Структура личности по Д.А. Леонтьеву — Студопедия
Другую структуру личности предлагает Д.А. Леонтьев. Он выделяет 3 уровня анализа личности:
1. Экспрессивно-инструментальный уровень
2. Уровень отношений человека с миром
3. Экзистенциальный уровень или уровень ядерных структур личности
0. Уровень психофизиологических предпосылок личности.
I. Уровень психофизиологических предпосылок личности: темперамент, задатки.
Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психологии и состояния.
Задатки – это врожденные физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Неспецифичны по отношению к способностям.
II. Экспрессивно-инструментный уровень: характер, роли, способности. Это типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, его внешнюю оболочку.
Характер – это такие характеристики человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях. Развитая личность хорошо владеет своим характером.
Собственно проявления характера зависит от того, каким мотивом и целям служат в данном случае эти проявления.
Биологической основой характера является темперамент.
Характер выполняет роль как бы амортизатора, своеобразного буфера между личностью и средой, поэтому он во многом средой определяется (формируется в деятельности и общении).
Способности – это свойства личности, характеризующее успешность ее в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий.
Биологическая основа способностей – задатки.
Практика обучения может компенсировать не самые благоприятные задатки и способности и может привести к успеху за счет формирования индивидуального стиля деятельности, то есть такой индивидуальной организации этой деятельности, при которой бы использовались в максимальной степени сильные стороны человека и, наоборот, компенсировались его слабые стороны.
Роли. Социальные роли как элемент структуры личности задается тем, что, попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо, предъявляются тому, кто попадает на это место, с частотой ожиданий, что в определенной ситуации он будет вести себя определенным образом.
III. Внутренний мир личности (Уровень отношений человека с миром). Включает в себя своеобразным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека. Основные составляющие: смыслы, ценности, отношения.
Потребности и ценности определяют, что для человека значимо, а что нет, и почему.
Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.
Особенности потребностей:
1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)
3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.
4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.
5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
Классификация потребностей
Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.
Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.
К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).
К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу.
По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью.
Потребности человека являются истоками побуждения к деятельности.
Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности.
Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них. Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив принадлежит личности, которая “прикладывает” его к той или иной деятельности.
В основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива не однозначно. Тот или иной мотив, возникший у личности, не всегда в этой деятельности исчерпывается. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда — напротив — отстает — и то и другое сказывается на ее результате.
Вопрос о том, откуда берутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из центральных.
На данном этапе в психологии нет четкой и общепринятой классификации мотивов и потребностей. А. Н. Леонтьев образно отмечал, что понятие мотива превратилось для психологии в большой мешок, в котором сложены самые разнообразные вещи.
Мотивы различают:
1. Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают. Поэтому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по “пирамиде” А. Маслоу.
2. Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация.
3. По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие мотивы являются реальными побудителями. Например, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную работу. Здесь узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: возможность поощрения, угроза наказания, просто необходимость действовать. Но человеку нужны какие-то более долговременные и широкие мотивы: мечты, будущая жизнь, нравственные ценности.
4. Мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными. Допустим, студент первокурсник знает, что учиться нужно для своего светлого будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения заданий, подражания однокурсникам или значимым людям.
Личностные ценности связывают внутренний мир отдельной личности с жизнедеятельностью общества и отдельными социальными группами. Личностная ценность – идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. В отличие от потребности, личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми.
Отношения характеризуют тот конкретный смысл, который имеет для человека отдельные объекты, явления, люди и их классы. Источником отношений служит индивидуальный опыт, а высшими инстанциями, определяющими смысл для нас тех или иных людей, вещей и событий – наши потребности и ценности.
Отношения могут быть различной степени обобщенности: наряду с отношениями к конкретным людям у каждого человека существуют отношения к людям вообще, а также отдельные отношения к мужчинам, женщинам, старикам, молодежи, американцам, китайцам, блондинкам, врачам и т.д. При этом отношение к конкретному человеку может расходиться с отношением к категории людей, к которой он принадлежит. Это связано с тем, что отношение к конкретному человеку определяется почти всегда индивидуальным опытом общения с ними, а отношение к категории людей – это искусственное, всегда натянутое общение, допускающее массу исключений.
Личностный смысл — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение — для — меня». Смысл жизни. Жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. На бессознательном уровне определяется смысл и направленность жизни, цементирующее ее в единое целое, складывается у человека уже к 3-5 годам.
Сейчас широко распространено чувство смысла утраты, бессмысленности жизни, прямым следствием, которого является рост самоубийств, наркомании, насилия и психических заболеваний. С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенности реальной повседневной жизни реальным смыслом.
IV. Экзистенциальный уровень: свобода, ответственность, духовность.
Свобода подразумевает возможность преодоление всех форм и видов детерминации, внешних по отношению к человеческому глубинному экзистенциальному Я. Свобода человека – это свобода от причинных зависимостей, свобода от настоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своего поведения в воображаемом, предвидимом и планируемом будущем, которого нет у животного, но и не у каждого человека оно есть.
Свобода является специфической формой активности. Она, во-первых, является осознанной активностью, полностью управляемой самим субъектом.
Ответственность – осознание человеком своей способности выступать причиной изменений в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью.
Ответственность выступает как предпосылка внутренней свободы, поскольку лишь осознавая возможность активного изменения ситуации, человек может предпринять попытку такого изменения.
Духовность, как и свобода и ответственность, — это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узко личностных потребностей, жизненных отношении и личностных ценностей определяющей принятие решения у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность.
Духовность есть то, что сплавляет воедино все механизмы высшего уровня.
Контрольные вопросы для закрепления:
1. Категории человек, индивид, личность, индивидуальность.
2. Понятие личности.
3. Структурные составляющие личности в психоаналитической теории З.Фрейда.
4. Структурные составляющие личности: уровень предпосылок, экспрессивно-инструментальный уровень, уровень отношений человека с миром, экзистенциальный.
Рекомендуемая литература.
Основные источники:
1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.
Дополнительные источники:
1. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И., Сущенко С.А. Возрастная психология. Для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». — Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 221 с.
2. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.
3. Руденко А.М. Психология. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.
4. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Серия «Медицина». — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.
5. Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Психология личности: учебное пособие. Издание второе. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 575 с.
22. Деятельностная теория личности а.Н. Леонтьева
В
теории Леонтьева личность
рассматривается как субъект деятельности,
которая формируется в деятельности,
сама определяет характер этой деятельности
и общения.
Главными
психологическими составляющими
деятельности являются ее мотивы. А.
Н. Леонтьев разделяет
мотивы на два вида: мотивы-стимулы и
смыслообразующие мотивы.
Личностный
смысл выступает как особое сверхчувственное
качество личности. Личностные смыслы
интегрируются друг другом в связанную
систему, обозначенную А. Н. Леонтьевым
термином «смысловые образования
личности». Иерархические связи мотивов
образуют ядро
личности.
Леонтьев
отмечал: «Структура личности представляет
собой относительно устойчивую
конфигурацию главных, внутри себя
иерархизированных мотивационных линий.
Внутренние соотношения основных
мотивационных линий в совокупности
деятельностей человека образуют как
бы общий психологический профиль
личности». В концепции А.Н. Леонтьева
категории «личность», сознание,
«деятельность» выступают в своем
диалектическом взаимодействии,
триединстве.
А.
Н. Леонтьев считал, что личность — это
социальная сущность человека, и поэтому
темперамент, характер, способности и
знания человека не входят в состав
личности в качестве ее подструктур,
они лишь условия формирования этого
образования, социального по своей
сущности. Направленность и воля
принадлежат личности, ибо волевой
поступок невозможно рассматривать вне
иерархии мотивов, так и направленность
есть непосредственное выражение
мотивационных структур, т. е. ядра
личности.
В
теории деятельности А.Н. Леонтьева
предложено структурное строение
деятельности, которое предполагает
выделение:
Деятельность
Операции
Действия
Деятельность
-форма активного взаимодействия, в ходе
которого человек целесообразно
воздействует на объекты окружающего
мира и за счет этого удовлетворяет свои
потребности.
Действия
— процесс взаимодействия с каким-либо
предметом, который характеризуется
тем, что в нем достигается заранее
определенная цель.
Могут быть
выделены следующие составные части
действия:
— принятие решения;
—
реализация;
— контроль и коррекция.
Операция
(лат. operatio — действие) — исполнительная
единица деятельности человека,
соотносимая с задачей и с предметными
условиями ее реализации.
Структурные
компоненты деятельности:
Потребность
— внутреннее состояние нужды, выражающее
ее зависимость от конкретных условий
существования;
Мотив
— Побуждение к деятельности, связанное
с удовлетворением потребности;
Цель
— То, что реализует человеческую
потребность и выступает в качестве
образа конкретного результата
деятельности;
Задача
— Цель в конкретных условиях
В
теории деятельности введено понятие
«мотива-цели», т.е. осознанного мотива,
выступающего в роли «общей цели» и
«зоны целей», выделение которой и
зависит от мотива либо конкретной цели,
а процесс гелеобразования всегда связан
с апробированием целей действием.
Ведущая
деятельность –
деятельность,
при реализации которой происходит
возникновение и формирование основных
психологических новообразований
человека на той или иной ступени его
развития и закладываются основы для
перехода к новой ведущей деятельности.
Виды:
Непосредственное
общение младенца со взрослыми;
Предметно-манипулятивная
деятельность в раннем детстве;
Сюжетно-ролевая
игра дошкольного возраста;
Учебная
деятельность школьников;
Профессионально-учебная
деятельность юности.
В. 27. Деятельностная теория личности во взглядах а.Н.Леонтьева. Четырехкомпонентная модель личности в деятельностном подходе
Основателем
деятельностного подхода в отечественной
психологии был Алексей Николаевич
Леонтьев (1903 – 1979). Он разработал свой
вариант принципа деятельности в
психологии. Его основой стал структурный
анализ принципа деятельности, выделение
элементов системы, важное место отводилось
отношениям между строением деятельности
и строением сознания.
Структура деятельности (Взаимодействие
мотивов, целей, условий)
Взаимодействие
мотивов, целей, условий
Структура сознания (Иерархия
компонентов системы значений и смыслов)
Иерархия компонентов
системы значений и смыслов
Теория
Дея-
Тельности
Четырехкомпонентная модель личности в деятельностном подходе
В качестве основных
структурных блоков включает в себя:
Направленность –
система устойчивых предпочтений и
мотивов (интересов, идеалов, установок)
личности, задающие главные тенденции
поведения личности.
Способности
– индивидуально – психологические
свойства личности, которые обеспечивают
успешность деятельности. Люди отличаются
не только по уровню общих способностей,
но и по сочетанию специальных.
Н-р: хороший музыкант
может быть плохим математиком.
Характер
– совокупность морально-нравственных
и волевых свойств человека. Моральные:
чуткость или черствость. Морально-нравственные
свойства отражают представление человека
об основных нормативных действиях
человека. Волевые: решительность,
самообладание, которые обеспечивают
стиль поведения и способ решения
практических задач.
Самоконтроль
– совокупность свойств саморегуляции,
связанная с осознанием личностью самой
себя. Этот блок надстраивается над всеми
остальными и осуществляет: усиление
или ослабление деятельности, коррекцию
действий и поступков, предвосхищение
и планирование деятельности.
Все
блоки личности действуют взаимосвязано
и образуют системные целостные свойства.
Н-р: личность с выраженными
экзистенциально-бытийными свойствами
является духовно богатой, мудрой.
В
рамках этого подхода личность
–
сознательный субъект, занимающий
определенное место в обществе и
выполняющий социально-полезную роль.
Структура
личности
– сложно организованная иерархия
отдельных блоков (4) и системы
экзистенциально-бытийных целостных
свойств личности.
Одни люди более
агрессивны, чем другие потому, что у
этих людей в процессе их деятельности
в определенной социальной среде
сформировались целесообразно-осознанные
намерения наносить другим людям
физический или психический вред, а
механизмы самоконтроля оказались не
развитыми.
В.28. Сущность системного подхода к анализу психических явлений б.Ф.Ломова.
Борис
Фёдорович Ломов (1927—1989)
— советский
психолог,
специалист в области общей,
инженерной
и педагогической
психологии, а также психологии
познавательных
процессов.
Один из инициаторов разработки инженерной
психологии в СССР. Член-корреспондент
АПН
СССР
(1967), член-корреспондент АН
СССР
с 1976
по Отделению философии и права
(психология).
В 1975 г. в журнале
«Вопросы психологии» Б.Ф. Ломов опубликовал
свою статью «О системном подходе в
психологии». Психическое выступает как
отражение действительности и отношение
к ней, как природное и социальное, как
сознательное и бессознательное. Психика,
по Б.Ф. Ломову, — это многомерное,
иерархически организованное, динамически
целое, т.е. она выступает как система.
Ядро системного подхода, согласно Б.Ф.
Ломову, образуют шесть основных принципов.
1)
Психические явления воспринимаются
исследователем с нескольких сторон:
как
некоторая качественная единица, как
внутреннее условие взаимосвязи и
взаимодействия объекта со средой, как
совокупность качеств, приобретаемых
индивидом, и как результат активности
микросистем организма. Целостное
описание
явления предполагает сочетание всех
планов исследования. 2) Психические
явления
многомерны,
а потому они должны рассматриваться в
различных системах измерения. Если к
их изучению подходить с одной стороны,
то явление никогда не будет исследовано
целиком. 3) Система психических явлений
состоит
из многих уровней,
психика в целом разделяется на когнитивную,
коммуникативную, регулятивную, каждая
из которых также разделяется на уровни.
4)
Свойства
человека организованы в единое целое,
по своему строению напоминающее пирамиду
на вершине находятся основные психические
свойства, в основании — раскрывающие их
свойства, а грани символизируют различные
категории свойств. Таким образом, при
системном рассмотрении необходимо
учитывать совокупность свойств различного
порядка.5) Целостное познание психического
явления подразумевает учет множественности
его детерминант.
6) Психические явления должны изучаться
в их динамике и развитии.
Целостность и дифференцированность
психических явлений возникают, формируются
или разрушаются в ходе развития индивида,
которое выступает как полисистемный
процесс. Таким образом, психическое
развитие индивида можно представить
как постоянное движение, возникновение,
формирование и преобразование основных
свойств и качеств. Все эти принципы
подразумевают полисистемность бытия
человека и интегральность его психических
свойств. Именно эта идея является
определяющей для системного подхода
Б.Ф. Ломова.
46. Понятие о деятельности в концепции А.Н. Леонтьева
46. Понятие о
деятельности в концепции А.Н. Леонтьева.
Психологическая
теория деятельности была создана в
советской психологии и развивается уже
на протяжении более 50 лет. Она всесторонне
раскрыта в работах отечественных
психологов – Л.С. Выготского, С.Л.
Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия,
А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих
др. Психологическая теория деятельности
начала разрабатываться в 1920 – начале
1930-х гг. К этому времени психология
сознания уже отошла на второй план и в
расцвете находились новые зарубежные
теории – бихевиоризм, психоанализ,
гештальтпсихология и ряд других. Таким
образом, советские психологи уже могли
учесть позитивные стороны и недостатки
каждой из этих теорий.
Но главное состояло
в том, что авторы теории деятельности
взяли на вооружение философию
диалектического материализма – теорию
К. Маркса, и прежде всего ее главный для
психологии тезис о том, что не сознание
человека определяет его бытие и
деятельность, а наоборот, бытие и
деятельность определяют сознание. Этот
общий философский тезис нашел в теории
деятельности конкретно-психологическую
разработку.
Наиболее полно
теория деятельности изложена в трудах
А.Н. Леонтьева, в частности в его последней
книге «Деятельность. Сознание. Личность».
Методологической
основой данного подхода выступает
учение К. Маркса о деятельности, в которой
субъектом выступает общество в целом
(преобразующая деятельность человечества).
Это является причиной того, что в
конкретных работах, проводимых в рамках
деятельностного подхода, часто происходит
размывание понятия деятельности, которое
выступает то как объяснительный принцип,
то как предмет исследования. Например,
с одной стороны, психология определяется
как наука о законах порождения и
функционирования психического отражения
(организмом, индивидом, личностью)
объективной реальности в процессе
поведения животных и деятельности
человека, а с другой – ее предметом
считается деятельность организма,
управление которой осуществляется с
помощью психических процессов. При этом
основной «единицей» научного анализа
все же признается деятельность,
реализуемая организмом, индивидом или
личностью. Формулируются следующие
положения:
Сознание
не может рассматриваться как замкнутое
в самом себе: оно должно проявляться в
деятельности (принцип «размывания»
круга сознания).Поведение
нельзя рассматривать в отрыве от
сознания человека (принцип
единства сознания и поведения).Деятельность
– это активный, целенаправленный
процесс (принцип
активности).Действия
человека предметны; их цели носят
социальный характер (принцип предметной
человеческой деятельности и принцип
ее социальной
обусловленности).
При решении
вопроса о соотношении внешнепрактической
деятельности и психики (сознания),
принимается положение, что внутренний
план психики (сознания) формируется в
процессе свертывания изначально
практических действий. При такой
трактовке психика и деятельность
различаются как образ и процесс его
формирования, образ при этом является
«накопленным движением», свернутыми
действиями. Этот постулат был реализован
в многочисленных теоретических и
экспериментальных исследованиях. Так,
при анализе филогенеза психического
отражения основным выступало положение
о том, что
отражение животными среды находится в
единстве с их деятельностью:
всякое отражение формируется в процессе
деятельности и всякая деятельность
животного, опосредованная ощущаемыми
им воздействиями, совершается в
соответствии с тем, как отражается
данное воздействие на в психике животного.
В частности, был сделан вывод, что
возникновение
чувствительности живых организмов
связано с усложнением их жизнедеятельности,
когда в качестве самостоятельных
выделяются процессы внешней деятельности,
опосредующие отношения организмов к
тем свойствам среды, от которых зависит
сохранение и развитие их жизни. Эти
процессы внешней деятельности
ориентированы на такие воздействия,
которые выполняют лишь роль сигналов
биологически важных факторов. По мере
изменения условий жизни и сложения
внешней практической деятельности
происходит формирование все более
сложных форм отражения (от сенсорной
психики – к перцептивной – затем к
интеллектуальной деятельности высших
животных – наконец, к сознанию человека).
Хотя форма отражения действительности
животных зависит от объективного
строения их деятельности, оно как бы
отстает от развития деятельности,
оказываясь сдвинутым на одну ступень
вниз. Это связано с тем, что изменение
общего строения деятельности животных
создает предпосылку дальнейшей эволюции
отдельных «естественных орудий» их
деятельности, т.е. органов и функций
мозга, обеспечивающих психическое
отражение. Также в рамках деятельностного
подхода был дан анализ структуры
деятельности и ее мотивации. В деятельности
человека выделены несколько структурных
уровней:
уровень самой деятельности; уровень
действий; уровень операций; уровень
психофизиологических функций.
1. Действие включает
в качестве необходимого компонента акт
сознания в виде постановки и удержания
цели. Но данный акт сознания не замкнут
в самом себе, как это фактически утверждала
психология сознания, а раскрывается в
действии.
2. Действие – это
одновременно и акт поведения. Следовательно,
теория деятельности сохраняет также
достижения бихевиоризма, рассматривая
в качестве объекта изучения внешнюю
активность животных и человека. Однако
в отличие от бихевиоризма она рассматривает
внешние движения в неразрывном единстве
с сознанием, ведь движение без цели –
это скорее несостоявшееся поведение,
чем его подлинная сущность.
Итак, первые два
момента состоят в признании неразрывного
единства сознания и поведения. Это
единство заключено уже в главной единице
анализа – действии.
3. Через
понятие действия теория деятельности
утверждает принцип
активности, противопоставляя
его принципу реактивности. Эти два
принципа различаются тем, где в
соответствии с каждым из них должна
быть помещена исходная точка анализа
деятельности: во внешней среде или
внутри организма (субъект).
4. Понятие действия
«выводит» деятельность человека в
предметный и социальный мир. Представляемый
результат (цель) действия может быть
любым, а не только и даже не столько
биологическим, как, например, получение
пищи, избегание опасности и т. д. Это
может быть производство какого-то
материального продукта, установление
социального контакта, получение знаний
и др.
Было
принято допущение, что различные
деятельности, осуществляющие многообразные
жизненные отношения организма с
окружающей средой, определяются своими
предметами, на которые они направлены,
и что предметом
деятельности является ее мотив.
При этом для человеческой деятельности
ее полимотивированность: кроме того,
что один и тот же мотив может удовлетворяться
набором разных действий, также единое
действие может побуждаться разными
мотивами. В деятельности один мотив
является основным (ведущий
мотив), другие – второстепенными
(мотивы – стимулы). Кроме того, существуют
осознаваемые
мотивы (мотивы – цели) и неосознаваемые
мотивы, которые психологически
представлены лишь в плане эмоций,
отражающих отношение результата
деятельности к ее мотиву, и личностных
смыслов, как переживаний повышенной
субъективной значимости предмета,
действия или события, которые оказались
в поле действия ведущего мотива. Личность
человека определяется прежде всего
через ее мотивационную сферу (иерархия
мотивов).
Понятие личности. — Paperblog
Titu Barua
Watsuthivararam.
Яннава, саторн.
Бангкок, 10120.
Таиланд.
В то время как понятие «человек» подчеркивает биосоциальное, телесно-умственное происхождение человека, понятие «личность» связано в основном с его социальными и психологическими аспектами, такими как его чувство собственного достоинства, его самооценка, его ценностные ориентации, убеждения и т. Д. принципы, которыми он живет, его моральные, эстетические, социально-политические и другие социальные позиции, его убеждения и идеалы, а также характер, особенности его интеллекта, стиль и независимость его мышления, специфика его эмоциональный состав, его сила воли, склад ума и чувств, его социальный статус.
Нельзя представить себе личность как нечто отдельное от человека или даже от его внешнего и общего физического облика. Личность (лат. Persona = маска) — это лицо, которое нам противостоит. Когда в зрелом возрасте люди делают пластические операции и подтяжку лица, они меняют свой внешний вид, что, как показали психологические наблюдения, тоже кое-что меняет в их психике. Все в человеке «взаимосвязано» и влияет на личность в целом.Внешний вид человека — это внешнее выражение его внутреннего мира.
Личность — социально развитая личность, являющаяся частью определенного исторического и природного контекста, той или иной социальной группы, личность, обладающая относительно устойчивой системой социально значимых личностных качеств и выполняющая соответствующие социальные роли. Интеллектуальный каркас личности формируется его потребностями, интересами, системой взглядов, особенностями темперамента, эмоциями, силой воли, мотивацией, ценностными ориентациями, независимостью мысли, сознанием и самосознанием.Центральная черта личности — мировоззрение. Человек не может стать личностью без развития того, что известно как мировоззрение или мировоззрение, которое включает его философское видение мира.
Знание философии — неотъемлемый атрибут высшего образования и культуры человека. Поскольку мировоззрение — это привилегия современного человека, а его суть — философия, нужно знать философию человека, чтобы понять его. Даже те, кто отрицают философию и высмеивают ее, обладают философией.Только у животного нет никакого мировоззрения. Он не размышляет о вещах в мире, смысле жизни и других проблемах. Мировоззрение — это привилегия личности, то есть человека, вознесенного культурой. Как исторически, так и онтогенетически человек становится личностью в той мере, в какой он ассимилирует культуру и способствует ее созданию. Наш далекий предок в условиях первобытной орды и начальных этапах становления общества еще не был личностью, хотя он уже был личностью, человеческим существом.Ребенок, особенно в раннем возрасте, конечно, человек, но еще не личность. Ему еще только предстоит стать таковым в процессе своего развития, образования и воспитания. Человек может стать личностью, а может и не стать. Ребенок, который изолирован от людей и окружен животными, этого не делает. Личность может или не может обрести форму, а также может распадаться, деформироваться или полностью разрушаться либо в результате патологических процессов в организме, психических расстройств, алкоголизма и так далее, либо в результате определенных крайне неблагоприятных, трагических обстоятельств.
Итак, термин «личность» подразумевает интегрирующий принцип, который объединяет биологическое и социальное в единое целое, а также все психологические процессы, качества и состояния, регулирующие поведение, придавая ему определенную последовательность и стабильность по отношению к остальным. мир, другим людям и себе. Личность — социально историческое, естественно обусловленное и индивидуально выраженное существо. Человек является личностью, поскольку он сознательно отличает себя от всего, что его окружает, и его отношение к миру существует в его сознании как определенная точка зрения в жизни.Личность — это человек, обладающий самосознанием и мировоззрением, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осознавший себя субъектом исторического творчества, творцом истории. Сущность личности заключается не в ее физической природе, а в ее социально-психологических свойствах и механизме ее психической жизни и поведения. Личность — это индивидуальное сосредоточение или выражение социальных отношений и функций, предмет познания и
.
Концепция личности в организационном поведении
Термин «личность» произошел от латинского слова «Persona», которое в древности ассоциировалось с греческим театром. Греческие актеры обычно носили маски на лицах во время своих выступлений на сцене. Маску, которую носили актеры, назвали персоной. Считалось, что личность — это эффект и влияние, которое человек в маске оставляет на публику.
Личность — это термин, имеющий много общих значений.Иногда это слово относится к способности хорошо ладить в обществе. Например, мы говорим об опыте или отношениях, которые, как говорят, придают человеку «больше индивидуальности». Этот термин может также относиться к наиболее поразительному впечатлению, которое человек производит на других людей. Можно сказать: «у нее застенчивая личность». Для психолога личность — это область изучения сложного человеческого поведения, включая эмоции, действия и когнитивные (мыслительные) процессы. Психологи изучают модели поведения, которые отличают людей друг от друга.Слово личность используется не только в области психологии, но может применяться и в большинстве других областей повседневной жизни.
Личность в организационном поведении относится к динамической концепции, которая описывает рост и развитие всей психологической системы человека, которая рассматривает некоторое совокупное целое, которое больше суммы частей. Личность — это динамическая организация внутри человека тех психологических систем, которые определяют его уникальную адаптацию к окружающей среде.Поведение, поведение, деятельность, движения и все остальное, касающееся человека, известны как личность. Это способ реагирования на окружающую среду; способ, которым человек приспосабливается к внешней среде, — это личность.
Кажется, существует много споров относительно точной природы личности. Однако концепция личности рассматривается как очень реальная и значимая, поскольку характеристики личности помогают нам описывать и различать людей.Большинство авторитетов, по-видимому, в целом согласны с тем, что личность человека состоит из ее / его унаследованных характеристик и взаимодействий с окружающей средой и регулируется ситуативными условиями. Это совокупный общий результат психологического состояния человека, мотивов, убеждений, взглядов, привычек и общего мировоззрения.
Личность имеет довольно долгую и непростую историю организационного поведения, о чем свидетельствует личная ситуация. Согласно диспозиционному подходу, люди обладают устойчивыми чертами или характеристиками, которые влияют на их отношение и поведение.Согласно ситуационному подходу, такие характеристики организационной среды, как поощрение и наказание, влияют на чувства, отношения и поведение людей. Согласно интеракционистскому подходу, организационное поведение является функцией как предрасположенностей, так и ситуации. Интерактивный подход — наиболее широко распространенная точка зрения в рамках
.