Гуманизм в педагогике: Гуманизм в современной педагогике — что это такое: основные идеи, представители и задачи

Содержание

Гуманизм в современной педагогике — что это такое: основные идеи, представители и задачи

Педагогика – это наука о воспитании подрастающего поколения. Подобно живому организму, она модифицировалась вместе с развитием человечества.

Эта наука всегда была востребована, так как развитие способностей физических и умственных является высшей потребностью человека.

На сегодняшний день ученые считают, что при создании дружеской, уважительной обстановки при процессе обучения сформировываются превосходные условия для духовного развития ученика, удовлетворяя при этом еще и его потребность в общении.

Корни гуманизма

Эпоха Возрождения в мировой истории ознаменовалась появлением новых идей.

Это революционное время противопоставило средневековому аскетизму ценность земного бытия, в основе которого лежала любовь к человеку и уважение к его личности.

Возникновение гуманизмаВозникновение гуманизма

Эпоха Возрождения принесла в мировую культуру много нового, в том числе и гуманизм

Данная концепция получила название гуманизм. Это новое мировоззрение имело огромное влияние на развития человечества и не только в педагогике.

Что такое гуманизм? Термин произошел благодаря латинским словам humanitas и homo, что в переводе означает «человечность» и «человек».

Любознательные и энергичные гуманисты Возрождения добивались права самим творить свою судьбу и развивать окружающий их мир, опираясь на духовную сторону собственной личности.

Наибольший вклад в развитие этого мировоззрения вложили: Алигьери Данте, Петрарка Франческо, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Марсилио Фичино, Томас Мор, Пьетро Паоло Верджерио и многие другие.

Мысли и идеи, высказанные в трудах этих людей новой эпохи, легли сначала в основу классического европейского образования, а затем и в современную педагогику, получившую в последствии название гуманистической.

В обществе с этого времени между понятиями воспитание и образование появилась тесная связь.

Главной целью гуманистического воспитания является развитие человеческой индивидуальности, которая неразрывно связана с природой ребенка.

Появилась новая система обучения, которая была направлена прежде всего на развитие творческих и коммуникативных способностей ученика, а также его самостоятельности при принятии решений.

Так что же такое гуманизм в педагогике? Это мы и рассмотрим подробнее.

Основные задачи гуманистической педагогики

Сторонники движения в прошлом были уверены в том, что достаточно передать свои знания ребенку, и из него сформируется универсально развитая и граждански ответственная личность.

В настоящее время педагоги считают, что этого недостаточно для достижения главной цели гуманистической педагогики.

Есть большая разница между полученными знаниями и повседневными привычками человека.

Теоретические ценности нужно уметь реализовывать в практической жизни индивида. Гуманистическое воспитание имеет определенную дуальность.

С одной стороны, человек должен обладать определенными моральными принципами по отношению к себе и окружающему его обществу.

С другой индивид должен обладать критическим этическим познанием себя, других людей и физического мира. Иначе можно увязнуть в решении псевдопроблем, которые не имеют смысловой ценности для человека и человечества в целом.

Задачи гуманистической педагогикиЗадачи гуманистической педагогики

На что же направлена современная гуманистическая педагогика?

На что направлена гуманистическая педагогика?

Современная наука о воспитании ставит перед собой задачу установить согласие между личностью и её мировоззрением, имеющимися знаниями и применением их в повседневной жизни человека.

Этическая сторона воспитания призвана укрепить гармонию между духовными основами жизни человека и его поступками.

На практике такое воспитание позволяет развить уникальность и самобытность каждого ученика, на которые не влияют политические и социальные условия.

При возникновении же нестандартных ситуаций его это не поставит в тупик и не лишит творческого отношения к жизни.

Человек реализует себя и свою жизнь по собственному усмотрению, то есть занимается самореализацией, не мешая при этом другим личностям искать свой путь.

Самореализация помогает осуществить на практике теоретические идеи свободы и равенства.

Занимая свое уникальное место в жизни, можно понять и осознать уникальность окружающих других людей.

Поняв ценность и важность каждой личности, человек не допускает рост напряженности в межличностных отношениях.

Принципы гуманистической педагогики

Гуманизм в педагогике не преследует цель установления определенной авторитарной идеологии, а наоборот стремится помочь ученику стать более независимым. Это делает его и более ответственным при решении жизненных проблем.

Ценность подобного воспитания состоит в том, что учитель и ученик проводят совместную работу по определению методов самоорганизации и самопознания.

Принципы гуманистической педагогикиПринципы гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика направлена прежде всего на самореализацию каждого ученика

Педагогика при этом реализует следующие принципы:

  1. Непредвзятость, объективность и научность процесса обучения и воспитания. На деле это означает, что учитель должен быть максимально непредвзятым при передаче или обсуждении информации. Иначе будет нарушено хрупкое равновесие идей свободы и равенства, а, следовательно, и возможности на самореализацию каждого ученика. Конечно, подобного достичь почти невозможно. На любого человека влияют так или иначе приходящие извне события, но тем не менее педагог должен быть максимально отстранен от пристрастий и штампов, быть объективным и меньше поддаваться идеологическим эмоциям.
  2. Побуждение к самодетерминации и саморегуляции воспитательных процессов, главная цель которых — вызвать в ученике тягу к самопознанию, саморазвитию, самооценке, самокоррекции и так далее. На практике это означает, что педагог раскрывает ученику методы и технологии работы над собой, а также способы оценки эффективности культурной и социальной жизни.
  3. Предлагающие объяснения, которые задают грани моральной и этической правомерности методов процесса познания. Ученик должен понимать, почему он делает выбор в пользу этой идеи или технологии, зачем ему это нужно, какие цели он преследует и так далее. 

Ответы на данные вопросы не должны ущемлять свободу выбора, унижать его достоинства или унижать самопознания личности. И уж тем более при этом не должно быть педагогического произвола и анархии.

Каждый человек живет в обществе, которое обязывает его сохранять этические, моральные и социальные требования.

Обучаемый не должен ставить себя выше этих норм, так как на них зиждется сохранение любой государственности.

Участие в развитии общества делает человека достойным гражданином своей страны, при этом он понимает свою значимость и обретает уважение в собственных глазах.

Описанные выше принципы являются метамировоззренческими, то есть носят общечеловеческий характер, выходя за грани конкретного мировоззрения.

Развитие гуманистической педагогики

Современные гуманистические педагоги стремятся предать данному мировоззрению конструктивную этическую основу, которая направлена на обеспечение высокой жизнеспособности личности в обществе перед лицом насущных социальных, правовых и прочих проблем.

По сути гуманизм – эта выгодная альтернатива непреложным догмам и иррациональному мышлению.

Главная ценность – это нравственная свобода личности в отношении выбора своего жизненного пути и наполнения его собственным смысловым содержанием.

Гуманистическая педагогика учитывает тот факт, что знание создается людьми, которые имеют разные убеждения и ценности.

Это означает, что современный образовательный процесс должен обладать плюралистическим характером, то есть иметь несколько независимых и несвязанных друг с другом основ знаний и методологий познаний.

Ребенок должен узнать о всех достижениях культуры и технологий, ознакомиться с альтернативными точками зрения видения картин мира.

Знания не должны быть основаны на главенствовании определенной доктрины и мышления, а вместе с ними и формирование единственно правильного выбора.

Ученик в конечном счете познает себя и свое место в окружающим мире.

Личность сама делает свободный выбор в соответствии со своим мировоззрением и придерживается индивидуального образ мышления.

Гуманизм - это свобода выбораГуманизм - это свобода выбора

Гуманизм проповедует свободу выбора каждого человека, в том числе и ребенка

Выводы о ценности деятельности выносятся самим учеником.

Из всего многообразия идей человек выбирает те, которые наиболее походят ему по наклонностям и потребностям его сущности.

Индивид должен помнить о множестве имеющихся возможностей и разнообразии культурных ценностей.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что объективная независимая от догм подача информации ученику позволяет ему сделать определенные выводы самому, понять истинное богатство жизненных возможностей и создать индивидуальную картину мира.

Максимальная объективность и корректность – это добродетели, к которым должны стремится современные педагоги, так как любая личность или мировоззрение имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равной ценностью и достоинством.

Гуманизм открывает большое поле для индивидуальной свободы, не ограниченное доминирующим политическим или социальным мировоззрением.

Главная задача стоит при этом в приобщении индивидуальной личности к общечеловеческим ценностям.

Гуманистическая педагогика в России

Первые зачатки гуманизма появились в России еще в 18 веке.

Гуманизм в РоссииГуманизм в России

Ломоносов был великим просветителем-гуманистом

Наиболее яркими её представителями были М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев.

Они высказывали идеи о превосходстве морали и нравственности над разумом.

Слова были пропитаны свободой и стремлением к восстановлению гуманного порядка, который считали естественным.

Но это были только первые ростки, которые еще не имели сильного влияния на рядовую жизнь обывателей.

Широкое развитие идей гуманизма произошло благодаря тайным сектам, а именно масонству.

Старые порядки к 19 веку уже окончательно ушли в небытие и потребовались новые духовные взгляды. Созданные масонством доктрины и околонаучная литература основались на ценности человеческой жизни и смысле её бытия.

К началу 20 века произошел новый толчок развития гуманизма. В его основе лежали труды М. Хайдеггера.

Экзистенциализм, отцом которого он являлся, провозглашал, что сущность человека лежит за пределами социальной предопределенности, при этом в личности происходит бесконечное внутреннее оспаривание.

Эта философия ставила перед собой простую цель — помочь человеку морально выжить в условиях двух мировых войн и колоссальных социальных преобразований.

Гуманисты РоссииГуманисты России

Один из ярких представителей гуманистической педагогики наших времен — Сухомлинский

Имеет гуманистическая педагогика представителей и сегодня. Среди них можно отметить Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, В.А.Мухину и многих других.

Эти ученые, писатели и педагоги пропагандируют мягкость в межличностных отношениях, сострадание, милосердие, но прежде всего терпимость к инакомыслящим.

Идеи гуманизма способствовали развитию научно-технического прогресса, внесли большой вклад в искусство, открыли дорогу к просвещению.

Гуманизм стал основой расцвета эпохи Возрождения. Искусство было проникнуто его идеями.

Гармонически развитый человек являлся идеалом того времени. Эта личность должна быть свободна, и над ней не может быть никакой опеки. У человека не должно быть препятствий, которые мешают чувствовать и думать, как хочется.

При этом у современных ученных нет однозначного представления о характере и особенностях ренессансного гуманизма, как и о временных отрезках его существования и развития.

Но нет сомнений в том, что гуманизм являлся главной идеей культуры данных эпох, его неотделимой частью.

Появившийся в искусстве, гуманизм способствовал экономическому буму, развитию наук, социальной революции и равенству перед законом.

Гуманизм прошел много этапов модификации не только в Италии, но и во всем мире. Он оказал свое благотворное влияние на многие сферы современной жизни, навсегда изменив представления человечества как о самом себе в целом, так и о значимости отдельной личности.

В этом видео вы увидите доклад одного из современных гуманистов о педагогике:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Гуманистическая педагогика

Понятие гуманизма в педагогике

Гуманизм представляет собой целостную концепцию человека как наивысшей ценности в мировом масштабе. Основным положением данной концепции является защита личностного достоинства, признание прав человека на счастье, свободу, развитие, проявление способностей.

Определение 1

Гуманизм – это совокупность ценностей и идей, которые утверждают значимость человеческого бытия и отдельной личности. В качестве системы ценностных ориентиров и установок гуманизм является общественным идеалом.

Определение 2

Гуманистическая педагогика представляет собой систему научных теорий, которая представляет воспитанника как сознательного, равноправного, активного участника учебно-воспитательного процесса, который развивается в соответствии со своими возможностями.

Каждый ребенок рождается особенным, не похожим на других. Но для получения посильного развития, достижения его максимально возможного уровня, определения своего место в жизни к нему на помощь приходят педагоги. Если природосообразная педагогика не требует приспособления к ребенку, то гуманистическая педагогика ставит ребенка в центр отношений и организует процесс так, чтобы он получил максимальное развитие.

Готовые работы на аналогичную тему

Гуманистическую педагогику называют еще инновационной. Это инновация скорее для нашей страны. Западные системы достаточно давно начали движение в сторону гуманистической ориентации педагогики и поэтапно трансформируются в систему новых отношений педагог-ученик.

С точки зрения гуманизма цель воспитания заключается в том, чтобы каждый ребенок мог стать полноправным субъектом познания, деятельности, общения, свободной личностью. Степень гуманизации процесса воспитания определяется тем, насколько данный процесс создает возможности для самореализации личности, раскрытия природных задатков, формирования творческих начал и ответственности.

Признаки гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика ориентирована, прежде всего, на личность. Отличительными признаками гуманистической педагогики являются:

  • смещение приоритета с овладения информацией и формирования навыков на развитие психических, интеллектуальных, нравственных, физических и иных сфер личности;
  • концентрация усилий на формировании действующей, самостоятельно думающей, свободной личности;
  • обеспечение организационных условий, способствующих успешной смене ориентации учебно-воспитательного процесса.

Роль педагога в гуманистической педагогике

Замечание 1

Гуманизация процесса обучения и воспитания предполагает отказ от авторитарной педагогики с ее давлением на человеческую личность, переход к педагогике личностно-ориентированной, придающей огромное значение личностной свободе и деятельности учеников. Гуманизировать данный процесс — значит создать условия, в которых нельзя не учиться, нельзя остаться равнодушным участником воспитательного процесса или сторонним наблюдателем жизни.

В условиях гуманистической педагогики требуется приспособление педагога и образовательных учреждений к учащимся, обеспечение психологической безопасности и атмосферы комфорта.

В педагогике, ориентированной на гуманизм, педагог должен разбудить внутренние силы человека для решения его проблем, а не пытаться решать их за него. Отказаться от навязывания воспитаннику готовых решений, а стимулировать его личную работу по личностному росту и изменению. Целью воспитания и обучения должно быть не приобретение знаний как набора фактов и теорий, а изменение личности в результате учения самостоятельного. Учение, в котором ученик сам заинтересован, когда происходит не просто накопление фактов, а изменение личности ученика, его поведения и Я-концепции, можно назвать значимым для человека учением.

Методами воспитания в гуманистической педагогике являются обсуждение ситуаций, дискуссии, анализ, разрешение конфликтов, ролевые игры. Учеными гуманистической школы предлагаются следующие приемы в общении с ребенком: активное слушание, любовь к ребенку, высказывание, положительное внимание, физический контакт, контакт глаз.

Современная гуманистическая педагогика

Определение 1

Гуманизм – это концепция, согласно которой человек является высшей ценностью в мире.

Основным положением гуманистической концепции является защита достоинства каждой личности, признание равных прав и свобод, возможности на развитие и проявление своих индивидуальных возможностей для всех членов общества, а также создание равных условий для реализации личности каждого человека.

Согласно гуманистической концепции конечная цель воспитания – это воспитание полноценного субъекта общества, в виде свободной и самодеятельной личности.

Определение 2

Гуманистическая педагогика – это направление, предполагающее установление гармонии между научным познанием, мировоззрением и практикой.

Большинство педагогов-гуманистов убеждены, что передача знаний «от поколения к поколению» способствует воспитанию патриотической личности.

Основы гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика – это система взглядов и научных методов, утверждающих ребенка равноправным участником воспитательно-образовательного процесса, который развивается под воздействием окружающей среды и педагога в силу своих способностей и возможностей, а также в процессе обучения и воспитания сохраняет свою индивидуальность.

Готовые работы на аналогичную тему

Гуманистическая педагогика провозглашает высшей ценностью личность каждого ученика и воспитанника.

Актуальность гуманистической педагогики на сегодняшний день состоит в том, что она защищает достоинства каждого ребенка в процессе обучения и воспитания, признает права и свободы, а также различные проявления и развитие способностей личности. Основной задачей гуманистической педагогики является создание благоприятных условий для развития личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.

Гуманистическая педагогика устанавливает универсальную значимость человеческого бытия в общем, а также в отдельной личности каждого ребенка (то есть в частном). Согласно гуманистической педагогике общественным идеалом является совокупность ценностных установок личности каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.

Центром гуманистической педагогики является личность ребенка, на которую направлены максимальные возможности педагогов, цель которых полноценное развитие.

На сегодняшний день гуманистическую педагогику принято так же называть инновационной. Однако инновационной она является лишь для нашей страны, так как в странах Америки и Европы воспитательно-образовательная система уже давно ориентирована на гуманистический подход к процессу обучения и воспитания детей. В России гуманистическое направление в педагогике находится на стадии внедрения и развития.

Признаки гуманистической педагогики

Современная гуманистическая педагогика имеет следующие отличительные признаки:

  1. Смещение приоритетов. Гуманистическая педагогика направлена на развитие психических, нравственных, физических и иных сфер личности ребенка, вместо овладения большим объемом информации и определенного круга умений и навыков, которые зачастую даже не используются ребенка в последующем.
  2. Сосредоточенность на формировании свободной и самостоятельной личности, умеющей думать и размышлять, а также находить разнообразные решения выхода из различных ситуаций и уверенно действовать. Данный принцип гуманистической педагогики является жизненным. В процессе обучения и воспитания необходимо учить детей мыслить нестандартно, находить решения различным жизненным ситуациям и уметь воплотить найденное решение в реальном мире.
  3. Обеспечение необходимых условий для организации учебно-воспитательного процесса. Данный принцип ориентирует современные учебные заведения на организацию таких условий, в которых возможно не шаблонное воспитание личности, а развитие ребенка с учетом всех его особенностей (возрастных, умственных и т.д.) и потребностей.

Таким образом, переход учебно-воспитательного процесса на гуманистический уровень – это в первую очередь отказ от устаревшей авторитарной педагогики, которая порой оказывала давление на личность ребенка, подавляла индивидуальность и стремление к развитию. Гуманистическая педагогика предусматривает равноправное общение между педагогом и ребенком. Педагог и воспитанники имеют равные права.

Замечание 1

Таким образом, современная гуманистическая педагогика предусматривает переход к личностно-ориентированной форме обучения и воспитания, придающей абсолютное значение личной свободе и самостоятельности каждого ребенка.

Формы и методы реализации гуманистической педагогики

Реализация современной гуманистической педагогики осуществляется конкретными методами и формами инновационной педагогической деятельности:

  • Пересмотр существующей организации учебно-воспитательного процесса. Современная гуманистическая педагогика предусматривает ориентир на индивидуализацию процесса воспитания и обучения.
  • Создание оптимальных условий для воспитания и обучения каждого ребенка, с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.
  • Формирование гомогенных классов и параллелей.
  • Организация психологически комфортного учебно-воспитательного процесса, в котором каждый ребенок себя будет чувствовать легко и сможет полностью раскрыться.
  • Педагог должен верить в силы и возможности каждого ребенка, принимать каждого таким, какой он есть, находить и развивать его особенности.
  • Обеспечение успешности воспитания и обучения, путем изменения целевой установки учебного заведения (ДОУ, школа и т.д.).
  • Исключение заочного обучения как мешающего прямому общению педагога с учащимся.
  • Переориентация внутренних личностных установок учителя, путем усиления гуманитарного образования.

Некоторые аспекты гуманистической педагогики не являются бесспорными, на практике очень часто реализовать абсолютно все их часто бывает невозможно. И связано это не только со сложившейся системой образования, но еще и с менталитетом основных слоев населения.

Идеи гуманизма в мировой и общественной педагогике

Что такое гуманизм

Замечание 1

Термин гуманизм происходит от латинского слова «humanus» — человечный. Под гуманизмом понимают мировоззрение, в центе которого стоит человеческая личность с правом на свободу, развитие, реализацию своих потребностей.

Главным в гуманизме является принцип равенства, справедливости, равноправия. Идеи о важности человеческой личности давно волновали человеческое общество. Их отголоски мы видим в религиозных течениях, устном народном творчестве разных народов. Но как философское и общественное направление гуманизм полностью сформировался лишь в эпоху Возрождения. Гуманизм коренным образом поменял общественное мировоззрение и культуру того времени.

Следующий скачок идей гуманизма связан с буржуазными революциями 17-18 веков. Общественные деятели того времени говори о естественной природе человека, о равных правах всех людей, их целью было найти пути взаимодействия интересов личности и интересов общества.

Идеи гуманизма продолжают свое развитие в различных сферах человеческой жизни, в частности в педагогике.

Готовые работы на аналогичную тему

Что такое гуманистическая педагогика

Определение 1

Гуманистическая педагогика – это отрасль педагогики, в которой в центре образовательного процесса стоит личность учащегося. В рамках гуманистической педагогики основным ориентиром выступают личностные интересы, потребности и способности учеников.

С точи зрения гуманистической педагогики ученик представляет собой сознательного и активного участника образовательного процесса. Целью гуманистической педагогики выступает развитие свободной, активной личности, которая будет способна на дальнейшее самосовершенствование.

Гуманистическая педагогика впервые сформировалась еще в 14- 16 веках в учениях гуманистов эпохи Возрождения. Они противопоставляли свои гуманистические взгляды и идеи традициям схоластического образования, которые господствовали в эпоху Средневековья.

Идеи гуманизма в зарубежной педагогике

Современная гуманистическая педагогика начала формироваться в конце 19-ого начале 20-ого века. Обществу требовалось «новое воспитание», поэтому была необходима новая образовательная система. В 20 веке образование перестает быть столь консервативным как ранее. Философы, социологи, педагоги начинают ставить вопросы о новых функциях воспитания и обучения.

Зарубежная гуманистическая педагогика развивалась в четырех основных направлениях:

  • бихевиоризм
  • прагматизм
  • неопозитивизм
  • неотомизм

Под бихевиоризмом понимают концепцию воспитания, которая основана на новейших достижениях науки о человеке. Бихевиоризм предполагает применение различных методов, которые позволяют изучать интересы, потребности, способности человека. Основателем этого направления считают американского психолога Дж. Уотсона. Основное положение бихевиоризма основано на реакции поведения в зависимости от раздражителя.

Следующее направление в зарубежной гуманистической педагогике — прагматизм – ставило перед собой цель приблизить воспитание к требованиям реальной жизни.

Родоначальником этого направления считают американского философа и педагога Дж. Дьюи, который в свою очередь развивал идеи американских философов Ч. Пирса и У. Джемса. В дальнейшем сам Дж. Дьюи разработал систему инструментализма, которая предполагала, что всевозможные научные теории, гипотезы, являются своего рода инструментами, которые помогают человеку ориентироваться в мире, взаимодействовать с природой и обществом.

Основы прагматизма сводились к следующему:

  • школа должна соответствовать современным реалиям, воспитание и образование должны соответствовать жизни
  • в процессе воспитания и обучения педагог должен ориентироваться на активность учеников, в задачу педагога так же входит всяческая стимуляция и развитие этой активности
  • воспитательные и образовательные цели должны быть реализованы в ходе практической деятельности учащихся
  • в основе образовательной программы должны находиться интересы ученика

Другое направление зарубежной гуманистической педагогики носило название неопозитивизм. Это направление осмысливал последствия, которые были вызваны научно-технической революцией. Главными сторонниками этого направления являлись П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питерс, А. Харрис и др.

Основные идеи неопозитивизма сводились к тому, что в воспитании должна отсутствовать идеология, необходимо развивать в детях «рациональное мышление», так как именно в нем нуждается общество. В обучение важно делать акцент на развитие интеллектуальных способностей.

И последнее основное направление зарубежной гуманистической педагогики – неотомизм – считало, что наука не в состоянии постичь сущность мира. По мнению представителей этого направления, детей и молодёжь следует воспитывать, руководствуясь религиозными ценностями. В воспитании должно превалировать духовные ценности. Основоположником этого направления считают французского философа Ж. Маритена.

Идеи гуманизма в отечественной педагогике

Идеи гуманизма в отечественной педагоги зародились очень давно. Первые гуманистические идеи содержало в себе «Поучение» Владимира Мономаха.

Позже идеи гуманизма нашли свое место в братских школах Украины и Белоруссии. У школ был свой устав, организация школы носила демократический характер, учителя и глава школы избирались участниками братства.

В 17 веке под влиянием Петра I происходит провыв в образовании и школьная реформа. Образование становится светским, многие педагоги того времени считают, что образование должны были получать не только дети дворян, но и купцов, ремесленников и крестьян.

В 18 веке М. Ю. Ломоносов начинает активно выступать за внедрение идей гуманизма в образование и воспитание детей. В это же время педагогика начинает формироваться в самостоятельную науку. Заслуга в этом принадлежит русскому писателю и общественному деятелю Н. И. Новикову. В своих работах он продолжал идеи Локка и Руссо.

Во второй половине 18 века на развитее гуманистической педагогической науки в России повлиял А. Н. Радищев. Появляются идеи гражданского и патриотического воспитания.

В 19 веке на отечественную педагогику повлияли такие важные общественные деятели как Белинский и Чернышевский. Они придерживались мнения относительно того, что у всех людей должны быть равные возможности получить образование. Белинский считал, что основная задача педагога развить лучшее в ребенке.

В начале 20 ого века начинается подъем идей гуманизма, связанный с революционным движением.

В это время в гуманистической педагогике выделяют три основных направления:

  • абстрактное (права ребенка равны правам взрослого, больше теории нежели практики)
  • практическое (признавались права ребенка, уважалась личность ребенка, превалировали традиционные системы обучения, инновации не предполагались)
  • универсальное

В советский период идеи гуманизма стали главенствующими в педагогике. Основные положения советской гуманистической педагогики включали в себя:

  • равенство в получении образования
  • бесплатное обучение, стипендии для студентов
  • совершенствование знаний, которые дает учебное заведение
  • единство обучения и воспитания
  • дух интернационализма, дружба народов

Гуманистические идеи советской педагогики продвигали Луначарский, Шацкий, Макаренко, позднее Сухомлинский.

В 80-90-х годах 20 века формируется новое педагогическое мышление. Основные положения этого направления заключаются в следующем:

  • человек – наивысшая ценность,
  • человек — воплощение порядка, свободы, равенства,
  • пропаганда высших духовных ценностей.

Основы гуманистической педагогики

Понятие и сущность гуманистической педагогики

Замечание 1

Гуманистическая педагогика провозглашает основой учебного процесса личность ребенка, ее полноценное и комплексное развитие. Гуманизация педагогического процесса подразумевает равноправие педагогов и учащихся, проявление их равной активности в процессе обучения.

Сущность гуманистической педагогики состоит в создании оптимальных условий для полноценного развития гармоничной личности, обогащение ее жизненного опыта, реализацию творческого потенциала и личных стремлений, а также в установлении гармоничных взаимоотношений с окружающими (людьми, обществом в целом, природой и т.д.).

Гуманистическая педагогика подразумевает своего рода «очеловечивание» знаний, то есть придание им такого вида, при котором они приобретают личностный смысл для каждого участника учебного процесса.

Таким образом, сущность гуманистической педагогики заключается в том, что не ребенок создан для учебы, а процесс обучения необходимо создавать специально для ребенка, учитывая его возможности и потребности.

Готовые работы на аналогичную тему

Цель и задачи гуманистической педагогики

Замечание 2

Цель гуманистической педагогики – это гармоничное и полноценное развитие личности, путем формирования гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

  1. Для достижения цели гуманистической педагогики необходимо решение следующих задач:
  2. Формирование у детей общей картины мира, понимание смысла жизни, обозначение своего положения в мире и обществе, осознание собственной уникальности.
  3. Формирование личностных компетенций, которые отражают физическое и духовное развитие каждого ребенка, развитие творческих задатков и потенциала, осознание ответственности за свои жизненные поступки.
  4. Приобщение ребенка к культурным ценностям, формирование уважения к национальной и общечеловеческой культуре. Выработка у ребенка своего личностного отношения к достояниям культуры.
  5. Развитие у ребенка таких гуманистических качеств как доброта, милосердие, взаимоуважение, сочувствие, эмпатия и т.д. Формирование и культивирование интеллигентности как одного из значимых параметров личности.
  6. Развитие свободной интеллектуально и нравственно мыслящей личности, которая способна на адекватную оценку поступков и поведения окружающих, а также на самооценку самого себя. Выработка саморегуляции поведения и деятельности, рефлексии собственного мировоззрения.
  7. Формирование чувства патриотизма, развитие общечеловеческих ценностей, уважения к Родине, ее законам и общечеловеческим правам личности. Достигается путем возрождения национальных традиций, ментальности, рассказами о легендарных воинах прошлого и настоящего, встречами с выдающимися личностями. Развитие у ребенка желания и стремления сохранения престижа и богатства собственной Родины, а также желания встать на защиту своего Отечества.
  8. Формирование положительного отношения к труду, как основного источника благосостояния каждого человека и государства в целом. Воспитывать у ребенка уважительного отношения к своему труду, труду окружающих, к материальным фондам и духовному потенциалу страны.
  9. Формирование правильного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению. Развитие физических качеств, привычки ведения здорового образа жизни.

Решение задач, стоящих перед гуманистической педагогикой дает возможность заложить фундамент по формированию гуманной личности, развитии ее культурных ценностей, способствующих дальнейшему строительству и совершенствованию мира, общества и себя.

Исходя из поставленной цели и задач, принято выделять следующие основные положения гуманистической педагогики:

  • Гуманное отношение к личности каждого ребенка.
  • Уважение основных прав и свобод личности.
  • В процессе обучения предъявления к воспитанникам адекватных и разумных требований.
  • Уважительное отношение к позиции каждого ребенка.
  • Уважение права ребенка быть самим собой.
  • Доведение до каждого ребенка основных целей воспитания.
  • Реализация учебного процесса без применения насильственных методов и средств.
  • Не допущения различного рода унижений в отношении личности ребенка (физических или моральных).
  • Признание права ребенка на отказ от формирования тех личностных качеств, которые по различным причинам противоречат его убеждениям.

Признаки гуманистической педагогики

В процессе развития гуманистической педагогики учеными-педагогами были разработаны положения, которые являются её отличительными признаками:

  1. В процессе обучения должна быть создана эмоционально благоприятная и стимулирующая атмосфера.
  2. Осуществление поощрения активной инициативы в воспитательно-образовательном процессе со стороны ребенка.
  3. Установление между детьми и педагогом конструктивных межличностных отношений для реализации эффективного учебного процесса.
  4. Организация эффективных образовательных программ, направленных на максимальное развитие творческого потенциала и способностей личности ребенка.
  5. Осуществление совместного обсуждения проблем, учебного материала и т.д. между учащимися и педагогом, с целью развития и поддержания у детей познавательного интереса.
  6. Не заострять внимание ребенка на оценках, особенно если ему с трудом дается усвоение учебного материала. Оценка должна поддерживать и стимулировать ребенка и его желание учиться.

Таким образом, гуманистическая педагогика направлена на формирование и развитие разносторонней, творческой, самостоятельной и свободной личности, которая полностью оценивает свои действия и соотносит их с реальной действительностью и потребностями общества. Основой гуманистической педагогики является личность ребенка, ее права и свободы. Гуманистическая педагогика на сегодняшний день находится на стадии внедрения в современный воспитательно-образовательный процесс.

Гуманизм в педагогике.

Использованные источники:

  1. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте дети». М.: Просвещение, 2010 г.
  2. Сухомлинский В. А. «Не только разумом, но и сердцем». Сборник статей и фрагментов из работ. М.: Молодая гвардия, 2009 г.
  3. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.

Гуманизм в педагогической профессии.

Актуальность: В современном мире очень важен гуманизм учителя по отношению к учащимся. Многие родители не занимаются своими детьми и практически не интересуются его жизнью, так как стремятся обеспечить своего ребенка материально, забывая при этом про другие его потребности, в том числе в общении и внимании со стороны родителей. Поэтому роль учителя тут играет огромнейшую роль, его гуманистическое отношение к ученику.

Но общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса.

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского.

Моя практика работы с детьми и наблюдение за организацией их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество с учителями начальных классов во время прохождения практике в школе способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания. Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремиться быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. Он советовал молодым директорам школ в первую очередь добиваться дружной творческой атмосферы в педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского объединяла учеников и учителей. Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже – высокомерие) к окружающим. «Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное». Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности. Она не наследуется генетически, она приобретается вместе с другими чертами характера, формируется процессом воспитания. Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («челове-кообразующая»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее. труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям»‘. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Толстой, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель».

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек — человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми.

Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. И поэтому гуманистическая направленность в педагогической профессии очень важна, особенно в наше время.

ГУМАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (основные идеи гуманистической педагогики и способы их реализации).

 

ПРОБЛЕМА

Российское общество находится на переломном этапе своего развития.

Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, создание условий для развития каждого человека.

Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества: в центре внимания должен находиться человек с его нуждами, интересами, потребностями.

 

Гуманизм – это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.

В центре концепции гуманизма — устремленность субъекта к свободной реализации своих творческих потенций /А.Маслоу – основоположник гуманистической психологии/.

 

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) есть система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей;

считающая благо человека критерием оценки социальных институтов,

а принципы равенства, справедливости, человечности — критерием оценки отношений между людьми.

 

Гуманистические представления не являются чем-то постоянным и неизменным. Они меняются в процессе исторического развития.

Гуманизм, как и любая другая система взглядов, преломляясь в сфере политики, т.е. переходя от идеальных представлений о том, что должно быть или желательно, чтобы было, к тому, что есть в реальной жизни, ставит немало трудных вопросов. Например, кто более прав, более гуманен — Л.Н.Толстой, проповедовавший теорию непротивления злу насилием, или И.А.Ильин с его теорией сопротивления злу силою? Вопрос остается открытым.



 

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – это обращенность образования к человеку,создание условий для проявления и развития его индивидуальности, на уважение прав участников образовательного процесса на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА /в противовес авторитарной педагогике/ воплощается в личностно-ориентированном подходе, где в центре внимания находится уникальная целосная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных ситуациях. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.


Отличительные признаки гуманистической педагогики.

а. смещение приоритетов на РАЗВИТИЕ психических, физических интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков.

б. сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный ВЫБОР в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.

 

Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает переориентацию внутренних личностных установок учителя.

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.

 

1. Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей. Человек – это самоценность.

 

2. Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.

 

3. Ребенок – субъект педагогического процесса.

 

 4. Ориентация на лучшие качества личности.

 

5. Каждый ребенок обладает способностями. «Все дети талантливы».

Оптимистическая вера в ребенка, в его силы и возможности.

 «В каждом ребенке – чудо, ожидай его»!». 

Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

 

6. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации.

Гуманистический подход предполагает раскрытие этого потенциала, культивирование импульса к самосовершенствованию.

 

7. Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Ключевые процессы, протекающие в личности /компоненты саморазвития личности/: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция, самореабилитация, самоорганизация.

 

8. Отсутствие прямого принуждения.

/Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения/.

Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое)должно быть косвенным, исключающим прямое внушение.

Замена принуждения желанием, порождающим успех. * Требовательность, основанная на доверии.

 

9. Приоритет положительного стимулирования.

Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость.

 

10. Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности.

Уравнивание ученика и педагога в правах.

Соблюдение Конвенции о правах ребенка.

Общение, основанное на взаимопонимании.

 

12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.

13. Право ребенка на свободный выбор.

При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. /Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность/.

Право ребенка на ошибку.

 

15. Право ребенка на свободную точку зрения.

 

16. Принятие ребенка таким, каков он есть.

Терпимость к детским недостаткам.

Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.

 

Индивидуальный подход.

Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.

Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей.

Конструирование индивидуальных программ развития.

 

Отказ от ориентирования на среднего ученика.

 

19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).

гуманизм | Определение, принципы, история и влияние

Идеал humanitas

История термина гуманизм сложна, но поучительна. Впервые он был использован (как humanismus ) немецкими учеными XIX века для обозначения акцента эпохи Возрождения на классических исследованиях в образовании. Эти исследования проводились и поддерживались педагогами, известными еще в конце 15 века как уманисти , то есть профессорами или студентами классической литературы.Слово umanisti происходит от studia humanitatis , курса классических исследований, который в начале 15 века состоял из грамматики, поэзии, риторики, истории и моральной философии. studia humanitatis считались эквивалентом греческого paideia . Само их название было основано на концепции humanitas римского государственного деятеля Марка Туллия Цицерона, образовательного и политического идеала, который был интеллектуальной основой всего движения.Гуманизм Возрождения во всех его формах определялся стремлением к этому идеалу. Следовательно, никакое обсуждение гуманизма не может иметь смысла без понимания humanitas .

Цицерон, Марк Туллий Марк Туллий Цицерон, деталь мраморного бюста; в Капитолийских музеях в Риме. © AISA — Everett / Shutterstock.com

Humanitas означало развитие человеческой добродетели во всех ее формах в самом полном объеме. Таким образом, термин подразумевал не только те качества, которые связаны с современным словом человечество — понимание, доброжелательность, сострадание, милосердие, — но и такие более убедительные характеристики, как сила духа, рассудительность, благоразумие, красноречие и даже любовь к чести.Следовательно, обладатель humanitas не мог быть просто оседлым и изолированным философом или литератором, но обязательно был участником активной жизни. Точно так же, как действие без понимания считалось бесцельным и варварским, понимание без действия отвергалось как бесплодное и несовершенное. Humanitas призывает к тонкому балансу действия и созерцания, балансу, рожденному не компромиссом, а взаимодополняемостью.

Цель такой реализованной и сбалансированной добродетели была политической в ​​самом широком смысле этого слова.В сферу деятельности гуманизма эпохи Возрождения входило не только воспитание молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) с помощью философской поэзии и стратегической риторики. Он включал не только реалистичную социальную критику, но и утопические гипотезы, не только кропотливые переоценки истории, но и смелые преобразования будущего. Короче говоря, гуманизм призывал к всеобъемлющей реформе культуры, к преобразованию того, что гуманисты называли пассивным и невежественным обществом «темных» веков, в новый порядок, который отражал бы и поощрял величайшие человеческие возможности.Гуманизм имел евангельское измерение: он стремился передать humanitas от человека к государству в целом.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Источником humanitas была классическая литература. Греческая и римская мысли, доступные в потоке переоткрытых или недавно переведенных рукописей, во многом обеспечили гуманизм его базовой структурой и методом. Для гуманистов эпохи Возрождения в трудах Аристотеля, Цицерона или Ливия не было ничего устаревшего или устаревшего.По сравнению с типичными постановками средневекового христианства, эти языческие произведения имели свежую, радикальную, почти авангардную тональность. Действительно, восстановление классики было для гуманизма равносильно восстановлению реальности. Классическая философия, риторика и история рассматривались как образцы правильного метода — попытки прийти к соглашению, систематически и без каких-либо предубеждений, с воспринимаемым опытом. Более того, классическая мысль рассматривала этику как этику, политику как политику: ей не хватало сдерживающего дуализма, порожденного в средневековой мысли часто противоречащими друг другу требованиями секуляризма и христианской духовности.Классическая добродетель, примерами которой изобилует литература, была не абстрактной сущностью, а качеством, которое можно было проверить на форуме или на поле боя. Наконец, классическая литература была богата красноречием. В частности, гуманисты считали Цицерона образцом изысканного и обильного дискурса, а также образцом красноречия в сочетании с мудрой государственной мудростью. В красноречии гуманисты нашли нечто большее, чем исключительно эстетическое качество. Как эффективное средство подтолкнуть лидеров или сограждан к тому или иному политическому курсу красноречие было сродни чистой власти.Следовательно, гуманисты культивировали риторику как средство передачи и воплощения всех остальных добродетелей.

Аристотель Фрагмент римской копии (II век до н. Э.) Греческого алебастрового портретного бюста Аристотеля, ок. 325 г. до н. Э .; в коллекции Римского национального музея. А. Дагли Орти / © De Agostini Editore / возраст fotostock

Гуманизм, таким образом, можно точно определить как движение эпохи Возрождения, в центре которого стоял идеал humanitas .Несмотря на более узкое определение итальянского термина umanisti , всех писателей эпохи Возрождения, которые культивировали humanitas , и всех их прямых «потомков» можно было бы правильно назвать гуманистами.

Другое применение

Неудивительно, что такой широко распространенный термин, как гуманизм , может применяться в самых разных областях. Из них (за исключением исторического движения, описанного выше) можно выделить три основных типа: гуманизм как классицизм, гуманизм как относящийся к современной концепции гуманитарных наук и гуманизм как ориентированность на человека.

Принимая представление о том, что гуманизм эпохи Возрождения был просто возвращением к классике, некоторые историки и филологи пришли к выводу, что возрождение классицизма, происходящее где-либо в истории, следует называть гуманистическим. Таким образом, святого Августина, Алкуина и ученых из Шартра XII века называли гуманистами. В этом смысле этот термин также можно использовать осознанно, как в литературном критическом движении «Новый гуманизм», возглавляемом Ирвином Бэббитом и Полом Элмером Мором в начале 20 века.

Слово humanities , которое, как и слово umanisti , образованное от латинского studia humanitatis , часто используется для обозначения ненаучных научных дисциплин: язык, литература, риторика, философия, история искусства и т. Д. Таким образом, ученых в этих областях принято называть гуманистами, а их деятельность — гуманистами.

Гуманизм и связанные с ним термины часто применяются к современным доктринам и методам, которые основаны на главенстве человеческого опыта.В 20-м веке прагматический гуманизм Фердинанда К.С.Шиллера, христианский гуманизм Жака Маритена и движение, известное как светский гуманизм, хотя и существенно отличались друг от друга по содержанию, все демонстрировали этот антропоцентрический акцент.

Не только такой большой набор определений сбивает с толку, но и сами определения часто избыточны или неуместны. Нет причин называть все возрождения классики «гуманистическими», когда достаточно слова Classical .Сказать, что профессора многих дисциплин, известных как гуманитарные науки, являются гуманистами, означает смешать неопределенность с неопределенностью, поскольку эти дисциплины давно перестали иметь или даже стремиться к общему обоснованию. Определение гуманизма как антропоцентризма или ориентированности на человека имеет более твердое заявление о правильности. Однако по очевидным причинам применение этого слова к классической литературе сбивает с толку.

.

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Гуманизм — это философия или способ мышления о мире. Гуманизм — это набор этических норм или идей о том, как люди должны жить и действовать. Людей, придерживающихся этой этики, называют гуманистами. [1] [2] Гуманисты предпочитают критическое мышление и доказательства (рационализм и эмпиризм) принятию догм или суеверий.

В наше время гуманизм близок к секуляризму. Это относится к нетеистическому подходу к жизни, обращению к науке вместо религиозных догм, чтобы понять мир. [3] Этот термин получил широкую известность среди ученых в середине 20 века. Многие хотели признать общечеловеческие ценности, но не полагаться на религию как на главный источник ценностей. [4]

Мнения многих гуманистов включают:

  • Люди заслуживают уважения. К каждому человеку следует относиться с уважением и иметь возможность иметь достоинство. Если все люди будут уважать других, люди будут жить в мире и доверии.
  • Все люди должны иметь возможность решать, как они хотят прожить свою жизнь.Они должны использовать рассуждения для принятия решений и решения проблем.
  • Гуманисты решают, какой выбор является правильным, исходя из того, поможет ли этот выбор улучшить жизнь людей и окружающий их мир.

Гуманистические идеи обсуждались в Древней Греции, от Фалеса до Анаксагора и Протагора. Учения Заратуштры и Лао-цзы содержали сильные элементы гуманизма, и есть много других примеров.

Письма древних греков изучались в 1400-х годах в эпоху Возрождения.Однако в этот период термин «гуманизм» стал означать образование в области гуманитарных наук, идея совершенно другого рода. Петрарку часто называют первым гуманистом современности, но он указал на классических авторов. Современное значение гуманизма больше связано с использованием науки для улучшения мира.
Комментарий английского математика и философа Альфреда Норта Уайтхеда в 1925 г.

«Пророчество Фрэнсиса Бэкона теперь исполнилось, и человек, который временами мечтал о себе немного ниже ангелов, подчинился, чтобы стать слугой и министром природы.Еще предстоит выяснить, сможет ли один и тот же актер сыграть обе роли ». [5]
  1. ↑ Николас Вальтер, Николас 1997. Гуманизм — что в слове . Лондон: Ассоциация рационалистической прессы. ISBN 0-301-97001-7
  2. ↑ Норман, Ричард 2004. О гуманизме: мышление в действии . Лондон: Рутледж.
  3. ↑ См., Например, определение гуманизма, данное Британской гуманистической ассоциацией.
  4. ↑ Биология и гуманизм, Глава 10 Дромнамраджу, Кришна Р.1993. Если меня вспомнить: жизнь и деятельность Джулиана Хаксли с избранной перепиской . Сингапур: World Scientific.
  5. ↑ Уайтхед А. [1925] 1997. Наука и современный мир Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 96.

.

Гуманизм »Гуманисты UK


На протяжении всей зарегистрированной истории были нерелигиозные люди, которые считали, что эта жизнь — единственная жизнь, которая у нас есть, что вселенная — это естественное явление без сверхъестественной стороны и что мы можем жить этично и полноценно. основа разума и человечности. Они доверились научному методу, свидетельствам и разуму, чтобы открыть истину о Вселенной, и поставили человеческое благополучие и счастье в центр своих этических решений.

Сегодня людей, разделяющих эти убеждения и ценности, называют гуманистами, а такое сочетание взглядов называется гуманизмом. Многие миллионы людей в Великобритании разделяют этот образ жизни и смотрят на мир, но многие из них не слышали слова «гуманист» и не осознают, что оно описывает то, во что они верят.

Одна из основных целей Humanists UK — повысить осведомленность общественности о том, что такое гуманизм, и дать понять миллионам нерелигиозных людей в этой стране, что они не только не страдают от недостатков в своих ценностях, но и имеют мировоззрение. о жизни, которая является последовательной и широко разделяемой, которая вдохновляла некоторых из величайших художников, писателей, ученых, философов и социальных реформаторов мира и которая имеет тысячелетние традиции как в западном, так и в восточном мире.

Мы также надеемся вселить большее доверие в людей, чьи убеждения являются гуманистическими, предлагая здесь и в других местах ресурсы, которые могут развить их знания о гуманистических подходах к некоторым из больших этических, философских и экзистенциальных вопросов в жизни.

Определение «гуманизма»

Грубо говоря, слово гуманист стало обозначать того, кто:

  • доверяет научному методу, когда дело доходит до понимания того, как устроена Вселенная, и отвергает идею сверхъестественного (и поэтому является атеистом или агностиком)
  • принимает этические решения, основываясь на разуме, сочувствии и заботе о людях и других разумных животных
  • считает, что при отсутствии загробной жизни и какой-либо заметной цели для вселенной люди могут действовать, чтобы придать своей жизни смысл, ища счастья в этой жизни и помогая другим делать то же самое.

Однако определений предостаточно, и есть более длинные и более короткие версии. Наиболее полное определение степени международного согласия содержится в Амстердамской декларации Международного гуманистического движения 2002 года. Некоторые другие включают:

… приверженность перспективам, интересам и центральной роли человека; вера в разум и автономию как фундаментальные аспекты человеческого существования; вера в то, что разум, скептицизм и научный метод — единственные подходящие инструменты для открытия истины и структурирования человеческого сообщества; вера в то, что основы этики и общества следует искать в автономии и моральном равенстве…

— Краткая энциклопедия философии Routledge

Обращение к разуму в отличие от откровения или религиозного авторитета как средство познания природного мира и судьбы человека, а также обоснование нравственности … Гуманистическая этика также отличается тем, что ставит цель морального действия в благополучие человечества, а не исполнение воли Бога.

— Oxford Companion to Philosophy

Полагая, что можно жить уверенно без метафизической или религиозной определенности и что все мнения открыты для пересмотра и исправления, [гуманисты] считают человеческое процветание зависимым от открытого общения, дискуссий, критики и непринужденного консенсуса.

— Кембриджский философский словарь

То, что человек должен проявлять уважение к человеку, независимо от класса, расы или вероисповедания, является основополагающим для гуманистического отношения к жизни.Среди основных моральных принципов он считал такие принципы свободы, справедливости, терпимости и счастья… отношение к тому, что люди могут жить честной, содержательной жизнью, не следуя формальным религиозным убеждениям.

— Циклопедия груш, 87-е издание, 1978 г.

Отказ от религии в пользу продвижения человечества собственными силами.

— Краткий словарь Коллинза

Нерелигиозная философия, основанная на либеральных человеческих ценностях.

— Маленький оксфордский словарь

Узнайте больше о гуманизме

Гуманизм — это подход к жизни, который встречается во времени и по всему миру во многих различных культурах. Вы можете узнать больше о том, во что думают и во что верят гуманисты в «Гуманизме сегодня», и больше о том, как гуманизм развивался с течением времени в рамках «Гуманистической традиции».

Вы также можете скачать нашу бесплатную электронную книгу «Краткий курс по гуманизму». «Философы-гуманисты» выпустили буклет « Что такое гуманизм?». , доступны в нашем интернет-магазине.Также смотрите наши другие публикации по гуманизму. Наш образовательный веб-сайт «Understanding Humanism» для учителей предлагает широкий спектр ресурсов для изучения гуманизма.

См. Также

.

Гуманизм — Vikipeedia

Гуманизм (ladina keeles hūmānitās — «inimlik») на humaanselt vooruslik inimese ja inimlikkuse väärtustamine. См. На inimesekeskne elukäsitlus, mis sai alguse hiliskeskaegses Itaalias ja levis varauusajal ka mujal Euroopas. Mõistel humanism võib eristada kolm tähendust:

  1. Гуманизм oli 15. ja 16. sajandi ühiskondlik-ajalooline nähtus kunstis, kirjanduses, hariduses ning teaduses. Humanistide eesmärgiks oli Platoni ja Aristotelese originaalteoste tundmaõppimine.Antiikkultuuri väärtustele rajati uued humanistlikud teadus- ja hariduskeskused. Esialgu Itaalias, hiljem ka Saksamaal, Prantsusmaal ja Inglismaal. Тоймусид пользовался географией и астрономией.
  2. Гуманизм oli ka moraaliteooria suund, mis hakkas levima USA-s 1920. aastatest. Humanismi peamized esindajad — W. Fight, Y. Babbit, C. Garnet ja I. Lewin tuletasid kõlbluse inimlikest ja psühholoogia nähtustest.
  3. Гуманизм на maailmavaade ja mõtteviis, mis väärtustab inimest kui isiksust.Inimese vabadus ja väärikus на iseenesest austusväärsed. Гуманизм sisaldab inimese õigust langetada iseseisvalt oma elu puudutavaid otsuseid, kasutades selleks oma mõistust ja südametunnistust. Seda maailmavaadet tähistab eesti keeles üldmõiste inimsus.

Гуманист Куулсайма oli hollandlane Эразм Роттердамист (1466–1536). Ta uskus, et kirikut ja kogu ühiskonda on võimalik mõistuspäraselt ümber korraldada. Ta parandas käibel olnud ladinakeelset piibli tõlget. 1516. aastal tõlkis Uue Testamendi uuesti kreeka keelest ladina keelde.Satiirilises teoses «Narruse kiitus» (1511) naeruvääristas Erasmus vaimulike (aga ka rahva) ahnust ja rumalust.

Humanistlikus kristluses inimene on tähtsam kui kirik ja tema õpetused või rituaalid. Humanistid ei väärtusta normalandlikkust, allumist jumala käskudele või enesesalgamist.

Antiikaja esimesteks humanistideks peetakse sofiste ja Sokratest, kes uurisid (teoreetiliselt) inimest mitte kosmose tervikut.

Renessansi filosoofia oli humanistlik, sest tähelepanu pöördus jumalalt inimesele.Toonased mõtlejad ei olnud ateistid (jumalat peeti ikka maailma ja inimese loojaks) kuid inimest ei pidanud enam kõrgema jõu kõrval alamaks olevuseks.

Kaasaja filosoofias vaadeldakse humanismi kui optimistlikku maailmavaadet inimkonna tuleviku suhtes, uskudes täiustumisse, tarkusesse, sõprusesse, armastusse, sallivusse. Гуманизм sisaldab veendumust, et praegune elu on ainus, mis meil on. 20. sajandi гуманизм põhines agnostitsismil ja ateismil. Humanistid peavad inimmõistust elu juhtivaks jõuks.Humanistid soovivad ühiskonda vabastada Religioossetest uskumustest, mis nende arvates pidurdavad inimarengut.

Гуманизм вастандуб:

a) arusaamale, et eksisteerib kõrgem jõud (nt jumal, suur energiaallikas), millest inimkond sõltub;

b) seisukohale, et inimene on üksnes osake loodusest ning uuritav loodusteaduse meetoditega nagu kõik muugi looduses.

Humaansus ja humanism pärinevad ladinakeelsest sõnast hūmānitās. Sõnu kasutatakse paljudes seostes ning ilma täpsusteteta pole selge, millega on tegu.Humanismi all võidakse silmas pidada kultuuriideaali (Nauert, 2006), renessansiaegset mõttevoolu (Blackburn, 2012), valdavalt kirjandusliku suunitlusega vaimset liikumist (Kunzman jt, 93: 2004), Romenness liikumist (Kunzman jt, 93: 2004), Romenness lultansiaja v. : 2012) jpm.

Humanismi ei saa üheselt ja ammendavalt defineerida.

Ричард Клейси jt, «Ladina-eesti sõnaraamatu» sissekanne hūmānitās:

  • 1) инимликкус, инимлумус; inimväärikus;
  • 2) inimesearmastus, inimsus, humaansus; südamlikkus, lahkus, sõbralikkus;
  • 3) харитус, культуурсус;
  • 4) peen maitse, peenus, rafineeritus;
  • 5) инимконд, инимсугу;
  • 6) ülalpidamine, elatis.(«Ladina-eesti sõnaraamat», 523: 2002)

Sissekanne Simon Blackburni «Oxfordi filosoofialeksikonis» tunnistab humanismi kahes mõttes. Üldises mõttes peetakse humanismi все igasugust filosoofiat, mis tähtsustab inimeneinimese heaolu ja väärikust ning suhtub optimistlikult iseseisva inimaru võimetesse.

Kitsamas mõttes aga peetakse humanismi ehk renessansi humanismi all silmas renessansiaegset mõttevoolu, mille tuuma moodustasid uuenenud huvi kreeka ja rooma kirjanduse васту; avastati taas inimese ja looduse ühtsus ja hakati väärtustama elumõnusid.

Hilisemal ajal tähistas termin Religioonivastaseid sotsiaalseid ja poliitilisi voolusid. (Блэкберн, 167-168: 2012)

Sõna ‘humanitas’ võidi esmakordselt kuuldavale tuua 1. aastatuhandel eKr peetud avalikus kõnes. (Канчик, 2014)

Humanitē — eesti keeles ‘humaansus’. Prantuskeelne laensõna, mille tõi saksa keelde Иоганн Готфрид Гердер (1744–1805) и см. Seostub inimlikkuse, inimõiguste, -väärikuse ja -armastusega.

«Уманист» — «гуманист» [muuda | muuda lähteteksti]

Терминит «уманист» на мынеде кирджандус, подобный алликате кохаселт касутатуд эсмакордсельт Итаалия ülikoolides.»Umanista» oli Itaalia ülikoolides käibiv slang õpetlase (õppejõu) kohta, kelle õpetamise sisu moodustasid Cicero poolt studia humanitatis ‘eks nimetatud ained: grammatika, poeesia, mojugratoor. (Йетс, 74: 1983)

1940. aastatel jõudsid Kristeller ja Campana tõdemuseni, et termin humanist ilmus 14. sajandi lõpus või 15. sajandi alguses ja см. е все.(Дэвид Рандл младший, 4: 2012)

Saksa päritolu Ameerika renessansiaja humanismi uurija Пол Оскар Kristelleri (1964) meelest osutavad renessansiaja allikad selgelt, и др гуманист оля Studia humanitatis «х õpetaja, JA viimase всего peeti silmas õppeainete tsüklit, MIS koosnes grammatikast, retoorikast, poeesiast, ajaloost JA moraalifilosoofiast .

Renessansiaja Itaalia humanism, eel- ja humanistid (осалин) [muuda | muuda lähteteksti]

Itaalia humanism sai alguse Apenniini poolsaarelt (ка Itaalia Poolaar), mis tol ajal kuulus Püha Rooma riigi koosseisu ja koosnes hulgast üksteisega sageli sõda pidavatest väikestest sõltumatutestikidestriinnikide.Linnu valitsesid rikkad kaupmehed ja sellises ühiskonnas moodustasid nn haritlaskonna juristid, notarid, kirjutajad. Palgalised õpetajad õpetasid ladina keelt (грамматика), erinevate äridokumentide koostamist, õigust jm.

Edukate Firenze kaupmeeste ringkondade (класс) nn ‘vaimuelus’ domineerisid nende endi huvid ja vajaduse, mis võisid ülikoolide Professorite ja ametnike omadest tunduvalt erineda. (Науэрт, 7: 2006)

Георг Войгти и Якоб Буркхардти (Войт и Буркхардт, 1960) arvates sai renessansiajastu itaalia humanism alguse Petrarcast, kuid kirjanduslikes veebiallikates on põgusalt mainitud Padova eelhumaniste, kes olid levisida, nõi teadaolevato, nõi teadaolevato, nõi teadaolevas ринги ‘.

Mitmete uurijate arvates baseerus itaalia humanistliku kirjandusvoolu ‘taaselustumine’ Karolingide renessansi ajal kogutud klassikalistel tekstidel. Weissil õnnestus näidata, et al.
‘Padova ringi humanistidel’ (Ловато дей Ловати, Роландо да Пьяццола, Джеремия да Монтаньоне, Альбертино Муссато: sarnaste vaadetega sõprade tutvus- ja kirjavahetusring, kes tegelesid antiikautorite tekstide uurimimisega ja) aegsetele Horatiuse, Vergiliuse, Juvenali, Persiuse, Terentiuse, Cicero, Titus Liviuse jt teoste koopiatele.(Рандл jt, 17-18: 2010)

Humanistid jagasid huvi antiikautorite teoste ja ladina ning kreeka keele vastu, teadmisi ja püüdsid imiteerida klassikalist kirjandust. Humaniste võidi tööle võtta ülikoolide kunstierialade õpetajatena ja nad võisid õpetada antiikkirjandust, retoorikat jm.

Mõnedele humanistidele olid oluliseks allikaks Cicero kirjad, kõned, kõneõpetus jm вырисовывается. (Науэрт, 2006)

1380. ja varastel 1390. aastatel tekkis ka teine ​​humanistlik ringike, mida tuntakse ‘Salutati circle’ nime all, siin lävisid ja tegutsesid Salutati, Леонардо Бруни, Никколо Никколи и мунк Луиджи Марсити Джокколо Джокколо Джа мунк Луиджи Марсити Джокколо Спирито Джокколо Спиритто Джиоктидован raamatuid.(Уэллс, 79: 2007)

Renessansiaja itaalia humanismi algusaeg ja olemus on kohati vaidluse all kuid alguskohaks loetakse siiski tolleaegset Itaaliat ja sealt levis peamiselt kirjandusliku suunitlusega liikumine kuid. (Канчик, 125: 2014)

Hiljem on mõned autorid samastanud humanismi kui Itaalia ajaloo ajajärku nn renessansiajastuga — 14. – 16. Саджандига.

Humanismi «juured» на paigutatud antiikaega, kuid need olid Euroopa kesksed. (Канчик, 2014)

Renessansiaja itaalia meeshumanistid [muuda | muuda lähteteksti]
  • Ловато дей Ловати (около 1240 — 1309)
  • Роланду да Пьяццола (сури 1325)
  • Жеремия да Монтаньоне (1255–1321)
  • Альбертино Муссато (1261–1329).(Rundle jt, 17: 2010) (Padova humanismi ringike (inglise keeles Paduan circle ).
  • Джованни Ауриспа (1376–1459)
  • Джироламо Бальби
  • Гаспарино Барзицца (1360–1431) (teised nimed Гаспаринус де Бергамо, Гаспарино (да)
  • Филиппо Бероальдо (ванем) (1453–1505) ( studia humanitatis Pariisis)
  • Джованни Боккаччо
  • Леонардо Бруни ( Исторический центр Флорентини, )
  • Паоло Эмили
  • Publio Fausto Andrelini (ок. 1462 — 1518), Erasmuse sõber
  • Витторино да Фельтре (1378 Фельтре — 1446 Мантуя) Ка Витторино Рамбольдини
  • Франческо Филельфо (1398–1481)
  • Антонио Лоски (ladinapäraselt Antonius Luschus) (1365 või 1368 — 1441) (Lorezo Valla õpilane)
  • Франческо Петракко и Петрарка
  • Анджело Полициано
  • Лоренцо Ридольфи (sündis 1362)
  • Чино Ринуччини (ок. 1350 — 1417)
  • Роберто де Росси (1355–1417)
  • Колуччо Салютати (1331–1406)
  • Палла Строцци (1372–1462)
  • Лоренцо Валла (1407–1457)
  • Гуарино да Верена (1370–1460)
  • Пьер Паоло Вержерио
  • Корнелио Вителли (1440–1500) иен.(Классен, 30: 2003)

Renessansiaja itaalia naishumanistid [muuda | muuda lähteteksti]

I põlvkond
II põlvkond (1460–1480)
  • Ippolita Sforza (1445–1488)
  • Бьянка Мария Висконти (1425–1468)
III põlvkond (1480–1500)
  • Кассандра Феделе (1465–1558)
  • Лаура Серета (1469–1499)
  • Алессандра Скала (1475–1506) младший. [1]

Osaline loetelu renessansiaja Kreeka emigrantidest ja «koopiameistritest» [muuda | muuda lähteteksti]

  • 14.саджанд: Деметрий Кидонес, Леонтий Пилат;
  • 14. Саджанд / 15. саджанд: Мануэль Калекас, Мануэль Хризолорас, Максимус Хризобергес;
  • 15. sajand: Альфонс Дурсос Афинаоис, Андроник Каллист,

Андроник Галициот, Антоний Афинасий, Антоний Логотет, Афанасий Халцеопулос, Висарион, Цезарь Стратег, Харитоним Гермоним, Константин Ласкарис.
Cosmas (Trapezuntios) Kreetalt … (110) jpt. (Rundle jt, lk 58–64: 2010).

Studia humanitatis oli renessansiajastu õppimise vorm, mille all peeti silmas juhendatud kursust või iseõpet, mis baseerus Antiik-Kreeka ja Antiik-Rooma autorite teostel ja / või kõnedel.

Coluccio Salutati oli üks neist, kes märkas, et Cicero on kasutanud väljendit studia humanitatis ac litterarum .

Cicero olevat oma kõnes «Pro Archia» ühendanud sõnad studium ja humanitas studia humanitatis , väljendamaks kunsti või ainete kombinatsiooni, с. над арендаксид välja oma täieliku potentsiaali vabade inimestena.

Arvatakse, et studia humanitatis oli omamoodi hariduslik programm valitseva eliidi tarbeks.

Studia humanitatis (ladina keeles) ka ‘inimeseuurimine’ («Renessansi salakeel») (грамматика, luule, kõlblus, retoorika), mis lähtub antiikaja mõistest humanitas suurleusiumislumei.

Studia humanitatis pidas kõige tähtsamaks kõikehaaravat vaimset ja kunstialast haridust, nagu см. Kajastub kujutluses uomo universalale ‘st, kelle hariduse ulatus on õuõtiteedlasi.(Кунцман, 93: 2004)

Salutati kasutas fraasi studia humanitatis tõenäoliselt 1369. aastal. (Чамблисс, 630: 1996)

Humanistlikud õpetlased nagu Leonardo Bruni jt, pidasid studia humanitatis ‘e taaselustajaks Petrarcat. Bruni iseloomustas studia humanitatis ‘t kui klassikalist õppeprogrammi, mis olid suunatud kirjanduslikele distsipliinidele.

Studia humanitatis võis tähendada akadeemiliste õppekursuste kooslust, mille keskmes olid ajaloo-, kõne-, grammatika-, luuleõpetus ja moraalifilosoofia dõülédé

Studia humanitatis ‘e hulka ei arvatud õigus-, meditsiini- ega teoloogiateaduskonda.

1500. aastaks õpetati studia humanitatis ‘t mitmetes Itaalia linnades, nagu Padovas, Veneetsias, Pisas, Bolognas, Milanos, Firenzes ja Roomas. (Канчик, 21: 2011)

Termin eksisteeris juba renessansiajastu Itaalias. (Науэрт, 8,11: 2006)

Saksa humanismi все peetakse silmas intellektuaalset liikumist pedagoogiliste remide ellu viimiseks Saksamaal, eesmärgiga parendada inimeste kultuuri- ja sotsiaalelu.(Издательство Camden House, 137: 2007)

Saksamaal mõeldi termini all algselt gümnaasiumireformi programmi ja seda kasutas 1808. aastal Friedrich Immanuel Niethammer. Niethammer laenas termini humanität Herderi kirjadest 1793/97.

Kuulsaimad humanistlikud koolid saksa keeleruumis olid St Lebwinsi kool Deventeris, Münsteri algkool Westphalias ja Sèlesta Alsace’is (Якоб Вимфелинг, Беатус Ренанус).

Deventeri koolis õppisid humanistid Erasmus (Erasmus oli Alexander Hegius von Heek ’õpilane, kelle juurde ta asus õppima 9-aastasena), Герман фон дем Буш, Йоханнес Мурмеллиус, Йоханнес Конрад Гезоклен.

Saksa humanistid: Конрад Селтис, Иоганнес Рейхлин, Ульрих фон Хуттен (1488–1523), Филипп Меланхтон (1497–1560) jmt.

15. sajandi lõpuks võis humaniste leida kõikides Saksa ülikoolides. (Науэрт, 115: 2006)

  • Пол Оскар Кристеллер, «Восемь философов итальянского Возрождения», 1964, 4, Stanford University Press, Google’i raamatu veebiversioon (vaadatud 10.09.2015) ( inglise keeles )
  • Макс Апель и Петер Лудз, «Philosophisches Wörterbuch», 6.väljaanne, 1976, Google’i raamatu veebiversioon (vaadatud, 10 сентября 2015 г.) ( saksa keeles )
  • Фрэнсис Амелия Йейтс, «Возрождение и реформа: вклад Италии», Lk 74, 1983, Routledge, veebiversioon (vaadatud 6.09.2015) ( inglise keeles )
  • J.J. Chambliss, «Философия образования: энциклопедия» , Routledge, lk 630, 1996, Google’i raamatu veebiversioon (vaadatud, октябрь 2015) ( inglise keeles )
  • Richard Kleis jt, «Ladina-eesti sõnaraamat», Valgus, 2.trükk, lk 523, 2002
  • Карл Иоахим Классен, Antike Rhetorik im Zeitalter des Humanismus, lk 30, 2003, Google’i raamatu veebiversioon (vaadatud 29.09.2015) ( saksa keeles )
  • Петер Кунцман, Франц-Петер Буркард, Франц Видманн, «A ja O taskuteatmik. Filosoofia», Eesti Entsüklopeediakirjastus, lk 93, 2004
  • Чарльз Г. Науэрт, «Гуманизм и культура Европы эпохи Возрождения», 2006, Cambridge University Press, Google’i raamatu veebiversioon (vaadatud 10.09.2015) ( английский килс )
  • Колин Майкл Уэллс, «Парусный спорт из Византии: как затерянная империя сформировала мир», lk 79, 2007, Delacorte Press, uustrükk, Google’i raamatu veebiversioon (vaadatud 30.09.2015) ( inglise keeles )
  • Camden House Publishing, «Камден-хаус История немецкой литературы», lk 137, 2007, Google’i raamatu veebiversioon (vaadatud 6. сентября 2015) ( inglise keeles )
  • Майкл Эрбе, «Frühe Neuzeit», 2007, Google’i raamatu veebiversioon (vaadatud, сентябрь — октябрь 2015 г.) ( saksa keeles )
  • Franz Josef Worstbrock, Deutscher Humanismus 1480-1520: Verfasserlexikon.А-К. , 1. köide, 2008
  • Джонатан Арнольд, «Великие гуманисты: введение», lk 16, 2011, И. Б. Таурис, Google’i raamatu veebiversioon (vaadatud 30.09.2015) ( inglise keeles )
  • Дэвид Рандл jt, «Гуманизм в Европе пятнадцатого века», lk 4, 17, 2012, Google’i raamatu veebiversioon (vaadatud 9.09.2015) ( inglise keeles )
  • Саймон Блэкберн, «Oxfordi filosoofialeksikon», Vagabund, lk 167–168, 2012 г.
  • Хуберт Канчик, «Европа — Античный — Гуманизм: Humanistische Versuche und Vorarbeiten», 2014 г., Google’i raamatu veebiversioon (vaadatud 7.09.2015) ( saksa keeles )

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *