Методика опосредованного запоминания: Методика «Опосредованное запоминание «

Содержание

Методика «Опосредованное запоминание «

 Методика «Опосредованное запоминание »  

Источники:

1. Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию»: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. — М.: Новая школа, 1998 г. — 144 с.  

2. Альманах психологических тестов. — М.: «КСП, 1996 г. — 400 с.»

(В основу этого исследования положены методики,
разработанные Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым.)

Оборудование

Два рисунка с изображением девяти знакомых предметов и пяти слов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ к методике). Картинки с изображением предметов вырезаются по линиям.

Цели исследования

Выявление понимания инструкции и сохранения её до конца эксперимента. Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления.

Процедура проведения

Перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят: «Сейчас я буду называть слова. Чтобы легче было их чапомнить и вспомнить, подбирай для каждого слова самую подходящую картинку. Например, к слову «время» подходит картинка «будильник», потому что он показывает время». Если ребенок понял инструкцию, исследование продолжается. При этом требуется, чтобы ребенок объяснял каждую установленную связь между словом и выбранной картинкой. После того как асе слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают и сторону и дают задания отвлекающего характера. Через 20 30 минут ребенку предъявляют отобранные картинки и проеме не но мнить слова, которые назывались.


Анализ результатов


Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к непривычному для пт шдинию. Им доступен смысл инструкции. Обнаруживаеся ныняжениая мыслительная активность при установлении сшпи сити с картинкой. При припоминании слов у некоторых детей могут возникнуть трудности, но не бывает неадекватнонеадекватного выполнения (называния изображенного на картинке вместо заданного слова).

Дети умственно отсталые проявляют интерес лишь к картинкам, а не к заданию, так как не понимают его смысла. Даже при большой мере помощи (экспериментатор сам подбирает к слову картинку, разъясняет связь между словом и картинкой) ребенок не понимает задания. Картинки мешают запоминанию слов. При предъявлении отобранных картинок ребенок и не пытается вспомнить слово, а просто называет, что изображено на картинке.

Дети с задержкой психического развития в указанном возрасте самостоятельно задание не выполняют. Им доступно установление смысловых связей между словом и картинкой, но они не умеют использовать картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения. Требуется специальное обучение этому приему. В ходе работы необходима постоянная организующая помощь.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Методическая разработка: Методика изучения опосредованного запоминания (метод пиктограмм)

Методика изучения опосредованного запоминания (метод пиктограмм)

Методика пиктограммы, основанная на идее Л.С. Выготского об опосредованной природе запоминания, предложена А.Р. Лурия. Данная методика позволяет выявлять индивидуально-типологические особенности детей (художественный, мыслительный тип), а также особенности функционирования системы «слово – образ».  Эти особенности проявляются в том, при помощи каких образных средств индивид осуществляет процесс запоминания, в том числе и иноязычного вербального материала. Методика может применяться как индивидуально, так и в группе. Участникам обследования выдаются чистые листы бумаги и ручки.

Инструкция: «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Перечень этот большой, и с первого предъявления его трудно запомнить. Однако для облегчения запоминания Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве узелка на память то или иное изображение, которое затем поможет Вам воспроизвести предъявленный материал. Качество рисунка не имеет никакого значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение должно соответствовать номеру предъявляемого слова». 

После предъявления инструкции учащимся зачитывают слова, очень четко и один раз, поочередно с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется го порядковый номер, который записывается учащимися, а затем уже выполняется рисунок. Воспроизведение предъявленного словесного материала может быть осуществлено спустя один час и более.

Обработка результатов. Все изображения классифицируются на пять категорий: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

К абстрактным относятся такие, которые выполнены в виде линий, по которым невозможно описать содержание.

К знаково-символическим относятся изображения в виде геометрических фигур, стрелок и т.п.

К конкретным – относятся изображения конкретных предметов (часы, автомобиль).

К сюжетным относятся изображения нескольких конкретных предметов, связанных определенным смыслом, а также изображения человека в выразительной позе или ситуации, два или несколько участников ситуации.

К метафорическим – относятся такие изображения, в которых содержится метафора, художественный вымысел, гротеск, иносказание и т.п.

Подсчитывается количество изображений, относящихся к каждому типу, а также количество правильных воспроизведений и количество ошибок воспроизведения.

На основе анализа данных выделяют три группы испытуемых:

Первая группа – лица, обладающие высокой продуктивностью памяти, сумевшие полностью и без ошибок воспроизвести предлагаемый для запоминания материал.

Вторая группа – лица, воспроизводящие предъявленный  материал полностью, однако с искажениями.

Третья группа – лица, которые воспроизводят материал не полностью, со значительными искажениями.

На основании анализа выполнения рисунков по типу используемых изображений выделяют следующие группы:

— группа А  — в эту группу входят лица, которые при выполнении пиктограмм используют преимущественно абстрактные и знаково-символические формы. Эту группу можно условно назвать «мыслители»;

— группа В  — в эту группу входят лица, у которых при выполнении пиктограмм преобладают конкретные изображения. Условно эту группу можно назвать «реалистичные»;

— группа С —  в эту группу входят лица, у которых при выполнении пиктограмм преобладают сюжетные и метафорические изображения. Условно эту группу можно назвать «художники».

Перечень слов и словосочетаний для пиктограмм.

Вариант 1.

1.Веселый праздник     9.Ядовитый вопрос   17.Богатство

2.Тяжелая работа        10.Дружба                  18.Голодный ребенок

3.Развитие                   11.Темная ночь          19.Отчаяние

4.Вкусный ужин           12.Печаль                   20.Сердитая учительница

5.Смелый поступок       13.Справедливость  21.Глухая старуха

6.Болезнь                       14.Сомнение            22.Мальчик-трус

7.Счастье                       15.Теплый ветер     23.Неизвестность

8.Разлука                        16.Обман                24.Страх

Перечни слов и словосочетаний для применения в повторных исследованиях.

Вариант 1                            Вариант 2                 Вариант 3

1.Веселый праздник          Тяжелая работа       Вкусный ужин

2.Развитие                          Разлука                    Богатство

3.Богатство                         Сомнение                 Справедливость

4.Ядовитый вопрос           Смелый поступок      Теплый ветер

5.Глухая старуха                Слепой мальчик       Девочке холодно

6.Печаль                              Болезнь                    Счастье

7.Дружба                             Война                         Ум

8.Беззубый дед                 Темная ночь               Голодный человек

9.Сердитая учительница   Мальчик-трус            Больная женщина

10 Надежда                         Страх                        Отчаяние

11.Любовь                           Зависть                     Сожаление

12.Мысль                             Власть                      Ожидание

Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева — Мегаобучалка

Методика предназначена для диагностики памяти у подростков.

Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.

Слова для запоминания:

дождь драка встреча
ответ пожар труд
горе игра собрание
сила утро сосед
театр отряд праздник

Набор карточек для опосредованного запоминания:

умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.

Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.

Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.

Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

 

Тест «Объем кратковременной памяти»

Вариант А. Цифровой материал

Ход опыта. Студентам зачитывают ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.

Числа: 439, 3 953, 42 731, 619 473, 5 917 423, 98 192 647, 382 951 746.

При проверке правильности запомнившихся цифр начисляют баллы: за каждую правильно воспроизведенную цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру — 1 штрафной балл, за перестановку места правильно воспроизведенной цифры — штраф в 0,5 балла. Определяются баллы по каждому ряду. Находится максимально высокий показатель, достигнутый студентом в любом из предъявленных рядов. Объем кратковременной памяти (ОКП) = мах (максимальному) баллу.

Вариант Б. Словесный материал

Ход опыта. Студентам зачитывают 10 слов. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Оценка правильности воспроизведения в баллах проводится так же, как в варианте А.

Сделать выводы: объем кратковременной памяти 7±2, но эти показатели могут быть повышены, если «куски информации» более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ»; например, при запоминании словесного материала слова: река, серебро, ребенок, утро — могут быть объединены в единый образ и выступать как один целостный «кусок информации».

 

Методика «Память на образы»

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.

 

Методика «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.

 

Пиктограмма

Методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования была предложена в начале 30-х годов.

Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный, греч. grapho — пишу).

Обычно испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, то есть пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (например, «веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость» и т.д.).

Особенностью инструкции является ориентация испытуемого на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использовать любые буквенные обозначения. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется.

Если при использовании варианта пиктограммы по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Таким образом, характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам.

Другой особенностью, расширяющей интерпретативную направленность методики, является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнемонические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова, С. Я. Рубинштейн, 1972). Отсюда — широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесса обобщения. (Не случайно первые исследования с применением пиктограм (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностей мышления больных психическими заболеваниями, т. к. построение пиктограммы сопряжено со значительными умственными усилиями и недоступно при интеллектуальной недостаточности).

В советской психологии методика использовалась в контексте изучения опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, 1935). Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым (1935). Испытуемым предлагали запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связи между словом и предъявляемым изображением. Вариант теста, предложенный А. Н. Леонтьевым (1930), требовал более сложной деятельности: выбора для запоминания слова картинки из предлагаемого набора. Этот вариант теста нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова, 1970; Л.В.Бондарева, 1969; Л.В.Петренко, 1976).

В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствования интерпретативной схемы методики, учитывающей разнообразные категории исследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных. Это расширяет возможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретацию результатов, является основой для стандартизации показателей, что приближает тест к современным психодиагностическим методикам.

Одной из наиболее полных схем анализа данных пиктограммы является интерпретативная схема Б. Г. Херсонского (1988). Интерпретация складывается из качественного анализа каждого образа с последующей формализованной оценкой на основе отнесения к определенному типу; оценки количественного соотношения образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных формализации (особые феномены), в том числе графических особенностей рисунка. При качественном анализе учитываются: тематика рисунка, факторы абстрактности (конкретные образы, метафорические образы, геометрические, графические и грамматические символы, индивидуально-значимые образы, формальные образы). Дополнительно рисунки оцениваются по фактору частоты (стандартные, оригинальные, повторяющиеся) и по фактору адекватности (близость образа и понятия, степень обобщенности, лаконичность изображения). К регистрируемым особым феноменам относятся: ассоциации по созвучию; сверхабстрактность символики; недифференцированные изображения; «шоковые» реакции; употребление буквенных обозначений; стереотипии; высказывания испытуемых и т.д.

Графические особенности рисунка анализируются с учетом расположения на листе бумаги, характера линий, размера, нажима и т.д. Выделяются дифференциально-диагностические критерии оценки риктограм, полученные на основании сопоставления контингентов больных и здоровых лиц. Имеются нормы, которые носят как статистический, так и описательный характер.

Валидность конструктная стандартизированной формы пиктограммы анализировалась на основе сопоставления полученных данных с тестом Роршаха, рисуночными проективными тестами, в частности вербальными методиками исследования мышления. Валидность критериальная (текущая) определялась сопоставлением результатов больных с различными психическими заболеваниями и здоровых.

Пиктограмма относится к числу наиболее широко употребляемых методик изучения познавательной сферы и личности в отечественной клинической психодиагностике.

Анализ

Методика «Опосредованное запоминание «

Методика «Опосредованное запоминание »  

Источники:

1. Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию»: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. — М.: Новая школа, 1998 г. — 144 с.  
2. Альманах психологических тестов. — М.: «КСП, 1996 г. — 400 с.»

(В основу этого исследования положены методики,
разработанные Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым.)

Оборудование
Два рисунка с изображением девяти знакомых предметов и пяти слов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ к методике). Картинки с изображением предметов вырезаются по линиям.

^
Выявление понимания инструкции и сохранения её до конца эксперимента. Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления.

^
Перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят: «Сейчас я буду называть слова. Чтобы легче было их чапомнить и вспомнить, подбирай для каждого слова самую подходящую картинку. Например, к слову «время» подходит картинка «будильник», потому что он показывает время». Если ребенок понял инструкцию, исследование продолжается. При этом требуется, чтобы ребенок объяснял каждую установленную связь между словом и выбранной картинкой. После того как асе слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают и сторону и дают задания отвлекающего характера. Через 20 30 минут ребенку предъявляют отобранные картинки и проеме не но мнить слова, которые назывались.

Анализ результатов


Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к непривычному для пт шдинию. Им доступен смысл инструкции. Обнаруживаеся ныняжениая мыслительная активность при установлении сшпи сити с картинкой. При припоминании слов у некоторых детей могут возникнуть трудности, но не бывает неадекватнонеадекватного выполнения (называния изображенного на картинке вместо заданного слова).

Дети умственно отсталые проявляют интерес лишь к картинкам, а не к заданию, так как не понимают его смысла. Даже при большой мере помощи (экспериментатор сам подбирает к слову картинку, разъясняет связь между словом и картинкой) ребенок не понимает задания. Картинки мешают запоминанию слов. При предъявлении отобранных картинок ребенок и не пытается вспомнить слово, а просто называет, что изображено на картинке.

Дети с задержкой психического развития в указанном возрасте самостоятельно задание не выполняют. Им доступно установление смысловых связей между словом и картинкой, но они не умеют использовать картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения. Требуется специальное обучение этому приему. В ходе работы необходима постоянная организующая помощь.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

^

Методика предназначена для диагностики памяти у подростков.

Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.

Слова для запоминания:

дождьдракавстреча
ответпожартруд
гореиграсобрание
силаутрососед
театротрядпраздник

Набор карточек для опосредованного запоминания:

умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.

Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.

Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.

Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

^

Задание 1. Необходимо быстро запомнить много слов. Послушай и повтори!

Внимание!

Сыр, платье, книга, колбаса, компот, шарф, карандаш, костюм, бумага, варенье, брюки, тетрадь, суп, ручка.

Все слова после одного прочтения запомнить почти невозможно. Но можно проявить смекалку и найти способ запоминания, своего рода палочку-выручалочку.

Слово всегда что-то обозначает. Представьте то, что обозначают эти слова. Они обозначают весьма конкретные предметы:

  • продукты;
  • одежду;
  • школьные принадлежности.

Конкретные предметы довольно легко разместить по определенным местам:

  • продукты — в холодильник;
  • одежду — в шкаф;
  • школьные принадлежности — в портфель.

Задание 2. Слова зачитываются еще раз. Необходимо вспомнить, что лежит в холодильнике, в шкафу и в портфеле.

Задание 3. Подсчитайте количество правильно названных слов.

Игру можно считать успешной, если было правильно названо 10—11 слов.

^

Задание 1. Играющий самостоятельно читает нижеприведенный набор слов. Необходимо запомнить все, без исключения, слова.

Соревнование, весна, голубика, дружба, лужи, черника, переживания, судья, спринт, март, свисток, страдания, чувства, награды, земляника, вишня, листья, победа, травма, поздравления, страсть, тренировка, праздник, результаты, измена, малина, проигрыш.

Для того, чтобы запомнить эти слова полностью, необходимо применить способы запоминания, связанные с ассоциациями.

Сначала ищем ключевые слова: например, весна, ягоды, спорт, дружба.

Затем ищем связи ключевых слов с остальными словами.

Итак:

  • весна — лужи, март, листья, поздравления, праздник;
  • ягоды — голубика, черника, земляника, вишня, малина;
  • спорт — соревнования, судья, спринт, свисток, награды, победа, травма, тренировка, результаты, проигрыш;
  • дружба — переживания, страдания, чувства, страсть, измена.

Задание 2. Постарайся припомнить все слова, используя для это

11.Методика «Опосредованное запоминание» Лурия а.Р., Выготский л.С., Леонтьев а.Н.)

 Цель:
исследование логической памяти.

 Стимульный
материал
: карточка с
написанными в ряд-строчку словами:
пожар, труд, дождь, ошибка, горе (5 слов).

Карточки с изображением предметов
(5х5 см):
1 – столовый прибор, 2 – школьная
доска, 3 – булочная, 4 – расческа, 5 –
солнце, 6 – глобус, 7 – кувшин, 8 – петух,
9 – забор, 10 – детские штанишки, 11 –
лошадь, 12 – уличный фонарь, 13 – ботинки,
14 – часы, 15 – заводские трубы, 16 –
карандаш.

 Проведение. При помощи ребенка
разложить на стык картинки. Уточнить,
знакомы ли они ему. Затем дать ребенку
инструкцию: «Сейчас тебе нужно будет
запомнить слова. Я буду говорить тебе
слово, а ты, чтобы было легче запомнить,
будешь выбирать какую-нибудь одну из
картинок, но такую, которая потом поможет
тебе вспомнить это слово.

Слова, которые я буду тебе говорить,
нигде здесь не нарисованы, но всегда
можно найти картинку, которая сможет
тебе напомнить это слово».

Первым дается слово «пожар». Если ребенок
в течение 15 секунд не начинает работать,
то инструкция дается повторно (в
уточненном варианте). «Тебе надо запомнить
слово «пожар». Посмотри внимательно,
какая картинка сможет тебе напомнить
«пожар». Если ребенок не сможет сделать
выбор, то ему дается урок на примере
слова «пожар». Экспериментатор берет
картинку заводских труб, и поясняет:
«Видишь, здесь нарисованы заводские
трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и
напомнит потом слово «пожар», потому
что при пожаре всегда идет дым».

Затем последовательно даются слова
«дождь», «труд», «ошибка», «горе». На
выбор картинки дается до 1 минуты, и если
не смог, то дается следующее слово.
Никакой обучающей помощи больше не
оказывается. Время фиксируется. На
проведение эксперимента отводится
10-12 минут.

Оценка:
а) понимание ребенком
инструкции;
б) способность к нахождению
опосредующих символов;
в) содержательность
объяснения выбора;
г) продуктивность
опосредования в целях запоминания.

12.Методика пиктограмм

Методика, предложенная А. Р. Лурия,
направлена на изучение опосредованного
запоминания. Может проводиться на детях
от 10 лет и старше. Исследования лучше
проводить после какой-либо другой
методики на память (например, «10
слов»), чтобы школьник не сильно
акцентировался на самой процедуре, а
был бы нацелен на возможность запоминания
предлагаемых слов.

Для проведения необходимо иметь чистый
листок бумаги, не тетрадный, карандаш
и набор слов, предлагаемых для запоминания.

Инструкция : “А сейчас я проверю твою
память еще одним способом. Я буду называть
тебе слова и словосочетания, которые
тебе необходимо запомнить. Для того,
чтобы облегчить себе запоминание, на
каждое слово нарисуй себе рисунок,
картинку, все равно какую, но так, чтобы
этот рисунок помог тебе вспомнить нужное
слово. Качество рисунка не имеет никакого
значения, нужно лишь, чтобы он помог
тебе запомнить. Слова и буквы писать
запрещается”.

Слова, предлагаемые для запоминания,
следует называть в том порядке, в котором
они предлагаются :1) Веселый праздник

2) Тяжелая работа

3) Вкусный ужин

4) Болезнь

5) Печаль

6) Счастье

7) Любовь

8) Развитие

9) Разлука

10) Обман

11) Победа

12) Подвиг

13) Вражда

14)Справедливость

15) Сомнение

16) Дружба

Инструкция зачитывается один раз.
Повторное объявление инструкции
допускается в ответ на прямую просьбу
ученика.

Порядок проведения : ученику зачитывается
первое слово, после чего следует пауза,
во время которой школьник должен сделать
рисунок, после того как рисунок закончен,
зачитывается следующее слово. Когда
все слова ученик нарисует, первый этап
исследования завершается. Ученику
предлагается другая деятельность, или
он просто отпускается. Второй этап
исследования проводится через 30-60 минут.

Ученику предлагается по своим рисункам
вспомнить те слова, которые он обозначил
рисунком.

Обработка и анализ пиктограмм : При
обработке пиктограмм первоначально
подсчитывается количество правильно
воспроизведенных слов.

Далее следует выяснить каким образом
рисунки помогли ученику при запоминании.
Следует обратить внимание на уровень
абстракции рисунка, на наличие его
индивидуальной значимости (сделал ли
ученик рисунок ситуации или события,
которые реально имели место в жизни
ребенка), характер изображения. При этом
следует избегать внушающего воздействия
на школьника. Следует избегать вопросов
типа :”А этот рисунок имеет отношение
к тебе лично?”

У ребенка не должно возникать впечатления,
что его разъяснениям придается какое-то
особое значение, поэтому нежелательно
на глазах ученика записывать его каждое
слово.

По данным С. Я. Рубинштейна (1970), если
испытуемый плохо заучивает 10 слов, но
гораздо лучше воспроизводит слова в
пиктограмме, это свидетельствует о
слабой памяти при сохранении возможности
логически связать данный материал.
Обратные соотношения встречаются у
людей с нарушением целенаправленности
мышления, в частности при некоторых
системных органических поражениях
мозга. (В этих случаях опосредованные
связи только мешают запоминанию, вызывают
внешнее торможение).

В зависимости от того, какой символ
использован школьником для запоминания
слова, можно судить не только об
опосредованном запоминании, но и о
характере ассоциаций. Нормальные
здоровые люди обычно быстро рисуют,
придумывают образы, лаконично и адекватно
символизирующие слово, предложенное
для запоминания. Несмотря на разнообразие
рисунков, рисунки, сделанные здоровыми,
нормально развитыми детьми, как правило
можно “прочитать “ даже не зная
предложенных для запоминания слов.

У людей с интеллектуальной отсталостью
легкой степени проще находятся образы
для слов с конкретным содержанием
(тяжелая работа, веселый праздник). При
обозначении обратных слов (сомнение,
печаль) такие люди испытывают затруднение.

Рисунки таких людей отличаются
конкретностью, отсутствием условностей.

Следует отметить, что у детей присутствие
конкретного содержания будет уменьшаться
с возрастом, т.е. у старших школьников
рисунки будут менее конкретны, чем у
школьников среднего звена.

При анализе следует учитывать факторы
: абстрактность, индивидуальность,
значимость, стандартность, адекватность.

Абстрактность.

Фактор абстрактности отражает степень
отнесенности рисунка к конкретной
ситуации (например: воин, идущий с
гранатой на слово “подвиг” будет
говорить о конкретности рисунка)

Все индивидуально значимые рисунки
относятся к конкретным, вне зависимости
от характера изображения.

Далее по степени абстракции идут :

1) атрибутивные рисунки (малая степень)
— рисунок выбирается по принципу
принадлежности (атрибутивности, атрибут).
Так на понятие “веселый праздник”
изображают: рюмку, карнавальную маску
и т.п.

2) метафорические — связь понятия с
рисунком носит метафорический характер.
Например : зачеркнутые часы на понятие
“счастье” с объяснением “счастливые
часов не наблюдают”.

3) геометрические, графические символы.
Часто эти символы отражают пространственные
характеристики : направление, симметрия.

К “абсолютным” следует относить рисунки
метафорического и геометрического
характера.

ИССЛЕДОВАНИЯ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ (по А. Н. Леонтьеву) — Мегаобучалка

Идея создания методики предложена А. Р. Лурия и Л. С. Выготским, разра­ботана и апробирована А. Н.Леонтьевым (1928). Методика предназначена для исследования логического или опосредованного запоминания. Применяется при исследовании произвольных форм запоминания у детей до­школьного возраста.

Цель.Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Иссле­дование особенностей мыслительной деятельности ребенка.

Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уро­вень развития высших форм памяти, является в то же время существенной ха­рактеристикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить од­ним из критериев овладения ребенком произвольными видами деятельности. Методика изучения динамики развития произвольной мнестической деятель­ности в онтогенезе дает возможность многостороннего анализа процесса становления такой стороны умственной деятельности, как использование сред­ства для организации продуктивного запоминания. Предусмотренный струк­турой данного эксперимента обязательный поиск опосредующего звена для запоминания (в предлагаемой методике — соответствующей картинки) пред­полагает активный выбор значимых средств, что, безусловно, отражает как общий уровень развития, так и особенности мыслительной деятельности ре­бенка.

Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4-я серия методики из числа апробированных А. Н. Леонтьевым.

По сравнению с другими сериями она является наиболее подходящей и бо­лее интересной для выявления особенностей мышления. Мы считаем важным и необходимым использовать полный стандартный вариант (30 картинок) в том виде, в каком он был апробирован в лаборатории экспериментальной па­топсихологии Института психиатрии МЗ РСФСР (рис. 7.1).

Практика показала, что использование малознакомых современным детям изображений. (перышки для ручки, чернильница и некоторые другие) позволяет получить дополнительную информацию о специфике когнитивных стратегий и особенностях зрительного восприятия ребенка.

Стимульный материал 4-й серии. Полотенце, стул, велосипед, глобус, каран­даш, солнце, рюмка, столовые приборы, тарелка, зеркало, дом—булочная, фаб­ричные трубы, кувшин, забор, собака, шорты, носки, ботинки, лошадь, перо­чинный нож, гусь, уличный фонарь, петух, школьная доска, рубашка, расческа,, часы, чернильница, поднос, перышки для ручки.

Возрастной диапазон применения. Методика может быть использована для детей от 4,5 до 8 лет. Для детей старше 8—9 лет, владеющих изобразительной деятельностью, логичнее использовать для тех же целей методику Пиктограм­ма (см. далее).

Процедура проведения и регистрации результатов

На рабочем столе перед ребенком раскладываются карточки, желательно равномерно и в случайном порядке. Сразу необходимо уточнить, все ли из них ему знакомы. Если какие-либо изображения не понятны ребенку, следует разъяснить их. При этом обязательно обратить внимание на специфику зри­тельного восприятия и узнавания ребенком как знакомых, так и незнакомых изображений (заносится в протокол).

Для работы с детьми от 4-4,5 лет до 5—5,5 лет можно использовать не все карточки, а наиболее «частотные» и понятные ребенку: полотенце, стул, вело­сипед, солнце, обеденный прибор, тарелка, дом—булочная, фабричные трубы,, кувшин, забор, собака, детские штанишки (шорты), ботинки, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, рубашка. Соответственно, для запоминания выбираются наиболее простые и конкретные понятия, но в любом случае количество карточек должно как минимум в Зраза превышать количество предъявляемых для запоминания слов.

Безусловно, с детьми этого возраста не стоит использовать для запомина­ния более чем 5—7 слов. Поэтому специалист должен выбрать из предложен­ного списка наиболее подходящие, по его усмотрению, слова. Обычно предла­гаются простые конкретные слова (понятия). Например: дождь, пожар, день, обед, драка, подарок, ответ, праздник, сосед.

Для детей старшего дошкольного и, тем более, младшего школьного возра­ста наиболее показательна возможность подбора опосредующего звена для та­ких отвлеченных понятий, как горе, дружба, сила и т. п.

Здесь также обычно используется не более 7—8 слов (при использовании всего набора изображений). Исключение составляют лишь те случаи, когда психологом ставится задача сравнения объема слов, запоминаемых непосред­ственно (методика Запоминание 10 слов) и опосредованно. В этом случае для опосредованного запоминания ребенку предъявляется 10 слов.

При работе с детьми любого возраста в большинстве случае следует начи­нать с запоминания заведомо доступного для опосредования слова.

12. Методика «Опосредованное запоминание» (Лурия а.Р., Выготский л.С., Леонтьев а.Н.)

 Цель:
исследование логической памяти.

 Стимульный
материал
:
карточка с написанными в ряд-строчку
словами: пожар, труд, дождь, ошибка, горе
(5 слов).

Карточки с изображением предметов
(5х5 см):
1 – столовый прибор, 2 – школьная
доска, 3 – булочная, 4 – расческа, 5 –
солнце, 6 – глобус, 7 – кувшин, 8 – петух,
9 – забор, 10 – детские штанишки, 11 –
лошадь, 12 – уличный фонарь, 13 – ботинки,
14 – часы, 15 – заводские трубы, 16 –
карандаш.

 Проведение:

При помощи ребенка разложить на стык
картинки. Уточнить, знакомы ли они ему.
Затем дать ребенку инструкцию: «Сейчас
тебе нужно будет запомнить слова. Я буду
говорить тебе слово, а ты, чтобы было
легче запомнить, будешь выбирать
какую-нибудь одну из картинок, но такую,
которая потом поможет тебе вспомнить
это слово.

Слова, которые я буду тебе говорить,
нигде здесь не нарисованы, но всегда
можно найти картинку, которая сможет
тебе напомнить это слово».

Первым дается слово «пожар». Если ребенок
в течение 15 секунд не начинает работать,
то инструкция дается повторно (в
уточненном варианте). «Тебе надо запомнить
слово «пожар». Посмотри внимательно,
какая картинка сможет тебе напомнить
«пожар». Если ребенок не сможет сделать
выбор, то ему дается урок на примере
слова «пожар». Экспериментатор берет
картинку заводских труб, и поясняет:
«Видишь, здесь нарисованы заводские
трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и
напомнит потом слово «пожар», потому
что при пожаре всегда идет дым».

Затем последовательно даются слова
«дождь», «труд», «ошибка», «горе». На
выбор картинки дается до 1 минуты, и если
не смог, то дается следующее слово.
Никакой обучающей помощи больше не
оказывается. Время фиксируется. На
проведение эксперимента отводится
10-12 минут.

Оценка:
а)
понимание ребенком инструкции;
б)
способность к нахождению опосредующих
символов;
в) содержательность объяснения
выбора;
г) продуктивность опосредования
в целях запоминания.

13. Методика пиктограмм

Методика, предложенная А. Р. Лурия,
направлена на изучение опосредованного
запоминания. Может проводиться на детях
от 10 лет и старше. Исследования лучше
проводить после какой-либо другой
методики на память (например, «10
слов»), чтобы школьник не сильно
акцентировался на самой процедуре, а
был бы нацелен на возможность запоминания
предлагаемых слов.

Инструкция:
“А сейчас я проверю твою память еще
одним способом. Я буду называть тебе
слова и словосочетания, которые тебе
необходимо запомнить. Для того, чтобы
облегчить себе запоминание, на каждое
слово нарисуй себе рисунок, картинку,
все равно какую, но так, чтобы этот
рисунок помог тебе вспомнить нужное
слово. Качество рисунка не имеет никакого
значения, нужно лишь, чтобы он помог
тебе запомнить. Слова и буквы писать
запрещается”.

Слова, предлагаемые для запоминания,
следует называть в том порядке, в котором
они предлагаются :

1) Веселый праздник

2) Тяжелая работа

3) Вкусный ужин

4) Болезнь

5) Печаль

6) Счастье

7) Любовь

8) Развитие

9) Разлука

10) Обман

11) Победа

12) Подвиг

13) Вражда

14)Справедливость

15) Сомнение

16) Дружба

Инструкция зачитывается один раз.
Повторное объявление инструкции
допускается в ответ на прямую просьбу
ученика.

Порядок
проведения:
ученику зачитывается
первое слово, после чего следует пауза,
во время которой школьник должен сделать
рисунок, после того как рисунок закончен,
зачитывается следующее слово. Когда
все слова ученик нарисует, первый этап
исследования завершается. Ученику
предлагается другая деятельность, или
он просто отпускается. Второй этап
исследования проводится через 30-60 минут.

Ученику предлагается по своим рисункам
вспомнить те слова, которые он обозначил
рисунком.

Обработка и анализ пиктограмм : При
обработке пиктограмм первоначально
подсчитывается количество правильно
воспроизведенных слов.

Далее следует выяснить каким образом
рисунки помогли ученику при запоминании.
Следует обратить внимание на уровень
абстракции рисунка, на наличие его
индивидуальной значимости (сделал ли
ученик рисунок ситуации или события,
которые реально имели место в жизни
ребенка), характер изображения. При этом
следует избегать внушающего воздействия
на школьника. Следует избегать вопросов
типа :”А этот рисунок имеет отношение
к тебе лично?”

У ребенка не должно возникать впечатления,
что его разъяснениям придается какое-то
особое значение, поэтому нежелательно
на глазах ученика записывать его каждое
слово.

По данным С. Я. Рубинштейна (1970), если
испытуемый плохо заучивает 10 слов, но
гораздо лучше воспроизводит слова в
пиктограмме, это свидетельствует о
слабой памяти при сохранении возможности
логически связать данный материал.
Обратные соотношения встречаются у
людей с нарушением целенаправленности
мышления, в частности при некоторых
системных органических поражениях
мозга. (В этих случаях опосредованные
связи только мешают запоминанию, вызывают
внешнее торможение).

В зависимости от того, какой символ
использован школьником для запоминания
слова, можно судить не только об
опосредованном запоминании, но и о
характере ассоциаций. Нормальные
здоровые люди обычно быстро рисуют,
придумывают образы, лаконично и адекватно
символизирующие слово, предложенное
для запоминания. Несмотря на разнообразие
рисунков, рисунки, сделанные здоровыми,
нормально развитыми детьми, как правило
можно “прочитать “ даже не зная
предложенных для запоминания слов.

У людей с интеллектуальной отсталостью
легкой степени проще находятся образы
для слов с конкретным содержанием
(тяжелая работа, веселый праздник). При
обозначении обратных слов (сомнение,
печаль) такие люди испытывают затруднение.

Рисунки таких людей отличаются
конкретностью, отсутствием условностей.

Следует отметить, что у детей присутствие
конкретного содержания будет уменьшаться
с возрастом, т.е. у старших школьников
рисунки будут менее конкретны, чем у
школьников среднего звена.

При анализе
следует учитывать факторы:

абстрактность, индивидуальность,
значимость, стандартность, адекватность.

Абстрактность.

Фактор абстрактности отражает степень
отнесенности рисунка к конкретной
ситуации (например: воин, идущий с
гранатой на слово “подвиг” будет
говорить о конкретности рисунка)

Все индивидуально значимые рисунки
относятся к конкретным, вне зависимости
от характера изображения.

Далее по степени абстракции идут :

1) атрибутивные рисунки (малая степень)
— рисунок выбирается по принципу
принадлежности (атрибутивности, атрибут).
Так на понятие “веселый праздник”
изображают: рюмку, карнавальную маску
и т.п.

2) метафорические — связь понятия с
рисунком носит метафорический характер.
Например : зачеркнутые часы на понятие
“счастье” с объяснением “счастливые
часов не наблюдают”.

3) геометрические, графические символы.
Часто эти символы отражают пространственные
характеристики : направление, симметрия.

К “абсолютным” следует относить рисунки
метафорического и геометрического
характера.

Индивидуальная значимость.

В этом случае важен сам факт прямого
обращения к личному опыту. В этих образах
школьник прямо говорит о своих интересах,
желаниях.

Образы могут быть переонифицированные
и образы стимулы.

Для первых характерно изображение
самого школьника, сцен с его участием,
реже — изображение других конкретных
лиц. Пример : нарисован человек на слово
“обман”. Объяснение :”это врач, обещавший
меня выписать и не сдержавший обещание”.

Для вторых — характерно изображение
объектов “стимулирующих” воспоминание
конкретных ситуаций из личного опыта.
Например : альпинист рисует горы на
понятие “счастье”, объясняя это тем,
что “чувство счастья возникает у меня
обычно в горах”.

Частоты выбора.

9 способов запомнить больше и быстрее учиться — Clockify Блог

Возможно, вы здесь, потому что вам нужны советы о том, как быстро запомнить этот тест, который выйдет на следующей неделе. Или, может быть, вам предстоит репетиция в театре, и линии персонажей просто не сохранятся.

Мы предложим эффективные и быстрые советы по каждому типу материала, который вам необходимо изучить, пока вы не найдете идеальный. Однако мы также научим вас, как избежать расстройства запоминания, превратив его в веселое и полезное пространство для вашего мозга.

Запоминание — это навык?

Как бы сурово это ни звучало, мы все вместе стали слишком ленивы, чтобы что-то запоминать. И зачем нам улучшать память, когда на ладони есть еще один крошечный мозг, который все запоминает за нас? Смартфоны становятся умнее, поэтому мы можем освободить пространство для других дел.

Есть универсальный фаворит в высказываниях, связанных с мозгом: « Используй, или потеряй ». Разум нужно тренировать, как и ваше тело.

Итак, запоминание — это навык .

Чем меньше мы стараемся активно запоминать информацию, тем более ленивым становится наш мозг. Становится труднее приобретать новые навыки и учиться. Не говоря уже о том, что он закладывает основу для более быстрого разрушения нейронов по мере того, как мы становимся старше. Несмотря на то, что наш разум должен быть молодым и быстрым до старости, мы сталкиваемся с всеобщим разочарованием из-за того, что пытались запомнить единственный номер телефона или имя человека задолго до этого.

Как улучшить память?

Еще в 2017 году было проведено исследование, целью которого было доказать, как обычные люди могут использовать стратегии, разработанные чемпионами по памяти, и добиваться таких же долгосрочных результатов.Мартин Дреслер, один из авторов, упоминает, что даже эти сверхлюды запоминания на самом деле практикуются всего за несколько недель до соревнований, от получаса до часа в день. В остальное время они могут практиковаться время от времени.

Однако он также заявляет, что никакая техника не поможет, если вы не будете ее активно использовать. Итак, чтобы в полной мере воспользоваться списком стратегий, которыми мы собираемся поделиться, вам нужно сделать практику запоминания привычкой.

Например, когда наступает время для умственной тренировки, вы можете использовать секундомер, чтобы узнать, сколько времени вам нужно, чтобы что-то вспомнить.Чтобы видеть реальные результаты, также полезно следить за своим прогрессом. В настоящее время существует множество приложений для отслеживания рабочего времени, которые предлагают расписания и графики, отображающие ваш прогресс за выбранный период времени.

Кроме того, вы можете выбрать один из многочисленных трекеров привычек, чтобы практиковаться каждый день или каждые несколько дней.

Лучшие техники запоминания

Если вам нужно заставить себя что-то запомнить, ясно, что вашему мозгу сложно понять, почему это имеет отношение к вашим знаниям.Вот почему каждая техника запоминания сводится к очень простому основному руководству: трансформируйте часть информации без контекста, чтобы она имела смысл лично для вас.

И учитывая то, что каждый мозг по-своему усваивает новую информацию, методов запоминания бесчисленное множество. В этом списке вы найдете некоторые из них, каждая из которых предназначена для разных способов обучения.

1. Повторение с интервалом

Часто рекомендуемый метод для лучшего запоминания, особенно при экзаменах и изучении языка, — это техника с увеличенным интервалом.

Герман Эббингауз ввел термин «кривая забывания». Это графическое изображение того, как наш мозг со временем забывает информацию, если она не повторяется через определенные промежутки времени.

Также важно, чтобы для этих обзоров был перерыв в день, два или более между ними. Как видно на картинке, чем больше промежуток, тем больше вероятность, что информация запомнится.

Итак, как это можно применить?

Возможно, у вас одновременно происходит несколько вещей, которые вы хотите запомнить: подготовка к нескольким тестам, изучение нескольких языков, заучивание более чем одного стихотворения и так далее.

Вы можете войти в систему учета рабочего времени Clockify и создать план запоминания. Clockify также имеет функцию отслеживания проектов, которую вы можете использовать для составления расписания. Каждый проект может быть одним предметом или языком. Затем вы отслеживаете время, затраченное на запоминание этого конкретного предмета.

Через неделю у вас будет обзор того, сколько времени вы потратили на каждую из них, и расписание, которое поможет вам организовать свое обучение.

2. Если есть сомнения — действуйте!

Вы когда-нибудь задумывались, как актеры театра могут запоминать страницы и страницы текста для двухчасовой пьесы и не заикаться? Что ж, секрет, как выяснилось в результате 20-летнего исследования, заключается в том, чтобы приписывать эмоции каждой сцене диалога.Актеры трудно работать на понимании того, почему конкретный характер, сказал, что он сделал и попытаться воплотить эту эмоцию.

В качестве техники запоминания вы можете попытаться подойти к учебному материалу как к рассказу. Это оказывается особенно полезным для уроков истории или запоминания событий. Рассматривайте материал как сюжетную линию фильма, а людей — как персонажей с определенными мотивами.

Кроме того, если вам нужно запомнить реплики (будь то спектакль или прослушивание), многие начинающие актеры упоминают приложение RehearsalPro как хорошего актерского партнера.

3. Связь по лекарствам

В статье о проблемах с запоминанием в медицинской школе Шив Гаглани поделился интересной техникой, которую он использовал.

Он упоминает, что одна из самых сложных вещей, которые нужно запомнить как студентам-медикам, так и врачам, — это побочные эффекты определенных лекарств. Однако однажды, когда он читал новости об обнаруженном тогда раке велосипедиста Ланса Армстронга, он обнаружил, что этот человек отказался от рака. Основная причина заключалась в активном действии препарата — блеомицине.Блеомицин может вызвать ухудшение состояния легких, чего Армстронг, будучи страстным спортсменом, боялся.

Эта ассоциация закрепила блеомицин в памяти Гаглани. Настолько, что это вдохновило его на создание Osmosis для студентов медицинских вузов, но он также советует методику ассоциации всем, кто к ним не относится. Если вы боретесь с определенной исторической фигурой, элементом таблицы Менделеева или названием города, свяжите его с любопытной мелочью.

4. Король вашего дворца памяти

Третий метод в нашем списке — Дворец памяти (метод путешествия или метод локусов), очень хорошо известный и используемый среди чемпионов памяти.Это наиболее полезно, когда вам нужно запомнить длинные списки слов или чисел, например десятичные числа в Пи, или список покупок.

Хитрость здесь в том, чтобы представить знакомое место, например, ваш дом или квартиру. Затем вы кладете каждый элемент из списка в дом. Вот простой пример:

  • Возьмите список слов: медведь, окно, мечта, слизистый, холодильник, метла ;
  • Разбейте список на две группы по трем пунктам;
  • Представим крыльцо дома и разместим на нем первые три предмета:
    • Медведь стоит на перилах, крепко спит
    • Внутри окна дома плавают аквариумные рыбки
    • Над головой медведя сон пузырь и ему снится мед
  • Для второй группы переезжаем внутрь дома
    • Взяв дверную ручку, вы замечаете, что она слизистая с зеленой слизью
    • В коридоре стоит холодильник , двери которого открыты и он засыпает комнату снегом
    • Рядом с лестницей, метла бьет паука в углу

Попробуйте расслабиться и не смотрите на список выше.Можете ли вы снова представить себе дом, пройти по ступеням и вспомнить все предметы?

Создавая диковинные образы, вы идете вразрез с восприятием мозга того, как работает реальный мир. Изображения выделяются, что облегчает запоминание этих предметов.

5. Хорошее время для рифмования

Некоторые вещи, которые мы запоминаем легче всего, — это реклама. Особенно, если в них присутствует запоминающийся джингл. Мнемоника стихов работает во многом таким же образом. Самым популярным должен быть старый добрый:

«Тридцать дней — это сентябрь, апрель, июнь и ноябрь.”

Благодаря ей большинство детей узнали количество дней в месяце. То же самое касается алфавита или различения цветов ядовитых и неядовитых змей:

«Красно-черный, сейф для Джека. Красный и желтый убивают человека ».

Наш мозг любит шаблоны, что делает рифмы отличным инструментом для запоминания. Единственная сложная часть — это придумать рифму, которая подходит вашему материалу.

6. Ноутбуки выключены — вынимаются карандаши

Как правило, часто указывается, как письмо помогает лучше запоминать.Если вы предпочитаете ноутбуки, а не ведете заметки, это может лишить вас возможности лучше запоминать лекции или встречи.

Почему?

Когда мы записываем лекции или любую другую устную / продиктованную информацию, мы заставляем наш разум отфильтровывать, какие части информации более важны, чем другие. Вы перестаете быть простым слушателем и активно участвуете в усвоении новых знаний.

Напротив, исследования показывают, что те, кто набирает учебный материал, как правило, делают это дословно.Письмо, с другой стороны, заставляет формулировать изученное своими словами.

7. Полезные сокращения

Если порядок элементов в списке потенциально важен, вы можете использовать их первые буквы, чтобы составить предложение. Очень известный пример наименования планет по порядку:

M y V ery E asy M ethod J ust S peeds U p N aming P lanets »

Первые буквы соответствуют первым буквам планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

8. Сталактиты или сталагмиты?

Бывают случаи, когда нам особенно трудно запомнить слово, потому что оно звучит ужасно знакомо для чего-то другого. Такие слова ласково окрестили «путаницей». Например, люди часто путают сталактиты и сталагмиты: какие поднимаются из земли, а какие свисают с потолка пещеры.

В ходе интересной дискуссии в Твиттере многие пользователи поделились своими методами запоминания, а именно:

С помощью техник, подобных использованным выше, вы связываете часть слова с чем-то, что создает логическую слуховую или визуальную связь с его значением (форма одной из букв или звучание последней части слова).

9. Хорошие интеллектуальные игры

Если ваша цель — улучшить память на долгое время, то критически важно превратить игры и упражнения в память в полурегулярной привычке. Каждый раз, когда обсуждают развитие наших умственных способностей, часто цитируют фразу «Используй или потеряй». Чтобы действительно быть в лучшем виде, не говоря уже о предотвращении ранней деградации и таких болезней, как болезнь Альцгеймера, мозгу нужно бросить вызов.

Итак, если вы хотите иметь постоянно хорошую память, вам нужно тренировать ее, как и свое тело.Многие советуют взять в руки музыкальный инструмент, записаться на курсы или выучить новый язык. Новый опыт создает новые пути в нейронной сети мозга, делая его молодым и активным. Но есть также множество онлайн-ресурсов, которые могут занять всего пять минут в день.

Мы выделили несколько, популярных среди людей, которым нужна помощь в запоминании.

1. Игры на запоминание: тренировка мозга

Короче говоря, это приложение, в котором есть игры для тренировки памяти и мозга.Есть несколько типов игр, возрастающие уровни сложности и даже таблица лидеров, чтобы увидеть, как вы боретесь со своими друзьями и другими пользователями.

2. Светимость

Это, безусловно, самое известное приложение на рынке в настоящее время. Не доказано, что Lumosity действительно делает человека умнее, но его мини-игры и упражнения гарантированно сохранят ваш мозг быстрым и активным.

3. Neuro Nation

Используя несколько иной подход, Neuro Nation оценивает ваши умственные сильные и слабые стороны, чтобы найти области для улучшения, а затем отслеживает ваш прогресс с течением времени.Он также содержит множество красочно оформленных задач и для более конкурентоспособных типов: сравнивайте ваш результат с другими пользователями.

4. Ассистент памяти

Это приложение полностью ориентировано на улучшение памяти. Он предлагает различные методы, которые помогут вам найти тот, который вам больше всего подходит. Кроме того, он может похвастаться помощником AI, который может распознать, когда вы действительно допустили ошибку или просто имели орфографическую ошибку.

5. Анки

Anki — еще одна программа, ориентированная на запоминание.Он был создан, чтобы сопровождать вас, когда вы изучаете новый язык, запоминаете сложные формулы или разучиваете стихотворения. В нем есть карточки и стратегии для каждой дисциплины.

Какими бы разными они ни были, все эти техники запоминания одинаково хороши и действенны. Выбор в основном сводится к предпочтительному стилю обучения и материалу, который нужно запомнить.

Заключение

Какой бы метод вы ни выбрали, помните, что улучшение памяти не является одноразовым решением.В последние два десятилетия мы все больше полагаемся на телефоны и компьютеры в качестве костылей для запоминания. Но если мы понимаем это как вложение в наше будущее психическое здоровье, улучшение нашей памяти может стать еще одной формой заботы о себе. Какими бы ленивыми ни были технологии, они также предоставляют нам бесчисленные забавные и полезные инструменты, чтобы вернуть наш мозг в нужное русло.

,

эффективных методов запоминания, которые действительно работают | ImproveMemory.org

Одной из самых замечательных особенностей человеческого мозга является тот факт, что он не теряет информацию, которую хранит — как только память появляется, она остается. Однако это не означает, что его легко найти. Когда вы что-то не можете вспомнить, обычно это связано с тем, что информация не была сохранена изначально, не использовались надлежащие инструменты для ее вызова или не сохранялись таким образом, чтобы ее можно было найти.Исследования показали, что если вы хотите иметь возможность вспомнить воспоминания в будущем, вам нужно приложить сознательные усилия в процессе обучения. Готовитесь ли вы к тесту, запоминаете презентацию или строки пьесы, пытаетесь запомнить свои пароли или имена людей, чем больше вы вкладываете в это намерения и интереса и чем более вы мотивированы, тем эффективнее будут методы запоминания. , Техник запоминания предостаточно, и все они основаны на сознательных, целенаправленных усилиях и логических связях.Они могут включать рифму, визуализацию, рассказывание историй или другие инструменты. Также важно убедиться, что вы работаете над облегчением процесса, устраняя отвлекающие факторы и обеспечивая себе оптимальную среду. (Университет Уилламетта)

Начните с условий обучения

Устранение отвлекающих факторов — важный элемент запоминания. Вы не только должны стремиться к успеху, но также должны полностью сосредоточиться на задаче. Это означает, что вам нужно свести к минимуму отвлекающие факторы и внешний шум.В ходе исследования, проведенного лабораторией когнитивных функций, старения и памяти Мемориального университета, участникам всех возрастов были предложены инструкции, которые они должны были запомнить как в шумной, так и в тихой обстановке. Они обнаружили, что чем шумнее в окружающей среде, тем сложнее было понять то, что они хотели узнать, особенно когда они пытаются вспомнить, что вы слушаете. Исследователь Роберта ДиДонато говорит: «Если нам нужно декодировать и расшифровывать с большим умственным усилием, у нас нет умственной энергии, необходимой для того, чтобы поместить ее в память.«Главное — уметь направить всю свою энергию на запоминание информации, будь то то, что вы читаете, пишете или слушаете.

Другой важный аспект вашей среды для запоминания материала известен как контекстная или зависимая от состояния память. Многочисленные исследования показали, что чем больше ваша среда во время запоминания похожа на среду, в которой вам действительно нужно будет вспомнить, тем более успешным вы будете. В ходе исследования способности музыкантов успешно запоминать музыку, исследователи обнаружили, что когда пианисты заучивали музыкальное произведение во время практики на пианино, а затем пытались вспомнить это произведение, они добивались большего успеха, играя на другом пианино, чем на пианино. рояль.То же самое относилось и к среде, в которой они запоминали: чем больше была похожа комната, в которой они практиковались, на то, где они пытались вспомнить музыку, тем более успешными они были. Это говорит о том, что, если это вообще возможно, вам следует упражняться в технике запоминания в обстановке, максимально приближенной к той, где вы будете проходить тестирование. (Университет Западной Вирджинии)

Используйте как можно больше частей своего мозга

Чтобы понять эту теорию, вам нужно понять, как формируются долговременные воспоминания.Каждое созданное воспоминание начинается как сенсорная память. Если вы обращаете внимание на этот сенсорный ввод, он затем переходит в вашу кратковременную память, где он либо теряется примерно через минуту, либо помещается в долговременную память. Некоторые из этих воспоминаний хранятся в той части нашего мозга, которая концентрируется на визуальных образах, в то время как другие полагаются на эпизодические (рассказывание историй) или слуховые (слуховые) воспоминания. Чем больше аспектов нашего мозга задействовано в хранении воспоминаний, тем легче их восстановить.(ASCD)

Самые эффективные техники запоминания создают в нашем мозгу модели активности, которые мы впоследствии можем воспроизвести для облегчения запоминания. Это сильно отличается от когнитивно-пассивного обучения, основанного на механическом запоминании, повторении и репетициях. Хотя эти методы могут работать в очень короткие сроки, они не дают ассоциаций или контекста, и поэтому их гораздо труднее восстановить. (Колледж остеопатической медицины Мичиганского государственного университета) Лучший способ понять это — подумать о шагах, которые вы предпринимаете, когда пытаетесь вспомнить, куда вы в последний раз положили свои очки или ключи.Это не воспоминание, которое вы сконцентрировали на создании, но вы можете вспомнить различные места, в которых вы были, и разговоры, которые у вас были до последнего раза, когда они у вас были, чтобы определить, где вы их оставили. Чем более значимы ассоциации, которые мы создаем, практикуя техники запоминания, и чем больше ассоциаций мы устанавливаем, тем легче будет восстановить память. (Школа медицины Университета Юты)

Связь, или история, метод запоминания

Это простой и эффективный метод, который можно использовать, когда вам нужно запомнить список элементов, таких как столицы, штаты или страны, или президенты, или даже ингредиенты рецепта.Начиная с первого элемента в списке, подумайте о связи между ним и следующим элементом. Это может быть совершенно фантастическая ассоциация — что наиболее важно, это то, что вы можете представить себе и запомнить. Создав эту связь, продолжайте тем же способом вниз по списку элементов, основываясь на теме предыдущей связи. Чем больше смысла будет в вашей истории или чем больше вы сможете представить ее себе, тем эффективнее она будет. Чем больше вы затем будете повторять историю про себя и представить себе хронологию истории, тем лучше вы запомните отдельные элементы списка.Итак, если вы хотите запомнить названия следующих улиц по порядку — Queen Anne, Doral, Viking, Gate, Fireside, Barbie — вы можете рассказать себе историю о Queen Anne , посетившей загородный клуб Doral , где она встречает Viking , которая предлагает ему следовать за ней через ворота , , но она решает не идти, потому что она предпочла бы сесть у Fireside , играя со своей Barbie. Каждое слово создает сильный визуальный образ, и развитие истории имеет смысл.(Академические советы)

Техника запоминания локусов

Этот метод берет то, что вам уже хорошо знакомо, и использует это как основу для специфики, которую вы пытаетесь запомнить. Большинство людей используют свой дом, хотя вы можете выбрать любое место, которое легко представить себе. Главное — уметь создать визуальный образ предмета или имени, которые вы пытаетесь запомнить, в определенном месте в знакомом месте. Он полагается на часть вашего мозга, которая отвечает за пространственную память.Создавая ассоциацию между каждой комнатой или улицей (если изображаете знакомый район) с предметом, который вы пытаетесь запомнить, вы можете пройти через знакомое место и вспомнить этот предмет. Итак, в приведенном выше примере (Королева Анна, Дорал, Викинг, Гейт, Камин, Барби) вы можете представить, что входите в свой дом и видите королеву Анну, сидящую на диване в гостиной, а полотенце из загородного клуба Doral висит в дамской комнате. , викинг, стирающий белье в вашей прачечной, ворота, блокирующие ваш вход наверх по лестнице, кукла Барби в вашей комнате для гостей и, наконец, камин в вашей спальне.(Нью-Йорк Таймс)

Техника запоминания колышков

Метод привязки используется для запоминания элементов в определенном порядке и начинается с запоминания первых слов, которые рифмуются или связаны с числами. Одно из самых популярных из этих объединений:

  1. Один = Солнце
  2. Два = зоопарк
  3. Три = Дерево
  4. Четыре = дверь
  5. Пятерка = Улей
  6. Шесть = кирпичи
  7. Семь = Небеса
  8. Восемь = Коньки
  9. Девять = Строка
  10. Десять = Курица

После того, как вы запомните этот список, вы можете повторно использовать его в будущем.Затем вы связываете элементы, которые вы пытаетесь запомнить, с каждым из слов, связанных с числовым порядком. Снова используя список сверху (Королева Анна, Дорал, Викинг, Гейт, Камин, Барби), чтобы запомнить их в правильном порядке, вы можете представить себе, как королева Анна СОЛНЕТСЯ, Загородный клуб Дорал открывает зоопарк на ВТОРОЙ лунке, Викинг, сидящий под ДЕРЕВО, Ворота, закрывающие ДВЕРЬ, У камина с пчелиным УЛЕМ внутри и Барби, сидящая на груде кирпичей. (Мир психолога)

,

методов запоминания

Учащимся, обладающим естественной способностью легко запоминать факты, цифры и процедуры, может быть легче проходить тесты и они могут получить более высокие баллы на экзаменах. В конце концов, более легкое запоминание позволяет вам быстро отвечать на вопросы, основанные на фактах, и давать более подробные ответы на вопросы для сочинений. К счастью, для тех учеников, у которых могут быть проблемы с запоминанием, существуют различные методы, которые могут помочь вам улучшить свою память.

Один из способов — создать аббревиатуру, когда вы объединяете буквы в слово.Слово может быть настоящим или выдуманным. Каждая буква в слове предназначена для того, чтобы активировать вашу память, чтобы помочь вам вспомнить какой-либо предмет. Например, слово PEMDAS — это аббревиатура, используемая, чтобы помочь студентам-математикам запомнить последовательность операций, которые они должны использовать при решении задачи. Буквы в PEMDAS обозначают круглые скобки, показатели степени, умножение, деление, сложение и вычитание. Следовательно, если ученик решает задачу, если он или она знает аббревиатуру PEMDAS, это поможет ему вспомнить, что он или она должны выполнить умножение в задаче, прежде чем выполнять сложение.

Другой способ — создать акростих, то есть предложение, в котором первая буква каждого слова представляет идею, которую вам нужно запомнить. Например, популярный акростих — «Каждый хороший мальчик делает хорошо». Первые буквы слов в предложении, E G B D F, обозначают последовательность музыкальных нот G-ключа. Другой известный акростих связан с аббревиатурой PEMDAS, упомянутой выше. «Прошу прощения, моя дорогая тетя Салли» — это акростих, обозначающий порядок действий при решении математических задач.

Когда вам нужно запомнить список в определенном или случайном порядке, может помочь использование рифм-ключей. Идея состоит в том, чтобы связать ключевые слова в списке вещей, которые вам нужно запомнить, с числами. Рифмы ключевых слов с числами помогут вам их запомнить. Представьте, что вам нужно запомнить четыре основные группы продуктов: молочные продукты, мясо, зерновые, фрукты и овощи. Метод ключа рифмы просит вас начать с связывания слова с числом. Булочка рифмуется с одним, рифмуется с ботинком с двумя, стишки с деревом с тремя, дверные рифмы с четырьмя и т.Затем попробуйте связать слово с каждой группой, которую вам нужно запомнить. Например, сыр на булочке можно ассоциировать и рифмовать с номером один и представлять группу молочных продуктов. Коровы в обуви будут представлять вторую группу (мясо), мешок с зерном, свисающий с дерева, может быть связан с третьей группой (зерно), а фрукты и овощи могут находиться сразу за дверью (которую мы рифмовали с числом четыре) ,

Наконец, метод запоминания, который полезен, когда вам нужно запомнить имена, — это метод имени образа.С помощью этой техники вы берете физические характеристики человека и связываете их с его или ее именем. Например, если вам нужно запомнить имя Ширли Темпл, вы можете ассоциировать ее с вьющимися волосами. Curly (изображение) рифмуется с Shirley (имя), что помогает вам ассоциировать их и, таким образом, легче запоминать имя Shirley Temple.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *