Метафизика как альтернатива диалектики: метафизика, догматизм, софистика и эклектика — Студопедия

Альтернативы диалектики. Догматизм. Электизим. Метафизика. Неометафизика

ДОГМАТИЗМ

греч.-мнение, учение, решение) – стиль мышления, для которого характерна склонность к утверждению без обсуждения, к использованию в анализе действительности раз и навсегда установленных понятий, схем и формул, без учета конкретных обстоятельств и изменяющихся условий. Догматизму свойственна боязнь самостоятельности, постоянное стремление подкрепить свои рассуждения ссылками на авторитет и традицию. Возникновение догматизма исторически связано со становлением и развитием религиозных доктрин, которые требовали от верующих безоговорочного признания основных положений вероучения (догматов) и категорически запрещали их отрицание или вольную трактовку, что рассматривалось церковью как ересь. В философии под догматизмом обычно понимается не столько характеристика той или иной системы взглядов, сколько отношение к ней, состоящее в неприятии какой бы то ни было критики, в стремлении любой ценой сохранить в неизменном виде основные положения и выводы этой системы. Философский догматизм возникает из наивной веры обыденного здравого смысла в то, что человеческое познание, используя самые простые, не требующие специальной подготовки средства (простое чувственное восприятие и элементарную логику бытового языка), способно обеспечить постижение истины и дать окончательное решение важнейших и глубочайших проблем, стоящих перед человеком. Многочисленные ошибки и заблуждения, обусловленные столь наивной верой, породили глубочайшее разочарование в способности человека к познанию истины. Это разочарование легло в основу формирования противоположного догматизму стиля мышления – скептицизма, вообще отрицающего возможность познания истины. Преодоление крайностей догматизма и скептицизма, утверждающих либо чрезвычайную простоту и доступность постижения «окончательных истин», либо абсолютную невозможность познания истины, достигается благодаря исследованию познавательных способностей человека. На необходимость такого исследования, призванного ответить на вопросы о том, может ли человек вообще познать истину и каковы пределы человеческого познания, впервые указал И. Кант, метод которого в отличие от догматизма и скептицизма получил название «критицизм». В процессе анализа различных проблем реальной жизни догматизм не способствует постижению истинных причин их возникновения путем их всестороннего изучения во всех многообразных связях с другими проблемами (прошлыми и настоящими), а сводится к наложению на живую действительность готовых категорий, формул и логических схем. Тем самым он нередко порождает псевдопроблемы и уводит от проблем подлинных, требующих решения.





Эклектизм (от др.-греч. ἐκλέγω «избираю») — способ построения философской системы путём сочетания различных положений, заимствованных из других философских систем. Этот термин ввёл в употребление александрийский философ II века Потамон, которого упоминает Диоген Лаэртский в конце своего введения к трактату «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Эклектическое направление, в том случае, когда оно приближается к синкретизму, то есть к беспринципному и не методичному соединению противоположных систем, знаменует упадок философского творчества и появляется в истории, обыкновенно, после того как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение. После Платона и Аристотеля эклектизм постепенно распространяется, пока, наконец, в александрийской философии не получает всеобщего признания. То же самое замечается и в философии Вольфа по отношению к философии Лейбница. В XIX веке эклектиками были Виктор Кузен и Жуффруа, старавшиеся сочетать принципы немецкого идеализма с началами английского эмпиризма[1].

Критерием при определении истинности начал, которые стараются сочетать, обыкновенно служит «здравый смысл». Хотя такое направление в философии и не выдерживает критики, это ещё не значит, что всякий эклектизм должен быть осуждаем. Всякая система должна считаться с твёрдо установленными фактами и с истинными положениями, какой бы философской школе они ни принадлежали. Это хорошо выразил Лейбниц, утверждавший, что «все системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают». Выражая стремление считаться со всеми возможными направлениями и путём критики находить в них зерно истины, эклектизм, следовательно, может обозначать требование широты кругозора в деле обоснования собственной системы[1].

Метафизика

(от греч. metaphysic — то, что после физики) — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная философия. Термин «М.» впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля, объединившим под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественно-научных сочинений антич. мыслителя.

На протяжении истории философии М. либо отвергалась как ложное учение, выходящее за рамки опыта, либо возвеличивалась как высшее достижение человеческого разума. И. Кант критиковал предшествующую ему М. за ее умозрительность, за то, что она имела дело с содержательно ограниченными сферами и в то же время не знала правильного пути познания этих сфер, она только постулировала Бога, бессмертие души, целостность мира, наивно полагая, что их можно постичь так же, как постигаются предметы реальной действительности. Кант полагал, что М. возможна как систематическое знание, но сам он ограничился лишь анализом тех противоречий, в которые впадает мысль, пытаясь разрешить основные метафизические проблемы. Кант ввел различие между М. природы и М. нравов; в последней противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Он также разграничил М. и естествознание, показав коренное различие предметов этих дисциплин.

Тем не менее мы во всех областях знания — в познании человека, истории, природы — сталкиваемся с метафизическими проблемами, везде упираемся в то, что недоступно человеческому разуму, в некий нерастворимый остаток. Эти проблемы — не произвольный продукт человеческого любопытства, не исторический балласт мысли, а сама вечная загадочность мира, укорененная в его состояниях и свойствах. Метафизические вопросы разбросаны по всем областям, они везде образуют основу тех или иных направлений философии. «Под метафизикой, — писал А. Шопенгауэр, — я понимаю мнимое знание, которое выходит за пределы возможного опыта, т.е. за пределы природы или данного явления предметов, выходит для того, чтобы дать то или другое объяснение относительно того, чем обусловливается этот мир или эта природа в том или другом смысле; или, говоря просто, объяснение того, что прячется за природой и дает ей возможность жизни и существования». Любая М. говорит о совершенно др. миропорядке, о порядке вещей-в-себе, где теряют свое значение все законы этого мира явлений. Шопенгауэр считает, что есть некая, всегда актуальная метафизическая потребность человека, что физика, т.е. попытка естественного изучения явлений, всегда упирается в М., как бы презрительно первая ни относилась ко второй, ибо физическое знание никогда не может достигнуть начального звена всей подлежащей объяснению цепи причин и следствий. Любые действующие причины основываются на чем-то совершенно необъяснимом — на первоначальных свойствах предметов и обнаруживающихся в них силах природы. Философия, которая пытается ограничиться физикой и отвергает М. как мнимое знание (прежде всего материализм), — это излюбленная, по Шопенгауэру, философия цирюльников и аптекарских учеников. На деле, чем более успешно развивается физика, тем настоятельней возникает потребность в М., чем полнее и точнее исследуется сущность отдельных вещей, тем больше всякое исследование нуждается в объяснении общего и целого.

Существует и др. тип истолкования М., берущий свое начало у Ф. Ницше и наиболее ярко и последовательно выраженный М. Хайдеггером. М., по мнению Ницше, положила начало ложному удвоению мира, его делению на мир истинный и мир ложный, мир сверхчувственный и мир чувственный. Отсюда возникает и Бог как онтология и мораль, навязывающая человеку определенные, свыше установленные правила, возникает учение о резком противопоставлении субъекта и объекта. М. подавляет человеческую свободу, заставляет его покоряться невидимым идолам — отсюда рано или поздно наступающий нигилизм, неверие в вечные ценности, усталость европейского человечества. «Истинный мир» в конце концов теряет свою привлекательность, он не спасает, ни к чему не обязывает, «истинный мир» и Бог становятся бесполезными идеями, которые необходимо упразднить. Для Хайдеггера М. — не филос. учение и не какая-то отдельная дисциплина философии, а отношение к сущему в целом, истина о совокупном сущем, т.е. то или иное истолкование поверх познания определенных моментов, видов, классов, всего существующего как такового. Метафизическое суждение не может быть последовательно выведено из наблюдения и познания конкретной действительности, оно опирается на решение человека как свободного существа. Человеческие сообщества всегда возникают вокруг того или иного ответа на метафизический вопрос: для чего есть сущее. Философия Ницше несет с собой, согласно Хайдеггеру, завершение М., потому что разоблачает все ранее дававшиеся ответы на вопрос о смысле сущего как необоснованные, спекулирующие в пустоте и вызванные наивностью человеческих представлений о себе самом. М. — это пространство исторического свершения, пространство, в котором судьбой становится то, что сверхчувственный мир, идеи, Бог, нравственные законы, авторитет разума, прогресс, счастье большинства, культура, цивилизация утрачивают присущую им силу созидания и начинают ничтожествовать. М. должна быть преодолена, нужно перестать смотреть на наш мир как на проходной двор и некую потусторонность, нужно искать действительные бытийные основы человеческого существования.

1.4. Диалектика и ее альтернативы (метафизика, софистика, эклектика )

В процессе
познания мира каждая наука пользуется
различными методами. Метод находиться
в тесной связи с теорией. Теория определяет
метод исследования, а метод служит
средством дальнейшего развития теории.
Теорияэто совокупность знаний,
относящихся к определенной области
предметов, описывающая эти предметы.
Метод это прием, способ подхода
к познанию и преобразованию действительности,
это сознательное использование ранее
полученных знаний для объяснения новых
фактов
.

Связь
теории и метода находит свое выражение
в методологической роли законов науки.
Любой закон науки, отражая определенную
сферу действительности, вместе с тем
указывает и на то, как нужно мыслить о
ней, т.е., будучи познанным, он выступает
как метод познания. Например, закон
сохранения и превращения энергии — это
не только теоретический закон, но и
методологический принцип, который
требует обязательного его соблюдения
при соответствующих расчетах и
теоретических построениях.

Положение
о единстве теории и метода относится
к любому знанию, в том числе и к
философскому. Но поскольку философия
является теорией всеобщего, изучает
всеобщие законы действительности, то
тем самым она выступает всеобщим методом
познания. Философия выполняет
методологическую функцию
, т.е. выступает
как система регулятивных правил и норм,
которыми нужно руководствоваться, чтобы
достичь желанной цели. Раскрывая
свое отношение к другим методам,
осмысливая их в целостности, во взаимосвязи
между собой, философия выступает какметодология, т.е. как учение о методах
познания и преобразования действительности
.

В философии
существуют два основных метода познания
диалектический и метафизический,
соответствующие двум концепциям
развития. Слово »диалектика» в переводе
с греческого буквально означает »вести
беседу, рассуждать». Первоначально
диалектику так и понимали как искусство
вести беседу, когда путем столкновения
противоположных мнений достигается
истина. В дальнейшем и в настоящее времяпод диалектикой понимается, такое
представление о мире, согласно которому
все явления существуют в связи друг с
другом и находятся в развитии.
Другими
словами, диалектика – это учение
о связи и развитии
.

Родоначальником
диалектики в Древней Греции был Гераклит.
Это ему принадлежит знаменитое изречение
»все течет». Для Гераклита мир – это
вечно развивающийся процесс, в котором
все связано, все зависит от определенных
условий, поэтому противоположности
добра и зла теряют абсолютное значение,
они едины и проистекают друг из друга.
»Болезнь приятным делает здоровье, зло
– добро, голод – насыщение, усталость
– отдых».

Ряд
диалектических проблем поставил другой
древнегреческий философ Зенон.
Аристотель называл Зенона даже
»изобретателем диалектики», хотя Зенон
утверждал, чтодвижения не существует,
оно невозможно в принципе
. Зенон
прославился в истории человеческой
мысли как автор знаменитых парадоксов
(апорий):»Ахиллес и черепаха», »Стрела»,
»Дихотомия», »Стадий». Конечно, Зенон
и не думал отрицать движение как
чувственную достоверность, его заслуга
состоит в том, что он в своих апориях
вскрывает противоречивость движения,
ставит проблему выражения движения в
логике понятий, которая обсуждается в
физике, математике и философии вплоть
до наших дней.

Элементы
стихийной диалектики проявлялись в
философии Сократа, Платона, Аристотеля
и других мыслителей древности. Но
стихийный диалектический взгляд на
мир, хотя и схватывал общий характер
всей картины явлений, был недостаточным
для объяснения частностей, из которых
она складывается, а пока мы не знаем их,
нам не ясна и общая картина. Поэтому в
дальнейшем диалектику сменил метафизический
метод мышления, обусловленный характером
науки Нового времени.

Термин
»метафизика» в переводе с греческого
означает »то, что идет после физики».
Он был введен в 1 веке до н.э. комментатором
Аристотеля А. Родосским. Систематизируя
произведения Аристотеля, он расположил
»после физики» его философские работы.
Поскольку Аристотель на протяжении
столетий считался высшим философским
авторитетом, понятие »метафизика»
долгое время употреблялось как синоним
понятия »философия». Такое понимание
метафизики используется до сих пор в
работах западных философов.

В дальнейшем
под метафизикойстали
пониматьметод мышления противо-положный
диалектике, рассматривающей вещи и их
мысленные отражения, понятия о них, как
не связанные друг с другом, неизменные,
застывшие, раз и навсегда данные.
Впервые такой смысл термину метафизика
придалГегель. Он называл метафизическими
те философские учения, которые трактовали
мир как неизменный в своей основе.

Метафизический
метод соответствует такому этапу
развития науки, когда от общего
представления о природе в целом
естествоиспытатели переходят к анализу
предметов, расчленению их на части и
подробному изучению каждой из них. Этот
метод получил широкое распространение
в философии Нового времени. Развитие
науки Нового времени началось с
тщательного собирания и изучения
отдельных фактов. Систематизация
накопленного материала существовала
еще в очень несовершенном виде, проводилась
по внешним, поверхностным признакам. И
хотя во все времена многие философы и
естествоиспытатели высказывали отдельные
диалектические догадки, в целом, в период
17-18 веков устанавливается господство
метафизического мировоззрения.

Характеризуя
метафизический способ мышления, Ф.
Энгельс подчеркивал, что он хотя и
является правомерным и даже необходимым
в известных областях, но за их границами
становится односторонним, ограниченным,
абстрактным и запутывается в неразрешимых
противоречиях, поскольку за отдельными
вещами не видит их взаимной связи, за
их бытием – их возникновения и развития.

К середине
Х1Х века естествознание накопило огромную
массу эмпирического материала. В каждой
области исследования появляется
настоятельная необходимость систематически
упорядочить этот материал, сообразно
его внутренней связи. Наука переходит
от собирающей ступени к упорядочивающей,
она становиться наукой о процессах,
происхождении и развитии предметов и
о их связях.
Метафизический метод
познания переживает кризис. Само
естествознание пропитывается
диалектическими представлениями.
Распространению этих представлений
особенно способствовали три великих
открытия: открытие клетки, закона
сохранения и превращения энергии и
теория Ч. Дарвина. В этих открытиях
наиболее ярко проявилась ведущая
тенденция науки Х1Х века: переход от
изучения отдельных явлений в отрыве
друг от друга к изучению этих явлений
в связи и развитии. В этих условиях
метафизика неизбежно должна была
уступить место диалектике.

Новый
этап в развитии диалектики связан с
немецкой философией 18-19 веков
. Важную
роль в формировании диалектических
представлений сыграла философия И.Канта.Кант, по выражению Энгельса,
первым пробил брешь в метафизических
представлениях, ввел идею развития в
познание природы. Он создал гипотезу,
согласно которой Солнечная система
возникла из газовой туманности и
развивалась до своего нынешнего
состояния, повинуясь законам Ньютона.
Вопрос о первотолчке здесь был устранен,
Земля и Солнечная система предстали
как нечто ставшее, т.е. развившееся во
времени.

Наиболее
полное и глубокое развитие диалектика
получила в философии Гегеля. Гегель
первым подверг многосторонней критике
метафизическое миропонимание, возвратился
к диалектике, придав ей иной вид, чем
тот, который она имела в древности, и
обогатил ее новым содержанием. Он впервые
представил весь естественный, исторический
и духовный мир в виде процесса, т.е. в
беспрерывном движении, изменении,
преобразовании и развитии и пытался
раскрыть внутреннюю связь этого движения
и развития.

Основу
диалектики Гегеля составляет учение о
противоречиях, которые присущи всем
явлениям и процессам объективного мира.
Гегелем впервые были четко сформулированы
основные законы диалектики: закон
единства и борьбы противоположностей,
закон взаимного перехода количественных
и качественных изменений и закон
отрицания отрицания
. Гегель разработал
систему категорий диалектики, глубоко
раскрыл содержание таких категорий какединичное и общее, причина и следствие,
необходимость и случайность, возможность
и действительность, содержание и форма,
сущность и явление и т.д.

Однако
диалектика Гегеля была развита на
идеалистической основе. Развитие, по
Гегелю, есть саморазвитие понятий,
абсолютной идеи, а развитие в природе
и обществе есть лишь отражение всеобщего
развития абсолютной идеи. По выражению
К. Маркса, диалектика у Гегеля »стоит
на голове. Надо ее поставить на ноги,
чтобы вскрыть под мистической оболочкой
рациональное зерно».

Материалистическую переработку
диалектики Гегеля предприняли русские
мыслители 40-60 годов Х1Х века: Герцен,
Белинский, Чернышевский.
Если для
Гегеля развитие идеи определяло развитие
природы, то для русских материалистов
диалектика сама вытекает из природы и
выражается в человеческих понятиях. Но
действительными творцами материалистической
диалектики стали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Материалистически перерабатывая
диалектику Гегеля, К. Маркс освободил
ее от идеализма и создал диалектический
метод, который в корне отличен от
гегелевского. Если у Гегеля процесс
мышления выступает творцом действительности,
то у Маркса объективная диалектика
(движение природы и общества) определяет
субъективную диалектику (движение
понятий) в соответствии с материалистическим
решением основного вопроса философии.
Поэтомутолько в марксистской философии
диалектика становится наукой, изучающей
всеобщие законы развития объективного
мира и человеческого познания
.

В
чем же состоит принципиальное отличие
диалектики от метафизики
?
Обычно это отличие видят в том, что
диалектика исходит из идеи всеобщей
изменчивости явлений, в то время как
метафизика настаивает на неизменности
и постоянстве вещей. Однако в наше время
научно-технического прогресса и
противоречивого общественного развития
метафизическое мировоззрение приняло
иной вид. Сегодняшняя
метафизика не отрицает развитие, но
дает неправильное, одностороннее его
истолкование.

Поэтому понимание диалектики как науки
о всеобщей изменчивости, а метафизики
как учение об устойчивости явлений мира
является весьма односторонним и не
отражает подлинной сути их противоположности.
Оно не точно в отношении диалектики,
ибо диалектика опирается не только на
принцип изменчивости сущего, но и на
принцип его постоянства. Оно не точно
и в отношении метафизики, ибо метафизика
вовсе не отрицает движение и развитие.
Не случайно В.И. Ленин в работе »Философские
тетради» говорит о диалектике и
метафизике как о двух концепциях
развития.

В
современном понимании
диалектика
– это учение о связи и развитии в его
наиболее полном, глубоком и свободном
от односторонности виде
. Конечно,
метафизика, так же как и диалектика,
принимает самые различные формы с каждым
новым историческим периодом в развитие
человеческого познания, но основная ее
ошибка остается неизменной. И состоит
она водносторонности, ограниченности,
абсолютизации отдельных сторон развития.

Антиподами
диалектики являются софистика и
эклектика. Софистика
это метод
доказательства, основанной на
преднамеренном нарушении законов
формальной логики, на употреблении
ложных аргументов, выдаваемые за
истинные
.
Будучи разновидностью метафизики,
софистика абсолютизирует относительность
человеческого познания, она обычно
выхватывает какой-либо случайный признак
и по нему характеризует явление.
Характерной чертой софистики является
релятивизм, нашедший классическое
выражение в положении Протагора:
»Человек – мера всех вещей». Протагор
учил, что все истинно, ибо как кому что
кажется, так оно и есть, т.е. истина у
каждого своя. Эклектика
– это
методологический прием, основанный на
использовании вырванных из контекста
фактов и формулировок, это соединение
разнородных взглядов, идей и теорий,
при сохранении видимого единства
.
Эклектика на первый взгляд выступает
как антипод софистики, требуя учета не
одной, а многих сторон явлений. Но в
действительности ее многосторонность
оказывается мнимой, поскольку эклектика
формально сочетает различные признаки
предмета, не выясняя их взаимосвязи, не
умея выделить среди этих признаков
главный, определяющий. Диалектика
требует всестороннего подхода к предмету,
но в отличие от эклектики, она, раскрывая
взаимосвязь признаков предмета,
стремится выявить такой признак, который
в данных, конкретных условиях выступает
как основной, главный, решающий.

альтернативные методы познания и практики — Студопедия

До этого в курсовой работе уже были даны определения диалектики и метафизики. В данном основном разделе курсовой работы эти определения будут дополнены.

Прежде всего диалектика может быть определена как самое богатое, самое всестороннее и глубокое учение о всеобщей, универсальной связи и развитии. В этом определении охвачены и выражены два основных принципа диалектики: принцип всеобщей, универсальной связи предметов и процессов действительности и принцип развития.

Определение диалектики через законы нисколько не противоречит определению ее через принципы. Почему? Ответить на этот вопрос можно, разобравшись в содержании понятия «закон». Любой закон есть не что иное, как связь, причем связь объективная, всеобщая, внутренняя, существенная, необходимая и в силу всего этого устойчивая, повторяющаяся. Следовательно, второе из вышеприведенных определений диалектики не противоречит первому, а лишь конкретизирует, углубляет его.

Однако системы принципов и законов, взятых в их единстве, также недостаточно для раскрытия того богатства и разнообразия наиболее общих отношений, связей, процессов, которые существуют в материальном мире. Поэтому материалистическая диалектика использует для раскрытия своего предмета не только принципы и законы, но и философские категории.

Теперь перед нами возникает такой вопрос: с одной стороны, мы говорим, что диалектика — это учение, т.е. то, что создается, разрабатывается людьми, с другой стороны, мы говорим о диалектике самой природы или диалектике взятой самой по себе человеческой истории. Так что же такое диалектика? Учение, наука или то, что существует вне сознания человека, независимо от него?



В связи с этим, необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную. Диалектика объективная-это диалектика самого развивающегося мира. Диалектика субъективная — это диалектическое мышление, т.е. то, что является темой настоящей курсовой работы. Исходя из материалистического решения основного вопроса философии, мы должны признать, что субъективная диалектика вторична по отношению к объективной диалектике и является ее отражением в мыслящем мозгу. «…Диалектика в нашей голове — это только отражение действительного развития, которое совершается в мире природы и человеческого общества…».

Но субъективная диалектика субъективна только по своей форме, как система разрабатываемых людьми принципов, законов и категорий. По содержанию же, которое она черпает из единственно возможного источника-материального мира, она тождественна объективной диалектике, являясь более или менее полным, постоянно развивающимся отражением её. Это не что иное, как «…материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».


Далее важно разобраться в методологическом значении диалектики. Метод в общем смысле этого слова — способ решения той или иной задачи, подход в этому решению. По сути дела метод познания есть не что иное, как обобщенное, систематизированное знание, применяемое в практике нового исследования. Это значит, что между понятиями диалектики как теории и как метода познания нет непроходимой грани. Если мы диалектику как науку, как общую теорию развития, используем для объяснения каких-то явлений или для приобретения новых знаний — мы используем ее как метод познавательной деятельности.

Но и этим не исчерпывается значение диалектики. Она — не только учение о развитии и не только метод познания, она также и способ революционного действия, метод изменения мира. Мы — сознательные существа, мы осмысливаем свои действия, ставим перед собой определенные цели, намечаем пути достижения их. Решая в общем виде вопрос о том, что делать и как делать, мы исходим из своего мировоззрения, опираемся на диалектику. В этом смысле она играет неоценимую роль. Она представляет собой такую систему взглядов, которая предполагает практическое отношение человека к миру, как бы «вписывает» человека в него. Исходя из достоверного знания о мире, она дает человеку систему исходных ориентиров, которые обусловливают его поведение и, прежде всего, его социально значимые действия и поступки. В диалектике непосредственно проявляется связь ее познавательного и ценностного аспекта.

Теперь рассмотрим альтернативы диалектики — метафизику и релятивизм. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности. В своем классическом проявлении метафизика отрицала взаимосвязь и взаимозависимость вещей и предметов, внутренний источник движения (самодвижения) явлений действительности, скачки в развитии природы и общества, сводила процесс движения только к количественным изменениям. Краткий, но содержательный анализ сути диалектики и метафизики, их коренной противоположности дает В.И. Ленин в статье «К вопросу о диалектике».

Особой разновидностью метафизики является догматизм, который отрицает прежде всего принцип развития. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является, отказ от признания зависимости истины от условий, места и времени. Положения, бывшие истинными в одних обстоятельствах, догматик превращает в застывшие, неизменные догмы, якобы сохраняющие свою истинность на все времена. В познавательной деятельности такой подход ведет к застою, окаменелости мысли, отрицанию необходимости постоянного и закономерного развития познания.

Другой альтернативой диалектики является релятивизм. Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Различие между диалектикой и релятивизмом можно уяснить себе, сопоставив положения Гераклита из Эфеса и Кратила из Афин. Великий диалектик античного мира Гераклит утверждал, что «в одну и ту же реку ты не вступишь дважды», ибо «на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут». Кратил же, в противоположность Гераклиту, полагает, что «в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды». В положении Гераклита момент изменчивости сочетается с моментом устойчивости. В положении Кратила момент устойчивости события отрицается и абсолютизируется момент его изменчивости. Событие превращается в сплошной поток изменения и исчезает, поэтому в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды.

Особой формой выражения релятивизма является софистика, т.е. сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. При этом софистика пользуется действительно присущей понятиям гибкостью, но применяет эту гибкость субъективно. Основным приемом софистики является использование так называемых софизмов. Например, на обвинение во лжи софист отвечает: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать». Такие софизмы внешне безобидны и даже забавны, но подобная аргументация становится по-настоящему опасной, когда она используется в научной и политической деятельности.

Релятивизм, поскольку он содержит в себе момент абсолютизации, совпадает с метафизикой, крайности сходятся.

Особой формой выражения метафизики является эклектика ? соединение различных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Она, в отличие от софистики, прикрывается стремлением к, использованию принципа всеобщей связи, к многостороннему охвату предмета. Однако на деле многосторонность эклектики оказывается простой видимостью, ибо эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета, не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего. Это означает, что эклектика, также, как и софистика, искажает действительность, фальсифицируя основные принципы диалектики.

Каждый предмет или процесс обладает своими специфическими особенностями, выступает как отдельно существующий предмет или процесс, как противостоящий всем другим предметам и процессам. Противопоставление отдельного предмета или процесса другим предметам и процессам возможно только в том случае, если он находится во взаимной связи g другими предметами и процессами.

Вне связей и отношений одной вещи к другим вещам никаких предметов не существует. Категория «вещь» употребляется в философии во взаимосвязи с категориями «свойство» и «отношение». В отличие от субъективного идеализма, который под вещью понимает совокупность ощущений (твердое, холодное, мягкое, теплое, цвет, вкус, запах и т.д.) современный материализм рассматривает вещь как отдельный материальный предмет, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность вещи задается ее структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками. Наиболее общим выражением собственных характеристик вещи являются ее свойства — отдельные стороны предмета, обусловливающие его различие или общность с другими предметами. Всякое свойство относительно. Например, железо является более твердым, чем дерево, но более мягким, чем алмаз. Свойства вещи принадлежат самой вещи, но обнаруживаются они через отношение к другим вещам. Отношение-это момент взаимосвязи, взаимозависимости всех явлений. Понятие об отношении возникает как результат сравнения предметов по выбранному или заданному признаку. Например, если сравнение производится по величине, то выявляется понятие о количественных отношениях; по времени возникновения или исчезновения — понятие о временных отношениях и т.д. Существуют отношения пространственные, отношения между содержанием и формой, причиной и следствием, производственные, правовые отношения и др. Ё связи с тем, что вещь обладает. множеством свойств, она «вплетена» в систему отношений со множеством других вещей и выступает как часть единого целого.

Категории «часть» и «целое» выражают отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы. Благодаря этой связи, образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Целое — это такая взаимосвязь, такое единство частей, которое характеризуется новыми, интегративными свойствами и закономерностями, не присущими предметам в их разобщенности. Часть — это элемент целого.

Категории «часть» и «целое» относительны. Часть, являющаяся элементом целого, сама выступает как целое, имеющее свои элементы и свою структуру. Целое оказывается частью иного целого.

Проблема соотношения части и целого была выдвинута еще в античности и рассматривалась во всех значительных философских учениях. При метафизическом понимании соотношения части и целого данные категории рассматривались как обособленные, застывшие, непереходящие друг в друга. Это приводило ко множеству антиномий частя и целого. Главные из них следующие: 1) положение-целое есть сумма частей, противоположение — целое больше суммы частей; 2) части предшествуют целому, целое предшествует частям; 3) целое причинно обусловлено частями, целостный подход противоположен причинному и исключает его; 4) целое познается через знание частей, части как продукт расчленения целого могут познаваться лишь на основе знания о целом.

В первой антиномии «сумма частей» мыслится как их механическое соединение и неявно предполагается, что сумма частей не образует целостности. Поэтому получается, что целое больше суммы частей. Целостность мыслится как некий остаток, возникающий при вычитании из целого суммы его частей. Выше мы дали определение целого, которое ведет к решению данной антиномии. Исходя из диалектики части и целого, попробуйте самостоятельно решить остальные антиномии.

При анализе категорий «часть» и «целое», мы обратились к категориям Элемент», «структура», «система». Это не случайно. Хотя данные понятия имеют длительную историю (уже у Аристотеля термин «элемент» употребляется в качестве философского термина для обозначения «первичной, имманентной составной части, неделимой по виду»), свой категориальный статус они получили сравнительно недавно в результате уточнения содержания категорий «часть» и «целое».

Классификация систем может даваться по самым различным основаниям, в зависимости от потребностей той или иной теории. В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и абстрактные. Первые — это материальные объекты и их совокупности, образующие устойчивое целое. Их принято делить на неорганические (физические, химические и т.д.) и органические системы (от простейших до сложных биологических объектов). Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы, чрезвычайно сложные по своей структуре, формам, видам и т.д. Абстрактные системы — это продукты деятельности человеческого мышления (идеи, понятия, гипотезы, теории и т.д.). Если в основание деления систем кладется признак их устойчивости или изменчивости при взаимодействии с другими системами, то различают статичные и динамичные системы. В статичных системах их состояние с течением времени остается относительно постоянным, а в динамичных их состояние меняется. По характеру взаимоотношений системы и среды выделяют закрытые и открытые системы. Закрытая система не обменивается со средой веществом, а обменивается только энергией. В открытой системе происходит обмен со средой как веществом, так и энергией.

Рассматривая отношение категорий «часть и целое» к категориям «элемент-структура-система», следует подчеркнуть, что они связаны между собой не только исторически, но и логически. Антиномии части и целого возникли потому, что не учитывалась такая «часть» целого, как его структура, определяющая специфику целого по отношению к его частям. Разрешение внутреннего противоречия категорий «часть» и «целое» привело к возникновению новых категорий «элемент — структура — система». Последние, в свою очередь, оказываются внутренне противоречивыми. Так, например, категория «структура», характеризуя строение целого, его внутренние связи и отношения, т.е. нечто отличное от элементов, оказывается противоречивой, так как структура вещи является одним из ее элементов. Возникает необходимость поиска разрешения нового противоречия.

В связи с этим следует отметить, что развитие науки идет через возникновение и разрешение противоречий. Последнее дает толчок к колоссальному приращению наших знаний, открытию новых принципов, созданию новых теорий.

В настоящее время в конкретных науках большое распространение получили системный подход к изучаемым явлениям, методы структурно-функционального и системного анализа.

Системный подход к изучаемым объектам предполагает раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Системный анализ применяют, как правило, к тем сложным объектам, которые содержат фактор или ряд факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Эти факторы обусловливают неопределенность в поведении объекта, многообразие его возможных вариантов. Системный анализ-это совокупность методов, применяемых для анализа таких объектов. В широком смысле слова системный анализ совпадает с системным подходом, но, в отличие от него, системный анализ предполагает построение обобщенных моделей объекта, отображающих все факторы и взаимосвязи реальных ситуаций, в которых может оказаться объект. Это создает многообразие вариантов, на основе которых осуществляется выбор необходимого решения той или иной задачи.

Структура предмета и функции ее элементов взаимно обусловливают друг друга. Эта обусловленность подчиняется диалектике формы и содержания.

Категории содержание и форма используются при анализе функционирования и изменения предмета как внутренне расчлененного, структурно организованного целого. В процессе внутреннего взаимодействия элементов вещи и ее внешнего взаимодействия с другими вещами происходит изменение данного объекта. Однако изменение это не абсолютное, а относительное, т.е. в течение какого-то промежутка времени вещь сохраняет свою качественную определенность, остается данной вещью. Почему вещь оказывается внутренне противоречивой-устойчивой и изменчивой одновременно?

Любой предмет представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов, обладающих в этой системе определенными функциями. Вследствие сложности системы возникает разновременность изменения ее составных частей. Предмет изменяется как бы по частям, в зависимости от тех типов взаимодействий, в которых находятся его элементы.

Сложность системы обусловливается ее структурой и функциями отдельных элементов. Именно структура, в конечном итоге, обусловливает устойчивость вещи.

Понятие «форма» иногда отождествляют с понятием «структура», а понятие «содержание» с понятием «совокупность элементов». Хотя для этого имеются определенные основания, но отождествлять их не следует. Так, например, содержание понятия «человек» не сводится к определению совокупности тех физических атомов, из которых состоит тело человека. Другими словами, структура является необходимым элементом формы, но форма не сводится к структуре; совокупность элементов необходима для содержания, но содержание вещи не сводится к совокупности ее элементов.

Содержание — это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Форма — это способ существования и выражения содержания объекта. На уровне здравого смысла термин «форма» отождествляется с понятиями «внешний вид», «фигура». В связи с этим необходимо различать внешнюю и внутреннюю форму объекта. Внешняя форма всегда связана с определением пространственно-временных границ существования вещи, а внутренняя форма характеризует способ связи элементов содержания вещи, ее свойств, противоречий и т.д. При этом внешняя форма не может существовать без внутренней, а внутренняя форма всегда проявляется через внешнюю.

При анализе взаимоотношения формы и содержания следует подчеркнуть, что оно носит диалектический характер. Это означает, что форма и содержание находятся в непосредственном единстве: содержание объекта всегда определенным образом оформлено, а форма является содержательной. Отсюда вытекает невозможность существования одного без другого и соответствие определенной формы определенному содержанию. Единство содержания и формы внутренне противоречиво. Вследствие неравномерности развития различных частей объекта содержание изменяется быстрее, чем форма. Форма отстает в своем развитии от изменения содержания. Содержание, таким образом, является ведущей, определяющей стороной, но форма активно воздействует на содержание, противостоит его изменению. Изменившееся содержание в конечном счете оказывается не в состоянии функционировать в старой форме и требует ее изменения. Происходит то, что В.И. Ленин формулирует в «Философских тетрадях» в качестве одного из элементов диалектики: «борьба содержания с новой формой и обратно.

В процессе анализа категорий «содержание» и «форма» нам пришлось внутреннюю форму предмета отличать от его внешней формы. Это не случайно: во-первых, вследствие сложности предмета его различные части изменяются не одновременно: во-вторых, мы не можем познать предмет сразу, целиком и полностью, поэтому познаем его по частям, переходя от одного уровня его строения к другому. Оба эти аспекта находят свое выражение в категориях «сущность» и «явление».

Категории «сущность» и «явление» отражают одну и ту же реальность. Хотя они и взаимосвязаны, но непосредственно не совпадают. Явление выступает как единичное, а сущность как общее; явление отражает внешнее, а сущность-внутреннее; явление характеризует нечто подвижное, изменчивое, сущность — более устойчивое, повторяющееся в явлениях. Во многих отношениях категория «сущность» близка категории «закон».

Как и другие категории диалектики, сущность и явление выступают важными ступеньками познания действительности. Познание движется от познания явлений (внешнего) к познанию сущности (внутреннего) и от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, т.е. от познания единичного к познанию особенного и общего.

При знакомстве с окружающей действительностью мы обращаем внимание на качественное многообразие, на определенную неповторимость каждой вещи, каждого явления, одновременно, на определенное их сходство, родство, общность. Эта объективно данная особенность вещей и явлений действительности отражается в категориях «единичное», «особенное», «всеобщее».

Единичное-это отдельный, обладающий индивидуальной качественной и количественной определенностью предмет, отграниченный в пространстве и во времени от других предметов и явлений. Категория «общее» отражает сходство свойств, сторон, организации вещей и явлений действительности. Любая конкретная вещь через свое индивидуальное, неповторимое проявляет и общее с другими вещами и явлениями.

В противоположность метафизическому методу познания, который не видел органической взаимосвязи между единичным и общим, диалектический рассматривает единичное и общее в неразрывном единстве. И это главное, что необходимо уяснить при изучении содержания данных категорий. Общее существует в единичном и проявляется через единичное. Единичное всегда содержит в себе момент, частицу общего. Можно утверждать, что любой предмет, любое явление представляет собой единство единичного и общего.

Подчеркивая взаимосвязь единичного и общего, необходимо отметить, что связующим звеном между единичным и общим выступает особенное. Спецификой особенного является то, что по отношению к единичному оно является общим, а по отношению к общему — единичным. Различие между единичным, особенным и общим не является абсолютным. Все зависит от того, в какой взаимосвязи, по отношению к чему рассматриваются те или иные явления, предметы и процессы действительности.

Мы уже отмечали, что метафизика рассматривала предметы и явления действительности вне их взаимной связи и развития. Но дело в том, что метафизический способ мышления также подчиняется законам развития, соответственно, и понимание им развития также изменилось.

Метафизическое мышление понимает развитие как увеличение или уменьшение, т.е. как количественное изменение, как повторение пройденного. В этой концепции остается в тени самодвижение, источник, мотив движения, или он переносится во вне предмета.

Диалектическое мышление понимает развитие как единство противоположностей, как раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Во второй концепции главное внимание уделяется именно поиску источника самодвижения, развития.

60 Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики.

Диалектика
как система взглядов на мир существует
столько же времени, сколько существует
философия (примерно 3 тыс. лет). Сегодня
можно выделить три основные формы:

стихийная
диалектика Античности

диалектика
немецкой классической философии Канта
и Гегеля

материалистическая
диалектика Маркса, Энгельса и Ленина

Материалистическая
диалектика имеет три аспекта:

диалектика
– это учение о наиболее общих законах
развития природы, общества и человеческого
мышления

диалектика
– это мировоззрение, то есть диалектический
взгляд на мир

диалектика
– это метод теоретической и практической
деятельности.

Диалектика
как учение о развитии имеет объективную
и субъективную стороны. Объективная
диалектика – это движение и развитие
в самом материальном мире как едином
взаимосвязанном целом. Субъективная
диалектика – это диалектика мышления,
то есть движение и развитие мыслей,
понятий, которые отражают в сознании
объективную диалектику. Субъективная
диалектика вторична по отношению к
объективной. Поскольку субъективная
диалектика есть отражение объективной,
то обе они подчиняются одним и тем же
законам.

Предметом
диалектики являются всеобщие законы
развития материального мира.

Альтернативы
диалектики.

Метафизика.
Рассматривает и изучает вещи независимо
друг от друга. Она стремится дать общую
картину мира и только в этом смысле
рассматривает вещи во взаимосвязи.
Метафизическая идея взаимосвязи не
связана с идеей развития вещей, которая
объясняет как их происхождение, так и
существующее между ними взаимодействие.
Единственным видом связи, признаваемым
метафизикой, является механическая
связь.

Эклектика
– способ мышления, в котором объединяются
различные позиции, подходы и точки
зрения, зачастую противоречащие друг
другу.

Софистика
– рассуждения, выводы и доказательства,
основанные на преднамеренном извращении
законов логики, на употреблении доводов
и аргументов, выдаваемых за правильные.

61 Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики?

Единичное
и общее, явление и сущность.

Единичное

это индивидуальные, неповтори­мые
черты, свойства, присущие отдельному.
Общее
— существенно сходные, одинаковые,
повторяющиеся черты и свойства,
принадлежащие всем отдель­ным явлениям
определенной группы.

Отдельное
и единичное не одно и то же. Отдельное
— это-вещь в целом, и имен­но ему
принадлежат как единичные, так и общие
черты. Оно выступает единст­вом общего
и единичного. Единичное и общее составляют
моменты, стороны отдельного. Отдельное
же есть целое.

Общее
так же объективно, как и единичное.

Единичное
всегда выступает в одном качестве — как
единичное. А общее может выступать в
двух качествах. А именно оно выступает
в своем качестве, как общее по отношению
к меньшей общности, и в то же время
про­являет себя как единичное по
отношению к более широкой общности.
Для обо­значения этой диалектики
перехода единичного в общее и общего
в единичное вводится категория
особенного.

Категории
«сущность» и «явление»
необходимы для выработки правиль­ного
представления о процессе познания.
Начинается познание с того, что в
процессах и вещах доступно непосредственному
чувственному восприятию. Эта внешняя
и сравнительно изменчивая сторона
вещей и процессов называется яв­лением.
У всех вещей и процессов есть и внутренняя,
относительно устойчивая и определяющая
сторона, относительно скрытая за
явлениями и недоступная непосредственному
восприятию. Она представляет собой их
сущность — основу объекта и главное в
нем, единство внутренних, необходимых
сторон и связей Сущность обычно выступает
как общее, а явление — как единичное,
индивиду­альное.

К
понятию «явление» близко по
содержанию понятие «видимость»
(или «кажимость») — неадекватное,
извращенное выражение сущности. В ней
есть верное и неверное. Трудность
познания заключается в отделении
искажений от верного выражения сущности
в явлениях. И вместе с тем необходимо
за явле­нием вскрыть сущность.

Сущность
и явление — разные, даже противоположные
стороны одного предмета, но они находятся
в единстве и взаимосвязи. Нет явлений
без сущно­сти, нет сущности без ее
проявлений. Сущность является. Явление
существен­но. Изменение сущности
определяет изменение явления. Вместе
с тем сущность обнаруживается в явлениях
и яе может обнаружиться помимо явления.
Явление есть внешнее обнаружение
сущности. Сущность как общее не может
существо­вать вне отдельных явлений.
Она существует только в отдельном и
проявляется через него.

Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики

Диалектика как система взглядов на мир существует столько же времени, сколько существует философия (примерно 3 тыс. лет). Сегодня можно выделить три основные формы:

стихийная диалектика Античности

диалектика немецкой классической философии Канта и Гегеля

материалистическая диалектика Маркса, Энгельса и Ленина

Материалистическая диалектика имеет три аспекта:

диалектика – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления

диалектика – это мировоззрение, то есть диалектический взгляд на мир

диалектика – это метод теоретической и практической деятельности.

Диалектика как учение о развитии имеет объективную и субъективную стороны. Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Субъективная диалектика – это диалектика мышления, то есть движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. Субъективная диалектика вторична по отношению к объективной. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, то обе они подчиняются одним и тем же законам.

Предметом диалектики являются всеобщие законы развития материального мира.

Альтернативы диалектики.

Метафизика. Рассматривает и изучает вещи независимо друг от друга. Она стремится дать общую картину мира и только в этом смысле рассматривает вещи во взаимосвязи. Метафизическая идея взаимосвязи не связана с идеей развития вещей, которая объясняет как их происхождение, так и существующее между ними взаимодействие. Единственным видом связи, признаваемым метафизикой, является механическая связь.

Эклектика – способ мышления, в котором объединяются различные позиции, подходы и точки зрения, зачастую противоречащие друг другу.

Софистика – рассуждения, выводы и доказательства, основанные на преднамеренном извращении законов логики, на употреблении доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

Категории диалектики. Диалектика и метафизика

Диалектика и метафизика. Диалектика — это теория самых общих связей вселенной и ее познания, а также способ мышления, основанный на этой теории. Каждый, кто хочет найти рациональную ориентацию в мире и изменить мир, должен знать диалектику жизни и мысли. Диалектическое мышление уходит своими корнями в далекое прошлое. Самым ярким примером был Гераклит, который видел мир как находящийся в постоянном движении, внутренне противоречивый, как вечно живой огонь, вспыхивающий и угасающий по определенным законам.Идеи диалектики проходят через историю развития человеческой мысли. Они были глубоко выражены у таких великих мыслителей, как Кант и Гегель. У Гегеля диалектика охватывает всю сферу действительности и душевной жизни. Наивысшего расцвета диалектическая мысль достигла в философии марксизма, в которой материалистическая диалектика выражается в системе философских принципов, категорий и законов.

Диалектика возникла и исторически развивается в борьбе против метафизического метода, который по своему характеру односторонен и абстрактен и склонен абсолютизировать определенные элементы внутри целого.Метафизические взгляды приняли различные исторические формы. В то время как Гераклит подчеркивал один аспект существования — изменчивость вещей, которую софисты распространили до полного релятивизма, философы-элеаты в своей критике гераклитовского принципа потока сосредоточились на другом аспекте, на стабильности существования, и впали в другую крайность, предполагая, что все было неизменным. Таким образом, одни философы растворили мир в огненном потоке, а другие кристаллизовали его в неподвижную скалу.

В наше время метафизика приняла форму абсолютизации методов анализа и классификации в познании природы. Поскольку они постоянно повторяются в научных исследованиях, методы анализа, экспериментальной изоляции и классификации постепенно привили научному мышлению некоторые общие идеи, предполагающие, что в «мастерских» природы объекты существуют как бы изолированно друг от друга. По мере развития философии и специализированных наук центр борьбы между диалектикой и метафизикой сместился от попыток объяснить связь вещей к интерпретации принципа развития.Здесь метафизическая мысль возникла сначала в форме простого эволюционизма, а затем в различных концепциях «творческой эволюции». В то время как первые гипертрофируют количественные и постепенные изменения, игнорируя качественные переходы и разрывы в постепенности, вторые абсолютизируют качественные, существенные изменения, не осознавая постепенных количественных «подготовительных» процессов, ведущих к ним. Итак, метафизическая мысль склонна «прыгать» до крайностей, преувеличивать некоторые аспекты объекта: его стабильность, повторяемость, относительную независимость и так далее.В познании это ведет к идеализму или догматизму, а на практике — к оправданию застоя и реакции. Единственное противоядие от метафизики и догматизма, которое является метафизикой в ​​другой форме, — это диалектика, которая не терпит застоя и не ограничивает познание и его пределы. Неудовлетворенность достигнутым — это элемент диалектики, а революционная деятельность — ее суть.

Категории. В философии категории — это чрезвычайно общие, фундаментальные концепции, отражающие наиболее существенные, регулируемые законом связи и отношения реальности.Категории — это формы и стабильные организующие принципы мыслительного процесса, и как таковые они воспроизводят свойства и отношения существования в глобальной и наиболее концентрированной форме. Категории являются результатом обобщения, интеллектуального синтеза достижений науки и социально-исторической практики и, следовательно, являются ключевыми точками познания, моментами, когда мысль улавливает суть вещей. Это отправная точка для анализа разнообразия (индивидуального и частного, части и целого, формы и содержания и т. Д.).

Категории универсальны и долговечны, потому что они отражают то, что наиболее стабильно во Вселенной. Более того, в процессе истории содержание, роль и статус категорий меняются и возникают новые категории (например, система, структура).

В нынешнюю эпоху быстрое и всеобщее развитие научного знания идет рука об руку с процессом выявления фундаментальных понятий, которые приобретают значение категорий, поскольку они выполняют в отношении конкретных областей знания функцию, сопоставимую с функцией философских категорий. , например, информация, саморегуляция, симметрия и т. д., а также составляют предмет конкретной науки, то есть они универсальны и неизменны по отношению к большому количеству специальных понятий такая наука (например, категории организмов или видов в биологии, категории образа, действия, мотива в психологии, категории элемента в химии, частицы и поля в физике, товары и стоимость в политической экономии) .Это побуждает нас исследовать систему научных категорий как нечто со своей спецификой, то, что не совпадает с системой философских категорий, хотя и тесно связано с этой системой. Прослеживая систему научных категорий, мы можем раскрыть логику развития любой данной науки, закономерную трансформацию ее концептуального построения. Категории философии, которые постоянно аккумулируют результаты развития специализированных наук, помогают нам выявить и синтезировать элементы мировоззрения и методологии в научной мысли.

Категории имеют определенное отношение друг к другу и составляют систему. Они настолько взаимосвязаны, что каждый может пониматься только как элемент целого. Исходными категориями для всей системы являются категории материи и сознания. Они представляют собой ствол, из которого берут начало все различные ветви других категорий.

:

.

Диалектика и метафизика — Красный Феникс

В процессе получения знаний и в своей практической деятельности люди ставят перед собой определенные цели и задачи. Но поставить цель или сформулировать задачу не означает, что она будет выполнена. Очень важно найти верный путь к цели и эффективные методы выполнения поставленной задачи. Путь к достижению цели, совокупность определенных принципов и способов теоретического изучения и практической деятельности составляют метод.

Ни одна практическая или научная проблема не может быть решена без метода. Если, например, мы хотим установить химический состав вещества, мы должны в первую очередь овладеть методом химического анализа, т. Е. Научиться проверять это вещество с помощью соответствующих химических реагентов, разлагать его, определять химический состав. свойства его составляющих и т. д. Если нам нужно выплавить металл, мы должны изучить технологию плавки, т. е. овладеть практическими методами, выработанными людьми в процессе металлургического производства.Конкретные методы также необходимы при изучении физических, биологических и других явлений. Это объясняет, почему люди уделяют столько времени и усилий разработке и освоению методов практической и теоретической работы.

Метод — это не механическая сумма различных способов исследования, выбранных людьми наугад без учета изучаемых явлений. Сам метод во многом определяется природой этих явлений и их внутренними законами. Следовательно, каждая область науки или практической деятельности разрабатывает свои собственные методы.Например, методы физики отличаются от методов химии, последние отличаются от методов биологии и так далее.

Обобщая достижения различных наук и практическую деятельность человечества, научная философия выработала свой собственный метод познания — материалистическую диалектику. Этот метод отличается от методов конкретных наук тем, что дает ключ к пониманию абсолютно всех областей природы, общества и мысли, ключ к пониманию мира в целом, а не только к пониманию отдельных сфер реальности.

Слово «диалектика» имеет древнегреческое происхождение. Изначально это означало умение вести диспут и выяснять правду, выявляя и разрешая противоречия в аргументах оппонентов. Позже он был применен как метод познания действительности. Опираясь на научные достижения и практический опыт общества, на разных этапах истории диалектика утверждает, что мир представляет собой бесконечный процесс движения, возрождения, упадка старого и рождения нового.«Для нее (диалектической философии) нет ничего абсолютного…», — писал Энгельс. «Он обнаруживает преходящий характер всего и во всем; ничто не может выдержать перед ним, кроме непрерывного процесса становления и исчезновения, бесконечного восхождения от низшего к высшему ». [19 • * Более того, диалектика рассматривает внутренние противоречия, присущие предметам и явлениям, как источник движения и развития.

Объясняя процесс развития, борьбу нового со старым и неизбежность победы нового, диалектика помогает прогрессивным людям бороться с устаревшим общественным порядком и реакционными классовыми силами.В наши дни диалектика является мощным инструментом в руках рабочего класса и его марксистских партий для познания и революционного преобразования мира.

Метафизика — это метод, противоположный материалистической диалектике.

Метафизический подход к явлениям зародился сначала в естествознании, а в XVII – XVIII веках стал распространенным и в философии. В то время метафизика отрицала развитие и возникновение нового и понимала движение как простое перемещение тел в пространстве.

Поскольку в наш век огромных социальных изменений и научно-технической революции больше невозможно отрицать развитие как таковое, современная метафизика обратилась к неверному пониманию сущности развития. Теперь он интерпретирует развитие только как качественное увеличение или уменьшение, как простое повторение того, что уже существует, не признает появление нового и отрицает внутренние противоречия как источник развития.

Современная метафизика, не признающая прогрессивного характера развития, борьбы между новым и старым и неизбежности победы нового, выражает интересы реакционных сил, которые используют ее для борьбы со всем прогрессивным.Например, его используют ревизионисты, которые отвергают классовую борьбу, социалистическую революцию и диктатуру пролетариата и проповедуют социальный мир между эксплуататорами и эксплуатируемыми, а также идею мирного развития капитализма в социализм. Метафизика также является теоретической основой догматизма, сторонники которого закрывают глаза на глубокие социальные изменения, происходящие в мире, и стремятся решать жизненно важные проблемы современности, не принимая во внимание постоянно меняющиеся исторические условия.

Повседневная жизнь, наука и практика доказывают истинность диалектики. Его жизнеспособность убедительно демонстрируется современным развитием общества. Строительство развитого социалистического общества и прогресс коммунистического строительства в СССР, формирование мощной мировой системы социализма и неуклонный рост сил мира, демократии, национального освобождения и социализма убедительно свидетельствуют о торжестве принципов марксизма. диалектика.

Источник

Нравится:

Нравится Загрузка…

‹Протест против корпоративного благополучия в Калифорнии, побуждающий к революционному обществу›

Категории: Диалектика, Наука, Теория

Теги: APL, диалектический материализм, диалектика, упрощенная диалектика, идеализм, марксизм, марксизм и диалектика, марксизм как наука, материализм, метафизика, метод, Красный Феникс, наука, научный метод

Статьи по теме

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *