Как соотносятся друг с другом информация и коммуникация: Взаимосвязь коммуникаций и информации. Элементы коммуникаций

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИИ — Мегаобучалка

Управление в организационных системах может рассматриваться как процесс обмена информацией. В таком понимании процесс управления близок к коммуникации. Использование данного аспекта анализа предполагает исследование основных характеристик коммуникации в организации и основных принципов взаимосвязи коммуникации иинформации. Коммуникация выступает связующим процессом в ходе реализации управленческих функций.

Коммуникацияпредставляет собой деятельность по созданию условий для сбора, анализа и обмена различной информацией между организацией и ее внешним окружением, между различными уровнями управления, между различными подразделениями, организацией и людьми, направленную на достижение поставленной цели. Осуществление коммуникации — это связующий процесс, необходимый для реализации всех управленческих функций.

От способности руководителя к работе с информацией зависит своевременность реализации управленческих функций. Менеджер постоянно должен решать, какая информация ему необходима и когда. Он обязан предвидеть потребность в информации до возникновения проблемы. В его полномочия входит принятие решения по поводу того, какую информацию он будет использовать, чтобы выявить существование проблемы, и какие виды информации будут для него наиболее надежными. Для решения данных задач менеджер должен оценить потенциальную ценность различных видов информации. Точность определения потребностей в информации во многом определяет эффективность принимаемых управленческих решений.

В связи с этим актуальна задача планирования информации, в ходе которого должны определяться:

· цели использования информации;

· методы сбора информации;

· методы обработки информации;

· система приоритетных источников информации;

· размер ресурсов для получения требуемой информации;

· основные исполнители сбора, обработки и предоставления информации;

· значения основных параметров информации для достижения требуемой эффективности управленческих решений: достоверность, оперативность и т.д.

Часто понятие «коммуникация» отождествляется с понятием «информация». Иногда рассматривают коммуникацию в качестве результата информационного обеспечения управления. На самом деле коммуникация — это социально-экономическое явление, выражающееся во взаимодействии человека с другими людьми, функционировании сознания и осуществлении деятельности. Коммуникация характеризует такие понятия «неинформационного» содержания, как долг, ответственность, ценности, интересы, интуиция и др. Такие параметры составляют основу коммуникации и определяют ее характер, особенности, тип, роль в совместной деятельности. Информация представляет собой внешнее проявление коммуникации, это ее результат. В то же время информация возникает, существует и передается благодаря коммуникации. В свою очередь коммуникация опосредуется информацией, но не тождественна ей.

Коммуникация не является исключительно информацией. Но это не значит, что коммуникацию можно противопоставить информации или рассматривать в отрыве от нее. Понятно, что информация играет центральную роль в процессе коммуникационного существования человека и группы людей. Важность информации обусловлена тем, что без нееневозможно было бы установить связи. Для того чтобы деятельность была эффективной, необходимы систематический и обоснованный отбор и поиск информации, а для их успешного осуществления необходимо понимать, что всех людей соединяют интересы, а не информация.

СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ

Управленческая деятельность имеет в основе управленческое воздействие на кого-то или что-либо. Такое воздействие в целях достижения высокой эффективности должно основываться на учете психологического восприятия индивидуума в организации. Поскольку человек представляет собой основной элемент организации, управленческое воздействие должно основываться на его психологических установках. Достичь высокой результативности управленческой деятельности позволяет изучение механизма мотивации.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность на достижение определенных целей.

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Выделим основные понятия мотивации. Потребности — это то, что возникает и находится внутри человека. Каждый человек имеет различные потребности, но между тем можно выделить достаточно общее для всех проявление потребностей. Человек может по-разному относиться к своим потребностям. Он может пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них.

Мотив — это то, что заставляет человека совершать определенные действия. Мотив по своей природе находится «внутри» человека, носит персональный характер. У каждогочеловека есть свои мотивы. В сущности, мотив зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.

Мотивационная структура человека — совокупность мотивов, которая определяет поведение человека. Она обладает определенной стабильностью. Однако данная структура может меняться, в частности сознательно, в процессе воспитания человека, его образования.

Мотивирование — процесс воздействия на человека с целью побуждения его к необходимым действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Именно мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в большой степени определяется эффективностью мотивирования.

Этапы мотивирования:

1) выявление мотивов управляемого субъекта. Важно найти те мотивы, использование которых позволит управляющему объекту достичь своих целей с помощью управляемого субъекта. Основной принцип — «я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне то, чего хочу я»;

2) формирование мотивационной структуры. На данном этапе осуществляется деятельность, которая по сути является воспитательной. Основное внимание сконцентрировано на том, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивы действий человека, и наоборот, ослабить действие тех мотивов, которые мешают эффективно управлять человеком.

Стимулы — это «рычаги», с помощью которых вызывается действие определенных мотивов. Стимулами могут быть отдельные предметы, действия других людей, различные обещания, носители обязательств и возможностей и т.д. Важно знать, что реакция на одни и те же стимулы у различных людей не одинакова. Только в отношении конкретного человека или группы можно выстроить иерархию стимулов по степени действенности. Сам процесс использования стимулов в мотивации называется стимулированием. На практике применяется широкий спектр форм стимулирования, каждый из которых показывает различную эффективность в разных условиях, наиболее известны моральное и материальное стимулирование.

Соотношение понятий «общение» и «коммуникация». — Студопедия

Чтобы лучше уяснить содержание понятия «коммуникация», рассмотрим, как оно соотносится спонятием «общение». Слово «общение» часто используется не в строго терминологическом смысле и обозначает процесс обмена мыслями, информацией и даже эмоциональным переживанием собеседников. Социологи рассматривают общение как социально обусловленный вид деятельности людей, лингвисты – как актуализацию коммуникативной функции языка в разнообразных речевых ситуациях. В качестве научного термина «общение» используется в психологии и обозначает процесс установления и развития контактов между людьми в условиях совместной деятельности с целью обмена информацией.

Естественно, возникает проблема, не обозначает ли термин «коммуникация» тот же круг явлений, что и понятие «общение». Можно выделить следующие подходы к проблеме соотношения данных понятий

Первый подход состоит, по существу, в отождествлении двух понятий. Его придерживаются многие отечественные психологи и философы – Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев и др. В ряде энциклопедических словарей термин «коммуникация» трактуется как «путь сообщения, общение». Известный украинский автор, специалист в области теории общения Ю.Д. Прилюк на основанииисторико-лингвистических исследований исконных и современных значений этих терминов приходит к выводу, что этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» тождественны.

Аналогичных взглядов придерживаются и такие авторитетные зарубежные ученые, как Т. Парсонс и К. Черри. По мнению первого, коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми. Черри отмечает, что коммуникация – «это в сущности социальное явление», «социальное общение» с использованием многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными, «несомненно, являются человеческая речь и язык».



Второй подход связан с разделением понятий «коммуникация» и «общение». Именно такую точку зрения высказывает известный отечественный философ М.С. Каган. Он считает, что коммуникация и общение различаются, по крайней мере, в двух главных отношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация… является чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений». Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъект-объектная связь, где субъект передает некую информацию (знания, идей, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т.д.), а объект выступает в качестве пассивного получателя (приемника) информации, который должен ее принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим действовать. Коммуникация, таким образом, по мнению Кагана, является процессом однонаправленным: информация передается только в одну сторону, поэтому в принципе не имеет большого значения, является ли приемником человек, животное или техническое устройство. Если можно заменить первого последним, это и делается (например, в автоматически действующих космических лабораториях или саморегулирующихся технических системах).


Общение, напротив, представляет собой субъект-субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего дела». В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку они равно активны, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двунаправленный характер. Коммуникация – монологична, общение – диалогично.

Также различает коммуникацию и общение известный социальный психолог Г.М. Андреева. Она считает, что общение – более широкая категория, нежели коммуникация. Андреева выделяет в структуре общения три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, или собственно коммуникацию, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; и перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

А.В. Соколов полагает, что общение – это одна из форм коммуникационной деятельности. В основе выделения этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации. Таким образом, существуют три варианта отношений участников коммуникации:

1) субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть общение;

2)субъект-объектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия, средство достижения своих целей;

3)объект-субъектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний при этом может даже не осознавать своего участия в коммуникационном акте.

Типичным способом реализации коммуникативного общения является диалог двух собеседников; управления и подражания – монолог в устном, письменном или пантомимическом (поведенческом) виде. Следует отметить, что, в данном случае коммуникация рассматривается как понятие более широкое, нежели общение.

Коммуникация как передача информации

Определение 1

Коммуникация как передача информации — это двухсторонний обмен информацией, который ведёт к взаимопониманию.

Общие сведения

Замечание 1

Под коммуникацией следует понимать процесс информационного обмена различными данными.

Практически любая функция менеджера для её успешной реализации предполагает эффективные коммуникационные действия. Основным моментом эффективного управления выступает налаживание целеустремлённой и согласованной работы людей.

Само понятие «коммуникация» (латинское слово — communicatio — сделать общедоступным) возникло в трудах специалистов в начале двадцатого века. Вскоре понятие «коммуникация» стало общепризнанным, но его использование совсем не значило превращение коммуникации в важнейший компонент научных работ. Лишь прогресс разных концептуальных положений организаций сделал актуальными проблемы, которые связаны с формированием и работой коммуникационных сетей. Сегодня коммуникация считается основной составляющей работы организации, и управляющие работники затрачивают на эту составляющую иногда до девяносто процентов своего времени работы. Она даёт возможность скоординировать работу как внутри организации, так и организовывать внешние связи.

Готовые работы на аналогичную тему

Коммуникация как передача информации

Есть две главные коммуникационные функции:

  • Информационная функция.
  • Личностная функция.

Информационная выполняет операцию продвижения информационных данных, личностная обеспечивает обмен данными между отдельными личностями. Две эти составляющие очень тесно взаимосвязаны. Личностное взаимодействие выполняется главным образом посредством движения информации, но не сводится лишь только к информационному обмену, поскольку коммуникация основана не только на факте пересылки и нахождения информации, но и на её оценке отдельными личностями и её конкретной интерпретацией.

Поэтому одной из важных задач в процессе управления предприятием считается реализация и работа оптимальной коммуникационной системы. Главная её цель заключается в обеспечении правильного восприятия (понимания) информации, которая является сутью обмена, сообщения. Главными постулатами, которые предъявляются к транслируемой информации считаются полнота, своевременность и достоверность.

При выполнении информационного обмена существуют следующие понятия:

  • Отправитель. Это субъект, который генерирует идею или собирает информацию и отправляет её.
  • Сообщение. Это информационные данные, которые закодированы посредством символов.
  • Канал. Это устройство, посредством которого передаётся информация.
  • Получатель. Это субъект, для которого предназначается информация и который выполняет её интерпретацию.

В процессе обмена информацией получатель и отправитель должны пройти через ряд связанных между собой этапов. Стоящая перед ними проблема заключается в формировании сообщения и применении канала передачи данных для того, чтобы и отправитель, и получатель понимали и разделяли сформулированную идею.

Этапы коммуникации

Эти этапы следующие:

  1. Возникновение идеи.

  2. Выполнение операции кодирования и выбора канала передачи.

    Отправителю необходимо при помощи символов произвести кодирование информации, применяя слова, интонацию и жестикуляцию. Операция кодирования выполняет превращение идеи в конкретное сообщение. К широко известным каналам можно отнести передачу речи, письменные документы, компьютерные и другие электронные средства связи. Иногда для повышения эффективности сообщения применяют несколько коммуникационных средств.

  3. Этап передачи сообщения.

  4. Этап декодирования.

    Это преобразование символов сообщения в смысловое содержание, воспринимаемое получателем.

Характерной чертой коммуникативного процесса считается возможность искажения или вовсе потери смысловой части информации. Началом процесса обмена информацией, как сказано выше, считается формулировка идеи послания или сбора информации, которую надо отправить получателю. Отправитель выбирает, какую существенную мысль необходимо выбрать в качестве объекта для обмена. Следует признать, что иногда попытка информационного обмена прекращается на этом этапе, так как отправитель не уделяет требуемого внимания осмысливанию идеи.

Перед передачей сообщения, отправителю необходимо кодировать его посредством выбранной символики. Кодирование формирует из идеи законченное сообщение. Кодирование сообщения должно выполняться при помощи доступного получателю кода или языка. Иногда полезно вспоминать термины нужного профессионального направления. В случае непригодности канала для практического воспроизводства выбранной символики, или не соответствия выбранной идее, сформированной на начальном этапе, процедура обмена информацией станет не столь эффективной или вообще не будет выполнена.

По факту, иногда руководящий работник предприятия использует более одного канала для передачи информации подчинённым работникам (в виде официального сообщения и при помощи разных слухов), что часто даёт возможность повышения эффективности коммуникационного процесса. Но с другой стороны это может быть и источником проблем. К примеру, возникают осложнения из-за возможности двойственного истолкования одного и того же сообщения. А если сочетаются указания при помощи речи и письменные документы, то информационный поток может превратиться в неуправляемый.

Третий этап заключается в применении отправителем канала для пересылки сообщения (кодированной идеи или идейного комплекса) получателю. Но это ещё не сама коммуникация, а только практическая передача информации. Получатель должен выполнить декодирование сообщения отправителя. Под декодированием понимается формирование из символов сообщения отправителя мыслей получателя. Если символика отправителя имеет для получателя такое же самое смысловое содержание, то получатель сможет правильно понять мысли отправителя. Если получателю нет необходимости как-то реагировать на полученное сообщение, то процедура информационного обмена считается завершённой.

20. Понятие коммуникации и информации, их классификация и сущность.

Коммуникации
— это обмен информацией, на основе
которого руководитель получает
информацию, необходимую для принятия
эффективных решений и доводит принятые
решения до работников организации. Если
коммуникации налажены плохо, решения
могут оказываться ошибочными, люди
могут неверно понимать, чего же хочет
от них руководство, или, наконец, от
этого могут страдать межличностные
отношения. Эффективностью коммуникаций
часто определяют качество решений и
то, как они в действительности будут
реализованы.

Информация
— это лишь внешнее проявление коммуникации,
ее результат. Информация играет
центральную роль в коммуникационном
существовании человека и выступает как
средство коммуникации

Руководитель
почти всё время тратит на коммуникации.
Это кажется невероятным, но становится
понятным, если учесть, что руководитель
занимается этим, чтобы реализовать свои
роли в межличностных отношениях,
информационном обмене и процессах
принятия решений, не говоря об
управленческих функциях планирования,
организации, мотивации и контроля.
Именно потому, что обмен информацией
встроен во все основные виды управленческой
деятельности, мы называем коммуникации
связующим процессом.

Поскольку
руководитель исполняет три свои роли
и осуществляет четыре основные функции,
с тем, чтобы сформулировать цели
организации и достичь их, качество
обмена информацией может прямо влиять
на степень реализации целей. Это означает,
что для успеха индивидов и организаций
необходимы эффективные коммуникации.

Хотя
общепризнано, что коммуникации имеют
огромное значение для успеха организаций,
опросы показали, что 73% американских,
63% английских и 85% японских руководителей
считают коммуникации главным препятствием
на пути достижения эффективности их
организациями. Согласно еще одному
опросу примерно 250 тыс. работников 2000
самых разных компаний, обмен информацией
представляет одну из самых сложных
проблем в организациях. Эти опросы
показывают, что неэффективные коммуникации
— одна из главных сфер возникновения
проблем Кнорринг В. И. Теория, практика
и искусство управления. Глубоко осмысливая
коммуникации на уровне личности и
организации, мы должны учиться снижать
частоту случаев неэффективных коммуникаций
и становиться лучшими, более эффективными
менеджерами. Эффективно работающие
руководители — это те, которые эффективны
в коммуникациях, они представляют суть
коммуникационного процесса, обладают
хорошо развитым умением устного и
письменного общения и понимают, как
среда влияет на обмен информацией.

Основная
задача менеджмента — получение прибыли,
что напрямую зависит от умения менеджера
управлять делами. В вышенаписанном
можно увидеть связь между коммуникацией,
информацией и умением менеджера работать.
Выше показано, как широко обмен информацией
охватывает разные части организации и
каким образом он соотносится с ее
эффективностью. Вы знаете, конечно, что
обмен информацией в организациях не
всегда так эффективен, как следовало
бы. На деле люди общаются между собой
менее эффективно, чем им это кажется.

Этот
факт был проиллюстрирован Ренсисом
Лайкертом при изучении работы мастеров
и их подчиненных на одном из предприятий
коммунального обслуживания.

В
то время как 85% мастеров считали, что их
подчиненные чувствуют себя свободно
при обсуждении важных деловых вопросов,
только у 51% подчиненных в действительности
присутствовало это чувство свободы. В
другом исследовании начальник отдела
зарегистрировал инструкции или
передаваемые подчиненным решения по
165 специальным поводам. Судя по записям
подчиненных, они были осведомлены только
о 84 таких сообщениях. Один из исследователей
проанализировал работу калифорнийской
компании в области здравоохранения и
выявил существенные различия между
руководителями высшего, среднего и
низового уровней в том, как они оценивают
эффективность коммуникаций в их
организации.

В
ходе обмена обе стороны играют активную
роль. К примеру, если вы как управляющий
описываете одному из подчиненных, как
нужно изменить работу, это только начало
обмена. Чтобы обмен информацией стал
эффективным, ваш подчиненный должен
сообщить вам, как он понимает задачу и
ваши ожидания в отношении результатов
его деятельности. Обмен информацией
происходит только в том случае, когда
одна сторона “предлагает” информацию,
а другая воспринимает ее. Чтобы было
именно так, следует уделять пристальное
внимание коммуникационному процессу.

Коммуникационный
процесс — это обмен информацией между
двумя или более людьми.

Основная
цель коммуникационного процесса —
обеспечение понимания информации,
являющейся предметом обмена, т.е.
сообщений. Однако сам факт обмена
информацией не гарантирует эффективности
общения участвовавших в обмене людей
Вы, конечно, сами сталкивались со случаями
малоэффективного обмена информацией
с друзьями, семьей, сотрудниками на
работе. Чтобы лучше понимать процесс
обмена информацией и условия его
эффективности, следует иметь представление
о стадиях процесса, в котором участвуют
двое или большее число людей.

В
процессе обмена информацией можно
выделить четыре базовых элемента

1.
Отправитель, лицо, генерир-щее идеи или
собирающее информацию и передающее ее.

2.
Сообщение, собственно информация,
закодированная с помощью символов.

3.
Канал, средство передачи информации.

4.
Получатель, лицо, которому предназначена
информация и которое интерпретирует
ее.

При
обмене информацией отправитель и
получатель проходят несколько
взаимосвязанных этапов. Их задача —
составить сообщение и использовать
канал для его передачи таким образом,
чтобы обе стороны поняли и разделили
исходную идею. Это трудно, ибо каждый
этап является одновременно точкой, в
которой смысл может быть искажен или
полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные
этапы таковы:

1.
Зарождение идеи.

2.
Кодирование и выбор канала.

3.
Передача.

4.
Декодирование.

Хотя
весь процесс коммуникаций часто
завершается за несколько секунд, что
затрудняет выделение его этапов,
проанализируем эти этапы, чтобы показать,
какие проблемы могут возникать в разных
точках. Этот анализ подобен внимательному
разглядыванию каждого кадра короткого
эпизода на кинопленке

Диалог в межличностной коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

В глобальном мире в целом и в российском обществе в частности, крайне важными на сегодняшний день являются проблемы, связанные с установлением и поддержанием диалога между различными социально-культурными группами, точнее, их представителями. Даже учитывая то, что в повседневной жизни человек обучается диалогу с раннего возраста, этого бывает недостаточно для успешного овладения некоторыми профессиями (преподавателя, артиста, диктора, политика и т. д.). Кроме того, прогресс науки и техники привел к тому, что человеческие взаимоотношения становятся все более опосредованными и дистантными, что приводит к определенному отчуждению между членами общества. В таких условиях существенно возрастает роль речевой коммуникации между людьми, которая обеспечивает взаимопонимание, продуктивный обмен информацией.

Речевая коммуникация чаще всего протекает в виде взаимосвязанных последовательных речевых актов. Такого рода речевые акты образуют дискурсивное поле коммуникации. Под диалогом же обычно понимается такая ситуация, когда меняются коммуникативные роли, т. е. роль говорящего переходит к слушающему, а роль слушающего переходит к говорящему [3].

Диалог — это диалектическое противоречие своего и другого сознаний, каждое из которых существует самостоятельно, независимо друг от друга, стремясь освоить и понять другое, при этом не утратить суверенности своего [6]. Во время диалога происходит не только обмен ценностной информацией. Каждый участник диалога пытается понять себя, смотрясь в другого человека как в зеркало и видя свое отражение, и это гораздо важней, нежели простой обмен информацией. Лишь смотря в свое отражение, проецируемое другим сознанием, можно увидеть и понять себя соотносительно другому.

Согласно М. Буберу, диалог это отношение людей друг к другу, выражающееся при помощи коммуникации [2]. В диалоге задействованы два субъекта, т. е. два говорящих сознания, которые желают высказаться, услышать друг друга и достичь понимания. Примечательно, что более важно для каждого из участников диалога желание быть услышанным и только потом — правильно понять своего собеседника. В диалоге соотносятся друг с другом реплики, или речевые ходы. Важным обстоятельством является связность диалога, обеспечивающаяся тем, что за вопросом идет ответ, за приветствием — ответное приветствие, за упреком — извинение или возражение, за комплиментом — благодарность, за оскорблением ожидают извинение и т. д. В речевое взаимодействие могут быть включены и неречевые компоненты (так, словесное согласие можно заменить кивком головы, ответ на вопрос — пожатием плечами). Т. е., диалог разворачивается по установленным, известным коммуникантам, нормам и культурным сценариям.

Сам по себе диалог как неформальная беседа является идеальным образцом межличностной коммуникации [1]. Для межличностной коммуникации (МЛК) характерен целый ряд особенностей, отличающих ее от остальных видов коммуникации, однако МЛК может протекать в различных формах, специфика которых определяется количеством участников, их социоролевым статусом, коммуникативной установкой, особенностями времени и пространства коммуникации. МЛК присуща частая смена тематики, доминирование одной стороны за счет ее высокой активности и подчинение другой, смена коммуникативной установки, возможность возвращаться к прежним темам, необязательность заключительного этапа, т. к. диалог может быть прерван внешними факторами.

Вступая в МЛК, люди «настраиваются» на взаимодействие друг с другом [4]. Каждый хотя бы приблизительно представляет, что и как он сделает или скажет. Мысленно представит реакцию других на это, его собственную реакцию на эту реакцию и т. д. МЛК как взаимодействие и диалог является сложным процессом, предполагающим понимание и осознание инаковости своего собеседника, а кроме того — выработку в процессе взаимодействия общности (диалог «Я» и «Другого»). Если в процессе МЛК достигается общность (при понимании различности), такую коммуникацию можно считать успешной, полноценной. В противном случае, МЛК является неуспешной или неполноценной, т. к. взаимопонимание не достигнуто.

Межличностная коммуникация оказывает значительное влияние на поведение и деятельность людей, формирует коммуникативные уровни общества в виде различных форм коммуникативного взаимодействия.

Одной из таких форм является социальный диалог, выступающий как реальное бытие социальной коммуникации. Диалог особенно значим для стабилизации, развития и поддержания общественной жизни. Он, выступает социализирующим, стабилизирующим и даже цивилизующим началом, будучи противоречивым по своей природе. Противоречие выражается между необходимостью в действенной системе социальной регуляции, диалог же может стать весомым регулятивным потенциалом социальной коммуникации, с одной стороны, и неполным, недостаточно эффективным использованием этого потенциала, с другой стороны. Принципиальной особенностью такого рода коммуникации является возможность реального диалога. В коммуникацию могут включиться на равных все ее участники.

Важной особенностью современной МЛК является возможность диалога с искусственными персонажами, моделирование своего образа и образа собеседника [7]. Успешность, продуктивность МЛК зависит от того, насколько развито у участников диалога умение признавать в собеседнике равноправного партнёра, вместе с этим учитывая его право на различие.

В виртуальной культуре существенно возросла роль диалога, который разворачивается на различных уровнях. Л. А. Микешина и М. Ю. Опенков, рассматривая природу виртуальной реальности, отмечают её неразрывность с диалогом и коммуникацией [5]. Помимо того, потребность человека в уходе в собственный иллюзорно-символический мир может трактоваться как «Я — коммуникация» (альтер-эго, «Я» и «Другой» и т. д.). Это обуславливает потребность в познании закономерностей МЛК, накоплении навыков и умений, их успешного применения.

Подводя итог можно сказать, что МЛК в форме диалога обеспечивает людям взаимопонимание, возможность свободно обмениваться информацией. Диалог является активной сплачивающей силой, которая скрепляет общественную жизнь и формирует у людей чувство принадлежности к социуму, к социальной группе. Именно через диалог индивид приобщается к социальным ценностям, социальным ролям и формирует социальную идентичность. Следовательно, возрастание интереса к процессу МЛК является закономерной реакцией.

 

Литература:

 

1.                  Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2007.– С. 82.

2.                  Бубер М. Диалог//Два образа веры / М. Бубер // — М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999 а. С.122–161.

3.                  Василик М. А. Основы теории коммуникации: Учебник под редакцией проф. М. А. Василика, — М: Гардарики, 2003. — С. 615

4.                  Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учеб. — М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления / В. П. Конецкая, 1997. С. — 304

5.                  Микешина Л. А. Методология научного познания в контексте культуры / Л. А. Микешина // — М., 1992. — С. 143

6.                  Пивоев В. М. «Философия культуры» / В. М. Пивоев // Петрозаводск, М., 2009, гриф УМО С.106

7.                  Усанова Д. О. Диссертация «Виртуальная культура: концептуализация феномена и репрезентации в современном социокультурном пространстве» / Д. О. Усанова // Челябинск, 2014. — С. 116

Коммуникации: понятие и их классификация.

В
процессе управленческой деятельности
менеджеры хозяйственной организации
находятся в постоянной взаимосвязи
между собой, при этом общение происходит
как по вертикали, так и по горизонтали.
Общение
людей
в процессе их совместной деятельности,
обмен идеями, мыслями, чувствами,
информацией называется

коммуникацией
(в узком смысле). В широком смысле
коммуникация
это
процесс обмена информацией.

По
способу обмена информацией
различают
устные
и
письменные
коммуникации.

По
средствам общения
возможно
деление на четыре вида: непосредственные,
опосредованные,
прямые, косвенные. Непосредственные
осуществляются
с помощью естественных органов, дан­ных
человеку: руки, голова, туловище, голосовые
связ­ки и т. д. Опосредованные
связаны
с использованием специальных
средств и орудий. Прямые
предполагают
личные
контакты и непосредственное восприятие
друг другом
общающихся людей в самом акте общения.
Кос­венные
осуществляются через посредников,
которыми могут
выступать другие люди.

По
месту
осуществления
коммуникации
разделяют­ся
на внутренние
коммуникации,
при
которых стороны коммуникации
находятся в рамках организации) и
вне­шние
коммуникации

одна из сторон коммуникации относится
к субъектам внешней среды организации.

В
зависимости от количества
сторон,
участвующих
в
коммуникации, выделяют односторонние,
двухсторонние,
многосторонние коммуникации. Односторонние
коммуникации

в коммуникации участвует одна сто­рона,
это, как правило, начало коммуникационного
процесса.
Двухсторонние
коммуникации

в комму­никационном
процессе принимают участие две сторо­ны.
Многосторонние
коммуникации

в процессе ком­муникации
участвует более двух сторон.

Если
в качестве критерия классификации
рассмат­ривать
источники
регулирования коммуникации,
то
выделяются
формальные и неформальные коммуни­кации.
Формальные
коммуникации
осуществляются
на
основе хорошо проработанных и легитимных,
как правило,
выраженных в письменной форме инструк­ций,
руководств, методик и т. п. Неформальные
ком­муникации
осуществляются на основе устных норм
и правил.

По
типам
коммуникаций в организации выделяют:
межуровневые
коммуникации

информация переме­щается внутри
организации с уровня на уровень в рам­ках
вертикальной иерархии; горизонтальные
комму­
никации

организация состоит из множества
подраз­делений,
поэтому обмен информацией между ними
не­обходим
для координации задач и действий.

В
зависимости от средств
коммуникации:
вербаль­ные
и невербальные коммуникации. Вербальные

общение
с использованием письменных
или устных средств.
Невербальные
коммуникации
коммуника­ция
с помощью
мимики,
пантомимики, проксемики, тактильных
средств,
облика, изображения и т. п.

  1. Процесс коммуникации и его структура.

Основу
коммуникации составляет коммуникационный
процесс

— это
процесс обмена информацией между двумя
или более людьми.

Цель
коммуникационного процесса

— передача некоторой идеи, являющейся
предметом обмена, от одного
субъекта к другому.

Элементы
процесса коммуникации.

В процессе обмена информацией можно
выделить четыре ба­зовых
элемента.

1.
Отправитель
— субъект, генерирующий идеи или собирающий
информацию и передающий ее.

2.
Сообщение
— собственно информация, закодированная
с помощью символов и размещенная на
некотором
физическом носителе.

3.
Канал
— средство передачи информации, а вернее
ее носителя.

4.
Получатель

— субъект, которому предназначена
информация и который интерпретирует
ее.

В
процессе обмена информацией можно
выделить несколько последовательных
этапов
:
1.
Зарождение
идеи.

2. .
Кодирование
и выбор канала. 3. Передача 4. Декодирование
5. Обратная связь
.
На каждом этапе, от формирования идеи
отправителя до формирования идеи
получателя, происходит
определенная трансформация исходной
информации. Однако каждый этап является
од­новременно
точкой, в которой смысл передаваемой
информации может быть искажен или
полностью утрачен.
Поэтому основные проблемы внутри
организационно и коммуникации связаны
с выявлением и
блокированием возможных помех при
передаче информации.

препятствий для эффективного общения | SkillsYouNeed

Есть много причин, по которым межличностное общение может не сработать. Во многих случаях сообщение (то, что говорится) может быть получено не совсем так, как задумал отправитель. Следовательно, важно, чтобы коммуникатор стремился получить обратную связь, чтобы убедиться, что его сообщение ясно понято.

Навыки активного слушания, разъяснения и рефлексии могут помочь, но опытный коммуникатор также должен знать о препятствиях на пути к эффективному общению и о том, как их избежать или преодолеть.

Существует множество препятствий для общения, и они могут возникать на любой стадии процесса общения. Препятствия могут привести к искажению вашего сообщения, и вы рискуете потратить впустую время и / или деньги, вызвав путаницу и недопонимание.

Эффективное общение предполагает преодоление этих барьеров и передачу ясного и краткого сообщения.


Общие препятствия для эффективного общения:

  • Использование жаргона. Слишком сложные, незнакомые и / или технические термины.
  • Эмоциональные барьеры и табу. Некоторым людям может быть трудно выражать свои эмоции, а некоторые темы могут быть полностью закрытыми или табуированными. Табу или сложные темы могут включать в себя, помимо прочего, политику, религию, инвалидность (умственную и физическую), сексуальность и секс, расизм и любые мнения, которые могут считаться непопулярными.
  • Отсутствие внимания, интереса, отвлекающих факторов или несущественности для получателя. (Для получения дополнительной информации см. Нашу страницу Барьеры для эффективного прослушивания ).
  • Различия в восприятии и точках зрения.
  • Физические нарушения, например проблемы со слухом или речью.
  • Физические препятствия невербальному общению. Неспособность видеть невербальные сигналы, жесты, позу и общий язык тела может сделать общение менее эффективным. Телефонные звонки, текстовые сообщения и другие методы связи, основанные на технологиях, часто менее эффективны, чем личное общение.
  • Языковые различия и трудности с пониманием незнакомых акцентов.
  • Ожидания и предрассудки, которые могут привести к ложным предположениям или стереотипам. Люди часто слышат то, что ожидают услышать, а не то, что на самом деле говорят, и делают неверные выводы. Наша страница Лестница вывода объясняет это более подробно.
  • Культурные различия. Нормы социального взаимодействия сильно различаются в разных культурах, равно как и способы выражения эмоций.Например, концепция личного пространства варьируется в зависимости от культуры и социальной среды. Смотрите нашу страницу Межкультурная осведомленность для получения дополнительной информации.

Опытный коммуникатор должен знать об этих препятствиях и стараться уменьшить их влияние, постоянно проверяя понимание и предлагая соответствующую обратную связь.


Поднимите свои навыки межличностного общения на новый уровень:

The Skills You Need Guide to Interpersonal Skills

Руководство по навыкам межличностного общения электронных книг.

Развивайте свои навыки межличностного общения с помощью нашей серии электронных книг. Узнайте и улучшите свои коммуникативные навыки, займитесь разрешением конфликтов, выступайте посредником в сложных ситуациях и развивайте свой эмоциональный интеллект.


Классификация препятствий для общения

Языковые барьеры

Язык и языковые способности могут служить препятствием для общения.

Однако даже при общении на одном языке терминология, используемая в сообщении, может действовать как барьер, если она не полностью понятна получателям.Например, сообщение, содержащее много специального жаргона и сокращений, не будет понято получателем, не знакомым с используемой терминологией.

Региональные разговорные выражения и выражения могут быть неправильно истолкованы или даже сочтены оскорбительными. Смотрите нашу страницу: Effective Speaking для получения дополнительной информации.

Психологические барьеры

Психологическое состояние коммуникаторов влияет на то, как сообщение будет отправлено, получено и воспринято.

Например:

Если кто-то подвергается стрессу , он может быть озабочен личными проблемами и не так восприимчив к сообщению, как если бы он не был в стрессе.

Управление стрессом — важный личный навык, влияющий на наши межличностные отношения. См. Наши страницы Стресс: симптомы и триггеры и Как избежать стресса для получения дополнительной информации.

Гнев — еще один пример психологического барьера для общения.Когда мы злимся, легко сказать то, о чем мы потом пожалеем, а также неправильно истолковать то, что говорят другие.

Смотрите наши страницы: Что такое гнев? и Управление гневом для получения дополнительной информации.

В более общем плане люди с низкой самооценкой могут быть менее напористыми и, следовательно, могут чувствовать себя некомфортно при общении — они могут стесняться или стесняться говорить, что они на самом деле чувствуют, или читать непреднамеренные негативные подтексты в сообщениях, которые они слышат.

Посетите наши страницы Повышение самооценки и Напористость для получения дополнительной информации.

Физиологические барьеры

Физиологические препятствия для общения могут возникать в результате физического состояния получателя.

Например, приемник с пониженным слухом может не полностью уловить содержание разговора, особенно при значительном фоновом шуме.

Физические барьеры

Примером физического барьера для связи является географическое расстояние между отправителем и получателем (ами).

Связь обычно проще на меньших расстояниях, поскольку доступно больше каналов связи и требуется меньше технологий. Идеальное общение — лицом к лицу.

Хотя современные технологии часто помогают уменьшить влияние физических барьеров, следует понимать преимущества и недостатки каждого канала связи, чтобы можно было использовать соответствующий канал для преодоления физических барьеров.

Систематические барьеры

Систематические препятствия для коммуникации могут существовать в структурах и организациях, где существуют неэффективные или несоответствующие информационные системы и каналы коммуникации, или где отсутствует понимание ролей и ответственности за коммуникацию.В таких организациях люди могут не понимать своей роли в процессе коммуникации и поэтому не знать, чего от них ждут.

Установочные барьеры

Установочные барьеры — это модели поведения или восприятия, которые мешают людям эффективно общаться.

Установочные барьеры для общения могут возникать из-за личных конфликтов, плохого управления, сопротивления изменениям или отсутствия мотивации . Чтобы быть эффективным получателем сообщений, вы должны попытаться преодолеть свои собственные установочные барьеры, чтобы обеспечить более эффективное общение.


Чтобы улучшить свои общие коммуникативные навыки, вам необходимо знать и стараться минимизировать любые существующие препятствия для общения.

Развивая свой эмоциональный интеллект, вы научитесь лучше понимать, как общаться с другими наиболее подходящими и эффективными способами.

Пройдите самооценку навыков межличностного общения, чтобы определить свои сильные и слабые стороны.


.

Эффективное общение: барьеры и стратегии | Center for Teaching Excellence

Некоторые базовые навыки помогут вам более эффективно общаться в классе. Этот обучающий совет исследует:

  • барьеры для слушания и стратегии эффективного слушания;
  • препятствий для точного восприятия и стратегии точного восприятия; и,
  • барьеров для эффективного вербального общения и стратегии эффективного вербального общения.

Препятствия для прослушивания

  • Сосредоточение внимания на личных делах. Когда мы тратим время на слушание, формулируя следующий ответ, мы не можем быть полностью внимательными к тому, что говорит говорящий.
  • Перегрузка информацией. Слишком много стимуляции или информации могут затруднить слушание с полным вниманием. Постарайтесь сосредоточиться на соответствующей информации и основных моментах, которые передаются.
  • Критика оратора. Не отвлекайтесь на критические оценки докладчика. Сосредоточьтесь на том, что они говорят — на сообщении, — а не на посланнике.
  • Я отвлекаюсь на эмоциональный шум. Мы эмоционально реагируем на определенные слова, концепции и идеи, а также на множество других сигналов от говорящих (внешний вид, невербальные сигналы, такие как жесты и т. Д.). Сделайте сознательное усилие, чтобы успокоить свои эмоциональные реакции, чтобы вы могли правильно слушать.
  • Отвлекаетесь на внешний «шум». Слышимый шум может сильно отвлекать. Некоторые вещи можно свести к минимуму — например, отключить звонок на телефоне и уведомления на телефоне или компьютере во время встречи с кем-то.Другие шумы могут быть неизбежны — например, строительство, другие люди. Кроме того, может быть образный «шум» из внешней среды, например, отвлекающий или несоответствующий декор в комнате, или условия окружающей среды, например, в комнате слишком жарко или холодно.
  • Испытывают физические трудности. Из-за плохого физического самочувствия или боли может быть очень трудно эффективно слушать. Вы можете сообщить, что сейчас неподходящее время, и перенести обсуждение.

Стратегии активного слушания

Следующие стратегии предназначены для содействия активному слушанию или типу слушания с целью «выработать четкое понимание озабоченности говорящего, а также четко передать интерес слушателя к сообщению говорящего» (McNaughton, Hamlin, McCarthy, Head -Reeves, & Schreiner, 2008, с. 224).

  • Стоп. Сосредоточьтесь на другом человеке, его мыслях и чувствах. Сознательно сосредоточьтесь на том, чтобы утихомирить свой внутренний комментарий, и отойдите от собственных забот, чтобы подумать о проблемах говорящего.Уделите все свое внимание докладчику.
  • Посмотрите. Обращайте внимание на невербальные сообщения, не позволяя отвлекаться. Обратите внимание на язык тела и невербальные сигналы, чтобы лучше понять точку зрения говорящего. Помните, что «активные слушатели должны сообщить говорящему, что они вовлечены и уделяют этому человеку безусловное внимание» (Weger, Castle, & Emmett, 2010, p. 35).
  • Слушайте. Слушайте суть мыслей говорящего: детали, основные идеи и их значения.Стремитесь к общему пониманию того, что говорящий пытается передать, вместо того, чтобы реагировать на отдельные слова или термины, которые они используют, чтобы выразить себя.
  • Будьте чуткими. Представьте, как бы вы себя чувствовали в их обстоятельствах. Сочувствуйте чувствам говорящего, сохраняя при этом спокойный центр внутри себя. Вам не нужно вовлекаться во все их проблемы или проблемы, если вы признаете, с чем они сталкиваются.
  • Задавайте вопросы. Используйте вопросы, чтобы прояснить ваше понимание, а также продемонстрировать интерес к сказанному.
  • Парафраз. Если у вас нет каких-либо конкретных вопросов, вы можете повторить говорящему своими словами то, что вы убрали, чтобы он мог уточнить любые моменты (Weger et al., 2010).

Барьеры точного восприятия

  • Стереотипы и обобщения. Будьте осторожны, чтобы не держаться за предубеждения относительно людей или вещей.Мы часто склонны видеть то, что хотим видеть, формируя впечатление из небольшого количества информации или одного опыта и предполагая, что это в высшей степени репрезентативно для человека или ситуации в целом.
  • Не вложения времени. Делать предположения и игнорировать детали или обстоятельства могут привести к неправильным представлениям. Когда мы не ищем

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *