ЕГЭ. Познание Тема 2. Многообразие форм и видов человеческих знаний |
Знание – это результат познавательной деятельности человека.
Знание — это многозначное понятие:
- Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
- Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
- Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.
Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?
Формы человеческого познания
- научное (систематизированное, объективное, доказанное, проверяемое)
- ненаучное (разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира)
Ненаучное в свою очередь делится на следующие формы:
Формы ненаучного знания | Особенности |
Донаучное | Основа научного знания, оно возникло ещё до того, как знания оформились в определённые науки. |
Паранаучное | От греческого «вне», то есть знание, не принимаемое наукой, несовместимое с ней. |
Лженаучное | Знание, сознательно использующее всякого рода домыслы и предрассудки . |
Антинаучное | Утопичное, искажающее действительность. |
Квазинаучное | «Квази» — от лат. quasi якобы, как будто, то есть «мнимый, ненастоящий». Опирается на методы насилия и принуждения, возникает в строго идеологизированном режиме. Например, в СССР при Сталине — лысенковщина, то есть критика и гонения на генетику как науку. |
Псевдонаучное | «Псевдо» — от греческого корня pseudos «ложь». Знание, спекулирующее на популярных теориях, например, о снежном человеке, о древних астронавтах. |
Виды знаний
Наименование | Особенности, сущность |
Научное | Объективное, достоверное знание об окружающем мире. Реальность выражается в нём виде теоретических понятий, формул, законов, принципов. |
Житейское | Знание, которое основано на здравом смысле , обыденном сознании. Сводится к констатации фактов, к их описанию. Возникает в повседневной деятельности людей, в их взаимоотношениях с природой и друг с другом. |
Практическое | Преобразование мира, овладение вещами. |
Художественное | Образное восприятие мира, целостное отражение его и человека в нём, но с точки зрения видения мира творцом данного образа. |
Рациональное | Связано с рациональным мышлением, отражение действительности в определённых понятиях, категориях. |
Иррациональное | Основано на чувственном восприятии мира, эмоциях, переживаниях, интуиции |
Личностное | Знание, характерное для каждого конкретного человека, его уровень знаний о мире. Оно зависит от способностей человека, его желаний познавать мир, заниматься интеллектуальной деятельностью. |
Таким образом, форм и видов знаний достаточно много. Это свидетельствует об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но в то же время подтверждает огромную силу воздействия знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Познание, его основные уровни и формы — Студопедия
Уровни и формы познания. Конспект по философии
Гносеология (теория познания) – один из важнейших разделов философского знания, поскольку проблема познания как весьма существенная определяет строй каждой философской системы. Важным является вопрос «как мы познаем мир?», раскрывающий механизмы познания.
Определенные традиции сложились еще с античности. В качестве основных источников, ступеней познания рассматривались чувства (чувственное познание), разум (рациональное познание, интуиция (интуитивное познание). Наука в основном ведет споры вокруг чувственного и рационального познания. Интуитивная форма познания рассматривается в основном в религиозно-философских системах. Древнекитайская и древнеиндийская философии рассматривали интуицию как основную форму познания. С возникновением христианства идея интуитиивизма получает свое развитие в европейской средневековой философии.
Русские религиозные философы конца XIX – начала XX вв. также в качестве основной формы познания рассматривали интуицию, трактуя ее как способ приобщения к Богу. Они обрушивались с критикой на рационализм и основанную на нем цивилизацию. Вера, позволяющая интуитивно познавать мир, дает знания «от Бога». Однако интуитивизм развивался не только в рамках религиозной философии (Анри Бергссон). Проблема интуитивного познания является слишком сложной.
Рассмотри чувственное и рациональное познание как основные формы, достаточно хорошо изученные и осмысленные философами.
Чувственное познание. Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств.
Основные формы чувственного познания:
— Ощущения – информация, получаемая от отдельных органов чувств. В сущности, именно ощущения напрямую опосредуют человека и внешний мир. Ощущения дают первичную информацию, которая в дальнейшем подвергается интерпретации.
— Восприятие – чувственный образ предмета, в котором интегрируется информация, полученная от всех органов чувств. Но восприятие существует лишь в момент взаимодействия с предметом.
— Представление – чувственный образ предмета, сохраняющийся в механизмах памяти и воспроизводимый по желанию. Чувственные образы могут иметь разные степени сложности.
Воображение как форма познания – способность комбинировать фрагменты различных чувственных образов. Воображение – важный и нужный компонент всякой творческой деятельности, в том числе научной.
Рациональное познание.
Основные формы:
Понятия обозначают предметы, свойства и отношения. Это достаточно сложная форма мышления, которая рассматривается не только логикой, но и семантикой, семиотикой.
Суждения в своей структуре обязательно имеют 2 понятия: субъект (то, по поводу чего мы строим мысль) и предикат (то, что мы мыслим по поводу субъекта), – выраженные одним словом или группой слов, связанные с помощью слов «есть», «является». К субъекту, как правило, прилагается квантор («все», «некоторые»). С точки зрения логики все невопросительные предложения – это суждения.
Умозаключения – это такая форма мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее новое знание. Наиболее распространены дедуктивные и индуктивные виды умозаключений. Дедукция строится на основе двух посылок, из которых выводится одна. Индукция строится на основе бесконечного ряда исходных посылок и не дает 100% верного результата.
Гипотезы – это предположения, очень важная форма познавательной деятельности, особенно в науке.
Теория – стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими стандартам научности.
При рассмотрении чувственной и рациональной форм познания возникает вопрос об их приоритете с точки зрения истинности наших знаний, о соотношении веры и разума или же чувственного и рационального в познании. В зависимости от решения этого вопроса выделяют 2 направления.
Сенсуализм (эмпиризм) утверждает, что истинность наших знаний может быть обеспечена только чувственной достоверностью, опытным подтверждением. Рациональные знания могут быть приняты только в той мере, в которой они подтверждаются чувственным опытом. Эта позиция получила свое отражение в работах логических позитивистов (принцип верификации – необходимость опытного подтверждения рациональных знаний).
Рационализм – точка зрения, согласно которой истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом. Чувственные знания не могут заслуживать полного доверия, т. к. чувства поверхностны, не способны схватывать суть вещей, которая может быть постигнута только разумом.
Однако это крайние позиции. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и диалектически обуславливают друг друга в процессе реального познания. С одной стороны, исключительно чувственное познание – это познание на уровне животного. С другой стороны, рациональное познание без чувственного невозможно в принципе, поскольку чувственное познание, выступая в качестве опосредующего звена между действительностью и разумом, является для разума «пищей». На уровне человека эти формы познания влияют друг на друга.
Возможности чувственной формы познания сказываются на возможностях рационального познания, существуют пределы органов чувств человека, которые ограничивают поток информации. Но рациональное познание до определенной степени способно выходить за рамки чувственного познания, во многом это осуществляется с помощью дополнительных средств, созданных человеком. С другой стороны, возможности чувственного восприятия существенно обусловлены разумом. Разум расширяет возможности фиксации различий, воспринимаемых нашими чувствами, границы и возможности чувственного познания.
Формы научного познания — Студопедия
Особенности научного познания
· Объективность знаний о природе, человеке и обществе
· Непротиворечивость, доказательность, системность
· Проверяемость
· Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
· Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
· Высокий уровень обобщения полученных знаний
· Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.
Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)
· Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
· Принцип истинности – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
· Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.
Уровни научного познания
1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
2. Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)
Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.
Эмпирические методы научного познания
· Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
· Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
· Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
· Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).
Пояснение.
Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.
Теоретические методы научного познания
· Анализ – (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).
· Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме «Имя существительное»)
· Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
· Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
· Абстрагирование – (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
· Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
· Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
· Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
· Классификация – (от лат.— разряд и делать)объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
· Формализация –(от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)
Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.
Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.
Формы научного познания
Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.
· Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)
Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.
· Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
· Проблема — (от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
· Гипотеза -(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
· Теория – (от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
· Концепция — (от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.
Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.
Виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, вся совокупность сведений об объекте, полученных в ходе эмпирического и теоретического уровней познания.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.
Знания в своей основе могут быть выражены понятиями, символами или художественными образами.
Форма знаний зависит от способа деятельности человека и бывает практической, духовно-практической и теоретической.
Виды знаний | ||
Практическое | Духовно-практическое | Теоретическое |
|
|
|
Рассмотрим особенности некоторых видов знаний.
Обыденное (житейское) знание основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию. К обыденным относятся знания о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.), безопасности (строительство дома), материальном благополучии (работа, бизнес), самореализации (карьерный рост, образование).
Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию
На основе этих знаний складывается жизнь человека.
Художественное знание даёт целостное представление об окружающем мире и человеке в нём. Строится на художественном образе, а не на четких понятиях, характеризуется эмоциональностью, субъективностью
В различных художественных произведениях «проигрываются» возможные жизненные ситуации, что позволяет глубже понять мотивы поведения окружающих, «заглянуть» в суть межличностных отношений. Зачастую искусство открывает человеку возможности «выйти за пределы реальности», что способствует обогащению духовно-чувственной сферы.
Научное знание совмещает в себе сведения о различных объектах, фактах, явлениях и закономерностях физического мира и представляет собой объективную истину, так как основывается не на чувственном восприятии, а на рационализме.
Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Научное знание характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Донаучное знание обычно предшествует научному (предпосылки научного знания), например, алхимия — химии, астрология — астрономии.
Лженаучное или псевдонаучное знание представляет собой недоказанные домыслы, взгляды и предрассудки (новости о контактах с НЛО, о чудодейственных препаратах «от всех болезней», об эликсирах молодости или бессмертия и т. п.) Появление лженаучной информации связанно, в первую очередь, с ошибками исследователей, со стремлением людей разбогатеть от сенсационного открытия или же попытками «заняться не своей областью научных знаний».
Паранаучное знание (не признанное современной наукой) невозможно объяснить с точки зрения науки — это различные гипотезы, идеи и учения о таинственных явлениях природы, психических особенностей людей и животных, это экстрасенсорика, мистика, спиритизм, астрология, хиромантия и т. п. Особенностью этих «наук» является то, что способы получения информации из окружающего мира «сверхчувствительны», т.е. не связанны с физическим миром и зачастую «выходят» за его пределы. К таким способам относятся телепатия, ясновидение т п. Данная сфера знаний в настоящее время постоянно исследуется научно, но существует ряд трудностей в изучении данных явлений, так как парапсихологические феномены и эксперименты не воспроизводятся повторно и их невозможно спрогнозировать и предсказать.
Антинаучное знание — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
Чувственное познание и его формы — Студопедия
Чувственное познание отражает явления, т.е. внешнее проявление вещей. Оно не способно углубляться в сущность предмета.
Формы чувственного познания:
1.Ощущения – моментальный снимок с действительности, который каждый раз дается заново. Это отражение отдельных свойств действительности. В ощущениях нет целостности предмета.
2.Восприятие – целостный, но моментальный снимок с действительности. Существует до тех пор пока предмет действует на наши органы чувств. Предмет существует независимо от нашего сознания, а это ускользает от восприятия.
3.Представление – это целостный снимок с действительности, существующий в нашем сознании независимо от того действует ли предмет на наши органы чувств или нет.
Чувственное познание ограничено, оно не углубляется в сущность, а мир имеет внутреннюю сущность, поэтому чувственное познание переходит в логическое, которое отражает сущность предметов.
Процесс познания проходит две основные ступени: чувственную (или живое созерцание) и логическую (абстрактное мышление). Эти ступени различаются прежде всего по предмету отражения, т.е. сторонам действительности, которые они отображают. Различие предметов отображения определяет различие чувственных и логических форм отражения, зависящих также от природы субъекта познания – человека.
Чувственное познание
Чувственное познание – познание мира с помощью органов чувств (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой анализаторы + двигательный анализатор и вестибулярный аппарат)
Чувственное познание – это отображение внешних сторон действительности, или явления. Поскольку не все явления отображаются в чувствах, доступные последним явления можно назвать чувственными явлениями.
Цвет, запах и т. д. – состояния знания вещи, а не сами непосредственные свойства вещи. Эти состояния включают как собственно свойства вещи, или объективное содержание, так и субъективную форму их отображения, зависимую от природы человека.
Познание возможно, т.к. ощущения дают нам некоторое знание. Наши ощущения специализированы – например, мы можем воспринимать звуки только определенной частоты.
Психофизиологический парадокс. Как известно, психические образы возникают в мозгу из физиологических процессов и существуют на их основе. Деятельность мозга поэтому может быть представлена двумя различными картинами. С психологической точки зрения она заключается в совокупности качественно разнородных психических образов, в физиологическом аспекте деятельность мозга представляется в виде совокупности качественно однородных физиологических процессов. Каким образом качественно разнородные психические (идеальные) образы возникают из качественно однородных физиологических процессов?
Важнейшим компонентом нервных импульсов оказываются электрические импульсы. Понятно, что в электрическом импульсе, достаточно простом физическом явлении, не могут содержаться разнородные качества световых, звуковых, осязательных и других воздействий. Откуда же они «всплывают» в мозгу?
В исследованиях по психофизиологии было установлено, что качества внешних агентов кодируются в рецепторах посредством частотной модуляции электрических импульсов – распределения импульсов во времени.
Несомненно, что механизм деятельности нервной системы включает процессы кодирования – декодирования. Дело в том, что процесс кодирования – декодирования предполагает уже наличие кода, или ключа к коду, т.е. знание того, каким знаком (серией импульсов) помечено то или иное качество внешнего мира. Но такой код должен уже существовать в мозгу независимо от процессов кодирования-декодирования, ибо мозг никогда не имел прямых контактов с объективными качествами. Кто (или что) вложил код в человеческий мозг?
Субъективный, идеальный образ производится мозгом (точнее, человеком) как всеобщим и универсальным материальным субстратом, в котором синтезировано основное содержание предшествующего бесконечного развития материи и который, следовательно, находится в глубоком родстве со всем бесконечным качественным многообразием мира. Мозг расшифровывает качество внешнего агента не потому, что в мозг извне вложен код, а потому, что в некотором глубоком смысле природа внешнего агента «известна» мозгу заранее, заложена в его материальной природе.
Формы чувственного познания
Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.
Ощущение – форма чувственного познания, которая отражает отдельные внешние свойства вещи, которые воздействуют на органы чувств.
Оно чревато, следовательно, специфическим противоречием – между осознаваемыми отдельными единичными признаками вещей и скрытым, неосознаваемым целым.
Восприятие – представляет собой отображение предметов или предметных ситуаций как целых.
Восприятие включает в себя целостную совокупность ощущений и некоторый существенный несводимый к ним целостный момент отображения. Психология показала, что формирование целостного образа предмета (ситуации) происходит на основе практической деятельности человека. Так, у ребенка на основе действий с вещами, их движения первоначально формируется образ контура вещи, затем более сложный и расчлененный образ предмета как целого.
Восприятие, как целостный образ вещи, преодолевает специфическое противоречие ощущения. В силу целостности в восприятии в сферу непосредственного осознания входят такие стороны чувственного явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего – предметность, целостность, пространственные и временные характеристики вещей, движение.
На уровне восприятия мир предстает перед человеком как мир объективно существующих вещей, как предметный мир.
Восприятие преодолевает противоречие ощущения, однако оно чревато собственным специфическим противоречием. Восприятие всегда есть «моментальный снимок» действительности, поскольку существует только при непосредственном действии предмета на органы чувств и исчезает, когда это действие прекращается. Поэтому оно так же ситуативно, не схватывает общих сторон вещей или ситуации. Восприятие содержит в себе противоречие между осознанным конкретным единичным предметом или ситуацией и не осознанными общими, устойчивыми, длящимися за пределами наличной ситуации сторонами действительности.
Представление – образ предмета или ситуации, существующий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств.
Важнейшими особенностями представления являются независимость от непосредственного воздействия веши, на органы чувств и обобщенность.
Представление преодолевает ограниченность восприятия, разрешает его специфическое противоречие. Общее в представлениях имеет наглядный, непосредственный, чувственный характер. Поэтому обобщение на уровне представлений ограничено рамками явления. Можно довольно точно представить, например, остро-, тупо– и прямоугольник, но нельзя чувственно представить треугольник вообще, так как внешние признаки этих видов треугольника наглядно не совместимы.
На основе свободного оперирования представлениями и его обобщенного характера возникает способность воображения, включая мысленное творчество образов несуществующих, возможных или фантастических вещей мысленные образы будущих вещей, наглядные проекты, образы грифонов, русалок и т. д.
Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания. Виды, формы, структура знания. Понятие истины, её критерии, основные теории истины.
Познание – это процесс получения человеком нового знания.
СУБЪЕКТ: Познающий человек, познающее человечество.
ОБЪЕКТ: Фрагмент действительности, на который направлена познавательная деятельность человека,
Модели субъект-объектного взаимодействия
(17-18 вв.)1.Объектно-натуралистический подход человек смотрит на действительность и познает ее, затем достоверность подтверждается опытным путем. Человек – субъект, только наблюдатель, который фиксирует данные.
2.Субъектно-рефлексивный подход. в процессе познания человек не только отражает изучаемый объект, но и добавляет в его образ какие-то свои субъективные моменты.
19в.3.Деятельностная модель. 1) Познание – активная деятельность субъекта, направленная на объект, раскрывающее свойства и связей. 2) Субъект – социальное явление. 3) Все компоненты познания динамичны, развиваются вместе с обществом.
Истина —знание, которое адекватно (достоверно, правдиво) отражает действительность.
Абсолютная истина – это исчерпывающее, достоверное знаниео реальности, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания.
Относительная истина – это неполное, неточное знание.
Критерии истины(Параметры отличающие истины ото лжи)
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.
Практика – (понимаемая как преобразование реальности), которая позволяет достаточно глубоко подтвердить или опровергнуть степень истинности знаний.
В философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Наука как специфическая форма познания, её специфические признаки. Уровни, формы, методы и идеалы научного познания. Динамика научного познания
Наука — это вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности.
Признаки:
· Целостность, системность
· Объективность
· Предметность
· Концептуальность
· Общезначимость
· Логическая обоснованность
· Эмпирическая проверяемость
· Связь с практикой, с этическими принципами
Уровни научного познания:
Эмпирический – чувственное познание
Теоретический – рациональное познание.
Научные методы эмпирического уровня познания:
— наблюдение – целенаправленное восприятие явлений действительности.
— эксперимент – изменение объекта, воспроизведение его в искусственных условиях с целью получения информации о его свойствах, связях, отношениях.
Формы научного познания:
— проблема – форма знания о незнании. Данный процесс включает в себя два момента: постановку и решение;
— гипотеза форма вероятностного знания, сформулированного на основе ряда научных фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве. Проверенная и доказанная гипотеза становится научной теорией;
— теория – целостная развивающаяся система истинного знания, отображающая закономерные связи определенной области действительности.
Основные этапы развития науки
классический (17 – 19вв.),
неклассический (первая пол. 20 века),
постнеклассический (вторая пол. 20 века).
Научные революции
1) ПерваяXV—XVI в.. характеризуется сменой космологической картины мира
2) Вторая (XVII в.) — рождение современной науки, нового механистического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон.
3) Третья (с кон. XVII в. — до конца XIX в.) характеризуется диалектизацией естествознания:
4) Четвертая (XX в.) — формирование квантово-релятивистских представлений о мире.
Человек как особая форма бытия. Природа человека и смысл его существования. Культурно-исторические парадигмы человека. Современные философские концепции человека. Человек, индивид, личность в системе социальных связей.
Антропогене́з — (процесс развития человека разумного)
Человек —это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homosapiens, наделенное сознанием, те способное познавать собственную сущность и сущность внешнего мира.
Индивид– конкретный человек со всеми особенностями данными ему природой.
В процессе социализации формируется личность.
Личность – сознательный индивид, который занимает определенное положение в обществе и выполняет определенную общественную роль.
Границы свободы и ответственности совпадают. Только там, где я свободен, где мною свободно приняты решения, свободно совершены действия, я и отвечаю за них и их последствия. И наоборот — я могу быть ответствен только за то, в чем проявилась моя свобода.
Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.
Человек – это совокупность всех общественных отношений. Биологический вид Человек разумный (Homosapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности (биосоциальную природу). Это соединение обусловлено длительным процессом биологической эволюции и исторического развития человечества.
Природа и сущность человека— философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям.
Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.
Кант разграничивает антропологию на «физиологическую (природа)» и «прагматическую (действия самого человека)».
Синтез позиций современной биологиии марксизма приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.
Объяснение структуры TPACK (с примерами в классе)
TPACK — это структура интеграции технологий, которая определяет три типа преподавателей знаний, которые необходимо объединить для успешной интеграции образовательных технологий: технологические, педагогические и информационные (также известные как TPACK). Хотя TPACK часто сравнивают с моделью SAMR, они сильно отличаются по объему.
Позже мы более подробно рассмотрим различия этих фреймворков. Но чтобы быстро дать вам небольшой контекст, модель SAMR действительно разработана, чтобы обеспечить общий уровень использования технологий, но некоторые считают ее слишком простой и несколько запутанной.С другой стороны, структура TPACK предоставляет больше информации для понимания того, как эффективно интегрировать технологии в класс.
Рассмотрим назначение и элементы TPACK.
Что такое TPACK Framework?
Структура TPACK была представлена Пунья Мишра и Мэтью Дж. Келером из Университета штата Мичиган в 2006 году. С ее помощью они определили три основных формы знаний: контентные знания (CK), педагогические знания (PK) и технологические знания (TK). .
Посмотрите на диаграмму ниже. Вы заметите, что три основные формы знания не полностью разделены. Фактически, пересечения каждого из них имеют решающее значение, потому что они представляют более глубокие уровни понимания.
Изображение взято с оригинала с TPACK.org
Центр диаграммы, также известный как TPACK, представляет полное понимание того, как обучать с помощью технологий. Имейте в виду, что это не то же самое, что знать каждую из трех основных концепций по отдельности.Вместо этого цель TPACK состоит в том, чтобы понять, как использовать технологию для обучения концепциям таким образом, чтобы улучшить учебный опыт учащихся.
Скажем, например, вы доставляете контент своим ученикам через свою систему управления обучением (LMS). Даже если у вас есть достаточные знания изучаемого вами содержания (CK) и вашей LMS (TK), вы все равно можете обучить своих студентов целиком онлайн-курсу текстовых PDF-файлов.
Хотя это адекватное отображение как содержания, так и технических знаний, вы можете возразить, что он не улучшает процесс обучения.Однако, если вы поняли, как ваш контент может быть представлен в более интерактивных и увлекательных цифровых средах — например, видео, обсуждения в классе, игры и т. Д. — и вы знали, как сделать это с помощью вашей LMS, то вы просто поднялись до уровня Technical Знание содержания (TCK).
Ключевые различия между платформами интеграции технологий TPACK и SAMR
Как упоминалось ранее, модель SAMR сильно отличается от TPACK. А поскольку о SAMR известно больше преподавателей, стоит уделить несколько минут тому, чтобы обсудить, чем они отличаются и как они влияют на вашу стратегию обучения.
Для этого Келли Ади, наш директор по стратегии обучения, обсуждает различия между TPACK и SAMR с нашим бывшим старшим дизайнером инструкций Брэдли Кемпом.
Не можете просмотреть это видео? Вот он на YouTube.
Почему важен TPACK?
Большинство преподавателей и администраторов осознают преимущества, которые технология может иметь в классе — будь то подготовка учащихся к миру, основанному на технологиях, или помощь в упрощении управления курсами, школами и округами.Но слишком многие рассматривают технологии как серебряную пулю для решения стоящих перед ними проблем. Иногда сознательно или нет, полагают, что простое присутствие цифровых инструментов улучшит образование.
Именно поэтому структура TPACK важна. Легко подумать, что добавление отличной LMS к стратегии вашего класса улучшит обучение. Но TPACK показывает нам, что существует связь между технологиями, контентом и педагогикой, и их целенаправленное смешение является ключевым.
По крайней мере, TPACK может быть полезной мантрой, побуждающей вас отступить и взглянуть на вашу стратегию в целом и на тонкие связи между всеми ее движущимися частями.В исследовании, проведенном ASCILITE или Австралазийским обществом компьютеров в обучении в высшем образовании, исследователи обнаружили, что структура TPACK улучшила способность кандидатов в учителя использовать технологии в своем обучении, а затем и в своей профессии.
«Это нынешнее понимание использования TPACK, — поясняет автор исследования доктор Дорит Маор, — также открывает педагогам путь к вовлечению студентов в совместное обучение и разработке концепции цифровой педагогики.Цифровая педагогика может быть концепцией, которая может охватывать все: подход к обучению, отношение студентов и желаемые результаты обучения ».
Далее она говорит, что эту структуру также следует использовать для разработки новых форм профессионального развития, «чтобы способствовать лучшему пониманию синергии между технологиями и педагогикой». Учитывая его потенциальное влияние на учителей, подготовку учителей, профессиональное развитие и успеваемость учащихся, утверждение, что TPACK является важной концепцией в образовании, может быть преуменьшением.
Пример того, как внедрить платформу TPACK в свой класс
Теперь, когда вы знаете, что такое структура TPACK и почему она важна, давайте посмотрим, как ее можно применить в классе. Ниже приведен пример того, как вы можете использовать свои технологические и педагогические знания для улучшения урока.
Ниже приведен пример, вдохновленный видео с Sophia.org.
Ваш оригинальный план урока
Представьте, что вы учитель естественных наук в 7-м классе.Тема — «анатомия клетки». Ваша цель — описать анатомию клеток животных и объяснить, как органеллы работают как система, выполняющая необходимые функции клетки.
Традиционные стратегии или действия могут выглядеть следующим образом:
- Изучите анатомию клетки и основные функции каждой органеллы, обращаясь к диаграмме в учебнике
- Разделите класс на небольшие группы. Поручите каждой группе обозначить свою диаграмму анатомии клеток и исследовать один процесс, чтобы представить его классу позже.Вы можете выбрать для них процесс, чтобы избежать дублирования презентаций.
- Пусть каждая группа представит классу клеточный процесс, который они исследовали.
Понял? Ладно. Итак, как можно использовать структуру TPACK для улучшения этого урока?
Применение знаний технологического и педагогического содержания к вашему уроку
Как упоминалось ранее, структура TPACK основана на трех основных формах знаний. Итак, ваш первый шаг должен заключаться в том, чтобы понять свои основные формы знаний в контексте этого урока.
- Знание содержания (CK) — чему вы обучаете и каковы ваши собственные знания по предмету? Для этого урока вам потребуется твердое понимание анатомии и процессов клетки.
- Педагогические знания (PK) — как ваши ученики учатся лучше всего и какие учебные стратегии вам нужны для удовлетворения их потребностей и требований плана урока? В этом случае вам необходимо понять передовой опыт преподавания естественных наук в средней школе и совместной работы в малых группах.
- Технологические знания (TK) — какие цифровые инструменты доступны вам, какие вы достаточно хорошо знаете, чтобы ими пользоваться, и какие из них лучше всего подходят для данного урока? Для этого урока учащимся нужно будет пометить диаграмму и представить, поэтому возможность заполнять пробелы с помощью ключа ответа, находить изображения в Интернете, создавать слайды и т. Д. Очень важны.
Теперь, когда вы проанализировали свои основные формы знаний, сосредоточьтесь на том, где они пересекаются. Хотя конечной целью является рассмотрение вашего урока и стратегии через призму TPACK или центра модели, где все первичные формы знаний сливаются воедино, может быть полезно уделить время рассмотрению индивидуальных отношений.
- Знание педагогического содержания (PCK) — понимание лучших практик преподавания определенного содержания вашим конкретным учащимся.
- Знание технологического контента (TCK) — знание того, как доступные вам цифровые инструменты могут улучшить или преобразовать контент, как он доставляется учащимся и как ваши ученики могут с ним взаимодействовать.
- Технологические педагогические знания (TPK) — понимание того, как использовать цифровые инструменты в качестве средства достижения желаемых результатов обучения и получения опыта.
Теперь давайте объединим все эти технологические и педагогические знания (TPACK) воедино и расширим действия нашего первоначального плана урока. Приведенные ниже идеи являются примерами действий, которые можно добавить в исходный список. Помните, цель состоит в том, чтобы целенаправленно применять каждую форму знаний.
- Пройдя через различные части анатомии клетки, разбейте учащихся на небольшие группы и попросите их вместе пройти тест «Проверка понимания» через вашу LMS.Включите интерактивный вопрос, который представляет собой диаграмму ячейки с пустыми метками и требует от учащихся перетаскивать нужные метки на место из ключа ответа (в LMS Schoology это называется вопросом «Изображение метки»).
- Дайте каждой группе устройство с возможностью записи. Попросите каждого члена группы выбрать органеллу для воплощения и попросите их записать друг друга, объясняя, кто они (или какие это органеллы) и почему они важны для клетки. Наконец, попросите их загрузить свои видео в медиа-альбом, чтобы ваши ученики могли смотреть видео друг друга в свободное время и оставлять комментарии.
- Вместо того, чтобы исследовать клеточный процесс (например, клеточное дыхание, выработку энергии и т. Д.) В одном типе клеток, попросите ваших учеников сравнить процесс между животными и растительными клетками и сделать выводы относительно обнаруженных различий. Попросите каждую группу создать артефакт своего исследования, создав одностраничный бриф на Google Диске или Microsoft OneDrive, сравнительную блок-схему или видеообъяснение. Его можно сдать через присвоение кредита в вашей LMS.
- Предложите учащимся проанализировать связи между различными животными и растениями в их естественной среде обитания, вооружившись знаниями анатомии, функций и процессов клеток.Попросите каждую группу сделать вывод, что может произойти, если одно животное или растение будет помещено в среду обитания, отличную от естественной. Каждая группа должна собрать доказательства для своей аргументации (статьи, видео и т. Д.), Используя Padlet, Evernote или другой аналогичный инструмент.
Дополнительные шаги по планированию TPACK и примеры уроков см. В этой статье из Журнала технологий и педагогического образования (JTATE).
Широкие преимущества TPACK Framework
Вам не нужно идти ва-банк с TPACK, чтобы что-то от него получить.Применяете ли вы ее к каждому уроку или пересматриваете время от времени, эта структура может помочь вам более стратегически подумать о том, как вы используете технологии в классе. Попытайся. Вы можете быть удивлены тем, во что могут превратиться ваши уроки и стратегии с помощью тщательно продуманной концепции TPACK.
Чтобы узнать больше о структуре TPACK, посетите TPACK.org.
* Примечание редактора: Ким Ниди справедливо отметила в комментариях к этому сообщению, что при разработке уроков важно учитывать глубину знаний Уэбба (DOK), чтобы вы могли направлять своих учеников за пределы поверхностного обучения и поощрять мышление более высокого порядка. .Я скорректировал приведенные выше расширенные примеры действий для четырех уровней DOK Уэбба. Первый соответствует Уровню 1, второй — Уровню 2 и так далее. Спасибо, Ким!
.
форм знания — определение
Примеры предложений с «формами знания», память переводов
Гигабар Он будет включать традиционные, экспериментальные и общественные формы знания или свидетельства, в дополнение к научным формам или при их отсутствии. знания или доказательства. scielo-abstract Исходя из колумбийского опыта, но также с учетом опыта Латинской Америки, эта статья представляет идею о необходимости признания различных форм знания, присутствующих в популярной и традиционной музыке — с продуктами, а также продюсерами — и законные формы знаний и действий, которые необходимо принимать во внимание в академической среде. Giga-fren Является ли оно лучше других форм знания, возможно, единственной формой надежного знания? WikiMatrix Чтобы получить представление о соответствующих науках и других формах знаний для принятия решений на местном / национальном уровне, влияющих на биоразнообразие, если эти решения имеют международные последствия, и где существующие процессы принятия решений кажутся относительно плохо информированными наукой и другими формами соответствующие знания (например, о передаче инвазивных вредителей и патогенов, а также об использовании общих ресурсов в районах за пределами национальной юрисдикции). WikiMatrix 19,5% населения городского района Папеэте в возрасте 15 лет и старше сообщили, что они не знали какого-либо полинезийского языка во время переписи 2007 года, тогда как 80,5% сообщили, что у них была какая-то форма знания хотя бы один полинезийский язык. UN-2 Согласно этой «новой культуре», следовательно, их мир смысла, их традиционные формы знаний, их древние формы управления, поиска средств к существованию и общинные формы совместного использования ресурсов полностью дискредитированы. Common crawlArt для меня — образ жизни и форма познания мира. Я никогда не останавливаюсь в творческих поисках, в первую очередь учусь у природы и у себя. Common crawl Мы видели еще один ужасающий пример того, как можно перейти от гипермодерна к неоархаизму — и это с впечатляющей скоростью благодаря силе субъективизации. В Соединенных Штатах Америки Буша гипермодерность так называемого «креативного класса», гипермодерность форм знания, новых технологий, инновационных моделей образования, потребления, производства, займов, производства и т. Д. scielo-abstract Декартово двойственное измерение полевой работы подвергается сомнению, и в статье показано, как эпистемологический спор, связанный с этнической инаковостью Чако, приписывается конкретным формам знания национальной антропологической академии. Common crawl В Соединенных Штатах Америки Буша гипермодернизм так называемого «креативного класса», гипермодерн форм знания, новых технологий, инновационных моделей образования, потребления, производства, кредитов, производства и т. Д. Giga-frenКак государственная служба может использовать силу неявных форм знания и тонких форм творчества? 5. Giga-fren В сельских районах часто требуется сочетание местного ноу-хау с внешними, хорошо кодифицированными формами знаний, «мягких» и «твердых» ресурсов, а также адаптации технологий и услуг к конкретным потребностям. сельского населения. MultiUn Согласно этой «новой культуре», следовательно, их мир смысла, их традиционные формы знания, их древние формы управления, поиска средств к существованию и общинные формы совместного использования ресурсов полностью дискредитированы WikiMatrixHe проводит различие между формирование знания и знание формы, утверждая, что архитектура слишком часто отвергается как вторая, хотя ее часто можно использовать как первую. WikiMatrix Сильная формулировка научного метода не всегда согласуется с формой эмпиризма, в которой эмпирические данные выдвигаются в форме опыта или других абстрактных форм знания; Однако в современной научной практике обычно допускается использование научного моделирования и опора на абстрактные типологии и теории. Обыкновенный краулGeschichte der Gouvernmentalität I. Sicherheit, Territorium, Bevölkerung, Frankfurt / M. : Suhrkamp 2004, стр.162) не означает, что это его единственная форма знания или что формы символической социализации, исторически циркулирующие под термином «культура», не нуждаются в особом внимании. Common crawl20 Наставник глупых, учитель младенцев, имеющий форму знания и истины в законе. WikiMatrix В платонизме смысл жизни заключается в достижении высшей формы знания, которая является Идеей (формой) добра, из которой все хорошее и справедливое извлекает пользу и ценность. UMC005 Наставник глупых, учитель младенцев, имеющий вид знания и истины в законе. UN-2 Укрепление институтов и политики для облегчения и расширения возможностей общинных действий путем использования местных знаний и объединения различных форм знаний, включая традиционные знания; Giga-fren В прошлом теоретики в области образования рассматривали образование с точки зрения изучения определенных форм знания или поддержки развития разума на определенных этапах.
Показаны страницы 1. Найдено 9547 предложения с фразой forms of knowledge.Найдено за 63 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.
.
Примеры управления знаниями
Термин «управление знаниями» возник в 1990-х годах и относится к тому, что Духон, отраслевой эксперт, описал в 1998 году, сказав: «Управление знаниями — это дисциплина, которая способствует интегрированному подходу к выявлению, улавливанию оценка, извлечение и совместное использование всех информационных активов предприятия.Эти активы могут включать базы данных, документы, политики, процедуры и ранее не использованные знания и опыт отдельных сотрудников.»
Общие сведения об управлении знаниями
Самая важная цель управления знаниями — обеспечить сбор и хранение данных и информации таким образом, чтобы члены организации могли эффективно и эффективно находить и использовать необходимые данные.
Типы управляемых знаний
Наиболее эффективные системы управления знаниями предоставляют различные информационные базы данных:
Базы данных, извлеченные из уроков — это базы данных с информацией, полученные от людей, которые уже решили проблему и нашли решение.Термин «извлеченные уроки» является синонимом популярного термина «передовой опыт».
Местоположение эксперта — это база данных, которая позволяет найти эксперта или экспертную информацию.
Сообщества практиков — это группы людей, которые обсуждают проблемы, возможности, извлеченные уроки и другую информацию, полученную от пользователей. По мере глобального роста компаний эти сообщества становятся все более географически разбросанными. Хорошая система управления знаниями предоставляет этим группам возможность обмениваться информацией, используя подход, который можно описать как «виртуальный кулер для воды».
Формы управления знаниями
При рассмотрении вопроса об эффективном управлении знаниями необходимо оценить множество факторов и потребностей, чтобы найти наиболее выгодную форму для знаний.
Управление знаниями может существовать во многих формах, включая:
Приложения, управляемые процессами
Автоматизированная интеграция данных
Решения для сбора данных и рабочих процессов
Целевые базы данных
Срок службы содержимого управление циклами
Решения для автоматизации документооборота и классификации
Решения для документирования, содержания и воображения
Безопасный обмен файлами
Оптическое распознавание символов
Решения для социальной аналитики и взаимодействия
Интеграция поисковая система предприятия
Бизнес-аналитика
Примеры систем управления знаниями
Некоторые примеры различных систем управления знаниями включают:
База данных обратной связи — компания может иметь базу данных каналов от клиентов и сотрудников и делится этими отзывами со своими конструкторскими и научно-исследовательскими отделами.Все члены организации смогут вводить отзывы в базу данных, и для понимания общей информации будет применен комплексный подход.
Общие файлы проекта — команда сотрудников может совместно работать над проектом. У них есть система общих файлов и информации, которая позволяет каждому члену команды загружать и комментировать работу, выполняемую другими.
Файлы исследования — Компания, разрабатывающая новый продукт, проводит исследования своих конкурентов и проводит фокус-группы, чтобы выяснить, что необходимо для их продукта или рыночной ниши.Эта информация вводится в базу данных, которая содержит объективные данные о рыночном потенциале продаж и указывает, какие активы и процессы у компании есть, которые можно использовать для реализации этого потенциала продаж, удовлетворения потребностей клиентов и заполнения пробелов на рынке.
Поставщики решений для управления знаниями
Существует множество компаний, готовых предоставить решения для управления знаниями. Вот некоторые из ведущих поставщиков:
Cobble Soft International Ltd.
ePath Learning
Решения на основе знаний
KANA Software, Inc.
Программное обеспечение Overtone
Inmagic, Inc.
LegalEdge Software
900G
Kanda Software
SunView Software, Inc.
IGLOO Software
IXIASOFT Technologies
ABBYY USA
16
Acquia
Alfresco
Altep
AnyDoc Software
Appian
Apple
9002
BA Insight
Bamboo Solutions
Box
BP Logix
Brainware
BridgelineDigital
Connotate
Consona
Content Analyst
Центр проверки авторских прав
Coveo
Datawatch
16 Ektron
EMC
eTouch
Exalead
Exsis
FirstRain
FTI Technology
Google
- oftware
Hivemine
HP / Autonomy, компания HP
IBM
iDatix
IntelliResponse
ISYS Search Software
JiveSystems
JiveSystems
Jive
Zylab
ZL Technologies
Workshare
Wall Street Network
Vivisimo
Traction Software
TIBCO
TIBCO
Symantec
Хранимый IQ
SpringCM
Socialtext
Smartlogic
Siteworx
Sitecore
Sherpa13
Sherpa archTechnologies
SDL
SAS Text Analystics
SAP
RSD
Rivet Logic
Right Answers
Reprints
Перепечатка Raytion
Quest Software
Qontext теперь называется AutoDesk
Project Performance C orp.
piXlogic
Pingar
Percussion
Oracle
Endeca
FatWire
OpenText13
OpenText NavigationArts
Moxie Software
Mindbreeze
Microsoft
Metalogix
MarkLogic
LucidWorks
LucidWorks
Kana
K2
900G
ICCM Solutions
Программные решения ASG
AvePoint
rix
arax
Поиск
ofax 13
ofax
Kapow Software
Управление знаниями приобретает все большее значение в экономике, ориентированной на данные и услуги.
Взрослые, работающие вместе на рабочем месте в качестве примеров управления знаниями
.
Мишель Фуко, французский постмодернист, оказал огромное влияние на формирование понимания власти, уводя его от анализа акторов, использующих власть как инструмент принуждения, и даже от скрытых структур, в которых действуют эти акторы, к идея о том, что «власть повсюду», распространена и воплощена в дискурсе, знании и «режимах истины» (Foucault 1991; Rabinow 1991).Власть для Фуко — это то, что делает нас такими, какие мы есть, действуя на совершенно ином уровне, чем другие теории:
‘Его работа знаменует собой радикальный отход от предыдущих способов зачатия власти и не может быть легко интегрирована с предыдущими идеями, поскольку власть является скорее диффузной, чем концентрированной, воплощенной и разыгрываемой, а не одержимой, дискурсивной, а не чисто принудительной, и представляет собой агентов, а не является развернуты ими »(Gaventa 2003: 1)
Фуко оспаривает идею о том, что власть принадлежит людям или группам посредством «эпизодических» или «суверенных» актов господства или принуждения, вместо этого рассматривая ее как рассредоточенную и всеобъемлющую.«Власть везде» и «приходит отовсюду», поэтому в этом смысле не является ни агентством, ни структурой (Foucault 1998: 63). Напротив, это своего рода «метасила» или «режим истины», который пронизывает общество и который постоянно меняется и обсуждается. Фуко использует термин «сила / знание» для обозначения того, что власть формируется через общепринятые формы знания, научного понимания и «истины»:
«Истина — вещь от мира сего: она создается только в силу множества форм принуждения.И это вызывает регулярные эффекты силы. У каждого общества есть свой режим истины, своя «общая политика» истины: то есть типы дискурса, которые оно принимает и заставляет функционировать как истинные; механизмы и примеры, которые позволяют различать истинные и ложные утверждения, средства, с помощью которых каждое наказывается; методы и процедуры, которым придается значение для обретения истины; статус тех, кому поручено говорить то, что считается правдой »(Foucault, in Rabinow, 1991).
Эти «общая политика» и «режимы истины» являются результатом научного дискурса и институтов и постоянно подкрепляются (и переопределяются) через систему образования, СМИ и поток политических и экономических идеологий.В этом смысле «битва за истину» — это не какая-то абсолютная истина, которая может быть открыта и принята, а битва за «правила, согласно которым истинное и ложное отделяются друг от друга, а конкретные эффекты силы связаны с истинным. «… Битва за« статус истины и экономическую и политическую роль, которую она играет »(Фуко, Rabinow, 1991). Это вдохновляет Хейворда на то, что он сосредоточил внимание на силе как на границах, которые позволяют и ограничивают возможности для действий, а также на относительной способности людей знать и формировать эти границы (Hayward 1998).
Фуко — один из немногих авторов о власти, которые признают, что власть — это не только негативная, принудительная или репрессивная вещь, которая заставляет нас действовать против наших желаний, но также может быть необходимой, производительной и позитивной силой в обществе (Gaventa 2003 : 2):
«Мы должны прекратить раз и навсегда описывать эффекты власти в отрицательных терминах: она« исключает »,« подавляет »,« цензурирует »,« абстрагирует »,« маскирует »,« скрывает ». Фактически сила производит; он производит реальность; он производит области объектов и ритуалов истины.Человек и знания, которые могут быть о нем получены, принадлежат этой постановке »(Foucault 1991: 194).
Власть также является важным источником социальной дисциплины и соответствия. Отводя внимание от «суверенного» и «эпизодического» осуществления власти, традиционно сосредоточенного в феодальных государствах с целью принуждения своих подданных, Фуко указал на новый вид «дисциплинарной власти», который можно было наблюдать в административных системах и социальных службах. были созданы в Европе 18 века, такие как тюрьмы, школы и психиатрические больницы.Их системы наблюдения и оценки больше не требовали силы или насилия, поскольку люди научились дисциплинировать себя и вести себя ожидаемым образом.
Фуко был очарован механизмами тюремного надзора, школьной дисциплиной, системами управления и контроля населения, а также продвижением норм телесного поведения, включая секс. Он изучал психологию, медицину и криминологию и их роль как совокупности знаний, определяющих нормы поведения и отклонения.Физические тела подчиняются и заставляют вести себя определенным образом, как микрокосм социального контроля над более широкими слоями населения, посредством того, что он назвал «биовластью». Дисциплинарность и биовласть создают «дискурсивную практику» или совокупность знаний и поведения, которые определяют, что является нормальным, приемлемым, отклоняющимся и т. Д. — но это дискурсивная практика, которая, тем не менее, находится в постоянном движении (Foucault 1991).
Ключевым моментом подхода Фуко к власти является то, что он выходит за рамки политики и рассматривает власть как повседневное, социализированное и воплощенное явление.Вот почему борьба за власть, ориентированная на государство, включая революции, не всегда приводит к изменению общественного строя. Для некоторых концепция власти Фуко настолько неуловима и оторвана от агентуры или структуры, что кажется мало возможностей для практических действий. Но он оказал огромное влияние, указав на способы, которыми нормы могут быть настолько встроены, что выходят за пределы нашего восприятия, заставляя нас дисциплинировать себя без какого-либо умышленного принуждения со стороны других.
Вопреки многим интерпретациям, Фуко верил в возможности действия и сопротивления.Он был активным общественным и политическим комментатором, видевшим роль «органического интеллектуала». Его идеи о действии, как и у Хейворда, касались нашей способности распознавать и подвергать сомнению общественные нормы и ограничения. Бросить вызов власти — значит не искать некой «абсолютной истины» (которая в любом случае является силой, производимой обществом), но «отделить силу истины от форм гегемонии, социальной, экономической и культурной, внутри которых она действует в настоящее время »(Foucault, in Rabinow 1991: 75).Дискурс может быть местом как силы, так и сопротивления, с возможностью «уклоняться, ниспровергать или оспаривать стратегии власти» (Gaventa 2003: 3):
«Дискурсы не раз и навсегда подчинены власти и не восстают против нее … Мы должны делать скидку на сложный и нестабильный процесс, в котором дискурс может быть одновременно инструментом и эффектом власти, но также и препятствием, камнем преткновения. сопротивления и отправная точка для противоположной стратегии. Дискурс передает и производит силу; он усиливает его, но также подрывает и обнажает его, делает его хрупким и дает возможность помешать »(Foucault 1998: 100-1).
Powercube нелегко совместить с пониманием власти Фуко, но есть простор для критического анализа и стратегических действий на уровне обсуждения или формирования дискурса — например, принимая психологическое / культурное значение «невидимой силы» и «гегемонии» как объектив, с помощью которого можно смотреть на все. Подход Фуко широко использовался для критики мышления и парадигм развития, а также того, каким образом дискурсы развития наполняются властью (Gaventa 2003, цитируя работы Эскобара, Кастельса и других критиков «пост-развития»).
На уровне практики активисты и практики используют методы дискурсивного анализа, чтобы определить нормативный вспомогательный язык, который требует более тщательного изучения, и сформировать альтернативные конструкции. Пример очень практичного инструмента для этого включен в коллекцию IIED Power Tools, названную «Writing Tool», и на семинарах НПО мы использовали простой метод анализа дискурса для изучения формулировок миссии и целей программы.
Спасибо Джонатану Гавенте (2003) за его вклад в этот раздел.
Ссылки для дальнейшего чтения
Фуко, М. (1991). Дисциплина и наказание: рождение тюрьмы. Лондон, Пингвин.
Фуко, Мишель (1998) История сексуальности: воля к знаниям , Лондон, Penguin.
Гавента, Джон (2003) Власть после Лука: обзор литературы , Брайтон: Институт исследований развития.
Hayward, Clarissa Rile (1998) «De-Facing Power», Polity 31 (1).
Рабинов, Пол (редактор) (1991) Читатель Фулко: Введение в мысли Фулко, Лондон, Пингвин.
.