Методика чего не хватает: Методики исследования детей дошкольного и школьного возраста

Содержание

Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?» — КиберПедия

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 2. На каждой из карти­нок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребе­нок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фик­сирует время, затраченное ребенком на выполнение всего зада­ния. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов1

10 баллов— ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

S-9 баллов■— время поиска ребенком всех недостающих пред­метов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов— время поиска всех недостающих предметов заня­ло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов— время поиска всех недостающих предметов соста­вило от 36 до 40 сек.

2-3 балла— время поиска всех недостающих предметов оказа­лось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл— время поиска всех недостающих деталей состави­ло в целом больше чем 45 сек.

1 Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства вы­водов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той при­чине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения ме­тодик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается при­бавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в про­цессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференци­ровать детей.

_____ Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста_

Часть I. Психологическая диагностика

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий. 8-9 баллов— высокий. 4-7 баллов— средний. 2-3 балла— низкий. 0-1 балл— очень низкий.

Методика 2. «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить це­лый рисунок.


Психодиагностическое обследование при помощи данной ме­тодики проводится следующим образом. Ребенку показывают рис. 3, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изоб­раженная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на по­ставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему пока­зывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображе­но на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на реше­ние задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему при­шлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов

10 баллов— ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Рис. 3. Картинки к методике «Узнай, кто это»

7-9 баллов— ребенок установил, что на данном рисунке изобра­жена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов— ребенок определил, что это собака, только по фраг­менту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.

2-3 балла— ребенок догадался, что это собака, лишь по фраг­менту «г», затратив от 30 до 40 сек.

0-1 балл— ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

Часть I. Психологическая диагностика

8-9 баллов 4-7 баллов 2-3 балла 0-1 балл

 

—высокий.

—средний.

—низкий. «


—очень низкий.

Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?» — Студопедия

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 2. На каждой из карти­нок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребе­нок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фик­сирует время, затраченное ребенком на выполнение всего зада­ния. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов1

10 баллов— ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

S-9 баллов■— время поиска ребенком всех недостающих пред­метов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов— время поиска всех недостающих предметов заня­ло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов— время поиска всех недостающих предметов соста­вило от 36 до 40 сек.

2-3 балла— время поиска всех недостающих предметов оказа­лось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл— время поиска всех недостающих деталей состави­ло в целом больше чем 45 сек.

1 Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства вы­водов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.



Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той при­чине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения ме­тодик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается при­бавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в про­цессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференци­ровать детей.

_____ Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста_

Часть I. Психологическая диагностика

чего не хватает на этих рисунках?

Суть методики «Чего не хватает на этих рисунках» заключается в том, чтобы грамотно оценить восприятие ребенка с самых разных сторон. Таким образом выявляется способность детей формировать образы, на основе которых делать умозаключения и выражать их в словесной форме.

Как работает методика?

Чего не хватает на этих рисунках? Детям предоставляют некоторое количество рисунков, но не простых. Суть в том, что на каждом из них не хватает какого-то существенного элемента. Ребенок должен успеть определить по картинке, чего не хватает на этих рисунках в максимально короткий период времени. У тех, кто проводит диагностику есть секундомер, при помощи которого фиксируется время, которое тратит ребенок на выполнение задания. Это время переводя в баллы, при помощи которых в конце тестирования и выносится вердикт. Методика «Чего не хватает на этих рисунках» позволяет быстро и эффективно произвести диагностику.

дети рисуют

Как оцениваются полученные результаты?

В методике «Чего не хватает на этих рисунках» используется десятибалльная шкала, где:

  • 10 баллов дается в том случае, если ребенок затрачивает на выполнение задания менее 25 секунд. Важно, чтобы за это время были названы все семь недостающих элементов.
  • От 8 до 9 баллов начисляется тем, у кого выполнение задачи заняло от 26 до 30 секунд.
  • От 6 до 7 баллов дается в случае, если поиск нужных элементов занял от 31 до 35 секунд.
  • От 4 до 5 баллов за результат в пределах от 36 до 40 секунд.
  • От 2 до 3 баллов начисляется в том случае, если на выполнение задания было затрачено от 41 до 45 секунд.
  • От 0 до 1 балла – больше 45 секунд.

Оценки в баллах позволяют с максимальной точностью делать выводы об уровне психологического развития детей. Несмотря на то что данные показатели считаются весьма обобщенными, на их основании можно более глубоко судить об уровне развития и восприятия. А колебания баллов – это вынужденная мера, так как точные критерии оценок задать фактически невозможно. Именно поэтому диагностам разрешается либо добавлять, либо отнимать по баллу. Конечно, это мало влияет на итоговые показатели, но тем не менее дает хорошую возможность лучше дифференцировать ребят по методике «Чего не хватает на этих рисунках».

дети учатся

Что означают баллы?

Все очень просто, от 10 до 8 баллов – это высокий уровень, от 4 до 7 – средний, от 3 до 0 – низкий. Уже примерно к трем с половиной годам ребенок начинает понимать простые причинно-следственные связи, однако немалое количество детей, которые имеют некоторые проблемы с речью или психическим развитием, сталкиваются с трудностями понимания и осознания причин и следствий происходящих событий.

Причинно-следственная связь

Еще одним важным методом диагностики являются те же картинки, только на них нужно искать не отсутствующие элементы, а причинно-следственную связь между происходящим. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, что происходит в первую очередь, а что после. В идеале дети должны брать в правую руку картинку на которой изображена причина, а в левую – следствие произошедшего. На этом задания не заканчиваются, придется также объяснить происходящее, использовав правильные речевые конструкции. Следите за тем, чтобы слова-связки стояли в нужных местах.

дети играют

Творческий потенциал

Е. П. Торренс предложил методику, суть которой заключается в том, чтобы дорисовывать недостающие элементы фигур. В тестировании обычно принимают участие дети в возрасте от 5 до 7 лет. Суть заключается в том, что детям даются геометрические фигуры, изображенные на чистом листе в центре, а задача детишек – дорисовать недостающие элементы при помощи цветных карандашей. После чего рисунки собираются и подводятся итоги диагностики. Оценивается результат также по установленной десятибалльной шкале.

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников – Детский педагог психолог

Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.

Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста

Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пятишестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «…по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».

Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика  «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

Оценка результатов

10 баллов – ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов – время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек

6-7 баллов – время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек

4-5 баллов – время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек

2-3 балла – время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41  до 45 сек

0-1 балл – время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Рис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»

Методика «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь На решение данной задачи отводится 10 сек Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение

Оценка результатов

7-9 баллов – ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек10 баллов – ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака

4-6 баллов – ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек

2-3 балла – ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек

0-1 балл – ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в»

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий

Рис. 2 Картинки к методике «Узнай, кто это»

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14.

Рис. 3 Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»

Оценка результатов
10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл – за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек

8-9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек

6-7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек

4-5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек

2-3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек

0-1 балл – за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Методика  «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика

Рис. 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов.

Оценка результатов

8-9 баллов – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек10 баллов – ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек

6-7 баллов – ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек

4-5 баллов – ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек

2-3 балла – время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек

0-1 балл – ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Методика 5. «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

Рис. 5 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трех до четырех лет.

Рис. 6 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет.

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла

8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла10 баллов– показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла

6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла

2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла

0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так

10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1

8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2

Рис. 7 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом

1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания

2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродук тивного, но устойчивого внимания

3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания

4 Кривая, изображенная с помощью линии _____ Является графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания

5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепро дуктивного и крайне неустойчивого внимания

 

6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3

4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4

3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5

Выводы об уровне развития

10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая

8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая

4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя

2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая

0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая

Методика  «Проставь значки»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 8 и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов – показатель S больше чем 1,00

8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00

6-7 баллов – показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75

4-5 баллов – показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50

0-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов – средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

Рис. 8 Лист к методике «Проставь значки»

Методика «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6-7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек

4-5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек

0-3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

6-7 баллов — средний

4-5 баллов – низкий

0-3 балла – очень низкий

Рис. 9 Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»

Рис. 10 Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»

Написание диссертации: Методология | SkillsYouNeed

Ключевой частью вашей диссертации является методология. Это не совсем то же самое, что «методы».

Методология описывает широкую философскую основу выбранных вами методов исследования, включая то, используете ли вы качественные или количественные методы, или их комбинацию, и почему.

Вы должны четко понимать академическую основу для всех выбранных вами методов исследования.« меня интересовало » или « я думал … » недостаточно; Для вашего выбора должны быть веские академические причины.

Что включить в вашу методологию

Если вы подаете диссертацию по разделам, используя методологию, представленную до того, как вы действительно приступите к исследованию, вам следует использовать этот раздел, чтобы точно указать, что вы планируете делать.

Методология должна быть связана с литературой, чтобы объяснить, почему вы используете определенные методы, и академическую основу по вашему выбору.

Если вы представляете как отдельную диссертацию, методология должна объяснять, что вы делали, с любыми уточнениями, которые вы вносили в ходе своей работы. Опять же, в нем должно быть четкое академическое обоснование всех сделанных вами выборов и быть связанными с литературой.


Общие методы исследования социальных наук

Существует множество методов исследования, которые можно использовать при исследовании научных дисциплин. Вам следует обсудить с руководителем наиболее подходящие для вашего исследования.

В социальных науках обычно используются следующие методы исследования с участием человека:

Интервью

Один из наиболее гибких и широко используемых методов получения качественной информации об опыте, взглядах и чувствах людей — это интервью.

Интервью можно рассматривать как управляемую беседу между исследователем (вами) и кем-то, у кого вы хотите чему-то научиться (часто называемым «информатором»).

Уровень структуры интервью может варьироваться, но чаще всего интервьюеры следуют полуструктурированному формату .Это означает, что интервьюер разработает руководство по темам, которые он или она хочет затронуть в беседе, и может даже написать ряд вопросов, которые нужно задать.

Тем не менее, интервьюер может выбрать разные пути разговора, которые появляются в ходе интервью, или побудить информанта уточнить и расширить определенные моменты. Поэтому интервью являются особенно хорошими инструментами для получения подробной информации, когда вопрос исследования является открытым с точки зрения диапазона возможных ответов.

Интервью не особенно подходят для получения информации от большого количества людей. Интервью занимают много времени, поэтому следует уделять особое внимание отбору информантов, которые будут обладать знаниями или опытом, необходимыми для ответа на вопрос исследования.

См. Нашу страницу: Интервью для исследования для получения дополнительной информации.

Наблюдения

Если исследователь хочет знать , что делают людей при определенных обстоятельствах, то иногда самый простой способ получить эту информацию — просто наблюдать за ними в этих обстоятельствах.

Наблюдения могут быть частью количественного или качественного исследования. Например, если исследователь хочет определить, влияет ли введение дорожного знака на количество автомобилей, замедляющих движение на опасном повороте, он или он может сесть рядом с поворотом и подсчитать количество автомобилей, которые замедляются, а какие нет. помедленнее. Поскольку в данных будут номеров, автомобилей, это пример количественного наблюдения.

Исследователь, желающий узнать, как люди реагируют на рекламный щит, может потратить время на наблюдение и описание реакции людей.В этом случае данные будут описательными и, следовательно, будут качественными.

Существует ряд потенциальных этических проблем, которые могут возникнуть при проведении наблюдательного исследования. Знают ли изучаемые люди, что за ними наблюдают? Могут ли они дать свое согласие? Если некоторые люди недовольны тем, что за ними наблюдают, можно ли «исключить» их из исследования, продолжая при этом наблюдать за окружающими?

См. Нашу страницу: Наблюдательные исследования и вторичные данные для получения дополнительной информации.

Анкеты

Если ваш предполагаемый вопрос исследования требует, чтобы вы собрали стандартизированную (и, следовательно, сопоставимую) информацию от ряда людей, то вопросники могут быть лучшим методом для использования.

Анкеты

можно использовать для сбора как количественных, так и качественных данных, хотя вы не сможете получить такой уровень детализации в качественных ответах на анкету, который вы могли бы получить во время интервью.

Анкеты

требуют особой тщательности при их разработке и доставке, но хорошо разработанная анкета может быть распространена среди гораздо большего числа людей, чем можно было бы опросить.

Анкеты

особенно хорошо подходят для исследований, направленных на измерение некоторых параметров для группы людей (например, средний возраст, процент согласия с предложением, уровень осведомленности о проблеме) или для сравнения между группами людей (например, определить, придерживаются ли представители разных поколений одинаковых или разных взглядов на иммиграцию).

См. Нашу страницу: Обзоры и дизайн опросов для получения дополнительной информации.

Документальный анализ

Документальный анализ предполагает получение данных из существующих документов без необходимости опрашивать людей посредством интервью, анкетирования или наблюдения за их поведением.Документальный анализ — это основной способ получения историками данных о предметах исследования, но он также может быть ценным инструментом для современных социологов.

Документы — это материальные материалы, в которых зафиксированы факты или идеи. Обычно мы думаем о материалах, написанных или изготовленных на бумаге, таких как газетные статьи, отчеты о государственной политике, листовки и протоколы собраний. Материалы в других средствах массовой информации также могут быть предметом документального анализа, включая фильмы, песни, веб-сайты и фотографии.

Документы могут многое рассказать о людях или организациях, которые их создали, а также о социальном контексте, в котором они возникли.

Некоторые документы являются частью общественного достояния и находятся в свободном доступе, тогда как другие документы могут быть секретными, конфиденциальными или недоступными для общего доступа по иным причинам. Если такие документы используются в качестве данных для исследования, исследователь должен прийти к соглашению с держателем документов о том, как их содержимое можно и нельзя использовать и как будет сохраняться конфиденциальность.

См. Нашу страницу: Наблюдательные исследования и вторичные данные для получения дополнительной информации.


Как выбрать методологию и точные методы исследования

Ваша методология должна быть связана с вопросами вашего исследования и предыдущими исследованиями.

Посетите библиотеку своего университета или колледжа и попросите помощи у библиотекарей; они должны быть в состоянии помочь вам определить стандартные учебники по методам исследования в вашей области. См. Также наш раздел Research Methods для некоторых дополнительных идей.

Такие книги помогут вам определить вашу общую философию исследования, а затем выбрать методы, которые к ней относятся. Этот раздел вашей диссертации или диссертации должен установить ваше исследование в контексте его теоретической основы.

Методология также должна объяснять слабые стороны выбранного вами подхода и то, как вы планируете избежать наихудших ловушек, возможно, путем триангуляции ваших данных с помощью других методов, или почему вы не думаете, что эта слабость актуальна.

Для любого философского обоснования вы почти наверняка сможете найти исследователей, которые его поддерживают, и тех, кто нет.

Используйте аргументы «за» и «против», изложенные в литературе, чтобы объяснить, почему вы решили использовать эту методологию или почему недостатки здесь не имеют значения.


Структурирование вашей методологии

Обычно полезно начинать свой раздел по методологии с определения концептуальной основы, в которой вы планируете работать, со ссылкой на ключевые тексты по этому подходу.

Вы должны четко понимать сильные и слабые стороны выбранного вами подхода и то, как вы планируете их решать.Вы также должны отметить любые проблемы, о которых следует знать, например, при выборе образца или для того, чтобы сделать ваши выводы более актуальными.

Затем вам следует перейти к обсуждению вопросов исследования и того, как вы планируете решать каждый из них.

Здесь следует изложить выбранные вами методы исследования, включая их теоретическую основу и литературу, подтверждающую их. Вы должны четко указать, считаете ли вы этот метод «испытанным и испытанным» или гораздо более экспериментальным, и на какое доверие вы можете положиться.Вам также нужно будет снова обсудить это в разделе обсуждения.

Ваше исследование может даже быть направлено на проверку методов исследования, чтобы увидеть, работают ли они в определенных обстоятельствах.

В заключение вы должны обобщить свои методы исследования, основополагающий подход и то, что вы считаете ключевыми проблемами, с которыми вы столкнетесь в своем исследовании. Опять же, это те области, к которым вы захотите вернуться в ходе обсуждения.


Заключение

Ваша методология и точные методы, которые вы выбираете для использования в своем исследовании, имеют решающее значение для его успеха.

Стоит потратить много времени на этот раздел, чтобы убедиться, что вы все поняли правильно. Как всегда, используйте доступные вам ресурсы, например, путем подробного обсуждения ваших планов со своим руководителем, который может предположить, есть ли в вашем подходе существенные недостатки, которые вы могли бы каким-либо образом устранить.

.

5 способов обработки отсутствующих значений в наборах данных машинного обучения

В реальных данных бывают случаи, когда определенный элемент отсутствует по разным причинам, например, из-за повреждения данных, невозможности загрузить информацию или неполного извлечения. Обработка недостающих значений — одна из величайших проблем, с которыми сталкиваются аналитики, поскольку принятие правильного решения о том, как с этим обращаться, генерирует надежные модели данных. Давайте посмотрим на различные способы вменения пропущенных значений.



Примечание. Для обработки этих значений мы будем использовать библиотеки Python, такие как Numpy, Pandas и SciKit Learn.

Приступим. Чтобы понять различные методы, мы будем работать с набором данных Titanic:

1. Удаление строк

Этот метод обычно используется для обработки нулевых значений. Здесь мы либо удаляем определенную строку, если она имеет нулевое значение для определенной функции, и конкретный столбец, если в ней более 70-75% отсутствующих значений.Этот метод рекомендуется только тогда, когда в наборе данных достаточно образцов. Необходимо убедиться, что после удаления данных не было смещения. Удаление данных приведет к потере информации, которая не даст ожидаемых результатов при прогнозировании выходных данных.

Плюсы:

  • Полное удаление данных с пропущенными значениями приводит к созданию надежной и высокоточной модели
  • Удаление определенной строки или столбца без конкретной информации лучше, так как у них нет большого веса

Минусы:

  • Потеря информации и данных
  • Плохо работает, если процент пропущенных значений велик (скажем, 30%) по сравнению со всем набором данных

2.Замена на среднее / среднее / режим

Эту стратегию можно применить к функции, которая имеет числовые данные, такие как возраст человека или стоимость билета. Мы можем вычислить среднее значение, медианное значение или режим функции и заменить его отсутствующими значениями. Это приближение, которое может добавить отклонения к набору данных. Но потеря данных может быть устранена этим методом, который дает лучшие результаты по сравнению с удалением строк и столбцов. Замена приведенными выше тремя приближениями представляет собой статистический подход к обработке отсутствующих значений.Этот метод также называется утечкой данных во время обучения. Другой способ — это аппроксимировать отклонением соседних значений. Это работает лучше, если данные линейны.

Чтобы заменить его на медиану и моду, мы можем использовать следующее, чтобы вычислить то же самое:

Плюсы:

  • Это лучший подход, когда размер данных небольшой
  • Это может предотвратить потерю данных, которая приводит к удалению строк и столбцов.

Минусы:

  • Расчет приближений добавляет дисперсию и смещение
  • Плохо работает по сравнению с другим методом множественного импутации

3.Присвоение уникальной категории

Категориальный признак будет иметь определенное количество возможностей, например пол. Поскольку у них есть определенное количество классов, мы можем назначить другой класс для недостающих значений. Здесь для функций Cabin и Embarked отсутствуют значения, которые можно заменить новой категорией, например, U для «неизвестно». Эта стратегия добавит больше информации в набор данных, что приведет к изменению дисперсии. Поскольку они категоричны, нам нужно найти одну горячую кодировку, чтобы преобразовать ее в числовую форму, чтобы алгоритм ее понял.Давайте посмотрим, как это можно сделать в Python:

Плюсы:

  • Меньше возможностей с одной дополнительной категорией, что приводит к низкой дисперсии после одного горячего кодирования — поскольку оно категорично
  • Исключает потерю данных, добавляя уникальную категорию

Минусы:

  • Добавляет меньше отклонений
  • Добавляет в модель еще одну функцию при кодировании, что может привести к снижению производительности

4. Прогнозирование недостающих значений

Используя функции, которые не имеют пропущенных значений, мы можем предсказать нули с помощью алгоритма машинного обучения.Этот метод может привести к повышению точности, если не ожидается, что отсутствующее значение будет иметь очень высокую дисперсию. Мы будем использовать линейную регрессию, чтобы заменить нули в элементе age, используя другие доступные функции. Можно поэкспериментировать с разными алгоритмами и проверить, какой из них дает лучшую точность, вместо того, чтобы придерживаться одного алгоритма.

Плюсы:

  • Внесение пропущенной переменной является улучшением, если смещение от той же самой величины меньше, чем смещение пропущенной переменной
  • Дает объективные оценки параметров модели

Минусы:

  • Смещение также возникает, когда неполный набор условий используется для категориальной переменной
  • Рассматривается только как прокси для истинных значений

5.Использование алгоритмов, поддерживающих пропущенные значения

KNN — это алгоритм машинного обучения, который работает по принципу измерения расстояния. Этот алгоритм можно использовать, когда в наборе данных присутствуют нули. Пока применяется алгоритм, KNN рассматривает пропущенные значения, принимая большинство из K ближайших значений. В этом конкретном наборе данных, принимая во внимание возраст, пол, класс человека и т. Д., Мы будем предполагать, что люди, имеющие одинаковые данные для вышеупомянутых функций, будут иметь одинаковые тарифы.

К сожалению, библиотека SciKit Learn для алгоритма K — Nearest Neighbor в Python не поддерживает наличие пропущенных значений.

Другой алгоритм, который можно использовать здесь, — это RandomForest. Эта модель дает надежный результат, потому что она хорошо работает с нелинейными и категориальными данными. Он адаптируется к структуре данных с учетом высокой дисперсии или систематической ошибки, обеспечивая лучшие результаты для больших наборов данных.

Плюсы:

  • Не требует создания прогнозной модели для каждого атрибута с отсутствующими данными в наборе данных
  • Корреляция данных не учитывается

Минусы:

  • Это очень трудоемкий процесс, который может иметь решающее значение при интеллектуальном анализе данных, когда извлекаются большие базы данных
  • Функции выбора расстояния могут быть евклидовыми, манхэттенскими и т. Д.который не дает надежного результата

Заключение

В каждом наборе данных, с которым мы сталкиваемся, почти будут пропущены некоторые значения, с которыми необходимо иметь дело. Но разумно обращаться с ними и создавать надежные модели — непростая задача. Мы рассмотрели несколько способов замены нулей. Нет необходимости обрабатывать конкретный набор данных одним способом. Можно использовать различные методы для разных функций в зависимости от того, как и о чем эти данные.Важно иметь небольшие знания о данных в предметной области, которые могут дать вам представление о том, как подойти к проблеме.

Оставьте свои комментарии ниже

комментариев


Если вам понравилась эта история, присоединяйтесь к нашему сообществу Telegram.

Кроме того, вы можете написать для нас и стать одним из 500+ экспертов, которые написали статьи на AIM. Поделитесь своими номинациями здесь.

Kishan Maladkar
Кишан Маладкар

Кишан Маладкар имеет степень в области электроники и связи, изучает области машинного обучения и искусственного интеллекта.Энтузиаст науки о данных, который любит читать о вычислительной инженерии и вносить свой вклад в развитие технологий, формирующих наш мир. Днем он занимается данными, а ночью — геймером.

.Методологии продукта

— что это такое и как избежать ловушек

Международный производитель лекарств заменял свою устаревшую систему сборки и отгрузки новой автоматизированной системой, и для разработки нового программного обеспечения был применен гибкий подход. Оффшорный поставщик работал с бизнесом и в согласованные сроки предоставил прототип, который будет использоваться для доставки сборки и тестирования до выпуска любой подробной документации. Отдел контроля качества вмешался и решил, что из-за деликатного характера проекта вся подробная документация требуется до сборки программного обеспечения, в результате чего:

  • бизнес внес существенные изменения в объем, потому что они поняли то, что они упустили при просмотре и заполнении документации, и
  • бизнес-аналитиков, определяющих недостающие зависимости и объем из-за отсутствия доступной документации

Изменения объема и зависимостей были обнаружены при заполнении подробной документации, все из которых были не было очевидным при создании прототипа и изначально оправдало ожидания компании.Следовательно, прототип стал ненужным, и проект столкнулся с проблемами из-за задержки с оформлением документации, потому что обещанные сроки доставки стали труднодостижимыми.

Статистические данные из отчета Standish Chaos за 2009 г., как сообщает Galorath (2010), показывают, что процент неудач проектов составляет 24%, тогда как количество заявленных проблемных проектов составляет 44%, в результате чего только 32% проектов считаются успешными (Standish Findings по годам обновления на 2009 год). Согласно Hearn Consultants (2006), «плохой выбор методологии проектирования» упоминается как фактор, способствующий провалам многих проектов (Hearn Consultants, Ltd, 2006, Проектирование системы, строка 4).

При поставке информационных систем, как инфраструктуры, так и продуктов разработки программного обеспечения, используется, по сути, та же философия: анализ, проектирование, сборка, тестирование и развертывание. Итак, имеет ли значение, какая методология продукта используется, если существует какая-то форма методологии? В чем заключаются недостатки разных методологий разработки продуктов по сравнению с другими или все они одинаковы? Как различные методологии продукта преодолевают или способствуют решению хорошо известных проблем, которые приводят к провалу проектов? Требуются ли разные методологии разработки продуктов для разных навыков управления проектами?

В этом документе на примерах из реальных случаев будут показаны практические аспекты использования двух подходов к доставке продукта, их использование для помощи в восстановлении сложных проектных ситуаций, а также их влияние на общие проблемы проекта и влияние на менеджер проекта.

Продуктовые методологии

Управление проектами и продуктовые методологии взаимосвязаны, но каждая из них решает разные проблемы и достигает разных целей. Управление проектами было определено как «дисциплина планирования, организации и управления ресурсами для достижения успешного завершения конкретных целей и задач проекта» (Project Management, 2010, 1). Методология продукта или методология разработки системы — это «структура, которая используется для структурирования, планирования и управления процессом разработки информационной системы» (Методология разработки программного обеспечения, 2010, 1).Проще говоря, «методология управления проектами охватывает все, что необходимо сделать менеджеру проекта, независимо от того, идет ли речь о разработке программного обеспечения, выборе пакета или перемещении проекта отдела» (Турбит, 2005, стр. 1), в то время как методология разработки продукта определяет, как будут производиться такие детали, как требования к продукту, архитектурный дизайн, тестирование и т. д. (Turbit, 2005, стр. 1). Иллюстрация 1 иллюстрирует взаимосвязь между управлением проектами и методологиями разработки продукта.

Relationship between Project Management and Product Methodologies

Приложение 1 — Взаимосвязь между управлением проектами и методологиями разработки продуктов

Существует множество методологий разработки продуктов, в том числе: водопад, спираль, быстрая разработка приложений (RAD), Rational Unified Process (RUP) и Agile.Эти методологии разработки варьируются от последовательного и структурированного подхода, такого как Waterfall на одном конце спектра, до итеративного подхода, такого как RUP, который позволяет разрабатывать поэтапно, до полностью итеративного подхода Agile.

Ключевые различия между итерационными моделями, RUP и Agile, заключаются в периодах времени, которые измеряются в неделях, а не в месяцах, и в способах выполнения работы, которая в случае Agile является высоко интегрированной и совместной. .По сути, Agile — это методология разработки программного обеспечения, основанная на наборе принципов, в которых значениям слева придается большее значение, чем значениям справа, как показано ниже:

  • Люди и взаимодействия важнее процессов и инструментов
  • Рабочее программное обеспечение важнее исчерпывающей документации
  • Сотрудничество вместо переговоров по контракту
  • Реагирование на изменения в соответствии с планом

Экстремальное программирование (XP), Scrum, разработка, управляемая функциями (FDD) и модель разработки динамических систем (DSDM) — все это примеры Подходы к гибкой разработке.Хотя каждый независимый подход имеет свой собственный процесс реализации, их объединяют три общие темы: (1) модульный и экономичный, (2) основанный на времени и инкрементный и (3) эволюционный. Приложение 2 дает общее представление о некоторых сильных и слабых сторонах Agile и Waterfall, двух подходов на конце спектра.

Strengths and Weaknesses of the Waterfall and Agile Product Approaches

Приложение 2 — Сильные и слабые стороны подходов Waterfall и Agile

Примеры из практики

Организационная культура определяется как «конкретный набор ценностей и норм, которые разделяют люди и группы в организации и которые контролируют то, как они взаимодействуют друг с другом и с заинтересованными сторонами вне организации »(Организационная культура, Организационная культура, №1).Это будет иметь отношение к возникающим вопросам проекта.

Правительственные ведомства Соединенного Королевства часто характеризуются как отрицательные к риску, медленные в принятии решений или совершенно нерешительные. Следовательно, правительственные проекты могут иметь постоянно меняющиеся цели (смещение масштабов) и полностью управляться процессами. Эти организационные препятствия могут затруднить продвижение проекта и реакцию на изменения.

Пример A

В примере A правительственный департамент Великобритании, который был задействован в PRINCE (Pr ojects In C управлял средами E (IXL Group, 2010, параграф 1), проект, основанный на процессах Методология и развертывание Waterfall взяли на себя обязательства перед руководящими министрами и политиками предоставить радикально улучшенный веб-сайт для пользователей.Этот веб-сайт должен был использоваться населением для получения услуг и учебных курсов посредством реорганизации опыта взаимодействия с клиентом. Принятие решения о реорганизации веб-сайта было потеряно много времени, но конечная дата доставки осталась неизменной. Был конец июля, и к ноябрю потребовался обновленный веб-сайт. Несмотря на то, что это предприятие принадлежало и управлялось клиентом (государственным ведомством), это обязательство должно было быть выполнено основным поставщиком, который, в свою очередь, заключил субподряд со специализированным поставщиком, чтобы он предоставил ему недостающий опыт веб-разработки.

Обычно методологии Waterfall приводят к графику проекта, в котором от 20% до 40% времени выделяется на первые две фазы, от 30% до 40% времени на программирование, а остальное выделяется на тестирование и внедрение ( Marks, 2002, Обобщение методологий Waterfall). Было определено, что использование типичного развертывания Waterfall не приведет к созданию обновленного веб-сайта в требуемые сроки; поэтому было решено, что будет применяться Agile-подход с использованием процесса Scrum.

В Приложении 3 представлено подробное сравнение временных рамок реализации Waterfall с временными рамками Agile для этого проекта.

High-Level Timeframe Comparison of Waterfall and Agile

Приложение 3 — Сравнение временных рамок высокого уровня для Waterfall и Agile

Выбор этого направления позволил:
  • Фаза проектирования должна быть сокращена с нескольких месяцев до четырех недель. Это было достигнуто с помощью серии конкретных и интенсивных семинаров с ограниченным временем, на которых были созданы доски раскадровки и шаблоны для веб-сайта, требующие от компании подписания в конце каждого сеанса.Чтобы облегчить и сфокусировать эти сеансы, компания согласилась ограничить количество навигационных маршрутов клиента, которые определяют структуру и поток нового веб-сайта. Параллельно разрабатывался прототип, который был закончен через неделю после завершения дизайнерских сессий. Опытный образец был продемонстрирован бизнесу на двух одновременных семинарах по полдня, обновлен и подписан через два дня.
  • Разработка и тестирование кода происходили через четыре одновременных потока (спринтов), которые используются в процессах разработки Scrum.Эти спринты, работающие параллельно, завершились доставкой всего программного пакета. Каждый спринт возглавлял Скрам-мастер, который руководил отдельными командами спринта, состоящими из владельцев бизнес-продуктов, бизнес-аналитиков, разработчиков и тестировщиков, с доставкой (показом и рассказом) в конце каждого четырехнедельного спринта. В качестве уступки бизнесу было разрешено пятидневное пользовательское приемочное тестирование.
Пример A: Проблемы

Переход в новых методологиях продукта с Waterfall на Agile поставил перед менеджером проекта и членами команды другой набор проблем, требующих изменения мышления во всей организации.Ключевые области воздействия включали бизнес-специалистов, технические ресурсы, руководство по управлению проектами и поставщиков, как описано ниже:

Бизнес

Регулярное вовлечение ключевых заинтересованных сторон бизнеса в большинство проектов является сложной задачей. Полностью повторяющийся подход на основе Scrum, объединяющий бизнес и информационную систему вместе и устраняющий разрозненность, требовал культурного сдвига в том, что владельцы бизнеса (владельцы продукта) должны были получить полномочия, подотчетность и работать в беспрецедентном темпе.

Доставка Waterfall потребовала бы большого ввода в начале фазы формирования, а затем ограниченного участия на этапе сборки с дальнейшим вводом во время тестирования. В этом случае подход Scrum требовал, чтобы владельцы продукта не участвовали периодически, а ежедневно посвящается проектированию, разработке и тестированию. Чтобы это произошло, высшее руководство,

, включая спонсора, должно было принять участие и согласовать подход, чтобы гарантировать поддержку проекта.Бизнес-пользователи должны были адаптироваться к удовлетворению своих бизнес-требований с помощью пользовательских историй на раскадровках, и должны были быть доказательства как ценности, так и преимуществ, а также определение критериев приемлемости заранее и в короткие сроки.

Ключевые проблемы с бизнесом включали:
  • Сессии были отложены из-за того, что владельцы бизнес-продуктов не прибыли вовремя; это было исправлено напоминанием спонсорам о ежедневной оплате перерасхода средств,
  • В отличие от Waterfall, этот подход требовал совместного размещения всех заинтересованных сторон в течение значительного периода времени, что требовало конференц-залов и отелей.В офисе, где переговорных комнат и без того было мало, часто приходилось уходить за пределы офиса и нести расходы на комнаты, отели и логистику, которые не были бы понесены при использовании Waterfall. Это также повлияло на баланс «работа / жизнь» для тех, кто был вовлечен, потребовав присутствия в течение четырех-пяти дней в неделю, а не работы удаленно.
  • Право собственности и ответственность за каталог продукции, а также приоритезация работы. Этот подход был очень наглядным с ограниченной документацией, поэтому ежедневное подписание раскадровок и каркасов на коричневой бумаге, а не документа с бизнес-требованиями было значительным изменением на практике.
Влияние на ресурс:

Профиль ресурса отличался от использования водопада; в данном случае основные отличия заключались в следующем:

  • Заинтересованные стороны бизнеса (владельцы продуктов) должны были активно участвовать на всех этапах проекта.
  • Бизнес-аналитики: Целью бизнес-аналитиков была поддержка владельцев продуктов, но не владение ими. На протяжении всего процесса проектирования, сборки и тестирования требовалось четыре бизнес-аналитика, что отличалось от подхода Waterfall, который требовал двух бизнес-аналитиков на этапе формирования и одного бизнес-аналитика для поддержки проекта до конца срока поставки.
  • Технический руководитель / мастер Scrum: Чтобы убедиться, что владельцы бизнес-продуктов не разрабатывали список желаний, который не мог быть доставлен в установленные сроки, и которые должны были присутствовать во время разработки раскадровки, чтобы давать советы по любым вопросам. потенциальные технические сложности. Этот подход контрастировал с Waterfall, в котором техническое участие в разработке должно было быть на более позднем этапе и после получения функциональных и подробных спецификаций.Кроме того, мастера Scrum должны были вести каждый спринт, в отличие от одного общего технического лидера, необходимого в Waterfall.
  • Тестировщики: Тестировщики также были развернуты и интегрированы с бизнесом и разработчиками во время спринтов, что явилось отходом от работы в отдельном потоке, как это было бы при развертывании Waterfall.

В Приложении 4 показано сравнение профиля ресурсов между подходами Waterfall и Agile.

Resource Profile Comparison Between the Waterfall and Agile Approaches

Приложение 4 — Сравнение профиля ресурсов между водопадным и гибким подходами

Технические проблемы

Помимо воздействия на ресурсы, менеджер проекта также столкнулся со следующими техническими проблемами:

  • Среды: требовалось несколько сред в короткий промежуток времени.Опережение по времени для среды обычно составляло шесть недель; поэтому планирование этого должно было осуществляться сразу после согласования контракта.
  • В то время как произошел культурный сдвиг, в частности, в технической группе бизнеса, разработчики также столкнулись с изменениями, а именно:
    • Разработка прототипа вместе с владельцами продукта, а не из документации
    • Ежедневные сеансы приверженности во время спринтов в котором они взяли на себя обязательства относительно того, что они разработают и представят на следующий день.
    • Быстрая разработка кода
  • Код был доставлен в параллельных потоках (спринты).Было решено, что релиз будет только один. когда четыре потока кода были объединены в один выпуск продукта (из спринтов), существовал высокий риск того, что после полной интеграции программное обеспечение не будет работать. Поэтому в этом случае нужно было выделить время, чтобы привести все поставляемое программное обеспечение в один интегрированный выпуск и тестирование, вместо того, чтобы выпускать его постепенно. Таблица 5 иллюстрирует развитие этого тематического исследования с использованием подхода Scrum.

Development Using a Scrum Approach

Приложение 5 — Разработка с использованием подхода Scrum

Управление проектом

Ключевой проблемой при реализации этого проекта были требования к документации в соответствии со строгим управлением PRINCE2 и критериями качества, которые не соответствовали или облегчить использование гибкого подхода.Необходимо согласовать методологии управления проектами и продуктов; в противном случае требования к качеству не будут выполнены, что приведет к задержкам. В этом случае необходимо было заключить соглашение с заинтересованными сторонами клиента и Офисом управления проектами (PMO) относительно того, как будет работать управление, и, в частности, типов результатов, а также формата и процессов проверки, которые будут проводиться. На рисунке 6 представлено подробное сравнение результатов Waterfall и Agile в этом тематическом исследовании.

High-Level Deliverable Comparison of the Agile and Waterfall Deliverables

Приложение 6 — Сравнение результатов Agile и Waterfall на высоком уровне

Поставщик (и):

Agile подход не может быть реализован без полной поддержки участвующих поставщиков. Клиенты часто называют поставщиков ответственными за проблемы или неудачи проекта. И наоборот, с точки зрения поставщика, риски, которые, по их словам, могут привести к финансовым потерям, включают:

  • Проблемы с клиентами: отсутствие согласованных исходных условий, описывающих функциональный объем; не действует жесткий контроль изменений; зависимость от клиентских ресурсов и результатов; согласование с клиентом «недостижимого»; и неясные результаты.
  • Субподрядчики: неадекватная пригодность для сторонних результатов

Гибкий подход представил другой взгляд на риски, и, следовательно, контракт с фиксированной ценой, который отражал эти изменения для снижения рисков поставщика:

  • Функциональный объем: Предоставление функциональных возможностей сильно отличалось от подхода Waterfall и предусматривалось очень четко определенным контрактом с временными рамками, в котором было четко указано количество недель, дней, а также каждый день и сеанс.
  • Отсутствие жесткого контроля над изменениями: Одним из важнейших принципов Agile является возможность изменять объем. В дополнение к строгим временным рамкам, навигационные поездки клиентов также были ограничены и предварительно определены в контракте, чтобы ограничить объем бизнеса.
  • Обязанности клиента: Сильная зависимость от клиента в предоставлении выделенных ресурсов, что было четко указано как в зависимостях, так и в рисках и предположениях, бизнес-уровне взаимодействия, требованиях к навыкам, полномочиям и запрошенных ресурсах.Также было указано, что любые задержки со стороны клиента, особенно во время семинаров, будут оплачиваться по ставке времени и материалов, и заявление о том, что оставшееся время будет определять объем, который может или не может быть доставлен, потому что этап сборки будет уменьшено.
  • Неясные результаты: Одним из ключевых рисков было предположение ряда заинтересованных сторон клиента, что поставщик все же предоставит необходимую управленческую документацию (Waterfall). Таким образом, поставщик гарантирует, что вся документация, которая может потребоваться для поставки Waterfall, была исключена или, если она была произведена, использовалась только для справки.Например, стратегия тестирования должна была быть подготовлена, но было заявлено, что она будет использоваться только для справки и не будет пересматриваться через обычные каналы управления.
  • Третья сторона: Третья сторона требовалась в связи с ее навыками и технологиями веб-разработки, и контракт был заключен напрямую с основным подрядчиком и субподрядчиком. Проблемы с основным поставщиком, управляющим субподрядчиком, остались, поэтому они не вступали в прямые отношения с клиентом, что вызвало политические проблемы.

Несмотря на проблемы в этом случае, подход, основанный на Scrum, позволил успешно создать новый модернизированный веб-сайт, который соответствовал ожиданиям и срокам государственных политиков и был бы неосуществим при использовании подхода Waterfall.

Пример B

В то время как Agile стремится преодолеть традиционные проблемы проекта, такие как отсутствие взаимодействия с бизнесом, он также является самоуправляемым и известен отсутствием планирования, небольшим количеством проектов и документации или их отсутствием, а также хаотичными командами.

Ведущему поставщику решений для розничной торговли в континентальной Европе было поручено в течение девяти месяцев доставить автомат самообслуживания ведущему розничному продавцу Великобритании. Этот автомат самообслуживания, который состоял как из аппаратного, так и программного обеспечения, позволял покупателям самостоятельно оформлять заказ в розничном магазине. Подход Agile, использующий экстремальное программирование, был принят отделом разработки продуктов, когда традиционный подход Waterfall был мантрой клиентов. Через шесть месяцев после завершения проекта возникли серьезные проблемы, связанные со значительными задержками в доставке, и поставщик серьезно рисковал потерять этого клиента и свою репутацию.

Оперативное расследование, проведенное менеджером проекта по восстановлению, выявило следующие проблемы как методологии продукта, так и управления проектами:

Продукт:
Дизайн:
  • Документ общего содержания, который был подготовлен и согласован с клиентом в течение многих месяцев ранее, с тех пор были изменены поставщиком без консультации с клиентом, но поставщик предположил, что «им было лучше всего». Каталог товаров отсутствовал.
  • Критически важно, чтобы бизнес-пользователи (владельцы продуктов) из клиента не были задействованы на месте с разработчиками, как можно было бы ожидать от экстремального программирования.
  • Бизнес-аналитик не назначен, в типичных проектах Agile назначается несколько аналитиков, а требования и изменения сообщаются через систему управления проектом.
Разработка, сборка и тестирование:
  • Программное обеспечение: В соответствии с принципами гибкой разработки, экстремальное программирование предоставляет итеративные версии программного обеспечения в сотрудничестве с заказчиком с упором на командную работу, позволяющую разработчикам реагировать на постоянно меняющиеся клиенты. требования.Следовательно, гибкий подход предполагает полное сотрудничество команд разработчиков с бизнесом и тестировщиками. Наличие только одного разработчика, разрабатывающего программное обеспечение изолированно, без участия заказчиков, тестировщиков или каких-либо других разработчиков, было четким показателем состояния проекта. Хотя документация в Agile ограничена, в дополнение к отсутствию команды разработчиков не было документации, управления дефектами или журналов ошибок.
  • Аппаратное обеспечение: Аппаратное обеспечение было разработано внутренней группой аппаратного обеспечения и построено внешним производителем.Дизайн оборудования не был утвержден.
  • Программное и аппаратное обеспечение Команды работали разрозненно, и сформировалась культура обвинения других
Управление проектами:
  • Отсутствие плана и слабое управление
  • Хотя Agile разработан для поощрения изменений, обычно это делается в рамках параметров . В этом случае смещение объема работ было неумолимым и происходило через менеджера проекта, который передавал от клиента необходимые изменения или новые функции устно на собраниях или по электронной почте.
  • Хотя многие организации адаптируют методологии управления проектами и доставки продуктов, важно, чтобы они не переросли в ковбойское кодирование, определяемое как «члены команды делают то, что они считают правильным» (Dhiman, 2008, стр. 1), независимо от процесс или задействованные люди ..

Ввиду недостаточного участия клиента, местоположения клиента (который находился удаленно и ожидал структуру), требований законодательства и ограниченных ресурсов развития поставщика, было принято решение применять структурированный водопадный подход для восстановления проекта.Это решение создало структурированный подход к доставке, четкое понимание требований клиента и обеспечило реорганизацию проекта, которая восстановила доверие и партнерство с клиентом, а также поставку.

Подводные камни подхода к продукту

Проект «неудачи почти всегда связаны с плохим общением, туманными целями, неадекватным управлением или несоответствующими ожиданиями. Другими словами, вопросы людей »(Кригсман, 2010, стр. 1). Методология продукта не может быть напрямую связана с успехом или неудачей проекта, но в зависимости от того, как она применяется, будет либо способствовать, либо усугублять общие проблемы проекта.На рисунке 7 показаны некоторые общие причины неудач проектов и влияние Waterfall или Agile на проект.

Product Methodologies’ Influences on Project Problems

Приложение 7 — Влияние продуктовых методологий на проблемы проекта

Что значат методологии продуктов для менеджера проекта

Применяемый продуктовый подход будет определять управление проектом и отношения с заинтересованными сторонами, а также каналы связи.

В развертывании Waterfall менеджер проекта IS (информационных систем) является центральным для всех каналов связи и обычно напрямую управляет и упрощает взаимодействие между техническим руководителем, бизнес-аналитиками, менеджером по тестированию и поставщиками, а также менеджером бизнес-проекта. .В некоторых случаях может быть только один менеджер проекта, который также может нести ответственность за бизнес и менеджеров по изменениям.

При Agile-подходе разработкой программного обеспечения управляет мастер Scrum, снимая ответственность с руководителя проекта. Мастер Scrum отвечает за разработку и доставку кода в соответствии с бизнес-требованиями (владельцы продуктов), определенными в каталоге продуктов. В результате мастер Scrum планирует задачи (планирование спринтов) и управляет проблемами для каждого спринта (который предоставляет программное обеспечение), а также управляет и управляет смешанной группой из пяти-девяти человек (известных как свиньи), которая будет включать владельцы бизнес-продуктов, а также разработчики и тестировщики.

Это изменяет динамику для менеджера проекта, роль которого в Agile-проекте меняется, в первую очередь, на управление планом проекта и управление «цыплятами», поставщиками и другими функциями, включая архитекторов, портфолио, среды и вопросы за пределами Scrum.

В Приложении 8 сравнивается архетипическая организационная структура проекта Waterfall с подходом Agile.

Comparison of Project Organizational Structures and Relationships

Приложение 8 — Сравнение организационных структур и взаимоотношений проекта

В результате этой смены обязанностей мастер Scrum, помимо своей технической компетентности, также требует многих из тех же навыков, что и менеджер проекта : лидерство, переговоры, мобилизация команды, фасилитатор, тренер и коммуникатор для создания высокопроизводительной команды.Характерно, что технические лидеры не имеют естественной предрасположенности к этим навыкам; поэтому очень важно обеспечить обучение для развития этих навыков. Если обучение навыкам межличностного общения не проводится, это может вызвать серьезные проблемы с проектом.

Этот сдвиг в каналах связи и отношениях изменяет взаимодействие между командой и менеджером проекта, поэтому важно, чтобы роли были четко разграничены между мастером Scrum и менеджерами проектов, иначе проект может закончиться двумя менеджерами проектов.

Менеджер проекта несет ответственность за общую реализацию проекта независимо от методологии продукта. При использовании подхода на основе Scrum из-за отсутствия контроля со стороны менеджера проекта над тем, что доставляется в спринтах, это может повлиять на результаты проекта и вызвать проблемы для общего расписания проекта. Например, учебные материалы или справочная документация, ожидающие доставки определенных снимков экрана, будут затронуты, если объем поставки Спринта изменится.

Резюме: как решить, какой подход к продукту использовать

Решение, какой подход применить, зависит от ряда соображений. Например, если бизнес не имеет или не имеет возможности выделять ресурсы или имеет радикально противоречивые взгляды между несколькими владельцами бизнеса или ключевыми отделами, например, контроль качества, не поддерживающий открытые принципы Agile, тогда следует применять водопадный подход. быть взятым, потому что Agile-процесс был бы невозможен. Аналогичным образом, инфраструктура, проекты с высокой степенью риска или очень технически сложные проекты также должны использовать Waterfall, но веб-проект или автономная разработка программного обеспечения, скорее всего, будут склоняться к Agile-подходу.

На самом деле, многие организации будут применять гибридные подходы к методологиям разработки продуктов с целью перенять лучшие практики. Какая бы методология ни была принята, важно обеспечить наличие правильного управления проектом и четкое понимание используемой методологии продукта с учетом ограничений управления проектом и культуры организации. На рисунке 9 показано, как одна ведущая организация не использовала Agile от начала до конца, но объединила управление проектами с двумя подходами к доставке продуктов, использующими Waterfall, чтобы обеспечить структуру Waterfall вокруг Agile-разработки.

Illustrates the Integration of Project Management Using the Waterfall and Agile

Приложение 9 — иллюстрирует интеграцию управления проектами с использованием водопадного и гибкого подходов

Как видно из примера А и исследования В, не существует единой методологии продукта, которая либо вызовет, либо устранит риск проекта неудача. Какой бы подход ни применялся, будь то единичный или гибридный подход, важно, чтобы для достижения успешного результата применялись хорошие принципы, навыки и методы управления проектом. Все это должно сочетаться с правильным уровнем управления и организационной поддержки, как внутри, так и между управлением проектом и методологией продукта.

Этот материал воспроизведен с разрешения правообладателя. Несанкционированное воспроизведение этого материала строго запрещено. Чтобы получить разрешение на воспроизведение этого материала, свяжитесь с PMI или любым указанным автором.

© Э. Гудман и П. Генри, 2010 г.
Первоначально опубликовано как часть трудов, PMI Global Congress 2010 — Вашингтон, округ Колумбия,

.Методология

ESA — что это такое и почему вы должны использовать ее в классе? | ITTT

Онлайн-курсыот 199 $
Онлайн-дипломот $ 499
Очные курсы от $ 1490
Комбинированные курсыот 1195 $
220-часовой пакет MASTER от $ 349
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ пакет на 470 часов от $ 699
550-часовой пакет Expert от 899 $

Войти
Позвоните нам
Заказать обратный звонок





Международный тренинг TEFL и TESOL

  • Дом
  • О ITTT

    • TEFL FAQ
    • Специальные предложения
    • Характеристики
    • Что такое TEFL?
    • ПОЧЕМУ ITTT?
    • Сертификат TEFL
  • Курсы

    • Онлайн-курсы
    • Онлайн-диплом
    • Очные курсы
    • Комбинированные курсы
    • НАБОРЫ ОНЛАЙН-КУРСОВ
    • Специализированные курсы
    • ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА
    • Преподавайте английский онлайн
  • Работа
  • Место работы
  • Подайте заявку сейчас!
  • Свяжитесь с нами

Все, что вам нужно знать об обучении английскому за рубежом!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.