Компоненты мировоззрения в философии: Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы.

Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы.

Подробности











Категория: Учебные материалы по философии















Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Чтобы понять какое-либо явление – необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того, чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания. 

Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.

Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.

Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

 В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако, именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения – теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.

 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Соотношение философии и мировоззрения | Мудрый Философ

Формы мировоззрения

Как же соотносятся философия и мировоззрение? Для ответа на данный вопрос рассмотрим основные формы мировоззрения, которые имели место в истории культуры общества: мифология, религия, наука и философия.

1. Мифология — древнейшая форма мировоззрения. Она представляла собой своеобразную картину действительности, где переплетались как предания, так и правдивые повествования об исторических событиях. Силы природы олицетворялись.

Мифологическое мировоззрение являлось художественным, т. е. определялось как мировосприятие через чувственные наглядные образы в литературе, живописи, скульптуре.

2. Религия возникла в глубокой древности в виде анимизма (одушевления живых и неживых существ и предметов), тотемизма (поклонения животным предкам), фетишизма (наделения волшебными свойствами вещей и явлений) и магии (веры в способность человека с помощью ритуалов влиять на людей, животных, природные силы, духов и богов).

Философия занимает особое место в структуре мировоззрения: ее невозможно непосредственно вывести из мифологии или представить как обобщенный опыт практической деятельности людей. В свою очередь, философия отделима от религии, так как стремится дать рациональное, разумное объяснение действительности.

Философское мировоззрение специфично, имеет рефлексивный характер, то есть знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Религия и наука являются оппозиционными формами мировоззрения: они альтернативны и непримиримы между собой. Философия же призвана служить мостом между религией и наукой, выстраивая теоретические конструкции между воображением и фактами, которые сами по себе дают одностороннюю и недостаточно полную картину действительности.Таким образом, философия как составная часть мировоззрения является его центром, системообразующим ядром, обеспечивающим его целостность и полноту.

 Виды мировоззрения

Таким образом, к мировоззрению имеют отношение как искусство, мифология и религия, так и философия.  В зависимости от решения (сознательного или  стихийного) основного вопроса мировоззрения различают два типа мировоззрения. В первом случае мировоззрение духовно усваивается (осознается) людьми через перенесение на него явных и неявных качеств и форм  человеческой жизни. Во втором случае люди осознают себя через природу, перенося на себя качества, свойства и законы мироздания как такового, природы. Оба решения неверны. Природа не антропоморфна. Человек и общество — это такие части природы, которые существуют по своим законам. Но неверны эти решения по-разному. Первое решение неверно абсолютно. Это тупик. Второе решение неверно относительно. Открытие законов общественного развития возможно лишь при фундаментальном допущении того, что человек как естественное существо есть часть и продукт природы и что его естественные потребности первичны и могут быть удовлетворены лишь через материальное производство.

1. Социоантропоморфическое мировоззрение —  мировоззрение первого уровня и первого вида. В этом мировоззрении мироздание духовно осваивается людьми на образно-представленческо-эмоциональном уровне путем перенесения на природу явных и неявных качеств человека как общественного существа и общества в целом.

Социоантропоморфическое мировоззрение не едино. Скорее можно говорить о социоантропоморфическом мировоззренческом комплексе, чем о социоантропоморфическом мировоззрении как таковом. В этот комплекс  входят мифологическое, религиозное и частично художественное мировоззрения.

Если некое человеческое свойство представить отвлеченно от его носителя,  человека, то образуется элемент мифологического  мировоззрения, где образ становится равным его значению, т. е. понимается безусловно. Такая позиция станет началом мифологического образа — вымышленного существа. Однако миф становится частью религии лишь тогда, когда он приурочен к религиозному действию, к обряду и культу, когда он входит в систему псевдопрактического, иллюзорного взаимоотношения людей и антропоморфизированной природы.

К социоантропоморфическому виду мировоззрения относится лишь субъективное художественное мировоззрение. Это такое художественное мировоззрение, при котором изображаемое в значительной степени подменяется производимым им субъективным впечатлением, когда объект служит раскрытию состояния субъекта. Такое художественное мировоззрение можно назвать импрессионистско-лирическим.
2. Второй вид мировоззрения — объективное художественное мировоззрение — мировоззрение первого уровня. Объективное художественное мировоззрение делает акцент на  взаимоотношениях общества и человека, природы — и общества и человека. Его можно назвать  натуралистически-реалистическим.

От художественного мировоззрения, как субъективного, так и объективного, следует отличать мировоззрение художника, которое может быть религиозным,  философским или даже обыденным.

3. Третий и четвертый виды мировоззрения образуют философский мировоззренческий комплекс. Это мировоззрение второго уровня. В нем взаимоотношение  мироздания как такового, природы и людей духовно осваивается, осознается в логической системе понятий и категорий.

Рационализированность и системность — таковы главные видовые отличия философии как таковой.  Философия — это системно-рационализированное  мировоззрение. Системность определяет содержание философии, поиск ею субстанции мироздания, а рационализированность — ее форму, ее уровень. Что касается основного вопроса мировоззрения, то в философии на втором уровне мировоззрения он принимает форму основного вопроса философии, вопроса об отношении бытия (этой абстрагизированной природы) и мышления, сознания (этого абстрагизированного человека).

Философский идеализм, будучи, в отличие от социоантропоморфического вида мировоззрения, освоением мира «мыслящей головой», принадлежит ко второму уровню мировоззрения, но, раскрывая бытие через дух, мышление, «я», он принадлежит к первому виду мировоззрения. Для философского идеализма характерен неявный специфический антропоморфизм: природа уподобляется если не человеку в целом, то его духу, мышлению, сознанию.

Философский материализм принадлежит ко второму уровню и ко второму виду мировоззрения. Речь здесь идет лишь о домарксовском «натуралистическом» материализме, который именно и пытался свести понимание людей и человеческого общества к законам природы.

Различая здесь материализм и идеализм как разные виды мировоззрения, следует подчеркнуть, что в этом смысле они едины. И тот и другой являются все же философией — высшим видом мировоззрения и специфической формой общественного сознания, частью идеальной настройки. Однако нельзя не учитывать, что если философский материализм отличается от социоантропоморфического вида мировоззрения и по форме (методу) и по содержанию (типу), то философский идеализм — лишь по форме, и это различие существенно.

По отношению к философии искусство, мифология, религия, не переставая существовать сами по себе, выступают в качестве парафилософии (буквально «окололюбомудрия»), где две ее части — мировоззрение и наука — вступают во взаимодействие и противоречия, определяя тем самым влияние на философию и соответственно уровень, на которым находится философское мировоззрение.

Видеоматериалы по теме:

Читайте также:
Предмет философии
Проблема происхождения философии
Основные функции философии
Специфика и структура философского знания  
Основной вопрос философии и две его стороны

Философия и мировоззрение. Основные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения

Предмет философии и специфика философского мышления.

Предметом философии является совокупность самых общих отношений человека к миру. Наиболее общее отношение человека к миру отражаются в сознании человека в виде мировоззрения. Мировоззрение – это обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей деятельности и судеб человечества; Совокупность научных философских политических, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей. Термин философия происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости. Согласно Пифагору смысл в философии в поиске истины. Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Поэтому философами не становятся, а рождаются. Наиболее свойственными для философии являются следующие моменты:

1)Исследование наиболее общих вопросов бытия или онтология.

2)Анализ наиболее общих вопросов к познанию, в чем заключается сущность самого познания и что есть истина, каков субъект и объект познания.

3)Изучение наиболее общих вопросов функцианирования и развития общества или социальная философия.

4)Исследование наиболее существенных проблем человека или философская антропология.

Философия есть форма общественного познания или учение об общих принципах бытия — познания и отношений человека и мира.

Функции философии:

Мировоззренческая функция связана с абстрактно-теоретическим понятием объяснения мира.

Методологическая функция заключается в том что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности.

Прогностическая функция определяет общую тенденцию развития материи и сознания человека и мира.

Критическая функция философии распределяется не только на другие дисциплины но и на саму философию.

Аксиологическая функция связана с оценкой исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеалогических и т.д.

Философия и мировоззрение. Основные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

В мировоззрении человек осознаёт себя не через своё отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщённое, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нём, что принято называть сущностью, что остаётся наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

Типы мировоззренческих систем:

-Космоцентризм, древней демократической философии

-Теоцентризм, философии и культуры средних веков.

-Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.

Структура:

1.Знания — гносеология- как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека.

-Натуралистические(природные)

-гуманитарный(социальный) компоненты

-методологическая

2.Ценности-аксиология. Ценность-категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности. Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

-предметная ценность

-субъективная ценность

3.Убеждения-праксиология-раздел фил знания, изучающий поведение людей, их деятельность. Убеждения- те знания, в которые человек верит, принимает как регулятивы своей деятельности.

4. Чувства, эмоции. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.

-эмоционально — психологическая — мироощущение;

-опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений — мировосприятие;

-познавательно — интеллектуальная сторона — миропонимание.

С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения:

-Мифологическое -основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру.

-религиозное — основано на вере в сверхъестественные силы.

-философское — определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения

-научное — основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира.

-обыденное опирается на здравый смысл и житейский опыт.

-гуманистическое — основано на признании ценности всякой человеческой личности, все права на счастье, свободу, развитие.

Компоненты мировоззрения человека — Студопедия

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира.Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое.Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеетисторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основныхтипов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формахрелигиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, ифилософскогомировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.



Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.


Наше взаимодействие с миром окрашеноэмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы иценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собойкомпоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

2. Понятие мировоззрения, структурные компоненты

мировоззрения

Уже
на этой ранней ступени социального
развития человек под воздействием
потребностей своей жизнедеятельности
формирует определённое мировоззрение
– систему обобщённых представлений о
мире, о своём месте в этом мире и формах
взаимосвязи и взаимодействия с ним. В
этих представлениях отражались попытки
определённым образом объяснить общие
причины процессов и явлений природы и
социальной жизни, фиксировалась система
нравственных норм и установок, регулирующих
жизнедеятельность людей. Таким образом,
мировоззрение
– это обобщённая и целостная картина
мира, совокупность представлений об
окружающей человека действительности,
о самом человеке, формах его отношения
и взаимосвязи с этой действительностью
.

Мировоззрение
представляет собой способ
духовно-практического освоения
реальности, поскольку оно не сводится
только к содержанию мировоззренческих
представлений, а функционирует как
форма осознания человеком своего
положения в мире, включает убеждения и
ценности, регулирующие важнейшие типы
его жизнедеятельности и поведения. В
структуре
мировоззрения можно выделить следующие
основные компоненты: знания;
ценности; убеждения, чувства, эмоции
.

Знания
как основной компонент в структуре
мировоззрения задают обобщённую модель
мира и место в нём человека. В них
представлены важнейшие категории
культуры, формирующие целостный образ
реальности (время,
закон, судьба, гармония, благо

и др.). Благодаря наличию в структуре
мировоззрения знаний как
когнитивно-содержательного
его компонента всякое мировоззрение
реализует функции
миропонимания и интерпретации
смыслообразующих связей и отношений
реальности
.

Ценности
в мировоззрении выполняют
нормативно-регулирующие функции. Они
определяют правила и принципы социальной
жизни человека, детерминируют важнейшие
императивы и ориентации его поведения
и деятельности. Свои основные функции
ценности реализуют в форме политических,
религиозных, правовых, моральных,
эстетических взглядов
и убеждений
.
Эмоционально-чувственные
компоненты в структуре мировоззрения
определяют личностно-субъективный фон
восприятия человеком окружающей
действительности и своего места в
социальном и природном мире. Они придают
мировоззрению характер мироощущения,
наполняют его личностным смыслом и
значением.

3. Исторические типы мировоззрения

Мировоззрение
всегда отражает характер конкретного
исторического типа культуры и в своих
содержательно-нормативных структурах
воспроизводит
целостный образ

социокультурного пространства эпохи,
основные её смысловые и ценностные
характеристики.

Существуют
различные классификации форм и типов
мировоззрения. В зависимости от субъекта
– носителя мировоззрения выделяют
личностную
его форму,
мировоззрение класса,
социальной группы, общества в целом или
определённой исторической эпохи
.
По параметру полноты и системности
представлений о реальности, их
достоверности и обоснованности можно
говорить о: а) нетеоретическом
мировоззрении, формами которого выступают
обыденные
или стихийные
воззрения на мир, мифологическое
и религиозное мировоззрение
;
б) философско-теоретическом
мировоззрении
;
в) научном
мировоззрении
.

Наиболее
традиционная классификация – историческая
типология мировоззрений. В ней выделяют
следующие типы мировоззрения: обыденное,
мифологическое, религиозное, философское
.

Обыденное
мировоззрение основывается на «здравом
смысле»
,
поэтому включает в себя неточности и
ошибки. Оно не
проникает в сущность

явлений, отличается несистематичностью,
необоснованностью
.

Мифологическое
мировоззрение представляет собой
исторически первый, возникший на ранних
архаических этапах развития общества
и культуры тип мировоззрения. Для него
характерны образно-ассоциативная форма
отражения действительности, эмоциональное
восприятие и фантастические интерпретации
природы, человека и социальной жизни.
Мифологическое сознание не фиксировало
различий между естественным и
сверхъестественным, между реальностью
и воображением, что позволяло представлять
окружающие предметы как двойственные
по своей природе: человеческие и
божественные, утилитарные и символические
одновременно. Такая целостность
мифологического мировоззрения была
исторически необходимым этапом
духовно-практического освоения реальности
в эпоху архаических форм социальной
организации. Мифологическое сознание
основано на
вере в истинность мифов
,
незыблемость ритуала и базирующихся
на них нравственных запретах и социальных
нормах поведения и деятельности человека.

Религиозное
мировоззрение исторически зарождается
в недрах мифологического сознания и
первоначально несёт на себе отпечаток
многих его черт. В развитых формах
религиозного сознания, в отличие от
мифологии, Бог
трактуется как Абсолют
,
который бесконечно
выше естественного Космоса и человека

в иерархии форм бытия. При этом вера в
Бога не сводится к простому и
непосредственному принятию индивидом
религиозного ритуала и культовых
действий, имеющих божественное
происхождение, а предполагает наличие
внутреннего иррационального состояния
сознания
,
позволяющего ощущать факт безосновного,
личного и глубоко интимного соединения
с Богом.

Пока
мифология и религия владели сознанием
людей, у них не возникало побуждений
самостоятельно, на основе рациональных
рассуждений и аргументов ответить на
вопросы о смысле бытия и человеческого
существования. Сложившаяся система
мифологических и религиозных представлений
в целом отвечала уровню развития и
потребностям архаичных обществ. Однако
переход к более сложным формам
цивилизационных отношений, изменения
в структуре материального и духовного
производства обусловили необходимость
формирования философско-теоретического
мировоззрения
.
В нём представления о мире и человеке
обосновываются
рациональными средствами

с использованием теоретических
понятий, логических и гносеологических
критериев
.
Своей устремлённостью к фундаментальным
вопросам бытия, загадкам человеческого
сознания и деятельности философия
сближается с религией, мифологией,
искусством. Однако, в отличие от искусства
и мифологии, она стремится, прежде всего,
не к чувствам, а к
разуму
; в
отличие от религии – опирается не на
догматы и иррациональную веру, а системно
и доказательно обосновывает
свои положения с использованием
рациональных
аргументов и логических доказательств
.

Философия
подвергает рационализации
складывающиеся в различных сферах
духовной культуры образы мира и человека,
выраженные в форме категорий культуры.
В этом процессе происходит формирование
языка философии как совокупности
предельно
обобщённых категориальных форм

или особых идеальных объектов. Благодаря
этому философия в значительной мере
преодолевает чувственно-эмоциональную
конкретность и образность
художественно-мифологического мышления
и метафоричность языка дофилософских
форм мировоззрения.

Рекомендуемая
литература

1.
Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие
/ М.И. Вишневский. – Минск, 2008.

2.
Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие
/ В.Н. Калмыков. – Минск, 2010.

3.
Философия: учеб. для высш. учеб. заведений
/ отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов
на/Д., 1999.

4.
Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич
[и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. –
Минск, 2001.

5.
Философия: учеб. пособие для студентов
высш. учеб. заведений / В.С. Стёпин [и
др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск,
2007.

6.
Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И.
Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова.
– Минск, 2003.

7.
Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина,
Т.Ю. Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп.
– М., 2004.

8.
Философия: учебник / под ред. В.Н.
Лавриненко. – М., 2001.

9.
Философия: учебник для высш. учеб.
заведений / под ред. Ю.А. Харина. – Минск,
2007.

10.
Ахутин, А.В. Дело философии / А.В. Ахутин
// Архэ – М., 1996. – Вып. 2.

11.
Библер, В.С. Быть философом / В.С. Библер
// Архэ. – М., 1996. – Вып. 2.

12.
Виндельбанд, В. Что такое философия / В.
Виндельбанд // Избранное: дух и история
/ В. Виндельбанд. – М., 1995.

13.
Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия?
/ Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

14.
Хайдеггер, М. Что такое философия? / М.
Хайдеггер // Вопр. философии – 1993. – №
8.

Модуль
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ

ФИЛОСОФИИ

План

1. Специфика
философской традиции Древней Индии.

2. Особенности
философской мысли Древнего Китая.

3.
Космоцентризм античного философского
мышления; проблема первоначала.

4.
Классический этап античной философии
(Сократ, Платон, Аристотель).

5.
Статус и функции философии в средневековой
европейской культуре.

6. Философия эпохи
Ренессанса.

7. Философия и
наука в новоевропейской культуре.

8. Философская
мысль эпохи Просвещения.

9. Критическая
философия И. Канта.

10.
Диалектическая философия Г. Гегеля.

11. Истоки и
основные черты философии К. Маркса.

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения

Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие «мировоззрение» шире, чем понятие «философия». Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Философия выступает как вершина (квинтэссенция) мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в систему, теоретизирует его.

Философия выполняет и роль фундамента мировоззрения.

В философской литературе выделяются три крупные исторические формы или типы мировоззрения:

§ Мифологическое (религиозно-мифологическое)

§ Религиозное

§ Философское

Все они соответствовали определенным историческим периодам развития человечества: мифологическое было самым первым, самым ранним самоопределением человека в мире. Религиозное (монотеистическое) в современном уже виде возникало практически наряду с философским (немецкий философ К.Ясперс назвал этот период «осевым временем» истории и культуры). Но вместе с тем, все эти типы мировоззрения в той или иной форме присутствуют и в современной духовной культуре в явном (религия) или снятом (мифология) виде.

Сущностью мифологического мировоззрения является, прежде всего, иллюзорность восприятия бытия, и если такая иллюзорность существует в практике людей, то можно говорить о наличии мифологического мировоззрения, хотя, в целом, историческое время его прошло. Мировоззрение не формируется специально профессионалами, оно формируется в процессе жизнедеятельности человека и общества объективно как результат различных влияний и активной избирательности самого человека, хотя и профессиональные философы все же вносят определенный субъективный момент в формирование мировоззрения. Мировоззрение – это социально-историческое явление, возникающее с появлением человечества. Оно не просто является частью его культуры, а выражает ее суть. Процесс выработки мировоззрения представляет общественную потребность: осознание человеком и человечеством мира, в котором он живет, самого себя и своего места в этом мире. Без осознания хода жизни, ее дальнейших перспектив, просто, невозможно куда-либо двигаться, поэтому одной из основных составляющих мировоззрения выступают его ценностные аспекты.



Мировоззрение – это определенная система наиболее общих взглядов человека на мир, на самого себя, на цели и пути исторического развития. Поэтому, будучи системой взглядов, мировоззрение включает в себя не все взгляды, а лишь основополагающие, принципиальные, которые наиболее постоянны и не подвержены сиюминутным изменениям.


Теория формирования личности считает, что основные черты мировоззренческих ориентаций начинают складываться с 2-3-летнего возраста. К 5-7 годам уже устанавливается некоторая определенность, индивидуальность мироощущения и мировосприятия.

Можно выделить несколько важнейших компонентов мировоззрения. Эти компоненты характеризуют три главных момента деятельности человека. Для того, что успешно действовать, человек должен: а) знать, как нужно делать; б) хотеть (желать) именно это и именно так делать, и в) уметь достигать желаемого. Знания, воля и практика – только при сочетании всех этих компонентов человек может реализовать свое мировоззрение.

Можно выделить следующие некоторые структурные элементы мировоззрения:

1. Теоретико-познавательный компонент.

Мировоззрение – это, прежде всего, знание. Оно складывается из системы повседневных или обыденных, научно-технических, профессиональных, социальных и прочих знаний. Познавательный компонент формирует у человека наличие конкретно-научной и универсальной картин мира. Мировоззрение как знание систематизирует не только личные, индивидуальные знания, но и общественные достижения, включает весь человеческий опыт познавательной деятельности.

2. Ценностно-нормативный компонент.

Одним из назначений мировоззрения является не только то, чтобы человек опирался на какие-то знания, а главное то, чтобы человек руководствовался какими-то социальными, общественными регуляторами, чтобы он не выпадал из системы своей эпохи и достижений общечеловеческой культуры. Поэтому важнейшими элементами мировоззрения являются убеждения, ценности, идеалы, которые непосредственно и определяют практическую направленность человека.

Ценность – это свойство вещи или явления, которое может удовлетворить потребности человека в чем-либо, которое оценивается человеком как важнейший предмет или отношение для его деятельности. Ценность то, к чему человек стремится больше всего. Без системы ценностей не может быть никакого мировоззрения. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе выстраивается в определенную иерархию ценностей, которая в течении жизни может неоднократно меняться, но всегда существует.

Следствием устойчивой, повторяющийся оценки человеком своих связей с другими людьми являются нормы. Моральные, религиозные, правовые, политические нормы регулируют взаимоотношения между людьми в обществе и являются практическим выражением мировоззрения как личности, так и общества. Мировоззрение определяет и формирует принципы поведения, установки и ориентации человека и общества. Образно можно сказать, что мировоззрение – это «призма» духовной жизни человека и общества, отражающая их суть.

3. Морально-волевой компонент.

Мировоззрение – это система не только знаний, но и система эмоционального отношения к миру. Кроме интеллектуального освоения действительности, человеку необходимо освоить мир эмоционально. Мировоззрение включает не только разум ума, но и «разум сердца». Разум сердца – это перевод интеллектуальных знаний на уровень моральных принципов, на уровень нравственности и доброй воли. Морально-волевой компонент позволяет определить свое место в мире и свое отношение к другим людям. Кроме того, он включает и наличие психологической готовности поступать определенным образом.

4. Практически-действенный (праксеологический) компонент.

Мировоззрение считается сформированным, когда оно выступает как руководство к деятельности. Именно по поступкам и действиям можно судить о мировоззрении: его содержании, главных принципах. Даже, если по своему характеру человек пассивен (т.е. больше направлен на созерцание, чем на созидание), мировоззрение все равно будет определять линию поведения и тип поступков.

Таким образом, мировоззрение – это система и совокупность теоретических взглядов, оценок, норм, установок, ориентаций и др. составляющих, эмоционально, интеллектуально и психологически определяющих отношение человека к миру и самому себе и выступающих в качестве регуляторов человеческой деятельности.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить следующие уровни мировоззрения:

Житейско-практический. К нему относится житейская философия. Она формируется под влиянием обыденной практики и жизни человека, основывается преимущественно на личном опыте, на семейном воспитании. Житейская философия неоднородна и необщезначима, как неоднородны ее носители. На формирование этого уровня оказывают влияние разные факторы: национальная принадлежность человека, его религиозные установки, его профессиональная деятельность, обычаи и традиции, уровень личностного развития и другие. Житейская философия характеризуется стихийностью, бессистемностью, узостью суждений. Часто функционирует на уровне поверхностного мнения, расхожих стереотипов, слухов, сплетен, снобизма, психологических особенностей отдельного индивида.

Теоретический уровень. Житейско-практическое мировоззрение может дополняться и, как правило, дополняется теоретическим уровнем и теоретической философией. Теоретический уровень отличается большей системностью, определенной направленностью. Такое мировоззрение уже может претендовать на теоретическую обоснованность и относительную истинность. Мировоззрение и философия на теоретическом уровне «живут» в системе понятий и, в отличие от житейско-практического, сами представляют собой систему понятий, являющую более или менее законченные концепции.

В мировоззрении также можно выделить индивидуальный уровень и уровень общественного сознания. Оно может представлять научный и ненаучный, религиозный и антирелигиозный характер, и другие особенности.

Понятие мировоззрения

Введение:
что такое философия

Мировоззрение

Истоки
философии

Философское
мировоззрение

Проблема
научности философского мировоззрения

Предназначение
философии

Философия
— одна из древнейших областей знания,
духовной культуры. Зародившись в VII-VI
веках до н.э. в Индии, Китае, Древней
Греции, она стала устойчивой формой
сознания, интересовавшей людей все
последующие века. Призванием философов
сделался поиск ответов на вопросы, да
и сама постановка вопросов, относящихся
к мировоззрению.

Представителей
разных профессий философия может
интересовать, как минимум, с двух точек
зрения. Она нужна для лучшей ориентации
в своей специальности, но главное —
необходима для понимания жизни во всей
ее полноте и сложности. В первом случае
в поле внимания попадают философские
вопросы физики, математики, биологии,
истории, врачебной, инженерной,
педагогической и иной деятельности,
художественного творчества и многие
другие. Но есть философская проблематика,
волнующая нас уже не только как
специалистов, а как вообще граждан и
людей. А это ничуть не менее важно, чем
первое. Кроме эрудиции, помогающей
решать профессиональные задачи, каждому
из нас нужно и нечто большее — широкий
кругозор, умение понимать суть
происходящего в мире, видеть тенденции
его развития. Важно также осознавать
смысл и цели собственной жизни: зачем
мы делаем то или это, к чему стремимся,
что это даст людям, не приведет ли нас
самих к краху и горькому разочарованию.
Общие представления о мире и человеке,
на основе которых люди живут и действуют,
называют мировоззрением
.

Для
ответа на вопрос, что такое философия,
нужно, хотя бы в общем виде, прояснить,
что такое мировоззрение.

Мировоззрение
— совокупность взглядов, оценок, принципов,
определяющих самое общее видение,
понимание мира, места в нем человека, а
также — жизненные позиции, программы
поведения, действий людей. Мировоззрение
— необходимая составляющая человеческого
сознания. Это не просто один из его
элементов в ряду многих других, а их
сложное взаимодействие. Разнородные
«блоки» знаний, убеждений, мыслей,
чувств, настроений, стремлений, надежд,
соединяясь в мировоззрении, образуют
более или менее целостное понимание
людьми мира и самих себя. В мировоззрении
обобщенно представлены познавательная,
ценностная, поведенческая сферы в их
взаимосвязи.

Жизнь
людей в обществе носит исторический
характер. То медленно, то ускоренно,
интенсивно изменяются со временем все
ее составляющие: технические средства
и характер труда, отношения людей и сами
люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются
и взгляды людей на мир, улавливая и
преломляя перемены их общественного
бытия. В мировоззрении того или иного
времени находит выражение его общий
интеллектуальный, психологический
настрой, «дух» эпохи, страны, тех
или иных социальных сил. Это позволяет
(в масштабе истории) иногда условно
говорить о мировоззрении в суммарной,
безличной форме. Однако реально убеждения,
нормы жизни, идеалы формируются в опыте,
сознании конкретных людей. А это значит,
что кроме типовых взглядов, определяющих
жизнь всего общества, мировоззрение
каждой эпохи живет, действует во множестве
групповых и индивидуальных вариантов.
И все же в многообразии мировоззрений
прослеживается довольно устойчивый
набор их основных «составляющих».
Понятно, речь идет не об их механическом
соединении. Мировоззрение интегрально:
в нем принципиально важна связь
компонентов, их «сплав». И, как в
сплаве, различные сочетания элементов,
их пропорции дают разные результаты,
так нечто подобное происходит и с
мировоззрением. Каковы же компоненты,
«слагаемые» мировоззрения?

В
мировоззрение входят и играют в нем
важную роль обобщенные знания —
жизненно-практические, профессиональные,
научные. Степень познавательной
насыщенности, обоснованности,
продуманности, внутренней согласованности
мировоззрений бывает разной. Чем солиднее
запас знаний у того или иного народа
или человека в ту или иную эпоху, тем
более серьезную опору — в этом отношении
— может получить мировоззрение. Наивное,
непросвещенное сознание не располагает
достаточными интеллектуальными
средствами для четкого обоснования
своих взглядов, нередко обращаясь к
фантастическим вымыслам, поверьям,
обычаям.

Потребность
в мироориентации предъявляет к знаниям
свои требования. Здесь важен не просто
набор всевозможных сведений из разных
областей или «многоученость»,
которая, как пояснял еще древнегреческий
философ Гераклит, «уму не научает».
Английский философ Ф. Бэкон высказал
убеждение, что кропотливое добывание
все новых фактов (напоминающее работу
муравья) без их суммирования, осмысления
не сулит успеха в науке. Еще менее
эффективен сырой, разрозненный материал
для формирования или обоснования
мировоззрения. Здесь требуются обобщенные
представления о мире, попытки воссоздания
его целостной картины, понимания
взаимосвязи различных областей, выявления
общих тенденций и закономерностей.

Знания
— при всей их важности — не заполняют
собой всего поля мировоззрения. Кроме
особого рода знаний о мире (включая и
мир человека) в мировоззрении уясняется
также смысловая основа человеческой
жизни. Иначе говоря, здесь формируются
системы ценностей (представления о
добре, зле, красоте и другие), наконец,
складываются «образы» прошлого и
«проекты» будущего, получают
одобрение (осуждение) те или иные способы
жизни, поведения, выстраиваются программы
действия. Все три компонента
мировоззрения-знания, ценности, программы
действия — взаимосвязаны.

При
этом знания и ценности во многом
«полярны»: противоположны по своей
сути. Познанием движет стремление к
истине — объективному постижению
реального мира. Ценности же характеризуют
то особое отношение людей ко всему
происходящему, в котором соединены их
цели, потребности, интересы, представления
о смысле жизни. Ценностное сознание
ответственно за нравственные, эстетические
и другие нормы, идеалы. Важнейшими
понятиями, с которыми издавна связывалось
ценностное сознание, выступали понятия
добра и зла, прекрасного и безобразного.
Через соотнесение с нормами, идеалами
осуществляется оценивание происходящего.
Система ценностей играет очень важную
роль как в индивидуальном, так и в
групповом, общественном мировоззрении.
При всей их разнородности познавательный
и ценностный способы освоения мира в
человеческом сознании, действии так
или иначе уравновешиваются, приводятся
в согласие. Сочетаются в мировоззрении
и такие противоположности, как интеллект
и эмоции.

Мировоззрений: Введение в историю и философию науки, 3-е издание

Перейти к основному содержанию

Wiley

Корзина0

  • КТО МЫ СЛУЖИМ

    • Ученики

      • Аренда учебников

    • Инструкторы

    • Авторы книг

    • Профессионалы

    • Исследователи

    • учреждения

    • Библиотекари

    • корпорации

    • общества

    • Редакторы журналов

    • Книжные магазины

    • Правительство

  • ПРЕДМЕТЫ

    • Учет

    • сельское хозяйство

      • сельское хозяйство

      • аквакультура

    • Искусство и архитектура

      • Архитектура

      • Искусство и прикладное искусство

      • Графический дизайн

    • Управление бизнесом

      • Учет

      • реклама

      • Управление бизнесом

      • Бизнес и общество

      • Деловая этика

      • Самопомощь в бизнесе

      • Бизнес-статистика и математика

      • Бизнес-технологии

      • Развитие карьеры

      • Консалтинг

      • экономика

      • Финансы и инвестиции

      • Интеллектуальная собственность и лицензирование

      • управление

      • Маркетинговые продажи

      • Некоммерческие организации

      • Производственные операции

      • Управление проектом

      • Недвижимость и недвижимость

      • Государственное управление

      • Управление качеством

      • Малый бизнес

      • Специальные темы

      • Технология

      • Обучение и развитие персонала

    • Химия

      • Союзная химия здравоохранения

      • Аналитическая химия

      • Аккумуляторы и топливные элементы

      • биохимия

      • катализ

      • Химическая и экологическая безопасность

      • Вычислительная химия

      • электрохимия

      • Экологическая химия

      • Пищевая наука и технологии

      • Общая химия

      • История химии

      • Промышленная химия

      • Неорганическая химия

      • Математика для химии

      • Органическая химия

      • Фармацевтическая химия

      • Физическая химия

      • Подготовительная химия

      • Специальные темы

      • Устойчивая химия

    • Вычислительный

      • Компьютерная графика

      • Компьютерная наука

      • аппаратные средства

      • Интернет и WWW

      • Офисная производительность

      • Операционные системы

      • Программная инженерия

      • Специальные темы

    • Кулинария и гостеприимство

      • Учет

      • Выпечка и кондитерские изделия

      • напитки

.

Основные функции философии как теоретического мировоззрения

Большинству людей, слышащих слово «философия», кажется, что это что-то далекое от реальной жизни, некая скучная ментализация. Но есть и другое мнение, которое утверждает, что философия очень полезна и должна служить интересам общества, государства, религии, нации и так далее. Однако публичный феномен, служащий нуждам политики, экономики, общества или государства, — это всего лишь усеченная и часто искаженная часть философии, ее суррогат, который называется идеологией.Но главные задачи философии тут не при чем — она, как писал современный философ-классик Мартин Хайдеггер, ничему не учит, кроме того, что учит мыслить на собственном примере.

Философия — это органическая часть человеческой культуры, а также науки, права, искусства, этики. Более того, многие из перечисленных выше форм общественного сознания в свое время выросли из нее. Во-первых, философия родилась из попыток человечества объяснить и ассимилировать окружающий мир (в духовном и практическом смысле этого слова).Опыт истории философии, длившейся почти три тысячи лет, а также соответствующие тенденции и открытия двадцатого века определили основные функции философии. Их суть заключается в том, что философия ставит вопросы и поднимает проблемы, охватывающие мир в целом.

В структуре философского знания эти функции очень взаимосвязаны и взаимно вызывают друг друга. Когда философское знание пытается решить проблему бытия как такового, движущих им сил, его сущности и форм, фундаментальных принципов и категорий, тогда оно выполняет онтологическую функцию.Хотя термин «онтология» был введен в научный дискурс только в XVII веке, различные варианты постижения бытия развивались с древности. Но на этом основные функции философии не заканчиваются. По крайней мере, его онтологическая и познавательная роль неотделимы друг от друга.

Философия, конечно, не есть сумма научных знаний как особая наука. Но она поднимает вопрос, насколько возможно теоретическое, в том числе сугубо научное познание.Гносеология исследует проблемы, источники, возможности познания, критерии его вероятности и истинности и поднимает вопрос о единстве и различии в знании и понимании. Основные функции философии включают такую ​​важную функцию знания, как наука о методе. Это учение о принципах познания мира и его отдельных явлений, а также о методах выявления закономерностей. Однако некоторые философские учения признают познаваемость мира, в то время как другие считают, что методология не ведет к истине.

Основные функции философии — это не только понимание теоретической и рациональной сфер человеческой жизни. Одна из важнейших его ролей — праксиологическая, связанная с анализом отношений между людьми, обществом и культурой. Его развитие послужило причиной возникновения философии истории, религии, эстетики, этики, политики и так далее. Возникла и особая функция: философия ценностей. Это теория о принципах, имеющих универсальное значение.Они определяют характер различных действий человека, а также критерии различия между добром и злом и выбор между ними. Аксиологическая роль философии состоит в том, что она изучает человеческие ценности и идеалы, обобщает духовный опыт многих поколений, предлагает универсальные и универсальные ценности и предостерегает от пренебрежения ими.

Поскольку все философские проблемы переосмысливаются через призму человеческого восприятия, они неотделимы от системы категорий, таких как вера, любовь, мораль, отношение к смерти и так далее.Характер мировоззрения определяется такими категориями, как жизненная позиция или мироощущение.

Исходя из этой ориентации личности, изменится взгляд на сущность человека, его духовную и социальную природу. Итак, фаталистический подход рассматривает человека как обреченную марионетку, а волюнтаристский, наоборот, говорит об абсолютной свободе человека. Вот почему философская функция философии также имеет большое значение. Можно сказать, что эти основные роли, выкристаллизовавшиеся на протяжении многих лет истории философии, постоянны, «неизменны» и дают ключ к пониманию различных измерений философского знания.

p >>

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *