Какие особенности характеризуют человека как личность: Характеристика и способности личности

Содержание

Тема 6. Психология личности — Мегаобучалка

Задание 6.1.
Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида? Выпишите слова в две группы.
Целеустремленность, музыкальность, упрямство, вспыльчивость, вдумчивость, моральная воспитанность, высокая эмоциональность, низкая адаптация к темноте, стабильность, ригидность, старательность, трудолюбие, цельность, плохая пространственная координация, приятный голос, черные глаза, познавательная активность, хороший слух, критичность ума, внимательность, прекрасная дикция, подвижность, средний рост, артистичность[4].

Личность Индивид
Целеустремленность, упрямство, вспыльчивость, вдумчивость, моральная воспитанность, высокая эмоциональность, стабильность, цельность, артистичность
 
Музыкальность, низкая адаптация к темноте, ригидность, старательность, трудолюбие, плохая пространственная координация, приятный голос, черные глаза, познавательная активность, хороший слух, критичность ума, внимательность, прекрасная дикция, подвижность, средний рост

 

Темперамент – динамическая характеристика психической деятельности индивида.

 

_____________________

4 Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. В 3 т. Т.1. – Самара: Изд-во ун-та. 1994. — С. 112.

Важную роль в изучении темперамента сыграло учение И.П. Павлова о типах нервной деятельности. В основу классификации положены три критерия: сила, уравновешенность и лабильность коры головного мозга.

 

Схема 6.1. Соотношение свойств нервной системы и типов темперамента.

 

С.Л. Рубинштейн: «Темперамент — не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности».

Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека на то, что происходит вокруг него; выражается в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, интересе к другим людям.

Интроверсия – обращенность сознания и внимания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Задание 6.2.

Охарактеризуйте по типам темперамента персонажей изображенных на рисунке 6.1. Обоснуйте свой ответ.

1.холерик: несдержан,вспыльчив

2.флегматик: низкая эмоциональность, бедная мимика, терпимость

3.меланхолик: повышенная чувствительность, малая реактивность, низкая энергичность

4.сангвиник: активность и реактивность, уравновешен, живая мимика, хохочет по любому поводу

Рис. 6.1.Типы темперамента: реакция людей с различными типами темперамента на смятую шляпу.

Задание 6.3.

Из перечисленных качеств выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика (заполните таблицу)[5]:

Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания.

Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
Бодрое, повышенное настроение, повышенная эмоциональная возбудимость, энергичность, быстрое возникновение и смена чувств, сосредоточенность внимания
 
Выдержанность, однообразие мимики, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение
 
 
Медленно усвоение и перестройка навыков, подвижность, возбужденное состояние Неуверенность в себе, подавленность и растерянность при неудачах, малая активность.

 

Личностные особенности — это… Понятие и характеристика личностных особенностей человека

Каждый человек уникален. И кажется, что это избитая фраза. С одной стороны — совершенно верно, но с другой, если обратиться к психологии, становится очевидным, насколько правдиво сказанное.

Человек является личностью. Характеристика личностных особенностей индивидуальна, что подтверждают психологические исследования и трактаты по данной теме.

личностные особенности ребенка

Что это такое?

Личностные особенности включают несколько характеристик. Если мы обратимся к энциклопедии практической психологии, то увидим самое полное определение. Личностные особенности — это совокупность характера, способностей, темперамента и мотивов. Составители книги уверяют, что среди перечисленного особняком стоят личностные мотивы, стремления и устойчивость исследуемого типа.

Все начинается с детства

Детство — прекрасная пора беззаботности и защищенности. Ребенку кажется, что мир вокруг прекрасен, огромен и просто манит к себе. Подрастающий малыш начинает исследовать его еще в детстве, когда не осознает сам себя, но развитие личности уже начинается.

Если говорить о поведении совсем маленького ребенка, в нем уже выделяются свои характеристики и основные качества. Личностные особенности ребенка присущи ему с грудного возраста. Не зря же родители, имеющие двух и более детей, проводя сравнительные характеристики, отмечают для себя разную манеру поведения своих отпрысков. И очень часто можно услышать от знакомых рассказы, в которых они говорят, что их дети совершенно разные, хотя рождены одними родителями. Один с детства отличался упрямством, силой воли и подвижностью. Вырос самым настоящим живчиком, в жизни все бегом делает, но качественно. А второй рос «тюхой-матюхой», скромный и инертный. Став взрослым, остался таким же инфантильным, как в детстве.

Личностные особенности ребенка зависят от генетики, скажет кто-то. На самом деле это не совсем так. Генетика может преподнести сюрприз, и у успешных родителей рождается самый настоящий рохля. Откуда бы это, начинают выяснять родители. И вспоминают, что дедушка был слишком скромным и неспособным проявить силу воли в каких-либо делах.

На личностные особенности влияют следующие факторы:

  1. Генетика.

  2. Воспитание в семье.

  3. Окружающая обстановка.

И если о первом факторе мы уже поговорили, то два последующих стоит рассмотреть внимательнее.

особенности личностного развития ребенка

Воспитание в семье

Личностные особенности, как мы говорили выше, это целый комплекс характеристик, включая положительные и отрицательные качества человека. Они проявляются с детства, это не секрет. Равно как и расположенность к тем или иным видам деятельности.

Воспитание играет огромную роль в становлении личности. Сейчас стало модным потакать детям и закрывать глаза на такие поступки, за которые еще лет двадцать назад наказывали отпрыска. Результат такого воспитания станет плачевным, ибо детям необходимо не только положительное подкрепление, но и отрицательное.

Наверняка не раз приходилось видеть, как ребенок кричит во все горло, требуя что-то от матери. А та нежно воркует над ним, уговаривает или просто дает желаемое. Это положительное подкрепление нежелательного поведения. Каким вырастет такой ребенок? Манипулятором хорошим станет, привыкшим добиваться своего по первому требованию. Поэтому важно вовремя ставить малыша на место, давая ему понять, что не все требуемое исполняется, а плохое поведение ведет к наказанию.

Особенности личностного развития заключаются в том, что родители направляют свое чадо в нужное русло, учитывая его склонности и характеристики. Если ребенок одержим животными и заявляет, что хочет стать ветеринаром, не надо отмахиваться от него, ссылаясь на неосознанный возраст. Наоборот — поощряйте желание отпрыска, купите ему интересные книги по данной теме, покажите фильмы. Ребенок со временем может отказаться от задуманной идеи, продолжив поиск себя, а может и утвердиться в выбранной будущей сфере деятельности.

Окружающая обстановка

На особенности личностного развития ребенка влияет окружающая его обстановка. Речь идет о коллективе в детском саду (позже — в школе), взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми людьми, социальной адаптации. Если у малыша проблемы с коммуникативными навыками, то стоит обратиться к детскому психологу за помощью. Чем старше ребенок, тем сложнее корректировать коммуникацию, если он с детства не сумел овладеть наукой построения отношений с окружающими людьми.

Подростки

Самые сложные человеческие экземпляры. В основе личностных особенностей подростков лежит моральная незрелость, обостренное чувство справедливости и эмоциональная нестабильность. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый человек, хотя очень старательно претендует на эту роль. У него меняется гормональный фон, происходят внешние изменения, нарушается внутренний баланс. Вчерашняя маленькая девочка-красавица вдруг обнаруживает у себя появление прыщиков и сальности кожи. Для взрослого человека, уверенного в себе, это не проблема. Но для подростка — целый комплекс. Большинство из них неуверены в себе, под агрессивным поведением скрывается куча страхов и комплексов.

Что делать окружающим при общении с таким «ежиком»? Учитывать, что на данном этапе развития личностные особенности — это изменяющийся фактор. И корректировать нежелательное поведение подростка только с помощью позитива и положительных подкреплений.

Личностно-психологические особенности

Эти свойства включают в себя темперамент человека. Давайте вспомним, что говорит по этому поводу один из величайших физиологов планеты Иван Петрович Павлов. Он выделяет четыре типа темперамента, которые характеризуются следующим образом:

  1. Сильный, подвижный, неуравновешенный. Речь идет о холерике. Основная психологическая особенность данного типа заключается в том, что процессы возбуждения превалируют над процессами торможения.

  2. Сильный, подвижный, уравновешенный — сангвиник. Считается, что это самый лучший темперамент человека, ибо процессы торможения и возбуждения находятся в равновесии.

  3. Сильный, инертный, уравновешенный — тип флегматический. Процессы торможения преобладают над процессами возбуждения.

  4. Слабый, неуравновешенный — меланхолик. Такие люди обладают слабыми процессами возбуждения и торможения.

Холерики

Личностные особенности человека с холеричным типом высшей нервной деятельности включают в себя следующие эмоциональные особенности:

  1. Неусидчивость, ибо холерики сложно сосредотачиваются на чем-то одном. Они способны начать дело, не довести его до конца.

  2. Импульсивность — такие люди живут эмоциями. Под воздействием импульса они совершают самые непредсказуемые поступки, за которые себя же и винят.

  3. Быстрое возбуждение, которое обусловлено темпераментом. Очень легко выходят из себя, не стесняются проявлять эмоции. Но вспышка быстро угасает, и холерику становится стыдно за проявленные отрицательные эмоции.

  4. Выгорание. Рутинная работа не для холериков, равно как и дела, требующие максимального сосредоточения. Эти люди, ввиду эмоционально-личностных особенностей, быстро утомляются и выгорают.

личностные особенности человека

Сангвиники

Если вы или кто-то из близких имеет такой тип ВНД, то вам очень повезло. Самые трезвомыслящие и уравновешенные люди — это сангвиники. Основные их личностные особенности — это взвешенность в суждениях и поступках. К наиболее ярко выраженным качествам можно отнести:

  1. Практичность — представители данного типа личности умеют смотреть вперед. Они очень практичны в своих поступках, все просчитывают заранее.

  2. Терпеливость — одно из самых лучших качеств сангвиника. В момент неудачи он не сложит «лапки», а наберется терпения, стиснув зубы, встанет с колен и начнет все сначала.

  3. Трезвомыслие — об этом мы упомянули выше. Сангвиник не поддается панике, как тот же холерик. Он способен включать «холодное мышление» в самых экстренных ситуациях. В обычной жизни, сангвиник смотрит на мир без розовых очков, трезво оценивая собственные способности и возможности.

эмоционально личностные особенности

Флегматики

Этих людей трудно расшевелить, они инертны и часто плывут по течению. Основные личностные особенности — это:

  1. Замкнутость. Она проявляется не в таких объемах, как у того же меланхолика, но люди с данным типом ВНД предпочитают все носить в себе и лишний раз не открываться окружающим.

  2. Склонность к одиночеству. Несмотря на внешнее дружелюбие флегматика, самая лучшая компания для него — собственная персона.

  3. Плохая приспособляемость. Для флегматика станет самой настоящей трагедией глобальная жизненная перемена. Эти люди предпочитают предсказуемость и стабильность.

индивидуально личностные особенности

Меланхолики

Наиболее слабый тип темперамента. Их личностные особенности — это набор незавидных характеристик, к которым относят повышенную вялость, инертность и полную неприспособленность к жизни. Но так ли это на самом деле?

  1. Меланхолики отличаются высокой чувствительностью. Самое незначительное замечание может спровоцировать у них слезы. Но что самое интересное, именно среди меланхоликов наибольшее количество выдающихся творческих персон. Из-за своей повышенной чувствительности они улавливают такие тонкости, которые иные типы даже не увидят.

  2. Перфекционисты с повышенным чувством вины. Меланхолики любят доводить свои дела до совершенства. И если кто-то недоволен их работой, то представители данного типа даже не подумают о том, что критик может просто придираться. Они сразу же замкнутся в себе, ругая собственную персону за недостаточное усердие.

  3. Пониженная работоспособность. Большой и шумный коллектив приводит меланхоликов в ступор. Им необходимы частые перерывы в работе с отдыхом от коллег. В обществе людей данный тип личности ощущает себя крайне неуютно. Но наедине с собой способен выполнять самую сложную работу. Вот почему среди меланхоликов много талантливых программистов и творческих людей.

личностные особенности подростков

Эмоциональность

Как мы отметили выше, личностные особенности — это целый комплекс характеристик, включающих в себя и эмоции. Люди привыкли разделять эмоции на хорошие и плохие. Но в психологии понятий таких не существует. Есть положительные эмоции и условно отрицательные.

К положительным относят радость, уверенность, нежность, любовь. Условно отрицательные эмоции — это гнев, тоска, тревога, отчаяние. Существуют еще и нейтральные эмоции, к ним относят изумление, любопытство и безразличие.

Чем хороши эмоции? Тем, что поддаются удалению и корректировке. Характер, как говорится, не лечится. И темперамент человека изменить невозможно, равно как и эмоции, связанные с ним. Но приобретенные эмоции вследствие мировоззрения и воспитания можно откорректировать.

особенности личностного развития

Качества личности

К ним относятся положительные и отрицательные стороны характера. Говоря о человеке, мы составляем его личностный портрет: добрый, отзывчивый, верный в дружбе. Или наоборот — подлый, завистливый, склонный обманывать.

Характеристика личностных особенностей характера заключается в том, что они бывают врожденными и приобретенными. Откорректировать врожденные качества можно, но довольно сложно. Приобретенные формируются под воздействием окружающей среды, воспитания и типа ВНД ребенка.

Заключение

Личностные особенности человека — это комплекс качеств, свойственных только ему. Некоторые можно откорректировать, с другими придется смириться.

Если родитель видит, что в его отпрыске начинают проявляться отрицательные качества, необходимо гасить их в зародыше. «Кнутом» служит отрицательное подкрепление, которое вовсе не означает битье, как можно подумать. Сюда относится, в первую очередь, запрет на что-либо, лишение удовольствий. Только так ребенок поймет, что совершил что-то дурное, и вероятность проявления подобного поведения в дальнейшем резко понизится.

Приведем пример: старший брат обидел младшую сестру. Первая реакция родителей — ругать сына. Если ребенок психологически слабый, он испугается, но не факт, что прекратит обижать малышку. Будет делать это так, чтобы родители не заметили, к примеру, когда их нет дома. А если сестра пожалуется, то мальчик сделает несчастный вид и начнет отрицать произошедшее.

Вместо того чтобы кричать, необходимо дать серьезное для ребенка отрицательное подкрепление. Например, лишение какого-нибудь развлечения. Должны были пойти в зоопарк? Теперь не пойдем, потому что ты обидел сестру. В дальнейшем мальчик, помня такой урок, не захочет обижать малышку.

Психология личности 6 —

метки: Возбуждение, Торможение, Сильный, Система, Подвижность, Процесс, Настроение, Повысить

Психология личности

Задание 1. Заполните таблицу. Какие из нижеприведенных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида?

Целеустремленность, музыкальность, упрямство, вспыльчивость, вдумчивость, моральная воспитанность, высокая эмоциональность, низкая адаптация к темноте, стабильность, ригидность, старательность, трудолюбие, цельность, плохая пространственная координация, приятный голос, черные глаза, познавательная активность, хороший слух, критичность ума, внимательность, прекрасная дикция, подвижность, средний рост, артистичность

Личность

Индивид

Целеустремленность, упрямство, вспыльчивость, вдумчивость, моральная воспитанность, высокая эмоциональность, стабильность, цельность, артистичность

Музыкальность, низкая адаптация к темноте, ригидность, старательность, трудолюбие, плохая пространственная координация, приятный голос, черные глаза, познавательная активность, хороший слух, критичность ума, внимательность, прекрасная дикция, подвижность, средний рост

Задание 2. Заполните схему «Пирамида потребностей по А. Маслоу» (вместо уровней нужно вписать соответствующие им потребности)

Самоактуализация

Эстетика

Познание

Признание

Социальность

Безопасность

Физиология

Задание 3.Заполните таблицу «Соотношение свойств нервной системы и типов темперамента».

Тип нервной системы

Свойства нервной системы

Темперамент

Сильный тип нервной системы; уравновешенный; подвижный.

Нервные процессы обладают силой и продолжительностью, между возбуждением и торможением равновесие, они сбалансированы; возбуждение легко сменяется торможением, и наоборот.

Сангвиник

Сильный, неуравновешенный тип

Характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.

Холерик

Сильный уравновешенный, но инертный, не подвижный тип

Отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью.

Флегматик

Слабый тип нервной системы

Характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.

Меланхолик

Задание 4. Из перечисленных качеств, выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика (заполните таблицу): Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания.

Сангвиник

Флегматик

Холерик

Меланхолик

Бодрое, повышенное настроение, повышенная эмоциональная возбудимость, энергичность, быстрое возникновение и смена чувств, сосредоточенность внимания.

Выдержанность, однообразие мимики, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение.

Медленно усвоение и перестройка навыков, подвижность, возбужденное состояние.

Неуверенность в себе, подавленность и растерянность при неудачах, малая активность.

Задание 5 Охарактеризуйте по типам темперамента персонажей, изображенных на рисунке. Обоснуйте свой ответ.

  1. Холерик. Персонаж вспыльчив и агрессивен.
  2. Флегматик. Персонаж ведёт себя безразлично, низкая эмоциональность.
  3. Меланхолик. Персонаж не уверен в себе, растерян, эмоционально чувствителен.
  4. Сангвиник. Персонаж общительный, жизнерадостный.

Задание 6. Составьте самостоятельно схему «Классификация способностей».

Классификация способностей

Природные (естественные)

Специфическиечеловеческие

восприятие

память

основыкоммуникации

общие

специальные

интеллектуальные

— мыслительные способности,

— тонкость и точность ручных движений,

— память,

— речь и др.

— музыкальные,

— математические,

— лингвистические,

— технические,

— литературные,

— художественно-творческие,

— спортивные и др.

-теоретические,

— практические,

— учебные,

— творческие,

— предметные,

-межличностные.

Задание 7. Составьте глоссарий из 15 понятий по теме «Характер».

Аффективно-экзальтированный тип – характеризуется легким переходом от состояния восторга к состоянию печали, бурным проявлением восторга и печали.

Возбудимый тип – отличается повышенной импульсивностью, всегда хорошим, несколько возбужденным настроением, кроме редких периодов плохого, тем, что действует под влиянием эмоций, не всегда помнит о своих обязательствах и долгах.

Гипертимичный тип – характеризуется хорошим настроением в сочетании с оптимизмом, высокой активностью и предприимчивостью, общительностью, обаянием, непоседливостью, непрерывным потоком новых идей (полезных и вредных).

Графология – учение об соответствии между почерком человека и его характером.

Демонстративный тип – характеризуется стремлением выделяться, быть на виду, в центре внимания, жить сегодняшним днем; отличается импульсивностью, способностью завоевывать расположение окружающих, но часто именно там, где это выгодно.

Дистимический тип – отличается сниженным фоном настроения, пессимизмом, стремлением видеть скорее темные стороны жизни, некоторым равнодушием к окружающему миру, отсутствием активности.

Интроверт – замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, об-ращённый в себя, человек отгороженный от всего окружающего мира, тща-тельным образом анализирующий все события, при этом всех подозревая в противоречивых действиях.

Педантичный тип – отличается сверхточностью, стремлением соблюдать порядок всегда и во всем, требуя того же и от других людей, стремлением к положительности, основательности; особой добросовестностью; избегает ненужных опасностей и эксцессов.

Ригидный тип – отличается силой и постоянством чувств, которые не всегда проявляются сразу, а могут как бы «накапливаться»; повышенным чувством собственного достоинства, высоким самоуважением, часто также ревностью, неспособностью простить обиду.

Сензитивный тип (тревожный) – характеризуется склонностью преувеличивать трудности жизни, искать одобрения у окружающих, неуверенностью в своих достоинствах и стремлением быть всегда таким, чтобы его не за что было ругать, отличается также впечатлительностью, чувствительностью.

Характер (греч. – чеканка, отпечаток) – есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения.

Циклотимический тип – характеризуется быстрой сменой настроения, пессимизма и оптимизма, активности и равнодушия, общительности и замкнутости и т. п.

Черты характера – это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности.

Экстраверт – прямой, открытый человек, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит путешествовать, старается взять от жизни по-максимуму.

Эмотивный тип – отличается особой впечатлительностью и чувствительностью, особенно по отношению к тому, как к нему относятся. Как правило, хорошо чувствует красоту природы и искусства.

Задание 8. Распределите приведенные ниже понятия по трем группам: свойства темперамента, свойства характера и способности. Заполните таблицу.

Услужливый, медлительный, инициативный, честный, эгоистичный, живой, энергичный, чуткий, возбудимый, самоуверенный, осторожный, предприимчивый, хороший организатор, доброжелательный, небрежный, с чувством юмора, последовательный, недотёпа, с золотыми руками, краснобай, с горячим сердцем, находчивый, неряшливый, ленивый, необузданный, ловкий, решительный, непоседа, спокойный, глупый, суетливый, послушный, красноречивый, пылкий, отходчивый, умный, деловой, черствый, горячий, трудолюбивый, остроумный, смелый, справедливый, нежный, вспыльчивый.

Свойства темперамента

Свойства характера

Способности

Услужливый, медлительный, живой, энергичный, возбужденный, последовательный, находчивый, неряшливый, ленивый, необузданный, спокойный, суетливый, послушный, пылкий, отходчивый, горячий, выносливый.

Инициативный, честный, эгоистичный, чуткий, самоуверенный, осторожный, предприимчивый, доброжелательный, небрежный, с чувством юмора, недотепа, с горячим сердцем, решительный, непоседа, деловой, черствый, остроумный, смелый, справедливый, нежный.

Хороший организатор, с золотыми руками, ловкий, глупый, красноречивый, умный, трудолюбивый.

0

Какие черты характеризуют человека 🚩 Какие бывают характеры? Типы характера человека 🚩 Дети 🚩 Другое

Инструкция

Всего выделяют четыре группы черт характера. К первой группе можно отнести черты, которые определяют отношение личности к людям. Речь идет о таких свойствах, как чуткость, общительность, отзывчивость, уважение, и об их противоположностях — черствости, замкнутости, грубости и презрительности.

Ко второй группе принято относить черты, которые показывают отношение личности к своему делу и труду вообще. К этой группе относят добросовестность, трудолюбие, ответственность, склонность к творчеству, а также лень, недобросовестность, пассивность.

Третья группа включает в себя черты характера, которые показывают, как человек относится к себе. К этим свойствам можно отнести гордость, самокритичность, чувство собственного достоинства, самомнение, обидчивость, тщеславие, эгоцентризм.

В последнюю группу входят черты, которые характеризуют отношение личности к материальным предметам и вещам. Прежде всего, речь идет об аккуратности или неряшливости, небрежности в обращении с вещами и других подобных свойствах.

В воспитании человека центральные или стержневые свойства личности (отношение к окружающим людям и к труду) имеют важное практическое значение.

Если игнорировать стержневые отношения личности, невозможно исправить отдельные недостатки (к примеру, лживость или грубость) или воспитать нужные положительные качества. Изменения характера не поддаются точечным воздействиям, чтобы получить положительный результат, необходимо изменять всю систему взаимосвязанных свойств, при этом нужно обращать внимание на формирование правильных стержневых отношений. Именно поэтому так важно воспитывать с детства правильное отношение к окружающим людям и труду, поскольку пластичная детская психика легче поддается подобным воздействиям.

Характер напрямую связан с темпераментом. Темпераментом называют объединение особенностей личности, которые связаны с динамическими или эмоциональными аспектами деятельности человека. Темперамент не определяет напрямую черт личности, однако между свойствами характера и темпераментом существует взаимосвязь. От темперамента зависят особенности проявления характера. К примеру, общительность у флегматика и сангвиника проявляется по-разному. Темперамент может влиять на степень развития черт характера. В зависимости от типа детского темперамента нужно использовать разные приемы воспитания, чтобы воспитать в нем положительные свойства характера.

Какие качества характеризуют личность? Список качеств, характеризующих личность

Каждому человеку присущ определенный набор черт характера, конкретизированных именно под данного индивидуума. Если эти черты дополнить такими понятиями, как индивидуальные навыки, знания и определенные умения, то в конечном счете мы получим обширную категорию, называемую качествами личности. Часть особенностей была заложена индивидууму с рождения, а другая — приобретена на протяжении жизни. Разобрав эти понятия, можно определить, какие качества характеризуют личность.

Что собой представляет набор, характеризующий индивидуальность?

Не лишне будет сформировать список качеств, характеризующих личность. Принято разграничивать индивидуальные особенности на два взаимозависимых компонента – это внутренний мир человека и его внешнее позиционирование.

Список качеств характеризующих личность

К внешней демонстрации личностных качеств, как правило, относятся:

  1. Врожденная или приобретенная артистичность или, иначе говоря, умение выступать на публике.
  2. Привлекательная внешность и умение красиво сочетать предметы одежды.
  3. Ораторские навыки и отчетливость произношения в речи.
  4. Грамотное и утонченное владение невербальным способом общения.

Влияет ли внутренний мир человека на индивидуальные характеристики?

Какие качества характеризуют личность

Какие качества характеризуют личность, а именно ее внутреннее содержание, представлено в следующей классификации:

  1. Разносторонний анализ ситуации и неконфликтное восприятие поступающей информации.
  2. Присущая филантропия.
  3. Непредвзятость мышления.
  4. Преобладающее позитивное восприятие.
  5. Мудрость в рассуждениях.

Структурный аспект индивидуальности

Качества характеризующие человека

Для более полного понимания того, какие качества характеризуют личность, стоит выделить структуру индивидуальности. Условно можно представить четыре уровня:

  • I. Уровень темперамента, включающий особенности генетической предрасположенности, в частности индивидуальной нервной системы человека.
  • II. Уровень индивидуальных психических процессов, раскрывающий черты, обуславливающиеся особенностью восприятия и воображения, памяти и воли, ощущений и внимания, мышления.
  • III. Уровень, затрагивающий опытную часть личности, а именно качества в области знаний, умений, навыков и привычек.
  • IV. Уровень социальной направленности включает особенности, отображающие отношения индивидуума к внешнему миру. Они направляют и регулируют психологический фундамент поведения человека – это интересы и взгляды, убеждения и социальные установки, моральные устои.

Связующим звеном между всеми четырьмя уровнями выступают такие индивидуальные качества, характеризующие человека, как потребности и характер, способности и эгоцентризм, которые в совокупности с вышеуказанными уровнями образуют личностную оболочку индивидуума.

Какие индивидуальные особенности сопряжены с успехом?

По мнению Н. Лейфрида, значительной предпосылкой успешности выступает ответственность. Эта особенность рассматривается с позиции самодисциплины, то есть готовности индивидуума к самостоятельности, обучению и действенности на пути к достижению успеха.

Как правило, данный вопрос рассматривается с точки зрения успешности знаменитых людей, а именно определяется, какие качества характеризуют успешную личность. Если подытожить сведения в работах на эту тематику, можно говорить о таких особенностях успешных людей, как креативность, оптимизм, неугасаемая вера в успех и постоянная мотивация.

Базируясь на статистических данных психологии, стоит отметить, что исключительно высокая мотивация достижения значительных результатов играет главенствующую роль в успешности знаменитых людей.

Можно ли классифицировать индивидуальные черты, приводящие к успеху?

какие качества характеризуют успешную личность

Какие качества характеризуют личность, способную достичь успеха, можно узнать из классификации:

  1. Внутренний стержень самоутверждения. Самый ранний проблеск зарождения
    успешных характеристик, выражающихся в неподатливости мнению окружающих.
  2. Умение разбираться в людях. Способность оперативно анализировать субъектов и адекватно выстраивать стратегии поведения с ними.
  3. Стрессоустойчивость. Психологическая стабильность – залог физического здоровья.
  4. Адекватная гибкость. Способность найти подход к разным людям и вовремя пойти на компромисс или отступить.
  5. Дар убеждения. Умение грамотно оперировать имеющимися данными.
  6. Творческая инициативность. Важнейший аспект успешности.

Методология, характеризующая индивидуума

Существует методика, объясняющая, как характеризовать человека. По ней необходим анализ поведения индивидуума и обобщение полученных данных.

Как характеризовать человека

Она включает в себя следующие стадии анализа:

  • I. Определение собственного мнения человека относительно себя самого. Проявляющиеся при этом черты характера по отношению к себе, а именно скромность, или уверенность, или неуверенность, умение рассчитывать собственные силы, самокритичность, или решительность и смелость, или самообладание и настойчивость, или безволие и вялость.
  • II. Определение отношения анализируемого субъекта к окружающим его людям. Если присутствуют, такие качества, как честность и справедливость, общительность и вежливость, тактичность или грубость, презрение и т. д., то нужно выяснить, в какой степени.
  • III. Определение занимаемого положения индивидуума в социуме и мнения других сотрудников о нем.
  • IV. Определение психологических особенностей, в частности особенностей памяти, мышления и внимания.
  • V. Определение интересующих субъекта областей, а именно трудовая, или учебная, или спортивная, или творческая сфера.
  • VI. Определение эмоциональной восприимчивости к той или иной ситуации. Это может быть быстрое реагирование в ходе решения проблем или, наоборот, отсутствие какой-либо реакции.
  • VII. Определение степени ответственности. К примеру, серьезно относится к выполнению работы и делает ее хорошо, проявляя при этом инициативу или нет.

Таким образом, необходимо анализировать субъект, исходя из требуемых целей характеристики.

Как распознать индивидуальность человека?

Понимание того, какие признаки человека характеризуют его как личность, может помочь в разных областях, особенно в профессиональной среде.

Понятие «личность» трактуется как человек, обладающий сугубо индивидуальными качествами, зависящими от социального окружения. Это могут быть и эмоциональные особенности, и волевые, и интеллектуальные.

Перечень признаков, соотносимых с индивидуумом

какие качества человека характеризуют его как личность

Существует группировка определенных признаков, позволяющих распознать личность, а именно:

  • субъект, осознающий всю совокупность присущих ему социальных черт;
  • личность, участвующая в социально-культурной жизни социума;
  • человек, имеющий индивидуальные особенности, проявляющиеся в социальных взаимосвязях посредством общения и трудовой деятельности;
  • индивидуум четко осознает свою особенность и значимость в социальном мире.

Понятие личности подразумевает, что субъект имеет четко выраженное собственное мнение по отношению к происходящему вокруг него, то есть присутствует мировоззрение. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, о ее собственной значимости в этом мире. Иначе говоря, присутствуют идеи, взгляды и жизненные ценности, формирующие данного человека.

Психология личности



ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

 

Задание 1.

Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объяс­ните свой ответ. Обоснуйте свой ответ.

 

      Индивид выражает общие свойства человека, как организма.

 

      Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

 

      Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания

 

Индивид: хорошая мотор­ная координация, мечтательность, лень, адаптационные возможности, тем­перамент, возбудимость, бли­зорукость, сила нервной системы.

 

Индивидуальность: медлительность, сообразительность, яркость проявления черт, решительность, математические способности, литературная одаренность.

 

Личность: Аккуратность, общительная, сила воли, самолюбие, упрямство, выразитель­ная мимика, реактивность, направленность.

 

Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?

Нет, сложности возникали, ведь Личность вырастает из индивидуальности и индивида, в связи с этим сложно разграничить некоторые понятия.

 

2. Могут ли черты индивида становиться чертами личности? Индивидуальности? Если да, то при каких условиях?

Я считаю, что черты индивида, могут становиться чертами индивидуальности и личности. Это три ступени, которые идут друг над другом и полностью взаимосвязаны. Например, мы рождаемся с темпераментом и приобретаем характер. Характер и темперамент неотъемлемые составляющие Личности, Индивида и Индивидуальность. В ходе социализации человек может сознательно развивать какие-либо черты своего характера, в связи со своим темпераментом он может становиться учёным или циркачом. И учёный и циркач определенно будут считаться личностью, которые будут иметь своё мировоззрение и понятие о жизни и т.д. Но когда-то в прошлом и учёный и циркач был индивидом, и в труде и процессе социализации они доросли до Индивида а затем до личности.

 

Задание 2.

Упражнения. Вставьте пропущенные слова в предложениях:

1. В личности выделяется, прежде всего, ее сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать ЛИЧНОСТЬЮ.

2. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его МИРОВОЗЗРЕНИЮ окончательно оформиться и эффективно проявляться.

3. Личность формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ, определяющихся особенностями орга­низма человека.

4. Внутренними предпосылками развития личности выступают АКТИВНОСТЬ и желание, а также МОТИВЫ и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

 

Задание 1.

Прочитайте отрывок из работы Д.А. Леонтьева «Очерк психологии личности». В чем автор видит ограниченность типологий личности? Какие проблемы возникают при использовании понятия черты личности?

В своём очерке, Д.А. Леонтьев, говорит о типологизациях личности, о том, что они различны, но все – ограничены: ярлыками, стереотипами, категориями. Подводя какого-либо человека под определённый тип, мы на него навешиваем ярлык и не можем дать ему возможности показать себя с другой стороны, не даём себе возможности узнать больше человека и опровергнуть или подтвердить присвоенный нами тип для человека. Кроме этого, описывая какой-то тип, мы используем определенные черты, и  чаще всего они оценочны. Что не даёт нам возможность быть рассудительным и объективным человеком. Ведь нас самих, можно отнести к разным типам так же легко, как мы относим других.  Люди всегда разные, во всех ситуациях, сегодня вечером он герой для соседки, а завтра утром он изгой для школы. ..

Задание 2.

Познакомьтесь с тем, как С.Л.Рубинштейн определяет, что такое характер (излагается по работе В.И. Слободчикова и Е.И.Исаева). Каково место характера в структуре личности? Как происходит становление характера?

Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, устойчивые черты характера, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера это черты личности, но не все черты личности черты характера. Характер складывается прижизненно, а его черты берут свои истоки, начиная с ситуационных мотивов и деятельности человека. Наше побуждение к тому или иному действию и будет являться индивидуальной чертой характера в генезисе, а для того чтобы это стало свойством человека данная черта должна генерализоваться, т.е  распространиться на все ситуации сходные с первой. Таким образом, наш характер – это закономерное проявляющиеся свойства к определённым поступкам, действиям.

 

ЭМОЦИИ И ВОЛЯ.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ

 

Задание 1.

Какие особенности эмоций и воли Вы вычленяете из следующих вы­сказываний:

1.1. «Kaк значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать» (Вольтер). Побуждающие эмоции и чувства

1.2. «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает пе­чаль» (Соломон Мудрый). Настроение

1.3. «Страсти пагубны потому что они ослепляют человека» (Эзоп). Непроизвольная активность человека.

l.4. «Тверже тот, кто побеждает желание. Лишь тот смел и храбр, кто себя одолевает» (Аристотель). Волевое усилие

1.5.«Не все, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что нахо­дится и в нашей власти» (Карнеад). Функции воли: регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека.

Задание 2.

Рассмотрите коммуникативную функцию эмоций и ответьте на част­ные вопросы текстов.

2.1. Вчувствование во внутренний мир другого протекает достаточно сложно и определяется эмпатийными тенденциями, которые име­ются у каждого человека, но их развитие определяется условия­ми, в которых воспитывается человек. Специально изучая этот вопрос, установлено, что обостренное сопереживание зависит от социально-демографических факторов воспитания: от числа со­держательных коммуникативных связей человека в семье и от культурных традиций того региона, в котором вырос человек. Представители коммуникативных профессий (продавцы, врачи, педагоги, руководители разных рангов, администраторы), отличающиеся низкой эмпатией, классифицируют встречающихся им людей по шаблонным типам, дают им стереотипные оценки. Их восприятие отличается узостью и бедностью, не исчерпывающим все многообразие встречающихся типов личностей. А как прояв­ляются следствия эмпатийного взаимодействия у преподавате­лей?

Многие учителя могут дать эмоциональный отклик на переживания ученика или его родителя, коллеги, а некоторые в процессе эмпатии могут запутываться в своих чувствах и уже не сопереживать а переживать как будто свою проблему, но опытные педагоги способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам и разграничивать себя. Они обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и удачно выстраивать коммуникацию с коллегами, детьми и их родителями.

 

2.2. Внутренний, духовный, эмоциональный мир человека бесконечно богаче содержанием и многочисленными оттенками и полутонами чувств и настроений, чем передаваемые другому человеку с по­мощью мимики, жестов, слов и движений всплески этих состоя­ний.

Сказываются ли здесь и трудность передачи своего внутреннего состояния другому? Как может быть решена задача самовыраже­ния, адекватного внешнего проявления внутреннего состояния?

Трудность передачи своего внутреннего состояния очень важна. Мы желаем, чтобы нас понимали и принимали.  Все наши переживания в первую очередь отражаются в глазах. Я думаю, что наши глаза – говорят за нас. Когда мы спокойны и они безмятежны, когда мы счастливы и переполнены  позитивными эмоциями глаза становятся маленькими свечечками, когда нам плохо, эти свечки тухнут и в глазах явно прослеживается грусть… Нам, безусловно, сложно выражать все свои чувства, когда мы находимся в их пике, когда нас охватывает истерика или восхищение, то никак не выразить словами, но на помощь к нам приходят жесты и мимика. Они о многом говорят и помогают нам, мы очень часто совершаем бессознательные движения, которые могут нам например помочь «достать мысль», которая ну никак не может прийти на язык. Каждый человек самовыражается так, как может, как привык, как хочет. Он может в порывах грусти или страсти рисовать, писать, как бы переносить свои чувства на что-то, что потом может ему напомнить о них, когда они сбавят свои обороты и не будут уже такими сильными. Некоторые предпочитают выговариваться, рассказывать какую-то часть переживаемого состояния, а некоторые оставлять в себе. Иногда от переполняемой радости человек буквально разрывается позитивными эмоциями, он желает прыгать от счастья, совершать безумства, но он может находиться, например, в автобусе, что не позволит ему это совершить, так окружающие его люди не поймут и скорее всего, позвонят в 03. Поэтому, какими бы ни были наши переживания, в первую очередь мы должны сохранять самообладание и суметь направить их в нужное русло.

2.3. Между людьми отмечаются существенные ра3личия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают цели­ком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувст­ва носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Заметно различаются у людей проявления аффектов и страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим поведением, склонных легко поддаваться аф­фектам и страстям, например, необузданному гневу, панике, азарту. Другие люди, наоборот, всегда уравновешенны, вполне владеют собой, сознательно контролируют свое поведение. Чем Вы можете объяснить подобное различие между людьми?

Такое различие между людьми, возможно, определяется темпераментом, характером и воспитанием. Мы все – разные, и воспринимаем каждое событие по-разному, то, что важно для нас, может быть неважно для других. Наши родители и друзья многому учат нас, подают пример, и мы перенимаем этот опыт. Наш темперамент – фундамент нашей психики, который будет определять наши реакции на события. Так как темперамент у всех разный то и переживания будут различны. Аналогично происходит с характером. У каждого человека есть свои определённые свойства характера, которые показывают отношению к чему или кому либо, и в связи с этим будет различное восприятие и переживание каких-либо эмоции и поступков.

Задание 3.

Действием какого психологического механизма могут быть объяснены воспоминания героини романа Л.Н. Толстого «Вос­кресение» Катюши Масловой?

Механизм защиты – вытеснение.

 

 

 

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ. «Я – КОНЦЕПЦИЯ»

 

 

Задание 1.

Известный психолог и философ Э. Фромм писал: «…Мое собственное „Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья развития, свободы коренится в моей способности любить, т.е. в заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид в состоянии испытывать плодотворную любовь, он любит также и себя; если он любит только других, он вообще не может лю­бить». Согласны ли вы с этим высказыванием? Проанализируй­те его с точки зрения того, что вы узнали о «Я-концепции» лич­ности.

 

«Я-Концепция» — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью. В данном выражения Э. Фромма прослеживаются все три составляющие «Я-Концепции»: когнитивная, оценочная, поведенческая. Я согласна с этим философом, если не любить себя, то ты не сможешь полюбить других. Мы всё пропускаем через себя. Человек должен любить себя и уметь давать себя любить, любя себя он способен дарить счастье другим и соответственно себе. Человек формирует своё представление о себе на протяжении всей жизни, затем он оценивает их и показывает их в деле. В этом выражении философ сохраняет цепочку «Я-концепции», он представляет любовь к себе и другим, и говорит, как эта любовь должна проявляться.

Задание 2.

Проанализируйте отрывок из воспоминаний А.И. Деники­на с точки зрения формирования отношения к себе.

«С грехом пополам перевалил через 3-й и 4-й классы, а в 5-м застрял окончательно: в среднем за год получил по каждому из трех основных математических предметов по 2,5 (по пятибалль­ной системе).

То лето я провел в качестве репетитора в деревне. Работы с моими учениками было немного, и все свободное время я по­святил изучению математики. Вначале дело шло туговато, но мало-помалу „математическое» сознание прояснилось, я начи­нал входить во вкус дела: удачное решение какой-нибудь труд­ной задачи доставляло мне истинную радость… Учитель Епифанов был влюблен в свою математику… В клас­се он находил всегда двух-трех учеников, особенно способных к математике, с ними он занимался особо… Класс дал им назва­ние „пифагоров»… Во время заданной классной задачи «Пифа­горы» усаживались отдельно, и Епифанов предлагал им задачу много труднее…

Основные свойства личности: psy_lecturess — LiveJournal

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.

Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны. Другими словами, это психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.
Направленность— это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности. Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений человека, которые  показывают, к чему он стремится в жизни, какие цели ставит перед собой и зачем он выполняет то или иное действие (совершает поступок). Это связано с тем, что деятельность человека всегда субъективно определена и выражает все то, что требует от него своего удовлетворения. В них также проявляются и свойственные человеку отношения, сложившиеся в процессе его жизни и рассматриваемые как отношение к обществу в целом и к своему поведению в конкретной социальной среде в частности. Направленность как раз и выражает в интегрированном виде указанные особенности и как бы фокусирует основной личностный смысл деятельности человека.
Как сложное психическое свойство личности, направленность имеет свою внутреннюю структуру, включающую потребности, цели и мотивы.
Потребностинужда человека, как социально-биологического существа, в конкретном духовном или материальном предмете (явлении). Они требуют своего удовлетворения и побуждают личность проявлять для этого активность, выполнять конкретную деятельность. По направленности потребности делятся на материальные (нужда в пище, одежде, жилище и др.) и духовные (нужда в информации, знаниях, общении и др.).
В отличие от потребностей животных, находящихся преимущественно на инстинктивном уровне и ограниченных в основном биологическими (материальными) нуждами, потребности человека формируются в онтогенезе, множатся и изменяются в процессе всей его жизни, что во многом предопределяется общественными отношениями и уровнем общественного производства. Более того, сама внешняя обстановка может актуализировать формирование все новых потребностей на том или ином этапе человеческой жизнедеятельности.
Потребностям, как структурному элементу направленности личности, всегда присущи ряд специфических особенностей. Во-первых, они всегда носят конкретный содержательный характер, связанный или с предметом, которым стремятся обладать люди (жилище, одежда, пища и др.), или с какой-либо деятельностью (игра, учеба, общение и др.). Во-вторых, осознание потребности всегда сопровождается характерным эмоциональным состоянием (например, удовлетворения или неудовлетворения). В-третьих, в потребности всегда присутствует волевой компонент, ориентированный на поиск возможных путей ее удовлетворения.
Материальные и духовные потребности человека оказывают решающее влияние на формирование целиосознанного идеального образа результата деятельности (выполняемого действия), направленной на достижение существующей потребности. В психологии личности это понятие используется при изучении преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности. При этом целеобразование рассматривается в качестве главного механизма формирования любых действий человека.
Психофизиологической основой формирования целей человеческой деятельности является акцептор результатов действия, который П.К.Анохин рассматривал как регулирующую программу физиологической реализации действия посредством предвосхищающих и санкционирующих (дающих информацию о соответствии достигнутого результата требуемому) команд. Их же психологической основой, наряду с потребностями, является предметно-материальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира. В онтогенезе их развитие идет в направлении от образования тех или иных намерений в совместной деятельности с другими людьми к постановке человеком целей перед самим собой.
По времени существования цели бывают оперативными (ближайшее время), перспективными (недели, месяцы), долговременными (годы) и жизненными. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех других целей. Как правило, реализация каждого из перечисленных видов целей во взрослости осуществляется в соответствии с жизненной целью.
Образ предвосхищаемого результата действия, приобретая побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов.
Мотив (лат. moveo— двигаю), рассматривается как непосредственное внутреннее побуждение к совершению конкретного действия для достижения поставленной цели деятельности. Его конкретное содержание определяется объективными условиями жизнедеятельности человека. С изменением конкретных социальных условий изменяются и предпосылки для развития тех или иных мотивов, выступающих в форме ситуативных или стабильных.
Содержание и направленность (осуществление деятельности или ее запрет) мотивов определяют не только сам факт осуществления той или иной деятельности, но и ее эффективность. Экспериментально продемонстрировано его влияние на строение и специфику процессов запоминания, построение движений, структуру игры и т.д. К тому же мотивы субъекта задают направленность его познавательной деятельности и структурируют содержание восприятия, памяти, мышления. В результате они могут проявляться в виде сновидений, в продуктах воображения, в закономерностях непроизвольного запоминания и забывания значимых событий. Сами мотивы при этом могут не осознаваться, а лишь приобретать форму эмоциональной окраски тех или иных потребностей. Вместе с тем их осознание позволяет человеку контролировать свою деятельность и отдельные поступки.
Процесс формирования мотивов характеризуется интеграцией стихийно возникающих побуждений в более крупные мотивационные единицы с тенденцией к образованию целостной мотивационной системы личности. Например, характерная для раннего возраста аморфная структура побуждений постепенно преобразуется в более сложную структуру с централизованной сознательно-волевой системой управления поведением. Сформированные в результате мотивы представляют собой специфическое средство регуляции деятельности, отражающее своеобразный энергетический уровень и структурные особенности доступной для человека деятельности. В связи с этим они могут выступать в самых различных формах и сферах деятельности и представлять собой как простые (хотения, влечения, желания), так и сложные (интересы, установки, идеалы) мотивы поступков, поведения и деятельности в целом.
В целом уровень направленности определяется ее общественной значимостью, проявлением жизненной позиции человека, его моральным обликом и степенью социальной зрелости. Следовательно, знание направленности личности позволяет не только понимать действия другого человека, но и прогнозировать его поведение в конкретных ситуациях и условиях деятельности.
Однако при относительно совпадающих характеристиках направленности различные люди ведут себя по-разному: одни резки и порывисты, другие реагируют медленно, старательно продумывая свои шаги и т.д. Это обусловлено другим психическим свойством личности — темпераментом.
Темперамент(лат. temperamentum– соразмерность, надлежащее соотношение частей)- закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в  поведении и деятельности человека.
В истории развития учения о психологии личности выделяются три основные системы взглядов на природу темперамента, древнейшими из которых являются гуморальные подходы. Так по теории Гиппократа он зависит от соотношения между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью (лат. sanquis), желчью (греч. chole), черной желчью (греч. melaschole)  и слизью (греч. phlegma). Предполагая, что одна из них преобладает в организме человека, он выделил соответствующие темпераменты: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический. Близко к гуморальным теориям стоит сформулированная П.Ф.Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темперамента лежат свойства системы кровообращения. В основу морфологических теорий (Э.Кречмер, У.Шелдон и др.) положено предположение, что тип темперамента зависит от конституциональных особенностей телосложения человека. Однако наиболее слабым местом в обоих подходах является стремление их авторов выделить в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.
В современной отечественной психологии используется третья система взглядов, опирающаяся на типологию темпераментов, разработанную И.П.Павловым. В ее физиологическую основу он положил наиболее распространенные характеристики основных психических процессов — возбуждения и торможения: их силу, равновесие и подвижность. В результате различного их сочетания первоначально были выделены четыре типа высшей нервной деятельности (ВНД): сильный, безудержный, инертный и слабый. Последующие исследования позволили описать людей с различными типами ВНД, проявляющимися в динамике их поведения и получившими название активного, экспансивного, спокойного и подавленного. В дальнейшем ученый связал свое открытие с понятием темперамента, предложенным Гиппократом, и присвоил им соответствующие названия – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Сангвинический темпераментформируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип ВНД и активный образ поведения. Сангвиникам свойственны активность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении они корректны, эмоционально сдержаны. В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности.
Холерический темпераментформируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный  тип ВНД и экспансивное поведение. Людям этого темперамента (холерикам) присуща высокая активность, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций. Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.
Флегматический темпераментформируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип ВНД и размеренное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу. Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.
Меланхолический темпераментформируется в результате слабых, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих слабый тип ВНД и изменчивое поведение. Меланхолики легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности. В общении предпочитают слушать других, сопереживать, проявляют бережное отношение к чувствам собеседников, в результате чего очень часто пользуются уважением окружающих.
Вместе с тем следует учитывать, что на современном этапе развития психологии сделать окончательный вывод о числе темпераментов не представляется возможным. Последние исследования ученых показали, что сама структура свойств нервной системы намного сложнее, чем это представлялось ранее и, следовательно, число их основных комбинаций может быть гораздо больше. Однако для практического изучения особенностей личностной сферы человека предложенное И.П.Павловым деление на четыре основных типа темперамента могут служить достаточно хорошей базой.
На основе проявления темперамента личности в конкретных социальных условиях формируется следующее психическое свойство — характер.
Характерв психологии рассматривается как совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом).
Становление характера человека как психического свойства личности происходит в условиях его включения в различные социальные группы (семья, друзья, неформальные объединения и др.). В зависимости от того, в каких условиях осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития в них межличностных отношений, у одного и того же субъекта в одном случае могут формироваться открытость, самостоятельность и твердость, а в другом прямо противоположные черты – скрытость, конформизм, слабохарактерность. В то же время следует учитывать, что их формирование и закрепление во многих случаях определяются направленностью личности и своеобразием темперамента человека.
Среди черт характера одни выступают в качестве основных, задающих общую направленность его проявления, другие – как второстепенные, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Их соответствие друг другу рассматривается как цельность характера (цельный характер), а противопоставление как его противоречивость (противоречивый характер).
Характер — стержневое психическое свойство личности, содержание которого оценивается по ее отношениям к различным событиям и явлениям объективной действительности, формирующим соответствующие черты характера. В свою очередь черта характера представляет собой устойчивую, повторяющуюся в различных ситуациях особенность поведения личности. Современный русский язык насчитывает более пятисот слов, раскрывающих содержание различных сторон тех или иных черт характера. Это позволяет достаточно конкретно охарактеризовать человека, но требует довольно емкого тезауруса.
Для преодоления этой трудности в отечественной психологии разработана соответствующая систематизация психических черт личности (черт характера), опирающаяся на дихотомический способ классификации явлений (разбивку на полярные пары соподчиненных элементов). В результате, например, среди наиболее показательных черт характера, служащих основанием для их классификации, в зависимости от уровня развития его основных компонентов выделяют:
по отношению: к социальным явлениям – убежденный и беспринципный; к деятельности – деятельный и бездеятельный; к общению – общительный и замкнутый; к себе – альтруист и эгоист;
по силе– сильный и слабый;
по эмоциональным чертам– уравновешенный и неуравновешенный и т.д..
Не менее важными чертами характера, раскрывающими его особенности, также являются показатели его направленности, инициативности, творчества, ответственности, этичности и ряд других.
Вариативность черт характера проявляется не столько в их качественном многообразии, сколько в количественной выраженности. Когда она достигает предельных величин, возникает так называемая акцентуация характера, означающая чрезмерную выраженность его отдельных черт или их сочетания. Считается, что это крайний вариант нормы поведения.
В современной психологии для систематизации акцентуированных черт характера в большинстве случаев используется подход, разработанный К.Леонгардом, который выделил следующие тринадцать видов:
1. циклоидный– чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом протекания;
2. гипертимный– постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией не доводить начатое дело до конца;
3. лабильный– резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
4. астенический– быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям;
5. сензитивный– повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;
6. психастенический– высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям;
7. шизоидный– отгороженность от внешнего мира, замкнутость, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания;
8. эпилептоидный– склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде ярости и гнева;
9. застревающий– повышенная подозрительность и обидчивость, стремление к доминированию, неприятие мнения других, конфликтность;
10.           демонстративный– выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, лживость, притворство, «бегство в болезнь» при неудовлетворении потребности в признании;
11.           дистимный– преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;
12.           неустойчивый– склонность легко поддаваться влиянию окружающих, поиск новых впечатлений и компаний, поверхностный характер общения;
13.           конформный– чрезмерная подчиненность и зависимость от других людей, недостаток критичности и инициативы.
Как уже отмечалось, характер человека формируется в определенной социальной среде на основе физиологической предопределенности его психики, в том числе и способностей.
Способностисоответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности. На данном понимании базируется разработка большинства прикладных проблем психологии личности, включая методик профессионального отбора.
Необходимо учитывать, что способности являются целостным отражением индивидуально-психологических особенностей человека и проявляются в мотивационном, операционном и функциональном механизмах его деятельности.
Мотивационный механизмпредставляет собой своеобразное «пусковое устройство» для активизации психики, ее настройки и мобилизации на предстоящую деятельность, создания условий для функционирования других психических механизмов. Операционный механизм способностей включает набор операций или способов, с помощью которых осуществляется реализация осознанной цели в конечный результат. Функциональный механизм обеспечивается рассмотренными ранее психическими процессами, в связи с чем более высокими способностями обладают люди, у которых развиты воображение, память, мышление и т.д..
Среди видов способностей выделяют частные, реализуемые в одном действии, специальные, применяемые в конкретной деятельности и общие, используемые во всех сферах деятельности человека.
Уровни способностей предопределяют качество соответствующей деятельности человека. К ним относятся:
неспособность— несоответствие психических особенностей личности психологическим требованиям выполняемой ими деятельности;
простая способность— соответствие психических особенностей личности психологическим требованиям выполняемой ими деятельности;
одаренность— способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;
талант— способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;
гениальность— способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.
Следует учитывать, что способности — это уже сформировавшееся психическое свойство и его следует отличать от склонностей и задатков. Если склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности, то задатки — это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность. И первое, и второе, в отличие от способностей представляет собой только потенциал человека и может оказаться вовсе невостребованным.

личностных прилагательных — слов для описания чьего-либо характера

Вот список английских слов, которые часто используются для описания чьей-либо личности.

смелый — тот, кто не боится опасностей.

Пример предложения: Марио работает береговой охраной. Он очень храбрый . Его работа — спасать людей.

болтливый — тот, кто много болтает.

Пример предложения: Мария очень болтливая человек.Она всегда разговаривает по телефону с друзьями.

умный — хорошо учится.

Пример предложения: Джерард очень умен. Он всегда получает высшие оценки в классе.

труслив (мягко говоря отрицательно) тот, кто чего-то боится. (часто описывается как «немного трус»)

Пример предложения: Сильвия немного трусиха. Она действительно ненавидит ходить к дантисту!

спокойный — тот, с кем легко ладить.

Пример предложения: Мой муж очень спокойный.

дружелюбный — тот, кто хорошо относится к другим людям.

Пример предложения: Люди в моем офисе действительно дружелюбны! Я люблю там работать!

смешной — используется для описания забавного.

Пример предложения: Салем действительно забавный! Он всегда развлекает нас шутками и историями.

щедрый — тот, кто делится своим временем или вещами с другими.

Пример предложения: Мои родители очень щедры. Купили мне машину на день рождения!

сварливый — вспыльчивый.

Пример предложения: Мой босс на самом деле сварливый. С ним нелегко ужиться.

трудолюбивый — тот, кто очень много работает.

Пример предложения: Мой брат очень трудолюбивый. Он почти никогда не берет выходной.

честный — правдивый, не обманывающий и не ворующий.

Пример предложения: Амина очень честная. Она всегда говорит правду.

вид — человек, заботливо относящийся к другим людям.

Пример предложения: Большинство людей, которых я здесь встретил, принадлежали к категории .

ленивый — малоподвижный человек, избегающий работы.

Пример предложения: Пит очень ленив. Он редко встает с постели раньше полудня.

громко — тот, кто действительно громко говорит.

Пример предложения: Розита действительно громкая ! Когда она говорит, она заглушает всех остальных.

удачливый — тот, кому часто везет.

Пример предложения: моему брату очень повезло. Он всегда занимает призовые места на соревнованиях.

означает — 1) Некто противный человек. 2) Тот, кто не любит тратить деньги.

Пример предложения: Филипп очень средний . Он никогда не платит за свою долю.

капризный — прилагательное, используемое для описания человека, который ведет себя по-разному каждый раз, когда вы встречаетесь с ним.

Пример предложения: Нина очень капризная. Вчера она поздоровалась; сегодня она просто проигнорировала меня.

противный — мерзкий, неприятный человек. (противоположность Ницце)

Пример предложения: Я действительно не знаю противных человек. Большинство людей, которых я знаю, очень милые.

аккуратный — человек очень аккуратный.

Пример предложения: Мой сосед по квартире Хорхе очень опрятный и хорошо организованный. В его комнате всегда порядок.

нервный — тот, кого легко пугают.

нервный — тот, кого легко пугают.

Пример предложения: Анна очень нервная человек. Она легко пугается.

приятно — доброжелательный и приветливый. (противоположность противному)

Пример предложения: Мой лучший друг Лин — действительно хороший человек.Она всегда рядом со мной.

вежливый — человек с хорошими манерами.

Пример предложения: Абдулла очень вежливый мальчик. Он всегда говорит «пожалуйста» и «спасибо».

популярный — тот, кого любят многие.

Пример предложения: Мой двоюродный брат Али очень популярен. У него много друзей.

тихий — используется для описания человека, который мало говорит.

Пример предложения: Хелен тихий человек.Она не очень разговорчива.

грубо — невежливо, невежливо.

Пример предложения: Джеймс очень грубый человек. Он всегда толкает людей в очереди.

эгоистичный — используется для описания того, кто думает только о себе.

Пример предложения: Джереми очень эгоистичен. Он никогда не помогает по дому.

серьезный — всегда очень разумный (противоположность глупому).

Пример предложения: Эрик очень серьезный человек. Он никогда не присоединяется к нам, когда мы играем в глупые игры.

застенчивый — тихий и немного нервный в общении с другими людьми.

Пример предложения: Клэр очень застенчивая. Она мало говорит в классе.

глупый — тот, кто немного глуп или не ведет себя серьезно.

Пример предложения: Джина немного глупа. Она возится в классе, когда ей нужно работать.

умный — 1) кто-то, кто очень заботится о своей внешности

Пример предложения: Анна очень умна. Она всегда аккуратно одета.

умный — 2) кто-то очень умный

Пример предложения: Чиа очень умный . Она — один из самых умных людей, которых я знаю.

глупый (очень отрицательный и очень невежливый — иногда используется как оскорбление) тот, кто не умен.

Будьте осторожны при использовании этого слова! Гораздо безопаснее использовать нейтральные прилагательные для описания людей.

приборка — очень аккуратная и организованная.

Пример предложения: Моя сестра очень аккуратный человек. Я наоборот; Я действительно неопрятный!

неудачник — тот, кто часто страдает от неудач.

Пример предложения: Сабрине очень не повезло. . Кажется, у нее всегда дела идут не так.

неопрятный — кто-то очень грязный.

Пример предложения: я очень грязный человек. Я всегда забываю убрать вещи!

тщеславный (отрицательный) тот, кто слишком любит свою внешность.

Пример предложения: Паулина действительно зря. Она слишком много времени смотрит в зеркало!

мудрый — человек с большим здравым смыслом и знаниями.

Пример предложения: Мой дед был очень мудрым человеком.Он научил меня многому.

Важное примечание:

Будьте осторожны, используя отрицательные прилагательные, так как некоторые люди могут очень обидеться, если вы используете эти слова для их описания! В большинстве ситуаций гораздо безопаснее использовать нейтральное прилагательное, если вы не можете придумать ничего положительного, чтобы сказать о ком-то.

,

5 Характеристики истинно альтруистичного человека

Альтруизм характеризуется самоотверженностью и заботой о благополучии других. Те, кто обладают этим качеством, обычно ставят других на первое место и искренне заботятся о людях вокруг них, независимо от того, связаны ли они с ними лично или нет. Эллен ДеДженерес демонстрирует суть этого качества каждый день в своем шоу «Шоу Эллен ДеДженерес». Комик и филантроп всегда в курсе того, что происходит в мире, а затем прилагает усилия и жертвует деньги тем, кто действительно в этом нуждается и заслуживает.Она учит о важности щедрости и действительно демонстрирует силу замечательного качества, которым является альтруизм.

Характеристики черты щедрости: альтруизм

Есть несколько явных признаков того, что кто-то обладает этой чертой. Если следующие описания очень похожи на вас, скорее всего, вы такой же альтруист, как и Эллен:

1) Вы ставите других на первое место.

Вы даете закуску своему коллеге, даже если вы тоже голодны.Вы уступаете место в кинотеатре группе, которой нужно дополнительное место. Вы используете свой обеденный перерыв, чтобы помочь подруге в работе. Как бы то ни было, вы ставите других на первое место — не потому, что считаете себя менее достойным, а просто потому, что от природы вы внимательны и предпочитаете ставить во главу угла благополучие других.

2) Вы думаете о том, как ваши действия повлияют на других.

Например, вы очень обрадоваетесь, когда узнаете, что в вашем любимом ресторане быстрого питания теперь есть приложение, которое позволяет вам сделать заказ заранее и без очереди.Но затем вы понимаете, как это раздражает людей, ожидавших своей очереди в очереди — их собственные заказы будут задерживаться, потому что сотрудникам придется расставить приоритеты для вашего заказа. Вы отказываетесь от использования приложения и ждете очереди с остальными просто потому, что не хотите никому причинять неудобства.

3) Вы чувствуете себя хорошо после того, как помогли кому-то.

Альтруистические люди не презирают то, насколько они щедры, и не хотят, чтобы они больше заботились о себе — вместо этого они принимают свою самоотверженность и им нравится, как они себя чувствуют.Эти люди любят делать добро другим.

4) Вы активны.

Вы не ждете идеальных возможностей для самоотверженности и помощи — вы их создаете. Вы добровольно участвуете в сообществе, жертвуете деньги на текущие мероприятия по оказанию помощи и предлагаете свою помощь до того, как кто-то об этом попросит.

5) Вы обладаете и демонстрируете здоровую степень уверенности в себе.

Вы настолько уверены в своей морали и убеждениях, что очень редко сомневаетесь в себе или испытываете неуверенность в себе.Вы знаете, что живете удивительной идеей и действительно улучшаете жизнь окружающих — и давайте не будем забывать, что это также делает вашу жизнь лучше.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *