Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу)
Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу) позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».
Теория Рокича. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:
- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико,
- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени,
- ценности организованы в системы,
- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.
- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу):
Инструкция:
Вам будет предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
Тестовый материал для исследования ценностей Рокича.
Список А (терминальные ценности):
1) активная
Методика Рокича «Ценностные ориентации»: интерпретация и обработка результатов
В XX веке жил такой известный американский психолог, как Милтон Рокич. Практически всю свою карьеру он посвятил изучению общественных и личных ценностей. Хотя начинал Милтон как психиатр. Но известен он как разработчик уникальной концепции ценностных ориентаций личности. И эта методика Рокича пользуется во всём мире огромной известностью. Как и тест, основанный на ней. Впрочем, обо всём по порядку.
Общие положения
Методика Рокича строится вокруг идеи о том, что ценностью является устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности чего-либо конкретного (мировоззрения, способа существования, цели жизни и т. д.). Однако также психолог предполагает, что их не так уж и много.
Всех их Милтон разделил на два типа – терминальные и инструментальные. К первым относятся убеждения, касающиеся того, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы стараться её достичь.
Второй тип ценностей называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждения, касающиеся того, что некое свойство личности или образ её действий всегда и в любой ситуации остаётся приоритетным.
То есть первый тип затрагивает цели индивидуального существования, а второй – методы их достижения и образов действий.
Специфика
Методика Рокича также подразумевает анализ ценностей и деление их на группы, что логично, так как все убеждения касаются определённых жизненных сфер. Соответственно, существуют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. К упомянутому выше инструментальному типу относятся убеждения, касающиеся общения, этики, дела, альтруизма, самоутверждения, других людей.
Методика Рокича, как показывает практика, является интересной и эффективной. Её достоинство заключается в универсальности, экономичности и удобстве. «Обследовать» человека с её помощью можно очень легко, как и обработать результаты. И списки ценностей (иначе называемые стимульным материалом) варьировать можно, и инструкции изменять.
Правда, некоторые выделяют и недостатки. К ним относится социальная нежелательность и вероятность того, что человек, согласившийся на тест, будет неискренним.
Как проводится исследование?
Итак, что представляет собой методика М. Рокича – ясно. Как же проходит сам тест?
Человеку предлагается два списка, в котором указаны ценности (инструментальные и терминальные). По 18 в каждом. В какой форме, в принципе, не важно. Обычно их предоставляют на листках А4 в виде перечня или на карточках.
Когда человек получил материал, ему дают задачу – присвоить каждой ценности номер. Сначала ему надо разобраться с терминальным списком, а потом с инструментальным.
Психологи, которые обычно и проводят такие тесты, могут задавать вопросы, которые приближают их к системе предпочтений испытуемого. Нередко они интересуются тем, насколько реализованы ценности в его жизни. Отвечают, обычно, в процентах. Ещё могут спросить, как расположил бы человек карточки 5 или 10 лет назад. Или как их распределили бы близкие ему люди. Вопросы могут влечь за собой другие, более личные, потому очень важно, чтобы тестирование было добровольным и, желательно, проводилось тет-а-тет.
Список № 1
Теперь можно перечислить непосредственно те понятия, которые включает в себя методика «Ценностей ориентации» Рокича. Первый список – термальный. Он включает в себя следующие понятия:
- Активная жизнедеятельность.
- Мудрость.
- Здоровье.
- Увлекательная работа.
- Искусство и природа.
- Любовь и близость.
- Финансовый достаток.
- Наличие преданных друзей.
- Уважение и признание других людей.
- Возможность учиться.
- Саморазвитие.
- Возможность жить продуктивно («на полную» использовать перспективы и возможности).
- Развлечения и досуг.
- Независимость и свобода.
- Счастье в личной жизни.
- Возможность заниматься творчеством.
- Самоуверенность.
- Счастье других людей.
Итак, это 18 ценностей, которые включает в себя терминальный список. На карточках, обычно, в скобочках указывается более широкое их определение, но и так можно понять, что подразумевается.
Список № 2
Но это ещё не всё, что включает в себя методика Рокича. Обработка результатов выполняется психологом только после того, как человек разберется с каждым списком. И вот что включает в себя второй, инструментальный:
- Аккуратность.
- Воспитанность.
- Умение радоваться жизни.
- Высокие требования к людям и к миру.
- Исполнительность.
- Независимость.
- Неумение принимать недостатки (как в себе, так и в остальных).
- Интеллектуальность и образованность.
- Ответственность.
- Рационализм.
- Самоконтроль.
- Смелость, храбрость.
- Твёрдая воля.
- Умение проявлять терпимость.
- Широкие взгляды, отсутствие «рамок».
- Честность.
- Трудолюбие и продуктивность.
- Заботливость, чуткость.
Как можно видеть, списки отличаются принципиально. Как минимум тем, что во второй список включены понятия, относящиеся к личностным качествам, которые нередко играют роль в процессе достижения того, что перечислялось в первом.
Как пройти тест?
В самом начале говорилось, что каждой ценности приписывается порядковый номер. Минимум – 1, а максимум – 5. Единицей отмечаются ценности, не имеющие никакого значения. Двойкой — те, которые, в принципе, могут быть важны. Тройкой — ценности с определённым, конкретным значением. Четвёркой — важные утверждения. И пятёркой — то, что человек ставит превыше всего.
Как определять результат?
Это важная тема. Результаты по методике Рокича обычно определяет психолог, так как и тест проводит тоже он. Но в общих чертах стоит рассказать, как это делается.
Итак, тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понять смысл его действий или поступков. Результаты определяются по так называемой шкале достоверности. Она призвана определить, насколько сильно человек хочет, чтобы его поступки положительно оценивались окружающими. И чем выше оказывается результат – тем больше испытуемый соответствует, так называемому, «одобряемому» образу. Но критическим порогом общепринятого теста является отметка в 42 балла. Если результаты его перешагнули, то либо они недостоверны, и человек был нечестен, либо перед психологом сидит сложная личность.
Но во внимание принимаются не те баллы, которые набрал человек, выставляя номера ценностям. Психолог обращается к шкале достоверности. Если человек, например, поставил пятёрку утверждению, которое относится к отрицательной шкале, то ему присвоят 1 балл. То, что несёт отрицательное значение, он отметил единицей? Тогда ему ставят «пять». Шкала весьма объёмная, но с ней при желании можно ознакомиться в индивидуальном порядке.
Интерпретации
Итак, в целом понятно, что представляет собой методика Рокича «Ценностные ориентации». Обработка результатов – это дело психолога, но вот об интерпретациях стоит немного рассказать. Их несколько.
Есть интерпретация методики Рокича по жизненным ценностям. Если используется такой вариант теста, то по его итогам получается выяснить, что человек считает своей главной целью – саморазвитие, духовное удовлетворение, креативность, социальное взаимодействие, престиж и уважение, достижения и успех, богатство и финансы или сохранение личной индивидуальности, уникальности.
Есть интерпретация по жизненным сферам. В ходе теста выясняется, какая область является для человека важнейшей – профессиональная, образовательная, семейная, общественная, развлекательная или сфера физической активности.
Это две наиболее распространенные интерпретации. Впрочем, неудивительно, почему именно они. Одна интерпретация направлена на выяснение внутреннего мира человека. А другая – на его внешний мир и сферу, в которой ему комфортно существовать. Впрочем, и то и другое связано неразрывно.
Что ещё следует знать?
Методика «Ценностные ориентации» отзывы получает преимущественно положительные. Даже ученые-психологи отмечают, что она является самой проработанной и достоверной. Неудивительно, ведь Милтон Рокич является основателем понятий ценностей в принципе.
И её эффективность доказана. Проводились разные исследования – и активней всего, конечно, в них участвовали молодые люди: школьники и студенты. Особенно старшеклассники. И большинство из них ставили на первое место терминальных ценностей здоровье и семейную жизнь, друзей, любовь, финансовый достаток и уверенность в себе. Из инструментального списка многие выбрали жизнерадостность, ответственность, воспитанность, терпимость и исполнительность. Такой выбор не удивителен. Более того, он правильный и предсказуемый. Слишком глобально для подростков? Отнюдь. Подтверждение тому – изречение психолога Эрика Хомбургера Эриксона. Он уверял, что молодые люди, в своем роде, должны быть «акробатами». Уметь одним лишь мощным движением опустить перекладину своего детства, перепрыгнуть через неё, и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Причем за максимально короткий промежуток времени.
И это лишь один из примеров. На самом деле методика Милтона Рокича действительно интересная, действенная и результативная. И если есть желание вместе с возможностью – стоит пройти такой тест. Одному или с кем-то – как угодно. Хотя бы ради интереса.
Методика «Ценностные ориентации» Милтон Рокич
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник:
Все учебники
Выберите тему:
Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
374180
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
Методика Рокича «Ценностные ориентации»: плюсы и минусы
Психология — очень занимательная наука. Особенно увлекательна прикладная психология. Её действие можно наблюдать непосредственно. Поведение людей в обществе и в некоторых ситуациях определяется неким набором причин. Исходя из них и своих ценностей, человек совершает то или иное действие. Исследование ценностей каждого отдельного индивида — очень затягивающий процесс, который может привести к огромным социологическим и психологическим результатам.
Что такое ценности?
Ценности – это определённые взгляды на жизнь и весь окружающий мир. Они во многом определяют человека как личность в обществе и задают направление его деятельности в любой сфере. На наборе ценностей строится жизненная философия каждого отдельного человека. Иногда люди не могут объяснить свои те или иные поступки. Это объясняется очень просто – у них имеются определённые ценности, которые влияют на поведение. Но эти приоритетные взгляды хранятся на уровне подсознания. Объективно объяснить и понять их человеку трудно. Но это возможно. В таких случаях очень полезно навестить профессионального психолога, который поможет разобраться в себе и найти верное решение. Им может стать методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.
Исследования ценностных ориентаций
Поскольку речь зашла о ценностях каждого человека, то следует уделить особое внимание изучению этого вопроса. Исследованием данной сферы занимался Милтон Рокич – известный американский психолог. Несмотря на то что свою трудовую деятельность он начинал психиатром, вскоре его увлекла сфера общественных отношений и ценностей. Главным достижением считается разработанная методика Рокича «Ценностные ориентации». Это личностный тест, который выявляет и фиксирует ценностные аспекты.
Методика
Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, возможно и групповое тестирование. Но отдельные тесты считаются более качественными и точными.
Респонденту дают два списка ценностей, в каждом из них по 18 пунктов. Они могут быть на листках или на специальных карточках. Затем испытуемый должен прочитать все ценности и напротив каждой поставить её порядковый номер, в соответствии со своей ценностной системой. Чем значительнее указанная ценность – тем выше её ранг.
Стоит отметить, что каждая группа ценностей, состоящая из 18 пунктов. – это не просто набор любых приоритетов. Первая карточка — это список терминальных ценностей, вторая – список инструментальных ценностей. После того как испытуемый проставил порядковый номер, он должен сдать две карточки в порядке их важности. Другими словами, определить, какая из двух групп ценностей более важна для него.
Важно! Во время прохождения теста решение человека о важности той или иной категории может меняться. Не следует сразу забирать результаты – дайте время прочесть и обдумать написанное. Считается, что последний вариант сдачи результатов является наиболее точным.
Материал теста
Первая карточка представляет собой терминальные ценности. Ознакомимся с ними:
- Эмоционально насыщенная, яркая жизнь.
- Мудрость и жизненный опыт, которые показывают зрелость личности.
- Абсолютное здоровье (эмоциональное, психическое, физическое).
- Захватывающая работа.
- Чувство прекрасного в природе, музыке, поэзии.
- Любимый человек, полное взаимопонимание и любовь.
- Финансовая независимость и обеспеченность денежными средствами для осуществления своих потребностей и желаний.
- Долгая и верная дружба.
- Признание общества, всеобщее уважение.
- Возможность читать лучшие книги, путешествовать, постоянно развиваться и совершенствоваться.
- Полная самоотдача, максимальная реализация своего потенциала.
- Полноценное и всеобъемлющее развитие.
- Приятная жизнь, удовольствия и отсутствие обязательств.
- Независимость и свобода в поступках и мыслях.
- Домашний очаг, родная семья.
- Добро во имя других, самопожертвование.
- Возможность творческой самореализации.
- Внутренняя сила, уверенность в своих способностях, душевная гармония и спокойствие.
Рассмотрим инструментальные ценности:
- Порядок и аккуратность во всём.
- Благовоспитанность, умение себя вести в обществе.
- Амбициозность, большие запросы.
- Способность радоваться жизни.
- Ответственность и исполнительность.
- Способность к принятию самостоятельных решений.
- Жажда постоянного совершенствования себя и остальных.
- Широкий кругозор, образование, интеллект.
- Чувство долга, умение давать и держать обещания.
- Логика, рационализм, здравый смысл.
- Умение подчинять себя воле.
- Храбрость.
- Уверенность в себе в трудных ситуациях.
- Толерантность, терпимое отношение к другим, умение прощать.
- Возможность принимать точку зрения другого человека.
- Искренность и честность.
- Умение продуктивно трудиться.
- Умение проявлять заботу.
Ответ к тесту
Очень проста в анализе методика Рокича «Ценностные ориентации». Интерпретация полученных результатов теста означает определение факторов, из-за которых человек именно так отсортировал ценности. После этого главной задачей является понять, по каким причинам он сделал именно так, что его на это сподвигло. Необходимо определить группы ценностей, которые испытуемый выделил более всего. Например, это могут быть ценности блока семьи, самореализации и т. д. Ценностные ориентации инструментального типа могут группироваться в этические блоки, блоки добра и помощи другим и т. д.
Анализ результатов
Обработка методики Рокича «Ценностные ориентации» должна проходить постепенно. Специалист должен улавливать индивидуализм человека в его ответах. Для этого следует проводить вдумчивый неспешный анализ. Необходимо вывести определённые закономерности, которые присущи именно этому человеку. Методика Рокича «Ценностные ориентации» предполагает обязательный поэтапный анализ.
Особые случаи
Если потраченное время и усилия не дают определённых результатов, значит, дело в другом. Подобная ситуация при анализе результатов теста может говорить о том, что респондент является несформировавшейся личностью. Это может быть ребёнок, подросток или просто растерянный молодой человек. В любом случае его ценностная система претерпевает много изменений, она лишь формируется. Тестировать таких людей бессмысленно. Им желательно пройти тест тогда, когда они определятся, достигнут внутреннего покоя. Иначе получатся просто неправильные результаты, которые никому ничего не скажут. Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича применима только для сформировавшихся личностей.
Ещё одной причиной невозможности проведения анализа испытуемого может быть неискренность его ответов. Каждый человек – закрытая книга. Трудно сказать, зачем человек пришёл на тестирование, если отвечает неправду. Скорее всего, он имеет некоторые предубеждения, и решил доказать себе или кому-то другому, что психология не заслуживает оказываемого ей внимания. Жаль, что вместе того, чтобы развиваться и самосовершенствоваться, человек что-то кому-то доказывает.
Достоинства методики
Главными достоинствами методика Рокича «Ценностные ориентации» является её универсальность. Она применима ко всем людям и может определять их ценности. Также она очень удобна – материал для теста готов, необходимо лишь раздать его респондентам, а затем провести тщательный анализ. Важным показателем является экономичность в процессе проведения, обработки и анализа полученных результатов. Дорогостоящие исследования проводятся редко, ведь для этого надо найти спонсоров. А методика исследования ценностных ориентаций Рокича помогает анализировать и делать выводы с помощью очень простого, но рационального тестирования.
Методика является очень гибкой. Перечни ценностей и инструкции к выполнению теста могут изменяться. Это делается для того, чтобы лучше рассмотреть характер человека с разных точек обзора.
Недостатки методики
Главным и очень существенным недостатком данной методики является её открытость. Человек понимает, что его будут тестировать. И, к сожалению, многие респонденты отвечают не то, что они думают на самом деле, а то, что уместно и правильно с точки зрения общечеловеческих ценностей. Эта парализует возможность анализа каждого индивида как отдельного и неповторимого. Образ человека получается общим, неточным и расплывчатым. Это очень весомый недостаток. Психологи пытаются уменьшить его влияние на проведение тестирования. Перед началом они разговаривают с аудиторией, пытаясь донести до неё важность правдивых ответов. Некоторые люди понимают и отвечают правду. Но всё равно остается определённый процент тестируемых, которые хотят казаться «правильными» в глазах общественности.
Также есть люди, которые просто не хотят, чтобы кто-то знал и понимал их лучше, чем они сами. Они отвечают неправду и считают, что поступают правильно. Что ж, это их право.
Общее впечатление
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича даст достоверные результаты в том случае, если тест будет добровольным и мотивированным. Кроме того, между психологом и респондентом необходим налаженный контакт. Это не должны быть деловые или официальные отношения.
Для того чтобы каким-то образом уменьшить влияние негативных сторон методики, следует постоянно пересматривать инструкцию к тесту. Можно и нужно вносить поправки, которые помогли бы испытуемому открыться. Это поможет психологу делать правильные и обоснованные выводы о ценностных ориентациях человека.
Методика изучения ценностных ориентации Рокича неприменима для отбора людей в какую-то систему или при проведении экспертизы. Впрочем, тест Рокича остаётся актуальным на сегодняшний день.
Подводя итог, можно сказать, что описанная методика Рокича «Ценностные ориентации» имеет значительные достоинства и недостатки. Её активно применяют в различных сферах. Ценности каждого человека – это важный критерий при приёме на работу или в других ситуациях.
Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие
Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича
Ценностная ориентация – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок и предпочтений, выраженная в поведении.
Обычно у человека есть набор ориентиров его жизнедеятельности, зачастую многоуровневая система целей, к которым он стремится и которые определяют смысл его жизни. При этом цели, как и мотивы поведения, могут иметь свою диспозицию, расположение относительно друг друга в зависимости от их перспективы и важности. Диспозиция жизненных целей влияет на мотивацию поведения, точнее, цели разного уровня, важности и временного горизонта находятся в сложном взаимодействии друг с другом и потребностями, тем самым определяя мотивы поведения и их диспозицию. В трудовой деятельности представление о целях жизни работников позволяет уточнить особенности их направленности, точнее прогнозировать поведение и стимулировать их. Методика изучения ценностных ориентаций позволяет получить информацию о системе целей жизни человека. Она разработана в 1973 г. М. Рокичем. Автор определяет ценности личности, или ценностные ориентации, как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования»16.
Он считает, что люди обладают достаточно ограниченным набором ценностей, причем все считают ценностями одно и то же, хотя и в разной степени. К примеру, все ценят мир, однако у кого-то эта ценность получает более высокий приоритет, чем другие. Рокич выделяет два общих типа ценностей, причем в каждом из них может быть определена независимая система приоритетов (иными словами, две эти системы практически не связаны друг с другом). Первый тип ценностей можно назвать инструментальным, или ориентированным на средства, второй – терминальным, или ориентированным на конечные цели.
Инструментальные ценности предписывают определенные стандарты поведения или методы достижения цели. Два типа инструментальных ценностей соотносятся с моралью и компетентностью. Несоблюдение моральных ценностей (например, безнравственное поведение) вызывает чувство вины, несоблюдение ценностей, относящихся к сфере компетенции (например, проявление неумения), вызывает чувство стыда.
Терминальные ценности назначают конечные цели, или результаты индивида. Согласно Рокичу, нет достаточных оснований для того, чтобы считать их совокупность исчерпывающей для всех людей всех сообществ. Терминальные ценности могут быть личными (например, мир в душе) или социальными (например, мир во всем мире). Исследователь обнаружил, что повышение приоритета какой-либо личной ценности приводит к возрастанию приоритета личных ценностей вообще и к снижению приоритета социальных ценностей. И наоборот, возрастание приоритета социальных ценностей приводит к общему повышению приоритета других социальных ценностей и снижению приоритета личных. Люди, ратующие за мир во всем мире, вне всяких сомнений, считают равенство одним из главных своих приоритетов в ущерб таким приоритетам, как удовольствие или самоуважение. При выборе своих ценностей одни люди ориентируются на себя, другие же скорее ориентированы на иных людей. В табл. 8.5 приведены 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей, в которых нашли отражение наиболее значимые ценности американского общества.
Таблица 8.5
Терминальные и инструментальные ценности
Исследование 567 менеджеров из 12 стран показало, что такие инструментальные ценности, как широта взглядов, наличие способностей и смелость, менеджерами всех стран были признаны самыми важными, однако в отношении 75 % ценностей выявлены существенные национальные различия. Другое исследование, в котором приняли участие 658 египтян, 132 американца, 43 африканца и 101 араб, позволило выявить значительные национальные различия и в инструментальных, и в терминальных ценностях, причем самыми непохожими на американцев оказались египтяне.
Американские ученые, исследовавшие мнения 1460 американских менеджеров, попытались выявить основные ценности, представляющиеся наиболее важными на работе. Используя опросный лист Рокича для выявления инструментальных ценностей, они установили, что самыми желательными качествами работников менеджеры назвали ответственность и честность (этого мнения придерживалось около 85 % менеджеров), далее следовали наличие способностей (компетентность) (65 %), богатое воображение (55 %) и логичность (49 %). Послушание, чистоплотность, воспитанность и снисходительность были отнесены к числу наиболее важных качеств только 10 % менеджеров.
Различные группы людей могут исходить из разных систем ценностей. К примеру, как было установлено в других исследованиях, учащиеся и профессора школ бизнеса в среднем оценивают такие качества, как честолюбие, компетентность, ответственность и свобода, выше, чем прочие категории исследуемых. Соответственно, они придают меньшее значение помощи другим людям и заботе о них, а также эстетическим и культурным ценностям и проблемам, обусловленным социальной несправедливостью. В одном из исследований сравнивались позиции самых удачливых, средне и наименее удачливых менеджеров. Оказалось, что для самых успешных менеджеров в отличие от прочих их коллег наиболее важны экономические (например, комфортная жизнь) и политические (например, общественное признание) ценности.
При сравнении менеджеров с представителями других слоев населения выясняется, что они придают намного большее значение таким ценностям, как чувство успеха, самоуважение, комфортная жизнь и независимость. Высшей инструментальной ценностью менеджеры считают честолюбие, а терминальной – чувство успеха. Менеджеры чаще, чем остальные категории исследуемых, отдавали приоритет личным (а не социальным) ценностям и ценностям, определяемым стремлением к достижению каких-либо целей. При изучении всего населения оказалось, что открытость новому опыту – комбинация позитивных акцентов на широте взглядов, воображении, свободе и самоопределении в сочетании с ослаблением акцента на признании, послушании и конформности – оказалась доминирующей ценностью, присущей большинству людей. Каких-либо значимых гендерных (обусловленных полом) различий инструмент Рокича не выявил.
Этими ценностными предпочтениями можно объяснить, почему многие студенты школ бизнеса и даже многие практикующие менеджеры нередко подвергаются критике за излишний эгоцентризм и стремление к личным достижениям и продвижению. В будущем, как предполагается, менеджерам будет присуще более сбалансированное сочетание личных и общественных ценностей, таких, к примеру, как справедливость и взаимовыручка17.
Устанавливать диспозицию ценностей по Рокичу предлагается методом прямого ранжирования: каждое наименование ценности заносится на отдельную карточку, и человек распределяет их по степени важности для себя. То же самое можно получить, предложив респонденту перечень ценностей в виде опросного листа и попросив проставить ранги для них: 1-й ранг – для самой важной, 2-й – для второй по важности и т. д. Обычно достаточно получить информацию о первых пяти ценностях, поскольку влияние менее важных ценностей на поведение можно считать пренебрежимо малым. Отдельно ранжируются терминальные и инструментальные ценности.
Для повышения надежности ранжирования собственных актуальных ценностей полезен прием, предложенный С. Р. Пантелеевым: испытуемому предлагается, завершив ранжирование, оценить в процентах степень достижения им каждой ценности на настоящий момент18.
Определяя собственный состав жизненных целей и способов и средств их достижения, вы можете дополнить оба списка, изменить трактовку, а затем расставить приоритеты, актуальные на настоящий момент или на перспективу. Целесообразно время от времени возвращаться к этой методике, особенно в случае важных событий в жизни, таких как исполнение желания, мечты, изменение внешней среды. Результаты предыдущих оценок не следует забывать, их лучше сохранять в архиве, чтобы можно было получить представление о динамике собственной личности (ценностные ориентации, мотивы, потребности, интересы, идеалы, мировоззрение – это личностные свойства) и правильно объяснять причины прошлых ошибок и заблуждений.
Попытайтесь сформулировать систему ценностей в вашей жизни, используя методику М. Рокича. Вы вправе добавить любые формулировки инструментальных и терминальных ценностей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Методика «Ценностные ориентации» Рокича/Бланк для ответов — Psylab.info
Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики
< Методика «Ценностные ориентации» Рокича
_______________________________________________Фамилия, имя, отчество
Перечень А
Терминальные ценности | Место в жизни |
---|---|
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) | |
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) | |
Здоровье (физическое и психическое) | |
Интересная работа | |
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) | |
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | |
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) | |
Наличие хороших и верных друзей | |
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) | |
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) | |
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) | |
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) | |
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) | |
Счастливая семейная жизнь | |
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) | |
Творчество (возможность заниматься творчеством) | |
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) | |
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) |
Перечень Б
Инструментальные ценности | Место в жизни |
---|---|
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел) | |
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) | |
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) | |
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) | |
Исполнительность (дисциплинированность) | |
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) | |
Непримиримость к недостаткам в себе и других | |
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень) | |
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) | |
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) | |
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) | |
Смелость в отстаивании своего мнения | |
Чуткость (заботливость) | |
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) | |
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) | |
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) | |
Честность (правдивость, искренность) | |
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
Ценностные ориентации и мотивационно-потребностная сферы личности. Методика ценностных ориентаций М.Рокича
Система ценностей человека занимает важное место в структуре личности. Ценности являются одним из источников мотивации поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, который служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида.
Ценностные ориентации:
1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней;
2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения социального опыта.
Они проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.
В процессе совместной деятельности складываются групповые ценности. Совпадение важнейших ценностей членов группы обеспечивает ее сплоченность.
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича. В основе методики – принцип ранжирования списка ценностей. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на карточках, либо на листах бумаги в алфавитном порядке. Если испытуемый работает с карточками, то он должен разложить все ценности в порядке значимости для себя, сначала выбрав наиболее важную, затем из оставшихся самую важную и т.д. если он работает со списком, то должен присвоить каждой ценности порядковый номер в порядке значимости для себя (1 – наиболее важная, 2- немного менее важная и т.д., 18 – наименее важная). Испытуемый ранжирует ценности сначала из одного списка (терминальные ценности), затем из другого (инструментальные ценности).
М.Рокич различал два класса ценностей:
- терминальные – это ценности-цели, т.е. то, к чему человек стремится. К терминальным, например, относятся такие ценности, как «здоровье», «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание», «развлечения», «счастливая семейная жизнь» и др.
- инструментальные – это ценности-средства, т.е. предпочтительный образ жизни или способ действия в какой-либо ситуации. К инструментальным относятся такие ценности, как «воспитанность», «высокие запросы», «жизнерадостность», «образованность», «ответственность», «терпимость» и др.
Методика ценностных ориентаций М.Рокича.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал, так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются:
- «конкретные» и «абстрактные» ценности;
- ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д.
Инструментальные ценности могут группироваться в:
- этические ценности, ценности общения, ценности дела;
- индивидуалистические и конформистские ценности;
- альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.
Психолог должен уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Также важно проанализировать соответствие предпочтительных ценностей-целей и ценностей средств. Так, например, на профконсультации девушка просит психолога оказать ей помощь в выборе профессии; основное требование – чтобы профессия была ей интересна. Но при выполнении методики М.Рокича оказывается, что на первом месте у нее ценности семьи, а ценности профессиональной реализации где-то на одном из последних мест.
Также проведенное нами исследования на группе девиантных подростков показало, что их ценности-цели во многом совпадают с ценностями-целями благополучных подростков. На первых позициях в обеих группах была «материально обеспеченная жизнь». В остальном были обнаружены различия. У девиантных подростков на одном из первых мест стоит «развлечения», а в группе благополучных – «интересная работа». Кроме этого, в группе благополучных подростков в иерархии ценностей-средств (с помощью которых они предполагают достигать поставленные цели) «образованность» оказалась на одном из первых мест, а у подростков с нарушениями поведения «образованность» стоит где-то в конце списка, а наиболее ценной является – «жизнерадостность». Таким образом, сравнительный анализ показывает, что в большинстве своем подростки (как благополучные, так и с нарушениями поведения) хотели бы иметь материально обеспеченную жизнь. Но благополучные предполагают, что этой цели они достигнут, получив хорошее образование, а девиантные — что это благополучие им «свалится с неба», пока они будут приятно проводить время.
Метод Рокича «Ценностные ориентации»: плюсы и минусы
Психология — очень занимательная наука. Особенно увлекательна прикладная психология. Его действие можно наблюдать напрямую. Поведение людей в обществе и в некоторых ситуациях определяется определенным набором причин. Основываясь на них и их ценностях, человек совершает действие. Изучение ценностей каждого человека — очень длительный процесс, который может привести к огромным социологическим и психологическим результатам.
Что такое ценности?
Ценности — это определенные взгляды на жизнь и весь окружающий мир. Они во многом определяют человека как личность в обществе и задают направление его деятельности в любой сфере. На наборе ценностей строится жизненная философия каждого отдельного человека. Иногда люди не могут объяснить свои действия. Объясняется это очень просто — у них есть определенные ценности, которые влияют на поведение. Но эти приоритетные взгляды хранятся на подсознательном уровне. Объективно их сложно объяснить и понять.Но это возможно. В таких случаях очень полезно посетить профессионального психолога, который поможет разобраться в себе и найти правильное решение. Они могут стать методикой изучения ценностных ориентаций М. Рокича.
Исследование ценностных ориентаций
Так как речь шла о ценностях каждого человека, то следует уделить особое внимание изучению этого вопроса. Изучением этой сферы занимался известный американский психолог Милтон Рокич. Несмотря на то, что он начал свою карьеру психиатром, вскоре его привлекла сфера общественных отношений и ценностей.Главное достижение — разработанная методика «Ценностных ориентаций» Рокича. Это личный тест, который определяет и фиксирует ценностные аспекты.
Методология
Методология исследования ценностных ориентаций М. Рокич настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, возможно и групповое тестирование. Но индивидуальные тесты считаются более качественными и точными.
Респонденту дается два списка ценностей, в каждом из которых по 18 пунктов. Они могут быть на листах или на специальных карточках.Затем испытуемый должен прочитать все значения и напротив каждой поставить свой порядковый номер в соответствии со своей системой ценностей. Чем значительнее указанное значение, тем выше его рейтинг.
Следует отметить, что каждая группа значений, состоящая из 18 позиций. — это не просто набор каких-то приоритетов. Первая карточка — это список конечных ценностей, вторая — список инструментальных ценностей. После того, как испытуемый записал серийный номер, он должен передать две карточки в порядке важности. Другими словами, определите, какая из двух групп ценностей для него важнее.
Важно! Во время теста решение человека о важности категории может измениться. Не забывайте сразу результаты — дайте время прочитать и поразмышлять над написанным. Считается, что последний вариант наиболее точен.
Тестовый материал
Первая карта — это конечная стоимость. Познакомимся с ними:
- Эмоционально насыщенная, яркая жизнь.
- Мудрость и жизненный опыт, свидетельствующие о зрелости человека.
- Абсолютное здоровье (эмоциональное, умственное, физическое).
- Увлекательная работа.
- Чувство прекрасного в природе, музыке, стихах.
- Любимый человек, полного понимания и любви.
- Финансовая независимость и предоставление наличных денег для удовлетворения своих потребностей и желаний.
- Долгая и верная дружба.
- Признание общества, всеобщее уважение.
- Умение читать лучшие книги, путешествовать, постоянно развиваться и совершенствоваться.
- Полная самоотдача, максимальная реализация своего потенциала.
- Полная и всесторонняя разработка.
- Приятная жизнь, удовольствие и отсутствие обязательств.
- Независимость и свобода действий и мыслей.
- Дом, семья.
- Добро для других, самопожертвование.
- Возможность творческой самореализации.
- Внутренняя сила, уверенность в своих силах, душевное равновесие и покой.
Рассмотрим инструментальные значения:
- Порядок и точность во всем.
- Хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
- Амбициозные, большие запросы.
- Умение радоваться жизни.
- Ответственность и оперативность.
- Способность принимать самостоятельные решения.
- Жажда постоянного совершенствования себя и других.
- Кругозор, образование, интеллект.
- Чувство долга, способность давать и сдерживать обещания.
- Логика, рационализм, здравый смысл.
- Умение подчиняться воле.
- Храбрость.
- Уверенность в сложных ситуациях.
- Терпимость, толерантное отношение к другим, умение прощать.
- Умение принимать точку зрения другого человека.
- Искренность и честность.
- Способность продуктивно работать.
- Умение заботиться.
Ответ на тест
Очень простой в анализе метод Рокича «Ценностные ориентации». Интерпретация полученных результатов тестирования означает определение факторов, из-за которых человек таким образом отсортировал значения.После этого главная задача — понять, почему он это сделал так, что его подстегнули. Необходимо определить группы ценностей, которые субъект выделяет больше всего. Например, это могут быть ценности семейной ячейки, самореализация и т. Д. Ценностные ориентации инструментального типа можно сгруппировать в этические блоки, блоки добра и помощи другим и т. Д.
Анализ результатов
Обработка метода Рокича «Ценностные ориентации» должна проходить постепенно. Специалист должен улавливать индивидуализм человека в своих ответах.Для этого вам следует провести вдумчивый, медленный анализ. Необходимо вывести определенные закономерности, которые присущи этому человеку. Метод Рокича «Ценностные ориентации» предполагает обязательный пошаговый анализ.
Особые случаи
Если затраченное время и усилия не дают определенных результатов, значит, дело в другом. Подобная ситуация при анализе результатов тестирования может указывать на то, что респондент — несформированный человек. Это может быть ребенок, подросток или просто растерянный молодой человек.В любом случае его система ценностей претерпевает множество изменений, она только формируется. Т.
Метод Рокича «Ценностные ориентации»: плюсы и минусы
Психология — очень занимательная наука. Особенно увлекательна прикладная психология. Его действие можно наблюдать напрямую. Поведение людей в обществе и в некоторых ситуациях определяется определенным набором причин. Основываясь на них и их ценностях, человек совершает действие. Изучение ценностей каждого человека — очень длительный процесс, который может привести к огромным социологическим и психологическим результатам.
Что такое ценности?
Ценности — это определенные взгляды на жизнь и весь окружающий мир. Они во многом определяют человека как личность в обществе и задают направление его деятельности в любой сфере. На наборе ценностей строится жизненная философия каждого отдельного человека. Иногда люди не могут объяснить свои действия. Объясняется это очень просто — у них есть определенные ценности, которые влияют на поведение. Но эти приоритетные взгляды хранятся на подсознательном уровне. Объективно их сложно объяснить и понять.Но это возможно. В таких случаях очень полезно посетить профессионального психолога, который поможет разобраться в себе и найти правильное решение. Они могут стать методикой изучения ценностных ориентаций М. Рокича.
Исследование ценностных ориентаций
Так как речь шла о ценностях каждого человека, то следует уделить особое внимание изучению этого вопроса. Изучением этой области занимался Милтон Рокич — известный американский психолог. Несмотря на то, что он начал свою карьеру психиатром, вскоре его привлекла сфера общественных отношений и ценностей.Главное достижение — разработанная методика «Ценностных ориентаций» Рокича. Это личный тест, который определяет и фиксирует ценностные аспекты.
Методология
Методология исследования ценностных ориентаций М. Рокич настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, возможно и групповое тестирование. Но индивидуальные тесты считаются более качественными и точными.
Респонденту дается два списка ценностей, в каждом из которых по 18 пунктов. Они могут быть на листах или на специальных карточках.Затем испытуемый должен прочитать все значения и напротив каждой поставить свой порядковый номер в соответствии со своей системой ценностей. Чем значительнее указанное значение, тем выше его рейтинг.
Следует отметить, что каждая группа значений, состоящая из 18 позиций. — это не просто набор каких-то приоритетов. Первая карточка — это список конечных ценностей, вторая — список инструментальных ценностей. После того, как испытуемый записал серийный номер, он должен передать две карточки в порядке важности. Другими словами, определите, какая из двух групп ценностей для него важнее.
Важно! Во время теста решение человека о важности категории может измениться. Не забывайте сразу результаты — дайте время прочитать и поразмышлять над написанным. Считается, что последний вариант наиболее точен.
Тестовый материал
Первая карта — это конечная стоимость. Познакомимся с ними:
- Эмоционально насыщенная, яркая жизнь.
- Мудрость и жизненный опыт, свидетельствующие о зрелости личности.
- Абсолютное здоровье (эмоциональное, умственное, физическое).
- Увлекательная работа.
- Чувство прекрасного в природе, музыке, стихах.
- Любимый человек, полного понимания и любви.
- Финансовая независимость и предоставление наличных денег для удовлетворения своих потребностей и желаний.
- Долгая и верная дружба.
- Признание общества, всеобщее уважение.
- Умение читать лучшие книги, путешествовать, постоянно развиваться и совершенствоваться.
- Полная самоотдача, максимальная реализация своего потенциала.
- Полная и всесторонняя разработка.
- Приятная жизнь, удовольствие и отсутствие обязательств.
- Независимость и свобода действий и мыслей.
- Дом, семья.
- Добро для других, самопожертвование.
- Возможность творческой самореализации.
- Внутренняя сила, уверенность в своих силах, душевное равновесие и покой.
Рассмотрим инструментальные значения:
- Порядок и точность во всем.
- Хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
- Амбициозные, большие запросы.
- Умение радоваться жизни.
- Ответственность и оперативность.
- Способность принимать самостоятельные решения.
- Жажда постоянного совершенствования себя и других.
- Кругозор, образование, интеллект.
- Чувство долга, способность давать и сдерживать обещания.
- Логика, рационализм, здравый смысл.
- Умение подчиняться воле.
- Храбрость.
- Уверенность в сложных ситуациях.
- Терпимость, толерантное отношение к другим, умение прощать.
- Умение принимать точку зрения другого человека.
- Искренность и честность.
- Способность продуктивно работать.
- Умение заботиться.
Ответ на тест
Очень простой в анализе метод Рокича «Ценностные ориентации». Интерпретация полученных результатов тестирования означает определение факторов, из-за которых человек таким образом отсортировал значения.После этого главная задача — понять, почему он это сделал так, что его подстегнули. Необходимо определить группы ценностей, которые субъект выделяет больше всего. Например, это могут быть ценности семейной ячейки, самореализация и т. Д. Ценностные ориентации инструментального типа можно сгруппировать в этические блоки, блоки добра и помощи другим и т. Д.
Анализ результатов
Обработка метода Рокича «Ценностные ориентации» должна проходить постепенно. Специалист должен улавливать индивидуализм человека в своих ответах.Для этого вам следует провести вдумчивый, медленный анализ. Необходимо вывести определенные закономерности, которые присущи этому человеку. Метод Рокича «Ценностные ориентации» предполагает обязательный пошаговый анализ.
Особые случаи
Если затраченное время и усилия не дают определенных результатов, значит, дело в другом. На подобную ситуацию может указывать анализ результатов тестирования.
Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: . терминальные — убеждения, что к какой-то конечной цели индивидуального существования стоит стремиться; . инструментальный — убеждение, что какое-то действие или личностная черта предпочтительнее в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному разделению на ценностные цели и ценности-средства. Респонденту предъявляются два набора карточек с обозначением значений (по 18 в каждом) — сначала терминальные, затем инструментальные. Испытуемый размещает их в порядке важности для себя. Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность при проведении опросов и обработки результатов, гибкость — возможность варьировать как стимулирующий материал (списки значений), так и инструкции. При анализе иерархии ценностей следует обращать внимание на их группировку по темам в информационных блоках по разным причинам.Выделены «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и др. Инструментальные ценности можно сгруппировать в этические ценности, ценности коммуникации, ценности случая, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других. Графический тест «Космос моей жизни» разработан нами. На восходящей линии, отождествляемой с жизненным путем человека и разбитой на возрастные этапы по 10 лет, предлагается указать следующие значки: реальный (хронологический) возраст, предполагаемый возраст, желаемый возраст, смерть, прекращение работы, появление семьи (муж, жена, ребенок), творческая деятельность.Мы дополнили этот тест элементами теста Лютера и предлагаем раскрашивать отрезки жизни в зависимости от их восприятия в разные цвета. N — реальный возраст Oh — предполагаемый возраст F — желаемый возраст C — смерть P — увольнение M — муж / женщина — жена P — ребенок ~ — творческая активность При анализе В графическом тесте нужно сравнить расположение на линии икон настоящего, предполагаемого и желаемого возраста.Чрезвычайно важным является указанный возраст увольнения и предполагаемый возраст смерти. Также интересно мнение респондентов о том, в каком возрасте лучше создать семью, сколько детей они хотели бы иметь. Испытуемые, недовольные «поворотами» своей судьбы, полагающие, что в чем-то ошиблись при планировании своей жизни, заполняют два графика: один — как на самом деле сложилась жизнь, а второй — как они хотели бы жить. жизнь, если представится возможность. Методика монографического исследования учителей Надо сказать, что метод монографического исследования в отечественной психологии используется редко: во-первых, потому что он очень трудоемок, а во-вторых, потому что позволяет изучать лишь ограниченное количество предметов. Однако этот недостаток компенсируется возможностями всестороннего изучения личности и сознания человека. В русской психологии Н.С. непревзойденный мастер психологического портрета. Лейтес (1997). Также следует отметить работы Л.С. Славиной, для которой монографическое исследование детей было основным методом, позволяющим выявить психологические механизмы изучаемого явления (Славина, 1996). Поскольку и жизненно важные ориентации, и педагогическое творчество являются проявлениями целостной личности, мы считаем целесообразным использовать в данном исследовании монографический метод. Специально нами отобраны 6 учителей, различающихся по возрасту, стажу преподавания, предметам обучения, особенностям жизненных ситуаций, но схожих в том, что их профессиональная деятельность отличается высоким уровнем педагогического творчества.Длительное наблюдение проводилось по специально разработанной программе, отрабатывались занятия и их анализ, рефераты по проблемам смысла жизни и педагогического творчества, интервью, анкетирование, беседы со студентами. Познакомились с особенностями жизни каждого из учителей в прошлом. Всем участникам этой группы были проведены указанные выше экспериментальные методы. Особенно показательными для этой группы оказались методика оценки работы учителя, методика «Психологические часы» и графический тест «Пространство моей жизни».По полученным материалам были написаны развернутые рефераты. В ходе работы также использовался метод самоисследования: проводя исследование, диссертация одновременно работала учителем английского языка в одной из школ города. Это позволило совместить в одном человеке позицию исследователя-экспериментатора и испытуемого, а также использовать данные интроспекции. На основании полученных данных мы смогли проследить взаимосвязь между смысло-жизненными ориентациями учителей и уровнем их педагогического творчества и выявить следующую закономерность: чем выше уровень осмысленности жизни, тем творчественнее учитель. работает, получая от своего труда радость и счастье. |
|
.
интерпретация и обработка результатов
В ХХ веке жил такой известный американский психолог, как Милтон Рокич. Практически всю свою карьеру он посвятил изучению общественных и личных ценностей. Хотя Милтон начинал как психиатр. Но он известен как разработчик уникальной концепции ценностных ориентаций личности. И этот метод Рокича очень популярен во всем мире. Вроде тест на его основе. Однако обо всем по порядку.
Общие положения
Метод Рокича основан на идее, что ценность — это твердая вера в фундаментальное предпочтение чего-то конкретного (мировоззрение, образ жизни, цель жизни и т. Д.). Однако психолог также предполагает, что их не так уж и много.
Все они Милтон разделены на два типа — терминальные и инструментальные. Первые — это убеждения, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы пытаться ее достичь.
Второй тип ценностей называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждение, что определенное свойство человека или образ его действий всегда остается приоритетом в любой ситуации.
То есть первый тип влияет на цели индивидуального существования, а второй — на способы их достижения и способы действия.
Специфика
Методология Рокича также предполагает анализ ценностей и их разделение на группы, что логично, поскольку все убеждения касаются определенных жизненных сфер. Соответственно есть ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. Вышеупомянутый инструментальный тип включает убеждения в отношении общения, этики, бизнеса, альтруизма, самоутверждения и других людей.
Методика Рокича, как показывает практика, интересна и эффективна.Его достоинство — в универсальности, экономичности и удобстве. «Обследовать» человека с его помощью можно очень легко, как и обработать результаты. И списки значений (иначе называемые стимулирующим материалом) могут быть изменены, а инструкции по изменению.
Правда, некоторые выявят и недостатки. К ним относятся социальная нежелательность и вероятность того, что человек, согласившийся на тест, будет неискренним.
Как проводится исследование?
Итак, в чем заключается метод М. Рокича, понятно.Как проходит сам тест?
Человеку предлагается два списка, в которых указаны значения (инструментальный и терминальный). По 18 в каждой. В каком виде в принципе не имеет значения. Обычно они предоставляются на листах формата А4 в виде списка или на карточках.
Когда человек получает материал, ему дают задание присвоить номер каждому значению. Сначала ему нужно разобраться со списком терминалов, а затем с инструментальной.
Психологи, которые обычно проводят такие тесты, могут задавать вопросы, которые приближают их к системе предпочтений испытуемого.Часто их интересует, насколько реализованы ценности в его жизни. Отвечают, обычно, в процентах. Еще можете спросить, как устроил бы человек карты 5 или 10 лет назад. Или как их распространят среди близких ему людей. Вопросы могут включать и другие, более личные, потому что очень важно, чтобы тестирование было добровольным и, желательно, тет-а-тет.
Список № 1
Теперь можно прямо перечислить те понятия, которые входят в методологию «Ценности ориентации» Рокича.Первый список — термический. Он включает следующие понятия:
- Активные средства к существованию.
- Мудрость.
- Здоровье.
- Увлекательная работа.
- Искусство и природа.
- Любовь и близость.
- Финансовое благополучие.
- Имея верных друзей.
- Уважение и признание других людей.
- Умение учиться.
- Саморазвитие.
- Возможность продуктивно жить («в полной мере» использовать перспективы и возможности).
- Развлечения и отдых.
- Независимость и свобода.
- Счастья в личной жизни.
- Способность заниматься творчеством.
- Уверенность в себе.
- Счастье других людей.
Итак, это 18 значений, включая список терминалов. На карточках, обычно в скобках, указано их более широкое определение, но чтобы вы могли понять, что имеется в виду.
Лист № 2
Но это еще не все, что включает методологию Рокича.Результаты обрабатываются психологом только после того, как человек разбирается с каждым списком. И это то, что включает в себя второй, инструментальный:
- Точность.
- Плодородие.
- Умение радоваться жизни.
- Высокие требования к людям и к миру.
- Упражнение.
- Независимость.
- Неспособность принять недостатки (как в себе, так и в других).
- Разведка и образование.
- Ответственность.
- Рационализм.
- Самоконтроль.
- Мужество, отвага.
- Фирма будет.
- Умение проявлять толерантность.
- Широкий обзор, отсутствие «рамок».
- Честность.
- Трудолюбие и производительность.
- Осторожно, чутко.
Как видите, списки принципиально различаются. Как минимум, второй список включает понятия, связанные с личными качествами, которые часто играют роль в процессе достижения того, что было указано в первом.
Как пройти тест?
В самом начале было сказано, что каждому значению присваивается порядковый номер.Минимум 1, максимум 5. Единица отмечает значения, которые не имеют значения. Два из них, в принципе, могут быть важны. Три — ценности с определенным, конкретным смыслом. Четыре важных заявления. А пятерка — это то, что человек ставит превыше всего.
Как определить результат?
Это важная тема. Результаты обычно определяет психолог, так как тест проводит и он сам. Но в общих чертах стоит рассказать как т
.