законам, которым подчиняются все
психические процессы.
Однако, при обращении
к любой теме исследователь сталкивался
с индивидуальными вариациями психического.
Было признано, что дифференциация
психического имеет такое же право на
психологическое изучение, как и
общепсихологические закономерности и
факты. Таким образом, само изучение
психики привело к выделению
дифференциально-психологического
аспекта.
Дифференциальная
психология, подобно общей, — наука,
выходящая на всеобщие значимости, однако
это значимости совсем иного рода. Она
должна прежде всего исследовать те
формальные закономерности, которые
определяют реальность психического
варьирования.
Особый ракурс
приобретает вопрос о причинности:
следует спросить, какова роль в
возникновении психических различий, с
одной стороны, внутренних (наследственности,
предрасположений), с другой стороны,
внешних (влияния окружающего мира,
воспитания, эталонов и норм и т.п.) причин.
Наконец, изучение того, насколько внешне
воспринимаемые психические проявления
можно считать характерными признаками
психических особенностей, ведет к
обоснованию дифференциальной
симптоматологии.
Дифференциальная
психология исследует существенное
качество и функции определенных
индивидуальных вариантов. В этом смысле
она становится «специальной»
психологией темпераментов, характеров,
способностей. Она изучает психическую
дифференцированность внутри разных
сословий, наций, полов или дает обобщенное
психологическое описание определенного
сословия или народа, или пола.
Индивидуальность
всегда означает единичность. Каждый
индивид — это картина нигде и никогда
больше не существующая в идентичной
форме. Конечно, на него воздействуют
определенные закономерности, в нем
воплощаются определенные типы, его
можно во многих отношениях сопоставить
с другими индивидами, но он не целиком
растворяется в этих обобщающих
закономерностях и типах. Всегда остается
тот «плюс», то содержание, которым
он отличается от других индивидов,
подчиняющихся тем же законам и относящихся
к тем же типам.
Дифференциальная
психология как прикладная наука
должна перед собой поставить две цели:
познание человека (психогностика) и
обращение с человеком (психотехника).
Психогностика.
Если мы практически взаимодействуем с
людьми, то прежде всего должны знать
их, чтобы верно судить о них (подвергать
оценке, классифицировать) и правильно
использовать их усилия. В рамках
определенных задач культуры, например,
для профессионального отбора, целая
система испытаний направлена на то,
чтобы познать хотя бы одну сторону
проявлений человеческой индивидуальности,
например, работоспособность претендента.
Психотехника
имеет своим предметом практическое
влияние человека на человека. Она
нуждается в дифференциальной науке о
психике. Психотехнике надо определить
возможность и примерные границы влияния.
Лишь имея возможность заглянуть в
причинность определенного психического
свойства мы можем измерить резонанс
приходящих извне влияний воспитания,
наказания, социального просвещения и
т.п. Воздействие на человека должно быть
ориентировано на психическую
дифференциацию.
Дифференциальная психология — Многоязычная энциклопедия
Дифференциальная психология изучает способы, которыми люди различаются в своем поведении, и процессы, лежащие в его основе. Это отличается от других аспектов психологии тем, что хотя психология якобы изучает отдельных людей, современные психологи часто изучают группы или пытаются обнаружить общие психологические процессы, применимые ко всем людям.
Например, при оценке эффективности новой терапии, средняя эффективность терапии в одной лечебной группе может сравниваться со средней эффективностью плацебо (или хорошо известной терапии) во второй, контрольной группе.В этом контексте различия между людьми в их реакции на экспериментальные и контрольные манипуляции фактически рассматриваются как ошибки, а не как интересные явления для изучения.
Этот подход обусловлен тем, что психологические исследования зависят от статистического контроля, который определяется только для групп людей. Психологи, занимающиеся индивидуальными различиями, обычно проявляют интерес к отдельным людям при изучении групп, ища измерения, общие для всех людей, но по которым они различаются.
Важность индивидуальных различий [править | править источник]
Индивидуальные различия важны всякий раз, когда мы хотим объяснить, как
люди различаются по своему поведению. В любом исследовании значительный
различия существуют между людьми. Время реакции, предпочтения,
ценности и поведение, связанное со здоровьем, — вот лишь несколько примеров. Физическое лицо
различия в таких факторах, как личность, интеллект,
память или физические факторы, такие как размер тела, пол, возраст и другие
факторы могут быть изучены и использованы для понимания этого большого источника
дисперсия.Важно отметить, что люди могут отличаться не только по своему
текущее состояние, но по величине или даже направлению реакции на
данный стимул. Такие явления, часто
объяснены с помощью кривых отклика в виде перевернутой буквы U,
поместите дифференциальную психологию в важное место в таком
усилия как персонализированная медицина, в которой диагнозы
настроен для индивидуального профиля ответа.
Исследование индивидуальных различий обычно включает в себя личность, мотивацию, интеллект, способности, IQ, интересы, ценности, самооценку, самоэффективность и самооценку (и это лишь некоторые из них).В Соединенных Штатах осталось немного программ «дифференциальной психологии», хотя исследования в этой области очень активны. Текущие исследователи участвуют в различных прикладных и экспериментальных программах, включая клиническую психологию, педагогическую психологию, промышленную и организационную психологию, психологию личности, социальную психологию, поведенческую генетику и программы психологии развития, в частности, в неопиажеских теориях когнитивного развития. ,
- Введение в индивидуальные различия (Wilderdom)
- Maltby, J.; Дэй Л. и Макаскилл А. (2007). Личность, индивидуальные особенности и интеллект . Лондон: Pearson Education. http://www.pearsoned.co.uk/Bookshop/detail.asp?item=100000000090816.
- Buss, D.M. И Грейлинг, Х. (1999). «Адаптивные индивидуальные различия». Журнал личности 67 (2): 209–243. DOI: 10.1111 / 1467-6494.00053. http://labs.la.utexas.edu/buss/files/2015/09/adapt-ID-revisited-1999-jop.pdf.
- Чаморро-Премузич, Т.И Фурхнам А. (2006). «Интеллектуальная компетентность и интеллектуальная личность: третий путь в дифференциальной психологии». Обзор общей психологии 10 (3): 251–267. DOI: 10.1037 / 1089-2680.10.3.251. Архивировано 19 марта 2009 года. Https://web.archive.org/web/20090319201449/http://www.goldsmiths.ac.uk/psychology/downloads/ChamorroPremuzicFurnham2006RGP.pdf.
- Канаи, Р. и Рис, Г. (2011). «Структурная основа межиндивидуальных различий в поведении и познании человека». Nature Reviews Neuroscience 12 : 231–241. DOI: 10.1038 / nrn3000. http://www.nature.com/nrn/journal/v12/n4/abs/nrn3000.html.
- Тайлер, Л. (1965). Психология человеческих различий . Нью-Йорк: Appleton Century Crofts.
- Хронология исследователей и краткие биографии
.
Что такое дифференциальная психология?
Хотя большинство специализаций в области психологии имеют дело с сходствами, дифференциальная психология обращается к различиям между людьми или группами. Исследования в этих областях впервые начались в конце 1800-х годов с исследований Фрэнсиса Гальтона о наследственности и индивидуальном интеллекте. Специализация расширилась и включила изучение генетики и человеческого развития. Сегодня дифференциальные психологи проводят исследования множества индивидуальных различий, чтобы узнать о факторах, влияющих на поведение человека.
Области исследований
Дифференциальная психология имеет решающее значение для исследований по нескольким различным темам. К ним относятся:
- Исследование личности
- Исследования разведки
- Исследование самовосприятия
- Понимание мотивации
- Понимание ценностей
- Понимание индивидуальных интересов
Дифференциальные исследования являются неотъемлемой частью программ в области образования, производственной и организационной психологии, исследований личности, социальной психологии и социальных наук о развитии.
Психология личности
Одна из наиболее распространенных специализаций дифференциального психолога сегодня — это психология личности. Теории личности быстро развивались с самого начала современной психологии. Некоторые исследователи и теоретики сосредотачиваются на сходстве между людьми и социальными группами. Однако дифференциальные психологи сосредотачиваются на различиях, которые делают людей или группы уникальными. Гордон Олпорт изучал личности с дифференциальной точки зрения, когда он представил теорию черт.Теории типов, еще один способ взглянуть на личности, также рассматривают различия между людьми, но они сосредоточены на классификации людей, а не на рассмотрении каждого человека в континууме. Совсем недавно бихевиористы изучали различия личности на основе моделей обусловливания. Теоретики-биопсихологи изучают различия в личности на основе биологии и наследственности. Сегодня исследователи опираются на эти и другие теории личности, продолжая искать объяснение человеческого поведения.
Промышленная и организационная психология
Одна из самых быстрорастущих областей психологии, психология I-O, часто полагается на дифференциальные исследования. Специалисты в этой области изучают поведение людей на рабочем месте. Промышленные и организационные психологи часто консультируются с компаниями и помогают найти способы повышения морального духа и производительности сотрудников. Исследователи психологии I-O изучают такие вещи, как различия между счастливыми, продуктивными сотрудниками и теми, кто менее продуктивен.
Биологическая психология
Некоторые дифференциальные психологи изучают человеческое поведение на основе биологических различий. Этот тип исследований исследует такие вещи, как наследственность, физические особенности и реакции на лекарства. Биологические различия между людьми могут быть ключом к пониманию того, почему люди могут по-разному относиться к одним и тем же лекарствам. Эти различия также могут помочь нам лучше понять наследственность и психические заболевания.
Хотя можно многому научиться из сходства между отдельными людьми и группами, мы также можем извлечь уроки из различий.Дифференциальная психология фокусируется на этих различиях, чтобы выяснить, как разные типы людей реагируют на разные ситуации.
,
Дифференциальная психология | Статья о дифференциальной психологии в The Free Dictionary
— разделе психологии, посвященном индивидуальным различиям между людьми. Основанием для возникновения дифференциальной психологии на рубеже 20-го века стало внедрение в психологию экспериментирования и генетических и математических методов. Ф. Гальтон (Великобритания), разработавший ряд методов и инструментов для изучения индивидуальных различий, был пионером в развитии дифференциальной психологии.Сам термин «дифференциальная психология» был введен В. Штерном (Германия) в 1900 году. Первыми крупными исследователями дифференциальной психологии были А. Бине (Франция), А. Ф. Лазурский (Россия) и Дж. Кэттель (США).
Тесты — как индивидуальные, так и групповые — широко используются в дифференциальной психологии для определения интеллектуальных различий и, с изобретением проективных тестов, для определения интересов, отношений и эмоциональных реакций. С помощью тестов выясняются факторы, характеризующие общие качества (параметры, показатели) интеллекта или личности посредством факторного анализа.На этой основе определяются качественные вариации психологических характеристик разных людей.
Вопрос о причинах психологических различий — в первую очередь, проблема относительной роли биологических и социокультурных факторов в формировании характеристик отдельных людей — был предметом самых интенсивных дискуссий на протяжении всей истории человечества. дифференциальная психология. В 1950-х и 1960-х годах интенсивно развивались новые подходы и методы, как экспериментальные, так и математические.Совершенствуется статистический анализ тестов (Дж. Гилфорд, США; Р. Кеттелл, Великобритания), изучается роль личностной ценностной ориентации, детально выясняются психологические аспекты возрастных и половых различий.
Наряду с различиями между людьми в интеллектуальной сфере, широко изучаются различия в творческих и организационных способностях, в общей структуре личности и в мотивации. Изучаются корреляции между психологическими характеристиками, с одной стороны, и физиологическими характеристиками, с другой (W.Шелдон и Х. Айзенк, Великобритания). В СССР работы в этом направлении ведутся в ряде лабораторий, например, в Институте психологии АПН СССР (исследования, проведенные Б.М. Тепловым и его коллегами на основе учения И.П. Павлова). о видах высшей нервной деятельности), Ленинградский университет, Пермский университет.
Факты и выводы дифференциальной психологии важны для решения многих практических задач, включая подбор и обучение персонала, а также диагностику и прогноз развития различных характеристик, тенденций и способностей людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий . Москва, 1961.
Пьерон, Х. La Psychoologie différentielle , 2-е изд. Paris, 1962.
Anastasi, A. Differential Psychology , 3-е изд. Нью-Йорк, 1958.
.
Дифференциальная психология | Эдинбургский университет
Эдинбург является домом для самой большой в мире группы, занимающейся изучением индивидуальных различий, от старения до исследования личности
Мы используем индивидуальные различия в поведении как окно в психологические механизмы, включая генетические и экологические причины индивидуальных различий в интеллекте и личности. Мы работаем с различными данными, от изображений мозга до времени реакции; массивные наборы данных по близнецам и эпидемиологии, а также высокопроизводительное генетическое секвенирование.
Мы проводим ведущие в мире исследования в области долголетия, здоровья, образования, социального поведения, психологических проблем и проблемного поведения, позитивной психологии и благополучия, а также характера животных. Наше исследование также показывает, как люди отличаются от самих себя во времени и в разных ситуациях.
Несколько членов группы индивидуальных различий работали в Центре когнитивного старения и когнитивной эпидемиологии (в настоящее время закрыт), финансируемом для исследования здорового старения, нацеленного на основные детерминанты здоровья и благополучия на протяжении всей жизни и снижения зависимости в более позднем возрасте.Мы также размещаем у себя Отделение парапсихологии Кестлера, исследующее различия в представлениях о паранормальных явлениях.
Отделение парапсихологии Кестлера
человек
Персонал, работающий в этой области:
Научные интересы | ||
Доктор Рене Моттус Программный директор | Развитие личности в детстве и в дальнейшей жизни, компьютерное моделирование транзакций между человеком и средой, внутрииндивидуальная изменчивость личности и ее связи с ситуативными обстоятельствами и конкретным поведением, а также психометрия. | |
Профессор Тим Бейтс | Генетика, Когнитивная эпидемиология, Когнитивный потенциал, Личность, Групповое поведение, Дислексия, Нарушения речи. | |
Доктор Том Бут | Индивидуальные различия, здоровье и количественные методы. | |
Профессор Ян Дири | Различия в человеческом интеллекте.Когнитивное старение. Когнитивная эпидемиология. Черты характера. Необъяснимые с медицинской точки зрения симптомы. Общее психометрическое исследование. | |
Профессор Венди Джонсон | Индивидуальные различия: структура интеллекта и личности, развитие интеллекта и личности на протяжении всей жизни, здоровье и старение, генетические и экологические взаимодействия и их влияние на поведение, интеллект и личность. | |
Доктор Мишель Лучано | Экологические и генетические факторы, влияющие на познание, личность и настроение. | |
Д-р Аджа Мюррей | Аспекты развития фенотипов психического здоровья и их сопутствующие заболевания: в частности, СДВГ, аутизм и проблемы поведения; количественная методология. | |
Профессор Кэролайн Ватт | Тиражирование и методологические вопросы парапсихологии. | |
Доктор Александр Вайс | Личность и субъективное благополучие человека, нечеловеческих приматов и других животных; эволюция личности и субъективного благополучия; старение и развитие; генетика поведения; дифференциальная эпидемиология; количественные методы. |
Аспирантура
Магистр психологии индивидуальных различий
PhD и MSc по исследовательским программам
Встречи и мероприятия
Клуб журналов индивидуальных различий собирается еженедельно для обсуждения соответствующих чтений.
Журнал индивидуальных различий club
,