это… Что такое самостоятельность и как развить ее у детей и подростков?
Самостоятельность – это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество?
В первую очередь следует уточнить, что, собственно, подразумевается под словом «самостоятельность». Это, если верить толковому словарю Ушакова, предполагает следующее: «существование отдельно от других, независимо». Кроме того, самостоятельность означает решительность, способность на независимые действия, инициативность и отсутствие страха перед ошибками, свободу от влияния окружающих и помощи посторонних.
Развитие самостоятельности у детей
Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение. А самостоятельность ребенка — это в первую очередь его «отдельность» и автономность.
Ребенку очень рано становится интересно выполнять определенные действия. В семь месяцев он радуется, когда у него получается достать самостоятельно игрушку. В год он доволен, если ему дают возможность самому садиться, а после начинает кушать без помощи взрослых. То есть самостоятельность начинает проявляться рано, но при этом это качество требует развития и закрепления.
Приемы для развития самостоятельности у ребенка
Чтобы в будущем ваш малыш старался все, что может, делать сам и получать от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания. Во-первых, очень важно поощрять в ребенке самостоятельность. Маленький ребенок захочет сам выполнить какое-либо действие только в том случае, если его усилия дадут положительный результат. К тому же для него очень важно, как к этому отнесутся окружающие взрослые. Ребенок хочет получать от старших похвалу и одобрение. Именно по этой причине родители должны стараться поощрять самостоятельность в своем ребенке.
Развитие самостоятельности у детей — процесс сложный, и нужно набраться терпения. Не спешите помогать своему малышу, наберитесь терпения. Постарайтесь, чтобы он сам справился со сложной ситуацией, а затем похвалите его. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не сможет сделать это сам, но при этом не делайте вместо него, а действуйте вместе с ним.
Формирование самостоятельности у детей
Пассивность и безынициативность — это главная проблема подростков и детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность школьников формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось семи лет. Но родители часто не придают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет. До этого же они все делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу. Но на самом деле школьный возраст сам по себе не станет тем волшебным периодом, когда ребенок вдруг начнет проявлять такие качества, как ответственность и самостоятельность. Это неправильно, с зависимостью ребенка от взрослого нужно начинать бороться еще в раннем возрасте, когда малыш начнет сам ходить, кушать и так далее.
Постепенно ребенок должен самостоятельно выполнять то, что ему под силу. А родители не должны слишком вмешиваться в его деятельность, но обязаны учить свое чадо связывать его действия с полученным результатом, то есть ответственности.
Как приучить ребенка к порядку
Родителей очень часто огорчает тот факт, что их уже подросший ребенок совершенно не хочет поддерживать порядок и заботиться о вопросах самообслуживания. Постель он заправляет только после напоминаний, вещи разбросаны по комнате, а посуда после еды не убирается. Как не допустить развития такой ситуации? По мнению большинства взрослых, единственной обязанностью ребенка является раскладывание игрушек по местам. Но опытные педагоги уверяют, что приучать ребенка к порядку лучше в возрасте до пяти лет. Позже это будет сделать гораздо сложнее. Малыш в состоянии принести себе чашку, поставить тарелку в мойку и выполнять еще много разных простых поручений уже в полтора года, если вы, конечно, предоставите ему такую возможность. Если же вы все делаете за него, то как же он научится самостоятельности?
Самостоятельность подростков
Вопрос о том, как приучить подростка к самостоятельности, очень важен для родителей. Этот период является кризисным, так как он связан с осознанием ребенка себя как личности со своими особенностями и характером. Для него огромное значение имеет оценка сверстников, через которую преломляется само восприятие подростка. В этот период он, как и двух-трехлетний малыш, старается проверить правила на прочность, для того чтобы сформировать свой морально-этический кодекс. Тем не менее, это лишь продолжение формирования мышления автономного человека, отдельного от взрослых, а не начало развития самостоятельности.
Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что- либо сделать или решить без помощи взрослых.
Для чего нужно развивать в ребенке самостоятельность
Это очень важный процесс взросления человека. При этом цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить ребенка самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.
Развитие самостоятельности у детей в условиях большого города
Ребенок в мегаполисе значительно менее самостоятелен, чем его сельские сверстники. Как учить малыша взрослой жизни?
— Как развить в ребенке самостоятельность?
— В первую очередь следует отметить, что жизнь и детей, и взрослых очень сильно изменилась за последнее время. В основном все семьи сейчас малодетные, хотя, возможно, аудитория сайта «Православие и мир» состоит из больших семей.
Кстати, мне хотелось бы ознакомить широкую аудиторию с термином «статистическая норма»: о многодетных семьях в социологических исследованиях говорят – «нестандартный репродуктивный выбор». А «стандартный репродуктивный выбор» подразумевает, что взрослых в семье больше, чем детей, иногда сильно больше: один ребенок – папа, мама, два комплекта дедушек-бабушек, дяди-тети, а если повезет, то еще прабабушки-прадедушки.
Получается, что в стандартной семье взрослых значительно больше, чем детей. И, конечно, взрослым приятно позаботиться о детях даже в условиях нехватки времени. Поэтому часть того, что могло бы лечь в основу развития самостоятельности – обязанностей, бытовых умений – просто не отдается ребенку в то время, когда он готов эти обязанности на себя принять.
Тему о проблеме развития самостоятельности я бы начала с раннего детского возраста. Самый первый класс самостоятельности – бытовая самостоятельность: умение одеться, раздеться, умыться, поесть, заправить кровать, чуть позже – собрать свои вещи. Первый уровень бытовой самостоятельности – то, что делает ребенок для себя, по самообслуживанию. Эти навыки ребенок должен освоить к трем годам.
Однако сейчас в обычных стандартных небольших семьях ребенок до трех лет не одевается, да и после трех может не одеваться. До четырех лет он не ест самостоятельно, его кормят. О том, чтобы иметь собственный развитый волевой навык – собрать игрушки или разложить свою одежку в шкафу, — об этом речи нет, потому что никто этот навык не формирует, а сам он не возникает. И это все очень сказывается на самостоятельности в дальнейшем.
Взрослые как-то не очень понимают, что эти умения — смотреть за собой и устранять последствия своих действий — теснейшим образом связаны с формированием воли, а волевые качества участвуют в формировании интеллектуальных навыков.
Очень часто взрослые развивают ребенка однобоко. Обычно в стандартной маленькой семье очень много сил уходит на развитие, которое понимается довольно узко – в первую очередь, конечно, интеллект, способности, мышление, ну, может, творчество и еще специфические двигательные вещи – танцы, например. В очень немногих семьях развиваются такие умения, как помощь в чем-то взрослому, какая-то работа в доме. Взрослые в помощи не нуждаются, в доме все на кнопках — включил, все заработало.
Такие дети, у которых эти навыки не сформированы, очень заметны в начальной школьной жизни – они хуже умеют отвечать за себя, не могут начать работу и завершить, они часто пасуют перед трудностями.
Развитие бытовой самостоятельности — основа всего. Если родители не развивают у ребенка самостоятельность такого рода, он растет как маленький потребитель, которого все обслуживают, а он к этому привык и требует обслуживания хорошего класса.
Второй уровень бытовой самостоятельности – минимальная забота о ближних. Важно донести до ребенка, что он не только может получить заботу, но и сам может позаботиться о ближних. Пусть это будет совершенно элементарный набор умений, те вещи, которые взрослый может сделать быстрее и лучше сам, — принести тапочки, принести питье, плед и т.д..
Следующий уровень формирования бытовой самостоятельности – домашние обязанности, когда ребенку уже года четыре, не раньше, классические четыре при условии нормального, не запаздывающего развития.
Эти обязанности должны присутствовать у ребенка изо дня в день, вне зависимости от ситуаций. Например, именно он заботится о том, чтобы поливать этот цветок, и желательно без напоминаний; он отвечает за то, чтобы раскладывать ложки за воскресным обедом; он отвечает за то, чтобы протереть крошки со стола. Все это делается не для себя, это в кругу семьи. Это не разовые обязанности, как на предыдущей ступеньке, когда, например, его попросили принести плед и он принес или даже сам догадался, а тут то, что он должен помнить сам и делать регулярно.
Такие обязанности очень формируют волю и характер в правильную сторону. Если этой самостоятельности внутри дома нет, то о самостоятельности во внешнем мире говорить нельзя. Потому что если ребенок не привык за собой смотреть и вообще отслеживать последствия каких-то своих действий, то, например, элементарно, дорогу переходить он не может, т.к. он привык, что за ним постоянно кто-то следит.
Самостоятельность сама в наших городских условиях не появляется именно потому, что взрослые очень контролируют, очень оберегают детей, и это понятно. Самостоятельность надо по ступенечкам формировать, и какие-то ситуации режиссировать.
— Родители перекладывают воспитание детей на нянь, детские сады, школы полного дня. А выходные хотят пообщаться друг с другом, с друзьями. Дети привыкают, скорее, к изолированности, а не самостоятельности.
— У ребенка сначала школа, потом няня – он вроде самостоятельный, потому что без мамы, но надо понимать, что няни и другие наемные граждане о развитии детской самостоятельности думают в последнюю очередь. Им проще все сделать самим.
На формирование самостоятельности уходит уйма сил. А правильных гувернанток, как Мэри Поппинс, к сожалению, большой недостаток. Обычно это люди попроще, будут кормить ребенка с ложечки, делать за него уроки, убирать огрызки из-под стола. Поэтому, если родителям значимо формирование детской самостоятельности, то это должно быть как-то оговорено с теми людьми, с которыми остается ребенок. Сама по себе самостоятельность не возникнет в условиях города.
— Дети практически не бывают дома в одиночестве, совсем не гуляют одни, привыкают, что всегда кто-то из взрослых их постоянно сопровождает. И это реальность большого города.
— Дети не перемещаются сами, у них мало собственного опыта — и социального, и фактического. Ребенка сопровождают в дороге чуть ли не до середины средней школы, предотвращают сложности, страхуют ребенка больше чем нужно. Это наша ситуация, мы должны к ней примериваться.
Времена не выбирают, «время всегда хорошее» (название замечательной детской книжки «Время всегда хорошее», Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак). И, зная, что сейчас такое время, нужно режиссировать ситуации, когда ребенок может остаться один.
Может, в дачном поселке можно отпустить погулять одного или в городе до ближайшего магазина отпустить. Очень полезны домашние тренировки — оставить родителей в покое, хотя бы ненадолго дать папе с мамой поговорить без помех, дать взрослому время для отдыха.
Очень часто, особенно если ребенок в семье один, родители выступают как обслуживающий персонал, более-менее высокого ранга, но ориентированный исключительно на удовлетворение его, ребенка, запросов. Тут нужно акцентировать, что и ребенок может удовлетворить какие-то нужды мамы, папы, дедушки, бабушки, братьев-сестер. Это очень ценно, если не только отдается внимание ребенку, не только ребенок получает, но и сам ребенок может отдавать. Но этому нужно учить. И это закроет ту пропасть нашей гиперопеки, которая возникает в наших больших городах.
Читайте также:
Православное воспитание детей. Как не вырастить ребенка атеистом?
Статья» Развитие учебной самостоятельности
Необходимость самостоятельности в учебной деятельности ученика очевидна и при этом не требует создания специальных условий. Достаточно просто обнаружить и использовать резервы, заложенные в содержании предметов, современных средствах и методиках обучения.
Учебники и тетради, предлагаемые в УМК «Школа России», дают возможность педагогу организовать целенаправленную работу по формированию у ученика предпосылок учебной самостоятельности уже в 1-м классе. С первых дней в школе ребенок учится ориентироваться в учебниках и тетрадях при помощи специально разработанного ориентировочного аппарата; все учебные пособия содержат задания разной степени трудности и развернутости действий и т.д.
Каковы же некоторые предпосылки развития самостоятельности первоклассника?
Желание проявить себя в деятельности
Для ребенка, приступившего к учению, характерно стремление проявить себя в посильном труде. Он не хочет быть пассивным наблюдателем, а пытается влиять на ход учебной работы и ее результат. Учебная самостоятельность успешнее всего формируется в привычных видах деятельности: игровой, трудовой, физической. В отличие от других уроков, например обучения грамоте или математики, на уроках окружающего мира бывший дошкольник имеет больше возможностей для наблюдения («Понаблюдай за работой продавца. Расскажи, какие действия он выполняет всегда, а какие – иногда?»), для обсуждения проблемы («Какие из знаков дорожного движения, мимо которых ты ходишь в школу, ты знаешь? Опиши, как выглядят те, названия и смысла которых не знаешь»). Иногда для разрешения учебной проблемы ученику приходится прикладывать физические усилия и выполнять упражнения («Прыгни в длину»; «Покажи, как помочь товарищу, повредившему ногу»; «Если наступить сначала на снег, а потом на лед, что можно заметить? Проверь, когда пойдешь домой»). Обращение к привычным с дошкольного детства поручениям и заданиям позволяет ученику переносить накопленный опыт в незнакомую ситуацию.
Новизна учебной ситуации, ориентированной на использование дошкольного опыта ребенка, заключается в том, что если раньше ученик выполнял отдельные действия непроизвольно, стихийно, действовал в соответствии с сиюминутными устремлениями, то теперь ему приходится себя контролировать, выполнять правила и требования.
Стремление преодолевать трудности
Развитию самостоятельности как качества ученика препятствует то, что первоклассники еще не умеют бороться с трудностями. В новой для себя учебной деятельности ученику проще обратиться за помощью, дождаться подсказки или дополнительного разъяснения от учителя. Если самостоятельность при этом и развивается, то не «благодаря», а «вопреки» педагогическим воздействиям и проявляется, в первую очередь, в бытовых, а не в учебных ситуациях: «Я не знаю, как выполнить задание в тетради, но могу раскрасить все рисунки».
Наблюдение за поведением и учебной работой первоклассника на уроках показывает, что все его трудности носят либо ориентировочный, либо организационный характер, то есть ребенок или не знает «Что сейчас нужно делать?» («Куда смотреть?»; «Чем пользоваться?»; «На какой вопрос отвечать?»), либо не может оформить решение в виде записи или вербально («Куда писать?»; «Рисовать или не рисовать?»; «Как сказать?»).
Понимание или осознание предстоящей трудности обычно дезориентирует школьника, вызывает скепсис и нежелание ее преодолевать. Со временем пассивное игнорирование и избегание трудностей становится учебным качеством ученика и препятствует развитию волевых характеристик личности, способствует лишь становлению ученика-наблюдателя, способного только воспроизводить действия.
Для того чтобы вчерашний дошкольник учился преодолевать трудности, авторы предлагают, например, при изучении окружающего мира строить обучение с опорой на опыт ребенка.
К примеру, первоклассник не только понимает, что «животное – живое существо» (это знают и дошкольники), но и может это объяснить. Ученика учат спрашивать, предполагать, советоваться, оценивать результат и качество своей учебной работы. Часто школьник учится преодолевать трудности не в одиночку, а вместе с одноклассниками. Это способствует формированию и другой предпосылки учебной самостоятельности.
Стремление участвовать в учебной работе
Фронтальная работа на уроке в 1-м классе имеет двойственный эффект: с одной стороны, все дети участвуют в обсуждении и чему-то учатся, с другой – практически никто из детей не может потом выполнить то же самое задание самостоятельно. Ученику трудно следить за ходом обсуждения и оценивать ответы одноклассников, он часто отвлекается и к концу обсуждения не всегда способен ответить на вопрос: «Что делали?» («Какие правила придумывали,/вспоминали?»; «Какую задачу решали?»).
Первоклассник учится быть самостоятельным в учении, если он понимает, что задание адресовано именно ему, а не всем и что выполнить его необходимо. Среди заданий и упражнений в средствах УМК достаточно таких, которые можно использовать не только для коллективного обсуждения («Поиграем в театр»; «Обсудим подарки»; «Поможем птицам зимой»), но и для работы в группах/парах («Договоритесь и подготовьте вывеску вашего магазина»; «Поговорите друг с другом по телефону»), а также для индивидуальной самостоятельной работы («Выбери и выполни задание»;«Сочини историю»; «Придумай загадку (потешку)»).
Умение участвовать в игровой деятельности
Самостоятельность ученика во многом определяется его умением участвовать в игровой деятельности. Сначала в игре, а потом в учении он учится оценивать собственные возможности, проверять следование правилам.
Ситуация игры способна не только заинтересовать, но и помочь сделать то, чего школьник раньше никогда не делал («Придумайте и обыграйте вид спорта»; «Сочините режим дня для девятиклассника (дошкольника) и покажите, как он его соблюдает/не соблюдает»). Игра учит самоорганизации, формирует способность адекватно относиться к мнению окружающих, в том числе учителя («Сейчас каждый из вас – учитель. Проверьте, правильно ли ученик выполнил работу»; «Придумайте задание с ошибкой»).
В качестве игрового упражнения, развивающего самостоятельность, можно предложить первоклассникам на уроке математики придумать как можно больше разных заданий к рисунку.
Очевидно, что такое задание легко выполнять во время фронтальной работы с классом, но в этом случае самостоятельность каждого отдельного ученика проявится в наименьшей степени. А вот работа в группе даст более значительный эффект, поскольку ученики, работая в группах, могут выполнять задание по-разному, и каждый участник команды будет либо наблюдать, либо участвовать в поиске. При этом даже наблюдение станет более активным – ведь он в команде, и от его внимательности, помощи одноклассникам зависит победа или поражение. Обычно ученики придумывают несколько видов заданий. Основные из них такие.
ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
«Нарисуй кругов и треугольников столько, сколько их на рисунке»; «Нарисуй столько палочек, сколько здесь треугольников и кругов».
ЗАДАНИЯ НА СРАВНЕНИЕ
«Каких фигур больше?»; «Подумай, чего больше – кругов или треугольников?»; «На сколько меньше треугольников, чем кругов?»
АРИФМИТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
«Посчитай, сколько здесь кругов и сколько треугольников»; «Узнай, сколько всего фигур на чертеже».
ОТДЕЛЬНАЯ ГРУППА ЗАДАНИЙ
В эту группу можно собрать придуманные задания, формулировка и решение которых представляют трудность для большинства первоклассников, поскольку они встречаются в процессе обучения редко или не встречаются вовсе.
То есть при составлении (придумывании) задания ученик воспользовался своим личным опытом, воспроизвел услышанное ранее или проявил творчество. Приведем примеры: «Чего больше, кругов или всех фигур?»; «Перерисуй фигуры без углов»; «Нарисуй квадратов столько, сколько здесь фигур, которых больше»; «Придумай картину из этих фигур».
Задание, аналогичное предложенному, может быть представлено поэтапно как фронтальное, как групповое, как индивидуальное. И самостоятельность ученика проявится по-новому.
На уроке с фронтальной работой (первом) ученики познакомятся с таким видом работы, и самостоятельность отдельного ученика будет минимальной. На уроке с групповой работой (втором) кто-то из детей сам проявит инициативу, чья-то самостоятельность будет спровоцирована желанием выиграть или не подвести команду, а кто-то будет наблюдать и учиться.
Если педагог предложит на одном из последующих занятий (третьем) выполнить аналогичное задание самостоятельно, вероятность того, что ученик справится с ним, становится высокой, поскольку он в разных ситуациях уже учился быть самостоятельным.
Средства обучения УМК «Школа России » позволяют систематически организовывать работу по формированию этих и других предпосылок самостоятельности ученика, таких как способность участвовать в целенаправленной деятельности и влиять на ее протекание; упорядочивать свои действия в знакомой ситуации; оценивать и контролировать действия других и свои собственные.
Учебная самостоятельность, основы которой закладываются в первом классе, в дальнейшем будет рассматриваться как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника.
Развитие самостоятельности у младших школьников, как качество характера
Оглавление
личности
15-19
1.3. Основы формирования самостоятельности
20-27
Выводы по 1 главе
28
Глава 2. Характеристика самостоятельности в
педагогической теории
2.1. Понятие самостоятельности и его структура
29-45
Критерии показателей сформированности
самостоятельности
46-56
Выводы по 2 главе
57-58
Глава 3. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию самостоятельности у учащихся начальных классов
Характеристика исходного уровня самостоятель-ности в 3-ем классе
59-63
3.2. Содержание формирующего эксперимента
64-87
Выводы по 3 главе
88
Заключение
89-90
Глоссарий
91
Литература
92-95
Введение
Актуальность. При подготовке детей к жизни в современном обществе следует помнить о том, что все большее значение приобретают такие качества личности, как активность, самостоятельность, инициативность, осознанность своих действий и поступков.
Самостоятельность – одно из важнейших качеств личности и формировать его необходимо уже в начальной школе. В наши дни, когда усложняется система общения, важно выявить особенности проявления самостоятельности детей в процессе их социального взаимодействия. Процесс развития самостоятельности человека сложен и противоречив.
Современная педагогика не имеет готовых рецептов воспитания самостоятельности. Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим личность с раннего детства совершать поступки и принимать за них ответственность.
Цель:
изучить условия эффективного формирования самостоятельности у младших школьников, как качество личности.
Объект исследования:
особенности проявления самостоятельности учащихся в процессе жизнедеятельности.
Предмет исследования:
процесс формирования самостоятельности как качество личности.
Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств развития и воспитания младших школьников в процессе жизнедеятельности позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие нравственного и гуманного отношения, ответственности за свои поступки, уверенности в себе, целенаправленности и осознанности своих действий позволяет повысить уровень самостоятельности, как качество личности.
Задачи:
Определить психофизиологические основы формирования самостоятельности.
Охарактеризовать самостоятельность, как качество личности.
Определить методы диагностирования самостоятельности школьников и обосновать выбор методик формирующего эксперимента.
Теоретические и методологические основы исследования: в общественном плане – психофизиологические основы (Д. Каган, Г. Мосс, Д. Фандер, П.В. Смирнов), развитие личности (А.Н. Леонтьев), в конкретно – научном плане – принцип связи воспитания с трудом (А.Н. Леонтьев), принцип сознательности (А.Н. Бернштейн, П.К. Анокин, А.К. Осницкий), принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей (З. Фрейд, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Родджерс).
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы, связанный с различными аспектами исследуемой проблемы;
Изучение педагогического опыта по проблеме исследования;
Педагогический эксперимент;
Наблюдение за взаимоотношениями детей со сверстниками и взрослыми;
Опрос, анкетирование и беседа;
Количественная и качественная обработка данных.
База исследования: учащиеся III класса Аслаевской основной общеобразовательной школы Абзелиловского района. Всего в исследовании принимало участие 10 учеников.
Этапы исследования:
Определены теоретическая база и параметры исследования: актуальность, проблема, цель, объект, предмет и задачи, сформирована рабочая гипотеза, проведен констатирующий эксперимент с целью изучения состояния проблемы, проведен формирующий эксперимент для развития самостоятельности и проанализированы литературные источники по проблеме исследования.
Проведена диагностика уровня самостоятельности, изучены методы и приемы формирования этого качества личности.
Проведены серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, беседа, анкетирование, управление опытом и измерение реакций испытуемых).
Обобщены результаты исследования, проведены итоги, разработались методические рекомендации.
Апробация:
Выступила с докладом «Формирование самостоятельности у младших школьников» и ознакомила результатами исследования на совете методического объединения начальных классов.
Характеристика содержания и структуры работы:
В первой главе раскрывается психофизиологические основы формирования самостоятельности.
Во торой главе раскрывается понятие самостоятельности, его структура и уровни.
В третьей главе характеризуется уровень самостоятельности третьеклассников Аслаевской основной общеобразовательной школы и описываются методы и приемы формирующего эксперимента.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
Самостоятельность сделает жизнь ребенка насыщенней и интересней, поможет ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, войти в него уверенным в себе, счастливым и улыбающимся, умеющим общаться с окружающими и способным преодолеть все трудности на своем пути.
Глава 1. Психофизиологические основы сформированности самостоятельности.
Психофизиологические особенности самостоятельности.
Вряд ли существует более ценное качество личности, чем самостоятельность, и, казалось бы, более ясное и определенное. Мы, не задумываясь, можем перечислить те черты характера и поведения, которыми наполняем это понятие, — внутренняя свобода, внутреннее своеобразие, самобытность, нестандартность, оригинальность. Однако задумаемся …
Да, действительно, самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.
Но разве не столь же очевидно, что все эти моменты взаимосвязаны, отсутствие любого из них неизбежно деформирует целое? Независимость и решительность характера в сочетании с социальной безответственностью приводят к самодурству, капризному и неуправляемому индивидуалистическому произволу. Развитое чувство личной ответственности, накладываясь на нерешительность, лишает человека способности действовать, обрекая на постоянные колебания и мучительное чувство вины за несделанное. Неуверенность же в реальной возможности или нравственной необходимости самостоятельных действий благоприятствует росту социальной пассивности или приспособленчеству.
Иными словами, понятие «самостоятельность» оказывается столь расплывчатым, что возникает вопрос: а можно ли считать его устойчивой чертой личности, которая будет проявляться во всех этапах индивидуального развития?
В книге «Педагогика здоровья» И. С. Кон выделил целый ряд свойств, составляющих сущность самостоятельности и связанных с нею психических явлений: способность к
самоутверждению, поддержанию стабильности Я, самоконтроль, умение сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу и т.д. Тщательно, в течение многих лет вели наблюдения за изменением этих качеств у одних и тех же людей (такой метод исследования называется лонгитюдным). И выяснилось: несмотря на то, что люди, весьма различны – одни отличаются высоким постоянством личностных черт, другие же изменчивы и непредсказуемы, важнейшие, глубинные характеристики самостоятельности весьма устойчивы.
По данным американских психологов Джерома Кагана и Говарда Мосса, обследовавших 89 человек от рождения до 24 лет, склонность к пассивному уходу из напряженных ситуаций и зависимость от семьи, обнаружившаяся в детстве, в значительной степени сохраняются и у молодых взрослых. Эти выводы подтверждались и другими исследователями. Группа психологов во главе с Д. Фандером проводила психологическое тестирование 59 мальчиков и 57 девочек в 3,4,5.7 и 11 лет. И выяснилось, что мальчики, которые в 4-летнем возрасте умели контролировать свои желания, противостоять соблазну, и в более старшем возрасте, 7 лет спустя, отличались внимательностью, способностью следить за своими эмоциональными импульсами, умением сосредоточиться, склонностью к размышлению и т.д. Напротив, мальчики, у которых самоконтроль был плохо развит в 3-4-летнем возрасте, так и остались беспокойными, суетливыми, эмоционально экспрессивными, агрессивными, раздражительными и неустойчивыми, в стрессовых ситуациях проявляли незрелость. (Подобная взаимосвязь существует и у девочек, однако у них она выглядит сложнее.)
Так же Кон И.С. в своей статье «Психологии самостоятельности» пишет, что высоким постоянством отличается и стиль поведения в конфликтных или критических ситуациях. Один человек, столкнувшись с какими-то трудностями, собирается с силами и пытается исправить не удовлетворяющую его обстановку. Другой же сравнительно легко приспосабливается к ней, меняя ради этого свое поведение, цели и установки. А третий, место того чтобы преодолеть неблагоприятные обстоятельства или самому приспосабливаться к требованиям среды, предпочитает уйти из травмирующей его ситуации или уклоняется от ее осознания (психологическая самозащита!)
Такие или подобные им устойчивые типы поведения обусловлены помимо особенностей воспитания и прошлого опыта личности врожденными свойствами темперамента и типа высшей нервной деятельности. И вполне возможно, как полагает П.В. Симонов, за всем этим стоят индивидуальные особенности взаимодействия мозговых структур – гипоталамуса, лобной коры, миндалины и гиппокампа. Безусловно, это очень сложная самостоятельная проблема. Однако – и это тоже безусловно – свести проблему к психофизиологической индивидуальности невозможно: проявление даже самых стабильных черт личности неразрывно связано с конкретными обстоятельствами. Экспериментальные исследования показали, например, что отстаивание собственного суждения зависит и от уверенности в себе, и от значимости возникших разногласий, и от меры авторитетности группы, сформировавшей неприемлемое суждение, и от положения индивида в этой группе, и от желания во что бы то ни стало остаться членом этой группы, и от наличия или отсутствия психологической поддержки – один против всех или меньшинство против большинства – т.д. Полную «независимость» от окружающих обнаруживают только шизофреники, не обращающие никакого внимания на ситуацию. Абсолютное подчинение (конформность) также свидетельствует о психических отклонениях. Нормальный же человек в эксперименте, как и в жизни, определяет свою линию поведения с учетом всей доступной ему информации как о себе самом, так и об окружающем мире. Иными словами, как и другие личностные черты, самостоятельность неразрывно связана с социальными условиями и содержанием жизнедеятельности человека. И особенно ясно это видно в труде.
Труд, безусловно, важнейшая сфера самореализации личности. По выражению английской писательницы Оливии Шрейнер, трудом создан человек, трудом же можно лишить его всего человеческого. Подневольная деятельность, не приносящая полезных результатов, — «сизифов труд» — бессмысленна вдвойне. Однако и результативный труд во имя чуждых интересов приносит работнику мало радости. В классово-антагонистических обществах самостоятельность и инициатива угнетенных проявлялись столько же в труде, сколько в умении уклониться от него. В любом фольклоре. Наряду с героем-труженником, терпеливым и искусным Мастером, действует, герой-трикстер, лукавый обманщик, который ловко водит за нос всех своих хозяев, вплоть до самого господа бога. Работа «на себя» и «на хозяина» всегда воспринималась и делалась по-разному. Производительность труда крепостного крестьянина в личном хозяйстве неизменно была значительно выше, чем на барщине, — в этом проявлялась не только материальная незаинтересованность, но и молчаливый социальный протест, борьба за свое человеческое достоинство. Однако, как показал К.Маркс на примере капиталистического производства, отчуждение труда и сопутствующие ему чувства бессилия, бессмысленности и самоотчуждения работника зависят не только от макросоциальных условий (форма собственности и т.д.), но и от степени самостоятельности работника в конкретном процессе труда.
Правильность этой мысли была еще раз подтверждена целым рядом исследований, в которых ученые выясняли, как общественный статус и конкретные условия труда влияют на ценностные ориентации и психическое функционирование личности. Положение индивида в обществе, уровень его образования, место в иерархической структуре предприятия, характер выполняемой работы и другие объективные факторы статистически сопоставлялись с ценностными ориентациями испытуемых, гибкостью их мыслительных процессов, самоуважением, эмоциональным состоянием и т.д.
Как и предполагалось, между общественным положением и характером труда, с одной стороны, и ценностными ориентациями, психическими процессами и самосознанием личности, с другой, существует обратная связь. По мере повышения общественного статуса люди начинают выше ценить самостоятельность, возможность самим принимать ответственные решения, причем это сказывается не только в труде, но и на самосознании, отношении к обществу и к собственным детям. Существенны и конкретные условия труда. Доказано, что более сложная и самостоятельная работа благоприятствует формированию более сложного и гибкого мышления и более самостоятельного отношения к себе и к обществу. Рутинный же труд, ограничивающий самостоятельность работника, делает его мышление более инертным и стереотипным.
Таким образом, свойства личности зависят от содержания и степени самостоятельности ее в трудовой деятельности. Это заключение полностью соответствует психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и выводам социологии труда и представляет большой социально-психологический интерес.
Человек, чья трудовая деятельность относительно автономна, свободна от мелочного внешнего контроля, лучше воспринимает и осознает внутренний смысл и социальную ценность своего труда. Напротив, тесный внешний контроль вызывает у работника чувство собственного бессилия, что сказывается на его мировоззрении, а иногда даже приводит к нервно-психическим расстройствам. Чем меньше у человека самостоятельности в труде, тем больше он склонен и в других сферах жизнедеятельности ориентироваться на внешние авторитеты, считать окружающий мир враждебным и угрожающим и тем вероятнее появление у него различных эмоциональных расстройств. А качества, формирующиеся в труде, находят применение и в быту. Люди, занятые более сложным и самостоятельным трудом, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью досуга. Более самостоятельные в труде и обладающие большей психологической гибкостью люди выше ценят самостоятельность и в собственных детях и соответственно их воспитывают. Существует и обратная связь: интеллектуальная активность, гибкость и самостоятельность личности повышают уровень ее требований к содержанию и условиям своего труда. Те же самые закономерности проявляются и в учебе.
Доказано, что и здесь самостоятельность не только стимулирует учащихся к творчеству, но и существенно улучшает их мыслительные процессы, повышает удовлетворенность учебой и т.д. с другой стороны, более развитые и самостоятельные учащиеся склонны предъявлять повышенные требования к содержанию и методам учебного процесса. Лейтмотивом жалоб наших старшеклассников на школу в течение многих лет является именно недостаток самостоятельности, чрезмерная мелочная опека со стороны учителей, причем это касается и методов обучения, и общего стиля взаимоотношений. А учителя, со своей стороны, то и дело сетуют на пассивность и – оборотная сторона медали! – на безответственность и недисциплинированность учащихся.
Итак, рутинный труд и нетворческое обучение формируют людей, ориентированных на так называемый репродуктивный, нетворческий стиль жизни. И естественно, такие люди, в свою очередь, воспроизводят этот стиль в воспитании собственных детей. Можно ли разорвать порочный круг?
Индивидуально – психологические предпосылки самостоятельности весьма устойчивы, но вовсе не изменены. Внушительные данные о громадном значении раннего детства в становлении личности привели к распространению фаталистических взглядов, будто первые годы жизни раз и навсегда предопределяют будущие свойства взрослого человека. На самом же деле в детстве закладываются только предпосылки и возможности будущего развития, а как именно и насколько они реализуются – это зависит от последующего жизненного опыта.
Задатки, не находящие себе применения. С возрастом могут атрофироваться – кто не встречал людей, казавшихся в детстве весьма самобытными, которые позже становились унылыми соглашателями?
Известно и обратное: оказавшись в условиях, требующих ответственных решений, человек резко повышает свою самостоятельность, и это происходит не только с подростками, но и со сложившимися взрослыми людьми. А благоприобретенный опыт в сфере деятельности пробуждает вкус к творчеству в других областях: от труда – к досугу, от художественного творчества – к общественно-политической активности и т.д. Итак, казалось бы, все достаточно ясно – потребность в самостоятельности и творчестве заложена в самой природе человека, нужно только разбудить ее. Однако…
Это привычный нам, «европейский», канон самостоятельного человека ассоциируется с высокой социальной активностью, сильной потребностью в достижении конечных «осязаемых» целей, развитым чувством личной ответственности, относя пассивность, зависимость, покорность судьбе к свойствам несамостоятельности. А традиционная восточная философия, как известно, не придает особого значения предметной деятельности, утверждая, что творческая активность, составляющая сущность Я, раскрывается лишь во внутреннем, духовном пространстве. Деятельности, направленной на преобразование мира, она противопоставляет принцип созерцательного «недеяния», воздержания от действий, а идее самоутверждения – требование освобождения от «самости».
На первый взгляд это кажется просто следствием недостаточного развития индивидуальности, подобно тому как в первобытном обществе всякое выделение личности из общины считалось нехорошим и подозрительным. В действительности вопрос гораздо сложнее. «Предметно-активисткая» модель личной самостоятельности могла сложиться только в таких условиях, в которых индивид активной деятельностью имел реальную возможность добиться каких-то социально-значимых результатов. Но история человечества знает длительные эпохи застоя, тупиковые периоды, когда возможности конструктивной общественной деятельности и личной автономии предельно суживаются, вынуждая личность искать выход либо в бунте, либо в отказе от преобразовательной деятельности, уходе в себя. У человека, воспитанного в духе «европейского активизма», такое умонастроение возникает сравнительно редко, главным образом в моменты безысходного отчаяния, когда единственным спасением представляется бегство, попытка скрыть или перечеркнуть свой ненужный миру талант.
На Древнем Востоке, когда периоды «социальной немоты» масс длились столетиями, культура выработала нормативную «реакцию ухода»: из жизни вообще (самоубийство), из общественной жизни (монашество) или из связанных с нею горестей и разочарований (созерцательное «недеяние»). Не случайно мысль, что величайшие люди проходят незамеченными, так часто повторяется индийскими философами.
Разумеется, восточный «культ ухода», как и средневековой монашеский идеал, был сугубо элитарным, не рассчитанным на всеобщее употребление. Чтобы кто-то мог предаваться медитации, другие в поте лица должны добывать хлеб насущный. Тем не менее, эти религиозно-философские установки наложили определенный отпечаток и на массовое сознание, породив иную, чем на Западе, ценностную иерархию, иные критерии самостоятельности.
Таким образом, подытоживая, можно сказать: жизненный опыт действительно способствует развитию самостоятельности, но «вектор» этой самостоятельности тесно связан с уроками той школы, в которой он приобретен. Причем школы не только общекультурных традиций, но и индивидуального, бытового опыта.
Самостоятельность всегда подразумевает свободу и возможность контролировать свою жизнедеятельность. Но этот контроль направлен, с одной стороны, вовне, на изменение окружающей среды в соответствии с потребностями и целями субъекта, а с другой – вовнутрь, на изменение своих собственных качеств и потребностей в соответствии с объективными условиями и требованиями среды (самоконтроль, самовоспитание). Развитый самоконтроль – необходимая предпосылка сознательной дисциплины, способности пожертвовать непосредственной, краткосрочной выгодой ради достижения более важных долгосрочных целей и т.д. Но слишком жесткий самоконтроль может, как и внешняя опека, сковывать творческий потенциал личности, пробуждая ее следовать относительно проторенными путями, которые легче предвидеть и запрограммировать заранее, тогда как всякое подлинное творчество – «езда в незнаемое» (Кон И.С. Психология самостоятельности / И.С. Кон // Педагогика здоровья. –М., 1992г.-гл 5.-стр268-273.)
Вывод: мы привыкли высоко ценить раннее самоопределение, постоянство убеждений и жизненных планов. Человек-монолит априорно вызывает больше уважения и симпатии, нежели человек-флюгер. Но эта безусловность – штука коварная. По остроумному замечанию В.О. Ключевского, «твердость убеждений – чаще инерция мысли, чем последовательность мышления». Творческая личность должна не только сопротивляться внешнему давлению, но и быть способной, если нужно, критически пересматривать свои собственные, ранее выработанные воззрения и планы, откликаться на биение пульса жизни, свободно выражать свои эмоциональные переживания и т.д.
Современная педагогика не имеет готовых рецептов воспитания самостоятельности. Жесткая дисциплина торможения, не терпящая индивидуальных вариаций, так же противопоказана ей, как и аморфная вседозволенность и тепличная атмосфера, в которой не может выковаться твердая воля. Самостоятельности формируется всем стилем жизни, побуждающим личность с раннего детства совершать поступки и принимать за них ответственность. В замечаниях на книгу Ю.М. Стеклова В.И.Ленин особо выделил мысль Чернышевского, что без приобретения привычки к самостоятельному участию в общественных делах, без приобретения чувств гражданина, ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера. Мелочность взглядов и интересов отражается на характере и на воле: «какова широта взглядов, такова широта и решений»…
Все это, конечно, непросто. Самостоятельность всегда сопряжена с прииском. Индивид становится и осознает себя личностью лишь тогда и постольку, когда и поскольку он выходит за пределы требуемого в область «сверхнормативной», «надситуативной», «надролевой» активности. Это особенно ярко проявляется в ситуации морального выбора, когда личность принимает на себя ответственность за других, вступает в борьбу за высшие ценности, достижимость которых в данных условиях проблематична.
Но без риска нет ни нравственного усилия, ни ощущения полноты личного бытия, ни радости преодоления. И хотя самостоятельные люди постоянно возмущают чье-то спокойствие, без них невозможно развитие общества.
1.2. Самостоятельность – свойство деятельности и личности
Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Это свойство обнаруживается у детей уже в раннем возрасте и проявляется в стремлении без помощи других завладеть игрушкой, самостоятельно выполнять действия, которые называют взрослые, включаться в речевую деятельность и др. Малыш уже в возрасте одного-двух лет на вопросы «Как папа чистит зубы?», «Как дядя поет?», «Как Костя умеет танцевать?» охотно, а главное, точно воспроизводит и свои, и чужие действия. Известны случаи, когда в семье психологов детеныша шимпанзе воспитывали вместе с детьми. Но и в одинаковых условиях действия ребенка оказывались более разнообразными и совершенными как бы по объему, так и по уровню созревания. Значит, сама природа дарит человеку великое благо – возможность быть самостоятельным, сильным! Даже больше: нормально развивающемуся ребенку дана не только возможность, но и стремление к самостоятельности, столь хорошо выраженное уже у дошкольника. Малыш, отвергая помощь старших («Я- сам!») старается хотя и неумело, надеть шапку, застегнуть пальто, открыть дверь, рассказать сказку сверстнику. От этих действий ребенка до независимых суждений и самостоятельных поступков взрослого человека – долгий и сложный путь.
Известно, что самостоятельность человека развивается в процессе его адаптации к природн
Декларация независимости: Полный текст
В КОНГРЕССЕ, 4 ИЮЛЯ 1776 ГОДА
Единогласное заявление тринадцати Соединенных Штатов Америки
В ходе человеческих событий для одного народа становится необходимым распустить политические банды, которые связывали их с другим, и занять среди сил земли отдельную и равную позицию, на которую опираются Законы Природы и Бога Природы. Чтобы дать им право, достойное уважение к мнению человечества требует, чтобы они объявили причины, побуждающие их к разделению.
Мы считаем самоочевидными эти истины, что все люди созданы равными, что они наделены своим Создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых есть Жизнь, Свобода и стремление к счастью. — Чтобы гарантировать эти права, правительства создаются среди людей, получающие свои справедливые полномочия от согласия управляемых, — Что всякий раз, когда какая-либо форма правления становится разрушительной для этих целей, это право народа изменить или отменить ее. и учредить новое правительство, заложив его основу на таких принципах и организовав свою власть в такой форме, которая, по их мнению, наиболее вероятно повлияет на их безопасность и счастье.В самом деле, благоразумие диктует, что давно сложившиеся правительства не должны изменяться по легким и преходящим причинам; и, соответственно, весь опыт показал, что человечество более склонно страдать, тогда как зло терпимо, чем исправлять себя, уничтожая формы, к которым они привыкли. Но когда длинная череда злоупотреблений и узурпаций, преследующих неизменно одну и ту же цель, выявляет замысел подчинить их абсолютному деспотизму, их право, их долг — свергнуть такое правительство и предоставить новую гвардию для их будущей безопасности. .- Таково было терпение этих колоний; и такова теперь необходимость, которая вынуждает их изменить свои прежние системы правления. История нынешнего Короля Великобритании — это история неоднократных травм и узурпаций, и все они имеют прямую цель установить абсолютную тиранию над этими государствами. Чтобы доказать это, давайте представим факты откровенному миру.
Он отказался принять законы, самые полезные и необходимые для общественного блага.
Он запретил своим губернаторам принимать законы немедленной и неотложной важности, если только их действие не приостановлено до получения его согласия; и когда его отстранили, он совершенно не позаботился о них.
Он отказался принять другие законы для размещения больших групп людей, если только эти люди не откажутся от права представительства в Законодательном собрании, права, бесценного для них и грозного только для тиранов.
Он созвал законодательные органы в необычных, неудобных и удаленных от хранилища публичных архивов местах с единственной целью — утомить их и привести их в соответствие с его мерами.
Он неоднократно распускал представительские палаты за то, что мужественно сопротивлялся его вторжениям в права людей.
Он долгое время отказывался, после таких роспусков, вызвать других, чтобы быть избранными, в результате чего Законодательные полномочия, неспособные к уничтожению, вернулись к народу в целом для их осуществления; Тем временем государство остается уязвимым для всех опасностей вторжения извне и внутренних конвульсий.
Он пытался предотвратить заселение этих штатов; с этой целью нарушение законов о натурализации иностранцев; отказ пропускать других для поощрения их миграции сюда и повышение условий нового присвоения земель.
Он препятствовал отправлению правосудия, отказавшись принять законы об установлении судебной власти.
Он поставил судей в зависимость только от своей воли в отношении пребывания в должности, а также размера и выплаты жалованья.
Он построил множество Новых Офисов и послал сюда стаи Офицеров, чтобы преследовать наш народ и поедать их имущество.
Он сохранил среди нас в мирное время Постоянные армии без согласия наших законодательных органов.
Он попытался сделать Военные независимыми от Гражданской Власти и превзойти ее.
Он объединился с другими, чтобы подчинить нас юрисдикции, чуждой нашей конституции и не признанной нашими законами; дает свое согласие на их акты предполагаемого законодательства:
Для расквартирования среди нас крупных вооруженных формирований:
За их защиту путем имитационного судебного разбирательства от наказания за любые убийства, которые они должны совершить на жителей этих штатов:
Для прекращения нашей торговли со всеми частями мира:
За обложение нас Налогами без нашего согласия:
За лишение нас во многих случаях права на суд присяжных:
Для перевозки нас за море для судебного преследования за предполагаемые правонарушения:
За отмену свободной системы английских законов в соседней провинции, установление в ней произвольного правительства и расширение его границ, чтобы сразу сделать его примером и подходящим инструментом для введения того же абсолютного правила в этих колониях.
За отмену наших уставов, отмену наших наиболее ценных законов и коренное изменение форм наших правительств:
За приостановление работы наших собственных законодательных собраний и провозглашение себя наделенным властью издавать законы для нас во всех случаях.
Он отрекся от правительства, объявив нас вне своей защиты и развязав против нас войну.
Он разграбил наши моря, опустошил наши берега, сжег наши города и уничтожил жизни наших людей.
Он в это время перевозит большие армии иностранных наемников, чтобы завершить дела смерти, опустошения и тирании, уже начатые при обстоятельствах Жестокости и Вероломства, которые едва ли имели параллели в самые варварские века и совершенно не достойны главы цивилизованной нации.
Он заставил наших сограждан, взятых в плен в открытом море, нести оружие против своей страны, стать палачами своих друзей и Братьев или пасть от их рук.
Он возбудил среди нас внутренние восстания и попытался привлечь к себе жителей наших границ, безжалостных индийских дикарей, чье известное правило ведения войны — явное уничтожение всех возрастов, полов и условий жизни.
На каждой стадии этих притеснений мы подавали прошения о возмещении ущерба в самых скромных выражениях: на наши неоднократные прошения были даны ответы только в виде повторных травм.Принц, чей характер, таким образом, отмечен каждым поступком, который может определить Тирана, непригоден для того, чтобы быть правителем свободного народа.
Мы не испытывали недостатка в внимании к нашим британским братьям. Мы предупреждали их время от времени о попытках их законодательного органа распространить на нас неоправданную юрисдикцию. Мы напомнили им об обстоятельствах нашей эмиграции и поселения здесь. Мы апеллировали к их исконной справедливости и великодушию, и мы заклинали их узами наших общих родственников, чтобы они отвергли эти узурпации, которые неизбежно прервали бы наши связи и переписку.Они тоже были глухи к голосу справедливости и кровного родства. Поэтому мы должны согласиться с необходимостью, которая осуждает наше разделение, и удерживать их, как мы держим остальное человечество, врагов на войне, друзей мира.
Таким образом, мы, Представители Соединенных Штатов Америки, в Генеральном Конгрессе, собравшись, взывая к Верховному Судье мира о справедливости наших намерений, действуем от имени и по Власти добрых людей этих Колонии торжественно публикуют и заявляют, что эти объединенные колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми государствами, что они освобождены от всякой лояльности Британской короне и что вся политическая связь между ними и государством Великобритания, полностью распущен; и что как свободные и независимые государства они имеют полную власть развязывать войну, заключать мир, заключать союзы, устанавливать торговлю и совершать все другие действия и действия, которые независимые государства могут делать по праву.- И для поддержки этой Декларации, твердо полагаясь на защиту Божественного Провидения, мы взаимно обещаем друг другу наши Жизни, наши Удачи и нашу священную Честь.
Нью-Гэмпшир:
Джозия Бартлетт, Уильям Уиппл, Мэтью Торнтон
Массачусетс:
Джон Хэнкок, Сэмюэл Адамс, Джон Адамс, Роберт Трит Пейн, Элбридж Джерри
Род-Айленд:
Стивен Хопкинс, Уильям Эллери
Коннектикут:
Роджер Шерман, Сэмюэл Хантингтон, Уильям Уильямс, Оливер Уолкотт
Нью-Йорк:
Уильям Флойд, Филип Ливингстон, Фрэнсис Льюис, Льюис Моррис
Нью-Джерси:
Ричард Стоктон, Джон Уизерспун, Фрэнсис Хопкинсон, Джон Харт, Авраам Кларк
Пенсильвания:
Роберт Моррис, Бенджамин Раш, Бенджамин Франклин, Джон Мортон, Джордж Климер, Джеймс Смит, Джордж Тейлор, Джеймс Уилсон, Джордж Росс
Делавэр:
Цезарь Родни, Джордж Рид, Томас Маккин
.
Декларация независимости | История, значение и текст
К независимости
19 апреля 1775 года, когда битвы при Лексингтоне и Конкорде положили начало вооруженному конфликту между Великобританией и 13 колониями (ядром будущих Соединенных Штатов), американцы заявили, что они стремились только свои права в пределах Британской империи. В то время немногие из колонистов сознательно хотели отделиться от Британии. По мере того как в 1775–1776 годах продолжалась американская революция, и Британия обязалась отстаивать свой суверенитет с помощью крупных вооруженных сил, сделав лишь жест к примирению, большинство американцев все больше приходило к убеждению, что они должны защищать свои права за пределами империи.Потери и ограничения, вызванные войной, значительно увеличили разрыв между колониями и метрополией; более того, необходимо было заявить о своей независимости, чтобы получить как можно большую французскую помощь.
12 апреля 1776 года революционный съезд Северной Каролины специально уполномочил своих делегатов в Конгрессе голосовать за независимость. 15 мая съезд Вирджинии поручил своим депутатам внести предложение «о том, что эти Соединенные колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми штатами», — которое было выдвинуто в Конгрессе Ричардом Генри Ли 7 июня.Джон Адамс из Массачусетса поддержал это предложение. К тому времени Конгресс уже сделал большие шаги к разрыву связей с Великобританией. Он отрицал парламентский суверенитет над колониями еще 6 декабря 1775 г., а 10 мая 1776 г. он посоветовал колониям создать правительства по своему выбору и объявил его «абсолютно несовместимым с разумом и чистой совестью для всех». люди этих колоний теперь должны дать клятвы и заявления, необходимые для поддержки любого правительства под короной Великобритании », чья власть должна быть« полностью подавлена »и взята на себя народом — решимость, которая, как сказал Адамс, неизбежно повлекла за собой борьбу за абсолютную независимость.
Ричард Генри Ли Ричард Генри Ли, портрет Чарльза Уилсона Пила, 1784 г .; в Национальном историческом парке Независимости, Филадельфия. С любезного разрешения коллекции Национального исторического парка Независимости, Филадельфия
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
Принятие резолюции Ли было отложено по нескольким причинам. Некоторые делегаты еще не получили разрешения проголосовать за отделение; некоторые были против того, чтобы сделать последний шаг; и несколько человек, в том числе Джон Дикинсон, считали, что этому должно предшествовать формирование центрального правительства вместе с попытками заручиться иностранной помощью.Однако 11 июня был незамедлительно выбран комитет, состоящий из Томаса Джефферсона, Джона Адамса, Бенджамина Франклина, Роджера Шермана и Роберта Р. Ливингстона, чтобы подготовить заявление, обосновывающее решение о признании независимости, если оно будет принято. Документ был подготовлен, и 1 июля девять делегаций проголосовали за отделение, несмотря на горячую оппозицию со стороны Дикинсона. На следующий день в Доме штата Пенсильвания (ныне Зал Независимости) в Филадельфии, когда делегация Нью-Йорка воздержалась только потому, что у нее не было разрешения действовать, резолюция Ли была проголосована и одобрена.(Конгресс Нью-Йорка дал свое согласие 9 июля, а делегаты Нью-Йорка проголосовали за него 15 июля.) 19 июля Конгресс распорядился, чтобы документ был отмечен как «Единогласное заявление тринадцати Соединенных Штатов Америки». Соответственно, он был нанесен на пергамент, вероятно, Тимоти Мэтлэком из Филадельфии. Члены Конгресса, присутствовавшие 2 августа, поставили свои подписи на этом пергаментном экземпляре в тот же день, а другие — позже.
Подписавшимися лицами были: Джон Хэнкок (президент), Сэмюэл Адамс, Джон Адамс, Роберт Трит Пейн и Элбридж Джерри из Массачусетса; Баттон Гвиннетт, Лайман Холл и Джордж Уолтон из Джорджии; Уильям Хупер, Джозеф Хьюс и Джон Пенн из Северной Каролины; Эдвард Ратледж, Томас Хейворд-младший.Томас Линч младший и Артур Миддлтон из Южной Каролины; Сэмюэл Чейз, Уильям Пака, Томас Стоун и Чарльз Кэрролл из Мэриленда; Джордж Уайт, Ричард Генри Ли, Томас Джефферсон, Бенджамин Харрисон, Томас Нельсон младший, Фрэнсис Лайтфут Ли и Картер Брэкстон из Вирджинии; Роберт Моррис, Бенджамин Раш, Бенджамин Франклин, Джон Мортон, Джордж Климер, Джеймс Смит, Джордж Тейлор, Джеймс Уилсон и Джордж Росс из Пенсильвании; Цезарь Родни и Джордж Рид из Делавэра; Уильям Флойд, Филип Ливингстон, Фрэнсис Льюис и Льюис Моррис из Нью-Йорка; Ричард Стоктон, Джон Уизерспун, Фрэнсис Хопкинсон, Джон Харт и Авраам Кларк из Нью-Джерси; Джозайя Бартлетт, Уильям Уиппл и Мэтью Торнтон из Нью-Гэмпшира; Стивен Хопкинс и Уильям Эллери из Род-Айленда; и Роджер Шерман, Сэмюэл Хантингтон, Уильям Уильямс и Оливер Уолкотт из Коннектикута.Последним подписантом был Томас Маккин из Делавэра, имя которого не было указано в документе до 1777 года.
.
судебной независимости | Определение, сфера применения и факты
Практические соображения
С практической точки зрения, тип независимости судебной системы, который широко считается как наиболее важным, так и наиболее труднодостижимым, — это независимость от других государственных структур. С одной стороны, этот тип судебной независимости высоко ценится теми, кто возлагает на суды особую ответственность за обеспечение того, чтобы отдельные лица и меньшинства не подвергались незаконному или несправедливому обращению со стороны правительства или тиранического большинства.С другой стороны, этот тип считается особенно труднодостижимым, потому что другие ветви власти обычно обладают полномочиями не подчиняться или препятствовать исполнению судебных решений, а то и принимать меры в отношении судов за решения, против которых они выступают. Согласно знаменитой формулировке Александра Гамильтона, судебная власть является «наименее опасной» ветвью власти, «не имеющей влияния ни на меч, ни на кошелек», и поэтому наименее способна защищаться от других ветвей власти.
Александр Гамильтон, цвет меццо-тинто. Frost & Reed, Ltd. / Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия (LC-DIG-pga-03160)
Официальные гарантии независимости судебной системы от государственного контроля датируются по крайней мере 1701 годом, когда Закон об урегулировании в Англии предоставил судьям явную защиту от одностороннего смещения короны в контексте более широкой передачи власти парламенту и судам. Сегодня идея независимости судебной системы имеет такую широкую и мощную нормативную привлекательность, что даже государства, не соблюдающие ее на практике, имеют обыкновение заявлять о своей приверженности ей.Большинство нынешних писаных конституций мира содержат определенную форму прямой защиты независимости судебной власти, и доля конституционных документов, содержащих такую защиту, со временем увеличивается. Судебная независимость была официально подтверждена и на международном уровне — например, в Основных принципах независимости судебной власти, принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1985 году. Однако эмпирические исследования показывают, что наличие официальных конституционных гарантий Независимость судебной системы плохо коррелирует с фактическим уважением независимости судебной системы на практике.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
Определение и сфера применения
Любое исчерпывающее и последовательное определение независимости судебной системы должно затрагивать несколько вопросов. Первый — «Независимость для кого?»; второй — «Независимость от кого?»; и третий: «Независимость от чего?» Однако, чтобы дать исчерпывающие ответы на эти вопросы, необходимо рассмотреть вопрос о том, почему независимость судебных органов так важна и для чего она предназначена.Другими словами, необходимо ответить на вопрос: «Независимость с какой целью?»
Независимость для кого?
Судебную независимость можно определить как характеристику отдельных судей или как характеристику судебной власти в целом. Ни одна из концепций с практической точки зрения, несомненно, предпочтительнее другой. С одной стороны, если независимость судебной системы гарантируется на институциональном уровне, но не на индивидуальном уровне, отдельных судей можно заставить подчиняться пожеланиям руководства судебной системы, что может привести к менее чем искреннему соблюдению верховенство закона.В Чили и Японии, например, то, в какой степени судебная система как институт требует от своих членов подчинения и подчинения, обвиняется в том, что она порождает робких судей, которые не хотят или не могут выносить решения против правительства. С другой стороны, если независимость судебной системы будет обеспечена на индивидуальном уровне, отдельные судьи будут свободны отстаивать свои индивидуальные предпочтения. Подобная неконтролируемая свобода действий не только способствует злоупотреблениям, но и повышает вероятность того, что судьи будут принимать решения по делам непоследовательным образом, что может привести к подрыву предсказуемости и стабильности закона.
Независимость от кого?
Существование и адекватность судебной независимости становятся предметом практического беспокойства только тогда, когда суд разрешает спор, затрагивающий интересы какого-либо субъекта или учреждения, обладающего потенциальной или фактической властью над судом. Вообще говоря, чем более влиятельный субъект, интересы которого поставлены на карту, тем больше необходимость защищать независимость суда от этого субъекта. Однако, если обе стороны в споре сильны, эта симметрия сил может обеспечить часть или всю необходимую защиту.
Три сценария, с которыми может столкнуться суд:
споров между частными субъектами,
споров между государственными субъектами и
споров между частными субъектами и государственными субъектами.
В первом сценарии суд должен стремиться оставаться независимым от сторон, которые могут попытаться подорвать его независимость различными способами, такими как взяточничество или запугивание. В этой ситуации правительство является другом судебной независимости: можно ожидать, что оно будет защищать независимость суда от усилий сторон.
Во втором сценарии перспективы судебной независимости снова относительно благоприятны. Суду предлагается не бросать вызов сильному игроку за слабого, а беспристрастно выбирать сторону между двумя влиятельными сторонами. Какую бы сторону ни выбрал суд, результатом будет динамика «двое против одного», которая должна обеспечить суду степень защиты от возмездия. В таких случаях правительство не представляет серьезной угрозы независимости судебной системы, поскольку находится в состоянии войны с самим собой.
В третьем сценарии правительство действительно представляет собой серьезную угрозу независимости судебной системы, но общественность может либо противодействовать этой угрозе, либо усугубить ее. Например, если правитель пытается незаконным образом продлить свой срок полномочий, суд сталкивается с угрозой его независимости от правительства, но его способность противостоять этой угрозе значительно улучшается до такой степени, что он может рассчитывать на общественную поддержку, если она действует против правительства. Пока суд находится на стороне правительства или общества, его независимость пользуется защитой.Любой из них должен быть способен предоставить суду поддержку, необходимую ему для противостояния нападкам со стороны другого. Однако в других ситуациях суд могут попросить занять позицию, которая антагонистична как правительству, так и общественности, как в случае незаконной правительственной дискриминации в отношении непопулярного меньшинства. Здесь перспективы судебной независимости достигли своего апогея: судебная власть призвана продемонстрировать независимость как от правительства, так и от общества, но ей не хватает помощи могущественного союзника, чтобы противостоять давлению, с которым она сталкивается.
Существуют различные способы защиты независимости судебной системы перед лицом таких угроз. Общие стратегии включают ограничение свободы действий правительства в отношении заработной платы судей, введение жестких ограничений на отстранение судей от должности, установление минимальной юрисдикции, которой должны обладать суды, и освобождение судей от личной ответственности за действия, совершенные при исполнении ими своих обязанностей. Менее очевидно то, что внутренняя организация судебной системы также может иметь сильное влияние на ее восприимчивость к внешнему влиянию.Организация японской судебной системы, например, делает судей нижестоящих судов в высшей степени подчиненными административной бюрократии, контролируемой председателем Верховного суда Японии. Децентрализованная организационная структура, которая предоставляет большую автономию отдельным судьям, напротив, может затруднить правительству захват или кооптирование судебной системы в целом.
В конечном итоге, однако, трудно, если не невозможно, создать совершенно независимую судебную систему, полностью изолированную от всех форм политического и народного влияния.Относительно длительный опыт Верховного суда США, например, предполагает, что даже в высшей степени независимый суд, вероятно, со временем будет преобразован политическими силами и будет соответствовать пожеланиям прочного политического большинства. Было бы оптимистично думать, что горстка судей, лишенная власти ни кошелька, ни меча, могла бы постоянно бросать вызов более могущественным акторам и институтам, не испытывая никаких последствий, независимо от того, какими формальными средствами защиты они могли бы пользоваться.Есть пределы тому, что может быть достигнуто простым изменением институциональных характеристик судебной системы или принятием торжественных заявлений о нерушимости судебной независимости. В конечном итоге перспективы достижения даже умеренного уровня независимости судебной системы, вероятно, будут зависеть от политических и исторических условий, которые являются экзогенными для судебной системы и могут оказаться недосягаемыми, например, существование стабильной, конкурентной, многопартийной демократии.
Независимость от чего?
Не все формы влияния на принятие судебных решений представляют собой угрозу независимости судебной системы.В то время как некоторые действия, направленные на влияние на суды, такие как взяточничество и запугивание, могут быть неуместными при любой правдоподобной концепции независимости судебной системы, другие могут быть оценены только на основе оспариваемых нормативных суждений. В случае публичных протестов перед зданием суда, например, одна точка зрения может заключаться в том, что такие протесты должны иметь привилегию как форма политического выражения и что судьям в демократических странах разрешено или даже обязано принимать во внимание общественное мнение.В качестве альтернативы можно было бы придерживаться мнения, что судьи должны быть ограждены от такого выражения общественного мнения, так же как и присяжные заседатели, чтобы гарантировать, что их обсуждения не будут омрачены соображениями, которые не должны иметь отношения к делу. Точно так же публичная кампания по отказу от переизбрания судьи на том основании, что он управлял непопулярным образом по спорным вопросам, может быть охарактеризована либо как здоровое проявление демократии, либо как угроза независимости судебной власти.
Вопрос о том, согласуются ли такие попытки повлиять на принятие судебных решений с независимостью судебной системы, не может быть решен по указу.Определение требований судебной независимости в таких случаях требует вместо этого нормативной теории того, какие суды должны принимать во внимание при рассмотрении дел, чего предполагается добиться независимости судебной власти и в какой степени независимость судебной системы может и должна быть сбалансирована с другими целями и соображения.
Независимость с какой целью?
Судебная независимость обычно считается средством для достижения цели, а не самоцелью. Скорее всего, большинство согласится с тем, что конечную цель можно описать как справедливое и беспристрастное разрешение споров в соответствии с законом.Однако, если это действительно цель, то стремление к независимости судебной системы вызывает несколько возражений.
Одно возражение состоит в том, что цель сама по себе недостижима, потому что она основана на неправильном понимании природы как закона, так и судебного решения. Среди теоретиков права широко распространено мнение о том, что закон часто является неопределенным, и поэтому судьи не могут разрешать споры, просто применяя ранее существовавший закон. Скорее, как говорится, акт судебного решения требует, чтобы судьи издали тот самый закон, который они хотят просто применять.Тем не менее, если судебное решение обязательно влечет за собой законотворчество, то независимость судебной системы не просто защищает способность судей разрешать споры в соответствии с законом, но вместо этого дает им право принимать и применять любые законы, которые они сочтут нужными, что является перспективой, которую многие считают несовместимой ни с одной из сторон. соответствующая роль судей в демократии или идея разделения властей.
Другое возражение заключается в том, что независимость судебной системы не является ни необходимой, ни достаточной для обеспечения беспристрастного судебного решения в соответствии с законом и может даже подорвать эту цель, если ее не остановить.С одной стороны, судья, который может подвергнуться репрессиям, тем не менее может решать дела беспристрастно. С другой стороны, нет никакой гарантии, что предоставление судьям свободы решать дела по своему усмотрению означает, что они сделают это справедливо и в соответствии с законом. Даже если бы можно было создать судебную систему, полностью свободную как от народного, так и от политического контроля, что тогда помешало бы судьям принимать решения по делам на основе личных предубеждений или личных интересов? Именно на основе таких опасений многие считают важным сбалансировать независимость судебной системы с подотчетностью судебных органов и отличать надлежащие формы влияния на судебную систему от несоответствующих форм.Однако любой механизм, который может быть разработан для предотвращения или наказания судебного злоупотребления властью, сам по себе может оказаться уязвимым для злоупотреблений. Возникающий в результате вопрос о том, как контролировать судей, отвечающих за наблюдение за правительством, — quis custodiet ipsos custodes (лат. «Кто наблюдает за наблюдателями?») — долгое время раздражал теоретиков конституции и политики и не допускает простого решения.
Дэвид С. Ло
Редакторы Британской энциклопедии
.
Physical & Logical с примерами
- Home
Testing
- Back
- Agile Testing
- BugZilla
- Cucumber
- Database Testing
- ETL Testing
- JUnit
- LoadRunner
- Ручное тестирование
- Мобильное тестирование
- Mantis
- Почтальон
- QTP
- Назад
- Центр качества (ALM)
- Управление тестированием
- TestLink
SAP
- Назад
- ABAP 9 0005
- APO
- Начинающий
- Basis
- BODS
- BI
- BPC
- CO
- Назад
- CRM
- Crystal Reports
- QMO
000
- Заработная плата
000 HRM
- Назад
- PI / PO
- PP
- SD
- SAPUI5
- Безопасность
- Менеджер решений
- Successfactors
- Учебники SAP
- 8
- AngularJS
- ASP.Net
- C
- C #
- C ++
- CodeIgniter
- СУБД
- JavaScript
- Назад
- Java
- JSP
- Kotlin
- Linux
- Linux
- Kotlin
- Linux
- Perl
- Назад
- PHP
- PL / SQL
- PostgreSQL
- Python
- ReactJS
- Ruby & Rails
- Scala
- SQL
- UML
- VB.Net
- VBScript
- Веб-службы
- WPF
Apache
js
000
0004 SQL
Обязательно учите!
- Назад
- Бухгалтерский учет
- Алгоритмы
- Android
- Блокчейн
- Business Analyst
- Веб-сайт сборки
- CCNA
- Облачные вычисления
- COBOL 9000 Compiler
- 0005
- Ethical Hacking
- Учебные пособия по Excel
- Программирование на Go
- IoT
- ITIL
- Jenkins
- MIS
- Сетевые подключения
- Операционная система
- Назад
- 9000 Встроенный COBOL 9000 Дизайн 9000
Управление проектами Обзоры
- Salesforce
- SEO
- Разработка программного обеспечения
- VB A
- 0005
Big Data
- Назад
- AWS
- BigData
- Cassandra
- Cognos
- Хранилище данных
HBOps
HBOps
.