Ассоциативный процесс это: Расстройства ассоциативного процесса — Студопедия

Содержание

Расстройства ассоциативного процесса — Студопедия

Расстройства мышления

Мышление — специфичная для человека способность отражать в собственном сознании окружающий мир в полноте существующих связей, внутренних закономерностей; не только наблюдать, но и понимать суть происходящего.

Процесс мышления выражается через язык и речь. Употребляемый человеком язык определяет набор понятий, являющихся основными элементами мышления.

Понятия — это выработанные человечеством категории, отражающие самые существенные признаки предметов и явлений. Понятия разделяются на конкретные (названия предметов, действий, явлений) и абстрактные, содержащие характеристики и качества, общие для множества различных конкретных предметов и явлений.

Важнейшими элементами процесса мышления также являются ассоциации, т.е. установление связей между понятиями.

Полноценность речи человека определяется наличием суждений, представляющих собой отдельные высказывания о предметах и явлениях, и умозаключений, являющихся логическим выводом из сопоставления нескольких суждений.

Суждения и умозаключения составляют содержание мышления.

Традиционно в психиатрии расстройства мышления разделяют на расстройства ассоциативного процесса и патологию суждений и умозаключений. Эти расстройства могут наблюдаться у больного одновременно. Речь — главный способ выражения мышления, поэтому, чтобы обнаружить расстройства мышления, надо анализировать именно речь больного (возможно, написанный им текст).



Если по каким-либо причинам (расстройство сознания, двигательные расстройства, мутизм) больной не говорит и не может изложить свои мысли на бумаге, нельзя сделать заключения о способе и содержании мышления. Попытки «догадаться», что имеет в виду пациент, каковы его действительные мотивы и мысли, обязательно приведут к ошибкам, заключающимся в том, что припишете больному свои собственные мысли.

Расстройства ассоциативного процесса

Расстройства ассоциативного процесса включают ряд нарушений способа мышления, выражающихся в изменении темпа, подвижности, стройности, целенаправленности. Выделяют следующие клинические феномены.

Ускорение мышления характеризуется не только обилием и быстротой возникновения ассоциаций, но и их поверхностностью. Это приводит к тому, что больные легко отвлекаются от основной темы разговора, речь приобретает непоследовательный, «скачущий» характер. Любое замечание собеседника рождает новый поток поверхностных ассоциаций. Отмечается речевой напор, больной стремится поскорее высказаться, не слушает ответов на задаваемые им вопросы. Чрезвычайно выраженное ускорение обозначается как «скачка идей» (fuga idearum).


Ускорение мышления — характерное проявление маниакального синдрома, может также наблюдаться при приеме психостимуляторов.

Замедление мышления выражается не только в замедленном темпе речи, но и в бедности возникающих ассоциаций. Из-за этого речь становится односложной, в ней отсутствуют развернутые определения и объяснения. Затруднен процесс формирования умозаключений, поэтому больные не в состоянии осмыслить сложные вопросы, не справляются со счетом, производят впечатление интеллектуально сниженных.

Замедление мышления наблюдается у больных в состоянии депрессии, а также при легком расстройстве сознания (оглушении).

Патологическая обстоятельность (вязкость) — проявление тугоподвижности мышления. Больной с обстоятельностью говорит не только медленно, растягивая слова, но и многословно. Он склонен к излишней детализации. Обилие в его речи несущественных уточнений, повторов, случайных фактов, вводных слов мешает слушающим понять основную мысль. Хотя он постоянно возвращается к теме беседы, но застревает на подробных описаниях, добирается до конечной мысли сложным, запутанным путем («лабиринтное мышление»). Чаще всего патологическая обстоятельность наблюдается при органических заболеваниях мозга, особенно при эпилепсии, и указывает на длительное течение заболевания, а также наличие необратимого дефекта личности.

Резонерство тоже проявляется многословием, но мышление теряет целенаправленность. Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял ли их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становится аморфным, лишенным четкого содержания Резонерство формируется у больных шизофренией с длительно текущим процессом и отражает необратимые изменения в способе мышления больных.

Интересно, что при этом нередко сохраняется правильная грамматическая структура, выражающаяся в речи точным согласованием слов в роде и падеже. Больной говорит размеренно, выделяя ударением наиболее значимые слова. Сознание пациента не расстроено: он слышит вопрос врача, правильно выполняет его инструкции, строит ответы с учетом ассоциаций, прозвучавших в речи собеседников, но не может сформулировать до конца ни одной мысли.

Бессвязность (инкогерентность) — проявление грубого распада всего процесса мышления. При бессвязности грамматическая структура речи разрушена, отсутствуют законченные фразы, можно услышать только отдельные обрывки фраз, словосочетания и бессмысленные звуки. Бессвязность речи обычно возникает на фоне тяжелого расстройства сознания — аменции. Больной при этом недоступен контакту, не слышит и не понимает обращенной к нему речи.

Стоячие обороты — это стереотипные выражения, однотипные мысли, к которым больной многократно возвращается в процессе беседы. Появление стоячих оборотов — признак снижения интеллекта, опустошения мышления. Стоячие обороты довольно часты при эпилептическом слабоумии. Они могут наблюдаться и при атрофических заболеваниях мозга, например при

Аутистическое мышление выражается в чрезвычайной замкнутости, погруженности в мир собственных фантазий, отрыве от реальности. Больные не интересуются практической значимостью своих идей, могут обдумывать мысль, очевидно противоречащую действительности, делать из нее выводы, такие же бессмысленные, как и исходная посылка. Пациентов не волнует мнение окружающих, они малоразговорчивы, скрытны, зато с удовольствием излагают мысли на бумаге, подчас исписывая толстые тетради. Наблюдая таких больных, читая их записи, можно удивляться тому, что пациенты, которые ведут себя пассивно, говорят бесцветно, равнодушно, в действительности охвачены столь фантастичными, абстрактными, философскими переживаниями.

Паралогическое мышление проявляется в том, что больные путем сложных логических рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности. Это становится возможным, поскольку в речи больных, с первого взгляда как будто связной и логичной, наблюдаются смещение понятий (соскальзывание), подмена прямого и переносного смысла слов, нарушения причинно-следственных взаимоотношений. Нередко паралогическое мышление является основой бредовой системы. При этом паралогические построения как бы доказывают справедливость мыслей больного.

Предложения со словосочетанием АССОЦИАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

В ходе рассказывания истории мы изучаем способы успешного функционирования интуитивных ассоциативных процессов.

Наше мышление — вообще ассоциативный процесс, но нужна сосредоточенность, и тогда любые ассоциации отстраняются.

По его мнению, направление ассоциативного процесса в таких случаях определяется действием аффективно окрашенных воспоминаний и желаний.

Ассоциативный процесс — это логика, лежащая в основе картирования идей.

Он полагал, что в основе проницательности лежит ассоциативный процесс, и прежде всего ассоциация подобия.




Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.


Насколько понятно значение слова чара (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Это представление имеет лишь историческое значение, поскольку сейчас очевидно, что ассоциативного процесса недостаточно для описания механизма творчества.

Социально-педагогические советы сводятся к двум: первое — не перегружать домашней работой и второе — проводить индивидуальные школьные занятия на воспитание внимания и ускорение ассоциативных процессов.

Страдают также мышление, ассоциативные процессы, теряющие логику и последовательность.

Но каков тот мыслительный или ассоциативный процесс, который приводит к отождествлению общей идеи потока вдохновения с конкретной земной рекой?

Гутман проводил сравнение особенностей ассоциативного процесса устойчивости внимания кривых интеллектуальной работоспособности здоровых и душевнобольных в разных фазах маниакально-меланхолического психоза.

Факторы для порождения во мне уверенности в такой, со стороны книжных торговцев, бессовестности окончательно оформились тогда, когда, в бытность мою профессиональным «индийским факиром», мне понадобилось для свершительного выяснения одного «ультра-философского» вопроса ознакомиться, между прочим, также с ассоциативным процессом для проявляемости автоматически сконструированной психики современных книжных торговцев и их приказчиков, во время всучивания ими книг покупателям.

Активирует ассоциативные процессы головного мозга, улучшает память, настроение и ментальность у здоровых и больных людей.

Проявляется эйфорией, речедвигательной расторможенностью, облегчением и ускорением ассоциативных процессов.

Автобиографический метод, заключающийся в задании письменно, в произвольной форме отобразить жизненный путь пациента с основными, важными, по его мнению событиями, позволяет отобразить внутреннюю картину болезни, критические способности и особенности ассоциативного процесса.

По мере утяжеления и хронификации шизофренического процесса нарастали нарушения ассоциативного процесса в виде разорванности мышления (65 пациентов) различной степени выраженности со всё большей утратой коммуникативной функции речи.

Таким образом, в подгруппе пациентов с непрерывным типом течения параноидной формы шизофрении отмечаются нарастающие по мере прогрессирования заболевания клинико-коммуникативные аномалии вербального характера в виде нарушений самого ассоциативного процесса и его продукции, а также невербального характера в форме микрокататонической симптоматики.

Своеобразие ассоциативного процесса, склонность к субъективно-логическим построениям, формальные эмоциональные опосредования, риск аутоагрессивных тенденций.

Различают расстройства ассоциативного процесса и патологическую продукцию мышления.

Приводим наиболее распространённые расстройства ассоциативного процесса.

Провоцирование непроизвольных высказываний объекта базируется не только на основе бессознательных реакций, когда используются ассоциативные процессы, но и путём эксплуатации личностных качеств человека, например чувства собственной значимости, ощущения неординарности, особой осведомлённости, а также путём влияния на эмоционально-волевую сферу личности.

Имея за плечами богатую психотерапевтическую практику, он выделил в ассоциативном процессе главное — этот процесс всегда начинается в просоночном состоянии.

Медитация, молитва, заклинание — способствуют возникновению ассоциативного процесса.

Импринтинг — это ассоциативный процесс.

Ассоциативные процессы не нарушаются.

Может, просто ассоциативный процесс?

Ускорение мышления характеризуется ускоренным течением ассоциативных процессов; мысли очень быстро сменяют друг друга, их настолько много, что больные, несмотря на довольно быструю речь, всё-таки не успевают их высказать.

При патологическом ускоренном течении ассоциативных процессов также развивается отвлекаемость: мышление больного становится поверхностным, склонным к моментальному переключению; всё, что попадает в поле зрения такого больного, тут же привлекает его внимание, занимает его мысли, даёт новое направление его идеям.

При замедлении мышления наблюдается бедность ассоциаций, характеризующаяся замедленным течением ассоциативного процесса, его заторможенностью, при котором данные больные жалуются на «отсутствие мыслей в их голове по несколько часов», также они предъявляют жалобы на «пустоту в голове».

Ассоциативные процессы беспорядочны, в разговоре опьяневший перескакивает с одной мысли на другую.

Напротив, согласно его точке зрения, протекание самих ассоциативных процессов определяется действием тех систем «напряжений» и тех детерминирующих тенденций, которые возникают в личности в результате взаимодействия потребностей человека с «актуальной ситуацией», в которой он находится.

Замедление мыслительных, ассоциативных процессов выражается в том, что больные отвечают на вопросы односложно, с большой задержкой, тихим голосом, жалуются на отсутствие мыслей или на одни и те же мысли о собственной никчёмности, болезни (в случае «маскированной депрессии»), испытывают желание умереть, им трудно сконцентрироваться, внимание рассеянное, страдает память на текущие события.

Тотальная психиатрия — Ассоциативный процесс Homo sapiens

Коган А. Б., Основы физиологии высшей нервной деятельности: Учеб. для биол. спец. вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1988. — 368 с.: ил. ISBN 5-06-001444-4.

 

     Весьма серьёзное непонимание профессором А. Б. Коганом сути происходящего на рис. 9. На рисунке цифрами 1 и 2 обозначены оборонительный и пищевой мотивационные центры гипоталамуса. Цифрой 3 обозначена ретикулярная формация ствола мозга, «ответственная» за ориентировочную реакцию. Без этих структур невозможно замыкание временных связей в коре. Кору профессор А. Б. Коган разрезал аккуратно вдоль границ анализаторов. 

     Что мы реально наблюдаем? Нет, не жирные линии. Там есть линии тоньше. Смотрим. Глаз — маленький овал — большой овал с цифрой 3 — мышцы. Цифра 3 указывает на ретикулярную формацию. Никакой коры. Этот путь наиболее оптимален. Меньше переключений. То есть, у пищевого рефлекса два пути в этой редакции. Но: «Специальное внимание было уделено также выяснению участия гипоталамуса в условнорефлекторном процессе… Установлено также, что коротколатентный ответ (20 мс и менее) на звук регистрировался до обучения у многих нейронов гипоталамуса. При выработанном условном пищевом рефлексе ответы на сигнальный раздражитель имели скрытый период до 40-80 мс, предшествуя поведенческому ответу, развивающемуся через 80-120 мс после включения сигнального раздражителя. Ответ нейронов в последовательности сочетаний появлялся также раньше поведенческой реакции. Эти данные интерпретируются как доказательство участия гипоталамуса в интеграции информации о свойствах подкрепления для осуществления конечного адаптивного эффекта. Такой вывод основывается главным образом на том, что ответ на условный сигнал возникает в последовательности сочетаний раньше, чем в других областях мозга, включая кору» (Б. И. Котляр, «Пластичность нервной системы», М.; Изд-во МГУ, 1986, стр. 85). Выше указан звук, как сигнальный раздражитель. Принципиальной разницы нет. Рисунок не соответствует действительности. 

     Смотрим, как «движется» жирная линия. Отойдя от глаза, она один раз переключается (верхние бугорки четверохолмия?). Далее, поднимается в зрительный анализатор. Переключившись в зрительном анализаторе, она опускается к большому овалу с цифрой 2. Это «центральный механизм пищевой реакции», как пишет профессор Коган. Видимо, пищевой центр гипоталамуса. От него жирная стрелка уходит вниз к мышце. Такого не существует. Такого пути нет. Если речь о ретикуло-спинальном тракте, то линия должна была двинуться к овалу с цифрой 3. Может это ошибка и вместо слова «мышцы» должно было стоять слово «железа»? Кроме того, жирные линии почему-то игнорируют двигательный анализатор коры. Зрительный анализатор не взаимодействует с двигательным. 

     «Множественное замыкание» будет произведено только с «санкции» ретикулярной формации. Даже у спинального препарата кошки (ниже). «…Ко второй группе отнесена постсинаптическая модуляция автономной ритмики пейсмекерных клеток, широко встречающихся в нервной системе беспозвоночных» (Котляр, 1986). Пейсмекерность вышеуказанных клеток указывает на их родственность пейсмекерным ретикулярным нейронам позвоночных. 

     Почему акцентирование внимание на ретикулярной формации, как это делает Пенфилд, недостаточно? Потому, что без выделения особой роли гипоталамуса, полноценного объяснения не достичь (в гипоталамусе ретикулярная формация сама занимает значительный объём). Вышеуказанный опыт профессора Когана подтверждает невозможность автономного замыкания корково-корковых временных связей. Хотя он пытается доказывать обратное. Я пишу о связях между корковыми анализаторами. 

     Новая кора самостоятельно «не думает», то есть не замыкает ассоциативных связей. Принципиально необходимо участие HR-системы (гипоталамо-ретикулярной). Гипоталамус необходим для классических условных рефлексов. Для индифферентных раздражителей достаточно и одной ретикулярной формации. 

     «В школе И. П. Павлова одновременно с осуществлением обширной программы исследований слюнных условных рефлексов было начато физиологическое изучение особой формы временной связи — ассоциаций между так называемыми индифферентными раздражителями (Панферов, 1926; Зелёный и др., 1928; Шохор, 1929; Подкопаев, 1934; Нарбутович, Подкопаев, 1936). Для формирования этого типа временных связей, в отличие от классических условных рефлексов, образуемых на основе биологически значимой мотивации (пищевой, половой, защитной), оказалось достаточным участия лишь возбуждения, связанного с ориентировочной реакцией» (Б. И. Котляр, 1986).

     Что по поводу индифферентных раздражителей? «Исследование соотношения физиологических и психических показателей мышления, а также восприятия различных индифферентных и значимых сигналов, в том числе осознаваемых и неосознаваемых словесных раздражителей, позволило приступить к изучению физиологических механизмов психических проявлений» (Котляр, 1986). «Индифферентные и значимые сигналы, в том числе осознаваемые и неосознаваемые словесные раздражители…». Что это? Ваш ассоциативный процесс… Визуальные представления там же. 

     Любая помысленная вами ассоциация (любая мысль) предварительно замыкается ретикулярной формацией ствола мозга. Мыслит HR-система (гипоталамо-ретикулярная). Замыкая колоночные нейронные структуры в ассоциативных полях новой коры. Это работа ассоциативного процесса в норме. Из неё прямо вытекают и ассоциативный дефект при шизофрении и скачка идей (fuga idearum) при мании. Поиск и нахождение конкретных энграмм, происходит при помощи фронтальных ассоциативных полей.

     Ассоциативный процесс имеет две составляющие. Первая — тоническая составляющая (Котляр). Вторая — фазическая составляющая, сама временная связь групп нейронов. Мысль есть вторая составляющая. При шизофрении она не нарушена (но нарушено «удержание» её на надлежащих путях, об этом ниже). Шизофреник может прекрасно разобраться в философской статье, как писал Блёйлер. В чём же проблема? Во-первых, в тонической составляющей. Она «порождается» ретикулярной формацией. Её дисфункция, в выраженных случаях, приводит к шперрунгу. Во-вторых, в удержании ассоциаций на надлежащих путях. Это функция GABAergic neurons неокортекса (см.).

 

     Возможным анатомическим субстратом, указанных двух составляющих, являются: для первой — норадренергическое голубоватое ядро (locus coeruleus, отдел ретикулярной формации) ствола мозга (единственный, как предполагается, источник норадреналина в коре больших полушарий), для второй — холинергическое базальное крупноклеточное ядро переднего мозга, или ядро Мейнерта. Подробно: www.totalpsychiatry.org

     Необходимо добавить, что «мощность гамма-ритма отражает активацию процессов обработки информации в коре больших полушарий» и «…генерация гамма-ритма критически зависит от холинергической иннервации, поступающей в кору больших полушарий из БКЯ» (Чернышев Б. В., Тимофеева Н. О., Мацелепа О. Б., Семикопная И., 2011, БКЯ — базальное крупноклеточное ядро Мейнерта). 
     «Простейшие формы обучения (если этот термин понимать широко) возможны даже у спинального препарата кошки (Patterson et al., 1973, Patterson, 1975, и др.)» (Котляр, 1986). Как же это возможно? Через спинномозговой центр Якобсона, который является отделом ретикулярной формации. Ассоциативные перестройки у отдельных нейронов сигнальным феноменом не являются, а суть явление сенситизации.

 

Тоническая составляющая — ассоциация (мысль, представление) — тоническая составляющая — ассоциация (мысль, представление). Вот он, ассоциативный процесс Homo sapiens.

 

     «…Отсюда, по мнению автора, следует, что функции коры не могут проявиться только при раздражении коры. Все функции коры проявляются только после того, как они получат дополнительно естественный импульс, идущий из другого пункта мозга». dommedika.com
     Это о центрэнцефалической системе Пенфилде. Что это за другой пункт? Да, это ретикулярная формация. Независимый вывод можно сделать на основании анализа работ Павлова — Котляра (вывод мною был сделан независимо). Например: 

1. «Обобщая итоги многолетних исследований, П. С. Купалов (1963) выделил два механизма, участвующих в условнорефлекторной деятельности: первый, настроечный, регулирующий общий тонус и создающий определённый уровень возбудимости и работоспособности нервных центров, второй, запускающий процессы, которые осуществляют ту или иную условную реакцию».

2. «Характерный для проявления сигнальной деятельности уровень центрального тонуса формируется в одни сроки с ассоциативными пластическими изменениями активности нейронов и условнорефлекторной реакцией. Указанное явление точно приурочено к действию сигнального раздражителя и чётко коррелирует со специфическими проявлениями временной связи и поведением, представляя собой неотъемлемую часть её нейрофизиологического механизма».

3. «Исследования на клеточном и системном уровнях позволили выделить тонический механизм ассоциативного процесса — явление, тесно связанное с механизмами центрального тонуса».

4. «Изучение активности нейронов соматосенсорной области коры кроликов при формировании временной связи показало, что передача условного возбуждения происходит по цепям нейронов с достаточно высоким уровнем тонической активности (Василевский, 1968)».

5. «В экспериментах на крысах показано (Disterhoft, Olds, 1973), что частота фоновых разрядов кортикальных нейронов менялась значительно раньше, чем возникали изменения в ответе на условный сигнал. В связи с этим предположили, что изменения фоновой активности обусловлены сочетанием раздражителей».

6. «Дальнейший детальный анализ тонической активности нейронов мозга при формировании и реализации условных рефлексов позволил составить представление о вовлечение тонической активности в ассоциативный процесс и её особенностях при различных видах сигнальной деятельности, а также обосновать выделение тонического механизма временной связи и показать его функциональную роль (Котляр, Тимофеева, 1979, Котляр, Тимофеева, Семикопная, 1981, Котляр и др., 1982, Котляр, Тимофеева,1983)».

 

7. «И. П. Павлов придавал большое значение исследованиям Л. А. Орбели и высоко их оценивал. Так, представляя Орбели в действительные члены Академии наук, он отмечал: «Его главная заслуга, высоко ставящая его среди современных физиологов, есть установка факта прямого влияния симпатических волокон на скелетную мускулатуру и центральную нервную систему, факта, решающего почти столетнюю загадку о так называемой трофической иннервации, которая должна обнять огромнейшую массу как физиологических, так и патологических явлений животного организма» (В. Ф. Ананин, 1992).

8. «Автор концепции об адаптационной функции симпатической нервной системы Л. А. Орбели не ограничивал её рамками периферических органов, в том числе и скелетной мускулатуры. Он считал, что и сама центральная нервная система испытывает адаптационное влияние со стороны симпатической нервной системы. Так, Орбели писал: «Можно считать вполне установленным, что симпатическая нервная система (а в некоторых случаях и парасимпатическая!) оказывает прямое регулирующее влияние на все возбудимые ткани, в силу чего высшие отделы мозга могут через посредство симпатической системы создавать во всех частях рефлекторного аппарата адаптационные влияния в широком смысле этого слова, то есть известную, соответствующую условиям времени предуготовленность рефлекторного аппарата к выполнению его функций» (Л. А. Орбели, 1926). Однако конкретные механизмы этой адаптации так и остались не раскрытыми» (В. Ф. Ананин, 1992).

     Объясню последнюю цитату. Академик Орбели в 1926 году прямо предвосхищает то, что в 1958 году указал Пенфилд. По академику Орбели, получается, что симпатическая система, а именно ретикулярная формация, прямо регулирует высшие отделы мозга. По Пенфилду, высшие отделы мозга, neocortex, могут осуществлять свои функции только при получении дополнительного импульса из ретикулярной формации. По профессору Котляру, любая ассоциация в кортикальных структурах возможна только при участии тонической составляющей ассоциативного процесса. Эту тоническую составляющую генерирует ретикулярная формация. Орбели — Пенфилд — Котляр. 

 

 

                                          H — Hypothalamus,    R. F.- Reticular Formation

     Определение ассоциативного процесса, по сути, уже здесь: «Иррадиация (от лат. irradiare — сиять, испускать лучи) — способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы. Согласно И. П. Павлову, иррадиация возбуждения лежит в основе генерализации условного рефлекса и зависит от интенсивности стимула. В настоящее время установлено, что эффект генерализации является результатом включения активирующих подкорковых структур (см. Мозг)…» («Психологический словарь», под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.- 431 с., стр. 128).
     Единственно, что требуется, это допустить, что ассоциативный процесс является распространением возбуждения от одного нервного элемента на другой. Тем более что: «Психофизиологической основой ассоциации является условный рефлекс» (там же, стр. 24). То, что условный рефлекс есть распространение возбуждения от одного нервного элемента на другой (то есть, между центрами анализаторов ассоциируемых раздражителей), общеизвестно. Что такое активирующая подкорковая структура, я думаю, понятно — formatio reticularis.
     Гипотетически участие фронтальной коры (на мой взгляд, речь должна идти, в первую очередь, о ней) в ассоциативном процессе может быть представлено следующим образом. Если условно принять неокортикальные колоночные структуры за субстратную «единицу мышления», то «снятие» между конкретными колонками (имеющими отношение к целевой ассоциации), постоянно подаваемого тормозного воздействия со стороны фронтальной коры, будет приводить к замыканию ретикулярной формацией ствола мозга именно этих колоночных структур, а не каких-либо иных. Если тормозное влияние фронтальной коры на все остальные колоночные структуры сохранено, то для «уклонения мысли» с заданного целевым представлением «направления» нет никакой возможности. Schaltspannung Ойгена Блёйлера в норме. Пока постулируем.
     «У животных удалось выработать условные рефлексы во время охлаждения разных областей коры больших полушарий» (Б. И. Котляр, «Пластичность нервной системы», М., 1986, стр. 195).
     «Аналогичный результат был получен при выработке условных пищевых и оборонительных рефлексов после двустороннего выключения сенсомоторных областей коры или большей части неокортекса (Сосенков, 1974), а также всей новой коры, за исключением её височных областей (Плеханов, 1976). Чем больше был объём выключенного участка мозга при формировании временных связей, тем большую дезинтеграцию вносило его последующее включение в целостную деятельность. Сходный эффект был отмечен у обезьян с расщеплённым мозгом (Nakamura, Gazzaniga, 1978)» (там же).
     Вышеприведённые две цитаты прямо указывают на совершенную необязательность участия неокортикальных структур в условнорефлекторном процессе. Соответственно, речь идёт о ключевой роли подкорковых структур, а именно ретикулярной формации ствола мозга. Конкретнее на это указывает, например, следующая работа: «Нейроны педункуло-понтийного ядра покрышки среднего мозга принимают участие в условнорефлекторном обучении» (МГУ им. М. В. Ломоносова, биол. фак., Москва, доклад на конференции, 2000).
     Цитата: «Педункуло-понтийное ядро (ППЯ) расположено в ретикулярной формации ствола и является одной из ключевых холинергических структур мозга». Доктор биол. наук Тимофеева Наталья Олеговна много лет работала с профессором Борисом Израилевичем Котляром. istina.msu.ru

     В свете вышесказанного, интерпретация указанного опыта профессором А. Б. Коганом выглядит совершенным нонсенсом. Оно антинаучно в свете следующего:  «К началу текущего столетия, — писал Н. Г. Колосов (1974), — было накоплено большое количество убедительных фактов, доказывающих рефлекторную фунцкцию вегетативных ганглиев и позволяющих рассматривать эти последние как настоящие перефирические рефлекторные центры, способные осуществлять свою замыкательную функцию и без участия ЦНС» (В. Ф. Ананин, Проблемы неврологии ХХ века: Крушение иллюзий и новые открытия: монография. М.: изд-во РУДН и Биомединформ, 1992. 120 с., стр. 16).

     Ещё цитата: «Подводя итоги исследований своего коллектива, И. А. Булыгин (1981) писал: «Вегетативные ганглии выполняют рефлекторную функцию, в основе которой лежит синаптическое соединение в ганглиях афферентных, эфферентных и вставочных вегетативных нейронов. Тела афферентных нейронов, соединяющих внутренние органы с экстрамуральными симпатическими ганглиями и ЦНС, лежат в интра- и экстрамуральных ганглиях и по ходу вегетативных нервов. Они принимают участие в образовании афферентного звена истинных периферических рефлексов, замыкающихся в превертебральных и паравертебральных симпатических ганглиях и на уровне спинного мозга» (там же, стр. 17).

Ассоциативный процесс — Студопедия

Отметим ту важную роль, которую занимают ассоциативные процессы в рассмотрен­ной нами модели. В самом общем случае положительные чувства или положительное отношение к рекламе, или трансформированный предыдущий опыт должны ассоцииро­ваться с торговой маркой. В истории рекламы есть множество примеров рекламных кампаний, очень занятных и очень понравившихся потребителю, но не оказавших же­лаемого влияния, так как реклама не стала ассоциироваться с маркой. Отдельные потре­бители могли пересказывать рекламные объявления, но не могли вспомнить, товар ка­кой марки в них рекламируется. Итак, жизненно важно быть уверенным в том, что дос­тигнутая ассоциация надежно свяжет марку (ее название и/или логотип) с чувствами, вызываемыми рекламой. Ассоциация усиливается, когда марка — главный действующий объект рекламы и когда некоторый вид уникальной связи предполагается между маркой и чувством.

Создавать такие ассоциации исключительно важно, так как вполне очевидно, что выбор товара происходит гораздо позже момента встречи с рекламным объявлением (как мы уже это рассматривали в главе 5). Реклама становится практически бесполез­ной, если пробуждает чувства, которые не связываются с маркой или названием товара, т.е. чувства, которые не испытываются повторно при встрече с товаром, которые не за­поминаются, не используются потребителем при более поздней оценке товара с точки зрения возможной покупки. Дуглас Стейман (Douglas Stayman) и Раджив Батра показа­ли, что потребитель, испытывающий определенные чувства при упоминании названия марки, может вспомнить эти ощущения гораздо позже, когда будет думать о названии марки. Другими словами, чувства, вызванные рекламой, и имя марки связываются и ас­социируются в уме потребителя [18]. Очевидно, что некоторые типы рекламных сооб­щений воплощают это успешнее других, далее в этой главе будет рассказано, как созда­вать такие успешные чувственно ориентированные рекламные объявления.



Теория и психологические исследования могут пролить свет на то, как эти ассоциа­ции создаются. Одна из таких теорий — эффект воздействия, обсуждалась в главе 5. Сейчас мы рассмотрим некоторые другие способы создания ассоциаций, которые пред­ставлены среди элементов модели на рис. 9.4.

Трансформирующая реклама: трансформация опыта предыдущего использования……..


Как показано на рис. 9.4, один из способов успешного ассоциирования чувств, пробу­ждаемых рекламой, с маркой товара, — это трансформирующая реклама, концепцию кото­рой связывают с доктором Уильямом Уэллсом (William Wells) из DDE Needham. Такая рек­лама включает развитие ассоциаций с маркой или использования марки так, что опыт ис­пользования этой марки трансформируется или изменяется в нечто абсолютно новое [19J. Примером этому может служить реклама сигарет Marlboro, благодаря которой человек, ку­рящий сигареты Marlboro, испытывает чувства независимости, мужественности, силы, именно те чувства, которые предположительно испытывает ковбой Мальборо.

Трансформирующая реклама вовлекает два типа ассоциаций. Создание и закреп­ление обоих жизненно важно для успеха рекламы. Первый тип — это ассоциации оп­ределенных чувств с предыдущим опытом использования. Возможно, потребуется соз­дание ассоциации чувств не только с опытом использования (употребление «бабушкиного печенья» пробуждает «материнские чувства»), но и с типом пользователя (активные, стильные люди носят джинсы Levi’s). Второй тип ассоциаций — это ассоциации между опытом использования или пользователем (к которому уже «привязаны» эти чувства) и товаром.

Кристофер Путо (Cristopher Puto) и Уильям Уэльс (William Wells) замечают, что благодаря этим двум типам ассоциаций трансформирующей рекламе присущи сле­дующие характеристики [20].

1. Она должна превращать опыт использования в более богатый, приятный, волнующий, более радостный, чем тот, который можно получить только из объективного использования рекла­мируемой марки.

2. Она должна настолько сильно соединять впечатление от рекламы с опытом использования то­вара, чтобы при вспоминании товара обязательно вспоминалось и впечатление от рекламы.

Ассоциацию чувств с опытом использования и/или маркой можно создать с по­мощью короткого рассказа, техники «драматической рекламы» или специфических рекламных элементов, например специально подобранной музыки.

Ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления » Битрейника

Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.

Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.

Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

  • Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).
  • Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).
  • Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).
  • Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).
  • Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).
  • Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).
  • Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).
  • Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).
  • Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

  • Важность использования наглядного материала в процессе обучения;
  • Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.
  • Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты.  И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

  • способствует развитию воображения;
  • помогает генерировать новые, незаурядные идеи;
  • облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
  • улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
  • стимулирует работу мозга;
  • улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать из нашей статьи Ассоциативная память. Развитие ассоциативной памяти.

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

  1. Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.
  2. Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).
  3. Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.
  4. Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело,  интересно и развивает ассоциативное мышление.
  5. Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?
  6. Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

1. По изменению темпа мышления:

  • Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.
  • Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.
  • Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.
  • Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

2. По подвижности, живости процесса мышления:

  • Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.
  • Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.
  • Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

3. По грамматическому построению речи:

  • Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.
  • Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.
  • Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

4. По целенаправленности:

  • Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.
  • Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.
  • Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).
  • Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).
  • Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения,  з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).
  • Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).
  • Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.
  • Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.
  • Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.
  • Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.
  • Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.
  • Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.
  • Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на тренажёрах для мозга онлайн .

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

Расстройства ассоциативного процесса





⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 12Следующая ⇒

Мышление — обобщенное отражение человеком предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях. Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнения и обобщения, абстракцию и конкретизацию с последующим переходом к образованию понятий.

Процесс ассоциации может нарушаться самым различным образом в зависимости от характера болезни, ее стадии, типа течения и исхода.

Нарушения ассоциативного процесса включают в себя:

1. Ускорение мышления выражается в том, что за единицу времени образуется большее число ассциаций, чем в норме, при этом их качество страдает в связи с незавершенностью. Быстро сменяющие друг друга образы, суждения и усозаключения отличаются крайней поверхностью. Мысли очень быстро сменяют друг друга, их так много, что больные, несмотря на очень быструю (“пулеметную”) речь, все-таки не успевают их высказывать. Внешне такая речь больных может напоминать шизофазию (разорванную речь), однако если ее записать, например, на магнитофон, то потом можно найти в ней определенный смысл, чего нет при шизофазии.

Ускорение ассоциативного процесса – обязательная производная маниакального синдрома различной этиологии.

Для патологически ускоренного течения ассоциативных процессов характерна также отвлекаемость: мышление больного становится поверхностным, склонным к моментальному переключению; все, что попадает в поле зрения такого больного, тут же привлекает его внимание, занимает его мысли, дает новое направление его идеям.

2. Замедление мышления характеризуется бедностью ассоциаций, замедленным течением ассоциативного процесса, заторможенностью его. Больные с такими явлениями жалуются, что у. них “часами не бывает в голове никаких мыслей”, “ничего не приходит в голову”. На вопросы они обычно отвечают очень лаконично, односложно, иногда только словами “да” или “нет”, часто после очень долгой паузы, когда у спрашивающего уже может создаться впечатление, что больной не расслышал или не понял вопроса.

3. Полная остановка течения мыслей (шперрунг, блокировка мыслей) характеризуется тем, что на фоне ясного сознания и при отсутствии галлюцинаций больной на какое-то время теряет нить беседы, ощущает полную пустоту в голове, перестает говорить и возвращается к исходному состоянию лишь через некоторое время. Характерно для шизофрении.



4. Насильственное мышление –в сознании больного, помимо его воли и желания, возникают случайные малозначимые мысли (их поток), от которых он не может избавиться (в таком случае говорят о наплыве мыслей, или ментизме).

5. Патологическая обстоятельность мышления заключается в чрезвычайной вязкости, тугоподвижности мыслительных процессов; больным очень трудно переключиться с одной темы на другую, они застревают на самых незначительных деталях, им все кажется важным, нужным — каждая мелочь, каждый штрих; они не могут выделить главного, основного, существенного. Характерна для эпилепсии, травм головного мозга и других видов психической патологии.

6. Персеверация мышления —патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что клинически выражается в повторении (иногда очень длительном) одних и тех же фраз или слов. Чаще всего такие больные могут правильно ответить только на первый вопрос врача, а затем уже однообразно повторяют тот же ответ или части его.

7. Вербигерация — речевая стереотипия — бессмысленное, нередко ритмическое повторение одних и тех же слов, реже — фраз или их обрывков.

8. Резонерство— склонность к пустым рассуждениям, когда, как говорят, “очень много слов и мало мыслей”. Такое мышление характеризуется бесплодностью, отсутствием конкретности, целенаправленности: “Вы видите, как это важно, мне бы хотелось сказать и отметить, что это очень важно, важность значительная, это надо отметить, вы же не будете думать, что это не важно”. В норме похоже на демагогию. Свидетельствует о длительно протекающем шизофреническом процессе.

9. Символическое мышление. Символика свойственна и нормальному мышлению тогда, когда она отражает общепринятые идеи, взгляды, связана с той или иной реальностью (например, символика гербов, математических знаков, наконец, рисунков в виде сердца, пронзенного стрелой).




При патологическом символизме (свойственном главным образом больным шизофренией) эта патология мышления сугубо индивидуальна и непонятна окружающим. Эта символика может касаться как отдельных слов, понятий, так и всего строя мышления в целом. Больной может воспринимать символически и речь окружающих.

Больной при беседе с врачом, пишущим его историю болезни, отвечал довольно адекватно до тех пор, пока врач не попросил его объяснить смысл поговорки “Куй железо, пока горячо”. Больной, спокойно до того сидящий, вдруг вскочил и кинулся к окну. На вопрос, почему он так поступил, ответил: “Вы же сами сказали: «Куй железо» … значит, «беги, пока не поздно»”.

При выраженных изменениях мышления речь больных может состоять из одних им понятных символов, в том числе и неологизмов (употребление новых, ни на что не похожих словообразований; больной при выражении удовольствия говорит “блюм-блям”, а при недовольстве чем-то — “пури-прури”).

10. Паралогическое мышление характеризуется отсутствием в мышлении логической связи; выводы, которые делает больной в таких случаях, не только не закономерны, но часто совершенно нелепы: “Я заболел шизофренией, потому что в детстве мало ел манной каши” или “Я хочу спать, а потому научите меня, пожалуйста, музыке”. Характерно для шизофрении.

11. Разорванность мышлениявыражается в отсутствии связи между отдельными мыслями или даже отдельными словами. Речь такого больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, и поэтому ее нередко называют словесной окрошкой, словесным салатом.Характерно для шизофернии.

12. Бессвязность мышления характеризуется полной хаотичностью, бессмысленностью мышления, речь состоит из набора отдельных слов, никак между собой не связанных: “Чудо-чудо… жили-были … ах, как холодно … день, пень, лень … до свидания …”. Инкогерентность внешне может напоминать то, что носит название разорванного мышления, но главное отличие состоит в том, что разорванное мышление возникает на фоне ясного сознания; инкогеренция же всегда является следствием помрачения сознания (обычно по типу аментивного синдрома, аменции).

 

Систематика сексуальных расстройств.


Половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием (F52).

Вся клиническая группа является фактически невротической, она должна дифференцироваться от многочисленных органических половых дисфункций, связанных с поражением периферических сосудов, в том числе пещеристых тел, спинномозговых нарушений, центральных нарушений, психоэндокринных синдромов.

Отсутствие или потеря полового влечения (F52.0).

Синоним импотенции. Вторичная импотенция может быть обусловлена множеством причин, прежде всего утратой удовольствия (ангедонией) по аффективным причинам (депрессия, шизофрения). Первичная — собственно изолированная потеря полового влечения, на которую, обычно у мужчин чаще, чем у женщин, возникает разной степени выраженности невротическая реакция в зависимости от возраста, то есть возраста естественного уменьшения полового влечения.

Расстройство отмечается у половины мужчин и женщин в возрасте после 45 лет, однако реальные цифры вероятно больше. Соотношение мужчин и женщин по данным скрытых опросов 1:1, по данным открытых опросов 1:2.

Клиника

Проблема основная, а не вторичная. Не исключает сексуального удовлетворения или возбуждения, но делает инициацию половой активности менее вероятной.

Диагностика

Уровень сексуального удовлетворения или возбуждения снижен, это делает половые акты редкими.

Дифференциальный диагноз связан с разделением первичной и вторичной импотенции.

Терапия

Психотерапия супружеской пары. Поведенческая терапия.











Расстройства ассоциативного процесса — это… Что такое Расстройства ассоциативного процесса?

— общее и неточное название нарушений процессов мышления.


* * *

Ускорение мышления характеризуется ускоренным течением ассоциативных процессов; мысли очень быстро сменяют друг друга, их настолько много, что больные, несмотря на довольно быструю речь, всетаки не успевают их высказать. Вышеуказанная речь напоминает шизофазию (разорванную речь), однако если ее записать, то при дальнейшем ее анализе можно найти определенный смысл, чего нет при шизофазии.

При патологическом ускоренном течении ассоциативных процессов также развивается отвлекаемость: мышление больного становится поверхностным, склонным к моментальному переключению; все, что попадает в поле зрения такого больного, тут же привлекает его внимание, занимает его мысли, дает новое направление его идеям. Крайняя степень отвлекаемости выражается в «скачке идей», когда мысли больных, молниеносно сменяя друг друга, переключаются с одного предмета на другой так быстро, что уже трудно бывает уловить в них какойнибудь общий смысл.

Возможно развитие нарушений в виде прерывистости ассоциаций.

При замедлении мышления наблюдается бедность ассоциаций, характеризующаяся замедленным течением ассоциативного процесса, его заторможенностью, при котором данные больные жалуются на «отсутствие мыслей в их голове по несколько часов», также они предъявляют жалобы на «пустоту в голове».


На вопросы такие люди отвечают чрезвычайно лаконично, односложно, преимущественно только словами «да» или «нет», часто после очень долгой паузы, когда у спрашивающего уже может создаться впечатление, что больной не расслышал или не понял вопроса. Больные в таком состоянии ни к кому, ни за чем не обращаются, первыми говорить не начинают.

Патологическая картина мышления проявляется в тугоподвижности мыслительных процессов; их чрезвычайной вязкости, таким больным очень трудно переключиться с одной темы на другую, они заостряют свое внимание на самых незначительных деталях, им каждая мелочь, каждый штрих кажется важным, нужным; они не могут выделить главного, основного, существенного.

К тому же патологическая обстоятельность мышления характеризуется весьма малой продуктивностью, зачастую собеседнику непонятно, что именно больной хотел сказать, какой смысл несла его длинная речь.

Персеверация мышления (регееуегаНо в переводе с латинского языка означает «настойчивость, упорство») характеризуется патологическим застреванием, задержкой внимания на одних и тех же представлениях. Внешне данная патология проявляется повторением, зачастую очень продолжительным, одних и тех же фраз или слов. Как правило, данные больные правильно могут ответить лишь на самый первый вопрос врача. При дальнейшей беседе с ними они однообразно повторяют ту же фразу, реплику либо ее часть.

Вербигерация (речевая стереотипия) характеризуется бессмысленным, зачастую ритмическим повторением одних и тех же слов, фраз или их обрывков.

Паралогичному мышлению свойственно отсутствие в мыслительной деятельности логической связи. При этом больные делают такие выводы, которые не только не закономерны, но часто совершенно нелепы. Они могут утверждать, «что не хотят есть и потому не научились играть на скрипке» и т. д.

Резонерство проявляется наклонностью к пустым, зачастую ненужным рассуждениям. Про таких больных обычно говорят – «очень много слов и мало мыслей». Данная патология мышления характеризуется отсутствием конкретики, целенаправленности, малой продуктивностью.

Разорванность мышления характеризуется отсутствием связи в речи больного. Как правило, она представлена отдельными мыслями, даже отдельными словами, в связи с чем речь таких больных окружающим кажется совершенно не понятной, лишенной всякого смысла, зачастую ее называют словесным салатом.

Вышеперечисленные расстройства мышления (паралогичное мышление, резонерство и разорванность мышления) являются характерными для шизофрении.

Бессвязность мышления (синоним инкогерентного мышления) характеризуется абсолютной хаотичностью, бессмысленностью мышления, речь состоит из набора отдельных слов, никак между собой не связанных: «Кот, телефон, мне очень жарко, березка, всего хорошего». Инкогерентность мышления с первого взгляда может напоминать разорванное мышление, однако главное отличие состоит в том, что разорванное мышление возникает на фоне ясного сознания; инкогерентное мышление всегда является результатом помрачения сознания по типу аментивного синдрома, аменции.

Символическое мышление присуще не только патологическому, но и нормальному мышлению. Оно отражает общепринятые идеи, которые напрямую связаны с той или иной реальной тематикой, такой, как символика гербов, математических знаков, различных символических рисунков в виде сердца, пронзенного стрелой.

Патологический символизм характерен больным шизофренией, данная патология мышления сугубо индивидуальна и полностью непонятна окружающим людям. Символизм таких людей может касаться как отдельных слов, так и общего мышления об окружающем мире, также больной может воспринимать символически и речь окружающих.

Больные с символическим мышлением зачастую придают особый смысл самым простым и обыкновенным вещам, например, желтый цвет обоев в чьейто квартире символизирует для них то, что в ней живут ненадежные, склонные к изменам люди; слова «хороший аппетит» говорят о том, что этот человек «сживет со света всех ему неугодных».

При более развитых изменениях мышления речь таких больных состоит из одних им понятных символов, зачастую неологизмов (употребление новых, ни на что не похожих словообразований; больной при выражении удовольствия может сказать «блюмблям», а при недовольстве кемлибо «крысибрыси»).

Наиболее характерным примером символического мышления служат рисунки, стихи, а также любое другое творчество больных. Автор широко известной пьесысказки, страдавший шизофренией, создал образ Синей птицы, ставшей затем для всех людей символом недосягаемого, призрачного счастья.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

Что такое ассоциативность операторов и почему это важно?

Переполнение стека

  1. Около
  2. Товары

  3. Для команд
  1. Переполнение стека
    Общественные вопросы и ответы

  2. Переполнение стека для команд
    Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами

  3. работы
    Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста

  4. Талант
    Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя

  5. реклама
    Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира

  6. О компании

Загрузка…

.

Почему композиция функций в Haskell правильно ассоциативна?

Переполнение стека

  1. Около
  2. Товары

  3. Для команд
  1. Переполнение стека
    Общественные вопросы и ответы

  2. Переполнение стека для команд
    Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами

  3. работы
    Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста

  4. Талант
    Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя

  5. реклама
    Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира

  6. О компании

Загрузка…

  1. Авторизоваться
    зарегистрироваться

.

ассоциативная обработка — определение — английский

Примеры предложений с «ассоциативной обработкой», память переводов

oj4 Повторяет свою убежденность, ранее выраженную в параграфе № резолюции № ноября № по отчету Комиссии. Процесс стабилизации и ассоциации для Юго-Восточная Европа — Первый годовой отчет, что европейская перспектива может быть только в том случае, если страны соблюдают Копенгагенские критерии, и просит Совет и Комиссию увязать помощь странам, участвующим в процессе стабилизации и ассоциации (страны SAP) и возможное продвижение к следующей стадии процесса стабилизации и ассоциации (SAP) в следующих условиях патент-wipo В процессе разделения воздуха криогенной дистилляцией, интегрированном с сопутствующим процессом, воздух разделяется в блоке разделения (1), жидкость направляется из блока разделения в связанный процесс, пар (3) является производным В результате связанного процесса, по крайней мере, часть пара используется в установке разделения и по крайней мере один поток жидкости (11) направляется из установки разделения воздуха в атмосферу, по крайней мере, когда пар используется в установке разделения воздуха. , Giga-fren При первоначальном общем рассмотрении и оценке инструментов процесса стабилизации и ассоциации Совет приветствовал прогресс, достигнутый в реализации повестки дня в Салониках, усилении процесса стабилизации и ассоциации с элементами процесса расширения (побратимство, разрешение участия в отдельных программах Сообщества, европейское партнерство, укрепление политического диалога и сотрудничества в области общей внешней политики и политики безопасности). патентов-wipo Система обработки включает запоминающее устройство и процессор. Запоминающее устройство способно представить (i) по меньшей мере один из множества связанных процессов математически для определения различных отношений между различными входами и выходами одного или нескольких представленных связанных процессов, и (ii) факторы неопределенности, которые связаны с этими определенные отношения. патентов-wipo Локальные контроллеры контролируют связанные процессы и работают в соответствии с данными управления в различной степени, чтобы управлять отслеживаемыми связанными процессами, тем самым взаимодействуя с глобальным контроллером для оптимизации технологического оборудования. патент-wipoA метод для связанной обработки служебной информации и служебного сервера, метод в основном включает в себя: прием служебной информации; получает связанную взаимосвязь между этой служебной информацией; и согласно упомянутой ассоциированной взаимосвязи упомянутая служебная информация обрабатывается соответствующим образом. Giga-fren • Характеристики нового продукта и изучаемых связанных процессов отличаются от обычных или существующих продуктов и связанных с ними процессов, т.е.е. нормальные, установленные рабочие состояния, такие, что «неясно, как эксперимент повлияет на процесс или производимый продукт» стратегии, принимая во внимание приоритеты процесса стабилизации и ассоциации, а также приоритеты, вытекающие из процесса предварительного присоединения, (14) помощь должна предоставляться на основе всеобъемлющей многолетней стратегии, которая отражает приоритеты процесса стабилизации и ассоциации. процесса, целей внутренней реформы стран-бенефициаров, а также стратегических приоритетов, определенных Европейским парламентом для процесса подготовки к вступлению. Giga-fren Поправка 3, изложение 14 (14) Помощь должна предоставляться на основе всеобъемлющей многолетней стратегии с учетом приоритетов процесса стабилизации и ассоциации, а также приоритетов, вытекающих из процесса предварительного присоединения, (14 ) Помощь должна предоставляться на основе комплексной многолетней стратегии, которая отражает приоритеты процесса стабилизации и ассоциации, цели внутренних реформ в странах-бенефициарах, а также стратегические приоритеты, определенные Европейским парламентом для подготовки к вступлению. process, EurLex-2 Дальнейшее развитие этих европейских партнерств обеспечивается в рамках механизмов, установленных в рамках процесса стабилизации и ассоциации, в частности, ежегодных отчетов о процессе стабилизации и ассоциации, Giga-fren Статья 14 Сотрудничество с другими странами, вовлеченными в процесс стабилизации и ассоциации, Албания будет проводить региональное сотрудничество — сотрудничество с другими странами, вовлеченными в процесс стабилизации и ассоциации, в некоторых или во всех областях сотрудничества, охватываемых настоящим Соглашением, и особенно в областях, представляющих общий интерес. Giga-fren Страны-кандидаты Болгария, Румыния, Турция и Хорватия (*), страны процесса стабилизации и ассоциации и потенциальные кандидаты Албания, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Сербия и Черногория, а также ЕАСТ страны Исландия, Лихтенштейн и Норвегия, входящие в Европейское экономическое пространство, присоединяются к этому заявлению ». (*) Хорватия продолжает участвовать в процессе стабилизации и ассоциации. Giga-fren Страны-кандидаты Болгария, Румыния, Турция и Хорватия (*), страны процесса стабилизации и ассоциации и потенциальные кандидаты Албания, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Сербия и Черногория и страны ЕАСТ Исландия и Норвегия, члены Европейской экономической зоны, присоединяются к этому заявлению.'(*) Хорватия продолжает быть частью процесса стабилизации и ассоциации. oj4 Последующая деятельность в рамках Европейского партнерства обеспечивается в рамках механизмов, установленных в рамках процесса стабилизации и ассоциации, в частности, Годового отчета о процессе стабилизации и ассоциации EurLex-2 Он должен должным образом учитывать приоритеты, установленные в Европейское партнерство имеет отношение к настоящему Соглашению и согласуется с механизмами, созданными в рамках процесса стабилизации и ассоциации, в частности с отчетом о ходе работы по процессу стабилизации и ассоциации. eurlex-diff-2018-06-20 (3) Республика Сербия, действующая в качестве председателя подкомитета CEFTA по таможне и правилам происхождения в рамках Центральноевропейского соглашения о свободной торговле (CEFTA) с участием Республики Молдова и участники Процесса стабилизации и ассоциации Европейского Союза (далее «Стороны CEFTA») проинформировали секретариат Объединенного комитета Конвенции о Решении 3/2015 от 26 ноября 2016 года Объединенного комитета Центральноевропейского соглашения о свободной торговле, вводящем возможность возврата пошлины и полной кумуляции торговли между Республикой Модова и участниками Процесса стабилизации и ассоциации Европейского Союза в рамках CEFTA. oj4 Принимая во внимание, что исключительные торговые меры предоставляются Сообществом странам, участвующим в процессе стабилизации и ассоциации ЕС или связанным с ним, включая Боснию и Герцеговину, на основании Регламента Совета (ЕС) № № / № от № сентября №, вводящего исключительные торговые меры для Страны и территории, участвующие в процессе стабилизации и ассоциации Европейского союза или связанные с ним, Сообщество заявляет патентов-wipo Каждый из графических элементов является исполняемым объектом, который включает свойство или переменную, которая может быть привязана к соответствующему объекту процесса, например полевое устройство, которое включает в себя несколько визуализаций, каждая из которых может использоваться для графического изображения ассоциированного объекта процесса на пользовательском интерфейсе, когда графический элемент выполняется как часть графического дисплея. MultiUn Напоминая о выводах, сделанных на Саммите Совета Европы, состоявшемся в Салониках, Греция, по # и # une # решениям Европейского совета о принципах, приоритетах и ​​условиях, содержащихся в Европейском партнерстве со всеми странами стабилизации. и процесс ассоциации и итоги встречи министров иностранных дел в Зальцбурге, Австрия, по процессу стабилизации и ассоциации с Европейским союзом, подтверждающие, что будущее Западных Балкан находится в Европейском союзе EurLex-2 Он будет должным образом учитывать приоритеты установлены в Европейском партнерстве, имеющем отношение к настоящему Соглашению, и должны соответствовать механизмам, установленным в рамках процесса стабилизации и ассоциации, в частности, отчету о ходе работы по процессу стабилизации и ассоциации. Giga-fren Партнерство в рамках процесса стабилизации и ассоциации Отчет о предложении относительно постановления Совета, вносящего поправки в Регламент (ЕС) № 533/2004 об установлении партнерских отношений в рамках процесса стабилизации и ассоциации (A6-0517 / 2007) Докладчик: EurLex-2 (11) Годовые отчеты о процессе стабилизации и ассоциации имеют центральное значение для обеспечения надлежащей реализации и последующей деятельности в рамках этого европейского партнерства, как и роль, которую играют другие механизмы, созданные в рамках стабилизации и ассоциации. обработать. eurlex Коммерческие положения, содержащиеся в настоящем Соглашении, носят исключительный характер, связаны с политикой, осуществляемой в рамках Процесса стабилизации и ассоциации, и не будут создавать для Европейского Союза никакого прецедента в торговой политике Европейского сообщества с в отношении третьих стран, кроме стран, охваченных процессом стабилизации и ассоциации

Показаны страницы 1. Найдено 36800 предложений соответствие фразы «ассоциативная обработка».Найдено за 68 мс. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

.

Что такое ассоциативное свойство?

В прошлых статьях мы говорили о двух арифметических свойствах, известных как коммутативное свойство сложения и свойство распределенности. С одной стороны, эти свойства — просто причудливые названия вещей, которые вы уже умеете делать. Но идеи, лежащие в их основе, действительно важны, и они могут помочь вам не только лучше понимать математику, но и быстрее решать задачи!

Два свойства, которые мы рассмотрели ранее, не единственные арифметические свойства.Итак, чтобы дополнить наши знания, сегодня мы говорим о третьем типе свойств, называемых ассоциативным свойством.

Что такое ассоциативное свойство сложения?

Коммутативное свойство, о котором мы говорили ранее, говорит о том, что можно менять местами два числа при их сложении или умножении. Но что, если вы имеете дело с более чем двумя числами? Например, что, если вы складываете или умножаете три числа? Или четыре числа? Имеет ли значение тогда порядок, в котором вы делаете что-то?

Вот тут-то и проявляется ассоциативность.Ассоциативное свойство сложения просто говорит о том, что способ, которым вы группируете три или более чисел при их сложении, не влияет на сумму. Другими словами, мы можем решить задачу 4 + 6 + 8, либо сложив первые два числа, 4 + 6 = 10, а затем прибавив эту сумму к последнему числу 10 + 8 = 18, либо сначала добавив два последних числа. чисел, 6 + 8 = 14, а затем прибавляем эту сумму к первому числу 14 + 4 = 18.

Круглые скобки и ассоциативное свойство

При написании этого мы показываем разницу в скобках.Первый способ записывается (4 + 6) + 8 с частью 4 + 6 в скобках, чтобы показать, что это происходит первым, а второй способ записывается 4 + (6 + 8), чтобы показать обратный порядок. Конечно, независимо от того, каким способом вы решите эту проблему, ответ всегда будет 18. Хотя один способ действительно делает задачу немного проще, чем другой… к которому мы вернемся через минуту.

Что такое ассоциативное свойство умножения?

Подобно тому, как это работает для сложения, ассоциативное свойство умножения говорит о том, что способ, которым вы группируете три или более чисел вместе при их умножении, не имеет значения.Другими словами, в задаче 2 x 3 x 4 вы можете либо умножить первые два числа, 2 x 3 = 6, а затем умножить это на последнее число 6 x 4 = 24 — записанное как (2 x 3) x 4 — или вы можете умножить последние два числа, 3 x 4 = 12, а затем умножить это на первое число 12 x 2 = 24 — записанное как 2 x (3 x 4). В любом случае ответ — 24.

Примеры ассоциативного свойства в реальном мире

До сих пор мы говорили об ассоциативном свойстве абстрактно. Итак, давайте уделим минутку, чтобы подумать о том, как можно более реально взглянуть на вещи, чтобы помочь вам лучше понять, что на самом деле означает ассоциативность.

Вы можете визуализировать ассоциативное свойство в терминах изготовления бетона из комбинации трех ингредиентов: цемента, гравия и воды. Если сначала вылить в ведро мешок с цементом вместе с небольшим количеством гравия, затем добавить в эту смесь воды и перемешать, все у вас получится. Но если вместо этого налить в ведро цемент и воду, перемешать и немного подождать, вы обнаружите, что не можете смешать гравий, потому что цемент уже затвердел! Другими словами, сложение цемента, гравия и воды для изготовления бетона — это , а не ассоциативный процесс!

Как использовать ассоциативное свойство для ускорения арифметических операций

Хорошо, теперь, когда у вас есть реальная картина того, что это означает, разумно задаться вопросом, почему вам следует заботиться об ассоциативном свойстве?

[[AdMiddle] Когда мы впервые узнали о коммутативном свойстве сложения, мы обнаружили, что можем использовать идею изменения порядка чисел в сумме, чтобы помочь нам выполнять молниеносное сложение в уме.И если вы задумаетесь, то увидите, что при этом мы не только полагались на коммутативное свойство, но и на ассоциативное свойство. Так что у вас есть веская причина быть за это благодарным!

Как и при сложении, вы можете использовать коммутативные и ассоциативные свойства умножения, чтобы быстрее умножать числа. Идея состоит в том, что вместо умножения списка чисел в порядке их написания слева направо вы можете умножать их в любом порядке.Например, в задаче типа 3 x 4 x 10 x 5 было бы разумно сначала умножить 4 x 5, чтобы получить 20 (разумно, потому что это дает вам четную степень 10), а затем умножить 20 х 10, чтобы получить 200, и, наконец, умножьте 200 х 3, чтобы получить 600.

Почему это хорошая идея? Потому что это намного меньше работы, чем движение слева направо следующим образом: 3 x 4 = 12, 12 x 10 = 120, 120 x 5 равно … гм, погоди секунду, мне нужно подумать об этом … хорошо , это 600. Понимаете, о чем я? Я определенно предпочитаю решать задачу первым и работать с четными степенями 10 как можно больше!

Заключение

Хорошо, на этом все математические вычисления у нас есть на сегодня.Пожалуйста, присылайте свои математические вопросы и комментарии по адресу [email protected]. Вы можете получать обновления о подкасте Math Dude «Video Extra!» эпизоды на YouTube и все другие мои размышления о математике, науке и жизни в целом, подписавшись на меня в Twitter. И не забудьте присоединиться к нашему огромному сообществу поклонников математики в социальных сетях, став поклонником Math Dude на Facebook.

До следующего раза, это Джейсон Маршалл с «Быстрые и грязные советы математика, которые помогут упростить математику» .Спасибо за чтение любителям математики!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *