Лонгитюдный метод исследования предполагает: Лонгитюдные исследования: теория и методы — Экспериментальная психология

Содержание

Лонгитюдный метод — это… Что такое Лонгитюдный метод?



Лонгитюдный метод

Метод исследований, когда участников изучают в течение длительного времени (до нескольких лет). Популяризация лонгитюдных исследований на телевидении включала показ нескольких сериалов («от 7 и старше», «7+7», «от 21 и старше»). когда группы детей из разных слоев общества изучались в течение всей жизни, чтобы документально обосновать их жизненный опыт и последовательность событий.

Лонгитюдные исследования могут дать ценную информацию о влиянии ранних детских переживаний на последующее развитие личности. Они являются сравнительной «роскошью» в исследовательском репертуаре психологов, так как продолжаются очень долго и требуют значительных материальных затрат. Выход участников из эксперимента в процессе исследования может значительно снизить ценность полученных результатов.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС.
Майк Кордуэлл.
2000.

  • Локализация функций
  • Любопытство

Смотреть что такое «Лонгитюдный метод» в других словарях:

  • Лонгитюдный метод — Метод Лонгитюдный (метод длинника) относится к методам организационным. Предполагает работу с одной и той же группой людей или с одним человеком, регулярно и достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени отслеживается развитие,… …   Википедия

  • Лонгитюдный метод — ( лат. longus длинный, долгий) исследование посредством наблюдения за индивидом или группой индивидов в течение длительного периода времени, в некоторых исследованиях, например, начиная с детского возраста и до возраста зрелости. Труднодоступный… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • лонгитюдный метод — исследование одних и тех же людей в течение длительного времени (в отличие от метода возрастных срезов) (Источник: Краткий словарь сексопатологических терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД — Исследование, проводимое посредством наблюдения за рядом субъектов в течение длительного периода времени. Ср. с методом поперечного среза …   Толковый словарь по психологии

  • Лонгитюдный метод — методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых …   Психология человека: словарь терминов

  • Лонгитюдный метод — (longitudinal design). Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода времени …   Психология развития. Словарь по книге

  • метод лонгитюдный — (метод длинника) относится к методам организационным. Предполагает работу с одной и той же группой людей или с одним человеком, регулярно и достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени отслеживается развитие, производится… …   Большая психологическая энциклопедия

  • метод организационный — сюда относятся: 1) метод сравнительный и метод срезов как его частный случай; 2) метод лонгитюдный; 3) метод комплексный; 4) метод субъективный и метод объективный. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • метод срезов — (метод поперечных срезов) относится к методам организационным. Исследование организуется как работа с людьми разных возрастных групп как бы с выполнением срезов на различных возрастных уровнях. При достаточном количестве представителей каждой… …   Большая психологическая энциклопедия

  • метод сравнительный — широко применяется во всех областях психологии. Фактически универсален. В психологии сравнительной реализуется в форме сопоставления особенностей психики особенностей психики на различных этапах эволюции. В этнопсихологии воплощается в выявлении… …   Большая психологическая энциклопедия

Wikizero — Лонгитюдное исследование

Лонгитю́дное иссле́дование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет[1][2][3][4][5].

Основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А. Н. Гвоздев, ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье[5]

Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установить родственные связи между его этапами.[4][5][6]

Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом известно, что за это время происходит некоторое событие (или несколько событий), и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после. При этом лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.[1][6]

Лонгитюдные исследования также пригодны для наблюдения за изменениями внутри организаций в течение какого-то времени[3].

В России[править | править код]

В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведено во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы[1].

В зарубежных странах[править | править код]

За рубежом лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития детей.[3]

Преимущества исследования[править | править код]

Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта[1].

Их преимущество по сравнению с кроссекционными исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на основе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане)[3].

Недостатки метода[править | править код]

Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя валидность по следующим основным причинам[1][3] :

  1. Высокая затратность (особенно на повторное изучение).
  2. Техническая сложность осуществления мероприятия, вызванная постоянной необходимостью на каждой ступени исследования заниматься сбором данных — предисследовательских сведений о произошедших в жизни респондента событий в промежутке между двумя этапами, постоянный розыск и идентификация испытуемых в связи с переездами, обработка и оценка данных всех этапов исследования.
  3. «Смертность» испытуемых. «Смертность» испытуемых означает, что люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, недоступны к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т. д.). В этом случае сокращается или пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.
  4. Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны, если вообще проявятся.
  5. Существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или влияние иных одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования) может погасить суть исследуемого.
  6. Возникновение эффекта Хоуторна
  1. 1 2 3 4 5
  2. 1 2 3 4 5 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999.
  3. 1 2 В. И. Слободчиков Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с. копия (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1535 дней])
  4. 1 2 3 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. ISBN 985-433-167-9
  5. 1 2 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 3-е изд. — М.: Академический проект, 2005. — 848 с. ISBN 5-8291-0297-8, ISBN 5-8291-0506-3, ISBN 5-902357-25-X.

Литература

Лонгитюдный метод — Студопедия

Лонгитюдный метод (лат. long – длинный) – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.

В психологии лонгитюд широко применяется при изучении возрастной динамики, преимущественно в детском периоде. Специфическая форма реализации – метод «продольных срезов». Продольные срезы – это совокупность данных об индивиде за определенный период его жизни. Эти периоды могут измеряться месяцами, годами и даже десятилетиями.

Итогом лонгитюдного метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла «является индивидуальная монография или совокупность таких монографий, описывающих ход психического развития, охватывающих ряд фаз периодов человеческой жизни. Сопоставление таких индивидуальных монографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой.

Однако, построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, – дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специальная тренированность могут влиять на картину развития. Кроме того, узкая база такого исследования, ограниченная небольшим количеством избранных объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, успешно осуществляемого посредством сравнительного метода «поперечных срезов». Поэтому целесообразно сочетать, когда это возможно, лонгитюд и сравнительный метод.



Й. Шванцара и В. Смекал предлагают следующую классификацию видов лонгитюдного исследования:

A. В зависимости от продолжительности исследования:

1. Кратковременное наблюдение.

2. Долговременное наблюдение.

3. Ускоренное наблюдение.

Б. В зависимости от направления хода исследования:

1. Ретроспективное наблюдение.

2. Перспективное (проспективное) наблюдение.

3. Сочетанное наблюдение.

B. В зависимости от применяемых способов:

1. Истинное лонгитюдное наблюдение.

2. Смешанное наблюдение.

3. Псевдолонгитюдное наблюдение.

Кратковременное наблюдение рекомендуется проводить для изучения стадий онтогенеза, богатых изменениями, скачками в развитии. Например, грудной период младенчества, период созревания в отрочестве–юношестве и т. п. Если же целью исследования является изучение динамики крупномасштабных периодов развития, взаимосвязи между отдельными периодами и отдельными изменениями, то рекомендуется долговременный лон-гитюд. Ускоренный вариант предназначен для изучения продолжительных периодов развития, но за короткое время. Используется в основном в детской психологии. Наблюдению подлежат сразу несколько возрастных групп.


Возрастной диапазон каждой группы зависит от цели исследования. В практике наблюдения за детьми он обычно составляет 3-4 года. Смежные группы перекрывают друг друга на один-два года. Параллельное наблюдение за рядом таких групп позволяет увязать данные всех групп в единый цикл, охватываемый всей совокупностью этих групп от самой младшей до самой старшей. Таким образом, исследование, проводимое в течение, скажем, 2–3 лет, может дать продольный срез для 10–20 лет онтогенеза.

Ретроспективная форма позволяет проследить развитие человека или его отдельных качеств в прошлом. Осуществляется путем сбора биографической информации, анализа продуктов деятельности. Для детей это, в первую очередь, автобиографические беседы, свидетельства родителей, данные анамнеза. Перспективный, или проспективный способ – это текущие наблюдения за развитием человека (животного, группы) до определенного возраста. Сочетанное исследование предполагает включение в перспективный лонгитюд элементов ретроспективного.

Истинный лонгитюд представляет собой классическое выполнение длительного наблюдения за одним объектом. Смешанным считается такое, при котором истинное продольное наблюдение на некоторых стадиях дополняется поперечными срезами, дающими сравнительную информацию о других объектах, однотипных с изучаемым. Этот способ выгоден при наблюдениях за группами, которые со временем «тают», т. е. их состав от периода к периоду уменьшается.

Псевдолонгитюдные исследования заключаются в получении «норм» для разных возрастных групп и в хронологическом упорядочивании этих показателей. Норму получают через поперечные срезы группы, т. е. через усредненные данные по каждой группе. Здесь со всей очевидностью проявляется недопустимость противопоставления поперечных и продольных срезов, поскольку последние, как видим, можно получить через последовательный (хронологический) ряд поперечных срезов. Кстати, именно таким образом «получено большинство известных до настоящего времени норм онтогенетической психологии».

Лонгитюдное исследование — Википедия. Что такое Лонгитюдное исследование

Долгосрочное иссле́дование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты (когорта) в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет[1][2][3][4][5].

История и особенности исследования

Основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А. Н. Гвоздев ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье[5]

Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установить родственные связи между его этапами.[4][5][6]

Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом известно, что за это время происходит некоторое событие (или несколько событий), и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после. При этом лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.[1][6]

Лонгитюдные исследования также пригодны для наблюдения за изменениями внутри организаций в течение какого-то времени[3].

В России

В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведено во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы[1].

В зарубежных странах

За рубежом лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития детей.[3]

Преимущества исследования

Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта[1].

Их преимущество по сравнению с кроссекционными исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на основе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане)[3].

Недостатки метода

Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя Валидность по следующим основным причинам[1][3] :

  1. Высокая затратность (особенно на повторное изучение).
  2. Техническая сложность осуществления мероприятия, вызванная постоянной необходимостью на каждой ступени исследования заниматься сбором данных — предисследовательских сведений о произошедших в жизни респондента событий в промежутке между двумя этапами, постоянный розыск и идентификация испытуемых в связи с переездами, обработка и оценка данных всех этапов исследования.
  3. «Смертность» испытуемых. «Смертность» испытуемых означает, что люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, недоступны к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т. д.). В этом случае сокращается или пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.
  4. Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны, если вообще проявятся.
  5. Существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или влияние иных одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования) может погасить суть исследуемого.
  6. Возникновение эффекта Хоуторна

Примечания

  1. 1 2 3 4 5
  2. ↑ * Лонгитюдное исследование (глоссарий к книге) (недоступная ссылка) // Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.
  3. 1 2 3 4 5 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка)//Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999.
  4. 1 2 В. И. Слободчиков Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с. копия (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [850 дней])
  5. 1 2 3 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин., Минск, Харвест, 1998, ISBN 985-433-167-9
  6. 1 2 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 3-е изд. — М.:Академический проект, 2005. — 848 с. ISBN 5-8291-0297-8, ISBN 5-8291-0506-3, ISBN 5-902357-25-X.

Литература

  • Belanger CF, Hennekens CH, Rosner B, Speizer FE (1978): The Nurses’ Health Study. Am J Nurs 1978;78:1039-40. (Die erste Publikation zur Studie. Das engl. Abstract dazu.
  • Diekmann, Andreas (2006): Empirische Sozialforschung — Grundlagen, Methoden, Anwendungen. Rowohlt, Hamburg
  • Schneider, W.: Entwicklung von der Kindheit bis zum Erwachsenenalter: Befunde der Münchner Längsschnittstudie LOGIK. Beltz Psychologie Verlags Union 2008. ISBN 3-621-27605-X
  • Schnell, R., Hill, P. B., Esser, E. (2005): Methoden der empirischen Sozialforschung. Oldenbourg, München
  • Schumann, Karl F. (2004): Diskussion — Sind Arbeitsbiographie und Straffälligkeit miteinander verknüpft? — Aufklärungen durch die Lebenslaufforschung in: MschrKrim 87. Jahrgang — Heft 3/4 — 2004, 222—243.

Лонгитюдный метод — это… Что такое Лонгитюдный метод?



Лонгитюдный метод
( лат. longus — длинный, долгий) — исследование посредством наблюдения за индивидом или группой индивидов в течение длительного периода времени, в некоторых исследованиях, например, начиная с детского возраста и до возраста зрелости. Труднодоступный по разным причинам метод, к тому же он не даёт быстрых результатов, но тем не менее его использование даёт возможность избежать многих преждевременных выводов в отношении природы многих психических расстройств и проблемы их классификации. Лонгитюдный метод в значительной степени представлен и в клинико-психопатологическом исследовании в виде детального анамнеза болезни и последующего катамнеза.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • Лонгитюдное исследование
  • Лонные обряды

Смотреть что такое «Лонгитюдный метод» в других словарях:

  • Лонгитюдный метод — Метод Лонгитюдный (метод длинника) относится к методам организационным. Предполагает работу с одной и той же группой людей или с одним человеком, регулярно и достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени отслеживается развитие,… …   Википедия

  • Лонгитюдный метод — Метод исследований, когда участников изучают в течение длительного времени (до нескольких лет). Популяризация лонгитюдных исследований на телевидении включала показ нескольких сериалов («от 7 и старше», «7+7», «от 21 и старше»). когда группы… …   Большая психологическая энциклопедия

  • лонгитюдный метод — исследование одних и тех же людей в течение длительного времени (в отличие от метода возрастных срезов) (Источник: Краткий словарь сексопатологических терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД — Исследование, проводимое посредством наблюдения за рядом субъектов в течение длительного периода времени. Ср. с методом поперечного среза …   Толковый словарь по психологии

  • Лонгитюдный метод — методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых …   Психология человека: словарь терминов

  • Лонгитюдный метод — (longitudinal design). Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода времени …   Психология развития. Словарь по книге

  • метод лонгитюдный — (метод длинника) относится к методам организационным. Предполагает работу с одной и той же группой людей или с одним человеком, регулярно и достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени отслеживается развитие, производится… …   Большая психологическая энциклопедия

  • метод организационный — сюда относятся: 1) метод сравнительный и метод срезов как его частный случай; 2) метод лонгитюдный; 3) метод комплексный; 4) метод субъективный и метод объективный. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • метод срезов — (метод поперечных срезов) относится к методам организационным. Исследование организуется как работа с людьми разных возрастных групп как бы с выполнением срезов на различных возрастных уровнях. При достаточном количестве представителей каждой… …   Большая психологическая энциклопедия

  • метод сравнительный — широко применяется во всех областях психологии. Фактически универсален. В психологии сравнительной реализуется в форме сопоставления особенностей психики особенностей психики на различных этапах эволюции. В этнопсихологии воплощается в выявлении… …   Большая психологическая энциклопедия

Данный метод предполагает изучение одних и тех же индивидуумов в

Данный метод предполагает изучение одних и тех же индивидуумов в разные моменты их жизни. Исследователи могут строить кривые роста или научения в таких областях, как речевое развитие, когнитивное развитие или формирование физических навыков. За деть-ми могут наблюдать вплоть до достижения ими взрослости, чтобы определить, какие свойства личности сохраняются, а какие исчезают.

Исследователи могут очень подробно рассмотреть некоторые процессы развития, изучая индивидов каждую неделю или даже каждый день. Например, при изучении речевого развития на 2-м году жизни наблюдение за небольшой группой детей проводится раз в неделю с целью получения детальной картины процесса. Кроме того, лонгитюд применяется для изучения изменений, происходящих за многие годы. Самый выдающийся пример его использования — классическое исследование «одаренных» детей, предпринятое Льюисом Терманом (1877-1956) в начале 20-х годов XX века, которое продолжается до сих пор. Результаты работы Термана для различных возрастных групп обсуждаются несколько раз в дальнейших главах этой книги.

Тем не менее у лонгитюдных исследований есть и отрицательные стороны. Например, при изучении интеллекта участники могут знать предлагаемые им тесты либо натренироваться в их решении и продемонстрировать прогресс, совершенно не связанный с их непосредственным развитием. Кроме того, в практическом отношении существует очевидное ограничение относительно того, сколько таких исследований ученый может провести в процессе своей жизни. Лонгитюд-ные исследования требуют значительных временных затрат как со стороны ученых, так и со стороны испытуемых.

2. Сравнение основных методов исследования развития. Основные методы

исследования: лонгитюдный, поперечных срезов и комбинированный (ко-гортно-последовательный). Диагональные ряды (см. нижний ряд, выделенный темно-серым цветом) символизируют лонгитюдные исследования, а вертикальные колонки (см. вертикальную колонку, выделенную средне-серым цветом) -исследования при помощи метода поперечных срезов. Весь рисунок представляет собой когортно-последовательный метод, на котором показаны четыре возрастные когорты, изучаемые в четырех различных точках жизненного пути

Другой проблемой, связанной с методом лонгитюда, является потенциальная возможность искажения. Первоначально исследователи выделяют выборку, являющуюся репрезентативной для интересующей их популяции.

По мере продолжения исследования участники могут заболевать, уходить на каникулы, менять место жительства или иным способом прекращать участие в проекте, и, следовательно, оставшиеся участники больше не являются репрезентативными начальной Целевой популяции. Например, изучение личностных изменений может привести к искажению данных из-за того, что испытуемые, участвующие в лонгитюдном исследовании до его окончания, обычно обнаруживают устойчивые тенденции к сотрудничеству и эмоциональной стабильности, что приводит исследователей к мысли, что людям свойственно с возрастом становиться более склонными к сотрудничеству и стабильными. Подобным образом, участники лонгитюдных исследований могут быть здоровее, богаче и умнее, чем их сверстники.

Ученые тоже могут переехать, потерять интерес к проблеме, наконец, умереть, если ис-следование длится достаточно долго. Например, Терман умер в 50-е годы XX века, хотя его исследование продолжается и сегодня. Некоторые исследования личности, начатые в 1920-х и 1930-х годах, также продолжались после смерти их авторов. Среди них: исследо-вание личности университета Беркли, начатое в 1928 году с 8- и 10-летними детьми и продолжившееся до 1990-х годов, и изучение личности взрослых, предпринятое Гарвард-ской медицинской школой (Brooks-Gunn, Berlin, Leventhal & Fuligni, 2000). В любом дол-говременном лонгитюдном проекте исходные цели и методы работы могут отстать от со-временных потребностей и достижений науки. Часто бывает довольно трудно включить в работу новые появившиеся подходы, продолжая при этом получать данные, сравнимые с полученными ранее результатами.

Тем не менее благодаря лонгитюдным исследованиям можно получить детальную инфор-мацию об изменениях индивидуального развития, которую невозможно получить другими способами, и поэтому они остаются популярным научным методом. Как отмечали Джин Брукс-Ганн и ее коллеги (Brooks-Gunn, Berlin, Leventhal & Fuligni, 2000), после многолетнего перерыва сейчас только в США разворачиваются несколько новых крупномасштабных лонгитюдных проектов. Они охватывают такие сферы, как оценка преимуществ раннего развития, условия жизни детей в «неблагополучных» семьях, влияние динамики семейного дохода на развитие ребенка, воздействие реформ системы социального обеспечения и многие другие.

Лонгитюдные исследования в лингвистике, опыт и перспективы

Лонгитюдные исследования в лингвистике: опыт и перспективы

В настоящей статье рассматривается одно из современных направлений в области строительства учебных корпусов текстов Learner Corpora (далее – LC), связанное с так называемыми лонгитюдными корпусами. Почти 30-летний опыт работы с LC показал, что их потенциал далеко не исчерпан. LC – электронный корпус текстов группы лиц, изучающих иностранных язык [15]. Ключевой целью создания таких корпусов является их анализ на предмет выявления способов и эффективности освоения изучаемого языка (Language Acquisition). Данные LC могут стать основой обучающих систем и материалов, а накопленные знания могут послужить базой для исследования и анализа проблем, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении иностранного языка [5]. Развитие идеи учебных корпусов текстов сегодня связывают с лонгитюдными LC.

Лонгитюдное исследование  – исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определения динамики их изменения и взаимовлияния [7, 21]. Лонгитюдный метод исследования первоначально сформировался в детской и возрастной психологии. Первым ввел его в психологию американский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства; Гезелл Арнольд Луций (1880—1961). В Йельской клинике нормального детства изучалось психическое развитие детей раннего возраста: с рождения до трех лет. Используя метод лонгитюдного исследования, ученому удалось сформировать систему тестов и показателей нормы для детей от трех месяцев до шести лет по таким критериям как: моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Трансформация этих тестов (также как и тестов Бине) является базой современной диагностики психического развития детей.

Одним из первых разработал и реализовал программу лонгитюдного изучения на примере большого контингента одаренных детей американский психолог Льюис Термен (1877—1955). Лонгитюдное исследование Л. Термена длилось около 30 лет и включало три этапа. Участниками эксперимента стали 1500 одаренных детей Калифорнии, данные которых сопоставлялись с данными контрольной группы (800 человек) [12]. Данные были получены с помощью Национальной шкалы интеллекта и теста Стенфорда- Бине. Результаты первого этапа исследования были обобщены Л.Терменом в работе «Психические и физические черты тысячи одаренных детей», где были определены характеристики одаренности на основе сравнения показателей «умственного» и «хронологического» возрастов ребенка [22].

На втором этапе, который состоялся 17 лет спустя, в 1947 году, приняло участие 364 информанта первого этапа. Термен сравнил более продуктивную группу с менее продуктивной из своей первоначальной выборки одаренных детей и обобщил результаты данного этапа в книге «Одаренный ребенок подрос: 25 лет последователям начальных групп» [23].

В 1955 году совместно с психологом-социологом Оденом Льюис Термен провел третий этап лонгитюдного исследования, в котором приняло участие 93 % респондентов первого исследования. Итоги проведенного этапа были изложены в совместном труде ученых «Одаренные группы в среднем возрасте: тридцать-пять лет. Генетические исследования гениальности», где был сделан вывод, что информанты внесли вклад в социальные, биологические и физические науки.

«Лонгитюд, продолжавшийся три с половиной десятилетия, показал, что одаренный ребенок, за небольшим исключением, становится выдающимся взрослым, превосходящим других практически в каждом аспекте. Но, как и в детстве, это превосходство не одинаково велико во всех сферах» [24].

В результате проведенного исследования у Л.Термена появились последователи, а лонгитюдный метод все чаще стал применяться в психологии.

Так П.Торренс и его помощников также проводили лонгитюдное исследование творческой одаренности на протяжении 22 лет, в результате чего были разработаны критерии для оценки творческих достижений [25].

В 1985-1988 гг. в Мюнхенском университете было проведено лонгитюдное исследование, в котором принимали участие школьники Германии от 6 до 18 лет. Важнейшие итоги исследования заключались в разработке целостного комплекса взаимосвязанных методик диагностики одаренности у школьников [25].

В 1929 в США (Исследовательский институт Фелза) было реализовано исследование, где участвовало 63 семьи (83 новорожденных). Данное исследование длилось 30 лет. Результатом послужило утверждение, что стремление к пассивному уходу из сложных ситуаций и подчиненность семье, выявленная в детстве, в значительной степени сохраняются и во взрослом возрасте [25].

Следует отметить также Калифорнийское лонгитюдное исследование, состоящее из трех самостоятельных блоков. Исследование было проведено Институтом развития человека в Беркли. Ученые подробно изучали подростковый возраст, юность и зрелость респондентов. Во всех трех блоках применялся обширный круг методов, включая антропометрию, рентгеноскопию (для определения скелетной зрелости), различные тесты и психологическая экспертиза. Данное исследование позволило проследить зависимость структуры жизненного пути и индивидуальных судеб поколения от меняющихся исторических условий и событий [13].

В Европе наиболее значительным является Боннский лонгитюд Г. Томэ. Ученый начал свое исследование после Второй мировой войны и в нем принимало участие 10000 респондентов. Длилось это лонгитюдное исследование на протяжении двадцати лет. Эта работа показала главенствующую роль самосознания личности в динамике воспитания личностно-мотивационной сферы [11].

Сотрудники Центрального института молодежных исследований ГДР во главе с В. Фридрихом и Г. Мюллером изучали физическое, умственное и социальное развитие людей (1000 человек в начале, 400 — в конце исследования) с 12 до 22 лет. В результате исследования была получена важная информация об эволюции взглядов молодых людей к работе, отношениях в обществе и о психологических различиях юношей и девушек [8].

Описание самых длительных и известных лонгитюдных исследований в психологии позволяет сделать вывод о том, что в этой области метод лонгитюдных исследований получил научное обоснование и применяется давно и успешно. В зарубежной психологии на базе лонгитюдных исследований образовалось новое направление – психология развития человека в течение всей жизни.

Позже лонгитюдное исследование стало применяться и в других науках – социологии, психолингвистике, в частности, в исследованиях детской речи.

В социологии лонгитюдное исследование понимается как неэкспериментальный тип исследования, когда данные собираются и накапливаются с одной и той же выборки в более чем одной временной точке. Поскольку наблюдается одна и та же выборочная совокупность в течение длительного времени, то данные, полученные в разных наблюдениях, правомерно интерпретируются как изменения во времени, характеризующие одного и того же человека (объекта), а не как различия, характеризующие разные выборки, пусть и полученные на одном и том же объекте [1].

Лонгитюдное исследование как разновидность повторного исследования иначе называется мониторингом.

Социологические лонгитюдные исследования получили глобальное распространение, они различаются концепцией, количеством участников, масштабностью проведения, но главной целью таких исследований, как правило, является вопрос о том, как модифицируются во времени жизненные траектории участников, в зависимости от разнообразных факторов.

Социально-психологическому развитию детей посвящены исследования Д.Бахмана (Мичиганский университет), М.Х. Титмы (Эстония), CILS (США), NCDS (Великобритания). В данных исследованиях изучали центральные аспекты социально-психологического развития людей. В исследовании Д.Бахмана приняло участие 2213 подростков. Эстонские социологи под руководством М. X. Титмы занимались изучением социального самоопределения выпускников эстонских школ с 1966 по 1979 г. Изначально в исследовании принимало участие 2260 человек, в итоге осталось 1400 человек. В США лонгитюное исследование было направлено на изучение процесса адаптации второго поколения иммигрантов. Участие приняло 5262 человека 77 различных национальностей. (NCDS) является продолжающимся, мультидисциплинарным  исследованием, которое следит за жизнями приблизительно 17 000 человек, родившихся в Великобритании в 1958. Исследование было устремлено на выяснение взаимосвязей между социально-экономическим статусом индивидов и их здоровьем [4].

Исследованию студенческой аудитории посвящены лонгитюды GLSNZ (The Graduate Longitudinal Study of New Zealand ), в котором приняло участие 8600 студентов и «Futuretrack» (Великобритания), где было задействовано 130 тысяч студентов. Основная задача данных лонгитюдов — раскрытие факторов, обусловливающих жизненный успех выпускников [4].

Взрослое население было объектом исследования в проекте «Пути поколений» (Россия), которое было проведено эстонским ученым М.Х. Титмой. Данное исследование было обращено на изучение жизненных путей людей в советском, а затем и постсоветском обществе [4].

Самым долгим по времени считается исследование WLS (Флорида), где приняло участие 5262 человека.

Самое масштабное лонгитюдное социологическое исследование – «LIS» (Luxembourg Income Study). К 2006 году удалось составить микроэкономические данные по 30 странам на 4 континентах, в том числе по отдельным государствам в динамике на протяжении 30 лет [4].

В психолингвистике лонгитюдный метод исследования применялся в основном для исследования детской речи; такие исследования традиционно основывались на родительских дневниковых записях.

Внимание к речи детей, не угасает в течение веков. Конец XIX – начало XXвв. ознаменовался периодом «дневниковых штудий» [14].

В 1877 году в журнале «Mind» были опубликованы дневниковые записи знаменитого философа, психолога и историка Ипполита Тэна, где он записывал речь своей маленькой дочери. В этом же журнале были опубликованы отрывки дневника Ч. Дарвина, который записывал речь и коммуникативное поведение сына. Вильям Прейр, немецкий физиолог, также записывал речь своего сына Акселя и затем проводил анализ. Супруги Штерны выпустили книгу «Die Kindersprache», где содержались дневниковые записи речи их детей Гильды и Гюнтера. Вильгельм Штерн – немецкий психолог, специалист по генетической и дифференциальной психологии, психотехнике, общей и судебной психологии [17].

В 30-е годы XX века появляется четырехтомное произведение Л. Вернера «Речевое развитие ребенка-билингва». Четвертый том труда содержит дневниковые записи речи детей. Ученый описал и проанализировал работы, посвященные речи детей.

К. И. Чуковский занимался исследованием детской речи долгие годы. В 1928 году вышла его книга « От двух до пяти», где были теоретически обоснованные наблюдения, добытые длительным опытом. Данная книга переиздавалась двадцать раз под разными названиями. Первый вариант названия «Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы». Как утверждал К. И. Чуковский цель книги — «серьезнейшим образом исследовать те области умственной и психической жизни малолетних детей, которые до сих пор не подвергались исследованию» [16].

Широкую известность получил дневник А.Н. Гвоздева, который следил за развитием речи собственного ребенка. Его дневник назывался «От первых слов до первого класса». Ученый вел свои наблюдения в течение пяти лет. Собранный им материал явился базой для нескольких фундаментальных исследований о закономерностях усвоения ребенком фонетики и грамматики русского языка. На материале его дневника длительное время организовывались исследования детской речи в нашей стране.

С. Н. Цейтлин основала лабораторию детской речи, где каждый год проходят научные конференции, на которых современные исследователи знакомят с итогами своей работы в области онтолингвистики [17]. Одно из исследований, проведенное в рамках этой лаборатории, проводилось М.Б. Елисеевой. На протяжении года М.Б.Елисеева вела дневник, где записывала речь своей дочери Лизы. В работе анализируется часть дневника, где фиксировалась речь ребенка в возрасте с двух до трех лет. К числу рассматриваемых явлений относились союзы и союзные слова – относительные местоимения и наречия. Автор составила сводную таблицу употребления союзов в речи дочери с двух до трех лет и сделала вывод, что можно заявлять о равном времени появления и параллельном развитии различных типов структур – и сочинительных, и подчинительных, что доказывает их одинаковую значимость в становлении речи [2].

Позднее появляются документальные записи отрывков речи ребенка, которые записывались с заблаговременно определенными временными промежутками. Такие исследования также были лонгитюдными, но их ведение преодолевало недостатки фрагментарности записей присущих дневникам [14].

Появление компьютерных систем, предоставляющих запись, дешифровку, кодировку и автоматический анализ фактов речи, способствовало появлению перспективной и прогрессивной отрасли лингвистики – корпусной лингвистики.

Корпусная лингвистика – раздел компьютерной лингвистики, занимающийся разработкой общих принципов построения и использования лингвистических корпусов с использованием компьютерных технологий.

Лонгитюдные исследования в корпусной лингвистике стали применяться относительно недавно: первые лонгитюдные учебные корпуса текстов появились лишь в последнее десятилетие.

Как прообраз лонгитюдных корпусов текстов в 1980-х гг. возникает международная система обмена данными по детской речи CHILDES (Children LanguageDatabase Exchange System), разработанная американскими учеными К. Сноу и Б. Мак-Винни в Питтсбургском университете и используемая для анализа разговорной речи, спонтанной речи детей и их родителей, а также для исследования усвоения второго языка. Система CHILDES имеет широкую сферу употребления и может конвертироваться в другие лингвистические системы [18].

CHILDES — значимый корпус, содержащий языки разного типологического строя, объемную библиографию по психолингвистике, лингвистике, теории усвоения первого и второго языков, а также правила ввода материала и пакет программ для его обработки. Каждый исследователь имеет право пользоваться необходимыми ему данными, разместить в CHILDES собственные материалы [3].

Чаще всего используемые программы пакета CHILDES помогают рассчитать среднюю длину высказывания каждого собеседника, сформировать словарь его речи, найти все случаи употребления рядов слов.

Одним из первых лонгитюдных корпусов в России должен был стать проект О.В. Федоровой и М.А.Даниель под названием «Корпус русской предподрастковой речи».

В рамках проекта предполагалось записывать и расшифровывать речь русскоязычных детей конца предподросткового возраста (11-12 лет). Главная цель проекта — сформировать корпус близких к произвольным, но сопоставимых между собой и акустически чистых записей монологической и диалогической речи. Дети должны были находиться в равной коммуникативной ситуации: несколько учеников, знакомых между собой, приглашаются в школьный кабинет, где каждый их них по очереди рассказывает историю из жизни. Затем экспериментатор на некоторое время (ориентировочно 10 минут) оставляет их наедине, не прерывая при этом записи. Далее он возвращается и дает респондентам коллективное задание, призывающее к активному речевому взаимодействию. Таким образом, в ходе одного эксперимента будут обретены образцы речи трех различных типов: задачно-ориентированный монологический, спонтанный диалогический и задачно-ориентированный диалогический. Предполагаемый объем корпуса – 10 часов записи или 100000 словоупотреблений. К сожалению, информация о реализации корпуса не доступна в Интернете, не были обнаружены к моменту публикации настоящей статьи и печатные материалы.

В 2012 году опубликована статья В.В. Казаковской « Речь взрослого и усвоение ребенком прилагательных: анализ русского лонгитюдного корпуса данных». Заявленный в статье лонгитюдный корпус является составной частью корпуса CHILDES и представлет собой расшифрованные аудиозаписи общения взрослых с мальчиком-монолингвом, изучающим русский язык [9].

В статье Е.В. Хачатурян и В.В. Казаковской, посвященной сравнению коммуникативных стратегий взрослых в диалоге с детьми в ситуации усвоения ими одного (русского) и нескольких (русского, итальянского, норвежского) языков, есть упоминание русского лингвистического корпуса «Ваня», приближающимся по своему объему к так называемым корпусам повышенной плотности. Мальчик родился и вырос в интеллигентной петербургской семье, его речь записана в естественных каждодневных ситуациях общения с родителями и бабушкой [10].

Таким образом, анализ современных публикаций приводит к выводу о том, что в настоящее время лонгитюдные корпусные исследования востребованы, хотя проводятся гораздо реже синхронных. При этом очевидно, что по сравнению с синхронными исследованиями они обладают рядом явных преимуществ. Во-первых, лонгитюдное исследование позволяет представить процесс овладения языком в динамике. Во-вторых, оно дает возможность исследовать как тенденции в овладении языком в целом, так и индивидуальный стиль, и динамику развития каждого информанта.

Процесс овладения иностранным языком неотъемлемо связан со временем. Многие исследователи полагают, что продольные выводы способны усилить процессы овладения языком, находят продольные идеи весьма убедительными в качестве основы для объяснения ошибок, для составления рекомендаций педагогам [20]. Лонгитюдный метод обычно противопоставлялся методу срезов, а в последнее время стал также рассматриваться в контексте поиска отсроченных экспериментальных эффектов. Другое его название – это метод «продольных срезов». Продольные выводы – результат метода продольных срезов.

Это замечание весьма существенно для совершенствования теории и практики построения учебных корпусов текстов (LC), о которых шла речь в начале статьи. На наш взгляд именно лонгитюдный учебный корпус текстов позволит выявить условия и причины возникновения, а также степень устойчивости типичных ошибок в иноязычной речи школьников.

Анализ иноязычной речи петербургских школьников в рамках проекта SPbEFL LC [6, с. 45] выявил перепроизводство структур с глаголом-связкой, реализующееся контаминацией структур с глагольным и именным сказуемым (Im totally agree! Its depend on person! Im study in artschool!)). Чтобы понять причины этой ошибки целесообразно обратиться к длительному исследованию группы информантов, чтобы вести направленное исследование в рамках одной и той же выборочной совокупности. Другими словами, целесообразно построить лонгитюдный корпус для определения времени появления, степени стабильности и, возможно, причин появления этой ошибки в овладении школьниками английским языком как иностранным.

Для создания лонгитюдного учебного корпуса необходимы как разработка концепции и архитектуры такого вида корпуса, так и подбор инструментов для обработки текстов и разработка технологий исследований в этом корпусе.

Для того чтобы создать лонгитюдный учебный корпус следует определить несколько существенных моментов:

  • Определение цели: исследование объекта в динамике, позволяющее наблюдать процесс освоения чужого языка, выявлять факторы, влияющие на него, прогнозировать изменения, принимать решения по поводу коррекции обучения и обучающих материалов.

  • Определение параметров отбора информантов для корпуса: возраст, уровень владения иностранным языком, пол, родной язык, владение другими языками, контекст (среда) обучения [6].

  • Обоснование параметров отбора текстов для корпуса: тип коммуникации (письменная/ устная), жанр, тема, условия создания текстов [6].

  • Определение временных границ проведения исследования. В прикладной лингвистике исследователи определили длину лонгитюдного исследования в три-четыре месяца, однако, в редких случаях такое исследование может занять дольше времени: до 6 лет [19].

Список использованной литературы

1. Алексеев А.Н. Человек в системе реальных производственных отношений (опыт экспериментальной социологии) // Новое политическое мышление и процесс демократизации. М.: Наука, 1990.

2. Елисеева М.Б Союзные средства в речи ребенка от двух до трех лет: лонгитюдное исследование // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки №2, Архангельск., 2015.

3. Зырянова Е. В. Система CHILDES как метод сбора материалов и изучения детской речи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 76-2., Спб., 2008.

4. Интересные факты о лонгитюдных социологических исследованиях [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://fom.ru/posts/10794, свободный. — Загл. с экрана . – На рус. яз.

5. Камшилова О.Н. LC-технологии в исследовании освоения языка / Камшилова Ольга Николаевна // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — СПб., 2014. — N 168.

6. Камшилова О.Н. Учебный корпус текстов: потенциал, состав, структура. – Спб., Книжный дом, 2012.

7. Крылов А.А. Психологический словарь. – СПб, 2001.

8. Кон И.С. Психология ранней юности., М.:Политиздат, 1989.

9. Казаковская В.В. Речь взрослого и усвоение ребенком прилагательных: анализ русского лонгитюдного корпуса данных // Вопросы психолингвистики №2 ., М., 2012.

10. Казаковская В.В. Хачатурян Е.В. Коммуникативные стратегии взрослых в диалоге с моно- и плюрилингвальным детьми// Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становления речевой компетенции., СПб., 2015.

11. Корнилов С.А. Лонгитюдные исследования: теория и методы //Экспериментальная психология. — 2011. – № 4.

12. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткикий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

13. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь .- М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.

14. Поспелова С. Н. Направления и методы изучения детской речи в отечественной и зарубежной лингвистике // Молодой ученый. — 2015. — №10

15.Сичинава, Д.В. К задаче создания корпусов русского языка. [Электронный ресурс] / Д.В. Сичинава –Режим доступа:http://mytts.forum2x2.ru/(2007)

16. Чуковский К.И. Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: — «От двух до пяти». Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Ot2do5/Posleslovie 

17. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., 2000.

18. MacWhinney B. The CHILDES Project: Tools for Analyzing Talk. 3rd Ed. New Uork, 2000.

19. Ortega, L., & Iberri-Shea, G. Longitudinal research in SLA: Recent trends and future directions. Annual Review of Applied Linguistics, 2005.

20. Ortega, L.  Methodology, epistemology, and ethics in instructed SLA research: An introduction. The Modern Language Journal, 2005.

21. Ployhart R. E., Vandenberg R. J. Longitudinal research: The theory, design, and analysis of change // Journal of Management. 2010. V. 36. № 1.

22. Terman, L. M. Mental and physical traits of a thousand gifted children. Stanford, CA: Stanford University Press, 1925.

23. Terman, L.M. Oden, M.H. The Gifted Child Grows Up. In Terman, L.M. (ed.) Genetic Studies of Genius. Vol. IV. Stanford, CA: Stanford University Press, 1947

24. Terman, L.M. Oden, M.H. The Gifted Group at Mid- Life: Thirty-five years. Follow-up of the Superior Child In Terman, L.M. (ed.) Genetic Studies of Genius. Vol. V. Stanford, CA: Stanford University Press, 1959.

25. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М.:Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

Что такое качественное продольное исследование?

  • 00:11

    Хорошо. Итак, качественное лонгитюдное исследование объединяет два ключевых термина — качественный и лонгитюдный. Я думаю, что лонгитюдное исследование обычно относится к изучению явлений во времени, и в нем очень много внимания уделяется временным процессам.

  • 00:32

    Так, например, мы можем рассматривать социальную мобильность как лонгитюдную концепцию, тогда как социальный класс будет более статичной концепцией. Мы можем рассматривать карьеру как лонгитюдную концепцию, тогда как работа — более статичная концепция.Качественные элементы относятся к типам данных, которые мы собираем или используем.

  • 00:56

    Таким образом, в то время как количественный подход всегда направлен на сбор данных, которые можно было бы преобразовать в числа — так количественно, — качественный подход будет стремиться собрать данные, которые имеют смысл в своих собственных терминах. Так что это могут быть изображения. могут быть народы.

  • 01:16

    Это могут быть интервью. Это могут быть наблюдения. Это могут быть звуковые ландшафты. Это одна из вещей, которые мы сейчас очень много собираем, — это просто звуки окружения, которые характеризуют конкретную обстановку или место.Таким образом, в каком-то смысле качественным может быть что угодно, в то время как количественное всегда есть число.

  • 01:42

    Сказать, что различие между качественным и количественным — это не единственное, на чем мы были бы зациклены. И поэтому в этой области существует много увязок количественных и качественных исследований. , очевидно, все данные.

  • 02:07

    Итак, какие данные вы используете, в частности, для неформального качественного лонгитюдного исследования? И как вы собираете эти данные? Хорошо.Что ж, я думаю, что как своего рода [НЕРАЗБОРЧИВО], в частности, названные виды дизайна исследования, было ощущение, что качественные лонгитюдные исследования действительно были повторными интервью.

  • 02:30

    Итак, идея о том, что вы вернетесь к кому-то, возможно, ежегодно, и снова зададите им ряд вопросов, очень похожа на количественный дизайн, но я думаю, что мы все больше отдаляемся от понятия качественного лонгитюдное исследование — это исследовательский план, если думать о нем больше как о чувствительности.

  • 02:51

    Это особый подход, в котором уделяется особое внимание времени как субаналитическому фокусу. Таким образом, вы могли бы, например, провести качественное лонгитюдное исследование в течение трех лет докторской степени, отчасти потому, что вы Таким образом, вам не нужно проводить 10-15-летнее исследование, чтобы иметь лонгитюдное качество.

  • 03:15

    Так что это немного больше о том, чем вы занимаетесь, чем о необходимости иметь повторяющиеся волны сбора данных.Так, например, повторное исследование может быть продолжительным проектом или архивным исследованием, когда вы заходите в архив и просматриваете материал, или вы повторно развертываете материал, повторно используете архивные данные по-новому и с новыми настройками.

  • 03:42

    Все они могут рассматриваться как продольные и качественные.

  • .

    Совместное моделирование, методы вывода и проблемы

    За последние два десятилетия были получены совместные модели продольных данных и данных о выживаемости.
    много внимания в литературе. Эти модели часто желательны в следующих ситуациях:
    (i) модели выживаемости с ошибками измерения или отсутствующими данными в зависимости от времени
    ковариаты, (ii) продольные модели с информативным отсевом, и (iii) процесс выживания
    и продольный процесс связаны через скрытые переменные.В этих случаях отдельные
    выводы, основанные на продольной модели и модели выживания, могут привести к смещению
    или неэффективные результаты. В этой статье мы даем краткий обзор совместных моделей для
    лонгитюдные данные и данные о выживаемости, а также часто используемые методы, включая вероятность
    метод и двухэтапные методы.

    1. Введение

    Продольные данные и данные о выживаемости на практике часто встречаются вместе. Например, во многих медицинских исследованиях мы часто собираем информацию о пациентах (например,g., артериальное давление) неоднократно с течением времени, и нас также интересует время до выздоровления или рецидива заболевания. Лонгитюдные данные и данные о выживаемости часто так или иначе связаны с . Время до события может быть связано с продольными траекториями. Отдельный анализ продольных данных и данных о выживаемости может привести к неэффективным или необъективным результатам. С другой стороны, совместные модели продольных данных и данных о выживаемости включают всю информацию одновременно и обеспечивают достоверные и эффективные выводы.

    На рисунке 1 показан продольный набор данных, в котором количество клеток CD4 измеряется многократно с течением времени в исследовании СПИДа. Здесь время до события может быть временем отскока вируса, временем прекращения лечения или временем смерти, в зависимости от целей исследования. Анализ данных может в основном сосредоточиваться либо на продольных данных, либо на данных о выживаемости, либо на обоих. Когда анализ фокусируется на лонгитюдных данных, нам часто приходится обращать внимание на информативный отсев, поскольку отсев очень распространен в продольных исследованиях. Когда анализ фокусируется на данных о выживаемости, нам часто необходимо включать зависящие от времени ковариаты, такие как CD4, поскольку время до события может быть связано с ковариатными траекториями.Иногда главный интерес может заключаться в связи между продольным процессом и процессом выживания. В любом из этих случаев совместные модели должны содержать коррелированные продольные данные и данные о выживаемости.

    Как правило, совместные модели для продольных данных и данных о выживаемости требуются в следующих ситуациях: (i) модели выживаемости с ошибками измерения в зависящих от времени ковариатах; (ii) продольные модели с информативными отсевами; (iii) процессы продольного измерения и выживаемости регулируются посредством обычного скрытого процесса; (iv) использование внешней информации для более эффективного вывода.

    Совместные модели продольных данных и данных о выживаемости привлекают все большее внимание за последние два десятилетия. Tsiatis и Davidian [1] представили хороший обзор ранних работ по совместным моделям, включая De Gruttola и Tu [2], Wulfsohn и Tsiatis [3], Henderson et al. [4], Ван и Тейлор [5] и другие. Более поздние работы включают Ding and Wang [6], Nathoo и Dean [7], Ye et al. [8], Альберт и Ши [9], Жакмин-Гадда и др. [10], Rizopoulos et al. [11], Wu et al. [12], Хуанг и др.[13], Пан и Йи [14] и другие. Типичная настройка модели состоит в том, чтобы принять модель со смешанными эффектами для продольных данных и модель Кокса или модель ускоренного времени отказа (AFT) для данных выживаемости, при этом две модели разделяют некоторые случайные эффекты или переменные. Часто используется метод правдоподобия, реализованный с помощью электромагнитных алгоритмов. Другой распространенный подход основан на двухэтапных методах, которые проще в вычислительном отношении. Хендерсон и др. [4] допускают различные случайные эффекты в продольных моделях и моделях выживания, но предполагают, что случайные эффекты коррелированы.Предложены также байесовские методы [13, 15, 16].

    Поскольку литература по совместным моделям довольно обширна, здесь сложно просмотреть все ссылки. В этой статье мы даем краткий обзор совместной модельной литературы. В разделе 2 мы описываем стандартную формулировку совместных моделей. В разделе 3 мы рассмотрим широко используемый двухэтапный метод. В разделе 4 мы описываем стандартный метод правдоподобия. В разделе 5 мы обсуждаем некоторые расширения стандартных совместных моделей. Пример реальных данных и исследование с помощью моделирования представлены в разделе 6 для иллюстрации и оценки методов.Мы завершаем статью в разделе 7 обсуждением.

    2. Стандартная формулировка совместной модели

    В этом разделе мы рассмотрим стандартную формулировку совместной модели. В литературе типичная установка представляет собой модель выживания с ошибками измерения в зависящих от времени ковариатами, в которой модель линейных смешанных эффектов (LME) часто используется для моделирования зависящих от времени ковариат для устранения ошибок ковариатных измерений и пропорциональных рисков Кокса. (PH) модель используется для моделирования данных о выживаемости.Мы сосредоточимся на этой настройке, чтобы проиллюстрировать основные идеи.

    Рассмотрим продольное исследование с участием study человек в выборке. Цель состоит в том, чтобы смоделировать время до интересующего события или время выживания. Изменяющиеся во времени ковариаты используются в модели выживаемости для частичного объяснения вариации времени событий. Пусть

    .

    PPT — Лонгитюдные подходы к исследованиям и оценке в образовании взрослых Презентация PowerPoint

  • Лонгитюдные подходы к исследованиям и оценке у взрослых Профессор образования Стивен Редер Портлендский государственный университет Университет Чарльза Дарвина 9 октября 2014 г.

  • Краткое содержание занятия • Гибкость и возможность переговоров в зависимости от ваших потребностей и интересов • Лонгитюдные методы исследования • Приложения к исследованиям и оценке программ в образовании взрослых • Примеры приложений в моем собственном лонгитюдном исследовании обучения взрослых

  • Тексты лонгитюдных методов • Сингер, Дж.Д. и Уиллетт, Дж. Б. (2003). Прикладной лонгитюдный анализ данных: моделирование изменений и возникновения событий. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. • Магнуссон, Д., Бергман, Л. Р., Рудингер, Г. и др. (Ред.) (1994). Проблемы и методы лонгитюдного исследования: стабильность и изменение. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. • Салдана, Дж. (2003). Продольное качественное исследование: анализ изменений во времени. Лэнхэм, Мэриленд: AltaMira Press.

  • Продольное исследование LLN для взрослых • Reder, S.И Биннер, Дж. (Ред.) (2009). Отслеживание грамотности и навыков счета взрослых: результаты продольного исследования. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж.

  • Многие вопросы фундаментальных исследований в образовании взрослых включают изменения с течением времени • Как взрослые учатся • Как участие в программах влияет на приобретение взрослыми знаний и навыков • Как развитие образования взрослых взаимодействует с их социальными и экономическими показателями • Как взрослые «частная и общественная ситуация в семье и сообществе может способствовать или препятствовать их прогрессу в обучении

  • Методологические концепции и вопросы лонгитюдного исследования • Исчезновение выборки и недостающие данные • Продольная стабильность показателей и шкал • Методы анализа изменений в продольные данные

  • Истощение выборки и отсутствующие данные • Отсутствующие данные об элементах и ​​единицах • Невозможные и неопровержимые недостающие данные • Отсутствуют случайно (MCAR) • Случайно отсутствуют (MAR)

  • Построение мер и шкал Продольно стабильные • Важно знать, что один и тот же конструкт измеряется в разные моменты времени • Весы, имеющие хорошие психометрические свойства для измерения в одном случае, не обязательно обладают хорошими психометрическими свойствами для измерения изменений в нескольких случаях • Невозможно заранее определить продольную стабильность, необходимо использовать продольные данные для проверки стабильности измерений

  • Некоторые методы анализа изменений в продольных данных • Моделирование кривой роста • Моделирование возникновения событий • Моделирование структурным уравнением • Модели эффектов лечения • Динамические панельные модели

  • Продольное исследование обучения взрослых ( LSAL) при финансовой поддержке У.S. Департамент образования Портлендского государственного университета, финансируемый Национальным институтом грамотности Департамента образования США

  • LSAL Perspective • Посмотрите, как программы вписываются в пожизненный ландшафт обучения взрослых, а не на то, как взрослые вписываются в программы LLN в качестве студентов • Мы увидим, что с этой точки зрения все выглядит значительно иначе

  • LSAL Design Десятилетнее панельное исследование выпускников младших классов Портленда (Орегон) в возрасте 18-44 лет в начале Исследование Репрезентативная выборка из ~ 1000, составленная из местного, а не национального населения выбывших из школы. Включает как участников программы, так и неучастников. Изучение участия в программе и других учебных мероприятий, социальных и экономических изменений, а также изменений в навыках грамотности, методах грамотности и использовании технологий с течением времени Периодически в — домашние собеседования и оценки грамотности, а также административные данные, связанные с SSN (с индивидуальными s) Качественные компоненты меньшего масштаба

  • Реализованная выборка LSAL • N = 940 • 496 из RDD Frame • 444 из Student Frame • Высокий уровень разнообразия в выборке • Сохранение выборки 90% за 8 лет • 39 дополнительных пилотные проекты по разработке инструментов, обучению и качественным исследованиям

  • Некоторые демографические данные LSAL • Средний возраст 28 (на 1-й волне) • 50% женщин и мужчин • 35% меньшинства • 9% иностранцев • 34% живут в бедности • 29% сообщают о неспособности к обучению • 34% прошли специальное образование • Широкий спектр оцениваемых базовых навыков

  • Временная шкала LSAL

  • Повторные меры по повышению уровня грамотности

  • Масштабирование практик грамотности • Начал с 14 параллельных вопросов, таких как: • Как часто вы читаете новостной раздел газеты? • никогда / редко / реже одного раза в неделю / один раз в неделю • несколько раз в неделю / каждый день • подтверждающий факторный анализ данных волны 1 использовался для проверки внутренней надежности и факторных структур • выявлены два фактора, один из которых оценивает частоту взаимодействия в практике обучения грамоте и один в практике счета • Модели структурных уравнений показывают, что эти факторы имеют стационарные свойства измерения во времени

  • Кривые роста грамотности • Используя несколько временных точек и повторяющиеся измерения, мы можем разработать и протестировать модели индивидуального изменения грамотности • Мы можем изучить, как индивидуальные характеристики (например,g., годы обучения, рождение ребенка), ключевые жизненные события (например, рождение ребенка) и изменяющийся во времени опыт (например, участие в программе) влияют на процесс роста • Модели линейных кривых роста точно соответствуют данным LSAL о грамотности и грамотности практические методы • Уровень грамотности и практика людей существенно меняются после окончания школы • Решающее значение имеет неоднородность индивидуальных изменений

  • Индивидуальный наклон («скорость изменения») Индивидуальный перехват («начальный уровень»)

  • Изменение уровня владения (волна 1-4) по возрасту на волне 1

  • Документ NALS Грамотность по возрасту (национальные данные 1992 г. скорректированы для образования и инвалидности)

  • Аналогичные результаты в ALLS и PIAAC данные из Австралии

  • Основные выводы • Показатели уровня грамотности и практики грамотности показывают систематические изменения во времени во всем мире. lt продолжительность жизни • Модели кривой роста этих показателей грамотности демонстрируют впечатляющую неоднородность изменений: одни взрослые демонстрируют рост грамотности, другие — незначительные изменения, а третьи теряют грамотность с течением времени • Возраст, место рождения, уровень образования родителей, практика чтения из поколения в поколение, школьный опыт K-12, и здоровье систематически влияют на развитие грамотности взрослого населения

  • Ключевые выводы (продолжение) • Ключевые события жизненного цикла, такие как изменения в составе семьи и изменения в занятости, влияют на развитие грамотности взрослых • Динамика изменений сильно различается для владение грамотностью и практика грамотности: e.g. участие в программе напрямую влияет на показатели практики грамотности, но не на уровень владения грамотностью

  • Результаты и влияние программы • Участие в программе не влияет на рост уровня грамотности за относительно короткие периоды времени • Данные отчетности перед тестированием, которые очевидно демонстрировать систематический рост квалификации участников, не сравнивать достижения участников с результатами сопоставимых неучастников; LSAL указывает на то, что эти достижения эквивалентны • На рост практики грамотности в течение относительно коротких периодов времени, с другой стороны, напрямую влияет участие в программе • Эти результаты подкрепляются перекрестными исследованиями (например.g., Smith & Sheehan-Holt) и исследованиями в классе (например, Purcell-Gates, Jacobson & Degener) • Таким образом, показатели квалификации не отражают влияние программ и не поддерживают процессы улучшения программ и политики, основанные на фактах

  • Выявление причинно-следственных связей • Временное упорядочение • Включение всех соответствующих переменных • Аналитические методы для экспериментальных планов • Аналитические методы для неэкспериментальных планов • Работа с систематической ошибкой выбора • Стандартные методы регрессии • Методы сопоставления оценок склонности • Методы инструментальных переменных • Работа с пропущенными переменными систематическая ошибка • Панельная регрессия с фиксированными эффектами

  • Оценка влияния участия • Взрослые решают, участвовать ли в программах базовых навыков, поэтому участники и неучастники обычно не сопоставимы (систематическая ошибка отбора) • Для устранения систематической ошибки отбора можно использовать несколько аналитических методов сравнение участников программы и неучастников: • Тр. эффекты приема пищи (сопоставление оценок склонности) • Различия в различиях (сопоставление оценок склонностей) • Панельные регрессии с фиксированными эффектами

  • Сопоставление баллов склонности • Сравнивает участников и неучастников, сопоставленных по их вероятности участия, на основе наблюдаемых характеристик до участия: • Возраст, пол, раса / этническая принадлежность Образование • Иммиграционный статус Доход • Нарушения обучаемости Образование родителей

  • Рост доходов согласованных участников (более 100 часов) и неучастников

  • Модели эффектов лечения • Оценка среднего эффекта лечения на обрабатывается путем сравнения доходов совпадающих участников и неучастников в 2007 г. • При участии, определяемом как любое количество посещений, между группами нет значительной разницы • При участии, определяемом как 25 или более часов посещения, нет значительной разницы между доходами групп за 2007 г.• При участии, определяемом как 75 или более часов посещаемости, почти значительный (p = 0.053) разница между доходами групп в 2007 г. • При участии, определяемом как 100 или более часов посещения, существует статистически значимая разница: средний годовой доход участников на 9 621 доллар больше, чем то, что они получили бы, если бы не участвовали (в долларах США 2013 г.)

  • Влияние участия на лечение в 2007 г.

  • Модель разницы в различиях (DID) • Сравнивает изменения доходов за десятилетие (1997-2007) между согласованными участниками и неучастниками • Статистических данных нет значительный DID между группами, если участие определяется как любое количество посещений • Если участие определяется как 100 или более часов посещения, существует статистически значимый DID • Несмотря на различные статистические предположения, по оценкам, доходы в 2007 году в среднем на 10 179 долларов больше из-за участия, сопоставимые к оценке эффекта от лечения в размере 9621 долларов США (в долларах США 2013 г.)

  • Разница в различиях

  • ОЦЕНКА РАЗНИЦЕЙ 100+ часов ——————— ——- —— БАЗОВЫЙ ——— ———— ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ———- ——— Переменная результата | Контроль | Лечится | Diff (BL) | Контроль | Лечится | Diff (FU) | СДЕЛАНО ——————— + ——— + ———— + —— —— + ——— + ———— + ———- + ——— Журнал доходов | 7.651 | 6.126 | -1,525 | 5.386 | 6.935 | 1.549 | 3.074 Стд. Ошибка | 0,513 | 0,468 | 0,695 | 0,617 | 0,513 | 0.802 | 1.061 т | 14.91 | 4.39 | -2,19 | 3.98 | 9,85 | 2.31 | 2,90 P> | t | | 0,000 | 0,000 | 0,029 ** | 0,000 | 0,000 | 0,054 * | 0,004 *** ———————————————- ————————————————— — * Средние значения и стандартные ошибки оцениваются с помощью линейной регрессии.** Вывод: *** p <0,01; ** р <0,05; * p <0,1

  • Модель регрессии панели с фиксированными эффектами • Внутри предметные модели межгодовых колебаний дохода в зависимости от участия в программе из года в год и других жизненных событий • Устраняет систематическую ошибку отбора из-за наблюдаемых и ненаблюдаемые не зависящие от времени индивидуальные характеристики • Показывает, как временные детали участия — интенсивность, продолжительность и прошедшее время — отражаются в наблюдаемых изменениях экономического статуса

  • Регрессия панели фиксированных эффектов (продолжение) • Результаты соответствуют другие модели • Только когда участие включает около 100 или более часов посещаемости, оно оказывает значительное и существенное влияние на будущие доходы • Концентрированные часы оказывают большее влияние на доходы, чем часы, распределенные по годам • Влияние участия на заработки занимает несколько лет. разработка после выхода из программы

  • Панель фиксированных эффектов Регрессии журнала годовой прибыли 9 0006

  • Импульс, шаг, рост: форма воздействия программы

  • PULSE <= • Высокий импульс, кратковременное воздействие • Пример в данных LSAL: эффекты получения учетных данных GED демонстрируют недолговечность «Повышение квалификации»

  • STEP <= • Резкое, качественное и продолжительное влияние • Некоторые изменения в практике грамотности, кажется, имеют эту временную форму

  • РОСТ <= • Медленный, устойчивый и прогрессивно накапливающийся влияние • Это форма воздействия программы на квалификацию • Это форма воздействия программы на заработок • События жизненного цикла, такие как рождение детей, принятие или потеря партнера, или значительное изменение в работе, имеют влияние аналогичной формы на ход развития грамотности

  • Резюме: Влияние участия на заработки • Множественные методы контроля систематической ошибки отбора указывают на то, что участие в программах LLN оказывает значительное положительное влияние на будущие доходы взрослых • Значимость воздействия требует минимального количества посещений программы, около 100 часов в данных LSAL • Премия за заработок со временем растет и становится значительной через 5-6 лет после выход из программы: годовая премия составила почти половину (0.45) стандартное отклонение доходов 2007 г. • Влияние участия совсем не очевидно в краткосрочных наблюдениях за участием в программе • Постпрограммное обучение, повышение квалификации, а также послесреднее образование и обучение могут играть роль посредников в продолжении влияние участия на результаты рынка труда

  • Панель фиксированных эффектов Регрессии журнала годового дохода

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *