9 упражнений по развитию наблюдательности как у Шерлока Холмса
Наблюдательность – свойство полезное и приятное. Похожие предметы, звуки, запахи, ощущения приобретают неповторимые черты, и мир становится объемным. Наблюдательностью обладает каждый, но не все замечают детали, как Шерлок Холмс.
Наблюдение и наблюдательность
Наблюдательность — способность видеть характерные особенности людей, предметов, явлений. Далеко не каждый может похвастаться наблюдательностью. Мы можем годами ходить по одной и той же улице и не замечать перемен, произошедших на ней за это время. Если, конечно, это не отремонтированный тротуар: отсутствие ям сложно не заметить, особенно если носишь каблуки.
Чаще всего наблюдательность проявляется на отдыхе, когда мы никуда не спешим и с любопытством рассматриваем памятники архитектуры, людей, чужой уклад жизни, а особенно понравившиеся детали запечатлеваем в памяти. В обыденной жизни наше внимание притупляется, рассеивается, мы смотрим, но не видим.
А ведь наблюдение — важная часть познавательного процесса. Значение имеет не наблюдение само по себе, а умозаключение, которое за ним следует и из него выводится. Простейший пример: «В последнее время ты постоянно щуришься. Возможно, у тебя упало зрение».
Наблюдательность — ценное качество. Она дает нам возможность замечать не только то, что лежит на поверхности, но и то, что скрыто от наших глаз, а значит, лучше понимать происходящее. С ее помощью мы можем быстрее узнать другого человека и понять, чего стоит и не стоит ожидать от него в будущем. (Кстати, способности «ясновидящих» объясняются их необычайной проницательностью.) Наблюдательность помогает нам правильно оценить ситуацию и принять верное решение.
Наблюдательностью отличаются художники, писатели, ученые, а есть профессии, в которых без нее просто никуда. Например, детектив.
Знаменитый герой книг Артура Конан Дойля Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность — его вторая натура.
Феноменальная способность Эркюля Пуаро, героя романов Агаты Кристи, обращать внимание на мелочи и интуиция позволяли ему быстро находить преступников.
Психолог-практик Патрик Джейн, которого в известном сериале «Менталист» сыграл актер Саймон Бейкер, также обладал наблюдательностью, умением видеть детали, на которые другие детективы не обращали внимания, и на их основании делал умозаключения о том, как и кем было совершено преступление. К его неоценимым услугам прибегало Калифорнийское бюро расследований.
Следить за ходом мысли детективов и сыщиков — немалое удовольствие, и начинаешь поневоле завидовать их проницательности «белой завистью». Хорошая новость: наблюдательности можно научиться!
Как стать Шерлоком Холмсом?
Начать лучше с самых простых упражнений, развивающих зрительную память: человек с плохой зрительной памятью, как правило, не отличается наблюдательностью.
Американский психолог Джон Аткинсон предложил некоторые упражнения, развивающие наблюдательность.
1. Рассматриваем предметы и запоминаем, как они выглядят
Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Большинство людей смотрит, но не замечает.
Проверим это: возьмем какой-нибудь предмет — книгу, вазу, игрушку, цветок, внимательно посмотрим на него несколько секунд, запечатлевая в памяти, закроем глаза и попытаемся описать максимально точно. Затем откроем глаза и проверим, насколько наше описание соответствует действительности.
Снова закрываем глаза и представляем этот же предмет с уже уточненными подробностями. И снова себя проверяем. Делаем так до тех пор, пока не останется незамеченных деталей.
2. Отражаем мысленные образы на бумаге
Опять берем какой-нибудь не слишком простой предмет, рассматриваем его, убираем и мысленный образ переносим на бумагу. Не обязательно иметь художественные способности, ведь главное здесь — вспомнить и отразить все детали, характеризующие данный предмет. Когда нам покажется, что мы уже справились с заданием, можно еще раз окинуть предмет взглядом, убрать его и дорисовать недостающие детали. Получившийся в результате наших стараний рисунок должен полностью соответствовать выбранному предмету.
3. От деталей к общему
Если в первых двух упражнениях мы сначала рассматривали предмет в целом, а затем переходили к деталям, то сейчас начнем с деталей.
Многие ли из нас легко запоминают лица новых знакомых? Вряд ли. Если нас попросят, мы не сможем составить фоторобот даже хорошо знакомого нам человека. Мы помним его лицо в целом, но не замечаем, какие у него нос, уши, губы, брови, нос, овал лица и даже цвет глаз, если, конечно, они не каких-то выдающихся размеров, из-за чего на них нельзя не обратить внимание.
Приучаем себя смотреть на людей более внимательно, замечая малейшие подробности их наружности. (Конечно, чтобы не вызвать недоуменных взглядов, это нужно делать незаметно. Удобнее всего рассматривать людей в очереди, кафе, транспорте. Можно наблюдать не только за их внешностью, но и за мимикой, жестами, позами и на основе их поведения пытаться разгадать характер, настроение.) И вскоре мы уже будем замечать и запоминать чужие «приметы» машинально.
Для закрепления результата мысленный портрет человека перенесем на бумагу.
4. Описываем несколько предметов
Попросим кого-нибудь положить на стол до десяти предметов и накрыть их платком. Убираем платок, 10 секунд рассматриваем предметы и снова накрываем. Затем подробно описываем их на бумаге и сверяем с лежащими на столе. По мере развития зрительной памяти количество предметов нужно увеличивать.
Таким же образом можно рассматривать витрины, тем более что ничья помощь по подбору предметов тут не потребуется.
5. Читаем по-новому
Охватываем взглядом сначала несколько слов, затем строчку, несколько строчек, абзац, при этом вникая в смысл прочитанного. Таким навыком уже обладают некоторые люди, привыкшие быстро просматривать почту, газеты и журналы.
6. Описываем обстановку
Обстановка комнат в нашей квартире или доме нам уже столь хорошо знакома, что мы легко передвигаемся по ним даже с закрытыми глазами. Поэтому мысленно «сфотографируем», к примеру, рабочий кабинет, запишем увиденное и сверим с тем, что мы имеем в действительности.
Вполне вероятно, что мы не ответим даже на элементарные вопросы, касающиеся интерьера. И, возможно, не скажем точно, что из себя представляет стул, на котором мы сидим вот уже несколько лет.
7. Смотрим телевизор с выключенным звуком
При отсутствии звука мы будем более внимательно смотреть на экран, стараясь по действиям героев понять суть происходящего. По движениям их губ, мимике, жестам мы постепенно научимся понимать смысл сказанного. Таким образом будет развиваться наша наблюдательность.
8. Воспользуемся советом от замечательного наблюдателя — писателя К. Паустовского
«Хороший глаз — дело наживное, — говорил он. — Попробуйте месяц-два смотреть на все с мыслью, что вам это нужно обязательно написать красками. …Через 2-3 дня вы убедитесь, что до этого не видели … и сотой доли того, что заметили теперь. Через 2 месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».
9. Находим в интернете тесты на наблюдательность
И проверяем, каких результатов мы достигли за время тренировок.
Кстати, в Интернете можно найти и онлайн-тренажер для развития памяти и внимания Wikium. Сначала нужно пройти тестирование существующего уровня наблюдательности, а затем в соответствии с ним предлагается определенная программа тренировок.
© Тимошенко Елена, BBF.RU
7 упражнений для развития наблюдательности
Наблюдательность человека — это его способность подмечать характерные и существенные свойства людей, явлений и предметов. Развивать наблюдательность важно не только в профессиональной сфере, но и в жизни.
Зачем развивать наблюдательность
Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что срыто от наших глаз (малозаметные детали) или пытаются от нас скрыть. Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в схожем.
Развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем.
Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение.
Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, ученые и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности и любознательности.
Как развить наблюдательность
Развитие наблюдательности тесно связано с развитием памяти. Уделяйте внимание своей памяти.
Наблюдательность формируется не только когда мы запоминаем увиденное в мелочах, но и когда мы то, что видим пропускаем через себя. Будьте более восприимчивы, более открыты новым знаниям, не будьте равнодушны, думайте, анализируйте увиденное и услышанное.Говоря о развитии наблюдательности уместно вспомнить слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который считал, что немаловажным условием наблюдательности является развитие чувствительности зрительного анализатора. Вот его слова:
«Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.»
Другой выдающийся человек, американский психолог Джон Уильям Аткинсон для развития наблюдательности рекомендовал выполнять следующие упражнения:
Упражнение на развитие наблюдательности № 1
Наиболее простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности заключается в умении видеть обычные вещи.
Возьмите какую-нибудь обыкновенную вещь (телефон, книгу, утюг…), положите или поставьте ее перед собой. В течении некоторого времени, спокойно, но внимательно смотря на нее попытайтесь запечатлеть ее в своей памяти. После закройте глаза и мысленно, во всех подробностях воссоздайте образ. Затем откройте глаза и обратите внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте изображение. Продолжайте до тех пор, пока вам в точности не удастся создать четкий умственный образ в мельчайших подробностях.
Упражнение на развитие наблюдательности № 2
После того как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, вспомните предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, нарисуйте его. Вначале можно рисовать что-нибудь попроще, только не смотрите на предмет, вспоминайте мысленный образ.
После того как нарисовали, посмотрите на предмет. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же как и в первом упражнении, уберите предмет и дорисуйте то чего не хватало.
Упражнение на развитие наблюдательности № 3
Очень ценный способ развития наблюдательности является умение рассмотреть детали объекта. Не пытайтесь с первого раза воспринять и запомнить весь объект (предмет) целиком. Это на первых стадиях развития наблюдательности сделать сложно. Замечайте и запечатлевайте отдельные подробности предмета, и после переходите к следующим.
Попытайтесь описать характерные черты лица одного из своих знакомых, и вы удивитесь неясности своего представления. А все по тому, что никогда хорошенько в него вы не всматривались. Стоит ли говорить о посторонних лицах. Смотря на лицо человека и пытаясь его запомнить многие допускает эту ошибку, не обращают внимание на детали, а пытаются запомнить его в целом.
Начните тренироваться на ваших знакомых, рассмотрите глаза человека, его нос и рот, потом подбородок, цвет его волос, общую форму головы и т.д. Далее начните рассматривать каждого встречающегося вам человека, изучайте внешность. Вскоре вы удивитесь, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей.
Это упражнение применимо к любым объектам и предметам. Опишите здание, которое встречается вам каждый день по пути на работу. Уверен, что многие не смогут дать четкое описание, лишь смогут составить о его внешнем виде отдаленное понятие – форма, цвет, сколько этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон в каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и тп., то вы поймете, что не сможете дать себе в этом ясный отчет. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему.
Интересно будет почитать: 30 советов шамана о знаках, которые нужно замечать
Упражнение на развитие наблюдательности № 4
Это упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на стол сем — десять предметов и пусть он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их накрывает, и в течении десяти секунд попытайтесь четко запомнить эти предметы. Закрыв, попробуйте как можно точнее описать их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе вещей может увеличиваться.
Удивительно, какой наблюдательности достигают с помощью подобных игр некоторые лица. Развитые подобным методом способности обострят вашу наблюдательность до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не заметят другие, и тем самым получите огромную подмогу в делах. Это упражнение часто в своей практике используют индийские йоги.
Упражнение на развитие наблюдательности № 5
Многие люди схватывают содержание и смысл статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости листающие газеты, имеют такую способность. Журналисты способны схватить смысл статьи, только лишь краем глаза взглянув на несколько строчек. Рецензенты тоже обладают такой способностью.
Дело все в практике. Попробуйте начать с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целой фразы, предложения, маленького абзаца и т.п. При развитии наблюдательности следует поступать, как поступают спортсмены при развитии мускулатуры — сперва развивают один мускул, далее последовательно доходят до целой группы мускулов.
Вы всегда чувствовали, что у вас есть скрытые способности, но не знали как раскрыть себя и не было рядом человека, который смог бы подсказать в каком направлении двигаться? Если у вас возникают подобные вопросы, обращайтесь к экспертам, которые внимательно вас выслушают и помогут:
Упражнение на развитие наблюдательности № 6
Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили.
Войдя в комнату, произведите беглый осмотр. Попытайтесь получить четкую «мысленную фотографию» как можно большего числа предметов. Запомните размер комнаты, ее высоту, число окон и дверей, цвет обоев, количество стульев, столов, ковров, картин и пр.
Выйдите из комнаты, запишите то, что видели и смогли запомнить, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь идеального результата. Эта практика в дальнейшем поможет вам точно описывать любое посещаемое вами помещение.
Упражнение на развитие наблюдательности № 7
Вечером, перед сном сделайте обзор всех ваших дневных занятий, и постараться припомнить вещи, предметы, лица людей, с которые вам встречались. Вы удивитесь, малости того, что будете припоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после каждодневной практики. Ваша подсознательное мышление поймет, что ясно замечать предметы и лица это необходимость.
Духовное и личностное развитие, заряд мотивации и хорошее настроение. Получите ответы на интересующие вас вопросы от экспертов https://okhelps.com/
Как развить наблюдательность: 9 простых упражнений — Психолог
Наблюдение и наблюдательность
Наблюдательность — способность видеть характерные особенности людей, предметов, явлений. Далеко не каждый может похвастаться наблюдательностью. Мы можем годами ходить по одной и той же улице и не замечать перемен, произошедших на ней за это время. Если, конечно, это не отремонтированный тротуар: отсутствие ям сложно не заметить, особенно если носишь каблуки.
Чаще всего наблюдательность проявляется на отдыхе, когда мы никуда не спешим и с любопытством рассматриваем памятники архитектуры, людей, чужой уклад жизни, а особенно понравившиеся детали запечатлеваем в памяти. В обыденной жизни наше внимание притупляется, рассеивается, мы смотрим, но не видим.
А ведь наблюдение — важная часть познавательного процесса. Значение имеет не наблюдение само по себе, а умозаключение, которое за ним следует и из него выводится. Простейший пример: «В последнее время ты постоянно щуришься. Возможно, у тебя упало зрение».
Наблюдательность — ценное качество. Она дает нам возможность замечать не только то, что лежит на поверхности, но и то, что скрыто от наших глаз, а значит, лучше понимать происходящее. С ее помощью мы можем быстрее узнать другого человека и понять, чего стоит и не стоит ожидать от него в будущем.
(Кстати, способности «ясновидящих» объясняются их необычайной проницательностью.) Наблюдательность помогает нам правильно оценить ситуацию и принять верное решение.
Наблюдательностью отличаются художники, писатели, ученые, а есть профессии, в которых без нее просто никуда. Например, детектив.
Знаменитый герой книг Артура Конан Дойля Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность — его вторая натура.
Феноменальная способность Эркюля Пуаро, героя романов Агаты Кристи, обращать внимание на мелочи и интуиция позволяли ему быстро находить преступников.
Психолог-практик Патрик Джейн, которого в известном сериале «Менталист» сыграл актер Саймон Бейкер, также обладал наблюдательностью, умением видеть детали, на которые другие детективы не обращали внимания, и на их основании делал умозаключения о том, как и кем было совершено преступление. К его неоценимым услугам прибегало Калифорнийское бюро расследований.
Следить за ходом мысли детективов и сыщиков — немалое удовольствие, и начинаешь поневоле завидовать их проницательности «белой завистью». Хорошая новость: наблюдательности можно научиться!
Как стать Шерлоком Холмсом?
Начать лучше с самых простых упражнений, развивающих зрительную память: человек с плохой зрительной памятью, как правило, не отличается наблюдательностью.
Американский психолог Джон Аткинсон предложил некоторые упражнения, развивающие наблюдательность.
1. Рассматриваем предметы и запоминаем, как они выглядят
Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Большинство людей смотрит, но не замечает.
Проверим это: возьмем какой-нибудь предмет — книгу, вазу, игрушку, цветок, внимательно посмотрим на него несколько секунд, запечатлевая в памяти, закроем глаза и попытаемся описать максимально точно. Затем откроем глаза и проверим, насколько наше описание соответствует действительности.
Снова закрываем глаза и представляем этот же предмет с уже уточненными подробностями. И снова себя проверяем. Делаем так до тех пор, пока не останется незамеченных деталей.
2. Отражаем мысленные образы на бумаге
Опять берем какой-нибудь не слишком простой предмет, рассматриваем его, убираем и мысленный образ переносим на бумагу. Не обязательно иметь художественные способности, ведь главное здесь — вспомнить и отразить все детали, характеризующие данный предмет. Когда нам покажется, что мы уже справились с заданием, можно еще раз окинуть предмет взглядом, убрать его и дорисовать недостающие детали. Получившийся в результате наших стараний рисунок должен полностью соответствовать выбранному предмету.
3. От деталей к общему
Если в первых двух упражнениях мы сначала рассматривали предмет в целом, а затем переходили к деталям, то сейчас начнем с деталей.
Многие ли из нас легко запоминают лица новых знакомых? Вряд ли. Если нас попросят, мы не сможем составить фоторобот даже хорошо знакомого нам человека. Мы помним его лицо в целом, но не замечаем, какие у него нос, уши, губы, брови, нос, овал лица и даже цвет глаз, если, конечно, они не каких-то выдающихся размеров, из-за чего на них нельзя не обратить внимание.
Приучаем себя смотреть на людей более внимательно, замечая малейшие подробности их наружности. (Конечно, чтобы не вызвать недоуменных взглядов, это нужно делать незаметно. Удобнее всего рассматривать людей в очереди, кафе, транспорте. Можно наблюдать не только за их внешностью, но и за мимикой, жестами, позами и на основе их поведения пытаться разгадать характер, настроение.) И вскоре мы уже будем замечать и запоминать чужие «приметы» машинально.
Для закрепления результата мысленный портрет человека перенесем на бумагу.
4. Описываем несколько предметов
Попросим кого-нибудь положить на стол до десяти предметов и накрыть их платком. Убираем платок, 10 секунд рассматриваем предметы и снова накрываем. Затем подробно описываем их на бумаге и сверяем с лежащими на столе. По мере развития зрительной памяти количество предметов нужно увеличивать.
Таким же образом можно рассматривать витрины, тем более что ничья помощь по подбору предметов тут не потребуется.
5. Читаем по-новому
Охватываем взглядом сначала несколько слов, затем строчку, несколько строчек, абзац, при этом вникая в смысл прочитанного. Таким навыком уже обладают некоторые люди, привыкшие быстро просматривать почту, газеты и журналы.
6. Описываем обстановку
Обстановка комнат в нашей квартире или доме нам уже столь хорошо знакома, что мы легко передвигаемся по ним даже с закрытыми глазами. Поэтому мысленно «сфотографируем», к примеру, рабочий кабинет, запишем увиденное и сверим с тем, что мы имеем в действительности.
Вполне вероятно, что мы не ответим даже на элементарные вопросы, касающиеся интерьера. И, возможно, не скажем точно, что из себя представляет стул, на котором мы сидим вот уже несколько лет.
7. Смотрим телевизор с выключенным звуком
При отсутствии звука мы будем более внимательно смотреть на экран, стараясь по действиям героев понять суть происходящего. По движениям их губ, мимике, жестам мы постепенно научимся понимать смысл сказанного. Таким образом будет развиваться наша наблюдательность.
8. Воспользуемся советом от замечательного наблюдателя — писателя К. Паустовского
«Хороший глаз — дело наживное, — говорил он. — Попробуйте месяц-два смотреть на все с мыслью, что вам это нужно обязательно написать красками. …Через 2-3 дня вы убедитесь, что до этого не видели … и сотой доли того, что заметили теперь. Через 2 месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».
9. Находим в Интернете тесты на наблюдательность
И проверяем, каких результатов мы достигли за время тренировок.
Кстати, в Интернете можно найти и онлайн-тренажер для развития памяти и внимания Wikium. Сначала нужно пройти тестирование существующего уровня наблюдательности, а затем в соответствии с ним предлагается определенная программа тренировок.
© Тимошенко Елена, TimesNet.ru
Источник
что это такое в психологии и как ее развить? Упражнения для тренировки. Как выработать профессиональную наблюдательность?
Не каждый человек способен подметить значимые подробности каких-либо явлений и фактов. Наблюдательная личность обладает особой зрительной чувствительностью, которую можно развить с помощью специальных тренировок.
Что это такое в психологии?
Наблюдательность – это качество личности, выражающееся в умении сосредоточивать своё внимание на восприятии одного объекта и видеть в нём малозаметные свойства. Наблюдательному человеку свойственно выделять существенные, но ускользающие от внимания других людей детали событий. Наблюдательность тесно связана с особенностями субъекта и предмета наблюдения:
- способность распознать по поведению и внешнему виду человека его внутреннее состояние, психические данные;
- дифференциация признаков через физиогномическую маску, жесты, осанку, позу, походку индивида;
- интерес к человеку как к объекту с формированием избирательности восприятия, быстрым созданием опыта наблюдения за индивидом и видением его психических состояний;
- проявляющаяся в процессах взаимодействия между людьми эмпатия, эмоциональная отзывчивость, впечатлительность, предвосхищение развития поведения другой личности.
Целенаправленное и осознанное изучение действительности кроется в наблюдении. Наблюдатель не привлекает к себе внимание окружающих, остаётся в стороне. Он замечает и оценивает события в зависимости от целевой установки, важными компонентами которой являются предварительная подготовка, чёткость задачи и активность наблюдения. Большую роль играет дробление проблемы, постановка частных и более конкретных задач. Для успешности наблюдения немаловажными факторами являются планомерность и систематичность.
Способность обращать внимание на мелкие детали важна в профессиональной деятельности. Учителям, воспитателям, психологам, врачам важно по внешности и поведению распознать внутреннее состояние другого индивида. Особенно это качество важно для работников правоохранительных органов. Посредством наблюдения профессионал может составить отчётливый психологический портрет личности.
Внимательный человек может быстро вычленить основную черту характера субъекта, без труда распознать эмоции и дать характеристику его внутреннему состоянию. Проницательность следователя зачастую приводит к установлению истины.
Зачем нужна?
Наблюдательность открывает путь к лучшему пониманию мира. Она позволяет субъекту лучше осознавать скрытые от глаз обычных людей события и факты. Умение заметить схожесть и различие в идентичных понятиях является настоящим искусством. Внимательная личность имеет большие возможности для самосовершенствования. Развитая наблюдательность позволяет субъекту мгновенно оценить ситуацию и принять правильное решение, способствует раскрытию потенциала индивида и дара прогнозирования собственных будущих поступков. Проницательность выражается в искусстве видеть и чувствовать другого человека, предвидеть его поведение.
Умение мысленно сделать прогноз в разных жизненных перипетиях уберегает наблюдательного человека от попадания на уловки мошенников. Способность подметить в привычных вещах что-то новое свойственна писателям, художникам, новаторам производства, изобретателям, учёным.
Все достижения творческих людей напрямую связаны с их наблюдательностью, многосторонностью восприятия, часто являющимися источником вдохновения и воплощения ярких идей.
Проявления в повседневной жизни
Наблюдательность тесно переплетается с восприимчивостью, любопытством и творческим началом. Эти качества, формируемые с целью познания мира, приобретаются в жизненном опыте. Они пригождаются человеку в трудовой и учебной деятельности, в быту. Восприимчивость демонстрирует зрелость чувств. Она позволяет личности углубиться в себя. Любопытство порождает стремление бесконечно познавать действительность. Пытливый детский ум является свидетельством этого утверждения. Чувства и ощущения, возникшие при восприятии увиденной и услышанной информации, проявляются в творчестве человека. Чем больше субъект получает сведений при узнавании неизведанных фактов, тем его творчество сильнее отличается разнообразием и многогранностью.
Любознательность и пытливость позволяют индивиду в обыденных вещах подмечать ценные черты и признаки, заметные не каждому. В повседневной жизни слабо развитая наблюдательность особо не навредит, но порой может подвести. Острая необходимость в развитии этого качества требуется человеку, часто взаимодействующему с другими людьми.
Как развить?
Наблюдательность начинает формироваться в процессе игры с детства. В дальнейшем её развитие происходит во время наблюдения за различными природными явлениями, поведением животных, цветением растений. На протяжении всей жизни нужно открывать свою душу новым эмоциям при получении знаний. Постарайтесь обращать внимание на окружающие вас предметы. Приглядывайтесь внимательно к природе. Очень важно не только запоминать отдельные черты и нюансы, но и пропускать их через себя. Приобретённое умение не оставаться равнодушным к окружающему миру заметно повысит вашу восприимчивость.
Для проверки своей наблюдательности разложите на столе 10 предметов. Затем в течение нескольких секунд смотрите на них. Дальше нужно отвернуться и воспроизвести в памяти каждый из десяти предметов. Постарайтесь очень подробно описать их. Улучшить профессиональную наблюдательность можно с помощью специальных приёмов, постановкой перед собой конкретных задач. Например, надо постоянно сравнивать и сопоставлять различные предметы, устанавливать между ними связь и их взаимодействие друг с другом. Подмечайте самые ничтожные изменения в различных явлениях.
Периодически описывайте характерные черты лица своих знакомых. При встрече с ними обращайте внимание на мелкие детали, а не пытайтесь запомнить целостный образ. Вглядитесь в глаза человека, поочерёдно рассмотрите его нос, рот, брови, подбородок, цвет волос, форму головы. Внимательно изучайте внешний вид субъекта.
Эта психологическая методика поможет вам с лёгкостью замечать и запоминать подробные детали в наружности посторонних людей.
Попробуйте сосредоточить внимание на различных элементах одежды знакомых и посторонних людей. Выберите от 4 до 10 деталей, создайте логическую цепочку. Вечером воспроизведите их в своей памяти. По пути в магазин или к месту работы обращайте внимание на встречающиеся вам здания. Посчитайте количество окон и дверей, запомните форму крыши и расположение карнизов. От деталей переходите к целостному восприятию всего дома.
Войдя в помещение, бегло осмотрите его. Попытайтесь сделать мысленную фотографию. Обратите внимание на размер комнаты, цвет стен, количество стульев, столов, шкафов, картин. Выйдя оттуда, восстановите в памяти увиденное. Вернитесь, сравните воображаемую картинку с оригиналом. Повторяйте действия до получения идеального результата. Каждый вечер воспроизводите в памяти лица всех людей, которых встретили в течение дня. Постарайтесь припомнить все суточные события, увиденные предметы и явления. Ежедневная практика способствует тому, что человек начинает в течение дня обращать внимание на незаметные детали окружающего мира.
Тренировать наблюдательность можно с помощью числовых таблиц. Начинают тренировку с мысленной расстановки по порядку цифр от 1 до 25 в сетке с хаотично расположенными числами. На выполнение этого задания следует затрачивать не более 4 минут.
Затем можно переходить к более сложному варианту занимательной таблицы, представляющей собой хаотически разбросанные цифры от 1 до 90. Необходимо взглядом отыскивать все числа по порядку. С помощью таблицы любой может осуществить проверку своей наблюдательности. Если человек мысленно расставил все цифры в течение 5-10 минут, то он обладает исключительной наблюдательностью. Если обнаружил все числа за 10-15 минут – это прекрасно; за 15-20 минут – хорошо; за 20-25 минут – удовлетворительно.
Можно выработать навык наблюдательности с помощью выполнения очень эффективных упражнений.
- Возьмите в руки любой предмет. Очень внимательно рассматривайте его, постарайтесь запомнить вещь, не упустив мельчайших деталей. Затем нужно закрыть глаза, после чего мысленно воспроизвести образ. Открыв глаза, посмотрите на объект запоминания и поймите, что вы упустили при мысленном воссоздании предмета. Дальше необходимо ещё раз закрыть глаза и вспомнить уже усовершенствованный образ. Следующий этап предполагает изображение вещи на листке по памяти. Нарисованный предмет сравните с реальным объектом, добавьте недостающие детали.
- Попробуйте в течение месяца наблюдать за окружающей средой с мыслью о том, что вам необходимо всё увиденное запечатлеть красками на холсте. Таким способом повысить собственную наблюдательность советовал Константин Паустовский. В общественном транспорте разглядывайте пассажиров с этой позиции.
Постепенно к вам придёт осознание, что раньше вы не замечали многих интересных деталей, не видели и сотой доли эмоций, запечатлённых на лицах людей.
Как стать более внимательным, как повысить внимательность
Сконцентрировать внимание на чем-то, замечать детали и «складывать» их в логическую цепочку, действуя при этом быстро и безошибочно, некоторым людям удается без труда. Это говорит о том, что внимательность — такое качество, которое у разных людей проявляется по разному. При этом практика показывает, что внимание, внимательность могут быть значительно улучшены с помощью тренировки.
Вспомним, что внимание может быть произвольным, непроизвольным, послепроизвольным. Например, человек не умеет читать, но заметил вывеску, буквы, которые бросаются в глаза. Это внимание непроизвольное. Чтобы учиться читать, потребуется усилие, работа памяти — произвольное внимание. Умея читать, человек автоматически прочитывает вывеску, даже не затрудняясь, так проявляется послепроизвольное внимание. Говоря о том, что внимание можно тренировать, мы имеем ввиду произвольное внимание. Как же его повысить?
Рассмотрим несколько несложных правил, как стать более внимательным
- Внимание к мелочам является требованием ко многим профессиям, и природную способность заменяют алгоритмом последовательных действий. То есть человеку дается инструкция, что, как и в какой последовательности делать, на каком этапе проверить один элемент, на каком — другой. Собственно, алгоритм действий помогает вниманию не только в профессиональных вопросах. Выученное с детства правило: при переходе улицы сначала посмотри налево, затем — направо, — спасло не одну жизнь, заставило многих людей при определенных обстоятельствах быть намного внимательнее, чем обычно. Действовать согласно правилу, алгоритму — это первый совет, как повысить внимательность. Составьте для себя некий список дел или процессов, которые вам надо выполнить, например, по работе и придерживайтесь его. Первое время вы будете напоминать себе о своем алгоритме, в дальнейшем процесс пойдет автоматически.
Впрочем, очень важно не пускать все на «автоматический самотек» — очень часто наша невнимательность связана именно с этим: мозг настолько привыкает делать что-то на автомате, что уже не обращает внимания на то, что мы делаем, что видим или ощущаем в данный момент (именно этим пользуются карманники). Чтобы повысить внимательность, важно приучиться не просто скользить глазами по окружающей обстановке, но и концентрироваться на ней, иными словами переводить непроизвольное внимание в произвольное, фиксировать в голове то, что видишь или чувствуешь.
К сожалению, фиксировать все в принципе невозможно — у мозга в буквальном смысле будет перегрузка от такого объема информации. Изначально вся поступающая в мозг информация проходит жесткий фильтр, и то, что мозг считает незначительным, отбрасывается. Следствием этого процесса становится то, что вы не чувствуете часы или браслет на руке, если долго их носите (и этим опять же пользуются карманники). Важно вмешаться в этот процесс и самому, сознательно выбирать то, на чем сконцентрироваться. Этому навыку необходимо учиться, однако с течением времени данный процесс — хотя бы в некоторой своей части — будет даваться все легче и легче и позволить вам повысить более внимательным и стать наблюдательным.
- Еще один совет прост и незамысловат: правильное питание и достаточный здоровый сон. Ждать внимательности от уставшего человека, страдающего от недостатка витаминов или чувства голода, невозможно. Недосыпание сказывается на внимательности — это общеизвестный факт.
- Поспешность и торопливость — враги внимательности. Хотите развивать внимание — покончите с поспешностью раз и навсегда. Лучше все делать и планировать заранее. Всем известно, что рассеянность и невнимательность проявляются наиболее ярко, когда человек действует впопыхах. Здесь важно еще и то, что если мы не будем торопиться, у нас будет время остановиться на всех мелочах, проанализировать их. Ведь, как правило, невнимательность проявляется именно в них – мы упускаем какие-то важные детали.
- Мотивация очень важна для тренировки внимания. Устойчивость внимания также зависит от мотивации. Тут следует заметить, что эти мотивации — разного плана. Во втором случае часто речь идет о непроизвольной мотивации. Но как бы то ни было — мотивирующий момент играет роль, поиски мотивации дают шанс улучшить внимательность.
- Не стоит заниматься несколькими делами одновременно. Некоторые люди думают, что делая все сразу, они действуют продуктивнее. Хотя история знает и другие примеры, опыт показывает, что, как правило, среднестатистическому человеку лучше делать дела по очереди, действительно концентрируясь на каждом из них.
- Тренировка памяти — еще один важный момент. Можно заметить какую-либо вещь — и забыть ее через секунду. Чтобы тренировать память, можно прибегнуть к различным упражнениям, от игры в «Мемо» до наблюдений за прохожими.
Одно из упражнений состоит в том, чтобы в течение десяти минут концентрировать свое внимание на точке, нарисованной на большом белом листе. На первый взгляд, это задание довольно простое, но научиться выполнять его не так-то просто.
О том, как развить эйдетическую память и можно ли это сделать, мы говорим в соответствующей статье. А если вас интересуют мнемотехники по запоминанию цифр, мы поможем и с этим.
Для самопроверки вы можете воспользоваться нашим тестом на внимательность, а также посмотреть одно небольшое видео.
Как повысить внимательность: 5 специальных упражнений
Упражнения и советы, как повысить внимательность. Тренируйте свое внимание, и хорошие результаты не заставят себя ждать.
Помните детский стишок Самуила Маршака о рассеянном гражданине с улицы Бассейной, который постоянно все забывал и перепутывал, а вместо шляпы носил на голове сковороду?
А ведь если бы этот гражданин знал, как повысить внимательность, то проблем бы в его жизни было гораздо меньше.
Если вы не хотите повторить судьбу этого литературного героя, выставляя себя на всеобщее посмешище из-за неумения концентрировать внимание, то это статья вам точно пригодится.
Для чего нужно тренировать внимательность?
Некоторым людям кажется, что, если они не выходят из дому в разных носках и способны с третьего раза запомнить лицо нового сотрудника, то никаких проблем с внимательностью у них нет и тренировать ничего не нужно.
Как же вы ошибаетесь.
Видеть полную картину, не обращая внимания на детали, − невозможно.
Если вы вообще не способны сконцентрироваться на деталях, то бегом тренировать внимательность.
Ну, вот представьте, что вы стали свидетелем какого-то преступления и, как честный человек, решили о нем доложить в полицию.
Но из-за своей невнимательности все, что вы можете сказать о преступнике – то, что это был мужчина.
Вы не запомнили ни цвет его волос, ни рост, ни приблизительный возраст, ни то, во что он был одет.
Вы стоите перед полицейским и понимаете, что не сможете, ни фоторобот составить, не опознать преступника, даже если полиция его арестует.
Все!
Из-за вашей невнимательности одним преступником на улицах города станет больше.
Конечно, шутки шутками, но внимательность – жизненно важная штука, которая помогает и в профессиональной жизни, и в личной.
Думаю те, кто не слишком умеете концентрировать свое внимание, сейчас согласно кивают головами.
Именно поэтому развить внимательность – первоочередная задача для рассеянных людей.
Простые, но эффективные способы, как повысить внимательность
Я понимаю, что выполнение специальных упражнений – это скучно, на них жаль времени, да и заставить себя что-то делать − ой, как сложно.
Но сама по себе внимательность не улучшится.
Если вы действительно стараетесь разобраться, как развить внимательность, то придется приложить некоторые усилия для достижения цели.
Вот вам для начала несколько простых способов, благодаря которым можно тренировать внимательность:
Ведите дневник.
Но постарайтесь, чтобы это были не сопливые переживания «жизнь – какашка, меня никто не любит», а описания событий, которые с вами случаются, портреты людей, с которыми вы знакомитесь, здания, которые вас впечатляют и т.д.
Время от времени перечитывайте написанное и вносите изменения, если вспоминаете какие-то детали.
Если у вас проблемы не только с внимательностью, но и с памятью, то записывайте имена и фамилии людей, с которыми вы недавно познакомились (можно даже добавлять небольшую характеристику), адреса и телефоны, списки дел и покупок и т.д.
Постоянно работайте с записями, делая работу над ошибками.
Так вы будете тренировать и память и внимательность.
Добейтесь эффекта постоянного присутствия.
Вот сколько раз вы уплывали мыслями куда-то далеко, отключаясь от того, что говорит собеседник, или прятались за темными очками и наушниками от шума маршрутки, полностью уходя в себя?
Перестаньте это делать.
Как только поймали себя на том, что мыслями вы уплываете куда-то далеко, немедленно возвращайтесь назад.
Что нам мешает улучшить внимательность?
Естественно, главный наш враг – мы сами и наша лень.
Проще всего отделаться фразой «Я уж таким уродился» и перестать работать над собой.
Если вам нравится такая трусливая позиция, то я не имею возражений.
Если же вы не желаете всю жизнь играть роль рассеянного человека, то придется потрудиться, чтобы развить внимательность.
Если говорить о других факторах, которые вредят нашей внимательности, то это:
Разнообразные отвлекалки.
Вот взять, к примеру, интернет.
Какую бы страницу сайта вы не открыли, в глаза так и лезет настырная реклама.
Если вы просто убиваете время в интернете, то это одно дело, а вот работе все это страшно мешает.
Варианта два – отключить рекламу и сообщения или же – развить свою внимательность настолько, чтобы ничто не отвлекало вас.
Усталость.
Концентрировать внимание в первой половине дня, когда вы хорошо выспались, гораздо легче, чем под вечер, когда вы уже порядком устали.
Вот почему все психологи рекомендуют наиболее важные дела делать до обеда.
Вы можете сохранять трудоспособность и внимательность на протяжение всего дня, если будете высыпаться и полноценно отдыхать.
Как развить феноменальную память?
5 специальных упражнений, чтобы повысить внимательность
Пытаясь найти ответ на вопрос «Как улучшить внимательность?», упорные люди готовы тратить свое время и силы на выполнение специальных упражнений.
Если вы относитесь к их числу, то вот вам несколько простых, но эффективных методик:
Смотри в течение 10 секунд на незнакомую картинку с множеством деталей.
Теперь закрой глаза и постарайся перечислить все детали, которые запомнил.
Если назвал меньше 5, то тренировать внимательность придется еще долго.
Возьмите в левую и правую руку по карандашу.
Рисуйте обеими руками одновременно геометрические фигуры.
Старайтесь, чтобы размер и форма обоих рисунков были одинаковыми.
Посмотрите на это число: 489561348526419569724.
А теперь скажите, какие из трех цифр, что идут по порядку, дают в сумме 15, 12, 22, 11, 13?
Поставьте возле телевизора, по которому идет интересная передача, часы с секундной стрелкой.
Теперь в течение 2-ух минут смотрите на секундную стрелку, не переводя взгляд на экран телевизора.
Когда время выйдет, перескажите себе то, что случилось в передачи за то время, пока вы смотрели на часы.
Если не можете ничего вспомнить, то вам пока не удалось развить внимательность.
Возьмите длинное слово, например, «параллелограмм» и составьте из его букв максимальное количество небольших слов.
В видеоролике ниже представлены еще 3 эффективных упражнения
на тренировку внимательности:
Как еще можно улучшить внимательность?
Мне жаль, если у вас сложилось ошибочное мнение, что тренировка внимательности – это обязательно скучное занятие.
А ведь это можно делать при помощи интересной игры.
Например:
Игра «Найди отличия».
Если в детстве родители выписывали для вас журналы, то вы знаете, что почти в каждом номере печатались две картинки с небольшими отличиями, и малышам предлагалось эти самые отличия отыскать.
Играть в нее интересно и во взрослом возрасте, тем более что картинок, которые предлагают тренировать внимательность, в интернете навалом.
Вот, к примеру, на этом сайте много таких игр онлайн: http://www.123igry.ru/igra/naidi_otlichiia_v_kartinkakh2/
Игра «Что изменилось».
Встречи с друзьями, не обязательно превращать в жуткие попойки.
Можно проводить с пользой время, особенно, если еще кто-то из ваших друзей страдает от недостатка внимательности.
Например, в нашей компании любили такую игру, что помогает тренировать внимательность: один участник выходит из комнаты, а остальные меняются предметами одежды или аксессуарами; когда участник возвращается, указывает, что изменилось.
Тесты на внимательность.
Опять же, в сети есть множество разнообразных тестов, которые помогают тренировать внимательность.
Часто в социальных сетях кто-то запускает игру, типа «Сколько лиц вы видите на картинке» и т.д.
Вот вам для примера такая картинка, на которой нужно отыскать три божьи коровки и младенческое лицо.
Если вы действительно обеспокоены тем, как тренировать внимательность, то не будете лениться выполнять упражнения, играть в полезные игры, разгадывать ребусы и головоломки, работать над концентрацией внимания.
В этом случае хорошие результаты не заставят себя ждать.
Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту
Как развить в себе внимательность? 11 способов!
Добавить в избранное
Большинство наших успехов в жизни связаны с умениями доводить начатое дело до конца, и обращать внимание на «мелочи», которые окружающие люди просто не замечают. У внимательного человека больше свободного времени, он сконцентрирован и успешен.
Каждому из нас мешает двигаться вперед банальная лень, стоящая на пути к достижению высокой сосредоточенности. Одни побеждают благодаря своей настойчивости и достигают успеха. Однако, большинство людей эту битву проигрывают. Не поддавайтесь лени и у вас все получится.
Перед Вами несколько простых, но весьма эффективных упражнений. Выполняя эти упражнения между делом, при перерывах в работе или во время отдыха, вы значительно разовьете объем и силу концентрации своего внимания.
Несколько советов, как усилить эффективность упражнений на развитие Внимания: Не совмещайте тренировки с выполнением какого-то дела – толку от этого не будет. Вы должны сосредоточиться на чем-то одном.
Убедитесь, что ваше психическое и физическое состояние в норме. Если вы чем-то встревожены, расстроены, плохо себя чувствуете, то не сможете полностью сосредоточиться на упражнениях.
Создайте себе оптимальные условия для занятий – убедитесь, что ничто и никто вас не отвлекает.
Визуализируйте свое внимание, например, представляйте его в виде светящегося луча, что поражает цели.
Помните — От этого зависит Ваше настоящее и будущее.
Упражнение №1 на Развитие внимания
- Посмотрите на незнакомую картинку в течение 3-4 сек.
- Перечислите детали или предметы, которые запомнились.
Проверяйте результат:
Если запомнили менее 5 деталей – Плохо;
Если запомнили от 5 до 9 деталей – Хорошо;
Если запомнили более 9 деталей – Отлично.
Упражнение №2 на Развитие внимания
Назовите количество групп из трех последовательных цифр, которые в сумме дают 15:
489561348526419569724
Упражнение №3 на Развитие внимания
- Найдите по телевизору интересную передачу или на ноутбуке свой любимый сериал.
- Поставьте рядом с экраном часы с движущейся секундной стрелкой.
- В течение 3-5 минут смотрите лишь на движущуюся секундную стрелку, не отвлекаясь на то, что вы видите на экране.
Если отвлеклись, начните все с начала.
Упражнение №4 на Развитие внимания
- Возьмите два фломастера.
- Попробуйте рисовать одновременно обеими руками. Причем одновременно начиная и заканчивая. Одной рукой – круг, второй – треугольник. Круг должен быть по возможности с ровной окружностью, а треугольник – с острыми кончиками углов.
- Теперь попробуйте нарисовать за одну минуту максимум кругов и треугольников.
Результат:
меньше 5 – плохо;
5-7 –средне;
8-10 – хорошо;
больше 10 – отлично.
Упражнение 5
Упражнение №5 на Развитие внимания
- Поставьте перед собой какой-нибудь предмет.
- Спокойно и внимательно смотрите на него несколько минут.
- Закройте глаза и вспомните этот предмет во всех деталях.
- Откройте глаза и найдите «пропущенные» детали.
- Закройте глаза.
- Повторяйте так до тех пор, пока не будете в состоянии абсолютно точно воспроизвести предмет в своей памяти.
Упражнение №6 на Развитие внимания
- Бросьте на стол в произвольно порядке 10 спичек или зубочисток.
- Смотрите на них 10 секунд, затем, накрыв газетой, зарисуйте на бумаге их расположение.
- Постепенно увеличивайте количество спичек или зубочисток.
Упражнение №7 на Развитие внимания
- Перед сном вспомните все лица и предметы, с которыми вы сталкивались за день.
- Припомните слова, обращенные к вам в течение дня. Дословно повторите то, что было сказано.
- Восстановите в памяти последнее совещание, лекцию и т.д. Вспомните слова, манеры и жесты ораторов, проанализируйте их.
- Дайте оценку своей наблюдательности и памяти.
Упражнение №8 на Развитие внимания
За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации. Как этого добиться? Тренировками.
Бросьте короткий взгляд на ярко освещенную страницу текста, и постарайтесь за это мгновение увидеть и опознать как можно больший объем информации. Отвернитесь и постарайтесь воспроизвести в памяти, что вам удалось увидеть.
Тренируйтесь и сравнивайте результаты последующих попыток.
Упражнение №9 на Развитие внимания
- Зайдите в незнакомую комнату.
- Быстро осмотритесь и запомните, как можно большее количество особенностей интерьера этой комнаты и находящихся в ней предметов.
- Выйдите и детально опишите то, что вы увидели. Сравните записанное с оригиналом.
Упражнение №10 на Развитие внимания
- Определите себе маршрут движения от пункта А до пункта Б.
- Пройдите пешком этот путь, замечая все яркие приметы.
- Составьте карту необычных примет.
Упражнение №11 на Развитие внимания
Понаблюдайте одновременно за несколькими объектами сразу, одинаково хорошо воспринимая каждый из них, при этом концентрируйте внимание на том предмете, который вы выберете главным.
Рекомендация:
Не бросайте выполнение упражнений после недели-двух, считая, что они бесполезны. В их эффективности вы убедитесь не ранее, чем через месяц.
Возьмите себе за правило, если ничем не заняты – тренируйте внимательность используя перечисленные способы или оттачивая один из них.
Улучшение навыков наблюдения | CCMIT
В предыдущем видео более 50% людей, которые смотрят видео «Невидимая горилла» впервые, не видят гориллу. Если вы видели это видео раньше, заметили ли вы другие изменения? Возможно нет. Только 17 процентов из тех, кто был знаком с исходным видео, заметили неожиданные события в новом видео [Simons, 2010]. Что творится?
Хотя это явление давно известно, недавние исследования показывают, что оно встречается гораздо чаще, чем кто-либо предполагал, и что это одна из основных причин несчастных случаев и ошибок человека.В 1992 году два исследователя из Массачусетского технологического института Ариен Мак и Ирвин Рок ввели термин слепота невнимания для описания этого явления. Невнимательная слепота — это неспособность заметить полностью видимый, но неожиданный объект, потому что внимание было привлечено к другой задаче, событию или объекту. [Mack, 1998] Это случается со всеми нами. Видение может показаться сознательным процессом, но правда в том, что по большей части оно происходит бессознательно. Наши чувства бомбардируются огромным количеством информации, видов, звуков, запахов и т. Д., что наш разум не может все это обработать.
Посмотреть видео
Брайан Шолль из
Йельского университета обсуждает, как наш мозг справляется с информационной перегрузкой [National Geographic, 2013].
Чтобы справиться с проблемой сенсорной перегрузки, мы разрабатываем фильтры. Фильтрация помогает мозгу справляться со всеми стимулами и информацией, которые его бомбардируют. Наша меняющаяся культура, ценности и убеждения формируют наши фильтры и влияют на то, как и что мы замечаем и как реагируем.Фильтры помогают сосредоточить наше внимание на одной задаче или части среды и игнорировать все остальное. То, что мы фильтруем или отфильтровываем, зависит от того, на что мы обращаем внимание. Несмотря на то, что мозг может сканировать от 30 до 40 единиц информации (например, образы, звуки, запахи) в секунду, его ограниченные ресурсы означают, что большая часть информации сразу же забывается. Это предохраняет нас от перегрузки.
Внимание — это то, чему мы должны научиться. Со временем и на практике мы научили наш мозг распознавать важные сигналы и расставлять приоритеты в первую очередь, чтобы мы могли быстро перенаправить на них внимание.И так же, как внимание приобретается, его также можно обучать заново. [Дэвидсон, 2011]
«Вы замечали, что никто никогда не смотрит вверх? Никто не смотрит на дымоходы, деревья на фоне неба или крыши зданий. Все просто смотрят вниз на тротуар или свои ботинки. Весь мир мог бы пройти мимо них, а большинство людей не стали бы не замечаю «.
— Джули Эндрюс Эдвардс , Последний из действительно великих Whangdoodles
.
коллегиальное наблюдение | TeachingEnglish | British Council
В этой статье я рассмотрю основные принципы, лежащие в основе взаимного наблюдения, и его ценность для учебных заведений и отдельных учителей.
- Что такое коллегиальное наблюдение?
- Контроль качества или повышение квалификации?
- Как следует организовать коллегиальное наблюдение?
- Каковы преимущества взаимного наблюдения для учителей?
- Какие преимущества коллегиального наблюдения для учреждений?
Что такое коллегиальное наблюдение?
Наблюдение коллег — это наблюдение учителей учителями, обычно, хотя и не всегда, на взаимной основе.
Пары могут быть наставником / новичком или опытным учителем / опытным учителем. В первом случае упор будет более очевиден на том, чтобы помочь новичку развить свои педагогические навыки как путем наблюдения, так и наблюдения со стороны опытного коллеги. Во втором случае цель состоит в том, чтобы дать опытным учителям возможность поразмышлять над своим обучением в спокойной и приватной обстановке.
Контроль качества или повышение квалификации?
- Контроль качества
Наблюдение коллег может использоваться учреждением как часть его процедур обеспечения качества.В этой модели учителей просят оценивать и официально отчитываться о работе своих коллег в соответствии с критериями, установленными учебным заведением. Отчеты о наблюдениях являются частью постоянной оценки работы учителя и могут повлиять на решения о продвижении по службе или о продолжении работы.У этого типа коллегиального наблюдения есть явные преимущества. В учебном заведении опытный и компетентный учитель может восприниматься как лучший человек для оценки своих сверстников. Такой учитель знаком с предметом, материалами, методами и может предложить как практическую помощь товарищу учителю, так и в то же время продемонстрировать передовой учитель передовой опыт, чтобы наблюдать и использовать его в своем собственном обучении.
Однако у этой модели есть серьезные проблемы. Хороший учитель — не обязательно хороший оценщик. Если нет очень четких руководящих принципов для наблюдений, подкрепленных соответствующей подготовкой для всех участников, наблюдатели могут записывать субъективные и необоснованные суждения о своих коллегах. Эти суждения могут несправедливо повлиять на учебное заведение против учителя. Это может привести к ухудшению отношений со сверстниками.
Несмотря на эти недостатки, некоторые американские университеты используют коллегиальное наблюдение как часть своих процедур обеспечения качества.
- Профессиональное развитие
Модель, одобренная академическими учреждениями в Великобритании, фокусируется на профессиональном развитии наблюдающих и наблюдаемых учителей, в то же время гарантируя, что учреждение остается не вовлеченным и не информированным о результатах наблюдения и обсуждаемых проблемах .Учреждение обеспечивает основу для наблюдения, заботится об административных процедурах и гарантирует, что наблюдения проводятся в соответствии с договоренностью.
Структура и цели будут варьироваться в зависимости от того, участвует ли в наблюдениях новичок, работающий с опытным учителем, или два опытных учителя работают в паре.
Как следует организовать взаимное наблюдение?
- Выбор партнера
Насколько это возможно, пары должны иметь свободу выбора своих партнеров. Очевидно, что если с обеих сторон есть доверие и уважение, результат, вероятно, будет более полезным для обоих участников.
- Согласование формата наблюдений
Обе стороны должны заранее согласовать фокус наблюдения. Наблюдаемый учитель может запросить обратную связь по конкретной области своего обучения, которую он находит особенно сложной или которую они хотели бы получить от коллеги, которому доверяют. Учреждение могло определить область, в которой необходимо сосредоточить внимание коллег, например, введение новой области учебной программы или конкретную область, которую механизмы внешнего контроля качества выявили как требующую внимания, например, исправление ошибок, обучение произношению или обучение учащихся.
- История вопроса
Наблюдатель должен быть заранее проинформирован наблюдаемым учителем об учениках в классе, содержании урока и о том, как урок вписывается в общую структуру курса.
- Наблюдение
Обычно наблюдатель не играет активной роли в самом уроке, если элемент командного обучения не согласован заранее. Наблюдатель будет вести записи о наблюдении, чтобы обращаться к ним во время обратной связи.
- Последующие действия
Наблюдатель и наблюдаемый должны встретиться вскоре после наблюдения.Акцент должен быть сделан на выявлении сильных сторон наблюдаемого обучения, а также на обмене практическими идеями относительно того, как можно улучшить обучение. Необходимо сосредоточиться только на заранее согласованных областях. Если задействованы два опытных учителя, им следует воспользоваться возможностью, чтобы поразмышлять над основной логикой своего обучения, а не над более поверхностными вопросами процедуры или техники.
- Конфиденциальность
Обе стороны должны быть уверены, что их обсуждение после наблюдения и любые примечания к наблюдениям останутся конфиденциальными.
Каковы преимущества взаимного наблюдения для учителей?
Наблюдение со стороны сверстников дает учителям возможность учиться друг у друга в безопасной среде. В тех случаях, когда между участниками отсутствует осуждающий результат и создается атмосфера доверия, следует надеяться, что учителя будут делиться идеями и предложениями открыто и конструктивно к их взаимной профессиональной выгоде.
Какие преимущества коллегиального наблюдения для учреждений?
Учебным заведениям необходимо обеспечить эффективное и, что не менее важно, обучение своих студентов.Коллегиальное наблюдение — мощный инструмент для распространения передовой практики среди опытных сотрудников. Это также важный способ помочь менее опытным учителям как улучшить свои педагогические навыки, так и усвоить общие ценности учебного заведения.
Грэм Уайт, директор Истборнской школы английского языка
.
Как проводить наблюдения за пользователями
Наблюдение за пользователями, взаимодействующими с продуктом, может быть отличным способом понять удобство использования продукта и, в некоторой степени, общее впечатление пользователя. Проведение наблюдений относительно просто, поскольку не требует огромного количества обучения и может быть относительно быстрым — в зависимости от размера выборки пользователей, за которыми вы собираетесь наблюдать.
Автор / Правообладатель: Mdd. Условия авторских прав и лицензия: CC BY-SA 3.0
Наблюдательные исследования уже давно проводятся в психологии, и методы, используемые для исследования пользователей, очень похожи на те, которые используются в психологии. У них есть свои сильные и слабые стороны. Двумя наиболее распространенными методами, используемыми для наблюдения за пользователями, являются контролируемые наблюдения и естественные наблюдения, мы рассмотрим оба этих метода через несколько минут.
Подготовка к наблюдениям пользователей
Прежде чем мы определимся с методом наших наблюдений; сначала важно сделать несколько вещей:
- Нам нужно решить, что мы ожидаем узнать из нашего наблюдательного исследования — можно ли его структурировать (например,грамм. разработан контрольный список) или он будет неструктурированным (например, мы ожидаем, что данные будут качественными, а не количественными)?
- Нам необходимо набрать участников для нашего исследования и убедиться, что мы выбрали соответствующий размер выборки из нашей пользовательской базы, чтобы наши результаты были значимыми.
- Нам нужно нанять наблюдателей, идеально подготовленных наблюдателей, и определить, как мы будем наблюдать за участниками
- Мы должны быть в состоянии объяснить участникам, что они будут делать и за чем будут наблюдать
- Мы должны быть в состоянии объяснить участникам участники, как будут использоваться их данные и любые собранные данные и как они не будут использоваться
Эти усилия являются общими для всех форм пользовательских исследований, и их можно лучше понять при дальнейшем чтении — некоторые ссылки для этого предоставлены в нижней части этой статьи в разделе ссылок.
Типы наблюдения пользователей
Хорошая новость в том, что мы учимся наблюдать с самого раннего возраста, и это под силу каждому. Итак, давайте рассмотрим две наиболее распространенные формы наблюдения:
Автор / правообладатель: NASA Goddard Flight Center. Условия авторских прав и лицензия: CC BY 2.0
Контролируемое наблюдение
Контролируемое наблюдение обычно проводится в лабораторных условиях. Он ориентирован на выявление количественных данных, хотя может также давать качественные наблюдения.
Для проведения контролируемого наблюдения лучше всего сформулировать серию наблюдений и попросить наблюдателя проводить их на каждом этапе процесса. Затем они могут записывать свои наблюдения количественно (например, да / нет или по шкале оценок от 3 до 5) для каждого шага. Это не мешает им добавлять какие-либо дополнительные наблюдения на каждом этапе от руки, что позволяет собирать дополнительные качественные данные.
Контролируемые наблюдения требуют, чтобы исследователь объяснил пользователю цель наблюдения и чтобы участники знали, что за ними наблюдают.Это может помочь использовать более одного наблюдателя для более длительных наблюдений или использовать видео для записи события для дальнейшей наблюдательной работы после факта. Если вы используете видео, вы должны получить на это согласие участника.
К преимуществам этого подхода относятся:
- Легкость воспроизведения. Если вы используете количественный подход — должно быть легко получить аналогичные результаты, повторив исследование. Это может быть важно, если результаты оспариваются на высоком уровне в организации.
- Легко анализировать. Количественные данные требуют меньше усилий для анализа, чем качественные.
- Быстрое проведение. Хотя набор может занять некоторое время, лабораторное контролируемое наблюдение выполняется довольно быстро.
Есть и возможный недостаток этого подхода:
- Эффект Хоторна. Это понимание того, что акт наблюдения за тем, как кто-то что-то делает, может изменить его подход к выполнению задачи.
Автор / Правообладатель: Jisc. Условия авторского права и лицензия: CC BY-NC-ND 2.0
Натуралистическое наблюдение
Натуралистическое наблюдение включает изучение пользователя «в дикой природе» и имеет тенденцию быть менее структурированным (хотя структурированный подход, безусловно, возможен для «внутри». «дикое» наблюдение — на самом деле это просто повторение контролируемого наблюдения, но за пределами лаборатории).
Это означает, что нужно проводить время с пользователем или группой пользователей и наблюдать за их поведением с продуктом, когда они используют его в повседневной жизни.Наблюдатель записывает свои наблюдения по своему усмотрению. Это очень подход, который приводит к качественным результатам.
К преимуществам такого подхода можно отнести:
- Более надежный . Когда люди используют продукт в реальной жизни, они гораздо чаще сталкиваются с разочарованиями (и преимуществами) реального использования, чем в лаборатории, следуя набору инструкций.
- Более полезно для создания идей . Качественное исследование может генерировать множество идей для улучшения продукта, поскольку оно открывает возможности, которых нет в количественных исследованиях.
Однако у этого метода есть и недостатки:
- Трудно включить репрезентативную выборку. Проведение такого рода исследований является более дорогостоящим и требует больше времени, чем контролируемые наблюдения, и это ограничивает охват исследования. Лучше использовать такого рода исследования для создания идей, а затем проверять их с помощью других форм исследования, чем полагаться на результаты исследования как на евангелие.
- Трудно сделать их воспроизводимыми. Из-за проблемы с размерами выборки — вы получите совсем другие результаты, если повторите исследование. Это вдвойне верно, если вы используете другого наблюдателя (поскольку наблюдатели будут видеть разные вещи даже в одинаковых ситуациях).
- Сложно манипулировать внешними переменными. Например, если идет дождь, когда вы наблюдаете, как ваши пользователи работают на смартфоне, их поведение, скорее всего, будет отличаться от поведения в солнечную погоду. Вы не можете контролировать погоду «в дикой природе».
Автор / правообладатель: Pixabay. Условия авторского права и лицензия: Бесплатно
На что обращать внимание при наблюдении за пользователем
Когда дело доходит до качественного наблюдения, может помочь наличие некоторых точек соприкосновения для изучения:
- Чем на самом деле занимаются пользователи? В отличие от того, что вы ожидали, они могут сделать.
- Какие процедуры используются пользователями с продуктом? Как они интегрируют это в свою жизнь?
- Записывайте детали — добавление детализации и специфичности наблюдению может сделать его более значимым.
- Убедитесь, что вы изучаете действия в целом; посмотрите, как продукт используется в контексте их устройства и их жизни, а не только на сам продукт.
- Не бойтесь использовать количественные показатели. Если вы видите пример поведения, которое, по вашему мнению, может повторяться, запишите его и ищите в будущих наблюдениях.
Важно, чтобы вы не тратили время на анализ того, что происходит во время наблюдения за пользователем — главное просто наблюдать и сообщать о деталях — анализ приходит позже. Как говорит Джидду Кришнамурти; «Наблюдение без оценки — высшая форма интеллекта».
Отчетность по наблюдениям
Довольно легко сообщить о контролируемых наблюдениях — количественные аспекты могут быть сведены в графики или таблицы.К качественному анализу следует относиться более осторожно, а данные собирать и использовать в качестве указателя для дальнейших исследований, а не принимать за абсолютную истину.
The Take Away
Наблюдательные исследования — это просто. Сидите, смотрите и записывайте то, что вы видите и слышите, когда пользователь взаимодействует с продуктом. Конечно, в теории это легко — чтобы добраться до самых содержательных наблюдений, нужна практика и большой интерес к предмету. Однако наблюдения пользователей — отличный способ узнать больше о том, как используется продукт (или, действительно, как используется визуализация информации), и определить любые проблемы, с которыми они сталкиваются.
Также стоит отметить, что часто исследования объединяют наблюдения со структурированным интервью после завершения наблюдения, чтобы лучше понять, что происходит и почему.
Ссылки:
Подробное руководство по наблюдениям в исследовательских проектах — http://web.simmons.edu/~tang2/courses/CUAcourses/lsc745/sp06/observation.pdf
Изображение героя: Автор / Правообладатель: Дэйв. Условия авторских прав и лицензия: CC BY-NC-ND 2.0
.
Как развить психологическую стойкость (и почему это необходимо)
Конор — самый дерзкий боец в UFC. По его собственным словам: «Они думают, что все, что я делаю, это говорю, но знаете что, я поддерживаю это!» И это правда. Одна из его знаменитых побед была с Хосе Альдо, который ни разу не проигрывал за 10 лет. Конор нокаутировал его всего за тринадцать секунд.
Очевидно, что уверенность Конора проистекает из его подготовки. Таким образом, речь идет о подготовке, а также о мышлении. Нельзя просто уверенно говорить вещи, не делая их на самом деле.Когда мы каждый день усердно работаем над совершенствованием своего дела, уверенность приходит естественно.
Вот несколько советов по оптимизации вашей подготовки.
Наш разум не может отличить реальный опыт от нашего воображения. Следовательно, визуализация может стать хорошим инструментом в вашем арсенале. Но когда вы визуализируете, будьте естественны и реалистичны. Смотрите на негатив так же, как и на позитив. Потому что, если ваша визуализация нереалистична, ваш ум не поверит в это глубоко внутри. А чтобы использовать энергию, вы должны верить в то, что видите в глубине души.
Когда люди терпят неудачу, их мозг автоматически представляет, что все идет не так. Но когда вы осознаете свои визуализации, вы узнаете, как справиться с каждым препятствием, которое может встать на вашем пути.
Когда вы визуализируете, вы также привлекаете в свою жизнь то, что хотите. Об этом свидетельствует обращение Джима Керри в Университете Махариши. Он сказал: «Мы не зрители, но и творцы своей жизни». Мы создаем будущее, визуализируя, говоря, веря и делая разные вещи.
Дэниел Койл, представленный в сборнике «Лучшие американские спортивные статьи», объясняет, как американский спецназ готовится к сложной миссии.
«… они проводят все утро, перебирая все возможные ошибки или катастрофы, которые могли произойти во время миссии. Каждый возможный провал безжалостно исследуется и связывается с соответствующим ответом: если вертолет упадет, мы сделаем X. Если нас высадят не в том месте, мы сделаем Y. Если нас будет меньше, мы сделаем это. Z. »
.