младенческий возраст — это… Что такое младенческий возраст?
- младенческий возраст
- Категория.
Период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста.
Специфика.
В младенческом возрасте выделяют три этапа:
• новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми;
• первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым;
• второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.
Завершение младенчества связано с «кризисом первого года», свидетельствующим о формировании личности ребенка.
Психологический словарь.
И.М. Кондаков.
2000.
- МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
- (англ. infancy) — (в рос. возрастной психологии) период жизни ребенка от рождения до 1 г. (зарубежные психологи склонны расширять границы младенчества до 2-летнего возраста включительно. — Ред.). М. в. подразделяется на 3 этапа: новорожденность, 1-е и 2-е полугодия жизни.
Этап новорожденности охватывает 1-й мес.
жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.
1-е полугодие жизни — этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является нач. развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап — во 2-е полугодие.
Во 2-м полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на след. возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. (См. также Госпитализм, Дефицит общения.)
При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова (см. Автономная речь), осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года, в котором впервые проявляется личность ребенка (см. Кризисы возрастные). (С. Ю. Мещерякова.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
- мифомания
- младший школьный возраст
Смотреть что такое «младенческий возраст» в других словарях:
Младенческий Возраст — период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие … Психологический словарь
Младенческий возраст — Период возрастного развития человека от рождения до одного года (в пределах которого выделяют и возраст новорожденности от момента рождения до 1 месяца). По современным представлениям М. в. исключительно важен во всех сторонах становления его… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Младенческий возраст — период жизни ребёнка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребёнок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое… … Педагогический терминологический словарь
Младенческий возраст — возрастной период, охватывающий первый год жизни ребенка. М. в., в свою очередь, подразделяется на три этапа: новорожденность, первое полугодие и второе полугодие жизни. Этап новорожденности охватывает первый месяц жизни младенца и по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
МЛАДЕНЧЕСКИЙ — МЛАДЕНЧЕСКИЙ, младенческая, младенческое (книжн.). 1. прил. к младенец. Младенческий возраст. Младенческий лепет. «Он был свидетель умиленный ее младенческих забав.» Пушкин. 2. перен. Слабосильный, беспомощный, неумелый (пренебр.). Младенческие… … Толковый словарь Ушакова
Возраст — 1) рост, величина тела (Мф. 6, 27, у Лук. 19, 3; 2) совершеннолетие по Иоанн. 9, 21, 23. Возраст детищный младенческий возраст. Возраст законный лета, когда человек может пользоваться предоставленными ему гражданскими,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия
возраст младенческий — период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В возрасте младенческом выделяют три этапа: 1) новорожденность (первый месяц жизни) когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми; 2) первое… … Большая психологическая энциклопедия
ВОЗРАСТ — ВОЗРАСТ, возраста, муж. Период, степень в росте, развитии каждого человека. Младенческий, отроческий, юношеский, зрелый, старческий возрасты. Достигать старческого возраста. Человек зрелого возраста. ❖ Войти в возраст стать взрослым. Выйти из… … Толковый словарь Ушакова
ВОЗРАСТ — ВОЗРАСТ, а, муж. 1. Период, ступень в развитии, росте кого чего н. В. человека, животного, растения. В. Земли. Младенческий в. Зрелый в. (сменяющий юность). Выйти из школьного возраста. 2. Количество прожитого времени, лет. Ребёнок в возрасте… … Толковый словарь Ожегова
Книги
- Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова. В пособии представлена диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. Предметом диагностики являются наиболее важные в раннем возрасте сферы, определяющие развитие целостной… Подробнее Купить за 267 грн (только Украина)
- Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах. Методическое пособие, Волков Борис Степанович, Волкова Нина Вячеславовна. Пособие написано на основе требований ФГОС ДО. В пособии приведено большое количество ситуаций и заданий с ориентировочными ответами, необходимых для осмысливания психологии и развития… Подробнее Купить за 167 руб
- Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова. В пособии представлена диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. Предметом диагностики являются наиболее важные в раннем возрасте сферы, определяющие развитие целостной… Подробнее Купить за 150 руб
Другие книги по запросу «младенческий возраст» >>
Младенческий возраст ребенка. Развитие в младенческом возрасте
Удивительно, что некоторые возрастные группы не имеют рамок. Вот, например, в законе Российской Федерации нет четких возрастных границ для понятия «ребенок». Понятно, что каждый родитель считает своего ребенка малышом и в восемнадцать, и в тридцать лет. Однако чисто формально гражданин должен платить налоги с рождения, и может выражать свое мнение по поводу того, с кем из родителей жить после их развода, уже с десяти лет. Уголовная ответственность человека в нашем государстве начинается с четырнадцати лет, а уже в восемнадцать наступает полная дееспособность. Так же и с молодежью — возрастные рамки этого периода жизни человека нигде не прописаны. Но говоря о таком понятии, как младенческий возраст, — многие из нас все же представляют себе определенный четкий образ младенца. Из этой статье вы узнаете о том, что собой представляет этот возраст и каковы его характерные особенности.
Возрастные рамки
Многие специалисты все же склоняются к мнению, что младенцами являются дети с момента рождения и до одного года. Очень часто можно встретить определение «грудной младенец», но используя этот термин, автоматически не учитывают всех малышей, которых матери не кормят грудным молоком. Рассмотрим первую классификацию. Младенческий возраст — ранний возраст, в котором приобретаются все базовые физиологические навыки малыша. Основные достижения этого возраста — появление навыков речи, их своевременное совершенствование, а также произвольное (осознанное) взаимодействие с окружающей средой.
Младенческий возраст ребенка
Психологи утверждают, что в жизни ребенка младенчество — самый продуктивный и вместе с тем стабильный период развития. Младенческий возраст наступает, как только ребенок преодолевает первый в своей жизни кризис — рождение. Долгое время он находился в утробе матери, где было все необходимое для комфортной жизни — питание, тепло, уют. И вот малыш попадает на белый свет: совсем иная температура воздуха, другое дыхание, совсем другой мир окружает его! Развитие в младенческом возрасте происходит очень быстрыми темпами. Впервые устанавливаются социальные связи, эмоциональное взаимодействие не только с матерью, но и с другими членами семьи. Ребенок впервые познает, каково это — общаться посредством звуков, прикосновений, жестов.
Ценность общения
С первых минут жизни чрезвычайно важным компонентом полноценного развития личности младенца становится общение. Именно благодаря общению младенец социализируется, приобретает стабильную психику. Ребенок должен ощущать тепло и заботу, в противном случае может развиться так называемый дефицит внимания, что, в свою очередь, может негативно отразиться на всей дальнейшей жизни маленького человека — так важен этот возраст. Младенческий период в жизни человека совершенно уникален. Подражая окружающим, малыш стремительно учится новому день за днем. В первую очередь он, конечно, заявляет окружающим о своем настроении, о том, каково его самочувствие. Младенцы не могут сказать вам, что именно им не нравится, что становится причиной их дискомфорта, поэтому так важно быть чутким к эмоциям малыша.
Умственное развитие младенца
Пожалуй, самая главная характеристика младенческого возраста — приобретение развитого мышления. Умственное развитие ребенка в этом возрасте ряд ученых считает сенсомоторным. Такая фаза мышления основана на эмоциональном и тактильном восприятии этого мира. Пока что ребенку не хватает навыков для общения, но вот что поразительно — он все же коммуницирует с этим миром! Для детей крайне важны упражнения — малышу постоянно хочется что-нибудь хватать, кусать, сосать… Кроме того, дети в этот период активно слушают и наблюдают за происходящим вокруг. Позднее они перенимают модель поведения окружающих и копируют те или иные действия своих родителей. Важно отметить, что малыш уже в возрасте двух месяцев способен отличить «своего» от «чужого», незнакомца. Ему хорошо знакомы голоса родителей, в то же время он может испугаться, услышав новый тембр голоса. Также младенец учится предугадывать, что произойдет в ближайшее время. К примеру, если малыш приучен к тому, что каждый день его мажут каким-нибудь кремом, и этот процесс ему не очень-то по душе, он может испугаться и заплакать, как только увидит знакомый тюбик.
Действия малыша
Особенности младенческого возраста состоят и в специфике первых движений малыша. Так, к примеру, ученым известно явление так называемого глаза новорожденного. Хаотичные движения глаз могут показаться необычными, но не стоит переживать. Наблюдающий ребенка врач заметит отклонения от нормы, если таковые действительно имеются. В подавляющем же большинстве случаев он быстро учится сосредотачивать взгляд на определенном объекте. Очень часто малыши обладают особо выразительными движениями. Посредством их младенцы также выражают свои эмоции. Детки учатся ползать — это первый способ их передвижения. Самый излюбленный жест любого малыша — это указание. Своим маленьким пальчиком ребенок укажет на то, что он хочет схватить, на того, к кому желает пойти на ручки, и так далее.
Кризис первого года жизни
Первый возрастной кризис, с которым сталкивается, пожалуй, каждый человек на Земле, происходит с ним на второй год от рождения. Развитие ребенка в младенческом возрасте проходит семимильными шагами, и зачастую психика ребенка не способна воспринять всего того объема информации, которую он получает. В этот период малыш становится особенно капризным, кажется неподатливым для воспитания. На этом жизненном этапе малышу уже многое хочется делать самостоятельно. Он особенно восприимчив к тому, что взрослые делают ему замечания, не дают баловаться и трогать опасные предметы, уводят от тех мест, куда малышам ходить уж точно не стоит. Кризис первого года — это испытание, которое предстоит преодолеть не только ребенку, но и его родителям! В этот непростой период взрослые должны окружить малыша вниманием, спокойнее относиться к капризам ребенка и не воспринимать слишком близко к сердцу то, что их чадо не слушается. Вседозволенность в этот период может привести к неправильному воспитанию малыша. Единственный совет, который подойдет для любой семьи в этот период, — любить друг друга, уважать желания ребенка и мнение второго родителя.
Малыши от 1 до 3 лет
Пережив непростой этап — кризис первого года жизни, родители и детки вступают в новую фазу развития. Стоит сразу отметить, что если относиться к шалостям ребенка с юмором, то все эти «кризисы» пройдут незаметно для всех членов семьи. Младенческий дошкольный возраст определяется возрастными рамками от 1 до 3 лет. В это время речь малыша становится все совершеннее, увеличивается словарный запас, ребенок может начать активно задавать вам вопросы об окружающем мире, поэтому запаситесь энциклопедиями будьте готовы ответить на все каверзные вопросы своего малыша». В этот период также бывает сложно уложить малыша спать, поэтому лучшее решение — найти интересные сказки. Некоторые родители попробовали включать своим деткам на ночь легкие классические мелодии и пришли к выводу, что если музыка является фоном к любимой сказке, ребенок засыпает в считаные минуты.
Очередной кризис
Капризное поведение ребенка и может довести кого угодно — только не вас! Повторяем: чтобы пережить трудные этапы в жизни, к ним нужно относиться исключительно с юмором. Пусть ваше чувство юмора и терпение помогут пережить очередной кризис — трехлетний возраст. Младенческий период можно считать оконченным, когда ребенок идет в детский сад. Там он встречает своих сверстников — самых разных ребят, порой таких же капризных и напуганных новой обстановкой, как и он сам. Дети чувствуют вселенскую несправедливость, когда родители отдают их, пусть и на пару часиков, в ясли. Чужие няни, непонятные ребятишки, все такое непривычное и странное — малыши и не догадываются, что скоро детсад станет тем местом, куда им захочется возвращаться снова и снова, чтобы поиграть с другими ребятами!
Трудности яслей
Как уже было сказано ранее, ребенок, впервые оказавшись в таком незнакомом месте, как детсад, может испытывать серьезный стресс, который оказывает влияние на поведение и даже некоторые навыки! Трудности, с которыми может столкнуться малыш, когда заканчивается младенческий возраст и начинается пора детского сада, следующие:
- Ребенок начинает больше плакать — большинство детей плачут в свой первый день в детском саду. Малыши чувствуют себя растерянными, переживают из-за того, что родителей нет рядом долгое время.
- Снижается интерес к познанию, играм — малыши находятся в состоянии стресса, им точно не до веселых игр или чтения книг, когда они тоскуют по своим родителям.
- Беспомощность — даже если ваш малыш уверенно держит ложку и спокойно ходит на горшок, в первое время в детском саду он может испытывать трудности с этими навыками. Но все это остается лишь делом привычки. Работники детского сада и воспитатели при вашей помощи смогут помочь малышу чувствовать себя как дома, и вскоре он снова станет самостоятельным.
- Плохо спит и мало ест — именно так говорят воспитатели большинству родителей об их ребеночке в первые дни в детском саду. Малыши должны привыкнуть к распорядку дня, но, конечно, желательно, чтобы они уже обладали естественной привычкой спать днем прежде, чем придут в ясли.
- Слабый иммунитет — ваш малыш может чаще болеть, когда ходит в детский сад. На фоне стресса иммунная система даже взрослого человека значительно ослабевает, что уж говорить о малышах!
Как помочь своему малышу?
Младенческий возраст пролетел быстро, почти незаметно, в жизни вашего малыша наступил новый, отнюдь не простой этап, и только вы можете помочь ему легче адаптироваться в этой новой среде. Во-первых, старайтесь соблюдать дома режим дня детского сада. Кормите ребенка по расписанию, посвящайте время познавательным играм и, конечно, не забывайте о тихом часе. Учите малыша общаться с другими детками на улице, позволяйте ему проводить время и в одиночестве. Ваш малыш должен уметь самостоятельно играть хотя бы 10 минут в час! Больше гуляйте на свежем воздухе, ведь прогулка — это лучший способ держать тело и иммунитет в тонусе!
Как провести выходные с малышом?
Вот и первая неделя в детском саду закончилась, впереди выходные! Они должны принести много радости и хороших воспоминаний как вам, так и вашему ребенку. Вы можете попробовать организовать пикник на свежем воздухе, вместе с ним сделать несложные блюда и угостить всех членов семьи. Постройте большой домик из подручных средств! Дети любят строить настоящие башни из подушек и одеял. Читайте книги, рисуйте, поиграйте в доктора или парикмахера. Поиграйте в школу: пусть ребенок выполняет несложные задания и получает за них пятерки или же цветные наклейки — что придется ему по душе. Спрячьте сокровище и попытайтесь найти этот клад вместе, попробуйте сделать красивую аппликацию или оригами. Сыграйте в прятки, придумайте спортивное соревнование, посмотрите мультфильм, слепите фигурки из пластилина! Пусть эти выходные будут веселыми и незабываемыми!
6.1. Младенческий возраст (МВ)[5]
Нижняя граница (начало). Признак: ребенок стал объектом внешней регуляции со стороны взрослого посредством первосигнальной вещи – более или менее сложной ситуации, воспринимаемой по первой сигнальной системе (1.2.7, 1.2.8, 4.8.2, 4.8.4).
Действительно, «организуя внешнюю ситуацию, можно относительно легко управлять поведением младенца» [6]. В отличие от поведения новорожденного, который не подчиняется взрослому, а «командует» им: «в первые же дни жизни ребенок научается эффективно использовать взрослых для устранения дискомфорта и получения того, что ему необходимо» [7]. Это вполне согласуется с отнесением новорожденности к «кризисам», а младенчества – к «возрастам» (см. таблицу 2 в 3.5).
Начало «младенческого возраста» является «окончанием кризиса новорожденности»: между смежными стадиями – одна граница (1.2.3, 3.4.1). Эту границу – «поворотный пункт» [8] – Выготский ориентировочно поместил «между 2 и 3-м месяцами жизни ребенка», т. е. около 2 месяцев. Ученый также отметил, что «к началу этого периода» – «младенческого возраста» – «для ребенка как бы возникает внешний мир» [9]. К которому принадлежат и взрослые, и их регулятивная активность по отношению к младенцу, и применяемые ими для этого средства регуляции (внешние ситуации, т. е. сложные первосигнальные вещи: см. 4.8.2).
Ориентировочная дата нижней границы «младенческого возраста» (и связанной с ним стадиальной ЗБР) – около 2 месяцев после рождения (табл. 35 в 6.6).
Верхняя граница (конец). Признак: ребенок перестал быть объектом внешней регуляции со стороны взрослого посредством первосигнальной вещи; такой (сложной) вещью является внешняя ситуация, воспринимаемая по первой сигнальной системе(1.2.7, 1.2.8, 4.8.2, 4.8.4).Эта границавыявляется около 14-15 месяцев: «примерно в возрасте 1 года 2-3 месяцев» ребенок «перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств» и «подчиняться взрослому», который теперь «уже не может управлять» ребенком «при помощи организации внешних воздействий» [10]. Это – «аннулирование» характерной для данного «возраста» социальной ситуации развития, связанной с подчинением ребенка внешней регуляции (1.2.6, 4.5).
В качестве примера поведения, характерного для этого уровня развития, Л. И. Божович приводит собственное наблюдение над «мальчиком 1 года 3 месяцев». Он, «играя в саду, завладел мячиком другого ребенка и не хотел его отдавать». Позднее, в совершенно иной воспринимаемой ситуации, – дома, «во время ужина», – мальчик «вдруг пришел в сильное волнение, начал отказываться от еды, капризничать, вылезать из стульчика, срывать с себя салфетку». Отвлечь ребенка и побудить его продолжать ужинать не удалось. «Когда его спустили на пол (т. е. дали свободу), он с криком «мя … мя» побежал обратно в сад и успокоился только тогда, когда получил мяч» снова [11]. Здесь ребенок отвергает (игнорирует) внешнюю регуляцию. Он регулирует свое поведение независимо от воспринимаемой ситуации и внешней регуляции со стороны взрослых (в этом смысле – самостоятельно).
Для отвержения внешней регуляции необходима самостоятельная внутренняя саморегуляция. «Центральным … новообразованием» [12] всего «младенческого возраста» и является средство такой самостоятельной внутренней регуляции, которое Божович называет «мотивирующими представлениями». Это – совокупность «аффективно заряженных представлений, которые … побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды» [13]. Ту же, по сути, мысль можно высказать и так: центральное новообразование «младенческого возраста» – самостоятельная внутренняя регуляция (саморегуляция), средством которой является «мотивирующее представление». Его можно понимать как внутреннюю ситуацию (интериоризованную первосигнальную вещь). В том числе – как представление о другой внешней ситуации (в данный момент отсутствующей в восприятии) [14].
Ориентировочная дата верхней границы «младенческого возраста» (и связанной с ним стадиальной ЗБР) – около 14-15 месяцев (табл. 35 в 6.6).
[5] В основе 6.1 лежит часть статьи, опубликованной в ходе данного исследования: Касвинов С. Г., [138].
[6] Божович Л. И., Славина Л. С., [26], с. 190.
[7] Лисина М.И., [186], с. 275-276. При этом новорожденный фактически (но не осознанно) осуществляет регулятивную активность, управляя исполнительной активностью взрослых, старающихся угадать, что ему нужно, и поскорее предоставить это.
[8] Точку развития («пункт» – точка).
[9] Выготский Л. С., [59], с. 282-283.
[10] Божович Л.И., [25], с. 76, 78; Божович Л.И., Славина Л. С., [26], с. 190, 192.
[11] Божович Л.И., [25], с. 80.
[12] О центральных новообразованиях см. в 4.6. Новообразования всегда сформировываются к концу «возраста» (там же).
[13] Божович Л.И., [25], с. 80.
[14] В приведенном выше наблюдении Божович – о ситуации в саду.
Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. — Харьков: Райдер, 2013. Публикуется на сайте psixologiya.org с разрешения автора.
7.1. Младенческий возраст (МВ)
Протофаза «младенческого возраста» (МВ-П)
Ее нижняя граница – это начало всей данной стадии с его признаком (1.2.9, 5.4). Признак начала «младенческого возраста»: ребенок стал объектом регуляции со стороны взрослого посредством первосигнальной вещи (6.1). Сложной первосигнальной вещьюявляется внешняя ситуация,воспринимаемая по первой сигнальной системе (1.2.7,4.8.2).
Начало «младенческого возраста» – около 2 месяцев (6.1; табл. 35 в 6.6). Нижняя граница его протофазы характеризуется этим же признаком и временем его появления.
Верхняя граница протофазы – это нижняя граница аллофазы [3] (1.2.9, 5.4).
Аллофаза «младенческого возраста» (МВ-А)
Признак начала этой аллофазы: ребенок стал субъектом регуляции поведения взрослого (1.2.9, 5.4) посредством первосигнальной вещи [4]. Этот признак надо искать внутри стадии – между 2 и 14-15 месяцами (6.1; табл. 35 в 6.6).
После 6 месяцев – «во втором полугодии» 1-го года – у младенца наблюдается «активное стремление к общению», выражающееся, в частности, в том, что ребенок «тянется к человеку, хватает его и недоволен, когда тот удаляется» [5]. Хватая и пытаясь удержать взрослого, младенец осуществляет регулятивное воздействие на него (насколько успешно – другой вопрос). «Во второй половине первого года» в поведении ребенка появляются и «элементы привлечения внимания взрослых в виде манипулятивных действий», он также «пытается вовлечь взрослого в продолжение … действия» [6]. Например, ребенок после 6 месяцев (а именно в 8 месяцев) хватает руку матери, «кладет руку матери» на предмет, которым она до того манипулировала, «и подталкивает, чтобы заставить мать повторить действие» [7]. Овладевая хватанием, ребенок обретает возможность, воздействуя на окружающее, создавать или изменять внешнюю ситуацию (средство регуляции) и таким путем регулировать поведение взрослого.
М. И. Лисина проводит границу внутри младенчества в 6 месяцев в связи с окончанием эпохи «ситуативно-личностного общения ребенка со взрослым», для которой характерно то, что «дети еще не овладели хватательными движениями». S. и N. Greenspan выделили в младенчестве этап от 2 до 7 месяцев, который они назвали «влюбленностью» ребенка во взрослого. Окончание «влюбленности», по-видимому, связано с тем, что ребенок стал субъектом регуляции взрослого [8].
Становление субъектом регуляции связано с овладением ее средством (5.4), в данном «возрасте» – первосигнальной вещью; сложной первосигнальной вещью является внешняя ситуация (6.1). После 6 месяцев младенец способен применять хватание для создания такой ситуации и регуляции взрослого с ее помощью. Такая активность ребенка может рассматриваться как регулятивная моторика в отличие от присущей младенцу и ранее исполнительной моторики (внутриситуативной, регулируемой) [9].
Ориентировочная дата нижней границы аллофазы – 6-7 месяцев. Таким образом, верхняя граница протофазы – тоже 6-7 месяцев. Отразим это в таблице 37.
Таблица 37
Ориентировочные хронологические границы фаз «младенческого возраста» (МВ) и связанных с ними ЗБР [10]
Стадия и ее хронологические границы
|
МВ
| |||
Фазы и их хронологические границы
|
МВ-П
|
МВ-А
|
МВ-Э
|
МВ-И
|
Верхняя граница (конец) аллофазы – это нижняя граница (начало) экстрафазы (5.4).
Экстрафаза «младенческого возраста» (МВ-Э)
Признак ее начала: ребенок стал субъектом внешней саморегуляции (1.2.9, 5.3) посредством первосигнальной вещи (4.8.2, 6.1). Другая сторона этого же признака – появление негативного поведения (5.5.1).
«Знаменательный поворотный пункт» в развитии младенца – «10-й месяц», когда происходит «исчезновение бесцельных движений» [11]. Движения перестали быть бесцельными –значит, они стали регулироваться младенцем.
Отметив, что «в опытах Бюлера первые проявления практического интеллекта относились к 10–12-му месяцам», Выготский уточнил: уже «у 9-месячного эти проявления наблюдаются в развернутом виде». Причем «сущность интеллектуальных проявлений ребенка заключается в первых разумных и целесообразных, не врожденных и не заученных, а вновь возникающих в данной ситуации действиях руки, связанных с наипростейшим применением обходных путей и употреблением орудий» [12]. Это – саморегулируемая активность младенца.
На 10-м месяце – т. е. в 9-10 месяцев – обнаруживается признак начала экстрафазы: ребенок стал субъектом саморегуляции посредством внешней первосигнальной вещи (ситуации). В это время ребенок может сам создать внешнюю ситуацию: он стал способен к этому уже на нижней границе аллофазы (см. выше).
С тем, что у ребенка в это время сформирована внешняя саморегуляция, связано то, что «средний возраст, в котором младенец может принять вертикальное положение и стоять, держась за мебель, – между 9 и 10 месяцами», а многие в это время делают и «первые шаги, держась за мебель» [13]. Мебель выступает здесь в качестве компонента внешней ситуации: это – первосигнальная вещь, посредством которой ребенок регулирует свое поведение (принимает и сохраняет вертикальное положение).
Ориентировочная дата нижней границы экстрафазы – 9-10 месяцев (табл. 37).
Верхняя граница экстрафазы – это нижняя граница интрафазы (5.3).
Интрафаза «младенческого возраста» (МВ-И)
Признак ее нижней границы (начала): ребенок стал субъектом несамостоятельной внутренней саморегуляции (5.3) посредством первосигнальной вещи (ситуации) (4.8.2, 6.1). Которая в начале интрафазы тоже стала внутренней: перешла в план представлений (5.3, 6.1).
Внутренняя саморегуляция посредством представления – интериоризованной первосигнальной вещи (ситуации) – обнаруживается уже на границе 1-го и 2-го года, т. е. около 12 месяцев. «К началу второго года ребенок уже активен не только тогда, когда непосредственно воспринимает … интересные для него предметы…, но и тогда, когда им руководит лишь представление … о тех предметах, которых в данный момент нет перед его глазами» [14]. Примерно в то же время ребенок начинает ходить, уже не держась за мебель или другие дополнительные опоры, т. е. обходясь без внешней вещи как средства регуляции (а значит, осуществляя внутреннюю саморегуляцию).
Но влияние внешней воспринимаемой ситуации на младенца в начале интрафазы еще не исчезает. Оно преодолевается им лишь к 14-15 месяцам, т. е. к концу «возраста», когда у ребенка сформирована самостоятельная внутренняя регуляция (6.1). Признак конца интрафазы – это признак окончания всей стабильной стадии (5.3), т. е. отвержение ребенком внешней регуляции со стороны взрослого посредством первосигнальной вещи (ситуации) (4.8.4, 6.1). Этот признак обнаруживается около 1 года 2-3 месяцев, т. е. примерно в 14-15 месяцев, когда младенцы уже способны регулировать свое поведение исключительно представлениями, игнорируя внешнюю воспринимаемую ситуацию (6.1). В этом смысле – самостоятельно: «появление мотивирующих представлений» в конце «младенческого возраста» (6.1) «избавляет ребенка от … ситуативности» поведения [15]. На протяжении интрафазы внутренняя саморегуляция становится самостоятельной.
Ориентировочная дата нижней границы интрафазы – около 12 месяцев; верхняя граница интрафазы – в 14-15 месяцев (табл. 37).
Фазные ЗБР детей «младенческого возраста»
Границы протофазной, аллофазной, экстрафазной и интрафазной ЗБР – те же, что у связанных с ними фаз (3.4.2; табл. 37).
Сноски
[3] Эта же граница делит данный «возраст» на «первую» и «вторую» фазы (5.2), причем «первая» – это протофаза (5.4). Разделение «младенческого возраста» на «первую» и «вторую» фазы: Касвинов С. Г., [138].
[4] См. 1.2.7, 1.2.8, 4.8.2, 6.1. Ср.: первая собственная деятельность младенца – управление взрослым с помощью создаваемых ребенком средств (Зинченко В. П., [131], с. 414).
[5] Выготский Л. С., [59], с. 301.
[6] Эльконин Д. Б., [308], с. 49, 93.
[7] Наблюдение Ж. Пиаже. Цит. по [215], с. 59.
[8] Лисина М. И., [187], с. 158; Крайг Г., [163], с. 301-302.
[9] Например, в «комплексе оживления» при появлении взрослого (первосигнальная ситуация).
[10] Границы фазной ЗБР – это границы связанной с ней фазы, подобно тому, как границами стадиальной ЗБР являются границы стадии (3.4.2).
[11] Выготский Л. С., [59], с. 284.
[12] Выготский Л. С., [59], с. 299.
[13] Ньюкомб Н., [223], с. 126; Крайг Г., [163], с. 223.
[14] Божович Л.И., [24], с. 169. Ср. результаты наблюдений К.Н. Поливановой: около 11 месяцев ребенок еще выдвигает свое «ярко окрашенное» аффектом требование запретного предмета, когда тот находится в поле восприятия, а «несколько позже по времени появления» симптома аналогичное требование выдвигается младенцем и тогда, когда вожделенный предмет «находится вне поля восприятия», т. е. дан лишь в представлении ( [240], с. 44).
[15] Божович Л. И., [24], с. 170.
Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. — Харьков: Райдер, 2013. Опубликовано с разрешения автора.
Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности
Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности
1. Физическое развитие новорожденного.
2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.
1. Физическое развитие новорожденного
Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.
Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.
Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.
Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.
Таблица — Рефлексы новорожденного
Название рефлекса
|
Описание
|
Время исчезновения
|
Рефлекс Моро
|
Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.
|
Обычно после 4 го месяца.
|
Шейно-тонический рефлекс
|
Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.
|
После
4-го месяца.
|
Рефлекс шагания
|
Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.
|
После
2 -го
или 3- го месяца
|
Рефлекс опоры
|
Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.
|
После
2 -го
месяца.
|
Хватательный рефлекс кисти.
|
Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.
|
После
5 -го
месяца.
|
Рефлекс Бабкина
|
При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.
|
После 4-го
месяца
|
Хватательный рефлекс стопы.
|
Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.
|
После 9 го гомесяца
|
Рефлекс Бабинс
кого
|
Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.
|
После 6 го
месяца.
|
Рефлекс «поиска груди»
|
Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.
|
После 3 го или 4 –го месяца
|
Сосате
льный рефлекс
|
Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.
|
|
Плавательный рефлекс
|
Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.
|
После 6-го
месяца.
|
Рефлекс «с глаз на шею»
|
Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.
|
После 5-го месяца
|
Зрачко
вый рефлекс
|
Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.
|
Сохраняется в течение жизни
|
Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.
Таблица — Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
Раздражители
|
Рефлексы
|
1. Действие яркого света
2. Шлепок по переносице
3. Хлопок руками возле головы ребенка
4. Поворот головы ребенка направо
5. Разведение локтей в сторону
6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка
7. Нажатие пальцем на подошву ребенка
8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке
9. Укол булавкой подошвы
10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка
|
1. Глаза закрываются
2. Глаза закрываются
3. Глаза закрываются
4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
5. Руки быстро сгибаются
6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
7. Пальцы ног сжимаются
8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются
9. Колено и стопа сгибаются
10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.
|
Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.
Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.
Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.
Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов — роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.
Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.
Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.
Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.
Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.
Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).
Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.
Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.
Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.
Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).
Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.
Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].
Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.
2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89
2. Законспектируйте материалы современных исследований.
3. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Следует ли приучать ребенка к соске?
2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.
Список рекомендуемой литературы
1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.
3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.
4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.
5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.
6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.
8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.
9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.
Период младенчества. До какого возраста ребенок считается грудным?
Младенчество — один из важнейших периодов развития малыша. С какого возраста начинается и когда заканчивается этот этап у грудничка? Какие основные стадии развития проходит дитя в период младенчества?
Временные рамки
Нижние границы младенчества специалистами считаются и определяются по-разному:
- Одними врачами считается, что эти возрастные рамки начинаются непосредственно в момент появления дитя на свет и оканчиваются в годик. При этом внутри большого периода в 12 месяцев выделяется «подпериод», когда грудничка называют новорожденным.
- Другие специалисты выделяют первый месяц жизни в отдельный этап, малыш в эти 4 недели считается новорожденным, а с 5 недели и вплоть до года — младенцем.
Поведение младенца разительно отличается от того, как себя ведет новорожденный. Если последний почти все время проводит во сне, то у грудничка этапы бодрствования все более и более насыщаются активной деятельностью. Именно поэтому, определяя, с какого возраста отсчитывать период младенчества, специалисты приходят к мнению, что правильно будет исходить с точки 4 недель — окончания новорожденности.
Такие возрастные рамки удобно разграничивают период адаптационного бездействия, которым в основном «занят» новорожденный в первые 4 недели, от этапа активного развития и познания дитя, длящегося 11 месяцев.
- Начало периода младенчества начинается после того, как новорожденным исполняется месяц, то есть непосредственно завершается этап новорожденности.
- Заканчивается период младенчества, когда малышу исполняется годик.
- Психологи, неврологи и педиатры делят младенчество на несколько важных этапов. Одни из специалистов разделяют этот период почти поровну, по полугодиям, другие — по кварталам, то есть по 3 месяца.
Грудничок за первый год жизни развивается колоссальными темпами, причем это касается и физиологической, и физической и психологической стороны. В первые полгода происходит словно подготовка крохи к «рекордам»: его органы налаживают свою работу, мышцы постепенно избавляются от гипертонуса, нервная система развивается, а мускулатура наращивается. Незадолго до 6 месяцев малыши начинают активно применять накопленные навыки — учатся переворачиваться, а затем и ползать, без устали общаются со взрослыми и исследуют мир вокруг себя.
Физиологическое развитие
Все родители, отмечая первый день рождения дитя, с интересом просматривают фотографии и видео, накопившиеся за год, и поражаются тому, как сильно изменился малыш и как он подрос за период младенчества.
И действительно, темпы роста у грудничка весьма интенсивные, ежемесячно ребенок подрастает на 3 см в первые полгода и на 2-1 см во втором полугодии. В целом за период младенчества длина тела дитя увеличивается в 1.5 раза.
Двигательное развитие
Грудничок в первые полгода постепенно учится владеть собственным телом и, хоть и медленными темпами, но достигает хороших результатов:
- в два месяца он может приподнимать грудь, лежа на животике;
- в трехмесячном возрасте грудничок делает попытки дотянуться до объекта и схватить его;
- к 5-6 месяцам малыш хватает объекты, притягивает их к себе;
- грудничок может присаживаться с поддержкой, переворачиваться и пробует ползти.
Двигательное развитие крохи во вторые полгода продолжает проходить активными темпами: освоенные навыки закрепляются, из них вырастают новые физические достижения младенца.
- После полугода ребенок осваивает ползание, перевороты и может садиться самостоятельно;
- процесс ползания постепенно трансформируется: «пластунское» передвижение за 2-3 месяца перерастает в быстрый бег на четвереньках;
- к 9 месяцу малыши могут вставать с поддержкой, а также передвигаться стоя, удерживаясь за бортики кроватки или постель;
- к 11 месяцам вестибулярный аппарат крохи начинает более-менее нормально функционировать, и теперь ребенок может самостоятельно стоять, ни за что не держась, и даже делает несколько шагов.
- к годику большинство детей уже могут ходить, хоть и делают это не вполне уверенно.
Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ. Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста. Если малыш в целом активен, пробует ходить в 11 месяцев, пропустив передвижение на четвереньках, — такое развитие считается нормой.
Психическое развитие
Помимо овладевания двигательными навыками и колоссальной прибавки роста и веса, период младенчества характеризуется активным познавательным и эмоциональным развитием грудничка.
- Постепенно развивается память: ребенок запоминает лица, игрушки и составляет причинно-следственные связи между действиями и их последствиями.
- К 4 месяцам у детей начинают ярко проявляться эмоции: удивление, радость, страх.
- За период младенчества сильно меняется отношение грудничка к незнакомым: во втором полугодии доброжелательность резко сменяется настороженностью и боязнью.
- К полугоду возникает психологический кризис, и ребенок чрезмерно привязывается к матери, не желая ее отпускать ни на шаг.
- Общение с близкими также проходит большой путь: от младенческого комплекса оживления к активному общению.
- Постепенно малыш осознает, что можно чего-то добиться с помощью взрослых: увидеть что-то высокое вблизи, получить в распоряжение далеко располагающийся предмет, — и всеми способами (жестами и речью) ребенок просит родителей помочь ему.
- Речь ребенка развивается на протяжении всего периода младенчества, начиная с гуления и артикуляционных забав в первое полугодие и заканчивая собственным «языком» и десятком узнаваемых простых слов к году.
2 месяца – 1 год.
Особенности социальной ситуации
развитияв период младенчества:
неразрывное эмоциональное единство
ребенка и взрослого (ситуация «мы»).
Ведущий тип деятельности –
непосредственно-эмоциональное общение
с взрослым (по Д.Б. Эльконину), оказывающее
решающую роль в психическом развитии
младенца. Дефицит общения приводит к
формированию явления госпитализма у
ребенка, риску отставания в развитии,
отклонениям в формировании взаимной
привязанности матери и ребенка. Такие
дети вялы, апатичны, не испытывают
интереса к окружающему, речь у них
появляется очень поздно, наблюдается
отставание в физическом развитии. Матери
группы риска формирования депривации
у детей: депрессивные, с психическим
заболеванием, с нарушением отношений
с родителями в собственной семье,
матери-подростки.
Противоречие, являющееся основой
психического развития ребенка в
младенческом возрасте:между
максимальной нуждой во взрослом и
минимальными средствами взаимодействия.
Особенности развития двигательных функций и действий с предметами
Выделяют следующие движения и
действия ребенка:
—
Прогрессивные — способствуюшие получению
новых впечатлений, рассматривающиеся
как показатели уровня развития ребенка..
Наиболее важные прогрессивные движения:
хватание, манипулирование предметами,
овладение активным передвижением в
пространстве (удерживание головы,
переворачивание на бок, хватание,
сидение, ползание, ходьба).
—
Тупиковые — отгораживающие от внешнего
мира (упорное сосание пальца, ритмическое
покачивание).
Развитие двигательной сферы:
Время появления движений | Развитие моторики |
1 месяц | Поднимает подбородок |
2 месяца | Поднимает грудь |
3 месяца | Тянется за предметом, но, как правило, |
4 месяца | Сидит с поддержкой |
5 — 6 месяц | Хватает рукой предметы |
7 месяцев | Сидит без поддержки |
8 месяцев | Садится без посторонней помощи |
9 месяцев | Стоит с поддержкой: ползает на животе |
10 месяцев | Ползает, опираясь на руки и колени; |
11 месяцев | Стоит без поддержки, |
12 месяцев | Ходит без поддержки, |
Развитие движений и действий
Важнейшая линия двигательного
развития – формирование умений ребенка
обращаться с предметами. Взрослому,
являющемуся аффективным центром
ситуации, необходимо переключать
внимание ребенка с себя на предмет,
мотивировать активность ребенка,
показывать способы действий с предметами.
Захватывание (доставание) предмета –
первое произвольное целенаправленное
действие ребенка.
1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы
сжаты в кулак;
2 месяца — сжимание и разжимание пальцев
рук, вложенный в руку предмет удерживается
всей ладонью 2-3 секунды;
3 месяца — удерживает вложенный в руку
предмет до 10 секунд, тянет его в рот;
4 месяца — ладони часто раскрыты,
протягивает руки к предмету, движение
пальцев не дифференцированы;
5 месяцев — противопоставляет большой
палец другим, при схватывании предметов
доминируют части пальцев;
6-7 месяцев — ребенок размахивает
схваченными им предметами, стучит,
бросает и снова подбирает их, кусает,
перекладывает из руки в руку и т.д.,
складываются простые манипулятивные
действия с предметами, которые одинаковы
по отношению к любому предмету, движения
пальцев дифференцируются;
8-9 месяцев — берет мелкие предметы двумя
пальцами, а большие — всей ладонью,
показывает нос, глаза, машет рукой при
прощании, крепко сжимает игрушку, которую
отбирают;
10-11 месяцев — манипулирует с предметами,
появляются первые функциональные
действия, позволяющие относительно
верно использовать предметы, подражая
действиям взрослых.
Закономерности развития действий с
предметами у ребенка первого года жизни:
установление отношений и связей между
предметами окружающего мира;усложнение манипулирования.
Как установить личные границы и границы во взаимоотношениях
Когда мы думаем о «границах», мы склонны думать об ограничениях и ограничениях — правилах, которых вы должны придерживаться, но которые удерживают вас от полной свободы. Правда в том, что если вы установите здоровые границы, основанные на ценностях, которые важны для вас, вы действительно сможете жить более верным себе.
Без границ вы часто будете действовать из страха, обиды и разочарования по отношению к себе и другим.Если вы будете жить по вашим правилам , вы позволите опыту и людям войти в свою жизнь таким образом, чтобы вы были счастливы и здоровы. Мы часто движемся по жизни, делая то, что, по нашему мнению, от нас ожидают, например, стремимся к большим деньгам и лучшей карьере или становимся самыми популярными среди самой большой группы друзей.
Следуя этому предписанному шаблону, вы можете фактически игнорировать то, что для вас наиболее важно как человека . Если вы можете определить, что для вас наиболее важно, вы можете установить границы в своей жизни, которые фактически освободят вас (и ваше время).Все, что требуется для большего счастья, продуктивности и свободы, — это набор правил. Хотя это может показаться нелогичным, эти границы дадут вам возможность контролировать то, что влияет на вашу жизнь, вместо того, чтобы позволить жизни контролировать вас.
Как узнать, нужно ли устанавливать для себя какие-то границы?
Взгляните и посмотрите, звучит ли что-нибудь из этого, как вы:
- Вы действительно раздражаетесь, когда кто-то прерывает вас в пробке, гудят телевизионные рекламные ролики или бариста неправильно пишет ваше имя на кофе на вынос
- В последнее время вы испытываете больше обиды, чем любви к тем, кто вам небезразличен
- Вы постоянно позволяете потребностям других людей превалировать над вашими
- Вам трудно принимать решения
- Вы ненавидите говорить «нет» людям и событиям
- Вы чувствуете сильную вину и беспокойство.
Если вы видели себя в любом из них, не волнуйтесь — вы человек! Однако эти эмоциональные реакции, как правило, возникают из-за страха быть недостаточным, непривлекательным и неуспешным, что действительно означает, что , а не должны управлять нашей жизнью.Вас достаточно , вас можно любить, и вы не можете потерпеть неудачу, просто будучи вами. Я знаю, что это легче сказать, чем услышать, поэтому давайте перейдем к следующему шагу, где вы сможете предпринять некоторые действия, чтобы сделать свою жизнь такой, какой вы хотите.
Как установить границы
Может потребоваться некоторое время, чтобы определить, какие ценности для вас наиболее важны, но как только они станут ясны, вы сможете жить по своим правилам, а не по тому, от чего, по вашему мнению, ожидают ты.Если вы готовы к большей свободе, продуктивности и радости в своей жизни, стоит изучить границы.
1. Определите свои ценности.
Самый простой способ сделать это — проводить пять минут в день, задавая себе вопрос: «Что для меня наиболее важно?», И записывая все, что приходит в голову.
Найдите минутку, чтобы понять, что на самом деле означает для вас каждое слово. Например, если вы говорите: «Моя карьера важна для меня», ваша карьера может фактически заменять финансовую свободу, творчество или лидерство — это ваши основные ценности.Вот несколько примеров основных ценностей для вдохновения:
- Связь
- Знания
- Радость
- Честность
- Справедливость
- Веселье + азарт
- Игривость
2. Приступите и грязный своими чувствами.
Проведите следующую неделю, осознавая, что вы чувствуете: каждый раз, когда вы чувствуете, что нарастает обострение эмоций, задействуйте ситуацию. Вместо того, чтобы осуждать эту эмоцию и себя, осознайте, откуда это чувство.Осознание этого может помочь вам определить ценности, которые наиболее важны для вас, поскольку наши эмоции — невероятные индикаторы нашего подсознания.
Допустим, вы безмерно завидуете другу, который, кажется, всегда делает забавные вещи: ходит в кино, ест в хороших ресторанах и наряжается. Это может указывать на то, что вы на самом деле цените «веселье и азарт», и, возможно, вам нужно установить некоторые границы в своей повседневной жизни, которые помогут вам более полно жить с этой ценностью.
Вы слишком много работаете и никогда не находите времени для развлечений? Установите границы, которые помогут вам отвлечься от работы, чтобы изучить более интересные события.
3. Установите границы, которые помогут вам соблюдать эти ценности.
Установите границы, которые помогут защитить ваши главные ценности. Например, «спокойствие» находится прямо в моем списке ценностей, поэтому новая граница, которую я установил, — это выработать самостоятельно. Долгое время я думала, что лучший способ оставаться в форме и быть здоровым — это пойти на занятые групповые занятия и работать над собой, как и все остальные. Но я часто отвлекался и сравнивал себя со всеми, что сильно беспокоило меня. Я просто подумал, что это нормальный способ сделать это!
Итак, теперь я нахожу время, чтобы побегать в парке, посмотреть онлайн-видео о йоге или создать маршрут вокруг своего дома.Это такое чувство свободы — находиться в гармонии с моими ценностями, в спокойном месте, без суеты повседневной жизни. Я больше не чувствую ограничений в попытках быть похожими на всех. Расширение возможностей почти осязаемо!
Составьте список границ, которые вы можете установить, чтобы помочь вам лучше достичь собственного списка ценностей. Затем, когда вы поймете, какие границы вы хотите установить, разделите их на три разные категории: работа, отношения и себя.
Для работы вы могли бы «выделить в календаре постоянное место для непрерывных перерывов». Что касается отношений, вы можете изучить «расписание обычных женских вечеров». А для себя вы можете сделать приоритетом «каждую неделю уделяйте время развлечениям». Потратьте пять минут на то, чтобы записать новые границы, которые вы хотели бы опробовать, и выделите шаги для их достижения. Скажем, «находите время для развлечений каждую неделю» для вас очень важно. Ваши действия могут выглядеть примерно так:
- Создайте список интересных занятий
- Найдите время и место для хотя бы одного из этих занятий каждую неделю
- Создайте будильник, чтобы остановить то, что вы делаете, и начать получать удовольствие !
Это не должно быть сложно, но план поможет вам достичь поставленных целей.Начните с малого и будьте терпеливы по отношению к себе — все это кривая обучения, и вы вполне способны придерживаться некоторых здоровых границ. Начните с чего-то одного из одного сегмента, освоите его, а затем переходите к следующему. Просто.
4. Будьте готовы к тому, что люди в вашей жизни не будут уважать ваши границы.
Когда мы установим границы, люди будут их раздвигать — это неизбежно. Так что выясните, что вы хотите сделать, когда это произойдет!
Допустим, вы устанавливаете границу своего графика, говоря, что ваши рабочие часы предназначены для работы, а часы после работы предназначены для вас, вашей семьи и друзей.Но один из членов семьи всегда хочет поговорить по телефону в течение рабочего дня. Зная, что этот человек будет продолжать просить поговорить по телефону в течение вашего рабочего дня, отправьте ему сообщение с указанием часов, в которые вы свободны. Если вы запишете запланированные ответы, вы будете точно знать, как реагировать в случае возникновения ситуации — и это будет для вас менее стрессовым моментом.
Если член вашей семьи все еще настаивает на разговоре, не предъявляйте ему ультиматум, просто мягко заявите, что у вас еще есть для него время, и напомните им о часах, в которые вы свободны.Делайте это столько раз, сколько потребуется! Помимо терпения к себе, проявите терпение к другим. Для принятия этих новых границ может потребоваться некоторое время, но в результате возникнут более уважительные и сбалансированные отношения.
Если вы уступите потребностям своей семьи выше своих, вы можете в конечном итоге почувствовать обиду и разочарование из-за этого члена семьи. Придерживайтесь своих границ, и обе стороны выиграют.
5. Напомните себе, что вам разрешено иметь границ.
Никто не будет любить тебя меньше, потому что ты решил уважать себя! Фактически, они будут любить вас больше. Вы устанавливаете границы, которые позволяют расти и здоровым отношениям — и разве мы не все этого хотим? Все мы боимся быть не любимыми, но здоровые границы — основа заботы о себе. Без них мы часто впадаем в эмоциональное выгорание, негодование и разочарование, потому что допускаем других в свое священное ментальное и физическое пространство.
Может быть, время, проведенное в одиночестве, важно для вас, но вы не получаете его много в ваших отношениях.Вы можете начать испытывать нарастающее негодование по мере того, как чувствуете себя застрявшим и ограниченным. Но если вы выразите свою потребность в одной ночи в неделю в одиночестве, вы в конечном итоге станете гораздо более открытыми и восприимчивыми к своему партнеру, поскольку вы даете себе время и пространство, чтобы в первую очередь позаботиться о себе и своих потребностях.
6. Начните с малых шагов.
В следующий раз, когда кто-то спросит у вас что-то, выходящее за одну из ваших новых границ, напомните себе, что у вас нет , чтобы сказать ему «да».Если сначала вам будет тяжело, и вы уступите, ничего страшного, в следующий раз будет легче. Если вы обнаружите, что сомневаетесь, вспомните свои ценности и то, почему они важны для вас.
Иногда полезно иметь кого-то, кто вдохновляет вас — например, мне нравится серьезное отношение Опры Уинфри, поэтому я думаю о ней и напоминаю себе, что нужно держаться своего оружия и оставаться верным себе.
У вас также может быть система поощрений: если вы обнаружите, что соблюдаете свои границы в течение недели, вы можете купить себе красивые цветы или массаж, чтобы подкрепить свои позитивные усилия.Скоро защита ваших границ станет вашей второй натурой.
Хелен Сиан Индия — учитель йоги и лайф-коуч для амбициозных женщин поколения миллениума, которые не могут расслабиться. Она тренировала и учила переутомленных женщин во всем мире жить гармоничной и красивой жизнью. Она здесь, чтобы показать вам, как легко жить мирной жизнью со смыслом, и она может помочь вам найти золотую середину между работой и личной жизнью. Следуйте за ней в Instagram и ознакомьтесь с ее бесплатной оздоровительной программой.
.
6 ПОСЛЕДСТВИЯ Жестокого обращения с детьми и пренебрежения ими | Понимание жестокого обращения с детьми и отсутствия заботы
стр. 242
Фридрих, W.M., и R.A. Reams
1987 Течение психологических симптомов у маленьких детей, подвергшихся сексуальному насилию. Психотерапия 24: 160-170.
Фридрих, W.N., R.L. Beilke, and A.J. Urquiza
1988 Проблемы поведения у молодых мальчиков, подвергшихся сексуальному насилию. Журнал межличностного насилия 3 (1): 21-28.
Фроди А. и Дж.Сметана
1984 Способность дошкольников, которым злоупотребляли, пренебрегали и не подвергали жестокому обращению, различать эмоции в других: влияние IQ. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность 8: 459-465.
Гарбарино Дж., Э. Гутман и Дж. У. Сили
1986 Что такое плохое психологическое обращение? Pp. 1-21 в J. Garbarino, E. Guttman и J. Seeley, eds., The Psychological Battered Child . Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Гарбарино Дж. И М.С. Plantz
1986 Жестокое обращение с детьми и преступность среди несовершеннолетних: каковы связи? Pp.27-39 в J. Garbarino, C.J. Schellenback, J.M. Sebes, eds. Проблемная молодежь, неблагополучные семьи: понимание семей, подверженных риску жестокого обращения с подростками . Нью-Йорк: Aldine Publishing Co.
Гармези, Н.
1981 Дети в состоянии стресса: перспективы и корреляты уязвимости и устойчивости к психопатологии. В А. Рабин, Дж. Арнофф, А. Барклай, Р.А. Цукер, ред., Дальнейшие исследования личности . Нью-Йорк: Джон Вили.
Гармези, Н., А. Мастен и А. Теллеген
1984 Исследование стресса и компетентности у детей. Строительный блок для психопатологии развития. Развитие ребенка 55: 97-111.
Геллер М. и Л. Форд-Сомма
1984 Дома насилия, дети, склонные к насилию. Исследование насилия в семьях несовершеннолетних правонарушителей. Февраль. Департамент исправительных учреждений штата Нью-Джерси, Трентон, Отдел по делам несовершеннолетних. Подготовлено для Национального центра по проблемам жестокого обращения с детьми и безнадзорности. Вашингтон.
Джордж К., и M. Main
1979 Социальные взаимодействия детей, подвергшихся насилию: подход, избегание и агрессия. Развитие ребенка 35: 306-318.
Гершенсон, H.P., J.S. Musick, H.S. Рух-Росс, В. Маги, К.К. Рубино и Д. Розенберг
1989 Распространенность принудительного сексуального опыта среди матерей-подростков. Журнал межличностного насилия 4: 204-219.
Gil, E.
1988 Лечение взрослых, переживших жестокое обращение в детстве . Уолнат-Крик, Калифорния: Launch Press.
Gold, E.R.
1986 Долгосрочные последствия сексуальной виктимизации в детстве: атрибутивный подход. Журнал консалтинговой и клинической психологии 54: 471-475.
Goldston, D.B., D.C. Turnquist, and J.F. Knutson
1989 Представление симптомов сексуального насилия девочек, получающих психиатрическую помощь. Журнал аномальной психологии 98: 314-317.
Gomes-Schwartz, B., J.M. Horowitz, and M. Sauzier
1985 Серьезность эмоционального расстройства среди детей дошкольного, школьного и подросткового возраста, подвергшихся сексуальному насилию. Больничная и общественная психиатрия 28: 238-243.
Гомес-Шварц, Б., Дж.М. Горовиц и А. Кардарелли
1990 Сексуальное насилие над детьми: первые последствия . Ньюбери-Парк, Калифорния: Сейдж.
,
|
WordReference Англо-греческий словарь © 2020:
WordReference Англо-греческий словарь © 2020:
Ο ρος ‘ infancy ‘ βρέθηκε επίσης στις εγγραφές: Номер по адресу: , Στην αγγλική περιγραφή: |
.
Определение младенчества Merriam-Webster
Чтобы сохранить это слово, вам необходимо войти в систему.
in · fan · cy | \ ˈIn-fən (t) -sē \
2 : начало или ранний период существования
3 : правовой статус младенца
Примеры младенчество в приговоре
Она часто болела в младенчестве .
навык, развитый в младенчестве
Она была членом церкви с ее младенчества .
См. Другие недавние примеры в Интернете. Лиственные широколиственные леса, которые сейчас покрывают 11 процентов Северной Америки к северу от Мексики, находились в зачаточном состоянии .
—
Эндрю Л. Хипп, Scientific American , «Как дубы эволюционировали, чтобы управлять лесами северного полушария», 15 июля 2020 г. В связи со всплеском коронавируса в южных и западных штатах экономисты обеспокоены восстановлением, которое уже давно путь к успеху — мог сорваться с рельсов в младенчестве .-
Ланс Ламберт, Фортуна , «Больше проверки стимула? 156 экономистов призывают Конгресс принять законопроект с„автоматическими триггерами“для более чеков,» 9 июля 2020 Проблема была настолько спорной и укоренился в колониальном обществе, что многие основатели думали, отменив рабство убить молодую нацию в ее младенчестве , писал Эллис.
—
Джон Блейк, CNN , «Наша страна в хаосе. Но сейчас прекрасное время быть американцем», 4 июля 2020 г. В период своего зарождения кино часто обращалось к истории в поисках вдохновения.-
1843 , «Как Чарли Чаплин поместил маленького человечка на большой экран», 2 июля 2020 года. Apple TV + все еще находится в зачаточном состоянии. , но до сих пор не было популярным.
—
Марк Гурман, Bloomberg.com , «Apple отменяет некоторые аркадные игры в рамках смены стратегии, чтобы сохранить подписчиков», 1 июля 2020 г. четыре года назад, а также на других платформах социальных сетей.-
Шира Френкель, BostonGlobe.com , «Теория заговора« PizzaGate »снова процветает в эпоху TikTok», 27 июня 2020 года Оукс сказал, что расследование было на стадии младенчества и что эта зона закрыта.
—
NBC News , «Стрельба на складе Bunn-O-Matic в Спрингфилде, штат Иллинойс; подозреваемый разыскивается», 26 июня 2020 г. Friendswood Grocery находится в зачаточном состоянии операции.
—
Роберт Эйвери, штатный сотрудник, Houston Chronicle , «Минипарады, которые выйдут на улицы в Френдсвуде четвертого числа», 26 июня 2020 г.
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных источников новостей в Интернете, чтобы отразить текущее использование слова «младенчество».«Взгляды, выраженные в примерах, не отражают мнение Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
Подробнее
Первое известное использование младенчество
14 век, в значении, определенном в смысле 1
Подробнее о младенчество
Процитируйте эту запись
«Младенчество». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/infancy.По состоянию на 17 августа 2020 г.
MLA Chicago APA Merriam-Webster
Дополнительные определения для младенчества
in · fan · cy | \ ˈIn-fən-sē \
Kids Определение младенчество
1 : первый этап жизни ребенка : раннее детство
2 : начало или ранний период существования
Программа находится в зачаточном состоянии .
дюйм · вентилятор · су | \ ˈIn-fən-sē \
Медицинское определение младенчества
2 : правовой статус младенца в · fan · cy | \ ˈIn-fən-sē \
Юридическое определение младенчество
1 : правовой статус младенца : меньшинство
2 : утвердительная защита недееспособности (например, для заключения договора или совершения преступление) из-за того, что он слишком молод, и особенно потому, что возраст ниже установленного законом
Комментарии к младенчество
Что заставило вас искать младенчество ? Расскажите, пожалуйста, где вы это читали или слышали (включая цитату, если возможно).
.