Предмет дифференциальной психологии: Предмет и задачи дифференциальной психологии

Содержание

Предмет и задачи дифференциальной психологии

Дифференциальная психология — (от лат. differentia — различие) — это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Предметом дифференциальной психологии (ДП) являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий. По определению основателя дифференциальной психологии В. Штерна — это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях.

Дифференциальная психология имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий (рис. 1).

Задачи дифференциальной психологии:

  1. Изучение источников вариабельности измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий.
  2. Анализ группового распределения признаков. Данная задача пересекается с таким разделом ДП, как область групповых различий. В рамках данной задачи изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку — половому, возрастному, расово-этническому и др.
  3. Изучение особенностей образования типов в различных типологиях. С указанной задачей связана область ДП, изучающая типовые различия (тип — симптомокомплекс, устойчивое сочетание определенных признаков) на основании анализа отдельных типологий (более подробно — см. тема 8). В качестве примера здесь можно привести одну из древнейших типологий — типологию темперамента, основанную на преобладании в организме определенной жидкости (крови, слизи, желчи, черной желчи), и типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), выделяемые в данной типологии.

Место дифференциальной психологии среди других научных дисциплин:
1. ДП изучает индивидуальную специфику протекания познавательных психических процессов, эмоций, способностей, интеллекта и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в тесном пересечении с общей психологией.
2. ДП изучает возрастную специфику познавательных процессов, стилей реагирования, исследует индивидуальную вариативность соотношений психологического, социального, биологического, календарного возрастов, имеющиеся периодизации психического развития и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в связи с возрастной психологией.
3. Говоря об индивидуальной вариативности свойств нервной системы, межполушарной асимметрии, темперамента и т.д., ДП находит свои взаимосвязи с психофизиологией.
4. ДП изучает индивидуальную вариативность, обусловленную социальным статусом субъекта, принадлежностью его к определенной социоэкономической группе, и в данной области своего изучения находится в связи с социальной психологией.
5. Говоря о различных подходах к пониманию «нормы» и отклонении от нее, девиациях развития, акцентуациях характера, ДП образует связи с медицинской психологией.
6. ДП исследует индивидуальные особенности, обусловленные этнокультурной принадлежностью субъекта. Данная область ДП находится в пересечении с этнопсихологией.

Можно проследить связи ДП с рядом других психологических дисциплин. Необходимо только отметить, что в ДП основной акцент делается не только на выявлении, констатации определенных особенностей субъекта, но и на факторах, причинах и последствиях, которые связаны с данными особенностями.

Дифференциальная психология | Блог 4brain

дифференциальная психология

Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Такой подход существенно отличается от других: часто в современной психологии пытаются выделить общие психологические процессы, которые характерны у всех людей.

Например, при оценке эффективности новой терапии средняя эффективность терапии в одной группе лечения может сравниваться со средней эффективностью плацебо (или известной терапии) в контрольной группе. В этом контексте различия между людьми в их реакции на экспериментальные и контрольные манипуляции фактически рассматриваются как ошибки, а не как интересные явления для изучения.

Индивидуальные различия важны, когда мы хотим объяснить, как разные люди ведут себя. В любом исследовании существует значительная вариация между ними: скорость реакции, предпочтения, ценности и связанное со здоровьем поведение – вот лишь несколько примеров. Индивидуальные различия в таких факторах, как личность, интеллект, память или физические факторы (такие как рост, пол, возраст и другие параметры) могут быть использованы для понимания этого источника дисперсии.

Основателем дифференциальной психологии считается Уильям Штерн, который ввел само понятие, а также, что интересно, термин «коэффициент интеллекта». Разумеется, эта отрасль не была его чистейшим изобретением, ведь ее следы можно обнаружить еще в античности. Например, в «Государстве» Платона подчеркивалась важность разделения труда в соответствии с наклонностями и способностями людей. Но более ранние исследования были несистематическими и не связанными друг с другом.

Область исследований

Исследование индивидуальных различий обычно включает в себя изучение:

  • личности;
  • мотивации;
  • интеллекта;
  • способностей;
  • коэффициент интеллекта;
  • интересов;
  • ценностей;
  • самоэффективности;
  • чувства собственного достоинства.

Задачи дифференциальной психологии

Задачи дифференциальной психологии направлены в основном на:

  • Разработку теоретической базы психодиагностики.
  • Определение закономерностей и принципов возникновения различий между людьми.
  • Изучение особенностей их проявления.
  • Анализ особенностей образования типов в различных топологиях. В качестве примера можно привести типологию темперамента.
  • Изучение особенностей вариабельности измеряемых признаков.
  • Анализ группового распределение признаков.

Задачи и проблемы, решение которых может быть найдено усилиями дифференциальной психологии, определяют прикладной уклон этой науки, который в наше время ощущается особенно сильно.

Результаты, полученные при помощи дифференциальной психологии, с успехом применяются в криминалистике, психотерапии, образовании, судебной практике, отборе персонала и для профориентации.

Методы дифференциальной психологии

Методы, который применяются в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп:

  • общенаучные;
  • психогенетические;
  • исторические;
  • психологические.

Рассмотрим их по отдельности.

Общенаучные методы

К общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это описательный исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения человека.

Преимущества наблюдения:

  • Отражает контекст жизни субъекта.
  • Человек воспринимается как целостная личность.
  • Собираются факты естественного поведения человека.

Недостатки наблюдения:

  • Фиксация результатов в описательной форме.
  • Отсутствие возможности повторного наблюдения с точно такими же психологическими параметрами (к тому же человек будет себя вести как ему захочется, а не как того хотят исследователи).
  • Слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями (невозможность их каким-либо образом разъединить).

Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт получения научных знаний. Выполняется целенаправленное вмешательство в жизнедеятельность человека.

В отличии от наблюдения, эксперимент можно повторять многократно, а данные однозначны и однотипны. Главным недостатком является исчезновение естественности процесса и отсутствие целостной картины личности человека.

Если говорить о лабораторных экспериментах, то вышеозвученные недостатки остаются. Однако естественный эксперимент максимально приближен к условиям обычной деятельности человека. В этом случае он может даже и не знать, что над ним проводится опыт.

Существует также моделирование, которое пытается воссоздать фиктивную психологическую реальность. Наличие преимуществ или недостатков определяется мастерством исполнения.

Психогенетические методы

Если общенаучные методы используются в психологии в целом, то психогенетические – конкретно в дифференциальной психологии. Данная группа методов нацелена на выделение факторов среды и наследственности. Существует генеалогический и близнецовый методы.

Генеалогический – это метод для исследования семей и родословных (придуман Ф. Гальтоном и описан в книге «Наследственный гений»). Основное положение: если признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Исследователь составляет генеалогическое древо. Предположительно, по мене уменьшения степени родства должно проявляться меньше сходства.

Близнецовый метод: среди близнецов выделяют дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно) и монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами). В данном случае исследуются психологические особенности членов близнецовой пары, позволяющие определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.

Исторические методы

Исторические методы применяются для изучения биографии выдающихся личностей, которые внесли существенный вклад в развитие культуры и науки. Но иногда объектами становятся и вполне обычные люди.

Среди этих методов выделяют дневниковый, биографический и автобиографический.

Дневниковый посвящен изучению жизни конкретного человека и содержит описание его поведения и развития.

Биографический применяют, когда используют биографию выдающейся личности. Если психолог заинтересован в оценке психологических особенностей человека, он проводит психографию.

Автобиографический основан на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте человека. В современном виде с его информационными технологиями появилась возможности использовать видео- и аудиоматериалы.

Психологические методы

Частные случаи применения этих методов – самонаблюдение и самооценка, которые непосредственно открывают объект изучения.

Самонаблюдение заключается в наблюдении собственных психических процессов. Преимущество всего одно, зато ключевое: человек может познать себя лучше, чем других людей. А вот недостаток – это субъективизм, необъективность.

Самооценка отражает более стабильные психические особенности. Недостаток метода в том, что человек может стыдиться раскрывать свои качества или поверхностно судить о них. Однако эти минусы можно скрасить анонимностью (в этом случае может также применяться анкетирование).

Абсолютно идеального способа познания личности не существует, поэтому главная задача психологов – комбинировать их, учитывая достоинства и недостатки каждого.

Книги

Таково краткое описание дифференциальной психологии как науки. Поскольку тема достаточно сложная и объемная, одной прочитанной статьи будет явно недостаточно. Вот список книг, с помощью которых вы можете изучить ее более детально.

  • «Дифференциальная психология» Софья Нартова-Бочавер.
  • «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» Анна Анастази.
  • «Дифференциальная психология и психодиагностика» Константин Гуревич.
  • «Дифференциальная психология: учебное пособие» Валерий Машков.
  • «Дифференциальная психология» Александр Либин.
  • «Дифференциальная психология и ее методические основы» Уильям Штерн.
  • «Невротические стили» Дэвид Шапиро.

Начать рекомендуем именно с книги основателя дифференциальной психологии Уильяма Штерна, которая актуальна и по сей день.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:

Научные интересы
Rene Mottus

Доктор Рене Моттус

Программный директор

Развитие личности в детстве и в дальнейшей жизни, компьютерное моделирование транзакций между человеком и средой, внутрииндивидуальная изменчивость личности и ее связи с ситуативными обстоятельствами и конкретным поведением, а также психометрия.
Timothy Bates

Профессор Тим Бейтс

Генетика, Когнитивная эпидемиология, Когнитивный потенциал, Личность, Групповое поведение, Дислексия, Нарушения речи.
Tom Booth Доктор Том Бут Индивидуальные различия, здоровье и количественные методы.
Ian Deary Профессор Ян Дири Различия в человеческом интеллекте.Когнитивное старение. Когнитивная эпидемиология. Черты характера. Необъяснимые с медицинской точки зрения симптомы. Общее психометрическое исследование.
Wendy Johnson Профессор Венди Джонсон Индивидуальные различия: структура интеллекта и личности, развитие интеллекта и личности на протяжении всей жизни, здоровье и старение, генетические и экологические взаимодействия и их влияние на поведение, интеллект и личность.
Michelle Luciano Доктор Мишель Лучано Экологические и генетические факторы, влияющие на познание, личность и настроение.
Dr Aja Murray Д-р Аджа Мюррей Аспекты развития фенотипов психического здоровья и их сопутствующие заболевания: в частности, СДВГ, аутизм и проблемы поведения; количественная методология.
Caroline Watt photo Профессор Кэролайн Ватт Тиражирование и методологические вопросы парапсихологии.
Alexander Weiss Доктор Александр Вайс Личность и субъективное благополучие человека, нечеловеческих приматов и других животных; эволюция личности и субъективного благополучия; старение и развитие; генетика поведения; дифференциальная эпидемиология; количественные методы.