Метод эксперимента в психологии плюсы и минусы: Возможности и ограничения эксперимента как метода исследования

Содержание

Экспериментальный метод исследования в психологии

Понятие и специфика экспериментального метода исследования в психологии

Определение 1

Экспериментальный метод исследования в психологии – это способ проведения исследования, при котором экспериментатор активно вмешивается в деятельность и функционирование объекта, подверженного испытанию, чтобы создать ситуацию и условия, при которых происходит выявление психологического фактора.

В процессе экспериментального исследования происходит целенаправленное изменение разнообразных факторов с целью закрепить их в исследуемом объекте или процессе.

Посредством эксперимента ученым удается определить и исследовать причинно-следственные связи того или иного психического процесса, объекта, явления. При этом, экспериментальная деятельность выполняет важное научное значение, поскольку, эксперимент может быть проведен многократно. Можно проводить одно и то же исследование несколько раз, сохраняя исходные условия, либо, меняя их, дабы выявить ошибки, недочеты, найти оптимальное решение, поставленной проблемы или разрешения психологической задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Свойства эксперимента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Специфика экспериментальных методов исследования состоит в следующем:

  1. Данные методы исследования базируются на организации особых условий пребывания объекта исследования и реализации его деятельности, которые оказывают решающее воздействие на изучаемые психологические параметры объектов изучения;
  2. В процессе прохождения эксперимента, первоначальные условия пребывания объекта преобразуются в различных направлениях.

Замечание 1

Эксперимент позволяет исследователю занять активную позицию, наблюдать и при необходимости возобновлять это наблюдение в любое время и в любом удобном для этой деятельности месте.

Экспериментальное исследование проводится при тщательном контроле и четко установленных условиях организации.

Стоит отметить, что экспериментальное исследование отличается достаточно высокой стоимостью, а условия его проведения не всегда в точной степени отражают реальность, настоящие показатели исследуемого объекта или процесса.

И все же, экспериментальное исследование обеспечивает научное обоснование психологическому исследованию. Научность психологического исследования подтверждается следующими факторами:

  1. Аналитический подход в исследовании с применением разнообразных переменных.
  2. Сравнительный подход в исследовании. Результаты эксперимента рассматриваются в качестве итогов функционирования причинных параметров, находящихся под контролем экспериментатора.
  3. Проведение проверки, сделанных в процессе исследования выводов о том, каким образом, исследуемый показатель воздействует на психику и ее процессы.
  4. Проведение оценки реальности психологической гипотезы, ее принятие или отвержение.

Применение экспериментов в психологической области предполагает обязательное вмешательство экспериментатора в развитие личности. Оно может носить разнообразный характер: быть как вредным, так и нести пользу. В этой связи важно обращать внимание на верное истолкование и интерпретацию данных, полученных в ходе экспериментального исследования.

Виды экспериментальных исследований в психологии

Все психологические исследования делятся на несколько групп:

  • Теоретические исследования.
  • Эмпирические исследования.
  • Прикладные исследования.

Теоретические исследования могут быть включены и, по сути, включаются в любую исследовательскую деятельность, поскольку они ориентированы на сбор информационных данных об объекте исследования и разработку его теоретической базы.

Эмпирические исследования основаны на восприятии окружающего мира органами чувств, реальным наблюдением за исследуемыми объектами и процессами, а также создание точно соответствующих исследуемому психическому процессу экспериментальных условий. При этом, исследование сочетает в себе различные методики и приемы.

Прикладные психологические исследования ориентированы на решение определенной группы задач психологической ориентации, разрешение проблем, возникающих в различных сферах жизнедеятельности личности.

Каждое психологическое исследование, независимо от своей групповой принадлежности состоит из разнообразных экспериментальных методов.

Различают их следующие разновидности:

  1. Естественный эксперимент – проведение исследовательской работы в реальных условиях деятельности объекта испытания. Такой эксперимент проводится в разнообразных областях человеческой деятельности, позволяя понять и оценить психологические факторы совершения того или иного поступка, оценить их динамику и структуру;
  2. Лабораторный эксперимент – проведение исследования в нереальных условиях существования объекта, а в максимально к ним приближенных искусственных. Итоги проведенного эксперимента в последствии применяются и оцениваются в реальном мире;
  3. Формирующий эксперимент – проведение исследования на основе сочетания методов обучения, воспитания, тренировки, психологического анализа. Методиками реализации данного эксперимента являются разнообразные тренинги, ролевые и деловы игры, построение ситуационных моделей. Этот метод играет огромное значение в психологии, поскольку позволяет не просто получить какие-то данные, но и создает условия для личностного развития объектов экспериментальной деятельности.

Итоги проведения любого психологического эксперимента требуют проведения математического обоснования. Оно создает положительные условия для адекватной интерпретации фактов. Кроме того, это позволяет определить показатели, которые влияют на объект исследования и его параметры, выявить закономерности развития того или иного процесса, ситуации, объекта, отыскать области ожидаемого эффекта экспериментальной деятельности.

Формирующий эксперимент — Студопедия

Хотя факторный эксперимент позволяет изучать совместное влияние многих факторов, но данный способ требует применения сложных математических методов анализа получаемых данных, что всегда ведет к определенной погрешности в вычислениях.

Отечественными учеными был предложен метод естественного научного эксперимента – исследования, проводимого в реальных условиях (А.Ф. Лазурский). Позднее был разработан метод генетического эксперимента (Л.С. Выготский), в ходе которого раскрывались не только результаты воздействия, но вскрывался бы сам процесс формирования у человека новых понятий и операций. На основе генетического эксперимента и теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальпериным был разработан метод формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент – метод, вскрывающий закономерности работы психики человека в процессе формирования у него новых психических функций и умственных действий.

Формирующий эксперимент – это метод исследования, подразумевающий формирование у участников исследования нового понятия, качества или умственного действия. Формирующийэксперимент — применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/71338).

Отличие от эксперимента

Что происходит в процессе построения эксперимента? Мы стараемся выявить влияние одного фактора на другой, естественно при этом нам необходимо избавиться от влияния всех остальных факторов. При этом экспериментатор идет на различные ухищрения как, например бессмысленный материал, сокрытие от испытуемого реальной цели требуемого действия, введение ограничений в условия эксперимента – все это ставит вопрос о возможности обобщения результатов исследования для естественных условий.



В формирующем эксперименте процесс исследования протекает в реальных условиях и является не процессом обезличивания испытуемого, а «процессом раскрытия его возможностей, становления новой деятельности и развития его личности» (В.Б. Хозиев ВП5, 2002.с.67).

Схема эксперимента: мы предсказываем реакцию человека (или животного) на определенное воздействие и проверяем, правильно ли мы ее предсказали. Только в ходе формирующего эксперимента нас не интересует простое (кратковременное) изменение реакции или поведения, в процессе формирующего эксперимента с его участниками должны произойти не только количественные, но качественные изменения. Если эксперимент П.Я. Гальперин охарактеризовал как метод изучения того, что есть, то формирующий метод он назвал методом изучения того, что может быть.



Логика

Формирующий эксперимент направлен на поиск условий, приводящих к качественным изменениям в психике участников исследования. Предварительно проверяется, есть ли действие которое мы хотим сформировать у людей данной группы (например, детей 5 лет), если умственное действие (например, операция измерения, т.е. наблюдаются феномены Ж. Пиаже), то есть поле для исследования. Этот этап во многих исследованиях называется констатирующим экспериментом. Если данного умственного действия у людей данной группы нет, а в ходе эксперимента оно появилось, значит, оно появилось в результате экспериментального воздействия.

Остановимся теперь на вопросе, а что значит сформировать умственное действие? Умственное действие — это разнообразные действия человека, выполняемые без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая слышимую речь. Таким образом, необходимо найти условия, которые приведут к тому, что человек научиться решать познавательные или эмоциональные задачи без опоры на материальные объекты или речь.

Возможно ли сформировать умственное действие? Если в качестве теоретической основы для исследования использовать деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин), то ответ будет однозначным – Да. Как пишет в подтверждение этого Н.Ф. Талызина «Умственная деятельность человека – это преобразованная форма его внешней практической деятельности. И нет другого источника получе­ния новых психических действий, кроме внешних действий, материальных.»).

Положительные стороны формирующего эксперимента:

— Возможность проведения исследования на малом количестве испытуемых.

— Возможность повысить и внутреннюю и внешнюю валидности. Понятно, что раз у практически всех детей 5 лет наблюдаются феномены Пиаже, а у детей, посещавших специальные занятия, их нет, это не может быть вызвано естественным развитием детей или каким-либо другим фактором. При этом, если проводить формирующий эксперимент в естественных условиях, то никаких проблем с его внутренней и внешней валидностью не должно быть.

— Возможность практического применения полученных научных результатов.

Формирующая процедура, несмотря на кажущуюся простоту, является сложней­шим психотехническим процессом, учи­тывающим и решающим одновременно широкий спектр задач обучения, иссле­дования, развития.

В процессе формирования нельзя переоценить значение мотивации, ведь реальные интересы участников исследования всегда имеют преимущество над операционно-технической стороной интеллектуальной деятельности. С ростом культуры все более увеличи­вается расстояние между тем, что ребенок должен изучить, и тем, что ему не­посредственно интересно, все более заостряется необходимость строить обуче­ние не на соображениях о том, что это знание ему пригодится в будущем, а на том, чтобы сделать это знание интересным уже сейчас, в процессе его приоб­ретения — на познавательном интере­се, имманентном знанию, непосредствен­но связанному с его применением (П.Я. Гальперин).

Таким образом, искусство планомерно-поэтапного формирования — это не освобождения от субъекта, как оно представляется в экспериментах Дж. Кэмпбеллу, но, напротив, явля­ется активной тенденцией принятия и приближения к испытуемому, учету его психологии для раскрытия возможнос­тей, становления новой деятельности и развития его личности.

Хотелось бы надеяться, что произойдут изменения и в скором времени предмет «Экспериментальная психология», будет называться – «Экспериментальное формирование в психологии и педагогике».

классификация, выбор метода и обработка результатов :: BusinessMan.ru

Молодая наука психология долгие десятилетия подвергалась гонениям и не воспринималась научным сообществом. Выделиться из философии ей удалось только в конце девятнадцатого века, но и после ей приходилось доказывать свою состоятельность. Делалось это, в первую очередь, посредством экспериментально-психологических методик. Они позволили отыскать обоснование многим научным теориям и сделать несколько значимых для мирового сообщества открытий.

Стоит отметить, что в этот период времени методы экспериментального исследования были основными и единственными. Ученые только накапливали знания в данной области, поэтому остро нуждались в поисках новых подходов к предметам своего исследования. Со временем применение экспериментального метода исследования стало всего лишь частью методологии и сейчас используется наравне с другими способами доказать справедливость той или иной теории.

Однако на сегодняшней день экспериментальная психология вызывает множество споров. Ученые не могут определить ее допустимые границы и то место, которое ей можно отвести в системе знаний. Несмотря на эти сложности, методы проведения экспериментальных исследований вызывают с каждым годом все больший интерес у специалистов в данной области и людей, которые желают применять психологические знания на практике.

методы экспериментального исследования

Методы научных исследований: краткая характеристика

Перед тем как полностью погрузиться в классификацию методов экспериментального исследования, необходимо составить общее представление о методиках исследований, без которых сложно представить деятельность ученых.

Простым языком их можно охарактеризовать как совокупность приемов и способов, дающих возможность специалистам получить достоверные сведения об объекте исследований. Это позволяет выстроить очередную научную теорию, а также разработать ряд практических рекомендаций, которые будут активно использоваться в дальнейшей работе другими учеными.

Так как психологию сложно представить без исследовательских методик, то на примере этой науки их разобрать проще всего. К тому же методы исследования в психологии крайне ограничены, в них несложно разобраться даже стороннему человеку. А результат их применения может оказаться очень впечатляющим.

Методы исследования в психологии: виды

Основные методы разделяют на две группы:

  • наблюдение;
  • эксперимент.

Первый метод можно охарактеризовать как целенаправленный сбор данных по объекту исследования и анализ полученной информации. По итогу он должен дать объяснение тем или иным психологическим факторам, регулирующим поведение личности.

Метод наблюдения имеет ряд требований, на которых мы остановимся кратко:

  • естественные условия;
  • четкая направленность;
  • регистрация всех полученных результатов.

При этом методика имеет свою процедуру и делится на несколько подвидов. Так как это не является темой нашей статьи, то мы не станем акцентировать внимание читателей на данной информации. А вот о методах экспериментального исследования мы поговорим более подробно.

 методы исследования в психологии

Эксперимент: краткая характеристика и отличительные черты

Методы экспериментального исследования можно описать как целую стратегию и совокупность действий. Она включает в себя отслеживание того или иного процесса, а также влияние на него с помощью изменения тех или иных условий. Благодаря этому проверяется та или иная гипотеза, ее можно подтвердить или опровергнуть. Причем возможность влиять на процесс и менять изначальные условия дает более полную информацию об объекте исследования.

Главное отличие метода экспериментального исследования от наблюдения заключается в том, что ситуация, в которой будет находиться объект исследования является искусственно смоделированной. Причем организатор активно вмешивается в нее. Он может в зависимости от поставленных задач эксперимента менять одну или несколько переменных, фиксируя происходящие изменения. Можно сказать, что исследователь изучает не только сам объект и его реакции, но и то, каким образом взаимодействуют между собой и объектом переменные.

Также хочется уточнить, что экспериментальная методика подразумевает полный контроль за исследуемым и переменными, вводимыми для отслеживания реакций. В этом заключается еще одно различие между обеими методиками. Если наблюдение не дает возможности предвидеть какие-то процессы, то эксперимент позволяет их спрогнозировать и смоделировать. Также часто исследователи осознанно вызывают те или иные реакции, манипулируя переменными. Это позволяет наиболее полно изучить объект. Считается, что данная методика единственная, которая может в полной мере доказать состоятельность той или иной теории либо гипотезы.

Специфика методики и ее достоинства

Основная специфика эксперимента крайне проста – это вмешательство в процесс исследования для того, чтобы менять условия, пока не будут получены все данные. Именно это и является основной целью применяемых методов опытно-экспериментального исследования.

Нельзя не упомянуть о достоинствах методики. Они довольно многочисленны, что и объясняет ее востребованность в научном мире:

  • возможность осознанно вызывать определенные психические явления;
  • возможность воздействия на условия эксперимента;
  • выявление причинно-следственных связей.

Экспериментальным путем можно получить достаточно много фактов, ведь он позволяет четко устанавливать взаимосвязь между изменяющимися условиями и психологическими процессами.

лабораторные методы исследования

Ограничения в применении эксперимента

Выбор метода экспериментальных исследований подходит не для всех ситуаций. Ведь организовать грамотный эксперимент довольно сложно. Специалисты утверждают, что он должен быть смоделирован таким образом, чтобы объект исследования даже не подозревал о своем участии в тех или иных процессах.

К сожалению, это удается не всегда, и тогда возникает опасность того, что сам объект исследования начнет влиять на результаты процесса. Испытуемый может ощущать страх, желание подать себя в более выгодном свете, что не позволит получить информацию о его истинных психологических реакциях.

Также в некоторых психологических экспериментах недопустимо произвольно менять переменные. Данное действие не позволит выявить причинно-следственные связи и сводит на нет все преимущества обсуждаемой методики.

Еще одна сложность заключается в том, что в ряде экспериментов исследователь и объект изучения должны тесно общаться между собой. При этом между ними устанавливается эмоциональная связь, которая способна повлиять на поведение объекта. В этом случае результат не может считаться абсолютно чистым и требует дополнительных исследований. Возможно, в этом случае должны использоваться иные методики.

Виды эксперимента

В научном мире принято выделять два вида эксперимента:

  • лабораторные методы исследования;
  • естественный эксперимент.

Если их охарактеризовать кратко, то лабораторный эксперимент заключается в тщательной подготовке. Он проходит в специальных помещениях с большим количеством оборудования, при этом все объекты отдают себе отчет в том, что принимают участие в исследованиях. Однако истинные цели происходящего могут быть от них скрыты.

Естественный эксперимент подразумевает тщательное сокрытие от объекта всех данных о его вовлечении в научный процесс.

применение экспериментального метода исследования

Лабораторный эксперимент

Рассматривая лабораторные методы исследования более широко, можно представить их как моделирование деятельности объекта в ограниченном пространстве. При этом используются все возможные методы изучения, очень важным нюансом является применение современных технических средств и разработка специальной инструкции. Ее должен придерживаться индивид, принимающий участие в эксперименте, и все его участники.

Полученные в результате научные данные должны быть максимально чистыми, это возможно лишь при условии стопроцентного повторения естественных условий в ограниченном пространстве. Однако стоит учесть, что полностью воспроизвести данные условия невозможно. Обычно это делается лишь фрагментарно. В этой методике сочетаются главные достоинства и недостатки эксперимента, как психологического исследования. С одной стороны, она позволяет максимально точно контролировать все введенные в процесс переменные, а с другой – не дает скрыть вовлеченность объекта в исследовательский процесс.

Естественный эксперимент

Экспериментально-теоретический метод исследования, названный позже «естественным», был впервые введен в практику в начале двадцатого века. Его суть заключается в неведении объекта исследования о проведении эксперимента и условиях, максимально приближенных к его привычной среде обитания.

Главным плюсом данной методики является возможность исследователя активно влиять на испытуемого и сам процесс, но при этом оставаться не вовлеченным во все действия. Это дает невероятную чистоту полученных данных, но одновременно лишает возможности повторить эксперимент. Попадая в сходные условия еще раз, объект начинает понимать, что они созданы целенаправленно.

Последние годы в научном мире регулярно ведутся диспуты на тему этичности подобной методики. Дело в том, что в процессе эксперимента используется скрытая техника. Жизнь индивида становится источником пристального внимания, при этом исследователи не получают его согласия на участие в процессе. Эксперимент может стать настоящей психологической травмой в случае раскрытия его условий.

экспериментально психологические методики

Этапы эксперимента

Стоит учитывать, что каждый эксперимент состоит из определенных этапов. Этот нюанс очень важен для чистоты процесса:

  • Определение целей и задач. Данный этап считается определяющим, на нем выявляется актуальность проблемы. Параллельно выстраивается план, который должен учитывать все накопленные по изучаемой теме знания.
  • На втором этапе непосредственно и происходит эксперимент. Он состоит в воздействии исследователей на окружающий мир. При этом вырабатывается специальная методика. Она напрямую зависит от поставленных задач и изучаемых проблем. Причем она вполне может стать и универсальной, все зависит от того, насколько востребована проблематика эксперимента.

При этом методы обработки экспериментальных исследований в зависимости от задач остаются неизменны. Главным в этом процессе остается, повторимся, чистота полученных данных.

Классификация экспериментов

Данный вопрос требует детального рассмотрения, так как на сегодняшний день классификация находится в прямой зависимости от многих факторов. Обычно она ставится в зависимость от двух характеристик. О них стоит поговорить подробно.

По результату воздействия выделяют три вида экспериментов:

  • Констатирующий. В процессе исследования у объекта не формируются какие-либо новые установки, не появляются новые свойства, а уже имеющиеся не получают должного развития. Согласно данной классификации экспериментатор занимает позицию, сходную с поведением стороннего наблюдателя.
  • Формирующий. Здесь участие организатора эксперимента является наиболее активным. Во многих случаях объект полностью изменяется, зачастую эти изменения носят необратимый характер. При этом сама организация эксперимента позволяет не просто регистрировать полученные данные, но и раскрывать динамику, механизмы воздействия, этапы формирования тех или иных психологических процессов и так далее.
  • Патопсихологический. Данный эксперимент можно поставить в особенный разряд, так как исследователя мало интересуют итоговые результаты. В процессе своего воздействия на объект выявляются и изучаются способы, которыми индивид приходит к данному результату. Можно сказать, что основной оценке подвергаются мыслительные процессы.

Специалисты классифицируют эксперименты и по уровню осознанности:

  • полная осведомленность объекта обо всех нюансах будущего эксперимента;
  • частичная осведомленность индивида, где кроме конкретных фактов ему могут предоставить и ложные гипотезы;
  • сокрытие задач, целей и сроков эксперимента (зачастую испытуемый даже не имеет представления, что стал объектом наблюдения).

Кроме перечисленных категорий можно еще назвать контрольный и пилотажный эксперименты.

экспериментально теоретический метод исследования

Работа с испытуемым и обработка данных

Объект исследований и сам экспериментатор должны находиться в некоем взаимодействии. Этот момент является самым сложным, поэтому методика не может работать без разработки инструкции.

При этом необходимо учитывать, что главной задачей является не сама разработка подобного текста, а понимание его участниками эксперимента. Именно за это в первую очередь отвечает психолог, ведь зачастую в одинаковых условиях люди абсолютно по-разному воспринимают информацию. Одни сразу же понимают все требования, указанные в инструкции, а вот другим требуется некоторое время. Эксперимент нельзя начинать, пока не будут готовы все его участники.

Еще одной проблемой является отбор объектов. По результатам, показанным той или иной категорией испытуемых, будут делаться выводы по довольно обширной социологической группе. Поэтому исследователи часто подбирают первые объекты ошибочно, и только потом формируются более подходящие группы индивидов. Но даже в этом случае они разделяются на две группы.

Инструкция, выдаваемая объектам, создается по общим правилам. Она должна отражать следующие моменты:

  • цель и задачи;
  • ход и особенности происходящего.

К тому же текст должен быть максимально информативным и лаконичным.

методы проведения экспериментальных исследований

Обработка результатов требует долгого времени. При этом важно учитывать, насколько были искажены они в процессе эксперимента. Психология знает случаи, когда исследователь, глубоко убежденный в состоятельности своей теории, влиял на поведение объектов. Также сами участники эксперимента могут в процессе угадать задачи и цели всего происходящего, непроизвольно подстраиваясь под ожидаемый результат.

Эксперимент в психологии, его отличие от других видом психологических исследований.

Основные характеристики психологического эксперимента

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых. В неэкспериментальных исследованиях, как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение.

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования.

Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных.

Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.

В случае если существует информация о качественной связи между двумя переменными, то выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменной.

В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия «критический эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование», или «естественный эксперимент». Критический эксперимент проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы. Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического эксперимента в психологии требует не только тщательного его планирования, но и высокого уровня разработки научной теории. Поскольку в нашей науке преобладают не дедуктивные модели, а эмпирические обобщения, исследователи крайне редко проводят критический эксперимент.



Термин «пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого, эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием, чтобы потом не тратить деньги и время попусту. Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением гипотезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д. Кроме того, в ходе пилотажа можно сузить «зону поиска», конкретизировать гипотезу и уточнить методику проведения «большого» исследования. Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, например между статусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате. По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент) относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри их испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную. Но в некоторых случаях «полевой», или естественный, эксперимент — единственно возможный способ получения научной информации (в психологии развития, этологии, социальной психологии, в клинической психологии или психологии труда и т.д.). Сторонники «естественного эксперимента» утверждают, что лабораторный эксперимент является искусственной процедурой, дает экологически невалидные результаты, поскольку «вырывает» испытуемого из контекста повседневной жизни. Но в полевых исследованиях ошибок, помех, влияющих на точность и надежность данных, неизмеримо больше, чем в лабораторном исследовании. Поэтому психологи стремятся планировать естественный эксперимент максимально близко к схеме проведения лабораторного эксперимента и перепроверять результаты, полученные «в поле», более строгими процедурами.


 

что это и основные виды

Фото 1934Психология — гуманитарная дисциплина. Поэтому у студентов начальных курсов возникает много вопросов, когда им приходится изучать высшую математику. Многие не знают, что такое математические методы в психологии — обязательный инструмент для анализа или усложненный прием, который можно заменить. Ответ можно получить только на практике, изучив особенности работы методики.

Суть и задачи

Математическая психология применяется для оценки полученных результатов и моделирования абстрактных ситуаций, требующих проверки. Аналитическое исследование не используется для изучения конкретного явления. Оно рассматривает психическую деятельность совокупно.

Объект исследований — естественная структура, имеющая психические свойства, модель, теоретическую базу. Предмет — создание и применение алгоритма для моделирования подобной структуры.

Математические методы нужны для обработки данных, собранных путем наблюдения или эксперимента. С их помощью решают задачи:

  • на установление сходства или различия;
  • на группировку, классификацию информации;
  • на оценку, анализ источников данных;
  • на составление прогноза на основе полученной информации.

Фото 1935Сущность матметодов — описание психологических явлений с помощью количественных показателей. Применение алгоритмов при подсчете результатов снижает риск появления ошибки. Информацию можно собирать, обрабатывать и классифицировать одновременно.

Этапы развития и формирования

Сейчас математика занимает отдельное место в психологии. Ее выделение в самостоятельную дисциплину шло постепенно. В этом процессе есть отдельные этапы, подробно рассмотренные в книге Первитской А. М. «Математические методы в психологии»:

  1. Первый — конец 19 – начало 20 века. Результаты эксперимента впервые обрабатываются заданным алгоритмом. Сформировались первые законы и дисциплины.
  2. Второй — 40–50 г. Появилась первая модель психических процессов, разработанная с использованием матанализа. Проведение практических испытаний.
  3. Третий — с 60 годов по настоящее время. Официальное признание самостоятельности отрасли. Включение в список обязательных для изучения дисциплин.
  4. Четвертый — время наступления неизвестно. Этот этап будет переходом математической психологии в теоретическую.

Математическую психологию часто воспринимают как совокупность матметодов, но на самом деле они — только часть дисциплины, как эксперимент — часть исследования.

Основные виды

Фото 1936Шкала измерений — удобный способ обработки данных. В первую очередь используют количественную шкалу. С ее помощью данные ранжируют — распределяют по показателям. Данные размещаются в порядке убывания или возрастания. Каждому значению добавляют ранг, определяющий минимальный и максимальный показатель. Сравнение рангов необходимо для распределения данных по группам.

Корреляционный анализ — установление связи между явлениями. Корреляцию оценивают по силе, направлению. Показатели могут возрастать и убывать, из-за чего меняется тип зависимости данных. Он бывает линейным (показатели равноудалены), но чаще выражен в форме кривой.

Факторный анализ — прогнозирование результатов. Изначально данные расцениваются как равные показатели, для получения результатов их табулируют (заносят в таблицу) или используют графическое построение.

Стратегии обработки данных при работе с гипотезами

Гипотеза — предположение, требующее проверки. Чтобы использование методов математической обработки в психологии давало достоверный результат, исследователи должны соблюдать правила выбора, проверки гипотезы:

  1. Статистические гипотезы бывают нулевыми и альтернативными. Они несовместимы и взаимоисключающие.
  2. Проверять гипотезу нужно с помощью статистических критериев — правил, по которым принимают истинную и отклоняют ложную гипотезу.
  3. Критерии бывают параметрическими (данные распределены по шкале) и непараметрическими (распределение данных не учитывается).
  4. Порядок проверки критериев включает выбор критерия, определение зависимости или независимости выборки, количество выборок.
  5. Фото 1937Гипотезу оценивают по числовым характеристикам. Точечно, выбрав одно число на оси, или интервально, используя измерение отрезка данных на оси.

Выбор способа проверки гипотезы зависит от поставленной задачи.

Преимущества и недостатки

С помощью алгоритмов можно оперировать большим объемом данных и получать достоверные результаты. Недостатки:

  1. Результаты моделирования необходимо подтверждать экспериментом в реальных условиях.
  2. Моделирование не дает заглянуть дальше исследуемой области данных.
  3. При выборе эксперимента повышается риск «подгонки» реальных данных под моделируемый процесс.

Принципы применения в исследованиях

Принципы применения математических методов — положения, которые используют в психологии. Они определяют применение и стратегии дальнейшего развития науки. К ним относятся:

  1. Принцип детерминизма. Требует объяснения изучаемых феноменов через общепринятые факты (под общепринятыми понимаются факты, официально признанные учеными и опубликованные в соответствующей литературе).
  2. Фото 1938Деятельность, личность и сознание едины. Личность — носитель сознания, а сознание неотделимо от личности. Деятельность — форма взаимодействия личности с миром, определяемая причинно-следственной связью.
  3. Личностный и системный подход. Требует рассматривать объекты как отдельные, присущие одному человеку и группе.
  4. Обусловленность рефлекторной и социальной составляющей. Объективный мир влияет на психику, поэтому психические явления — отражение окружающей действительности.
  5. Принцип совокупности. Требует исследования явления как единого целого.
  6. Принцип развития. Явления необходимо рассматривать во время развития, с учетом причин появления и возможных вариантов объединения.
  7. Принцип иерархии. Предполагается рассматривать психологические явления как лестницу, с подчинением низших ступеней высшим.
  8. Единство теории, эксперимента и практики. Теория проверяется практическим экспериментом, необходимым для поиска решения.

Чтобы получать достоверные результаты, психолог должен соблюдать все принципы.

Несмотря на все недостатки, матметоды все же остаются подходящим инструментом проверки гипотез, снижающими вероятность погрешности. Точность результатов в большей степени зависит от навыков исследователя, чем от выбранного способа оценки.

5. Метод эксперимента в психологии

5. Метод эксперимента
в психологии.

Эксперимент

один из основных, наряду с наблюдением,
методов научного познания вообще и
психологического исследования в
частности. Отличается от наблюдения в
первую очередь тем, что предполагает
специальною организацию ситуации
исследования, активное вмешательство
в ситуацию исследователя, планомерно
манипулирующего одной или несколькими
переменными факторами и регистрирующего
соответствующие изменения в поведении
испытуемого. Эксперимент позволяет
осуществить относительно полный контроль
переменных. Если при наблюдении часто
невозможно предвидеть изменения, то в
эксперименте можно их планировать и не
допускать появления неожиданностей.
Возможность манипулирования переменными
— одно из важных преимуществ эксперимента
перед наблюдением. Достоинство
эксперимента заключается также в том,
что можно специально вызвать какой-то
психический процесс, проследить
зависимость психологического явления
от изменяемых внешних условий.

Выделяются такие
разновидности эксперимента, как
лабораторный эксперимент на основе
моделированной деятельности и естественный
эксперимент на основе реальной
деятельности. Разновидностью последнего
является полевое исследование.

Различают также
констатирующий и формирующий эксперимент.
Первый из них направлен на констатацию
связей, складывающихся входе развития
психики. Второй позволяет направленно
формировать особенности таких психических
процессов, как восприятие, память,
мышление и др.

При проведении
эксперимента большое значение имеет
правильное планирование эксперимента.
Различают традиционный и факторный
планы эксперимента. При традиционном
планировании меняется лишь одна
независимая переменная, при факторном
— несколько.

Обладая
несомненными достоинствами эксперимент
как метод психологического исследования
имеет и ряд недостатков. При чем, многие
из них оказываются обратной стороной
его преимуществ. Чрезвычайно сложно
организовать эксперимент таким образом,
чтобы испытуемый не знал об этом. Отсюда
происходят вольные или невольные
изменения в его поведении. Кроме того,
результаты эксперимента могут искажаться
некоторыми факторами, связанными с
присутствием экспериментатора и тем
самым оказывающими влияние на поведение
испытуемого. Получаемое в результате
эксперимента эмерические зависимости
большей частью имеют статус корреляции
т.е. вероятностных и статистических
зависимостей, как правило, не всегда
позволяют делать выводы о причинно-следственных
связях. И наконец, применим не ко всякой
исследовательской задаче. Так,
затруднительно экспериментальное
исследование характера и сложных
способностей.

Лабораторный
эксперимент

проводят в специально организованных
и в известном смысле искусственных
условиях, он требует специального
оснащения, а порой и применения технических
приспособлений. Наиболее существенный
недостаток этого метода — его некоторая
искусственность, которая при определенных
условиях может привести к нарушению
естественного хода психических процессов,
а, следовательно, к неправильным выводам.
Данный недостаток лабораторного
эксперимента до известной степени
устраняется при организации.

Естественный
эксперимент

— особый вид психологического эксперимента,
соединяющий в себе положительные черты
объективного наблюдения и метода
лабораторного эксперимента. Он
производиться в условиях, близких к
обычной деятельности испытуемого,
который не знает, что он является объектом
исследования. Это позволяет избежать
отрицательного влияния эмоционального
напряжения и преднамеренности ответной
реакции. Наблюдение не редко дополняется
беседой с испытуемым. Недостатком этого
метода является трудность вычленения
для наблюдения отдельных элементов в
целостной деятельности испытуемого, а
также трудности в использовании приемов
количественного анализа. Результаты
естественного эксперимента обрабатываются
путем количественного анализа полученных
данных. Одним из вариантов естественного
эксперимента является психолого-педагогический
эксперимент, при котором изучение
обучаемого и воспитания, с целью активного
формирования психических особенностей,
подлежащих изучению.

Одна из разновидностей
эксперимента в психологии — социометрический
эксперимент. Он используется для изучения
взаимоотношений между людьми, положения,
которое занимает человек в той или иной
группе (заводской бригаде, школьном
классе, группе детского сада). При
изучении группы каждый отвечает на ряд
вопросов, касающихся выбора партнеров
для совместной работы, отдыха, занятий.
По результатам можно определить наиболее
и наименее популярного человека в
группе.

5.2 Экспериментальный план — методы исследования в психологии

Цели обучения

  1. Объясните разницу между экспериментами между субъектами и внутри субъектов, перечислите некоторые плюсы и минусы каждого подхода и решите, какой подход использовать для ответа на конкретный вопрос исследования.
  2. Определите случайное распределение, отличите его от случайной выборки, объясните его цель в экспериментальных исследованиях и используйте несколько простых стратегий для его реализации
  3. Определите несколько типов эффекта переноса, приведите примеры каждого и объясните, как уравновешивание помогает справиться с ними.

В этом разделе мы рассмотрим несколько различных способов разработки эксперимента. Основное различие, которое мы сделаем, будет между подходами, в которых каждый участник испытывает один уровень независимой переменной, и подходами, в которых каждый участник испытывает все уровни независимой переменной. Первые называются экспериментами между субъектами, а вторые — экспериментами внутри субъектов.

Эксперименты между участниками

В эксперименте между субъектами каждый участник тестируется только в одном условии.Например, исследователь с выборкой из 100 студентов университета может поручить половине из них написать о травмирующем событии, а другая половина — о нейтральном событии. Или исследователь с выборкой из 60 человек с тяжелой агорафобией (боязнь открытых пространств) может назначить 20 из них для получения каждого из трех различных методов лечения этого расстройства. В эксперименте между субъектами важно, чтобы исследователь распределял участников по условиям, чтобы различные группы в среднем были очень похожи друг на друга.Например, те, кто находится в травматическом и нейтральном состоянии, должны включать одинаковую пропорцию мужчин и женщин, и они должны иметь одинаковые средние коэффициенты интеллекта (IQ), одинаковые средние уровни мотивации, одинаковое среднее количество проблем со здоровьем и т. Д. на. Это сопоставление заключается в управлении этими внешними переменными участников в разных условиях, чтобы они не становились смешивающими переменными.

Случайное присвоение

Основной способ, которым исследователи осуществляют такой контроль внешних переменных в разных условиях, называется случайное присвоение , что означает использование случайного процесса для определения того, какие участники в каких условиях тестируются.Не путайте случайное присвоение со случайной выборкой. Случайная выборка — это метод отбора выборки из совокупности, который редко используется в психологических исследованиях. Случайное распределение — это метод распределения участников выборки по различным условиям, а также важный элемент всех экспериментальных исследований в психологии и других областях.

В самом строгом смысле случайное распределение должно соответствовать двум критериям. Во-первых, каждый участник имеет равные шансы быть назначенным каждому условию (например,g., с вероятностью 50% быть назначенным каждому из двух условий). Во-вторых, каждому участнику назначается условие независимо от других участников. Таким образом, один из способов назначить участникам два условия — это подбросить монетку для каждого из них. Если монета выпадает орлом, участник назначается к условию A, а если выпадает решка, участник назначается к условию B. Для трех условий можно использовать компьютер для генерации случайного целого числа от 1 до 3 для каждого участника. Если целое число равно 1, участник назначается условию A; если 2, участник назначается Условию B; и если оно равно 3, участник назначается на Условие C.На практике полная последовательность условий — по одному для каждого участника, который, как ожидается, будет в эксперименте, — обычно создается заранее, и каждый новый участник назначается следующему условию в последовательности по мере того, как он или она тестируется. Когда процедура компьютеризирована, компьютерная программа часто обрабатывает случайное назначение.

Одна проблема с подбрасыванием монеты и другими строгими процедурами случайного распределения состоит в том, что они могут привести к неравным размерам выборки в различных условиях.Неравные размеры выборки, как правило, не представляют серьезной проблемы, и вы никогда не должны выбрасывать данные, которые вы уже собрали, чтобы получить равные размеры выборки. Однако для фиксированного числа участников статистически наиболее эффективно разделить их на группы равного размера. Поэтому стандартной практикой является использование разновидностей модифицированного случайного распределения, при котором количество участников в каждой группе остается как можно более похожим. Один из подходов — это рандомизация блока . При блочной рандомизации все условия выполняются один раз в последовательности, прежде чем любое из них будет повторяться.Затем все они повторяются снова, прежде чем какое-либо из них повторится снова. В каждом из этих «блоков» условия возникают в случайном порядке. Опять же, последовательность условий обычно создается до того, как какие-либо участники будут протестированы, и каждый новый участник назначается следующему условию в последовательности. Таблица 5.2 показывает такую ​​последовательность для назначения девяти участников трем условиям. Веб-сайт Research Randomizer (http://www.randomizer.org) будет генерировать последовательности блоков рандомизации для любого количества участников и условий.Опять же, когда процедура компьютеризирована, компьютерная программа часто обрабатывает рандомизацию блоков.

Таблица 5.2 Последовательность блочной рандомизации для распределения девяти участников по трем условиям
Участник Состояние
1 А
2 С
3 В
4 B
5 С
6 А
7 С
8 В
9 А

Случайное назначение не гарантирует управления всеми посторонними переменными в условиях.Процесс носит случайный характер, поэтому всегда возможно, что по чистой случайности участники одного состояния могут оказаться значительно старше, менее уставшими, более мотивированными или менее подавленными в среднем, чем участники другого состояния. Однако есть несколько причин, по которым эта возможность не вызывает особого беспокойства. Во-первых, случайное распределение работает лучше, чем можно было ожидать, особенно для больших выборок. Другой заключается в том, что выводимая статистика, которую исследователи используют, чтобы решить, отражает ли разница между группами разницу в популяции, учитывает «ошибочность» случайного распределения.Еще одна причина заключается в том, что даже если случайное присвоение действительно приводит к искажающей переменной и, следовательно, дает вводящие в заблуждение результаты, это смешение, вероятно, будет обнаружено при воспроизведении эксперимента. В результате случайное присвоение условий — хотя и не безошибочно с точки зрения контроля посторонних переменных — всегда считается сильной стороной плана исследования.

Соответствующие группы

Альтернативой простому случайному распределению участников по условиям является использование схемы сопоставленных групп .Используя этот дизайн, участники в различных условиях сопоставляются по зависимой переменной или по какой-то посторонней переменной (ам) до манипуляции с независимой переменной. Это гарантирует, что эти переменные не будут смешиваться в условиях эксперимента. Например, если мы хотим определить, влияет ли экспрессивное письмо на здоровье людей, мы могли бы начать с измерения различных переменных, связанных со здоровьем, у наших потенциальных участников исследования. Затем мы могли бы использовать эту информацию для ранжирования участников в зависимости от того, насколько они здоровы или нездоровы.Затем два самых здоровых участника будут случайным образом назначены для выполнения различных условий (один будет случайным образом назначен на условие написания травматического опыта, а другой — на нейтральное условие письма). Следующие два наиболее здоровых участника затем будут случайным образом распределены для выполнения различных условий, и так до двух наименее здоровых участников. Этот метод гарантирует, что участники в состоянии письма с травматическим опытом будут сопоставлены с участниками в нейтральном состоянии письма в отношении здоровья в начале исследования.Если бы в конце эксперимента разница в состоянии здоровья была обнаружена в двух состояниях, тогда мы бы знали, что это связано с манипуляциями с письмом, а не с ранее существовавшими различиями в состоянии здоровья.

Эксперименты внутри субъектов

В эксперименте внутри субъектов каждый участник тестируется во всех условиях. Рассмотрим эксперимент по влиянию физической привлекательности подсудимого на суждения о его виновности. Опять же, в эксперименте между субъектами одной группе участников показывали привлекательного обвиняемого и просили оценить его вину, а другой группе участников показывали непривлекательного обвиняемого и просили оценить его виновность.Однако в эксперименте внутри субъектов одна и та же группа участников будет судить о вине как привлекательного, так и непривлекательного обвиняемого.

Основным преимуществом этого подхода является то, что он обеспечивает максимальный контроль внешних переменных участников. Участники во всех условиях имеют одинаковый средний IQ, один и тот же социально-экономический статус, одинаковое количество братьев и сестер и так далее — потому что они одни и те же люди. Эксперименты внутри субъектов также позволяют использовать статистические процедуры, которые устраняют влияние этих посторонних переменных участников на зависимую переменную и, следовательно, делают данные менее «зашумленными», а влияние независимой переменной легче обнаружить.Мы более подробно рассмотрим эту идею позже в книге. Однако не во всех экспериментах можно использовать дизайн внутри субъектов, и это было бы нежелательно.

Одним из недостатков экспериментов с участием субъектов является то, что они облегчают участникам угадывать гипотезу. Например, участник, которого просят судить о виновности привлекательного ответчика, а затем его просят оценить вину непривлекательного ответчика, вероятно, будет догадываться, что гипотеза состоит в том, что привлекательность обвиняемого влияет на суждения о виновности.Это знание может привести к тому, что участник будет более строго судить непривлекательного обвиняемого, потому что он думает, что именно этого от него и ждут. Или он может заставить участников судить двух обвиняемых одинаково, чтобы быть «справедливыми».

Эффекты переноса и уравновешивание

Основным недостатком внутрисубъектных дизайнов является то, что они могут приводить к эффектам порядка. Эффект порядка возникает, когда на ответы участников в различных условиях влияет порядок условий, которым они подвергались.Одним из типов эффекта порядка является переходящий эффект. Эффект переноса — это эффект тестирования в одном условии на поведение участников в более поздних условиях. Один из типов эффекта переноса — это эффект практики , когда участники выполняют задачу лучше в более поздних условиях, потому что у них была возможность попрактиковаться в ней. Другой тип — это эффект усталости , когда участники выполняют задачу хуже в более поздних условиях, потому что они устают или им скучно. Тестирование в одном условии также может изменить то, как участники воспринимают стимулы или интерпретируют свою задачу в более поздних условиях.Этот тип эффекта называется эффектом контекста (или эффектом контраста) . Например, подсудимого среднего вида можно судить более строго, когда участники только что судили привлекательного ответчика, чем когда они только что судили непривлекательного ответчика. Эксперименты внутри субъектов также помогают участникам угадать гипотезу. Например, участник, которого просят судить о виновности привлекательного ответчика, а затем его просят оценить вину непривлекательного ответчика, вероятно, будет догадываться, что гипотеза состоит в том, что привлекательность обвиняемого влияет на суждения о виновности.

Эффекты переноса могут быть интересны сами по себе. (Зависит ли привлекательность одного человека от привлекательности других людей, которых мы недавно видели?) Но когда они не в фокусе исследования, эффекты переноса могут быть проблематичными. Представьте, например, что участники судят о виновности привлекательного ответчика, а затем — о непривлекательном ответчике. Если они будут судить непривлекательного обвиняемого более строго, это может быть связано с его непривлекательностью.Но вместо этого они могли бы судить его более строго, потому что им стало скучно или они устали. Другими словами, порядок условий — это мешающая переменная. Привлекательное состояние всегда является первым условием, а непривлекательное — вторым. Таким образом, любое различие между условиями в терминах зависимой переменной может быть вызвано порядком условий, а не самой независимой переменной.

Однако существует решение проблемы эффектов порядка, которое можно использовать во многих ситуациях.Это уравновешивает , что означает тестирование разных участников в разных заказах. Лучшим методом уравновешивания является полное уравновешивание , в котором равное количество участников выполняет каждый возможный порядок условий. Например, половина участников будет проверена в условиях привлекательного ответчика, за которым следует непривлекательное состояние ответчика, а другая половина будет проверена в непривлекательном состоянии, за которым следует привлекательное состояние.При трех условиях будет шесть разных заказов (ABC, ACB, BAC, BCA, CAB и CBA), поэтому некоторые участники будут проверены в каждом из шести заказов. При четырех условиях будет 24 различных заказа; при пяти условиях будет 120 возможных заказов. При уравновешивании участники распределяются по заказам случайным образом, используя методы, которые мы уже обсуждали. Таким образом, случайное распределение играет важную роль в планах внутри субъектов, как и в планах между субъектами.Здесь вместо случайного присвоения условиям они случайным образом назначаются различным порядкам условий. Фактически, можно с уверенностью сказать, что если исследование не предполагает случайного распределения в той или иной форме, это не эксперимент.

Более эффективный способ уравновешивания — это конструкция латинского квадрата, которая рандомизируется за счет равных строк и столбцов. Например, если у вас четыре процедуры, у вас должно быть четыре версии. Как и в судоку, никакая обработка не может повторяться в строке или столбце.Для четырех вариантов четырех процедур дизайн латинского квадрата будет выглядеть так:

А B С D
В С D А
С D А B
Д А B С

На приведенной выше диаграмме вы можете видеть, что квадрат был построен таким образом, чтобы каждое условие появлялось в каждой порядковой позиции (A появляется сначала один раз, второй раз, третий раз и четвертый раз), и каждое условие предшествует и следует за каждым из них. другое условие один раз.Латинский квадрат для эксперимента с 6 условиями будет иметь размерность 6 x 6, квадрат для эксперимента с 8 условиями будет иметь размерность 8 x 8 и так далее. Таким образом, в то время как для полного уравновешивания 6 условий потребуется 720 заказов, для латинского квадрата потребуется всего 6 заказов.

Наконец, когда количество условий велико, эксперименты могут использовать случайное уравновешивание , в котором порядок условий определяется случайным образом для каждого участника. Используя эту технику, определяется каждый возможный порядок условий, а затем один из этих порядков случайным образом выбирается для каждого участника.Это не такая мощная техника, как полное или частичное уравновешивание с использованием дизайна латинских квадратов. Использование случайного уравновешивания приведет к большей случайной ошибке, но если эффекты порядка, вероятно, будут небольшими и количество условий велико, этот вариант доступен исследователям.

Есть два способа думать о том, что дает уравновешивание. Во-первых, он контролирует порядок условий, так что он больше не является мешающей переменной. Вместо того, чтобы привлекательное состояние всегда было первым, а непривлекательное — вторым, привлекательное состояние идет первым для одних участников и вторым для других.Точно так же непривлекательные условия появляются на первом месте для одних участников и на втором месте для других. Таким образом, любая общая разница в зависимой переменной между двумя условиями не может быть вызвана порядком условий. Второй способ подумать о том, что дает уравновешивание, — это то, что если есть эффекты переноса, то это позволяет их обнаружить. Можно анализировать данные отдельно для каждого заказа, чтобы увидеть, повлиял ли он.

Когда 9 «больше» 221

Исследователь Майкл Бирнбаум утверждал, что отсутствие контекста, обеспечиваемого межсубъектными планами, часто является более серьезной проблемой, чем контекстные эффекты, создаваемые внутрисубъектными планами.Чтобы продемонстрировать эту проблему, он попросил участников оценить два числа по шкале от 1 до 10, где 1 было «очень-очень маленьким», а 10 — «очень-очень большим». Одной группе участников было предложено оценить число 9, а другой группе было предложено оценить число 221 (Birnbaum, 1999). Участники этого межсубъектного дизайна дали цифре 9 средний балл 5,13, ​​а номеру 221 средний рейтинг 3,10. Другими словами, они оценили 9 как больше, чем 221! По словам Бирнбаума, это различие связано с тем, что участники спонтанно сравнивали 9 с другими однозначными числами (в этом случае это относительно больших) и сравнивали 221 с другими трехзначными числами (в этом случае это относительно маленьких).

Одновременные внутрисубъектные проекты

До сих пор мы обсуждали подход к дизайну внутри субъектов, в котором участники тестируются в одном условии за раз. Однако есть другой подход, который часто используется, когда участники дают несколько ответов при каждом условии. Представьте себе, например, что участники судят о виновности 10 привлекательных подсудимых и 10 непривлекательных подсудимых. Вместо того, чтобы заставлять людей выносить суждения обо всех 10 обвиняемых одного типа, за которыми следуют все 10 обвиняемых другого типа, исследователь мог бы представить всех 20 обвиняемых в последовательности, смешанной между двумя типами.Затем исследователь мог вычислить средний рейтинг каждого участника для каждого типа ответчика. Или представьте эксперимент, призванный выяснить, запоминают ли люди с социальным тревожным расстройством отрицательные прилагательные (например, «глупый», «некомпетентный») лучше, чем положительные (например, «счастливый», «продуктивный»). Исследователь мог бы предложить участникам изучить единый список, включающий оба вида слов, а затем попытаться вспомнить как можно больше слов. Затем исследователь мог подсчитать количество запомненных слов каждого типа.

Между субъектами или внутри субъектами?

Почти каждый эксперимент может быть проведен с использованием дизайна между участниками или внутри субъектов. Эта возможность означает, что исследователи должны выбирать между двумя подходами, исходя из их относительных достоинств для конкретной ситуации.

Эксперименты между субъектами имеют то преимущество, что они концептуально проще и требуют меньшего времени тестирования на одного участника. Они также избегают эффектов переноса без необходимости уравновешивания.Преимущество экспериментов внутри субъектов состоит в том, что они контролируют посторонние переменные участников, что обычно снижает шум в данных и облегчает обнаружение взаимосвязи между независимыми и зависимыми переменными.

Таким образом, хорошее практическое правило состоит в том, что если возможно провести эксперимент внутри субъектов (с надлежащим уравновешиванием) за время, доступное для каждого участника, и у вас нет серьезных опасений по поводу эффектов переноса, то этот план, вероятно, лучший вариант.Если внутрипредметный дизайн будет сложно или невозможно выполнить, тогда вам следует подумать о межсубъектном дизайне. Например, если вы тестируете участников в приемной врача или покупателей в очереди в продуктовом магазине, у вас может не хватить времени, чтобы протестировать каждого участника во всех условиях, и поэтому вы выберете межпредметный дизайн. Или представьте, что вы пытаетесь снизить уровень предубеждений людей, заставляя их общаться с кем-то из другой расы. Дизайн внутри субъектов с уравновешиванием потребует тестирования некоторых участников сначала в условиях лечения, а затем в условиях контроля.Но если лечение сработает и снижает уровень предубеждений людей, они больше не будут подходить для тестирования в контрольных условиях. Эта трудность характерна для многих проектов, предполагающих лечение, направленное на долгосрочное изменение поведения участников (например, исследования, проверяющие эффективность психотерапии). Очевидно, здесь потребуется межсубъектный дизайн.

Помните также, что использование одного типа дизайна не исключает использования другого типа в другом исследовании.Нет причин, по которым исследователь не мог бы использовать и межпредметный план, и внутрипредметный план, чтобы ответить на один и тот же исследовательский вопрос. Фактически, профессиональные исследователи часто используют именно такой подход смешанных методов.

Ключевые выводы

  • Эксперименты могут проводиться как с участием субъектов, так и внутри субъектов. Решение, что использовать в конкретной ситуации, требует тщательного рассмотрения плюсов и минусов каждого подхода.
  • Случайное назначение условий в экспериментах между субъектами или уравновешивание порядков условий в экспериментах внутри субъектов является фундаментальным элементом экспериментального исследования.Цель этих методов — контролировать посторонние переменные, чтобы они не стали мешающими переменными.

Упражнения

  1. Обсуждение: по каждой из следующих тем перечислите плюсы и минусы межпредметного и внутрипредметного дизайна и решите, что будет лучше.
    1. Вы хотите проверить относительную эффективность двух тренировочных программ для бега на марафон.
    2. Используя фотографии людей в качестве стимулов, вы хотите увидеть, воспринимаются ли улыбающиеся люди более умными, чем люди, которые не улыбаются.
    3. В полевом эксперименте вы хотите увидеть, влияет ли то, как одет попрошайник (аккуратно или небрежно), на то, будут ли прохожие давать ему деньги.
    4. Вы хотите узнать, вспоминаются ли конкретные существительные (например, собака) лучше, чем абстрактные существительные (например, истина).

.

Плюсы и минусы психологии ввода-вывода

перейти к содержанию

  • Животное
  • Бизнес
  • Связь
  • Компьютер
  • Образование
  • Энергия
  • Упражнение
  • Рекомендовано
  • Еда
  • Лес
  • Общие
  • Здоровье
  • Медицина
  • Медицина
  • Места
  • Завод
  • Политика
  • Рекреация
  • Наука
  • Структура
  • Налоги
  • Технологии
  • Транспортные средства

Плюсы и минусы

  • HOME
  • Свяжитесь с нами
  • Guest Post
  • Условия использования

Ищи: