Формы организации обучения в рамках школы классифицируются на: Классификация форм обучения. — Студопедия

Формы организации обучения в современной школе. — Студопедия

1. история развития форм организации обучения.

2. классно-урочная система обучения (со).

3. лекционно-семинарская со.

4. урок как пед. система.

1.

Еще одним элементом дидактической системы является форма организации обучения. В философском словаре «форма» (лат.) – 1) внешнее очертание, 2) способ существования и выражение содержания, 3) устройство, структура. Все эти аспекты находят свое отражение и в дидактическом понятии формы. Форма обучения понимается как конструкция цикла обучения, реализуемая во взаимодействии педагога и обучаемого по освоению содержания. Таким образом, форма обучения – это вариант композиционного построения отрезка обучения, обозначающий внешнюю сторону организации (кто, когда, где и как обучается). Будучи внешней характеристикой дидактического процесса, форма, однако, напрямую связана с целью, содержанием, методами и средствами обучения. В основу классификации форм обучения положим следующие признаки:

a) количество и состав обучаемых

b) место обучения

c) продолжительность учебной работы.

В связи с этими признаками выделяют: индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, школьные и внешкольные, классные и внеклассные. Эта классификация позволяет упорядочить формы обучения, не являясь строго научной. Выделяется еще одна классификация, в основу которой положены признаки:

a) количество обучаемых

b) соотношение индивидуальных и коллективных видов работы

c) степень самостоятельности и специфика пед. руководства.



В связи с этими признаками выделяют: индивидуальное обучение, классно-урочная система, лекционно-семинарская система.

Система индивидуального обучения оформилась еще в первобытном обществе и просуществовала до начала 18 века. Суть ее заключается в передаче информации от старших к младшим. При индивидуальном обучении педагог, занимаясь с обучаемым, непосредственно или косвенно помогает ему в самостоятельном освоении материала. Индивидуальное обучение доминирует при семейном обучении. Начиная с 16 века индивидуальное обучение трансформируется индивидуально-групповое. При такой системе педагог занимается с группой детей, с каждым из которых работает по индивидуальной программе, т.е. учитель обучает 10-15 учеников разного возраста и разного уровня подготовленности, находящихся в одном помещении, но по очереди работает с ними. Данная форма обучения позволяла ученикам начинать учебный год в разное время и осваивать учебный материал разными темпами. В качестве исключения педагог организовывал всю группу для совместной работы. Уже к концу 16 века становится очевидной неэффективность индивидуально-групповой формы обучения. Более совершенной системой стала классно-урочная, описанная в начале 17 века великим чешским педагогом Яном Каменским в его книге «Великая дидактика».


2.

Классно-урочная система характеризуется следующими признаками:

1) постоянный состав группы (классов), объединяющих приблизительно одного уровня подготовленности и возраста учащихся

2) наличие учебных планов и программ, регламентирующих содержание образования в каждом классе

3) строго определенное расписание занятий

4) сочетание индивидуальных и коллективных форм работы

5) ведущая роль учителя

6) систематическая проверка и оценка домашних заданий

7) основная единица занятий (урок) посвящена изучению одной темы

В последствие теория урока дорабатывалась в трудах таких известных ученых педагогов, как Ушинский (организационное строение уроков, типология уроков), Дистервег (принципы и правила обучения). Таким образом, классно-урочной системе более 420 лет. И на протяжении всего этого времени урок модифицировался по двум направлениям: 1) по количеству обучаемых, 2) по аспектам управления. В конце 19 столетия сформировалась так называемая система взаимного обучения (авторы – англ. ученый Ланкастер и священник Белль), которую еще называют белль-ланкастерская система. Суть этой системы заключается в следующем: одновременно можно было обучать до 600 учеников. Изначально под руководством учителя обучаемые получали теоретические знания, а затем под присмотром монитов (помощников) получали спец. знания и инструкции, готовились самостоятельно. В последствие отчитывались перед учителем. Такая система позволяла при малом количестве учителей обучать большее количество учеников.

В конце 19 века на базе той же классно-урочной системы появляется форма избирательного обучения, которая известна под двумя названиями: ботавская система в США и мангеймская система в Западной Европе (Германия). Сущность этой системы заключается в том, что одну часть занятий учитель проводит с классом, а вторую часть индивидуально, если учащийся в них нуждается. На индивидуальном занятии учителю могли помогать более сильные ученики. Положительным является то, что учащиеся дифференцируются на сильных, слабых и среднеуспевающих. Недостаток – учитель в своей работе ориентируется на среднего ученика. Но к 20 веку выделилась индивидуальная форма обучения, которая впервые была применена Еленой Паркхерс в американском городе Дальтон и получила название Дальтон план. Уроки отменялись. Обучаемые получали письменные задания, консультации у учителя и индивидуально должны были их выполнить. Педагог консультировал, организовывал мастерские. Получалось, что расписания не было. Опыт показал, что не все учащиеся могут обучать без педагога и поэтому дальтон план не получил широкого распространения.

В 20-е годы в СССР получила развитие модификация дальтон – бригадно-новый метод. Бригада получала задание, педагог консультировал, а затем командир следил за выполнением этих заданий. Оказалось, что не давались систематические задания, а, как правило, активисты выполняли задания, а двоечники могли «отсидеться», и за высокий результат всей бригадой получали 5. В 1932 году этот метод был запрещен.

3.

Лекционно-семинарская система зародилась с возникновением первых университетов (10-11 века), но с тех пор не претерпела никаких изменений. В рамках лекционно-семинарской системы выделяются занятия, направленные на теоретическую подготовку студентов (лекции, семинары) и формы обучения, направленные на практическую подготовку – практикумы, курсовые и дипломные работы. Лекционно-семинарская система сопровождается зачетами и экзаменами. Выделяются требования в современной лекции:

1) гуманистическая направленность материала

2) научность и информативность

3) доказательность и аргументированность изложения

4) образность примеров, фактов

5) эмоциональное изложение материала

6) необходимость активизировать мыследеят-ть слушателей

7) методическая обработка материала

8) использование технических средств обучения и различных дидактических материалов

Лекция бывает разных видов: вводная, обзорно-повторительная в конце курса или темы, обзорная систематика большого материала, информационная (ежедневная). В настоящее время предпринимаются попытки нетрадиционных форм лекций. В 60-х г.г. XX столетия была предпринята попытка модификации лекционно-семинарской системы Трампом, который предложил организацию занятий в 3 этапа:

I. высококвалифицированный преподаватель перед большой аудиторией (100-150 человек) с использованием технических средств читает лекции. Такие занятия занимают 40 % времени.

II. 40 % учебного времени огромная группа разбивается на группы по 20 человек, и ассистенты отрабатывают наиболее трудные и узловые моменты материала.

III. Обучаемые самостоятельно выполняют эти задания. В американской системе этот план до сих пор широко распространен.

4.

Урок является основной формой обучения в средней школе. Урок – форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную или другую виды деят-ти обучаемых с учетом их особенностей, используя методы, средства и формы работы, необходимые для того, чтобы все ученики овладели изучаемым материалом. Наиболее употребляемой типологией урока является классификация по дидактической цели (автор Есипов):

1) Урок владения новыми знаниями

2) Урок закрепляемого материала

3) Урок повторения

4) Урок систематизации и обобщения нового материала

5) Урок оценки и проверки

6) Комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач.

Структуру типичного комбинированного урока составляет:

a) Организационный момент

b) Проверка домашнего задания

c) Опрос по пройденному материалу

d) Изучение нового материала

e) Закрепление нового материала

f) Домашнее задание.

На уроке обязательно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Учитель руководит самостоятельной работой учащихся. Формы организации обучения сопровождаются соответственными формами контроля – контрольные работы, зачеты, экзамены.

 

Теория воспитания.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ — Студопедия

Организационные формы обучения являются одним из элементов педагогической системы. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения говорят, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение.

Латинское слово «forma» означает наружный вид, внешнее очертание. Исходя из этого, форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучающихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.Установление форм обучения зависит от других элементов образовательного процесса: целей, содержания, методов и средств, состава участников процесса обучения, а также материальных условий обучения.

Выделяют такие основания для классификации форм обучения: количество и состав обучаемых, место обучения, продолжительность обучающей работы. По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, коллективные, групповые, аудиторные и внеаудиторные. Эта классификация не является строго научной, но позволяет несколько упорядочить разнообразие форм обучения.

Организационные формы обучения это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом студентов и слушателей, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и обучающихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью, осуществляемая по определенному, заранее установленному порядку и режиму.



В рамках различных организационных форм обучения преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность обучаемых, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу.

В структуре процесса обучения можно выделить три группы организационных форм:

· направленные преимущественно на теоретическую подготовку обучающихся;

· направленные преимущественно на практическую подготовку обучающихся;

· формы контроля знаний и умений обучающихся.

Каждая из организационных форм обучения обладает определенными особенностями, без учета которых немыслима оптимизация процесса обучения. Охарактеризуем основные организационные формы обучения.


Урок — это форма организации обучения группы учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия проходят по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В системе подготовки профессиональных кадров используются только отдельные компоненты, присущие урочной форме обучения. Однако согласно требованиям государственного образовательного стандарта эту форму должны знать все обучающиеся.

Лекция как организационная форма обучения — это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а студенты его активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации.

Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм состоит в том, что он ориентирует обучаемых на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.

Учебная экскурсия.Эта организационная форма обучения позволяет изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. Экскурсии позволяют преподавателю установить непосредственную и более действенную связь обучения с жизнью. Экскурсии развивают познавательные способности обучаемых — внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу.

Учебная конференция.Эта организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся при их максимумальной самостоятельности, активности, инициативы. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

Консультация предполагает вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен обучающимися, либо не усвоен совсем. На консультациях также излагаются требования, предъявляемые обучающимся на зачетах и экзаменах. Основные дидактические цели консультаций: ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, оказание им помощи в самостоятельной работе.

Игра в образовательном процессе рассматривается как произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет, обращаясь к своему прошлому, ориентируя себя к настоящему и прогнозу будущего в процессе игры.

Деловые игры. Деловые игры — высшая и самая сложная форма игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность. В настоящее время они находят широкое применение в вузах.

Социально-психологический тренинг (СПТ). В самом широком смысле под социально-психологическим тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным навыкам в сфере общения, а также формы их соответствующей коррекции путем групповой практики психологического воздействия, основанной на активных методах групповой работы.

Лабораторное занятие — форма организации обучения, когда обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ.

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, при использовании которой обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических работ.

Курсовое проектирование применяется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Она позволяет применять полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Производственная практика является составной частью и своеобразной формой организации учебного процесса. Производственная практика — самая сложная форма учебного процесса как в организационном, так и в методическом плане, так как для ее осуществления необходимо соединить интересы сферы труда и учебного заведения, приспособить процесс обучения к практическим задачам органов государственной власти, конкретного предприятия, учреждения, организации.

Наиболее управляемой формой практического обучения является учебная практика, которая позволяет последовательно поддерживать определенный режим деятельности обучающихся, а овладение практическим опытом профессиональной деятельности осуществлять в результате дидактически целесообразной системы упражнений под контролем педагогов и руководителей учебной практики или стажировки, назначенного от практического подразделения.

Самостоятельная работа обучающихся под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на лабораторных и практических занятиях, в курсовом проектировании.

Дипломное проектирование — организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в образовательном учреждении. Она заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная квалификационная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста.

Дипломная работа — это комплексная самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой студенты решают конкретные профессиональные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования специалиста.

Формы организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса

Форма обучения

Формы организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:

1. Количеству учащихся — массовые, групповые и индивидуальные.

2. Месту учебы — школьные и внешкольные.

3. Продолжительности — классический урок 45 минут, пара 90 минут.

Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век).

Ее особенности:

— постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста — класс;

— каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

— учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;

— постоянное чередование уроков;

— руководящая роль учителя.

Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития.

Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы.

Урок — это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Современный урок — это:

1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом — интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация.

2. Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек — приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание — это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.

3. Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда — в роли средства. Личностный подход.

4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.

5. Полоролевое воспитание.

6. Организация групповой деятельности.

7. Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей — утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.

Общие требования к уроку:

Дидактические требования к уроку:

— четкое определение образовательных целей и задач;

— учет принципов обучения;

— оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

— опора на достигнутый уровень;

— сочетание видов, методов и форм обучения;

— сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;

— установление межпредметных связей;

тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

Воспитательные требования к уроку:

— постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;

— формирование жизненно необходимых качеств — внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях;

— внимание к личности ученика.

Развивающие требования к уроку:

— формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;

— занятия на «опережающем» уровне;

— проектирование «зоны ближайшего развития»;

— прогнозирование «скачков» в развитии;

— оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.

Классификация уроков:

— по содержанию;

— способу проведения;

— дидактическим целям.

Главные типы уроков:

— урок изучения новых знаний;

— урок формирования новых умений;

— урок обобщения и систематизации;

— урок контроля и коррекции;

— урок практического применения знаний и умений;

— комбинированный урок.

Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта — 4-х звенная. Ее этапы: организационный момент и повторение изученного, изучение нового, закрепление и систематизация, задание на дом. Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на всеВ учебных заведениях особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения.

В научно-педагогической литературе использование нетрадиционных форм проведения урока обусловлено несколькими факторами:

1) повысить интерес к учебному процессу в целом;

2) активизировать мыслительную деятельность учащегося;

3) формировать мотивацию профессиональной деятельности.

Изучив историю внедрения нестандартных видов урока можно увидеть, что многими учеными-педагогами было затронута эта тема.

По определению Л.В.Жаровой «Нетрадиционные уроки — это уроки, которые по целям, по форме организации, по методам и содержанию отличаются от обычных уроков».

П. Подласый дает следующее определение «Нетрадиционный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную структуру).

Еще в 80-е годы М.И. Махмутов указывал на значимость и важность новых подходов в разработке методической подструктуры урока. Так М.И. Махмутов отмечает «если число компонентов дидактической структуры постоянно, то число элементов методической подструктуры — величина переменная. Это обусловливает и большую вариативность методической подструктуры урока. Методическая подструктура, число элементов в ней, их номенклатура и последовательность определяются учителем исходя из общей дидактической структуры урока и дидактических целей образования, развития и воспитания. Именно здесь проявляется творчество учителя, его эрудиция и методическое мастерство. Однако характер методической подструктуры урока зависит не только от содержания его общей дидактической структуры. Последняя подструктура отражает основные этапы обучения и организации современного урока. Связующим звеном между этими двумя структурами служит внутренняя логико-психологическая подструктура урока».

Таким образом, творчески подходя к построению методической и логико-психологической подструктур урока, учитель (педагог) во многом обеспечивает его нетрадиционность, новизну, привлекательность, максимальную продуктивность при достижении любых целей обучения, развития или воспитания.

Нестандартные формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели — творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Современное учебное заведение должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

Технология проведения урока включает в себя следующие компоненты:

-формирование системы показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества обучения;

-формирование оценки уровня индивидуальных образовательных достижений каждого учащегося;

-разработка учебно-методических материалов для проведения учебного занятия;

-реализацию принципов объективности, достоверности, полноты и системности информации на уроке.

Нетрадиционные формы проведения уроков обеспечивают активное участие обучающихся на уроках теоретического и производственного обучения в школе. Например, на таких нетрадиционных уроках: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая и ролевая игры. У обучающихся развиваются творческие способности и личностные качества, появляется возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, и формировать отношение к своему труду.

Таким образом, нетрадиционные уроки теоретического и производственного обучения влияют на качество обучения через повышение мотивации к учебной и профессиональной деятельности и интереса к учебе. этапы.

Формы организации обучения младших школьников, их характеристика. — Студопедия

ТЕМА 4.1

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Формы организации обучения младших школьников, их характеристика.

2. Понятие о методах обучения, условия их выбора. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике.

3. Средства обучения, их классификация и методика применения в начальной школе.

 

Формы организации обучения младших школьников, их характеристика.

Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающегося, ограниченное во времени и пространстве.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:

1. По содержанию выделяют: индивидуальные, групповые, фронтальные.

2. По месту работы выделяют: школьные, внешкольные.

3. По характеру учебной деятельности школьников: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

4. По дидактическим целям: лекции, практические, семинары.

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-по­знавательной деятельностью всего класса, работающего над еди­ной задачей. Он организует сотрудничество учащихся и опреде­ляет единый для всех темп работы. Однако фрон­тальная работа не учитывает их индивидуальных различий, она ориентирована на среднего ученика.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их мож­но подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-груп­повые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обуче­ния предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных за­даний временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из кото­рых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного зада­ния. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту осо­бенность, что как постоянные, так и временные группы объединя­ют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и одним уровнем сформированности учебных умений и навыков. К груп­повым формам относят также парную работу учащихся. Деятель­ностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно, через своих помощников — звеньевых и бри­гадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.



Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их не­посредственного контакта с другими учениками. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. Если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, ког­да другие работают самостоятельно, такую форму обучения назы­вают индивидуально-групповой.


Исходя из целей образования и по систематичности использо­вания все многообразные организационные формы делят на основ­ные, дополнительные и вспомогательные.

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества класс­но-урочной системы обучения, которая при массовости охвата уча­щихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы, экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с боль­шим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тес­ную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) рабо­ты. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возмож­ность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Наряду с уроками учебная работа в школе прово­дится в форме экскурсий. Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся восприни­мают и усваивают знания путем выхода к месту расположе­ния изучаемых объектов (природы, промышленного производ­ства, исторических памятников) и непосредственного озна­комления с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организа­ции учебной работы. В этом отношении они выполняют следую­щие функции:

1. С помощью экскурсий реализуется принцип на­глядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

2. Экскурсии позволяют повышать уровень научнос­ти обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

3. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сель­ском хозяйстве.

4. Экскурсии играют важную роль в профессио­нальной ориентации учащихся на производственную деятель­ность и в ознакомлении их с трудом работников промышлен­ности и сельского хозяйства.

Факультативные занятия проводятся парал­лельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по какому-либо предмету, а также содержать новые темы и про­блемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются специальные программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.

Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д.

Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познава­тельные и творческие запросы. Эти формы добровольных учеб­ных занятий называются внеклассными, или внеурочными. В этом смысле к формам внеклассной учеб­ной работы относятся: предметные кружки, научные общест­ва, олимпиады, конкурсы и др.

Если учебная работа в школе поставлена хорошо, то на занятиях по каж­дому предмету появляются учащиеся, которые стремятся к рас­ширению и обогащению своих знаний, к техническому творче­ству, к проведению опытной работы по биологии и т.д. Это обу­словливает необходимость организации работы предметных кружков. Кружки создаются на добровольных началах.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний.

Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении различных предметов в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний.

 

Формы организации процесса обучения — Студопедия

Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

Еще в первобытном обществе оформилась система индивидуального обучения и воспитаниякак передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. Эта форма использовалась также в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах применялась вплоть до начала ХУШ столетия. Суть ее заключалась в том, что учащиеся индивидуально занимались в доме учителя или ученика. Помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно, когда ученик самостоятельно изучал материал учебника. В разные исторические периоды развития цивилизации индивидуальная форма обучения доминировала в практике семейного воспитания состоятельных слоев общества.

Достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка, следить за каждым его действием при решении конкретных учебных задач; вносить вовремя необходимые коррективы в деятельность обучающегося. К числу недостатков индивидуальной системы обучения следует отнести ее неэкономичность, некоторую ограниченность влияния учителя, вызванную тем, что, как правило, функция учителя сводилась к даче задания ученику и проверке его выполнения, ограниченность сотрудничества с другими учениками.



Начиная с XVI века значение индивидуальной формы обучения неуклонно снижается и она постепенно уступает место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса. При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер. Учитель обучал 10-15 детей разного возраста, уровень подготовки которых был различным. Он поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, также в отдельности каждому объяснял новый учебный материал, давал индивидуальные задания. Остальные ученики в это время занимались своим делом. Это позволяло учащимся приходить в школу в разное время года и в любое время дня. Крайне редко учитель собирал всех учеников своей группы для коллективных бесед.

Как индивидуальная, так и индивидуально-групповая форма организации обучения уже в конце XVI- начале XVII веков не удовлетворяла потребности общества в образовании подрастающих поколений. Более совершенное организационное оформление учебного процесса нашло свое отражение в концепции классно-урочной системы обучения, научно обоснованной в ХVΙΙ веке Я. А. Коменским в книге «Великая дидактика». Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось практическим упражнениям.


Впервые эта система обучения была применена в братских школах Украины и Белоруссии в XVI в. После Коменского его классическое учение о классно-урочной системе развивалось К. Д. Ушинским, Ф. А. Дистервегом и другими педагогами. К.Д.Ушинский впервые обосновал типологию уроков. А.Дистервег разработал целостную систему принципов и правил обучения, а также доказал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

В настоящее время эта система обучения является преобладающей в школах мира. Тем не менее, в дальнейшем предпринимались неоднократные попытки модернизировать классно-урочную систему. К достоинствам классно-урочной системы следует отнести четкую организационную структуру учебного процесса, простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения. В то же время классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных. Учитель испытывает трудности в учете индивидуальных особенностей учеников, не всегда может обеспечить организованное целенаправленное общение между учащимися.

В конце XVIII — начале ХΙХ вв. английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер применили новую систему обучения, получившую название белл-ланкастерской. Эта система охватывала одновременно 600 и еще более учащихся. Сущность ее заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что в итоге позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Но само качество обучения оставалось крайне низким и поэтому белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.

В конце XIX века появились т. н. формы избирательного обучения — батавская система в США и маннгеймская в Западной Европе. Сущность первой из них состояла в том, что время учителя делилось на две части: первая отводилась на коллективную работу с классом, а вторая — на индивидуальные занятия с теми учащимися, которые в таких занятиях нуждались. С успевающими учениками работал сам учитель, а с отстающими — его помощник.

Маннгеймская система, названная так по названию города, где она была впервые применена, характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы обучения, учащиеся в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки распределялись по классам на сильных, средних и слабых.

В 1905 году возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная учительницей Еленой Паркхерст в городе Дальтон (штат Массачусетс). Эту систему нередко именуют еще лабораторной или системой мастерских. Традиционные занятия в форме уроков отменялись, учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану. Для успешной работы учащиеся снабжались всеми необходимыми учебными пособиями, инструкциями, в которых содержались методические указания. Единого для всех расписания занятий не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время учащиеся проводили в предметных мастерских и лабораториях, где занимались индивидуально.

В 1920-е гг. в СССР использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы, которая вытеснила урок. Задания по изучению курса или темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях и с консультациями учителя, отчитывались коллективно. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные присутствовали при этом. Отметки выставлялись одинаковые всем членам бригады. В 1932 г. обучение по этой системе в СССР прекратилось.

В 50-60-е гг. нашего столетия был разработан и получил большую известность педагогический проект американского профессора Ллойда Трампа (план Трампа). Эта форма организации предполагала сочетание занятий в больших аудиториях (100-150 человек) с занятиями в группах по 10-15 человек и индивидуальную работу учащихся. На общие лекции с применением разнообразных технических средств обучения отводилось 40% времени, на обсуждение лекционного материал и углубленную проработку отдельных разделов курса в малых группах — 20%, на индивидуальную работу — 40%. Классы при этой системе отменялись, состав малых групп был непостоянный.

Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов, имеет глубокие исторические корни. Однако она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены. Учебная лекция позволяет учащимся за 45 минут усвоить больший, чем на уроке, объем учебного материала. Ее отличает от урока монологический способ изложения материала. Учебная лекция предназначена для учащихся старших классов, которые могут сосредоточиться на длительный промежуток времени. Целью учебной лекции является восприятие информации, ее осмысление, переработка и самостоятельное усвоение учебного материала. Семинар как форма организации обучения сочетает беседу и дискуссию учащихся.

Все формы обучения можно свести в четыре основные группы: индивидуальные, парные, групповые и коллективные.

Таблица 6. Сравнение основных форм организации обучения

    
Основные группы   Достоинства Недостатки  
Индивидуальные   Самостоятельное усвоение знаний, формирование учебных умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль. Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.  
Групповые   Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования. Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать.  
Парные   Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем. Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.  
Коллективные   Каждый ученик попеременно выступает то в роли учителя, то в роли ученика, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников. Неумение начинающими учителями профессиональноиспользовать данную форму, недостаточность времени на уроках.  
       

Тема I. 13. Формы организации обучения. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе.

План:

  1. Понятие о формах
    обучения и формах организации обучения.
    Общие (индивидуальная, индивидуально-групповая,
    коллективная, фронтальная) и конкретные
    (урок и внеурочные) формы организации
    обучения.

  2. Урок
    – основная форма организации учебного
    процесса.

  3. Типология
    и структура уроков.

  4. Современные
    требования к уроку.

Глоссарий:

  1. Форма
    обучения

    (forma
    [лат.] – наружный вид, внешние очертания)
    – дидактическая категория, которая
    отражает внешнюю сторону организации
    учебного процесса, внешний признак
    учебного процесса по
    количественному составу учащихся

    (индивидуальная, индивидуально-групповая,
    коллективная, фронтальная).

  1. Организационная
    форма обучения

    дидактическая категория, в которой
    находят отражение внешние стороны
    обучения, связанные не только с
    количественным
    составом

    обучающихся,
    но и с местом
    и временем

    обучения
    (класс, мастерская, учебный кабинет,
    студия и т.д.; 45 минут, первая или вторая
    смена и т.д.), а также с
    порядком осуществления

    обучения
    (расписание учебных занятий).

  1. Урок
    – основная
    коллективная форма организации обучения,
    которой присущи постоянный состав
    учащихся, определенные временные рамки,
    твердо установленной расписание и
    организация учебной работы над одним
    и тем же материалом (И.Ф.Харламов).

  1. Урок
    – это
    дидактическая конструкция, в которой
    в единстве и взаимосвязи представлены
    цель и результат, организационная форма
    и содержание, субъект и объект общения,
    личностные и профессиональные качества
    учителя, его мастерство и творчество,
    процесс и методическое обеспечение,
    предназначенные для реализации целей
    и задач обучения, развития и воспитания.

  1. Нестандартный
    урок

    форма
    организации обучения, которая как урок
    не относится ни к одной из известных
    классификаций, ей присуща большая
    вариативность структуры, основана на
    творчестве и импровизации, на активном
    взаимодействии учителя и учеников при
    их увлеченности совместной творческой
    деятельностью. Цели нестандартного
    урока – развитие интереса к учению,
    творческих способностей учащихся.

  1. Факультатив
    (от
    лат. fakultatis
    – возможный, необязательный,
    предоставляемый на выбор) – организационная
    форма обучения, используемая с целью
    углубления и расширения знаний, развития
    способностей и интересов учащихся,
    проведения планомерной профориентационной
    работы.

  1. Экскурсия
    форма
    организации обучения, при которой
    ученики воспринимают и усваивают
    учебный материал, выходя непосредственно
    к месту нахождения изучаемых предметов,
    явлений, процессов (к объектам природы,
    историческим памятникам, в музеи, на
    заводы, фермы и т.д.).

  1. Дополнительные
    занятия и консультации –

    формы
    организации обучения, которые проводятся
    с группой учащихся или индивидуально
    с одним учеником с целью восполнения
    пробелов в знаниях; выработки умений
    и навыков, освоение которых не произошло
    по какой-то причине на уроке; удовлетворения
    повышенного интереса школьников к
    изучению какого-то отдельного вопроса
    или предмета в целом.

  1. Домашняя
    учебная работа школьников –

    форма
    организации обучения, сущность которой
    состоит в самостоятельном, без помощи
    и руководства учителя, выполнении
    учебных заданий по повторению и
    углублению учебного материала, изученного
    на уроках, по применению усвоенных
    знаний на практике, совершенствованию
    учебных умений и навыков.

  1. Внеклассная
    учебная работа (кружки, клубы по
    предметно
    научным
    интересам, олимпиады, предметные вечера,
    другие предметные КТД и т.д.) –
    формы
    организации обучения, основной целью
    которых является развитие интереса
    школьников к изучаемому предмету,
    творческих способностей, наклонностей
    учащихся.

13.1.
Понятие о формах обучения и формах
организации обучения.

Общие
(индивидуальная, индивидуально0групповая,
коллективная, фронтальная) и конкретные
(урок и внеурочные) формы организации
обучения.
Организованное
обучение осуществляется в рамках той
или иной педагогической системы, имеет
определенное организационное оформление.
Внутренняя, процессуальная сторона
обучения представлена его целями,
содержанием, методами обучающей и
учебной работы. Внешняя сторона
учебно-воспитательного процесса
отражается в определенных формах.
Латинское слово «forma»
дословно означает «наружный вид»,
«внешнее очертание». Следовательно,
форма обучения
как дидактическая категория отражает
внешнюю сторону организации учебного
процесса.

В
современной дидактике различают понятия
«форма обучения» и «форма организации
обучения». В первом понятии (форма
обучения) находит отражение как внешний
признак учебного процесса количественный
состав учащихся.

Существуют три формы обучения:

  1. Индивидуальная
    (сущность индивидуального обучения
    заключается в том, что учитель проводит
    обучающую работу с отдельным учеником
    по изучению какого-то отдельного
    вопроса, учитывая индивидуальность
    его восприятия и усвоения изучаемого
    материала).

  2. Индивидуально-групповая
    (учитель занимается с группой детей,
    объединенных по определенным
    индивидуальным критериям: по уровню
    учебной подготовки, по степени
    обучаемости, по способностям, интересам
    и т.д.).

  3. Коллективная
    (занятия проводятся одновременно со
    всем классным коллективом, по одному
    и тому же учебному материалу, с
    использованием фронтальных методов
    работы. Учебный материал усваивается
    в результате коллективных усилий,
    общего для всего класса «мозгового
    штурма»).

Все три формы
обучения могут использоваться в рамках
одной организационной формы обучения.
Таким образом, форма обучения по отношению
к организационной его форме является
частным понятием, носит подчиненный
характер. Учитель должен стремиться к
оптимальному использованию форм обучения
в рамках определенной организационной
формы, зная недостатки и преимущества
всех трех форм обучения.

Так, индивидуальная
форма обучения обеспечивает прочность
усвоения учащимися знаний, выработки
на их основе умений и навыков, так как
в ходе индивидуальной работы учитываются
особенности познавательных процессов
конкретного школьника, уровни его
обученности по конкретным темам,
способности к усвоению того или иного
предмета, темы, вопроса и т.д. Однако
использование данной формы обучения
предполагает большие затраты времени,
что в условиях массового обучения не
всегда предоставляется возможным.

Индивидуально-групповая
форма обучения, сохраняя достоинства
индивидуальной и сокращая затраты
времени на ее использование, является
достаточно трудоемкой по своей организации
для учителя. Ее осуществление требует
большой подготовительной работы,
диагностики критериев деления учащихся
на группы, разработки методического
обеспечения для каждой из выделенных
групп и т.д.

При использовании
коллективных форм обучения в значительной
мере сокращаются затраты времени, но
страдает качество усвоения ЗУН(ов)
учащимися, особенно теми, кто требует
в силу своих индивидуальных особенностей
большего внимания со стороны педагога,
помощи в процессе учения.

В связи со всем
вышесказанным оптимальное использование
форм обучения в рамках различных
организационных его форм представляется
как умелое сочетание индивидуальной,
индивидуально-групповой и коллективной
обучающей работы со школьниками.

Что
же представляет собой с точки зрения
теории обучения организационная форма
обучения? Под организационной
формой обучения понимают внешние
очертания учебного процесса, связанные
не только
с
количеством

обучающихся
(обычно
это класс, состоящий примерно из 15 – 35
учащихся
),
но и
со
временем и местом обучения

(например, классная комната в школе,
кабинет химии или физики, мастерская,
изостудия и т.д.; первая или вторая смена
в работе школы; внеурочные занятия,
вечерняя смена и т.д.),
а
также
с
порядком

осуществления
обучения

(имеется в виду расписание учебных
занятий).
К
организационным формам обучения
относятся:

  • урок
    как основная
    в современной школе

    коллективная
    организационная
    форма обучения;

  • так называемые
    другие (альтернативные) организационные
    формы обучения, достаточно широко
    применяющиеся в учебном процессе,
    однако являющиеся вспомогательными
    по отношению к уроку (разнообразные
    учебные экскурсии, факультативы и
    практикумы, дополнительные занятия с
    различными дидактическими целями,
    внеклассная учебная работа – предметные
    кружки, олимпиады, предметные вечера
    и т.д.; домашняя учебная работа учащихся,
    репетиторство).

Будучи внешней
стороной организации учебного процесса,
формы обучения и организационные формы
обучения органически связаны со своей
внутренней, содержательно-процессуальной
стороной. Разделять форму и содержание
процесса обучения (как и других жизненно
важных для людей процессов, явлений,
предметов) можно только теоретически.
На практике внешние очертания и внутренняя
сторона обучения тесно связаны,
переплетены друг с другом. С этой точки
зрения одна и та же форма обучения или
организационная форма обучения может
иметь различные модификации и структуру
в зависимости от целей и задач учебной
работы, ее методов. Например, экскурсия
может проводиться с целью изучения
нового материала, либо с целью закрепления
изученного на уроке, с целью связать
изученный на теоретическом уровне
учебный материал с жизнью, практикой.
Естественно, что экскурсии будут иметь
различный внешний вид, в их ходе будут
применяться разные методы обучения.
Поэтому без глубокого осмысления
образовательно-воспитательных целей
и задач, методов обучающей и учебной
работы нельзя рассматривать и выбор
форм, организационных форм обучения.

Индивидуальное
обучение сложилось еще в первобытном
обществе как передача жизненного опыта
от одного человека к другому, от старших
к младшим. С появлением письменности
старейшина или жрец передавал эту
премудрость общения посредством
говорящих знаков своему преемнику,
занимаясь с ним индивидуально. По мере
развития научного знания в связи со
становлением и развитием земледелия,
скотоводства, мореплавания, строительства
и осознания потребности в образовании
большего количества людей система
индивидуальной учебной работы
трансформировалась в индивидуально-групповую.
Учитель по-прежнему обучал индивидуально,
но уже не одного человека, а группу (она
могла быть достаточно большой, состоять
из 10 – 15 человек). Изложив материал
одному, он давал ему самостоятельное
задание и переходил ко второму, третьему
и т.д. Закончив работу с последним, он
снова возвращался к первому, проверял
выполненное задание и снова излагал
новую информацию. Так продолжалось до
тех пор, пока обучаемый не осваивал
науку, ремесло или искусство. Содержание
обучения, его цели были строго
индивидуализированы, поэтому в учебных
группах были дети разных возрастов,
разной степени подготовленности. Системы
обучения в смысле его организации не
существовало: не были строго определены,
как сейчас, время и место обучения, его
порядок.

Когда
в средние века в связи с увеличением
количества обучающихся стали подбирать
в учебные группы детей примерно одного
возраста и появилась необходимость
систематизированного содержания
обучения (обучать уже нужно было не
просто тому, что знал сам учитель, а
чтению, письму, арифметике как основам
образования), возникла необходимость
более совершенной организации обучения
по форме. Свое законченное решение такая
организация нашла в коллективной
обучающей работе – в
классно-урочной системе.
Мы
уже знаем из первых лекций о развитии
педагогики как науки, что одним из первых
научную разработку этой системы
осуществил Я.А. Коменский. В своем труде
«Великая дидактика» (1657) он разработал
классно-урочную систему, которая
используется в настоящее время в более
совершенном виде.

И.Ф.
Харламов в своих учебниках по педагогике
подчеркивает, что предпосылкой для
возникновения классно-урочной системы
стало развитие производства, наук,
повышение роли духовной жизни человека
в обществе, что и обусловило необходимость
массового обучения
[33].

Интересен
и примечателен для нас тот исторический
факт, что незадолго до появления «Великой
дидактики» и разработанных в ней основ
классно-урочной системы она (еще пока
как практический опыт, а не теоретическое
обоснование) была впервые применена в
так называемых братских школах, которые
находились на территориях современной
Беларуси и Украины. В этих школах для
организации учебной работы учащиеся
распределялись в группы (классы) по
возрастам и с примерно одинаковым
уровнем подготовки. Занятия проводились
одновременно с целой группой учеников
по одному и тому же материалу. Дети
приходили в школу в одно и то же время.
Это был осенне-зимний период, когда
меньше было хозяйственных забот у
земледельцев, а братские школы были
предназначены, прежде всего, для обучения
детей крестьян, носили демократический
характер. В школах уже было определенное
расписание занятий по времени и по
порядку изучения учебного материала.
Так возникли первые ростки классно-урочной
системы. Ее формирование повлекло за
собой возникновение в педагогике, в
частности, в дидактике, таких понятий,
как учебный год, учебная четверть,
учебный день, каникулы (kanikul
[лат.] – созвездие Пса, когда солнце
находилось в этом созвездии, дети могли
отдыхать от учебы). Как уже было отмечено,
научное обоснование классно-урочной
системы получило свое развитие в трудах
Я.А. Коменского,
большой вклад в ее развитие внес
К.Д. Ушинский.

Великий русский
педагог глубоко научно доказал
преимущества организационной формы
обучения и создал стройную теорию урока
(разработал его организационное строение,
типологию уроков). По К.Д. Ушинскому,
в каждом уроке можно выделить три части,
последовательно связанные друг с другом:

  1. Сознательный
    переход от пройденного к новому,
    целеполагание работы на уроке, настройка
    учащихся на интенсивную учебную работу
    (это как бы дверь в урок).

  2. Вторая часть
    урока, как писал К.Д. Ушинский, направлена
    на разрешение основной задачи и является
    центральной определяющей частью урока.

  3. Третья часть
    направлена на подытоживание проделанной
    учебной работы и на закрепление знаний,
    умений и навыков [29].

Классно-урочная
система в своих основных чертах остается
неизменной вот уже более трехсот лет.
Но поиски более совершенного оформления
организации процесса обучения велись
и ведутся по сей день. Решаются проблемы
количественного
охвата

обучающихся (как качественно обучать
как можно большее количество людей) и
управления
учебно-воспитательным процессом.

В
Англии в конце CIC
века оформилась белл-ланкастерская
система обучения

(от имен священника А. Белла и учителя
Дж. Ланкастера, которые впервые ее
применили в Англии и Индии). По-иному
эту организационную форму обучения
называли взаимообучением.
Учитель, находясь в одном большом
помещении с более чем с 600 учащимися
разных возрастов и уровня подготовленности,
учил старших и более способных и,
следовательно, более успевающих учащихся,
а те уже занимались с младшими и с теми,
кто нуждался в помощи. Такая организационная
форма обучения была вызвана к жизни в
связи с тем, что возникла необходимость
разрешить противоречие между потребностью
в обучении элементарным знаниям рабочих
и материальными затратами на это
обучение. Говорить о высоком качестве
учебного процесса в рамках белл-ланкастерской
системы достаточно сложно, однако
отдельные ее идеи интересны и применимы
в организации обучения.

В
20-е годы прошлого столетия появилась
такая форма организации обучения, как
далтон-план
(по имени американского города Далтон,
штат Массачусетс), разработанная
учительницей Еленой Паркхерст. Далтон-план
отменял традиционные занятия в школе,
учащиеся получали письменные задания
(индивидуальные планы) и после консультации
учителя выполняли их самостоятельно.
Опыт показал, что большинство учащихся
не в состоянии работать без помощи
учителя. Далтон-план не получил широко
распространения, хотя сегодня в связи
с акцентом на индивидуализацию и
дифференциацию обучения в нашей
республике в отдельных школах пытаются
использовать эту систему или ее элементы,
иногда выдавая такую работу за новаторство
в области разработки инновационных
технологий обучения.

В
30-х годах CC
века на основании неудавшегося
далтон-плана была разработана
бригадно-лабораторная
форма

организации
обучения.

Она практически вытеснила урок с его
жесткой структурой. На общем занятии
класса планировалась учебная, практическая
работа звеньев (бригад) учащихся и
индивидуальная работа каждого ученика
в звене. Учитель на таких занятиях
объяснял сложные вопросы изучаемой
темы, подводил итоги работы бригады
(звеньев). На итоговых конференциях
бригадир от имени звена отчитывался о
проделанной работе, о выполненных
заданиях, которые, как правило, выполнялись
только самыми активными и успевающими
школьниками, а остальные только
присутствовали при этом. Отметки
выставлялись одинаковые всем членам
бригады.

Для бригадно-лабораторной
формы организации занятий были характерны
умаление роли учителя в процессе
обучения, переоценка учебных возможностей
учащихся и метода самостоятельной
учебной работы, что приводило к снижению
успеваемости, отсутствию системы в
знаниях и несформированности у школьников
общеучебных умений и навыков.

Эти же недостатки
отмечались и в других организационных
формах обучения, разрабатываемых в
Западной Европе и США, не получивших
широкого распространения (батавская
система избирательного обучения в США;
маннгеймская система там же; метод
проективного обучения и т.д.).

В
итоге данного краткого обзора все же
отметим, что отдельные элементы
нетрадиционных организационных систем
обучения получили свое признание в
современной школе, продвинули вперед
развитие теории организационных форм
обучения. Однако наиболее устойчивой
и широко распространенной в школьной
практике оказалась все же классно-урочная
система обучения. Но и она не является
единственной формой организации
обучения, так как в учебном процессе
школы необходимо решать многообразные
задачи. Это многообразие требует
использования различных организационных
форм обучающей работы учителя и учебной
– школьника, поэтому в современной
школе существуют так называемые другие
формы организации обучения, внеурочные,
призванные
решать те учебно-воспитательные задачи,
которые не в полной мере или вовсе не
решаются на уроке.
Урок как
основная форма органично дополняется
другими формами организации
учебно-воспитательного процесса. Часть
из них развивалась параллельно с уроком,
то есть в рамках классно-урочной системы
(экскурсии, дополнительные занятия и
консультации, домашняя учебная работа,
учебные конференции), другие являются
по отношению к уроку вспомогательными
организационными формами. Это факультативы
и внеклассная работа по предмету
(предметные кружки; клубы по предметным,
научным интересам; предметные олимпиады
и вечера, предметные недели и т.д.).
Вспомогательные организационные формы
обучения направлены на удовлетворение
многосторонних потребностей и интересов
детей в соответствии с их способностями
и склонностями.

Рассмотрим
внеурочные организационные формы
обучения, которые развивались в рамках
классно-урочной системы, или так
называемые дополнительные
формы организации обучения
(экскурсия,
дополнительные занятия и консультации,
домашняя учебная работа школьников).

Достаточно
часто в процессе обучения используются
экскурсии. Экскурсия
– это такая форма организации обучения,
при которой ученики воспринимают и
усваивают знания, выходя непосредственно
к месту нахождения изучаемых предметов,
явлений, процессов (к объектам природы,
к историческим памятникам, в музеи, на
заводы, фермы и т.д.).

Как и урок, экскурсия
предполагает особую организацию
взаимодействия педагога с учащимися,
в ее рамках могут использоваться
разнообразные методы обучения (рассказ,
беседа, лекция, демонстрация и др.).

Образовательно-воспитательное
значение экскурсии состоит в том, что
она служит накоплению наглядных
представлений и жизненных фактов,
обогащению чувственного опыта обучающихся,
способствует связи теории с практикой,
обучения с жизнью.

10 основных проблем, с которыми сталкиваются государственные школы

Находятся ли наши государственные школы в состоянии кризиса? Узнайте о 10 самых больших проблемах государственных школ сегодня, как с точки зрения администраторов, так и учителей.

Мало кто будет спорить с тем, что в нашей системе образования есть много возможностей для улучшения. Однако легче сказать, чем сделать, разработать план, который приведет школы в правильном направлении. Первая задача заключается в выявлении основных проблем, которые мешают учащимся учиться сегодня.Эта проблема отчасти связана с тем, что проблемы могут значительно меняться в зависимости от того, кто их навешивает, будь то студенты, родители, преподаватели или законодатели. Рассмотрим этот список из 10 основных проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются государственные школы, исходя из точки зрения многих, кто сегодня участвует в мире образования.

Размер классной комнаты

Многие районы страны сталкиваются с классными комнатами, которые буквально ломаются по швам. В отчете NEA Today два года назад говорилось о том, что школам в Джорджии, в разгар значительного сокращения финансирования школ, не оставалось ничего другого, кроме как снять все ограничения на размер классов, чтобы обеспечить учащихся тем факультетом, который школьная система все еще могла себе позволить.Совсем недавно округ Фэйрфакс в Вирджинии рассматривал предложение об увеличении размеров классных комнат в условиях значительного сокращения бюджета. Совет по образованию Южной Каролины также взвешивает свои варианты в этой области.
Когда денег становится мало, количество классных комнат часто снижается. Тем не менее, большинство учителей согласны с тем, что они не могут эффективно обучать каждого ученика в классе, если размер класса превышает 30. Их утверждения подтверждаются исследованиями. Class Size Matters цитирует исследование, проведенное Tennessee Star, которое показало, что классы из 15-17 учеников в классах K-3 обеспечивают как долгосрочные, так и краткосрочные преимущества как для учеников, так и для учителей в этих классах.Учащиеся из числа меньшинств, те, кто живет в бедности, и студенты мужского пола, по-видимому, больше всего выиграли от небольших классов.

Бедность

Прошлой осенью Technorati сообщила, что 22 процента детей в США живут за чертой бедности или ниже ее. American Graduate определяет бедность как семью из четырех человек с годовым уровнем дохода 23 050 долларов или ниже. American Graduate также цитирует отчет Южного образовательного фонда, который показывает, что в 17 штатах США.S., учащиеся с низким доходом сейчас составляют большинство учащихся государственных школ в этих штатах. По некоторым оценкам, в недалеком будущем уровень бедности среди учащихся государственных школ составит 25%.

У студентов, живущих за чертой бедности или ниже нее, как правило, самый высокий уровень отсева. Исследования показывают, что учащиеся, которые не получают достаточного количества пищи или сна, с меньшей вероятностью проявят свой академический потенциал. Школы не понаслышке знают об этих истинах, и, несмотря на усилия по обеспечению учащихся предметами первой необходимости, учителя, администраторы и законодатели знают, что их просто недостаточно.

Семейные факторы

Семейные факторы также играют роль в способности учителя обучать учеников. Директора и учителя соглашаются, что то, что происходит дома, влияет на склонность ученика к учебе. Развод, родители-одиночки, бедность, насилие и многие другие проблемы — все это проблемы, которые ученик приносит в школу каждый день. Хотя некоторые учителя и администраторы пытаются работать с детьми в неидеальных семейных условиях, они могут сделать только так много, особенно когда родители часто не желают сотрудничать со школами, чтобы обеспечивать детей.

Технологии

Kids Health Guide сообщает, что учащиеся технологически более продвинуты, чем многие учителя сегодня, что ставит преподавателей в явно невыгодное положение в классе. Однако, по данным NEA Today, любовь студента к технологиям отвлекает его от учебы. Когда учителя не обладают техническими знаниями, чтобы конкурировать с этими устройствами, объединяя образование и технологии, может быть трудно удержать интерес и внимание учащихся к правильному обучению новым концепциям.
Технологии должны войти в классную комнату, чтобы не отставать от требований к обучению 21, , века. Школы, которые уже испытывают нехватку денежных средств, могут столкнуться с непреодолимой проблемой при поиске средств для внедрения компьютеров и других технологий в свои классы. Scholastic предлагает несколько советов для школьных округов, которые хотят соответствовать всем требованиям к технологиям, в том числе все, от того, чтобы просить людей в округе о «больших подарках» до обращения к дяде Сэму за финансированием.Веб-сайт также предлагает по возможности договариваться о ценах на технологии и разрешать студентам приносить свои собственные из дома.

Издевательства

Запугивание — не новая проблема, но она оказывает глубокое влияние на способность к обучению многих современных учеников. Технологии дали хулиганам еще больше возможностей мучить своих жертв — через социальные сети, текстовые сообщения и другие виртуальные взаимодействия. Киберзапугивание стало серьезной проблемой для школ, о чем свидетельствует количество самоубийств, которые можно напрямую связать с издевательствами.Тот факт, что законы в отношении киберзапугивания все еще нечеткие, усугубляет проблему, поскольку родители, учителя и администрация не знают, как законно решать такие проблемы.

Отношение и поведение учеников

Многие учителя государственных школ также называют отношение учеников, такое как апатия и неуважение к учителям, серьезной проблемой, с которой сегодня сталкиваются школы. Опрос Национального центра статистики образования показал, что такие проблемы, как апатия, опоздания, неуважение и прогулы, создают серьезные проблемы для учителей.Эти проблемы чаще возникали на уровне средней школы, а не в начальной школе.

Ни одного отстающего ребенка

Многие учащиеся, родители и учителя считают, что «Ни одного отстающего ребенка» наносит ущерб современной государственной образовательной среде. Хотя нынешняя администрация Обамы работает над реформированием политики NCLB, основное внимание в образовании как на национальном, так и на уровне штата по-прежнему уделяется процессу тестирования. Результаты тестов учащихся в настоящее время используются рядом штатов как способ оценки работы учителей, что оказывает еще большее давление на преподавателей в школах, заставляя их «преподавать тесты».

NEA Today цитирует специального преподавателя из Канзаса Шелли Данхэм: «Тестирование, тестирование, тестирование — в чем смысл тестирования? Используем ли мы данные для исправления тех, кто не соответствует требованиям? Нет! » Многие учителя считают, что их заставляют проводить ежегодные стандартизированные тесты, а такие мероприятия, как перемены и обед, были сокращены, чтобы освободить больше времени для ученых в свете новых процедур тестирования.

Вовлечение родителей

Согласно «Детскому руководству по здоровью», часто учителя не могут найти золотую середину, когда дело доходит до участия родителей.Некоторых родителей не видят весь учебный год, какие бы проблемы ни возникали. Другие, кажется, никогда не уходят, нависая над ребенком и учителем и вмешиваясь в процесс обучения. Есть способы, которыми родители могут одновременно участвовать и поддерживать образование своего ребенка, но учителя не всегда получают такой уровень от родителей.

Здоровье учащихся

Ожирение достигло масштабов эпидемии в США, и те же самые плохие привычки питания, которые привели к проблеме ожирения, также могут способствовать снижению успеваемости учащихся.Ожирение также увеличивает риск развития у учащихся других заболеваний, таких как диабет и высокое кровяное давление, что может привести к увеличению количества прогулов и академических проблем. Фото англ.: Lance Cpl. Райан М. Джойнер [общественное достояние], через Wikimedia Commons

Национальное движение за школьные обеды Let’s Move! работает над тем, чтобы в школьные столовые по всей стране появились более здоровые продукты. Согласно веб-сайту, в 2012 году Министерство сельского хозяйства США выпустило новые руководящие принципы, призванные повысить качество питания учащихся в школе.В школах по всей стране также поступают программы физических упражнений, чтобы способствовать большей физической активности среди учащихся всех возрастов. Однако кажется, что стране в целом еще предстоит пройти долгий путь, чтобы встать на путь улучшения здоровья в больших масштабах.

Финансирование

В последние годы сокращение бюджета создало огромные проблемы для большинства государственных школ. Меньшее финансирование означает меньший штат, меньше ресурсов и меньшее количество услуг для студентов. В то время как некоторые утверждают, что если вы тратите больше денег на проблемы с образованием, они не исчезнут, другие утверждают, что многие проблемы изначально были вызваны отсутствием финансирования.Сегодня в государственных школах много проблем, но их выявление — полдела. Имея обширный список проблем, с которыми предстоит столкнуться, настало время для педагогов, родителей и законодателей собраться вместе и начать поиск решений — на благо всех учащихся государственных школ сегодня.

Вопросы? Свяжитесь с нами в Твиттере. @publicschoolreview

.

Важность обучения и развития в организации

Бхану Чопра

В постоянно меняющемся и быстро меняющемся корпоративном мире обучение и развитие являются незаменимыми функциями.

Обучение и развитие — одна из самых низких вещей в списке приоритетов большинства компаний. Когда это организовано, это часто происходит благодаря настойчивости отдела кадров. Однако организация надлежащего обучения и повышения квалификации сотрудников имеет огромное значение.Обучение позволяет сотрудникам приобретать новые навыки, оттачивать существующие, работать лучше, повышать производительность и быть лучшими руководителями. Поскольку компания — это сумма достижений сотрудников в индивидуальном порядке, организации должны делать все, что в их силах, чтобы сотрудники работали с максимальной отдачей.

Вот несколько причин, которые демонстрируют важность обучения и развития.

Ориентация на новых сотрудников

Обучение особенно важно для новых сотрудников.Это может проводить кто-то в компании, и это должно служить платформой для ознакомления новых сотрудников с процессами компании и устранения любых пробелов в навыках.

Устранение недостатков

У каждого человека есть недостатки, и обучение и развитие помогают сотрудникам их исправить. Например, в RateGain мы разделили весь персонал на несколько групп, чтобы обеспечить целенаправленное обучение, которое актуально для этих групп — обучение продажам, начинающие менеджеры, менеджеры среднего звена, высшее руководство, высшее руководство.

Улучшение производительности

Если недостатки и слабые места устранены, очевидно, что производительность сотрудника улучшится. Однако обучение и развитие также способствует усилению ваших сильных сторон и приобретению новых навыков. Для компании важно разбить потребности в обучении и развитии на соответствующих лиц. Если я могу привести примеры из своей организации, у каждого отдела есть целевые учебные группы. Как правило, они связаны с обучением разработке продуктов, обучением обеспечению качества, PMP и прочим, где внутренние и внешние эксперты по процессам содействуют различным программам.

Удовлетворенность сотрудников

Компания, инвестирующая в обучение и развитие, обычно имеет довольных сотрудников. Однако упражнение должно быть актуальным для сотрудников и таким, чтобы они могли чему-то научиться. Будет бесполезно, если обучение и развитие станут утомительными и скучными, а сотрудники будут посещать их только потому, что они должны. Как компания, мы уделяем особое внимание отраслевому обучению и отправляем множество сотрудников на международные семинары и конференции, которые могут быть для них полезны.

Повышенная производительность

В быстро меняющемся мире производительность зависит не только от сотрудников, но и от используемых ими технологий. Обучение и развитие имеют большое значение для ознакомления сотрудников с новыми технологиями, лучшего использования существующих и последующего отказа от устаревших. Это имеет большое значение для обеспечения эффективности и продуктивности работы.

Самоходный

Сотрудникам, прошедшим необходимые тренинги, требуется меньший контроль и руководство.Обучение развивает у сотрудников необходимые навыки и дает им возможность самостоятельно решать задачи. Это также позволяет руководителям и руководству сосредоточиться на более важных областях.

Чтобы превратить нашу компанию в обучающуюся организацию и поощрить культуру постоянного обучения среди сотрудников, мы запустили инициативу по обучению и развитию под названием «RateGain Lighthouse». Мы называем его маяком, поскольку он символизирует силу, руководство и направление. Мы проводим различные внутренние тренинги по развитию знаний, навыков и процессов.

Сеть способствует проведению различных тренингов, основанных на методиках экспериментального обучения. Мы также привлекли всемирно известных экспертов, таких как Аарон Росс, автор книги «Прогнозируемый доход» и всемирно известный коуч и инструктор по продажам. Его сеансы для наших отделов продаж изменили то, как мы работаем. Результаты наших инициатив по обучению и развитию были очень положительными и ясно показывают, что это не прихоть.

Программы обучения и повышения квалификации могут иметь огромное влияние на компанию.Как и любая другая функция в вашей компании, обучение и развитие должны быть сосредоточены на достижении целевых и ощутимых результатов для бизнеса. Главное — относиться к этому серьезно, рассматривать это как вложение капитала и ориентироваться на результат.

(Автор — основатель и генеральный директор RateGain)

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *