Коммуникативные цели: КОММУНИКАТИВНАЯ ЦЕЛЬ — это… Что такое КОММУНИКАТИВНАЯ ЦЕЛЬ?

Содержание

Коммуникативная цель: как и где её искать.: dreamer_m — LiveJournal

Ну что, с новым годом — новая подтема.
Далее будут серия постов про коммуникативные цели (и их характерную «многослойку»).
Кратко о них говорилось вот здесь.
Чтобы разобрать приведённые по ссылке примеры, в которых слушающий интерпретирует коммуникативную цель говорящего странным образом, сперва нам понадобится выяснить: какие вообще есть способы выяснять коммуникативные цели?

1.Говорящий сам знает свои коммуникативные цели. То есть если я говорю — я представляю, зачем. Человек, разумеется, может говорить гораздо быстрее, чем осознавать, что говорит — но хотя бы постфактум он всегда технически способен оглянуться и вспомнить, что ж ему надо-то было. Так, фразу «Магазин открыт?» говорящий легко интерпретирует как «запрос на получение информации».

2.Следствие пункта 1 — мы можем спросить у говорящего, какие у него были коммуникативные цели в той или иной реплике. И услышать, что это был, например, «вопрос».

3.Любой слушающий всегда, после каждой услышанной реплики, делает предположение о целях говорящего. Это предположение ему необходимо, чтобы планировать своё собственное дальнейшее поведение, речевое или не очень. В общем случае, поведение-ответ на приказ/просьбу/совет будет выполнение указанного действия или отказ выполнять; реакцией на вопрос будет ответ или отказ отвечать; сообщение само по себе не предполагает стандартной реакции и обычно означает самостоятельное развитие темы разговора либо отказ её развивать.

4.Следствие пункта 3: спросив слушающего или понаблюдав за его поведением, мы можем узнать, какое предположение о целях говорящего он сделал. Если ответил или отказался отвечать, то он опознал сказанное как вопрос; если произвёл действие или отказался его производить, то для него это был приказ/просьба/совет; если стал говорить что-то, не сводящееся к описанным двум видам реакций — распознал сказанное как сообщение.

Как слушающий формирует свои предположения? У него в доступе есть следующие формальные критерии (всё даётся на примере русского языка, для других языков списки могут выглядеть несколько иначе):
— Наличие во фразе специальных слов и словосочетаний, маркирующих определённую коммуникативную цель. Так, вопросительные слова «куда?», «почему?» и т.д. сигнализируют о том, что сказанное — вопрос, слово «давай» обычно сигнализирует о побуждении к совместному действию и т.д.
— Наличие во фразе грамматических форм (в первую очередь — наклонений глагола), привязанных к определенной коммуникативной цели. «Сделай» — это приказ, «сделал» — сообщение или вопрос.
— Интонация (только в устной речи). Надо сказать, эту тему очень неудобно обсуждать в письменном режиме, где интонация в целом никак не отображается. Но в целом, в отсутствие специальных вопросительных слов, повышение тона к концу фразы преимущественно формирует вопрос; типичное же сообщение связано с понижением тона в конце. Приказы-советы-просьбы интонационно более разнообразны.
— Знаки препинания (только в письменной речи). Этот слабый графический протез интонации удобен для распознавания вопросов: вопросительный знак нам в помощь.

Отдельно — о невербальных сигналах. Они актуальны преимущественно для устной речи, хотя смайлики в последнее время используются для протезирования этой функции на письме. С одной стороны, они точно используются для дополнительного маркирования коммуникативных целей: большинство из нас как-то может себе представить «вопросительное выражение лица» и отреагировать, если видят это выражение у собеседника при коммуникации. С другой сторон, ошибок при понимании этих сигналов происходит столько, что нет причины полагать, что эти средства коммуникации формальны и регулярны (в терминологическом значении этих слов). Поэтому они находятся где-то на грани между штатными средствами кодирования целей и скрытыми знаниями, о которых речь пойдёт далее.

А скрытые знания слушающего- это ещё один способ формирования предположений, заслуживающий отдельного немаленького поста. О них и поговорим, потому что этот параметр, при всей своей неформальности и внеязыковой сущности, часто оказывается важнейшим объяснением того, что происходит в коммуникации.

Коммуникативные цели

Как
только определены целевой сегмент рынка
и его ха­рактеристики, маркетолог
должен решить, чего он хочет до­биться
от аудитории.

Различают следующие
коммуникативные цели:

  1. Осведомленность.
    Если большая часть аудитории не
    осведомлена
    о предмете (товаре, услуге, идее), задача
    маркетолога
    — донести необходимую информацию до
    потреби­телей.
    Поставленная цель может быть достигнута
    с помощью
    простых обращений, в которых повторяется
    название торговой
    марки.

  2. Знание.
    Аудитория располагает сведениями о
    существова­нии
    предприятия или продукции, но не более
    того. Если осведомленность
    невелика, то предстоит задача формиро­вания
    знания о предоставляемых продуктах
    или услугах.

  1. Расположение.
    Если
    представители целевой аудитории имеют
    определенное представление о товаре,
    то неизвестно,
    как они к нему относятся. Если отношение
    аудитории к предприятию
    неблагоприятное, нужно выяснить, почему.
    Если негативное отношение основано на
    реальном положении
    вещей, то, сколько ни увещевай, лучше
    относиться
    не будут. Предприятию придется сначала
    решить свои проблемы, а только затем
    рекламировать качество обнов­ ленной
    продукции. Иными словами, хорошие связи
    с общественностью требуют «хороших
    поступков, за которыми
    следуют хорошие слова».

  2. Предпочтение.
    Возможно,
    аудитории нравится продукция,
    но она не отдает ей предпочтения. В этом
    случае за­дача
    маркетолога — формирование новой системы
    предпочтений.
    Следует пропагандировать качество
    товара, его ценность,
    эффективность и другие характеристики.

  3. Убеждение.
    Целевая
    аудитория отдает предпочтение
    оп­ределенному
    товару, но еще не убеждена в необходимости
    его
    покупки. Работа маркетолога на данном
    этапе заключается в формировании
    убеждения в том, что наилучший выбор
    потребителей — покупка продукции
    компании.

  4. Приобретение.
    Некоторые
    члены целевой аудитории убеждены
    в необходимости покупки товара, но по
    тем или иным
    причинам отказываются сделать ее. Они
    ожидают дополнительную
    информацию или относят приобретение
    товара
    на более поздний срок. Маркетолог должен
    подвести
    их к окончательному решению — предложить
    продукт по
    более низким ценам, устроить розыгрыш
    призов или попросить
    потребителей испытать продукцию.

Содержание обращения

Разрабатывая
обращение, маркетологи создают призыв,
тему или идею, заставляющие аудиторию
обратить внимание
на предлагаемый продукт. Именно креатив
в рекла­ме
позволяет усилить эффективность рекламы
и снизить за­траты
на нее.

Пример

Однажды
туристическая фирма
SMOK
Travel
разместила
в
новостной ленте портала рекламную
новость под названием «В Египте у статуи
сфинкса обнаружили маленьких сфинксе
ият».
Открыв новость, читатель обнаруживал
текст с помет­
кой
«На правах рекламы», призывающий
отправлять детей на
отдых
в Египет. Хотя несколько посетителей,
ожидавших уви­
деть
репортаж о научном открытии, сочли
рекламу недобросо­вестной и открыли
соответствующий форум, новость открыла
рекордное
число посетителей портала.

В
каждом обращении необходимо помещать
рациональ­ные, эмоциональные и
нравственные призывы. Рациональный
призыв
содержит
обращения, информирующие потребителей
о
качестве продукта, его экономичности,
ценности или эффек­тивности
— например, товар может экономить время,
деньги, беречь
нервы, здоровье, давать улучшенное
качество и т.д. На рациональный
призыв чаще всего реагируют бизнес-покупатели
и планирующие дорогие покупки потребители.

Если
товар не превосходит продукцию
конкурентов, но у потребителей с ним
связаны уникальные ассоциации, возмож­но
использование эмоционального
призыва.
Обычно
к эмоциям взывают
производители марочных товаров, связывая
с маркой целый
комплекс потребительских ощущений (см.
«Брэнды», с. 37-41). Автомобили «Ролл-Ройс»,
мотоциклы «Харли-Дэ­видсон»
или духи «Шанель» покупают не потому,
что они объ­ективно
лучше других, а исключительно по
эмоциональным соображениям.

Наконец,
нравственный
призыв
воздействует
на чувство справедливости
аудитории и напоминает о необходимости
поддержки
общественных мероприятий (охрана
окружающей среды,
помощь инвалидам, национальное
возрождение). Ти­пичные примеры —
рекламные кампании Госналогслужбы РФ
(различные
вариации на тему «Заплати налоги и спи
спокой­но») и Комитета по делам беженцев
при ООН («Эйнштейн, Чаплин… все они были
беженцами»).

В
рекламном обращении следует изложить
только аргу­менты
«за» и разбросать pix
по всему
обращению. В конце обра­щения
надо не забыть сделать вывод. Необходимо
также пре­дусмотреть
обратную связь, о чем говорилось выше.

Последовательность
аргументации заключена в форму­ле
AIDA
(Attention-Interest-Desire-Action,
или по-русски ВИЖД —
«внимание-интерес-желание-действие»).
Соглас­но
ей, продавец сначала привлекает внимание,
затем поддер­живает интерес, пробуждает
желание и, наконец, добивается действия,
т.е. совершения покупки.

Конечно,
эти рекомендации носят общий характер.
Вопро­сы
разработки рекламы, в том числе и в
Интернете, мы здесь рас­сматривать
не будем. Во-первых, вопрос достаточно
полно изло­жен
в доступной литературе. Во-вторых,
разработкой рекламы должны заниматься
рекламные агентства, дизайнеры и
копи-райтеры.
Поэтому заказывайте интернет-рекламу

специализированному агентству
интернет-рекламы или своей
студии дизайна, которая часть работы
выполнит сама, а часть
перезакажет рекламным площадкам или
агентствам ин­тернет-рекламы.

Учебно-методический материал на тему: Коммуникативная задача.

Коммуникативная задача

     Для понимания сущности технологии педагогического общения необходимо обращение к понятию «коммуникативная задача», поскольку процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. Коммуникативная задача, будучи производной от педагогической задачи и являясь ее фоном, имеет те же этапы решения, что и последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов. Например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На всех этапах решения педагогической задачи педагог использует соответствующую технологию общения, с помощью которой организуется педагогическое взаимодействие.

     Таким образом, коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации. В то же время коммуникативная задача, отражая задачу педагогическую, носит вспомогательный, инструментальный по отношению к ней характер (В.А.Кан-Калик). Поэтому, организуя конкретное педагогическое воздействие, необходимо представлять способы его коммуникативной реализации.

     В.А.Леонтьев определяет коммуникативную задачу как результат ориентировки в проблемной ситуации, целью которой является воздействие на партнеров по общению. Она может быть следствием осознанного или неосознанного намерения, т.е. коммуникативной цели, которая является внутренней интенцией, регулятором вербального поведения.

     Наш опыт убеждает, что многие педагоги не осознают коммуникативную задачу как компонент педагогического процесса, хотя в реальной деятельности решают ее неосознанно.

     Принято различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия. Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению) и побуждению. Повествованиепредставлено следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, наименование, объявление, перечисление, реплика, ответ, донесение, рапорт и др. Побуждение имеет такие виды, как приказ, команда, требование, предупреждение, угроза, запрет, вызов, предостережение, предложение, призыв, совет, задание, приглашение, просьба, увещание, мольба.

     Таким образом, в процессе решения коммуникативных задач педагог реализует две основные цели: передать учащимся сообщение или воздействовать на них, т.е. побудить к действию.

Интенция — имманентная направленность сознания на предмет безотносительно к тому, является он реальным или только воображаемым.

Вербальный — словесный, устный.

     Коммуникативная задача вплетена и в общий контекст учебной задачи, которая, согласно Д.Б.Эльконину, является основной единицей учебной деятельности. При этом основное отличие учебной задачи от всяких других заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.

     Коммуникативные задачи поэтому могут быть рассмотрены как средство решения учебной задачи в контексте учебной деятельности. В процессе общения с учащимися на уроке учитель решает разные по характеру коммуникативные задачи, реализуя различные педагогические функции. Выделены четыре функциональных ряда коммуникативных действий учителя: стимулирующие, реагирующие (оценочные и корригирующие), контролирующие, организующие.

     Для учителя, осуществляющего управление учебной деятельностью ученика, важно не только четко осознавать и дифференцировать типы коммуникативных действий, направляющих учебную деятельность ученика, но и определять, какими из этих действий могут быть решены педагогические коммуникативные задачи.

Этапы решения коммуникативной задачи

     Технология педагогического общения будет раскрыта неполно, если не охарактеризовать этапы решения коммуникативной задачи. Они могут быть представлены следующим образом: ориентирование в условиях общения; привлечение внимания; «зондирование души объекта»; осуществление вербального общения; организация обратной содержательной и эмоциональной связи.

     На этапе ориентирования в условиях общения происходит сложный процесс «подгонки» общего стиля общения к конкретным условиям общения (урока, мероприятия и т.п.). Подобная адаптация, как установлено, опирается на следующие компоненты: осознание педагогом собственного стиля общения с учащимися; мысленное восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе — коммуникативная память; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуации в классе и текущих педагогических задач. Здесь происходит и конкретизация объекта общения, в качестве которого может выступать класс, группа детей или отдельные воспитанники.

     Этап привлечения к себе внимания может быть реализован разными приемами. Выделяют такие варианты, как речевой — вербальное общение с учащимися; пауза с активным внутренним требованием внимания к себе; двигательно-знаковый — применение таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.; смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих. Чаще всего используется смешанный тип привлечения внимания.

     Продуктивное профессионально-педагогическое общение требует тщательного «зондирования души объекта» (термин К.С.Станиславского). На этом этапе педагог уточняет сложившееся на предыдущих стадиях представление об условиях общения и возможных коммуникативных задачах, пытается уловить уровень готовности аудитории к немедленному началу продуктивного общения. Практика воспитательной работы требует от лиц, непосредственно организующих воспитательный процесс, высокой сенсорной культуры, проявляющейся, в частности, в сильно развитом умении различать и точно истолковывать нюансы в макро- и микроэкспрессии воспитанников.*

     Основной этап решения коммуникативной задачи — осуществление вербального общения. Успешность такого общения предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти; умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника; высокого уровня антиципации (предвосхищения).

К.С.Станиславский (1863 — 1938) -отечественный режиссер, театральный деятель и педагог. Разработал творческую систему воспитания актеров, многие идеи которой используются в подготовке учителей.

     К средствам, повышающим эффективность коммуникативного взаимодействия, относят: способность к приспособлениям «сверху и снизу» (достройки и пристройки), мускульную мобильность, инициативность в общении, способность управлять общением, владение жестами, мимикой и пантомимикой, повышение (усиление) и понижение голоса или педагогически целесообразное интонирование. Надо помнить, что для воспитанников часто значима не сама по себе информация, а тот смысл, который вкладывает в нее педагог, и его отношение к сообщаемым фактам. Вот почему педагог всегда должен иметь в виду возможность прочтения подтекста и сознательно использовать эту особенность передаваемой информации.

Сенсорный — чувствующий (противоп. — моторный).

Экспрессия — выразительность.

      Заключительный этап решения коммуникативной задачи — организация содержательной и эмоциональной обратной связи. Содержательная обратная связь дает информацию об уровне усвоения учебного материала учащимися. Она осуществляется с помощью фронтального и оперативного индивидуального опроса, периодической постановки вопросов на выяснение понимания и анализа выполненных заданий. Эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом через чувствование настроя класса на данном уроке или мероприятии, уловить который можно только по поведению учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям. Содержательная обратная связь в единстве с эмоциональной дает педагогу информацию об уровне восприятия материала и познавательно-нравственной атмосфере проводимого занятия.

КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА — это… Что такое КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА?



КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА

КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА.

Форма существования мотива речевого высказывания. К. з. возникает в ходе речевой деятельности, при необходимости передать или получить информацию. Ее решение возможно посредством как речевых, так и неречевых действий. К. з. реализуется в разных сферах общения: учебно-профессиональной, бытовой, социально-культурной, деловой и т. д.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.
2009.

  • КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • КОММУНИКАТИВНАЯ ИНТЕНЦИЯ

Смотреть что такое «КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА» в других словарях:

  • Коммуникативная стилистика художественного текста — – новое направление совр. функц. стилистики, формирующееся на стыке с другими науками, комплексно изучающее целый текст (речевое произведение) как форму коммуникации и явление идиостиля. Комплексное изучение текста в данном случае предполагает… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Коммуникативная цель — – общее целевое начало (возможно, комплексное), целевой план, проект, который определяет, задает (или должен задавать) все речевое поведение субъекта в данном общении и в его отдельных репликах (или во всей монологической речи). Непродуманность… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • коммуникативная компетенция — ед.   В теории речевой коммуникации: совокупность личностных свойств и возможностей, а также языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека. Структура к. к. соотносительна со структурой языковой… …   Учебный словарь стилистических терминов

  • коммуникативная цель —    общее целевое начало (возможно, комплексное), целевой план, проект, который определяет, задает (или должен задавать) все речевое поведение субъекта в данном общении и в его отдельных репликах (или во всей монологической речи).… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • Научно-популярный подстиль — – одна из стилистико речевых разновидностей науч. функц. стиля, выделяемая (по сравнению с собственно научным) на основании реализации дополнительных задач коммуникации – необходимости перевода специальной науч. информации на язык неспециального… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Цели и задачи обучения — активное владение языком, владение языком, владение языком активное, воспитательная цель обучения, вторичная языковая личность, грамматическая компетенция, задачи обучения, коммуникативная задача, коммуникативная компетенция, коммуникативная… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Психолингвистика — раздел лин. гвистики, науч. дисциплина, находящаяся на стыке традиционной лингвистики, психологии, физиологии речи. Предмет изучения П. речевое поведение человека, процессы, позволяющие индивиду осуществить акт коммуникации, кодировать и… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Информативно-учебный диалог — речевой продукт интенсивного общения в различного типа группах (работа в паре, в малой группе, в большой группе). Работа в этих группах является одним из видов коллективного учебного взаимодействия. И. у. д. представляет собой определенный текст …   Педагогическое речеведение

  • Объяснительная речь учителя — разновидность информационной речи учителя, когда он стремится растолковать учебный материал с помощью различных приемов и способов его популярного изложения, таких, как пример, сравнение, описание, аналогия и др. Характерная черта О. р. у.… …   Педагогическое речеведение

  • Письменные жанры профессиональной сферы общения — отчет, статья, монография, учебник, словарь, справочник. Жанры выполняют следующие функции: эпистемическую (отражение мира, хранение знаний), когнитивную (получение нового знания), коммуникативную (передачу специальной информации).… …   Педагогическое речеведение

Книги

  • Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. Фрагмент фундаментальной прикладной (педагогической) модели языка, Всеволодова М.В.. Главная цель настоящей книги — представить читателям прикладную (педагогическую) модель языка, сформировавшуюся в результате теоретического осмысления практики многолетнего преподавания и… Подробнее  Купить за 947 руб
  • Encuentros con el espanol. Учитесь говорить по-испански. Экспресс-курс для начинающих. Основные времена изъявительного наклонения. Часть 1. Пособие, М. М. Арсуага Герра, М. С. Бройтман. Настоящий учебник предназначен для студентов, начинающих изучение испанского языка с нуля, и нацелен на использование коммуникативного метода обучения. Он сочетает в себе преимущества… Подробнее  Купить за 629 грн (только Украина)
  • Encuentros con el espanol. Учитесь говорить по-испански. Экспресс-курс для начинающих. Часть 1. Основные времена изъявительного наклонения, М. М. Арсуага Герра, М. С. Бройтман. Настоящий учебник предназначен для студентов, начинающих изучение испанского языка с нуля, и нацелен на использование коммуникативного метода обучения. Он сочетает в себе преимущества… Подробнее  Купить за 473 руб

Другие книги по запросу «КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА» >>

Коммуникативный аспект речи. Успех осуществления коммуникации во многом определяется целью, которую человек ставит перед собой

1) Цель коммуникации.

Успех осуществления коммуникации во многом определяется целью, которую человек ставит перед собой.

Цель – это «то, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача, основной замысел».

Процесс коммуникации должен быть всегда целенаправлен. Бесцельное (в плане общения) произнесение каких-то предложений есть проговаривание, а не говорение в коммуникативном процессе. Говорящий всегда хочет достичь своим высказыванием какой-то цели: убедить или разубедить собеседника, вызвать сочувствие или поддержать его мнение, высмеять его и т.д. Подобные цели можно назвать коммуникативными задачами. Их решению и служит целенаправленность говорения в общении, то есть подчиненность всех его качеств выполнению поставленной в общении задачи (см. подробнее в статье И.А. Зимней «Уровневая структура общения» в Приложении 1).

За каждой из коммуникативных задач, возникающих в отдельных речевых ситуациях, стоит общая цель говорения как деятельности. Эта цель заключается в том, что один человек пытаетсявоздействоватьна другого (других) в смысле изменения его (их) поведения (речевого и неречевого), а не просто сообщить ему, как иногда говорят, некую информацию. Это значит, что говорение должно быть (в хорошем смысле этого слова) прагматичным.

Целенаправленность как раз и заключается в прагматичности (воздейственности) говорения и осуществляется благодаря его стратегии и тактике. Стратегией называетсяреализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий, а тактика – этореализация подчиненных задач (см. подробнее в статье Е.М. Лазуткиной «Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы» в Приложении 2).



Чтобы воздействовать на собеседника, говорящий обязан уметь достаточно хорошо говорить, уметь соответственно ситуации варьировать тактику высказывания во имя сохранения стратегии, которая только и приводит к выполнению коммуникативной задачи.

Достижение цели коммуникации во многом обусловлено мотивированностью. Человек, как правило, говорит потому, что у него есть для этого определенная внутренняя причина, есть мотив, выступающий, по выражению А.Н. Леонтьева, в роли мотора деятельности. Мотив может быть осознанным и неосознаваемым в данный момент, но он всегда связан с общением. Поэтому, говоря об общении, можно говорить о коммуникативной мотивации, в основе которой лежит потребность двух видов:


— потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному,

— потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность «вмешаться» в данную речевую ситуацию.

Первый вид можно назвать общей коммуникативной мотивацией; второй вид – это ситуативная мотивация.

Вступая в процесс коммуникации с человеком, специалист ставит перед собой профессиональные цели, обусловленные ситуативной мотивацией, то есть потребностью «вмешаться» в конкретную речевую ситуацию. Данные цели «сиюминутны», они постоянно меняются в зависимости от человека, с которым специалист общается, его профессии, социального статуса, возраста, национальности, места действия, объективных и субъективных обстоятельств и т.д. Каждый раз человек ставит перед собой новую такую цель. Но выполнение данной цели становится возможным только лишь при условии знания цели самого коммуникативного процесса, являющейся постоянной и обеспеченной общей коммуникативной мотивацией. Без такой цели общение просто не сможет состояться. Об этой цели должен всегда знать и помнить каждый.

Такая цель общения заключается, по мнению М.С. Кагана, прежде всего в приобщении «субъекта к субъекту, в организации «их единых, совместных действий» или обретении их духовной общности, поскольку каждый партнер должен открыться другому в своей подлинной природе, намерениях, возможностях, целях, устремлениях, идеалах, чтобы другой, зная всё это мог согласовать свои действия с действиями партнера». При этом он отмечает, что достижение общности «действующих субъектов» возможно при наличии свободных, совокупных усилий и сохранении неповторимой индивидуальности каждого.

Одной из всегда желанных целей общения выступают доверительные отношения между людьми. «А сам термин «доверие» означает не что иное, как убежденность или уверенность в правоте, честности, искренности и основанное на них отношение к кому- либо… На того, кто убеждает в своей искренности обычно опираются в любом деле… Доверяя человек говорит о себе, о своих переживаниях, о своей деятельности. И вот этот личностный, откровенный характер информации и придает ей доверительность» (см. подробнее статью Б.Н. Лозовского «В лабиринтах доверия» в Приложении 3).

Ещё одним важным, на наш взгляд, моментом, обеспечивающим достижения цели общения, являетсяактивность. Коммуникация всегда процесс активный, ибо в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности. Это отношение имеет место не только тогда, когда человек говорит, но и когда он слушает собеседника (так называемая внутренняя активность). Именно активность обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника, что так важно для достижения цели общения. Если человек в процессе беседы с человеком поймет, что его слова, реплики, высказывания не имеют значимости для собеседника, то не будет ни речевой активности, ни инициативности с его стороны.

Когда цели коммуникации не достигаются, то это приводит к коммуникативным неудачам. Коммуникативные неудачиэто не достижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения. Это отрицательный результат об­щения, т.е. такое завершение общения, когда его цель оказыва­ется не достигнутой (см. подробнее статью Е.М. Лазуткиной «Причины коммуникативных неудач» в Приложении 4).

Коммуникативные неудачи постигают нас, когда мы непра­вильно строим свое речевое воздействие: выбираем не те его спо­собы, не учитываем, с кем мы разговариваем, не выдерживаем правил бесконфликтного общения и т.д.

Специалисты по речевому воздействию используют также та­кое выражение, как «коммуникативное самоубийство».

Коммуникативное самоубийство— это грубая ошибка, допущен­ная в общении, которая сразу делает дальнейшее общение за­ведомо неэффективным.

Например, если оратор начинает свое выступление так: Изви­ните, что занимаю у вас время… Я вас долго не задержу… — это типичное коммуникативное самоубийство, так как человек сооб­щает слушателям о том, что его информация им не нужна, она вызовет у слушателей раздражение, его появление перед аудито­рией нежелательно и т.д. Такого оратора, конечно же, слушать не будут.

2) Функции коммуникации заключаются в достижении взаимопонимания, в целях, содержании, формах совместной деятельности (например, в планировании, координации, оценки совместной деятельности специалистов при решении каких-либо задач; поиска решений (для журналистов) в ходе газетной, теле- и радиодискуссии, установления контактов и их поддержания при интервьюировании, в процессе дискуссии и т.д.).

Функции коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого его элемента. К функциям относятся:

Управленческая– это функция, присутствующая в системе исполнения социальных ролей (например, руководитель – подчиненный, родитель – ребенок, учитель – ученик и т.д). И в любом процессе общения данная функция присутствует, т.к. при разговоре происходит попеременное включение в разговор членов общения. При этом тот человек, который говорит в данную минуту, и является управленцем общения. Затем роли меняются. Это хорошо видно на рисунке 2.

Роль говорящего К сообщение Р Роль слушающего

Обратная связь К’ Роль говорящего

Роль слушающего Р’ (интерпретация смысла)

Роль говорящего К»

Р» Роль слушающего

Консультация на тему»Цели и задачи развития коммуникативных качеств дошкольников. Коммуникативно-речевые критерии.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеhello_html_382312d.png

«Детский сад общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

ДОКЛАД

«Цели и задачи развития коммуникативных качеств дошкольников.

Коммуникативно-речевые  критерии.

»

в рамках

  1. педагогического совета для педагогов МБДОУ

Подготовила:

Сибгатулина Г.М..,

воспитатель ДОУ

hello_html_m37d3c3fe.jpg

Лениногорск, 2016 г.

Коммуникативные способности– есть важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) .

Сформированные коммуникативные способности – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Развитие коммуникативных способностей относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено решению задач развития коммуникативных умений. Большие возможности в этом плане имеет целенаправленная работа по развитию речи дошкольников.

Исследования многих авторов (Ильяшенко М. Б., Ушаковой О. С., Халезовой Н. А. и др.) показали, что развитие коммуникативных способностей детей может быть эффективным только тогда, когда будут перспективны и поступательны цели, содержание, методы и формы организации обучения; если у ребёнка будет формироваться осознание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям, если будет формироваться умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценить её и, в соответствие с этим, применять речевые нормы общения.

Однако, недостаточно изученными остаются возможности формирования речевых умений при обучении детей родному языку, в процессе усвоения ими родного языка как средства общения с окружающими людьми, хотя очевидно, что специальные формы и методы работы по развитию речи детей заключают в себе богатые возможности и для развития коммуникативных умений детей.

Бесспорно, что коммуникативные способности ребёнка отражают культуру его семьи, различный характер отношений её членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребёнок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остаётся, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.

Важным фактором развития коммуникативных способностей ребёнка-дошкольника является совместная партнёрская деятельность дошкольного учреждения и семьи. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада оказывают влияние на развитие коммуникативных умений в целом.

Основными направлениями эффективности работы по проблеме сотрудничества с семьёй являются:

создание благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, с другими окружающими людьми;

формирование представлений о развитии личности ребёнка, его коммуникативных способностях – важные знания для каждой семьи, для каждого ДОУ.

Формирование у детей коммуникативных умений и навыков в ДОУ и семье предусматривает реализацию следующих задач:

— воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;

— создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;

— развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

— обучение искусству общения – диалогу, дискуссии, беседе.

Игры, помогающие в развитии коммуникативных навыков у детей.

Игра «КТО Я? »

Цель: Развивать у ребенка внимание к самому себе.

Воспитатель задает вопрос, а дети по очереди стараются ответить на вопрос «Кто я? ». Каждое предложение должно начинаться с местоимения «Я»

(я мальчик, я хороший, я веселый, я болтливый, я умный, я люблю играть) и т. д.

Воспитатель следит, чтобы дети описывали именно себя. В конце игры воспитатель обобщает ответы детей и рассказывает, какие красивые, хорошие дружные и добрые дети есть у них в группе.

Игра «ИМЯ»

Цель: Получить дополнительную информацию о ребенке, о его самооценке.

Предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь или оставить свое. Спросить, почему нравится или не нравится свое имя? Почему бы он хотел изменить свое имя, чтобы его называли по-другому. (Часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше)

В конце можно предложить почитать стихотворения, в которых есть имена детей, обратить внимание как они звучат, что детей можно называть по-разному; ласково, сердито и т. д.

ИГРЫ — ИМИТАЦИИ

Цель: учить детей мышечному расслаблению, двигательному раскрепощение, (только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен).

«МЕДВЕЖАТА» -учить снимать мышечное напряжение

Воспитатель предлагает малышам превратиться в маленьких медвежат Медвежонок лежит в берлоге. Спит. Подул холодный ветерок, он пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек, греется. Стало тепло, жарко, медвежонок развернулся, зарычал. Воспитатель рассказывает, а ребенок изображает движения. Аналогично проводится игра-имитация «КОТЯТА», «ВЕСЕЛЫЙ ВОРОБЕЙ». «МАЛЕНЬКИЙ ЩЕНОК», «ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ», «ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ».

«Кто к нам пришел? »

Программное содержание: Научить ребенка осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей. Дать возможность пережить приятное ощущение, внимание со стороны сверстников к себе, радоваться самому себе. Формировать игровое партнерство, сближать детей друг с другом.

Описание игры: Воспитатель вызывает 2-3 детей (наиболее смелых) и договаривается, какого гостя (животного) будет изображать тот или иной ребенок, помогая ребенку найти нужные движения. Дети по очереди показывает животных, а другие отгадывают и ласково, приветливо принимают гостя. После встречи последнего гостя воспитатель подзывает к себе других детей и распределяет между ними роли.

Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с повышением ритма жизни и, как следствие, с дефицитом спокойного общения с родителями, увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности.

Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т. д.) ; не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм коммуникативного взаимодействия младших дошкольников я выбрала технологию «круг общения».

Работа в группе по развитию коммуникативного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста должна вестись по следующим направлениям:

теоретическая подготовка (изучение возрастных особенностей дошкольников, изучение значимости общения и коммуникативного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми) ;

определение исходного уровня развития коммуникативного взаимодействия у детей;

создание перспективного плана;

создание положительной мотивации на общение;

осуществление технологии «круг общения»;

определение итогового уровня развития коммуникативного взаимодействия у детей.

«Общение в кругу» длительностью до 20 минут можно проводить 1-2-раза в день, в зависимости от созданной или сложившейся ситуации. Для проведения данной технологии необходимо помещение, стульчики на каждого ребёнка и взрослого, материал, необходимый при данной беседе. В «кругу общения» дошкольники должны чувствовать себя комфортно и свободно, в тоже время выглядеть опрятно, ровно и красиво сидеть на своих местах. Начиная со средней группы, дети рассаживаются: мальчик — девочка. Во время общения в кругу с детьми обсуждается разнообразные темы: «Как я провёл выходные», «Кем я хочу стать, когда вырасту», «Мой домашний питомец», «Как правильно вести себя на улице», «Что делать, если ты потерялся в парке? » и т. д., разбирается проблемные моменты, сложившиеся в группе: ссора между детьми, порча игрушки или книги и т. д. Выполняется упражнения на снятие напряжения:

«Дерево»

Цель: повышение уверенности.

Сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Я могучее, крепкое дерево, у меня сильные корни, я никого не боюсь».

«Киндер — сюрприз»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.

«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный зверек. Вытяни ладошки. Возьми в ладошки, согрей его, сложи ладошки, спрячь в них зверька, подыши на него, согревая своим дыханием, приложи ладошки к груди, отдай ему свою ласку, доброту. Расскажи, какой зверёк был у тебя в ладошках».

«Связующая нить»

Цель: развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.

Дети сидят и по кругу передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровожда-ется высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что хотят пожелать другим.

«Мне нравится играть с, потому что ты. »

Играем в коллективные игры: «Вкусные слова», «Красивые ножки», сочиняем истории, выдумываем свой конец известным сказкам, и т. д. Также читаем сказки, рассказы, разучиваем стихотворения, обсуждаем поступки героев.

Роль воспитателя в «кругу общения»: с одной стороны, он руководит данным процессом, организует коммуникативное общение детей, а с другой стороны – исполняет роль участника общения, партнёра, направляющего каждого ребёнка на выполнение заданий, а при необходимости дает образец поведения в «кругу общения». Участвует в общении, игре и т. д. одновременно следит за выполнением правил.

Развивая у ребенка стремление к общению и умению общаться со сверстниками, с взрослыми, важно понимать и помнить необходимость воспитание личности, умеющую видеть в другом человеке тоже личность. Поэтому, очевидно, использование такой технологии как «круг общения», создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативного взаимодействия и активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

Речевой акт/коммуникативный акт Коммуникативная установка, коммуникативное намерение (интенция), коммуникативная цель.

Коммуникативные
стратегия и тактика.

Акт реч взаимодей-я
м-у носителями языка – коммуникативный
акт, входе к-рого носители языка решают
прежде всего коммун задачи, т.е общаются,
обмениваются сведениями – инф-цией.

Значение терминов
«ком акт» и «реч акт» часто почти
совпадают. Но если термин РА предполагает
акцент на дей-е, то КА – на взаимодей-е.

КА – совокупность
реч актов, совершаемых коммуникантами
навстречу друг другу. ТО КАкт явл-ся не
реч дей-ем, а обменом реч дей-ями.

Составляющие
ком стратегии

Ком стратегия
совокупность
запланированных гов-щим заранее и
реализуемых в ходе КАкта теретич ходов,
направленных на достижение ком цели.
Представление о способе объединения
этих теор ходов в единое целое (ком
стратегию) наз-ся ком
интенцией
,
к-рая и есть движущая сила ком стратегии.
Интенция принадлежит индивиду и в этом
смысле отличается от внеличных конвенций
– правил повеления в регламентированных
общ-вом речевых ситуациях.

Ком цель
– стратег-ий рез-т, на к-рый направлен
КАкт: рез-т этот м/обсуждаться как на
верб, словесном уровне (н-р, взять на
себя обещание, обидеться), так и на уровне
физ дей-й (приступить к работе, подать
на развод). Если в ходе ком-ции действительно
м/б созданы условия для достижения
соответствующих рез-тов во внеяз деят-ти
(я обижусь – т.е обижаюсь), то КАкт имеет
не только ком цель, но и ком
перспективу

– возм-ть вызвать желаемые последствия
в реал-ти.

Составляющие
ком тактики

Ком тактика
расс-ся в
кач-ве совокупности практических ходов
в реал процессе реч взаимодей-я, т.е ком
тактика, в отличие от ком стратегии,
прежде всего соотнесена не с ком целью,
а с набором ком намерений.

Ком намерение
(ком задача)

– тактический ход, явл-ся практическим
ср-вом движения к соответствующей ком
цели. Вся совокупность таких практ-х
ср-в в реальном процессе реч взаимодей-я
создает ком тактику.

Ком опыт
совокупность предствлений об успшных
и неуспешных ком тактиках, ведущих или
не ведущих к реализации соответствующих
ком стратегий.

схема

Исп-я ком компетенцию,
гов-щий ставит перед собой ком цель
(определяя и не определяя ком перспективу)
и, следуя опред ком интенции, вырабатывает
кр=ом стратегию, к-рая преобразуется
или не преобразуется в ком тактику как
совокупность ком намерений (ком задач),
пополняя ком опят гов-щего.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИЗ
КНИЖЕК:

Можно вести речь
о функциях коммуникации в целом (о ее
роли в жизни и деятельности человека и
общества). Можно также говорить о функциях
отдельных коммуникативных актов и
коммуникативных событий.

Каждая из предложенных
им функций связана с тем или иным
участником или элементом коммуникации.

Некоторые
исследователи (А.А.Леонтьев, Н.Б.Мечковская)
добавляют также магическую
или заклинательную функцию, этническую
(объединяющую народ) функцию, биологическую
функцию (для коммуникации животных).

Коммуникативная
цель
(по
Е.В.Клюеву) –
стратегический результат, на который
направлен коммуникативный акт.
Коммуникативная интенция
– намерение индивида-коммуниканта (или
корпоративного коммуниканта,
представляющегося как индивид) осуществить
то или иное действие через коммуникативный
акт или с его помощью.

Коммуникативные
цели и интенции осуществляются не в
вакууме, а в среде интенций и целей
других коммуникантов, поэтому между
словом и делом всегда – пропасть.
Например, осуществить
деприватизацию

– интенция левых радикалов – наверняка
встретит сопротивление противоположной
интенции других участников социального
коммуникативного процесса, социальной
коммуникативной среды.

В
коммуникативной среде в определенный
период устанавливаются регламентированные
обществом коммуникативные конвенции.
Так, наивысшую степень регламентации
коммуникативных конвенций мы наблюдаем
в законодательных собраниях ряда стран
(этапы прохождения законопроектов),
сравните это с митингом, где решения
принимаются ‘с голоса’ (термин
Государственной думы, показывающий
коммуникативную некомпетентность и
недоразвитость российской демократии).

Коммуникативная
стратегия

– это часть коммуникативного поведения
или коммуникативного взаимодействия,
в которой серия различных вербальных
и невербальных средств используется
для достижения определенной коммуникативной
цели, как пишет Е.В.Клюев, “стратегический
результат, на который направлен
коммуникативный акт”.

Коммуникативная
тактика,
в
противовес стратегии, как общей канве
коммуникативного поведения, рассматривается
как совокупность практических ходов в
реальном процессе речевого взаимодействия.
Коммуникативная тактика – более мелкий
масштаб рассмотрения коммуникативного
процесса, по сравнению с коммуникативной
стратегией. Она соотносится не с
коммуникативной целью, а с набором
отдельных коммуникативных намерений.

Коммуникативное
намерение

(задача) – тактический ход, являющийся
практическим средством движения к
соответствующей коммуникативной цели.

Е.В.Клюев предлагает
следующую схему, позволяющую понять
соотношение элементов стратегии и
тактики в коммуникативном процессе:
“используя коммуникативную компетенцию,
говорящий ставит перед собой коммуникативную
цель (определяя или не определяя
коммуникативную перспективу, то есть,
возможность вызвать желаемые последствия
в реальности) и, следуя определенной
коммуникативной интенции, вырабатывает
коммуникативную стратегию, которая
преобразуется в коммуникативную тактику
(или не преобразуется, или преобразуется
не-успешно) как совокупность коммуникативных
намерений (задач), пополняя коммуникативный
опыт говорящего.

Социально-историческая
изменчивость успешности коммуникативных
стратегий подтверждает еще раз
необходимость постоянной исследовательской
работы в области теории и технологии
коммуникации. Анализ коммуникативного
поведения, в зависимости от его задач,
может включать различные аспекты и
параметры. В книге Г.Г.Почепцова
анализируется коммуникативное поведение
политических лидеров и при этом проводится
психологический
анализ

(мотивы, представления, познавательный
стиль, темперамент и межличностные
характеристики), мотивационный
анализ

(стремление к достижению результатов,
установление близких отношений, получение
и осуществление власти, корреляция
мотивов с поведением), когнитивный
и операционный анализ

(система и структура взглядов, модель
реальности, и более конкретное ее
воплощение в предпочтениях и действиях
коммуникативной личности, нарративный
анализ
(здесь
в модель вводится время и понятие
последовательности коммуникативных
действий; коммуникация рассматривается
как текстовое событие, как ‘сказка’
со своими героями и злодеями, этот метод
ведет начало от известного исследователя
структуры сказок В.Я.Проппа и сейчас
очень популярен при анализе телевизионных
и радионовостей), бинарный
контент-анализ

(анализ высказываний, дискурса по
принципу +/–), ролевой
анализ
(роли
политических деятелей, например, по
Берну: киндер-сюрприз,
мальчики в розовых штанишках
).

Специалист,
работающий в той или иной сфере
общественной коммуникации, должен
обладать определенными коммуникативными
навыками,

то есть, он должен

  • уметь
    эффективно формировать коммуникативную
    стратегию;

  • уметь
    эффективно пользоваться разнообразными
    тактическими приемами коммуникации;

  • уметь
    эффективно представлять себя (или свою
    компанию) как участника коммуникативного
    процесса.

Под
эффективностью здесь подразумевается
соотнесение вербальных и невербальных
приемов с целями и задачами коммуникации,
коммуникативной интенцией и перспективой,
системная спаянность элементов
коммуникативной стратегии, практическая
целесообразность отдельных тактических
ходов.

Схема
первичного
анализа
коммуникативного
акта

1)Who
2)says what 3)to whom 4)in which channel 5)with what effect
?

Т.е.
1)источник
(кто?), 2)сообщение и форма (кто сообщает?),
3)адресат и тип (кому?), 4)канал (каким
способом?), 5)цели и функции (зачем?)

Схема
функционального анализа коммуникативного
акта

функция

средства

эмотивная

Адресант
непосредственно выражает свое
отношение к теме и ситуации: модальные
слова и обороты мнения и т.п.

конативная

Внимание
сосредоточено на адресате:
обращения и императивы, привлечение
внимания, побуждение, указатели и
т.п.

референтивная

Внимание
сосредоточено на ситуативном контексте
коммуникации: объекте, теме, содержании
дискурса.

поэтическая

Внимание
сосредоточено на самом сообщении
и ради сообщения: тропы и фигуры речи,
украшения и т.п.

фатическая

Использование
коммуникативной системы для установления
контакта,
поддержания и окончания общения.

метакоммуникативная

Сосредоточение
внимания на самом коде:
установление и описание параметров
коммуникации и интерпретации.

Цели и задачи коммуникации

— Блог Л. Данкли

Communication Goals vs Objectives В чем разница между коммуникационными целями и коммуникационными задачами? Оба они помогают нам определить, в каком направлении мы хотим вести наш бизнес, но цели являются широкими, а задачи более конкретными.


При планировании коммуникационной стратегии важно иметь как цели, так и задачи SMART. Знание разницы и четкое определение целей и задач может стать решающим фактором между успехом или неудачей.

Цели широки и не имеют конкретного измерения.

Они написаны для поддержки заявления о миссии и видении компании. Одна цель может иметь множество целей. Управление по целям (MBO) — это термин, используемый для описания типа управления, когда работа выполняется стратегическим и измеримым образом.

Типы коммуникационных целей
  1. Репутация — идентичность или восприятие организации
  2. Взаимоотношения — как организация взаимодействует с общественностью
  3. Задача — действия / выполнение задач
Вопросы, которые следует учитывать при разработке целей для вашей организации
  • Что это за цель?
  • Какой бюджет?
  • Какие цели противоречат друг другу?
  • Желает ли организация (правление / руководство) работать для достижения этих целей? Если нет, могут ли они вдохновиться?
  • Этические проблемы?

Цели определяют направление организации, а также служат ориентиром для оценки.

Обычно проводится предварительное исследование, чтобы определить исходные данные для этих целей. Исследования важны. Есть время, чтобы спланировать и потратить бюджет не только на разработку коммуникационной стратегии, но и на ее реализацию и оценку.

Три уровня целей
  1. Осведомленность — Внимание, понимание, удержание
  2. Акцепт — Процент, отношение
  3. Действие — Мнение, поведение

Совет, который следует запомнить: AIDA (Внимание, интерес, желание и действие)

Вопросы для развития коммуникационных целей
  • Есть ли у вас цель для каждого из трех типов?
  • Являются ли они SMART (стратегическими, измеримыми, достижимыми, актуальными, своевременными)?
  • Соответствуют ли они заявлению о миссии, видению и бизнес-целям вашей организации?
  • Включить результат? Конкретно к…. Создание / создание, увеличение / развертывание, сохранение / укрепление, уменьшение / уменьшение
  • Включает ли это —
    • Целевая публика — Содержит целевую аудиторию, указанную в обзоре
    • Результат (не результат) — Необходимо рассмотреть каждый из них — Получение информации / изменение мнения / изменение поведения
    • Измерение — реалистичное и последовательное / на основе исследований и опыта / высокая цель, вдохновение и совершенство
    • Целевой срок — помощь в процессе планирования — руководство по внедрению и оценке

Образцы объективов (заполните поля)

Осведомленность

«Чтобы повлиять на осведомленность; в частности, для создания ___________ (знания / понимания) _____% ________ (целевой общественности) об __________________ в течение / до __________ (запланированная дата)»

Приемка

«Чтобы повлиять на принятие; в частности, на ______________ (желаемый результат i.е. восстановить доверие / принятие) среди ________% _________________ (целевая аудитория) __________________ (организация действует — т.е. действует ответственно, прозрачно, честно и т. д.) к ____________ (намеченная дата).

Действие

Для воздействия на действие; специально для ____________________ (желаемый результат, т.е. поддержка продаж, увеличение числа регистраций, положительное мнение) на _______% от ________ (целевой аудитории) в течение / до ________ (запланированная дата)


Ссылки

Статьи по теме

.

10 основных целей коммуникации

Сообщить
вы предоставляете информацию для использования в
принятие решений, но
не обязательно отстаивать курс действий
>>

Понять EGA
из

Ваша аудитория

Запросить
конкретное действие получателя
>>

Коучинг

Кому

влияние
и / или
убедить укрепить или изменить мнение получателя о
тема и, возможно, действие по убеждению

Кому
вдохновлять

творчество ,

идеи,

свежие мысли и
открытия

Кому

мотивировать
и


возбудить

Кому

строить отношения
некоторые сообщения, которые вы отправляете, могут иметь простую цель
установление добрых отношений между вами и получателем

Кому
учиться у других
>>

большой

Учащийся

Кому
усиление

вдохновение или

понимание через
перекрестное опыление
идей

Кому
продвигайте себя или свое дело
>>

Быть
Харизматичный

Кому
общаться и
радоваться, веселиться
>>


Маркетинг в социальных сетях :
10 подсказок

Impactful Presenter :
10 подсказок

10 основ эффективного общения


Та же реальность,

Различное восприятие

Презентация, вдохновляющая на перемены
>>

Расскажите историю

Переговоры
Что можно и чего нельзя делать

.

Примеры целей личного общения для обретения уверенности

Коммуникация — это передача информации. Установление личных целей общения может сделать взаимодействие в личной или профессиональной жизни более позитивным. Они также могут повысить вашу уверенность. Ознакомьтесь с некоторыми примерами целей общения, чтобы получить идеи для ваших личных целей развития.

Примеры целей вербального общения

Цели вербального общения вращаются вокруг того, что вы говорите другим людям (устно), того, что вы пишете другим людям (письменно), и того, как вы их говорите или пишете.

Умные цели для улучшения коммуникативных навыков могут включать:

Цели устного общения

Если вы посмотрите на основные причины плохого общения на работе, вы найдете вдохновение для целей и задач межличностного общения. Многие из этих причин аналогичны тому, почему люди плохо общаются в других местах.

Примеры целей устного общения:

  • Осуществлять самоконтроль, не отвечая сразу на недружественный комментарий.

  • Избегайте политически некорректного жаргона на рабочем месте.

  • Говорите только то, что я имею в виду.

  • Не позволяйте чужому тону диктовать мой в разговоре.

  • Попросите разъяснений, если я не уверен, что понимаю.

  • Повторяйте важные фрагменты информации, чтобы помочь мне их запомнить.

  • Используйте утверждения «я», когда говорите о чувствах и эмоциях.

  • Установите умеренный темп речи, чтобы другие могли меня лучше понять.

  • Звоните по телефону, а не отправляйте длинные текстовые сообщения.

Цели письменного общения

Эффективное письменное общение предполагает четкость и краткость. Текстовые сообщения, письма и электронные письма можно легко неправильно прочитать, если ваше сообщение сформулировано нечетко. Примеры навыков, необходимых для успешного письменного общения, включают в себя то, как вы пишете личные или профессиональные сообщения.

Рассмотрите следующие возможные цели:

  • Избегайте использования клише в профессиональном общении.

  • Используйте строки темы для сообщений электронной почты, в которых четко изложена моя цель.

  • Используйте активный голос.

  • Используйте средства проверки орфографии и грамматики перед тем, как поделиться любым текстом.

  • Пишите печатным шрифтом, а не курсивом, чтобы другие могли лучше разобрать мой почерк.

  • Используйте смайлики, чтобы выразить мои намерения в личных текстах и ​​электронных письмах.

  • Изучите стандартные правила использования запятых, чтобы лучше отформатировать мой текст.

  • Делитесь статьями только из авторитетных источников.

Примеры целей невербального общения

Примеры невербального общения, такие как язык тела, могут помочь вам подумать о тех частях вашего стиля общения, о которых вы, возможно, никогда не задумывались. То, как вы выглядите, когда разговариваете с кем-то, также дает понять, что вы имеете в виду. Есть ли у вас какие-то привычки в языке тела, которые вы хотели бы пресечь?

  • Используйте больше зрительного контакта в разговоре.

  • Не скрещивайте руки, чтобы я выглядел открытым.

  • Вовлеките мою семью в беседу за обеденным столом.

  • Поставьте мой телефон в беззвучный режим и вне поля зрения во время важных разговоров.

  • Используйте короткое крепкое рукопожатие для всех приветствий.

  • Избегайте закатывания глаз.

  • Держите хотя бы одну ногу между собой и другими для личного комфорта.

  • В обычные часы работы держите дверь моего офиса приоткрытой.

  • Повесьте мотивационные и позитивные плакаты или картинки в моем офисе.

  • Включите мою веб-камеру во время общекорпоративных онлайн-встреч.

Преимущества целей личного общения

Установление целей личного общения дает вам возможность работать над улучшением вашего взаимодействия с другими людьми. Вы обретете уверенность, когда увидите, что другие хорошо реагируют на ваши улучшения в общении и даже следуют вашему примеру.

Цели личного общения могут:

  • Сделать вас лучше слушателем

  • Сделать вас лучше оратором

  • Помочь вам донести правильную информацию в любых условиях

  • Дать людям истинное представление о том, кто вы есть и что вы имеете в виду

  • Убедитесь, что ваше сообщение получено должным образом

    Будьте уверены в том, что вы говорите

    Установка целей коммуникативных навыков включает в себя постановку реалистичных целей, которые также поддаются измерению.Попросите других, кому вы доверяете, дать честный отзыв о ваших коммуникативных навыках, а затем ставьте цели, исходя из наиболее часто возникающих проблем. Совершенствуя свои коммуникативные навыки, вы будете уверены, что выражаете намеченное сообщение.

    Примеры целей личного общения для обретения уверенности

.

целей делового общения | Малый бизнес

Автор: M.T. Wroblewski Обновлено 5 сентября 2018 г.

Владельцу малого бизнеса заманчиво рассматривать текущее состояние коммуникативных дел как ужасное. Доказательства есть везде; люди спешат по своей повседневной жизни, поспешно просматривая свои текстовые сообщения, электронную почту и почту, чтобы увидеть, не забыли ли они что-нибудь настолько срочное, настолько важное, что мир может рухнуть, если они не ответят на это текстовое или голосовое сообщение правильно сейчас.

Все это разрозненное бегство, как курица без головы, дает вам возможность выделиться среди ваших сотрудников, клиентов, поставщиков, торговых представителей и внешних партнеров как человека, более профессионально относящегося к общению. Вы профессиональный коммуникатор . Вы можете произвести классное впечатление на всех, кого встречаетесь, потому что вы готовы сбавить темп. Вы достаточно умны, чтобы знать, что ваше доброе имя, бренд, имидж и репутация зависят от умения общаться, поэтому вы решаете улучшить свои цели делового общения.

Насколько вы уже знаете о коммуникации, вы также знаете, что получите явное преимущество перед своими конкурентами, убедившись, что вы:

  • Освежите в базовом процессе коммуникации.
  • Рассмотрим несколько полезных определений делового общения. Grasp Говорящие характеристики делового общения. Узрите целей делового общения.

Усовершенствуйте общение

А пока постарайтесь не думать о сообщениях голосовой почты, которые вы оставили на чьем-то компьютере, или об отправленных вами электронных письмах, на которые не удалось получить ответ.Хотя это, безусловно, формы общения, они односторонние. Большинство форм общения — это двусторонний обмен. Таким образом, «общее» общение и деловое общение проходят примерно одинаково:

  • Отправитель придумывает идею.
  • Отправитель решает, как выразить идею словами — специалисты по коммуникациям процесса называют «кодированием».
  • Отправитель выбирает средство (телефон, электронная почта, текстовое сообщение) для отправки идеи. * Отправитель передает сообщение.
  • Получатель получает и расшифровывает (декодирует) сообщение.
  • Получатель предлагает отзыв.

Определите деловое общение

Это может помочь укрепить ваше понимание с помощью определения, поэтому рассмотрите одно из Business Dictionary. Он определяет общение как:

  • «Двусторонний процесс достижения взаимопонимания, в котором участники не только обмениваются (кодируют-декодируют) информацией, новостями, идеями и чувствами, но также создают и делятся смыслом.»

« Общее »общение отличается от делового общения из-за контекста , в котором происходит обмен, другими словами, в деловой обстановке. Это один из тех полезных моментов, когда существует множество определений делового общения, позволяющих вам соединять элементы по своему усмотрению.

Одно определение выдержало испытание временем, данное Лоуренсом Дэвидом Бреннаном в его книге 1960 года «Деловое общение». Обратите внимание, как он подчеркивает настройку:

  • «Деловое общение — это выражение, направление, получение и обмен идеями в торговле и промышленности .

Бизнес-словарь расширил это определение, заявив, что деловое общение — это:

  • « Обмен информацией между людьми внутри предприятия, который осуществляется для коммерческой выгоды организации. Кроме того, деловое общение может также относиться к тому, как компания делится информацией, чтобы _продвигать свой продукт или услуги среди потенциальных потребителей.

В результате деловое общение может принимать две формы: внутреннюю и внешнюю.Таким образом, часть общения, которым вы делитесь, предназначена для внешнего мира, а часть общения, которым вы делитесь, предназначена для вашей внутренней аудитории, то есть ваших сотрудников и других коллег. Думайте о внутренней коммуникации как о конфиденциальной или служебной информации.

Вряд ли вы ограничите поток информации другим способом. Другими словами, маловероятно, что вы будете в состоянии делиться информацией с внешней аудиторией, скрывая ее (или пытаясь скрыть) от членов вашей внутренней аудитории.Их нужно держать в курсе. Как сказано в Business Communication:

  • «Деловое общение необходимо для выполнения функций управления и обеспечения успеха организации».

Сосредоточьтесь на отличительных характеристиках

На этом этапе вы, возможно, начинаете понимать, что нечто большее, чем просто установка, может выделить бизнес-общение отдельно от «общего» общения, которое происходит в вашем мире. Итак, если вы когда-нибудь задумывались, «Каковы характеристики делового общения?» ищет некоторые из следующих качеств.Они могут не присутствовать в каждом коммюнике, которое вы отправляете или получаете. Но поскольку деловое общение также целенаправленно, существует вероятность , что определенные характеристики будут появляться снова и снова. Деловое общение:

  • Фактическое. Хорошее деловое общение основано на фактах. Ничто не может испортить репутацию бизнеса быстрее, чем предоставление неточной статистики, полуправды и завышенных утверждений. В настоящее время люди проверяют информацию на предмет точности, и технологии позволяют им это делать относительно легко.Коммерческие и рекламные материалы компании дают ему некоторую свободу действий, чтобы хвастаться и хвастаться — при условии, что утверждения могут быть подтверждены и подтверждены. * Clear. Хорошее деловое общение не должно содержать расплывчатых, двусмысленных заявлений . Получатель сообщения никогда не должен удивляться, о чем идет речь ». Ясному общению «помогает» использование простых, а не сложных слов, а также прямые декларативные предложения. Многим людям легче следить за информацией, когда она представлена ​​в виде маркированного списка или когда она сопровождается диаграммами или диаграммами.Эти элементы также улучшают четкость.
  • Практично. Хорошее деловое общение полезно и необходимо. Независимо от того, принимает ли коммуникация форму бизнес-сайта, брошюры или пресс-релиза, должно быть обоснование, подтверждающее, почему такое общение существует и как люди могут извлечь из него пользу.
  • Часто убедительно. Хорошее деловое общение направлено на то, чтобы кто-то из этой внутренней или внешней группы что-то сделал. (И если это ясно, должно быть очевидно, что это за «что-то».Некоторые владельцы бизнеса совершают ошибку, упуская из виду влияние подсознательных сообщений в своем общении. Например, размещение поздравлений с годовщиной внутри компании и назначение «сотрудника месяца» требует времени и усилий. Но неявный убедительный посыл должен быть очевиден для проницательных сотрудников: «Это компания, которая заботится, поэтому вносите свой вклад и заботитесь о компании».
  • Стратегическое. Хорошее деловое общение планируется, организует и реализует так, чтобы достичь своей конкретной цели.

Взгляните на цели делового общения

Как вы могли догадаться, эти цели могут быть такими же разными, как и члены вашего персонала. Фактически, когда вы осматриваетесь в своем офисе, типы внутреннего делового общения могут отражать форму, функции или индивидуальность ваших различных отделов. Некоторые из целей делового общения включают:

  • Совместное использование информации , которая может составлять большую часть деловой коммуникации, которую вы отправляете как внутри компании, так и за ее пределами.Такая информация может быть своевременной, например, отчеты о продажах и результаты опросов об удовлетворенности клиентов. Некоторые из них могут иметь конфиденциальный характер, например отчеты о доходах. И некоторые из них могут быть помечены как «конфиденциальные» и предназначены только для определенных людей, например, стратегическое изменение направления деятельности одного из ваших конкурентов. Основные цели этого типа общения — обучать и просвещать. * Убеждение, , которое многие люди легко связывают с продажами, рекламой и маркетинговыми материалами.Когда эти типы убедительных усилий хорошо продуманы, получатели перемещаются и даже стремятся действовать в соответствии с сообщением. Но «залог», который продвигает продукты или услуги вашего бизнеса, представляет собой лишь часть убедительного делового общения, которое вы можете изящно использовать как владелец малого бизнеса. Умиротворение упрямого продавца или поставщика в какой-то момент может потребовать убедительного обращения. Попытка добиться дисперсии зонирования для вашего бизнеса может потребовать множества убедительных усилий со стороны местных и региональных государственных чиновников.И не забывайте о своих сотрудниках, которые в какой-то момент могут усомниться в целесообразности новой политики или процедуры компании. Убедительное электронное письмо от вас может быть именно тем, что им нужно, чтобы их исправить.
  • Оценка производительности и предоставление обратной связи, что, по мнению многих владельцев малого бизнеса, является навыком, который они развивают с течением времени. В конце концов, никто не прирожденный оценщик работоспособности и потенциала человека. Сотрудники обычно с нетерпением ждут такой формы делового общения, особенно если она связана с увеличением заработной платы.Поскольку проверки — это один из способов, с помощью которого владелец бизнеса остается подотчетным своим сотрудникам, опытный владелец соблюдает график и гарантирует, что у него есть практическая система оценки эффективности сотрудников.
  • Мотивация, , которая может охватывать весь спектр от благодарственной записки, разосланной всем сотрудникам, до объявления конкурса продаж, связанного с экстравагантным призом. Никто не знает ваших сотрудников лучше вас, поэтому никто не знает лучше, как их мотивировать, чтобы они не отставали от своей работы или улучшали ее качество.Еще одна цель мотивационного делового общения — способствовать духу товарищества на рабочем месте, что часто порождает лояльность.
  • Предоставление совета , который может оказаться для вас одной из самых полезных частей вашей роли владельца малого бизнеса. Предположительно, ваши сотрудники смотрят на вас снизу вверх и зависят от вас в качестве руководства — они говорят им не только , что делать , но и , как делать это лучше. Как форма делового общения, совет может быть адресован отдельному человеку или группе, в зависимости от обстоятельств.Эти коммюнике, тщательно продуманные и содержащие полезные примеры, иллюстрирующие вашу точку зрения, могут стать ценным ресурсом для сотрудников. Предлагает предложений, мнений и идей, которые могут передаваться двумя способами: от вас к вашим сотрудникам или от них к вам. В зависимости от структуры вашего бизнеса у вас также могут быть менеджеры среднего звена, от которых вы зависите, чтобы поддерживать этот поток. Предложения, мнения и идеи могут открывать большие перспективы для улучшения бизнеса множеством способов — до тех пор, пока эго, соперничество и зависть не мешают.Кроме того, чтобы поддерживать этот тип общения, требуется приверженность со стороны уверенного и непредвзятого владельца бизнеса. Поначалу многие владельцы малого бизнеса обязуются поддерживать «политику открытых дверей» для предложений, мнений и идей. Но затем они в конечном итоге умоляют прессу времени и невольно отключили этот ценный ресурс. Рекомендуем инструктаж или профессиональное обучение, которое вы могли бы провести самостоятельно или поручить третьей стороне. В любом случае, эта форма делового общения может содержать элемент убеждения, особенно если вы подозреваете, что сотрудники могут сопротивляться рекомендации.Ваши сотрудники могут вас удивить: обычно они ценят возможность расширить свои знания и повысить свои навыки, а также повысить свою ценность для вас. Инструктаж и обучение часто требуют двух волн общения: первая, чтобы объявить о тренинге; второй для предоставления вспомогательной информации, например, справочных материалов.

Как и в случае с другими элементами вашего малого бизнеса, вы обязательно улучшите свои навыки делового общения с практикой. Итак, если вы думали о найме «директора по первым впечатлениям»? Не беспокойся.Ваши сообщения должны производить правильное впечатление, которое выделит вас из отвлеченной толпы, которая вас окружает.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *