Философия и мировоззрение философский научный и религиозный взгляд на мир: Философское, научное и религиозное мировоззрение

4 Философия и мировоззрение.

Мировоззрение
– (основные убеждения человека) система
обобщенных чувствований, интуитивных
представлений и теоретических взглядов
на окружающий мир и место человека в
нем, на многосторонние отношения к миру,
к себе, реальная готовность человека
к определенному типу поведения в
конкретных обстоятельствах. Наличие
мировоззрения — показатель зрелости не
только личности, но и социальной группы.
Субъектом
мировоззрения

является и личность, и социальная группа,
и общество целом. Мировоззрение
определяется:

историческими условиями, личностью
человека, материальными условия,
культурой (образование, воспитание,
искусство). Структура
мировоззрения
:
1. знания 2. система ценностей 3. опыт, на
основании этого формируется поведение.
Мировоззрение включает
в себя проблемы
:
1.Что есть мир? Сущность бытия, космоса.
Кто сотворил? Есть ли начало? Есть ли
границы? 2.Мир стабилен или развивается?
Как развивается? 3.Сущность человеческого
бытия, его роль в этом мире? 4.Познаваемость
мира. 5.Проблема бога, смысла жизни,
личного бессмертия. Одно и тоже явление
рассматривается с разных позиций —
возникают разные формы общественного
сознания (нравственное, эстетическое,
правовое, экологическое). Главным
объектом мировоззрения человека является
его собственная жизнь. История
человеческого мировоззрения выработала
несколько основных
типов мировоззрений
:
1) мифология (язычество). 2) религия . 3)
ф-кое возникло параллельно религиозному
мировоззрению (основывается на научных
данных и отчасти на религии). 4) обыденное
мировоззрение. Оно является самым
проблематичным, т.к. составляет смесь
элементов всех типов мировоззрения,
включая и жизненный опыт. Мировоззрение
является выражением духовного инстинкта
самосохранения человека.

Философия составляет
теоретическую основу мировоззрения,
или его теоретическое ядро, вокруг
которого образовалось своего рода
духовное облако обобщенных обыденных
взглядов житейской мудрости, что
составляет жизненно важный уровень
мировоззрения. Но мировоззрение имеет
и высший уровень — обобщение достижений
науки, искусства, основные принципы
религиозных взглядов и опыта, а также
тончайшая сфера нравственной жизни
общества. В целом мировоззрение можно
было бы определить следующим образом:
это обобщенная система взглядов человека
(и общества) на мир в целом, на свое
собственное место в нем, понимание и
оценка человеком смысла своей жизни и
деятельности, судеб человечества;
совокупность обобщенных научных,
философских, социально-политических,
правовых, нравственных, религиозных,
эстетических ценностных ориентации,
верований, убеждений и идеалов людей.

В зависимости от
того, как решается вопрос о соотношении
духа и материи, мировоззрение может
быть идеалистическим или материалистическим,
религиозным или атеистическим. Материализм
есть философское воззрение, признающее
субстанцией, сущностной основой бытия
материю. Согласно материализму, мир
есть движущаяся материя. Духовное же
начало, сознание есть свойство
высокоорганизованной материи — мозга.
Идеализм есть философское мировоззрение,
согласно которому истинное бытие
принадлежит не материи, а духовному
началу — разуму, воле. Соотношение
философии и мировоззрения можно
охарактеризовать и так: понятие
«мировоззрение» шире понятия
«философия». Философия — это такая
форма общественного и индивидуального
сознания, которая постоянно теоретически
обосновывается, обладает большей
степенью научности, чем просто
мировоззрение, скажем, на житейском
уровне здравого смысла, наличествующего
у человека, порой даже не умеющего ни
писать, ни читать.

Итоговое определение
соотношения философии и мировоззрения
можно сформулировать так: философия —
это система основополагающих идей в
составе мировоззрения человека и
общества.

1 Философия и мировоззрение

Философия

Методические
указания для магистрантов и аспирантов

Статус
и предназначение философии в жизни
общества

Содержание

Введение

1 Философия и мировоззрение

2 Природа философских проблем и эволюция
предмета философии

3 Философия в системе культуры. Проблема
научности философии

4 Многомерность феномена философии и
ее социокультурный статус

5 Культурные традиции Востока и Запада
и типы философского мышления

6 Основные исследовательские стратегии
в постнеклассической философии

Задачи и упражнения

Философский словарь

Список литературы

Введение

Стремление философствовать, размышлять
над проблемами бытия присуще каждому
человеку. «Укрепляться в мудрости и
познавать самих себя свойственно людям»
(Аристотель). В отличие от обыденного
фило­софствования теоретическая
философия опирается на историко-философ­ский
и научный опыт, использует терминологию
и методологию, вырабо­танную в процессе
эволюции общества.

Изучение курса философии способствует
развитию человеческой способности
размышлять, осмысливать мир и себя в
этом мире, выходить за пределы
повседневности, проникать в суть событий.
Изучение филосо­фии помогает специалисту
преодолеть свою профессиональную
ограни­ченность, односторонность,
избежать участи человека-функции с его
пси­хологией винтика.

Мировоззрение – неотъемлемый атрибут
человеческого сознания, оно составляет
основание духовной жизни человека,
имеет индивидуаль­но-личностный
характер.

В историческом и субъективном смысле
оно предшествует философ­ским знаниям.

Термин «мировоззрение» впервые стал
использоваться И. Кантом и в простейшем
смысле означает совокупность взглядов
на мир. В разверну­том виде мировоззрение– совокупность взглядов и принципов,
опреде­ляющих наиболее общее видение,
понимание мира, места в нем человека,
его историческое происхождение и
назначение [1, с. 491]. Среди состав­ляющих
элементов мировоззрения выделяют:
информационную основу – обобщенные
знания о мире; убеждения – эмоциональная
уверенность в правоте своих взглядов;
ценности – значимые для человека
интересы и оценки; идеалы – мысленные
образцы поведения; нормы и принципы
дея­тельности – регулятивный компонент
мировоззрения.

Мировоззрение классифицируется по
различным признакам. По мес­ту в
духовной жизни человека выделяется
мироощущение– эмоциональ­но-психологический
– имиропонимание
понятийно-интеллектуальный уровни
мировоззрения. По степени понимания
мира – жизненно практическое и
теоретическое мировоззрение, по критерию
всеобщности – индивидуальное, групповое
(профессиональное, национальное,
классовое), общечеловеческое. Однако
вне личности, или на надличностном
уровне, мировоззрение не существует.

Мировоззрение изменяется на протяженности
жизни одного челове­ка и от эпохи к
эпохе. В ходе истории цивилизации
сформировались ос­новные типы
мировоззрения
: мифологический,
религиозный, философ­ский, научный,
а также современный – технократический.
Подобная клас­сификация дает возможность
обнаружить определенную закономерность
в развитии мировоззрения, но между его
историческими типами нет четких границ,
в настоящее время они продолжают
существовать самостоятельно, причудливо
переплетаясь в сознании современного
человека.

Мифология(от греч. «миф» – предание,
сказание; «логос» – учение, понятие) –
совокупность сказаний о богах и героях,
а также система фан­тастических
представлений о мире. Мифотворчество
– универсальный тип мировоззрения
первобытных этносов. Конкретность,
эмоциональность об­разов, отождествление
объективного и субъективного,
синкретичность, метафоричность превратили
мифологию в своеобразную символическую
систему, в рамках которой воспринимался
и объяснялся мир.

Мифологическое мировоззрение как
таковое не свойственно совре­менному
человеку, но отдельные его элементы
сохранились в духовной жизни общества
и личности [2].

Примитивные религиозные представления
были вплетены в мифоло­гическое
сознание, но со временем религиявыделилась в самостоятель­ную духовную
сферу. В отличие от мифологии онараздваивает мир на естественный(обыденный)и сверхъестественный(сакральный) и связана сверой в реальное
существование сверхъестественного
.

Э. Дюркгейм определял религию как форму
коллективной жизни, которую общество
навязывает человеку как социальное
действие, направ­ленное на «священный
объект», а священным является то, что
лежит за пределами обыденного бытия.

Религиозное мировоззрение, имея в своем
основании религию, включает в себя
совокупность идей и представлений о
сверхъестествен­ном, о мире и человеке,
а также религиозные чувства и переживания,
главное из которых — вера. Религия в
отличие от мировоззрения имеет
ре­лигиозный культ (обряды и ритуалы),
особую символику — предметы и действия,
в которые вкладывается сверхъестественный
смысл, опирается в своей деятельности
на иерархическую организацию.

Религия – неотъемлемый атрибут истории
общества, но иррацио­нальное в ней
приоритетно по отношению к рациональному.
С развитием цивилизации возрастает
потребность в рациональном действии и
знании. Из этой потребности в новом типе
мировоззрения возникает философия,
разрабатывающая общие принципы достижения
и использования рацио­нального знания.

Термин «философия» буквально означает
«любовь к мудрости» (от греч. «филео» –
люблю, «София» – мудрость). По свидетельству
античных авторов, слово «философ»
впервые употребил Пифагор, а термин
«фило­софия» – Платон.

Философское мировоззрениеотличается
от предшествовавших аб­страктно-понятийной
формой и предельно широким уровнем
обобщения; теоретическим осмыслением
мира; стремлением к целостности,
системати­зации знаний, в том числе
и научных; критическим отношением к
действи­тельности.

Вопрос № 4. Философия и мировоззрение.

4.1. Определение мировоззрения.

Мировоззрение
— это совокупность взглядов человека
на мир как целое, выражающих и определяющих
в обобщенной форме его отношение к миру
и выступающих основанием и ориентиром
его поведения и деятельности.

4.2.
Структура
мировоззрения
.

В
структуре мировоззрения условно можно
выделить 4 элемента, в полном соответствии
с его определением.

  1. Познавательный

    (Он включает конкретно-научную и
    универсальную картины мира, обобщенные
    результаты общественного познания,
    стили мышления того или иного народа
    или эпохи и т.д.). В рамках познавательного
    элемента можно выделить: естественнонаучный
    аспект,
    социальный
    аспект и гносеологический аспект.

  2. Ценностно-нормативный
    (Включает
    ценности, идеалы, убеждения, верования,
    нормы и т.д.) Этот компонент раскрывает
    в структуре мировоззрении наличие
    системы ценностей и норм, на которые
    человек ориентируется в своей жизни.
    Это, например, представления о добре и
    зле, счастье и несчастье, о смысле
    жизни, о справедливости и несправедливости
    и др.).

  3. Морально-волевой

    (Чтобы знания, ценности и нормы могли
    быть реализованы в поступках и действиях,
    необходимо их эмоционально-волевое
    освоение, т.е. превращение в личные
    взгляды, убеждения и верования, а также
    формирование психологической установки
    на готовность действовать в соответствии
    с ними).

  4. Практический
    (Он включает поступки и действия в
    соответствии с ин-дивидуальными
    ценностями и убеждениями.

Кроме
этого, в структуре мировоззрения можно
выделить два уровня:

Жизненно-практический
(обыденный), который формируется стихийно
в процессе жизненной практики каждого
человека. Этот уровень мировоззрения
отражает действительность со стороны
явления.

Теоретический,
который
формируется на основе философии и науки
и отражает сущностную сторону
действительности.

4.3. Роль философии в формировании мировоззрения

А)
Философия является автором картины
механизма формирования мировоззрения
как духовного феномена, ориентирующего
человека в мире, т.е. открывает, выявляет
и познает исторический процесс механизма
формирования мировоззрения как такового
и поэтому становится методологическим
основанием процесса формирования
мировоззрения у людей в процессе
социализации. Например, осознание
единства структуры деятельности
(цель-средство-результат) дает понимание
целостности и материальности мира.
Осознание роли материальных орудий
труда дает понимание сущностного
отношения человека к миру как активного,
практического, деятельного.

Б)
Философия является теоретическим ядром
мировоззрения и методологическим
средством его формирования. Это означает,
что, во-первых, в рамках философии
сознательно ставятся и на теоретическом
уровне разрешаются мировоззренческие
вопросы: В чем смысл бытия? Может ли
человек познать мир? В чем сущность
человека? Во-вторых, в рамках философии
разрабатываются наиболее общие методы
получения ответов на эти вопросы.

Вопрос № 5. Философия и наука.

1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.

2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-лософского знания и его функции. Основные разделыфилософии. 4. Источники философского знания. Ма-териализм и идеализм — основные направления фи-лософии.

1. Дофилософские мировоззрения и картины мира

Философия
— мировоззренческая форма сознания.
Од-нако
не всякое мировоззрение можно назвать
философским.У
человека могут быть достаточно связные,
но фантастиче-ские
представления об окружающем мире и о
себе самом.Каждый,
кто знаком с мифами Древней Греции (или
с ми-фами
других народов мира — египтян, вавилонян,
ассирий-цев),
знает, что на протяжении сотен и тысяч
лет людижили
как бы в особом мире грез и фантазий.
Эти верованияи
представления играли в их жизни очень
важную роль:они
были своеобразным выражением и хранением
историче-ской
памяти, регулятивом их социальной
организации.

Ушли
ли мифы и мифологическая форма
мировоззре-ния
в прошлое? Не осталось ли реликтов
мифотворчест-ва
в современном сознании и культуре? В
наше «просве-щенное»
время, пожалуй, уже никто не верит в
«трехкитов»,
на которых держится Земля, либо в
змия-иску-сителя,
ввергшего в смертный грех прародителей
челове-чества.
Но зато в широком сознании масс творятся
и жи-вут
иные, не менее, а может быть, и более
иллюзорныеидеи
(с полным основанием их следует признать
идеямимировоззренческими):
о расовом или национальном пре-восходстве,
о непогрешимости некоторых
политическихпартий
и бесконечной мудрости их вождей, о
коммуниз-ме,
к которому ведут «все дороги», и пр.
Мифологиче-ским
мировоззрением — независимо от того,
к далекому про-шлому
или сегодняшнему дню оно относится —
мы назовем такоемировоззрение
(или такую систему
взглядов
na
объективный мир
и
na место в пел человека),
которое
основано не
па теоретиче-
ских
доводах и рассуждениях, а либо на
художественно-эмоци-
ональном
переживании мира, либо па общественных
иллюзиях,

6

рожденных
неадекватным восприятием большими
груп-
пами
людей (классами, нациями) социальных
процессов
и
своей роли в них.
Одна
из особенностей мифа, безоши-бочно
отличающих его от науки, заключается в
том, что мифобъясняет
«все», ибо для него нет непознанного и
неизвест-ного.
Он является наиболее ранней, а для
современного со-знания
— архаичной формой мировоззрения.

Близким
к мифологическому, хотя и отличным от
негостало
религиозное
мировоззрение,
развившееся
из недреще
не расчлененного, не дифференцированного
обществен-ного
сознания. Как и мифология, религия
апеллирует кфантазии
и чувствам (это могут быть и очень высокие
чув-ства
— любви, веры, надежды, благоговения
перед жиз-нью,
бытием, мирозданием). Однако в отличие
от мифа ре-лигия
не «смешивает» земное и сакральное, а
глубочайшими
необратимым образом разводит их на два
противополож-ных
полюса. Творческая всемогущая сила —
Бог — стоитнад
природой и вне природы. Бытие Бога
переживается че-ловеком
как откровение. Как откровение человеку
данознать,
что душа его бессмертна, что за гробом
его ждет веч-ная
жизнь и встреча с Богом.

Религия,
религиозное сознание, религиозное
отноше-ние
к миру не оставались неизменными. На
протяженииистории
человечества они, как и другие
образованиякультуры,
развивались, приобретали многообразныеформы
на Востоке и Западе, в разные исторические
эпо-хи.
Но всех их объединяло то, что в центре
любого ре-лигиозного
мировоззрения стоит поиск высших
ценно-стей,
истинного пути жизни, и то, что и эти
ценности, иведущий
к ним жизненный путь переносится в
трансцен-дентную,
потустороннюю область, не в земную, а в
«веч-ную»
жизнь. Все дела и поступки человека и
даже егопомыслы
оцениваются, одобряются или порицаются
поэтому
высшему, абсолютному критерию.

Религия,
безусловно, ближе к философии, чем
мифоло-гия.
Взгляд в вечность, ценностное восприятие
жизни, по-иск
высших целей и смыслов присущи обеим
формам созна-ния.
Однако есть и различие. Религия —
сознание массо-вое.
Философия — сознание теоретическое.
Религия нетребует
доказательства, разумного обоснования
своих поло-жений,
истины веры она считает выше истин
разума. Фило-софия
— всегда теоретизирование, всегда
работа мысли.

По
отношению к философскому мировоззрению
дофило-софские
(дорациональные) мировоззренческие
формы и ис-торически
и логически оказываются их необходимым,
есте-

7

ственным
предшествием. Мифологическое сознание
былосознанием
глубокой, интимной связи человека и
природы вэпоху
родового строя. Религиозное сознание
(если говоритьо
его самой ценной, гуманистической
стороне) было первымчеловеческим
взглядом в вечность, первым
осознаниемединства
человеческого рода, глубоким
прочувствованиемуниверсальной
целостности бытия.

За
долгие века своего существования каждая
из миро-вых
религий создала свой образ мира,
выработала свой им-ператив
личного и социального поведения.
Христианствовсю
свою двухтысячелетнюю историю вынашивало
однуглавную
идею — эсхатологическую: идею «второго
прише-ствия»,
конца света, конца истории. В буддизме
(возник вдревней
Индии в середине I
тыс. до н. э.) центральная идея—
«нирвана»,
означающая
«угасание», «затухание» жизнии
стремления к ней. Угасание жизни,
прекращение желанийесть,
согласно учению этой религии, единственный
путь и кпрекращению
страданий, ибо жизнь и страдание всегда
не-разрывно
связаны между собой, не отделимы друг
от друга.В
человеческой культуре нет такого другого
примера косми-ческого
пессимизма. Третья мировая религия —
ислам (воз-ник
в VII в. н. з. в Аравии) — признает абсолютную
властьнад
миром единого Бога, воля которого навечно
предопре-делила
судьбу каждого.

Взаимоотношение
философии и религии в историикультуры
не было однозначным. В средние века (и
наЗападе,
и на мусульманском Востоке), когда
духовнаявласть
религии (и основанная на ней
политическаявласть
церкви) над людьми была безраздельной,
филосо-фии
отводилась лишь роль «служанки»
богословия. ВНовое
время, особенно в эпоху Просвещения
(XVIII
в.),философия
заявила о своей «эмансипации» от религии,
азатем
— в лице наиболее радикальных атеистов
— пред-приняла
настоящую атаку на религию и ее догматы.
В

XIX
в.
великий философ-идеалист Гегель, будучи
сам че-ловеком
умеренно-религиозных взглядов (он был
проте-стант-лютеранин),
в иерархии форм духа религию и фило-софию
отнес к самым его высшим формам, но все
же навершину
пирамиды поставил понятийное мышление,
т. е.философию,
а религии «присудил» лишь второе место.

Настоящий
ренессанс религия (и основывавшаяся на
нейрелигиозная
философия) пережили в России во второй
по-ловине
XIX
в.(Вл. Соловьев) и в первые два десятилетия

XX
в.,
известные как «серебряный век» русской
культуры(более
подробно об этом см. во II главе).

8

Философия и наука

Пробный камень ценности философии как мировоззрения и
методология — это степень, в которой она взаимосвязана с
жизнь. Это соединение может быть как прямым, так и косвенным,
через всю систему культуры, через науку, искусство,
мораль, религия, закон и политика. Как особая форма
общественное сознание, постоянно взаимодействующее со всеми своими
другие формы, философия является их общетеоретической
обоснование и интерпретация.

Может ли философия развиваться сама по себе, без поддержки
наука? Может ли наука «работать» без философии? Некоторые
люди думают, что науки могут стоять отдельно от
философия, которую ученый должен избегать
философствуя, последнее часто понимается как
беспочвенные и вообще расплывчатые теоретизирования.Если срок
философии дается такая плохая интерпретация, тогда, конечно,
любой согласится с предупреждением «Физика, остерегайтесь
метафизика! »Но такое предупреждение не относится к философии в
высший смысл термина. Частные науки не могут и
не должны нарушать их связи с истинной философией.

Наука и философия всегда учились у каждого
Другой. Философия неустанно черпает из научных открытий
свежая сила, материал для широких обобщений, а для
науки придает мировоззренческое и методологическое
импульсы его универсальных принципов.Многие общие руководящие идеи
лежат в основе современной науки.
провозглашается проницательной силой философских
мысль. Одним из примеров является идея атомной структуры
вещи, высказанные Демокритом. Некоторые домыслы о естественных
отбор был произведен еще в древности философом
Лукреций, а затем французский мыслитель
Дидро. Гипотетически
он ожидал того, что стало
научный факт два столетия спустя. Можно также вспомнить
Декартов рефлекс и предложение философа о
сохранение движения во Вселенной.Об общем
философский план Спинозы дал основания для универсального
принцип детерминизма. Идея существования
молекулы как сложные частицы, состоящие из атомов.
развит в трудах французского философа Пьера
Гассенди, а также россиянин Михаил Ломоносов. Философия
вынашивал гипотезу о клеточном строении животных.
и растительных организмов и сформулировал идею
развитие и всеобщая связь явлений и
принцип материального единства мира.Ленин сформулировал
одна из основополагающих идей современного естественного
наука — принцип неисчерпаемости
материя, на которую ученые полагаются как на фирму
методологическая основа.

Новейшие теории единства материи, движения, пространства и
время, единство прерывного и непрерывного,
принципы сохранения материи и движения, идеи
о бесконечности и неисчерпаемости материи были заявлены в
общая форма в философии.

Помимо влияния на развитие специализированных областей
знания, сама философия была существенно
обогатился прогрессом конкретных наук.Каждый крупный
научное открытие — это одновременно шаг вперед в
развитие философского мировоззрения и
методология. Философские утверждения основаны на наборах
факты, изучаемые науками, а также по системе
предложения, принципы, концепции и законы, обнаруженные через
Обобщение этих фактов. Достижения
специализированный
науки резюмируются в философских утверждениях. Евклидов
геометрия, механика Галилея и Ньютона, которые
веками влияли на умы людей, были великими достижениями
человеческого разума, сыгравшего «важную роль в формировании
мировоззрения и методология.И какой интеллектуал
революция была произведена гелиоцентрической системой Коперника,
что изменило всю концепцию структуры
Вселенной, или теорией эволюции Дарвина, которая имела
глубокое влияние на биологическую науку в целом и на нашу целую
представление о месте человека в природе. Менделеева
система химических элементов углубила наше понимание
структура материи. Теория относительности Эйнштейна изменилась
наше представление о взаимосвязи между материей, движением, пространством
и время.Квантовая механика открыла неизведанный мир
микрочастицы вещества. Теория высшей нервной
деятельность Сеченова и Павлова углубила нашу
понимание материальных основ умственной деятельности,
сознания. Кибернетика открыла новые горизонты для
понимание явлений информационного взаимодействия,
принципы управления в живых системах, в технологических
устройств и в обществе, а также принципы обратной связи,
система человек-машина и так далее. А что философски
значимые картины нам подарила генетика,
что углубило наше понимание взаимосвязи между
биологическое и социальное в человеке, отношения,
раскрыли тонкие механизмы наследственности.

Создание и развитие Марксом, Энгельсом и Лениным
наука о законах развития человеческого общества, имеющая
изменил представление людей о своем месте в естественном и социальном
вихрь событий занимает особое место в этом созвездии
достижений человеческого разума.

Если проследить всю историю естествознания и социальных наук,
нельзя не заметить, что ученые в их конкретных
исследования, при построении гипотез и теорий
постоянно применяемые, иногда бессознательно, мировоззрения и
методологические принципы, категории и логические системы
развиты философами и поглощены учеными в
процесс их обучения и самообразования.Все ученые
мыслящие в терминах теории постоянно говорят об этом с
глубокое чувство благодарности как в своих работах, так и в региональных
и международные конференции и конгрессы.

Итак, связь между философией и наукой взаимна и
характеризуются их постоянно углубляющимся взаимодействием.

Некоторые думают, что наука достигла такого уровня
теоретическая мысль, что ему больше не нужна философия. Но любой
ученый, особенно теоретик, в глубине души знает
что его творческая деятельность тесно связана с философией и
что без серьезного знания философской культуры
результаты этой деятельности не могут быть теоретически
эффективный.У всех выдающихся теоретиков есть
руководствовался философской мыслью и пытался вдохновить
своих учеников с его благотворным влиянием, чтобы
это специалисты, способные всесторонне и критически
анализируя все известные науке принципы и системы,
обнаруживая свои внутренние противоречия и преодолевая их
с помощью новых концепций. Настоящие ученые, и этим мы
обычно имеют в виду ученых с сильным теоретическим знанием,
никогда не отвернулись от философии.Действительно научный
мысль философична до глубины души, так же верно
философская мысль глубоко научна, уходит корнями в
сумма научных достижений Философская подготовка
дает ученому широту и проницательность, более широкий кругозор
в постановке и решении проблем. Иногда эти качества
блестяще выражены, как в работе Маркса,
особенно в
его Capital, или в
Широкие естественнонаучные концепции Эйнштейна.

Общность существенной части содержания
наука, ее факты и законы всегда связывали ее с
философия, особенно в области теории познания
край, и сегодня эта точка соприкосновения связывает его с проблемами
моральных и социальных аспектов научных открытий и
технические изобретения.Это достаточно понятно. Сегодня тоже
многие одаренные умы ориентированы на деструктивные цели. В
древние времена, как мы видели, почти каждый выдающийся ученый
был в то же время философом, и каждый философ был
в какой-то степени ученый. Связь науки и
философия существует тысячи лет. В настоящее время
условиях он не только сохранился, но и растет
существенно сильнее. Масштаб научной работы и
социальная значимость исследований приобрела огромную
пропорции.Например, сначала философия и физика
органически взаимосвязаны, особенно в работе
Галилей, Декарт, Кеплер, Ньютон, Ломоносов, Менделеев и
Эйнштейна, да и вообще в работе всех ученых с
широкий кругозор. Одно время считалось, что
философия была наукой наук, их высшим
линейка. Сегодня физика считается королевой
науки. Оба представления содержат определенную меру
правда. Физика с ее традициями, конкретные объекты
изучение и широкий спектр точных методов наблюдения и
эксперимент оказывает исключительно плодотворное влияние на все
или почти все области знаний.Философию можно назвать
«наука о науках», вероятно, в том смысле, что она
по сути, самосознание наук и
источник, из которого все науки черпают свое мировоззрение и
методологические принципы, которые на протяжении веков
Был
доведены до лаконичных форм. В целом философия и
науки — равноправные партнеры, помогающие творческой мысли в ее
исследования, чтобы достичь обобщающей истины. Философия не
заменяет специализированные науки и не командует ими, а
он вооружает их общими принципами теоретической
мышление, с помощью метода познания и мировоззрения.В этом
смысл научной философии законно держит один из ключевых
позиции в системе наук.

Искусственно изолировать специализированные науки от
философия сводится к осуждению ученых на поиски
мировоззренческие и методические ориентиры для своих
исследования. Незнание философской культуры неизбежно
отрицательно влияют на общие теоретические выводы
из данного набора научных фактов. Ничего не добиться
реальное теоретическое понимание, особенно глобального
проблемы специализированной науки, без широкого понимания
междисциплинарные и философские взгляды.Специализированный
ученые, игнорирующие философские проблемы, иногда обращаются
быть в плену полностью устаревшего или временного
философские идеи, даже не подозревая об этом сами. В
желание игнорировать философию особенно характерно для
такое течение буржуазной мысли, как позитивизм,
защитники утверждали, что науке не нужны
философия. Их непродуманный принцип заключается в том, что
«наука есть философия». Они работают над
предположение, что научные знания получили широкое развитие
достаточно, чтобы дать ответы на все философские проблемы
не прибегая к какой-либо актуальной философской системе.Но
«хитрость» философии заключается в том, что любая форма
презрение к ней, любое отрицание философии само по себе
вид философии. Избавиться от
философия, чтобы избавиться от всего
убеждения. Философия — это регулирующее ядро
теоретически мыслящий человек. Философия мстит
на тех, кто отмежевывается от него. Это видно
на примере ряда ученых, которые после
придерживаясь позиций грубого эмпиризма и презрения
философия со временем впала в мистицизм.Итак, звонки
ведь свобода от каких-либо философских предположений — признак
интеллектуальная ограниченность. Позитивисты, отрицая
философия на словах, на самом деле проповедовать ошибочную философию
агностицизма и отрицают возможность познания законов
существование, в частности, развития
общество. Это тоже философия, но она полностью
заблудшие, а также социально вредные.

Некоторым ученым может показаться, что они используют логический
и методологические средства развивались строго в рамках
своей специальности.Но это глубокое
заблуждение. На самом деле каждый ученый, осознает он это или
даже в простых актах теоретической мысли не использует
общие результаты развития когнитивных
деятельность, закрепленная в основном в философских категориях,
которые мы впитываем так же, как впитываем наше естественное, что нет
человек может составить любой теоретический язык утверждений, и
позже особый язык теоретических
мысль. Можно сказать, что несколько упрощая вопрос
без таких понятий, как собственность, причина, закон или случайность.Но
на самом деле это философские категории, разработанные
вся история человеческой мысли и особенно в системе
философской, логической культуры на основе опыта
все области знаний и практики.

Знание хода и результатов исторической
развитие познания, философских взглядов,
проводился в разное время всемирной универсальной цели
связи также важны для теоретического мышления, потому что
это дает ученому надежный критерий для оценки
гипотезы и теории, которые он сам выдвигает.Все
известно через сравнение. Философия играет огромную
интегрирующая роль в научных знаниях, особенно в
нынешняя эпоха, когда знания сформировали чрезвычайно разветвленную
система. Достаточно сказать, например, что одно лекарство
насчитывает около 300 специализированных филиалов. Медицина
«скальпелировали» человека на сотни маленьких частей, которые
стали объектами независимого расследования и
лечение.

Науки стали настолько разветвленными, что ни один мозг
универсальная банка
овладеть всеми своими ветвями или даже одним избранным
поле.Сегодня никто не может сказать, что он знает все
медицина, биология или математика, как некоторые люди могли
сказал в прошлом. Подобно Фаусту Гете, ученые понимают, что
они не могут знать все обо всем. Так они
пытаясь знать как можно больше о как можно меньшем
и становясь похожими на людей, копающих все глубже и глубже в колодец
и видеть все меньше и меньше того, что происходит вокруг них, или
как хор глухих, в котором каждый поет свой
настраивайтесь, не слыша никого.Такая узкая специализация
может привести, а в некоторых случаях уже привело к профессиональному
ограниченность. Здесь возникает парадокс. Этот процесс
как вредные, так и исторически необходимые и оправданные. Без
узкой специализации мы не можем добиться прогресса и в то же время
раз такая специализация должна постоянно заполняться
широкий междисциплинарный подход за счет интегрирующей силы
философский разум. В противном случае может возникнуть ситуация, когда
общий фронт развития науки будет все больше продвигаться вперед и
быстрее, и общие знания человечества увеличатся
в то время как человек, например, ученый, будет отставать
все дальше и дальше позади
общий поток информации и становится все больше и больше
ограничено с годами.Аристотель знал почти все
это было известно
его эпохи и составляли сущность
древняя наука, но сегодня, когда он бросает школу,
ожидается, что ученик знает гораздо больше, чем Аристотель. И это было бы
быть делом всей жизни даже для одаренного человека с феноменальным
память, чтобы узнать основы всех наук.

Более того, узкая специализация, лишенная всякой широты
видение неизбежно ведет к ползучему эмпиризму, к
бесконечное описание подробностей.

Что нам делать с накоплением целостного знания? Такой
сборка, тем не менее, может быть построена за счет интегрирующей способности
философия, которая является высшей формой обобщения всех
человеческие знания и жизненный опыт, совокупность
развитие всемирной истории. Посредством философии человек
разум синтезирует результаты человеческого познания природы,
общество, человек и его самосознание, которое дает людям
чувство свободы, открытый взгляд на мир,
понимание того, что можно найти за пределами его
обычное занятие и узкие профессиональные интересы.Если мы возьмем
не хитрости науки, а ученых большого масштаба, с
действительно творческий склад ума, который честно, мудро и
ответственно относимся к тому, что делают их руки и мысли, мы
обнаруживают, что они действительно понимают, что
подшипники в своей сфере, они должны учитывать
результаты и методы других областей знаний; такой
ученые максимально широко исследуют историю и
теории познания, построение научной картины
мира, и впитывать философскую культуру через ее
исторически сложившаяся система категорий сознательно
овладение всеми тонкостями логического мышления.Макс Борн, один
создателей квантовой механики, дает нам яркий
пример этого процесса. Борн глубоко разбирался в физическом
мысль, освещенная философским пониманием
его
тема.
Он был автором многих философских работ и
он
сам признал, что философские последствия
наука всегда интересовала
его более чем узкоспециализированный
полученные результаты. После Эйнштейна
он был одним из первых в мире
ведущих ученых к осознанию бесполезности позитивизма
попытки выступить в качестве основы для понимания внешнего
мир и наука и отрицать эту роль философии.

Философский подход позволяет преодолеть
односторонность в исследованиях, что отрицательно сказывается на
современная узкоспециализированная научная работа. Например,
естествознание сегодня находится под сильным влиянием интегративных
тенденции. Он ищет новые обобщающие теории, такие как
унитарная теория поля, общая теория элементарных
частицы
общая теория систем, общая теория управления,
информация и так далее. Обобщения на таком высоком уровне
предполагают высокую степень общенаучности,
Естественно-гуманитарная, а также философская культура.это
философия, которая защищает единство и взаимосвязь
все аспекты познания огромного и разнообразного мира
чья субстанция — материя. Как однажды заметил Вернер Гейзенберг,
для наших чувств мир состоит из бесконечного множества
вещи и события, цвета и звуки. Но чтобы
поймите, что мы должны ввести какой-то порядок, и
порядок означает признание равных, это означает какое-то
единство. Отсюда вера в то, что есть один
фундаментальный принцип, и в то же время трудность
извлеките из него бесконечное разнообразие вещей.Естественный
отправной точкой является то, что существует материальная первопричина
вещей, поскольку мир состоит из материи.

Интенсивное развитие современной науки, которая своим
блеск, как правило, затмевает другие формы интеллектуального
деятельность, процесс ее дифференциации и интеграции,
порождает огромное количество новых проблем, связанных с
мировоззрение и методология. Например, сделайте любые дополнительные
земные цивилизации существуют и есть ли жизнь в других
галактики? Как возникла Вселенная в данном качественном
определенность? Что подразумевается под бесконечностью пространства и времени?
Определенные области знаний постоянно сталкиваются с трудностями
методологического характера.Как можно судить о степени
какие физические или химические методы применимы к
исследование живой природы, не упрощая ее? В
современная наука не только имела необычно быстрое
накопление новых знаний; техники, методы и
стиль мышления также существенно изменился и продолжается
изменить. Сами методы исследования привлекают
интерес ученых, так как дискуссии на национальных и
международные симпозиумы и конгрессы-шоу. Следовательно
более высокие требования к философии, к теоретической мысли в
Общее.Дальнейшие научные познания в различных областях
развивается, тем сильнее тенденция изучать логические
система, с помощью которой мы получаем знания, сущность теории и
как он построен, чтобы проанализировать эмпирические и
теоретические уровни познания, исходные концепции
наука и методы достижения истины. Короче говоря,
науки показывают возрастающее желание познать себя,
ум становится все более и более рефлексивным.

Не только предмет той или иной науки и
методы его изучения проверяются.Мы пытаемся
определить точную социальную и моральную роль того или иного
наука играет или может играть в жизни общества, во что она
подразумевает или может означать для будущего человечества — пользу
или разрушение? это
тенденция к самопознанию, о которой много говорят оба
ученых и философов, обязательно проявит себя и
должен проявить себя в отношениях между философией и
наука.

Методологическое значение философского
принципы, категории и законы не должны
упрощенно.Неверно предполагать, что ни один
конкретная проблема может быть решена без них. Когда мы думаем о
место и роль философии в системе научных
познания, мы не имеем в виду отдельные эксперименты или
расчеты, но развитие науки в целом,
выработка и обоснование гипотез, битва
мнения, создание теории, решение внутренних
противоречия в данной теории, углубленное рассмотрение
исходные концепции науки, осмысление нового,
основные факты и оценка выводов, сделанных из
их, методы научного исследования и так далее.

Карл Ясперс, немецкий психиатр и философ, однажды
подчеркнули, что студенты, недовольные
философия часто поступала на естественнонаучные факультеты, чтобы
разбираются в «реальных вещах», которые затем изучаются
с энтузиазмом. Но позже, когда начали искать основу
для собственной жизни в науке, общие руководящие принципы
своих действий, они снова были разочарованы и
поиск вернул их к философии. Философия, помимо всего прочего
другие его функции, глубоко проникают в личную сторону человеческого
жизнь.Судьба человека, его внутренние эмоции и
желания, одним словом, его жизнь и смерть, от времени
с незапамятных времен составляли одну из кардинальных философских
проблемы. Безразличие к этому «человеческому» набору
проблемы, что является характерной чертой неопозитивизма,
по праву рассматривается как односторонний сциентизм, суть
что примитивно просто: философия должна быть наукой, подобной
естествознания и стремиться достичь того же идеала
математическая точность и достоверность. Но пока многие
научные исследователи смотрят только вовне, философы смотрят
как вовне, так и вовнутрь, то есть в окружающий мир
человек и место человека в этом мире.Философское сознание
рефлексивно по самой своей сути. Степень точности и
сам характер точности и достоверности в науке
поэтому философия должна отличаться. Кто, например,
отражает внутренний мир человека со всей его патологической
аберрации «точнее» — естествоиспытатель
с его экспериментальной техникой, математическими формулами и
графики или, например, Шекспира, Толстого, Достоевского, в
их бессмертные произведения, которые так сильно заряжены
философский смысл?

Здесь возникает огромная философская проблема.Как мы
преодолеть зияющий разрыв между математическими
естественнонаучное и технологическое мышление, с одной
с другой стороны, гуманитарная, социальная мысль? Как
мы должны разрешить напряженный и продолжающийся спор между
так называемые «лирики и физики», которые символизируют эти
два разных стиля мышления? Это то, что имеет
вредное воздействие на личность человека, втянутый в противоположный
направления по двум принципам. Эта болезненная дихотомия может
иметь негативные последствия для настоящего и будущего обоих
индивидуальный и коллективный человеческий разум.Так что это
образовательный, философский, моральный и глубоко социальный
проблема.

Философия, как мы уже сказали, — это не просто абстрактное
наука. Он также обладает оценочным аспектом, своим нравственным
принципы. Наука много чего дала человеку, но этика
или, проще говоря, совесть не входит в их число. В
оценочные, аксиологические и эстетические аспекты также важны
для науки. И они тоже не являются его частью.

Философия помогает нам достичь более глубокого понимания
социальная значимость и общие перспективы научных
открытия и их технические приложения.Впечатляющий
достижения научно-технической революции,
противоречия и социальные последствия, которые это вызвало,
поднимают глубокие философские проблемы. Современный
философский иррационализм дает пессимистическую оценку
научно-технический прогресс и прогнозирует во всем мире
катастрофа. Но здесь возникает вопрос об ответственности
философии, поскольку философия стремится понять
сущность вещей и здесь мы имеем дело с деятельностью
человеческий разум и его «необоснованные» последствия.Таким образом
вопрос о природе философии в наши дни перерастает в
вопрос об исторических судеб человечества и становится
жизненно важная социальная проблема. Насколько общество
постигать себя, рационально управлять собственным развитием, быть
хозяин своей судьбы, управлять последствиями своей
собственная познавательная и практическая деятельность?

Есть много вопросов, которые эпоха ставит перед человечеством
и на эти вопросы можно ответить философией. Для
пример, что ждет в будущем конкурирующих социальных
системы в современном мире? Каковы рациональные способы
устранение угрозы всеобщего уничтожения?

В современных условиях роль не только естествознания.
и технологии, но также и гуманитарных наук, изучающих
«человеческие дела», законы жизни и развития
общество, сильно выросло и будет продолжать расти,
время идет.Результаты социальных исследований сегодня
предполагается не только исключительным теоретическим, но и исключительным
прикладное, общественно-политическое значение. Сама структура
социальной жизни становится все более сложным, появляются новые формы человеческого
активности появляются научно-технические
революция продолжает свое наступление, роль социальных и
политические проблемы в жизни общества, в развитии
культуры неуклонно растет.

Революционные изменения сегодня коснулись всех сфер жизни:
производительные силы, наука с ее гигантским полем
практическое применение, технологии, политика, этнос
отношения, интеллектуальная жизнь в целом.Сам человек
меняется. В чем суть, причина этих изменений, которые
распространяются по миру и затрагивают самые разные
аспекты человеческой жизни? Каким образом различные аспекты
революционный процесс, охвативший планету
взаимозависимы? Какими последствиями будут научные и
технологическая революция для народов мира?
Разве мы не являемся свидетелями глубокого кризиса и не участвуем в нем?
всей нашей цивилизации? Что нам делать с повышенным
человеческих идеалов, когда мы сталкиваемся с угрозой самому
существование жизни на земле?

Надеемся, что в течение нескольких столетий люди наблюдали
развитие технологий при условии, что укрощение
силы природы принесут им счастье и изобилие, и
что этого будет достаточно, чтобы можно было устроить человеческую жизнь
на рациональных принципах.Человечество многого добилось, но
мы также навели «много беспорядка». Как долго
и в каком масштабе мы можем накапливать отходы
среди каких должен жить современный человек? Здесь нам нужен четкий и
философский взгляд на историю. Почему, из-за чего
противоречия, неужели силы, созданные и активируемые человеком
мозги и руки обращаются против самого человека и его разума? Почему
мир устроен так, что все его одаренные умы
стремится к разрушению, а не к созиданию? Разве это не
глубокая социальная и философская проблема? Появление
атомный век был отмечен ужасающим уничтожением и массовым
убийство.Как долго будет грозная тень атомного
бомба нависла над всеми человеческими радостями и надеждами?

На эти и другие великие вопросы нашего времени невозможно ответить
высшей наукой физикой, математикой,
кибернетика, химия, биология или естествознание как
в целом, хотя их открытия и были велики. Эти
вопросы, которые волнуют умы всего человечества и касаются
к жизни сегодня и в будущем, должен ответить
научная философия.

Естественно, решение всех насущных проблем нашей
время зависит не только от рационального философского
ориентация.Это также зависит от политической ориентации
наций и государственных деятелей, что, в свою очередь, связано с природой
социальной структуры.

Научная деятельность не только логична, но и имеет нравственную и
социально-политические последствия. Знание вооружает человека средствами
для достижения своих целей. Несомненно, что современные натуральные
наука — мощный «двигатель» технического прогресса.

В ожесточенной идеологической борьбе специализированные ученые,
отсутствие научного мировоззрения или методологии иногда оказывается
быть беспомощными взрослыми детьми перед реакционным
идеология и некоторые из них попадают в ее тиски.

.

О нас | Интернет-энциклопедия философии

Интернет-энциклопедия философии (IEP) (ISSN 2161-0002) была основана в 1995 году для обеспечения открытого доступа к подробной научной и рецензируемой информации по ключевым темам и философам во всех областях философии. Энциклопедия не получает финансирования и действует за счет добровольной работы редакторов, авторов, волонтеров и технических консультантов. В настоящее время у IEP более миллиона посетителей в месяц и около 20 миллионов просмотров страниц в год.Энциклопедия бесплатна и доступна всем пользователям Интернета во всем мире. В штате 30 редакторов и около 300 авторов есть докторские степени и профессора университетов по всему миру.

Заявление о целях

Цель IEP — предоставить подробную, научную, рецензируемую информацию по ключевым темам и философам во всех областях академической философии. Статьи Энциклопедии написаны с намерением, чтобы большая часть статьи могла быть понятна продвинутым студентам, специализирующимся в области философии, и другим ученым, которые не работают в области, охватываемой этой статьей.Статьи IEP пишутся экспертами, но не для экспертов по аналогии с тем, как журнал Scientific American пишется научными экспертами, но не в первую очередь для научных экспертов.

Важнейшей особенностью IEP является ее статус свободно доступного и некоммерческого ресурса, который главные редакторы, настоящие и будущие, будут стремиться увековечить. Таким образом, IEP не будет использоваться для получения прибыли каким-либо образом, например, путем повторной публикации статей, взимания платы за доступ к своим статьям или размещения рекламы.Ни один человек в IEP не получит никакой финансовой компенсации за любую работу IEP. Ни одна коммерческая организация не будет иметь какой-либо финансовой доли в IEP, а также коммерческая организация не может размещать рекламу в IEP.

Научные стандарты

Процесс подачи и рецензирования статей такой же, как и в случае с печатными философскими журналами, книгами и справочными материалами. Авторы — специалисты в тех областях, в которых они пишут, и часто являются ведущими авторитетами. Работы проходят экспертную оценку специалистов по строгим критериям.Процесс рецензирования является строгим и соответствует высоким академическим стандартам. В частности, автор отправляет статью конкретному редактору области IEP, который читает статью и делает первоначальное суждение об ее общем качестве. Многие заявки отклоняются на этом этапе. Затем редактор области отправляет перспективное сообщение квалифицированным судьям. Обычно на статью приходится два рецензента. Редактор области оценивает отзывы рецензентов, принимает решение о публикации и отправляет рекомендации автору.Затем большинство представленных материалов пересматриваются либо по форме, либо по существу. В некоторых случаях требуются дополнительные раунды проверки, и иногда мы должны отклонять записи из-за неадекватной проверки. Чаще всего любые проблемы с записями устраняются путем пересмотра — как и следовало ожидать, когда для написания записей нанимаются высококвалифицированные люди. Это обычная модель для статей и справочных материалов в научных журналах.

Следовательно, качество наших статей находится на уровне лучших многотомных энциклопедий философии, которые выходят в печати.В то время как статья, опубликованная в нашей Энциклопедии, может содержать оригинальное представление или оценку предмета, ее основная функция заключается в обзоре предметной области; таким образом, это не было бы прямым эквивалентом журнальной статьи, основная функция которой — продвижение своей области. Тем не менее, также бывает, что журналы время от времени публикуют или заказывают обзорные статьи, которые не предназначены для продвижения в данной области, и статьи IEP можно рассматривать как сопоставимые с такими обзорными статьями. За дополнительной информацией обращайтесь к главным редакторам.

Цитирующие записи

Вот предлагаемый способ цитировать наши статьи в вашем собственном письме:

  • «Натуралистическая эпистемология» Чейза Б. Ренна, Интернет-энциклопедия философии , ISSN 2161-0002, https://www.iep.utm.edu/, сегодняшняя дата.

Мы не публикуем конкретные даты публикации.

Поскольку Энциклопедия регулярно обновляется, мы архивируем более ранние версии для наших собственных записей; более ранние версии общедоступны в архиве.орг. Учителям и ученым с особыми потребностями, такими как подтверждение цитат и обнаружение плагиата, могут быть предоставлены копии более ранней версии статьи по запросу в генеральную редакцию.

Рекламные материалы

Вы можете скачать и перепечатать эти рекламные материалы.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *