Качества мышления в психологии: Качества мышления — Студопедия

Содержание

Качества мышления — Студопедия

Мышление людей подчиняется общим психологическим закономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными особенностями. Отличия мышления проявляются в разнообразных качествах. Индивидуальные отличия мышления людей обусловлены, прежде всего, особенностями их жизни, характером деятельности, обучением.

Определенное влияние на особенности мышления оказывает тип высшей нервной деятельности, соотношения первой и второй сигнальных систем. Наиболее существенными качествами, в которых проявляются индивидуальные отличия мышления, являются его самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, последовательность, скорость.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека ставить новые задачи и разрешать их, не обращаясь к помощи других людей. Самостоятельность мышления основывается на учете знаний и опыта других людей, но человек, которому свойственно это качество, творчески подходит к познанию действительности, находит новые, собственные пути и способы решения познавательных и иных проблем.

Самостоятельность мышления тесно связанна с критичностью человека.

Критичность мышления проявляется в способности человека не попадать под влияние чужих мнений, объективно оценивать положительные и негативные аспекты явления или факта, проявлять ценное и ошибочное.

Человек с критичным умом требовательно оценивает свои мнения, тщательно проверяет решения, взвешивает все аргументы “за” и “против”, проявляя тем самим самокритичное отношение к своим действиям.



Критичность и самостоятельность мышления в большей мере зависят от жизненного опыта человека, богатства и глубины его знаний.

Гибкость мышления проявляется в умении человека быстро менять свои действия при изменении ситуации и освобождаться от зависимости закрепленных предыдущим опытом способов и приемов решения аналогичных задач. Гибкость мышления проявляется в готовности быстро переключаться от одного способа решения задачи к другому, изменять тактику и стратегию решения, находить новые нестандартные способы действий в меняющихся условиях.

Глубина мышления проявляется в умении проникать в суть сложных вопросов, раскрывать причины явлений, утаенные за напластованиями несущественных проявлений, видеть проблему там, где ее не замечают другие, предусматривать возможные последствия событий и процессов.


Именно эта черта свойственна людям с глубоким умом, которые в простых, хорошо известных фактах умеют замечать противоречия и на этом основании раскрывать закономерности природы и общественной жизни.

Широта мышления проявляется в способности охватить широкий круг вопросов, творческом мышлении в разных отраслях знания и практики. Широта мышления является показателем эрудированности человека, его интеллектуальной разносторонности.

Последовательность мышления проявляется в умении соблюдать логическую последовательность при высказывании суждений, их обосновании. Последовательным можно назвать мышление человека, который строго придерживается темы мышления, не отклоняется в сторону, не перепрыгивает от одной мысли к другой, не подменяет предмет мышления.

Для последовательного мышления характерно соблюдения определенных принципов рассмотрения вопроса, ясность плана, отсутствие противоречий и логических ошибок в аргументации мысли, доказательность и объективность в выводах.

Скорость (быстрота) мышления – это способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать правильное решение и принять его. Скорость мышления зависит от знаний, меры совершенства мыслительных привычек, опыта в соответствующей деятельности и подвижности нервных процессов.

Скорость мышления надо отличать от поспешности и суетливости, которые демонстрируют некоторые люди, не продумывая до конца принимаемых решений, не прогнозируя возможных последствий, действуя наспех, необоснованно принимая решения.

Все качества мышления человека формируются и развиваются в деятельности. Содержательная и организованная в гармоническую целостность деятельность способствует развитию ценных качеств мышления человека.

Индивидуальные особенности мышления » Битрейника

Мышление определяется потребностями человека, его интересами, мотивами, задачами, целями, то есть мышление человека имеет целенаправленный характер, связанный с потребностями и мотивацией конкретной личности.

Индивидуальное мышление человека напрямую связано с его умом, но понятие ума шире: оно включает в себя особенности как мышления, так и других познавательных процессов. Мышление представляет собой переработку информации, совокупность связанных между собой ощущений, мыслей, образов. Как итог, оно даёт нам представление о том, как в природе всё соотносится друг с другом. Мышление – это инструмент ума, одна из его предпосылок. Ум – вместилище знаний, интеллекта, интуиции, особенностей личности (её убеждений, позиции, программы), он определяет способность человека мыслить и решать возникающие задачи.

Воспитание человека, его обучение, избранный вид занятий, предпочтения, своеобразие жизни составляют черты индивидуальных особенностей мышления человека. Важен также возраст, тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной систем. О видах мышления подробнее Вы можете прочитать в нашем блоге:

Два уровня индивидуальных особенностей мышления человека

Индивидуальные особенности мышления человека в психологии анализируются на двух разных уровнях: индивида и личности.

Говоря о человеке как об индивиде, рассматривают определённые нейродинамические характеристики и процессы. Речь идёт о следующем:

— Как соотносятся первая и вторая сигнальные системы и, соответственно, какой тип мышления, художественный или мыслительный, преобладает.

— Как протекают нервные процессы: от их силы или слабости зависит скорость получения знаний, умственная работоспособность, чувствительность человека. От их активности или, напротив, инертности зависит и скорость мышления, и его гибкость или, напротив, затрудненность.

К личностным факторам мышления относятся:

— Установка (операционная и смысловая).

Операционная — это готовность предпринимать какие-то шаги, при этом опираясь на предшествующий опыт и предполагая развитие событий с учётом существующих условий.

Смысловая – установка более высокого уровня. Она выполняет роль своеобразного фильтра, корректирующего операционные установки. Смысловые установки определяют содержание, темп развития, результативность деятельности личности в целом.

— Мотивы. Они активизируют, структурируют мышление. Значимая мотивация придаёт мышлению ценный личный смысл.

— Эмоции. Они помогают оценивать информацию, активизировать мышление, сокращать время поиска решения проблемы, генерировать новую информацию. выполняют четыре функции: оценочную, активизирующую, функцию эвристик (приёмов, сокращающих время поиска решения задачи), функцию генератора новой информации.

— Личный прошлый опыт. Он сконцентрирован в знаниях человека и определяет особенности его мышления. Лишь хорошо структурированные знания превращают человека в интеллектуала и отличают его от дилетанта.

— Социально-психологические факторы. Так, авторитарность педагогов и родителей порождает стереотипность мышления, отсутствие или низкий уровень креативности. Напротив, паритетность во взаимоотношениях создаёт предпосылки для самостоятельности, критичности, оригинальности мышления, способности учитывать позицию другого человека и, как следствие, для творческой продуктивности.

Основные качества мышления человека

Индивидуальные особенности мышления в психологии, как правило, определяются следующими качествами:

• Логичность – это умение следовать при рассмотрении вопроса определенной последовательности, т.е. порядку, обусловленному логикой. Это умение размышлять, доказывать правильность или ошибочность умозаключения, проверять ход рассуждения.

• Глубина мышления (вдумчивость) – это способность находить суть, главное, самое существенное, нередко скрытое. Это способность понимать не видимость, а сущность; составлять представление, исходя из самых разных фактов, понимать в целом, замечать закономерности, понимать причины и предвидеть последствия.

• Широта мышления – это умение рассматривать проблемы со всех сторон, взаимосвязанно с другими явлениями и в достаточной степени критично, охватывая разные области знаний.

• Гибкость (пластичность) – умение менять способы решения проблем в условиях меняющихся обстоятельств. Гибкость мышления позволяет рассматривать явления и предметы, отношения и свойства в разных аспектах. Если условия изменяются – гибкое мышление позволяет переструктурировать исходные данные, использовать их относительность. При получении новых вводных планы меняются с их учётом, в результате чего план решения задачи тоже успешно меняется. Это свойство связано с подвижностью мыслительных процессов.

• Инертность мышления – свойство, противоположное гибкости. Инертное мышление не ищет новых путей, предпочитая воспроизводить то, что уже усвоено и известно, то есть это склонность мыслить шаблонно, когда человек испытывает трудности при необходимости переключиться на другую систему действий.

• Оригинальность мышления – это умение человека ставить новые вопросы; использовать известный опыт, и одновременно проявлять независимость суждений и находить самостоятельное решение. Самостоятельностью оригинальность мышления предполагает самокритичность (знание своих сильных и слабых сторон). В самостоятельности проявляется и творческий характер мышления.

• Критичность мышления – это стремление объективно оценивать, применять только проверенные суждения, тщательно проверять возражения перед тем, как их отбросить. Она предполагает умение выявлять достоинства и недостатки рассуждений и доказывать истинность выдвигаемых положений.

• Быстрота мышления – это скорость, с которой протекают мыслительные процессы. Она проявляется в количестве времени, необходимого для решения задач и в лёгкости при реализации идей. Быстрота мышления особенно важна в критических ситуациях, когда необходимо очень быстро принять решение и начать действовать.

• Ясность мышления – это простота, искренность, незапутанность при выражении мыслей.

• Пытливость – это потребность найти наиболее подходящее решение задачи.

• Остроумие – это способность быстро ориентироваться в материале, находить правильные решения задач.

• Инициативность – это стремление к поиску и нахождению решения задачи самостоятельно, самыми разнообразными путями и средствами.

• Оригинальность – это способность генерировать новые идеи, отличающиеся от уже знакомых.

Как индивидуальные особенности мышления, в психологии выделяют также:

• Темп развития мыслительных процессов, под которым понимают наименьшее количество упражнений, которое требуется для того, чтобы понять и обобщить принцип решения.

• Экономичность мышления – количество последовательных рассуждений, позволяющее усвоить новую закономерность.

• Устойчивость – это сохранение ориентира на прежде выделенные важные признаки и общепризнанные закономерности.

• Осознанность – умение словесно выразить и результат проделанной работы, и приёмы, которые при этом применялись.

Все индивидуальные особенности мышления человека важны для правильной оценки его способностей и знаний. Но основополагающий признак мышления  – умение выявлять главное, самое существенное, чтобы затем, самостоятельно мысля, двигаться к новым обобщениям. Мышление гораздо больше, чем констатация события или факта. Его путь – углубление в суть явления и открытие общего закона развития всех сколько-нибудь однородных явлений, каково бы ни было их внешнее различие.

Познавательные качества мышления носят индивидуальный характер, претерпевают изменения с возрастом, но главное – они поддаются коррекции, их показатели можно и нужно улучшать. Благодаря такому свойству мозга как пластичность, его познавательные функции можно развивать в любом возрасте. Мышление и внимание, память, восприятие можно тренировать ежедневно, с удовольствием и с пользой используя развивающие игры онлайн .

 

Фото: Kurtis Garbutt

Психология мышления. — Индивидуальные особенности и качества мышления.

Страница 15 из 42

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления — скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов — минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления — число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления — независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей — умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Основные качества ума в психологии. Индивидуальные особенности мышления

Мы часто задумываемся о качестве ума. Проходим различные онлайн-тесты на определение уровня интеллекта. Хотя, они и без того отчетливо проявляются в действительности, посредством реакции и принятия решения человеком в трудной ситуации. Поговорим об этом и особенностях индивидуального мышления.

Немного о мыслительном процессе

Мы познаем мир через ощущения и восприятия и только потом – посредством мышления. Функция последнего заключается в расширении рубежей познания через выход за границы чувствования. То есть, оно помогает путем умозаключений раскрыть то, чего мы не можем узнать, опираясь исключительно на восприятие.

Мышление прокладывает путь к знаниям, которые нельзя получить иным образом. Это процесс решения задач. Последние подразумевают вопросы, на которые нет прямых ответов. Они скрыты в исходных данных. Путем их преобразования посредством логики можно найти решение.

Основные качества ума

Еще мышление определяется, как процесс обобщенного познания действительности. То есть получение общей информации о ней происходит на уровне терминов.

Мыслительные задачи решают с помощью:

  • Анализа. Это умственная операция, посредством которой происходит разделение целого на составные части. С него начинается исследование.
  • Синтеза. Подразумевает мысленный и практический процесс объединения фрагментов в единую картину. Эта операция противоположна анализу, но они обе взаимодополняемые. Если информация по проблеме неясна, сначала требуется анализ.
  • Сравнения. Осуществляется сравнение объектов с целью нахождения общих черт и отличий.

Развитие ума

Все люди индивидуальны и с разным мышлением.

О качестве ума

Персональные различия мыслительного процесса индивида проявляются в разных качествах ума, которые он демонстрирует при осуществлении деятельности. Наиболее значимые из них – это:

  • Самостоятельность мышления. Выражается в умении человека высказывать свое мнение, ставить цели и задачи, находить ответы и принимать решения, при этом, не прибегая к помощи других людей. Самостоятельность ума неразрывно связана с его критичностью, способностью не принимать чужие суждения, а строго и правильно их оценивать, разграничивать сильные и слабые стороны, выделять главные мысли, и ошибки, которые в них допущены.
  • Широта. Характеризуется всеобъемлющим кругозором, стремлением к познанию нового, самосовершенствованием в разных областях науки и практики.
  • Глубина. Величайшее свойство, позволяющее человеку заглянуть вглубь проблемы, увидеть детали, которые другие не замечают, найти выход и спрогнозировать дальнейшее развитие.
  • Гибкость. Позволяет человеку быстро пересматривать принятые решения, исправлять неправильные, причем новым неординарным способом. Индивид не использует шаблонные приемы решения задачи. К примеру, ученик, обладающий гибкостью ума, с легкостью может найти ответ разными способами.
  • Быстрота. Выражается в скорости решения задач и мыслительного процесса. Зависит от опыта, накопленных знаний и умений. Быстрота мысли требуется от индивида в случае принятия скорого решения. Не имеет ничего общего с торопливостью мышления, когда решение принимается «наспех», «кое-как», человек цепляется за первые мысли, пришедшие в голову, не проверяя их, и не учитывает все данные, необходимые для решения задачи.
  • И критичность. Это свойство позволяет индивиду давать объективную оценку отрицательным и положительным характеристикам явлений. А также скрупулезно, выдержано и хладнокровно, проверять истинность решений.

Итак, мы пробежались кратко по качествам ума, основным. Подробнее остановимся на последнем.

Индивидуальные качества

Критичность

Человек, обладающий критическим умом, тщательно проверяет свои предположения, не принимая каждое пришедшее умственное решение за истину до тех пор, пока не удостоверится в его правильности. Критический ум – организованный ум, широко использующий воображение, опираясь на него в творении нового. И при этом он обладает способностью и умением придерживать работу фантазии, которая уводит по ложному пути к нереальным несбыточным проектам.

Самостоятельность и критичность ума – прекрасный тандем предпосылок творческой, новаторской деятельности личности.

Процесс саморазвития

Другие индивидуальные качества ума

Итак, в мыслительной работе людей проявляются личностные особенности их мышления. К ним относятся качества ума, о которых мы говорили выше, а также:

  • Любознательность. Выражается в стремлении человека познавать новое. Но может носить и поверхностный характер.
  • Пытливость – желание всесторонне изучить явление в существенных отношениях.

Оба эти качества являются основой активной познавательной деятельности.

Последовательность мысли

Развитие качеств ума

Еще одно качество человеческого ума. Это строго последовательный ум. Проявляется в умении следовать строгой логической цепи в изучении явления, а также закономерной аргументированности размышлений и четкому логическому процессу.

Человек последовательного ума в размышлениях придерживается одной проблемы, не перескакивая на другую. Изучая непростую задачу, следует конкретному методу рассмотрения. Сформировав мысли, прослеживает порядок выхода информации, придерживаясь намеченного плана. В его размышлениях не бывает логических ошибок. Если он посчитал истинными определенные умозаключения, то без страха и опасений делает все выходящие из них выводы. Он стремится найти больше доказательств суждениям.

Ум необходимо тренировать

Известны шесть основных качеств ума в психологии, которые следует развивать – глубина, широта, гибкость, самостоятельность, быстрота и последовательность. Пока нет задачи, ум будет деградировать!

Самосовершенствование человека

Как это сделать

Есть несколько рекомендаций. Рассмотрим их:

  1. Главное – ставьте перед собой задачи! При этом они должны быть интересными.
  2. Пополняйте словарный запас. Читайте книги, изучайте иностранные языки. Таким образом, вы научитесь четко и правильно излагать мысли, тем самым разовьете ум.
  3. Рисуйте. При помощи яркой палитры, можно на листе бумаги изобразить свое будущее, мечты, эмоциональное состояние. Живопись развивает воображение и мышление.
  4. Решайте ребусы, головоломки, кроссворды.
  5. Слушайте классическую музыку.
  6. Пишите стихи, а если получится, поэмы. Этот процесс способствует развитию не только памяти, но и воображения и творческих способностей.
  7. Увлекайтесь кулинарией. Отступайте от рецептуры, включайте фантазию и воображение.
  8. Играйте с друзьями в шашки и шахматы. Не умеете? Тогда это прекрасный повод этому научиться.
  9. Решайте математические задачи, чтобы развить аналитическое мышление, которое способствует улучшению ума.
  10. Узнавайте каждый день новое слово. Неважно, из какой области вы разучите термин, главное – познание и самосовершенствование.

И думайте самостоятельно. Сегодня нет проблем к доступу любой информации, благодаря Интернету, где можно отыскать даже решение школьных задачек. Старайтесь не обращаться за ответами к различным источникам. Чем меньше мы начинаем думать, тем слабее развиваются наша память и ум. И, конечно же, не забываем про правильное питание, избавление от вредных привычек. Больше отдыхайте и полноценно высыпайтесь, занимайтесь спортом, прогуливайтесь на свежем воздухе, наслаждайтесь жизнью, поднимайте себе настроение и у вас все получится.

ВАЖНЕЙШИЕ КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ

Важнейшими качествами мышления являются следующие.

1.   Самостоятельность мышления – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

2.   Инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.

3.   Глубина
– способность проникать в сущность вещей и явлений понимать причины и глубинные закономерности.

4.   Широта – способность видеть проблемы многосторонне, взаимосвязи с другими явлениями.

5.   Быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.

6.   Оригинальность – способность производить новые идеи, личные от общепринятых.

7.   Пытливость
– потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

8.   Критичность – объективная оценка предметов и явлений стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.

9.   Торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

Мышление имеет потребностно-мотивированный
и целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса определяются:

Ø  потребностями,

Ø  мотивами,

Ø  интересами личности,

Ø  ее целями задачами.

Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом. Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.

Одной из сложных проблем обучения в школе и вузе (особенно техническом) является акцент на развитии формально-логического мышления в ущерб образному мышлению. В результате, учащиеся и студенты становятся как бы закрепощены собственным формально-логическим мышлением. В связи с этим, стремление к творчеству, высокие духовные запросы кажутся некоторым из них абсолютно ненужными. Необходимо, чтобы оба этих типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказывалось бы скованным рассудочностью и чтобы не иссякал творчески потенциал человека.

По мнению Д. Гилфорда,
творческое мышление имеет следующие особенности:

1. Оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна,

2. Способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения,

3. Образная адаптивная гибкость, которая проявляется в способности изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения,

4. Семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей.

Серьезным препятствием на пути к творческому мышлению является приверженность старым методам решения. К ним можно отнести:

Ø  склонность к конформизму,

Ø  боязнь показаться глупым и смешным,

Ø  экстравагантным или агрессивным;

Ø  страх ошибиться и страх критики;

Ø   завышенная оценка собственных идей;

Ø  высокий уровень тревожности;

Ø  психическая и мышечная напряженность.

5. Условиями успешного решения творческих задач являются более частое обнаружение и применение новых способов:

Ø  успешное преодоление сложившихся стереотипов;

Ø  умение идти на риск, освободившись от страха и защитных реакций;

Ø  сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения;

Ø  разнообразие и различная направленность знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы.

 

 

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

определение понятия, виды и функции мышления



Мышление — высший психический процесс в человеческом сознании. От способности размышлять зависит успех, умение справляться с повседневными обязанностями, добиваться намеченных целей.


Благодаря мышлению у человека есть возможность представить скрытую сторону предмета или явления, а также его изменения с течением времени, устремиться за пределы существующей реальности, конструктивно использовать воображение.

 

Что мы понимаем под мышлением


Под мышлением следует понимать процесс познания и моделирования реальности при помощи обобщенных и опосредованных умозаключений, полученных на основании деятельности человека. Философы всех времен ставили акцент на процессе мышления, как на отличительной черте человеческого естества. По словам Декарта, мышление подтверждает наличие жизни внутри личности.


В ходе мышления становится «осязаемой» мысль, рождается понятие, оживает идея. Процесс мышления противопоставляется ощущению и восприятию, как низшим формам сознания, свойственным и миру животных.


Мышление наполняет смыслом деятельность человека, выступает в качестве опоры для развития науки, искусства. Исходя из этого, многие результаты труда имеют кроме прагматического, и символическое значение: к примеру, внешний вид и расположение архитектуры, материал построения здания имеют не меньший смысл, чем его прямое назначение.


Мыслительные операции, прежде всего, проявлялись, как практические, а затем они преобразовывались в теоретические. Поэтому действие представляет собой первичную форму мышления по сути. Опыт подтверждает зависимость качества выполнения поставленной задачи от озвучивания ее формулировки.


Отличительной чертой мышления в сравнении с остальными формами сознания является способность получать информацию опосредованно. Процесс осуществляется с помощью функций мозга — дедукции и аналогии.

Виды мышления


Существует несколько разновидностей мышления. Каждая из них ассоциируется с определенным уровнем осознания реальности при различной степени абстрагирования.

Наглядно-действенное


Познание при помощи манипулирования предметами: реализация этого уровня осмысления действительности не уходит далеко от практики, учитывая то, что человек словно «помогает себе действиями». Уровень мышления характерный для трехлетнего возраста. Чтобы увидеть отличия предметов, ребенок прикладывает их друг ко другу. Малыш понимает, что такое домик, когда он выстроен; или что действие было неверным, так как игрушка сломана. Ребенок учится обобщать и классифицировать, компонуя между собой различные детали конструктора по цвету и размеру.


Подобное мышление свойственно и зрелым личностям, с той лишь разницей, что оно становится второстепенным. Наглядно-действенные операции активируются в случаях, когда точное прогнозирование затруднительно. В качестве примера — изучение на практике незнакомой техники, перепланировка интерьера и прочее.

Наглядно-образное


Познание при помощи представлений, предметов — более совершенный уровень осмысления реальности в сравнении с предыдущим. Мыслительный процесс выходит на первый план, после чего следуют действия. Чтобы дать подробную характеристику предмету, человек не нуждается в практических действиях в связи с ним: не рассматривает и не касается его руками. Этот уровень способен осилить ребенок лет семи.


Взрослые проявляют подобное мышления, когда поэтапно представляют творческий процесс с сопутствующими изменениями, выстраивают стратегию своих действий, параллельно обдумывая результаты и корректируя свое поведение в соответствии с ними. Развитие наглядно-образного мышления позволяет улучшать креативность, способность генерировать новые идеи.

Словесно-логическое


Познание посредством понятий, рассуждений, слов. Это уровень абстрактных процессов мышления, характеризующийся присваиванием понятий, использованием логических конструкций, не всегда имеющих образ, например: «совесть», «ценность». Абстрактное мышление — вспомогательный инструмент человека для выявления закономерностей в окружающем мире, в изучаемом материале.


Разумеется, что подобное мышление не свойственно малышу, по той причине, что в его опыте не накоплено достаточного количества понятий и образов. Построение логической взаимосвязи требуется в решении как бытовых, так и судьбоносных вопросов. Скорость и правильность выполнения элементарных задач зависит от того, насколько у человека развито словесно-логическое мышление.

Функции и процессы


Та или иная разновидность мышления активирует перечень процессов, обеспечивающих познание картины мира:

  • Сравнение. Выявление схожих и отличительных свойств, качеств;
  • Анализ. Рассмотрение явления в свете его деталей и составляющих;
  • Синтез. Противоположен анализу; с его помощью целое может быть восстановлено выявлением связей;
  • Абстракция. Представление определенного качества предмета на фоне менее значимых;
  • Обобщение. Игнорирование отдельных признаков с целью осмысления общих и выявления значимых связей между предметами.


Для детского уровня мышления все перечисленные процессы необходимо отобразить на практике: разбор и складывание деталей, классификация их по определенным характеристикам.


В зависимости от функциональных особенностей, мышление в психологии подразделяется на репродуктивное, продуктивное и творческое:


1. Репродуктивное. Имеет вид повторения изученной информации по установленному алгоритму. На практике это выглядит, как умение решать задачи по принципу предыдущих. Процесс мышления сконцентрирован не на усвоении нового, а на фиксировании той или иной закономерности.


2. Продуктивное. Мышление, при котором личность выходит за пределы существующих понятий и дополняет свой уровень понимания новыми познаниями. Их новизна является таковой только для индивида, не считая «общечеловеческой» объективности. Если же информация, полученная индивидом, представляет новшество и для всего человечества — в таком случае речь идет о творческом мышлении.


3. Творческое. Процесс, отличающийся сложностью и структурой. Индивид стремится к обретению новых знаний и самостоятельному применению их на практике. Характерные особенности: уникальность, создание нового, а не повторение; применение к явлению другой точки зрения с целью более широкого рассмотрения; спонтанность идеи, которой не предшествовало ничего из текущей ситуации; преобразование привычного.


Типы мышления


Существуют различные типы мышления, в свою очередь подразделяющихся на категории:


1. Логическое – этическое. Люди-логики оперируют понятиями с позиции последовательной обоснованности, правил, закономерностей. Сторонники второго типа реализуют себя, исходя из настроения, чувств и эмоций. Первые предпочитают обмен информацией, представители второго типа — обмен эмоциями.


2. Сенсорное – интуитивное. Люди сенсорного восприятия отличаются конкретностью и практичностью суждений, они прекрасно оперируют деталями, делают выводы, опираясь на текущие события, ловко справляются со сложившейся в настоящем времени ситуацией. Представители второго типа мышления — обозревают проблему в глобальном смысле, размышляют с подачи философии, теоретически и не привязываясь к конкретным особенностям события.


3. Решительное – рассудительное. Для людей первого типа мышления свойственно быстрое принятие решений, способность работать в напряженной атмосфере; они могут допускать ошибки и быстро делать выводы, меняя свое поведение. Представители второго типа долго обдумывают решения, действуют исключительно в обстановке спокойствия и комфорта, не допуская излишней суеты.


4. Шизотимическое – циклотимическое. Люди шизотимического типа отличаются тонким восприятием, эгоцентричностью, властностью, желанием выделиться на фоне окружающих. В обычной их жизни наблюдаются признаки шизофрении. Люди-циклотимики отличаются безответственностью, беспечностью, общительностью, живостью эмоций. Кроме всего, возможна склонность к маниакально-депрессивному синдрому.


5. «Чейнджер»-«раннер». Представители мышления «чейнджер» ориентированы на разнообразие действий, осваивая что-либо новое; «раннеры» направляют свою деятельность в единственное русло, пока не завершат начатое. Они — «консерваторы» в бытовой жизни; с осмотрительностью подходят к выбору друзей, увлечениям, приобретениям. Внезапные перемены оказывают на них угнетающее или разрушительное действие.


6. Интроверт – экстраверт. Всем известная классификация: интроверты имеют мышление, в большей мере обращенное внутрь себя. Они чувствительны, замкнуты, задумчивы. Экстраверты — актуализируют внешнее; они разговорчивы, открыты и энергичны.


7. Интернал – экстернал. Представители первого типажа уверены, что все происходящее в их жизни зависит от них самих и меняется под их воздействием. Все неудачи они «берут на себя», а успехи рассматривают как почетные достижения. Экстерналы убеждены, что всему происходящему виной окружающая действительность, другие люди, случайные совпадения, «рок» и так далее. 


8. Позитивизм – негативизм. Позитивисты в той или иной ситуации исходят из того, что представляет из себя ситуация. Они применяют утвердительные конструкции, обозначая предметы и явления соответствующими характеристиками: «Все прошло хорошо. Результат порадовал». Негативисты начинают реагировать на происходящее с позиции того, чего нет. Они ведут рассуждения с применением отрицания: «Ничего предосудительного не произошло. Результат неплохой».


Каждый из описанных типов мышления характеризуется своеобразной спецификой. В зависимости от этой особенности личность способна на истинные или ложные умозаключения. Но типичные представители определенного типажа склонны к совершению логических ошибок. К этим категориям можно отнести экстерналов и интерналов.


У таких людей отсутствует объективность для понимания ситуации, они находятся под влиянием примитивных установок: «все случилось из-за меня», или «это все из-за него», тогда как событие сформировалось в результате определенных условий. В реальности в произошедшем есть как вина самого человека, так и влияние независимых от него причин.

Понятие «предикатива»


Так как речь идет о логических ошибках, необходимо уделить внимание изначально ошибочной теории, в чем реализуется предикативное мышление, противопоставляемое логическому, согласно психологии. Предикатив — характеристика предмета, явления, описание его действия, имеющая актуальность в момент речи. Предикативизму свойственно рассуждение, при котором происходит отождествление разнородных предметов в силу объединяющего их предикатива.


К примеру, «веганы не едят рыбу. Саша отказался от порции жареной рыбы. Вывод: Саша — веган.» Наподобие того, что «если кто-то из политических деятелей предпочитает жить за городом, а другой положительно высказался по поводу загородной недвижимости, то и политические взгляды этих не связанных друг с другом людей должны совпадать. С позиции логики в корне неверно. Правильно было бы построение взаимосвязей с противоположной стороны: «так как веганы не употребляют рыбу, а Саша также веган, то он, вероятнее всего, также не употребляет рыбу.»


Предикатив не может выступать значимым признаком предмета, его актуальность имеет смысл только в минуту высказывания. Таким образом, предикатив может служить определителем для множества явлений, не связанных между собой. Не употребляют рыбу не только веганы, но и фрукторианцы, также и их питомцы; а еще — люди, имеющие индивидуальную непереносимость продукта, или живущие в пустыне; не едят рыбу и неодушевленные предметы, и так далее.


Несмотря на изначальную ошибочность, предикативизм свойственен многим. На основе иррационального принципа мышления пытаются выстраивать политическую идеологию, маркетинговую стратегию, религиозные убеждения и прочее. Рекламные слоганы изобилуют предикативизмом: «Этот продукт — только для успешных людей!» Выходит, те, кто его не купит, не достоин успеха. И ради сохранения статуса звезды потребитель продолжит покупать рекламируемую продукцию. «Предикативное общество» — отличная предпосылка управления людьми, которые склонны к внушаемости, их ничего не стоит ввести в заблуждение.


По причине предикативного мышления происходило преследование «ведьм» средневекового периода, поиск колдунов по признакам внешности: нос с горбинкой, длинные каштановые волосы, черный кардиган, и другие особенности, не имеющие никакого смысла для человека со статусом «колдуна». Тот же предикативизм провоцировал религиозную нетерпимость, столкновение разнообразных культов, вражду националистических и расистских взглядов.


Современный предикативизм управляет потребительскими предпочтениями. Люди охотно выбирают стиль «успеха», им приятно иметь любое сходство с богатыми или знаменитыми личностями. Потребителю непонятно, что известный человек становится популярным не из-за денег. Деньги приходят к нему благодаря большому таланту, который и делает его известным. Мышление, основанное на предикативизме, способствует зависти, а человек в погоне за внешними отличиями, сам не понимает, зачем они ему нужны.


Смотреть ВИДЕО:

Качества мышления и индивидуальные стили мышления

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью.

«Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» Айзенк

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Можно выделить следующие индивидуальные стили мышления (А. А. Алексеев, Л. А. Громова).

Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора: «Что если…». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят строить теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство различных позиций, легко, без внутреннего сопротивления, воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» — классический вопрос Идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим…». Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя сложившиеся обстоятельства в свою пользу, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, Аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они склонны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным и хотят это нечто исправить.

Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, способы поведения, личностные особенности человека.

Развитие мыслительного процесса: 4 основные теории | Мышление

Психологи изучали процесс развития мышления и выдвигали ряд теорий. Это следующие теории: 1. Теория Пиаже 2. Концепция способов мышления Салливана 3. Теория Брунера 4. Психоаналитическая теория мышления.

1. Теория Пиаже :

Швейцарский психолог Жан Пиаже, используя собственных детей в качестве испытуемых, разработал гениальные и простые эксперименты и показал, как происходит развитие когнитивного мышления.Он объяснил поведение с точки зрения действий и реакций человека при адаптации к окружающей среде.

В отличие от животных и птиц, у людей очень мало инстинктивных реакций, и они должны постоянно находить новые способы и средства обращения с окружающей средой. Ягненок или цыпленок через несколько часов после рождения умеют убегать от опасности или различать съедобные и несъедобные вещи.

Напротив, новорожденный человеческий младенец часто не знает, что есть и что не есть, не говоря уже о том, чтобы распознавать опасность и даже не может распознать мать.Но три или четыре года спустя ягненок или цыпленок вырастают козой или курицей и достигают стадии, когда могут производить молоко или яйца.

Ребенок, хотя и не в полной мере способен заботиться о себе, тем не менее достигает стадии, когда он может бегать, говорить, учиться читать и так далее. Столкнувшись с опасностью, такой как хулиган на детской площадке или бродячая собака, лающая и приближающаяся к ней, ребенок может решить реагировать любым способом — убежать (как ягненок), спрятаться за другим человеком, кричать то же самое место или нападение, бросив грязь или камни.

Эта способность думать об альтернативах отличает человека от многих других животных. Ягненок рождается со многими сильными практическими инстинктами, а младенец — с немногими. Но в процессе развития человеческий ребенок осваивает множество стратегий решения проблем, которые дают гораздо большую гибкость, чем ягненок. Это уникальная способность человека к адаптации.

Пиаже впервые заинтересовался адаптацией человека, когда увидел, как играют его собственные дети. Он заметил, что их подходы к проблемам окружающей среды резко изменились в разное время.Он задавался вопросом, улучшилась ли их координация или старшие дети думают иначе, чем их младшие братья и сестры.

Пиаже стал страстным наблюдателем за детьми; он играл с ними, задавал вопросы об их занятиях, часами молча наблюдал за ними, когда они играли одни и с другими. Он также придумывал игры, которые показывали бы, как они думают. Постепенно он понял, что закономерность есть.

Он понял, что все дети проходят через ряд этапов своего роста.Стадии, идентифицированные и описанные Пиаже, — это сенсомоторная стадия, предоперационная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций.

а. Сенсорно-моторная стадия:

Новорожденный ребенок сосет все, что попадает в его рот, сжимает все, что попадает ему в руки, и смотрит на все, что попадает в поле его зрения. Возможно, вы видели маленьких детей, которые клали все в рот, свои руки, пальцы рук, пальцы ног, игрушки и другие предметы, которые были у них под рукой.

Они не понимают, что только одни предметы можно засасывать, а другие нет. Точно так же ребенок может схватить погремушку, встряхнуть ее, положить в рот, уронить и так далее. Однако в какой-то момент младенец понимает, что шум, который он слышит, исходит от погремушки. Он начинает трясти все, что попадает в руки, пытаясь воспроизвести дребезжащий звук.

Постепенно он начинает понимать, что одни вещи шумят, а другие — нет. Таким образом, младенец начинает систематизировать свои переживания, разделяя их на категории.Пиаже называет эти категории схемами. Их можно рассматривать как простые рамки, которые обеспечивают основу для преднамеренного и адаптивного поведения при решении проблем в дальнейшей жизни.

Ребенок также узнает, что объекты в реальном мире, включая людей, существуют сами по себе, независимо от их восприятия. Этого осознания нет в раннем младенчестве. Пиаже описывает следующий эксперимент со своей восьмимесячной дочерью Жаклин.

«Жаклин забирает мои часы, которые я предлагаю ей, держа цепочку в руке.Она с большим интересом рассматривает часы, пощупывает, один раз поворачивает, говорит: «Пффф и т. Д. Если на ее глазах я прячу часы за руку, за одеяло и т. Д., Она не реагирует и сразу все забывает».

Однако через несколько месяцев, то есть в конце сенсомоторного периода, Жаклин стала вполне способной находить часы, если они были спрятаны за одеялом или рукой. Это показывает, что она узнала, что объекты продолжают существовать, даже когда их нельзя увидеть. Мы часто встречаем малышей, играющих с мячом или наблюдающих за насекомыми, когда они передвигаются под стулом или детской кроваткой.

Ребенок начинает искать и искать их, потому что он или она понимает, что мяч или насекомое существуют, хотя и скрыты. Это указывает на то, что у ребенка развилось чувство постоянства объекта или постоянства объекта. Это осознание имеет решающее значение для когнитивного развития, поскольку позволяет ребенку увидеть некоторую закономерность в том, как происходят вещи.

Восприятие закономерностей абсолютно необходимо, потому что если каждый раз, когда он сталкивается с мячом или муравьем, он воспринимает это как новый стимул, он никогда не сможет научиться ассоциировать мяч или муравья как внешний объект и что его действия влияют на их.

Таким образом, к концу сенсомоторной стадии ребенок приобретает своего рода «двигательный интеллект» посредством прямого взаимодействия с окружающей его средой. Ребенок знает, что его или ее действия повлияют на вещи вне его или ее.

б. Предоперационная стадия:

Вторая стадия развития мышления длится от двух до семи лет. Ребенок на этом этапе ориентирован на действия. Его понимание и мыслительные процессы основаны на физическом опыте и опыте восприятия.Ребенок начинает использовать символы или представления событий и формировать образы обо всем, с чем он сталкивается.

Наиболее очевидным примером репрезентации является использование слов или языка, и именно на этом этапе ребенок начинает использовать слова для обозначения объектов. Например, ребенок может говорить о вещах, которых нет физически, о львах, тиграх, призраках и т. Д., Хотя он их не видел.

Дети играют в различные воображаемые игры, в которых стул становится поездом или автобусом, куклы становятся младенцами, листья и цветы становятся едой и так далее.Они не в полной мере способны проводить различие между собой и внешним миром.

Они предполагают, что у объектов есть чувства. Играя с куклами, им кажется, что куклы плачут, улыбаются и ведут себя как настоящие младенцы. Они считают свои собственные психологические процессы, такие как сны, реальными и конкретными событиями.

Пиаже обнаружил, что дети на этой стадии склонны сосредотачивать свое внимание на одном аспекте объекта или события, которое привлекает их внимание, игнорируя все остальные аспекты.Это было продемонстрировано в следующем известном эксперименте. Детей просили наполнить бусинами два одинаковых контейнера.

Когда они закончили, Пиаже вылил бусины из одного контейнера в высокий тонкий стакан и спросил их, в одном ли бус больше, чем в другом. Дети неизменно говорили «да», даже если понимали, что он не добавил и не убрал бусинок. Этот нелогичный ответ возникает из-за того, что дети могут думать только об одном аспекте или измерении за раз, то есть о высоте или ширине.Пиаже называет это целеустремленностью.

Пиаже обнаружил, что мышление на этой стадии жесткое и «необратимое». Дж. Л. Филлипс приводит интересный пример необратимости. Он спросил четырехлетнего мальчика, есть ли у него брат; ребенок ответил «да». Затем он спросил, как зовут брата; ответ был «Джим». «Есть ли у Джима брат?» Ребенок ответил категорическим «нет».

Это показывает, что ребенок не мог изменить принцип, лежащий в основе той же концепции, то есть иметь брата.Еще одна особенность, обозначенная на приведенной выше иллюстрации, — это неспособность ребенка думать о себе как о чьем-то брате. Эта неспособность поставить себя на место Джима и увидеть себя братом является примером эгоцентризма.

Еще один интересный аспект дооперационного мышления, идентифицированный Пиаже, — это концепция сохранения. В предоперационном периоде ребенок не умеет «интеллектуально консервировать».

В его эксперименте четыре шарика были расположены в следующем порядке перед ребенком:

Ребенок настойчиво утверждал, что перестановка содержит больше шариков.Пиаже объяснил, что в этот момент ребенка поражают визуально-пространственные свидетельства того момента, а не знание того, что это те же четыре шарика в новых положениях.

Ребенок не может осознавать и поддерживать тот факт, что такое же количество шариков может занимать больше места. Пиаже называет это неспособностью «сохранить» идею числа. У ребенка также возникают трудности с сохранением других качеств стимулов, таких как объем, масса и т. Д.

Концепция сохранения объема была продемонстрирована в простом эксперименте с использованием контейнеров разной формы и воды.Прозрачные стеклянные контейнеры A, B, C и D, как показано на рис. 11.2, были помещены перед ребенком. В емкостях B и C было одинаковое количество воды. Экспериментатор налил воду из емкости B в A.

Когда ребенка спросили, является ли количество воды, содержащейся в A, таким же, как в C, ребенок без колебаний указал на емкость A (более высокую) и сказал, что в нем больше воды. Точно так же, когда вода из C была налита в D и ребенка спросили, равно ли количество воды в A и D, ответ был, что количество воды в A больше.

Вышеупомянутый эксперимент демонстрирует то, что Пиаже назвал бы неспособностью к сохранению. Представление или оценка ребенком количества воды зависели от размера, высоты, формы и других характеристик емкостей. Оценка ребенком количества воды показала непостоянство и определенность и, по-видимому, зависела от характеристик емкостей.

с. Этап конкретных операций:

На этом этапе, который обычно происходит между 7 и 11 годами, ребенок приобретает базовые представления о времени, пространстве, числе и т. Д.а также гибкость, которой не хватало на предоперационной стадии. На этом этапе ребенок учится прослеживать свои мысли, исправлять себя, при необходимости начинать работать с самого начала, рассматривать более одного измерения за раз и по-разному смотреть на один объект или проблему. Три логических

.

Навыков мышления в психологии — EruptingMind

В этой статье мы рассмотрим различные советы и стратегии, которые вы можете использовать для более эффективного мышления. Изучение того, как улучшить свои мыслительные способности, поможет принести пользу во многих сферах вашей жизни, поскольку вам станет легче и быстрее находить решения стоящих перед вами проблем.

В частности, студенты должны найти информацию на этой странице особенно полезной, так как она позволит им развить уровень критического анализа, который так часто проверяется школами, колледжами и университетами.

Однако изучение того, как улучшить свои навыки мышления, — это не только решение проблем, поскольку навыки мышления могут быть полезны во многих сферах жизни. Например, вы можете обнаружить, что можете принимать более обоснованные решения, мыслить более творчески и легче понимать новую информацию.

Конечно, эти преимущества не должны вызывать удивления, потому что независимо от того, чем вы занимаетесь в своей жизни, вы всегда думаете! Так что если вы начнете думать лучше, то вскоре заметите, что и вы стали жить лучше!

Думай.Все мы так делаем.

Хорошо, давайте начнем с нашей первой темы с рассмотрения ментальных установок и того, как они могут повлиять на то, как вы решаете проблему.

Психологические установки

Психологические установки включают использование чего-то, что помогало вам в прошлом, для решения проблемы, с которой вы столкнулись сейчас.

Другими словами, использование одного и того же подхода к разным типам задач. Психологические установки могут упростить вам решение проблемы или усложнить ее решение.

Например, если вы хотите войти в комнату, у вас есть мысленный набор, который подсказывает вам, как открыть дверь.В результате вы пытаетесь толкнуть или потянуть дверь, чтобы открыть ее.

То, что вы сделали здесь, использовало подход, который работал у вас в прошлом (, т. Е. Толкание или вытягивание двери ), чтобы открыть новую дверь, которую вы никогда раньше не видели (, т. Е. Решить новую проблему ).

Ментальные наборы позволяют быстро решать новые задачи, используя имеющиеся знания.

Теперь давайте рассмотрим несколько примеров того, как ментальный настрой может усложнить вам решение задачи:

Вопрос 1

В корзине шесть яиц.Шесть человек берут по одному яйцу.

Как получается, что одно яйцо все еще может оставаться в корзине?

Вопрос 2

Что происходит один раз в июне, один раз в июле и дважды в августе?

Ответ на вопрос 1

Шестой человек взял корзину и последнее яйцо.

Ответ на вопрос 2

The Letter U.

Если вы разработали правильные ответы на эти проблемы, то молодец! Очевидно, вы очень хорошо решаете вопросы с типом нестандартного мышления, либо вы уже слышали эти вопросы раньше!

Если вы не смогли найти правильные ответы, не волнуйтесь, потому что эти вопросы были специально составлены так, чтобы вам было сложно найти правильный ответ.Вот почему…

Пояснение к вопросу 1

Думали забрать корзину?

В первом вопросе вам говорят, что шесть человек берут по одному яйцу каждый. Итак, ваш психологический настрой заставляет вас думать о шести людях, каждый вынимающих по одному яйцу из корзины.

Ваш ум, вероятно, не подсказывал вам, что вы можете взять корзину с яйцом в ней. В результате вы не понимали, почему в корзине могло быть яйцо, если бы все взяли его.

Пояснение к вопросу 2

Задумывались ли вы о том, как пишется каждый месяц?

Во втором вопросе вы можете начать думать о том, что общего в месяцах или о конкретных моментах, которые происходят в эти месяцы.

Ваша ментальная установка не говорит вам смотреть на то, что «происходит однажды» в буквах месяцев, что затем заставляет вас подходить к проблеме с совершенно неправильного угла.

Ментальные установки могут создавать ложные предположения

В обоих предыдущих примерах ментальные установки были созданы с помощью импликации.

В первом примере подразумевается, что каждый человек достает яйцо из корзины. Во втором примере подразумевается, что что-то происходит в течение этих месяцев.Эти ментальные установки, которые мешают вашей способности найти решение, известны как «ложные предположения», потому что они создают неверное убеждение.

Хорошо известный пример того, как ментальные установки могут усложнить решение проблемы, можно найти в истории братьев Райт. Чтобы успешно создать летающий самолет, им пришлось сломать ментальную установку, которая гласила, что крылья должны хлопать, как птица, если кто-то хочет летать.

Братья Райт сломали психологический настрой, показав, что самолет с неподвижным крылом может летать.

Многие люди до братьев Райт пытались летать, взмахивая крыльями, но безуспешно. Опять же, их умственный настрой мешал им найти успешное решение проблемы.

Функциональная неизменность

Функциональная неподвижность предполагает размышление о чем-либо только с точки зрения его функциональности, а не с точки зрения новых способов его использования.

Например, американское космическое агентство NASA хотело найти способ, позволяющий астронавтам писать заметки в космосе.Проблема была в том, что в космосе чернильные ручки не всегда работают вверх ногами.

После долгих исследований и миллионов долларов НАСА в конце концов разработало ручку, которую можно было бы использовать в космосе, даже если бы астронавты были перевернуты. Русские тоже искали решение этой проблемы. Что они сделали? Они использовали карандаш и тем самым сэкономили миллионы долларов.

Космическая ручка существует, но ее история — городская легенда.

Этот пример функциональной фиксированности показывает, как мы можем иметь мысленные установки для различных предметов, которые позволяют нам использовать этот предмет только определенным образом ( i.е. способ его использования ). Это затем фиксирует наше внимание на этой цели и исключает все остальные.

Примечание: эта история на самом деле является мифом или городской легендой. И Советы, и американцы изначально использовали карандаш, но это было сочтено опасным, так как, если наконечник сломался в космосе, это могло вызвать повреждение электрического оборудования или попасть в

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.