Береги психику смолоду: как понять, что подростку нужен психолог | Alter
Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, часто списывают на «трудный возраст» и «скачки гормонов». Гормональный фон действительно может влиять на настроение и поведение — но это не значит, что ситуацию нужно пускать на самотек. Подростки порой нуждаются в психологической помощи не меньше, чем взрослые — но не знают, как ее получить.
Особенности подростковой психотерапии
Подростковая психотерапия отличается от психотерапии взрослых и детей:
- Если детская психотерапия базируется в основном на игре, с подростками нужно разговаривать. При этом сформулировать запрос и целенаправленно работать в психотерапии им сложно из-за частых смен настроения и мотивов.
- Подросток переживает много внутриличностных конфликтов: конфликт собственных желаний и воспитания, стремлений и возможностей. Психотерапевт должен учитывать это и помогать клиенту выстраивать границы, слушать и понимать себя.
- Для подростка крайне важен аспект конфиденциальности. Он может отказываться от психотерапии или замалчивать некоторые ситуации из-за страха, что терапевт «доложит» все родителям.
- Трудности могут возникать на моменте построения эмпатической связи. Особенно если в семье есть проблемы с открытостью и близостью, у подростка мало шансов научиться выстраивать доверительные отношения.
Поэтому терапевт, который работает с подростком, должен иметь высокий уровень эмпатии и быть с клиентом максимально честным и открытым. Только так можно добиться сотрудничества.
Кто формирует запрос?
Еще одна особенность подростковой терапии: заказчик и клиент, как правило — разные люди. Родитель приводит подростка на психотерапию и оплачивает ее — соответственно, именно с родителем составляется договор и информированное согласие.
Что делать, если у них разные запросы? Например, родитель хочет, чтобы у ребенка повысилась успеваемость в школе и исчезли конфликты с учителями. А клиента-подростка оценки не волнуют — он вообще не понимает, почему все от него чего-то хотят.
Опытный терапевт не будет углублять конфликт в семье. Действовать в таком случае лучше всего через сотрудничество — то есть, попробовать привести запросы к общему знаменателю. Снизилась успеваемость? Возможно, это связано с падением внимания, сосредоточенности и мотивации — один из основных симптомов депрессии. Если найти и решить основную проблему, ее последствия тоже трансформируются.
Если прийти к соглашению не получается, психотерапевт может предложить семейную терапию. Научиться слышать друг друга, относиться друг к другу с уважением и принятием — важные условия здоровой семьи. Подростку семейная психотерапия поможет почувствовать, что его слышат, и его мнение учитывают. Кроме того, разрешение внутренних проблем семьи может косвенно решить и частные проблемы ее членов. Например, нежелательное поведение ребенка может давать родителям вторичную выгоду: они постоянно «спасают» его и чувствуют себя нужными. Считывая это поведение, подросток бессознательно подстраивается — и порочный круг замыкается. Поскольку никто из участников не осознает это, и все чувствуют себя несчастными — нередко разорвать круг способна только психотерапия.
Как понять, что пора на терапию, и как уговорить семью
Здесь работает та же схема, что и с терапией взрослых: если проблема забирает слишком много сил и эмоций, а справиться самостоятельно не получается — нужна помощь специалиста. Ситуации у всех разные, но есть список запросов, с которыми чаще всего приходят подростки — и их нельзя запускать.
Депрессия
Подростковая депрессия — не блажь, а заболевание, и она не «пройдет с возрастом». Основные симптомы: апатия, потеря интереса к занятиям, которые раньше нравились, заниженная самооценка, невозможность сосредоточиться. Особо насторожиться стоит, если в беседах подросток часто говорит о бессмысленности или о смерти. Может показаться, что поиски смысла жизни и негативное мышление — нормальные атрибуты взросления. Но если негативный сценарий превалирует — необходимо срочно принять меры. У подростковой депрессии высокий риск суицида. Это не значит, что подростка нужно запереть в больнице и кормить таблетками. Он нуждается прежде всего в психологической помощи.
Тревожные расстройства
Постоянная тревога, ярко выраженный страх общаться и выступать на публике, нежелание пробовать что-либо из-за боязни провала — эти чувства отравляют жизнь. Если не разобраться с ними в подростковом возрасте, человек с большой вероятностью пронесет их и дальше — во взрослую жизнь.
Расстройства пищевого поведения
Подростки часто бывают очень восприимчивы к критике и озабочены тем, какое впечатление производят. В сочетании с принятыми в обществе стандартами красоты это нередко приводит к расстройствам пищевого поведения — опасным психологическим проблемам, которые влияют не только на эмоциональное состояние, но и на здоровье.
Стресс
Поступление в университет, взросление, ответственность — подростки ежедневно сталкиваются с колоссальным стрессом. Психотерапия научит эффективно с ним справляться: не избегать, но и не впадать во фрустрацию.
Переживание травмы или потери
Подростки тоже переживают тяжелые ситуации: потерю близкого, расставание с друзьями или парой. Но с ними это впервые. Если не проработать травматичный опыт, он может «всплывать» в будущем и продолжать приносить страдания.
Отсутствие социальных связей
Любому человеку плохо без общения. Если подросток не может наладить контакт с другими людьми, общается только в пределах семьи (в лучшем случае) — это повод немедленно обратиться к психологу. Знакомиться, сближаться, создавать связи — это навык, и его можно приобрести, если проработать в психотерапии страхи и другие мешающие факторы.
Если вы — подросток, и вам нужно уговорить родителей на психотерапию — отправьте им ссылку на эту статью. Поговорите о ситуации в спокойной обстановке. Объясните, что психотерапевт — не замена родителям, и поход к нему не означает, что вас плохо воспитали или недостаточно любили. Это — способ обеспечить себе более счастливое будущее.
Если вы — родитель, и хотите предложить подростку помощь психотерапевта — обсудите его страхи перед терапией. Скорее всего, именно они (а не природное упрямство) мешают согласиться на помощь.
Какое направление выбрать
Отдельной «подростковой психотерапии» не существует. С подростками работают в тех же направлениях, что и со взрослыми — просто с учетом особенностей возраста. Выбирайте терапевта, у которого есть позитивный опыт работы с подростками. Кстати, наличие детей у самого терапевта не обязательно — личный опыт не играет роли в психотерапии.
Мы рекомендуем искать в одном из этих направлений:
- Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ)
КБТ — направление, нацеленное на решение конкретной проблемы здесь и сейчас. Основной метод КБТ — «когнитивная переоценка», иными словами, изменение привычных (негативных) реакций и моделей поведения на более эффективные и здоровые. В подростковом возрасте это очень полезно — так как привычное поведение закрепляется, и с годами становится все сложнее его изменить.
- Психодинамическая терапия
Психодинамический подход фокусируется на глубинных переживаниях, чувствах и психологических защитах. Она помогает решить внутренние конфликты, «найти себя», лучше понимать собственные потребности и не закрываться от нового опыта.
- Семейная психотерапия
Как мы уже писали, иногда психотерапевту необходимо работать с семьей и детско-родительскими отношениями. Если в системе меняется только один человек — возвращаясь в нее, он возвращается к прежним моделям поведения. Поэтому так важно изменить вектор семьи в целом.
Подростковый период — один из самых сложных в жизни человека. Представьте, как здорово проходить его не на ощупь, а заручившись поддержкой семьи и профессиональной помощью.
20 вопросов о жизни подростков, которые чаще всего задают «Яндексу»
Если интересно, почему ваш ребёнок, став подростком, начал вести себя совсем не как тот десятилетний ангел, лучше пойти к подростку, а не в интернет. И попробовать с ним поговорить. Но если разговаривать он отказывается — ладно. Можно забить свои вопросы в поисковой строке и надеяться, что все ответы найдутся, а тревоги пройдут. «Мел» вместе с «Яндексом» собрали самые популярные* запросы о подростках.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Почему врёт подросток
Вопрос, на который, наверное, вообще ответа не существует. В принципе, врут примерно все. И взрослые тоже. А потом, если за правдивый ответ подросток может получить порцию недовольства от своих родителей, то и смысла говорить правду нет никакого.
2. Почему подростки не хотят учиться
Тут причин может быть столько, что все не перечислишь. От банальных лени и подросткового бунта, до, например, проблем в школе вроде буллинга. В последнем случае нужно открыто поговорить с ребёнком: может, условная Марья Петровна назвала его идиотом, и теперь он думает, что всё пропало. А вот если дело в прокрастинации, помогите подростку организовать его работу: вместе составьте план занятий, помогите разобраться в заданиях, не ставьте невыполнимых задач (и объясните, что так делать — себе вредить).
3. Почему принято считать подростковый возраст переходным
Кажется, потому что многое в жизни подростка меняется: физиологические изменения, психологические. Из детства — в более осознанный возраст. Но это не точно.
4. Почему подростки закрывают лицо на фото
Это можно спросить у своего подростка (если такой есть дома). Но вообще, отношение к себе у подростков часто критичное и не всегда адекватное. Поэтому ощущение «я урод/уродина, только не фотографируйте» — нормально. И потом проходит.
5. Почему идёт кровь из носа у подростка/почему выпадают волосы у подростка/задерживается менструация/появляются растяжки/хрустят суставы и тому подобное
Причин, по которым у взрослого человека или подростка может идти кровь из носа, много. То же самое — с выпадением волос. Это может быть в рамках нормы, а может говорить, например, об эндокринных заболеваниях. В любом случае, если речь идёт о здоровье вашего ребёнка, лезть в интернет и доверять сомнительным форумам — плохая затея. Лучше сходите к нормальному врачу.
6. Почему подростки агрессивны
Всё дело в том, как развивается мозг. В переходном возрасте активно развивается лимбическая система. Она отвечает за эмоции и получение удовольствия. Тогда же развивается и префронтальная кора, которая обеспечивает способность человека к проявлению самоконтроля. Только вот под воздействием гормонов лимбическая система более активна. И пока область мозга, отвечающая за контроль, не так окрепла, выбесить подростка очень просто. Есть два пути: подождать — само пройдёт, или придумать способы научить ребёнка самоконтролю. Как учить — точно не знает никто, но начните с того, чтобы не беситься самому в ответ.
7. Почему подростки хотят умирать/не хотят жить
Наверное, каждому хоть раз в жизни не хотелось вставать с кровати, да и вообще что-то делать: только отстаньте-не трогайте-уйдите. Подросткам ещё тяжелее. Весь мозг залит гормонами, префронтальная кора работает плохо (смотрим пункт выше), родители бесят, в школу не хочется. Любимый психолог «Мела» Катерина Дёмина уверена, что для подростка самоубийство — это способ показать миру, что ты управляешь своей судьбой. И вместе с тем убеждена, что срыв не случится, если в семье действительно внимательно и с любовью относятся к ребёнку. Хотя бы потому что вовремя заметят проблемы.
8. Почему подростки мастурбируют
По тем же причинам, по каким это делают взрослые люди. Сексуальная разрядка — это важно. Кроме того, так подростки узнают своё тело и разбираются в собственной сексуальности. К счастью, тёмные времена, когда мастурбация считалась причиной слабоумия, уже прошли. Так что обязательно стучитесь, прежде чем войти в комнату к своему ребёнку.
9. Почему подростки вступают в субкультуры
Подросток находится в поиске себя и пытается себя идентифицировать. Иногда это проще сделать через принадлежность к какой-то группе. Если при этом подросток никому не вредит (ни себе, ни окружающим), оставьте его спокойно слушать рэп или перекрашивать волосы в десятый раз. В общем, просто в первый раз правда отстаньте. Главное — узнайте, с кем общается ребёнок и не принесёт ли ему это вреда.
10. Почему подростки хотят любви
Потому же, почему её хочет любой взрослый человек и даже хомячок, который живёт в вашей квартире. Хотя хомячку, может, и всё равно. Подросток переживает действительно сложный период: гормоны, учёба, всё бесит. Вспомните себя. Когда вам плохо, хочется поддержки и внимания.
11. Почему подростки занимаются сексом
Конечно. Раньше такого не было. Вряд ли кто-то до сих пор искренне верит этим словам. Подростковый секс был и есть. Здесь задача родителей беспокоиться не о том, что это происходит, а о том, чтобы это было безопасно, по обоюдному согласию и не стало причиной проблем с восприятием собственной сексуальности подростка в будущем. В общем, запрещать — бесполезно, объяснять, как правильно, — необходимо.
12. Почему подростки уходят из дома
Любой поступок — всегда послание. Возможно, подросток собрался уйти из дома, чтобы в очередной раз получить подтверждение — «я самое ценное, что есть у моих родителей». Говорите ребёнку чаще о том, что любите его и беспокоитесь о нём (до того, как он в отчаянии начнёт требовать этого поступками), а просьба приходить в 11 вечера домой — не тирания, а беспокойство за безопасность подростка. О том, что делать, если ребёнок не приходит до ночи, а в вашей руке каждый вечер оказывается пузырёк с валерьянкой, можно прочитать в тексте практикующего психолога и многодетной мамы Катерины Дёминой.
13. Почему подростки пьют
Потому что это весело, хоть и вредно, и потому что им продают алкоголь. Это действительно серьёзная проблема. Примерно в любом районе можно найти магазин, где купить алкоголь можно и после 11 вечера и при отсутствии паспорта.
14. Почему подростки любят китов
С китами, кажется, уже все разобрались, но родители всё равно волнуются. Вообще, никто у подростков не спрашивал, любят они китов или нет. Или им просто интересно. Или им нравятся картинки с китами. В любом случае, если киты прочно связаны в голове с подростковыми суицидами, то почитайте отличный терапевтический текст психолога Катерины Дёминой «Киты ни при чём» — об истинных причинах подростковой депрессии. Себя успокоите и ребёнку в случае проблем сможете помочь.
15. Почему подростки пришли на митинги в Москве
О том, зачем, почему и кто приходил на митинги написали километры текстов в фейсбуке. «Протест молодеет», а школьников выгоняют с уроков за участие в митинге. Вот только самих подростков о том, что побудило их выйти, расспрашивали мало. Но наверняка модные социологи ещё этим займутся и смогут найти ответ на этот вопрос. А вот что о митингах нам писала блогер-девятиклассница.
16. Почему подростки нуждаются в карманных деньгах
Деньги нужны всем и всегда: обед в школе, поход в кино, кафе, покупки, которые можно сделать, не оглядываясь на родителей и не отчитываясь за какие-то мелочи. Карманные деньги — отличный способ научить ребёнка управляться с деньгами, а в будущем не вырастить того, кто промотает свои деньги и ваши заодно. Расскажите ребёнку о семейном бюджете, вместе посчитайте возможные расходы подростка и определите понятные суммы, которые вы готовы давать. И хватит ждать подвоха и думать, что все деньги подросток спустит на развлечения в сомнительной компании.
17. Почему подростки курят
Опять немного про мозг. Центр удовольствия расположен внутри лимбической системы (именно она развивается очень активно в подростковом возрасте). Именно центр удовольствия восприимчив к воздействию алкоголя, никотина и кокаина. Поэтому подростки впадают в зависимость от веществ гораздо проще, чем взрослые. Так что тут правильнее спрашивать не «почему курят», а «почему начинают». Вот тут и правда можно говорить про влияние компании и опыта семьи. Если в окружении курят, шанс, что это же начнёт делать подросток, — довольно высокий.
18. Почему подростки жестокие
О каких проявлениях жестокости идёт речь, не совсем понятно. Спускать кошку в мусоропровод — это уже что-то не вполне здоровое. Тут надо, скорее всего, к психологу (или хотя бы начать с текста нашего блогера Анастасии Мироновой «12 советов, как не вырастить из ребёнка живодёра»). А может быть ваш ребёнок стал буллером и травит в школе одноклассников. И хотя травля — это системный сбой школьного коллектива, решить проблему можно. Только для этого должны приложить усилия и учителя, и родители, и ученики.
19. Почему болит сердце у подростков
Если вопрос серьёзный и про здоровье — к врачу. Если это метафора душевных состояний — вспомните себя. Клише «трудный возраст» не такое уж плохое. Если подростку грустно — будьте рядом. Не пускают в комнату — не злитесь. Рано или поздно подросток выйдет на ужин.
20. Почему подростки матерятся
Во-первых, так проще выразить отношение к событиям, которые вызывают сильные эмоции. Во-вторых, способ показать «я уже не ребёнок — мне можно». И посмотрите на себя. Если вы любите крепкие выражения и не стесняетесь их использовать, почему бы подростку, глядя на вас, не делать то же самое. А если вас всё-таки не устраивает, что ребёнок матерится как сапожник, прочитайте статью психолога Яны Филимоновой о том, что с этим делать.
*Рейтинг запросов со словосочетанием «почему подростки», заданных пользователями поисковой системы «Яндекс» с 01.07.2016 по 01.07.2017.
Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.
Подросток на приеме у психолога
Подросток на приеме у психолога
Волею случая оказался в ситуации, когда нужно было компактно рассказать, в чем, на мой взгляд, специфика работы психолога с подростками. Родились следующие соображения.
В кабинете – двое безутешных.
Родитель и подросток приходят к психологу за утешением по ряду вопросов, которое психолог не может им дать. Это страшно и горько, и психологу важно найти подходящие слова, чтобы быть честным, но сохранить терапевтический альянс. Это возможно не всегда, потому что безутешный сердится. Что за безутешность я имею в виду?
1. Родитель надеется, что ему просто показалось, что его способность влиять на подростка резко снизилась. На самом деле, ему не показалось. С каждым часом возрастают технические и интеллектуальные возможности подростка причинить вред (в том числе непоправимый) себе и окружающим. Вместо получения утешения родитель может рассчитывать на поддержку специалиста в прокачке навыка совладания со страхом, бессилием и виной.
1А. Родитель может смириться с тем, что его способность влиять на подростка падает, но может надеяться, что психолог – человек, который умеет найти ключик к любому подростку. Это неправда. Психолог, специализирующийся на работе с подростками, действительно, знает разные способы, помогающие построить с клиентом доверительные отношения. Однако большая власть в кабинете принадлежит подростку. Подросток решает, в какой мере допускать психолога до своего мира и в какой мере придавать значимость словам и действиям психолога. Может не допустить совсем, и сделать с этим ничего нельзя. Снова родитель остается безутешен, и может сильно сердиться. Психологу важно уметь это выдерживать.
2. Даже если психологу удалось убедить подростка, что он (психолог) не является маминым рупором или продолжением папиной руки и между психологом и подростком возникнет альянс, специалисту предстоит капитально подростка обломать в его надеждах. Подросток считает, что мир и родители многое ему должны и твердо намерен продолжать требовать это от мира и от родителей. Увидев в психологе союзника, он будет пытаться заразить его идеей справедливости и/или вызвать жалость. Первый облом: справедливости в этом мире нет и не будет. Второй облом: вступаться за этого ребенка перед родителями и учителями психолог не имеет ни желания, ни полномочий. Конечно, родителю нужно рассказать про то, к чему приведет психологическое и физическое насилие и вообще иногда просветить, но глобально впрягаться психолог в жизнь подростка не будет. Задача психолога – закрепить в сознании подростка некоторые данности: «Ты родился в этой стране, в это время, с такой мамой и с таким папой. Опыт показывает, что когда ты совершаешь действие «А», мир или родители причиняют тебе боль. А когда ты совершаешь действие «Б», мир или родители дают тебе вкусные плюшки. Я тебе во многом сочувствую, но заниматься мы здесь будем осознаванием, ответственностью и адаптацией, а не борьбой за справедливость».
Понятно, что все это нужно говорить другими словами, но какими бы словами вы ни сказали, подросток вам «спасибо» за это не скажет.
Чем порадовать?
При всей трудной работе по обламыванию надежд и выдерживанию родительского и подросткового разочарования в психологической помощи как таковой или в вас лично, чем психолог может порадовать родителя и подростка? Не многим, но кое-чем может.
1. Мы можем предложить родителю попробовать опираться не на надежду найти лучше работающий способ контроля, а на надежду на саморегуляцию подростка. Может быть, и сам подросток хочет, чтобы ему было хорошо, и не было плохо? Многим родителям эта мысль непривычна, но со временем начинает казаться небезосновательной. Это – зыбкая, но все-таки опора.
2. Мы можем рассказать, что родителю есть, за что себя уважать. Обычно те родители, которые доходят до психолога уже до визита сделали ребенку много хорошего и многому важному свое чадо научили. Мы можем это заметить и сформулировать.
3. У подростка помимо страха и боли полно силищи. Многие подростки этого не замечают, а со стороны это хорошо видно.
Рекомендации коллегам по установлению альянса с родителем и подростком.
Контакт с родителем. Один простой прием сильно облегчал мне работу. Еще на этапе записи по телефону я стал предупреждать родителей, что на первой сессии (а, может быть и на второй) я буду больше времени и усилий посвящать тому, чтобы наладить отношения с ребенком. Поэтому, мол, вам может начать казаться, что ваше мнение и ваши переживания для меня не важны. Имейте в виду, что я обязательно буду держать в голове ваши запросы и задачи. Вы в такие моменты наберитесь терпения, как только взаимопонимание с подростком будет налажено, я этот перекос выровняю. Такая договоренность позволяла мне «возиться» с подростком, не боясь, что родитель будет чувствовать себя выключенным или осуждаемым. Кроме того такое соглашение помогает родителю прийти на консультацию более крепким, взрослым, наблюдающим. Косвенно это готовит его к тому, что со многими своими сложностями ему придется совладать без помощи подростка.
Еще про родителей. Сделав оговорку, что я буду говорить псевдонаучным языком (чтобы не выглядеть совсем уж идиотом), я иногда делал два смелых заявления. Что у человека подросткового возраста не сформированы участки мозга, отвечающие за сочувствие, и участки мозга, отвечающие за благодарность. И что ожидать сочувствия и благодарности от подростка так же наивно, как ожидать от полугодовалого ребенка, что он не будет писаться в штаны. Что эти участки мозга формируются только к 30 годам. На самом деле я про такие участки мозга ничего не знаю, но такое постулирование часто помогало наладить контакт в детско-родительской паре.
Контакт с подростком. Многих подростков расслабляла моя фраза типа: «Мне лично по большому счету все равно, как ты проживешь свою жизнь». У подростков прочно «слиплись» забота и контроль/унижение. Если они видят, что кто-то не слишком заботится, для них возникает потенциальный зазор для уважения и интереса. Про похожее пишет Зинкер, говоря, что терапевт – это не родитель клиенту, а скорее дедушка. С подростком я еще дальше, чем дедушка. Но тут важно, из какого места души вы произносите эту фразу про «все равно». Важно говорить из той части, которая уже увидела в этом подростке что-то симпатичное.
Схожая ситуация с молчащим подростком. Его «привели» (а что мне, по-вашему, оставалось?) и он молчит, потому что проблемы у мамы, а не у него. Мне кажется важным, проинформировав подростка, чем тут вообще можно заниматься и в чем могла бы быть ему польза от нашей работы, дождаться какой-то инициативы от него самого, а не ловиться на привычное для нашей культуры выплясывание вокруг молодого человека в надежде его увлечь и благотворно повлиять. «Я не буду к тебе приближаться, пока ты меня куда-то не пригласишь. Вот у тебя есть этот час и вот такие условия: этот кабинет и этот мужик напротив. Ты свободен распорядиться этим часом и этим контекстом так, как сочтешь нужным. Можешь ходить, лежать, читать, задавать любые вопросы». Я мог предложить каждому из нас заняться своими делами (см предыдущий пункт: психологу и без тебя есть, чем заняться важным и/или интересным в этот час). Бывало, что клиент молчал или читал свою книжку почти час и только к концу сессии вообще открывал рот. Здесь важно помнить, что, занимаясь своими делами, я все равно «на работе», то есть я присутствую здесь для него. Иногда я время от времени аккуратно уточнял, не пришла ли ему на ум какая-то тема или вопрос. Но в некоторых случаях и такое обращение было чрезмерным.
(Сейчас я не работаю с подростками, но могу порекомендовать грамотных коллег, которые специализируются на такой работе).
15 вопросов к детскому психологу
Как понять сына или дочь? Чем помочь в решении проблем в школе и с друзьями? Что делать, если дети дерутся и говорят странные вещи? С какого возраста знакомить ребенка с компьютером? Детские и семейные психологи отвечают на вопросы читательниц!
«Наверное, это моя вина». Приходилось ли тебе мысленно произносить эту фразу, когда любимое чадо отличилось: говорило обидные слова, буянило в школе и приносило в дневнике замечания и двойки? Непослушание, плохие привычки, странные поступки сына или дочки не означают, что ты плохая мать. И взрослый, и ребенок идут по собственному пути развития, каждый малыш – личность с рождения, поэтому конфликты интересов – нормальное явление. Ребенок, проверяя родителей «на прочность», учится взаимодействовать с социумом.
Глядя на тебя, общаясь с тобой, он готовится быть взрослым. О психологии детей написано столько книг, что, если их сложить в стопку, получится башня высотой в многоэтажный дом. Но среди них ты не найдешь ни одной о воспитании именно твоего ребенка. Систем воспитания тоже несколько десятков, но ни одна не подходит тебе и твоему малышу на все сто процентов. Поэтому отношения с ним – самое настоящее творчество, книга, которую вы напишете вместе. Книга о потрясающих приключениях, мудрости, силе духа. Некоторые страницы будут смешными, другие – почти драматичными. Она будет о большой любви. А от ошибок не застрахован никто.
Наши консультанты
Татьяна Михеенко, семейный психолог центра «Брама-плюс»
Светлана Ройз, семейный психолог
Виктория Борисова, детский психолог Центра психологии семьи «Лелека»
Трудности переходного возраста
В последнее время мы с сыном (14 лет) перестали понимать друг друга: он стал категоричен и груб, я не могу с ним договориться ни по одному вопросу. Дело осложняется тем, что он растет без папы, у того уже лет пять как другая семья. Мой мальчик умный, начитанный, но, к сожалению, стал совершенно неуправляемым. Как с ним поладить?
Инна, Луганск
Отвечает Татьяна Михеенко
Мне кажется, вы в глубине души полагаете, что, живи отец с вами, все было бы по-другому, и упрекаете себя за то, что это не так. Попробуйте мысленно отпустить мужа. Вы этого еще не сделали, ведь пишете: «Уже пять лет у него другая семья». И договоритесь с ним о том, что в воспитании ребенка вам все-таки нужно быть одной командой, хотя вы и не вместе. Помните о том, что даже в самой благополучной семье дети переживают кризисы. Поймите: нет мамы, которая не сталкивалась бы с трудностями подросткового переходного периода. Ведь в 13-15 лет ребенок пробует себя в разных ролях, и в первую очередь – на самых близких людях.
Позвольте ребенку проявлять себя в мелочах: хочет носить длинные волосы или кольцо в ухе, слушать ту музыку, которая ему нравится, – не запрещайте. И советуйтесь с ним как со взрослым, позволяйте ему участвовать в принятии решений в вашей семье, ненавязчиво внушайте, что взрослый человек думает о будущем – профессии, учебе. Кроме того, я бы порекомендовала вам прочесть книгу Юлии Гиппенрейтер «Разговаривать с ребенком: как».
Его все обижают
Моего 10-летнего сына обзывают и бьют. А он никак не поймет, как к нему относятся: готов отдать все, только бы его приняли в компанию. Как себя вести мне?
Ольга, Харьковская обл.
Отвечает Светлана Ройз
Вашему сыну обязательно нужно найти место, где ему было бы комфортно. Место, где рядом были бы люди со сходными интересами. Возможно, у него есть проявленные способности – и он будет реализовываться вместе с другими детьми в каком-нибудь кружке или секции. Обязательно донесите до мальчика: «Тебе не нужно заслуживать любовь, тебя любят и принимают просто так, потому что ты есть, а не за что-то». Говорите с ним о его (и своих заодно) достоинствах, сильных сторонах. Старайтесь замечать каждое проявление его позитивных качеств. Почаще спрашивайте у него совета и просите о помощи. Словом, поднимайте его самооценку! Желательно проконсультироваться с психологом и, возможно, пройти курс групповых психологических занятий. Найдите и прочтите книгу Лиз Бурбо «5 травм, которые мешают быть самим собой».
Не хочет ходить в садик
Мой 4-летний малыш ни за что не соглашается ходить в детский сад. Мои уговоры и маленькие хитрости не помогают: каждое утро скандалы и слезы. Подскажите, как быть?
Настя, Киев
Отвечает Виктория Борисова
Выходя на работу, не стоит терзать себя чувством вины перед «забытым» малышом. Какими бы ни были причины, по которым вы вынуждены это сделать, – они достаточно весомы, раз уж решение принято. И для малыша, поверьте, они не менее значимы: куда больше пользы приносит общение с любящей, заботливой и уравновешенной мамой, чем с вечно недовольной. Ведь важно не количество времени, проведенное вместе, а его качество! Позаботьтесь о том, чтобы малыш привыкал к вашему отсутствию постепенно. Уходя с работы, оставьте там все проблемы, улыбнитесь, ведь дома вас ожидает самое любящее создание. Обеспечьте проведенное вместе время максимумом тепла, любви и заботы. Окунитесь в мир малыша, расспросите обо всех приключениях прошедшего дня. Полезным также будет тактильный контакт: не бойтесь избаловать свою кроху ласками. Побывав в поле мамы, малыш получит психологический иммунитет. Ему уже не будет страшно, когда мама уходит надолго, ведь вернется она веселая и… добрая. Вот только не пытайтесь компенсировать свое отсутствие принесенными подарками, сладостями и прочим: детки быстро привыкают к тому, что нужно встречать не вас, а то, что вы с собой принесли. И главное, попытайтесь объяснить свое решение ребенку. Посадите его на стульчик и говорите все, что хотелось бы, глядя прямо в глазки. Поверьте, что, находясь вот в таком «взрослом положении», он обязательно все поймет.
Страх соревнований
Моей дочери 10 лет, занимается спортивными танцами, ей нравится. На тренировках все хорошо, а как только дело доходит до выступлений, сразу начинается страх, что она забудет, как делать движения, выработанные годами.
Анна, Донецк
Отвечает Светлана Ройз
Прежде всего, ответьте, пожалуйста, себе на вопрос: танцевать – это желание девочки или все-таки ваше? Спрашивали ли вы у нее, о чем она сама мечтает, чем бы она хотела заниматься? Танцует ли ваша дочка для себя, дома? Каждый человек боится оценивания. Но кто-то собирается с силами и делает все быстрее и лучше, а кого-то этот страх парализует. Чтобы девочка продолжала радовать вас своим талантом, нужно… чтобы вы сами не привязывались к ее результатам. Важно, чтобы выступление было продолжением удовольствия от самого танца. Перед выступлением она должна слышать: «Танцуй просто для себя, для своего удовольствия! Какое бы место ты ни заняла – ты самое дорогое наше сокровище!» Было бы хорошо, если бы в вашей жизни было больше игры. Возможно, девочке понравится кружок актерского мастерства, там можно прожить множество ролей – успешных, грустных, негативных и позитивных. Ей будет легче справляться со страхом.
Детская агрессия
Сыну семь лет – с отличием окончил первый класс, также учится в музыкальной и спортивной школе. Но в последнее время стал совсем неуправляемым: у него постоянно меняется настроение, он агрессивен и непослушен.
Виктория, Миргород
Отвечает Виктория Борисова
Для начала вам как маме следует задуматься над словом «неуправляемый». Ведь пытаясь управлять кем-либо, мы лишаем его права на собственное развитие. Безусловно, вы руководствуетесь наилучшими побуждениями, пытаясь предоставить сыну возможности всестороннего развития. Но его поведение говорит о том, что ребенок устал или перегружен. Если он стал вялым либо, наоборот, слишком раздражительным, подумайте об ограничении дополнительных занятий. Посоветуйтесь с сыном и узнайте его мнение. Ведь агрессивное поведение говорит о желании что-то изменить, о том, что он не справляется с поставленными перед ним задачами, а возможно, и боится вас разочаровать. Поищите выход из сложившейся ситуации вместе.
Ребенок и компьютер
Подскажите, как лучше знакомить ребенка с компьютерными играми?
Николай, Крым
Отвечает Светлана Ройз
Чего делать нельзя, так это усаживать ребенка перед компьютером (как и перед телевизором), чтобы освободить себе руки. И вы должны знать, какую игру покупаете ребенку, желательно быть рядом с ним, когда он играет. Сейчас есть множество хороших программ для малышей – дозированно, по 15-20 минут в день, их можно смело использовать. Но одновременно такие же действия (раскрашивание, просмотр картинок) нужно совершать и в некомпьютерной реальности. Помните, что многие компьютерные игры – это замена физической активности. Есть риск получить зависимость от компьютера детям, которые не умеют общаться, не чувствуют себя ценными и любимыми. А уверенность в этом, кстати, помогут обрести родители. У каждого ребенка старше 7 лет должно быть минимум 3 среды, в которых он может раскрываться – например, школа, двор и кружок.
Дочь меня ненавидит
Моя дочь (11 лет) постоянно устраивает истерики на предмет обновок. А недавно, когда я отказалась покупать ей очередной наряд к школьной дискотеке, заявила, что я ей испортила жизнь, она меня ненавидит и выбросится из окна. Как реагировать на такие заявления?
Иванна, Львов
Отвечает Татьяна Михеенко
Первое, на что я хотела бы обратить ваше внимание: когда ребенок, которому еще нет 13 лет, говорит, что что-то с собой сделает, к этому нужно отнестись серьезно. Отвечать «Да что ты выдумываешь?», «Никогда ты такого не сделаешь» ни в коем случае нельзя! Дети в таком возрасте часто поддаются порывам, у них еще нет осознания того, что смерть – это навсегда. Внушите это ребенку, рассказав, что только в мультиках персонаж может упасть с пятого этажа, отряхнуться и побежать дальше. В 11 лет дети еще твердо уверены, что родители их ругают и отчитывают несправедливо. Только годам к 14 они начинают понимать, что мама и папа иногда бывают правы. Факт, что дочка вас шантажирует. Попробуйте договориться, составив вместе декларацию: одежда покупается раз в два месяца. В спокойной обстановке нужно найти приемлемый компромисс, записать и повесить на видное место. Другой прием – познакомить дочь с финансовым состоянием семьи. Получив зарплату, при ребенке разложите ее по стопкам: счета, питание, проезд, няня… Возможно, к вашей дочке удастся «достучаться», приведя в пример знаменитых дизайнеров, которые начинали с сумочек и бус, изготовленных своими руками.
Сыновья дерутся!
Мои сыновья – погодки (6 и 7 лет), они даже учатся в одном классе. Недавно у них особенно резко проявилась проблема лидерства: они постоянно дерутся. Как их примирить?
Анастасия, Харьков
Отвечает Светлана Ройз
В семьях, в которых есть несколько детей, обязательно начинается борьба за внимание близких, за место под солнцем. Если дети ходят в один класс, то борются за внимание одноклассников и учителя. Если хотите немного снизить накал страстей, важно, чтобы вы их не сравнивали. Нужно подчеркнуть индивидуальность каждого, не оценивая – кто хуже, кто лучше, кто талантливее. Пусть они ходят в разные кружки. Старайтесь так распределить время, чтобы вы смогли оставаться наедине с каждым из мальчиков хотя бы минут на 10. А если между сыновьями происходят ссоры, пытайтесь (если нет реальной угрозы) не вмешиваться, просить их самостоятельно регулировать отношения. Отчитывать и выслушивать нужно их обоих одновременно, а не поодиночке. Очень важно проявлять справедливость к мальчишкам, иначе они могут начать больше бузить и даже начнут болеть.
Невольный свидетель
Ребенок (5 лет) случайно стал свидетелем секса. Как объяснить, что ничего страшного не произошло?
Ольга, Тернополь
Отвечает Татьяна Михеенко
По большому счету, эта ситуация больше травмирует и шокирует не ребенка, а родителей. Дескать, не уберегли. По статистике, 95 % детей до пяти лет становятся свидетелями таких сцен, но у большинства эти воспоминания самопроизвольно стираются. Этого не происходит, если родители пытаются чересчур часто говорить об этом. Если не акцентировать на этом внимания, воспоминаний не останется. Объясняйте, что произошло, только если ребенок задаст вопрос. Говорите, что все нормально! Так бывает, когда взрослые люди любят друг друга. Кстати, гораздо более неблагоприятная ситуация для детской психики, когда мальчика старше пяти водят в женские душевые.
Плохие привычки
Сыну 10 лет, он грызет ногти. Не перестал грызть, даже когда поставили брэкеты. Как его отучить от этой привычки?
Лариса, Каменец-Подольский
Отвечает Виктория Борисова
Привычка грызть ногти – способ психологической защиты. Можно говорить о повышенном уровне тревожности у вашего сына, вызванной, возможно, поведением взрослых. Подумайте, кто или что в вашей семье является потенциальным источником напряжения для ребенка. Такая привычка у мальчика может быть вызвана недостаточно гармоничными отношениями с мамой. Если вы находитесь в состоянии стресса, ведете себя нервозно, ребенок испытывает чувство вины из-за того, что, как мужчина, не может вам помочь. И наказывает себя таким образом. Пальцы во рту – устойчивая привычка, которая закладывается еще до рождения, примитивная форма регуляции психологического состояния. Не фиксируйте на ней внимание, в противном случае она может продержаться до взрослого возраста. Работайте с причиной – источником беспокойства. Можно подумать над развитием уверенности в себе, эмоциональной защищенности – тогда привычка уйдет сама собой. Ни в коем случае не дразните и не ругайте!
Как модель
Моя дочь (11 лет) хочет выглядеть как фотомодель. Она пытается сознательно ограничивать себя в еде. Как действовать?
Нина, Одесса
Отвечает Светлана Ройз
Нужно помнить, что в 11-13 лет все, что связано с телом: формой, одеждой, намного важнее, чем внутренний мир. Ваша девочка в том возрасте, когда для нее родители перестают быть главными авторитетами. Она все больше прислушивается к мнению группы детей, и для нее важно найти себя в компании.
Как только дочка почувствует себя «принятой», зацикливание на весе немного ослабится. Было бы здорово пройти курс в детской студии, где бы обучали правилам этикета, визажа, помогали бы выработать хорошую осанку и красивую походку. Также может помочь фотосессия с профессиональным фотографом. Ну и самое главное, расскажите дочке, что и сами когда-то боялись набрать лишний вес. Осторожно выясните, по возможности не давая оценок ее тревогам и страхам: «А что произойдет, если ты поправишься? Чего ты боишься?» Было бы полезно, чтобы девочка занималась каким-то творческим делом: чем больше она будет рисовать, лепить, петь, танцевать, тем меньше напряжения останется внутри. Кроме того, обязательно нужно компенсировать недостаток важных для организма веществ витаминами.
Папа в тюрьме
У нас в семье несчастье: мой муж находится в тюрьме. Сейчас ребенок еще маленький, но пройдет какое-то время, и мне придется ему объяснить, где папа. Как это сделать?
Надежда, Крым
Отвечает Татьяна Михеенко
Не лгите ему, рассказывая истории о летчиках и моряках. Дайте ему возможность свыкнуться с ситуацией и принять ее. В более взрослом возрасте (12-13 лет) правда может шокировать ребенка. Главная ваша задача – донести до него, что в жизни все мы делаем ошибки и, если поступаем неправильно, за это всегда наказывают. «Получилось так, что за тот поступок, который совершил папа, наше государство решило его наказать, посадив в тюрьму. Это не значит, что он стал плохим человеком: он совершил ошибку. А наказания бывают разные, в том числе и такое – тюрьма». Можно поговорить и о том, что он когда-то обязательно выйдет на свободу.
Считает мамой бабушку
С самого рождения дочка (3 года) находится с бабушкой, т. к. я работаю. На выходных я стараюсь уделять ей как можно больше внимания и пытаюсь каждый вечер укладывать спать, но она плачет и зовет бабушку. Сердце разрывается. Что делать?
Альбина, Харьков
Отвечает Виктория Борисова
Так уж сложилось, что роль мамы в раннем детстве вашей дочурки сыграла бабушка. Естественно, какое-то время она будет отдавать предпочтение ей. Договоритесь с ней о важных режимных моментах, чтобы не было разногласий. Укладывайте спать дочку вместе с бабушкой – в вечернее время эмоциональная чувствительность малышки увеличивается. Воспринимайте бабушку как союзницу: она дает девочке много безоценочной, безусловной любви. Отбросьте чувство вины и примите право ребенка на его жизненный опыт – не случайно в вашей жизни сложилась ситуация, что вы растете отдельно друг от друга. Используйте каждую минуту общения с ней с пользой. Ваше с дочуркой время еще впереди, ревновать не нужно.
Уберечь от наркотиков. Как?
У моей знакомой очень интеллигентная семья, они отлично справлялись с воспитанием сына. И вот недавно выяснилось, что их мальчик наркоман! Теперь я постоянно задаю себе вопрос: как уберечь своего 16-летнего подростка от этой гадости?
Лариса, Ивано-Франковск
Отвечает Татьяна Михеенко
Люди не становятся наркоманами за один день. Наблюдайте за манерами ребенка, за тем, не изменилось ли его поведение, аппетит, цвет лица. Каковы зрачки, нет ли запаха.
Если начинаете замечать странности, сразу же ведите к специалистам. Хорошо, если у вашего ребенка сильный характер, есть воля и он не поддается влиянию компании. Но от всего застраховаться, увы, невозможно. Понимаю, вам страшно и тревожно за вашего сына. Но постарайтесь не показывать этого. Понаблюдайте за поведением ребенка, но не акцентируйтесь на том, что «наркомания – это плохо, вредно, это навсегда, от этого умирают»… Может получиться эффект, прямо противоположный тому, которого вы ожидаете.
Гиперактивный?
Моему сыну скоро 9 лет. Нам пришлось поменять уже несколько школ из-за того, что он слишком шустрый, учителя никак не могут с ним совладать. Говорят, что он гиперактивный. Подскажите, как направить его энергию в мирное русло?
Р. Ж., Славянск
Отвечает Виктория Борисова
Причин подобного поведения может быть несколько. Во-первых, наличие у ребенка гиперактивности. Когда воспитатели, учителя и психологи говорят о гиперактивности малыша, это некорректно. Синдром гиперактивности – это диагноз, и его имеет право поставить только специалист, но никак не учитель. Сначала было бы неплохо проконсультироваться у детского невролога.
Стоит знать, что за гиперактивность и педагоги, и родители часто принимают повышенную подвижность. Если малыш в состоянии удерживать активное внимание в течение 15 минут, говорить о гиперактивности нецелесообразно. Это – особенность темперамента. Не стоит одергивать ребенка. Принимайте его таким, какой он есть, – его поведение направлено на самовыражение. Кружки актерского мастерства и риторики, спортивные секции помогут привести в равновесие реакции возбуждения и торможения. А занятия пением поспособствуют самовыражению. У него много энергии, которую нужно выплескивать. Показано плавание, ванны с морской солью для снятия эмоционального напряжения, массаж.
Чтобы учебный процесс не страдал, можно организовать индивидуальное обучение ребенка по главным предметам с обязательным посещением второстепенных вместе с классом. Для этого нужно написать соответствующее заявление на имя директора школы, в которой учится ваш сын. Школа выдаст запрос в поликлинику, а специалисты дадут рекомендации по поводу индивидуального обучения ребенка. Кстати, эти занятия будут для вас бесплатными.
Мое мнение
Много любви?
Виктория Витренко, зам. главного редактора «Единственной»
«Ты слишком его балуешь!» – не устает повторять мне муж, когда я прощаю очередную шалость нашему 8-летнему сыну. «С ребенком нужно быть строгой!» – учит меня мама, и я, конечно, соглашаюсь. Но у меня не получается быть строгой! Я так редко его вижу! Наверное, это проблема всех работающих мам: комплекс вины порой столь силен, что ты готова достать звезду с неба своему ненаглядному чаду. Лишь бы увидеть улыбку на его лице! Но, вы знаете, я почему-то уверена, что искренняя любовь не может принести вред. Я так думаю, когда нахожу в своей сумке божью коровку, сделанную из конструктора «Лего», либо смешной автомобильчик, которые сын заботливо дает мне с собой со словами: «Поиграешь на перерыве». Или когда рисует инструкцию по производству улиток из проволоки, приговаривая: «Когда ты станешь старенькой и меня не будет рядом, чтобы не скучать, начнешь делать таких улиток». Ну а то, что он не хочет застилать постель… Мне кажется, в конце концов мы как-то договоримся!
Страница 1. Ответы на вопросы к психологу, присланные через форму обратной…
Вопрос психологу онлайн
Я частнопрактикующий психолог с 2011 года, работаю в Москве, провожу индивидуальные консультации, консультации супружеских пар, оказываю психологическую помощь подросткам и их родителям.
Также я предлагаю возможность посетителям сайта задать психологу один вопрос и получить на него развернутый ответ. Это бесплатно и анонимно. Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте в данном разделе. В качестве имени вы можете оставить свой псевдоним или реальное имя (мы будем использовать его только при ответе вам через почту). На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Бакушин Дмитрий.
В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.
Задать вопрос психологу
Опубликованные ответы на вопросы
Ниже вы можете посмотреть, какие вопросы задали психологу другие посетители сайта, а также какие ответы они получили. Чтобы вам было легче найти то, что вас интересует, я условно разделила вопросы психологу на три категории — вопросы об отношениях, вопросы о себе, общие вопросы. Вопросы о себе — это те вопросы, которые имеют, с моей точки зрения, косвенный запрос на саморазвитие (чему-то научиться, что-то про себя понять, не только про саму ситуацию). Поэтому ответы на такие вопросы формулируются, исходя из того, на чем вы сами сделали наибольший акцент. Статус общего вопроса («any question») присваивается в том случае, если данный вопрос мог бы быть задан любым человеком, и содержание ответа от этого, не изменилось бы.
Когда вы сможете получить ответ на свой вопрос?
Мы стараемся отвечать в самые короткие сроки (как правило, успеваю в течение трех суток). Если я пойму, что по каким-либо причинам мы затянем с ответом, я напишу вам, что получила ваш вопрос и сообщу, когда смогу ответить.
Чем лучше составлен ваш вопрос, тем более полезный ответ я смогу предоставить. Поэтому предлагаю несколько рекомендаций о том, как формулировать вопрос психологу:
- Дайте мне первичную информацию о себе — ту, которая кажется вам наиболее важной в контексте проблемы — и о партнере (если ваш вопрос связан с отношениями).
- Опишите ту ситуацию, которая вас беспокоит.
- Какие чувства вы испытываете, и каково ваше отношение к происходящим событиям?
- Какие возможности вы перед собой видите, в чем сомневаетесь?
- Что мог бы сделать психолог для того, чтобы вам помочь (ваши предположения)?
- Собственно формулировка вопроса
Сложно ли быть стать психологом? Какие вопросы задают психологу, все что вы хотели знать
Знаете, все-таки, форма блога имеет массу преимуществ перед обычным сайтом. Совсем недавно себя словил на мысли, что желание писать и публиковать статьи, у меня просыпается именно в блогах. Пытался использовать разные для этого площадки (жж, тумблер, различные форумы), но оптимальным вариантом нашел свой собственный блог. Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми своими наблюдениями о психологии и психотерапии. Постараюсь в краткой форме ответить на те вопросы, которые, обычно, задают мне в жизни. Вопросы эти простые: «А ты правда психолог? А обращаются ли люди к психологу? А как помогает психотерапия? Наверное, к психологу обращаются только слабые люди? Откуда негативные отзывы о психологах?» и пр. Прочтете, и может и вы найдете свой ответ, а, возможно, захотите задать еще один вопрос. Ведь блог же для этого и существует. Итак, начнем!
Это мое мнение, я не претендующее на Истину. Получится интервью самому себе. В тексте есть ссылки на другие статьи, которые подробно раскрывают конкретную тему.
Правда ли ты психолог?
С одной стороны, это произошло случайно, а с другой стороны – ничего случайного нет. Знаете, одно время я даже стал скрывать свое психологическое образование и получил дополнительное образование в сфере менеджмента. Это было связано с тем, что я не занимался психологической практикой и работал в качестве директора по персоналу. Начав свое обучение в гештальт институте в достаточно юном возрасте (к моменту окончания, мне было 23-24 года), я многое для себя получил в плане клиентского опыта (потому что обучение предполагает большое количество часов личной и групповой терапии), но в качестве терапевта я себя не видел. Мне нравилось вести группы в качестве тренера, но индивидуальной практикой я предпочел не заниматься. Поэтому, когда ко мне кто-то обращался за консультацией, я с чистой совестью перенаправлял человека к коллеге. Свои психологические и психотерапевтические знания предпочитал реализовывать в сфере менеджмента и консалтинга, проводя различные бизнес-тренинги.
А как становятся психологом?
Однажды на глаза попалось исследование, проводившееся среди выпускников психологических факультетов на Западе. Оказалось, что порядка 70-80% выпускников потом не работают по специальности. Мне кажется, что наша статистика может выглядеть куда печальнее. Почему? Ну потому что ВУЗы не ставят себе целью готовить психотерапевтов и практических психологов. У нас неплохая академическая подготовка, но даже среди преподавателей были единицы специалистов с частной практикой. Западная модель психологического образования на несколько порядков опережает нашу, об этом я уже писал ранее. Я же попал в психологию достаточно случайно, из-за тяги к гуманитарным наукам, потому что с точными и естественными науками у меня не так сложилось. Благо, я достаточно рано понял, что по окончании ВУЗа мне не стать специалистом, поэтому предпочел получить дополнительное образование в рамках подготовки гештальт терапевтов. Нужно отметить, что это решение серьезным образом повлияло на всю мою дальнейшую жизнь. Я доволен, отвечая на следующий вопрос.
Обращаются ли к психологам люди?
Еще в 00-03 годах участниками терапевтических групп были люди так или иначе связанные с психологией, или обучающиеся в различных программах. На сегодняшний день картина отличается, и в группах можно встретить людей совершенно разных профессий и возрастов (от бухгалтера и начальника отдела продаж, до военного и студента лингвистического факультета, от 18 до 55 лет). Такая же картина и в индивидуальной психотерапии. Это не может не радовать.
Почему люди обращаются к психологам?
Есть несколько причин. Во-первых, сама профессия появилась на наших широтах не так давно (кстати, в 95 году на факультет психологии был всего 2й набор). Поэтому, вокруг профессии начинает формироваться информационное поле, и люди начинают больше узнавать о том, как это работает и помогает. Во-вторых, уровень жизни людей заметно подрос (не берем во внимание различные экономические неурядицы в стране). История развития психологических услуг на Западе говорит о том, что психотерапия – это услуга из разряда «люксовых». Т.е. без психотерапии можно прожить, и она не является жизненно необходимой. Обычно, на нее решаются люди в случаях острой необходимости (в кризисных ситуациях, когда «допекло»), или люди, которые занимаются саморазвитием, и готовы вкладывать свои финансовые и временные ресурсы в самосовершенствование. В-третьих, людей волную вопросы психологии, отношений, поэтому они ищут информацию, и, иногда, их приводит любопытство, желание получить новый опыт.
Кто обращается к психологам?
Существует миф, согласно которому, к психологам ходят неуверенные в себе люди, внушаемые женщины, или того хуже – психически нездоровые люди. Конечно, процентов 70-80% – это женщины, но только потому, что они более эмоционально открыты и в отношениях делают первыми шаги, чтобы их сохранить, в отличии от мужчин, которые являются сторонниками радикальных мер. Мне приходилось встречать разных людей, с разным социальным статусом, материальным благополучием и возрастом. Среди них были как состоявшиеся женщины 40-50 лет, так и юные студентки, приходят отчаявшиеся жены, у которых спиваются мужья и рушится семья, так и успешные дамы, которые просто живут в свое удовольствие. Я встречал крупных бизнесменов, чьи имена достаточно известны в определенных кругах, и за которыми приходили их друзья, наблюдая поразительные перемены в их жизни. В последнее время много мужчин появилось из IT-сферы, что мне кажется определенной тенденцией, и просто менеджеров различного звена.
Помогает ли психотерапия?
Ну а как вы сами думаете? С какой радости все эти люди тратят свое время и деньги? Я лично был свидетелем множество раз, и имел удовольствие наблюдать, как на протяжении нескольких лет у людей менялась их жизнь в лучшую для них сторону. Поверьте мне на слово – это прекрасно!
Почему есть негативные отзывы о психологах?
Психотерапия – это услуга. И как в любой сфере, мы не застрахованы от некачественной услуги. Оставим этот на совести тех специалистов, к которым обращались за помощью люди. Однако здесь я хочу защитить свои коллег и объяснить несколько нюансов, которые связаны чисто с психологическими услугами.
Во-первых, по поводу путаницы между психологом, психотерапевтом и психиатром я уже писал ранее. Поэтому не стоит ждать качественной услуги от выпускника психологического факультета, который не получил дополнительной серьезной подготовки в рамках какой либо психотерапевтической школы (будь то гешталь, психоанализ, НЛП и пр). Максимум на что в таком случае можно рассчитывать – это хорошая и грамотная консультация по какому-то конкретному вопросу. О глобальных изменениях в жизни здесь речи не идет. Здесь схема простая: вы готовите конкретный вопрос психологу и получаете обстоятельный ответ. На этом все заканчивается!
Во-вторых, ожидания и представления самих клиентов в отношении психотерапии и психолога. Почему-то многие считают, что за одну-две консультации можно помочь разобраться во всех тех бедах, которые наворотил человек за свою жизнь. Чудесной таблетки не существует! Для того, чтобы действительно поменять жизнь или улучшить качество своей жизни, необходимо время. Сколько? Отвечаю честно – не знаю! Своих клиентов я предупреждаю, что если мы начинаем работать, они минимум должны настроиться на 10 встреч, по окончании которых, мы сможем определить тот временной интервал, который необходим для решения его проблемы.
В-третьих, практика показывает, что запрос, с которым обращается человек, и та реальная проблема, которая существует у него, сильно разнятся. Реальные проблемы, как правило, имеют более глубокие корни, нежели симптом, с которым обращается человек.
В-четвертых, для того, чтобы отследить устойчивые изменения в жизни человека также требуется время, чтобы в конечном счете не случился рецидив, который лишит всякой веры на изменения.
Ну и в-пятых, терапия – это особый вид отношений между людьми, ни на что не похожий, это отношения клиента с терапевтом. Это не похоже ни на дружбу, ни на близкие отношения, это нечто большее и ценнее, как мне кажется. А любые отношения требуют времени для своего развития. Потому что, если не будет искренних и доверительных отношений, то можно забыть о психотерапии. Опять же, как любые отношения имеют свои кризисы, так и в терапии может появиться очередной кризис, когда у клиента возникнет желание прервать психотерапию под любым, даже благовидным, предлогом. Но может так случится, что именно это место в терапии будет самым продуктивным и важным в жизни клиента, потому что оно один в один повторяет историю его жизни, и именно в этом месте находится корень основных проблем. Это очень непросто. В таких случаях помогает договоренность, что если все же появляется желание клиента покинуть терапию, то он волен это сделать в любой момент, единственное, что он должен сообщить об этом заранее своему терапевту и посвятить еще 2-3 встречи для проработки этого вопроса и завершению терапевтических отношений.
почитать еще статьи:
Что такое лайф-коучинг
Как получить нужную работу
Как достигать целей в жизни
Как получить новую жизнь взамен старой?
Набор в мужскую психотерапевтическую группу
Вопросы подростков | Семейный психолог
– Здравствуйте. Меня зовут Лена. Мне 15 лет. И я никогда ни с кем особо не дружила. Я общаюсь с девочками в школе, во дворе, но вот настоящей подруги у меня нет.
Мама сказала мне, что все зависит от меня. Что мне нужно сделать, чтоб найти хорошую подругу и с ней дружить?
Отвечает семейный психолог Екатерина Васильченко:
– Твоя мама, скорее всего, права. Для того, чтобы найти подругу, нужно не просто общаться, а научиться открывать свои мысли, чувства, и, конечно, делиться секретами. Тогда ты встретишь подобное желание делиться своими сокровенными чувствами и у окружающих.
– Привет! Раскройте-ка секрет – что я такого должен сделать, чтоб получить уважение в классе. Я – одиночка. Про таких говорят – кошка, которая гуляет сама по себе. Я особо ни с кем не общаюсь, держусь особняком. Но мне хочеться общаться с ребятами. Сергей, 13 лет
Отвечает семейный психолог Екатерина Васильченко:
– Ну, ты скорее, не кошка, а кот. Судя по тону твоего письма, ты привык за независимым поведением скрывать все свои чувства. Обычно так поступают ранимые люди, которые боятся, чтобы их не высмеяли, не обидели – это их защитная реакция. Научись быть искренним хотя бы с одним человеком. Вместе с неприятностями, которых ты ожидаешь, это обещает и хорошую дружбу, и уважение. Ведь для того, чтобы уважать человека, надо его знать. Не бойся рисковать и немного приоткройся одноклассникам.
– Добрый день. В этом году я перешла в новую школу. И сразу на меня обрушилось много проблем. Девочки шушукаются при моем появлении и не берут меня в свою компанию, а мальчишки – или обижают, или остаются равнодушными, будто меня и нет. В прошлой школе я очень здорово общалась с одноклассниками. Что ж не так в этой? Вроде я не менялась. Может, люди здесь злые?
Отвечает семейный психолог Екатерина Васильченко:
– Последнее дело – обвинять других. Гораздо эффективнее поменять что-нибудь в своем поведении. Ты говоришь, что «не менялась». Но ведь одноклассники тебя совсем не знают. Как раз измениться надо, чтобы заинтересовать их своей особой. Конечно, переход в другую школу – это стресс. Но если думать только о том, какое впечатление ты производишь на окружающих, зациклиться на себе, то ничего не получится. Прояви искренний интерес к жизни класса, участвуй, пусть даже пока без желания, во всех тусовках, помоги кому-нибудь с уроками, поделись ручкой, и тогда (конечно, постепенно) ты обязательно найдешь друзей.
– Здравствуйте. Меня зовут Иван. Мне 14 лет. Недавно я увлёкся рэпом, и познакомился с девушкой из моей школы с такими же музыкальными взглядами. Мы понравились друг другу.
Так как в рэпе распространено ношение серёжек, девушка вставила мне серёжки, и сказала, чтобы носил их всё время. Домашние немного поворчали, но ничего. Но недавно я встретил свою классную руководительницу, так она мне полчаса читала мораль про мои серёжки. Потом, дёрнув меня за серьгу в ухе, сказала, чтобы в школе с серёжками не появлялся, иначе она будет дёргать меня за серьги в ушах до тех пор, пока я их сам не сниму. Но снимать их в школе я не собираюсь, чтобы не обижать мою девушку, даже если придётся пойти на конфликт с учителями.
Скажите пожалуйста, ведь если в уставе школы ничего не сказано, что нельзя в школе мальчикам носить украшения в ушах, значит, их носить можно?
Отвечает семейный психолог Екатерина Васильченко:
– Ну, про устав школы нужно спрашивать не меня. Отвечу тебе с точки зрения психолога. Здесь есть два момента. Первый – носить сережки ты стал не по собственному желанию, а потому, что сказала твоя девушка. Она даже повелела тебе носить сережки “все время”.
Я понимаю твое желание ей угодить, но по законам женской психологии девушки любят молодых людей, которые имеют на все свое собственное мнение, и вообще, ведут себя уверенно. Будет ли она уважать тебя за такое подчинение? Думаю, нет, и скоро найдет замену – более старшего и более уверенного парня. На моей практике такие случаи были. Поэтому тебе нужно научиться, прежде всего, в жизни прислушиваться к своим желаниям. Умение отстаивать свои желания и свое мнение только поднимет твой рейтинг в отношениях с любимой девушкой.
Теперь что касается отношений с классным руководителем. Я не оправдываю ее поведение, да и вообще плохо отношусь к давлению и неуважению в наших школах. Тем не менее – если ты не собираешься менять школу, и идти на конфронтацию с учителем, лучше “не дразнить гусей”. Вполне можно одевать сережки, да и другой “прикид” рэпера после школы, одно будет соответствовать другому. Согласись, что сережка у школьника в обычной школьной одежде смотрится странно и не стильно. И сережка у мальчика будет всегда привлекать внимание.
Если твоя цель – привлечь внимание сверстников (а это бывает в твоем возрасте), то ты своего добьешься. Но тогда терпи плохое отношение некоторых, не очень современных учителей. Так сказать, издержки…
Вот так, Иван. Решение принимать тебе, ведь взрослость, на пороге которой ты сейчас, предполагает принятие решений. Желаю тебе этому научиться.
Глубоких вопросов, которые можно задать девушке, идеально подходит для расширения кругозора
Ниже у нас есть несколько глубоких вопросов, которые стоит задать девушке, далекой от легких и пушистых ледоколов. Эти вопросы отлично подходят друзьям, которых вы хорошо знаете, или подругам, которые любят серьезные разговоры.
Они определенно не для людей, с которыми вы только что познакомились, если только вы не оба занимаетесь философией или этикой.
В названии говорится о серьезных вопросах, которые можно задать девушке, но на самом деле они могут быть и для парней.Точно так же, как наши глубокие вопросы, которые нужно задать парню, эти вопросы действительно для всех, кто любит хорошо поговорить на глубокие темы.
Не забудьте предоставить много деталей и задать дополнительные вопросы, чтобы узнать больше. Вы обнаружите, что многие из этих вопросов приведут к углубленным обсуждениям на широкие темы, поэтому не стесняйтесь задавать свои собственные вопросы, чтобы заполнить беседу.
Что ж, давайте углубимся, надеюсь, вам понравятся вопросы!
Глубокие вопросы, чтобы задать девушке список
1.Ради чего или для кого вы пожертвуете своей жизнью?
2. Какое отдельное событие больше всего повлияло на вас?
3. Как вы думаете, будущее будет лучше настоящего? Зачем?
4. Как вы думаете, человеческая мораль — это научная или врожденная мораль?
5. Что самое важное для здоровых отношений?
6. Какую ложь вы чаще всего говорите себе?
7. Считаете ли вы, что настоящее лучше, чем 50 лет назад? Зачем?
8.Что не дает вам уснуть по ночам?
9. Какой самый крайний пример бедности вы видели?
10. Что делают многие родители, которые облажают своего ребенка?
11. Считаете ли вы, что война неизбежна или ее можно полностью прекратить?
12. Что самое важное может сделать человек, чтобы улучшить себя?
13. Сколько стоит человеческая жизнь и стоят ли одни жизни больше, чем другие?
14. Будут ли люди рассредоточены среди звезд или будут лишь кратким всплеском в истории Земли?
15.Что делает человека по-настоящему злым? Они родились такими или их окружение сделало их такими?
16. Считаете ли вы, что люди как вид стали лучше через поколения или хуже? Зачем?
17. Какие можно привести примеры небольших изменений, которые действительно улучшат жизнь граждан страны?
18. Почему апокалиптические игры, фильмы, шоу и книги стали настолько популярными в последние несколько лет? Что это говорит о нашей культуре или обществе?
19.Есть ли у правительства способ избежать того, чтобы власть коррумпировала своих политиков? Если да, то как? Если нет, то какая часть человеческой природы делает коррупцию неизбежной?
20. Если наука позволяет предсказать, какие люди с большей вероятностью совершат преступления, следует ли заключать в тюрьму или убивать лиц с самым высоким риском, прежде чем они смогут совершить преступления?
21. Почему так много одиноких людей? Почему людям так сложно установить настоящие связи, когда почти каждый хочет установить настоящие связи?
22.Какие наиболее распространенные препятствия на пути людей мешают людям осуществить свои мечты?
23. Почему люди так плохо оценивают риски? Например: люди боятся убийств, террористов и полетов, но они с гораздо большей вероятностью умрут по дороге в магазин.
24. Каковы некоторые примеры внешнего поведения, которое является симптомом внутренних эмоциональных шрамов?
25. Почему общество так высоко ценит красоту, когда она не служит функциональной цели?
Вот еще несколько вопросов, которые могут вам понравиться:
202 Философские вопросы — Нужны более серьезные вопросы? Мы определенно позаботимся о вас!
Тот или иной вопрос — Если вы ищете глотка свежего воздуха после мрачной беседы.
Вопросы, которые стоит задать девушке — Нужны вопросы к девушке? Попробуйте эти.
Интересные вопросы, которые можно задать девушке — Еще больше вопросов, которые можно задать девушке, которые, в общем, интересны.
Забавные вопросы, которые можно задать девушке — Если вы ищете легкие вопросы, которые можно задать девушке после этих серьезных вопросов.
.
Спрашивают кого-нибудь об их работе
Вы когда-нибудь хотели спросить кого-нибудь на английском о том, чем они занимаются, но не знали, как? Во многих культурах есть способы сделать это.
Сегодня, Спросите учителя , наш вопрос исходит от Азры в Турции.
Вопрос:
Вежливо ли спрашивать людей об их работе? Как я могу спросить кого-нибудь, чтобы не показаться невежливым? — Азра, Турция
Ответ:
Привет Азра и спасибо, что написали нам!
В Соединенных Штатах спросить кого-нибудь об его работе — одно из самых распространенных действий при первой встрече с этим человеком.Но в некоторых других культурах этот вопрос может считаться неуважительным, так что будьте осторожны.
Хотя такие вопросы, как «Чем вы занимаетесь?» и «Что ты?» кажутся наиболее прямыми способами задать вопрос, мы их не используем. Вопросы составлены правильно, но для американцев они могут показаться невежливыми и неестественными.
Спросить
Вместо этого у нас есть несколько способов сделать звук более естественным.
Когда вы встречаетесь с кем-то в социальной ситуации и хотите знать, какой работой он занимается, наиболее частый вопрос:
Чем вы занимаетесь?
Это более короткий способ спросить:
Чем вы зарабатываете на жизнь?
Слушайте оба вопроса и некоторые ответы, которые вы, возможно, услышите.Обратите особое внимание на произношение слов «Что ты делаешь?» как это обычно звучит как «Что делать?» когда сказал быстро:
Чем вы занимаетесь?
Я учитель.
Чем вы зарабатываете на жизнь?
Я работаю в фотожурналистике.
Чем вы занимаетесь?
Я провожу программу искусств для подростков .
Чем вы зарабатываете на жизнь?
Я музыкант.
Сравните вопрос «Чем вы занимаетесь?» на «Что ты делаешь?» Звучат похоже, но второй — , а не рабочий. Он спрашивает, что человек делает прямо сейчас, в эту минуту.
Два других дружеских способа спросить некоторых об их работе: «Каким видом работы вы занимаетесь?» и «Какое направление работы вы занимаетесь?» Вы можете ответить таким же образом, сказав что-то вроде: «Я веду художественную программу для подростков» или «Я музыкант».
Продолжение
После того, как человек ответит на вопрос, рекомендуется задать еще один или два вопроса.Послушайте пример:
Чем вы зарабатываете на жизнь?
Я веду художественную программу для подростков.
Отлично! Как долго ты этим занимаешься?
Вот уже около пяти лет.
Где ты работаешь?
В городском управлении культуры и искусств.
Что не спросить
Несмотря на то, что вопросы, связанные с работой, часто встречаются в социальных ситуациях в США.С., ситуации бывают разные. Некоторые люди могут найти эти вопросы слишком личными, если задать их слишком рано. Если вы когда-либо не уверены, вы можете начать разговор другим способом, например, спросить, чем этот человек развлекается в этом городе. Или вы можете прокомментировать что-нибудь интересное или забавное на мероприятии или мероприятии.
Вам следует избегать вопросов «Какая у вас профессия ?» а ты кем работаешь?» Они звучат слишком официально, поэтому мы не используем их в дружеских ситуациях.Вы, вероятно, услышите их только во время собеседования по поводу работы или в офисе.
Еще нужно знать, что в американской культуре мы не спрашиваем о заработной плате человека. Даже некоторые близкие друзья и родственники не обсуждают эту тему. Поэтому, если кто-то не поделится с вами этой информацией или не попросит совета по заработной плате, не задавайте этот вопрос.
А это Спроси учителя .
Я Элис Брайант.
У вас есть вопрос к Учителю? Напишите нам в области комментариев.Обязательно укажите свою страну!
Чем вы зарабатываете на жизнь? Как долго ты этим занимаешься? Тебе нравится твоя работа? Мы хотели бы услышать от вас.
Спросить | Продолжение | Что Не Спросить |
Чем вы занимаетесь? Чем вы зарабатываете на жизнь? Чем вы занимаетесь? Чем вы занимаетесь? | Как давно вы этим занимаетесь? Где ты работаешь? В какой компании вы работаете? | Чем занимаешься? Какая у вас профессия (или род занятий)? Сколько вы зарабатываете? |
_______________________________________________________________
слов в этой истории
вежливо — прил. .иметь или проявлять хорошие манеры или уважение к другим людям
произношение — n . способ произнесения слова или имени
интервью — n . официальная встреча с кем-то, кого рассматривают для работы или другой должности
профессия — n . тип работы, требующий специального образования, подготовки или навыков
запустить — v . управлять бизнесом или деятельностью чего-либо
подросток — n .кто-то в возрасте от 13 до 19 лет
.
родителей, вот хорошие вопросы, которые следует задавать учителям (и что не следует задавать)
Уважаемые родители младших школьников,
Давайте сразу обратимся к слону в комнате и сразу перейдем к вашему вопросу:
«Достаточно ли проблем с моим ребенком?»
Как учитель второго класса, который слышит это от десятков родителей каждый год, я умоляю вас. Пожалуйста, перестаньте задавать этот вопрос.
Не поймите меня неправильно. Я полностью понимаю, что вы хотите только самого лучшего образования для своего ребенка.Вы не хотите, чтобы им было скучно, вы знаете, что они невероятно умны, и вы просто хотите, чтобы они полностью реализовали свой потенциал. От имени учителей во всем мире позвольте мне ответить: да, вашему ребенку достаточно сложно.
Учителя невероятно квалифицированы в создании многоуровневых уроков.
Вы можете даже не осознавать этого, но учителя естественным образом разрабатывают свои ежедневные уроки и занятия, чтобы удовлетворить потребности нескольких учеников с разными наборами навыков. Они также постоянно корректируют свои уроки в соответствии с индивидуальными потребностями.
Вот некоторые вещи, которые я делаю для вашего ребенка каждый день:
- Возьмите сложное задание и сделайте его веселым и увлекательным.
- Поощряйте их читать более сложный текст, не заставляя их чувствовать себя подавленными и изнуренными к концу.
- Призовите их задуматься о персонажах и проблемах истории глубже, чем они когда-либо думали.
- Задайте им математическую задачу и предложите им найти способ ее решения, используя все известные им стратегии, а не одну.
- Предложите им возможность научить друг друга использовать те же самые стратегии.
- Научите их исследовать и писать на тему, которая им нравится; поэтому они даже не воспринимают это как работу.
На протяжении всего этого я обучаю их навыкам, необходимым им для успешной учебы в моем классе, а также я учу их навыкам, необходимым для подготовки к будущим занятиям. Я не просто учу вашего ребенка чтению, письму, математике, естественным наукам и общественным наукам.Моя цель — научить их по-настоящему любить учиться.
Строим фундамент вместе.
Вашему ребенку всего семь лет.
У вашего ребенка достаточно времени, чтобы найти в себе страсть и силы и решить, чем он хочет заниматься всю оставшуюся жизнь. У них достаточно времени, чтобы найти внутреннюю мотивацию и желание узнать больше в определенной предметной области, и в этом случае они, скорее всего, найдут способы бросить вызов себе. Я уверен, что все это отчасти произойдет, потому что я действительно уверен, что хорошо справляюсь со своей работой.
Спрашивая, бросаю я вызов вашему ребенку, вы, по сути, спрашиваете, выполняю ли я свою работу.
Попробуйте вместо этого задавать положительные вопросы.
Если вы действительно хотите участвовать в учебе своего ребенка, вы можете задать несколько других вопросов:
- Добрый ли мой ребенок?
- Старается ли мой ребенок изо всех сил?
- Нравится ли моему ребенку учиться?
- Доволен ли мой ребенок?
- Способен ли мой ребенок справляться со сложными задачами?
- Есть ли у моего ребенка друзья?
- Сострадат ли мой ребенок к другим?
- Есть ли у моего ребенка что-то, в чем он преуспевает?
- Следит ли мой ребенок указаниям?
- Ответственен ли мой ребенок?
- Мой ребенок улыбается и смеется?
- Есть ли у моего ребенка установка на рост?
- Интересно ли моему ребенку?
- Что мой ребенок любит читать?
- Обращает ли мой ребенок внимание?
- Уважает ли мой ребенок своих учителей и сверстников?
- Проявляет ли мой ребенок творческие способности в классе?
- Нравится ли моему ребенку учиться?
Если вы зададите эти вопросы вместо этого, я гарантирую, что вы откроете для себя новые вещи о своем ребенке и найдете больше способов поддержать его обучение.Поэтому, пожалуйста, перестаньте спрашивать, делает ли учитель вашего ребенка свою работу. Доверяйте учителю вашего ребенка и поддерживайте его в его усилиях, направленных на то, чтобы помочь вашему ребенку расти и развиваться, чтобы стать самой лучшей версией себя.
С уважением,
Учитель второго класса
Эту статью в WeAreTeachers отправил учитель, пожелавший остаться неизвестным.
Какие вопросы вы хотите слышать от родителей? Приходите и поделитесь в нашей группе HELPLINE WeAreTeachers на Facebook.
Плюс, как помочь одаренным ученикам найти свое место в классе.
.