Классификация психологических явлений: Классификация психологических явлений.

Содержание

Классификация психических явлений

Основные виды психических явлений

Все существующие психические явления очень тесно взаимосвязаны, но их можно разделить на основные группы:

  • процессы психические;
  • психические свойства личности;
  • состояния психические.

Это традиционная классификация психических явлений. При этом психические процессы рассматриваются в качестве базовых явлений, а свойства человеческой личности и состояния психические в качестве временных, типологических модификаций психических процессов. В совокупности все имеющиеся психические явления образуют целостную отражательно-регуляционную деятельность.

Психические процессы

Психические процессы являются отдельными целостными актами отражательно-регуляционной деятельности. Определенный психический процесс имеет собственный объект отражения, свои регуляционные особенности и протекает в соответствии со своими закономерностями. На базе психических процессов формируются психические образы.

Определение 1

Психический процесс — это активное взаимодействие объекта отражения и субъекта, система особых действий, которые направлены на познание объекта и реализацию взаимодействия с ним

Готовые работы на аналогичную тему

Психические процессы делятся на виды:

  • познавательные,
  • волевые,
  • эмоциональные.

Совокупность волевых, познавательных, эмоциональных процессов составляют психическую деятельность индивида.

Психические состояния

Определение 2

Психическим состоянием называется своеобразие психической деятельности временное, которое определяется ее содержанием, а также отношением самого человека к данному содержанию. Психическое состояние является текущей модификацией человеческой психической деятельности и представляет собой стойкую интеграцию психических проявлений индивида при конкретном взаимодействии с действительностью.

Проявляется психическое состояние в общем функциональном уровне психической активности, который зависит от деятельности человека в определенный момент и особенностей его личности.

Психические состояния можно разделить на следующие виды:

  • мотивационные, базирующиеся на потребностях установки, то есть на желаниях, интересах, страсти, влечении;
  • состояния организованности сознания, проявляющиеся в разных уровнях работоспособности и внимательности;
  • эмоциональные, подразумевающие эмоциональную тональность ощущений, эмоциональный отклик на окружающую реальность, настроение, эмоциональные состояния конфликтного характера;
  • волевые, включающие состояния инициативности, решительности, целеустремленности, настойчивости.

Отдельно выделяются пограничные психические состояния человека:

  • реактивные, включая шоковые и ступорные состояния;
  • неврозы;
  • акцентуации характера;
  • психопатии;
  • состояния задержки психического развития.

Психические свойства личности

Психическими свойствами личности называются типичные для определенного человека специфические особенности его психики и осуществления психических процессов.
К психическим свойствам относятся:

  • темперамент;
  • направленность личности, то есть ее интересы, потребности, мировоззрение и идеалы;
  • способности;
  • характер.

Недостатки традиционной классификации

Необходимо отметить, что традиционная классификация психических явлений, идущая от Канта, хотя и является основой построения традиционной психологии, имеет свои недостатки. Данной классификации присуще искусственное обособление психических процессов от типологических свойств личности и психических состояний. В действительности же познавательные, эмоциональные и волевые процессы являются определенными психическими возможностями личности, а психические состояния текущим своеобразием этих возможностей.

Психические явления и их классификация.





⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 16Следующая ⇒

Под психическими явлениями понимаются элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Классификация психических явлений производится по ряду оснований.

К.К. Платонов делит психические явления по их длительности на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы обычно имеют длительность от долей секунд до нескольких минут. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

1. К познавательным психическим процессамотносятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Эмоциональные психические процессыотражают значимость для человека познаваемых им объектов и явлений. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессысвязанны с принятием решений, управлением своим поведением в ситуациях, требующих преодоления трудностей для достижения поставленных целей.

2. Психические процессы различаются по осознаваемости и делятся на осознаваемые и неосознаваемые.

1. Осознаваемые психические процессы отличаются тем, что человек отдает себе отчет в процессе их протекания и могут в той или иной степени регулировать этот процесс. Фундаментальное свойство осознаваемых психических явлений – их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим.



2. Неосознаваемые психические процессы характеризуются тем, что человек не отдает себе отчет в их протекании и не может контролировать их протекание. Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий; 2) неосознаваемые побудители сознательных действий; 3) «надсознательные» процессы (процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы).

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состоянияхарактеризуют состояние психики в целом и длятся обычно от нескольких минут до нескольких часов (например, состояние тревоги или страха). В патологических случаях длятся несколько месяцев (например, затянувшаяся депрессия). Здесь требуется лечение. Психические состояния могут относиться к познавательной сфере (сомнение, сосредоточенность, рассеянность), эмоциональной сфере (страх, уныние), волевой сфере (уверенность, неуверенность). Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, но обладают большей длительностью и устойчивостью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или мешать осуществлению деятельности.

Психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствамиличности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. Они могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные свойства передаются по наследству или формируются в период внутриутробного развития и присущи человеку в течение всей жизни (темперамент). Приобретенные свойства формируются в течение жизни человека и изменяются со временем (способности и характер). Уровень развития свойств личности, а также особенности развития психических процессов и наиболее характерные для человека психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.




3. Психические явления могут быть не только индивидуальными, но и групповыми, то есть связанными с жизнедеятельностью групп и коллективов. Эти явления изучаются в рамках социальной психологии. Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

Таким образом, объектом психологии выступают психические явления как одного конкретного человека, так и наблюдаемые в группах и коллективах.

 

Отрасли психологии

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. При этом система психологических наук продолжает активно развиваться за счет появления новых направлений.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология». Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике.

Общиеотрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

К фундаментальным отраслям психологии относится общая психология, которая исследует психику человека, выделяя в ней познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. К сфере личности относятся эмоции и воля, способности, темперамент, характер, диспозиции, установки, мотивация.

Специальные отрасли психологии включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. Возрастная психология изучает психологические особенности, характерные для разных возрастных этапов развития, а также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов развития психики.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания.

Психодиагностика ставит и решает проблемы конструирования и применения средств измерения уровня развития психических функций и свойств.

 

 

 











1)Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Многообразие предмета психологии. Классификация психических явлений и процессов.

Каждая наука имеет
свой предмет,
свое направление познания и конкретный
объект исследования.
Причем с точки зрения современной
науки объект
 это
не то же самое, что предмет науки.

Объект — далеко
не весь предмет, а только тот аспект
предмета, иногда совсем незначительный,
который исследуется субъектом
науки, т.е. ученым. Объект —
 это
только аспект предмета, который включен
в тот или иной процесс духовного освоения,
в познавательную деятельность субъекта.
Причем другая часть предмета, и нередко
весьма значительная, неизбежно остается
за пределами процесса познания.

Учет
этого различия особенно важен для
понимания специфики отраслей науки,
имеющих сложный, многоплановый предмет,
к числу которых относится и психология,
в которой, как мы уже видели, выявляются
все новые и новые объекты исследования.

С учетом
этого различия предмет и объект психологии
определяются следующим образом.

Предмет психологии
 это психика как
высшая форма взаимосвязи живых существ
с предметным миром, выраженная в их
способности реализовывать свои побуждения
и действовать на основе информации о
нем.

Объект
психологии —
 это закономерности
психики
 как
особой формы жизнедеятельности человека
и поведения животных. Эта форма
жизнедеятельности в связи с ее
многоплановостью может изучаться в
самых разнообразных аспектах, которые
исследуются различными отраслями
психологической науки.

Многообразие
предмета психологии.

Психология
изучает психику как на уровне животных,
так и на уровне человека. Однако важнейший
предмет психологии — изучение психики
человека и её высшей, специфически
человеческой формы — сознания. Развитие
трудовой деятельности и основанных на
труде общения людей и языка необходимо
породило новую форму психического
отражения — сознание. Особенность
сознания состоит в том, что отражаемое
содержание словесно означается и
открывается перед субъектом как
являющаяся ему картина мира, включающая
в себя его собственные действия.

Предмет
психологии понимается различно в течение
истории и с позиции различных направлений
психологии.

Душа
(все исследователи до начала XVIII века)

Явления сознания
(английская эмпирическаяассоцианистская
психология —Д.
Гартли,Джон
Стюарт Милль,Александр
Бэн,Герберт
Спенсер) Непосредственный
опыт субъекта (структурализм—Вильгельм
Вундт) Приспособляемость
(функционализм—Уильям
Джеймс)
Происхождение психических
деятельностей (психофизиология—Иван
Михайлович Сеченов)

Поведение
(бихевиоризм—Джон
Уотсон)
Бессознательное (психоанализ—Зигмунд
Фрейд)
Процессы переработки информации и
результаты этих процессов
(гештальт-психология—Макс
Вертгеймер)
Личный опыт
человека (гуманистическая
психология—Абрахам
Маслоу,Карл
Роджерс,Виктор
Франкл,Ролло
Мэй)

Классификация
психических явлений

Все
психические явления делятся на три
группы:
1) психические процессы;

2) психические
состояния;
3)
психические свойства личности.

Психический
процесс —это акт психической деятельности,
имеющий свой объект отражения и свою
регуляционную функцию.

Психическое
отражение —это формирование образа
тех условий, в которых осуществляется
данная деятельность. Психические
процессы —это ориентировочно-регулирующие
компоненты деятельности.

Психические
процессы подразделяются на познавательные
(ощущение, восприятие, мышление, память
и воображение) , эмоциональные и волевые.

Вся
психическая деятельность человека —это
совокупность познавательных, волевых
и эмоциональных процессов.

Психическое
состояние —это временное своеобразие
психической деятельности, определяемое
ее содержанием и отношением человека
к этому содержанию.

Психические
состояния являются относительно
устойчивой интеграцией всех психических
проявлений человека при определенном
его взаимодействии с действительностью.
Психические состояния проявляются в
общей организованности психики.

Психическое
состояние —это общий функциональный
уровень психической активности в
зависимости от условий деятельности
человека и его личностных особенностей.

Психические
состояния могут быть кратковременными,
ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все
психические состояния подразделяются
на четыре вида:

1.
Мотивационные (желания, стремления,
интересы, влечения, страсти).
2. Эмоциональные (эмоциональный
тон ощущений, эмоциональный отклик на
явления действительности, настроение,
конфликтные эмоциональные состояния
—стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые
состояния —инициативности,
целеустремленности, решительности,
настойчивости (их классификация связана
со структурой сложного волевого
действия).

4. Состояния разных
уровней организованности сознания (они
проявляются в различных уровнях
внимательности).

Классификация психических явлений. — КиберПедия

ОТВЕТ: Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

 

ВОПРОС- 5: Психология как наука о поведении.

ОТВЕТ: Бихевиори́зм (англ. behaviour — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале XX века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.


По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления.

Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Нам нужно теперь более пристально присмотреться к тому, что называют поведением человека.

Это нужно сделать по нескольким основаниям:

Во-первых, чтобы проверить наше интуитивное убеждение, что поведение должно стать объектом изучения психологии.

Во-вторых, чтобы охватить возможно более широкий круг явлений, относимых к поведению, и дать их предварительную классификацию.

В-третьих, для того, чтобы дать психологическую характеристику фактов поведения.

Давайте поступим так же, как и при первоначальном знакомстве с явлениями сознания, — обратимся к анализу конкретных примеров.

Ответим на один из поставленных ранее вопросов:

Что такое факты поведения?

Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, — поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.;

во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т. п.;

в-третьих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл


Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения:

· Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

· Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.

· Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

· Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

· Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

· Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

· Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.

· Моделирующее поведение – варианты поведения людей
в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

· Уравновешивающее поведение – когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

· Освобождающее поведение – человек стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.

· Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.

· Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.

· Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).

· Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.

· Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование» разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.

· Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

Поступки— еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т. д. Итак, внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки — вот перечень явлений, относимых к поведению. Все они объекты психологического интереса, поскольку непосредственно отражают субъективные состояния содержания сознания, свойства личности.

Какой-либо поступок человека может быть:

1. результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение) либо

2. проявлением какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение).

Целью поступка человека может быть:

1. сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность) либо

2. приобретение нового качества, новых результатов (развитие).

Закончиться поступок может при достижении:

1. желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо

2. желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.п.).

Поступок человека включает три компонента:

1. само действие,

2. мысль,

3. чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными.

Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, поскольку сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других.

Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он всегда такой»), напротив, даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях.

Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий – удобный – канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много сил, организуя внешнее воздействие на людей.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Из характера изменений, происходящих в поведении взрослого человека, следует отметить тот динамичный процесс, при котором собственная личность оценивается с точки зрения верности принципам, достижения цели и социального вклада. Подобным же образом поведение человека в пожилом возрасте, тесно связанное с телесными изменениями, окрашивается чувством цельности и полноты (или отсутствия таковых) применительно к предшествующим этапам. (отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию)

 

Психика. Структура психики. Классификация психических явлений

Психология изучает закономерности, особенности порождения, функционирования и развития психики.

Психика – это особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой, также это способность активного отражения реальности и совокупность душевных процессов и явлений. Для того чтобы понять что из себя представляет такое понятие как психика, необходимо рассмотреть все ее аспекты, отражающие это понятие.     Психика присуща не всем живым организмам, а формируется только на определённой ступени биологической эволюции. Естественно, развитие психики животного и человека сильно отличается. Человек обладает высшим уровнем развития психики – сознанием.

Существует множество определений психики, несколько подходов изучения развития психики. Например, возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении индивидом объективного мира, построении этого мира и само регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Во-первых, психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды .

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Существует значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Все они отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. Рассмотрим, в чем заключаются эти различия.

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается даже у простейших форм живой материи. Приспособление к воздействиям внешней среды возможно лишь при наличии такого свойства, как раздражимость. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в большой степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые имеют более сложное анатомическое строение. Они вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражительностью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные.

Появление у определенного класса животных чувствительности , или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как проявление нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведения.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Известно, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличии от животных обладает способностью не только реагировать на внезапные изменения условий окружающей среды, но и способность формировать мотивационное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание – это высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных. Человека от животных отличают механизмы протекания психической деятельности, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека сознания. Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основный функцией эмоций – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием

Благодаря действиям механизмов протекания психической деятельности человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Человек обладает способностью самостоятельно регулировать свое поведение, в свою очередь ядром этой само регуляции является «Я-концепция». Всю воспринимаемую информацию человек преломляет через свою систему представления о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Адекватность поведения человека определяется степенью его критичности.

Критичность – это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». С помощью критичности у человека формируются идеалы и представление о морально-нравственных ценностях. Эта особенность критически  оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими идеалами и установками отличает человека от животного.

Столь сложный механизм формирования и оперирования психическими образами определяет наличие у человека способности к сознательной деятельности, проявлением которой является труд. Казалось бы животные также совершают полезные действия и это тоже можно назвать трудом. Но для выполнения столь сложных действий им необходим человек. Значит деятельность человека и поведение животного различаются степенью самостоятельности. Человек действует осознанно и самостоятельно благодаря сознанию.

Таким образом, можно выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (само детерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходит в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида.

Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией – вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы?

Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики:

1.          Отражение окружающей действительности.

2.          Обеспечение целостности организма.

3.          Регуляция поведения.

Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики,  которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Чем больше развито существо, тем более сложные механизмы его адаптации. Наиболее сложный механизм адаптации мы наблюдаем у человека. Адаптация имеет внешнюю и внутреннюю направленность. С помощью внутренней достигается сохранение целостности организма, а внешней – формирование соответствующего поведения. Вместе они обеспечивают возможность биологического существования существа. Так как человек контактирует не только с природой, но и социальной средой, то адаптация обеспечивает его существование в обществе.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три формы проявления психики:

  • психические процессы;
  • психические состояния;
  • психические свойства.

Психический процесс – это динамический аспект функционирования психики, выраженный в последовательной смене ее состояний во времени. Процесс акцентирует направление психики на осуществление определенных функций достижения целей и результатов, то есть все психические процессы не являются хаотичными.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Они имеют определенное начало, течение и конец, то есть обладают определенными динамическими характеристиками, к которым относят, прежде всего, параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. Психические процессы делятся на три группы:

1.          Познавательные.

2.          Эмоциональные.

3.          Волевые.

 К познавательным психическим процессам относятся процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание.

К эмоциональным психическим процессам относят такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы. Они наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, борьбой мотивов, управлением своим поведением и др.

Также выделяют в отдельную группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания .

К следующей структуре психических явлений относится психическое состояние. Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний. Так, по мнению Н.Д. Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов  в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Опираясь на это определение, он предпринял попытку классифицировать психические состояния, разделив их на следующие классы:

1.          Состояния личностные и ситуативные. В личностных выражаются индивидуальные свойства личности, в ситуативных – особенности ситуаций.

2.          Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека.

3.          Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека.

4.          Состояния продолжительные и кратковременные.

5.          Состояния более и менее осознанные. Все состояния имеют разный уровень осознанности.

Также существует и другая классификация психических состояний, разработанная В.А. Ганзен:

1.          Состояния, характеризующие эффективно-волевую сферу психической деятельности человека.

2.          Состояния сознания и внимания.

Следующий класс психический явлений – психические свойства личности – характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер.

Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Все психические явления, будь то процессы, состояния или свойства, связаны не только с конкретным индивидом, но и с группой. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и другие. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и другие. А к психическим свойствам группы относятся организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Социально-психологические явления: определение, классификация

Социально-психологические явления сопровождают нас всю жизнь. К ним относятся восприятие, подражание, понимание, внушение, лидерство, убеждение, взаимоотношения и ещё многое другое. Всё это обычно проявляется в процессе общения, который, в свою очередь, в психологии принято считать центральным явлением. Впрочем, обо всём – по порядку.

социально психологические явления

Специфика

Первым делом следует отметить, что социально-психологические явления принято рассматривать на нескольких уровнях – на официально-формализованном, личностно-институциональном и межличностном. Да и вообще всё общение, в принципе, воспринимается как средство повышения качества обучения и труда, как особое явление. Ведь именно в его процессе формируется психолого-социальная структура отдельного человека, малых групп и целых коллективов.

Итак, в чём специфика заданной темы? В том, что все социально-психологические явления, кажущиеся нам привычными, принято рассматривать с нескольких точек зрения. Если быть точнее – их «раскладывают» на уровни.

На первом нечто социальное лишь выступает в роли корректора биологического и природного. На втором проявляется общечеловеческий фактор. Принимаются во внимание различия в возрасте, поле, учитывается преемственность поколений.

И, наконец, третий уровень. Он, если выражаться вкратце, включает в себя экономические и политические условия, которые являются немаловажными причинами социализации личности.

И центральным звеном во всём этом является концептуальный аппарат. То есть основные понятия, которые и выражают структуру малых групп, личности, а также массовидных явлений.

 совместная деятельность

Классификация

Социально-психологические явления социальной психологии и их проявления зависят от многого. От общностей, малых и больших групп, в которых они возникают.

Также и от их типа. Общности бывают как организованными, так и неорганизованными. Явления, возникающие в них, называются массовидными (об этом будет рассказано ниже), а поведение – стихийным.

Имеет значение и класс психологических феноменов. Явления могут быть рационально осмысленными (мнение, убеждение, ценности), эмоционально упорядоченными (настроение, социальные чувства), функционирующими в определённых условиях (допустим, в экстремальных или же конфликтных ситуациях). И конечно же, они бывают как осознанными, так и неосознанными.

Об общественном мнении: определение

Теоретические знания полезны, однако стоит перейти к практике и рассмотреть социально-психологические явления непосредственно. Одним из них является форма массового сознания. То есть общественное мнение. Именно в нем проявляется отношение людей (порой даже целых групп) к определённым процессам. В определении уточняется – что к тем, которые затрагивают их потребности или интересы. Но действительность показывает, что современные люди высказывают своё мнение по отношению ко всему, даже если их это не касается.

общественное мнение

Характеристика явления

Общественное мнение может формироваться по-разному – либо сознательно, либо стихийно. Во втором случае суждение опирается на определённую информацию, которая передаётся из одних уст в другие. Взять, к примеру, политическую сферу. Вряд ли люди в современном обществе все поголовно являются знатоками в темах, её касающихся. Однако бóльшая их часть с удовольствием рассуждают о политике, и многим их суждения кажутся умными. Почему? Потому что мнение, выражаемое ими, опирается на ту информацию, которую предоставляют СМИ, сами политические деятели, авторитетные люди. Это в лучшем случае. Обычно ещё имеют место быть слухи, заблуждения, сплетни, идеологии, убеждения.

По сути, люди впитывают в своё сознание всё услышанное, после чего просто подкрепляют это своими догадками. И вот «их» мнение сформировано.

О сознательном подходе

Его можно выделить в отдельную краткую тему. Потому что сознательный подход в наше время не так «популярен», как выше упомянутый. Поскольку сам уклад жизни стихийный. Чтобы мнение было сознательным, люди (все или большинство) должны подходить к восприятию действительности субъективно. А это подразумевает способность мыслить самостоятельно, редко ориентируясь на что-то общепринятое и уже устоявшееся в обществе. Что, опять-таки, свойственно не всем.

Масштабность

Есть у общественного мнения одна особенность – оно оказывает влияние. Даже если сложилось в небольшом коллективе.

Пример: есть сравнительно небольшое предприятие, на котором работает 50 человек. Как и везде, там работает тот, кого принято называть изгоем. Почему о нём сложилось такое мнение? Возможно, он был не таким общительным, как все остальные, или всегда вёл себя тихо, не возражал никому. Если в коллективе трудятся нормальные люди, то этот человек не вызовет никаких обсуждений. Но нередко случается, что личности такого типа становятся «изгоями», «козлами отпущения» для сваливания на них никому не приятной работы. Об их нелюдимости строят догадки, плетут вокруг интриги. И вот, в один момент такой человек обретает окончательный, придуманный его «доброжелателями» образ.

И это лишь один пример. Что и говорить о влиянии общественного мнения, которое охватывает проблемы международной жизни и вопросы экономики.

социально психологические явления социальной психологии

Типы взаимодействий

Совместную деятельность тоже принято воспринимать как социально-психологическое явление. Почему? Потому что это – взаимосвязь с другими людьми, осуществляемая с какой-либо целью.

Она не может быть воплощена в действительность, если её участников ничто не связывает. Совместимость есть во всех случаях. Первый её вариант называется психофизиологическим. Она проявляется в тех случаях, когда совместная деятельность осуществляется похожими людьми. Их объединяет похожий характер, идентичные поведенческие реакции, аналогичные установки, возможно, даже мировоззрение. Всё это обуславливает согласованность между ними. А её наличие обязательно для достижения целей.

Второй вариант совместимости является социально-психологическим. Его принято считать наиболее оптимальным. Поскольку он подразумевает сочетание типов поведения людей в определённой группе и общность их установок, интересов и ценностей.

Сплочение и достижение результатов

Это – то, что подразумевает совместная деятельность. Сплочением называется процесс, в ходе которого формируется специфическая связь между людьми, за счёт которой они объединяются в «единый организм». Всё, опять-таки, делается ради достижения определённых целей и результатов. Каждый из участников группы в этом заинтересован.

Принято выделять уровни сплочённости. И на первом обычно происходит развитие эмоциональных контактов – проявление симпатии и расположенности людей друг к другу, например. Второй уровень подразумевает процесс убеждения каждого человек в том, что его система ценностей совпадает с другими. И на третьем осуществляется разделение общей цели.

Всё это влияет на образование так называемого социально-психологического климата в коллективе, способствующего поддержанию общего настроения, достойного уровня работоспособности и самочувствия.

 социально психологические проблемы

Явления в массах

Общество – это форма объединения людей. Соответственно, такое понятие, как массовидная психика, касается обсуждаемой темы напрямую. Из него вытекают и другие термины. Массовое сознание, например. Оно является одним из наиболее часто встречающихся. Или массовое настроение. Все мы хоть раз, да слышали эти понятия.

Вот, например, массовидные явления психики. Так называются определённые феномены, которые возникают, существуют и развиваются в довольно-таки больших социальных группах. Таковыми являются массовые настроения. Это – психические состояния, которые охватывают большое количество людей. Предпосылками их возникновения, обычно, являются события политического, социального, экономического и даже духовного характера. Естественно, чаще всего наиболее ярко проявляются отрицательные массовые настроения. Которые способны разрушить социально-политические системы, устоявшиеся в обществе и опостылевшие ему. Бурные события «девяностых» показали, насколько настроения могут быть влиятельными.

Индивидуальность

Она тоже имеет место быть в теме социально-психологических явлений. Поскольку нередко они относятся не к обществу, а к одной-единственной личности. Имеются в виду те феномены, которые обусловлены особенностями, поведением и действиями определённого человека. Это может быть социальный статус, роль личности, её позиция, ценности, установки. Нередко бывает такое, что из-за одного лишь человека в какой-либо группе (в том же рабочем коллективе) происходят такие явления, которые без него не имеют места быть. Если, допустим, офисом управляет злой начальник, постоянно и по любому поводу срывающийся на сотрудниках – то каждый раз, как он там присутствует, у большинства работников будет напряженное состояние. Потому что каждый будет предчувствовать «бурю», и воспринимать себя, как потенциальную жертву. И, опять-таки, это лишь один из примеров.

 массовидная психика

Что представляет собой закон подражания?

Ответ на этот вопрос в своё время дал французский социолог Габриэль Тард. Точнее, он его сформулировал.

Тард утверждал, что подражанием является основная движущая сила общественного развития – это подражание. И все сходства, которые только могут быть в нашем мире, обусловлены обычным повторением.

Социолог выделил логические законы подражания – те, которые основаны на средстве распространения определенной инновации или расчёте цели. В качестве отдельной категории обозначались нововведения.

Но самое главное в законе – то, что подражание идёт к внешнему от внутреннего. Иными словами говоря, разум всегда опережается чувствами. Идеи появляются раньше смысла. А цели – раньше средств. И конечно же, желание подражать у людей вызывает только всё самое престижное. Потому что иерархия имеет немаловажное значение.

Функции социальных групп и деление на них

Оно всегда было. Социально-психологические группы существуют столько же, сколько и человечество. С течением времени менялись лишь их названия. Но вообще всегда были объединения людей, имеющих какой-то единый социальный признак.

Есть самые разные подходы, касающиеся определения классификации функций таких групп. Принято выделять несколько в качестве основных.

Первая функция – социализация. Считается, что человек лишь в группе может обеспечить своё полноценное существование и выживание .

Вторая функция – инструментальная. Подразумевает совместное осуществление группой той или иной деятельности (о взаимодействии выше уже говорилось).

Третья функция – экспрессивная. Сюда включается всё, что касается психологии. Это взаимное одобрение людей, уважение, доверие, дружба, чувства, эмоции и многое другое.

И, наконец, четвёртая функция – поддерживающая. Её суть заключается в том, что все люди стремятся объединиться в сложных ситуациях. Таковы их социально-психологические особенности. Вместе справиться с чем-то легче (как физически, так и морально), чем одному.

социально психологическая характеристика

О проблемах

Тему, касающуюся их, также следует отметить вниманием. Социально-психологические проблемы касаются сегодня всех.

Взять, к примеру, такую малую группу, как семья. В наше время далеко не каждый союз заканчивает своё существование естественным путём – то есть уходом в другой мир одного из супругов. Всё чаще браки распадаются. Около 80%, если верить статистике! И практически всегда причинами являются возникшие и неразрешенные психологические проблемы.

Или, например, пожилые люди. У них тоже есть масса проблем социально-психологического характера. Одна из немногих заключается в резком снижении их статуса в обществе. Они перестают так же успешно функционировать, как личности, что нередко приводит к срывам.

А молодёжь? Многим кажется, что вот у кого, а у них уж точно быть проблем не должно. Но это не более чем предвзятость и стереотипы. Поиск своего места в жизни, попытки «влиться» в общество и в те или иные коллективы, конкуренция во всех её проявлениях. Да, у всех проблем разная социально-психологическая характеристика. Но сопровождают они нас всегда, в любом возрасте. И одних, разве что, чаще, других реже. Можно ли их избежать совсем? Да, безусловно. Если жить вне общества. Что, впрочем, сложно достижимо.

3.Психические явления, их сущность и классификация.

Сущность
идеалистического понимания психических
явлений заключается в том, что психика
рассматривается как нечто первичное,
существующее самостоятельно, независимо
от материи. В противоположность идеализму
материалистическое понимание психики
выражается в том, что психика рассматривается
как явление вторичное, производное от
материи, а материя – как первичное, как
субстрат (основа), носитель психики.

Все
психические явления делятся на три
группы:

1)
психические процессы;

2)
психические состояния;

3)
психические свойства личности.

Психический
процесс-это акт психической деятельности,
имеющий свой объект отражения и свою
регуляционную функцию.

Психическое
отражение-это формирование образа тех
условий, в которых осуществляется данная
деятельность. Психические процессы-это
ориентировочно-регулирующие компоненты
деятельности.

Психические
процессы подразделяются на познавательные
(ощущение, восприятие, мышление, память
и воображение), эмоциональные и волевые.

Вся
психическая деятельность человека-это
совокупность познавательных, волевых
и эмоциональных процессов.

Психическое
состояние-это временное своеобразие
психической деятельности, определяемое
ее содержанием и отношением человека
к этому содержанию.

Психические
состояния являются относительно
устойчивой интеграцией всех психических
проявлений человека при определенном
его взаимодействии с действительностью.
Психические состояния проявляются в
общей организованности психики.

Психическое
состояние-это общий функциональный
уровень психической активности в
зависимости от условий деятельности
человека и его личностных особенностей.

Психические
состояния могут быть кратковременными,
ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все
психические состояния подразделяются
на четыре вида:

1.
Мотивационные (желания, стремления,
интересы, влечения, страсти).

2.Эмоциональные
(эмоциональный тон ощущений, эмоциональный
отклик на явления действительности,
настроение, конфликтные эмоциональные
состояния-стресс, аффект, фрустрация).

3.Волевые
состояния—инициативности,
целеустремленности, решительности,
настойчивости (их классификация связана
со структурой сложного волевого
действия).

4.Состояния
разных уровней организованности сознания
(они проявляются в различных уровнях
внимательности).

4.Историческое развитие взглядов на предмет психологии.

Предмет
психологии менялся с течением времени.
Во времена господства интроспекции он
неразрывно связывался с ее методом и
представлял собой сферу сознания
человека. Во втором десятилетии XX в.,в
связи с развенчанием метода интроспекции,
произошла смена предмета психологии:
им стало поведение человека. Так в
психологию были введены совершенно
новые факты — факты поведения. Но
сознанию как предмету психологии можно
противоставить не только поведение
(как внутренне наблюдаемому — внешне
наблюдаемое), но и неосознаваемые
процессы психические — как наблюдаемые
лишь опосредованно, через «побочные
эффекты» (процесс душевный бессознательный).
Эти процессы стали особенно интенсивно
изучаться с начала XX в., и уже первые
результаты нанесли такой удар по
психологии сознания, который вполне
соизмерим с ударом бихевиоризма.

С
позиций теории деятельности, предмет
психологии — законы порождения и
функционирования отражения психического
индивидом объективной реальности в
процессе деятельности человека и
поведения животных. Здесь деятельность
принимается как исходная реальность,
с коей имеет дело психология, а психика
рассматривается как ее производная и
как ее неотъемлемая сторона. Так что
психика не может существовать вне
деятельности, а деятельность — вне
психики. Упрощая, можно сказать, что
предмет психологии — психически
управляемая деятельность. Более узкая
точка зрения — выделение как предмета
психологии деятельности ориентировочной
— системы психического управления
деятельностью. В практике исследований
это реализовалось в русле двух
стратегических линий: в одной из них
деятельность выступает как предмет
исследования, в другой — как объяснительный
принцип. Так, представления о строении
деятельности, о ее динамике, формах, о
процессе интериоризации и прочем —
результат реализации первой линии. А
применение понятий и положений теории
деятельности к анализу процессов
психических, сознания, личности —
результат реализации второй линии. Обе
линии тесно переплетаются, и успехи
каждой из них составляют основу для
развития другой.

Социально-психологический феномен: определение, классификация

Социально-психологические явления сопровождают нас по жизни. К ним относятся восприятие, имитация, понимание, вдохновение, лидерство, убеждение, отношения и многое другое. Все это обычно проявляется в процессе общения, который, в свою очередь, в психологии считается центральным явлением. Впрочем, все — по порядку.

social psychological phenomena

Технические условия

Во-первых, следует отметить, что социально-психологические явления обычно рассматриваются на нескольких уровнях — официально формализованном, личностно-институциональном и межличностном.И действительно, всякое общение в принципе воспринимается как средство повышения качества образования и труда, как особое явление. Именно в процессе формируется психосоциальная структура личности, небольших групп и целых сообществ.

Итак, в чем специфика данной темы? Что все социально-психологические явления, которые кажутся нам знакомыми, традиционно рассматриваются с нескольких точек зрения. Точнее — их «сортировочные» уровни.

Сначала что-то социальное действует только как корректор биологического и природного.Появляется второй человеческий фактор. Учитываются возрастные, половые различия, учитывается преемственность поколений.

И, наконец, третий уровень. Короче говоря, он включает экономические и политические условия, которые являются важными причинами социализации.

Центральным элементом всего этого является концептуальный аппарат. То есть понятия, выражающие структуру малых групп, индивидуальный и массовый характер явлений.

 joint arrangements

Классификация

Социально-психологический феномен социальной психологии и его проявления зависят от многих факторов.Из сообществ, малых и больших групп, в которых они встречаются.

Тоже по своему типу. Сообщество может быть организованным и неорганизованным. Явления, происходящие в них, называются массовыми (об этом речь пойдет ниже), а поведение — естественными.

Имеет значение и класс психологических явлений. Явления могут быть рационально значимыми (мнение, убеждения, ценности), эмоционально упорядоченными (настроение, социальное чувство), которые действуют в определенных условиях (например, в экстремальных или конфликтных ситуациях).И, конечно, сознательны или бессознательны.

Рекомендовано

A good family psychologist, Moscow: reviews

Хороший семейный психолог, Москва: отзывы

Традиционно к врачам этой специальности обращаются жители развитых стран (европейцы и американцы). Показывает ли нынешняя жизнь в российской столице востребованность профессии «семейный психолог» (Москва)? Обзоры жилых …

Об общественном мнении: определение

Теоретические знания полезны, но они должны переходить в практику и непосредственно рассматривать социально-психологические явления.Одна из них — форма массового сознания. То есть общественное мнение. Возникает отношение людей (иногда целых групп) к конкретным процессам. В определении указано — что касается тех, кто влияет на их потребности или интересы. Но реальность показывает, что современные люди выражают свое мнение по отношению к целому, даже если на них это не влияет.

public opinion

Характеристика

Общественное мнение может формироваться разными способами — сознательно или спонтанно.В последнем случае суждение основывается на определенной информации, которая передается из уст в уста. Возьмем, к примеру, политическую сферу. Вряд ли люди в современном обществе все опросы являются знатоками тем, это беспокоит. Однако большинство из них с удовольствием говорят о политике, и многие их суждения кажутся разумными. Зачем? Потому что мнение, высказанное ими, основано на информации, предоставленной самими СМИ, политическими деятелями, влиятельными людьми.Это лучшее. Обычно по-прежнему место для слухов, заблуждений, сплетен, идеологии, убеждений.

На самом деле люди вбирают в себя все, что они слышали, а затем просто подкрепляют это своими догадками. И здесь формируется «их» мнение.

О сознательном подходе

Можно выделить отдельную краткую тему. Потому что осознанный подход в наше время не так «популярен», как вышеупомянутое. Начиная с естественного образа жизни. К мнению сознательных людей (большинства или всех) должно соответствовать восприятие действительности субъективно.Это подразумевает способность мыслить самостоятельно, редко зацикливаясь на чем-то общем и уже сложившемся в обществе. Что, опять же, свойственно не всем.

Масштаб

У общественного мнения одна особенность — она ​​оказывает влияние. Даже если разрабатывается небольшой командой.

Пример: существует относительно небольшая компания, в которой работает 50 человек. Как и везде, есть кто-то, кого называют парией. Почему у людей такое мнение? Возможно, он был не таким общительным, как все, или всегда был тихим и никому не возражал.Если в команде будут нормальные люди, то этот человек не вызовет никаких дискуссий. Но часто бывает, что этот тип личности оказывается «мошенником», «козлом отпущения», чтобы задержать им никому не приятное занятие. Об их несудимости спекулируют, плетут интриги. И вот однажды такой человек становится финалом, придумавшим себе «добрый».

И это только один пример. Что уж говорить о влиянии общественного мнения, которое освещает международные проблемы и вопросы экономики.

the social psychological phenomenon of social psychology

Взаимодействия

Совместная деятельность также обычно воспринимается как социально-психологический феномен.Зачем? Потому что это — отношения с другими людьми, выполнение каких-либо целей.

Невозможно воплотить в жизнь, если между его членами нет ничего общего. Совместимость во всех случаях. Первая версия называется психофизиологической. Это проявляется в тех случаях, когда совместную деятельность проводят похожие люди. У них схожие черты, одинаковые поведенческие реакции, похожие устройства, возможно, даже мир. Все это приводит к согласованности между ними. Как обязательное условие для достижения целей.

Второй вариант совместимости — социально-психологический. Считается самым оптимальным. Потому что это сочетание моделей поведения людей в определенной группе и их общих взглядов, интересов и ценностей.

Сплоченность и достижение результата

Это — то, что предполагает совместную деятельность. Сплоченность — это процесс, в котором определенные отношения между людьми, посредством которых они объединяются в «единое тело», опять же, ради достижения определенных целей и результатов.В этом заинтересован каждый из участников группы.

Решил выделить уровни сплоченности. И первое обычно — это развитие эмоционального контакта — например, выражение симпатии и расположения людей друг к другу. Второй уровень включает в себя процесс убеждения каждого человека в том, что его система ценностей совпадает с другой. И третий — разделение общей цели.

Все это влияет на формирование так называемого социально-психологического климата в коллективе, способствуя поддержанию общего настроения, достойного уровня здоровья и благополучия.

 social and psychological challenges

Феномен в массах

Компания — это форма объединения людей. Соответственно, такое понятие, как массовость психики, имеет прямое отношение к теме. Вывести из него и другие термины. Например, массовое сознание. Это один из самых распространенных. Или массовое настроение. Все мы слышали об этих концепциях.

Например, массовость явления психики. Так называемые определенные явления, которые возникают, существуют и развиваются в довольно больших социальных группах.Это массовые настроения. Это — психические состояния, которыми охвачено большое количество людей. Предпосылками их появления, как правило, являются события политического, социального, экономического и даже духовного характера. Конечно, часто наиболее ярко выражен массовый негативный настрой. Которая способна разрушить социально-политическую систему, сложившуюся в ненавистном ему обществе. Бурные события «девяностых» показали, как настроение может иметь влияние.

Личность

Ей тоже самое место в теме социально-психологических феноменов.Часто потому, что они не относятся к обществу как к отдельному человеку. Это относится к тем явлениям, которые связаны с особенностями, поведением и действиями конкретного человека. Это может быть социальный статус, роль личности, ее отношение, ценности, установки. Часто бывает, что из-за одного человека в группе (в одной рабочей команде) такие вещи случаются, вам негде быть. Если, например, офис управляет злым начальником, постоянно и по какой-либо причине ломает штат — то каждый раз, когда он там, большинство рабочих тоже будут напряжены.Потому что все будут предчувствовать «бурю» и примут себя за потенциальную жертву. И, опять же, это только один пример.

 mass character of the psyche

Каков закон?

Ответ на этот вопрос в свое время дал французский социолог Габриэль Тард. Точнее, он ее сформулировал.

Тард утверждал, что подражание — главная движущая сила общественного развития — это пародия. И все сходство, которое может быть в нашем мире, обусловлено регулярным повторением.

Социологи определили логические законы подражания — те, которые основаны на средствах распространения определенных нововведений или расчетной цели.В отдельную категорию были выделены нововведения.

Но самое главное в законе — то, что имитация выходит наружу изнутри. Другими словами, ум всегда опережает чувства. Идеи важнее смысла. Цель — перед инструментами. И конечно, желание подражать народу — единственное престижное. Потому что иерархия имеет большое значение.

Функции социальных групп и их деление

Так было всегда. Социально-психологические группы такие же, как и человечество.Со временем единственное изменение — это их имена. Но были и положительные ассоциации людей, имеющих общую социальную основу.

Существует множество подходов к определению классификации функций таких групп. Решил выделить несколько как базовые.

Первая функция-социализация. Считается, что человек только группа может обеспечить его существование и выживание.

Вторая функция — инструментальная. Включает группу совместной реализации конкретной деятельности (взаимодействие, о котором мы уже упоминали).

Третья функция-выразительная. Сюда входит все, что связано с психологией. Это взаимное одобрение, уважение, доверие, дружба, чувства, эмоции и многое другое.

И, наконец, четвертая функция-поддержка. Его суть заключается в том, что все люди стремятся объединиться в сложных ситуациях. Это социально-психологические характеристики. Вместе справиться с чем-то более легким (и физически, и морально), чем один.

social and psychological characteristics

Проблема

В теме, относящейся к ним, тоже стоит отметить.Социально-психологические проблемы вызывают озабоченность сегодня.

Возьмем, к примеру, небольшую группу, например семью. В наше время не всякий союз собирается исчезнуть естественным путем — то есть оставить в другой мир одного из супругов. Часто браки распадаются. По статистике около 80%! И почти всегда причиной являются возникающие и нерешенные психологические проблемы.

Или, возможно, пожилые люди. Также у них много проблем социально-психологического характера. Одно из немногих — резкое снижение их статуса в обществе.Они перестают эффективно функционировать как личности, что часто приводит к сбоям в работе.

А молодежь? Многие думают, что с одним из них наверняка проблем быть не должно. Но это не более чем предвзятость и стереотипы. Поиск своего места в жизни, попытки «влиться» в общество и в определенные группы, соревнование во всех его проявлениях. Да, у всех нас есть проблемы разного социально-психологического характера. Но они сопровождают нас всегда, в любом возрасте. И одни, может быть, чаще, другие реже.Можно ли их полностью избежать? Ну конечно; естественно. Если вы живете вне общества. Однако этого трудно достичь.

.

Социально-психологические явления: определение, классификация — Психология

Социально-психологические явления сопровождают нас на протяжении всей жизни. К ним относятся восприятие, имитация, понимание, внушение, лидерство, убеждение, отношения и многое другое. Все это обычно проявляется в процессе общения, который, в свою очередь, в психологии считается центральным явлением. Впрочем, обо всем — по порядку.

Особенности

Прежде всего, следует отметить, что социально-психологические явления обычно рассматриваются на нескольких уровнях — формально формализованном, личностно-институциональном и межличностном.И вообще, всякое общение в принципе воспринимается как средство повышения качества обучения и работы, как особое явление. В конце концов, именно в его процессе формируется психологическая и социальная структура индивида, малых групп и целых групп.

Итак, в чем специфика данной темы? Дело в том, что все социально-психологические явления, которые кажутся нам знакомыми, принято рассматривать с нескольких точек зрения. Точнее, они «разложены» по уровням.

Сначала что-то социальное действует только как биологический и естественный корректор. На втором появляется универсальный человеческий фактор. Учтены различия в возрасте, поле, преемственность поколений.

И, наконец, третий уровень. Короче говоря, он включает экономические и политические условия, которые являются важными причинами социализации человека.

И центральным элементом во всем этом является концептуальный аппарат.То есть основные понятия, которые выражают структуру малых групп, индивидов, а также массово-подобных явлений.

Классификация

Социально-психологические явления социальной психологии и их проявления зависят от многих вещей. Из сообществ, малых и больших групп, в которых они возникают.

Тоже по своему типу. Сообщества бывают как организованными, так и неорганизованными. Возникающие в них явления называются массовыми (об этом будет сказано ниже), а поведение — спонтанным.

Также имеет значение класс психологических явлений. Феномены могут быть рационально значимыми (мнение, убеждение, ценности), эмоционально упорядоченными (настроение, социальные чувства), функционирующими в определенных условиях (например, в экстремальных или конфликтных ситуациях). И, конечно же, они одновременно сознательны и бессознательны.

Об общественном мнении: определение

Теоретические знания полезны, но стоит пойти на практику и непосредственно рассмотреть социальные и психологические явления.Одна из них — форма массового сознания. Это общественное мнение. Именно в нем проявляется отношение людей (иногда даже целых групп) к определенным процессам. В определении уточняется — как быть с теми, которые влияют на их потребности или интересы. Но реальность показывает, что современные люди высказывают свое мнение по отношению ко всему, даже если это их не касается.

Характеристика явления

Общественное мнение может формироваться по-разному — сознательно или стихийно.Во втором случае суждение основывается на определенной информации, которая передается из уст в уста. Возьмем, к примеру, политическую сферу. Вряд ли люди в современном обществе все опросы являются знатоками связанных с ним тем. Однако большинство из них с удовольствием говорят о политике, и многие из них считают себя умными. Зачем? Потому что высказываемое ими мнение основано на информации СМИ, самих политиков и авторитетных людей. Это в лучшем случае. Обычно до сих пор ходят слухи, заблуждения, сплетни, идеологии, верования.

Фактически, люди впитывают все, что слышат, в свой разум, после чего просто подкрепляют это своими догадками. И здесь формируется «их» мнение.

О сознательном подходе

Это можно выделить отдельной короткой темой. Потому что сознательный подход в наше время не так «популярен», как упоминалось выше. Поскольку сам образ жизни стихийен. Чтобы мнение было осознанным, люди (всего

.

Классификация психических явлений

Психические явления позволяют человеку не только ориентироваться в окружающем мире, но и вести активную познавательную деятельность. Все, что уже было достигнуто сегодня, было бы невозможно, если бы наша психика не могла беспрепятственно получать и обрабатывать информацию, полученную из окружающего мира.

Все психологические явления наиболее непосредственно связаны друг с другом. Эта связь очевидна: без одного не было бы другого, но то, как устроена наша психика, определяется их совокупностью.Тем не менее, в них есть различия. Традиционная классификация психических явлений выделяет три большие группы. Это психические процессы, психические свойства личности и, конечно, психические состояния.

Психические процессы являются основными явлениями, а психические свойства и состояния человека следует понимать как типологическую и временную модификацию процессов, происходящих в психике. Все виды психических явлений представляют собой один поток рефлексивно-регулирующей деятельности.Рассмотрим их отдельно.

Классификация психических явлений

Психические процессы не являются актами рефлексивно-регулирующей деятельности. Эти действия являются отдельными и целостными. Объект отражения присутствует в каждом отдельном процессе психики. Также все процессы имеют свои закономерности и специфику регулирования.

Классификация психологических явлений отводит им первое место в списке, потому что они представляют собой нечто вроде исходной группы.Другими словами, они являются основой формирования психологических образов.

Они представляют собой взаимодействие объекта и предмета рефлексии, своеобразную систему конкретных действий, направленных на взаимодействие и познание этих предметов и объектов.

Эти процессы могут быть когнитивными (к ним относятся восприятие, ощущения, воображение, а также память и мышление), эмоциональными и волевыми. Умственная деятельность — это совокупность всех этих процессов.

Тогда есть психические состояния.Особенность умственной деятельности временная. Определяется отношением человека к происходящему. В противном случае можно сказать, что это текущая модификация психики человека. Психические состояния представляют собой интеграцию (относительно стабильную) всех проявлений психики человека в момент определенного взаимодействия с реальностью.
Их проявление зависит от направления деятельности человека, а также от его личного отношения к ней.

Психические состояния можно разделить на мотивационные, которые основаны на желании чего-то достичь; о состояниях организованного сознания, проявляющихся в те моменты, когда возникает необходимость на чем-то сосредоточиться; по эмоциональным, а также по волевым.

В психологии выделяют также некоторые пограничные состояния. Речь идет об акцентуациях характера, психопатиях, неврозах. Также стоит задержка умственного развития.

Классификация психических явлений идентифицирует третью группу не что иное, как психические свойства личности. Сюда входит направленность личности, темперамент, характер, а также способности человека. Они все более индивидуальны и во многом зависят от того, как человек живет и развивается.Здесь важны и его жизненные приоритеты.

Классификация явлений, описываемых в данной статье, разработана И. Кантом. На этом основана традиционная психология. Не следует забывать только о том, что данная классификация психических явлений искусственно изолирует психические процессы от психических состояний, а также от очень важных типологических свойств личности.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *