Психические свойства процессы состояния: Психические процессы, состояния и свойства — Студопедия

Содержание

Свойства психических состояний | Блог 4brain

свойство психических состояний

Человек способен осуществлять любую деятельность в различных режимах. И одним из них, как известно, являются психические состояния.

Психическое состояние – это такой режим жизнедеятельности человека, который отличается особыми энергетическим характеристиками на физиологическом уровне, и комплексом психологических фильтров на уровне психологическом. Эти фильтры, собственно, и обеспечивают субъективное восприятие человеком окружающей его реальности.

Вместе со свойствами личности и психическими процессами, психические состояния представляют собой основные классы психических явлений, изучением которых занимается психология. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и, регулярно повторяясь и становясь более устойчивыми, способны становиться частью структуры личности, играя роль её специфических свойств.

А если эта тема кажется вам интересной, и вы хотите развиваться в ней еще больше, рекомендуем наш курс «Психическая саморегуляция», где вы научитесь реальным практическим техникам самомотивации, борьбы со стрессом и социальной адаптации, чтобы всегда контролировать свое эмоциональное и психическое состояние.
Узнать больше о курсе

Какие бывают виды психических состояний?

Всевозможные психические состояния тесно взаимосвязаны между собой. И эта взаимосвязь является такой сильной, что разделить и вычленить отдельные психические состояния очень и очень сложно. Например, состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Однако имеются определённые системы категоризации психических состояний. Чаще всего выделяются состояния интеллекта, состояния сознания и состояния личности. Конечно же, есть и другие классификации – они рассматривают гипнотические, кризисные и другие виды состояний. Одновременно с этим, используется и масса критериев для категоризации состояний.

Критерии категоризации психических состояний

В большинстве случаев, выделяют следующую группу критериев категоризации психических состояний:

  1. Источник формирования:
  • Состояния, которые обусловлены ситуацией (реакция на наказание и т.п.)
  • Лично-обусловленные состояния (резкая эмоция и т.п.)
  1. Степень внешней выраженности:
  • Слабо выраженные, поверхностные состояния (лёгкая грусть и т.п.)
  • Сильные, глубокие состояния (страстная любовь и т.п.)
  1. Эмоциональная окраска:
  • Отрицательные состояния (уныние и т.п.)
  • Положительные состояния (вдохновение и т.п.)
  • Нейтральные состояния (равнодушие и т.п.)
  1. Длительность:
  • Продолжительные состояния, которые могут длиться годами (депрессия и т.п.)
  • Кратковременные состояния, которые длятся несколько секунд (гнев и т.п.)
  • Состояния средней продолжительности (страх и т.п.)
  1. Степень осознанности:
  • Сознательные состояния (мобилизация сил и т.п.)
  • Неосознанные состояния (сон и т.п.)
  1. Уровень проявления:
  • Психологические состояния (энтузиазм и т.п.)
  • Физиологические состояния (голод и т.п.)
  • Психофизиологические состояния

Руководствуясь указанными критериями, можно представить всестороннюю характеристику практически любого психического состояния.

Также важно упомянуть о том, что одновременно с психическими состояниями бывают и, так называемые, «массовидные» состояния – психические состояния, характерные для конкретных общностей: обществ, народов, групп людей. В основном, такими состояниями являются общественные настроения и общественные мнения.

Теперь же стоит поговорить об основных психических состояниях человека и их свойствах.

Основные психические состояния. Свойства психических состояний

Наиболее распространёнными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния:

 

Оптимальное рабочее состояние – обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности.

Свойства состояния: повышенная концентрация, активность мышления, обострение памяти и наличие цели.

 

Состояние напряжённой трудовой деятельности – возникает при труде в экстремальных условиях.

Свойства состояния: психическое напряжение, обусловленной наличием цели повышенной важности или повышенными требованиями, сильная мотивация к достижению необходимого результата, повышенная активность всей нервной системы.

 

Состояние профессиональной заинтересованности – играет важнейшую роль в результативности труда.

Свойства состояния: осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление узнать как можно больше информации о выполняемой работе, концентрация внимания на объектах, которые связаны с деятельностью. В ряде случаев отмечается активизация творческого потенциала, обострение восприятия, повышенная способность к повторению уже узнанного, возросшая сила воображения.

 

Монотония – состояние, которое развивается при долговременных и регулярно повторяющихся нагрузках, имеющих среднюю или малую интенсивность, а также при повторяющейся однообразной информации.

Свойства состояния: равнодушие, пониженная концентрация внимания, скука, ухудшенное восприятие получаемой информации.

 

Утомление – состояние временного снижения работоспособности, возникающее при длительных и высоких нагрузках. Сопряжено с истощением организма.

Свойства состояния: пониженная мотивация к труду, дисфункция памяти и внимания, усиленные процессы торможения ЦНС.

 

Стресс – состояние продолжительного и повышенного напряжения, которое связано с невозможностью человека приспособиться к требованиям окружающей среды. Здесь большую роль играют факторы среды, превышающие возможности организма человека к адаптации.

Свойства состояния: психическое напряжение, чувство тревоги, неблагополучия, нередко – апатия и равнодушие. Кроме того, происходит истощение запасов адреналина, в которых нуждается организм.

 

Состояние релаксации – состояние восстановления сил, расслабления и успокоения, возникающее при аутогенных тренировках или, например, молитвах или чтении мантр и т.п. Основной причиной данного состояния является прекращение человеком какой-либо напряжённой деятельности вообще.

Свойства состояния: ощущение тепла, распространяющегося по телу, чувство покоя и расслабление на физиологическом уровне.

 

Состояние сна – особое психическое состояние, характеризующееся отключением сознания человека от внешней реальности. Интересно то, что состояние сна имеет две ярко выраженные фазы, которые постоянно чередуются – это медленный сон и быстрый сон. Оба они могут нередко рассматриваются как самостоятельные психические состояния. А сам процесс сна связан с потребностью систематизации потоков информации, которые были получены в процессе бодрствования, а также необходимостью организма в восстановлении своих ресурсов.

Свойства состояния: отключение сознания, неподвижность, временная активность различных отделов нервной системы.

 

Состояние бодрствования – состояние, противопоставляющееся состоянию сна. В спокойной форме может проявляться в такой активности, как, к примеру, просмотр кинофильма, чтение книги, прослушивание музыки. В более активной форме проявляется в физических упражнениях, работе, прогулках и т.д.

Свойства состояния: средняя активность нервной системы, отсутствие ярко выраженных эмоций (в спокойном состоянии) или, наоборот, бурные эмоции (в активном состоянии).

Повторимся, что вышеприведённые психические состояния характерны для большинства людей. Какая-либо взаимосвязь между этими состояниями, а также динамика процесса их развития имеют важнейшее значение, как в обычной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности.

Исходя из этого, психические состояния можно смело назвать одним из предметов изучения различными областями психологической науки, такими как общая психология, возрастная психология, психология личности, психология мотивации или психология труда.

На протяжении всех времён люди пытались понять суть психических состояний, и эти попытки не прекращаются даже в наше время. Причиной этому служит, пожалуй, то, что человек и особенности его личности являются великой загадкой и для обычных людей и для учёных умов. И нельзя не сказать, что на сегодняшний день в изучении личности человека достигнут огромнейший прогресс, который смело продолжает свой путь вперёд. Но вполне вероятно, загадка эта окончательно не будет разгадана никогда, ведь природа в любой её форме поистине непостижима.

Структура психики. Психические процессы, состояния, свойства.

Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств.
Психический процессы — форма существования психики, динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражителями нервной системы, идущими из внутренней среды организма.
Все психические процессы делятся на два класса:
1. Познавательные (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) — участвуют в получении, осмыслении, отображении информации, в отражении и преобразовании действительности. Все познавательные процессы участвуют в преобразовании информации: раздражитель воздействует на органы чувству — возникают нервные импульсы, которые поступают в головной мозг и обрабатываются — формируются ощущения — складывается целостный образ восприятия предмета — сопоставляется с эталонами памяти — происходит осознание, программирование и проговаривание во внутренней речи — посредством мысленной деятельности происходит осмысление, понимание информации. Воображение участвует в создании нового образа на основе прошлого опыта. Внимание является динамической стороной всех познавательных процессов.
2. Эмоционально-волевые (чувства, эмоции и воля) — обеспечивают избирательное отношение человека к действительности и самоуправление поведением и деятельностью.
Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий моменты времени (счастье, апатия, депрессия, агрессия, творческий подъём, заинтересованность и др.). В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они принимают участие в формировании качеств личности, прежде всего характерологических.
Психические состояния влияют на работоспособность, продуктивность и качество выполняемой деятельности. При одном состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и непродуктивно.
Психические состояния можно классифицировать:
1. В зависимости от времени протекания:

  • кратковременные
  • длительные

2. В зависимости от степени влияния на личность:

  • стенические (повышают жизнедеятельность и активность)
  • астенические (наоборот)

3. В зависимости от степени осознанности:

  • осознаваемые
  • неосознаваемые

4. В зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановкой:

  • адекватные
  • неадекватные

Психические свойства — это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности её поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или всей жизни. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности и направленность личности.

Темперамент — это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Это врождённое свойство, определяющее стиль поведения, способ и манеру реализации действий, динамику психической деятельности и поведения человека. 

Характер имеет и генетическую обусловленность (через темперамент), и социальную детерминированность. 

Способность — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Природными предпосылками развития способностей являются задатки.

Направленность — совокупность устойчивых мотивов, целей, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от конкретной ситуации. Направленность — это результат жизни и деятельности человека в обществе.

Между психическими процессами, свойствами и состояниями существует тесная взаимосвязь.

Тема 3. Психические процессы, состояния, свойства

Психические
процессы

ПРОЦЕСС(от
лат.process)

последовательная смена состояний,
стадий изменения (развития) системы
или иного объекта

ПСИХИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕССЫ

— последовательное отражение в сознании
человека предметов и явлений объективного
мира.

Основная
функция
психических процессов

– они выступают в качестве первичных
регуляторов поведения.

Психические
процессы

включают в себя:

  • Познавательные
    процессы (мышление, память, внимание,
    восприятие, воображение, представление,
    речь, ощущение)

  • Эмоциональные
    психические
    процессы

  • Волевые
    процессы

Три
уровня познания окружающей действительности:


элементарный
(ощущение и восприятие)


промежуточный
(представление и воображение)


высший
(мышление).

Познавательные
психические процессы:

Ощущение

  1. Определение

Ощущение
психический
познавательный процесс отражения в
сознании человека отдельных свойств и
качеств предметов и явлений, непосредственно
воздействующих на органы чувств.

  1. Физиологическая
    основа ощущений –
    деятельность
    анализаторов.

Анализатор
— система нервных образований,
воспринимающая и анализирующая
раздражения, действующие на животных
и человека. Обеспечивает приспособительные
реакции организма к изменениям в нём и
в окружающей среде.

Состоит
из периферического, или воспринимающего,
отдела —
рецептора
(все органы чувств: глаз, ухо и др.),
проводниковой части и высших нервных
центров в коре головного мозга.

  1. Свойства
    ощущений

  • качество
    (свойство, характеризующее основную
    информацию, поступающую от данного
    рецептора)

  • интенсивность
    (количественная
    характеристика – зависит от силы
    раздражителя и состояния рецептора)

Закон
Вебера-Фехнера:
интенсивность
ощущения
пропорциональна
логарифму
интенсивности
стимула
(при увеличении силы раздражения в
геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16 и
т. д.) интенсивность ощущения увеличивается
в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 и
т.д.).

  • длительность
    (временная характеристика – определяется
    функциональным состояние органа
    чувств.)

  • пороги
    ощущений:

  • нижний
    абсолютный порог ощущений

    — наименьшая величина раздражителя,
    начиная с которой он отражается в коре
    головного мозга.

  • верхний
    абсолютный порог ощущений («болевой
    порог»)

    — величина раздражителя, начиная с
    которой, он или перестает отражаться
    в коре головного мозга, или наступают
    болевые ощущения.

  • порог
    различения –
    минимальное
    различие между раздражителями, которое
    дает едва заметное различие ощущений.

  1. Особенности
    ощущений

  • у
    ощущений существует латентный
    (скрытый период) – спустя некоторое
    время после действия раздражителя
    (например, тактильные ОЩ=130мс, болевые
    ОЩ=370мс, вкусовые ОЩ=50мс)

  • след
    от раздражителя остается в виде
    последовательного
    образа

  • локализация
    раздражителя — пространственный анализ
    осуществляется дистантными рецепторами.
    Дает сведения о локализации раздражителя
    в пространстве.

  • сенсорная
    адаптация –

    изменение чувствительности, происходящее
    вследствие приспособления органа
    чувств к действующим на него раздражителям
    (при действии на органы чувств слабых
    раздражителей чувствительность
    увеличивается, а при сильных — уменьшается)

  • взаимодействие
    ощущений

    – изменение чувствительности анализатора
    под влиянием раздражения других органов
    чувств


между ощущениями одного вида


между ощущениями разного вида (освещение
глаз делает слышимые звуки более
громкими – см. исследования акад.
П.П.Лазарева)

  • сенсибилизация
    – повышение чувствительности в
    результате взаимодействия анализаторов
    или упражнения (например, ощущение
    ритма способствует усилению
    мышечно-двигательной чувствительности)

  • десенсибилизация
    понижение
    чувствительности в результате
    взаимодействия анализаторов (например,
    повышенный уровень шума в “громких
    цехах” понижает зрительную
    чувствительность)

  • синестезия

    возникновение под влиянием раздражения
    одного анализатора ощущений, характерных
    для других анализаторов («окрашенный
    слух»)

  • у
    людей, лишенных какого-либо вида
    чувствительности, осуществляется
    компенсация
    (возмещение)
    этого недостатка за счет повышения
    чувствительности других органов

  • явление
    контраста
    — различное ощущение одного и того же
    раздражителя в зависимости от опыта
    или одновременного действия другого
    раздражителя (например, одна и та же
    фигура серого цвета на белом фоне
    кажется темной, а на черном —светлой).

  1. Классификации
    ощущений


дистантные (зрительные, слуховые)


контактные (вкусовые, температурные,
тактильные, осязательные)

  • интероцептивные
    (органические ощущения, ощущения боли)

  • проприоцептивные
    (ощущения равновесия, ощущения движения)

  • Протопатическая
    чувствительность (более примитивная
    – чувство голода, жажды и др.)

  • Эпикритическая
    (включает основные виды ощущений
    человека)

  1. Развитие
    ощущений

Ощущение
начинает развиваться сразу после
рождения ребенка:

  • более
    развита кожная
    чувствительность (ощущение холода-тепла,
    наиболее чувствительны губы и область
    рта)

  • достаточно
    развита обонятельная
    чувствительность
    (по запаху материнского молока ребенок
    определяет есть ли мать в комнате или
    нет)

  • зрение
    и
    слух
    развиты ограниченно (различение цвета
    только к 5-му месяцу)

Абсолютная
чувствительность –
достигает
высокого уровня развития уже в 1-ый год
жизни.

Уровень
развития ощущений у людей неодинаков,
что во многом объясняется генетическими
особенностями.

Ощущения
в известных пределах можно развивать
(методом постоянных
тренировок
).

  1. Патологии
    (нарушения) ощущений

  • дальтони́зм,
    цветовая
    слепота — наследственная, реже
    приобретённая особенность зрения
    человека и приматов, выражающаяся в
    неспособности различать один или
    несколько цветов.

  • гиперестезия

    болезненно-повышенная чувствительность
    (понижение порога чувствительности,
    выраженное усиление тактильных,
    обонятельных, осязательных, вкусовых,
    зрительных, слуховых, болевых ощущений
    до уровня труднопереносимых,раздражающих
    (звуки кажутся непомерно громкими,
    оглушающими, цвета — слишком резкими,
    яркими, без полутонов, простыня —
    шершавой, испачканной песком, боль —
    невыносимой без достаточных на то
    оснований)

  • типостезия

    болезненно сниженная чувствительность
    (повышение порога чувствительности.
    Ощущения воспринимаются приглушенными,
    затушеванными, невыразительными6 голоса
    кажутся тихими, неясными, краски —
    тусклыми, смазаннь предметы — нечеткими,
    боль — тупой, не столь мучительной.

  • анестезия

    выпадение болевой, тактильной или иной
    чувствительности

  • сенестопатии
    наиболее
    сложные, необычные, тягостные ощущения
    центральной (психической) природы, не
    имеющие объяснения и не определяемые
    доступными методами (для сенестопатии
    характерны вычурность, своеобразие,
    мучительность и причудливость ощущений)

  • парестезия

    ощущения покалывания, онемения, ползания
    мурашек.

Психические состояния, психические процессы и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют друг с другом

Психические состояния — определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.

Психические свойства — наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психика в себя включает, а, следовательно, психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Структура психологических явлений

С позиций диалектического материализма

Основные положения сущности психики

Современный этап развития науки психология открыла философия диалектического материализма.

Становление и развитие научных взглядов на сущность психики связано с основным вопросом в философии: что первично , что вторично? (СОЗНАНИЕ или МАТЕРИЯ )

В философии возникло 2 диаметрально противоположных философских направления:



Идеалистическое Материалистическое
Психика — первична, существует независимо от материи
/Мир есть порождение души/.
Психика – явление вторичное, производное от материи.
Материя – носитель психики, явление вторичное.
/психика есть отражение реально существующего мира/.

Диалектический материализм признаёт лишь одно начало всего существующего – материю, а психику, сознание рассматривает как вторичное, производное от материи ( это вторичное, отражение мозгом объективной действительности ).

Психика есть свойство, а не субстанция (не материальна).

Психика не отдельная «вещь» в широком смысле слова (не предмет, не процесс, и т.д.).

Психика – свойство не всякой материи, а высокоорганизованной материи, она проявляется относительно поздно на высоком уровне развития мира.

Психика возникла и в животном мире, но лишь у тех, которые ведут активную, подвижную жизнь в сложно-расчленённой среде.


Среда изменяется, и животное активно и постоянно приспосабливается к изменениям окружающей среды.Психика не сводится к физиологическим процессам. Физиологическая основа психики – мозг.

! Вывод:

— в мире нет никакого другого начала, кроме вечно существующей материи.

— первоначально существовала лишь неорганическая материя /неживая природа /. В результате эволюций возникла органическая материя /жизнь, живая материя/, растения, животные, и Человек с его сознанием – высшая материя.

!! Что такое психика? По происхождению – продукт работы головного мозга
  По содержанию – отражение внешнего мира

!! Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа регулировать деятельность и поведение субъекта .

!!Психика – это субъективный образ объективного мира.

Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.

!!Таблица Структура психологических явлений

Психологические процессы Психологические состояния Психологические свойства
1. Познавательные
ощущение,
восприятие,
память,
мышление,
воображение,
речь,
внимание.
активность,
страх,
угнетенность,
бодрость,
уныние,
эйфория,
фрустрация,
самоактуализация.
направленность: потребности,
интересы…,
темперамент, характер,
способности.
2. Эмоциональные:
чувства,
эмоции.
  
Волевые:
воля.
  

!! Комментарий к таблице

Психические процессы — отдельные формы или виды психической деятельности. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяют познавательные процессы — ощущение, память, восприятие, мышление, воображение, речь, и эмоционально-волевые к ним относят чувства, эмоции и волю.

!! Познавательными психические процессы называют потому, что с их помощью человек познает окружающий мир и самого себя.

Ощущение – процесс, который связан с выделением каких-то отдельных свойств предметов (цвет, форма, запах, вкус).

Восприятие – это процесс восприятия предметов в совокупности их свойств.

Память – это процесс, который дает нам право и возможность запомнить все, что мы когда-то делали, видели, чувствовали и в какой-то момент вспомнить и воспроизвести.

С помощью мышления человек познает общие законы, устанавливает взаимоотношения между предметами и явлениями окружающего мира.

Воображение дает возможность представить себе то, что человек раньше не видел, не слышал, не делал, и не чувствовал.

Речь позволяет передавать знания, информацию от одного поколения к другому, позволяет воздействовать друг на друга, вызывать чувства, призывать к действиям.

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сосредоточиться на чем-либо. Оно лежит в основе всех познавательных психических процессов.

!! К эмоциональным процессам относятся чувства и эмоции. Они отражают переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, устанавливают личностную значимость того или иного события.

К волевым психическим процессам относится воля. Воля обеспечивает сознательную регуляцию повеления, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

!! Психические свойства — наиболее существенные и устойчивые психические особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности человека – темперамент, характер, способности и направленность личности, выражающаяся в потребностях, мотивации, интересах, желаниях, убеждениях…

Темперамент – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих динамику психической деятельности человека.

Характер – это сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поведении.

Способности – индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в деятельности

!! Направленность:

Интерес – проявляется в направленности личности на тот или иной предмет.

Мотивация – процесс внутреннего психического управления поведением.

Психические состояния – это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на поведение человека в течение этого периода. К ним относятся: бодрость, утомление, апатия, рассеянностью, аффект, переживание, фрустрация, эйфория, адаптация, агрессивность, радость и др.

Агрессивность – повеление человека, проявляющееся в стремлении причинить другому человеку неприятность, нанести вред.

Адаптация – приспособление, привыкание к новой сфере.

Утомление — плохое настроение, усталость.

Фрустрация – эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.

Эйфория – состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Рассеянность – это состояние забывчивости, которое оказывает влияние на человека.

Самоактуализация – стремление к личному самосовершенствованию.

Психика человека проявляется, формируется и развивается в деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, продуктивные).

Проявление психики свойственны только животным и человеку. Психика человека качественно отличается от психики животного. Психика животного гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Поэтому психология занимается вопросами сознания.

Таким образом, психология – это наука, изучающая психические свойства, процессы и состояния, закономерности из развития и проявления.

2.Понятие психических состояний личности, их свойства и классификация

Психические
состояния

это – целостные характеристики
психической деятельности за определенный
период времени. Сменяясь, они сопровождают
жизнь человека в его отношениях с людьми,
обществом и т.д.

В
любом психическом состоянии можно
выделить три общих измерения:
мотивационно-побудительное,
эмоционально-оценочное и
активационно-энергетическое.

Свойства
психических состояний:

1)Целостность
психических состояний проявляется в
том, что они характеризуют в определенный
промежуток времени всю психическую
деятельность в целом, выражают конкретное
взаимоотношение всех компонентов
психики.

2)Подвижность
психических состояний заключается в
их изменчивости, в наличии стадий
протекания (начало, определенная динамика
и конец).

3)Психические
состояния обладают относительной
устойчивостью, их динамика менее
выражена, чем у психических процессов
(познавательных, волевых).

4)Взаимосвязь
с психическими процессами и свойствами
личности. Психические состояния влияют
на психические процессы, являясь фоном
их протекания. В то же время они выступают
в качестве «строительного материала»
для формирования качеств личности,
прежде всего характерологических.

5)Индивидуальное
своеобразие и типичность.

6)Психические
состояния отличаются крайним многообразием
и полярностью. Последнее понятие
означает, что каждому психическому
состоянию человека соответствует
противоположное состояние (уверенность
– неуверенность, активность – пассивность
и т.д.).

Психические
состояния человека можно классифицировать
по следующим основаниям:

1)
в зависимости от роли личности и ситуации
в возникновении психических состояний
– личностные и ситуативные;

2)
в зависимости от доминирующих (ведущих)
компонентов (если таковые явно выступают)
– интеллектуальные, волевые, эмоциональные
и т.д.;

3)
в зависимости от степени глубины –
состояния (более или менее) глубокие,
либо поверхностные;

4)
в зависимости от времени протекания –
кратковременные, затяжные, длительные
и т.д.;

5)
в зависимости от влияния на личность –
положительные и отрицательные,
стенические, повышающие жизнедеятельность,
и астенические, снижающие активность;

6)
в зависимости от степени осознанности
– состояния более или менее осознанные.

3.Типичные положительные психические состояния человека

Возникновение
и протекание психических состояний
человека зависят:

·       
индивидуальных психических и
нейрофизиологических качеств,

·       
предшествующих психических состояний,

·       
жизненного опыта (в том числе
профессионального),

·       
возраста,

·       
физического состояния,

·       
конкретной ситуации и т.д.

Можно
выделить типичные положительные
психические состояния.

Профессиональная
заинтересованность.
Для
успешного осуществления трудовой
деятельности важна профессиональная
заинтересованность как личностное
психическое состояние, выражающее
направленность личности, ибо потеря
устойчивого интереса к работе означает
дисквалификацию специалиста.

Для
состояния профессиональной
заинтересованности характерны:


осознание значимости профессиональной
деятельности;


стремление больше узнать о ней и активно
действовать в ее области;


концентрация внимания на круге объектов,
связанных с данной областью, и при этом
указанные объекты начинают занимать
господствующее положение в сознании
специалиста;


в большинстве случаев сопровождается
приятными эмоциональными переживаниями.

Но
следует отметить, что во избежание
узкого профессионализма, состояние
профессиональной заинтересованности
должно сочетаться и протекать на фоне
любознательности как направленности
человека на получение знаний в различных
областях культуры и жизни вообще, так
и общей интеллектуальной активности.

Творческое
вдохновение.

Состояние
творческого вдохновения представляет
собой сложный комплекс интеллектуальных
и эмоциональных компонентов и выражается:

·       
в творческом подъеме;

·       
в обострении восприятия;

·       
в повышении способности воспроизведения
ранее запечатленного;

·       
в возрастании силы воображения;

·       
в возникновении целого ряда комбинаций
оригинальных впечатлений;

·       
в проявлении обилия мыслей и легкости
нахождения существенного;

·       
в полной сосредоточенности и росте
физической энергии, которые приводят
к очень большой работоспособности, к
психическому состоянию радости творчества
и нечувствительности к усталости.

Это
состояние подготавливается систематическим
трудом профессионала, его обширными
знаниями и длительными раздумьями над
конкретным делом. Вдохновение профессионала
– это всегда единство его таланта,
знаний и кропотливого каждодневного
труда.

Решительность
– психическое состояние готовности
быстро принять решение и привести его
в исполнение.

Необходимыми
условиями решительности являются:

·       
широта мышления,

·       
проницательность,

·       
мужество,

·       
большой жизненный и профессиональный
опыт,

·       
знания,

·       
планомерность работы.

Однако
решительность – это ни в коем случае
не спешка и торопливость, необдуманность
и излишняя самоуверенность.

Психические состояния и их классификация — Студопедия

Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики. Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия)

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Психические состояние человека проявляется в 2-ух вариантах:

1)в варианте индивидуального состояния (индивидуализировано)

2) массового состояния (эффект группы)

К психическим состояния относятся:

-проявления чувств (настроения, аффек­ты, эйфория, тревога, фрустрация и др.),



-внимания (сосредоточен­ность, рассеянность),

-воли (решительность, растерянность, собранность),

-мышления (сомнения),

-во­ображения (грезы) и т. д.

Предметом специального изучения в психо­логии являются психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов, при необходимости экстренного принятия решения), в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния спортсменок и т. д.). Также исследуются патологические формы психических состояний— навязчивые состояния, в социальной психологии — массовидные психологические состояния.

Особенности псих. состояний:

целостность( охват всей психики)

подвижность( изменчивость)

достаточно устойчивыи могут сопровождать деятельность в течение нескольких часов, а то и больше(например состояние дипрессии).

Многообразность

Отрицательными психическими состояниями являются:

аффект как психическое состояние представляет собой обобщенную ха­рактеристику эмоциональных, по­знавательных и поведенческих ас­пектов психики субъекта в опреде­ленный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стади­альностью развития эмоций; он мо­жет рассматриваться и как прояв­ление психических свойств индивида (вспыльчивости, несдержанности, гневливости).

5 Измерение качества | Психосоциальные вмешательства при психических расстройствах и расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ: основа для установления научно-обоснованных стандартов

_____. 2015г. Ежегодный обновленный список соответствующих критериям больниц и специалистов за 2014 г. Электронные показатели качества клинических исследований (eCQM) . http://www.cms.gov/Regulations-and-Guidance/Legislation/EHRIncentivePrograms/Downloads/eCQM_TechNotes2015.pdf (по состоянию на 15 июня 2015 г.).

_____. без обозначения даты CMS измеряет схему системы управления (Blueprint) v 11.0 . http://www.cms.gov/Medicare/Quality-Initiatives-Patient-Assessment-Instruments/MMS/MeasuresManagementSystemBlueprint.html (по состоянию на 1 октября 2014 г.).

Конвей, П. Х. и К. Клэнси. 2009. Трансформация здравоохранения на передовой. Журнал Американской медицинской ассоциации 301 (7): 763-765.

Корриган, П. У., Д. Гифффорт, Ф. Рашид, М. Лири и И. Океке. 1999. Восстановление как психологический конструкт. Общественный журнал психического здоровья 35 (3): 231-239.

Диган П. Э. 1988. Восстановление: жизненный опыт реабилитации. Журнал психосоциальной реабилитации 11 (4): 11-19.

Донабедян А. 1980. Исследования в области оценки качества и мониторинга . Vol. I. Анн-Арбор, Мичиган: Пресса Управления здравоохранения.

_____. 1988. Качество ухода. Как это можно оценить? Журнал Американской медицинской ассоциации 260 (12): 1743-1748.

_____. 2005. Оценка качества медицинской помощи.1966. Milbank Quarterly 83 (4): 691-729.

Эттнер, С. Л., Р. Г. Франк, Т. Г. Макгуайр, Дж. П. Ньюхаус и Э. Х. Нотман. 1998. Регулировка риска выплат психического здоровья и злоупотребления психоактивными веществами. Запрос 35 (2): 223-239.

Fillenbaum, G.G. и M.A. Smyer. 1981. Разработка, валидность и надежность опросника многомерной функциональной оценки OARS. Геронтологический журнал 36 (4): 428-434.

Фишер, К.Э., Б. Спет-Рубли и Х. А. Пинкус. 2013. Разработка показателей качества психиатрической помощи: на пути к общей структуре. Международный журнал качества здравоохранения 25 (1): 75-80.

Фортни Дж., К. Рост, М. Чжан и Дж. Пайн. 2001. Взаимосвязь между качеством и результатами рутинной помощи при депрессии. Психиатрическая служба 52 (1): 56-62.

Франк, Р. 2014. Презентация для Комитета по разработке научно обоснованных стандартов психосоциальных вмешательств при психических расстройствах.Семинар по подходам к повышению качества, 24 июля, Вашингтон, округ Колумбия.

Гарник, Д. В., К. М. Хорган, М. Т. Ли, Л. Панас, Г. А. Риттер, С. Дэвис, Т. Липер, Р. Мур и М. Рейнольдс. 2007. Связаны ли показатели деятельности Вашингтонского кружка со снижением преступной активности после лечения? Журнал лечения наркозависимости 33 (4): 341-352.

Глазго, Р. Э., Р. М. Каплан, Дж. К. Окен, Э. Б. Фишер и К. М. Эммонс. 2012. Показатели психосоциальных проблем и поведения в отношении здоровья, сообщаемые пациентами, должны быть добавлены в электронные медицинские карты. Департамент здравоохранения (Миллвуд) 31 (3): 497-504.

Хардинг, К. М., Дж. У. Брукс, Т. Асикага, Дж. С. Штраус и А. Брейер. 1987. Продольное исследование людей с тяжелыми психическими заболеваниями в Вермонте. II: отдаленные результаты субъектов, которые ретроспективно соответствовали критериям DSM-III для шизофрении. Американский журнал психиатрии 144 (6): 727-735.

Хардинг, К. Дж., А. Дж. Раш, М. Арбакл, М. Х. Триведи и Х. А. Пинкус. 2011. Основанная на измерениях помощь в психиатрической практике: основы политики для реализации. Журнал клинической психиатрии 72 (8): 1136-1143.

Харроу М., Т. Х. Джоб и Р. Н. Фолл. 2012. Все ли пациенты с шизофренией нуждаются в непрерывном лечении антипсихотиками на протяжении всей жизни? 20-летнее продольное исследование. Психологическая медицина 42 (10): 2145-2155.

Хепнер, К. А., Ф. Азокар, Г. Л. Гринвуд, Дж. Миранда и М. А. Бурнам. 2010. Разработка клинического отчета для оценки психотерапии депрессии в условиях обычного ухода. Администрация и политика в области психического здоровья 37 (3): 221-229.

.

Панпсихизм — RationalWiki

Панпсихизм — это метафизическая концепция, согласно которой вся материя сознательна. Существуют различные формулировки концепции, от более слабых до более сильных версий, обычно включающих то, сколько «сознания» имеют разные вещи. Более мягкие формы панпсихизма могут включать в себя положение о том, что вся материя может быть сознательной или что вся материя, хотя и не обязательно является сознательной, но имеет некоторую форму «ментальных свойств». Основная идея панпсихизма аналогична пантеизму, просто замените «бог» на «сознание», чтобы вся материя и, в более широком смысле, вселенная сознательны.Существовали вариации на эту тему, уходящие корнями в древние времена — она ​​похожа на древние религии, основанные на анимизме.

Современные составы [править]

Томас Нагель сформулировал современный аргумент в пользу панпсихизма, утверждая, что ментальные процессы не могут быть сведены к физической материи и что если физические свойства материи обнаруживаются путем вывода из других физических свойств, то то же самое должно быть верно и для ментальных свойств. Итак, материя должна иметь некий «ментальный компонент». [1] Предполагаемая неспособность материализма иметь дело с квалиа — еще один аргумент, часто приводимый в пользу панпсихизма. Гален Стросон утверждает, что панпсихизм является следствием физикализма, потому что, если физикализм истинен, ментальные состояния должны действительно существовать в физической форме. [2] Дэвид Чалмерс предложил концепцию «панпротопсихизма», в которой объекты обладают только «протосознанием», и это может развиться в более полную форму сознания, когда эти объекты объединяются. [3] Идея также очень важна. популярный в кругах Нью Эйдж, часто связанный с квантовым сознанием или понятием «универсальное сознание».»

Аргументы за и против панпсихизма [править]

Современные сторонники панпсихизма отстаивают эту точку зрения следующими аргументами:

1. Генетический аргумент : Идея о том, что «ex nihilo, nihil fit» — то есть вы не можете создать субстанцию ​​из ничего, вам нужно заранее иметь ее в какой-то форме, и поскольку у нас есть ментальные / нематериальные субстанции в Физические системы, такие как мозг, нам необходимо, чтобы они также входили в состав строительных блоков.
2. Аргумент внутренней природы : Физика просто описывает поведение и «предрасположенность» к поведению систем, она обеспечивает формальное описание, но предрасположенности и поведение должны исходить из «внутренних» свойств, и можно предположить, что эти свойства имеют природу, аналогичную нашей психические свойства. «Физика — это знание структурной формы, а не знание содержания. По всему физическому миру проходит это неизвестное содержание, которое, безусловно, должно быть материалом нашего сознания.»(Эддингтон, 1920, 200).

Основные аргументы против панпсихизма:

1. Ненужные / непроверяемые утверждения и сущности : Не может быть, даже в принципе, никакого теста, чтобы увидеть, существуют ли ментальные свойства в какой-либо физической системе, кроме нашего разума, и нам не нужно предполагать их существование, чтобы понять реальность.
2. Комбинированная проблема : Ментальные свойства, которые мы испытываем лично, по-видимому, связаны с уникальным «я» / разумом, которые мы соглашаемся связать с физическим поведением мозга, но мозг представляет собой комбинацию нескольких частей; проблема в том, что, если предположить, что разум есть повсюду, он должен быть во всех этих частях, как так случилось, что все эти несколько разумов объединяются в то, что кажется одним единственным разумом?

Критика [править]

Психологи и нейробиологи, а также многие философы разума склонны отвергать эту идею по ряду причин.Панпсихизм нельзя опровергнуть, потому что невозможно определить, был ли, скажем, у камня сознательный опыт. В случае людей или других животных мы можем исследовать сознание и его связь с неврологией с помощью поведенческих и анатомических исследований. То же самое не относится к инертному веществу. Панпсихизм также может быть вызван ошибкой разделения. Другими словами, он предполагает, что все, что имеет ментальные свойства (например, мозг), должно быть сделано из чего-то еще, что имеет ментальные свойства.Однако уже есть возможное решение в виде эмерджентизма. Многие исследования в области когнитивной науки и смежных областей в последние годы основаны на эмерджентистском взгляде на разум, согласно которому ментальные состояния могут не полностью сводиться к физической материи, но супервентны по отношению к материи. [4] [5] [6] В качестве альтернативы, редукционистские подходы обходят эту проблему, отрицая психические состояния, утверждая, что разум и мозг идентичны. [7] [8] Панпсихизм еще не произвел плодотворных исследовательских программ в отличие от эмерджентистского и редукционистского подходов.Короче говоря, панпсихизм может быть решением в поисках проблемы, поскольку он совершает категориальную ошибку, подобную дуализму, предполагая, что сознание находится как часть или свойство самой материи, а не как абстрактное понятие, относящееся к определенным паттернам взаимодействия. среди материи. Таким образом, панпсихизм имеет тенденцию жить в основном в чистой философии и областях, связанных с ухаживанием.

Development [править]

В современной философии панпсихизм предлагается как натуралистическое решение различных проблем, присущих классическому физикализму: [3]

1. Элиминативизм отрицает внутреннее существование (включая квалиа; например, красноту красного или специфический вкус яблока, в отличие от нейронных процессов / информации, представляющих эти переживания). Хотя элиминативизм популярен среди некоторых философов, он противоречит человеческой интуиции; существующие убеждения относительно разумности разумных биологических систем (с учетом того, что агент / «программное обеспечение», закодированное в мозге, эволюционировало, чтобы верить в то, что оно является сознательным; см. самоуправляемую теорию разума [ необходима цитата ] ).
2. Редуктивный физикализм сводит ментальные свойства к физическим свойствам, таким как возбуждение отдельных нейронов. Эта перспектива становится все менее вероятной на основе нейробиологических исследований, касающихся того, как обработка информации, сопоставленная с конкретными ментальными событиями, распределяется по нейронным сетям (множественным физическим событиям).
3. Нередуктивный физикализм предполагает, что ментальная реальность супервентна над физической реальностью; что, хотя есть соответствие между психическими и физическими событиями, их отображение не однозначно.Психические свойства при нередуктивном физикализме кажутся эмерджентными, что при правильных физических условиях они возникают (см. Чалмерса о сильной эмерджентности [ цитата необходима ] ). Однако возникающие ментальные свойства являются избыточными для эволюции и функционирования физической системы (см. Джэгвон Ким о сверхдетерминации [9] ).

Панпсихизм:

  1. не пытается отрицать внутреннее существование (элиминативизм)
  2. принимает во внимание текущие нейробиологические открытия относительно распределения информации (в отличие от классического редуктивного физикализма), а
  3. не страдает от проблем (исключая телеологию), присущих появлению избыточных ментальных свойств в определенных точках пространства-времени

Возможно, нам нужно переосмыслить физические свойства, чтобы облегчить их сведение к ментальным свойствам, однако (в случай панпсихизма / проблема комбинации [ цитата необходима ] ), или, по крайней мере, свести ментальные свойства к физическим свойствам (например,грамм. как волны вероятности; Докинз).

Внешние ссылки [править]

Ссылки [править]

.

Ментальное представление

Ментальное представление в философии разума, когнитивной психологии, нейробиологии и когнитивной науке — это гипотетический внутренний когнитивный символ, представляющий внешнюю реальность, или же ментальный процесс, в котором используется такой символ. ; «формальная система для явного определения определенных сущностей или типов информации вместе со спецификацией того, как система это делает». [1]

В современной философии, особенно в таких областях метафизики, как философия разума и онтология, ментальное представление является одним из преобладающих способов объяснения и описания природы идей и концепций.

Репрезентативность и репрезентативные теории сознания

Репрезентативные теории разума рассматривают мышление как происходящее внутри внутренней системы репрезентации. Пропозициональные установки ума являются символическими ментальными репрезентациями с семантическими свойствами. Репрезентационализм (также известный как косвенный реализм) — это точка зрения, согласно которой репрезентации являются основным способом доступа к внешней реальности. Другая основная преобладающая философская теория утверждает, что концепции являются полностью абстрактными объектами. [2]

Репрезентативная теория разума пытается объяснить природу идей, концепций и другого ментального содержания в современной философии разума, когнитивной науке и экспериментальной психологии. В отличие от теорий наивного или прямого реализма, репрезентативная теория разума постулирует фактическое существование ментальных репрезентаций , которые действуют как посредники между наблюдающим субъектом и объектами, процессами или другими объектами, наблюдаемыми во внешнем мире.Эти посредники символизируют или представляют для разума объекты этого мира.

Например, когда кто-то приходит к убеждению, что его или ее пол нуждается в подметании, репрезентативная теория разума утверждает, что он или она формирует мысленное представление, которое представляет пол и его состояние чистоты.

Первоначальная или «классическая» репрезентативная теория, вероятно, восходит к Томасу Гоббсу и была доминирующей темой в классическом эмпиризме в целом. Согласно этой версии теории, ментальные репрезентации были образами (часто называемыми «идеями») представленных объектов положения дел. Онтология понятий — абстрактные объекты или ментальные представления? , Эрик Марголис и Стивен Лоуренс

Дополнительная литература

  • Хенрих Дж. И Бойд Р. (2002). Культура и познание: почему культурная эволюция не требует воспроизведения репрезентаций. Культура и познание, 2, 87–112. Полный текст

Внешние ссылки

.

мыслительный процесс — это … Что такое психический процесс?

  • Психический процесс — Психические процессы, психические функции и когнитивные процессы — это термины, которые часто используются взаимозаменяемо (хотя и не всегда правильно, поэтому термин «когнитивный» имеет определенные значения — см. Когнитивный и когнитивный) для обозначения таких функций или…… Википедия

  • психический процесс — существительное (психология) выполнение некоторой сложной познавательной деятельности; операция, которая влияет на умственное содержание процесс мышления когнитивная операция запоминания • Син.: ↑ процесс, ↑ когнитивный процесс, ↑ операция, ↑ когнитивная операция… Полезный английский словарь

  • психический процесс — protuberantia mentalis… Медицинский словарь

  • Психические операции — Подходы и типы Классификация транзитивности по Пиаже Децентрирование Обратимость Сохранение Психометрическое познание Память Дивергентное производство Конвергентное производство Оценка… Wikipedia

  • Ментальный образ — Ментальный образ — это переживание, которое в большинстве случаев значительно напоминает переживание восприятия некоторого объекта, события или сцены, но возникает, когда соответствующий объект, событие или сцена на самом деле не присутствует в чувства.[1] [2] [3] [4]…… Википедия

  • Ментальная репрезентация — (ментальная) репрезентация в философии разума, когнитивной психологии, нейробиологии и когнитивной науке — это гипотетический внутренний когнитивный символ, который представляет внешнюю реальность, или же ментальный процесс, в котором используется такой символ. ; а… Википедия

  • Процесс (наука) — В науке процесс — это каждая последовательность изменений реального объекта / тела, которую можно наблюдать с помощью научного метода.Поэтому все науки анализируют и моделируют процессы. Процессы всегда являются свойствами динамических систем, они характеризуются… Wikipedia

  • Психическое событие — Психическое событие — это конкретное явление, когда что-то происходит в уме или заместителе разума. Это может быть мысль, мечта, чувство, реализация или любая другая умственная деятельность. Психические события не ограничиваются человеческими мыслями, но могут быть…… Wikipedia

  • психическая -01.Патрисия Нил однажды заметила, что сильный позитивный [психологический] настрой творит больше чудес, чем любое чудо-лекарство. 02. Семейная жизнь оказывает значительное влияние на [умственное] развитие детей. 03. У нашего 18-летнего сына-инвалида есть…… грамматические примеры на английском языке

  • Психическое свойство — Психическое свойство или свойство разума является свойством / разумом. Психические свойства изучаются многими науками и паранауками. Некоторые из этих наук: психология, когнитивные науки, а с недавних пор и системная.Их три [цитата…… Википедия

  • процесс — 01. В последние месяцы в Северной и Южной Корее начался [процесс], который, как надеются там люди, приведет к окончательному воссоединению двух стран. 02. Важно выучить [процесс], который поможет вам понять значение…… Грамматических примеров на английском языке

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *