Рождественский, Геннадий Николаевич — Википедия
Генна́дий Никола́евич Рожде́ственский (4 мая 1931, Москва, СССР — 16 июня 2018, Москва) — советский и российский дирижёр, пианист, композитор и музыкально-общественный деятель, педагог, профессор Московской консерватории. Музыкальный руководитель Московского государственного академического камерного театра им. Б. Покровского (2012—2018).
Герой Социалистического Труда (1990). Народный артист СССР (1976)[4]. Лауреат Ленинской премии (1970) и Государственной премии РФ (1995). Командор ордена Британской империи (2014). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Биография
Родился в семье дирижёра Николая Аносова и певицы Натальи Рождественской. Музыкальное образование получил в Музыкальной школе имени Гнесиных у Елены Гнесиной и в Центральной музыкальной школе по классу фортепиано. В 1949 году поступил в Московскую консерваторию — в класс фортепиано Льва Оборина и оперно-симфонического дирижирования, где профессором был его отец Николай Аносов. В 1954 году окончил консерваторию, в 1957 году — аспирантуру.
Дебют Рождественского в качестве дирижёра состоялся уже в 1951 году: в Большом театре под его управлением был исполнен балет Чайковского «Спящая красавица».
Более полувека руководил советскими, российскими и зарубежными музыкальными коллективами, вёл активную педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. С 1974 года — преподаватель на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 года — профессор, с 2001 года — заведующий кафедрой. Среди учеников — Владимир Понькин, Валерий Полянский, Валентин Кожин, Тимур Зангиев, Айрат Кашаев, Сергей Кондрашов, Константин Хватынец, Толепберген Абдрашев.
В сезоне 2000—2001 годах — художественный руководитель Большого театра. 1 сентября 2012 года возглавил Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского[5].
Скончался 16 июня 2018 года после продолжительной болезни[6]. Отпевание и кремация прошли 19 июня. Урна с прахом захоронена на Введенском кладбище в могиле его матери[7].
Вдова — пианистка Виктория Постникова.
Творчество
Геннадий Рождественский в Праге. 2007 год.
Рождественский популяризировал сочинения современных авторов, музыка которых в то время в СССР практически не исполнялась — Пуленка, Хиндемита, Орфа. Под управлением Рождественского состоялись премьеры в СССР балета Стравинского «Весна священная» и оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь». Также дирижёр исполнял произведения Прокофьева и Шостаковича (композиторов, имевших репутацию «опальных» после Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели», но в годы дирижёрской карьеры Рождественского уже вернувшихся в официальный концертный репертуар). В частности, первым после постановления Политбюро 1948 года исполнил в СССР в 1974 году оперу Шостаковича «Нос». Долгое время был единственным исполнителем оркестровой музыки Шнитке, в частности, в 1974 году в Горьком именно под его управлением состоялась премьера Первой симфонии композитора.
Вёл активную гастрольную деятельность, в частности, ещё в 1956 году руководил оркестром Большого театра на гастролях в Лондоне, а в 1971 году дирижировал оркестром Ленинградской филармонии в трёх «Променад-концертах» в Королевском Альберт-холле.
Помимо сочинений современных авторов, исполнял и классический оркестровый репертуар, а также возрождал забытые произведения композиторов прошлого, не исполнявшиеся до того в течение многих лет.
Дискография Рождественского включает более 800 дисков и пластинок, записанных с разными оркестрами. Среди записей — произведения Бетховена, Брамса, Брукнера (все симфонии почти во всех редакциях), Гайдна, Губайдулиной, Глазунова (все симфонии), Дворжака, Прокофьева (все симфонии, все балеты), Сибелиуса (все симфонии), Стенхаммара, Флейшмана, Чайковского (все симфонии), Шнитке, Шостаковича (все симфонии, все сценические произведения).
Рождественский — автор нескольких сочинений, среди которых наиболее известна оратория «Заповедное слово русскому народу» на слова Алексея Ремизова. Автор нескольких книг.
Оркестры, которыми руководил Рождественский
Кроме того, Рождественский в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда, Токио и другими коллективами.
Награды и звания
Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, 24 мая 2017 года
Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, 29 декабря 2011 года
Почётные звания:
Государственные награды Российской Федерации и СССР:
- Герой Социалистического Труда (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность[12]
- орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (13 февраля 2017 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю плодотворную деятельность[13]
- орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (22 апреля 2011 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства, многолетнюю педагогическую и творческую деятельность[14]
- орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (31 января 2007 года) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность[15]
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 апреля 2001 года) — за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства[16]
- орден Ленина (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность
- орден Трудового Красного Знамени (27 октября 1967 год) — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры[17]
- орден Трудового Красного Знамени (4 мая 1981 год) — за заслуги в области советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения[18]
Иностранные награды:
Премии:
- Ленинская премия в области литературы, искусства и архитектуры 1970 года (в области театрального искусства, 9 апреля 1970 года) — за балетный спектакль «Спартак» в Государственном академическом Большом театре Союза ССР[21]
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (в области музыкального и хореографического искусства 27 мая 1996 года) — за создание и исполнение на юбилейном музыкальном фестивале «Альфред Шнитке фестиваль» (1994 год, г. Москва) Третьей и Четвертой симфоний, Концерта для альта с оркестром, Концерта № 2 для виолончели с оркестром, Кончерто гроссо № 5, трех духовных хоров («Богородице Дево радуйся», «Иисусе Христе», «Отче наш»), кантаты «История доктора Иоганна Фауста»[22]
Прочее:
Память
Книги Рождественского
Примечания
Ссылки
Рождественский, Геннадий Николаевич — Википедия. Что такое Рождественский, Геннадий Николаевич
Генна́дий Никола́евич Рожде́ственский (4 мая 1931, Москва, СССР — 16 июня 2018, Москва) — советский и российский дирижёр, пианист, композитор и музыкально-общественный деятель, педагог, профессор Московской консерватории. Музыкальный руководитель Московского государственного академического камерного театра им. Б. Покровского (2012—2018).
Герой Социалистического Труда (1990). Народный артист СССР (1976)[4]. Лауреат Ленинской премии (1970) и Государственной премии РФ (1995). Командор ордена Британской империи (2014). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Биография
Родился в семье дирижёра Николая Аносова и певицы Натальи Рождественской. Музыкальное образование получил в Музыкальной школе имени Гнесиных у Елены Гнесиной и в Центральной музыкальной школе по классу фортепиано. В 1949 году поступил в Московскую консерваторию — в класс фортепиано Льва Оборина и оперно-симфонического дирижирования, где профессором был его отец Николай Аносов. В 1954 году окончил консерваторию, в 1957 году — аспирантуру.
Дебют Рождественского в качестве дирижёра состоялся уже в 1951 году: в Большом театре под его управлением был исполнен балет Чайковского «Спящая красавица».
Более полувека руководил советскими, российскими и зарубежными музыкальными коллективами, вёл активную педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. С 1974 года — преподаватель на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 года — профессор, с 2001 года — заведующий кафедрой. Среди учеников — Владимир Понькин, Валерий Полянский, Валентин Кожин, Тимур Зангиев, Айрат Кашаев, Сергей Кондрашов, Константин Хватынец, Толепберген Абдрашев.
В сезоне 2000—2001 годах — художественный руководитель Большого театра. 1 сентября 2012 года возглавил Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского[5].
Скончался 16 июня 2018 года после продолжительной болезни[6]. Отпевание и кремация прошли 19 июня. Урна с прахом захоронена на Введенском кладбище в могиле его матери[7].
Вдова — пианистка Виктория Постникова.
Творчество
Геннадий Рождественский в Праге. 2007 год.
Рождественский популяризировал сочинения современных авторов, музыка которых в то время в СССР практически не исполнялась — Пуленка, Хиндемита, Орфа. Под управлением Рождественского состоялись премьеры в СССР балета Стравинского «Весна священная» и оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь». Также дирижёр исполнял произведения Прокофьева и Шостаковича (композиторов, имевших репутацию «опальных» после Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели», но в годы дирижёрской карьеры Рождественского уже вернувшихся в официальный концертный репертуар). В частности, первым после постановления Политбюро 1948 года исполнил в СССР в 1974 году оперу Шостаковича «Нос». Долгое время был единственным исполнителем оркестровой музыки Шнитке, в частности, в 1974 году в Горьком именно под его управлением состоялась премьера Первой симфонии композитора.
Вёл активную гастрольную деятельность, в частности, ещё в 1956 году руководил оркестром Большого театра на гастролях в Лондоне, а в 1971 году дирижировал оркестром Ленинградской филармонии в трёх «Променад-концертах» в Королевском Альберт-холле.
Помимо сочинений современных авторов, исполнял и классический оркестровый репертуар, а также возрождал забытые произведения композиторов прошлого, не исполнявшиеся до того в течение многих лет.
Дискография Рождественского включает более 800 дисков и пластинок, записанных с разными оркестрами. Среди записей — произведения Бетховена, Брамса, Брукнера (все симфонии почти во всех редакциях), Гайдна, Губайдулиной, Глазунова (все симфонии), Дворжака, Прокофьева (все симфонии, все балеты), Сибелиуса (все симфонии), Стенхаммара, Флейшмана, Чайковского (все симфонии), Шнитке, Шостаковича (все симфонии, все сценические произведения).
Рождественский — автор нескольких сочинений, среди которых наиболее известна оратория «Заповедное слово русскому народу» на слова Алексея Ремизова. Автор нескольких книг.
Оркестры, которыми руководил Рождественский
Кроме того, Рождественский в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда, Токио и другими коллективами.
Награды и звания
Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, 24 мая 2017 года
Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, 29 декабря 2011 года
Почётные звания:
Государственные награды Российской Федерации и СССР:
- Герой Социалистического Труда (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность[12]
- орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (13 февраля 2017 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю плодотворную деятельность[13]
- орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (22 апреля 2011 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства, многолетнюю педагогическую и творческую деятельность[14]
- орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (31 января 2007 года) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность[15]
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 апреля 2001 года) — за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства[16]
- орден Ленина (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность
- орден Трудового Красного Знамени (27 октября 1967 год) — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры[17]
- орден Трудового Красного Знамени (4 мая 1981 год) — за заслуги в области советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения[18]
Иностранные награды:
Премии:
- Ленинская премия в области литературы, искусства и архитектуры 1970 года (в области театрального искусства, 9 апреля 1970 года) — за балетный спектакль «Спартак» в Государственном академическом Большом театре Союза ССР[21]
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (в области музыкального и хореографического искусства 27 мая 1996 года) — за создание и исполнение на юбилейном музыкальном фестивале «Альфред Шнитке фестиваль» (1994 год, г. Москва) Третьей и Четвертой симфоний, Концерта для альта с оркестром, Концерта № 2 для виолончели с оркестром, Кончерто гроссо № 5, трех духовных хоров («Богородице Дево радуйся», «Иисусе Христе», «Отче наш»), кантаты «История доктора Иоганна Фауста»[22]
Прочее:
Память
Книги Рождественского
Примечания
Ссылки
Биография дирижера Геннадия Рождественского — Биографии и справки
ТАСС-ДОСЬЕ. 16 июня 2018 года стало известно, что на 88-м году жизни скончался российский дирижер Геннадий Рождественский.
Геннадий Николаевич Рождественский родился 4 мая 1931 года в Москве в семье дирижера, профессора Московской консерватории Николая Павловича Аносова (1900-1962) и солистки Всесоюзного радио Натальи Петровны Рождественской (1900-1997).
С 1945 по 1947 год учился в Московской музыкальной школе им. Гнесиных (ныне — Московская средняя специальная музыкальная школа — колледж им. Гнесиных) по классу фортепиано у Елены Гнесиной.
В 1949 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского как пианист. После этого поступил в Московскую консерваторию, где обучался по классу фортепиано у Льва Оборина. Параллельно учился по классу дирижирования под руководством отца. В 1954 году окончил консерваторию, в 1957 году — аспирантуру при ней.
В годы обучения в консерватории Геннадий Рождественский руководил студенческим оркестром, тогда же началась его гастрольная деятельность. В 1951 году оркестр под его управлением участвовал в III Фестивале молодежи и студентов (Берлин, ГДР), а в 1953 году стал победителем конкурса в рамках IV Фестиваля молодежи и студентов (Бухарест, Румыния).
В 1951-1960 годы был дирижером Государственного академического Большого театра (ГАБТ), руководил музыкальным сопровождением балетов «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Золушка» и «Сказ о каменном цветке» Сергея Прокофьева и др.
В 1965-1970 годы, занимая пост главного дирижера Большого театра, участвовал в постановках балетов «Щелкунчик» Петра Чайковского (1966), «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина (1967), «Спартак» Арама Хачатуряна (1968) и др., а также впервые на отечественной сцене поставил оперы «Человеческий голос» Франсиса Пуленка (1965) и «Сон в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена (1965).
В 1961-1974 годы являлся главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио.
В 1974-1985 годы занимал должность музыкального руководителя Московского камерного музыкального театра Бориса Покровского (ныне — Московский государственный академический Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского).
Работу в СССР Геннадий Рождественский совмещал с дирижерской деятельностью в зарубежных странах. Разрешение на это он получил от председателя Совета министров Алексея Косыгина.
В 1974-1977 годы Рождественский работал дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма (Швеция), в 1978-1981 годы — главным дирижером симфонического оркестра вещательной корпорации Би-би-си (Лондон, Великобритания), в 1980-1982 годы руководил Венским симфоническим оркестром (Австрия).
Параллельно, в 1978-1982 годы дирижировал в ГАБТ, принимал участие в постановках оперных спектаклей «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева (1982).
В 1983-1991 годы возглавлял Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР, объединенный по его инициативе с Государственным камерным хором под руководством Валерия Полянского в Симфоническую капеллу.
В 1991-1995 годы работал главным дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма.
В сезоне 2000-2001 годов был художественным руководителем ГАБТ.
Геннадий Рождественский в разные годы сотрудничал с Берлинским филармоническим оркестром (Германия), Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам, Нидерланды), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго (США), Токио (Япония), Исландским симфоническим оркестром и другими коллективами.
Вместе с различными оркестрами Рождественский записал более 700 пластинок и музыкальных дисков.
Дирижер внес заметный вклад в освоение творческого наследия Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича, стал первым в России и за рубежом исполнителем многих произведений Альфреда Шнитке. Кроме этого, он познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями Белы Бартока, Бенджамина Бриттена, Мориса Равеля, Леоша Яначека, Арнольда Шенберга и других композиторов.
Рождественский создал несколько музыкальных сочинений, среди которых наиболее известна оратория «Заповедное слово русскому народу», написанная на слова Алексея Ремизова. Ее премьера состоялась в 2001 году в Большом зале Московской консерватории.
С 2012 года работал в качестве музыкального руководителя Московского государственного академического Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского. 15 апреля 2016 года на его сцене при участии Рождественского в качестве дирижера-постановщика состоялась премьера оперы Николая Римского-Корсакова «Сервилия».
С 1974 года Рождественский преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, с 1976 года являлся профессором, а с 2001 года — заведующим кафедрой.
В июне 2017 года открыл цикл «Истории с оркестром» с Государственным академическим оркестром России им Светланова.
Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1970) и Государственной премии Российской Федерации (1996). Был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1981) и «За заслуги перед Отечеством» IV (2001), III (2007), II (2011) и I (2017) степеней. Кавалер орденов «Кирилл и Мефодий» (Болгария, 1972), Восходящего солнца (Япония, 2002). Офицер ордена Почетного легиона (Франция, 2003). Почетный командор ордена Британской империи (2014). Почетный член Шведской королевской академии (1975), почетный академик Британской Королевской академии музыки (1984). В 1969 г. ему был вручен диплом Академии Шарля Кро (Париж, Франция) за исполнение всех симфоний Сергея Прокофьева.
Геннадий Рождественский — автор ряда сочинений по искусству дирижирования («Дирижерская аппликатура», 1974), эссе о музыке («Мысли о музыке», 1975, «Преамбулы», 1989), аналитических работ об оркестровке, а также книг «Треугольники» (2001) и «Мозаика» (2010).
Был женат на пианистке Виктории Постниковой (род. в 1944 году).
Жизни и творчеству музыканта посвящены документальные фильмы Бруно Монсенжона «Геннадий Рождественский. Дирижер или волшебник?» (Франция — Германия — Австралия, 2003), Татьяны Андреевой «Геннадий Рождественский. Треугольники жизни» (Россия, 2011) и др.
Рождественський Геннадій Миколайович — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
Рождественський Геннадій Миколайович | |
---|---|
рос. Генна́дий Никола́евич Рожде́ственский | |
Народився | 4 травня 1931(1931-05-04)[1][2][…] Москва, РРФСР |
Помер | 16 червня 2018(2018-06-16)[3][4](87 років) Москва, Росія |
Поховання | Введенське кладовище |
Громадянство (підданство) | СРСР Росія |
Діяльність | диригент, композитор, музичний педагог, піаніст |
Alma mater | Центральна музична школа |
Вчителі | Оборін Лев Миколайович і Nikolai Anosovd |
Відомі учні | B. Tommy Anderssond і Aleksandr Titovd |
Знання мов | російська[5] |
Заклад | Московська державна консерваторія імені П. І. Чайковського |
Членство | Шведська королівська академія наук |
Роки активності | з 1951 |
Жанр | класична музика |
Посада | музичний режисерd, диригент, диригент, диригент, диригент, музичний режисерd, диригент і диригент |
Батько | Nikolai Anosovd |
Мати | Natalya Rozhdestvenskayad |
У шлюбі з | Постнікова Вікторія Валентинівна |
Діти | Sacha Rojdestvenskid |
Нагороди | |
IMDb | nm0747598 |
Генна́дій Микола́йович Рожде́ственський (рос. Генна́дий Никола́евич Рожде́ственский; 4 травня 1931, Москва, Російська РФСР — 16 червня 2018, Москва, Росія) — радянський російський симфонічний і театральний диригент, піаніст, композитор, дослідник, редактор і реставратор музичних творів, музично-громадський діяч, Народний артист СРСР.
Ранні роки[ред. | ред. код]
Народився у Москві. Син співачки Н. П. Рождественської і диригента Н. П. Аносова. Навчався в Музичній школі ім. Гнесіних у Євгенії Фабіанівної Гнесіної і у Центральній музичній школі як піаніст, потім у Московській консерваторії (клас фортепіано Л. Н. Оборіна, клас диригування Н. П. Аносова). В 1954 р. закінчив Московську консерваторію, в 1957 р. — аспірантуру.
Диригентська діяльність[ред. | ред. код]
У 1951 дебютував як диригент у Большому театрі (дебют: балет «Спляча красуня» П. Чайковського), в 1965—1970 р. головний диригент, у сезоні 2000/2001 р. головний диригент і художній керівник Большого театру. Під його керівництвом оркестр театру зіграв близько 40 опер і балетів, у тому числі прем’єри: «Коник-горбунок» Р. Щедріна, «Кармен-сюїта» Ж. Бізе, «Спартак» А. Хачатуряна, «Людський голос» Ф. Пуленка, «Сон у літню ніч» Б. Бріттена, світова прем’єра першої редакції опери С. Прокоф’єва «Гравець» (2001).
З 1961 р. Рождественський — художній керівник і головний диригент Великого симфонічного оркестру Центрального телебачення й радіомовлення, з 1983 по 1991 р. — Симфонічного оркестру Міністерства культури СРСР, об’єднаного з його ініціативи в 1992 р. з Камерним хором В. Полянского в Симфонічну капелу. З 1974 по 1985 р. Рождественський — головний диригент Московського камерного музичного театру Б. Покровський, керував найбільшими симфонічними оркестрами світу — Симфонічного оркестру BBC (1978—1981), Віденського симфонічного оркестру (1981—1982), Стокгольмської філармонії (1991), почесний диригент Токійського оркестру «Іоміурі».
Дискографія Рождественського налічує близько 700 платівок і компакт-дисків, що охоплюють практично всі стилістичні й жанрові шари музичного мистецтва — від класики до авангарду, від найбільших творінь минулого — до новітніх творів. Рождественський переконливий як у чисто симфонічних жанрах, так і в жанрах синтетичних, має особливе гостре почуття театральності — як при виконанні опер і балетів, так і на концертній естраді.
Завдяки Рождественському відновлено й виконано цілу низку творів радянських композиторів — С. Прокоф’єва, Д. Шостаковича, М. Мясковського, ряд творів було завершено і оркестровано Рождественським, зокрема опера «Гравці» Д. Шостаковича, остання симфонія й Перша соната для фортепіано А. Шнітке.
Викладацька та просвітительська діяльність[ред. | ред. код]
З 1974 р. Рождественський з перервами викладає на кафедрі оперно-симфонічного диригування Московської консерваторії, з 1976 р. — професор, з 2001 р. — завідувач кафедрою оперно-симфонічного диригування. Під його керівництвом силами студентів були поставлені опери «Євген Онєгін» (відповідно до первісного бажання П. Чайковського), Меси h-moll И. С. Баха (осінь 1982 р.), вечір увертюр (1977 р.). Серед учнів Рождественського — М. Шостакович та В. Полянський.
Рождественський — автор робіт з мистецтва диригування («Диригентська аппликатура», 1974), есе про музику («Думки про музику», 1975, «Преамбули», 1989), аналітичних робіт про оркестровку, книги спогадів. Підготував цикл передач на радіо й телебаченні про видатних диригентів 20 століття.
Помер 16 червня 2018 року на 88-му році життя, після тривалої хвороби у Москві[6],[7].
- Гран-прі фірми «Chant du Mond», диплом Академії Шарля Кро в Парижу (за виконання всіх симфоній Прокоф’єва — Париж, 1969).
Книги Рождественського[ред. | ред. код]
- «Дирижёрская аппликатура» (Диригентська аплікатура, 1974)
- «Мысли о музыке» (Думки про музику, 1975)
- «Преамбулы» (Преамбули, 1989)
- «Треугольники» (Трикутники, 2001)
- Гинзбург Л. Дебют молодого дирижера // Советское искусство. 1952. № 49
- Светланов Е. Выступление молодого дирижера // Советская музыка. 1953. № 1
- Рацер Е. Эскиз портрета // Там же. 1964. № 1
- Григорьев Л., Платек Я. Верность музыке // Музыкальная жизнь. 1967. № 12
- Щедрин Р. О дирижерском искусстве Геннадия Рождественского // Рождественский Г. Мысли о музыке. М., 1975
- Юзефович В. Первооткрыватель музыкальных сокровищ // Советская музыка. 1981. № 8
- Светланов Е. Ф. Геннадий Рождественский // Светланов Е. Музыка сегодня. М., 1985
- Геннадий Рождественский // Гордость советской музыки: музыканты — Герои Социалистического Труда и лауреаты Ленинской премии. М., 1987
- Алфеевская Г. Геннадий Рождественский и его преамбулы // Рождественский Геннадий. Преамбулы. М., 1989
- Шнитке А. Я хотел, чтобы это продлилось как можно дольше // Советская культура. 1991. 5 мая
- Монсенжон Б. Взыскательный гурман // Культура. 2001. 17-23 мая
- Савкина Н. Password: Рождественский // Литературная газета. 2001. 18-24 июля
Рождественский, Геннадий Николаевич — Википедия. Что такое Рождественский, Геннадий Николаевич
Генна́дий Никола́евич Рожде́ственский (4 мая 1931, Москва, СССР — 16 июня 2018, Москва) — советский и российский дирижёр, пианист, композитор и музыкально-общественный деятель, педагог, профессор Московской консерватории. Музыкальный руководитель Московского государственного академического камерного театра им. Б. Покровского (2012—2018).
Герой Социалистического Труда (1990). Народный артист СССР (1976)[4]. Лауреат Ленинской премии (1970) и Государственной премии РФ (1995). Командор ордена Британской империи (2014). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Биография
Родился в семье дирижёра Николая Аносова и певицы Натальи Рождественской. Музыкальное образование получил в Музыкальной школе имени Гнесиных у Елены Гнесиной и в Центральной музыкальной школе по классу фортепиано. В 1949 году поступил в Московскую консерваторию — в класс фортепиано Льва Оборина и оперно-симфонического дирижирования, где профессором был его отец Николай Аносов. В 1954 году окончил консерваторию, в 1957 году — аспирантуру.
Дебют Рождественского в качестве дирижёра состоялся уже в 1951 году: в Большом театре под его управлением был исполнен балет Чайковского «Спящая красавица».
Более полувека руководил советскими, российскими и зарубежными музыкальными коллективами, вёл активную педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. С 1974 года — преподаватель на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 года — профессор, с 2001 года — заведующий кафедрой. Среди учеников — Владимир Понькин, Валерий Полянский, Валентин Кожин, Тимур Зангиев, Айрат Кашаев, Сергей Кондрашов, Константин Хватынец, Толепберген Абдрашев.
В сезоне 2000—2001 годах — художественный руководитель Большого театра. 1 сентября 2012 года возглавил Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского[5].
Скончался 16 июня 2018 года после продолжительной болезни[6]. Отпевание и кремация прошли 19 июня. Урна с прахом захоронена на Введенском кладбище в могиле его матери[7].
Вдова — пианистка Виктория Постникова.
Творчество
Геннадий Рождественский в Праге. 2007 год.
Рождественский популяризировал сочинения современных авторов, музыка которых в то время в СССР практически не исполнялась — Пуленка, Хиндемита, Орфа. Под управлением Рождественского состоялись премьеры в СССР балета Стравинского «Весна священная» и оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь». Также дирижёр исполнял произведения Прокофьева и Шостаковича (композиторов, имевших репутацию «опальных» после Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели», но в годы дирижёрской карьеры Рождественского уже вернувшихся в официальный концертный репертуар). В частности, первым после постановления Политбюро 1948 года исполнил в СССР в 1974 году оперу Шостаковича «Нос». Долгое время был единственным исполнителем оркестровой музыки Шнитке, в частности, в 1974 году в Горьком именно под его управлением состоялась премьера Первой симфонии композитора.
Вёл активную гастрольную деятельность, в частности, ещё в 1956 году руководил оркестром Большого театра на гастролях в Лондоне, а в 1971 году дирижировал оркестром Ленинградской филармонии в трёх «Променад-концертах» в Королевском Альберт-холле.
Помимо сочинений современных авторов, исполнял и классический оркестровый репертуар, а также возрождал забытые произведения композиторов прошлого, не исполнявшиеся до того в течение многих лет.
Дискография Рождественского включает более 800 дисков и пластинок, записанных с разными оркестрами. Среди записей — произведения Бетховена, Брамса, Брукнера (все симфонии почти во всех редакциях), Гайдна, Губайдулиной, Глазунова (все симфонии), Дворжака, Прокофьева (все симфонии, все балеты), Сибелиуса (все симфонии), Стенхаммара, Флейшмана, Чайковского (все симфонии), Шнитке, Шостаковича (все симфонии, все сценические произведения).
Рождественский — автор нескольких сочинений, среди которых наиболее известна оратория «Заповедное слово русскому народу» на слова Алексея Ремизова. Автор нескольких книг.
Оркестры, которыми руководил Рождественский
Кроме того, Рождественский в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда, Токио и другими коллективами.
Награды и звания
Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, 24 мая 2017 года
Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, 29 декабря 2011 года
Почётные звания:
Государственные награды Российской Федерации и СССР:
- Герой Социалистического Труда (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность[12]
- орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (13 февраля 2017 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю плодотворную деятельность[13]
- орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (22 апреля 2011 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства, многолетнюю педагогическую и творческую деятельность[14]
- орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (31 января 2007 года) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность[15]
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 апреля 2001 года) — за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства[16]
- орден Ленина (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность
- орден Трудового Красного Знамени (27 октября 1967 год) — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры[17]
- орден Трудового Красного Знамени (4 мая 1981 год) — за заслуги в области советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения[18]
Иностранные награды:
Премии:
- Ленинская премия в области литературы, искусства и архитектуры 1970 года (в области театрального искусства, 9 апреля 1970 года) — за балетный спектакль «Спартак» в Государственном академическом Большом театре Союза ССР[21]
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (в области музыкального и хореографического искусства 27 мая 1996 года) — за создание и исполнение на юбилейном музыкальном фестивале «Альфред Шнитке фестиваль» (1994 год, г. Москва) Третьей и Четвертой симфоний, Концерта для альта с оркестром, Концерта № 2 для виолончели с оркестром, Кончерто гроссо № 5, трех духовных хоров («Богородице Дево радуйся», «Иисусе Христе», «Отче наш»), кантаты «История доктора Иоганна Фауста»[22]
Прочее:
Память
Книги Рождественского
Примечания
Ссылки
Рождественский, Геннадий Николаевич — это… Что такое Рождественский, Геннадий Николаевич?
Генна́дий Никола́евич Рожде́ственский (род. род. 4 мая 1931, Москва) — советский и российский дирижёр, педагог, пианист, композитор и музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1976)[1]. Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1970).
Биография
Геннадий Рождественский родился в семье дирижёра Н. П. Аносова и певицы Н. П. Рождественской. Музыкальное образование получил в Музыкальной школе им. Гнесиных у Е. Ф. Гнесиной и в Центральной музыкальной школе по классу фортепиано. В 1949 году поступил в Московскую консерваторию — в класс фортепиано Л. Н. Оборина и оперно-симфонического дирижирования, где профессором был его отец Николай Аносов. В 1954 году Рождественский окончил консерваторию, в 1957 году — аспирантуру.
Дебют Рождественского в качестве дирижёра состоялся уже в 1951 году: в Большом театре под его управлением был исполнен балет Чайковского «Спящая красавица».
Более 50 лет Рождественский руководит различными отечественными и зарубежными музыкальными коллективами, ведёт активную педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. С 1974 года он преподаёт на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 года — профессор, с 2001 года — заведующий кафедрой.
В сезоне 2000—2001 годах — художественный руководитель Большого театра.
С 1 сентября 2012 года возглавляет Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского[2].
Супруга — Постникова, Виктория Валентиновна (р. 1944) — пианистка.
Творчество
Рождественский активно продвигал сочинения современных авторов, музыка которых в то время в СССР практически не исполнялась — Ф. Пуленка, П. Хиндемита, К. Орфа. Под управлением Рождественского состоялись премьеры в СССР балета И. Ф. Стравинского «Весна священная» и оперы Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь». Также дирижёр исполнял произведения С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича — композиторов практически «опальных», чью музыку исполнять в то время было не принято (хотя строгого запрета на исполнение и не существовало).
Долгое время Рождественский был единственным исполнителем оркестровой музыки А. Г. Шнитке, в частности, в 1974 году в Горьком именно под его управлением состоялась премьера Первой симфонии композитора.
Рождественский много гастролировал. Ещё в 1956 году он руководил оркестром Большого театра на гастролях в Лондоне, а в 1971 ему было доверено дирижировать оркестром Ленинградской филармонии в трёх «Променад-концертах» в Королевском Альберт-холле.
Помимо сочинений современных авторов, Рождественский исполнял и классический оркестровый репертуар, а также возрождал забытые произведения композиторов прошлого, не исполнявшиеся до того в течение многих лет.
Дискография Рождественского включает более 700 дисков и пластинок, записанных с разными оркестрами. Среди записей — произведения Л. Бетховена, И. Брамса, А. Брукнера (все симфонии во всех редакциях), Й. Гайдна, С. А. Губайдулиной, А. К. Глазунова (все симфонии), А. Дворжака, С. С. Прокофьева (все симфонии, все балеты), Я. Сибелиуса (все симфонии), В. Стенхаммара, В. Флейшмана, П. И. Чайковского (все симфонии), А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича (все симфонии, все сценические произведения).
Рождественский — автор нескольких сочинений, среди которых наиболее известна оратория «Заповедное слово русскому народу» на слова А. М. Ремизова. Его перу также принадлежат несколько книг.
Оркестры, которыми руководил Рождественский
Кроме того, Рождественский в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда, Токио и другими коллективами.
Награды и звания
Книги Рождественского
Примечания
Ссылки
Рождественский, Геннадий Николаевич на сайте «Герои страны»
Геннадий Рождественский — биография и факты из жизни
ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ – НА СЛУЖБЕ У МУЗЫКИ
Среди выдающихся дирижеров есть человек, которого называют гордостью мирового исполнительского искусства – это Геннадий Рождественский. Легендарная личность, по виражам жизни которой можно проследить историю культуры XX века, ведь за дирижерским пультом он стоял более 60 лет.
Статистика творческой жизни Геннадия Рождественского зашкаливает: только за последние тридцать лет он дирижировал более 2000 раз на сценах и в студиях; работал с более сотней оркестров; география гастролей насчитывает 37 стран и две сотни городов. Таких достижений нет ни у одного дирижера.
Сын музыкантов
Авторитетный дирижер Европы выступал практически со всеми известными симфоническими оркестрами мира. Имя Геннадия Рождественского символизирует безупречный вкус и твердость музыкальных убеждений. Мэтр гармонично сочетал в себе новаторский подход к музыкальному искусству и одновременно консерватизм. Без сомнений, он – один из образованнейших людей ушедшего и нынешнего веков. Хотя он говорил, что ассоциирует себя с XX веком, но благодарен XXI-му за безграничное ощущение творческой свободы. Только в наше время он мог играть там, где хочет, когда хочет и какую хочет музыку, чего даже представить было невозможно в годы советского режима.
Геннадий Николаевич родился в семье столичной интеллигенции 4 мая 1931 года. Отец – знаменитый дирижер Николай Аносов, а мать – солистка Всесоюзного радио Наталья Рождественская. Родители с раннего детства приобщали сына к искусству, разучивая с ним ноты. Самые яркие впечатления из детства – объявление о начале войны, эвакуация, возвращение и откапывание пианино, на котором он учился. Хозяйка квартиры, в которой жила семья, зарыла его в землю, чтобы инструмент не достался немцам. Оказалось, что пианино сохранилось в земле и до сих пор стоит в той квартире.
Дело случая
В год Победы Геннадий отправился учиться в музыкальную школу имени Гнесиных, где занимался у самой Елены Гнесиной. Затем перешел в музыкальную школу при консерватории, откуда поступил в консерваторию к профессору Льву Оборину. Тем временем отец продолжал совершенствовать навыки сына в дирижерском мастерстве. Николай Павлович научил Геннадия управлять оркестром без помощи рук. Потом дирижировать одними только глазами Рождественский учил студентов Московской консерватории.
Импульсом, который привел его к дирижированию, Геннадий Николаевич считал один случай, который произошел с ним в музыкальной школе. Он шел с занятий по коридору и в одном из кабинетов услышал звуки секстета Чайковского «Воспоминание о Флоренции». Открыв дверь в класс, Рождественский увидел, что ученики испытывают трудности в разучивании этого произведения. Тогда он стал ими дирижировать и понял, что помогает им в исполнении. Ощущение этой помощи захватило будущего маэстро целиком. В тот момент он понял, что профессия дирижера станет делом его жизни.
Геннадий Рождественский – дирижер Большого
Еще в годы учебы в консерватории Геннадий Николаевич возглавил студенческий оркестр, с которым активно начал выступать на больших сценах страны. Уже в 20 лет его взяли на стажировку в Большой театр, где после конкурсного отбора он занял пост балетного дирижера, которым проработал 9 лет.
Дебютировав балетом «Спящая красавица» Чайковского, Геннадий Рождественский продолжил восхождение на вершину дирижерского искусства участием в постановках «Конька-горбунка» и «Кармен-сюиты» Щедрина и Бизе, «Спартака» Хачатуряна, «Щелкунчика» Чайковского и «Войны и мира» Прокофьева.
За пять лет работы дирижером Большого театра оркестр исполнил почти 40 опер и балетов. Параллельно маэстро возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.
Окно в Европу
В эпоху, когда все искусство было под колпаком партии, Рождественскому удавалось пропагандировать произведения авангардистов, которых якобы не замечали «послушные» дирижеры. При этом Геннадий Николаевич стал первым дирижером из СССР, который смог работать в странах Европы. В 1972 году его выпустили на гастроли в Стокгольм, после которых мастер палочки и пульта получил приглашение от Королевского Филармонического оркестра Швеции возглавить его.
Естественно, Министерство культуры перечеркнуло все мечты Геннадия Рождественского о возможности доносить свое творчество до мирового слушателя и зрителя. Но вскоре в Швеции с официальным визитом побывал председатель Совмина СССР Алексей Косыгин. На одном из приемов шведский премьер-министр попросил его отпустить Рождественского на работу в Швецию. Вернувшись в Москву, Косыгин дал министру Фурцевой распоряжение «выпустить» дирижера. Такого поворота событий никто не ожидал. Более того, этот случай стал прецедентом. Теперь советским дирижерам трудно было отказать, если их приглашали к сотрудничеству оркестры с мировым именем.
Сионистский центр Геннадия Рождественского
В 1974 году в музыкальной жизни страны произошло из ряда вон выходящее событие – главный дирижер Большого симфонического оркестра Геннадий Рождественский ушел с занимаемой должности. Причины такого решения следовало искать во властных кабинетах, в частности – председателя Гостелерадио Сергея Лапина. Этот руководитель был одним из самых образованных и эрудированных людей среди чиновников того времени, но отличался крайне неприязненным отношением к людям еврейской национальности.
После начавшейся волны эмиграции евреев в Израиль трое музыкантов оркестра Рождественского уехали на историческую родину. Лапин вызвал к себе Геннадия Николаевича и долго склонял к тому, чтобы избавиться от всех евреев в его коллективе. У него даже была цифра – 42 человека. Их предлагалось уволить за нарушение дисциплины или огрехи в исполнительском мастерстве.
Маэстро достойно держался во время этой аудиенции, а через два дня получил от Лапина письмо с адресованной ему анонимкой на Рождественского. В ней автор доводил до сведения Лапина то, что оркестр – не музыкальный коллектив, а настоящий сионистский центр, где Геннадий Николаевич «потакает жидам» и пренебрегает русскими музыкантами.
Не желая участвовать в этих низменных играх, Рождественский подал заявление, которое Лапин через две недели подписал. А вскоре оркестр был очищен новым руководителем от лиц неугодной национальности.
В вихре творчества
Перспективы у Геннадия Николаевича намечались не совсем радужные, но тут снова случайность вмешалась в его судьбу. Прогуливаясь по улице, он встретил режиссера Бориса Покровского, который направлялся на репетицию. Оказалось, что он готовил постановку оперы Шостаковича «Нос». Борис Александрович не отказал маэстро в присутствии на репетиции, после которой даже предложил совместную работу на сцене Театра камерной оперы. Постановка имела небывалый успех и мощный резонанс в обществе.
А потом был период, когда Геннадий Николаевич несколько лет снова стал оперным дирижером Большого театра, работал приглашенным режиссером в симфоническом оркестре корпорации «Би-би-си», возглавлял Венский симфонический оркестр, а также создал оркестр Минкульта СССР, которым руководил до 1992 года.
сын Александр
За эти годы зрители увидели уникальные концертные программы, были сделаны целые коллекции записей выдающихся композиторов. Маэстро объездил с выступлениями весь мир и мог гордиться своим удивительным репертуаром из более 2000 сочинений. Рождественский без преувеличения стал в ряд самых авторитетных дирижеров мира.
Берлинский филармонический оркестр, Стокгольмский Королевский оркестр, Королевский оркестр Амстердама, Лондонский Королевский филармонический оркестр, Токийский оркестр «Иомиури», симфонические оркестры Кливленда и Чикаго – это не полный список самых знаменитых коллективов, которые выступали под взмахи волшебной палочки Геннадия Рождественского. Его награды, премии и звания не поддаются счету.
Археолог в музыке
Он всегда исполнял лишь особенную музыку, не боясь осуждения или критики. Рождественский выбирал у композиторов то, что не играет никто другой, доставая для слушателей настоящие сокровища из музыкальных недр. Возможно, именно за это в прессе его часто называют музыкальным археологом, который не побоялся приобщить публику к композиторам ХХ века и играть когда-то запрещенных авторов – Губайдулину, Шнитке и Денисова. Маэстро Рождественский исполнил более 150 произведений впервые в мире.
с женой Викторией
Он считал, что театры должны воспитывать публику репертуаром, а не следовать ее запросам, как это происходит на его родине. К сожалению, там до сих пор прочно держится советский уровень управления и организации работы театров, поэтому на какие-то масштабные изменения рассчитывать не приходится.
В последний раз, когда Геннадий Николаевич работал в Большом театре, он наивно надеялся эту систему изменить. Но пробить в одиночку стену бюрократии и формализма ему было не под силу, поэтому он направил свою энергию на постановку оперы «Игрок» Прокофьева. Но и на этом пути ему выставляли одни препятствия, подключив для травли оголтелых критиканов в прессе. С тех пор Геннадий Николаевич не лестно отзывался о журналистах, считая, что конструктивные отзывы о музыке могут давать лишь те люди, которые знают партитуру лучше, чем маэстро. Как мы понимаем, это просто невозможно.
До последних дней жизни, оборвавшейся 16 июня 2018 года, Геннадий Рождественский продолжал выпускать диски с записями симфоний разных композиторов, проводить авторские циклы, он писал книги и не прекращал педагогическую работу. Кроме этого, иногда радовал зрителей выступлениями со своим сыном – скрипачом Александром Рождественским, который продолжил знаменитую династию, и женой – известной пианисткой Викторией Постниковой.
ФАКТЫ
Геннадий Рождественский говорил, что дирижер обязан быть диктатором, который ласково сможет убедить оркестрантов в правоте своей идеи и заставит поверить в замысел, придерживаясь генеральной линии, заложенной композитором.
***
Геннадий Николаевич был счастлив, что за такую многолетнюю работу дирижером, вопреки всему, он ни разу не изменил собственным художественным убеждениям. Этот критерий творчества он считал для себя главным.
Геннади Рождественски — Википедия, свободная энциклопедия
Википедия todavía no tiene una página llamada «Guennadi rozhdéstvenski».
Busca Guennadi rozhdéstvenski en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario) | |
Wikilibros (обучающие / руководства) | |
Викицитатник (цитаты) | |
Wikisource (biblioteca) | |
Викинотики (noticias) | |
Wikiversidad (Contenido académico) | |
Commons (изображения и мультимедиа) | |
Wikiviajes (viajes) | |
Викиданные (данные) | |
Викивиды (особые) |
- Comprueba si имеет escrito el nombre del artículo de forma correa, y que Wikipedia es el lugar donde debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
- Busca «Guennadi Rozhdéstvenski» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
- Проконсультируйтесь по списку произведений искусства по «Guennadi Rozhdéstvenski».
- Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «Guennadi Rozhdéstvenski».
- Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
- También puede que la página que buscas haya sido borrada.
Si el artículo incluso así no existe:
- Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
- Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
- En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatibles con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Никаких текстовых текстов, которые не используются в веб-сайтах, и не предусмотрены специальные условия.
- Ten en cuenta también que:
- Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
- Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
.
Giennadij Rożdiestwienski — Википедия, wolna encyklopedia
Z Wikipedii, wolnej encyklopedii
Przejd do nawigacji
Przejd do wyszukiwania
W Wikipedii nie ma jeszcze artykułu o takiej nazwie. Możesz:
- utworzyć go ,
- zaproponować, eby inni go napisali,
- poszukać tekstu «Giennadij rożdiestwienski» w artykułach,
- poszukać strony o tym tytule na jednym z siostrzanych projektów Wikipedii:
- Commons Wikiźródła Wikisłownik Wikicytaty Wikibooks Wikinews
Ródło: „https: // pl.wikipedia.org/wiki/Giennadij_rożdiestwienski »
.