Обобщение по теме история отечества 4 класс пнш: Тест по окружающему миру (4 класс) по теме: История Отечества

Содержание

Тест по окружающему миру (4 класс) по теме: История Отечества

  1 в.   ____________________  

1. От кого произошли русские, украинцы и белорусы?

       А) от южных славян       Б) от западных славян

                       В) от восточных славян

2. Где славяне выбирали место для поселения?

    А) на берегу моря                               Б) посреди густого леса

    В) на возвышенном берегу реки       Г) на краю болота

3.  Кто был одним из главных богов славян?

       А) Зевс    Б) Юпитер     В) Перун    Г) Осирис

4. Чем повелевал этот бог?

       А) урожаем                            Б) громом и молнией

       В) дикими животными        Г) реками и озёрами

5.  Как назывался торговый путь из Балтийского моря

в Чёрное море? _______________________________________

6. Какой князь подчинил соседние народы и соединил земли Новгорода и Киева, объявил Киев столицей своих земель?

         А) князь Олег              Б) князь Владимир Святославич

                     В) князь Ярослав Мудрый

7. Как народ прозвал Владимира Святославича?

А) Яркое Солнышко    Б) Красное Солнышко     В) Золотое Солнце

8. Кто первым принял Крещение?

    А) князь Олег                                  Б) князь Игорь

    В) князь Ярослав Мудрый             Г) князь Владимир

9. Что сделали по приказу князя Владимира с главным идолом божества Перуном?

 А) сожгли            Б) закопали      В) сбросили в Днепр        Г) изрубили

10. Укажи год, который считается годом Крещения Руси?

         А) 896         Б) 988         В) 1086     Г) 1022

11. Кто на Руси создал славянскую письменность? Напиши.

_____________________________________________________________

12. Ярослав Мудрый ввёл в действие первый на Руси свод законов, который назывался __________________________________________

  2 в.   ____________________  

1. Где славяне выбирали место для поселения?

    А) на берегу моря                       Б) на возвышенном берегу реки      

    В) посреди густого леса             Г) на краю болота

2. От кого произошли русские, украинцы и белорусы?

       А) от южных славян       Б) от восточных славян

                       В)  от западных славян

3.  Кто был одним из главных богов славян?

       А) Зевс    Б) Перун        В) Юпитер    Г) Осирис

4. Чем повелевал этот бог?

       А) урожаем                            Б) реками и озёрами

       В) дикими животными        Г) громом и молнией

5.  Как назывался торговый путь из Балтийского моря

в Чёрное море? _______________________________________

6. Кто на Руси создал славянскую письменность? Напиши.

_____________________________________________________________

7. Какой князь подчинил соседние народы и соединил земли Новгорода и Киева, объявил Киев столицей своих земель?

         А) князь Олег              Б) князь Владимир Святославич

                     В) князь Ярослав Мудрый

8. Как народ прозвал Владимира Святославича?

А) Яркое Солнышко    Б) Красное Солнышко     В) Золотое Солнце

9. Ярослав Мудрый ввёл в действие первый на Руси свод законов, который назывался __________________________________________

10. Кто первым принял Крещение?

    А) князь Игорь                                Б) князь Олег  

    В) князь Ярослав Мудрый             Г) князь Владимир

11. Что сделали по приказу князя Владимира с главным идолом божества Перуном?

 А) сожгли            Б) сбросили в Днепр      В) закопали     Г) изрубили

12. Укажи год, который считается годом Крещения Руси?

         А) 896         Б) 1086       В) 988       Г) 1022

Тест по окружающему миру (4 класс) на тему: Тесты по разделу «История отечества», 4 класс , ПНШ

1.Семьи, происходящие от одного предка – это…

А) племя       Б) племенной союз        В) род

2.Что было основной причиной объединения племён?

А) вместе  удобнее охотиться и заниматься земледелием

Б) необходимость защищать свои плодородные земли от врагов

В) родственные связи

3. Установи соответствие. Где нашли пристанище племенные союзы восточных славян?

1. Древляне

А. На берегах оз. Ильмень и р. Волхов

2. Поляне

Б. В среднем и верхнем течении  р. Оки

3. Вятичи

В. В среднем течении Днепра

4. Ильменские словене и кривичи

Г. Около реки Припять

4.»Поселения славян строились, как правило, на возвышенном берегу реки. Поселения окружали земляным валом. Сверху на него ставили частокол. Такие укрепленные поселения  позднее стали называться …»

А) крепость  Б) град       В) укрепление

5.Основой хозяйства всех племён восточных славян было…

А)земледелие      Б)животноводство

В)бортничество      Г) охота

6. Кто составлял основную массу городского  населения?

А) земледельцы    Б) ремесленники  В) охотники

7. Путь «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»- это торговый путь…

А) из Балтийского моря в Черное море, а оттуда в Константинополь

Б) из Черного  моря в Балтийское море

В) из Балтийского моря в Красное море

8.Через какой город проходили торговые пути в Византию?

А) Киев   Б) Владимир    В)Новгород

9. …..- правители городов.

А)князья   Б)дружина   В)сборщики дани

10.Дань –это…

А)плата деньгами или товаром, которую собирали победители с побежденных  племен

Б) спор между князьями, как правило, из-за раздела земель

В)высокий забор из крепких брёвен или жердей, вбитых в землю близко друг к другу.

11. Установи соответствие

1. 1113-1125 гг.

А. Правление Святослава

2. 957-972 гг.

Б. Правление Владимира Мономаха

3. 882-912 гг.

В. Правление  Олега

12.Год крещения Руси

А) 882

 Б)998

В)988

Тест по окружающему миру ПНШ 4 класс «История Отечества»

Проверочная работа по теме: «История Отечества» Окружающий мир, ПНШ, 4 класс

1 вариант

1. Назови основные занятия древних славян. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Каких домашних животных разводили славяне? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как назывался торговый путь из Балтийского моря через славянские земли в Чёрное море, а оттуда в Константинополь? __________________________________________________________

4. Правление какого князя связано с крещением Руси? __________________________________________________________

5. Как названа битва на реке Неве в июле 1240 года? __________________________________________________________

6. Кого считают основателем Москвы? __________________________________________________________

7. Как называется холм, на котором уже в 12 веке был построен деревянный Московский Кремль? __________________________________________________________

8. Каким стал Кремль при внуке Ивана Калиты — Дмитрии Донском?

__________________________________________

Проверочная работа по теме: «История Отечества»

Окружающий мир, 4 класс

2 вариант

1. Назови основные занятия древних славян. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что сеяли славяне? ___________________________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

3. Какие моря соединял путь «из варяг в греки»? __________________________________________________________

__________________________________________________________

4. Назови год крещения Руси. _____________________________________

5. Как названа битва на Чудском озере 5 апреля 1242 года? __________________________________________________________

6. Какой год считается годом рождения Москвы? ____________________

7. Какой Кремль существовал во время правления Ивана Калиты? __________________________________________________________

8. Как прозвали князя Александра?________________________________

Тест по окружающему миру по теме «История отечества» 4 класс ПШН

Тест История отечества 4 кл

1. От кого произошли русские, украинцы и белорусы?

А) от южных славян Б) от западных славян

В) от восточных славян

2. Где славяне выбирали место для поселения?

А) на берегу моря Б) посреди густого леса

В) на возвышенном берегу реки Г) около болота

3. Кто был одним из главных богов славян?

А) Зевс Б) Юпитер В) Перун Г) Осирис

4. Как назывался торговый путь из Балтийского моря в Чёрное море? ______________________________________________

5. Какой князь подчинил соседние народы и соединил земли Новгорода и Киева, объявил Киев столицей своих земель?

А) князь Олег Б) князь Владимир Святославич

В) князь Ярослав Мудрый

6. Кто первым принял Крещение?

А) князь Олег Б) князь Игорь

В) князь Ярослав Мудрый Г) князь Владимир

7. Укажи год, который считается годом

Крещения Руси?

А) 896 Б) 988 В) 1086 Г) 1022

8. Ярослав Мудрый ввёл в действие первый на Руси свод законов, который назывался __________________________________________

9. Как называется холм, на котором уже в XII в. был построен деревянный Московский Кремль?

А) Боровицкий холм Б) Таганский холм

В) Лефортовский холм Г) Тверской холм

10. Название древней летописи__________________

______________________________________________

11. Кого считают основателем Москвы?

А) Ивана Калиту Б) Дмитрия Донского

В) Александра Невского Г) Юрия Долгорукого

12. Какой год считается годом рождения Москвы?  

А) 1047 Б) 1147 В) 147 Г) 1107

13. Какие моря соединял путь «из варяг в греки»?

А) Балтийское и Черное Б) Белое и Черное

В) Балтийское и Белое Г) Белое и Азовское

14. В каком году Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на Чудском озере?

  А) 1240 Б) 1236 В) 1242 Г) 988

15. Под каким названием эта битва вошла в историю России?

_____________________________________________

16. В каком году А.Невский одержал победу над шведскими войсками?

А) 1142 Б) 1240 В) 1242 Г) 1147

17. Кто на Руси создал славянскую письменность?

______________________________________________

18. Каким стал Кремль при внуке Ивана Калиты — Дмитрии Донском?

А) дубовый Б) белокаменный

В) кирпичный Г) краснокаменный

1. От кого произошли русские, украинцы и белорусы?

А) от южных славян Б) от западных славян

В) от восточных славян

2. Где славяне выбирали место для поселения?

А) на берегу моря Б) посреди густого леса

В) на возвышенном берегу реки Г) около болота

3. Кто был одним из главных богов славян?

А) Зевс Б) Юпитер В) Перун Г) Осирис

4. Как назывался торговый путь из Балтийского моря в Чёрное море? ______________________________________________

5. Какой князь подчинил соседние народы и соединил земли Новгорода и Киева, объявил Киев столицей своих земель?

А) князь Олег Б) князь Владимир Святославич

В) князь Ярослав Мудрый

6. Кто первым принял Крещение?

А) князь Олег Б) князь Игорь

В) князь Ярослав Мудрый Г) князь Владимир

7. Укажи год, который считается годом

Крещения Руси?

А) 896 Б) 988 В) 1086 Г) 1022

8. Ярослав Мудрый ввёл в действие первый на Руси свод законов, который назывался __________________________________________

9. Как называется холм, на котором уже в XII в. был построен деревянный Московский Кремль?

А) Боровицкий холм Б) Таганский холм

В) Лефортовский холм Г) Тверской холм

10. Название древней летописи__________________

______________________________________________

11. Кого считают основателем Москвы?

А) Ивана Калиту Б) Дмитрия Донского

В) Александра Невского Г) Юрия Долгорукого

12. Какой год считается годом рождения Москвы?  

А) 1047 Б) 1147 В) 147 Г) 1107

13. Какие моря соединял путь «из варяг в греки»?

А) Балтийское и Черное Б) Белое и Черное

В) Балтийское и Белое Г) Белое и Азовское

14. В каком году Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на Чудском озере?

  А) 1240 Б) 1236 В) 1242 Г) 988

15. Под каким названием эта битва вошла в историю России?

_____________________________________________

16. В каком году А.Невский одержал победу над шведскими войсками?

А) 1142 Б) 1240 В) 1242 Г) 1147

17. Кто на Руси создал славянскую письменность?

______________________________________________

18. Каким стал Кремль при внуке Ивана Калиты — Дмитрии Донском?

А) дубовый Б) белокаменный

В) кирпичный Г) краснокаменный

Контрольные работы по окружающему миру 4 класс УМК «ПНШ»

Контрольная работа

по теме: «История Отечества»

УМК «ПНШ» (4 класс)

Ф.И. ____________________________________________________ класс ____________

1.Напиши примеры названий древних славянских племён и союзов:

__________________________________________________________________________________

2.Напиши основные виды деятельности древних славян:______________________________

__________________________________________________________________________________

3.Как назывался основной торговый путь? __________________________________________

4.Чем торговали русские торговцы — купцы?_________________________________________

_________________________________________________________________________________

5.Как называлось первое государство восточных славян? _____________________________

6.Кто был первым правителем русского государства? _________________________________

7.Как называлась новая религия на Руси? ___________________________________________

8.Напиши год крещения Руси: ______________________________________________________

9.Кто был основателем города Ярославля? __________________________________________

10.С какими западными врагами воевала Древняя Русь? _____________________________

__________________________________________________________________________________

11.Как прозвал народ Александра Ярославовича за победу со шведами?

__________________________________________________________________________________

12.Как называется битва с немцами на Чудском озере? _______________________________

13.В каком году основан город Москва? _____________________________________________

14.Кто был основателем Москвы? __________________________________________________

15.Допиши высказывание: Москва — столица _______________________________________

Контрольная работа

по теме:«Земля — планета Солнечной системы»

УМК «ПНШ» (4 класс)

Ф.И. ____________________________________________________ класс ____________

1.Что образует Солнечная система? ___________________________________________________

2.Сколько планет в Солнечной системе?______________________________

3.Напиши названия планет, которые ты знаешь: _________________________________________

__________________________________________________________________________________

4.Планета, на которой есть жизнь — это _________________________________________

5.Самая большая планета — это _____________________________, а самая маленькая — это

_________________________________________________________________________________

6.Самая яркая девная звезда — это _____________________________

7.Из чего состоит Солнце? _________________________________________________________

8.Без чего невозможна жизнь живых существ на Земле? _________________________________ _________________________________________________________________________________

9.Луна — это __________________________________________

10.Земля вращается вокруг своей оси с _____________________ на ________________________

__________________________________________________________________________________

11.Благодаря вращению Земли вокруг Солнца, происходит смена _________________________

12.Благодаря вращению Земли вокруг своей оси, происходит смена _______________________

13.Земля делает 1 оборот вокруг своей оси за _____, а 1 оборот вокруг Солнца за ____________

14.Скопления звёзд называются _____________________________________________________

Какие звезды ты знаешь? _________________________________________________________

15.Глобус — это _______________________________________

Контрольная работа

по теме: «Природные зоны»

УМК «ПНШ» (4 класс)

Ф.И. ______________________________класс____

Выбери правильный ответ и отметь «+»

1.Сколько природных зон сменяются с севера на юг?

а) 3 б) 9 в) 6

2.Какие природные зоны ты знаешь? Напиши. ___________________________________________

___________________________________________

3.Природная зона арктических пустынь расположена….

а) на островах Тихого океана

б) на островах Северного Ледовитого океана

в) на островах Индийского океана

4.В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы

б) дубы, сосны, ели

в) берёзы, липы, лиственницы.

5.Какое растение встречается в пустыне?

а) верблюжья колючка

б) ирис

в) берёза

6.Экологические проблемы лесной связаны….

а) с неумеренной охотой и браконьерством,

вырубкой

б) с неблагоприятными погодными условиями

в) с частыми лесными пожарами

7.В ледяной зоне растут ….

а) кедры, берёзы, черёмуха

б) лишайники, мхи, полярные маки

в) бузина, орешник, айва

8.Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика — лемминг — песец

б) растения — заяц-беляк — рысь

в) зерно — суслик — орёл-беркут

9.Какое животное люди назвали «кораблем пустыни»?

а) сайгака б) джейрана в) верблюда

10. Соедини стрелкой животное и зону

обитания.

Рысь Субтропики

Суслик Тундра

Северный олень Степи

Дельфин Зона лесов

Глухарь Пустыни

Ушастый ёж Арктич. пустыня

Жук-скарабей

Тюлень

11.В какой природной зоне ты живёшь? Напиши, что ты знаешь о ней.

____________________________________________

Контрольная работа

по теме: «Природные зоны»

УМК «ПНШ» (4 класс)

Ф.И. _____________________________ класс____

Выбери правильный ответ и отметь «+»

1.Сколько природных зон сменяются с севера на юг?

а) 3 б) 9 в) 6

2.Какие природные зоны ты знаешь? Напиши. ____________________________________________

____________________________________________

3.Природная зона арктических пустынь расположена….

а) на островах Тихого океана

б) на островах Северного Ледовитого океана

в) на островах Индийского океана

4.В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы

б) дубы, сосны, ели

в) берёзы, липы, лиственницы.

5.Какое растение встречается в пустыне?

а) верблюжья колючка

б) ирис

в) берёза

6.Экологические проблемы лесной связаны….

а) с неумеренной охотой и браконьерством,

вырубкой

б) с неблагоприятными погодными условиями

в) с частыми лесными пожарами

7.В ледяной зоне растут ….

а) кедры, берёзы, черёмуха

б) лишайники, мхи, полярные маки

в) бузина, орешник, айва

8.Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика — лемминг — песец

б) растения — заяц-беляк — рысь

в) зерно — суслик — орёл-беркут

9.Какое животное люди назвали «кораблем пустыни»?

а) сайгака б) джейрана в) верблюда

10. Соедини стрелкой животное и зону

обитания.

Рысь Субтропики

Суслик Тундра

Северный олень Степи

Дельфин Зона лесов

Глухарь Пустыни

Ушастый ёж Арктич. пустыня

Жук-скарабей

Тюлень

11.В какой природной зоне ты живёшь? Напиши, что ты знаешь о ней.

____________________________________________

Контрольная работа

по теме: «Родной край-часть великой России»

УМК «ПНШ» (4 класс)

Ф.И. ______________________________класс____

Ответь на вопросы. Запиши свой ответ.

1.В какой природной зоне находится наш край?

__________________________________________

2.В каком году основана Вологодская область? ___________________________________________

3.Какой город считают «сестрой» г. Вологды?

___________________________________________

4.Какие города Вологодской области ты знаешь? ___________________________________

___________________________________________

5.Какие водоемы нашего края ты знаешь?

реки: _______________________________________

озера: ______________________________________

6.Какие растения растут в нашем крае?

деревья: ___________________________________

кусты: _____________________________________

цветы: _____________________________________

ягоды: _____________________________________

7.Какие животные встречаются в нашем крае?

звери:______________________________________

птицы:_____________________________________

рыбы:______________________________________

насекомые: _________________________________

____________________________________________

8.Составь цепь питания лесной зоны:

____________________________________________

9.Какие растения и животные Вологодского края занесены в Красную книгу России? ____________________________________________

____________________________________________

10.Какие заповедники нашего края ты знаешь?

___________________________________________

11.Какие полезные ископаемые есть в Вологод-ском крае? _________________________________

____________________________________________

12.Какие ты знашь народные промыслы своего края?______________________________________

___________________________________________

13.Напиши экологические проблемы нашего края. ______________________________________

____________________________________________

14.Составь памятку по охране природы родного края.

Памятка

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________

6.__________________________________________

Контрольная работа

по теме: «Родной край-часть великой России»

УМК «ПНШ» (4 класс)

Ф.И. ______________________________класс____

Ответь на вопросы. Запиши свой ответ.

1.В какой природной зоне находится наш край?

__________________________________________

2.В каком году основана Вологодская область? ___________________________________________

3.Какой город считают «сестрой» г. Вологды?

___________________________________________

4.Какие города Вологодской области ты знаешь? ___________________________________

___________________________________________

5.Какие водоемы нашего края ты знаешь?

реки: _______________________________________

озера: ______________________________________

6.Какие растения растут в нашем крае?

деревья: ___________________________________

кусты: _____________________________________

цветы: _____________________________________

ягоды: _____________________________________

7.Какие животные встречаются в нашем крае?

звери:______________________________________

птицы:_____________________________________

рыбы:______________________________________

насекомые: _________________________________

____________________________________________

8.Составь цепь питания лесной зоны:

____________________________________________

9.Какие растения и животные Вологодского края занесены в Красную книгу России? ____________________________________________

____________________________________________

10.Какие заповедники нашего края ты знаешь?

___________________________________________

11.Какие полезные ископаемые есть в Вологод-ском крае? _________________________________

____________________________________________

12.Какие ты знашь народные промыслы своего края?______________________________________

___________________________________________

13.Напиши экологические проблемы нашего края. ______________________________________

____________________________________________

14.Составь памятку по охране природы родного края.

Памятка

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________

6.__________________________________________

Контрольная работа

по теме: «Системы органов. Органы чувств»

УМК «ПНШ» (4 класс)

Ф.И..____________________________________________________ класс ____________

Выбери правильный ответ «V» или допиши свой.

1.Сколько в организме человека систем органов?

— 3 — 5 — 2 — 6

2. Сколько у человека органов чувств?

— 3 — 5 — 2 — 6

3.Соедини соответствующую систему органов с её функцией.

а) Пищеварительная система Выводит вредные продукты жизнедеятельности

б) Дыхательная система Обеспечивает движение крови в организме

в) Опорно- двигательная система Обеспечивает переваривание пищи

г) Нервная система Дает опору телу человека, создает движение

д) Система кровообращения Обеспечивает газообмен

е) Выделительная система Управляет деятельностью всего организма

4.Допиши главный орган чувств и его основную функцию:

а) Орган зрения — _______________ _________________________________________________

б) Орган слуха — _______________ _________________________________________________

в) Орган вкуса — _______________ _________________________________________________

г) Орган осязания — _____________ _________________________________________________

д) Орган обоняния — ____________ _________________________________________________

е) Орган равновесия — _____________ ______________________________________________________

5.Какие части скелета ты знаешь? _________________________________________________

________________________________________________________________________________

6.Мышцы бывают: ___________________________ и _________________________________

7.По артериям кровь движется от _________________ к ______________, а по венам от ________________ к ________________

8.Самый большой орган чувств — __________________

9.Напиши строение одного из органов чувств (по выбору)

_________________________________________________________________________________

10.Составь памятку по укреплению и сохранению своего здоровья.

Памятка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Контрольная работа

по теме: «Путешествие по странам мира»

УМК «ПНШ» (4 класс)

Ф.И. ______________________________класс____

Выбери правильный ответ и отметь «+»

1.Сколько всего на планете материков?

а) 5 б) 3 в) 6 г) 4

2.Какие материки ты знаешь? Напиши.

______________________________________________________________________________________

3.Сколько в мире государств?

а) >300 б) >100 в) >500 г) >200

4.Какие символы государства ты знаешь? Напиши. __________________________________ ___________________________________________ 5.Материк, который состоит из Европы и Азии

называется _____________________________.

6.Пролив, который отделяет Россию от США

называется….

а) Гибралтарский

б) Берингов

в) Гудзонов

г) Ла- Манш 7.Соедини государства и их столицы.

Токио

Великобритания Нью -Йорк

Россия Париж

США Берлин

Франция Санкт -Петербург

Япония Лондон

Германия Вашингтон

Москва

8.Великобритания по- другому называется

_______________, а США __________________ .

9. Кто управляет государством ? Соедини

США Англия Россия Япония Франция

королева президент парламент император

10. Государственный язык этих стран ……

Франция — _______________________________

Англия — ________________________________

Германия — _______________________________

Россия — ________________________________

Япония — ________________________________

США — __________________________________

11.Соедини государство и его главную

достопримечательность:

колокол Биг- Бен

Россия Эйфелева башня

Великобритания Статуя Свободы

США Красная плошадь

Франция Императорский дворец

Япония Букингемский дворец

Эрмитаж

Контрольная работа

по теме: «Путешествие по странам мира»

УМК «ПНШ» (4 класс)

Ф.И. ______________________________класс____

Выбери правильный ответ и отметь «+»

1.Сколько всего на планете материков?

а) 5 б) 3 в) 6 г) 4

2.Какие материки ты знаешь? Напиши.

______________________________________________________________________________________

3.Сколько в мире государств?

а) >300 б) >100 в) >500 г) >200

4.Какие символы государства ты знаешь? Напиши. __________________________________ ___________________________________________ 5.Материк, который состоит из Европы и Азии

называется _____________________________.

6.Пролив, который отделяет Россию от США

называется….

а) Гибралтарский

б) Берингов

в) Гудзонов

г) Ла- Манш

7.Соедини государства и их столицы.

Токио

Великобритания Нью -Йорк

Россия Париж

США Берлин

Франция Санкт -Петербург

Япония Лондон

Германия Вашингтон

Москва

8.Великобритания по- другому называется

_______________, а США __________________ .

9. Кто управляет государством ? Соедини

США Англия Россия Япония Франция

королева президент парламент император

10. Государственный язык этих стран ……

Франция — _______________________________

Англия — ________________________________

Германия — _______________________________

Россия — ________________________________

Япония — ________________________________

США — _________________________________

11.Соедини государство и его главную

достопримечательность:

колокол Биг- Бен

Россия Эйфелева башня

Великобритания Статуя Свободы

США Красная плошадь

Франция Императорский дворец

Япония Букингемский дворец

Эрмитаж

Тесты по истории Отечества для 4 класса По «ПНШ»

1.Семьи, происходящие от одного предка – это…

А) племя Б) племенной союз В) род

2.Что было основной причиной объединения племён?

А) вместе удобнее охотиться и заниматься земледелием

Б) необходимость защищать свои плодородные земли от врагов

В) родственные связи

3. Установи соответствие. Где нашли пристанище племенные союзы восточных славян?

1. Древляне

А. На берегах оз. Ильмень и р. Волхов

2. Поляне

Б. В среднем и верхнем течении р. Оки

3. Вятичи

В. В среднем течении Днепра

4. Ильменские словене и кривичи

Г. Около реки Припять

4.»Поселения славян строились, как правило, на возвышенном берегу реки. Поселения окружали земляным валом. Сверху на него ставили частокол. Такие укрепленные поселения позднее стали называться …»

А) крепость Б) град В) укрепление

5.Основой хозяйства всех племён восточных славян было…

А)земледелие Б)животноводство

В)бортничество Г) охота

6. Кто составлял основную массу городского населения?

А) земледельцы Б) ремесленники В) охотники

7. Путь «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»- это торговый путь…

А) из Балтийского моря в Черное море, а оттуда в Константинополь

Б) из Черного моря в Балтийское море

В) из Балтийского моря в Красное море

8.Через какой город проходили торговые пути в Византию?

А) Киев Б) Владимир В)Новгород

9. …..- правители городов.

А)князья Б)дружина В)сборщики дани

10.Дань –это…

А)плата деньгами или товаром, которую собирали победители с побежденных племен

Б) спор между князьями, как правило, из-за раздела земель

В)высокий забор из крепких брёвен или жердей, вбитых в землю близко друг к другу.

11. Установи соответствие

1. 1113-1125 гг.

А. Правление Святослава

2. 957-972 гг.

Б. Правление Владимира Мономаха

3. 882-912 гг.

В. Правление Олега

12.Год крещения Руси

А) 882

Б)998

В)988

Материалы для урока. Окружающий мир. 4 класс. ПНШ. «Древние славяне».

  1. Организационный момент урока № 1.

Слайд 1

Поговорим?

О всяком и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

О чём-то знаю я, а что-то вам известно.

Поговорим? –

Нам будет интересно!

  1. Знакомство с учебником. I часть.

Система обозначений в учебнике практически не изменилась и соответствует, как и в предыдущие годы, системе обозначений всего учебного комплекта: «Работа в парах», «Повтори пройденное», «Выскажи предположение» и т.д. Но отсылка к Толковому словарю дается по–другому: «Поиск слова в Толковом словаре» (звездочка синего цвета).

В учебнике есть новый раздел

«Наш мир знакомый и загадочный» (с. 149–181).

Так в предыдущие годы называлась Хрестоматия

(книга для дополнительного чтения).

В этом году Хрестоматия помещена в конце учебника.

  • Какие проблемы будут обсуждаться на заседании клуба в первом полугодии?

  • О чем вам рассказывает иллюстративный материал, с которого начинается каждая глава?

  • Какой новый раздаточный материал вы получили? Проанализируйте его.

Лист успеха.

  1. Актуализация знаний по теме «История отечества»

  • Что такое история?

  • Чему учит нас история?

  • Что из изученного раньше вам наиболее запомнилось?

  • Какие интересные книги по истории вы прочитали летом?

  1. Целеполагание.

Сегодня мы с вами начинаем работать с первым разделом учебника «История Отечества».

Материалы этого раздела познакомят нас с историей образования нашего государства и важнейшими событиями

в жизни нашей страны.

Историческое путешествие мы начнем со знакомства с жизнью древних славян.

Слайд 2

Предки современники потомки

Выставка книг

Слайды 3 – 15

Слайд 16

  • Кто были наши предки?

  • Как их называли?

  • Где они жили?

  • Откуда они пришли?

  • Какие они были?

  • В каких богов они верили?

  • Чем занимались?

Ответы на эти вопросы и есть цель двух наших уроков.

  1. Работа по теме.

Работа со словарём.

Откройте «Толковый словарь» в учебнике «Русский язык» часть 2 и выпишите определения следующих понятий.

Летопись – регулярная запись исторических событий.

Былины – русская народная героическая песня – сказание о богатырях.

Обычай – общепринятые, традиционно установившиеся правила поведения в быту (жизни).

Поверье – старинное предание, основанное на вере народа в приметы.

Работа с картой

Слайд 17

Карта Западного и Восточного полушарий

Восточного, т.к. мы живём в Восточном полушарии,

а речь пойдёт о наших предках.

Слайд 18 – 19

А особо важны для нас территории от Чёрного до Балтийского морей, по берегам полноводных рек Днепра, Оки, Западной Двины.

Бо́льшая часть Восточно-Европейской равнины.

Восточно-Европейская равнина лежит в пределах умеренного климатического пояса.

И только её северная часть заходит в холодный пояс. Здесь достаточно влажно. Особенно много влаги на северо-западе равнины, поэтому здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон, Двина.

В древности, большую часть Европы и значительные пространства Азии населяли многочисленные племена индоевропейцев. Первоначально они говорили на одном языке, имели много общего в обычаях, образе жизни и облике. Эти племена были весьма подвижны, постоянно передвигались с одного места на другое, осваивали новые земли.  Через какое-то время отдельные группы индоевропейцев стали обособляться. Ранее общий язык распался на ряд отдельных. Около четырёх тысяч лет назад из общей группы индоевропейцев выделились балто-славянские племена. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Примерно в V веке до новой эры появились отдельные славянские племена.  Они освоили территории от среднего течения Днепра до Одера. От Карпатских гор до Припяти. 

В V веке новой эры славяне расселились на территории от Балтийского до Чёрного моря. На севере они дошли до Волги. На Юге – до Греции. 

В ходе этого передвижения славяне разделились на три группы: южную – сербы, болгары, хорваты; западную – современные поляки, чехи и словаки и восточную – предки русских, белорусов, украинцев.

К VIVIII векам славяне восточной группы заселили большую часть Восточно-Европейской равнины. Здесь проживало от 12 до 15 крупных восточнославянских союзов племён.

Мы с вами тоже славяне, и сегодня мы познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы и белорусы.

Из исторических источников.

Работа с историческим источником

Слайды 20 – 21

Важнейшим историческим источником для нас является «По́весть временны́х лет» (др.-рус. Повѣсть врємѧнныхъ лѣтъ, также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») – наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.

Название своду дало начало первой фразы: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля…»

Историческую достоверность летописи многие специалисты сейчас ставят под сомнение…

Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы.

Первую редакцию Повести временных лет Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110 – 1112 годах. 

Читаем отрывок в Листе успеха.

Славяне жили племенами, где селились, почему племена так назывались.

Работа с картой. Стр. 10

Найдите в «Толковом словаре» учебника «Окружающий мир» определение слова племя.

Племя – объединение людей, связанных родственными отношениями.

Вписываем в табличку.

Слайд 22

Род – племя – племенные союзы (объединения)

Проверьте свои предположения, прочитав первые два абзаца на с. 9.

Работа с классификацией.

Составим таблицу, показывающую, как жили древние славяне.

Воспользуемся информацией на стр. 9 (4 и 5 абзац).

«Жизнь древних славян»

Особенности

Расположение

Древляне – около реки Припять (Приток Днепра), Поляне – в среднем течении Днепра, Вятичи – в среднем и верхнем течении Оки, Ильменские Словене и Кневичи – на берегах озера Ильмень и реки Волхов.

Постройки

Земледелие

Животноводство

Собирательство

Религия

Работа в паре.

Расскажите с соседом друг другу:

Особенности

Расположение

Древляне – около реки Припять (Приток Днепра), Поляне – в среднем течении Днепра, Вятичи – в среднем и верхнем течении Оки, Ильменские Словене и Кневичи – на берегах озера Ильмень и реки Волхов.

Постройки

Все постройки и дома были из дерева. В южных, степных районах жили в полуземлянках с земляными полами. На севере, в лесной зоне, дома были наземными, из бревен с деревянным полом.

Земледелие

Славяне сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес. Выращивали овощные культуры – репу, редьку, лук, чеснок, капусту, свеклу.

Животноводство

Славяне разводили лошадей, волов, коров, свиней, коз, овец и птицу.

Собирательство

Сбор меда диких лесных пчел, трав, грибов, плодов и ягод.

Религия

  1. Домашнее задание после 1 урока:

  1. Изучить материал учебника по теме «Древние славяне».

  2. Подумай, какой наказ восточные славяне, жившие в VIII – IX веках, могли бы оставить нам – своим потомкам.

  3. Вспомнить о своих путешествиях: где в Нижегородской области сохранились признаки поселений древних славян.

  4. По желанию – разыграть сценку (две девочки).

  1. Подведение итогов 1 урока.

  1. Организационный момент урока № 2.

  1. Актуализация знаний.

Слайды 23 – 24

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.

Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями.

Охота – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.

Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду.

Земледелие было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок лемма. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли.

– Как вы думаете, почему?

Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной. Хлеб называли «жито» – от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До наших времен сохранились пословицы:

Хлеб – всему голова.

Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать.

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.

Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – «дупло дерева», где жили дикие пчелы).

Так же занимались славяне строительством.

Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Сценка

Мать (уходя на работу, выставляет на стол продукты):

Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей.

Дочь: Мам, зачем ты оставляешь всё это, мы ведь уходим на сенокос надолго.

Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответила древняя славянка своей дочери.

Мать: Авось, какой-нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет.

Древние славяне славились своей щедростью.

В воинских сражениях они, как правило, проявляли смелость.

Их победы часто объяснялись сообразительностью воинов.

Слайд 26

Я приведу вам несколько примеров находчивости славянских воинов.

Славяне решили захватить сильно укреплённый византийский город Топер. Большая часть войска приблизилась к городу скрытно и затаилась в окрестностях. Небольшой же отряд подошёл к воротам и начал осыпать стрелами стражу. Гарнизон крепости, надеясь легко победить, выступил из ворот, а отряд стал отходить, увлекая за собой неприятеля. Бывшие в засаде воины отрезали гарнизон от крепости, уничтожили его; затем славяне без особого труда взяли город.

Славянские воины умели внезапно исчезать и внезапно появляться перед врагом. Дыша через камышовые трубки, они подолгу скрывались под водой в озёрах и реках.

На врага, отдыхавшего в лесах, славяне выпускали голодных пчёл из колод. Когда неприятель приходил в замешательство, в бой вступали воины с мечами.

От других народов славян отличали физическая сила и терпеливость.

Но больше всего славяне любили свободу.

Слайд 27 – 28

Слайд 29

Вера древних славян

Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.

Сварог. Бог неба («сваро» – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.

Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.

Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.

Макошь. Одни из самых главных богинь восточных славян, «ма»-мать, «кошь»-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы.

Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае.

Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа. Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.

Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом.

Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки.

Кикимора домашняя досаждает жильцам дома, портит их вещи, мешает спать, пугает по ночам.

Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку.

Заполняем таблицу.

Особенности

Расположение

Древляне – около реки Припять (Приток Днепра), Поляне – в среднем течении Днепра, Вятичи – в среднем и верхнем течении Оки, Ильменские Словене и Кривичи – на берегах озера Ильмень и реки Волхов.

Постройки

Все постройки и дома были из дерева. В южных, степных районах жили в полуземлянках с земляными полами. На севере, в лесной зоне, дома были наземными, из бревен с деревянным полом.

Земледелие

Славяне сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес. Выращивали овощные культуры – репу, редьку, лук, чеснок, капусту, свеклу.

Животноводство

Славяне разводили лошадей, волов, коров, свиней, коз, овец и птицу.

Собирательство

Сбор меда диких лесных пчел, трав, грибов, плодов и ягод.

Религия

Славяне поклонялись различным богам природы. Воздвигали их идолов, которым приносили жертвы животных. Главными богами были Перун, Велес, Мокошь, Стрибог.

  1. Проверочная работа.

Определи название занятия и продукта деятельности, соедини их стрелками.

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) семьями; б) в одиночку; в) племенами.

3. Свои дома славяне строили:

а) из камня; б) из кирпича; в) из столбов деревьев.

4. Посуду древние славяне делали из:

а) глины; б) металла; в) дерева.

5. Праздник Ивана Купалы:

а) в честь воды; б) в честь Солнца; в) в честь Земли.

  1. Домашнее задание.

  1. ТПО, з. 1 – 4.

  2. Найти интересные факты о жизни древних славян, о которых мы не рассказывали.

  1. Подведение итогов.

Наказ от восточных славян Славяне – «славящиеся», прославившиеся своими подвигами:

  1. Прославляй свою страну хорошими поступками и делами.

  2. Будь честный: не воруй и не обмани.

  3. Поступай без коварства и зла.

  4. Соблюдай целомудрие.

  5. Проявляй мужественность и настойчивость во благо семьи, страны.

Слайд 30

Современное историческое движение «Реставраторы».

Слайд 31

  1. Рефлексия. «Чур меня!». Лист успеха.

Примеры обобщения

В повседневном языке обобщение определяется как широкое утверждение или идея, которая применяется к группе людей или вещей. Часто обобщения не совсем верны, потому что обычно есть примеры отдельных лиц или ситуаций, к которым обобщение неприменимо. В этом отношении обобщения могут быть похожи на стереотипы в том смысле, что они иногда оскорбительны.

  • Все родители стараются усложнить жизнь своим детям.

  • Каждый продавец лжет, чтобы заработать больше денег на продаже.

  • Домашнее задание очень легко.

  • Домашнее задание очень сложно.

  • В Соединенных Штатах холоднее, чем в Европе.

  • Все женщины хотят иметь большие семьи.

  • Все мужчины боятся обязательств.

  • Лучший способ найти новых друзей — это просто начать разговаривать с людьми.

  • На самом деле никто не верит, что Земля плоская.

  • Большинство политиков жадны и склонны к манипуляциям.

  • Ни один американец не считает, что пребывание в Ираке — лучшее решение.

  • Кошки злее собак.

  • Собаки умнее кошек.

  • Большинство людей находят церковь скучной.

  • Всем нравится немного азарта и разнообразия в своей жизни.

  • Только дурак поверит тому, что говорится в рекламе.

  • Научиться водить машину несложно.

  • Колледж — единственный способ получить надлежащее образование.

  • Каждый, кто учится в колледже, является элитарным.

  • Богатые люди жадные.

  • Бедные люди ленивы.

  • Мужчины не любят ходить по магазинам.

  • В наши дни все циники.

  • Никто не смог бы преодолеть марафон без соответствующей подготовки.

  • Детям невозможно оценить искусство.

  • Детей нужно видеть, а не слышать.

  • Если вы верите, что можете это сделать, вы всегда добьетесь успеха.

  • Успех достигается благодаря удаче.

  • Джентльмены с таким воспитанием заслуживают доверия.

  • Никто не рождается злым.

  • Все любят походы в тематический парк летом.

  • Полицейские коррумпированы.

  • Полицейские — герои.

  • Девочки не любят играть с машинами, как мальчики.

  • Мальчикам не нравится играть в куклы, как девочкам.

  • Единственный способ выучить другой язык — это посетить страну, в которой на нем говорят.

  • Никогда не стоит пить кофе после полудня.

  • Чтобы быть автором, вам необходимо иметь большой словарный запас.

  • Только мертвая рыба плывет по течению.

  • У всех преступников неблагополучное прошлое.

  • Все преступники могут быть реабилитированы.

  • Никто на самом деле не думает, что миру наступит конец.

  • Все любят драму.

  • Фотографы не могут заработать много денег в этой экономике.

  • Продолжительная поездка на работу снижает продуктивность человека.

  • Готовить несложно; все, что вам нужно, это правильные ингредиенты.

  • Кто угодно может научиться готовить, если только попробует.

  • Всем нравится доставка цветов и коробка шоколадных конфет.

  • Все женщины хотят, чтобы мужчины были романтичными.

  • Ваша семья всегда будет рядом.

  • Друзья — это люди, которые никогда не подведут вас, несмотря ни на что.

  • Все мужчины хотят одного и того же — денег, власти и славы.

  • Футболисты — заносчивые, задиристые люди.

  • Все ботаники вырастут и станут богатыми.

  • Красивые люди всегда заносчивы.

  • Люди с избыточным весом всегда переедают.

  • Клиент всегда прав.

  • Это лишь некоторые из множества существующих обобщений. Как видите, обобщение — это утверждение, которое часто верно, но не во всех случаях полностью. В следующий раз, когда вы обнаружите, что делаете слишком широкое заявление о теме или группе людей, остановитесь и подумайте, делаете ли вы обобщение самостоятельно и уверены ли вы, что это то, что вы хотите сделать.

    .

    национализма | Определение, история и факты

    Национализм , идеология, основанная на предпосылке, что лояльность и преданность индивида национальному государству превосходят интересы других индивидов или групп.

    Популярные вопросы

    Что такое национализм?

    Национализм — это идеология, которая подчеркивает лояльность, преданность или преданность нации или национальному государству и считает, что такие обязательства перевешивают интересы других лиц или групп.

    В чем разница между нацией и государством?

    Нация — это группа людей с общим языком, историей, культурой и (обычно) географической территорией.Государство — это объединение людей, для которого характерны официальные институты управления, включая законы; постоянные территориальные границы; и суверенитет (политическая независимость). Государство может включать одну или несколько наций (как это делали Римская империя и Австро-Венгрия), и нация может быть представлена ​​(или управляться) в одном или нескольких (обычно смежных) государствах, как в раннем современном княжестве Германии. Государство, состоящее из одной нации или управляемое ею, часто называют национальным государством.

    Что такое националистическое движение?

    Националистическое движение может быть политическим, культурным или и тем, и другим.Политическое националистическое движение — это политическая, а иногда и военная борьба национальной группы за государственность или за некоторую степень независимости или автономии в рамках более крупного политического объединения, такого как другое государство или империя. Это также может быть борьба национальной группы внутри ее собственного национального государства за более широкие права для своих членов, или это может быть (реакционная) борьба такой национальной группы против более широких прав групп меньшинств. Культурное националистическое движение, которое исторически часто предшествует политическому движению, представляет собой попытку заново открыть, сохранить, изучить или возродить язык или культурные традиции нации.

    Когда впервые возникли националистические движения?

    Хотя пуританская революция 17-го века в Англии была вдохновлена ​​националистическими настроениями, значительные националистические движения обычно не возникали до конца 18-го века. Американская и французская революции (1775–83 и 1787–99 соответственно) были выражением политического национализма. Позже националистические движения вдохновили революции 1848 года на европейском континенте, создание единого итальянского государства в 1861 году и формирование новых национальных государств в Центральной и Восточной Европе после Первой мировой войны.

    Какие современные националистические движения?

    В этой статье рассматриваются истоки и история национализма до 1980-х годов. Для более поздних событий в истории национализма, см. Международные отношения 20 века; Европейский Союз; и евроскептицизм.

    Современная природа национализма

    Национализм — это современное движение. На протяжении всей истории люди были привязаны к своей родной земле, традициям своих родителей и установленным территориальным властям, но только в конце 18 века национализм стал общепризнанным настроением, формирующим общественную и частную жизнь и один из величайших, если не величайших, определяющих факторов современной истории.Из-за его динамической жизнеспособности и всепроникающего характера национализм часто считается очень старым; иногда его ошибочно считают постоянным фактором политического поведения. Собственно, американскую и французскую революции можно рассматривать как первые мощные ее проявления. После проникновения в новые страны Латинской Америки, он распространился в начале 19 века в Центральную Европу, а оттуда к середине века в Восточную и Юго-Восточную Европу. В начале 20 века национализм процветал в Азии и Африке.Таким образом, XIX век был назван веком национализма в Европе, в то время как XX век стал свидетелем подъема и борьбы мощных национальных движений по всей Азии и Африке.

    Идентификация государства и народа

    Национализм, переведенный в мировую политику, подразумевает отождествление государства или нации с народом — или, по крайней мере, желательность определения степени государства в соответствии с этнографическими принципами. В эпоху национализма, но только в эпоху национализма, был общепризнан принцип, согласно которому каждая национальность должна образовывать государство — свое государство, и что государство должно включать всех членов этой национальности.Ранее государства или территории под одной администрацией не разграничивались по национальному признаку. Люди выражали свою лояльность не национальному государству, а другим, различным формам политической организации: городу-государству, феодальному феодалу и его владыке, династическому государству, религиозной группе или секте. Национальное государство не существовало на протяжении большей части истории, и очень долгое время оно даже не считалось идеалом. В первые 15 веков нашей эры идеалом было универсальное мировое государство, а не лояльность какому-либо отдельному политическому образованию.Римская империя подала великий пример, который сохранился не только в Священной Римской империи средневековья, но и в концепции res publica christiana («христианская республика» или сообщество) и в ее более поздней секуляризованной форме единая мировая цивилизация.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
    Подпишитесь сегодня

    Поскольку до эпохи национализма политическая принадлежность не определялась национальностью, то и цивилизация не считалась определяемой на национальном уровне.В средние века цивилизация рассматривалась как определенная религиозно; для всех различных национальностей христианского мира, а также для представителей ислама существовала только одна цивилизация — христианская или мусульманская — и только один язык культуры — латинский (или греческий) или арабский (или персидский). Позже, в периоды Возрождения и классицизма, именно древнегреческая и римская цивилизации стали универсальной нормой, действующей для всех народов и во все времена. Еще позже французская цивилизация была принята во всей Европе как действующая цивилизация для образованных людей всех национальностей.Только в конце XVIII века впервые цивилизация стала определяться национальностью. Именно тогда был выдвинут принцип, согласно которому люди могут получать образование только на их родном языке, а не на языках других цивилизаций и других времен, будь то классические языки или литературные творения других народов, достигших высокой степени образования. цивилизации.

    Культурный национализм

    С конца 18 века национализация образования и общественной жизни шла рука об руку с национализацией государств и политической лояльностью.Поэты и ученые первыми начали делать упор на культурный национализм. Они реформировали родной язык, возвысили его в ранг литературного и глубоко погрузились в национальное прошлое. Таким образом, они подготовили основы для политических претензий на национальную государственность, которые вскоре будут выдвинуты людьми, в которых они зажгли дух.

    До 18 века были свидетельства национального чувства среди определенных групп в определенные периоды, особенно во времена стресса и конфликтов.Подъем национального чувства к важному политическому значению был вызван рядом сложных событий: создание больших централизованных государств, управляемых абсолютными монархами, разрушившими старые феодальные привязанности; секуляризация жизни и образования, которая способствовала развитию местных языков и ослабила связи церкви и секты; рост торговли, который требовал более крупных территориальных единиц, чтобы дать простор динамичному духу растущего среднего класса и его капиталистической предприимчивости.Это большое единое территориальное государство с его политической и экономической централизацией в 18 веке прониклось новым духом — эмоциональным пылом, подобным тому, который испытывали религиозные движения в более ранние периоды. Под влиянием новых теорий суверенитета народа и прав личности народ сменил короля в качестве центра нации. Король больше не был нацией или государством; государство стало народным государством, национальным государством, отеем или родиной.Государство стало отождествляться с нацией, как цивилизация отождествлялась с национальной цивилизацией.

    Это развитие противоречило концепциям, доминировавшим в политической мысли предшествующие 2000 лет. До сих пор всеобщее внимание уделялось общему и универсальному, и единство считалось желанной целью. Национализм подчеркивал особенности и ограниченность, различия и национальные особенности. Эти тенденции усилились по мере развития национализма.Его менее привлекательные характеристики сначала не были очевидны. В XVII и XVIII веках общие стандарты западной цивилизации, уважение к универсальному человеческому, вера в разум (везде один и тот же), а также в здравый смысл, выживание христианских и стоических традиций — все это было все еще слишком силен, чтобы позволить национализму полностью развиться и разрушить общество. Таким образом, национализм в самом начале считался совместимым с космополитическими убеждениями и общей любовью к человечеству, особенно в Западной Европе и Северной Америке.

    История национализма до 1980-х годов

    .

    апартеид | Определение, факты, начало и конец

    Политика апартеида (африкаанс: «обособленность»), которая регулировала отношения между белым меньшинством и небелым большинством в Южной Африке и санкционировала расовую сегрегацию и политическую и экономическую дискриминацию в отношении небелых. Внедрение апартеида, которое с 1960-х годов часто называют «раздельным развитием», стало возможным благодаря Закону о регистрации населения 1950 года, который классифицировал всех южноафриканцев как банту (все чернокожие африканцы), цветных (представители смешанной расы) или белых. ,Позднее была добавлена ​​четвертая категория — азиатская (индийская и пакистанская).

    Пляж в Южной Африке в эпоху апартеида Знак на пляже в Дурбане, Южная Африка, в 1989 году, в эпоху апартеида. Он ограничивает использование пляжа «членами группы белой расы» в соответствии с законами Южной Африки о расовой сегрегации того времени. Законодательный апартеид закончился в начале 1990-х годов. Guinnog (cc-by-sa-3.0)

    Популярные вопросы

    Что такое апартеид?

    Апартеид (африкаанс: «обособленность») — это название политики, которая регулировала отношения между белым меньшинством и небелым большинством в Южной Африке в 20 веке.Хотя расовая сегрегация там практиковалась уже давно, название апартеида впервые было использовано примерно в 1948 году для описания политики расовой сегрегации, проводимой правительством белого меньшинства. Апартеид диктовал, где южноафриканцы, исходя из их расы, могли жить и работать, какое образование они могли получить и могли ли они голосовать. События начала 1990-х годов ознаменовали конец законодательно закрепленного апартеида, но социально-экономические последствия остались глубоко укоренившимися.

    Когда начался апартеид?

    Расовая сегрегация давно существовала в Южной Африке, управляемой белым меньшинством, но эта практика была расширена при правительстве, возглавляемом Национальной партией (1948–94), и партия назвала свою политику расовой сегрегации апартеидом (африкаанс: «обособленность»). «).Закон о регистрации населения 1950 года классифицировал южноафриканцев как банту (чернокожие африканцы), цветные (представители смешанной расы) или белые; Позднее была добавлена ​​азиатская (индийская и пакистанская) категория. Другие акты апартеида диктовали, где южноафриканцы, исходя из их расовой принадлежности, могли жить и работать, тип образования, который они могли получить, могли ли они голосовать, с кем они могли общаться и какие отдельные общественные объекты они могли использовать.

    Как закончился апартеид?

    Под управлением президента ЮАР Ф.В. де Клерка, закон, поддерживающий апартеид, был отменен в начале 1990-х, а новая конституция — конституция, предоставившая права чернокожим и другим расовым группам — была принята в 1993 году. Всенародные национальные выборы, проведенные в 1994 году, привели к формированию правительства черного большинства во главе с видный активист против апартеида Нельсон Мандела из партии Африканский национальный конгресс. Хотя эти события ознаменовали конец законодательно закрепленного апартеида, социальные и экономические последствия апартеида по-прежнему глубоко укоренились в южноафриканском обществе.

    Что такое эпоха апартеида в истории Южной Африки?

    Эпоха апартеида в истории Южной Африки относится к тому времени, когда Национальная партия возглавляла правительство белого меньшинства страны, с 1948 по 1994 год. Апартеид (африкаанс: «обособленность») — это название, которое партия дала своей расовой сегрегации. политика, основанная на истории расовой сегрегации страны между правящим белым меньшинством и небелым большинством. В течение этого времени политика апартеида определяла, где южноафриканцы, исходя из их расы, могли жить и работать, тип образования, который они могли получить, могли ли они голосовать, с кем они могли общаться и какие отдельные общественные объекты они могли использовать. ,

    Расовая сегрегация, разрешенная законом, широко практиковалась в Южной Африке до 1948 года, но Национальная партия, занявшая свой пост в том же году, расширила эту политику и дала ей название апартеид . В соответствии с Законом о групповых территориях 1950 года в городских районах были созданы жилые и коммерческие секции для каждой расы, а представителям других рас было запрещено жить, вести бизнес или владеть землей в них. На практике этот и два других закона (1954, 1955), которые стали называться Земельными законами, завершили процесс, начатый аналогичными земельными законами, принятыми в 1913 и 1936 годах; Конечным результатом было выделение более 80 процентов земель Южной Африки для белого меньшинства.Чтобы усилить сегрегацию рас и предотвратить вторжение черных в районы проживания белых, правительство усилило существующие законы о пропусках, которые требовали от небелых иметь документы, разрешающие их присутствие в зонах ограниченного доступа. Другие законы запрещали большинство социальных контактов между расами, разрешали отдельные общественные учреждения, устанавливали отдельные образовательные стандарты, ограничивали каждую расу определенными видами работ, сокращали профсоюзы цветных и запрещали участие небелых (через белых представителей) в национальном правительстве.

    Знак эпохи апартеида Знак эпохи апартеида, часть выставки в Музее апартеида, Йоханнесбург, Южная Африка. © Dendenal81 / Getty Images

    В соответствии с Законом об органах власти банту 1951 года правительство восстановило племенные организации чернокожих африканцев, а в соответствии с Законом о поощрении самоуправления банту 1959 года было создано 10 африканских хоумлендов, или бантустан. В соответствии с Законом о гражданстве хоумлендов банту 1970 года каждый чернокожий южноафриканец, независимо от фактического проживания, стал гражданином одного из бантустанов, тем самым исключив чернокожих из политического тела Южной Африки.Четырем бантустанам была предоставлена ​​независимость как республики, а у остальных была разная степень самоуправления; но все оставались зависимыми, как политически, так и экономически, от Южной Африки. Однако зависимость южноафриканской экономики от небелой рабочей силы мешала правительству проводить политику раздельного развития.

    Бантустан Территория бантустана (также известная как черная родина или черные государства) в Южной Африке в эпоху апартеида. Encyclopædia Britannica, Inc. Изучите историю апартеида в Кейптауне и тюремное заключение повстанцев на острове Роббен, в первую очередь Нельсона Манделу Узнайте об истории апартеида в Кейптауне, Южная Африка, и близлежащем острове Роббен, где ряд чернокожих активистов, в первую очередь Нельсон Мандела, были заключены в тюрьму. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц Посмотреть все видеоролики к этой статье

    Хотя правительство имело власть подавлять практически любую критику своей политики, в Южной Африке всегда существовала некоторая оппозиция апартеиду.Группы чернокожих африканцев при поддержке некоторых белых проводили демонстрации и забастовки, и было много случаев насильственных протестов и саботажа. Одна из первых и самых жестоких демонстраций против апартеида прошла в Шарпевиле 21 марта 1960 года; В ответ на действия протестующих полиция открыла огонь, в результате чего было убито 69 чернокожих африканцев и многие получили ранения. Попытка обеспечить соблюдение языковых требований африкаанс для чернокожих африканских студентов привела к беспорядкам в Соуэто в 1976 году.Некоторые белые политики призвали к ослаблению незначительных ограничений, именуемых «мелким апартеидом», или к установлению расового равенства.

    апартеид: последствия смертоносной демонстрации в Шарпевилле Уход за ранеными после того, как полиция открыла огонь на демонстрации против апартеида в Шарпевилле, Южная Африка, 1960. Central Press / Hulton Archive / Getty Images
    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
    Подпишитесь сегодня

    Апартеид также получил международное осуждение.Южная Африка была вынуждена выйти из Содружества в 1961 году, когда стало очевидно, что другие страны-члены не примут ее расовую политику. В 1985 году и Великобритания, и США ввели избирательные экономические санкции против Южной Африки. В ответ на это и другие давления правительство Южной Африки отменило законы о пропусках в 1986 году, хотя чернокожим по-прежнему запрещалось проживать в определенных для белых районах, а полиции были предоставлены широкие чрезвычайные полномочия.

    Однако при более фундаментальном изменении политики правительство президента ЮАР Ф.В. де Клерк в 1990–91 отменил большую часть социального законодательства, которое обеспечивало правовую основу апартеида, включая Закон о регистрации населения. Тем не менее систематическая расовая сегрегация оставалась глубоко укоренившейся в южноафриканском обществе и продолжалась де-факто. Новая конституция, предоставившая права чернокожим и другим расовым группам, была принята в 1993 году и вступила в силу в 1994 году. Всенародные национальные выборы, также состоявшиеся в 1994 году, привели к созданию коалиционного правительства с черным большинством во главе с активистом против апартеида Нельсоном Манделой, первым чернокожим президентом страны. ,Эти события ознаменовали конец законодательно закрепленного апартеида, хотя и не его укоренившихся социальных и экономических последствий.

    .

    История кельтов | Живая наука

    «Кельты» — это народ, процветавший как в древности, так и в наши дни. Сегодня этот термин часто относится к культурам, языкам и людям, которые проживают в Шотландии, Ирландии, других частях Британских островов и Бретани во Франции.

    «Сегодня сохранились шесть кельтских языков — гэльская группа, состоящая из ирландцев, шотландцев, гэльских и мэнских, и британская группа, состоящая из валлийских, бретонских и корнуоллских языков», — писал покойный профессор Дайти Охогейн в своей книге «Кельты: история» (The Celts: A History) Collins Press, 2002).Он отмечает, что острова Мэн и Корниш изначально вымерли, но теперь возродились.

    Отношения между современными кельтами и их древними предками — спорный вопрос, по которому ученые расходятся во мнениях. Языки меняются со временем, и люди перемещаются, и насколько современные кельтские народы, язык и культуры связаны с древними кельтами, остается открытым вопросом.

    Тем не менее, кельты, древние и современные, подарили человечеству фантастическое искусство, культуру и рассказы о боевых искусствах.

    Древние кельты

    Кельты впервые упоминаются в текстах около 2500 лет назад. Однако многие из древних источников были написаны греками, римлянами и другими некельтами.

    Свидетельства указывают на то, что кельты были рассредоточены по обширной территории континентальной Европы. Они жили так далеко на востоке, как современная Турция, и даже служили наемниками египетской царице Клеопатре. Они никогда не были политически объединены как единый народ, а состояли из разных групп, включая галлов (из Франции) и кельтиберов (базирующихся в Иберии).

    Они говорили на разных языках, и, фактически, «учитывая размер языковой области, маловероятно, что все люди, идентифицированные греками и римлянами как кельты, могли бы общаться друг с другом на одном языке», пишет Феликс Мюллер из Исторического музея в Берне в своей книге «Искусство кельтов: 700 г. до н. э. до 700 г. н.э. »(Исторический музей Берна, 2009).

    Он отмечает, что идентификация определенных произведений искусства как «кельтских» также может быть сложной задачей.Но если мы посмотрим на искусство из областей, где, как говорили, процветали кельты, мы можем увидеть некоторые из чудес, которые они создали. Например, более 2500 лет назад в кургане в Инсе на западе Швейцарии они оставили после себя золотой предмет в форме глобуса, менее дюйма в диаметре, который был «украшен примерно 3600 гранулами», что является примером невероятно сложные изделия из золота, которые могли производить кельты.

    Древние писатели, как правило, обсуждали не художественные достижения кельтов, а их репутацию жестоких воинов.Галлам удалось разграбить Рим в 390 г. до н. Э. Позже в том же столетии, когда Александр Великий вел кампанию, он принял отряд кельтов.

    «Царь любезно принял их и спросил их, когда пили, чего они боялись больше всего, думая, что они скажут сам, но они ответили, что никого не боятся, кроме как для того, чтобы Небеса могли упасть на них», — писал греческий писатель Страбон, живший ок. 64 г. до н. Э. — 24 г. от Р. Х. (перевод через цифровую библиотеку Персея).

    Сражаетесь в баффе?

    Говорили, что некоторые кельты полностью раздевались перед битвой; что-то предназначенное для психологического воздействия на их врагов.

    «Очень устрашающими были также внешний вид и жесты обнаженных воинов впереди, все в расцвете сил, с хорошо сложенными людьми, и все в ведущих отрядах, богато украшенных золотыми кольцами и браслетами», — писал Полибий (200 -118 до н.э.), в рассказе о битве, в которой они сражались против римлян. (Перевод с веб-сайта Пенелопы Чикагского университета)

    Возможно, не случайно, древние источники также говорят, что кельты терпеть не могли лишний вес и имели за это наказание.Страбон, цитируя другого писателя по имени Эфор, писал, что «они стараются не толстеть и не пузаться, и любой молодой человек, который превышает стандартную длину пояса, подлежит наказанию».

    Вид на археологические раскопки Кастро-де-Виладонга в Кастро-де-Рей, недалеко от Луго, Испания. (Изображение предоставлено Министерством культуры, Испания)

    Кельтская религия

    В то время как кельты в конечном итоге будут обращены в христианство вместе с большей частью Римской империи (со временем римляне завоюют многие из их земель), древние источники дают намек на религиозные верования кельты.

    Поэма Лукана (39–65 гг. Н. Э.) Описывает рощу, которая была священной для кельтов. Это, наряду с другими источниками, предполагает, что человеческие жертвоприношения практиковались.

    «Там стояла роща, которую с древнейших времен ни одна рука человека не осмеливалась нарушать; скрытые от солнца… »

    « Никаких лесных нимф Здесь не нашлось пристанища, ни Пана, но диких обрядов И варварского поклонения, ужасных жертвенников На массивных камнях вознесенных; свято кровью Людей было каждое дерево… »

    Кельты интересовались друидизмом.Роберт Вишневски из Варшавского университета отмечает в статье, опубликованной в журнале Palemedes, что в 43 г. н.э. Помпоний Мела писал о галлах следующим образом:

    «И все же у них есть как собственное красноречие, так и свои собственные учителя мудрости, друиды. , Эти люди утверждают, что знают размер и форму Земли и Вселенной, движения неба и звезд, а также то, что намереваются боги… », — писал он. «Одна из заповедей, которой они учат — очевидно, чтобы сделать их лучше для войны — [стала] общеизвестной, а именно, что их души вечны и есть вторая жизнь для мертвых.(Перевод Э.Ф. Ромера)

    Никаких кельтов в древней Британии !?

    Примечательно, что ряд ученых теперь полагают, что древние кельты не жили в Британии, а были ограничены европейским континентом, а поселения находились на востоке от Турции.

    Джон Коллис, профессор археологии из Университета Шеффилда, указывает в своей книге «Кельты: происхождение, мифы и изобретения» (Tempus, 2004), что древние писатели относятся к кельтам, живущим в континентальной Европе, но не на Британских островах. ,Он отмечает, что Страбон на самом деле «отличал бриттов от кельтов».

    Он пишет, что такие термины, как кельт и галл, «никогда не использовались для жителей Британских островов, за исключением самого общего значения для всех жителей Западной Европы, включая неиндоевропейских носителей, таких как баски».

    Его анализ подтверждается профессором Университета Лестера Саймоном Джеймсом, который говорит, что «многие люди поражены, обнаружив, что, хотя они« знают », что Британия в доримские времена была населена древними кельтами, большинство британских специалистов по железному веку отказались от этой идеи. десятилетия назад », — пишет он в обзоре книги Коллиса, опубликованной в журнале British Archeology в 2004 году.

    «Вопрос не в том, почему так много британских (и ирландских) археологов отказались от представления о древних островных кельтах, а в том, как и почему мы вообще пришли к выводу, что они вообще когда-либо существовали? Идея современная; древние островитяне никогда не называли себя кельтами — имя, зарезервированное для некоторых континентальных соседей ».

    Кельтов в Турции?

    Тем не менее, хотя ученые отвергают идею о кельтах в древней Британии, они находят доказательства процветания кельтов в Турции.

    «В 278 г. до н. Э. Царь Вифинии Никомед I приветствовал в качестве союзников 20 000 европейских кельтов, ветеранов, успешно вторгшихся в Македонию двумя годами ранее. Эти воины, которые называли себя галатайцами, вошли в северо-западную Анатолию с 2 000 багажных вагонов и 10 000 мирных жителей: поставщиков продовольствия и торговцев, а также жен и детей », — пишут исследователи Иеремия Дандой, Пейдж Селински и Мэри Войт в статье журнала« Археология »за 2002 год.

    При раскопках в Гордионе, Турция, они обнаружили свидетельства культурных обычаев, которые они интерпретируют как кельтские.Они обнаружили «леденящие кровь свидетельства удушения, обезглавливания и причудливого расположения костей человека и животных». Такая практика хорошо известна из кельтских поселений в Европе и теперь задокументирована и у анатолийских кельтов ».

    — Оуэн Джарус

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.