Обработка результатов
Психология Обработка результатовпросмотров — 290
Задание 7. Выделение закономерностей (методика Б. И. Пинского)
Обработка результатов
Экспериментатор отмечает и подсчитывает число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень непосредственного запоминания как узнавания, подсчитывается коэффициент узнавания Е:
где т – число правильно узнанных фигур; п – число неправильно узнанных фигур. Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен 1, в связи с этим чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала.
Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала (к примеру, буквенного, цифрового, словесного).
Контрольные вопросы
1. Различаются ли по степени продуктивности узнавание и собственно воспроизведение? Чем это объясняется?
2. Какие факторы влияют на эффективность узнавания?
Тема задания
Обработка одной из методик, направленных на выявление уровня обобщения. Основной целью ее применения является изучение процессов установления закономерностей.
Ход выполнения задания
Экспериментальным материалом для этой функциональной пробы является набор черных (Ч) и белых (Б) брусков или черных и белых прямоугольников одинаковой величины (это модификация для плоскостного изображения сравниваемых объектов). Испытуемому предлагают по очереди три экспериментальных задания возрастающей сложности. Он должен удлинить начатый экспериментатором «заборчик»:
I задание – ЧБ ЧБ ЧБ…
II задание – ЧББ ЧББ ЧББ…
III задание – ЧБ ЧББ ЧБББ…
Важно, что каждое из заданий предъявляется отдельно, и экспериментальный материал вновь выкладывается для следующего.
Методика была предназначена Б. И. Пинским для диагностики умственной отсталости (рис. 35). С целью знакомства с этим методическим приемом можно использовать его, выбрав в качестве испытуемого младшего школьника.
Студент выбирает способ фиксации данных. Первый: выкладывание испытуемым последующих объектов (из заранее заготовленных экспериментатором запасных брусков или прямоугольников). Тогда протокол им ведется любым (произвольным) образом. Второй: запись самим испытуемым нужной последовательности букв.
Рис. 35. Материал к методике Пинского.
Анализируется достижение цели испытуемым – установление правильной последовательности – и возможность объяснения им различий в заданиях. При анализе индивидуального случая обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания, насколько стереотипен избранный испытуемым образ действия, как влияют на эту деятельность случайные побуждения (к примеру, меняет ли он найденный принцип, если кончились прямоугольники одного цвета).
Существенное значение имеет обнаруживаемая в функциональной пробе тенденция переносить в готовом, неизменном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. Она свидетельствует о попытках испытуемого подменить задачу обобщения репродуктивным типом стратегии.
Контрольные вопросы
1. Какие мыслительные операции обеспечивают возможность выделения закономерностей?
2. Какие особенности данной функциональной пробы позволяют использовать ее для определения нарушений интеллектуальной деятельности?
Читайте также
Камеральная обработка нивелирования начинается с тщательного просмотра всех записей и вычислений в полевых журналах и с постраничного контроля в две руки.
I этап – Контроль полевых измерений
1. Вычисляют сумму отсчётов по задней рейке
&… [читать подробенее]
Проведение эксперимента
1. Включить питание на цифровой мультиметр и измерить с его
помощью начальную (комнатную) температуру tк и пересчитать ее в
термодинамическую температуру (Tа= 273 + t 0C)
2. Включить печь и одновременно запустить секундомер. Через равные
… [читать подробенее]
Под регрессионным анализом понимается исследование закономерностей связи между процессами, которые зависят от многих, иногда неизвестных факторов. Часто между переменными х и у существует связь не вполне определённая, при которой одному значению х соответствует… [читать подробенее]
Применение регрессионного анализа невозможно, когда в качестве исследуемых величин выступают качественных факторы. Например, партия сырья, тип прибора, модель станка, т.е. – такие параметры, которые нельзя измерить по масштабной шкале. В этом случае для обработки… [читать подробенее]
Пусть произведено независимых измерений некоторой случайной величины : – результат первого измерения, – результат второго измерения, … , – результат -го измерения. Тогда через обозначим среднее арифметическое результатов измерений рассматриваемой случайной величины ,… [читать подробенее]
Нивелирование трассы
По пикетажным точкам, а также по установленным вдоль трассы реперам производят техническое нивелирование. (Тема 2.3.7.)
При техническом нивелировании нивелируют пикетажные и плюсовые точки, репера.
При нивелировании соблюдаются следующие… [читать подробенее]
Составляя анкеты для проведения экспертизы, следует иметь в виду, что при их заполнении определенную роль играет порядок постановки вопросов и их формулировка. Вопросы не должны допускать двойного толкования или побуждать эксперта выразить мнение в малознакомой ему… [читать подробенее]
Современные испытания систем обработки информации и управления позволяет получить большое количество результатов, так что достаточно полный их анализ представляет сложную методическую и техническую задачу. При избытке контролируемых величин снижается общее… [читать подробенее]
Общие положения
КАМЕРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ТЕОДОЛИТНОЙ СЪЕМКЕ
Лекция № 51.Камеральные работы при теодолитной съемке слагаются из вычислений и графических построений. В результате вычислений определяют плановые координаты вершин теодолитных ходов; конечной… [читать подробенее]
Подготовка к работе и проведение эксперимента
Задание
1. Провести градуировку термопары и поверку цифрового термометра с помощью платинового терморезистора. Количество стационарных режимов, а также число измерений в каждом режиме согласовать с… [читать подробенее]
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
ДИАГНОСТИКА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
РЕБЕНКА
Москва 1994 Роспедагентство
Авторы-составители:
Тамара Геннадьевная Богданова кандидат психологических наук, доцент дефектологического факультета МПГУ. Татьяна Васильевна Корнилова кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
Т. Г. Богданова
Т. В. Корнилова
Диагностика познавательной сферы ребенка — М.; Роспедагентство, 1994.
В книге представлены классические методики исследования познавательной деятельности ребенка. Они могут быть использованы всеми, кто занят психодиагностикой в школе.
© Т. Г. Богданова
Т. В. Корнилова. Текст, 1994 г.
© А.Богданов. Иллюстрации, 1994г
ISBN 5-86825-002-8 © Роспедагентство, 1994г.
ВВЕДЕНИЕ
Основная задача данного пособия заключается в том, чтобы оказать практическую помощь школьному психологу в проведении психологического обследования направляемых к нему детей. До начала психологического обследования школьному психологу необходимо тщательно ознакомиться с соответствующей педагогической документацией. К ней относятся характеристики из школы и детского сада, школьные тетради, рисунки, поделки ребенка. Кроме того, психологическое исследование ребенка начинается со знакомства с его деятельностью в естественных условиях (во время школьных занятий и игр, при выполнении трудовых поручений).
Анализ характеристик и наблюдений в естественной обстановке позволит вести обследование ребенка с учетом его возможностей и личностных особенностей. Так, например, детей с выраженным отставанием в развитии и неконтактных детей целесообразно обследовать с помощью игрового материала. Детям, у которых под влиянием постоянной неуспеваемости выработаюсь отрицательное отношение к отдельным учебным предметам, лучше предлагать задания в занимательной форме. При обследовании детей с повышенной утомляемостью необходимо воспользоваться теми заданиями, с помощью которых психические особенности могут быть раскрыты в максимально короткие сроки.
Беседа, проводимая перед началом обследования, направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к работе. Неуверенных детей необходимо приободрить, похвалить, с детьми расторможенными — взять более строгай тон. Содержание беседы должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем, следует коснуться интересов ребенка, его любимых занятий, игр. Начинать беседу нужно с простых вопросов. Если ребенок отказывается отвечать, ему можно предложить рассмотреть какую-нибудь картинку или игрушку и постепенно, по мере установления контакта, ввести беседу в нужное русло.
После установления с ребенком необходимого контакта можно приступить к исследованию особенностей его восприятия, внимания, памяти, мышления. В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов.
.1. Понимание инструкции. Перед предъявлением ребенку любого задания ему дается та или иная инструкция. Всякий раз важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки ее понять.
2.Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально, обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Кроме того, особое значение имеют такие показатели, как
целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
3.Реакция ребенка на результаты работы, общая эмоциональная реакция на факт обследования. При проведении психологического исследования фиксируются отношение ребенка к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам исследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.
В процессе обследования необходимо позаботиться о создании спокойной обстановки, беседовать с ребенком в доброжелательном, ровном тоне.
Предлагаемые для работы школьного психолога психологические методики сгруппированы в несколько разделов: I раздел — методики, направленные на исследование свойство восприятия и внимания; II раздел — методики, направленные на изучение разных видов памяти; III раздел — методики, относящиеся к определению характеристик мыслительной деятельности, среди которых одни имеют значение для диагностики умственной отсталости, другие — для выявления творческих способностей; отдельные разделы составили тест школьной зрелости (IV раздел) и методики, направленные на определение индивидуальных особенностей учебной деятельности (V раздел).
I раздел
ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ЦЕЛОСТНОМУ
ВОСПРИЯТИЮ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И СООТНЕСЕНИЮ
ЧАСТЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ПРЕДМЕТНЫХ
ИЗОБРАЖЕНИЙ (методика Т. Н. Головиной)
Ход выполнения задания.
Для исследования восприятия необходимы таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1 а,
1 б) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предмет
ных изображений (бабочки и жука, рис. 1 в). Экспериментатор дает
детям задание дорисовать эти предметы («Дорисуй треугольники» и
т. п.). Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой вели
чины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выпол
ненные на листах бумаги размером 21 * 30 см.
Обработка результатов.
Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этого типа дает возможность составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение. Эти данные важны при определении готовности ребенка к школьному обучению. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом хорошо выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур; при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда допускают небольшую асимметрию.
Умственно отсталые дети справляются с этими заданиями в значительно более позднем возрасте. Наибольшие трудности возникают у них при необходимости дорисовать круг. Они замыкают его контур, не производя при этом необходимых кругообразных движений, поэтому площадь «дорисованной» фигуры оказывается, как правило, уменьшенной. При дорисовывании треугольников умственно отсталые дети изменяют их площадь и форму, причем имеют место случаи распространения принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний рад подобных фигур; дети забывают, что все треугольники одного размера или «не узнают» равенства. При дорисовывании предметных изображений (бабочки, жука) эти дети испытывают трудности в понимании принципов работы, допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы.
Рис. 1 а.
Рис. 1б.
Рис. 1в.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ВНИМАНИЯ (методика Т. Е. Рыбакова)
Ход выполнения задания.
Испытуемому предлагается бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов, рис. 2). Испытуемого просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.
Обработка результатов.
Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать заключение об уровне распределения внимания у испытуемого.
Рис. 6 а
Рис. 6 б
II раздел
ИЗУЧЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ
Ход выполнения задания.
Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания (списки слов прилагаются). Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом 4—5 секунд между словами (слуховое запоминание) . После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 минут) испытуемому предлагается второй ряд слов, который он читает молча и затем записывает (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва испытуемому предлагается для запоминания третий ряд слов: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые он запомнил. После перерыва предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (зрительно-слухово-моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.
Обработка результатов.
О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вы-
вод, подсчитав коэффициент типа памяти (С).
а
С = 10 , где а — количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
Умная галка
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
Самые красивые
Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
—Вы не видели моих птенцов?
—А какие они?
—Самые красивые!
III раздел
ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ И КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ
Ход выполнения задания.
Для этих целей используется модифицированный вариант методики Кооса. Готовится материал, который состоит из набора квадратов — 10 белых квадратов, 10 черных квадратов, 10 наполовину окрашенных (см. материал для данной методики). Все карточки раскладываются на столе перед испытуемым, затем испытуемому предлагают на макете составить несколько орнаментов по образцам в порядке возрастающей сложности (от № 1 до № 10, см. материал для методики). При появлении затруднений испытуемому предлагают выполнить аналогичную, но облегченную задачу по образцам на макете с нанесенной сеткой.
Обработка результатов.
При рассмотрении результатов выполнения задания учитывается время, затраченное на складывание одного орнамента, проводится качественный анализ. Время работы над фигурами № 1 — № 6 по 60 секунд, над фигурами № 7 — № 10 по 120 секунд. Если испытуемый складывает орнаменты за более короткое время, то это свидетельствует о хорошей пространственной ориентации, высоком уровне развития наглядно-образного мышления и конструктивного праксиса. У испытуемых с сохранным интеллектом складывание орнаментов № 1 — № 8 не вызывает затруднений, появление затруднений при складывании орнаментов № 9 — № 10 легко преодолевается при предъявлении макетов с нанесенной сеткой.
Использование методики Кооса для построения обучающего эксперимента (по А. Я. Ивановой).
В своих работах, посвященных изучению развития умственной деятельности детей, Л. С. Выготский сформулировал положение о наличии двух уровней умственного развития у детей. «Актуальный уровень умственного развития» он определяет как запас знаний и умений, которые сформировались у ребенка к моменту исследования на основе уже созревших психических функций. «Потенциальный уровень» — способность ребенка к овладению новыми знаниями. Высокий актуальный уровень развития может быть достигнут ребенком вследствие активного воздействия со стороны окружающих взрослых. Поэтому наиболее существенным критерием для оценки умственных возможностей детей является их «потенциальный уровень», то есть способность к усвоению новых знаний с помощью взрослого непосредственно в ходе исследования.
Помощь взрослого в ходе психологического исследования является обучающим экспериментом в широком смысле слова. Но в целях установления уровня умственного развития обучающий эксперимент должен иметь особое построение, направленное на контроль за достижениями ребенка в процессе обучения. Конечный результат (лежащий в зоне трудности) становится строго заданным, единым для всех испытуемых одной возрастной группы. Варьирующимся параметром становится то количество помощи экспериментатора, которое необходимо каждому испытуемому для достижения этого результата. Помощь экспериментатора включается в виде дозированных по качественному уровню уроков. Последовательность их фиксируется от более сжатых видов помощи к постепенному переходу к все более подробным объяснениям.
Ход выполнения задания.
Используется модифицированный вариант методики Кооса (см. предыдущее задание). Сначала испытуемому предлагают сложить орнаменты № 1 и № 2. Если ему не удается этого сделать, следует объяснить и сложить при нем нужный орнамент. Обучение начинается с орнамента № 3. Количество помощи изменяется следующим образом: первый «урок» заключается в подборе экспериментатором нужных для орнамента карточек; второй «урок» заключается в том, что экспериментатор на глазах испытуемого складывает орнамент, затем разрушает его и предлагает сложить самому ребенку; третий «урок» — это сопровождающееся объяснением складывание орнамента экспериментатором и последующее повторение ребенком. Если задание выполнено, предлагается контрольное задание (орнамент № 4) для того, чтобы выявить способность к переносу способа действия.
Анализ результатов осуществляется по следующим направлениям: во-первых, переменной величиной, зависящей от успешности ребенка, является количество «уроков», которые даются экспериментатором, во-вторых, рассматривается успешность переноса способа действия при выполнении аналогичного задания. Деятельность детей с сохранным интеллектом характеризуется активной ориентировкой, хорошей восприимчивостью к помощи экспериментатора (при том, что таким детям требуется чаще один, реже — два «урока»), способностью переноса способа действия в аналогичную ситуацию, при этом значительно сокращается время выполнения аналогичного задания.
Умственно отсталые дети выполняют задание по-другому: их ориентировочная деятельность — пассивная и вялая, им требуется большая помощь со стороны экспериментатора (часто бывают нужны и третьи, и четвертые «уроки»), перенос способа действия часто оказывается невозможным (в тех случаях, когда он совершается, требуется длительное время). Таким образом, подобное использование методики Кооса может служить одним из способов, направленных на диагностику умственной отсталости.
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ
Рис. 8 а. Карточки
Рис. 8 б. Макеты
№ 1. №2.
№ 3. №4.
№ 5. №6.
Рис. 8 в. Орнаменты.
№7. №8.
Рис. 8 в. Орнаменты (продолжение).
№9. №10.
Рис. 8 в. Орнаменты (продолжение).
МЕТОДИКА «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»
С ее помощью выявляется характер логических связей и отношений между понятиями.
Ход выполнения задания.
Испытуемому показывают первую задачу (см. материал к методике «Простые аналогии»):
Лошадь
—————- и предлагают по аналогии подобрать к слову «корова» одно из
жеребенок предъявленных пяти слов —
«пастбище», «рога», «молоко», «теленок», «бык». После того, как экспериментатор убедился, что испытуемый понял инструкцию, ему предлагаются для решения другие задачи.
Обработка результатов заключается в подсчете количества правильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями — конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого — преобладании наглядных или логических форм. Кроме того, при обследовании данной методикой обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному им способу решения задачи. Аналогии в различных заданиях строятся по разным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания — в последующей задаче такие испытуемые пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»
Фамилия____________ Имя_______ Дата____
1. Лошадь Корова
Жеребенок Пастбище, рога, молоко, теленок, бык
2. Яйцо Картофель
Скорлупа Курица, огород, капуста, суп, шелуха
3. Ложка Вилка
Каша Масло, нож, тарелка, мясо, посуда
4. Коньки Лодка
Зима Лед, каток, весло, лото, река
5. Ухо Зубы
Слышать Видеть, лечить, рот, щетка, жевать
6. Собака Щука
Шерсть Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя
7. Пробка Камень
Плавать Пловец, тонуть, гранит, возить,
каменщик
8. Чай Суп
Сахар Вода, тарелка, курица, соль, ложка
9. Дерево Рука
Сук Топор, перчатка, нога, работа, палец
10. Дождь Мороз
Зонтик Палка, холод, сани, зима, шуба
11. Школа Больница
Обучение Доктор, ученик, учреждение, лечение,
больной
12. Песня Картина
Глухой Хромой, слепой, художник, рисунок,
больной
13. Нож Стол
Сталь Вилка, дерево, стул, пища, скатерть
14. Рыба Муха
Сеть Решето, комар, комната, жужжать, паутина
15. Птица Человек
Гнездо Люди, птенец, рабочий, зверь, дом
16. Хлеб Дом
Пекарь Вагон, город, жилище, строитель, дверь
17. Пальто Ботинок
Пуговица Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа
18. Коса Бритва
Трава Сено, волосы, острая, сталь, инструмент
19. Нога Рука
Сапог Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть
20. Вода Пища
Жажда Пить, голод, хлеб, рот, еда
21. Электричество Пар
Проволока Лампочка, ток, вода, трубы, кипение
22. Паровоз Конь
Вагоны Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня
Отнесение фраз к пословицам
Вариант предложен Б. В. Зейгарник. Испытуемому предлагают серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, и значительно большее количество карточек с фразами. Среди фраз имеются такие, которые соответствуют переносному смыслу пословиц, и такие, которые сходны лишь в формально-лексическом отношении. Вначале убеждаются, что испытуемый понимает переносный смысл пословиц, а затем ему предлагают подобрать к каждой пословице соответствующую по смыслу фразу. Например, к пословице «Куй железо, пока горячо» даются на выбор три фразы: «Золото тяжелее железа», «Железо кует кузнец», «Не откладывай дело в долгий ящик». Трудность заключается не столько в истолковании переносного смысла пословицы, сколько в возможности соскальзывания на приблизительный
смысл. Выполняя это задание, испытуемый вначале уясняет переносный смысл пословицы, а затем сопоставляет ее с фразами, и таким образом как бы переносит усвоенный принцип работы на материал, содержащий новое. Этот вариант задания требует более высокого уровня обобщения, чем одно лишь объяснение переносного смысла пословиц и метафор.
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКАМ «ПОСЛОВИЦЫ И МЕТАФОРЫ»
ЗОЛОТЫЕ РУКИ
ЖЕЛЕЗНЫЙ ХАРАКТЕР
КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ
ГЛУХАЯ НОЧЬ
НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ — ПРИГОДИТСЯ ВОДЫ НАПИТЬСЯ
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ — ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ
ПОСПЕШИШЬ — ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ
КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО
НЕЧЕГО НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ, КОЛИ РОЖА КРИВА
НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, КРАСНА ПИРОГАМИ , СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО
УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ
НЕ В СВОИ САНИ НЕ САДИСЬ
НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ, НАДО ХОРОШО ПОДУМАТЬ
ЕСЛИ САМ ОТРЕЗАЛ НЕПРАВИЛЬНО, ТО НЕ СЛЕДУЕТ ВИНИТЬ НОЖНИЦЫ
УМЕЛЫЕ РУКИ
КАЖДЫЙ КОЛОДЕЦ ХОРОШО ПОКРЫТЬ КРЫШКОЙ
ЗАЧЕМ ВЫБРОСИЛ ВАЛЕНКИ, КОГДА БУДЕТ ХОЛОДНО, ОНИ ОЧЕНЬ НУЖНЫ БУДУТ
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК ПРЫГАЛ ЛУЧШЕ ВСЕХ
ЛЮБЛЮ ЗИМОЙ КАТАТЬСЯ НА САНКАХ, ЛЫЖАХ И КОНЬКАХ
НЕ ВСЕГДА ВНЕШНИЙ БЛЕСК СОЧЕТАЕТСЯ С ХОРОШИМ КАЧЕСТВОМ
О ДЕЛЕ СУДЯТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ЦЫПЛЯТА ВЫРАСТАЮТ К ОСЕНИ
НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ЛЮБЯТ ВКУСНО ПОЕСТЬ, А ТРУДИТЬСЯ НЕ ХОТЯТ
НЕ ВСЕГДА ТО, ЧТО НАМ КАЖЕТСЯ ХОРОШИМ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШО
ПАПА КУПИЛ МАЛЬЧИКУ НОВЫЕ САНКИ
ЕСЛИ ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ ХОРОШО, МОЖЕШЬ ОТДОХНУТЬ
ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ
КОГДА ДРОВА ГОРЯТ — ТОГДА И КАШУ ВАРЯТ
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ
КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
КАКОВ ПОП, ТАКОВ И ПРИХОД
НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО В ДОЛГИЙ ЯЩИК
ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ ДЕЛА, НЕ БЕРИСЬ ЗА НЕГО
ЗИМОЙ ЕЗДЯТ НА САНЯХ, А ЛЕТО НА ТЕЛЕГЕ
МАЛЬЧИК ВЫШЕЛ НА ПРОГУЛКУ
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ ТОРОПЯСЬ, ЧАСТО УСПЕВАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТОТ, КОТОРЫЙ ТОРОПИТСЯ
НЕ СТОИТ КИВАТЬ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЕСЛИ ДЕЛО В ТЕБЕ САМОМ
ХОРОШЕЕ КАЧЕСТВО ЗЕРКАЛА ЗАВИСИТ НЕ ОТ РАМЫ, А ОТ САМОГО СТЕКЛА
ЗЕРКАЛО ВИСИТ КРИВО
НЕЛЬЗЯ ПИТАТЬСЯ ОДНИМИ ПИРОГАМИ, НАДО ЕСТЬ И РЖАНОЙ ХЛЕБ
ПРОДАВЕЦ ОТМЕРИЛ СЕМЬ МЕТРОВ ТКАНИ И ОТРЕЗАЛ
МЕДНЫЙ БРАСЛЕТ БЛЕСТИТ КАК ЗОЛОТОЙ
МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА ЛЮБИТ И УМЕЕТ ТРУДИТЬСЯ
ЕСЛИ ЕСТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕЛА, НАДО СРАЗУ ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ТЕМНАЯ НОЧЬ, ГЛУХАЯ СТАРУХА, НЕПРОГЛЯДНАЯ ТЕМНОТА
СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, ЗОЛОТО ЯРЧЕ ЖЕЛЕЗА
ЧЕЛОВЕК ВЫСЕК НА СКАЛЕ СЕРДЦЕ, БЕСЧУВСТВЕННОЕ СЕРДЦЕ
ОДИН ВКУСНЫЙ ПИРОГ СТОИТ ДЕСЯТИ НЕВКУСНЫХ
ТОРОПЛИВОСТЬ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К НЕЛЕПЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ
ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЛУЧШЕ, НАДО О НЕЙ ХОРОШО ПОДУМАТЬ
ОДНУ ХОРОШУЮ КНИГУ ПРОЧЕСТЬ ПОЛЕЗНЕЙ, ЧЕМ СЕМЬ ПЛОХИХ
МЕТОДИКА ШИФРОВКИ ЦИФРОВЫХ СИМВОЛОВ
Это один из невербальных подтестов методики, направленной на исследование интеллекта, автором которой является Векслер. От испытуемого требуется в специальной таблице (см. материал к данной методике) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т. е. произвести как бы перешифровку цифр. Время выполнения задания ограничивается 90 секундами.
Обработка результатов:
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Первые десять заданий не учитываются, они служат примером. О способности к научению новому свидетельствует выполнение последующих примеров, когда испытуемого предупреждают о начале хронометрии и необходимости выполнять задание как можно скорее. Этой методикой исследуется психомоторика, способность к обучению. При обследовании этой методикой различных возрастных групп было установлено, что показатель результативности обнаруживает отчетливую тенденцию к снижению после сорока лет.
Для исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста используется более простой вариант кодирования — методика Перона-Руссера (см. материал к методике). Нормы ее выполнения: 100% — за 1 мин. 15 сек. без ошибок; 60% — за 1 мин. 45 секунд, с двумя ошибками; 50% — за 1 мин. 50 сек., с 5 ошибками; 20% — за 2 мин. 10 сек., с 6 ошибками (по М. П. Кононовой).
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ «ШИФРОВКА ЦИФРОВЫХ СИМВОЛОВ».
ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ (Методика Б. И. Пинского)
Одна из методик, направленных на выявление уровня обобщения. Основной смысл ее заключается в выделении закономерностей.
Ход выполнения задания.
Для исследования необходим набор черных и белых брусков или черных и белых прямоугольников одинаковой величины (модификация). Испытуемому предлагают по очереди три экспериментальных задания возрастающей сложности. Ему предлагают удлинить начатый экспериментатором «заборчик»:
I задание — ЧБ ЧБ ЧБ…
II задание — ЧББ ЧББ ЧББ…
III задание — ЧБ ЧББ ЧБББ…
Анализ результатов.
При анализе выполнения задания обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания, насколько стереотипен избранный обследуемым образ действия, как влияют на эту деятельность случайные пробуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились прямоугольники одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в потовом, неизменном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. Методика была предназначена Б. И. Пинским для диагностики умственной отсталости.
ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ В ТЕКСТЕ СЛОВ
(методика Эббингаула)
Выявляются уровень развития речи, продуктивность ассоциаций и процессов понимания.
Ход выполнения задания.
Испытуемому предлагается текст с пропусками слов (см. материал к методике). Он должен вписать в каждый пропуск одно слово так, чтобы в целом получается связный рассказ.
Адекватным считается применение методики для испытуемых старше 7 классов.
Учитываются такие показатели, как скорость подбора слов и затруднения (их место — в каких частях текста, до или после установления ключевых смысловых связей). Выявляется критичность испытуемого: пытается ли он сопоставлять вставляемые слова с пониманием всего текста в целом, проверяет ли работу, прежде чем передать ее экспериментатору.
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ ЭББИНГАУЗА
I
Над городом низко повисли снеговые_________ Вечером началась___________Снег повалил большими______________ Холодный ветер выл как__________ дикий________На конце пустынной и глухой вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и
с__________ пробиралась по_________ Она была худа и бедно_______Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и________ей идти. На ней было плохое ________с узкими рукавами, а на плечах___________ Вдруг девочка__________и, наклонившись, начала что-то у себя под ногами. Наконец она стала на__________и своими посиневшими от _________ ручонками стала по сугробу.
II
Однажды Генрих IV, французский___________ , потерял на охоте из виду свою_________ и принужден был один___________в Париж. На большой____ он увидал простого ,______________ который____________________________________ также в столицу. Король остановил своего и к мужичку с вопросом: «Зачем ты___________ в город?» «Я хочу_______________________
своего сына, да сверх того, мне хотелось бы_________________ короля, который так любит своих ; говорят, что он очень___________________________________________ . Но как его в толпе? Не будете ли вы добры______________________________________________________ мне его?» — «Когда народ своего короля, — отвечал Генрих, — то каждый __________________________ шляпу; знай: кто не
____________________ шляпы, тот и король». — Увидавши своего___________в городе, все парижане сняли_____________только король и мужик были в шляпах. «Кто же из нас обоих__________?» — спросил мужичок с удивлением.
V раздел
ДИАГНОСТИКА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
РЕБЕНКА
Москва 1994 Роспедагентство
Авторы-составители:
Тамара Геннадьевная Богданова кандидат психологических наук, доцент дефектологического факультета МПГУ. Татьяна Васильевна Корнилова кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
Т. Г. Богданова
Т. В. Корнилова
Диагностика познавательной сферы ребенка — М.; Роспедагентство, 1994.
В книге представлены классические методики исследования познавательной деятельности ребенка. Они могут быть использованы всеми, кто занят психодиагностикой в школе.
© Т. Г. Богданова
Т. В. Корнилова. Текст, 1994 г.
© А.Богданов. Иллюстрации, 1994г
ISBN 5-86825-002-8 © Роспедагентство, 1994г.
ВВЕДЕНИЕ
Основная задача данного пособия заключается в том, чтобы оказать практическую помощь школьному психологу в проведении психологического обследования направляемых к нему детей. До начала психологического обследования школьному психологу необходимо тщательно ознакомиться с соответствующей педагогической документацией. К ней относятся характеристики из школы и детского сада, школьные тетради, рисунки, поделки ребенка. Кроме того, психологическое исследование ребенка начинается со знакомства с его деятельностью в естественных условиях (во время школьных занятий и игр, при выполнении трудовых поручений).
Анализ характеристик и наблюдений в естественной обстановке позволит вести обследование ребенка с учетом его возможностей и личностных особенностей. Так, например, детей с выраженным отставанием в развитии и неконтактных детей целесообразно обследовать с помощью игрового материала. Детям, у которых под влиянием постоянной неуспеваемости выработаюсь отрицательное отношение к отдельным учебным предметам, лучше предлагать задания в занимательной форме. При обследовании детей с повышенной утомляемостью необходимо воспользоваться теми заданиями, с помощью которых психические особенности могут быть раскрыты в максимально короткие сроки.
Беседа, проводимая перед началом обследования, направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к работе. Неуверенных детей необходимо приободрить, похвалить, с детьми расторможенными — взять более строгай тон. Содержание беседы должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем, следует коснуться интересов ребенка, его любимых занятий, игр. Начинать беседу нужно с простых вопросов. Если ребенок отказывается отвечать, ему можно предложить рассмотреть какую-нибудь картинку или игрушку и постепенно, по мере установления контакта, ввести беседу в нужное русло.
После установления с ребенком необходимого контакта можно приступить к исследованию особенностей его восприятия, внимания, памяти, мышления. В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов.
.1. Понимание инструкции. Перед предъявлением ребенку любого задания ему дается та или иная инструкция. Всякий раз важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки ее понять.
2.Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально, обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Кроме того, особое значение имеют такие показатели, как
целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
3.Реакция ребенка на результаты работы, общая эмоциональная реакция на факт обследования. При проведении психологического исследования фиксируются отношение ребенка к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам исследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.
В процессе обследования необходимо позаботиться о создании спокойной обстановки, беседовать с ребенком в доброжелательном, ровном тоне.
Предлагаемые для работы школьного психолога психологические методики сгруппированы в несколько разделов: I раздел — методики, направленные на исследование свойство восприятия и внимания; II раздел — методики, направленные на изучение разных видов памяти; III раздел — методики, относящиеся к определению характеристик мыслительной деятельности, среди которых одни имеют значение для диагностики умственной отсталости, другие — для выявления творческих способностей; отдельные разделы составили тест школьной зрелости (IV раздел) и методики, направленные на определение индивидуальных особенностей учебной деятельности (V раздел).
I раздел
ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ЦЕЛОСТНОМУ
ВОСПРИЯТИЮ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И СООТНЕСЕНИЮ
ЧАСТЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ПРЕДМЕТНЫХ
ИЗОБРАЖЕНИЙ (методика Т. Н. Головиной)
Ход выполнения задания.
Для исследования восприятия необходимы таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1 а,
1 б) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предмет
ных изображений (бабочки и жука, рис. 1 в). Экспериментатор дает
детям задание дорисовать эти предметы («Дорисуй треугольники» и
т. п.). Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой вели
чины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выпол
ненные на листах бумаги размером 21 * 30 см.
Обработка результатов.
Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этого типа дает возможность составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение. Эти данные важны при определении готовности ребенка к школьному обучению. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом хорошо выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур; при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда допускают небольшую асимметрию.
Методика «Установление закономерностей»
Методика » Установление закономерностей»
Источник: Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию». — М.: Новая школа, 1998 г. — с. 40.
Оборудование: Рисуноки ПРИЛОЖЕНИИ к методике
Цели исследования
Выявление сформированности анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Установление особенностей протекания аналитико-синтетической деятельности при решении наглядно-образных задач. Возможности речевого объяснения сделанного выбора. Обучаемость в процессе выполнения аналогичных задач.
Процедура проведения
Перед ребенком кладут рисунок, а, объясняют и показывают способ выполнения первого задания. После этого предлагают поочередно остальные. В качестве помощи задают наводящие вопросы типа: «Что здесь должно быть нарисовано?»
Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес и пытаются понять способ выполнения задания. В зависимости от уровня сформированности наглядно-образного мышления одни дети без труда анализируют задание и устанавливают необходимые закономерности. При неверном решении и указании на это экспериментатора они понимают общий принцип и пользуются им в последующих заданиях, обнаруживая высокую обучаемость. Другая часть нормально развивающихся детей требует большей помощи. Все дети проявляют интерес к заданию.
Дети умственно отсталые не понимают смысла задания и в более старшем возрасте (8—9 лет). Их привлекает сама картинка, но не задание. Помощь неэффективна.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес, но с трудом понимают, что от них требуется. Даже в 7 лет они не могут проанализировать самостоятельно простую наглядную задачу, выделить основные признаки и провести мысленный синтез. Необходима как организующая, так и разъяснительная помощь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Методические материалы для диагностики познавательных УУД
Список методик для мониторинга ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
«Найди отличия» — сравнение картинок (1 класс).
Выделение существенных признаков (2 класс).
Логические закономерности (3 класс).
Исследование словесно- логического мышления (4 класс).
Тест “Найди несколько различий?”
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: 6-7 лет.
Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).
Оценка результатов теста
10 баллов — ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек
8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий
0-1 балл — очень низкий.
Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: младшие школьники.
Критерии оценивания: высокий уровень – 6-7 . (правильных ответов)
Средний уровень- 3-5 .
Низкий уровень 1-2 .
Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.
Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции.
Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
Стимульный материал:
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Ключ
Растение, земля.
Берег, вода.
Здание, улица.
Крыша, стены.
Глаза, печать.
Бумага, редактор.
Игроки, правила.
Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.
«ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»
Цель: выявление уровня развития логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Форма проведения: письменный опрос.
Возраст: младшие школьники
Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:
2, 3, 4, 5, 6, 7;
6, 9, 12, 15, 18, 21;
1, 2, 4, 8, 16, 32;
4, 5, 8, 9, 12, 13;
19, 16, 14, 11, 9, 6;
29, 28, 26, 23, 19, 14;
16, 8, 4, 2, 1, 0, 5;
1, 4, 9, 16, 25, 36;
21, 18, 16, 15, 12, 10;
10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.
Оценка результатов производится с помощью таблицы:
Время выполнения задания (мин., сек.)
Кол-во ошибок
Баллы
Уровень развития логического мышления
2 мин. и менее
0
5
Очень высокий уровень логического мышления
2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.
0
4
Хороший уровень, выше, чем у большинства людей
4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.
0
3+
Хорошая норма большинства людей
4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.
1
3
Средняя норма
2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.
2-3
3-
Низкая норма
2 мин. 10 сек. — 15 мин. .
4-5
2
Ниже среднего уровня развития логического мышления
10-15 мин.
0-3
2+
Низкая скорость мышления, «тугодум»
Более 16 мин.
Более 5
1
Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление
Обработка результатов
Предъявленные ряды
2, 3, 4, 5, 6, 7;
6, 9, 12, 15, 18, 21;
1, 2, 4, 8, 16, 32;
4, 5, 8, 9, 12, 13;
19, 16, 14, 11, 9, 6;
29, 28, 26, 23, 19, 14;
16, 8, 4, 2, 1, 0.5;
1, 4, 9, 16, 25, 36;
21, 18, 16, 15, 12, 10;
10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.
Правильные ответы
8; 9
24; 27
64; 128
16; 17
4; 1
8; 1
0.25, 0.125
49; 64
9; 6
Методика «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
(Э.Ф. Замбацявичене)
Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Форма проведения: письменный опрос.
Возраст: младшие школьники
1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком — 5.
Задания 1-го субтеста
«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »
1. У сапога всегда есть … (шнурок, пряжка, подошва, ремешки,
пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос).
Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.
В теплых краях живет… (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин) (86%).
В году … (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.) (96%).
Месяц зимы …(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%).
В нашей стране не живет… (соловей, аист, синица, страус, скворец) (85%).
Отец старше своего сына… (редко, всегда, часто, никогда, иногда) (85%).
Время суток… (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%).
У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).
Время года … (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%).
10. Пассажирский транспорт… (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).
2-й субтест. Классификация, способность к обобщению
«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ).
Река, озеро, море, мост, пруд (100%).
Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%).
Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%).
Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%).
Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%).
Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%).
Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).
Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).
3-й субтест. Умозаключение по аналогии
«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.
Огурец — Овощ
Гвоздика — ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87%)
Огород — Морковь
Сад — ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%)
Учитель — Ученик
Врач — ? ( Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%)
Цветок — Ваза
Птица — ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%)
Перчатка — Рука
Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%)
Темный — Светлый
Мокрый — ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%)
Часы — Время
Градусник — ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%)
Машина — Мотор
Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%)
Стол- Скатерть
Пол — ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%)
10. Стул — Деревянный
Игла — ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)
4-й субтест. Обобщение
«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.
Окунь, карась… (99% первоклассников дают правильный ответ)
Метла, лопата… (43%)
Лето, зима… (84%)
Огурец, помидор … (97%)
5. Сирень, орешник … (74%)
Шкаф, диван … (96%)
Июнь, июль … (95%)
День, ночь… (45%)
Слон, муравей … (85%)
10. Дерево, цветок … (73%)
Обработка результатов
Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности).
Оценка успешности определяется по формуле:
ОУ = X х 100% : 40,
где X — сумма баллов по всем тестам.
Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).
Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65%).
Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9-50%).
Низкий — 1-й уровень — 19,5 и ниже (49,9% и ниже).
Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущенностью.
Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субтесте) для первоклассников анализируется следующим образом: наивысший 4-й уровень успешности — 25—20 баллов; нормальный уровень — 19,5-17,5 балла; ниже среднего (2-й уровень) — 17,5—15 баллов; низкий (1-й уровень) — 12 баллов и ниже.
Метод
|
Применение метода
|
биохимический
|
изучение активности фермента
|
биохимический
|
установление состава веществ крови
|
биохимический
|
анализ мочи на содержание сахара в ней
|
биохимический
|
установление состава веществ лимфы
|
биохимический (титрование)
|
определение количества сахара в крови
|
генеалогический
|
изучение характера наследования признаков человека
|
генеалогический
|
составление родословной человека и изучение характера наследования признака
|
генная инженерия
|
конструирование новой комбинации нуклеотидов в гене
|
искусственное осеменение
|
получение яйцеклеток и сперматозоидов высокопродуктивных животных, дальнейшее проведение осеменения в пробирке и имплантация эмбрионов в матки беспородных самок
|
исторический
|
описание эволюционного развития организмов
|
клеточная инженерия
|
конструирование клетки путем соматической гибридизации
|
клеточная инженерия
|
реконструкция яйцеклеток и клонирование животных
|
клеточная инженерия
|
развитие животного из реконструированной яйцеклетки
|
клонирование
|
из яйцеклетки удаляют ядро и в нее пересаживают ядро соматической клетки генетически ценного организма, затем стимулируют дробление реконструированной зиготы электрошоком и трансплантируют эмбрион в матку любой самки того же вида
|
культура клеток и тканей
|
изучение факторов размножения, роста клеток в искусственной среде
|
меченых атомов
|
введение радиоактивных изотопов элемента в молекулы веществ
|
меченых атомов
|
выяснение способа репликации ДНК
|
микроскопия (микроскопирование)
|
изучение строения растительной клетки на фиксированном препарате
|
микроскопия (микроскопирование)
|
изучение строения органоидов
|
микроскопия (микроскопирование)
|
определение структуры митохондрии
|
молекулярно-генетический
|
изучение молекулы ДНК
|
мониторинг
|
контроль наличия в средах предельно допустимых концентраций вредных для жизни организмов веществ
|
мониторинг
|
длительный контроль содержания углекислого газа в атмосфере
|
наблюдение
|
сроки впадения в спячку сурков
|
наблюдение
|
описание живой природы
|
наблюдение
|
регистрация смены месячной температуры
|
наблюдение
|
сбор информации о поведении животного
|
обобщение
|
формулировка правил, законов на основ сравнения результатов экспериментов
|
популяционно-статистический
|
изучение распространения признака в популяции
|
сравнение
|
выявление общих закономерностей живой природы
|
сравнение (обобщение)
|
сопоставление наблюдаемых свойств биологических объектов
|
статистический
|
распространение признака в популяции
|
флюорография
|
изменения структуры органов
|
хроматография (хроматографический)
|
изучение скорости движения растворенных веществ в адсорбенте
|
хроматография (хроматографический)
|
разделение основных пигментов из экстракта листьев
|
центрифугирование
|
разделение клеточных структур
|
центрифугирование
|
разделение клеточной массы по фракциям
|
центрифугирование
|
разделение органоидов клетки по массе и размерам
|
цитогенетический
|
исследование хромосомных и геномных мутаций
|
цитогенетический
|
синдром Дауна
|
цитогенетический
|
микроскопическое исследование количества и морфологии хромосом
|
цитогенетический, цитологический, кариотипирование, микроскопирование
|
определение числа хромосом в кариотипе
|
эксперимент
|
влияние длины дня на цветение растений
|
эксперимент
|
описание жизни организма в лабораторных условиях
|
эмбриологический
|
установление закономерностей развития зародышей позвоночных животных
|
Методика «Выделение существенных признаков» (1-2 класс).
Методика «Выделение существенных признаков» (1 класс).
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: младшие школьники.
Критерии оценивания:
высокий уровень – 6-7 (правильных ответов).
средний уровень — 3-5 .
низкий уровень — 1-2 .
Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.
Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции.
Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к слову стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
Стимульный материал:
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Растение, земля.
Берег, вода.
Здание, улица.
Крыша, стены.
Глаза, печать.
Бумага, редактор.
Игроки, правила.
Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.
Методика «Логические закономерности» (2 класс).
Цель: выявление уровня развития логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия .
Форма проведения: письменный опрос.
Возраст: младшие школьники.
Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:
2, 3, 4, 5, 6, 7…
6, 9, 12, 15, 18, 21…
1, 2, 4, 8, 16, 32…
4, 5, 8, 9, 12, 13…
19, 16, 14, 11, 9, 6…
29, 28, 26, 23, 19, 14…
16, 8, 4, 2, 1, 0, 5…
1, 4, 9, 16, 25, 36…
21, 18, 16, 15, 12, 10…
3, 6, 8, 16, 18, 36…
Методика «Выделение существенных признаков»
Методика
«Выделение существенных признаков»
Альманах
психологических тестов. М., 1995.
Цель:
исследование
операции абстрагирования, способности
дифференциации существенных признаков
предметов или явлений от несущественных,
второстепенных.
Стимульный
материал и оборудование.
Бланк
с напечатанными на нем рядами слов.
Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках
и одного – перед скобками. Протокол для
регистрации ответов испытуемого, ручка.
Ход
работы.
Испытуемому
предъявляется текст методики и
предлагается установить связь между
словом, стоящим перед скобками, и словами
в скобках, выбрав из последних те, которые
в наибольшей степени отражают смысл
первого слова.
Слова
в задачах подобраны таким образом, что
испытуемый должен продемонстрировать
свою способность уловить абстрактное
значение тех или иных понятий и отказаться
от более легкого, бросающегося в глаза,
но неверного способа решения, при котором
вместо
существенных
выделяются частные, конкретно-ситуационные
признаки.
После
самостоятельного выполнения заданий
решения испытуемого следует обсудить,
задавая ему уточняющие вопросы. Нередко
в процессе обсуждения испытуемый дает
дополнительные суждения, исправляет
ошибки.
Все
решения, вопросы, а также дополнительные
суждения испытуемого записываются в
протокол.
Инструкция
испытуемому.
Инструкция
для детей: «Здесь
даны ряды слов, которые составляют
задания. В каждой строчке перед скобками
стоит одно слово, а в скобках – 5 слов
на выбор. Тебе надо из этих пяти слов
выбрать только два, которые находятся
в наибольшей связи со словом перед
скобками. Например, слово перед скобками
– “сад”, а в скобках слова: “растения,
садовник, собака, забор, земля”. Сад
может существовать без собаки, забора
и даже без садовника, но без земли и
растений сада быть не может. Значит,
следует выбрать именно эти 2 слова –
“земля” и “растения”».
Инструкция
для взрослых: «В
каждой строчке бланка Вы найдете одно
слово, стоящее перед скобками, и далее
– пять слов в скобках. Все слова,
находящиеся в скобках, имеют какое-то
отношение к стоящему перед скобками.
Выберите из них только два, которые
находятся в наибольшей связи со словом
перед скобками».
Обработка
результатов.
Ответы
испытуемого сравниваются с ключом.
Ключ
к методике «Выделение существенных
признаков»
1.
Растения, земля
2.
Берег, вода
3.
Здания, улица
4.
Крыша, стены
5.
Углы, сторона
6.
Делимое, делитель
7.
Диаметр, округлость
8.
Глаза, текст
9.
Бумага, редактор
10.
Игроки, правила
11.
Сражение, солдаты
12.
Бумага, текст
13.
Голос, мелодия
14.
Колебания почвы, шум
15.
Книги, читатели
16.
Почва, дерево
17.
Состязания, победа
18.
Врач, больные
19.
Чувства, человек
20.
Родина, человек
За
каждый правильный ответ (указаны два
слова верно) испытуемому присваивается
1 балл. 0,5 балла соответствует одному
правильно выбранному слову и 0 баллов,
когда испытуемый не смог выбрать ни
одного правильно слова.
Максимальное
количество баллов равно 20. Результаты
менее 10 баллов оцениваются как
неудовлетворительные, свидетельствующие
о неумении испытуемого сравнивать,
анализировать и обобщать выделенные
признаки.
Наличие
в большей мере ошибочных суждений
свидетельствует о преобладании
конкретно-ситуационного стиля мышления
над абстрактно-логическим. Если испытуемый
дает вначале ошибочные ответы, но потом
их исправляет, то это можно интерпретировать
как поспешность и импульсивность.
Стимульный
материал для методики «Выделение
существенных признаков»
1.
Сад (растения, садовник, собака, забор,
земля)
2.
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
3.
Город (автомобиль, здания, толпа, улица,
велосипед)
4.
Сарай (сеновал, лошадь, крыше, скот,
стены)
5.
Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
6.
Деление (класс, делимое, карандаш,
делитель, бумага)
7.
Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость,
золото)
8.
Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)
9.
Газета (правда, происшествие, кроссворд,
бумага, редактор)
10.
Игра (карты, игроки, фишки, наказания,
правила)
11.
Война (самолет, пушки, сражения, ружья,
солдаты)
12.
Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление,
текст)
13.
Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты,
мелодия)
14.
Землетрясение (пожар, смерть, колебания
почвы, шум, наводнение)
15.
Библиотека (столы, книги, читальный зал,
гардероб, читатели)
16.
Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)
17.
Спорт (медаль, оркестр, состязания,
победа, стадион)
18.
Больница (помещение, уколы, врач,
градусник, больные)
19.
Любовь (розы,
чувства,
человек, свидание, свадьба)
20.
Патриотизм (город, друзья, родина, семья,
человек)
МЕТОДЫ ОТКРЫТИЯ ЗНАНИЙ и ОТБОРА ПРОБ с ДОБАВЛЕНИЕМ ДАННЫХ для ИДЕНТИФИКАЦИИ ТЕНДЕНЦИЙ в НАБОРАХ ДАННЫХ
Обзор методов интеллектуального анализа данных
Доступно в Интернете на сайте www.ijcsmc.com Международный журнал компьютерных наук и мобильных вычислений Ежемесячный журнал компьютерных наук и информационных технологий IJCSMC, Vol.3, вып. 4 апреля 2014 г.,
Дополнительная информация
Классификация и прогноз
Слайды по классификации и прогнозированию для интеллектуального анализа данных: концепции и методы Глава 7 Цзявэй Хан и Мишлин Камбер Лаборатория исследований интеллектуальных систем баз данных Школа компьютерных наук Саймон Фрейзер
Дополнительная информация
Процесс интеллектуального анализа научных данных
Глава 4 Процесс интеллектуального анализа научных данных Когда я использую слово, — сказал Шалтай-Болтай, довольно пренебрежительно, — оно означает именно то, что я выбираю для значения ни больше, ни меньше.Льюис Кэрролл [87, с. 214] В
Дополнительная информация
Введение в интеллектуальный анализ данных
Введение в интеллектуальный анализ данных 1 Почему интеллектуальный анализ данных? Взрывной рост данных Сбор данных и доступность данных Инструменты автоматического сбора данных, Интернет, смартфоны, Основные источники больших объемов данных Бизнес:
Дополнительная информация
Курс управления информацией
Università degli Studi di Milano Степень магистра в области компьютерных наук Курс управления информацией Преподаватель: Альберто Чезелли Лекция 01: 10.06.2015 Практическая информация: Учитель: Альберто Чезелли (альберто[email protected])
Дополнительная информация
Кластеризация потоков данных
Кластеризация потоков данных Мохамед Эласмар Прашант Тирувенгадачари Хавьер Салинас Мартин [email protected] [email protected] [email protected] Введение: интеллектуальный анализ данных — это наука извлечения
Дополнительная информация
ПОДГОТОВКА ДАННЫХ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Прикладной искусственный интеллект, 17: 375 381, 2003 Copyright # 2003 Taylor & Francis 0883-9514 / 03 $ 12.00 +.00 DOI: 10.1080 / 08839510390219264 u ПОДГОТОВКА ДАННЫХ ДЛЯ ДОБЫЧИ ДАННЫХ SHICHAO ZHANG и CHENGQI
Дополнительная информация
Аналитика больших данных в мобильных средах
1 Аналитика больших данных в мобильных средах 辉 教 授 罗 格 斯 — 泽 西 州 立 大 学 2012-10-2 Рутгерс, Государственный университет Нью-Джерси Почему большие данные: исторический обзор? Производительность против сложности (взаимосвязанность,
Дополнительная информация
Глава ML: XI.XI. Кластерный анализ
Глава ML: XI XI. Кластерный анализ Обзор интеллектуального анализа данных Основы кластерного анализа Иерархический кластерный анализ Итерационный кластерный анализ Кластерный анализ на основе плотности Оценка кластера Кластер с ограничениями
Дополнительная информация
.
Изучение шаблонов проектирования JavaScript
Шаблоны проектирования — это многократно используемые решения часто встречающихся проблем при разработке программного обеспечения. Это одновременно захватывающая и увлекательная тема для изучения на любом языке программирования.
Одна из причин этого в том, что они помогают нам опираться на объединенный опыт многих разработчиков, которые были до нас, и обеспечивают оптимальную структуру нашего кода, отвечающую потребностям задач, которые мы пытаемся решить.
Шаблоны проектирования
также дают нам общий словарь для описания решений.Это может быть значительно проще, чем описание синтаксиса и семантики, когда мы пытаемся передать другим способ структурирования решения в форме кода.
В этой книге мы рассмотрим применение как классических, так и современных шаблонов проектирования к языку программирования JavaScript.
Целевая аудитория
Эта книга предназначена для профессиональных разработчиков, желающих улучшить свои знания о шаблонах проектирования и о том, как их можно применять в языке программирования JavaScript.
Некоторые из рассматриваемых концепций (замыкания, прототипное наследование) предполагают уровень базовых предварительных знаний и понимания. Если вам нужно больше узнать об этих темах, для удобства предоставляется список предлагаемых заголовков.
Если вы хотите научиться писать красивый, структурированный и организованный код, я считаю, что эта книга для вас.
Благодарности
Я всегда буду благодарен талантливым техническим рецензентам, которые помогли рецензировать и улучшать эту книгу, в том числе из сообщества в целом.Знания и энтузиазм, которые они привнесли в проект, были просто потрясающими. Твиты и блоги официальных технических обозревателей также являются постоянным источником идей и вдохновения, и я всем сердцем рекомендую их проверить.
Я также хотел бы поблагодарить Ребекку Мерфи (http://rmurphey.com, @rmurphey) за вдохновение для написания этой книги и, что более важно, за то, что она продолжала делать ее доступной как на GitHub, так и через O’Reilly.
Наконец, я хотел бы поблагодарить мою замечательную жену Элли за всю ее поддержку, когда я готовил эту публикацию.
Кредиты
Хотя некоторые из шаблонов, описанных в этой книге, были реализованы на основе личного опыта, многие из них были ранее идентифицированы сообществом JavaScript. Эта работа, как таковая, является результатом совокупного опыта ряда разработчиков. Подобно логическому подходу Стояна Стефанова к предотвращению прерывания повествования с помощью кредитов (в JavaScript Patterns ), я перечислил кредиты и предложил прочитать любой контент, упомянутый в разделе ссылок.
Если какие-либо статьи или ссылки были упущены в списке литературы, примите мои искренние извинения. Если вы свяжетесь со мной, я обязательно обновлю их, чтобы включить вас в список.
Чтение
Хотя эта книга предназначена как для начинающих, так и для разработчиков среднего уровня, предполагается базовое понимание основ JavaScript. Если вы хотите узнать больше о языке, я с радостью порекомендую следующие названия:
- JavaScript: Полное руководство Дэвидом Фланаганом
- Красноречивый JavaScript Марин Хавербеке
- Шаблоны JavaScript от Стояна Стефанова
- Написание поддерживаемого JavaScript Николас Закас
- JavaScript: Хорошие детали Дуглас Крокфорд
Один из наиболее важных аспектов написания поддерживаемого кода — это возможность замечать повторяющиеся темы в этом коде и оптимизировать их.Это область, в которой знание шаблонов проектирования может оказаться бесценным.
В первой части этой книги мы исследуем историю и важность шаблонов проектирования, которые действительно могут быть применены к любому языку программирования. Если вы уже заинтересованы или знакомы с этой историей, не стесняйтесь переходить к главе «Что такое узор?» продолжить чтение.
Образцы дизайна восходят к ранним работам архитектора по имени Кристофер Александер. Он часто писал публикации о своем опыте решения проблем проектирования и о том, как они связаны со зданиями и городами.Однажды Александру пришло в голову, что при повторном использовании определенные конструктивные элементы приводят к желаемому оптимальному эффекту.
В сотрудничестве с Сарой Исикава и Мюрреем Сильверстайном Александр создал язык шаблонов, который поможет расширить возможности любого, кто желает проектировать и строить в любом масштабе. Это было опубликовано еще в 1977 году в статье под названием «Язык шаблонов», которая позже была выпущена в виде полной книги в твердом переплете.
Около 30 лет назад инженеры-программисты начали включать принципы, о которых писал Александр, в первую документацию по шаблонам проектирования, которая должна была стать руководством для начинающих разработчиков, желающих улучшить свои навыки программирования.Важно отметить, что концепции, лежащие в основе шаблонов проектирования, действительно присутствуют в индустрии программирования с момента ее создания, хотя и в менее формализованной форме.
Одной из первых и, возможно, наиболее знаковых официальных работ, опубликованных по шаблонам проектирования в разработке программного обеспечения, была книга в 1995 году под названием «Шаблоны проектирования : элементы объектно-ориентированного программного обеспечения многократного использования» . Это написали Эрих Гамма, Ричард Хелм, Ральф Джонсон и Джон Влиссидес — группа, которая стала известна как Банда четырех (или сокращенно GoF).
Публикация GoF считается весьма полезной для дальнейшего продвижения концепции шаблонов проектирования в нашей области, поскольку в ней описывается ряд методов и подводных камней разработки, а также дается двадцать три основных объектно-ориентированных шаблона проектирования, часто используемых сегодня во всем мире. Мы рассмотрим эти шаблоны более подробно в разделе «Категории шаблонов дизайна».
В этой книге мы рассмотрим ряд популярных шаблонов проектирования JavaScript и выясним, почему одни шаблоны могут быть более подходящими для ваших проектов, чем другие.Помните, что шаблоны можно применять не только к обычному JavaScript (т.е. стандартному коду JavaScript), но также и к абстрактным библиотекам, таким как jQuery или dojo. Прежде чем мы начнем, давайте посмотрим на точное определение «шаблона» в разработке программного обеспечения.
Шаблон — это многократно используемое решение, которое может применяться к часто возникающим проблемам в разработке программного обеспечения — в нашем случае — при написании веб-приложений на JavaScript. Другой способ рассмотрения шаблонов — это шаблоны того, как мы решаем проблемы, которые можно использовать в самых разных ситуациях.
Итак, почему важно понимать закономерности и знакомиться с ними? У шаблонов проектирования есть три основных преимущества:
- Шаблоны — это проверенные решения: Они обеспечивают надежные подходы к решению проблем при разработке программного обеспечения с использованием проверенных методов, которые отражают опыт и идеи разработчиков, которые помогли определить их, привнести в шаблон.
- Шаблоны можно легко использовать повторно: Шаблон обычно отражает готовое решение, которое можно адаптировать к нашим собственным потребностям.Эта особенность делает их довольно надежными.
- Паттерны могут быть выразительными: Когда мы смотрим на паттерн, обычно есть заданная структура и словарь для представленного решения, которые могут помочь довольно элегантно выразить довольно большие решения.
Шаблоны — это , а не — точное решение.
.
Выявление ошибочных данных с использованием методов обнаружения выбросов
Кластерный анализ: расширенные концепции
Кластерный анализ: передовые концепции и алгоритмы.Университет Хуэй Сюн Рутгерса Введение в интеллектуальный анализ данных 08.06.2006 1 Введение в интеллектуальный анализ данных 08.06.2006 1 Краткое описание Нечеткие средние на основе прототипов
Дополнительная информация
Кластеризация потоков данных
Кластеризация потоков данных Мохамед Эласмар Прашант Тирувенгадачари Хавьер Салинас Мартин [email protected] [email protected] [email protected] Введение: интеллектуальный анализ данных — это наука извлечения
Дополнительная информация
О методах проверки кластеризации
Журнал интеллектуальных информационных систем, 17: 2/3, 107 145, 2001 c 2001 Kluwer Academic Publishers.Произведено в Нидерландах. О методах проверки кластеризации МАРИЯ ХАЛКИДИ [email protected] ЯННИС
Дополнительная информация
Алгоритм кластеризации плотности сетки
Алгоритм кластеризации плотности сетки Amandeep Kaur Mann 1, Navneet Kaur 2, Scholar, M.Tech (CSE), RIMT, Mandi Gobindgarh, Punjab, India 1 Assistant Professor (CSE), RIMT, Mandi Gobindgarh, Punjab, India 2
Дополнительная информация
Использование фрактального измерения для кластерных наборов данных Дэниэл Барбара Пинг Чен Джордж Мейсон, Университет Информации и разработки программного обеспечения, Фэрфакс, Вирджиния 22303 {dbarbara, pchen} @gmu.edu 19 октября 1999 г.
Дополнительная информация
Обнаружение мошенничества с ограниченными ресурсами
Обнаружение мошенничества с ограниченными ресурсами Луис Торго LIAAD-INESC Порту LA / FEP, Университет Порту Р. де Сеута, 118, 6., 4050-190 Порту, Португалия [email protected] http: //www.liaad.up .pt / ~ ltorgo Аннотация. Это
Дополнительная информация
Глава 7. Кластерный анализ
Глава 7.Кластерный анализ. Что такое кластерный анализ ?. Категоризация основных методов кластеризации. Методы разбиения. Иерархические методы 5. Методы, основанные на плотности 6. Методы на основе сеток 7. Модельные
Дополнительная информация
Введение в интеллектуальный анализ данных
Введение в интеллектуальный анализ данных 1 Почему интеллектуальный анализ данных? Взрывной рост данных Сбор данных и доступность данных Инструменты автоматического сбора данных, Интернет, смартфоны, Основные источники больших объемов данных Бизнес:
Дополнительная информация
Курс управления информацией
Università degli Studi di Milano Степень магистра в области компьютерных наук Курс управления информацией Преподаватель: Альберто Чезелли Лекция 01: 10.06.2015 Практическая информация: Учитель: Альберто Чезелли (альберто[email protected])
Дополнительная информация
.